Значение восстание на броненосце потемкин – Восстание на броненосце «Потёмкин» — Википедия

Восстание на броненосце Потемкин

Броненосец Потемкин

Содержание статьи:

1905 год, с 14 (27) июня по 25 июня (8 июля) 1905 год — на эскадренном броненосце Черноморского флота «Князь Потемкин Таврический» вспыхнуло революционное восстание матросов, ставшее одним из самых значительных событий Первой русской революции. Восстание на броненосце Потемкин произошло когда он стоял недалеко от Одессы, где проходила общая стачка рабочих. По официальной версии, поводом для восстания стала попытка командования накормить матросов гнилым червивым мясом.

Броненосец

Броненосец «Потемкин», крупнейший по тем временам боевой корабль, был построен на Николаевском судостроительном заводе, вооружен дальнобойной и скорострельной артиллерией, минными аппаратами. Вступил в строй в 1904 году. Команда — больше 730 человек.


Предыстория восстания

Поражения царской России в русско-японской войне 1904-1905 годов, начавшаяся в государстве революция усилили зарождаемое трудными условиями службы недовольство матросов, которое перерастало под влиянием революционной пропаганды в открытый протест. Центральным комитетом социал-демократической организации Черноморского флота («Севастопольская матросская централка») была развернута подготовка одновременного мятежа на всех кораблях флота, с расчетом поднять его осенью 1905 года. Однако восстание на броненосце Потемкин, который вышел из Севастополя в учебный поход к Тендровской косе (под Очаковом), вспыхнуло преждевременно, стихийно.

Причины. Ход восстания

14 июня — утром половина доставленного на корабль червивого мяса была положена в котел для готовки борща, оставшиеся туши оставили висеть на спардеке для «проветривания». Там их и обнаружила команда. Матросы отказались есть его. Командир броненосца капитан 1-го ранга Е.Н. Голиков, построив экипаж на палубе, заявил, что беспорядки вызваны «подстрекателями», и предложил тем, кто готов подчиняться приказам, перейти на другое место.

Большая часть матросов, включая членов социал-демократической организации, желавшими предотвращения преждевременного конфликта, подчинились приказу. 30 матросов, которые не успели перейти, старший офицер приказал покрыть брезентом и расстрелять. После чего матросы взялись за оружие, были убиты наиболее ненавистные офицеры во главе с Голиковым, а других — арестовали. Во время схватки был смертельно ранен руководивший матросами, член «Централки» Г. Вакуленчук. Восставших возглавил минно-машинный квартирмейстер Афанасий Матюшенко.

Под руководством прибывших на судно революционеров был избран руководящий орган — «судовая комиссия» — прообраз создаваемых уже в 1917 г. «ревкомов». В состав комиссии вошло около 30-ти матросов. К броненосцу «Потемкину» присоединился сопровождавший его миноносец № 267.

Прибытие броненосца «Потемкин» в Одессу

14 июня, около 8 вечера — броненосец под красным флагом прибыл в Одессу, где проходила всеобщая стачка. Известие о прибытии «Потемкина» вызвала ликование рабочих Одессы. Гарнизон колебался. Сложилась такая ситуация, в которой совместными усилиями рабочие и матросы могли захватить город. Возобновившая в эти дни деятельность контактная комиссия одесских социал-демократических организаций (большевики, меньшевики, бундовцы) отправила на броненосец своих представителей.

Выступавший перед Судовой комиссией большевик призывал высадить под прикрытием корабельной артиллерии десант для захвата ключевых объектов города. Однако убедить матросов так и не смог. Члены комитета заявили, что они не станут распылять силы до подхода всей эскадры и присоединения ее к восстанию. Не хватило решительных действий и одесским рабочим. Стачка не переросла в восстание. Меньшевики и бундовцы были против восстания. Большевистскую организацию ослабили аресты.

Правительство, придя в себя от растерянности, стянуло в Одессу войска, спровоцировало 15 июня при помощи деклассированных элементов и черносотенцев погромы и пожары. Одессу объявили на военном положении. 16 июня — были организованы похороны Г. Вакуленчука, которые превратились в политическую демонстрацию. Тем же днем «Потемкин» дал два артиллерийских выстрела по той части города, где находились власти и войска.

Подавление восстания

Для подавления восстания были отправлены две эскадры Черноморского флота (5 броненосцев, крейсер, 7 миноносцев). Царскими властями был отдан приказ заставить броненосец сдаться или потопить его. 17 июня — эскадры встретились у Тендры. Броненосец «Потемкин» вышел навстречу объединенной эскадре и, ответив отказом на предложение о сдаче, прошел сквозь строй кораблей. «Немой бой» завершился победой мятежного броненосца: матросы эскадры отказались открыть огонь по нему, а броненосец «Георгий Победоносец» перешел на сторону восставших. Боясь мятежа на других кораблях, командование эскадрой поспешило отвести ее в Севастополь. Революционные броненосцы отправились в Одессу. Кондукторы «Георгия Победоносца» попытались склонить команду к прекращению мятежа, а когда это не удалось, 18 июня посадили судно на мель и сдали властям. Это усилило колебания среди потемкинцев.

17 июня Восточное бюро ЦК РСДРП в Самару было отправлено письмо заграничного центра большевиков, в котором было предложено поддержать восстание. Письмо перехватила полиция. Тогда же по поручению В.Ленина в Одессу для руководства восстанием был отправлен представитель ЦК РСДРП М.И. Васильев-Южин, однако он прибыл в Одессу, когда «Потемкин» уже ушел из порта. Для пополнения заканчивающихся запасов угля и продовольствия, «Потемкин» вечером 18 июня ушел сопровождаемый миноносцем № 267 в Констанцу (Румыния). Там 20 июня Судовой комиссией были переданы воззвания: «Ко всему цивилизованному миру» и «Ко всем европейским державам», — потемкинцы заявили о своей решимости бороться с царизмом.

Румынское правительство отказалось отпустить «Потемкину» необходимые припасы, но предложило матросам сдаться на условиях военных дезертиров, что освобождало от насильственной депортации в Россию, гарантировав им личную свободу.

Дальнейшая судьба потемкинцев

Судно ушло к берегам Крыма. 22 июня оно прибыло в Феодосию, но и там «Потемкину» не удалось пополнить запасы угля и продовольствия. Лишенный возможности продолжать борьбу, броненосец 23 июня снова ушел в Констанцу, где 25 июня матросы сдали корабль румынским властям, а сами сошли на берег в качестве политических эмигрантов. Часть потемкинцев вернулась в Россию в 1905 году: их арестовали и осудили. Большинство экипажа вернулось на родину после Февральской революции 1917 года. Восстание «Потемкина» оказало большое влияние на революционизирование русской армии и флота.

Судебные процессы над матросами принимавшими участие в восстании продолжались вплоть до Февральской революции 1917 г. К суду привлекли 173 человека, вынесли несколько смертных приговоров, но только один из них привели в исполнение — был казнен лидер восставших

 Афанасий Матюшенко.

Судьба броненосца «Потемкин»

Румынское правительство передало корабль царским властям. 1905 год, октябрь — он был переименован в «Св. Пантелеймона». 1917 год, апрель — судно снова стало называться «Потемкин», а в мае 1917 года — «Борец за свободу». 1918 год — броненосец находился в Севастополе. 1919 год, весна — интервенты подорвали на броненосце цилиндры паровых машин. В 1923-1925 годах корабль разобрали.

Интересные факты

• 1905 год — среди революционеров экипаж «Потемкина» считался самым «отсталым» в идеологическом плане. Восстание на нем было полнейшей неожиданностью не только для властей, но и для представителей оппозиции.

• Из всей команды броненосца борщ, сваренный из тухлого мяса, съел только один человек — ученик кочегара Резцов. И как он сказал, борщ был «вкусный и жирный».

• Судового врача «Потемкина» Смирнова, который признал борщ годным для употребления в пищу, восставшие выбросили за борт. Офицер мог быть спасен следовавшим за броненосцем миноносцем, но его экипаж не сделал этого, потому как на броненосце был поднят сигнал, который запрещал что-либо поднимать из воды.

• Переименованный после мятежа в «Пантелеймон», броненосец «Потемкин» уже в ноябре 1905 г. снова принимал участие в мятеже — команда присоединилась к восставшим матросам крейсера «Очаков».

 

 


 

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru

Восстание на броненосце "Потемкин" - реферат, курсовая работа, диплом, 2017

Министерство образования РФ

Урал ГАХА

Кафедра Социальных наук

Реферат по отечественной истории

Восстание на броненосце

"Князь Потемкин - Таврический" 1905-1907гг.

Исполнила: ст. гр. …….

Руководитель: ……

Екатеринбург, 2009

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.

I. Глава: Восстание на броненосце « Князь Потемкин - Таврический»

1.1 Создание броненосца « Князь Потемкин - Таврический»

1.2 Причина восстания.

2.3 Красный флаг революции.

II. Заключение.

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Революция 1905 - 1907 годов была первой революцией эпохи империализма и среди трех российских революций испытала наименьшее внимание со стороны историков. Смена политического и экономического строя нашей страны повлекла интерес к пересмотру взглядов на историю России, в частности на революционные перемены начала XX века и их последствия. В настоящей работе сделана попытка беспристрастно осветить и осмыслить ключевые вопросы исторического периода, пришедшегося на период российской буржуазно-демократической революции, основываясь на ряде современных публикаций. Данная тема представляет немалый интерес для поиска и выяснения причин возникновения и исторических последствий этого важного события в отечественной истории.

За последние годы в России произошла смена общественно-политического строя, официальной идеологии, нравственных ценностей. Определились и новые подходы к изучению вопросов истории.

Некоторые историки, такие как Гросул В., Тютюкин С.Л., Т.Л.Шестова и К.Н. Дебихин переключаются на модную, конъюнктурно выгодную тематику, наблюдается погоня за сенсацией и стремление вытащить на свет как можно больше исторической грязи. Наблюдается явный парадокс: с одной стороны широкая гласность, отмена цензуры, плюрализм мнений и оценок, а с другой - тяга к оплёвыванию собственной истории. Такие настроения наблюдаются не только у "новых русских" - им не нужны ни новые революции, ни воспоминания о старых революциях, - но и у части народа, включая интеллигенцию. Изменились настроения и у историков революционного движения: одни предпочитают молчать, другие спешат отречься от своего прошлого, пытаются в очередной раз переписать историю с точностью наоборот.

Цель: Узнать, почему и как произошло восстание на броненосце "Князь-Потемкин Таврический", заложение броненосца, ставший сильнейшим в Черноморском флоте.

I. Глава: Восстание на броненосце «Князь Потемкин - Таврический».

2.1 Создание броненосца «Князь Потемкин - Таврический»

...Первая встреча броненосца «Князь Потемкин-Таврический» с правительственной эскадрой произошла утром 17 июня 1905 года. На восставшем корабле все было готово к бою. Под клотиком его фок-мачты развевался красный революционный флаг, сшитый матросами из двух сигнальных. На грот-мачте алел такой же боевой флаг: на его левой стороне было начертано «Свобода, равенство, братство», на правой - «Да здравствует народное правление!» Этими лозунгами потемкинцы бросали вызов эскадре, давая понять, что идут принять бой с ненавистным царским режимом за идею революции.

При виде движущегося полным ходом, готового открыть огонь могучего броненосца корабли эскадры, следуя команде флагмана, сбавили ход и повернули в сторону Севастополя. «Потемкин» победителем вернулся в Одессу...

10 октября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве был торжественно заложен броненосец, ставший сильнейшим в Черноморском флоте. Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Разработку проекта, а впоследствии и руководство строительством осуществлял корабельный инженер Севастопольского военного порта А. Э. Шотт, работавший ранее под руководством видного кораблестроителя Н. Е. Кутейникова.

Прототипом для "Потемкина" послужил построенный ранее броненосец "Три Святителя", однако проект нового корабля вобрал в себя ряд перспективных конструкторских решений, примененных при строительстве и других броненосцев. Так, его мореходные данные соответствовали ранее построенному броненосцу "Пересвет".

На "Потемкине" предусматривался возвышенный полубак, что позволяло уменьшить заливаемость носовой части корабля при волнении и поднять до 7.6 метра над поверхностью воды ось носовых орудий главного калибра. К тому же впервые было использовано централизованное управление артиллерийским огнем, которое осуществлялось из центрального поста, расположенного в боевой рубке.

Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции - вместо огнетрубных были установлены водотрубные, предназначенные для жидкого топлива. Чтобы усилить артиллерийское вооружение по сравнению с кораблем-прототипом, на "Потемкине" применили более совершенную броню с повышенной сопротивляемостью и за счет этого добились уменьшения ее толщины, а следовательно и массы. Первым на Черноморском флоте этот броненосец оснастили кранами для подъема шлюпок и катеров.

В сентябре 1900 года в торжественной обстановке эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь - для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван из-за большого пожара, вспыхнувшего в котельном отделении. Урон, причиненный огнем, оказался значительным. Особенно пострадали котлы. Пришлось заменить их другими, рассчитанными уже под твердое топливо. В том же, 1902 году во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Пришлось заменять их новыми, которые изготовили лишь к концу 1904 года. Все это в итоге чуть ли не на два года задержало ввод корабля в строй.

По тактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" был мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота. Кстати, по вооружению он превосходил близкий ему по типу эскадренный броненосец "Ретвизан", строившийся в Америке для русского флота, а также английские броненосцы типа "Куин" значительно большего водоизмещения. "Потемкин", правда, уступал им в скорости полного хода, но русское военно-морское командование считало 16 узлов вполне достаточной скоростью для броненосцев Черноморского флота.

Проектное водоизмещение "Потемкина" составляло 12,480 тонн, фактическое - 12,900 тонн. Длина корпуса - 113.2 метра, ширина - 22.2 метра и осадка - 8,4 метра. "Сердцем" энергетической установки являлись три группы паровых котлов, причем две из них (14 котлов) работали на жидком топливе, и одна, установленная взамен испорченных пожаром и состоящая из 8 котлов, - на угле. Их паропроизводительности было достаточно для привода двух вертикальных паровых машин тройного расширения суммарной мощностью 10,600 л.с. Скорость полного хода корабля составляла 16.7 узла. Гребные валы располагались симметрично, побортно и были оснащены винтами диаметром 4.2 метра каждый, допускавшими частоту вращения до 83 оборотов в минуту. Полный запас топлива составлял 950 тонн, усиленный - 1,100 тонн, причем 340 тонн приходилось на уголь, остальное - нефтяное топливо. Корабельные запасы воды рассчитывались на 14-суточное автономное плавание, а запасы провизии - на 60 суток. Дальность плавания составляла 3,600 миль при следовании экономическим десятиузловым ходом. (Изд: "Сергей Эйзенштейн" (избр. произв. в 6 тт) "Искусство", М., 1968 )

В носовой части корпус корабля имел таран, располагавшийся ниже конструктивной ватерлинии. По бортам, в подводной части корпуса, устанавливались бортовые скуловые кили - пассивные успокоители качки. Основные отсеки корабля отделялись друг от друга водонепроницаемыми переборками. Такими были подбашенные отсеки и котельные, а также машинные отделения.

Защита корабля проектировалась с учетом воздействия артиллерийского, минного и торпедного оружия противника. Для этого на нем предусмотрели броневую защиту жизненно важных объектов, включающую вертикальное наружное противоснарядное бронирование бортов и надстроек, и горизонтальное - броневую палубу со скосами из только что освоенной Ижорским заводом новой экстрамягкой никелевой стали, впервые примененной на крейсере "Диана". Бронировались также артиллерийские установки, шахты, боевые рубки. Предусматривалась и конструктивная подводная защита от мин и торпед.

Эскадренный броненосец обладал достаточно мощной по тому времени артиллерией: орудиями главного, среднего (противоминного) и малого калибров, установленными по всей длине корабля на полубаке, главной палубе, в носовых и кормовых срезах, а также на боевом марсе фок-мачты. Пулемет находился на специальной платформе грот-мачты.

Главный калибр был представлен четырмя 305-мм орудиями со стволами длиной 40 калибров, установленными в двух башнях - носовой и кормовой. Носовая располагалась на полубаке, перед средней надстройкой, а кормовая - позади надстройки на главной палубе. Масса одного такого орудия составляла 43 тонны. Скорострельность - 0.75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792.5 м/с, масса снаряда - 331.7 килограмма. Предельный угол возвышения орудий составлял 15 градусов. Заряжали их с помощью электромеханизмов - в мирных условиях практически за две минуты, а в соответствии с контрактными требованиями это время должно было составлять 1.25-1.5 минуты. Боекомплект одного орудия главного калибра состоял из 60 305-мм снарядов: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных и 2 картечных.

В артиллерию среднего калибра входили 152-мм орудия: причем 4 из них размещались на верхней палубе и 12 - на главной. Для защиты обслуживающей прислуги орудия размещались в бронированных казематах. По углам средней надстройки для установки 152-мм орудий были сделаны специальные выгородки с выходами из шахт элеваторов подачи боеприпасов. Ниже, на главной палубе, под надстройкой и до носовой башни главного калибра ставились только 152-мм орудия.

Несколько слов о 152-мм и 75-мм орудиях. Первые имели ствол длиной 45 калибров и массу 5 тонн. Скорострельность 152-мм орудий составляла 3 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792 м/с. Параметры вторых следующие: длина ствола 29.5 калибра, масса - 0.9 тонны, скорострельность - 4-6 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда - 823 м/с. Боекомплект в расчете на один ствол составлял: для 152-мм орудий - 180 снарядов (47 бронебойных, 47 фугасных, 31 сегментный, 47 чугунных и 8 картечных), для 75-мм - 300 снарядов (125 бронебойных, 50 сегментных и 125 картечных). Оба типа орудий являлись артиллерийскими системами патронного заряжания. Масса 152-мм снаряда - 41.3 килограмма, а 75-мм - 4.9 килограмма.

Помимо этого, на корабле было четыре 47-мм пушки Гочкиса на боевом марсе фок-мачты, две 37-мм пушки Гочкиса, две десантные пушки Барановского и пулемет. Таким образом, полное вооружение эскадренного броненосца "Князь Потемкин-Таврический" состояло из четырех 305-мм, шестнадцати 152-мм, четырнадцати 74-мм орудий, а также из четырех 47-мм, двух 37-мм пушек и пулемета. Помимо этого, корабль имел пять торпедных аппаратов, установленных ниже ватерлинии.

Броневая защита в районе ватерлинии состояла из листов толщиной 229 мм в средней части (между башнями главного калибра) и 203 мм в районе самих башен. Бронирование казематов артиллерии среднего калибра достигало 127 мм (бортовое, между палубой полубака и главной). Подбашенные отделения артиллерии главного калибра и внутренние помещения корабля, находившиеся под надстройкой между башнями, защищались бортовой 152 мм броней, а также носовой и кормовой броневыми 178 мм переборками, располагавшимися под углом к диаметральной плоскости корпуса. Артиллерийские башенные установки имели вертикальное 254 мм бронирование и горизонтальное (крыша) толщиной 51 мм. 75-мм орудия, установленные в носу корабля и на срезах полубака (побортно по одному), а также в корме ниже главной палубы, броневой защиты не имели.

К формированию команды броненосца приступили практически одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж, в котором готовили корабельных специалистов различного профиля - артиллеристов, машинистов, минеров. При вступлении броненосца в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров. (Изд: "Сергей Эйзенштейн" (избр. произв. в 6 тт) "Искусство", М., 1968)

Вывод: Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции, этот броненосец оснастили кранами для подъема шлюпок и катеров. По тактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" был мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота.

2.2 Причина восстания

"Почему и как произошло восстание на броненосце "Потемкин", вспыхнувшее летом 1905 года, всем нам хорошо известно из школьных учебников. Матросы российского флота отказались, есть борщ с червивым мясом. Командир приказал караулу окружить группу "отказников" и накрыть их брезентом, что означало расстрел. Но караул отказался стрелять в своих же. Матрос Григорий Вакуленчук вслух выразил протест. Старший офицер Гиляровский застрелил Вакуленчука. Началось восстание, в ходе которого наиболее ненавистные офицеры были убиты...

Сегодня многое в этой истории может показаться странным. Понятно, что служба на корабле определяется уставом. И расстрел трех десятков матросов непременно должен был бы вызвать расследование. Как бы эту казнь объяснил командир корабля? Дескать, матросики не пожелали есть борщ, поэтому пришлось их расстрелять? И зачем нужно было приговоренных к расстрелу накрывать брезентом? ...

Командир пообещал отправить пробу борща на исследование в Севастополь Инженер-механик Александр Коваленко, который присоединился к восставшим, в своих воспоминаниях, опубликованных в "Лiтературно-науковому вiснику" во Львове в 1906 году, писал: "... Вообще матросу живется совсем неплохо... обычная еда команды хорошая. Я, как и много кто из офицеров, часто охотно ел матросский борщ. Правда, бывали иногда, как я заметил, случаи неудовольствия команды мясом или маслом, но они были отдельные и всегда происходили от случайного недосмотра.

Тяжелым трудом матросы не обременены: обычный рабочий день не более восьми часов. В отношениях офицеров к команде постепенно завелся тот тон, который не только не позволяет им прибегать к кулачной расправе, но и вынуждает их оставаться в определенных рамках корректности. Даже те, которых очень немного между ними и которые, безусловно, являются исключением из них, что были бы не прочь припомнить иногда старину, вынуждены сдерживать себя: во-первых, из страха перед высшим начальством, которое скорее из осторожности, чем из каких-либо гуманных мотивов, обуславливает офицерам необходимость некой тактичности в отношениях к "нижнему чину", а во-вторых, из чувства неловкости перед товарищами".

Обратимся теперь к личности командира "Потемкина", капитана первого ранга Голикова. В 1903 году Голиков командовал крейсером "Березань". Во время перехода из Сухуми в Севастополь матросы отказались есть мясо, провисевшее на солнцепеке пять дней и ставшее червивым, и даже угрожали затопить корабль. Командир приказал выдать новую провизию, и инцидент был исчерпан. Следовательно, Голиков уже имел опыт поведения в такой ситуации.

Вообще-то, поскольку холодильников на кораблях не было, мясо с червями изредка появлялось на различных кораблях, но всегда удавалось избежать серьезных конфликтов.

А было ли червивое мясо на "Потемкине"? Утром 27 июня 1905 года во время уборки один из матросов заявил, что мясо, купленное накануне в Одессе, уже червивое. В материалах следствия значилось, что действительно на одном куске мяса были обнаружены личинки мухи. Судя по тому, что не все матросы в своих воспоминаниях придают значение этому обстоятельству, именно так и было. Корабельный врач Смирнов заявил, что достаточно помыть мясо соленой водой, и его можно употреблять в пищу. Матросы вспоминали, что когда прозвучал сигнал "к вину", то выполнять его пошли пьющие. Значит, на корабле были и непьющие матросы. Вполне возможно, что непьющие отдавали свои порции пьющим.

В материалах следствия указывалось также, что Панас Матюшенко и еще несколько матросов запрещали другим есть борщ - именно под их влиянием команда отказалась от еды.

Голиков приказал выстроить команду на палубе. Он пообещал запечатать пробу борща и послать в Севастополь на исследования. И приказал перейти на другое место тем, кто согласен есть. Матросы начали переходить. Перешли почти все. Но вдруг старший офицер Гиляровский задержал группу матросов, вызвал караул и приказал принести брезент. Большая часть команды отнеслась к восстанию неодобрительно С.Эйзенштейн писал, что сцена с накрытием матросов брезентом была режиссерской находкой. Бывший морской офицер, консультировавший съемочную группу, был в отчаянии от этой идеи. Он потом объяснил, что брезент расстилали под ногами приговоренных к расстрелу, чтобы кровь не испачкала палубу.

Интересно, что о начале восстания остались свидетельства только матросов. Офицеры, пытавшиеся его погасить, были убиты. Остались в живых только те офицеры, которые в момент вспышки восстания находились в каюте. О нем они потом рассказывали со слов тех же матросов. Корреспондент "Русского слова" И.Горелик в 1917 году в брошюре "Потемкинские дни", используя воспоминания участников восстания, утверждал, будто командир Голиков скомандовал: "Накрыть их брезентом. Расстрелять!" Но очевидцы свидетельствуют, что приказал подать брезент не Голиков, а Гиляровский. (Корреспондент "Русского слова" И.Горелик, в брошюре "Потемкинские дни")

Вывод: ... каковы же были причины восстания? Александр Коваленко вспоминал, что в матросской среде с каждым днем возрастала неприязнь к офицерам, к начальству.

Политический строй Российской Империи тормозил развитие общества, в стране нарастало недовольство. "Может ли матрос или солдат быть доволен тем, что он накормлен, - писал Коваленко, - если знает, что семья его голодает?"

После расстрела мирной демонстрации 9 января 1905 года матросы стали осознавать, что вскоре офицеры поведут их с оружием в руках против восставшего народа. Все это и стало глубинными причинами восстания. А в условиях матросского быта причин для мятежа не было.

Во всем мире восставшим сочувствовали. Когда Максименко и еще несколько человек отправились на родину, люди помогали им всем, чем могли. На границе русские пограничники, узнав, что перед ними потемкинцы, демонстративно отвернулись: мол, проходите, мы ничего не видим. Потемкинцев арестовали в Полтавской губернии и посадили в севастопольскую тюрьму. Они были освобождены только после Февральской революции."

2.3 Красный флаг революции

Тесные связи экипажа броненосца с революционно настроенными рабочими Николаева завязались практически с момента закладки корабля. Когда же командование узнало, что среди моряков распространяется нелегальная большевистская литература, корабль перевели на достройку в Севастополь.

Именно в этот период на Черноморском флоте стали появляться социал-демократические кружки, руководство которыми осуществлял подпольный Центральный военно-морской исполнительный комитет РСДРП во главе с большевиками А.М. Петровым, И.Т. Яхновским, А.И. Гладковым и другими. В его состав входил и организатор социал-демократической группы на "Потемкине" артиллерийский унтер-офицер Г.Н. Вакуленчук. Комитет поддерживал постоянные контакты с организациями РСДРП многих городов России и принимал деятельное участие в революционных событиях.

На Черноморском флоте готовилось вооруженное восстание, причем комитет планировал осуществить его осенью 1905 года. Это выступление должно было стать составной частью всеобщего восстания в России. Но получилось так, что на "Потемкине" оно вспыхнуло раньше - 14 июня, когда броненосец проводил опробование орудий на Тендеровском рейде. Поводом к нему послужила попытка командования броненосца учинить расправу над зачинщиками выступления команды, отказавшейся от обеда из испорченного мяса. В ответ на репрессии матросы захватили винтовки и разоружили офицеров.

Вспыхнула перестрелка. Были убиты командир корабля, старший офицер и несколько наиболее ненавистных команде офицеров. Остальных офицеров арестовали.

Следует отметить, что Г.Н. Вакуленчук был против восстания только на одном корабле. При этом обстановка заставила его принять руководство выступлением матросов на себя. Но случилось так, что в самом начале восстания Вакуленчук был смертельно ранен. Во главе революционных матросов встал другой большевик - А.Н. Матюшенко.

Овладев броненосцем, моряки избрали судовую комиссию и командный состав, приняли необходимые меры по охране оружия, механизмов корабля и арестованных. К восставшим присоединилась команда миноносца N 267, находившегося тогда на Тендеровском рейде и обеспечивавшего броненосец на стрельбах. На обоих кораблях были подняты красные революционные флаги. В 14.00 14 июня 1905 года команда новейшего корабля царского флота эскадренного броненосца "Князь Потемкин-Таврический" объявила его кораблем революции.

Вечером того же дня оба корабля пришли в Одессу, где происходила всеобщая стачка рабочих. Потемкинцы и одесские рабочие организовали массовую демонстрацию и траурный митинг во время похорон Вакуленчука. После этого броненосец произвел несколько боевых выстрелов по скоплениям царских войск и полиции. И такие ограниченные, скорее даже демонстративные действия, произвели ошеломляющий эффект, но :

17 июня 1905 года на усмирение восставших была послана правительственная эскадра кораблей Черноморского флота. В ее состав вошли броненосцы "Двенадцать Апостолов", "Георгий Победоносец", "Три Святителя", а также минный крейсер "Казарский". Царь Николай II счел восстание на "Потемкине" опасным и, не желая допустить, чтобы этот корабль крейсировал в Черном море под революционным красным флагом, отдал приказ командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Чухнину немедленно подавить восстание - в крайнем случае потопить броненосец со всей командой. При этом первая встреча эскадры с революционным кораблем окончилась победой потемкинцев, но судьба готовила ему новые, еще более трудные испытания.

Утром 18 июня с "Потемкина", стоявшего на внешнем рейде Одессы, заметили приближающуюся к городу усиленную эскадру, в которую уже входило 11 кораблей - пять броненосцев и шесть миноносцев. Развернутым строем шли они к рейду, намереваясь торпедами и снарядами уничтожить восставших.

И вновь готовый к бою броненосец вышел навстречу эскадре, которую на этот раз возглавил старший флагман вице-адмирал Кригер. На "Потемкине" решили огонь первыми не открывать - матросы надеялись, что к восстанию примкнут экипажи кораблей эскадры. На предложения идти на переговоры потемкинцы ответили отказом и, в свою очередь, пригласили самого командующего флотом прибыть на их корабль для переговоров. На "Ростиславе" - флагманском корабле Кригера - подняли сигнал "Стать на якорь". В ответ на это "Потемкин" пошел на таран "Ростислава", однако в последний момент изменил курс и прошел между ним и броненосцем "Три Святителя" - кораблем контр-адмирала Вишневецкого. Последний, опасаясь тарана, ушел в сторону. Революционный броненосец прорезал строй эскадры, держа оба адмиральских корабля в прицелах своих орудий. Выстрелов, однако, не потребовалось. Команды кораблей эскадры отказались стрелять в восставших товарищей и вопреки запретам командиров вышли на палубы и приветствовали проходящий "Потемкин" криками "ура!". И на этот раз царским адмиралам не удалось расправиться с восставшим кораблем. Учитывая настроение экипажей, Кригер приказал дать полный ход и на большой скорости стал уводить эскадру в открытое море. Рядом с "Потемкиным" остался броненосец "Георгий Победоносец": после переговоров с потемкинцами его команда также арестовала офицеров и присоединилась к восставшим. Позднее среди моряков "Победоносца" произошел раскол, он отстал от "Потемкина" и сдался властям. Это произвело тяжелое впечатление на потемкинцев - в команде началось брожение.

В Одессе, куда броненосец вернулся после второй встречи с эскадрой, не удалось получить ни провизии, ни воды. После долгих совещаний решено было идти в Румынию. 19 июня "Потемкин" в сопровождении миноносца N 267 прибыл в Констанцу. Но и там местные власти отказались выдать морякам необходимые запасы. Революционные корабли вынуждены были идти в Феодосию. Перед уходом из румынского порта потемкинцы опубликовали в местных газетах воззвание "Ко всем европейским державам" и "Ко всему цивилизованному миру", объяснив в них причины и цели восстания.

После отказа румынских властей обеспечить "Потемкин" продовольствием, топливом и водой положение сложилось критическое. Пришлось питать котлы забортной водой, что вело к их разрушению. После восстания А.Н. Матюшенко говорил: "Мы знали, какие надежды возлагает на нас русский народ, и положили: лучше умереть с голоду, чем бросить такую крепость".

В Феодосию броненосец пришел в 6 часов утра 22 июня 1905 года. Там его уже ждали регулярные части царской армии и жандармы. Группа матросов, высадившаяся на берег, была обстреляна ружейным огнем... Пришлось снова идти в Констанцу.

Прибыв туда 24 июня, матросы сдали свой корабль румынским властям, и на следующий день, спустив красный флаг непобежденного корабля революции, сошли на берег в качестве политэмигрантов. Команда миноносца N 267 не пожелала сдаваться местным властям и поставила корабль на якорь на внутреннем рейде.

26 июня в Констанцу прибыл отряд кораблей Черноморского флота. А на следующий день Румыния вернула эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" России.

Стремясь зачеркнуть в народной памяти даже само название корабля, в конце сентября 1905 года царское правительство переименовало его в "Пантелеймон". Но традиции потемкинцев продолжали жить на этом корабле. Экипаж "Пантелеймона" одним из первых на флоте поддержал восставших очаковцев, присоединившись к ним 13 ноября 1905 года.

Вывод: После февральской революции 1917 года кораблю вернули прежнее название, правда в несколько усеченном виде - он стал называться "Потемкин-Таврический". А месяцем позже, учитывая революционные заслуги его экипажа, присвоили новое имя - "Борец за свободу".

В годы первой мировой войны линейный корабль (с 10 декабря 1907 года в соответствии с новой классификацией эскадренные броненосцы отнесли к линейным кораблям) участвовал в боевых действиях в составе бригады линейных кораблей. Потемкинцы были активными участниками установления Советской власти в Крыму, многие из них позднее воевали и за Республику Советов.

В мае 1918 года линейный корабль "Борец за свободу" был захвачен кайзеровскими войсками. Позднее он перешел в руки деникинцев, а накануне прихода в Крым Красной Армии был взорван уходившими из Севастополя англо-французскими интервентами.

Заключение

Восстание на “Потемкине” имело историческое значение. Впервые большой военный корабль открыто перешел на сторону революционного народа. Восстание на броненосце показало, что армия, считавшаяся оплотом царизма, начала колебаться.

В. И. Ленин придавал громадное значение восстанию на броненосце «Потемкин». В статье «Революционная армия и революционное правительство» В. И. Ленин писал: «...Броненосец «Потемкин» остался непобежденной территорией революции и, какова бы ни была его судьба, перед нами налицо несомненный и знаменательнейший факт: попытка образования ядра революционной армии». (Изд: "Сергей Эйзенштейн" (избр. произв. в 6 тт) "Искусство", М., 1968)

По примеру потемкинцев, на основе их героического опыта в 1906-1907 годах последовал целый ряд мощных вооруженных выступлений революционных солдат и матросов, слившихся со всенародной борьбой против царского самодержавия. Этот опыт пригодился и позже, в ходе подготовки большевиками Февральской, а затем Великой Октябрьской социалистической революции...

Всякое явление имеет случайную, поверхностную видимость. И оно же имеет под собой глубоко таящуюся закономерность. Так было и с фильмом. "Потемкин". К двадцатилетнему юбилею годовщины 1905 года была задумана Агаджановой-Шутко и мною большая эпопея "1905", куда эпизод восстания на броненосце "Потемкин" входил наравне с другими эпизодами, которыми был так богат этот год революционной борьбы.

Начались "случайности". Подготовительные работы юбилейной комиссии затянулись. Наконец возникли осложнения со съемками картины в целом. Наступил август, а юбилей был назначен в декабре. Оставалось одно: из всей эпопеи выхватить один эпизод, но такой эпизод, чтобы в нем не утерять ощущение целостности дыхания этого замечательного года.

Еще беглая случайность. В сентябре есть съемочное солнце только в Одессе и Севастополе. В Севастополе и Одессе разыгралось восстание "Потемкина". Но здесь уже вступает и закономерность: эпизод восстания на "Потемкине", эпизод, которому Владимир Ильич уделял в свое время особое внимание, вместе с тем является одним из наиболее собирательных эпизодов для всего года. И вместе с тем любопытно вспомнить сейчас, что этот исторический эпизод как-то был в забытьи: где бы и когда бы мы ни говорили о восстании в Черноморском флоте, нам сейчас же начинали рассказывать о лейтенанте Шмидте, об "Очакове". "Потемкинское" восстание как-то более изгладилось из памяти. Его помнили хуже. О нем говорили меньше. Тем более важно было поднять его заново, приковать к нему внимание, напомнить об этом эпизоде, вобравшем в себя столько поучительных элементов техники революционного восстания, столь типичного для эпохи "генеральной репетиции Октября". ' А эпизод действительно таков, что в нем звучат почти все мотивы, характерные для великого года. Восторженность на Одесской лестнице и зверская расправа перекликаются с Девятым января. Отказ стрелять в "братьев", эскадра, пропускающая мятежный броненосец, общие настроения поголовной солидарности - все это перекликается с бесчисленными эпизодами этого года в & всех концах Российской империи, передающими потрясение ее основ.

Один эпизод отсутствует в фильме - финальный рейс "Потемкина" в Констанцу . Тот эпизод, который к "Потемкину" сугубо приковал внимание всего мира. Но этот эпизод доигрался уже за пределами фильма - доигрался в судьбе самого фильма, в том рейсе по враждебным нам капиталистическим странам, до которого дожил фильм.

Авторы картины дожили до того величайшего удовлетворения, которое может дать работа над историческим революционным полотном, когда событие с экрана сходит в жизнь. Героическое восстание на голландском военном судне "Цевен провин-сиен", матросы которого на суде показали, что все они видели фильм "Потемкин",- вот то, о чем хочется вспомнить сейчас.

О тех броненосцах, на которых кипит такая же революционная энергия, такая же ненависть к эксплуататорской власти, такая же смертельная злоба к тем, кто, вооружаясь, зовет не к миру, а к новой бойне, к новой войне. О том величайшем зле, имя которому фашизм. И твердо хочется верить, что на приказ фашизма наступать на социалистическую родину пролетариата всего мира его стальные дредноуты и сверхдредиоуты ответят подобным же отказом стрелять, ответят не огнем орудий, а огнем восстаний, как это сделали великие герои революционной борьбы - "Князь Потемкин Таврический" тридцать лет тому назад и славный голландский "Цевен провинсиен" на наших глазах.

Список литературы

1. Гросул В. Истоки трёх русских революций - //Отечественная история, 1997. - № 6. - С.420.

2. ДебихинК.Н. и Шестова Т.Л. История России-//История России, 1997- С. 360.

3. Тютюкин С.Л. Первая Российская революция в Отечественной историографии 90-х годов - //Отечественная история, 1996. - № 4. - С. 320.

referatwork.ru

Восстание на броненосце «Потемкин». Подъем революционной борьбы летом 1905 года

Митинг на броненосце Князь Потемкин Таврический. Фотография. Июнь 1905 года.

Новая волна революционного движения поднялась летом 1905 г. В политических стачках, связанных с празднованием 1 мая, приняло участие до 220 тыс. человек. Большим размахом и организованностью отличалась стачка 70 тыс. рабочих-текстильщиков Иваново-Вознесенска, продолжавшаяся два с половиной месяца. Для руководства ею был избран Совет уполномоченных— один из первых советов рабочих депутатов в России; деятельность Совета направлялась большевистским Северным комитетом РСДРП.

В июне 1905 г. массовые стачки и многотысячные демонстрации в Лодзи переросли в восстание. Три дня в городе происходили уличные и баррикадные бои с царскими войсками. Рабочие, главным оружием которых были лишь камни и плиты из мостовых, понесли огромные жертвы. В знак протеста против кровавой расправы над лодзинскими рабочими забастовали рабочие Варшавы и других городов.

Массовый характер приобретало крестьянское движение. Усиливалось недовольство в армии и особенно во флоте, рядовой состав которого включал в себя немало бывших рабочих, проникшихся революционными идеями.

Летом 1905 г. социал-демократическая организация Черноморского флота (в состав ее руководящего органа входил ряд большевиков) приступила к подготовке восстания, но оно вспыхнуло стихийно, раньше назначенного срока. 14 июня 1905 г. матросы броненосца «Князь Потемкин Таврический», возмущенные бесчеловечным обращением и неслыханной жестокостью командования, расправились с наиболее ненавистными офицерами и подняли на корабле красный флаг. Был избран судовой комитет во главе с минным машинистом Матюшенко. Восставший броненосец в сопровождении присоединившегося к нему эскадренного миноносца № 267 прибыл в Одессу, охваченную в этот момент всеобщей стачкой. Существовала реальная возможность объединения сил рабочих и матросов, однако она осталась неиспользованной. Одесская социал-демократическая организация, в которой большую роль играли меньшевики, проявила колебания и пассивность. Не было единства и у потемкинцев.

Воззвание команд броненосца Потемкин и миноносца №267 - Ко всему цивилизованному миру.

Решающие события произошли 17 июня. Против самого мощного броненосца был направлен почти весь Черноморский флот, получивший приказ захватить или потопить «Потемкин». Восставшие смело направили свой корабль навстречу эскадре и дважды прорезали ее строй. Матросы открыто приветствовали потемкинцев. Боясь восстания на других кораблях, командование поспешило увести их в море. Один из броненосцев — «Георгий Победоносец» — присоединился к восставшим, но был посажен на мель изменником унтер-офицером, которому матросы доверили командование. Через одиннадцать дней после начала восстания потемкинцы, израсходовав запасы угля и продовольствия, сдали корабль румынским властям в Констанце.

Восстание черноморских матросов, открыто заявивших «всему цивилизованному миру» о своем единстве с революционным народом, имело огромное политическое значение. Оно свидетельствовало, что царизм начинает терять свою военную опору. «…Броненосец «Потемкин» остался непобежденной территорией революции и, какова бы ни была его судьба, перед нами налицо несомненный и знаменательнейший факт: попытка образования ядра революционной армии», — писал в те дни В. И. Ленин.

Нарастающий подъем революции обострил политический кризис в стране. Либеральная оппозиция все более открыто выступала против царского правительства. Даже крупные капиталисты провозглашали себя сторонниками народного представительства. «Мы не можем удержать бурю, но во всяком случае мы должны постараться предотвратить слишком большое потрясение»,— откровенно объяснял один из либералов причину «полевения» буржуазии. В свою очередь европейские правительства, опасаясь дальнейшего углубления революции, оказывали давление на царизм в пользу немедленного заключения мира между Россией и Японией.

Заключение Портсмутского мира облегчило царизму борьбу с революцией. Незадолго до этого царское правительство, надеясь привлечь на свою сторону либеральную буржуазию, а с ее помощью и крестьянство, объявило (6 августа 1905 г.) о создании Государственной думы. Избирательный закон, подготовленный министром внутренних дел Булыгиным, обеспечивал абсолютное большинство мест в ней помещикам и крупной буржуазии. Рабочие и значительная часть городской мелкой буржуазии были лишены избирательных прав, как не обладавшие установленным имущественным цензом, а сельскохозяйственные рабочие — как не имевшие земельной собственности. Выборы должны были быть многостепенными. Думе предоставлялись лишь права законосовещательного органа. Либеральная буржуазия была готова удовлетвориться даже этими ничтожными уступками. Меньшевики, играя на руку либералам, предлагали участвовать в избирательной кампании.

Большевики выдвинули тактику активного бойкота «булыгинской думы», рассматривая бойкот как средство дальнейшего развития революции, изоляции либералов и привлечения крестьянства, демократических слоев города на сторону пролетариата. Жизнь доказала правильность большевистской тактики. Борьба за срыв «булыгинской думы» вылилась во всероссийскую политическую стачку.

www.history-at-russia.ru

ВОССТАНИЕ НА БРОНЕНОСЦЕ «ПОТЁМКИН» — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Восстание матросов броненосца «Князь Потемкин-Таврический», произошедшее 14-25 июня 1905 г., во время Первой российской революции 1905-1907 гг.

Моряки сочувствовали рабочим и демократически настроенной интеллигенции, но подчинялись дисциплине, пока во время учебных стрельб на судне не произошел бытовой конфликт. Матросы получили на обед испорченное мясо и отказались его есть. Старший офицер И. Гиляровский намеревался наказать «зачинщиков» неповиновения, которыми были объявлены случайные матросы. Тогда матросы во главе с В. Вакуленчуком и А. Матюшенко восстали. Началась перестрелка, был смертельно ранен Вакуленчук, после чего матросы стали убивать офицеров, включая командира корабля Е. Голикова и Гиляровского. Всего погибло 12 человек. Восставшие захватили миноносец 267. Формальным командиром был назначен прапорщик Д. Алексеев, лидером восстания оставался Матюшенко. Два корабля направились в Одессу, где уже происходили революционные волнения и всеобщая забастовка. В городе прошел митинг солидарности с матросами, был создан орган руководства восстанием «судовая комиссия» с участием одесских социал-демократов. Войска стреляли в толпу. В порту происходил погром. 16 июня был торжественно похоронен Вакуленчук, броненосец дал два выстрела по городу, которые не привели к жертвам. Черноморская эскадра пыталась 17 июня захватить мятежный броненосец, но матросы не хотели с ним сражаться, на кораблях начались волнения. При этом броненосец «Георгий Победоносец» присоединился к восставшим, после чего эскадра ретировалась в Севастополь, а революционные корабли пришли в Одессу. Попытка торпедировать восставшие корабли в Одессе также не удалась. Однако на «Георгии Победоносце» возобладали сторонники прекращения восстания, и  18 июня "Потемкин" покинул Одессу. К нему пыталась присоединиться восставшая 19 июня команда учебного судна «Прут», но не застала его в Одессе. Судно было захвачено правительственными кораблями близ Севастополя. 19 июня «Потемкин» прибыл в порт Констанца, где были оглашены «Обращение ко всему цивилизованному миру» и «Обращение к иностранным державам» с объяснением мотивов восстания, обличением самодержавия и порядков в царской армии. Затем «Потемкин» направился в Феодосию, откуда вернулся в Констанцу, где 25 июня «Потемкин» сдался румынским властям. Миноносец 267 ушел в Севастополь и сдался там. Вернувшихся в Россию активных участников восстания осудили в 1906 г. на различные сроки заключения. Восстание показало, что вооруженные силы ненадежны, но в то же время оппозиция не в состоянии объединить усилия разрозненных выступлений.

Исторические источники:

Революция 1905–1907 гг. в России. Документы и материалы. М., 1955.

Автор статьи: Шубин А.В.

Смежные статьи Литература
  • Гаврилов Б.И. В борьбе за свободу: восстание на броненосце «Потёмкин». М., 1987
  • Головков Г.З. Бунт по-русски: палачи и жертвы. Рандеву с революцией 1905-1907 гг. М., 2005
  • Кардашев Ю.П. Восстание. Броненосец «Потёмкин» и его команда. Киров, 2008

w.histrf.ru

Восстание на броненосце "Князь Потемкин-Таврический"

Тёмные времена Российской империи начались в первом десятилетии XX века. Предтечей событий 1905-07 гг. стали народовольцы, их дерзкие вызовы власти в 80-е годы века девятнадцатого. Тогда у силовых структур хватило мужества и патриотизма навести порядок в стране, а монархия поверила в благоразумие народа. Но дерзость, проявленная членами Народной воли, её притягательная сила вызова породила новое поколение бунтарей, которые готовы были на стихийный поступок, но не оценивали последствий. Яркий пример стихийного бунта показал экипаж нового броненосца «Князь Потёмкин-Таврический» в июне 1905 года.

Начало

Восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» было абсолютно стихийным событием. Дата его начала — 27 июня 1905 г., а причины можно перечислить в нескольких строках:

  • антивоенные настроения, вызванные поражениями на суше и на море в войне с Японией, позволили большевиками прочим революционерам накалить общество до беспорядков и провокаций;
  • южные приморские города с пёстрым населением и его взрывным характером были благим местом для пропаганды бунта и неповиновения, яркий пример – Одесса начала лета 1905 года;
  • молодой состав экипажа броненосца, состоящий на 80% из крестьян, жизнь которых была весьма тяжела, но голод и лишения им были не знакомы;
  • дерзкое поведение и неразумие офицеров.

По причине закрытия большинства торговых точек в Одессе ввиду опасения погромов в июне 1905 года, в условиях южной жары провиант поставлялся на борт тот, который смогли достать на берегу. Не утруждавшие себя поисками хорошей провизии снабженцы стали спровоцировали матросов, предложив им есть тухлятину. Мятеж вспыхнул на броненосце во время подготовки к пристрелке корабельных орудий, примерно в 100 милях от Одессы.

Развитие

Восстание матросов вполне могло сойти на нет, командиру почти удалось сбить волну негодования от несвежей пищи. Но искрой послужило желание офицеров непременно наказать матросов, даже не зачинщиков. И в этот момент стихию уже было не остановить. Призыв «Не дадим своих в обиду!» в течение часа обернулся частью расстрелянными, частью арестованными офицерами.

Понимая невозможность идти на попятную, возглавил мятежников квартирмейстер Матюшенко. Но слабая подготовка и явная несвоевременность мятежа позволила в течение 2 недель «Князю Потёмкину-Таврическому» курсировать по Чёрному морю в поисках воды и топлива. В море он встретился с Черноморской эскадрой, но атакован не был. Матросы броненосцев «Екатерина II» и «Георгий Победоносец» хотели присоединиться к восстанию, но их бунт был подавлен.  На самом же «Потемкине» отсутствие чёткого плана и грамотного организатора не давало уверенности участникам и эйфория лёгкой свободы и безнаказанности выветривалась очень быстро.

Все эти события привели к погромам в порту Одессы, несколько человек были убиты.

Развязка

После двух недель плавания, отчаявшись найти понимание и возможность пополнить запасы воды, продовольствия и угля у властей Румынии, экипаж сдался в порту Констанца. На правах дезертиров они получили вид на жительство. Корабль был возвращён Российской империи уже 9 июля, часть матросов также вернулись на Родину, где были преданы суду.

 

Восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» явило пример того, до чего доводят людей низость и пороки. Отвратительное поведение офицеров толкнуло матросов на еще более отвратительные меры. В результате и те, и другие сломали свою жизнь, а некоторые и вовсе ее лишились. Что, впрочем, не помешало революционерам активно использовать эти события для пропаганды.

 

istoriyakratko.ru

Восстание на броненосце «Потемкин»


Первая ласточка трех русских революций


Русские вновь оказались впереди планеты всей и на этом витке истории. Первой ласточкой крушения империализма стала революция 1905 – 1907 годов. Первым массовым выступлением под знаменами революции, стало восстание на знаменитом броненосце «Потемкин».
Историки посвятили ей не так много исследований, как двум другим русским революциям. Но от этого нисколько не меньше ее значение в смене политического, экономического строя, крутого поворота мировой истории. Ни у одного народа не получилось пока переписать историю наоборот и отречься от своего прошлого. Знание истории, правдивая оценка событий даст главное: объективную оценку последующих исторических событий.
Одной из значимых страниц революции 1905-1907 годов считается восстание на броненосце «Потемкин». Если быть до конца точным, то «полное» имя этого корабля «Князь Потемкин – Таврический».

История и причины восстания


История донесла до нас внешнюю причину восстания матросов на этом корабле. О ней просто и бесхитростно рассказали нам школьные учебники. На первый взгляд она проста. Матросы флагмана российского флота отказались есть борщ, при приготовлении которого было использовано червивое мясо. На отказ последовал жесткий приказ командира: группу взбунтовавшихся матросов окружить и накрыть брезентом. По тем временам это был прямой приказ к расстрелу. Караул приказ не выполнил, Конфликт стал еще более острым, когда матрос Григорий Вакелинчук, открыто высказал протест и его причины. Не задумываясь, старший офицер Гиляровский смертельно ранил мятежного матроса. После этого урегулировать конфликт мирным путем было уже не возможно: на корабле началось восстание, матросы пошли на убийство ненавистных офицеров.
На первый взгляд расстрел трех десятков матросов из-за некачественного борща ситуация трудно воспринимаемая сознанием. Тем более, по свидетельству очевидцев, положение матросов не было такое уж плохое. Они не были обременены непосильным трудом, пища была в основном качественная, в рационе были и мясо, и масло, рыба, и овощи. И уж если случались факты присутствия в питании некачественных продуктов, то редко и по недосмотру. В отношениях с офицерами, в соответствии с уставом, сохранялись определенные рамки, не способствующие скандальному поведению. Да и офицеры, следуя традициям флота, соблюдали тактичность в отношениях с «нижними чинами».
В последующем следствие показало, что червивое мясо в борще было скорее исключением, чем правилом, и стало только предлогом к бунту, а сама ситуация была подготовлена и спрогнозирована определенной частью личного состава команды.
Кроме того, историческим фактом являются воспоминания служивших, свидетельствующие, что не все матросы были сторонниками бунта. Верные присяге офицеры, пытавшиеся предотвратить бунт, были убиты. Часть представителей команды из числа офицеров, перешла на сторон. мятежников. Анализируя ситуацию накануне бунта, есть основания предполагать, что офицеры команды и командир Голиков, были не готовы к компромиссу, и жесткостью только усугубляли ситуацию.
Но, конечно, настоящей причиной бунта на «Потемкине» не был борщ с червивым мясом. Причины лежали гораздо глубже. Политический строй царской России во всех слоях которого нарастало недовольство, существенно тормозил развитие общества. То, что режим сдаваться не собирается, ярко продемонстрировал расстрел мирной демонстрации в День кровавого воскресенья, 9 января 1905 года. Офицеры, перешедшие на сторону восставших, сами матросы и те, кто вел среди них политическую пропаганду, понимали, что не сегодня, завтра может последовать приказ с оружием в руках идти против своего народа, подавляя его протест против обнищания. Это и было основной причиной волнений, а затем и открытого выступления матросов «Потемкина».
На бой кровавый, святой и правый.
Чтобы управлять захваченным кораблем, матросы Потемкина создали судовую комиссию, поменяли командный состав, взяли под охрану места хранения оружия, выставлен караул в местах содержания арестованных офицеров.
К морякам, объявившим свой корабль «кораблем революции» присоединились матросы команды миноносца № 267. Оба корабля подняли красный революционный флаг. Естественно, открытое выступление матросов против устава, и строя в целом должно было быть подавлено. Режим простить неповиновение не мог. 17 июня 1905 года правительственная эскадра приступила к подавлению мятежа на броненосце. Восставший корабль приготовился к бою. «Свобода, равенство, братство» и «Да здравствует народное правление» провозглашали надписи на обеих сторонах боевого флага, развевавшегося на грот – мачте. Не оставлял сомнений о намерениях восставших и красный революционный флаг под клотиком фок – мачты. Сомнений быть не могло: матросы решились на первое открытое революционное выступление среди флотских. Они демонстрировали угрожающей им эскадре, что готовы сражаться с царским режимом до последней капли крови за идею пролетарской революции. Готовность могучего броненосца дать бой эскадре сомнений не вызывала. Командование это поняло и решило в бой не вступать. Правительственные корабли отошли к Севастополю, броненосец Потемкин ушел на стоянку в Одессу, празднуя первую победу. По тактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" был мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота, именно поэтому, вступить с ним в открытый бой командиры правительственной эскадры не решились.

Предыстория восстания


Экипаж броненосца формировался практически с момента закладки корабля. Ожидая спуска на воду, матросы постоянно общались с рабочими Николаева, которые уже были революционно настроены. Встречи и беседы с агитаторами-партийцами, чтение нелегальной литературы сделали свое дело. Еще до спуска броненосца на воду, его экипаж проникся идеями революции сполна. Это было время начала активной революционной деятельности в России: на Черноморском флоте начали действовать социал – демократические кружки во главе с подпольным Центральным морским исполнительным комитетом РСДРП. Членом исполкома был и Григорий Вакуленчук, унтер – офицер с броненосца «Потемкин» В планах революционно настроенных моряков было восстание на Черноморском флоте. Выступления планировали на осень. Процесс ускорила попытка командования флота расправиться с инициаторами выступления команды. Изначально организаторы планировали, что выступление должно было стать составной частью всеобщего восстания в России. Ход событий изменился. Морякам броненосца пришлось дать бой империализму в гордом одиночестве.
Придя в Одессу после первого успеха противостояния с правительственным флотом, моряки поддержали стачку и митинг одесских рабочих, приняли участие в похоронах своего товарища Вакуленчука.

Последний бой революционных мятежников


Матросы понимали – их бой не закончен. Готовились, не планируя сдать судно. И время сражения настало. Царь Николай 11 хорошо понимал реальную политическую опасность восстания на Потемкине и сил на подавление мятежа решил не жалеть.17 июня эскадра в составе броненосцев "Двенадцать Апостолов", "Георгий Победоносец", "Три Святителя", минного крейсера "Казарский, других мощнейших кораблей Черноморского флота отправились на подавление восстания. Был отдан высочайший приказ: мятеж подавить или затопить броненосец. Утром 18 июня смотрящие Потемкина доложили о приближении к рейду 11 мощных кораблей эскадры. Намерения были понятны: торпедами и снарядами расстрелять стоящий на рейде Одессы корабль.
Броненосец Потемкин, под красным революционным флагом, был готов принять бой. Огонь первыми решили не открывать Восставшие рассчитывали на поддержку личного состава кораблей эскадры. И, действительно, получили ее. Матросы эскадры отказались стрелять в товарищей. Это позволило мятежному кораблю пройти между флагманским« Ростиславом» и броненосцем "Три Святителя". Революционный броненосец прорезал строй эскадры, не сделав ни единого выстрела. Команды эскадры приветствовали Потемкин. Правительственная эскадра отошла в открытое море. К мятежному кораблю присоединилась команда броненосца "Георгий Победоносец».
С этого дня начались мытарства мятежного броненосца. Порт Одессы отказал команде в пополнении запасов воды и еды, отправившись в Румынию, в порту Констанци он вновь получил отказ в пополнении провизии. Корабль направился в Феодосию, опубликовав в Румынии воззвание "Ко всем европейским державам" и "Ко всему цивилизованному миру", объяснив в них причины и цели восстания. Попытки высадиться в Феодосии провалились, корабль вновь ушел в Румынию. Здесь моряки сдали свой непобежденный корабль румынским
Властям, спустив с мачты красный революционный флаг, и сошли на берег в статусе политэмигрантов.
Румынские власти ссориться с царским режимом России не решились и броненосец «Князь Потемкин – Таврический» России вернули.
Подвиг, отвага, готовность к самопожертвованию русских моряков без внимания в мире не остались. Ими восхищались, им сочувствовали. Возвращение их в Россию было сложным. В пути им помогали и поддерживали и делом, и материально. Все вернувшиеся в Россию моряки были арестованы властями в Полтавской губернии и посажены в тюрьму Севастополя. Февральская революция помогла им обрести свободу. Большинство из них примкнуло к профессиональной политической деятельности, революционному движению в России.
Первое открытое выступление моряков против правящего режима имело огромное историческое значение. Это был первый в истории флота факт, когда команда большого военного корабля открыто перешла на сторону революционного движения, продемонстрировал,
Оплот правления, колеблется, и больше таковым не является. Свершившиеся после этого Февральская и Октябрьская революции это доказали.


www.istmira.com

Восстание на броненосце «Потёмкин» | Леворадикал

Броненосец «Потёмкин-Таврический»

Всероссийское вооруженное восстание, которое готовила РСДРП, должно было начаться осенью 1905 года. Готовились к нему под руководством большевиков и матросы Черноморского флота. Однако на броненосце «Потёмкин» стихийный бунт начался намного раньше.

Броненосец находился на рейде, команда проводила опробование орудий и занималась обеспечением стрельб. Поводом к восстанию послужил роковой инцидент. 14 июня матросы броненосца отказались от обеда, возмутившись по поводу испорченного мяса. Командование корабля попыталось пресечь бунт на корню, но матросы быстро разоружили офицеров. Во время вспыхнувшей перестрелки были убиты несколько человек из командования броненосца, в том числе командир корабля. Остальных офицеров взяли в заложники.

Руководство восставшими матросами взял на себя большевик Г. Н. Вакуленчук. Но во время стрельбы его смертельно ранили, и во главе революционного восстания встал другой член РСДРП А. Н. Матюшенко.

Григо́рий Ники́тич Вакуленчу́к (1877, с. Великие Коровинцы (Житомирская область) — 27 июня 1905, борт броненосца «Потёмкин»)

После захвата броненосца матросы выбрали своих командиров, судовую комиссию, определили правила охраны оружия, корабля и арестованных. Команда миноносца № 267 тоже подняла революционный красный флаг восстания.

Император справедливо счёл восстание на «Потёмкине» очень опасным сигналом. Командующий Черноморской флотилией вице-адмирал Чухнин получил приказ немедленно подавить восстание любыми методами, вплоть до затопления броненосца вместе с командой, нарушившей священную воинскую присягу.

Подпишитесь на нас в telegram

Афана́сий Никола́евич Матюше́нко (2 мая 1879, село Дергачи, Харьковский уезд, Харьковская губерния — 20 октября (2 ноября) 1907, Морской завод, Севастополь)

17 июня эскадра, состоящая из броненосцев «Георгий Победоносец», «Три Святителя», «Двенадцать Апостолов» и минного крейсера «Казарский», вышла в море на усмирение восставших. Однако первая встреча революционного корабля с правительственными судами окончилась неожиданной победой «Потёмкина». Утром 18 июня мятежный броненосец стоял на внешнем рейде Одессы. К нему приблизилась эскадра, состоящая из 11 судов: шести миноносцев и пяти броненосцев. Командовал ею старший флагман вице-адмирал Кригер. Восставшие, выйдя в море навстречу правительственным кораблям, не планировали открывать огонь первыми. Моряки считали, что экипажи этих кораблей решат присоединиться к восстанию. Дерзкие потёмкинцы отказались идти на переговоры с командующим флотом и пошли на таран «Ростислава» — флагманского корабля Кригера. В последний момент восставшие изменили курс и прошли между «Ростиславом» и броненосцем контр-адмирала Вишневецкого «Три Святителя», прорезая строй эскадры и держа корабли адмиралов под прицелами своих орудий. А команды эскадры отказывались стрелять в мятежников и приветствовали команду «Потёмкина» криками «Ура!», невзирая на запреты командиров.

Почувствовав настроение экипажей кораблей, Кригер на большой скорости повел эскадру в открытое море. Однако броненосец «Георгий Победоносец» не последовал за адмиральскими кораблями: его команда переговорила с потёмкинцами и поддержала их, посадив под арест своих офицеров. Но позднее среди восставших на «Победоносце» произошел раскол, и он сдался властям.

После этой встречи с командованием флота «Потёмкин» вернулся в Одессу, но не смог получить там воду и провизию. Команда решила идти в Румынию. Броненосец и сопровождавший его миноносец № 267 пришли в Констанцу 19 июня, но местные власти также не дали мятежникам ни топлива, ни продовольствия и воды. Перед выходом из румынских вод в Феодосию матросы – революционеры опубликовали в газетах воззвания под заголовками «Ко всему цивилизованному миру» и «Ко всем европейским державам». В них они попытались объяснить причины и цели своего бунта.


Воззвание команд броненосца «Потемкин» и миноносца № 267 — «Ко всему цивилизованному миру»

Положение на броненосце стало критическим. Котлы приходилось питать забортной водой, которая их разрушала. «Потёмкин» пришёл в Феодосию ранним утром 22 июня, но мятежников уже ждали жандармы и регулярные войска. Бунтовщики решили вернуться в Румынию.

Прибыв в Констанцу 24 июня, бунтовщики сочли за честь сдать свой корабль румынским властям. Назавтра они спустили красный флаг и сошли на берег как политэмигранты.

Корабли Черноморского флота прибыли на румынский берег 26 июня, чтобы на следующий день вернуть России с согласия румын эскадренный броненосец «Князь Потемкин — Таврический».

После октябрьского переворота «Потемкин» стал называться «Борец за свободу». Мятежный корабль ждала незавидная участь. В 1918 году он был захвачен войсками кайзера, чуть позже перешел в армию генерала Деникина. Когда же красная армия готовилась штурмовать Крым, корабль, ставший первый символом русской смуты, взорвали покидавшие Севастополь англо-французские интервенты.

Вениамин Ключ

Источник

Арестованные матросы — участники восстания на броненосце «Потёмкин». Севастополь.


Участники восстания на броненосце «Потемкин», учебном корабле «Прут» и броненосце «Георгий Победоносец». Слева направо: И.А. Лычев, И.П. Шестидесятый, М.П. Панфилов, А.И. Лебедь, А.Ф. Царев (1955, Севастополь)

Ещё по теме:

Черноморская Голгофа Петра Шмидта
СИГНАЛ: „КОМАНДУЮ ФЛОТОМ — ШМИДТ”
Войско и революция

Восстание в Севастополе все разрастается. Дело близится к развязке. Борющиеся за свободу матросы и солдаты устраняют начальство. Порядок поддерживается полный. Правительству не удается повторить кронштадтской гнусной проделки, не удается вызвать никаких погромов. Эскадра…

Из статьи Л. Троцкого «Красный флот»

levoradikal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *