Фото рюрика князя: Рюрик — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, новгородский князь

Содержание

Рюрик — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, новгородский князь

Биография

Имя Рюрика стоит у истоков русской государственности. И хотя личность правителя и подлинные факты его биографии скрыты от современников толщей веков, ряд сведений о первом князе Руси историческая наука бережно сохранила, по сей день анализируя происхождение и родословную легенды по древним летописям.

Детство и юность

«Преданья старины глубокой» традиционно раскрывает «Повесть временных лет», ставшая авторитетным историческим источником для многих поколений исследователей Древней Руси. К ней же обращаются историки, пытаясь узнать о жизни первых князей, в числе которых особое место занимает основатель династии Рюриковичей.

О дате и месте рождения Рюрика точные сведения не сохранились. О происхождении древнего правителя ведутся споры, но большинство склоняется к тому, что он принадлежал к варягам. Имя князя содержит прагерманские корни, и лингвисты находят его следы в скандинавском, древнесаксонском и западнославянском эпосе.

Синеус, Рюрик, Трувор Художник В.П. Верещагін

Опубликовано Львівський медієвістичний клуб Суббота, 20 декабря 2014 г.
Братья Синеус, Рюрик и Трувор

Семейство воина считалось знатным, недаром разобщенные славянские и финно-угорские племена позвали того править не в одиночку, а вместе с младшими братьями Синеусом и Трувором. Не исключено, что семья была еще более многочисленной, однако сведения об этом не сохранились.

Иоакимовская летопись, пытаясь построить генеалогическое древо Рюрика, полагает, что тот приходился внуком Гостомыслу — князю ильменских словен. По этой версии, дочь старейшины Умила родила будущего новгородского князя от варяга из Финляндии, чье имя не сохранилось.

Личная жизнь

Древнерусский князь представлял языческие племена, а до крещения Руси традиционные ныне семейные ценности во главе угла еще не стояли. О личной жизни Рюрика рассказывается только в Иоакимовской летописи. Оттуда известно, что у мужчины было несколько жен, среди которых нашлась и любимая — дочь норвежского князя по имени Ефанда.

Опубликовано Игорем Рюриковичем Среда, 6 мая 2020 г.
Игорь Рюрикович, сын Рюрика

Принадлежавшая к знатному роду, женщина и на новой родине имела высокий статус: когда муж уходил в поход, жена распоряжалась хозяйством и управляла многочисленным людом, населявшим двор. В дар любимой Рюрик преподнес Ладожские земли.

Именно она в 878 году родила герою сына Игоря, который стал Киевским князем и первым полноправным представителем будущей царской династии. Отец умер, когда наследник еще был младенцем, а потому он вступил в правление только после княжения Олега. Предполагается, что у Рюрика были еще дети, поскольку в древних документах упоминаются племянники князя Игоря.

Княжение

Княжение Рюрика началось с «призвания варягов» — добровольного акта племен, населяющих центр и север нынешнего Российского государства, позвавших Рюрика с братьями править их землями. Достоверность «призвания» иногда ставится под сомнение, и существует версия, по которой бравый викинг просто захватил Новгород, и местным жителям ничего не оставалось, как признать его власть.

Как бы то ни было, с 862 года разрозненными племенами (чудь, кривичи, меря, весь и ильменские словене) стал править один человек. Поначалу власть над землями поделили между тремя членами семьи, но вскоре в живых остался только старший брат Рюрик, ставший полноправным хозяином обширной территории. Она охватила Новгород, Изборск, Полоцк, Белоозеро, Муром и Ростов.

Памятник тысячелетию Руси. Призвание варягов на Русь. Князь Рюрик

Опубликовано Дмитрием Крыловым Среда, 23 мая 2012 г.
Памятник Рюрику

Известно, что не все коренные жители оказались довольными призванием иноземцев, а потому Рюрику приходилось подавлять смуты и избавляться от противников, в число которых входил Вадим Храбрый, восставший против нового князя в 864 году. О внутренней политике варяга, как и о политике внешней, факты не сохранились, поскольку первые летописи на Руси стали составляться потомками спустя полтора столетия после его смерти. А потому об эффективности реформ и походов Рюрика рассуждать не приходится.

По одной из версий, ко времени прихода варяга на престол еще и Новгорода не существовало, и город был построен позже неподалеку от Рюрикова городища — торгово-ремесленного и военно-административного центра Приильменья. Останки строения сохранились по сей день и представляют собой археологический памятник IX века, расположенный на 2 км южнее Великого Новгорода.

Смерть

О конце жизни Рюрика известно чуть больше, чем о начале. Если о дате рождения князя история умалчивает, то год кончины — 879-й — летопись указывает, не касаясь, однако, причины смерти. Вслед за Рюриком управление русскими землями перешло к регенту его малолетнего сына, князю Олегу, который приходился предшественнику соплеменником и военным соратником. Затем власть принял прямой наследник — князь Игорь. С тех пор кровь Рюрика текла в жилах славных правителей Руси Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Александра Невского, и эта преемственность оборвалась только в 16-м веке, ввергнув государство в Смутное время.

Рюрик в искусстве

Будучи личностью загадочной и исследованной только поверхностно, Рюрик стал легендой, чей образ неоднократно проступает в произведениях искусства. Не имея портрета варяжского воина, творцы его облик воссоздают благодаря картинам, книгам, фильмам и памятникам. Первые попытки изобразить древнего правителя предпринимались еще в летописях, которые, помимо текстов, содержали живописные миниатюры.

Опубликовано Александром Валентинович Канаевым Вторник, 30 июля 2019 г.
Герб Рюрика

Приходу варягов на славянские земли посвящена картина Николая Рериха «Заморские гости». Похожий эпизод лег в основу полотна Виктора Васнецова «Прибытие Рюрика в Ладогу». Неоднократно художественному переосмыслению образ князя подвергался в исторических и псевдоисторических романах. Кинематограф тоже не обошел его стороной: в «Саге о викингах», снятой в 2008 году, Рюрика сыграл Эрик Холми.

В 2019 году Первый канал показал сериал «Рюриковичи. История первой династии», где режиссер Максим Беспалый предпринял попытку проанализировать становление российской государственности. До него этим занимался Михаил Задорнов, снявший в 2012-м картину «Рюрик. Потерянная быль». Это говорит, что личность Рюрика волнует умы десятков поколений, от летописцев «Повести временных лет» до современных авторов вроде Евгения Анисимова.

Рюрик, князь Ладожский и Новгородский с 862 по 879 год. Интересные факты биографии.

Личность первого Ладожского и Новгородского князя до сих пор остаётся загадочной и, конечно, легендарной.

Точных сведений о происхождении, впрочем, как и о жизни князя Рюрика нет.

Переселенцы с Дуная (словене) и с берегов Балтики (скандинавы и фризы) стали осваивать север Восточной Европы с VIII века.

Поладив миром между собой, они подчинили кривичей, мерю и чудь. Так родилось новое государство – Русь. На выставке «Рюриковичи» подробно рассказано о появлении Руси. Но в 840-х годах страна подпала под власть шведских викингов. Чтобы изгнать захватчиков, пришлось прежних данников превратить в союзников. И после победы те явно не торопились заново изъявлять покорность: «И начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род…».

Русским землям срочно нужен был князь — навести порядок. И в 862 году из Ладоги за море отправилось посольство со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, придите княжить и владеть нами».

На призыв откликнулся Рюрик – датский королевич, состоявший на службе у Каролингов. Владения Рюрика находились во Фрисландии. Эта страна поддерживала с Ладогой тесные связи, и князя знали на Руси. Он имел репутацию человека твёрдого и решительного.

7 сентября 862 года “Рюрик с дружиной сел” в Ладоге, Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. Синеус и  Трувор, по русским летописным преданиям, двое из трёх братев-конунгов, то есть, предводителей варяжских дружин, призванных “из-за моря” новгородскими славянами.

Этот год и эта дата прихода варягов на княжения и стали считаться отправной точкой основания Русского государства.

Но есть версия, что никакого «призвания» не было, а был, говоря современным языком, обыкновенный военный переворот, то есть захват власти силой.

С началом правления Рюрика на Руси закончилась варяжская вольница, начался варяжский порядок. Затем Рюрик уехал восстанавливать свои права во Фрисландии, а вернувшись, встретил враждебный приём, так как ну­жда в «твердой руке» уже отпала. Но Рюрик сумел подавить вспыхнувший мятеж Вадима Храброго.

На Руси, сначала в Ладоге, а затем в Новгороде Рюрик правил семнадцать лет. Он и положил начало династии Рюриковичей, каждому из которым посвящена выставка в историческом парке «Россия-Моя история».

Считается, что у новгородцев хватило средств пригласить Рюрика с дружиной, благодаря, так называемым, «глазкам», из которых составлялись бусы.

Археологи находят множество домонгольских бус в культурном слое при раскопках. Бусы не только привозили из Индии, Закавказья, из арабских стран и из Западной Европы, но и изготавливали с 780-х годов в самой Ладоге. 

Славяне и варяги

Наиболее ранние известия о славянах под именем венедов, или венетов, принадлежат римским и греческим писателям — Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию. По мнению этих авторов, венеды жили вдоль Балтийского побережья. 

Название венеды происходит от кельтского vindos, что означает «белый». К середине VI века венеды делились на две основные группы: склавины (склавы) и анты. Что касается более позднего самоназвания «славяне», то точный смысл его не известен. 

Варягами называли наёмных воинов-дружинников различного происхождения. Их приглашали для участия, как в междоусобных столкновениях, так и в войнах с соседними народами и племенами. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути «из варяг в греки», то есть, по водным путям из Балтийского в Чёрное и Средиземное моря. По смыслу скандинавский термин «варяг» является равноценным русскому «ротник» — «присягнувший», «давший клятву в верности» (рота, по словарю В.И. Даля,  — обет, обещанье, зарок, клятва).

Призвание славянами варягов называют легендарным. Называют потому, что документальных свидетельств событий тех лет не сохранилось. Историки в вопросе было ли призвание варягов или не было также не едины во мнении.


Некоторые исследователи полагают, что Синеуса и Трувора не существовало, а известие о них — результат неправильно прочитанного русским летописцем иностранного текста, который сообщает, что Рюрик пришёл в землю славян со своим домом (сине-хус) и со своей и верной дружиной (тру-вор).

По мнению некоторых учёных, не исключено, что, вообще, рассказ о добровольном призвании варяжских князей и дружины был создан самими варягами, которые пришли не по приглашению. Но это всё исключительно предположения.

Первая столица Руси

Если с призванием варягов до сих пор остаётся много вопросов, то причина того, почему именно Ладога стала первой столицей Русского государства, более или менее, ясна. Город был важнейшим торговым центром, и, главное, что он стоял на торговом пути «Из Варяг в Греки», подробнее о котором можно узнать в историческом парке «Россия-Моя история».  

 

Задолго до появления Ладоги на правом берегу Волхова в трёх километрах от Ладоги ниже по течению существовало ещё более древнее славянское поселение под названием Любша.

 

В середине VIII века, когда после прорыва Невы вода из Любши ушла, местность у реки Алодиеки (Нижняя река, ныне – Волхов) стала осваиваться, прежде всего, скандинавскими племенами. Возникает скандинавский город Альдейгьюборг. Потом, когда население Альдейгьюборга обрусело, он стал называться Альдогом, постепенно превращаясь в современную Ладогу, ставшую с возникновением Санкт-Петербурга Старой.

Аскольд и Дир

По преданию, приближённые Рюрика, варяги  Аскольд и Дир на рубеже 863-864 годов отправились в Византию. К этому времени Византийская империя, образованная в 395 году как Восточная Римская империя, занимала все азиатские провинции Римской империи, Египет в Африке, в Европе – Фракию, Мизию, Дакию, Македонию, Эпир, Фессалию.  Столицей Восточной Римской империи (Византии) был Царьград (Константинополь). Город был построен в 324-330 годах на месте древнего греческого города Византия во времена правления римского императора Константина I Великого Флавия. Город отличался выгодным географическим положением и естественными укреплениями, которые сделали его практически неприступным.

Путешествовали и, вообще, как правило, перемещались варяги на судах, которые именовались драккарами. Драккар представлял из себя гребно-парусное беспалубное судно.

В мае 864 года Аскольд и Дир по пути в Царьград, столицу Византии, доплыли до Киева. По преданию, увидев на берегу красивый город, они поинтересовались, чей он. Жители рассказали, что “были три брата, Кий, Щек и Хорив… Они-то и построили этот город, затем сгинули”. И вот теперь им приходится тут жить и платить дань хазарам. Аскольд и Дир остались в Киеве и «стали владеть» землей полян. Но некоторые исследователи считают, что «земля полян», – это позднейшая приписка в эту легендарную историю, тиражируемую во всех исторических трудах и учебниках. Вопрос о том, кто, на самом деле, жил в городе до появления там варяжских гостей остаётся открытый. По одной из версий, на той территории несколько веков обитали готы. Хотя, как и вопрос об основании Киева, относящийся к числу наиболее запутанных в литературе, вопрос и народонаселении города остаётся спорным.

В 866 году Аскольд и Дир решили продолжить свой поход на Царьград. Добравшись до столицы Византии (Восточной Римской империи), они заключили мир с греческим императором Михаилом. По одной из версий именно тогда Аскольд и Дир приняли христианство.

Во время одного из походов недалеко от Киева болгары убили сына Аскольда.

В 867 году началось массовое переселение новгородцев на берега Днепра. Летопись сообщает, что в 6375 (867) году “избежаша от Рюрика из Новагорода в Киев много Новогородцкых мужей”. 

Кривичи

Родоначальником племени кривичей в восточнославянской мифологии считается некий Крив. Некоторые исследователи предполагают связь имени Крив с обозначением кривого, а также с литовским наименованием верховного жреца Кривее. Вообще же, кривое, левое и тому подобное характеризует земных персонажей, людей, в противоположность небесным богам (для сравнения Правду на небе и Кривду на земле). То есть, Крива ставят в один ряд с Радимом и Вятко – родоначальниками племён радимичей и вятичей.

Есть версия, что кривичей одними из первых упоминают византийские летописи. Византийцы называли кривичей первыми среди «прочих славиний». И называли, как считается, не случайно. Кривичи жили в центральной полосе на огромном пространстве от Смоленска до Полоцка и Изборска. В городище у Гнездово под Смоленском располагалось крупнейшее поселение русов. Земля кривичей могла стать ядром «Росии». Однако, варяги бесповоротно раскололо племя кривичей на три части: кривичей смоленских, полоцких (они были включены в состав норманнского Полоцкого княжества и стали именоваться полочанами) и изборских (вошли в состав Псковского княжества). А затем, когда центр жизнедеятельности варягов переместился на Днепр, Гнездово уступило первенство Киеву. Смоленская земля стала обычным районом полюдья для русов.

Погребение Рюрика

По преданию, перед смертью в 879 году Рюрик передал княжение своему родичу Олегу и ему же поручил своего сына Игоря, ибо тот был ещё очень мал – “детеск вельми”.

Как совершался обряд погребения Рюрика, точных сведений нет.

Всё-таки, видимо, по варяжскому обычаю – с обязательным созданием кургана.

Подробнее об этом временном периоде можно узнать в историческом парке «Россия-Моя история». 


краткая биография, фото и видео

Рюрик (примерно 817 – 879), согласно летописям, новгородский князь и родоначальник царской династии Рюриковичей. Считается основателем Древнерусского государства.

Происхождение

Теорий происхождения Рюрика существует немало. Многие из них основаны на сомнительных умозаключениях и псевдонаучных теориях любителей фантастики.

Если говорить об общепринятых, то можно выделить всего две, по поводу которых ученые спорят бесконечно. Это норманнская и западнославянская.

Норманнская версия гласит, что Рюрик был варягом. Многие летописи называют его именно так. Кто такие варяги? Здесь опять же нет единодушия во мнениях. Одни причисляют к ним норманнов и шведов, другие – скандинавских викингов.

Западнославянская версия склоняется к тому, что будущий русский князь происходил от западных славян. Эта идея, безусловно, звучит приятнее. Однако против нее восстают факты из множества летописных источников.

Биография. Ранние годы

Существуют предположения, что Рюрик появился на свет в 817 году, но многие источники называют 806-й или 807-й. Согласно одной из версий, родным городом Рюрика стал Рерик.

Матерью его была одна из дочерей новгородского князя, а отец происходил из местного княжеского рода. Как видно, мальчика ждала безбедная и достаточно легкая жизнь. Однако в те смутные времена неожиданные повороты в судьбах случались очень часто.

Вскоре после рождения Рюрика город и окружающие земли были захвачены датчанами. Его отца казнили, а мать с малышом на руках сумела сбежать от врагов. В итоге будущий князь лишился всего, на что мог рассчитывать по праву рождения. Это сделало его путь более сложным. Но и датчане обрели в лице будущего воина кровного врага.

Где скрывалась мать Рюрика, неизвестно. Возможно, она отправилась к своим родственникам. Как бы то ни было, но сам Рюрик вновь появился на сцене лишь двадцать лет спустя.

Путь к славе

В 826 году (по свидетельству летописей) Рюрик явился к королю Людовику Благочестивому. Тот принял его с распростертыми объятиями: обратил в христианство, благословил на борьбу с датчанами. Это означало, что отвоеванные назад земли могут по праву принадлежать Рюрику. Так и произошло. Однако постоянные междоусобные войны разрушили надежды Рюрика на приобретение собственного княжества.

Существует мнение, что именно после этих событий будущий князь и отправился к варягам, где занял довольно высокое место. В 843 году он со своими отрядами прокатился едва ли не по всей Европе, завоевывая, разрушая и грабя.

Военная слава Рюрика разнеслась широко. Он женился на дочке норвежского короля, завел детей. Старшим из них стал Игорь, а в роли его воспитателя выступал брат его жены – Олег. Тот самый, которого в будущем прозовут Вещим.

Новгородский князь

Тем временем новгородский князь отчетливо осознал, что уже стар, а поставить себе на смену ему некого. Он долго перебирал кандидатуры своих и чужих князей, пока не остановился на Рюрике. Вскоре последовало предложение принять на себя власть над новгородскими землями. И Рюрик не смог от него отказаться.

С 862 года он стал полноправным князем. В его руках была вся военная мощь княжества. Однако и врагов оказалось немало. Несколько лет потратил Рюрик на то, чтобы усмирить их или уничтожить. Во многих летописях описывается его борьба с Вадимом Храбрым, который осмелился претендовать на престол. Несмотря на поддержку многих влиятельных людей, последний не смог захватить власть. Восстание было жестоко подавлено. Настолько, что даже в те времена это произвело неизгладимое впечатление на возможных врагов и летописцев.

Затем Рюрик занялся расширением границ. Походы его неизменно оканчивались успешно. Однажды он дошел до Киева. И двинулся бы дальше, но не мог позволить себе уходить так далеко от собственных земель.

Поэтому Рюрик занялся поиском союзников для дальнейших походов. Ему это удавалось легко. Слава о нем гремела с неутихающей силой. Многие были рады разделить ее и богатые трофеи. Но амбициозным планам не суждено было сбыться.

В 879 году Рюрик умер. Однако враги его рано радовались. Вскоре на смену князю пришли Вещий Олег и Игорь Рюрикович, которые довершили его дело.

Рюрик – противоречивая фигура в русской истории. Можно сколько угодно спорить о его происхождении, но роль его в становлении Руси огромна.

Рюрик, князь – краткая биография

Имя Рюрика носил первый известный истории русский князь. Биографические сведения о нем летописей довольно скудны.

Древнейшие летописи (Лаврентьевская и Ипатьевская) впервые упоминают о Рюрике в рассказе за 862 год о восстании северных племен, покоренных варягами и обложенных данью, против своих поработителей – восстании, окончившемся изгнанием варягов. Освободившиеся племена начали управляться самостоятельно, но «не было в них правды», «встал род на род, и была в них усобица». Тогда они решили поискать себе князя – и «пошли за море к варягам-руси; ибо звались те варяги русью, как другие зовутся свеями (шведами), урманами (норманнами), англянами (англичанами), готами. Сказали руси чудь, славяне (ильменские) и кривичи и весь: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; придите княжить и владеть нами». Новгородская летопись рассказ об изгнании варягов и посольстве к ним приводит наряду с другими известиями 854 г., с неопределенным дополнением, что эти события произошли во времена княжения в Киеве Кия, Щека и Хорива. Отсутствует в Новгородской первой летописи и объяснение племенного имени варягов – Русь.

Заморские гости (варяги). Художник Николай Рерих, 1901

 

В ответ на предложение отправленного к варягам посольства (призвание варягов) три брата из варяжского племени русь – Рюрик, Синеус и Трувор – с родичами своими отправились в путь. Летописи по-разному говорят о месте, куда прибыли эти варяжские князья, и о том, где остановился Рюрик, старший из них. Ипатьевская летопись и некоторые списки Лаврентьевской повествуют, что Рюрик основал город Ладогу и сел там княжить, тогда как Синеус утвердился в Белоозере, а Трувор – в Изборске. «И от тех варягов-руси получила название Русская земля». Однако по утверждению Троицкого списка Лаврентьевской летописи, Рюрик сел княжить в Новгороде. Новгородская первая летопись рассказывает, что в Новгород с сильной дружиной вначале пришли все три брата. Те своды, которые считают, что Рюрик вначале обосновался в Ладоге, рассказывают: через два года оба брата его умерли, и он, пойдя к озеру Ильмень, срубил над рекой Волхов город, назвав его Новгородом.

 

 

Ранние летописи дают очень мало сведений о дальнейшей жизни и деятельности Рюрика. Известно только, что Рюрик раздавал своим дружинникам волости и города (Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром). Двое из его «мужей» – Аскольд и Дир с собственными отрядами двинулись, с согласия Рюрика, к Киеву, а оттуда к Царьграду (Константинополю). Рюрик имел сына Игоря, который в год его смерти (879) был ещё очень мал. По этой причине Рюрик поручил вести княжеские дела, до того как вырастет Игорь, своему родственнику (племяннику?) Олегу.

Прибытие Рюрика в Ладогу. Художник В. Васнецов

 

Эти скудные данные о Рюрике поздние летописи дополняют новыми подробностями. По словам Густынской и Воскресенской летописей, совет послать за мудрым мужем в прусскую землю дал новгородцам старейшина Гостомысл. Они пошли в прусскую землю, нашли там князя Рюрика, происходившего, якобы, от рода римского императора Августа, и умолили его идти княжить к ним. Происхождение Рюрика от Октавиана Августа положено в основу целого ряда древних княжеских родословных. По словам Никоновского летописного свода, ильменские славяне (новгородцы), меря и кривичи не сразу послали за князем к варягам. Поначалу думали избрать его из своих или призвать от хазар, полян, с Дуная. Когда же посланные пришли к варягам, те сначала не хотели идти княжить к ним, «боясь звериного их обычая и нрава», однако потом на это всё же согласились Рюрик и два его брата. Спустя два года после того, как Рюрик сел в Новгороде (6372 год по старому летоисчислению, 864 год по новому), новгородцы, призвавшие его, забунтовали и, много пострадав от него, стали говорить, что не хотят дальше быть рабами варягов. Рюрик, по той же Никоновской летописи, жестоко расправился с недовольными, убив их вождя Вадима и многих его сторонников. Спокойствие не водворилось и после смерти бездетных Синеуса и Трувора. Согласно Никоновской летописи, и в 867 году много новгородцев бежало от Рюрика в Киев.

Князь Рюрик на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

Автор фото — Дар Ветер

 

Некоторые поздние летописные своды (например, Воскресенский) рассказывают, что Рюрик не был миролюбив и по отношению к соседям. Едва утвердившись в Новгороде, он «начал воевать повсюду». В одном позднем летописном сборнике есть рассказ о посылке Рюриком в 866 году воеводы Валета для завоевания Карелии, причем и сам Рюрик будто бы спустя 13 лет умер в этой войне. Согласно большинству летописей, Рюрик умер в 879 году, однако один из списков (Ермолинский) датирует его кончину десятью годами ранее.

Сказание летописи о первых русских князьях и о Рюрике породило в русской исторической науке, так называемый «варяжский» вопрос. Споры вокруг него продолжаются по сей день. Имеется много теорий, по-разному объясняющих начало «Русской земли», но ни одна из них до сих пор целиком не возобладала над другими.

 

История: Наука и техника: Lenta.ru

29 декабря на экраны кинотеатров выходит российский фильм «Викинг», повествующий о приходе к власти князя Владимира Святославовича. «Лента.ру» начинает публикацию цикла материалов, посвященного событиям того времени. Личность князя Рюрика — варяга, согласно «Повести временных лет» призванного княжить на землю, где проживали славянские и финно-угорские племена, остается загадкой. Историки до сих пор спорят о том, откуда прибыл человек, которого считают основателем русской государственности. «Лента.ру» рассказывает о теориях, по-разному трактующих его происхождение.

«В год 6370 (862) изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Так «Повесть временных лет», самый ранний древнерусский летописный свод, рассказывает о зарождении русской государственности: якобы жители Новгорода призвали на княжение скандинавов, поскольку сами были погружены в пучину междоусобных войн. Верить этой информации или нет — открытый вопрос, поскольку никаких других источников, напрямую повествующих об этом событии, не сохранилось.

В современной отечественной историографии существуют две теории на этот счет: норманнская и антинорманнская. Сторонники первой считают, что народ русь, упомянутый в летописи, действительно относится к скандинавам и сильно повлиял на становление Руси как государства. Вторые же зачастую стремятся не только отрицать влияние варягов, но и приписывают им туземное, славянское или южнобалтийское происхождение. Представители обоих лагерей ведут между собой жаркие споры, хотя стоит заметить, что такое жесткое разделение существует только в отечественной историографии, иностранные историки предпочитают занимать более мягкие позиции.

Если с корнями норманизма все понятно, то антинорманизм заслуживает отдельного рассмотрения. Первым антинорманистом считается академик Михаил Ломоносов, который не был удовлетворен тем, как немецкие историки Готлиб Байер и Фридрих Миллер подходят к трактовке «Повести временных лет», практически называя славянские и финно-угорские племена, населявшие ладожский регион, темными и невежественными. С одной стороны, его претензии к работам немцев были вполне оправданными, с другой — дали богатую почву ученым патриотического толка для утверждений, что племя русь было славянским, а обратное якобы утверждают лишь русофобы.

Несмотря на то что имя Рюрик в различных вариантах было широко распространено в Скандинавии, современные антинорманисты пытаются ославянивать его, утверждая, например, что оно является производным от слова рарог (сокол), а слово «варяг» — производным от «варить». Почему бы варягам в таком случае, скажем, не быть солеварами из Русы (город в Новгородской области, сейчас называется Старая Русса)?

Выставка «Моя история: Рюриковичи» в Санкт-Петербурге

Фото: Дмитрий Ловецкий / AP

Есть у антинорманистов и другой аргумент: в русском языке очень мало заимствований из скандинавских языков, в то время как население Британии активно пополняло свой словарный запас из вокабуляра своих завоевателей — викингов. Это утверждение, впрочем, достаточно легко опровергается: дело в том, что англосаксонские и староскандинавские наречия в то время были достаточно близки. Если же посмотреть, например, на Сицилию, где викинги тоже создавали свои государства, можно увидеть схожую с Русью картину: непонятную тарабарщину заимствовать сложно.

Впрочем, чрезвычайно скудная база источников не позволяет говорить ни о чем точно и оставляет богатый простор для трактовок тех немногих событий, которые в них описаны. Кроме единичных рассказов путешественников и текстов саг викингов (в которых нередки упоминания их поездок в Ладожский регион), историкам остается надеяться только на находки археологов.

В Приильменье археологи находят множество предметов и свидетельств пребывания здесь древних скандинавов. Рюриково городище (предположительно — резиденция самого Рюрика и его потомков) — настоящий кладезь для исследователя. Раскопки показали, что в середине IX века (время предполагаемого «призыва варягов») скандинавские артефакты встречаются достаточно редко, а уже к началу следующего века число их возрастает в несколько раз.

Самые ранние — это женские украшения: броши, отлитые в формы, встречающиеся в поселении шведских викингов Бирка. К тому же периоду относятся и стальные шейные кольца, причем некоторые из них украшены подвесками в форме молота Тора — скандинавского бога грома. Встречаются кольца и прочие украшения, одежда и предметы обихода, аналоги которых по большей части находят в Швеции. Подобные находки часто совершают и в других поселениях региона.

Руины церкви Благовещения на Городище в окрестностях Великого Новгорода. 1103 год, XIV век

Почему же тогда описанные в «Повести временных лет» события подвергаются сомнению? Как пишет в своей книге «Викинги русь» польский археолог Владислав Дучко, для составителя летописи они были делами давно минувших дней. Например, если взять пассаж о том, что Рюрик привел с собой «всю русь», перед этим прогнав «всех варяг», становится ясно, что он разделяет эти два народа. Есть некие варяги, грабители из-за моря, а есть русь — совсем другие варяги. В летописи даже говорится: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти». Кстати, в то время, о котором идет речь, упоминаемые названия народов не были известны.

Составитель летописи действительно знал о прибытии Рюрика, однако помещал его в более поздние средневековые реалии, в которых жил сам. Термин «варяги», который он использует, — анахронизм, поскольку он появился на Востоке только под конец X века. Кроме того, упоминаемые города (в частности, Новгород) не существовали в середине IX века.

Упоминание же о том, что Рюрик прибыл по приглашению местной знати, является попыткой придать этому событию легитимность. Но приглашение вряд ли было, потому что такое соглашение — «риад» — требовало существования одного абсолютного властителя, которого на тот момент у племен, населявших регион, не было.

С такими же непростыми проблемами историкам приходится сталкиваться, когда речь идет о том, кем был сам Рюрик. С начала XIX века высказывается предположение, что тут идет речь о Рёрике, члене датской королевской семьи, брате или племяннике датского короля Харальда Клака. Он был реальной исторической фигурой, и упоминания о нем содержатся в Анналах королевства франков. В них он предстает как бесстрашный викинг, прославившийся множеством военных походов.

В повествовании о нем отсутствует отрезок времени, примерно совпадающий с периодом княжения легендарного Рюрика, и некоторые историки делают смелые заявления о том, что именно он и является тем самым варягом. Однако на основе имеющихся источников такой вывод сделать проблематично.

Изображение: «Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов.

Несмотря на это, Рюрика не стоит считать фантазией летописца. Скорее всего, он действительно был реальной исторической фигурой, но на момент написания «Повести временных лет» (начало XII века) эти события были уже таким отдаленным прошлым, что от князя не сохранилось ничего, кроме имени. Историю Рюрика стоит рассматривать как чрезвычайно упрощенную, в которой одни элементы были придуманы, а другие — сильно искажены.

Летописец путает даты. Например, когда он пишет о призвании Рюрика, то сообщает об изгнании варягов, которые ранее облагали данью жителей региона в одной записи за 862 год. Там же он сообщает, что братья князя, Трувор и Синеус, умерли через два года, однако оставляет три записи за последующие годы пустыми — здесь напрямую видно, как летописец пытается выжать что-то из имеющейся у него скудной информации и придумать свой ход событий. Это становится еще более очевидно, когда он пишет о походе руси на столицу Византии, датируя это событие 866 годом. Согласно другому источнику, оно произошло в 860 году.

Откуда же пришла русь Рюрика? Как уже говорилось, многие предметы, оставшиеся от этих людей, которые находят на раскопках поселений Ладога и Рюриково городище, происходят из Швеции. Если посмотреть на хронологию возникновения поселений на реке Волхов начиная с середины IX века, то можно предположить, что в них норманны присутствовали в большом количестве, если не составляли большинство населения. Даже на востоке, в верховьях Волги, находят поселения, в которых содержатся следы скандинавской культуры, носители которой осели там. И несомненно, они оказывали немалое влияние на местные племена.

О том, каким образом Рюрика «призвали» на княжение, есть много теорий. Некоторые историки говорят о том, что туземные народы подписали с ним и его дружиной договор о найме на службу как наемников. Другие считают, что князя действительно позвали из-за того, что не было порядка на земле, где жили чудь, словене, кривичи и весь.

Наиболее вероятен третий вариант. Русь Рюрика ничем не отличалась от тех самых «других» варягов, бравших дань и изгнанных местным населением. Просто Рюриковичей выгнать оказалось не так просто.

История: Наука и техника: Lenta.ru

Нет никаких достоверных сведений о том, что Рюрик существовал на самом деле. Тем не менее появляются научные работы, посвященные его личности, а на юбилейных торжествах в честь исторических событий актеры исполняют роль легендарного князя. В департаменте медиа НИУ ВШЭ прошла конференция, организованная Лабораторией публичной истории, в рамках которой доктор исторических наук Адриан Селин рассказал о том, как менялся образ Рюрика в современном историческом дискурсе и почему он вытеснил образ Александра Невского.

Время от времени возникают споры о том, куда был призван Рюрик, один ли он пришел, с братьями или с дружиной. Этот вопрос не может быть досконально исследован, так как достоверно об этом ничего не известно, но часто повторяемая легенда становится основанием для разветвленных спекуляций. О Рюрике можно говорить только как о символической фигуре, равно как и об «основании российской государственности» в 862 году.

Потребительское использование летописных данных некоторыми историками, некритическое отношение части академического сообщества к спекулятивным «татищевским известиям», плохое знание некоторыми археологами специфики летописей как исторического источника — все эти факторы провоцируют серьезные публичные споры. Куда пришел Рюрик в 862 году: в Старую Ладогу или в Новгород?

В позднесоветской традиции для Рюрика не находилось места ни в научной интерпретации «Повести временных лет», ни в школьном нарративе. Тридцать лет назад «Советская историческая энциклопедия», а за ней и школьные тексты сообщали, что он был «легендарным основателем династии», а Олег при этом — «первым исторически достоверным русским князем» (здесь, конечно, помог Пушкин).

Отказ Рюрику в подлинности в позднесоветские времена, скорее всего, связан с его варяжским (германским) происхождением, в соответствии с негативными коннотациями середины XX века. Но в современном школьном историческом нарративе Рюрик — вполне достоверная историческая фигура. Как правило, внимание на его происхождении не акцентируется; в иных случаях скандинавскость Рюрика либо подвергается сомнению, либо оспаривается. Есть тексты, созданные академическими учеными для трансляции региональным элитам идеи о том, что Рюрик был «наполовину славянин, наполовину скандинав».

Мифотворчество на тему Рюрика оказывает непосредственное влияние на региональные элиты и празднование разнообразных юбилеев, которое является тем языком, на котором власти так или иначе готовы разговаривать с обществом в целом и с историческим экспертным сообществом в частности. Степень корректности, политичности и честности такого диалога зависит от обеих сторон, в большей степени — от экспертов. В нашем постмодерновом обществе археология играет роль поставщика сенсаций. Массовое появление историографического мусора — это только один из результатов этой тенденции. Человеку, не владеющему специальными знаниями и компетенциями в предметной области, очень сложно через такой мусор прорваться.

Рюрик на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

Фото: Дар Ветер / Wikipedia

В 2006 году городская администрация Великого Новгорода предполагала принять в подарок памятник Рюрику. Протесты местной общественности остановили попытку появления нового Рюрика в городе. В то же время Рюрик в качестве genius loci (дух места — прим. «Ленты.ру») зафиксировался и латентно продолжал существовать в представлении бюрократии о прошлом управляемого ими города.

В 2012 году, накануне празднования так называемого 1150-летнего юбилея российской государственности, был отчеканен памятный значок с изображением Рюрика, воспроизведенным по памятнику «Тысячелетие России». Один из сценариев празднования юбилея в Новгороде предполагал (высокобюджетный проект был в итоге отвергнут), что в кульминационный момент князь спускался с парашютом в центральную часть Новгородского кремля, а изображать его, по замыслу сценаристов, должен был депутат Госдумы Николай Валуев.

В постсоветских театрализованных праздниках на территории Северо-Запада России есть и другие genii loci. Так, на праздновании 1060-летия и 1070-летия поселка Любытино в Новгородской области в 2006 и 2016 годах присутствовала княгиня Ольга, с прибытием которой связывают основание населенного пункта (спасибо представителям академической науки, организовавшим юбилей).

В празднике «принимал участие» и последний премьер-министр царской России Горемыкин, владевший здесь усадьбой. Если Ольга играет роль основательницы поселка, очень близкую Рюрику, то Горемыкин выступает в качестве доброго гения с некоторыми специфическими признаками: он пожилой сластолюбец и повеса.

В Старой Руссе, где Рюрик (почему-то с боярами) также присутствует на местных праздниках, близкая роль принадлежит Вере Комиссаржевской и Федору Достоевскому, который, по сценарию, воспел город (под всем известным именем Скотопригоньевск).

Если наблюдать провинциальные фестивали, Александра Невского Рюрик вытеснил полностью. Это произошло где-то между 2003-2005 годами. До этого в начале 90-х Борис Ельцин подписал указ об основании ежегодного праздника с федеральным финансированием «Венок славы Александра Невского» в пяти областях России. Там был Невский, рыцари с рогами, битвы…

Как только в Ленинградской области стало известно о подготовке указа президента о праздновании в 2003 году 1250-летия Старой Ладоги, древней столицы Руси — все, Александр Невский сменился Рюриком. Здесь, что интересно, реконструкторы, претендующие на высокий уровень подлинности и качества своих реконструкций, тут же заменили на праздниках актеров провинциальных театров.

Церемония открытия памятника основателям российской государственности, великим князьям Рюрику и Олегу

Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

В официозном дискурсе северо-западных областей России Рюрик занял свое место около 30 лет назад благодаря активности археологов, представителей академического сообщества.

Важное место памяти в Ленинградской области — Старая Ладога. Миф о Рюрике в Ладоге присутствует одновременно в публичной сфере и в академических трудах. В 1970-1980-х годах эта тема была мейнстримом для ленинградского археологического фольклора. В 1997 году связанные с Рюриком варяжские легенды, староладожский миф были застолблены в статье археолога Глеба Лебедева и позднее (и очень по-разному) воспроизведены в работах археологов Анатолия Кирпичникова и Дмитрия Мачинского.

В позднесоветской и постсоветской историографии родилась идея Рюрика, основателя Руси, которая «пошла из Ладоги». После привлечения внимания власти к этой легенде, после официального празднования 1250-летия Старой Ладоги (2003 год) на северо-западе России стали возникать новые объекты, связанные с Рюриком и пропагандирующие «возникновение Руси». В 2004 году в Приозерске был воздвигнут новый памятник (небольшой прямоугольный гранитный камень) с характерной надписью: «В 879 году умер Рюрик в Кореле». Это забавный текст, так как «Повесть временных лет» ничего не говорит о Кореле; текст же взят из источника XVIII века.

Образ Рюрика в публичной сфере представляет серьезный интерес. Его изображение в Радзивилловской летописи (первое из сохранившихся), ставшее известным в начале XVIII века, никакого резонанса не вызвало.

Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника», XVII век)

Изображение: public domain

А вот другой образ Рюрика — из Царского титулярника 1672 года, где он изображен хорошо вооруженным, без бороды, но с усами (польское происхождение облика такого Рюрика не подлежит сомнению) в 1760-е годы был воспроизведен и отчеканен в Петербурге на медали в паре с князем Олегом. Этот же Рюрик в 2011 году попал на золотую монету, выпущенную Банком России.

В 1862 году плоскостное изображение Рюрика уже с бородой появляется на памятнике «Тысячелетие России» в Новгородском кремле. Группа Рюрика, впрочем, создавалась не Микешиным, а другим скульптором — Михайловым. Рюрик микешинского памятника создал определенный канон в разнообразных научных и научно-популярных изданиях XIX-XXI веков. Именно этот образ многократно воспроизводился.

С 2007 года идея соорудить новый памятник Олегу и Рюрику неоднократно инициировалась руководителем староладожской археологической экспедиции Анатолием Кирпичниковым. Наконец, один из губернаторов Ленинградской области согласился поставить новый памятник «древним и истинным создателям российского государства».

В октябре 2012 года правительство Ленинградской области объявило конкурс на создание памятника Рюрику и Олегу. В феврале 2013 года в Смольном открылась выставка, на которой было представлено 38 проектов монумента. Идеи памятника были самыми разными, но победил проект скульптора Олега Шорова. Рюрик, согласно Шорову, вновь стоит в паре с Олегом, причем Олег — воин с мечом и щитом, а Рюрик, так сказать, гражданский.

Пока сложно говорить о том, станет ли новый «гражданский» образ столь же каноническим, как облик 1862 года. Во время выставки Кирпичников попытался как-то скорректировать образ Рюрика. «Это князь или сельский староста?» — спросил он. Осенью 2013 года в Ладоге был воздвигнут камень, а в 2015 году появились и фигуры.

Появление парного Рюрику Олега в Старой Ладоге, несомненно, связано с «Олеговой могилой» — это современное название одного из больших курганов в северной части поселка. Олег-воин, присоединивший юг и среднее течение Днепра вкупе с Киевом (как подчеркивается в пресс-релизах в связи с установкой памятника), поставлен с Рюриком, гражданским миролюбивым основателем, избранным на «первых русских выборах»; в руках Рюрик держит рукопись. Страшно подумать, на каком языке и какими буквами эта рукопись создана. Вместе они символизируют нечто вроде созидательной агрессии.

Выбор места для нового монумента тоже имеет особую историю. Памятник поставлен на так называемой Варяжской улице, что вместе с идеей двух основателей добавляет монументу символического содержания. В местном нарративе, созданном и поддерживаемом музейным сообществом, эта улица часто именуется «улицей X века», а то и «древнейшей улицей на Руси». Разумеется, два сохранившихся здания конца XIX столетия и воспоминания о раскопках, действительно выявивших застройки эпохи викингов, не делают эту часть Старой Ладоги наиболее древней.

На выставке «Моя история. Рюриковичи» в Центральном выставочном зале «Манеж»

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Выбор Рюрика в качестве нового символического основателя российского государства несколько странен, но легко объясним — прежде всего архаизирующим трендом в популярном историческом жанре. Советские «монстры истории» — академики Греков, Тихомиров и Рыбаков — справедливо именовали князя мифологическим персонажем. Новые ваятели образа Рюрика выдают свои спекуляции, апеллируя прямо к авторитету Карамзина или ссылаясь непосредственно на летописи, потребительски толкуя их данные.

Это происходит на фоне развивающегося в последнее десятилетие научного изучения Древней Руси. Использование такой архаизирующей историографии связано с тем, что некоторые представители академии взяли линию на успех трансляции представителям власти идеи автократии и автохтонности, сформулированной около двух столетий назад и определенной безразличием к публике, с общим направлением на создание сенсации. Думаю, что имя Рюрика последние полтора десятилетия создало новую точку, где сошлись интересы властей и некоторых высокопоставленных менеджеров современной академии.

Семь тайн династии Рюриковичей — Российская газета

17 января 1598 года в возрасте 40 лет умер третий сын Ивана Грозного российский царь Федор I Иоаннович, которого также называли Феодором Блаженным. Он стал последним представителем московской ветви династии Рюриковичей, официально находящимся на престоле. Вскоре после смерти Федора Иоанновича власть перейдет к его шурину дворянину Борису Годунову.

В истории России многочисленная и разветвленная династия Рюриковичей , правящая Киевом , Новгородом, Ростовом, Москвой , другими важными городами сыграла огромную роль. Именно при этой династии русское государство окончательно сформировалось, прошло через такие важные этапы своего развития, как феодальная раздробленность, централизация и формирование самодержавной монархии. При этом Рюриковичи, боровшиеся за власть на протяжении семи столетий , всегда были окутаны тайнами и загадками.

Несколько из них — в подборке «РГ » .

1. А был ли Рюрик?

Рюриковичи точно были, а вот существовал ли основатель династии Рюрик, историки так и не могут окончательно сказать. Кем был призванный на княжение в Великий Новгород и откуда пришел Рюрик? Впервые Рюрик упоминается в «Повести временных лет» . Там описывается история о призвании восточными славянами на княжение варяга Рюрика и его братьев в 862 году. С этого года и принято отсчитывать начало династии Рюриковичей, укрепившейся в Новгороде, а потом, после смерти Рюрика, стараниями его родственника Олега, регента при Игоре Рюриковиче, захватившей и Киев. Однако «Повесть временных лет» начала составляться спустя два века после описываемых событий, ее источники не установлены, а в повествовании множество упущений и неясностей.

Это породило гипотезы относительно того, кем был Рюрик. Первая, так называемая норманнская теория, гласит, что Рюрик, его братья и дружина были скандинавами, то есть викингами. Аргументом в пользу этого считается исторически доказанное существование у скандинавских народов того времени имени Рюрик (означавшее «прославленный и знатный муж»). Правда, с конкретной исторической кандидатурой проблемы — ни один из кандидатов (а это знатный датский викинг IX века Рерик Ютландский, жизнь и деяния которого достаточно подробно описаны, и некий Эйрик Эмундарсон из Швеции, совершавший набеги на прибалтийские земли) не имеет решительных доказательств тождества с летописным Рюриком .

Вторая, славянская теория, которую поддерживали противники норманнской теории, называла Рюрика представителем княжеского рода ободритов, западнославянского племенного союза. Существуют данные, что варягами в те времена называли одно из прибалтийских славянских племен на территории исторической Пруссии. Рюрик же это вариант западнославянского «Ререк, Рарог» — не личного имени, а родового имени ободритского княжеского рода, обозначающего «сокол». Сторонники этого мнения считают, что герб Рюриковичей как раз представлял собой символизированное изображение сокола. Наконец, третья теория полагает, что никакого Рюрика в реальности не существовало — основатель династии Рюриковичей выдвинулся в ходе борьбы за власть из местного населения, а спустя пару столетий его потомки, чтобы облагородить свое происхождение, заказали автору «Повести временных лет» пропагандистскую историю о варяге Рюрике.

2. Месть Ольги

Осенью 945 года сын Рюрика великий киевский князь Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам ( славянское племя, обитавшее в украинском Полесье). Причем , произвольно увеличил величину дани прежних лет, а при ее сборе дружинники творили насилие над местными жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение:

«Поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину домой, а сам немногочисленными воинами вернулся для того, чтобы еще набрать дани. Древляне же, услышав, что Игорь снова идет к ним, решили на совете : » Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И древляне убили Игоря и его дружинников.

Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. Император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.

По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла город Искоростень и возложила на них тяжелую дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав, сын Игоря.

3. От распутника до святого

Великий киевский князь Владимир — креститель Руси — до крещения был известен как «великий распутник» , имевший несколько сот наложниц в Киеве и в загородной резиденции Берестове. Помимо этого, он состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с Рогнедой, с «чехиней» (на союз с Чехией он, по некоторым данным, опирался в борьбе с Ярополком, союзником германского императора) и «болгарыней» (из волжских или дунайских болгар — неизвестно; по одной из версий, это была дочь царя дунайских болгар Петра, а Борис и Глеб были ее детьми). Кроме того, Владимир сделал наложницей вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка, который считался «от двух отцов»: Владимир рассматривал его как своего законного наследника, в то время как сам Святополк, по косвенным данным, считал себя сыном Ярополка, а Владимира — узурпатором.

После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках — с византийской царевной Анной и,а после ее смерти в 1011, с неизвестной «мачехой Ярослава», попавшей в плен в 1018 году.

У Владимира было от разных женщин 13 сыновей и не менее 10 дочерей.

4. Братоубийца

Князь Туровский Святополк Владимирович ( по одним данным, сын Владимира , крестителя Руси) занял Киевский престол, убив своих сводных братьев.

По рассказу «Повести временных лет», рожден гречанкой, вдовой великого князя киевского Ярополка Святославича, погибшего в междоусобной войне с братом, князем новгородским Владимиром и взятой последним в наложницы. В одной из статей летопись говорит, что вдова уже была беременна. В таком случае отцом Святополка был Ярополк. Тем не менее, Владимир называл Святополка своим законным сыном (третьим по старшинству) и дал ему княжение в Турове.

Незадолго до смерти Владимира Святополк находился в Киеве в заключении. Вместе с ним под стражу была взята его жена . Причиной ареста Святополка , который восстал против Владимира, был, по-видимому, план Владимира завещать престол своему любимому сыну Борису. примечательно, что и другой — старший сын Владимира, новгородский князь Ярослав , получивший впоследствии прозвище Мудрый, также примерно в это же время восстал против отца.

После кончины Владимира 15 июля 1015 года Святополк оказался ближе всех других братьев к Киеву, вышел на свободу и без особых затруднений вступил на престол: его поддержал и народ, и бояре, составлявшие его окружение в Вышгороде под Киевом.

В Киеве Святополк успел выпустить сребреники (известно 50 таких монет), похожие на сребреники Владимира.

В течение того же года были убиты три сводных брата Святополка — Борис, муромский князь Глеб и древлянский Святослав. «Повесть временных лет » обвиняет Святополка в организации убийства Бориса и Глеба, которые при Ярославе были прославлены как святые мученики. Согласно летописи, Святополк послал вышгородских мужей убить Бориса, узнав же, что брат еще жив, велел варягам добить его. Глеба он, согласно летописи, призвал именем отца в Киев и послал людей убить его по дороге. Святослав погиб, пытаясь бежать от убийц в Венгрию.

5. Где останки?

В XX веке саркофаг Ярослава Мудрого в Софийском соборе в Киеве вскрывался три раза: в 1936, 1939 и в 1964 годах. В 2009 году гробница в Софийском соборе вновь была вскрыта, а останки отправили на экспертизу. При вскрытии были обнаружены советские газеты «Известия» и «Правда», датированные 1964 годом. Опубликованные в марте 2011 года результаты генетической экспертизы таковы: в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки, причем, составленные из двух скелетов, датирующиеся совершенно разным временем: один скелет времен Киевской Руси, а второй на тысячу лет древнее, то есть времен скифских поселений. Останки киевского времени, по утверждению ученых-антропологов, принадлежат женщине, при жизни много занимавшейся тяжелым физическим трудом, — явно не княжеского рода. Первым о женских останках среди найденных скелетов было написано в 1939 году. Тогда было объявлено, что помимо Ярослава, в гробнице похоронены и другие люди. На след праха Ярослава Мудрого может вывести икона Николы Мокрого, которая была вывезена из Софийского собора представителями церкви, отступившими вместе с немецкими оккупантами из Киева осенью 1943 года. Икона была обнаружена в Свято-Троицком храме (Бруклин, Нью-Йорк, США) в 1973 году. По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США.

6. Сам умер или отравили?

Много загадок не только в жизни и смерти первых, но и последних представителей династии Рюриковичей.

Так, исследование останков Ивана Грозного показало, что в последние шесть лет жизни у него развились остеофиты (наросты на костной ткани), причем , до такой степени, что он уже не мог ходить — его носили на носилках. Обследовавший останки антрополог М. М. Герасимов отмечал, что не видел таких мощных отложений и у самых глубоких стариков. Вынужденная неподвижность, соединившись с общим нездоровым образом жизни, нервными потрясениями привела к тому, что в свои 50 с небольшим лет царь выглядел уже дряхлым стариком.

В феврале и начале марта 1584 года царь еще занимается государственными делами. К 10 марта относится первое упоминание о болезни (когда был остановлен на пути к Москве литовский посол «в связи с государевым недугом»). 16 марта наступило ухудшение, царь впал в беспамятство, однако 17 и 18 марта почувствовал облегчение от горячих ванн. Но после полудня 18 марта царь умер. Тело государя распухло и дурно пахло из-за разложения крови.

Существовали упорные слухи о насильственной смерти Грозного. Летописец XVII века сообщал, что «царю дали отраву ближние люди». По свидетельству дьяка Ивана Тимофеева Борис Годунов и Богдан Бельский «преждевременно прекратили жизнь царя». Коронный гетман Жолкевский также обвинял Годунова: «Он лишил жизни царя Ивана, подкупив врача, который лечил Ивана, ибо дело было таково, что если бы он его не предупредил (не опередил), то и сам был бы казнен с многими другими знатными вельможами». Голландец Исаак Масса писал, что Бельский положил яд в царское лекарство. Англичанин Горсей также писал о тайных замыслах Годуновых против царя и выдвинул версию удушения царя: «По-видимому, царю дали сначала яд, а затем для верности, в суматохе, поднявшейся после того, как он внезапно упал, ещё и придушили». Историк Валишевский писал: «Богдан Бельский со своими советниками извел царя Ивана Васильевича, а ныне хочет бояр побити и хочет подыскать под царем Федором Ивановичем царства Московского своему советнику (Годунову)».

Версия об отравлении Грозного проверялась при вскрытии царских гробниц в 1963 году: исследования показали нормальное содержание в останках мышьяка и повышенное содержание ртути, которая, однако, присутствовала во многих лекарственных препаратах XVI века и которой лечили , в частности, сифилис, которым предположительно был болен царь. Версия убийства осталась гипотезой.

В то же время, главный археолог Кремля Татьяна Панова совместно с исследовательницей Еленой Александровской сочли выводы комиссии 1963 года некорректными. По их мнению, допустимая норма мышьяка у Ивана Грозного превышена более, чем в 2 раза. По их мнению, царь был отравлен «коктейлем» из мышьяка и ртути, который давался ему в течение определенного времени.

7. Поранился ножичком?

Не разгадана также и тайна смерти царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного . Официально он не мог претендовать на престол, так как был от шестой жены Грозного, а церковь признавала только три брака. Погиб Дмитрий во время царствования своего старшего брата, Федора Иоанновича, однако из-за слабого здоровья последнего реальное управление государством осуществлял боярин и шурин царя Борис Годунов. Долгое время была широко распространена версия о том, что именно Годунов, который заранее готовил себе царский престол после смерти бездетного царя Федора, организовал убийство царевича Дмитрия.

Однако есть и другая версия: это был несчастный случай. Первоначальная следственная комиссия установила следующую картину: царевич, которому на тот момент не исполнилось и девяти лет, играл «в ножички» со своими сверстниками. Во время игры у него случился приступ, похожий по описанию на приступ эпилепсии, в результате которой он получил смертельную рану на шею. Судя по показаниям свидетелей, рану Дмитрий получил от ножа, который держал в руках и на который упал после начала приступа. Брат царицы Марии Нагой, которому и было поручено оберегать царевича, испугался возможного наказания за роковой недосмотр и обвинил нескольких человек в том, что они убили Дмитрия. Разгневанная толпа растерзала «убийц», но впоследствии следствие установило, что в момент гибели царевича обвиненные находились на другом конце города.

Впрочем, в этой истории была и еще одна загадка. когда в начале XVII века на восточных границах появился Лжедмитрий I, объявивший себя чудесно спасшимся от подосланных Борисом Годуновым убийц царевичем Дмитрием, значительная часть населения ему поверила. Более того — в нем якобы узнала сына и царица Мария Нагая, к тому времени ставшая монахиней. По иронии судьбы Лжедмитрия I на троне сменил Василий Шуйский, в 1591 году возглавлявший следственную комиссию. На этот раз он заявил, что царевич был убит, но по приказу Бориса Годунова. Так что ясности в вопросе о судьбе последнего из династии Рюриковичей нет до сих пор, хотя современные историки склоняются к мнению, что имел место несчастный случай, а Годунов не вынашивал планов против Дмитрия, не имевшего законных прав на трон.

князь Рюрик, основатель Киевской Руси (из Ист. № 15010966

Гравюра в рамке с изображением князя Рюрика, основателя Киевской Руси (из серии Исторических медалей), XVIII век. Художник: Вахтер, Георг Кристиан (1724-1789)

Князь Рюрик, основатель Киевской Руси (из серии Исторических медалей), 18 век. Из частной коллекции

Мы рады предложить этот принт в сотрудничестве с Heritage Images

.

Heritage Images включает коллекции изображений наследия

© Fine Art Images

Идентификатор носителя 15010966

Древняя Русь , Монета , Монеты , Ранняя Русь , Георг Христиан 1724 1789, Глиптики и медали , Великий князь Киевский Киевская Русь , Медаль в память , Нумизматика , Рюрик , Рорик , Рорик Дорестад , Правители , Рюрик , Династия Рюриковичей , Рюриковичи , Рюриковичи , Украина , Waechter

14 «x 12» (38 x 32 см) Современная рама

Наши современные репродукции в рамке профессионально сделаны и готовы повесить на вашу стену

проверить

Pixel Perfect Guarantee

проверить

Сделано из высококачественных материалов

проверить

Размер продукта 37.6 x 32,5 см (прибл.)

проверить

Изображение без кадра 24,4 x 23,8 см (прибл.)

проверить

Профессиональное качество отделки

Рамка под дерево с принтом 10×8 в держателе для карт. Фотобумага архивного качества. Габаритные внешние размеры 14×12 дюймов (363×325 мм). Задняя стенка из ДВП, прикрепленная скобами к вешалке и покрытая прочным стирольным пластиком, обеспечивает практически небьющееся покрытие, напоминающее стекло. Легко чистится влажной тканью. Молдинг шириной 40 мм и толщиной 15 мм.Обратите внимание, что для предотвращения падения бумаги через окошко крепления и предотвращения обрезания оригинального изображения видимый отпечаток может быть немного меньше, чтобы бумага надежно крепилась к оправе без видимой белой окантовки и соответствовала формату. соотношение оригинального произведения искусства.

Это изображение доступно в виде Печать в рамке , Фотографическая печать , Пазл , Печать на холсте , Печать плакатов , Сумка , Фото кружка , Поздравительные открытки , Подушка , Металл Печать , Репродукция картин , Установленное фото , Стеклянная рамка , Акриловый блок , Печать в рамке , Коврик для мыши , Стеклянные коврики , Стеклянная подставка

Водяной знак не появляется на готовой продукции

Категории

> Европа > Россия > Связанные изображения

> Европа > Украина > Киев

Полный диапазон художественной печати

Наши стандартные фотоотпечатки (идеально подходят для кадрирования) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других отправлений — на несколько дней позже.

Принт в рамке (57,63 — 294,62 доллара)
Наши современные репродукции в рамке профессионально сделаны и готовы повесить на вашу стену

Фотопечать (8,95–192,14 долл. США)
Наши фотопринты напечатаны на прочной бумаге архивного качества для яркого воспроизведения и идеально подходят для кадрирования.

Пазл (35,86 — 48,67 долларов)
Пазлы — идеальный подарок на любой случай

Canvas Print (38 долларов.42 — 243,38 долл. США)
Профессионально сделанные, готовые к развешиванию Печать на холсте — отличный способ добавить цвет, глубину и текстуру в любое пространство.

Печать плакатов (14,08–76,85 долларов)
Бумага для плакатов архивного качества, идеально подходит для печати больших изображений

Большая сумка ($ 38,37)
Наши сумки-тоут изготовлены из мягкой прочной ткани и оснащены ремнем для удобной переноски.

Фотокружка ($ 12,80)
Наслаждайтесь любимым напитком из подарочной кружки с индивидуальным принтом.На наших кружках напечатано изображение по вашему выбору

Поздравительные открытки (7,65 долл. США)
Поздравительные открытки для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого

Подушка (32,01 доллара — 57,63 доллара)
Украсьте свое пространство декоративными мягкими подушками

Metal Print (203,68 — 229,30 долларов)
Оживите свои фотографии с помощью металлических отпечатков! Прочный металл и роскошная техника печати придадут интерьеру современный вид.

Репродукция изобразительного искусства (38,42 доллара — 512,39 доллара)
Наши репродукции репродукций произведений искусства соответствуют стандартам самых критичных музейных хранителей. Это лучшее, что может быть лучше оригинальных произведений искусства с мягкой текстурированной естественной поверхностью.

Фото ($ 16,64 — $ 166,52)
Фотопринты поставляются в держателе для карт с индивидуальным вырезом, готовом к обрамлению

Glass Frame (29,45 — 88,39 долларов) Крепления из закаленного стекла
идеально подходят для настенного дисплея, а меньшие размеры также можно использовать отдельно с помощью встроенной подставки.

Acrylic Blox (38,42 — 64,04 доллара)
Обтекаемая, современная односторонняя привлекательная настольная печать

Печать в рамке (57,63 — 320,24 доллара)
Наш оригинальный ассортимент британских принтов в рамке со скошенным краем

Коврик для мыши (17,92 доллара США)
Фотопечать архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Работает со всеми компьютерными мышками.

Стеклянные коврики (64,04 доллара США)
Набор из 4 стеклянных ковриков.Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое. Также доступны подходящие подстаканники

Glass Coaster (10,24 доллара)
Индивидуальная стеклянная подставка для посуды. Элегантное полированное безопасное закаленное стекло и подходящие термостойкие коврики также доступны

Князь Рюрик. Скульптура на монументе «Тысячелетие России» в Москве. Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Изображение 77553972.

Князь Рюрик. Скульптура на монументе «Тысячелетие России» в Москве. Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти.Изображение 77553972.

Князь Рюрик. Скульптура на памятнике «Тысячелетие России» (1862 г.) в Великом Новгороде, Россия

Только для редакционного использования: это изображение можно использовать только в редакционных целях.Использование этого изображения в рекламных, коммерческих или рекламных целях запрещено, если лицензиат не получил дополнительных разрешений. 123RF.com не предоставляет никаких услуг по оформлению.

M L XL

Таблица размеров

Размер изображения Идеально подходит для
S Интернет и блоги, социальные сети и мобильные приложения.
M Брошюры и каталоги, журналы и открытки.
л Внутренние и наружные плакаты и печатные баннеры.
XL Фоны, рекламные щиты и цифровые экраны.

Используете этот элемент в публикации, превышающей 500 000 экземпляров
?

Распечатать Электронный Всесторонний

2849 x 5000 пикселей | 24.1 см x 42,3 см | 300 точек на дюйм | JPG

Масштабирование до любого размера • EPS

2849 x 5000 пикселей | 24,1 см x 42,3 см | 300 точек на дюйм | JPG

Скачать

Купить одно изображение

6 кредитов

Самая низкая цена
с планом подписки

  • Попробуйте 1 месяц на 2209 pyб
  • Загрузите 10 фотографий или векторов.
  • Нет дневного лимита загрузок, неиспользованные загрузки переносятся на следующий месяц

221 ру

за изображение любой размер

Цена денег

Ключевые слова

Похожие изображения

Нужна помощь? Свяжитесь с вашим персональным менеджером по работе с клиентами

@ +7 499 938-68-54

Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее работать.Используя наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie, как описано в нашей Политике использования файлов cookie

. Принимать

Пантеон

  • Визуализации
  • Рейтинги
    • Люди
    • Места
    • Профессии
  • Профили
    • Люди
    • Места
    • Страны
    • 9022 9022 9022 9022 9022 Страна
    • Данные
      • Разрешения
      • Скачать
      • API
    • Ежегодник
    • Домой
    • Визуализации
    • Рейтинги
    • Профили
      • Люди Места
      • 9022 9022 9022 9022 9022
      • 9022
      • Eras
    • О
    • Данные
      • Разрешения
      • API
    • Ежегодник
    • API
    • Поиск
    • Оставить отзыв
    • Цитирование об использовании

    T

    Вы можете попробовать новый поиск или эти страницы:
    • Isaac Newton

      Physicist

      United Kingdom

      Rank 6

    • Walt Disney

      Producer

      United States

      94
      Роджер Федерер

      Теннисист

      Швейцария

      Рейтинг 124

    • Racing Driver

      Занятие 16

      665 человек

      Sports Domain

    • Agnez Mo

      000

      000 Agnez Mo

    • Laozi

      Философ

      Китай

      Рейтинг 157

    • Винсент Ван Гог

      Художник

      Нидерланды

      Рейтинг 20

    • 9034

    • 9034 9 Дизайнер моды

    • Васко да Gama

      Explorer

      Португалия

      Рейтинг 99

    • Знаменитость

      Занятие 40

      142 Физические лица

      Общественный деятель

    • Рейтинг Мари Кюри

    • Изучите
      • Визуализации
      • Рейтинги
    • Профили
      • Люди
      • Места
      • Страны
      • Профессии
      • Профессии / Страны
      • Eras
      9019 9019 9019 Политика конфиденциальности службы
  • Данные
    • Разрешения
    • Загрузить
    • API
  • Приложения
    • Ежегодник
  • Князь Рюрик, основатель Киевской Руси, 18 век.Из частного … Nachrichtenfoto

    EasyAccess-Vereinbarung

    Das folgenden Dateien enthalten nicht freigegebenes bzw. nicht exklusives Материал.

    Als EasyAccess-Downloads gekennzeichnete Bilder sind nicht в Ihrem Premium Access или Getty Images-Abonnement enthalten und es werden Nutzungsgebühren für die Veröffentlichung jedes Bildes berechnet.

    Mit EasyAccess-Downloads können Sie Bilder mit hoher Auflösung und ohne Wasserzeichen herunterladen.Sofern Sie keine anderslautende schriftliche Vereinbarung mit Getty Images haben, stehen EasyAccess-Downloads как Layoutbilder zur Verfügung, sind jedoch nicht für den Gebrauch in einem endgültigen Projekt lizenziert.

    Mit dem EasyAccess-Konto (EZA) können Mitarbeiter Ihres Unternehmens Inhalte für die folgenden Zwecke herunterladen:

    • Тесты
    • Arbeitsproben
    • Композиты
    • Макеты
    • Rohschnitte
    • Vorläufige Schnitte

    Dadurch wird die Standardlizenz für Layouts für Bilder und Videos auf der Getty Images-Website außer Kraft gesetzt.Das EasyAccess-Konto (EZA) ist keine Lizenz. Um Ihr Projekt mit dem über das EasyAccess-Konto (EZA) heruntergeladenen Material abschließen zu können, benötigen Sie eine Lizenz. Ohne Lizenz können Sie das Material nicht für folgende Zwecke weiterverwenden:

    • Präsentationen für Fokusgruppen
    • Externe Präsentationen
    • Finale Materialien zum Gebrauch innerhalb Ihrer Organization
    • Materialien zum Gebrauch außerhalb Ihrer Organization
    • Materialien zum öffentlichen Gebrauch (z.B. zu Werbe- oder Marketingzwecken)

    Da die Kollektionen ständig aktualisiert werden, kann Getty Images nicht garantieren, dass ein best Inhalt bis zum Zeitpunkt der Lizenzierung verfügbar ist. Bitte prüfen Sie auf der Getty Images-Website sorgfältig, ob das Lizenzmaterial Beschränkungen unterliegt, und wenden Sie sich bei Fragen an einen Kundenberater von Getty Images. Ihr EasyAccess-Konto (EZA) ist ein Jahr lang gültig. Ein Kundenberater von Getty Images wird sich bezüglich einer Verlängerung an Sie wenden.

    Durch Anklicken der Schaltfläche «Herunterladen» стимулы Sie zu, dass Sie die Verantwortung für die Verwendung des nicht freigegebenen Materials (einschließlich der Einholung аллер erforderlichen Genehmigungen) übernehmen Nutrition, Einhmigungen.

    Императорский государственный деятель России князь Алексей Лобанов-Ростовский Антикварный кабинет Фото

    Прекрасный античный кабинет, фото Евгения Пиру, российского императорского государственного деятеля князя Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского (1824-1896)

    Его, вероятно, больше всего помнят за заключение Ли-Лобанова Договор с Китаем и издание им русской генеалогической книги (в двух томах).

    Происходил от легендарного князя Рюрика, получил образование в Царскосельском лицее. В возрасте двадцати лет он поступил на дипломатическую службу и стал министром в Константинополе в 1859 году. В 1863 году из-за прискорбного инцидента в его личной жизни он временно уволился с государственной службы, но четыре года спустя он вновь поступил на нее и служил в течение десять лет помощником министра внутренних дел.

    По окончании русско-турецкой войны в 1878 году он был выбран Александром II послом в Константинополе, и более года он с большим умением проводил политику своего правительства, направленную на восстановление спокойствия. в Восточном вопросе после волнений, вызванных безрассудным поступком его предшественника, графа Игнатьева.В 1879 г. он был переведен в Лондон, а в 1882 г. — в Вену. В марте 1895 года при Николае II он был назначен министром иностранных дел после Николая де Жира.

    На этом посту он проявлял большую осторожность, чем его предшественник, но проводил более энергичную политику в европейских делах в целом и особенно на Балканском полуострове. На момент его назначения отношение российского правительства к славянским народам в течение нескольких лет было крайне сдержанным, и он, казалось, как посол сочувствовал такому отношению.Но как только он стал министром иностранных дел, влияние России на Балканском полуострове внезапно возродилось. Сербия получила финансовую помощь; большая партия оружия была послана открыто из Петербурга князю Черногории; Князь Фердинанд Болгарский якобы примирился с российским императором, и его сын Борис был принят в Восточную Православную Церковь; русское посольство в Константинополе пыталось добиться примирения между болгарским экзархом и вселенским патриархом; Болгары и сербы заявили, что по приказу России отказались от взаимной вражды.

    Все это, казалось, предвещало создание балканской конфедерации, враждебной Турции, и у султана были причины для беспокойства. На самом деле князь Лобанов просто пытался установить сильную русскую гегемонию среди этих национальностей, и у него не было ни малейшего намерения спровоцировать новый кризис в Восточном вопросе до тех пор, пока общеевропейская ситуация не давала России удобной возможности для его решения. в ее собственных интересах без серьезного вмешательства со стороны других держав.Между тем он считал, что целостность и независимость Османской империи должны поддерживаться в том, что касается этих других держав. В то же время были предприняты попытки ослабить Тройственный союз, основным инструментом которого было соглашение с Францией, которое принц Лобанов помог преобразовать в формальный союз между двумя великими державами.

    В Восточной Азии он был не менее активен и стал защитником Китая в том же смысле, в каком он показал себя защитником Турции.По соглашению Ямагата-Лобанова Япония была вынуждена отказаться от своих завоеваний в Северо-Восточном Китае, чтобы не мешать будущим действиям Санкт-Петербурга в Маньчжурии и финансовым и политическим схемам увеличения царского влияния в этой части мира. энергично поддерживал. Вся эта деятельность, хотя и в сочетании с надменным тоном по отношению к иностранным правительствам и дипломатам, не вызывала особых опасений, вероятно, потому, что существовало широко распространенное убеждение, что он желает поддерживать мир и что его большие способности и сила характера позволят ему это сделать. контролировать опасные силы, которые он смело привел в движение.Как бы то ни было, до того, как он успел созреть свои планы и проработав всего восемнадцать месяцев руководителем российской политики, он внезапно умер от сердечной болезни, путешествуя с императором 30 августа 1896 года.

    Размер: 16,5 х 11 см примерно

    Город Псков, история возникновения, достопримечательности, фото Кремля. История Пскова и Псковской земли.

    Псков
    Псков — город с очень богатой историей, столица средневековой республики, политически независимой с 1348 года.Впервые он упоминается в летописи под 903 годом: «О городе Плескове в летописях нет упоминания о том, по чьему приказу и какими людьми он был основан. Известно лишь, что он уже существовал в то время, когда Князь Рюрик и его братья пришли от варягов править славянскими землями … Князя Игоря [сына Рюрика] воспитал Олег, которого он во всем прислушивался. Именно Олег привел ему жену по имени Ольга из Плескова. [Псков] «. Ольга (при крещении Елена; умерла в 969 г.), жена Игоря, мать Святослава и бабушка Владимира, является самой известной женщиной в ранней русской истории.Она была тесно связана с становлением Руси государством и принятием христианства. По преданию, она родилась в станице Выбутской под Псковом.
    Археологи до сих пор не установили, кто основал Псков. Находки показывают, что в первом тысячелетии нашей эры на мысе между реками Великая и Пскова произошли три основных изменения культуры. Сначала здесь жили люди культуры каменных гробниц, затем, примерно в VII веке, сюда переселились племена, которые построили жилища на земле с земляные полы были лужами, и только в 9-10 веках прибыли люди, которые строили из переплетенных бревен, вымощали улицы деревом и возводили первые укрепления.В 10-13 веках Псков входил в состав Киевской Руси, с историей которой связаны знаменитые легенды о княгине Ольге. В то время он считался сателлитом Новгорода.
    В 1499 году великий князь Иван III передал Псков своему сыну Василию, который в 1510 году отменил вече (народное собрание) и демонстративно снял колокол для его созыва. Летопись сообщает, что только младенцы не плакали от горя. 300 дворянских псковских семей были переселены в Москву; выселены жители Застенье (Посадник Борисовский городок) и Среднего города, где насчитывалось 1500 дворов.Собирание денег назначенными московскими губернаторами, невыносимые налоги и казни привели, как писал Карамзин, к тому, что «несчастные жители массово бежали в другие страны … Иностранцы … все покинули свои места».
    Псковский летописец с горечью записал: «Так прошла слава Пскова».
    Псков: фотографии

    Вид на Кром из Пскова, в самом сердце Кремля находится его главное украшение — Свято-Троицкий собор. Башня Псковской крепости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *