Поэзия Ломоносова – кратко — Русская историческая библиотека
Во второй половине XIX века стало модно принижать ломоносовскую поэзию и даже отказывать ему в титуле поэта. Но XVIII век считал его великим поэтом, не только «русским Малербом», но и «русским Пиндаром», – и мы теперь недалеки от возвращения к такому взгляду. Как и положено классицисту, он четко разделял роды поэзии, и стиль его дидактических посланий отличается от стиля од. В Посланиях он пользуется чистейшим русским языком, и хотя подчиняется тогдашней моде на парафразу, передает свою мысль с почти научной точностью. Знаменитое послание О пользе стекла, над которым в XIX веке смеялись из-за прозаической темы, могло бы стать главой из учебника – настолько точен его язык.
Поэзия Ломоносова
Но главные поэтические произведения Ломоносова – его оды, духовные и торжественные. Они не являются выражением индивидуального опыта; тут звучит идеальное выражение чувств и стремлений нации или, во всяком случае, ее интеллектуальной элиты. Торжественные оды восхваляют Петра Великого, русского «культурного героя», и его дочь Елизавету – за то, что она продолжает дело отца, которым пренебрегли его первые наследники. Они славят русские войска и величие империи, но превыше всего славят науку – и как познание, и как практическое применение. Они призывают землю Российскую рождать «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», дабы она могла затмить своих западных учителей.
Михаил Васильевич Ломоносов
Однако своего апогея как поэт Ломоносов достигает в духовных одах. Они воодушевлены рационалистической концепцией Бога-законодателя, проявляющего себя в великих и неизменных законах природы. Оба Размышления о Божием величестве (Утреннее и Вечернее)– прекраснейшие образцы ломоносовской философской поэзии и той мощи, с которой он широкими мазками набрасывает торжественные и величественные картины природы. Но самый лучший образчик его красноречия, его «мощной строки» и его «странно счастливого» поэтического языка – замечательная Ода, выбранная из Иова. И особенно те главы, где ревнивый Бог Ветхого Завета со всей силой убедительности превращается в лейбницианского Законодателя вселенной.
rushist.com
Ответы@Mail.Ru: краткая биография Ломоносова
биография Михаила ЛомоносоваЛомоносов Михаил Васильевич (1711-1765 гг. )
Великий русский ученый, философ, основатель Московского университета. Родился в селе Денисовка Архангельской губернии, в семье помора. В 1731 г. поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию в Москве. В 1735 г. был послан в Петербург в академический университет, а в 1736 г. —в Германию, где учился сначала в Марбургском университете (1736—1739 гг.) , а затем во Фрейбурге в Школе горного дела (1739—1741 гг. ) у горного советника И. Генкеля.
После возвращения в Россию в 1741 г. Ломоносов стал адъюнктом физического класса Академии наук в Петербурге, а в 1745 г — профессором химии. С 1748 г. Ломоносов работал в учрежденной по его инициативе химической лаборатории Академии.
До 1748 г Ломоносов занимался преимущественно физическими исследованиями, а в 1748—1757 гг. его работы были посвящены главным образом решению теоретических и экспериментальных вопросов химии. Его труды, относящиеся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии, стали рубежом в развитии науки, отграничивающим натурфилософию от экспериментального естествознания. Ломоносов изложил основы атомно-корпускулярного учения, разработал кинетическую теорию теплоты, обосновал необходимость привлечения физики для объяснения явлений химии и предложил для теоретической части химии название «физическая химия» , а для практической части — «техническая химия» . Он также обратил внимание на основополагающее значение закона сохранения веществ в химических реакциях.
Он разрабатывал точные методы взвешивания и объемные методы количественного анализа. Проводя опыты по обжигу металлов в запаянных сосудах, Ломоносов показал, что их вес после нагревания не изменяется и что мнение Р. Бойля о присоединении к металлам «тепловой материи» ошибочно. Он изучал растворимость солей при различных температурах, установил факты понижения температуры при растворении солей и понижения точки замерзания раствора по сравнению с чистым растворителем. Ломоносов лично произвел большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря.
В своем «Слове о рождении металлов от трясения Земли» и в работе «О слоях земных» он последовательно проводил идею о закономерной эволюции природы.
Ломоносов создал в России многие химические производства —неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора. Он изобрел фарфоровую массу, разработал рецептуру и технологию изготовления цветных стекол, которые использовал для своих мозаичных картин. Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику «Полтавская баталия» , которые были высоко оценены Российской Академией
художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.
Первым из русских академиков Ломоносов приступил к подготовке учебников по химии и металлургии: «Курс физической химии» , «Первые основания металлургии, или рудных дел» . Ему принадлежит заслуга создания Московского университета, проект и учебная программа которого составлены им лично.
Ломоносов написал ряд трудов по истории, экономике, филологии. Наряду с научными исследованиями Ломоносов занимался литературным творчеством и опубликовал несколько од и трагедий.
Сочинения: «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств» ; «Размышления о причинах теплоты и холода» , «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» ; «О слоях земных
otvet.mail.ru
Доклад — Ломоносов МВ — жизнь и творчество великого русского гения
Кафедра гуманитарных наук
РЕФЕРАТ
по культурологии
Тема: «М.В. Ломоносов — жизнь и творчество
великого русского гения»
План
Введение. стр.3
Глава I Жизнь М. В. Ломоносова. стр. 4
Глава II Творчество великого ученого стр. 6
Заключение. стр. 9
Введение
В то время, когда родился М. В. Ломоносов, в Российском государстве существовало всего лишь два высших учебных заведения – славяно-греко-латинская академия в Москве и Киевская духовная академия. Петровские преобразования привели к более широким контактам с западными странами. В 1725 году в Петербурге была открыта Академия наук, а еще раньше – артиллерийская, математико-навигационная, техническая школы. А также лингвистические школы, медицинская, школа горной промышленности, «цифирные» школы, «гарнизонные». Однако требования высших кругов общества не позволяли людям из низших сословий научиться более существенному, кроме как читать и писать да и то не всякий, так как по традиции крестьянину заниматься науками считалось пустым и ненужным занятием. Поэтому случай с М. В. Ломоносовым можно считать уникальным. Чтобы было, если бы Ломоносова Михаила местный дьяк не научил читать и писать, а у одного крестьянина из соседней деревни не нашлись «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леона Магницкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Наверняка бы российская наука никогда бы и не узнала имя великого русского ученого — М. В. Ломоносова.
Глава I. Жизнь М. В. Ломоносова.
М. В. Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в деревне одного из островов дельты Северной Двины против Холмогор Архангельской губернии. В девятилетнем возрасте он лишился матери, а мачеха была «злой и завистливой» и противилась его стремлениям. То, что мальчик родился в семье черносошного (государственного) свободного крестьянина, занимавшегося рыбным промыслом и имевшего пахотную землю и судно, должно было сказаться на его дальнейшей судьбе: он тоже должен был заняться рыбным промыслом. Местный дьяк Семен Никитичь Сабельников обучил Михаила читать и писать, и судьба повела его другой дорогой. Однако «вратами учености» для него стали «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леона Магницкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого, которые он брал у Христофора Дудина, крестьянина соседней деревни. Отец и мачеха всячески противились стремлениям Михаила к наукам, но он все равно добивается своего. Втайне от отца он получил на руки паспорт, отдалжил денег, одежду и с рыбным обозом отправился в Москву (декабрь 1730 года). С жильем в Москве ему помогли земляки, и в 1731 году М. В. Ломоносов подает прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, в которой обучались дети священников. Ввиду того, что в этом году случился недобор, то ректор этого заведения разрешил взять разночинцев, но не крестьян. Поэтому Ломоносов вынужден был скрыть свое происхождение, назвав себя сыном Холмогорского дворянина. Таким образом, его приняли. Большая разница в возрасте принесла ему немало горечи и обид от одноклассников. Как позже он сам вспоминал: «Школьники, малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де какой болван лет в двадцать пришел латыне учиться!» Непродолжительный период он учился в Киевской духовной академии, но потом вернулся в Москву, в славяно-греко-латинскую академию.
В числе лучших учеников академии он в 1736 году будет послан на дальнейшее обучение в университет при Петербургской академии наук. Необходимо отметить, что кроме программных предметов Михаил Ломоносов много занимался самостоятельно. В этом 1736 году его в числе лучших посылают учиться химии и горному делу за границу, в Германию.
Годы учебы в Марбургском университете не прошли даром: живя на квартире он познакомился с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью хозяйки и женился на ней. В 1739 году М. В. Ломоносов успешно заканчивает Марбургский университет. Затем обучение химии и горному делу продолжалось в г. Фрейберге (1739-1740). Ссора М. В. Ломоносова с одним немецким ученым привела к тому, что он покинул Фрейберг. На протяжении многих месяцев он странствовал по Германии под видом немецкого студента, был взят в рекруты в прусскую армию, но смог бежать. Если говорить в целом, то в Германии М. В. Ломоносов был с 1736 по 1741 год (германский период его жизни). После возвращения в 1741 году в Петербургскую Академию наук он продолжает заниматься наукой, но его ссора еще с одним немецким ученым привела к тому, что с 1741 по 1743 год М. В. Ломоносов был под домашним арестом. За весь свой Петербургский период жизни (1741-1765 г. г.) он неустанно работал в Петербургской академии наук, несмотря на интриги других ученых и козни недоброжелателей. 4(5) апреля 1765 года М.В. Ломоносов умер на 54 году жизни, после тяжелой болезни.
Глава II. Творчество М. В. Ломоносова.
Рукописное наследие М. В. Ломоносова представляет собой целый ряд работ по различным отраслям знаний, причем многообразие тематики не только удивляет, но и вызывает восхищение. Вклад М. В. Ломоносова в развитие русской науки поистине неоценим. 19 августа 1739 года русская армия после сражения овладела штурмом мощной турецкой крепостью Хотин. М. В. Ломоносов не смог не откликнуться на это событие, которое явилось завершением четырехлетней войны:
«Не медь ли в чреве Этны ржет
И с серою кипя клокочет?
Не ад ли тяжки узы рвет
И челюсти разинуть хочет?
То род отверженной рабы,
В горах огнем наполнив рвы
Металл и пламень в дол бросает,
Где в труд избранный наш народ
Среди врагов, среди болот
Чрез быстрый ток на огнь дерзает.»
Тем самым М. В. Ломоносов положил начало подлинно художественной тонической поэзии. На протяжении 40-х-60-х годов XVIII века из литературных произведений он пишет оду 1747 г., «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния», «Утреннее размышление о божием величестве», оду 1750 г., трагедию «Тамира и Селим», «Письмо о пользе стекла», стихотворения «Гимн бороде», оды посвященные участию России в Семилетней войне, поэму «Петр Великий», «Стихи сочиненные на дороге в Петергоф». Особняком стоят его работы этого периода, касающиеся русского языка – «Российская грамматика», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» – стали продолжением развития русского языка XVIII века.
М. В. Ломоносов занимался самыми различными науками и отраслями знаний: горной металлургией, физикой и химией, историей и географией, риторикой и геологией, демографией, декоративно-прикладным искусством и астрономией. В 40-е-60-е годы XVIII века М. В. Ломоносов пишет работы по горной металлургии – «Первые основания металлургии или рудных дел», «О вольном движении воздуха в рудниках примеченном», по физике и химии – «Элементы математической химии», «Размышления о философских началах физико-химического соответствия серебра и ртути», «Рассуждение о катоприно-диолтрическом зажигательном инструменте», «276 заметок по физике и корпускулярной философии», «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств», «Заметки о тяжести тел», «О сцеплении и расположении физических монад», «О действии химических растворителей вообще», «Размышления о причине теплоты и холода», «О металлическом блеске», «Об отношении количества материи и веса», «О тяжести тел и об известности первичного движения», «О составляющих природные тела нечувствительных физических частицах», «Диссертация о селитре», «Опыт теории упругости тела», «Рассуждения о твердости и жидкости тел», «Введение в истинную физическую химию», «Слово о происхождении света», «Слово о явлениях воздушных», «Об отношении массы и веса», «Теория электричества, изложенная математически», по истории и географии – «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, до 1054 года», «Рассуждения о большей точности морского пути», «Краткое описание путешествий разных по северным морям и возможного проходу из Сибирского океана в Восточную Индию», «О морозе, случившемся после теплой погоды», «Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях», по риторике и геологии – «Риторика», «Краткое руководство к красноречию», «Слово о рождении металлов от трясения земли», «О слоях земных», по демографии – «О размножении и сохранении российского народа», по декоративно-прикладному искусству и астрономии – мозаический портрет «Петр Великий», мозаика «Полтавская баталия», «Явление Венеры на солнце». Кроме этого М. В. Ломоносов переводил книги с иностранных языков, читал лекции, проводил бесчисленные эксперименты.
Свыше 46-ти работ – таков творческий итог его деятельности. Российская наука получила благодаря этому великому ученому поистине термоядерный импульс.
Заключение
М. В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Свыше 40 известных нам работ творческой деятельности – таков итог его кропотливых трудов.
Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Он был единственным из русских ученых XVIII века при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов.
Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло более двух столетий, его имя живет в памяти народов. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей, его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры, его имя носят города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя М. В. Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов, а в 1956 году учреждена Золотая медаль им. М. В. Ломоносова за выдающиеся работы в области естественных наук. Как позже писал С. И. Вавилов, что «часто встречающееся сопоставление М. В. Ломоносова с Леонардо да Винчи и Гетте правильно и оправдывается не многообразием видов культурной работы М. В. Ломоносова, а глубоким слиянием в одной личности художественно-исторических и научных интересов и задатков. Среди современников М. В. Ломоносова, живших и работавших в России, было немало «политигисторов», соединявших, например, математические исследования с работой над изданием летописей. Однако энциклопедизм этих людей вытекал из внешних требований и нажима, а не из внутренних потребностей, как это было у М. В. Ломоносова». И в заключении мне хотелось бы привести высказывание – призыв самого Михаила Васильевича: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопи; а моя слава падет и с вашею».
Используемая литература.
1. Андерсон М. Петр Великий. Ростов-на-Дону 1997 г.
2. Вавилов С. И. Михаил Васильевич Ломоносов М. 1961г
3. Шилинский А. Ю., Павлова Г. Е. М. В. Ломоносов – великий русский ученый. М. 1986 г.
4. Кузнецов Б. Р. Творческий путь Ломоносова. М. 1961 г.
www.ronl.ru
список и краткий обзор :: SYL.ru
Почти каждый русский человек знает великого ученого и писателя Михаила Васильевича Ломоносова и гордится им. Этот замечательный и добропорядочный человек, будучи сыном крестьянина, смог в своей жизни самостоятельно добиться необычайно великих побед.
Великие люди велики во всем
С самого раннего детства будущего ученого интересовали многие отрасли науки: он занимался серьезно математикой, языками, механикой, инженерией. Чутко относился к филологии и литературе. Получив такой большой опыт в различных отраслях, Ломоносов не мог не «выплеснуть» свои мысли на бумагу. Так получилось, что произведения Ломоносова оказались важны и нужны России и его соотечественникам. И сейчас его труды изучаются многими исследователями и просто теми, кто интересуется личностью ученого, достижениями российской науки.
Какие произведения Ломоносов только не сочинял. Это были литературные труды и оды, материалы по химии, физике, математике. Даже сатирические произведения Ломоносова интересны для современного читателя.
Самые популярные произведения
Пожалуй, самые важные труды Михаил Васильевич создал в области русского языка и литературы. Он в числе первых в литературе предложил «теорию трех штилей» (стилей). Поясним:
- к высокому стилю он относил литературу, которая должна была быть написана для духовных наставников, знати; в ней используются церковно-славянские слова и общеупотребительные; жанры к этому стилю должны были относиться следующие: героические поэмы, оды, трагедии;
- к среднему стилю, по теории, автор относил драмы, лирику; использоваться в этом стиле должны были только общеупотребительные слова;
- низкий стиль предполагал написание басен, сатир, комедий; в этом жанре разрешалось использование разговорных слов и общепринятых выражений.
Таким образом, в литературе «порядок навел» Михаил Ломоносов. Произведения, которые помогли в этом, называются «Российская грамматика», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке».
Ломоносов – замечательный поэт
Произведения Ломоносова затрагивают и поэтическую натуру этого прекрасного человека. Он очень емко, ярко, иногда хлестко отображал суть дела. Если хвалил («Ода на день восшествия (…) Елизаветы», «Ода на взятие Хотина», «Ода в праздник рождения Иоанна Третьего»), то, безусловно, высоко, пафосно, с гордостью за дела великие. Если высмеивал («Жениться хорошо, да много и досады…», «Гимн бороде»), то жестко, будто хлыстом ударял. Да, и в самом деле обидно было за державу, что в стране духовенство управляет людьми бесчинно, жадно, бестолково.
Произведения Ломоносова (стихи, басни) тоже хорошо были известны читателю своими лаконичными, яркими образами: «О страх! о ужас! гром! ты дернул за штаны…», «Свинья в лисьей коже», «Случились вместе два Астронома в пиру…». А о том, что эти стихи актуальны и по сей день, и говорить не приходится.
Сатирические труды литератора
До Ломоносова в литературе чаще обращались к портретному, конкретному отображению человека в стихах, банях, одах. А вот поэт обобщал сразу слой общества, которому была присуща какая-либо характерная черта, выставлял ее на обозрение и потеху читателю. И такие произведения, как «Послушайте, прошу, что старому случилось…», «Искусные певцы всегда в напевах тщатся…», «Мышь некогда, любя святыню…», «Услышали мухи…» и множество других сатирических стихов и басен являются тому подтверждением.
Научные труды Ломоносова
Прекрасный химик, увлеченный математикой и физикой, Ломоносов имеет написанные работы и в этой области. Он писал, что «математика ум в порядок приводит», а химия и физика без математики – пустой звук. Написав свою работу «Слово о пользе химии», он четко указывал, что химию нужно воспринимать не как искусство (такое отношение к химии было во времена ученого), а как науку.
Сколь замечательны произведения Ломоносова по истории. Это великие и очень успешные труды. Сам Михаил Васильевич считал, что Россия пережила шесть этапов в становлении и развитии государства. Он первым выдвинул теорию о славяно-чудском происхождении Руси. Первоначально с этим доводом не соглашались, но позже решили, что предположение имеет право быть. В своей работе «Древняя Российская история» Ломоносов как раз об этом пишет. Этот труд стал известен не только в России, но и был принят в европейских странах. И опять стоит отметить, что труд оказался пророческим и актуальным по сей день.
Ломоносов преуспел и в педагогике
Многие друзья и соотечественники говорили о том, что Ломоносов очень чутко, трепетно относился к людям. Не мог он пройти мимо педагогического воспитания, особенно воспитания молодежи. Тем более академик некоторое время работал педагогом. Образование должно быть доступным для всех уровней и слоев общества, считал Ломоносов. Известные произведения по этой тематике имеют названия: «О воспитании и образовании», «Проект регламента Московских гимназий».
Экономические труды Ломоносова
Ученый радел о развитии России. Он был настоящим сыном и патриотом своей страны. Никак не обойти тему экономики в таком случае. Для быстрого роста благосостояния в государстве необходимо развивать промышленность, металлургию в частности, считал Ломоносов. Произведения (список) в этой области есть следующие:
- «Об исправлении и размножении ремесленных дел и художеств».
- «О размножении и сохранении российского народа».
- «О лучшей государственной экономии».
- «Об исправлении земледелия».
- «О сохранении военного искусства во время долговременного мира».
- «О лучших пользах купечества».
Сельскохозяйственные вопросы, вопросы увеличения численности населения, интерес к мореходству тоже отражен в этих трудах.
Интересные факты, открытые Ломоносовым
Некоторые труды Ломоносовым не были закончены, но из них мы почерпнули необыкновенные факты, до которых додумался, открыл великий ученый:
- найдены чертежи академика, которые являются прообразом настоящих вертолетов; эти труды Ломоносов самостоятельно разрабатывал, не касаясь и не зная о трудах да Винчи; схемы были обнаружены после смерти русского практика;
- ученый при помощи математических расчетов определил, что вокруг планеты Венера существует атмосфера; даже астрономы, современники Ломоносова, не смогли этого определить, а русский физик и химик сумел это сделать;
- «ночезрительная» труба – прообраз современного телескопа, позволяющая наблюдать далекие небесные тела в темное время суток – тоже разработка Михаила Васильевича.
Недаром труды Ломоносова популярны и сейчас. Это дань уважения и признания велика этому известному академику. Он действительно очень многое сделал для российской науки и культуры, общества, России в целом. Памятники Ломоносову расположены в Архангельске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, на Воробьевых горах, в Краснодаре, в Харькове (Украина), Марбурге (Германия). В честь ученого названы улицы и площади, библиотеки, школы, вузы и другие заведения. Один из престижных вузов Москвы, например, носит имя Михаила Васильевича.
www.syl.ru
Жизнь и творчество Ломоносова — Сочинение на 5
Ломоносов Михаил Васильевич
(1711 – 1765)
Жизнь и творчество
Человек исключительного ума, огромной силы воли, кипучей творческой энергии, неутомимой жажды деятельности, Ломоносов считал, что долг каждого – трудиться не покладая рук для пользы общества, для блага народа, а если надо, героически отдать свою жизнь во имя Родины, торжества любимых идей. Он писал:
Какая польза тем, что в старости глубокой
И в тьме бесславия кончают долгий век!
Добротами всходить на верх хвалы высокой
И славно умереть родился человек.
Эти волнующие строки, написанные Ломоносовым, можно поставить эпиграфом к его собственной необыкновенной судьбе и беспримерной творческой деятельности.
Сын рыбака-помора, Михаил Васильевич Ломоносов первые девятнадцать лет своей жизни провел на далеком Севере, в селе Денисовке, близ берегов Белого моря. Детские годы навсегда запечатлели в сознании Ломоносова величественные картины суровой полярной природы, дали превосходное знание сказок, былин, пословиц с их живым народным языком. Поездки с отцом в море на промысел развили в мальчике физическую силу и выносливость. Чувства независимости, личного достоинства, свойственные обитателям Поморья, не подавленных крепостным гнетом, составили драгоценнейшую черту его характера.
У одного из своих односельчан четырнадцатилетнему Ломоносову удалось достать учебники по грамматике и арифметике. Эти книги, которые позднее он называл «вратами своей учености», он буквально выучил наизусть и страстно захотел продолжать учение. И вот тайком от отца, пристав к одному из обозов, он добирается до Москвы и, преодолев многочисленные препятствия, поступает в тогдашнюю школу – Славяно-греко-латинскую академию. Насмешки товарищей по школе – «малых ребят» – над «болваном лет в двадцать», который «пришел латине учиться», скудное существование на три копейки в день не останавливают Ломоносова. Обнаруживая блестящие способности, невероятную настойчивость и трудолюбие, он за один год проходит сразу три класса.
Не удивительно, что, когда в 1736 г. школьное начальство получило указ направить в университет при Петербургской академии наук «отроков добрых, которые бы в приличных к украшению разума науках довольное знание имели», выбор падает на Ломоносова. В этом же году его посылают из Петербурга в Германию для освоения горного дела. За границей Ломоносов изучает точные науки, философию, иностранные языки и овладевает всеми достижениями современной ему научной мысли. В 1741 г. Ломоносов вернулся на родину и начал работать в Академии наук.
В 1745 г. он становится профессором химии, академиком и, несмотря на противодействие засевших в академии немецких администраторов – «неприятелей наук российских», ведет неутомимую, блестящую по своим результатам научную и литературную деятельность. Чтобы способствовать развитию отечественной науки, Ломоносов добился создания первого в стране Московского университета, носящего теперь его имя.
Сам Ломоносов был ученым энциклопедического размаха. Пушкин, говоря, что Ломоносов «все испытал и все проник», имел право называть его «первым нашим университетом». Ломоносову принадлежит ряд выдающихся научных открытий в самых различных областях знания – химии, физике, астрономии.
Наряду с работами в области точных наук, с упорными занятиями русской историей протекала и основополагающая работа Ломоносова в области русского языка, литературной теории и практики. В школьные годы Ломоносова господствовало чуждое природе русского языка и народнопоэтическому творчеству силлабическое стихосложение (от греческого слова, означающего «слог»). От стихотворца требовалось лишь соблюдать во всех строчках одинаковое количество слогов и ставить в конце строки рифму. Подобные стихи были почти лишены ритмичности, музыкальности. Это ощутил уже старший современник Ломоносова – поэт и ученый-филолог (филология – наука о языке и литературе) Тредиаковский. Он обратил внимание на ритмообразующую роль ударения в русских народных стихах и стал строить стихи со строго последовательным чередованием ударных и безударных слогов.
Так силлабическая система начинала заменяться силлабо-тонической (от греческого слова тонус, означающего «ударение»). Однако преобразование Тредиаковского коснулось только длинных (одиннадцати – и тринадцатисложных) стихов. Из стихотворных размеров он признавал лишь двухсложные: хорей, складывающийся из последовательного чередования ударного и безударного слога, и ямб, образуемый, наоборот, чередованием сначала безударного, затем ударного слогов.
Однако Тредиаковский считал, что ямб малопригоден для русского стихосложения.
Ломоносов принял в основном принцип Тредиаковского, но, будучи смелым новатором и следуя природе русского языка, он распространил его на все виды стиха. Точно также он считал возможным употреблять наряду с двусложными и трехсложные стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест.
Особенно ценил Ломоносов ямб, считая этот размер наиболее бодрым и энергичным. Именно ямбом и была написана в 1739 г. хвалебная ода Ломоносова, воспевающая доблесть русских войск, взявших турецкую крепость Хотин. Произведение это, исполненное горячего патриотического чувства, написанное стихом небывалой до того звучности, стремительности и силы, открыло новую эпоху в истории русской поэзии. Оды, представлявшие собой как бы торжественные, ораторские речи в стихах, стали отныне излюбленным стихотворным жанром Ломоносова. Он воспевал в них вечную славу героев, величие, мощь и неисчерпаемые богатства родной страны, славил героический характер русского человека.
Свою «возлюбленную мать» – родину Ломоносов олицетворяет в облике державной владычицы, главой касающейся облаков, опирающейся локтем на Кавказские горы, а ноги простирающей до границ Китая. Прославляя военные триумфы России, Ломоносов в то же время настойчиво подчеркивает миролюбие русского народа, который обнажает «правдивый меч» лишь для того, чтобы водворить повсюду мир – «возлюбленную тишину». Поэт страстно призывает к разработке природных богатств родной страны, к насаждению просвещения, развитию искусств и наук.
Одно из самых частых в поэтическом словаре Ломоносова – слово наука. Восторженные похвалы науке – одна из основных тем ломоносовской поэзии. Из поколения в поколение русские школьники заучивали наизусть знаменитые строки Ломоносова о науках, которые «юношей питают» и «отраду старцам подают». В одной из од поэт перечисляет те области научного знания, которые он особенно ценит за их значение для развития страны, умножения ее силы, богатств:
В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой
И, что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой…
Наука легких метеоров,
Премены неба предвещай
И бурный шум воздушных споров
Чрез верны знаки предъявляй:
Чтоб ратай мог избрати время,
Когда земле поверить семя
И дать когда покой браздам,
И чтобы, не боясь погоды,
С богатством дальны шли народы
К Елисаветиным брегам.
Стихотворные призывы Ломоносова к развитию отечественных наук подкреплялись его собственной научной деятельностью, которая в свою очередь находила вдохновенную поддержку и защиту в его стихах. Таково, например, стихотворное послание Ломоносова «О пользе стекла».
С огромной поэтической силой новое научное восприятие мира, космоса, противостоящее наивным церковно-средневековым представлениям о природе, раскрывается в двух «Размышлениях» Ломоносова. В «Утреннем размышлении» поэт описывает солнце, каким оно должно бы было предстать приблизившемуся к нему человеческому взору:
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
«Несчетные солнца» неизмеримых пространств бесконечной вселенной видит поэт, вглядываясь в усыпанное звездами небо:
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне – дна…
Ломоносов, как никто до него, почувствовал огромные возможности, таящиеся в русском языке, его «природное изобилие, красоту и силу». Однако эти возможности не были широко использованы. Литературным языком еще оставался средневековый, церковнославянский язык, оторванный от живой, разговорной речи. И литературный язык, и разговорная речь, были засорены чрезмерно большим количеством иностранных слов.
Сблизить литературную и разговорную речь обеспечить целостность и самостоятельность национального русского языка – на это и были направлены усилия Ломоносова. И ему многое удалось сделать в этом отношении.
Для того чтобы внести известный порядок в литературный язык, разумно ограничить употребление церковнославянских и иностранных слов и оборотов, Ломоносов распределил весь словарный состав славяно-российского языка по трем группам – «штилям», прикрепив к каждому из них определенные литературные виды (жанры).
Церковнославянские слова, устаревшие и ставшие малопонятными, он совсем исключил из литературной речи. Те же из них, которые были «россиянам вразумительны», допускались к употреблению преимущественно в так называемых высоких жанрах – оде, героической поэме и т. п., в силу особой своей торжественности, приподнятости отделявшихся от простой, обыденной речи. Наоборот, литературные произведения, содержание которых ближе к жизни, – драматические произведения, сатиры – должны были писаться «средним штилем» – языком менее книжным, более близким к разговорному. Наконец, для «описания обыкновенных дел», сочинения комедий, эпиграмм, песен, дружеских посланий следовало применять «низкий штиль», в котором могут употребляться и простонародные слова. Изгонялись из языка и ненужные иностранные слова – варваризмы.
Разделение литературного языка на «три штиля», резко отграниченные друг от друга, было связано с теорией классицизма и в дальнейшем стало стеснять писателей. Следующий шаг в совершенствовании литературного языка сделал Карамзин. Полный простор свободному развитию языка художественной литературы открыло творчество Пушкина, который в основном продолжил и развил начатую Ломоносовым работу по созданию русского национального языка.
Литературная деятельность гениального поэта-ученого – его поэтическое творчество, его работы в области языка и стиха – имела исключительно большое значение для развития русской литературы. Недаром «Петром Великим русской литературы» назвал Ломоносова В. Г. Белинский.
klassreferat.ru