Российская Федерация
Территория Российской Федерации составляет 17075,4 тыс.кв.км., население на 01.01.2018 составляет 146 млн. 880 тыс. 432 человек. По этому показателю страна занимает 9-е место в мире. Столица России — город Москва.
В соответствии с Конституцией, принятой 12 декабря 1993 года, Российская Федерация — Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального подчинения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Президент Российской Федерации является главой государства, избирается на шесть лет.
Федеральное Собрание — парламент России, является представительным и законодательным органом, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года.
Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации.
Россия — постоянный член Совета Безопасности ООН.
В столице Российской Федерации городе Москве расположены Секретариат ОДКБ, Объединенный штаб ОДКБ, Отделение Исполнительного Комитета СНГ и др.
Россия подписала Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года в г. Ташкенте.
Является членом Организации Договора о коллективной безопасности, созданной в 2003 году на основе и в развитие сотрудничества в рамках ДКБ.
Президентом Российской Федерации является ПУТИН Владимир Владимирович.
Президент России | Министерство иностранных дел Российской Федерации | ||
Министерство обороны Российской Федерации | Совет Безопасности Российской Федерации | ||
Министерство внутренних дел Российской Федерации | Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | ||
Федеральная Служба Безопасности Российской Федерации | ТАСС | ||
МИА «Россия-Сегодня» (РИА Новости) | |||
Topic: Отношения между НАТО и Россией: факты
- Last updated 27-Jul-2022 10:59
- Russian
- English
- French
- Ukrainian
С тех пор, как Россия начала свои агрессивные действия против Украины, российские официальные лица обвиняют НАТО в ряде угроз и враждебных действий. На данной веб-странице изложены факты.
- НАТО как «угроза»
- Утверждение: Присутствие НАТО в Балтийском регионе опасно
- Утверждение: Противоракетная оборона НАТО угрожает безопасности России
- Утверждение: НАТО агрессивна и представляет угрозу для России
- Утверждение: Расширение НАТО угрожает России
- Обещания и обязательства
- Утверждение: Совместное использование ядерного оружия и ядерные учения НАТО нарушают Договор о нераспространении ядерного оружия
- Утверждение: Усиленное передовое присутствие НАТО нарушает Основополагающий акт Россия–НАТО
- Утверждение: НАТО обещала России, что не будет расширяться после «холодной войны»
- Сотрудничество НАТО с Россией
- Утверждение: Приостановив практическое сотрудничество с Россией, НАТО подрывает безопасность
- Расширение НАТО
- Утверждение: Россия имеет право требовать гарантию того, что Украина и Грузия не вступят в НАТО
- Утверждение: НАТО имеет базы по всему миру
- НАТО и ее отношение к России
- Утверждение: НАТО нагнетает «истерию» по поводу российских учений
- Утверждение: НАТО – геополитический проект США
- Утверждение: НАТО пыталась изолировать и маргинализировать Россию
- Утверждение: НАТО следовало распустить по окончании «холодной войны»
- Операции НАТО
- Утверждение: Операция НАТО в Афганистане потерпела неудачу
- Утверждение: Операция НАТО в небе над Ливией была незаконной
- Утверждение: Операция НАТО в небе над Косово была незаконной
НАТО как «угроза»
Утверждение: Присутствие НАТО в Балтийском регионе опасно
Факт: НАТО предприняла оборонительные и пропорциональные шаги в ответ на изменившуюся обстановку в области безопасности. В связи с применением Россией военной силы против своих соседей государства-члены попросили увеличить присутствие НАТО в Балтийском регионе.
В 2016 году мы развернули четыре многонациональные боевые группы, обеспечив «усиленное передовое присутствие» в Эстонии, Латвии, Литве и Польше. В 2017 году эти боевые группы достигли полной оперативной готовности. Более 4500 военнослужащих из стран Европы и Северной Америки работают в тесном взаимодействии с местными силами обороны.
Присутствие НАТО в регионе обеспечивается по просьбе принимающих стран, а военнослужащие стран НАТО соблюдают наивысшие стандарты поведения, как в служебное, так и во внеслужебное время.
В рамках приверженности стран НАТО транспарентности Эстония, Латвия и Литва принимают российских инспекторов по контролю над вооружениями. Например, в Эстонии российские инспекторы недавно провели инспекцию в рамках Венского документа, наблюдая за частями учений «Весенний шторм» в мае и июне 2021 года.
Вернуться к началу страницы
Утверждение: Противоракетная оборона НАТО угрожает безопасности России
Факт: Система противоракетной обороны НАТО не направлена против России и не может подорвать российские средства стратегического сдерживания. Она предназначена для защиты европейских союзников от ракетных угроз извне евроатлантического региона.
Объект «Иджис Эшор» в Румынии носит сугубо оборонительный характер. Размещенные там ракеты-перехватчики не могут быть использованы в наступательных целях. Перехватчики не содержат взрывчатых веществ. Они не могут поражать объекты на поверхности Земли – только в воздухе. Кроме того, на объекте отсутствуют программное обеспечение, технические средства и инфраструктура, необходимые для запуска наступательных ракет.
НАТО предложила России сотрудничать в области противоракетной обороны; такого предложения НАТО не делала ни одной другой стране-партнеру. К сожалению, в 2013 году Россия отказалась сотрудничать и отказалась от диалога по этому вопросу. Заявления России с угрозами нацеливания на страны Североатлантического союза из-за противоракетной обороны НАТО являются неприемлемыми и контрпродуктивными.
Вернуться к началу страницы
Утверждение: НАТО агрессивна и представляет угрозу для России
Факт: НАТО – оборонительный союз, цель которого заключается в защите наших государств-членов. Наша официальная политика заключается в том, что «НАТО не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для Российской Федерации». НАТО не вторгалась в Грузию; НАТО не вторгалась в Украину. Это сделала Россия.
В течение последних 30 лет НАТО последовательно и открыто развивала связи с Россией. Мы вместе проводили работу по различным вопросам – от борьбы с незаконным оборотом наркотиков и борьбы с терроризмом до спасания подводных лодок и гражданского чрезвычайного планирования, даже в периоды расширения НАТО. Однако в 2014 году в ответ на агрессивные действия России против Украины НАТО приостановила практическое сотрудничество с Россией. Мы не стремимся к конфронтации, но мы не можем игнорировать тот факт, что Россия нарушает международные правила, подрывая наши стабильность и безопасность.
В 2016 году в ответ на применение Россией военной силы против Украины НАТО развернула четыре многонациональные боевые группы в странах Балтии и Польше. Эти подразделения развернуты в регионе не на постоянной основе, соответствуют международным обязательствам союзников и насчитывают около 5000 военнослужащих. Они не представляют угрозы для российской армии численностью 1 000 000 человек. До незаконной аннексии Россией Крыма в восточной части Североатлантического союза не было войск союзников.
В ответ на полномасштабное вторжение России в Украину в 2022 году НАТО значительно усилила свой потенциал сдерживания и обороны, в том числе с помощью четырех новых боевых групп в восточной части Североатлантического союза. На встрече в верхах НАТО в Мадриде члены НАТО согласились с тем, что Россия является наиболее значительной и прямой угрозой их безопасности, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе. Страны НАТО также договорились о дальнейшем укреплении потенциала НАТО. При этом страны НАТО по-прежнему готовы сохранять открытыми каналы связи с Москвой для управления рисками и их смягчения, предотвращения эскалации и повышения транспарентности.
Вернуться к началу страницы
Утверждение: Расширение НАТО угрожает России
Факт: НАТО – оборонительный союз. Наша цель – защита наших государств-членов. Каждая страна, которая вступает в НАТО, обязуется соблюдать ее принципы и политику. Это включает обязательство о том, что «НАТО не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России», как было заявлено на встрече в верхах в Брюсселе в этом году.
Расширение НАТО не направлено против России. Каждое суверенное государство имеет право выбирать свои собственные механизмы обеспечения безопасности. Это основополагающий принцип европейской безопасности, принцип, который Россия поддержала, и который она должна соблюдать. И действительно, после окончания «холодной войны» Россия была привержена делу создания всеобъемлющей архитектуры европейской безопасности, в том числе посредством Парижской хартии, создания ОБСЕ, учреждения Совета евроатлантического партнерства и принятия Основополагающего акта Россия–НАТО.
Вернуться к началу страницы
Обещания и обязательства
Утверждение: Совместное использование ядерного оружия и ядерные учения НАТО нарушают Договор о нераспространении ядерного оружия
Факт: Договоренности НАТО по ядерному оружию всегда в полной мере соответствовали Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). ДНЯО является краеугольным камнем глобального режима нераспространения. Он играет важнейшую роль в обеспечении международного мира и безопасности.
В течение десятилетий Соединенные Штаты размещали ядерное оружие на территории некоторых европейских членов НАТО в рамках потенциала НАТО в области сдерживания и обороны. США обеспечивают постоянное надлежащее хранение этого оружия и контроль над ним. Кроме того, договоренности НАТО по ядерному оружию существовали еще до вступления в силу ДНЯО. Они были в полной мере рассмотрены при проведении переговоров по Договору.
Именно Россия использует свое ядерное оружие в качестве инструмента запугивания. Россия использует безответственную ядерную риторику и активизировала свои ядерные учения. Россия также расширяет свой ядерный потенциал, инвестируя в новое и дестабилизирующее оружие. Эта деятельность и эта риторика не способствуют транспарентности и предсказуемости, особенно в контексте изменившейся обстановки в области безопасности.
Вернуться к началу страницы
Утверждение: Усиленное передовое присутствие НАТО нарушает Основополагающий акт Россия–НАТО
Факт: НАТО в полной мере соблюдает Основополагающий акт Россия–НАТО. В ответ на незаконную и противоправную аннексию Россией Крыма и наращивание военной мощи вблизи границ Североатлантического союза НАТО развернула четыре многонациональные боевые группы – около 4500 военнослужащих – в Латвии, Литве, Эстонии и Польше.
Эти силы развертываются на основе ротации и являются оборонительными, а их численность гораздо ниже любого разумного определения «существенных боевых сил». На территории восточных стран НАТО не происходит постоянного размещения существенных боевых сил. Общая численность сил в масштабах Североатлантического союза фактически была значительно сокращена после окончания «холодной войны».
Подписав Основополагающий акт Россия–НАТО, Россия обязалась не применять силу или угрозу силой против стран НАТО и против любого другого государства. Она нарушила это обязательство, осуществив незаконную и противоправную аннексию Крыма, территории суверенного государства. Кроме того, Россия продолжает поддерживать боевиков на востоке Украины.
Вернуться к началу страницы
Утверждение: НАТО обещала России, что не будет расширяться после «холодной войны»
Факт: Такое соглашение никогда не заключалось. Двери НАТО открыты для новых членов с момента ее основания в 1949 году – и это никогда не менялось. Эта политика открытых дверей закреплена в статье 10 учредительного договора НАТО, в которой говорится, что «любое другое европейское государство, способное развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона», может подать заявку на членство. Решения о членстве принимаются на основе консенсуса между всеми союзниками. Ни один договор, подписанный Соединенными Штатами, Европой и Россией, не включал положений о членстве в НАТО.
Идея о расширении НАТО за пределы объединенной Германии не стояла на повестке дня в 1989 году, особенно учитывая, что Варшавский договор все еще существовал. Это подтвердил Михаил Горбачев в интервью в 2014 году: «Вопрос о «расширении НАТО» в те годы вообще не обсуждался и не возникал. Говорю это со всей ответственностью. Ни одна восточноевропейская страна его не поднимала, в том числе и после прекращения существования Варшавского договора в 1991 году. Не поднимали его и западные руководители».
Рассекреченные стенограммы Белого дома также свидетельствуют о том, что в 1997 году Билл Клинтон последовательно отказывался от предложения Бориса Ельцина о заключении «джентльменского соглашения» о том, что ни одна из бывших советских республик не войдет в НАТО: «Я не могу брать на себя обязательства от имени НАТО, и я не собираюсь сам накладывать вето на расширение НАТО в отношении какой-либо страны, тем более позволять вам или кому-либо другому делать это… НАТО действует на основе консенсуса».
Вернуться к началу страницы
Сотрудничество НАТО с Россией
Claim: Утверждение: Приостановив практическое сотрудничество с Россией, НАТО подрывает безопасность
Факт: В 2014 году НАТО приостановила все практическое сотрудничество с Россией в ответ на ее агрессивные действия в Украине. Это сотрудничество включало проекты в Афганистане, проекты по борьбе с терроризмом и научное сотрудничество. Эти проекты со временем достигли результатов, но их приостановка не подорвала безопасность Североатлантического союза или нашу способность противостоять таким вызовам, как терроризм.
Мы ясно дали понять, что продолжаем стремиться к конструктивным отношениям с Россией. Но улучшение отношений Североатлантического союза с Россией будет зависеть от четкого и конструктивного изменения в действиях России, свидетельствующего о соблюдении международного права и международных обязательств России.
Вернуться к началу страницы
Расширение НАТО
Утверждение: Россия имеет право требовать гарантию того, что Украина и Грузия не вступят в НАТО
Факт: Каждая суверенная страна имеет право выбирать свои собственные механизмы обеспечения безопасности. Это основополагающий принцип европейской безопасности, который поддержала и Россия (см. Хельсинкский Заключительный акт здесь).
Кроме того, когда Россия подписала Основополагающий акт Россия–НАТО, она обязалась «уважать суверенитет, независимость и территориальную целостность всех государств и их неотъемлемое право выбора путей обеспечения их собственной безопасности».
Украина и Грузия имеют право выбирать для себя союзы, а Россия, как она сама неоднократно соглашалась, не имеет право диктовать этот выбор. Мы отвергаем любую идею о сферах влияния в Европе – они являются частью истории и должны оставаться частью истории.
Вернуться к началу страницы
Утверждение: НАТО имеет базы по всему миру
Факт: Военная инфраструктура НАТО за пределами территории государств-членов ограничена теми районами, где Североатлантический союз проводит операции. У Североатлантического союза имеются военные объекты в Косово, например, для миротворческой миссии СДК.
У НАТО также есть гражданские бюро по связи в таких странах-партнерах, как Грузия, Молдова, Украина и Россия. Их нельзя считать «военными базами».
Отдельные страны НАТО имеют базы за границей на основе двусторонних соглашений и принципа согласия принимающей страны, в отличие от России, имеющей базы на территории Молдовы, Украины и Грузии.
Вернуться к началу страницы
НАТО и ее отношение к России
Утверждение: НАТО нагнетает «истерию» по поводу российских учений
Факт: Каждая страна имеет право проводить учения, но важно, чтобы они проводились транспарентно и в соответствии с международными обязательствами.
В целях обеспечения транспарентности члены ОБСЕ, включая Россию, приняли на себя обязательство следовать правилам Венского документа. Если численность участвующих в учениях войск превышает 9 000 человек, учения подлежат уведомлению, а если численность участвующих в учениях войск превышает 13 000 человек, для участия в таких учениях должны быть приглашены наблюдатели из государств-членов ОБСЕ.
Обеспокоенность НАТО по поводу российских учений является прямым результатом отсутствия транспарентности со стороны России. Со времени окончания «холодной войны» Россия не открыла ни одни учения для обязательного наблюдения в рамках Венского документа. Кроме того, Россия использовала крупные внезапные учения, в том числе с участием десятков тысяч военнослужащих, для запугивания своих соседей. Такая практика усиливает напряженность и подрывает доверие. Осуществленные Россией вмешательство в Грузии в 2008 году и незаконная аннексия Крыма в 2014 году были замаскированы под внезапные учения.
Вернуться к началу страницы
Утверждение: НАТО – геополитический проект США
Факт: НАТО была создана в 1949 году двенадцатью суверенными государствами: Бельгией, Данией, Исландией, Италией, Канадой, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Португалией, Соединенным Королевством, Соединенными Штатами и Францией. С тех пор число государств-членов выросло до 30, при этом каждое из них приняло индивидуальное и суверенное решение вступить в Североатлантический союз.
Все решения в НАТО принимаются на основе консенсуса, что означает, что решение может быть принято, только если каждый член организации согласится с ним.
Аналогичным образом, решение любой страны об участии в операциях под руководством НАТО принимает сама страна самостоятельно в соответствии с собственными правовыми процедурами. Ни одно государство-член Североатлантического союза не может принимать решения о развертывании сил другого государства-члена.
Вернуться к началу страницы
Утверждение: НАТО пыталась изолировать и маргинализировать Россию
Факт: На протяжении более двух десятилетий НАТО последовательно проводила работу по формированию отношений с Россией в духе сотрудничества.
НАТО начала налаживать отношения, предложив диалог вместо конфронтации на встрече НАТО в верхах в Лондоне в июле 1990 года (текст Лондонской декларации здесь). В последующие годы Североатлантический союз способствовал развитию диалога и сотрудничества путем создания «Партнерства ради мира» (ПРМ) и Совета евроатлантического партнерства (СЕАП), открытых для всей Европы, включая Россию.
В 1997 году НАТО и Россия подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, создав Совместный постоянный совет Россия–НАТО. В 2002 году они усовершенствовали взаимоотношения, создав Совет Россия–НАТО (СРН) (с Основополагающим актом можно ознакомиться здесь).
Мы стремились построить добрые взаимоотношения с Россией. Мы работали вместе по различным вопросам, от борьбы с незаконным оборотом наркотиков и борьбы с терроризмом до спасания подводных лодок и гражданского чрезвычайного планирования.
Однако в марте 2014 года Североатлантический союз приостановил практическое сотрудничество с Россией в ответ на ее агрессивные действия против Украины. В то же время НАТО оставляет открытыми каналы для связи с Россией. Совет Россия–НАТО остается важной платформой для диалога. Поэтому Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг пригласил всех членов Совета Россия–НАТО на ряд встреч для укрепления безопасности в Европе.
Вернуться к началу страницы
Утверждение: НАТО следовало распустить по окончании «холодной войны»
Факт: На встрече в верхах в Лондоне в 1990 году главы государств и правительств стран НАТО договорились о том, что «мы должны оставаться вместе, чтобы продлить долговременный мир, в условиях которого мы живем последние четыре десятилетия». Это был их суверенный выбор, который полностью соответствовал их праву на коллективную оборону, закрепленному в Уставе Организации Объединенных Наций.
С тех пор шестнадцать стран решили вступить в НАТО. Североатлантический союз осуществлял новые миссии и адаптировался к новым вызовам, при этом придерживаясь основополагающих принципов безопасности, коллективной обороны и принятия решений на основе консенсуса.
На встрече в верхах в Брюсселе в июне 2021 года страны НАТО договорились делать еще больше вместе для модернизации и адаптации Североатлантического союза, чтобы наметить его курс на следующее десятилетие и последующий период. Следующая Стратегическая концепция НАТО станет планом для этой адаптации. Во времена усиления глобальной конкуренции Европа и Северная Америка должны продолжать сохранять единство в НАТО. Вызовы безопасности, с которыми мы сталкиваемся, слишком велики, чтобы какая-либо страна или континент могли противостоять им в одиночку. Вместе в НАТО мы продолжим защищать более 1 миллиарда человек.
Вернуться к началу страницы
Операции НАТО
Утверждение: Операция НАТО в Афганистане потерпела неудачу
Факт: НАТО проводит честную и ясную оценку своего взаимодействия в Афганистане, анализируя, что получилось, а что нет. Есть также сложные вопросы, которые необходимо задать более широкому международному сообществу.
НАТО возглавляла военные усилия в Афганистане в течение многих лет, но это были не просто военные усилия. Многие другие стороны, включая наши национальные правительства, Европейский союз и Организацию Объединенных Наций, также сделали крупные инвестиции в усилия по развитию Афганистана и построению для него лучшего будущего. Нам всем предстоит ответить на трудные вопросы.
В то же время мы должны признать значительные успехи, которых мы добились вместе. Миссия НАТО не позволила Афганистану стать прибежищем для международного терроризма. С 2001 года с территории Афганистана не было организовано ни одного террористического нападения на наши страны.
Кроме того, международное сообщество при поддержке со стороны нашего военного присутствия, помогло создать условия для значительного социального и экономического прогресса. Эти достижения нелегко обратить вспять, и мы видим это по той роли, которую сегодня играют молодое поколение, женщины и свободные СМИ. Хотя у нас больше нет войск на местах, международное сообщество все еще имеет рычаги воздействия на «Талибан», включая финансовые, экономические и дипломатические инструменты.
Вернуться к началу страницы
Утверждение: Операция НАТО в небе над Ливией была незаконной
Факт: Операция под руководством НАТО была начата на основании двух резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) – 1970 и 1973; обе резолюции ссылаются на Главу VII Устава ООН, и Россия не возражала ни против одной из них.
Резолюция СБ ООН 1973 уполномочила международное сообщество «принимать все необходимые меры» для «защиты гражданского населения и мест его проживания, находящихся под угрозой нападения», что НАТО и сделала при политической и военной поддержке государств региона и членов Лиги арабских государств.
После конфликта НАТО сотрудничала с Международной комиссией ООН по расследованию событий в Ливии, не выявившей никаких нарушений резолюции 1973 СБ ООН или международного права и сделавшей вывод, что, напротив, «НАТО провела высокоточную кампанию, характеризующуюся наглядным стремлением избежать жертв среди гражданского населения».
Вернуться к началу страницы
Утверждение: Операция НАТО в небе над Косово была незаконной
Факт: Операция НАТО в Косово, была проведена вслед за продолжавшимися более года интенсивными усилиями ООН и Контактной группы, в которую входила Россия, направленными на достижение мирного урегулирования. Совет Безопасности ООН неоднократно характеризовал этническую чистку в Косово и растущее число беженцев, вынужденных покидать свои дома, как угрозу международному миру и безопасности. Операция НАТО «Эллайд форс» была начата, чтобы предотвратить крупномасштабные и непрекращающиеся нарушения прав человека и гибель гражданских лиц.
По окончании воздушной кампании, в соответствии с мандатом ООН (резолюция СБ ООН 1244), была проведена миротворческая операция СДК под руководством НАТО, в которой изначально участвовала и Россия, с целью обеспечить безопасную и защищенную обстановку в Косово.
Вернуться к началу страницы
Россия: Доклад о свободе в мире за 2022 год
Д Свобода слова и убеждений
Д1 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Существуют ли свободные и независимые СМИ? | 0,000 4. 004 |
Хотя Конституция предусматривает свободу слова, расплывчатые законы об экстремизме предоставляют властям большую свободу действий в отношении любых выступлений, организаций или действий, не имеющих официальной поддержки. Правительство контролирует, напрямую или через государственные компании и дружественных бизнес-магнатов, все национальные телевизионные сети и многие радио и печатные издания, а также большую часть рынка медийной рекламы. Несколько независимых торговых точек все еще работают, большинство из них онлайн, а некоторые из них имеют штаб-квартиры за границей. Те немногие, которые все еще базируются в стране, изо всех сил пытаются сохранить свою независимость от интересов государства. Телевидение остается самым популярным источником новостей, но его влияние снижается, особенно среди молодых людей, которые больше полагаются на социальные сети.
Законы об экстремизме, иностранных агентах и нежелательных организациях использовались для преследования СМИ, ограничивая их доступ к финансированию и вынуждая многих прекратить деятельность в России.
Ряд новых законов, вступивших в силу с 2020 года, требует от социальных сетей удалять «незаконный» контент, штрафовать веб-сайты, которые не блокируют незаконный контент, и приводить в исполнение приговоры к тюремному заключению за «клевету» в Интернете, среди прочих положений. В течение нескольких недель после введения этих законов Роскомнадзор выносил предупреждения и штрафы TikTok, ВКонтакте, Одноклассникам, YouTube, Twitter, Facebook и Instagram за то, что они не блокировали посты, которые якобы призывали несовершеннолетних к участию в акциях протеста. В декабре суд оштрафовал Google на 100 миллионов долларов за отказ удалить запрещенный контент. Активисты также были оштрафованы и заключены в тюрьму за якобы продвижение экстремистского контента в социальных сетях.
Д2 1,00-4,00 балла0-4 балла
Свободны ли люди исповедовать и выражать свою религиозную веру или неверие публично и в частном порядке? | 1.001 4.004 |
Свобода вероисповедания соблюдается неравномерно. Закон 1997 года о религии дает государству обширный контроль и затрудняет деятельность новых или независимых групп. Русская Православная Церковь занимает привилегированное положение, тесно сотрудничая с правительством по приоритетам внешней и внутренней политики. Закон о борьбе с терроризмом, принятый в 2016 году, дает властям право подавлять религиозные группы, считающиеся экстремистскими.
Свидетели Иеговы были объявлены экстремистской организацией в 2017 году, что привело к затяжной кампании против верующих, отмеченной слежкой, конфискацией имущества, арестами и пытками. С момента запрета более 500 Свидетелей Иеговы были обвинены или осуждены за экстремизм. Однако в октябре 2021 года Верховный суд постановил, что власти не могут преследовать приверженцев только за индивидуальное или коллективное богослужение, требуя дополнительных доказательств экстремистской деятельности.
В последние годы многие мусульмане были задержаны за предполагаемую принадлежность к запрещенным исламистским группировкам, включая «Хизб ут-Тахрир».
Д3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Существует ли академическая свобода и свободна ли система образования от экстенсивной политической идеологической обработки? | 1.001 4.004 |
Системе высшего образования и подконтрольной правительству Академии наук препятствуют бюрократическое вмешательство, навязанная государством международная изоляция и растущее давление с целью следовать линии Кремля по политически чувствительным вопросам, хотя некоторые ученые по-прежнему выражают несогласие. Ряд университетов запретили студентам и преподавателям участвовать в антиправительственных митингах или пригрозили студентам отчислением в случае их участия. Преподаватели также были уволены за участие в акциях протеста или распространение информации о них в социальных сетях.
Закон, принятый в апреле 2021 года, требует, чтобы преподаватели и ученые получали разрешение от властей на публичную «образовательную деятельность» и партнерство с участием иностранных ученых. В июле базирующийся в США Bard College стал первым зарубежным высшим учебным заведением, внесенным в список нежелательных организаций в России. В октябре ФСБ объявила, что иностранными агентами могут быть названы лица, занимающиеся военной техникой и смежными вопросами и делящиеся с иностранцами даже несекретной информацией.
Д4 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Могут ли люди свободно выражать свои личные взгляды на политические или другие деликатные темы, не опасаясь слежки или возмездия? | 1. 001 4.004 |
Повсеместная гиперпатриотическая пропаганда и политические репрессии — особенно после вторжения российских войск в Украину в 2014 году — оказали кумулятивное влияние на открытые и свободные частные обсуждения, и этот сдерживающий эффект усугубляется растущими усилиями государства по контролю за выражением мнений в Интернете. .
В последние годы власти приняли ряд законов, предусматривающих штрафы или тюремное заключение за оскорбление государства, распространение ложных новостей, клевету и использование социальных сетей для обсуждения личной информации судей и сотрудников правоохранительных органов или обмена информацией о коррупции. Эти и другие законы активно применяются для наказания и сдерживания выражения инакомыслия.
Е Ассоциативные и организационные права
Е1 1,00-4,00 балла0-4 балла
Есть ли свобода собраний? | 0,000 4.004 |
Правительство ограничивает свободу собраний. Подавляющие действия полиции, чрезмерное применение силы, обычные аресты, суровые штрафы и тюремные сроки препятствуют несанкционированным протестам, в то время как прокремлевские группы могут свободно проводить демонстрации. Несмотря на риски, в последние годы тысячи людей вышли на серию антиправительственных демонстраций.
Оппозиционным Кремлю группам крайне сложно получить разрешение на проведение акции протеста или митинга. На региональном уровне обширные ограничения на основе местоположения запрещают проведение собраний в 70 процентах общественных мест. Хотя некоторые из этих ограничений с годами были отменены, власти могут запрещать митинги по нечетко определенным причинам «общественного интереса». С 2014 года было внесено девять основных поправок в законодательство, ограничивающих свободу собраний. Некоторые протестующие прибегали к одиночным пикетам, чтобы обойти ограничения на массовые собрания, но в последние годы власти использовали различные законы и тактики, чтобы подавить эту практику.
Правительство сослалось на соображения общественного здравоохранения, чтобы ужесточить ограничения на собрания во время пандемии COVID-19, но правила выборочно применяются к критикам режима.
В начале 2021 года массовые демонстрации в ответ на арест и заключение Алексея Навального были встречены сотрудниками госбезопасности с чрезмерной силой. По меньшей мере 11 500 человек были задержаны, возбуждено более 130 уголовных дел, несколько протестующих и журналистов получили ранения, многие сообщали об избиениях и других злоупотреблениях в местах содержания под стражей. Некоторые из осужденных в последующие месяцы получили многолетние тюремные сроки. Сообщается, что технология распознавания лиц, установленная в Москве и ряде других городов, использовалась для идентификации и задержания участников протестов.
Изменение оценки: Оценка снизилась с 1 до 0, потому что власти проводили кампанию возмездия против протестующих оппозиции, арестовывая тысячи участников, прибегая к физическому насилию во время арестов и содержания под стражей, а также налагая уголовные наказания.
Е2 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Есть ли свобода для неправительственных организаций, особенно тех, которые занимаются правозащитной деятельностью и деятельностью, связанной с управлением? | 0,000 4.004 |
Правительство безжалостно преследует НПО, особенно те, которые занимаются вопросами прав человека и управления. Гражданских активистов часто арестовывают по политически мотивированным обвинениям.
Власти препятствуют и блокируют работу НПО, требуя от групп, получающих иностранную поддержку и занимающихся в широком смысле «политической деятельностью», регистрироваться в качестве «иностранных агентов». Это обозначение, которое интерпретируется большей частью российской общественности как обозначение иностранной шпионской операции, влечет за собой обременительные требования к регистрации, обязывает группы маркировать свои материалы ярлыком «иностранный агент» и, как правило, чрезвычайно затрудняет достижение ими своих целей. . В соответствии с поправками, принятыми в конце 2020 года, власти могут назначать физических лиц и неформальные организации иностранными агентами. Тем, кто не соблюдает закон, грозят штрафы или тюремное заключение.
В июне 2021 года президент подписал законы, упрощающие возбуждение уголовных дел по подозрению в принадлежности к «нежелательным» организациям и запрещающие лицам, связанным с «экстремистскими» организациями, баллотироваться на государственные должности. По состоянию на декабрь 2021 года Минюст числил в качестве иностранных агентов 86 НПО и общественных объединений, 36 СМИ и 75 физических лиц. По отдельности в общей сложности 48 организаций были признаны «нежелательными». В том же месяце Верховный суд России постановил закрыть «Мемориал Интернэшнл», одну из самых уважаемых в России правозащитных организаций, на том основании, что она неоднократно не выполняла требования законодательства об иностранных агентах.
Е3 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Есть ли свобода для профсоюзов и аналогичных профессиональных или трудовых организаций? | 2. 002 4.004 |
Хотя права профсоюзов защищены законом, на практике они ограничены. Забастовки и протесты рабочих имели место в ведущих отраслях промышленности, включая автомобилестроение, но антипрофсоюзная дискриминация и репрессалии являются обычным явлением. Работодатели часто игнорируют права на ведение коллективных переговоров. Крупнейшая федерация труда работает в тесном сотрудничестве с Кремлем, хотя в некоторых отраслях промышленности и регионах действуют независимые профсоюзы.
Ф Верховенство закона
Ф1 1,00-4,00 балла0-4 балла
Существует ли независимая судебная система? | 1.001 4.004 |
Судебная власть не является независимой от исполнительной власти, а карьерный рост судей фактически привязан к согласию с преференциями Кремля. Кадровая комиссия при Президенте и председатели судов контролируют назначение судей страны, которые, как правило, продвигаются по службе внутри судебной системы, а не приобретают независимый опыт в качестве юристов. Поправки к конституции 2020 года уполномочили президента увольнять судей из Конституционного суда и Верховного суда при поддержке Совета Федерации, что еще больше подорвало и без того незначительную автономию судебной власти.
Ф2 1,00-4,00 балла0-4 балла
Превалирует ли надлежащая правовая процедура в гражданских и уголовных делах? | 1.001 4.004 |
Регулярно нарушаются меры против произвольных арестов и другие процессуальные гарантии, особенно в отношении лиц, которые выступают против или воспринимаются как представляющие угрозу интересам политического руководства и его союзников. Поэтому многие россияне обращались за правосудием в международные суды, но закон 2015 года уполномочивает российские судебные органы отменять решения таких органов, и с тех пор он делал это несколько раз. В декабре 2021 года президент подписал закон, наделяющий полицию более широкими полномочиями вламываться в дома и автомобили и обыскивать личные вещи без ордера. Хотя произвольные аресты редко наказываются, в мае суд приговорил пятерых бывших полицейских к тюремному заключению за 2019 год.арест журналиста Ивана Голунова по сфабрикованному делу о наркотиках.
Правозащитный центр «Мемориал» на август 2021 года насчитал 410 политзаключенных, из них 329 задержанных в связи с осуществлением свободы вероисповедания. Среди подсчитанных были лидер оппозиции Алексей Навальный вместе с несколькими его сторонниками, журналистами и потенциальными кандидатами от оппозиции на парламентских выборах 2021 года.
Ф3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Есть ли защита от незаконного применения физической силы и свобода от войны и мятежей? | 0,000 4.004 |
Применение чрезмерной силы полицией широко распространено, и правозащитные группы сообщают, что сотрудники правоохранительных органов, совершающие такие нарушения, преднамеренно применяли электрошок, удушение и растяжение тела задержанного, чтобы избежать видимых повреждений. Тюрьмы переполнены и антисанитарны; заключенные не имеют доступа к медицинскому обслуживанию и подвергаются жестокому обращению со стороны охранников. В 2021 году адвокаты Навального сообщили, что в тюрьме его лишали сна и не лечили.
В некоторых частях страны, особенно на Северном Кавказе, наблюдается высокий уровень насилия; цели включают официальных лиц, исламистских повстанцев и гражданских лиц. Чеченского лидера Рамзана Кадырова обвиняют в использовании похищений, пыток, внесудебных казней и других форм насилия для сохранения контроля. Эта деятельность иногда распространяется на другие регионы России и зарубежные страны, где Кадырова подозревают в организации убийств просителей убежища и политических оппонентов, проживающих в изгнании.
Ф4 1,00–4,00 балла0–4 балла
Гарантируют ли законы, политика и практика равное обращение с различными слоями населения? | 0,000 4.004 |
Иммигранты и представители этнических меньшинств, особенно выходцы с Кавказа или из Средней Азии, сталкиваются с дискриминацией и притеснениями со стороны правительства и общества. Конституционные поправки устанавливают примат русского языка в государстве, косвенно благоприятствуя этническим русским.
ЛГБТ+ также подвергаются значительной дискриминации. Федеральный закон, запрещающий распространение информации о «нетрадиционных сексуальных отношениях», действует с 2013 года, что делает незаконным публичное обсуждение гомосексуализма.
Чечня остается особенно опасной для ЛГБТ+: в 2019 году власти начали репрессии, охватившие почти 40 человек; двое из задержанных, как сообщается, скончались после пыток со стороны полиции. В 2021 году милиция арестовывала и насильно возвращала в Чечню лиц, связанных с ЛГБТ+-организациями.
грамм Личная автономия и индивидуальные права
Г1 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Пользуются ли люди свободой передвижения, включая возможность смены места жительства, работы или образования? | 2.002 4.004 |
Правительство вводит некоторые ограничения на свободу передвижения и проживания. Взрослые должны иметь при себе внутренние паспорта во время путешествий и для получения многих государственных услуг. Некоторые региональные власти вводят правила регистрации, ограничивающие право граждан на выбор места жительства, как правило, в отношении представителей национальных меньшинств и мигрантов с Кавказа и Средней Азии. Большинство россиян могут свободно выезжать за границу, но более четырех миллионов сотрудников, связанных с вооруженными силами и службами безопасности, были запрещены к выезду за границу в соответствии с правилами, изданными в 2014 году9.0005
Г2 1,00–4,00 балла 0–4 балла
Могут ли физические лица осуществлять право на владение собственностью и создание частного бизнеса без неоправданного вмешательства со стороны государственных или негосударственных субъектов? | 1.001 4.004 |
Государственная власть и частная собственность тесно связаны, и высокопоставленные чиновники часто используют свое положение в правительстве для накопления огромных владений. Государственные поглощения ключевых отраслей и крупные налоговые штрафы, наложенные на отдельные компании после сомнительных судебных разбирательств, продемонстрировали ненадежный характер прав собственности при путинском правлении, особенно когда речь идет о политических интересах. Частные предприятия в более широком смысле регулярно подвергаются вымогательству или экспроприации со стороны сотрудников правоохранительных органов и организованных преступных групп.
Г3. Пользуются ли люди личными социальными свободами, включая выбор брачного партнера и размера семьи, защиту от домашнего насилия и контроль над внешним видом? 2 / 4
Поправки к Конституции, принятые в 2020 году, определяют брак как союз между мужчиной и женщиной; изменения были официально приняты в апреле 2021 года, что фактически запрещает принятие любого будущего закона, признающего однополые браки.
Домашнему насилию власти уделяют мало внимания. Вместо этого выживших, которые убивают своих обидчиков в целях самообороны, обычно сажают в тюрьму; под эту категорию могут подпадать до 80 процентов женщин-заключенных в России. Закон 2017 года отменил уголовную ответственность за акты домашнего насилия, которые не приводят к необратимому физическому вреду. Эта мера также освободила полицию от обязанности возбуждать дела, переложив это бремя на выживших. Во время пандемии COVID-19 в Россиикарантина в 2020 году, российские НПО сообщили об удвоении случаев домашнего насилия, в то время как официальная полицейская статистика сообщила о снижении. В декабре 2020 года Минюст причислил НПО «Насилу.нет», борющуюся с гендерным насилием, к «иностранным агентам». В апреле 2021 года Конституционный суд призвал законодателей усилить защиту потерпевших, а также меры наказания для рецидивистов.
Жители некоторых регионов, особенно на Северном Кавказе, сталкиваются с более жесткими социальными ограничениями в отношении внешнего вида и отношений, а также сообщалось о некоторых так называемых убийствах чести. В Чечне Кадыров высказывался в пользу полигамии и стремился заставить разведенные пары вступать в повторный брак.
Г4 1,00-4,00 балла0-4 балла
Пользуются ли люди равными возможностями и свободой от экономической эксплуатации? | 2.002 4.004 |
Правовая защита от трудовой эксплуатации слабо соблюдается. Трудящиеся-мигранты часто сталкиваются с небезопасными или эксплуататорскими условиями труда. И россияне, сталкивающиеся с экономическими трудностями, и мигранты в Россию из других стран уязвимы для сексуальной и трудовой торговли. Госдепартамент США 2021 9В отчете 0019 о торговле людьми содержится критика за отсутствие у правительства значительных усилий по борьбе с торговлей людьми. Хотя он признал продление правительством разрешений на работу и вид на жительство для иностранных рабочих в ответ на пандемию COVID-19, выявление им некоторых жертв и другие позитивные шаги, в отчете было обнаружено, что правительство регистрирует гораздо меньшее число жертв торговли людьми, чем правительство. предполагаемый масштаб проблемы предполагает, и что государство активно замешано в принудительном труде северокорейских рабочих. Жертв торговли людьми регулярно задерживают, депортируют и преследуют по закону за деятельность, в которой они были вынуждены участвовать.
Давняя проблема России с границами Украины
Поскольку второе российское вторжение в Украину затягивается, многие стремятся увидеть конец боевых действий, а некоторые международные элиты и политические лидеры выступают за перемирие с Россией.
Хотя их мотивы и цели могут различаться, все они надеются, что при правильных уступках Россию можно будет усадить за стол переговоров, чтобы договориться о прекращении огня, границах Украины и ее месте в системе безопасности Европы.
Но такое мышление резко расходится с провозглашенной Путиным целью выполнения исторической миссии России по «завоеванию и укреплению», отрицая право Украины на существование как суверенной страны.
Исторический подход России к Украине
В первые годы правления Владимира Путина понятие «миссии» не озвучивалось публично, но демонстрировалось тем, кто стремился его увидеть.
И нигде это не было так очевидно, как в подходе России к «пограничной проблеме» с Украиной после распада Советского Союза.
Не было договоренности о том, как должны быть определены или демаркированы бывшие до сих пор административные внутренние границы СССР – это должно было быть оставлено на двусторонние переговоры
Будет преуменьшением сказать, что Россию никогда не устраивала независимость Украины — дискомфорт, который проявлялся в ее нежелании согласовывать границы с Украиной, что является наиболее фундаментальным аспектом государственности.
Теоретически Россия признавала границы Украины постольку, поскольку она признавала существование границ между двумя странами. Но на практике Россия использовала юридические соглашения в тандеме с такими инструментами, как энергетическая и торговая зависимость, чтобы подорвать территориальную целостность и суверенитет Украины.
После многолетней игры в кошки-мышки, когда формальные договоренности не подкреплялись делами, Россия в 2014 году перешла к открытому нарушению территориальной целостности Украины.
Независимость Украины в рамках СНГ был омрачен распадом СССР. Президент России Борис Ельцин поддержал независимость Украины, пытаясь перехитрить своего заклятого врага Михаила Горбачева, тем самым проложив путь к распаду СССР.
Декларация независимости Украины в августе 1991 года и последующий референдум решили ее судьбу, и для обеспечения «цивилизованного развода» Украина сыграла важную роль в создании Содружества Независимых Государств (СНГ) в декабре 1991 года.
Учредительные договоры СНГ заявляют об уважении территориальной целостности друг друга и нерушимости существующих границ «в рамках Содружества» – обязательство, которое означало обещание сохранить «открытость границ» и совместный пограничный контроль.
Но не было договоренности о том, как должны были быть определены или демаркированы бывшие до сих пор административные внутренние границы СССР – это должно было быть оставлено на двусторонние переговоры. Со временем стало ясно, что Россия не желает урегулировать свои границы с Украиной и признать ее территориальную целостность как независимого государства.
1997 г.
видел, что признание независимости Украины казалось важной правовой вехой. Но на практике это была уловка.
Москва номинально отказалась от пункта о «признании границ Украины в рамках СНГ» только после Трехстороннего соглашения 1994 года – между Россией, Украиной и США – и Будапештского меморандума, когда она формально обязалась гарантировать границы и суверенитет Украины в обмен на отказ Украины свой ядерный арсенал.
Но параллельно Россия связала признание территориальной целостности Украины с вопросом о Черноморском флоте (ЧФ) — военно-морских силах, дислоцированных на Крымском полуострове. А ЧФ, в свою очередь, был неразрывно связан со статусом Севастопольской военно-морской базы и Крыма, который российская политическая элита считала исключительно российским.
Несколько соглашений 1992-93 годов привели к разделу флота и военной техники между Россией и Украиной в соотношении 50:50. А Москва прямо связывала владение флотом со своими исключительными правами на военную базу и территориальный контроль.
Несмотря на то, что формально территориальная целостность Украины не была обусловлена принадлежностью к СНГ, требование о согласии Киева с региональными амбициями России присутствовало всегда
В 1995 Сочинских соглашений Россия подтвердила статус Крыма как части Украины, но настаивала на эксклюзивных правах базирования в Севастополе в рамках долгосрочной аренды. Только в мае 1997 года Россия и Украина окончательно согласовали детали разделения ЧФ, договорившись об аренде базы на 20 лет.
Это соглашение, наконец, открыло путь для «Большого договора» о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, заключенного в 1997 году. Этот договор закрепил официальное признание Украины как «равноправного и суверенного государства» с обязательствами сторон уважать территориальную целостность друг друга. и нерушимость «существующих» границ.
Условия признания границы
Теоретически признание независимости Украины в 1997 году казалось важной правовой вехой. Но на практике это была уловка, поскольку Россия продолжала сомневаться в делимитации и делимитации своей границы с Украиной.
Но и договоренности 1997 года не были тем решением, на которое надеялись украинцы. Хотя Украина радовалась тому, что соглашение де-юре было достигнуто, договоренности были для нее глубоко невыгодными.
Хотя договор казался политической победой Украины, договоренности давали России военное и стратегическое преимущество и долгосрочную возможность подорвать территориальную целостность Украины – о чем свидетельствует использование военной базы, войск и флота в Крым аннексирует полуостров в марте 2014 года.
Кроме того, несмотря на то, что формально территориальная целостность Украины не была обусловлена принадлежностью к СНГ, требование о согласии Киева с региональными амбициями России постоянно присутствовало.
Чтобы оказать давление на Украину, Кремль затянул ратификацию договора 1997 года, пока не обеспечил участие Украины в Межпарламентской ассамблее СНГ — слабом, но политически символическом интеграционном органе.
Кроме того, несмотря на слабую приверженность Украины интеграционным инициативам под руководством России, Кремль настаивал на участии Украины, что оставалось последовательным и напрямую связано с решением нерешенных пограничных вопросов.
Соглашения, приведшие к политической независимости Украины, также институционализировали стратегию Москвы по торговому и энергетическому давлению. И Россия без колебаний использовала энергетический долг и цены, а также ограничение доступа на российский рынок, чтобы добиться уступок и получить мощный рычаг воздействия на Киев.
На саммите в Массандре в сентябре 1993 года Ельцин попытался отменить согласованную сделку по ЧФ в обмен на сокращение газового долга Украины. Но вознаграждением за заключение договора 1997 г. Москва устранила искусственные торговые барьеры, препятствовавшие взаимным торговым отношениям. Затем Россия использовала этот рычаг для продления срока аренды сверх первоначальных 20 лет.
Зависимость Украины от поставок энергоресурсов и доступа к российскому рынку вновь проявилась в апреле 2010 г., когда Россия использовала Харьковские соглашения для продления срока аренды Севастопольской военно-морской базы до 2042 г. в обмен на скидку в цене на газ. По сути, сделка была «залогом» независимости Украины.
Бесконечный бизнес: демаркация и делимитация
Для Украины, как и для любого суверенного государства, демаркация ее границы является жизненно важным элементом ее независимости, особенно в свете исторической непокорности России.
Настаивание Москвы на том принципе, что «внутренние» границы должны оставаться «прозрачными» и «открытыми», и что физическая демаркация является ненужной ценой, учитывая «тесное экономическое партнерство» между странами, не предвещало ничего хорошего. Несмотря на формальные обязательства, делимитация и демаркация были спорадическими.
Договор о российско-украинской государственной границе, подписанный в январе 2003 г., определял общие сухопутные границы, но это было частью стратегии России по поддержке испытывающего трудности президента Украины Кучмы в обмен на участие Киева в двух новых российских интеграционных проектах, Евразийском проекте 2000 г. Экономическое сообщество (ЕЭС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП) 2003 года.
Но в договоре 2003 года даже не упоминалась ни демаркация сухопутных границ, ни морская граница, в частности, спорная граница в Азовском море и Керченском проливе – неопределенность, которая обеспечила удобный рычаг воздействия на Украину, когда Россия начала строить Плотина Тузла в Керченском проливе, строительство которой явно нарушило территориальную целостность Украины.
2010
видел, как Россия использовала Харьковские соглашения, чтобы добиться продления аренды Севастопольской военно-морской базы до 2042 года в обмен на скидку в цене на газ.
По безошибочной закономерности разрешение кризиса вокруг Тузлы связано с подписанием в конце 2003 г. нового соглашения об использовании Азовского моря, которое было увязано с ратификацией Украиной договора ЕЭП.
И снова решение было преднамеренно расплывчатым, подтверждая предпочтение России обозначить этот район как «внутренние воды» и откладывая переговоры о его делимитации на будущее, одновременно сдвигая факты на местах в пользу России.
Разрушение независимости Украины в 2014 году
Любые заявления о том, что отношение России к Украине было чем-то иным, чем стяжательское, закончились в 2014 году аннексией Крыма, нарушением территориальной целостности Украины и демонстрацией неуважения Москвы к суверенитету Украины. Это также показало нигилистическое отношение Москвы к соглашениям, подписанным с Украиной в предыдущие два десятилетия.
Наибольшее беспокойство вызывало открытое нарушение Россией норм и ценностей, кропотливо вырабатываемых международным сообществом с 1945, так как считалось, что захвату земель и территориальным аннексиям — особенно на европейском континенте — не место в международном порядке.
Аннексия Крыма в марте 2014 года была быстро проведена с базы ЧФ, после чего последовало военное вторжение российских войск на восток Украины с еще более зловещей целью, чем простой захват земель.
Создавая вооруженный конфликт на Донбассе, стратегия России была явно разработана для того, чтобы получить рычаги влияния на политический процесс внутри Украины, поэтому не только в очередной раз была нарушена территориальная целостность Украины, но и на этот раз с целью ограничения ее суверенитета.
Эта двойная попытка обрела формальное юридическое содержание с созданием Минских протоколов, подписанных в 2014 и 2015 годах. Оба соглашения были подписаны в то время, когда Украина находилась под огромным давлением, причем первое было направлено на прекращение ожесточенных боев с российскими воинскими частями на территории Украины.
Создавая вооруженный конфликт на Донбассе, стратегия России была явно направлена на получение рычагов влияния на политический процесс в Украине
Соглашение Минск-2 2015 года было подписано под давлением не только со стороны Путина, явно угрожавшего Украине военной силой, но и со стороны Германии и Франции, которые просто уступили вооруженным убеждениям России предотвратить риск «краха» Украины, как выразился Путин.