епрст !!!стОит ли жить на свете после такого ???особенно «порадовал» коммунизм в 2076 году …
Сергей Майоров Просветленный (40289), закрыт 10 лет назад Предсказания Ванги
2008 — Покушения на 4 глав правительств. Конфликт на Индостане. Это явится одной из причин 3 — ей мировой войны.
2010 — Начало 3 — ей мировой войны. Война начнется в ноябре 2010 года и окончится в октябре 2014 года. Начнется как обычная, затем будет применено сначала ядерное, а потом и химическое оружие.
2011 — В результате выпадения радиоактивных осадков в Северном полушарии не останется ни животных, ни растительности. Затем мусульмане начнут химическую войну против оставшихся в живых европейцев.
2014 — Большинство людей будет страдать гнойниками, раком кожи и др. кожными болезнями (следствие химической войны).
2016 — Европа почти безлюдна.
2018 — Новой мировой державой становится Китай. Развивающиеся страны превращаются из эксплуатируемых в эксплуататоров.
2025 — Европа все еще мало заселена.
2028 — Создание нового источника энергии (вероятно, это контролируемая термоядерная реакция). Голод постепенно преодолевается. Стартует пилотируемый космический корабль к Венере.
2033 — Полярные льды тают. Повышается уровень Мирового океана.
2043 — Мировая экономика процветает. В Европе правят мусульмане.
2046 — Выращиваются любые органы. Замена органов становится одним из лучших методов лечения.
2066 — Во время нападения на мусульманский Рим, США применяют новый вид оружия — климатический. Резкое похолодание.
2076 — Бесклассовое общество (коммунизм).
2084 — Восстановление природы.
2088 — Новая болезнь — старение за несколько секунд!!!
2097 — Быстрое старение побеждено.
2100 — Искусственное Солнце освещает темную сторону Земли.
2111 — Люди становятся киборгами (живыми роботами).
2123 — Войны между малыми государствами. Державы не вмешиваются.
2125 — В Венгрии получат сигналы из космоса (опять все вспомнят о Ванге).
2130 — Колонии под водой (с помощью советов инопланетян).
2164 — Животных превращают в полулюдей.
2167 — Новая религия.
2170 — Большая засуха.
2183 — Колония на Марсе становится ядерной державой и требует независимости от Земли (как когда — то США от Англии).
2187 — Удастся остановить извержение 2 крупных вулканов.
2195 — Морские колонии полностью обеспечены и энергией и пищей.
2196 — Полное смешение азиатов и европейцев.
2201 — На Солнце замедляются термоядерные процессы. Холодает.
2221 — В поисках внеземной жизни человечество вступает в контакт с чем — то ужасным.
2256 — Космический корабль занес на Землю новую страшную болезнь.
2262 — Постепенно меняются орбиты планет. Марсу угрожает комета.
2271 — Заново рассчитаны изменившиеся физические константы.
2273 — Смешение желтой, белой и черной рас. Новые расы.
2288 — Путешествие во времени. Новые контакты с инопланетянами.
2291 — Солнце остывает. Предпринимаются попытки зажечь его снова.
2296 — Мощные вспышки на Солнце. Изменяется сила притяжения. Начинают падать старые космические станции и спутники.
2299 — Во Франции — партизанское движение против ислама.
2302 — Открыты новые важные законы и тайны Вселенной.
2304 — Открыта тайна Луны.
2341 — Нечто страшное приближается к Земле из космоса.
2354 — Авария на одном из искусственных Солнц приводит к засухе.
2371 — Великий голод.
2378 — Новая быстро растущая раса.
2480 — Столкнутся 2 искусственных Солнца. Земля в сумерках.
3005 — Война на Марсе. Нарушатся траектории планет.
3010 — Комета протаранит Луну. Вокруг Земли — пояс из камней и пыли.
3797 — К этому времени на Земле погибнет все живое, но человечество сможет заложить основы для новой жизни в другой звездной системе.
Дополнен 10 лет назад
простите за спам флуд баян и просто шнягу …не бейте и минусов не ставтье !!!
Дополнен 10 лет назад
я просто проверял скока букв в опрос влезет — многа влезет !!!
Остальные ответы
Похожие вопросы
Также спрашивают
otvet.mail.ru
Что такое КОММУНИЗМ — простой ответ что это значит
Коммунизм – это утопическая философская идея об идеальном экономическом и общественном обустройстве государства, где процветает равенство и справедливость. На практике, данная идея оказалась нежизнеспособной и нереализуемой в силу множества причин.
Что такое Коммунизм простыми словами – кратко.
Простыми словами, коммунизм – это идея создания общества, в котором люди будут обеспечены всем необходимым, независимо от их возможностей. В идеале при коммунистическом строе, не должно было быть бедного и богатого класса, а все ресурсы страны должны равномерно распределятся между всеми гражданами поровну. В данной схеме, отсутствует частная собственность как таковая, а все люди трудятся для создания общего блага. Естественно, что данная идеология относится к разряду утопических в силу природы самого человека.
Суть коммунизма.
Прежде чем начать разбираться в сути коммунизма, следует понять тот факт, что изначальная идея и ее практическая реализация, это совершенно разные вещи. Если саму идею в принципе можно назвать вполне гуманной и идеалистической, то способ ее воплощения, таким явно не назовешь. Таким образом, данный дорогостоящий и масштабный социальный эксперимент по постройке идеального общества заключался в полной реформации власти и укрепления роли государства. В реализацию плана включались такие пункты как:
- Отмена частной собственности;
- Отмена прав наследования;
- Конфискация собственности;
- Тяжелый прогрессивный подоходный налог;
- Создание единственного государственного банка;
- Правительственная собственность на связь и транспорт;
- Правительственная собственность на заводы и сельское хозяйство;
- Государственный контроль труда;
- Корпоративные фермы (колхозы) и региональное планирование;
- Государственный контроль образования.
Как видно из данного далеко не полного списка реформ, гражданское общество было ограничено во многих правах, а государство взяло под контроль практически все аспекты человеческой жизни. Из этого можно сделать вывод, что несмотря на заявленные высокие идеалы, суть коммунизма заключалась в превращении граждан в безвольное население под контролем у государства.
Кто придумал коммунизм. Зарождение теории коммунизма и основных принципов.
Карл Маркс, прусский социолог, философ, экономист и журналист, считается отцом коммунизма. В сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом, Маркс опубликовал несколько работ, в том числе и самую известную под названием — «Коммунистический манифест» (1848 год). Согласно Марксу, утопическое общество будет достигнуто только тогда, когда, будет существовать единое «без-гражданское» и бесклассовое общество. Он даже описал три этапа действий для достижения такого состояния.
- Во-первых, необходима революция для свержения существующего режима и полного искоренения старой системы.
- Во-вторых, диктатор должен прийти к власти и действовать как единый орган по всем вопросам, включая личные дела общественности. Тогда диктатор будет отвечать за то, чтобы заставить всех следовать идеалам коммунизма, а также гарантировать, что собственность или имущество не находятся в частной собственности.
- Последним этапом было бы достижение утопического государства (хотя этот этап так и не был достигнут). В результате чего, было бы достигнуто высшее равенство, и все охотно делились бы своим богатством и благами с другими в обществе.
По мнению Маркса, в идеальном коммунистическом обществе банковская система будет централизована, правительство будет контролировать образование и труд. Все инфраструктурные объекты, сельскохозяйственные средства и отрасли будут находиться в государственной собственности. Права частной собственности и права наследования будут отменены, и на всех будут взиматься большие налоги на прибыль.
Роль Ленина в построении коммунизма и Военный коммунизм.
В то время, когда многие страны мира смещались к демократии, Россия все еще была монархией, где царь владел всей полнотой власти. Кроме того, Первая мировая война привела к большим экономическим потерям для страны и народа. Таким образом, царь, который продолжал жить в роскоши, стал крайне непопулярным персонажем среди простых людей.
Вся эта напряженность и хаос привели к Февральской революции 19 февраля, когда рабочие закрытой фабрики и солдаты в мятеже вместе подняли лозунги против несправедливого режима. Революция распространилась как лесной пожар и заставила царя отречься от престола. Быстро сформированное Временное правительство России теперь заменило монарха.
Воспользовавшись хаосом, сложившимся в России, Владимир Ленин с помощью Льва Троцкого сформировал большевицкую прокоммунистическую «партию». Поскольку Временное правительство России продолжало поддерживать военные усилия во время Первой мировой войны, оно также стало непопулярным среди масс. Это вызвало большевистскую революцию, которая помогла Ленину свергнуть правительство и захватить Зимний дворец. Между 1917-м и 1920-м годами Ленин инициировал «военный коммунизм» для обеспечения своих политических целей.
Экстремальные меры были использованы для установления коммунизма в России, что положило начало гражданской войне (1918-1922). После чего был создан СССР, в который вошли Россия и 15 соседних стран.
Коммунистические лидеры и их политика.
Чтобы установить коммунизм в СССР лидеры не гнушались абсолютно никаких методов. Инструменты, используемые Лениным для достижения своих целей, включали в себя рукотворный голод, рабские трудовые лагеря и казнь хулителей власти во время Красного террора. Голодоморы были спровоцированы путем принуждения крестьян продавать свои урожаи без прибыли, что в свою очередь сказалось на сельском хозяйстве. Рабские трудовые лагеря были местами для наказания тех, кто не соглашался с властью Ленина. Миллионы людей погибли в таких лагерях. Во время Красного террора голоса ни в чем не повинных гражданских лиц, военнопленных Белой армии и сторонников царизма были заглушены массовыми убийствами. По сути это был геноцид собственного народа.
После смерти Ленина в 1924 году его преемник Иосиф Сталин, следовал политике установленной Лениным, но также сделал шаг вперед, обеспечив казнь товарищей-коммунистов, которые не поддержали его на 100%. Сеть ГУЛАГов росла. После окончания Второй мировой войны, начался период холодной войны, когда демократическое общество всеми силами противостояло распространению коммунизма в мире. Гонка вооружений и цены на энергоносители сильно пошатнули несовершенную плановую экономику СССР что сильно отразилось на жизни населения.
Таким образом, когда в 1985 году к власти пришел Михаил Горбачев, он принял новые принципы, чтобы омолодить советскую экономику и снизить напряженность в отношениях с США. Холодная война закончилась, и коммунистические правительства в приграничных странах России начали терпеть неудачу из-за более мягкой политики Горбачева. Наконец, в 1991 году, во время президентства Бориса Ельцина, Советский Союз формально распался на Россию и несколько независимых стран. Именно так и закончилась самая значительная эпоха коммунизма в мире, не учитывая несколько современных стран живущих в подобном строе.
Результаты коммунизма.
О результатах коммунизма довольно сложно рассуждать если подходить с точки зрения восприятия его гражданами «совка». Для кого-то, это были времена ада на земле, а кто-то вспоминает совок как что-то хорошее и теплое. Скорее всего, расхождения во мнениях в большинстве своем вызваны разными факторами: класс, политические предпочтения, экономическое положение, воспоминания о молодости и здоровье и тому подобные вещи. Тем не менее, в сухом остатке мы можем положиться только на язык цифр. Коммунистический режим был несостоятельным в экономическом плане. Помимо этого, он принес миллионы убитых и репрессированных. В некотором роде, построение коммунизма можно назвать самым дорогостоящим и кровавым социальным экспериментом на земле, который больше не должен повторятся.
chto-takoe.net
Как в 1960-е простой народ предлагал строить коммунизм / Назад в СССР / Back in USSR
В начале 1960-х Хрущёв объявил о строительстве коммунизма к 1980 году. Одновременно разрабатывалась новая Конституция. Народ живо откликнулся на эти инициативы и стал предлагать свои варианты пути к коммунизму: свободные коммуны, конфискация машин и дач, перевод чинуш в рабочие, переселение евреев в Израиль или Сибирь.Программа строительства коммунизма к 1980 году была принята на XXII съезде партии в 1961 году. Одновременно народу было предложено включиться в процесс выработки III программы КПСС. К 15 сентября 1961 года в 6 журналов и 20 газет поступило в общей сложности 29.070 корреспонденций, из которых 5039 было опубликовано. В общей сложности на партийных конференциях и собраниях трудящихся, посвящённых обсуждению этого документа, присутствовало 44 млн. человек, они внесли около 150 тыс. пожеланий и предложений.
С этого же времени была начата работа над новой Конституцией. Она тоже широко обсуждалась советскими людьми, от них до 1964 года поступило около 200 тыс. предложений к документу. Эта Конституция была поистине революционной, она превращала СССР в страну демократического социализма.
Основные положения проекта новой Конституции сводились к следующему. Один из ключевых её тезисов: власть должна перейти от партийных органов к советам народных депутатов. Особо ставился вопрос о развитии новых демократических общественно-политических институтов, в частности вводились всенародные обсуждения законопроектов, отчётность избранных руководителей органов управления перед населением, отраслевые совещания трудящихся, органы народного контроля. Отдельно было сказано о введении референдумов, причём первый должен был пройти по поводу принятия данной конституции.
Право законодательной инициативы получали профсоюзы. Комиссии советов получали права контроля над деятельностью министерств и ведомств. Впервые в советской истории предполагалось сделать постоянным состав таких комиссий и перевести часть депутатов на профессиональную деятельность с отрывом от основного производства. Вводились в изменения в деятельность суда и прокуратуры. В частности, санкцию на арест давал только суд, а прокуратура должна была осуществлять надзор, а не административное право.
Большие инновации были включены и текст статей о полномочиях республик, которые значительно расширялись. Союзные республики помимо права выхода из СССР получали право осуществлять дипломатические и экономические сношения с зарубежными странами, иметь свои республиканские армии и по вопросам, не оговоренным в Конституции, осуществлять свой суверенитет. Выборы республиканских органов власти — правительственных советов предполагалось проводить тайным голосованием.
В экономическом разделе текста предполагалось включение тезиса о введении личной собственности и частном мелком хозяйстве.
Итоговый проект Конституции был обсуждён на заседании комиссии 16 июля 1964 года. Однако спустя три месяца Хрущёв был снят со всех постов, новое руководство страны во главе с Брежневым испугалось принимать такую Конституцию, и отдало её в переделку, вычеркнув из неё все новаторские предложения.
Как уже говорилось выше, с конца 1950-х до 1964 года советские граждане написали сотни тысяч предложений по тому, как надо строить коммунизм. Хрущёв впервые с 1920-х годов разрешил народу открытое обсуждение государственных и общественных дел. Но подавляющее число предложений трудящихся шокировало власти – это была смесь крайне-левых (как назвали бы из в 1920-е – троцкистских) и фашистских взглядов на преобразование страны.
Историк Александр Фокин в своей диссертационной работе «Образы коммунистического будущего у власти и населения СССР на рубеже 1950-60-х» (Вестник Челябинского государственного университета, исторического факультета), показал, какие основные предложения были у советских людей по интенсификации строительства коммунизма.
Частичное воплощение коммунистических идей подразумевало как постепенное внедрение коммунистического принципа распределения, так и его географическую локализованность: коммунизм в Советском Союзе предполагалось создавать первоначально не повсеместно, а в отдельных местах. В письмах имеется много предложений приступить к строительству образцово-показательных предприятий и организовать широкое распространение их опыта, а также «начать в виде эксперимента создание баз, районов и коллективов, где будут иметь место коммунистические отношения людей в производстве и в быту; образовать на территории СССР опытные районы коммунизма с участием всех рас и всех классов нашей планеты, обеспечив эти районы всем необходимым».
К примеру, коммунист и фронтовик И.Романов брался «возглавить, построить и сформировать производственный коллектив тысяч на пять рабочих с коммунистическим укладом общественной жизни на базе одной из новостроек».
Более чёткое выражение идеи наглядного, но территориально ограниченного коммунистического образа жизни можно обнаружить в двух письмах. Тов. Заброда предлагал: «В течение ближайших пяти лет, т.е. с 1962 по 1966 год, построить в различных местах на территории союзных республик СССР в каждой ССР по одному, по типовым проектам, характеризующим национальные особенности архитектуры республики, пятнадцать образцово показательных городов-коммун. Люди, работающие в этих городах, отбираются проверочной комиссией ЦК КПСС. С 1968 года все остальные граждане СССР, а также туристы из-за границы могут знакомиться с условиями и порядками в этих городах-коммунах».
Коммунист Е.И. Тимошенко обратился в редакцию «Комсомольской правды» со следующим соображением: «Где-нибудь в Сибири, на берегу Лены или Енисея, построить коммунистический город-лабораторию по всем правилам коммунизма, во всём отличающийся от современных городов. В этом городе должны жить только люди, которые по своим моральным и душевным качествам вполне соответствуют требованиям этих правил и принципов. Нельзя допускать в этот город пьяниц и хулиганов, с тем чтобы там их воспитывать. В основном, жителями этого города должна быть молодёжь, чтобы как можно резче отделиться от всего старого, к сожалению еще имеющегося в жизни нашего социалистического общества. А такие коммунистические люди, новые люди, у нас уже есть. Вот и собрать их в один город, а потом все будут туда ездить, смотреть на их жизнь и загораться желанием жить так».
В приведённых отрывках из писем явно проступают черты классической утопии наподобие «Города Солнца». Оба варианта народной утопии преследовали дидактические цели, описывая воплощённый в жизнь коммунистический уклад, они наглядно демонстрировали, насколько лучше будет жить в будущем.
В значительной степени построение коммунизма воспринималось как союз производственных и бытовых коммун. В редакцию журнала «Коммунист» поступали письма о том, что коммуны являются основным звеном коммунистического общества, организации, посредством которой будет практически осуществлён коммунистический принцип ―от каждого по способностям, каждому по потребностям».
Е.А.Лиокумович в своей работе, отправленной в журнал «Коммунсит», отмечает, что «коммунизм представляется как жизнь в условиях всеобщего благоденствия, изобилия в братском единстве и без государственной власти. Это утопия возврата к общине, что и было верным пониманием слова – коммуна».
Советские коммунисты-энтузиасты часто предлагали возвратиться к утопическим идеям 1920-х, которые стали запрещены при сталинизме. К примеру, как образец такого общества приводилось посещение писателем Ф.Панфёровым в 1920-е коммуны «Пролетарская воля» недалеко от Пятигорска. Он вспоминает, как захотел расспросить одну из коммунарок:
-Как её фамилия? – спрашиваю председателя.
— Фамилия? А у нас же частные фамилии ликвидированы. Единая у всех фамилия. Эта доярка Анна Пролетволя. Тут вон, на углу, Тихон Пролетволя. Я Николай Пролетволя. Так-то!
Создание изолированных от повседневной советской действительности поселений, обеспеченных всем необходимым, своеобразных анклавов справедливой жизни и всеобщего равенства, должно было предотвратить возможность морального падения кандидатов на роль «нового человека».
Одним из главных положений в идее коммуны была справедливость, основанная на полном равенстве. Призывы к возрождению коммун, в которых отсутствует имущественное расслоение, и обращения к коммунистам отказаться в пользу общества от своего имущества, что тоже можно расценивать как некий вариант коммуны в масштабах целой страны, реализуют стремление населения к равенству и социальной справедливости.
Социальный протест под воздействием проекта Программы партии выражался в апелляции к коммунистическому будущему как идеалу справедливости, вызывало игнорирование частью населения одного из принципов «Кодекса строителя коммунизма»: «кто не работает, тот не ест». При этом под трудом подразумевался физический труд, и поэтому работники умственного труда, особенно бюрократы и руководители, воспринимались как лодыри и нахлебники. Недовольные этим многие авторы писем предлагали ввести порядок, при котором каждый руководящий работник должен был отработать один месяц в году в качестве рабочего или колхозника.
Часто раздавались предложения вообще ввести обязательный труд для всех трудоспособных граждан, в том числе для всех трудоспособных женщин, крайне нетерпимым считался тот факт, что многие женщины, являясь жёнами состоятельных людей и имея дипломы об образовании, не работают.
Например, С. Рудик, не обнаружив в проекте Программы партии прямого указания на отмену паспортной системы, спрашивал: «Неужели в коммунизм наши дети придут с паспортами и милицейскими прописками? Паспортная система, ограничивающая для советского гражданина право свободного выбора местожительства, никак не вяжется с тем новым отношением к труду, которое будет у человека в период коммунизма».
Призывы к созданию коммун и обобществлению имущества зиждились не только на восприятии коммунистов как «новых людей», для которых имущество уже неважно, но и на негативном отношении к разрыву в положении между различными группами населения при постоянном постулировании идей бесклассового общества без привилегированных слоёв в советском обществе, где преимущества даются только за личные заслуги. Если некоторые авторы писем предлагали коммунистам добровольно отказаться от своего имущества, то другие настаивали на его принудительном изъятии.
Наибольшее раздражение у населения вызывало такое имущество, которое в Советском Союзе воспринималось как особая роскошь: автомобили, дачи, частные дома, гаражи и т.п. В адрес различных организаций поступили тысячи предложений с идеями изъятия имущества. К.В.Белкин в своем послании указывал, что в проекте Программы «мало сказано о непомерной личной собственности, которая как палка в колесе коммунизма. Дачники, садоводы, владельцы автомашин подобны паразитам на здоровом теле строителей коммунизма. Они удлиняют путь к нему»
Некоторые авторы развивали данную мысль, дополняя её не только предложением одномоментного изъятия, но и запретом на дальнейшую продажу автомобилей, и изданием закона, запрещающего иметь собственные дома и сдавать жильё в наём.
Особое неприятие вызывали люди, которые получали нетрудовые доходы от сдачи своих домов на юге в курортный сезон, поскольку они одновременно были и частновладельцами и спекулянтами. Население жаждало справедливости и в финансовом вопросе. Поступали предложения проверить источники доходов всех вкладчиков в сберегательных кассах, и «деньги, нажитые нечестным путём, передать государству для использования на строительство коммунизма, а в будущем постепенно заменить наличные деньги именными лимитными книжками».
Наиболее радикальное воплощение стремления к борьбе с тунеядцами можно обнаружить в письме К.К. Лавренко, который призывал упразднить такой «рассадник тунеядства», как 3 группа инвалидности.
Много внимания было уделено и национальному вопросу, в первую очередь – еврейскому. К примеру, В.Сыроваткин писал: «Евреи являются в СССР привилегированной нацией, т.к. они занимаются только умственным или лёгким трудом и не работают в шахтах, у станков, на тракторе и т.д., поэтому дружба с ними невозможна».
В сознании автора евреи выделяются из категории советских граждан, с которыми либо можно дружить, либо нельзя, это подчёркивает инородность евреев в рамках Советского Союза. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дальше В.Сыроваткин предлагает или выселить всех евреев в Израиль, или собрать их в автономной области на Амуре или даже севернее.
Много предложений было и по реформированию семьи. Так, П.И.Гребнюк призывал не только к коллективному пользованию продуктами труда и коллективному воспитанию детей, но и к ликвидации способа жительства отдельными квартирами и устранению разделения людей на семьи, поскольку семья в его понимании была источником частнособственнического воспитания.
Не была обделена вниманием и проблема алкоголизма. Пьянство воспринималось как большое социальное зло, без искоренения которого нельзя построить коммунизм. Поэтому многие люди призывали к некоему варианту «сухого закона», дабы в течение первого десятилетия «эпохи развёрнутого строительства коммунизма» прекратить оборот спиртных напитков свыше 20 градусов».
Такой радикализм во взглядах сотен тысяч, если не миллионов советских граждан, порядком напугал номенклатуру. Одной из причин снятия Хрущёва со всех постов был в том страх высшей бюрократии перед возможным наделением правами таких советских энтузиастов ультра-коммунизма и фашизма. Приход к власти группы Брежнева по сути символизировал отказ номенклатуры от эволюции социализма.
back-in-ussr.com
Как не построили светлое будущее. К годовщине коммунизма в 1980 году
17 октября 1961 года – открылся XXII съезд КПСС, на котором приняли программу построения коммунизма.
Идеологическим обоснованием рыночного капитализма в РФ с самого начала стала декоммунизация. Рецидивы этой практики периодически случаются, хоть и затухают. Зато в одной соседней республике мы можем наблюдать её во всей красе: там в 1990-х с собственным прошлым недоборолись, теперь навёрстывают. Заодно и мы можем проследить, приведёт ли это хоть к каким-то положительным результатам.
Сегодня, когда мы справляем 55-ю годовщину того, что так и не было построено, стоит поговорить о том, что своя «декоммунизация» была даже в СССР. Но и тогда ничем хорошим это не кончилось.
«За работу, товарищи!»
К началу 1950-х годов установилась традиция проводить съезды партии примерно раз в 4-5 лет. XXI и XXII съезды выбиваются из этого графика. Дело в том, что XXI съезд (1959) был внеочередным и на нём было принято несколько важных решений. Во-первых, утверждён 7-летний экономический план, в котором едва ли не впервые имелся акцент на увеличение товаров народного потребления. Во-вторых, зафиксировано важное решение: в СССР построен социализм, переходим к строительству коммунизма.
Этот временной период (1959–1961) можно освежить в памяти просмотром фильма «Королева бензоколонки», вышедшего на экране в 1962 году. Действие происходит в Украинской ССР, однако в те годы это не имело решающего значения – страна-то одна. Как раз в фильме хватает эдаких «маячков», которые подтверждают обоснованность решения съезда в 1959 году:
– столица союзной республики, отстроенная после войны – красивый, зелёный город;
– рейсовые автобусы, везущие отдыхающих в Ялту;
– вендинговый автомат с одеколоном;
– шикарный автопарк (от мотоцикла до БелАЗа) – как ненавязчивая демонстрация промышленного потенциала;
– мобильный кинозал для жителей деревень.
Никита Хрущёв, выступая на XXI съезде, упаковал причины этих и прочих достижений в следующую фразу: «Осуществляя политику индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, наш народ под руководством партии и её Центрального Комитета, во главе которого долгие годы стоял И.В. Сталин, совершил глубочайшие преобразования». В общем, вряд ли можно сказать точнее и короче. Хотя реверанс неожиданный, учитывая доклад того же Хрущёва на закрытом заседании XX съезда в 1956 году.
«Наши цели ясны, задачи определены»
Раз социализм построен, автоматически встаёт проблема: чем заниматься дальше? XXII съезд партии дал на него ответ: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». Впоследствии эту фразу изъяли из Третьей программы КПСС, которая также была принята на съезде, однако хлёсткая фраза к тому времени уже жила своей жизнью, превратившись в своего рода обет партии и правительства перед народом.
Тут самое время задать вопрос. А чем, собственно, отличается социализм от коммунизма? В чём отличие того, что построили к 1959 году (Ялта, автопром, одеколон из автомата), от того, что строить только собирались? Съезд пообещал:
1. Решить продовольственный вопрос (трагическая история, случившаяся спустя год в Новочеркасске, показала, что вопрос актуален).
2. Решить жилищный вопрос.
3. Закрыть проблему дефицита.
4. Облегчить тяжёлый ручной труд в сельском хозяйстве.
Однако это частности. Главным отличием коммунизма от социализма, согласно классикам марксизма, было постепенное (по мере приближения к коммунизму) отмирание государства.
Этот момент тоже не был забыт. Фраза об отмирании государства, конечно же, предполагает не его ликвидацию, а лишь переход функций управления к обществу в целом, исчезновение аппарата принуждения. Подготовить общество к такой роли должен был известный многим документ, также принятый на этом съезде: «Моральный кодекс строителя коммунизма».
Почему не смогли
Как мы знаем, коммунизм построен не был – ни в 1980 году, как обещала Программа КПСС, ни позже. Более того, случилось то, о чём Никита Хрущёв ещё в 1959 году сказал как о невозможной вещи, – реставрация капитализма.
Почему коммунизм построить не удалось? Созданный к 1959 году социально-экономический уклад – это, по сути, выполненный план ГОЭЛРО и задания первых пятилеток. А вот дальнейшие планы относятся к сфере, где возможности любой государственной власти исчерпываются благими пожеланиями участникам строительства. Нельзя заставить быть счастливым и жить по правде.
Часто приходится слышать, что с коммунизмом у СССР не получилось из-за изнурительной гонки вооружений. Во-первых, она была изнурительной не только для нас. Во-вторых, как отмечалось выше, коммунизм – это не тонны, тысячи штук и кубометры. Не тысячи новых предприятий. Это изменение человека и общества, влиять на которое партия и правительство могли только опосредованно.
Есть и ещё один важный момент. Это сегодня мы знаем, что в результате ничего не вышло. А тогда, в начале 1960-х, вряд ли кто-то допускал даже теоретическую возможность неудачи. 7 месяцев назад в космос полетел первый в мире космонавт Юрий Гагарин – какие после такого могут быть невыполнимые задачи?
Однако началась эпоха строительства коммунизма, следует признать, довольно странно. Иосифа Сталина, под руководством которого советский народ «…совершил глубочайшие преобразования», вынесли из Мавзолея. Памятники убрали, улицы переименовали, накал разоблачений усилили до такой степени, что даже Солженицын материалы съезда похвалил.
Нет, мы не к тому, что в каждом городе для построения коммунизма обязательно должно быть по памятнику Сталину и по две улицы его имени. А к тому, что как-то странно руководство партии решило приступить к выполнению задачи. Конечно, мощный экономический фундамент, построенный в годы сталинских пятилеток, никуда от этого не делся. Но начать совершенствование человеческой морали с аморальной чёрной неблагодарности и шельмования – это как-то слишком неожиданно даже для столь беспрецедентных планов, как «коммунизм к 1980 году».
***
Однако даже из отрицательного результата можно извлечь опыт.
Во-первых, государство имеет свой предел эффективности, выходить за который не следует. Более того, как показала практика, такой выход может привести к распаду государства.
Во-вторых, теоретически можно затевать любые, даже самые крутые преобразования. Однако худшее, что можно при этом сделать – начать их с огульного охаивания достижений предшественников. Специальным гостем XXII съезда был Василий Шульгин, правый депутат трёх Государственных дум и один из идеологов белого движения. От своих взглядов Шульгин не отрёкся до самой смерти, что, впрочем, не мешало ему ещё в 1920 году написать: «…Они (большевики) восстановили русскую армию… Как это ни дико, но это так… Знамя Единой России фактически подняли большевики… Фактически Интернационал оказался орудием… расширения территории… для власти, сидящей в Москве… Нельзя не видеть, что русский язык во славу Интернационала опять занял шестую часть суши… Большевики: 1) восстанавливают военное могущество России; 2) восстанавливают границы Российской державы…».
Периодические обращения власти к практике декоммунизации – это повторение ошибки Хрущёва и XXII съезда. Не нужно плевать в прошлое, нужно смотреть в будущее.
histrf.ru
Манящая эра коммунизма / Назад в СССР / Back in USSR
Эра коммунизма началась в Советском Союзе 30 июля 1961 года. Можно сказать, что этот день следует считать датой построения коммунистического общества в одной, отдельно взятой стране —СССР.Хотя проект новой, третьей, Программы КПСС был принят Пленумом ЦК в июне, в газеты текст попал 30 июля…Это было воскресенье. В «Современнике», который в ту пору именовался еще «театром-студией», шло «Третье желание», в Зеркальном театре сада «Эрмитаж»—легкомысленная «Девушка с веснушками». На вечер телевидение запланировало всенародный праздник—матч московских команд «Спартак» и «Динамо». Хотя их монополию уже нарушили торпедовцы, а в нынешнем сезоне к чемпионству резво шли киевляне, старая гвардия бурно волновала умы.
Гагарин, распрощавшись с Фиделем, летел в Бразилию и по пути в этот день был с восторгом принят населением голландской колонии Кюрасао. Госполитиздат закончил выпуск 22-го тома Полного собрания сочинений Владимира Ильича Ленина со статьями о ликвидаторах, отзовистах и примиренцах.
Никита Сергеевич Хрущев инспектировал сельское хозяйство. «В шесть часов утра, когда солнце только поднималось над степью, Н. С. Хрущев уже подъезжал к селу Екатериновка», где высокого гостя ждал председатель колхоза по фамилии Могильченко.
Любое из этих событий привлекало внимание читателей газет в такой большой стране, как Советский Союз, и все события поблекли перед главным — текстом проекта Программы КПСС. Потому что в жизнь каждого советского человека вторглась поэзия, призванная изменить жизнь такой большой страны, как Советский Союз.
Новая Программа КПСС обещала построить коммунизм, и эта задача, собственно говоря, уже была выполнена самим произнесением сакральных слов: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» Строительство утопии— и есть воплощение утопии, так как все, что для этого нужно,— наличие цели и вера.
Такое прочтение проекта. Программы КПСС возможно только при подходе к тексту как к художественному произведению. В этом великая разница между проповедью и инструкцией. Инструкцию должно выполнять, проповеди достаточно внимать.
Проповедь о добре, благополучии и красоте жизни, которую несла новая Программа, наводила на сравнения с утопиями прошлого. Характерно, что обсуждения Программы в советской периодике практически не обходились без этого слова — «утопия»,— хотя оно прежде носило явно негативный оттенок. Теперь слово и само понятие были реабилитированы: то, что раньше обозначало «несбыточную мечту», оставило за собой только значение «изображения идеального общественного строя».
Вовсю мелькали имена Томаса Мора и Кампанеллы. В особой чести был итальянец: ведь это он впервые в истории трактовал труд как дело чести и насущную потребность человека. Он же предлагал применять к лентяям не только убеждение, но и принуждение («кто не работает—тот не ест»). А герб Советского Союза был уже описан в «Утопии» Мора: серп, молот, колосья.
Новая редакция утопии—Программа КПСС —была универсальной, учитывая в самом буквальном смысле мысли и чаяния всех членов советского общества. Потребность в таком универсальном инструменте назрела.
Программа КПСС как художественный текст
Всегда перед страной стояли конкретные и внятные задачи: победить внешних врагов, победить внутренних врагов, создать индустрию, ликвидировать безграмотность, провести коллективизацию. Все это сводилось к общей идее построения социализма, вскоре после чего началась великая война—мощный импульс созидания через разрушение.Советский народ всегда что-то строил, попутно что-то разрушая: буржуазное искусство, попутчиков, кулачество как класс. XX съезд отнял у людей идеалы—маячил призрак великой смуты: священное имя Сталина, «вождя и вдохновителя всех наших побед», было дискредитировано. Страна пребывала в неясном томлении—без опоры, без веры, без цели. Со страной поступили нечестно, сказав как не надо, а как надо — не сказав.
В самом прямом смысле в конкретные цифры Программы никто не поверил. Но этого и не требовалось—по законам функционирования художественного текста. Но зато каждый нашел в Программе желаемое для себя. О чем же говорила Программа?
Целью она провозглашала строительство коммунизма—то есть общества, смыслом которого является творческое преобразование мира. Многозначность этой цели только увеличивала ее привлекательность. Творческое преобразование мира—это было все: научный поиск, вдохновение художника, тихие радости мыслителя, рекордная горячка спортсмена, рискованный эксперимент исследователя.
При этом духовные силы человека направлены вовне—на окружающий мир, неотъемлемой частью которого он является. И в качестве таковой человек не может быть счастлив, когда несчастливы другие.
Знакомые по романам утопистов и политинформациям идеи обретали реальность, когда любой желающий принимался за трактовку путей к светлой цели.
И все хотели перегнать Америку по мясу, молоку и прогрессу на душу населения: «Держись, корова из штата Айова!»
Программа с мастерством опытного проповедника коснулась заветных струн в душе. Против предложенных ею задач нельзя было ничего иметь в принципе. Три цели, намеченные Программой, не могли не устраивать: построение материально-технической базы, создание новых производственных отношений, воспитание нового человека.
Первая задача обеспечивала благополучие без стяжательства. Облик погрязшего в плюшевых абажурах обывателя не нравился никому. Отрицание частной собственности превратилось из лозунга в категорический императив, и всем было ясно, что в правильном обществе правильные люди должны располагаться под светом торшеров изящного—даже не рисунка, а неведомого пока дизайна.
Новые производственные отношения предусматривали принцип соучастия. И Программа, в которой труд не разделялся с досугом, давала однозначный ответ. Только при таком характере труда возможно построение этой самой материально-технической базы.
Мораль строителей коммунизма
Общий труд, сама идея общего дела была немыслима без искренности отношений человека с человеком. Это было ключевым словом эпохи — искренность.Моральный кодекс строителя коммунизма—советский аналог десяти заповедей и Нагорной проповеди — был призван выполнить третью главную задачу — воспитание нового человека. В этих библейских параллелях тексту Программы стилистически ближе суровость ветхозаветных заповедей.
В 12 тезисах Морального кодекса дважды фигурирует слово «нетерпимость» и дважды — «непримиримость». Будто казалось мало просто призыва к честности, добросовестному труду, коллективизму; ко всему этому требовалась еще борьба с проявлениями противоположных тенденций. Искренность обязана была быть агрессивной, отрицая принцип невмешательства,— что логично при общем характере труда и всей жизни в целом.
В том, что Программа обещала построить коммунизм через 20 лет, было знамение эпохи — пусть утопия, пусть волюнтаризм, пусть беспочвенная фантазия. Ведь все стало иным—и шкала времени тоже.
В этой новой системе счисления время сгущалось физически ощутимо. На дворе стоял не 1961 год, а 20-й до н. э. Всего 20-й — так что каждый вполне отчетливо мог представить себе эту н. э. и уже сейчас поинтересоваться: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»
Изменение масштабов и пропорций было подготовлено заранее. С 1 января вступила в действие денежная реформа, в 10 раз укрупнившая рубль. 12 апреля выше всех людей в мировой истории взлетел Юрий Гагарин, за полтора часа обогнувший земной шар, что тоже оказывалось рекордом скорости. В сознании утверждалось ощущение новых пространственно-временных отношений.
Действительность в соответствии с эстетикой соцреализма уверенно опережала вымысел. Иван Ефремов, опубликовавший за четыре года до Программы свою «Туманность Андромеды», объяснялся:
«Сначала мне казалось, что гигантские преобразования планеты в жизни, описанные в романе, не могут быть осуществлены ранее, чем через три тысячи лет… При доработке романа я сократил намеченный срок на тысячелетие».
Тут существен порядок цифр. Про тысячелетия знали и без Ефремова — то, что когда-то человечество придет к Городу Солнца, алюминиевым дворцам, Эре Великого Кольца. Потрясающе дерзким в партийной утопии был срок — 20 лет.
Коммунизм для нынешнего поколения
Во «Введении» новой Программы сказано, о каких пространственных границах идет речь: «Партия рассматривает коммунистическое строительство как великую интернациональную задачу, отвечающую интересам всего человечества». Именно так — всего человечества.Что касается временных пределов, они были четко указаны в последней фразе Программы: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»
«Нынешнее поколение» — это было ясно каждому. Это когда подрастут внуки. Когда женится сын. Когда станешь взрослым.
Публицист Шатров нарисовал картинку обсуждения проекта Программы:
«Весть о высшем счастье человека стучится во все двери. Желанной и дорогой гостьей она входит в каждый дом.
— Читали?
— Слышали?
— Мы будем жить при коммунизме!»
Сценка довольно точно передает ощущение мозгового сдвига, возникающего при чтении Программы. Надо отдавать себе отчет в том, что никто и не заблуждался насчет построения коммунизма в 20 лет. Любой мог выглянуть в окно и убедиться в том, что пока все на месте: разбитая мостовая, очередь за картошкой, алкаши у пивной. И даже ортодокс понимал, что пейзаж не изменится радикально за два десятилетия.
Но Программа и не была рассчитана на выглядывание из окна и вообще на соотнесение теории с практикой. В ней отсутствует научная система изложения, предполагающая вслед за построением теории стадию эксперимента. Текст Программы наукообразен—и только. При этом философские, политические, социологические термины и тезисы с поэтической прихотливостью переплетаются, образуя художественное единство.
Сюжет Программы построен, как в криминальном романе, когда читатель к концу книги и сам уже понимает, кто есть кто, но все же вздрагивает на последнем абзаце, в сладостном восторге убеждаясь в правильности своей догадки:
«— Читали?
— Слышали?
— Мы будем жить при коммунизме!»
Поэзия партийных решений
Положения Программы не доказывались, а показывались, апеллируя скорее к эмоциям, чем к разуму. Когда-то Каутский грустил о временах, «когда каждый социалист был поэтом и каждый поэт—социалистом». Эти времена диалектически возрождались на глазах поколения 60-х. Программа партии была безнадежно неубедительна логически, но доказывала верность обозначенной цели и выбранного пути самим своим появлением.Сам факт существования Программы—при всех очевидных содержащихся в ней нелепостях — опровергал эти нелепости. Цифры Программы не соответствовали здравому смыслу, но вполне укладывались в законы волевого счисления.
Характерно, что самые впечатляющие положения Программы были отнюдь не самыми важными. Все говорили о том, что будет бесплатный транспорт, бесплатные коммунальные услуги, бесплатные заводские столовые. Дело, видимо, именно в прочтении Программы как художественного текста, в котором конкретные и внятные детали берут на себя функцию пересказа.
Трудно пересказать своими словами лирическое стихотворение или дальнейшее развитие принципов социалистической демократии. Но вот с приключенческим рассказом или бесплатным проездом в автобусе это сделать куда проще.
Также и в Моральном кодексе: запавшие в душу советского человека заповеди, которые чаще всего повторяются и пишутся на заборах,— это вовсе не самые главные тезисы. Это те, которые выражены афористически:
— кто не работает, тот не ест;
— каждый за всех, все за одного;
— человек человеку—друг, товарищ и’брат.
Эти кристаллы внятности вычленились из массы неудобоваримых формул, вроде «забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния».
Программу КПСС читали немногие. О восприятии ее следует говорить, имея в виду пересказ текста — то есть то, что осталось в сознании после бесконечного бормотания по радио и телевидению, заклинаний в лозунгах и газетах. Конечно же, вышли в свет тысячи всяких научных трудов, трактующих Программу, но это фактор, который имеет отношение к пропаганде или карьере. Другое дело — сфера воображения.
Поэт Долматовский вопрошал:
Великая Программа, дай ответ,
Что будет с нами через двадцать лет?
Вопрос кажется глупым: ведь как раз про это в самой Программе и написано. Но в том-то и дело, что по сути ее текст предназначен не для буквального восприятия, а именно для трактовки, пересказа про себя и вслух, переосмысления, для полета фантазии.
О чем мечтали люди?
Лирик мечтал о том, что «все лучшее в эпохах прошлых в дорогу заберем с собой». Он складывал в романтический рюкзак «и Моцарта, и стынь есенинских берез», отдавая дань интернационализму, партийности и почвенничеству.Человек попроще размышлял о свободном столике в ресторане и отдельной квартире. «Нигде не скажут «нет мест». Задумал жениться—мать не спросит с удрученным видом: «А где жить-то будете?»
Прямое воплощение идеалов 17-го года виднелось неисправимому комсомольцу. «Глаза Программы смотрят нам в глаза, в них — нашей революции метели».
В представлении сатирика мечты о совершенном обществе причудливо, но гармонично сочетались с тревогой о будущем своей профессии: «При коммунизме человека общественные суды будут приговаривать к фельетону!»
Поэтическая энциклопедия тем и прекрасна, что каждый находит в ней свое, как Белинский находил что ему нужно в «Евгении Онегине».
Заботы сатириков, кстати, были самыми показательными. Предполагалось, что недостатки должны изживаться с нечеловеческой быстротой — то есть со скоростью, соответствующей новой шкале времени. Сатирики сбились с ног в поисках персонажей для фельетонов будущего. После долгих дебатов в качестве резерва духовного роста остались грубияны, равнодушные, эгоисты. Остальных следовало забыть на перроне, когда государственный поезд отправится в коммунизм.
Это так буквально и изображалось: перрон, а на нем пестрый стиляга, синеносый алкоголик, толстая спекулянтка, прыщавый тунеядец. Все они задумчиво смотрели на отходящий состав с молодцеватыми пассажирами. Паровоз уезжал туда, где царствовали нестяжательство, братство, искренность. В новую Утопию.
30 июля 1961 года, когда страна прочла проект Программы КПСС, построение коммунистического общества этим и закончилось— то есть его построил каждый для себя, в меру своего понимания и потребностей. Во всяком случае, страна так или иначе применила Программу для насущных надобностей.
Жизнь предлагает художественные детали в загадочном обилии. 30 июля 1961 года в том же номере «Правды», где был напечатан текст Программы КПСС, нашлось место сообщению о выходе в свет очередного 22-го тома Полного собрания сочинений В. И. Ленина. Именно в этом томе содержатся слова вождя:
«Утопия… есть такого рода пожелание, которое осуществить никак нельзя, ни теперь, ни впоследствии…»
Совпадение, конечно, символическое. Но вряд ли кто по-настоящему надеялся Программу КПСС осуществить — «ни теперь, ни впоследствии». Сам процесс, который именовался (всерьез или иронически) строительством будущего, продолжал творить небывалый в мировой истории феномен—советского человека.
Из книги П. Вайля и А. Гениса “60-е. Мир советского человека
back-in-ussr.com
Что такое коммунизм? Его определение, моральный кодекс, идеи, принципы
Коммунизм в настоящее время вызывает у разных людей разные эмоции и отзывы. Противники утверждают, что коммунизм — это пережиток прошлого, к которому возвращаться ни в коем случае не стоит. Поклонники же, наоборот, с ностальгией вспоминают «те годы», которые зачастую ассоциируются у многих с пионерами, комсомольцами, качественной «Докторской» колбасой и временами, когда все люди жили одинаково. Однако, что удивительно, ни у тех, ни у других, как правило, не получается объяснить, что же это такое.
Содержание статьи
- Что такое коммунизм?
- Коммунистический моральный кодекс
- Построение коммунизма в СССР
- Идеология коммунизма
- Принципы коммунизма
Что такое коммунизм?
Определение этого термина можно сформулировать таким образом: в переводе с латинского языка «commūnis» означает «общий». Коммунизмом называется экономический и общественный строй, в котором главными идеями являются социальное равенство и общественная собственность на производственные средства.
Если говорить, что такое коммунизм простыми словами, то коммунизм — это идея равенства.
Видео о коммунизме (его становление и что он собой представляет):
Коммунистический моральный кодекс
Задачу воспитания новой личности правительство СССР поставило в 1925 году. Её принципы были основаны на ленинском учении о коммунистической морали. Спустя некоторое время нормы этой морали свелись в Моральный Кодекс, принципы которого были построены на основных евангельских заповедях общинной жизни. Самый главный принцип морального кодекса призывает граждан быть преданными коммунистическому делу, любить социалистическую Родину и другие социалистические страны.
Моральный кодекс строителя коммунизма был объявлен как нравственный закон общества в целом.
Построение коммунизма в СССР
Программа построения коммунизма в СССР была принята осенью 1961 года, сразу же после окончания работы 12 съезда КПСС. Комиссия по подготовке программы была возглавлена Хрущевым. Основными пунктами данной программы являются:
- Построение материально-технической коммунистической базы, то есть, выход на первое место в мире по таким позициям, как производство продукции, производительность труда, уровень жизни населения.
- Воспитание новой, всесторонне развитой личности.
- Решение продовольственного вопроса методом полной замены продуктов питания на исключительно качественные.
- Полное удовлетворение спроса на предметы широкого потребления.
- Решение жилищного вопроса, предоставление каждой семье отдельной благоустроенной квартиры.
- Ликвидация малоквалифицированного и тяжелого ручного труда в народном хозяйстве.
Такие идеи коммунизма планировалось реализовать в течение двадцати лет, десять из которых необходимы были для развития материально-технической базы, и еще десять — для плавного перехода к коммунизму.
Хрущев и другие коммунистические лидеры считали коммунизм счастьем для народа, верхом человеческого благополучия. Однако реализовать в жизнь эту программу всё же не удалось. Одной из главных причин этому стал факт втягивания СССР в гонку вооружений.
Идеология коммунизма
Коммунизм, как идеология, является системой ценностей и идеалов, определяющихся мировоззрением рабочего класса и компартии. Коммунистическая идеология основана на утверждении таких идеалов, как справедливость, братство людей и наций, свобода равенства.
Коммунизму в СССР были присущи те же экономические, политические и социальные корни, что и социализму. До XIX века социализм и коммунизм развивались одинаково, как единое целое, но с начала XX века каждое из этих направлений начало приобретать самостоятельные черты. Это, прежде всего, было обусловлено тем, что каждое из них по-разному интерпретировало и оценивало творческое наследие К. Маркса. Если социализмом были приняты некоторые его идеи в то время, как другие отвергнуты, то коммунизмом марксизм был воспринят как «вершина социалистической мысли». Коммунизм считал, что эта концепция должна быть воплощена в жизнь.
В то же время коммунизм и марксизм — это не одно и то же, поскольку коммунизм — это более широкое понятие, чем марксизм, охватывающее сталинизм, ленинизм, большевизм, еврокоммунизм, маоизм.
Идеология коммунизма построена на мысли, что частная собственность — это источник политического и социального неравенства, поэтому для того, чтобы создать новое общество, необходимо ликвидировать частную собственность.
Для достижения социального прогресса необходимо не совершенствование и модификация государства, а полное его уничтожение. Однако в связи с невозможностью быстрого достижения такой цели, коммунизм использовал переходную, «транзитную» инстанцию — государство диктатуры пролетариата.
Коммунизму присуще отождествление диктатуры и демократии. Поскольку, согласно принципам коммунизма, демократия — это форма государства, а государство — это аппарат насилия одних классов над другими, то государство может вести политику диктатуры для одного класса, политику демократии — для другого. Диктатуру пролетариата не ограничивают никакие законы, поэтому она является вершиной демократии.
Принципы коммунизма
Проект программы «Принципы коммунизма» был основан Фридрихом Энгельсом в 1847 году. Основными принципами, отмеченными в программе, являются:
- «От каждого по способностям — каждому по потребностям». Данный принцип подразумевает создание социального равенства, которое достигается равным распределением духовных и материальных благ между всеми членами общества.
- Для построения нового общественного строя необходимо отнять управление промышленными предприятиями у отдельных индивидуумов, которые работают на основе конкуренции. Взамен этому каждая из отраслей будет являться общественным имуществом.
Энгельс считал, что процесс построения коммунизма в России будет способствовать совершенствованию потребностей человека и одновременно развивать средства, направленные на их удовлетворение. Потребности человека должны развиваться и становиться более разносторонними, здоровыми и разумными, но, несмотря на их широту и многообразие, они не должны отражать излишества, капризы и прихоти. Каждый человек должен научиться не только рациональному использованию общественных ценностей, но и созданию этих ценностей.
Как показала история, в нашей стране коммунизм так и не прижился, хотя его отголоски можно увидеть и сегодня.
А как Вы относитесь к коммунизму – он для Вас идеал политического строя или же Вы против него? Напишите своё мнение и объясните его, нашим читателям будет интересно прочесть ответ.
dr-znai.com
Коммунизм — Энциклопедия Коммунист.Ru
Серп и молот — международный символ коммунизмаКоммунизм — высшая общественно-экономическая формация, приходящая на смену капитализму, основывающаяся на общественной собственности на средства производства и включающая две основные фазы своего развития — социализм как неполный, незрелый коммунизм и полный, зрелый коммунизм. В узком смысле коммунизм понимается как одна из двух, высшая по сравнению с социализмом фаза, ступень зрелости коммунистической формации — полный, зрелый коммунизм, итоговый результат осуществления исторической миссии рабочего класса.
История развития коммунистических идей
Первобытный коммунизм
На ранних ступенях развития первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. Первобытнообщинный строй охватывал время от появления самых первых людей до возникновения классового общества, что по археологической периодизации совпадает в основном с каменным веком. Для первобытнообщинного строя характерно, что все члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественного продукта, с чем и было связано употребление для его обозначения термина «первобытный коммунизм». От следующих за ним этапов общественного развития первобытный коммунизм отличается отсутствием частной собственности, классов и государства.
Коммунистические идеи средневековья
Коммунистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности (не путать с нищетой). В XIII—XIV веках её разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия справедности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.
Лозунгами революционной борьбы для радикальных участников гуситского движения в Чехии XV века (Ян Гус), Крестьянской войны в Германии XVI века (Т. Мюнцер) стали призывы о свержении власти вещей и денег, о построении справедливого общества на основе равенства людей, в том числе и с общим имуществом. Эти идеи вполне можно считать коммунистическими, хотя их основа была сугубо религиозной — все равны перед богом и обладание или не обладание собственностью не должно нарушать этого, требовалось соблюдение равенства в религиозных обрядах.
Светские концепции коммунизма
Несколько веков позже появляется эгалитарный коммунизм — основная составляющая буржуазных революций XVII—XVIII веков, в частности в Англии XVII в. (Дж. Уинстэнли) и Франции конец XVIII в. (Г. Бабёф). Возникает светская идеология коммунизма. Развивается идея создания общины, в которой реализуется свобода и равенство людей друг перед другом через общее общинное владение собственностью (или улаживая эгалитарним образом конфликт между индивидуальной и коллективной собственностью). Собственность уже не отрицается, а делается попытка её подчинения на благо всей общины.
Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирается на идеологию гуманизма XVI—XVII веков (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII века (Морелли, Г. Мабли). Ранняя коммунистическая литература отражает переход от плебейско-мелкобуржуазной революционности к пролетарской, но свойственная ранней коммунистической литературе проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности составляет реакционный элемент в её содержании. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.
Утопический коммунизм
Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.
В начале XIX века А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др. социалисты-утописты обогатили представление о справедливом общественном устройстве идеями о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, обеспечении всех его потребностей, централизованном планировании, распределении по труду. Однако вразрез с коммунистическими идеалами социалисты допускали сохранение в утопическом обществе частной собственности, имущественного неравенства. Выражая протест против капиталистической системы угнетения и эксплуатации трудящихся, они выступили с утопическими проектами устранения классовых различий. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И.
kommynist.ru