Томас мор философ – Томас Мор, его биография и философия кратко

Томас Мор, его биография и философия кратко

Новые рефераты:

  • Повышение пенсионного возраста.
  • Безработица и её социально-экономические последствия.
  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.

    Главная » Педагогика в лицах. Часть 1. » — Томас Мор, его биография и философия кратко



    — Томас Мор, его биография и философия кратко

    Томас Мор (1478-1535) — английский гуманист, писатель, государственный деятель. Учился в Оксфорде, в одной из корпораций, готовящих юристов. Долго колебался между гражданской и церковной службой. Наконец решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти придерживался монашеского образа жизни: постоянно молился, соблюдал посты. Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монашеским устремлениям. В 1504 г. был избран в Парламент, в 1521 г. посвящен в рыцари за «заслуги перед королем и Англией», в 1529 г. назначается лордом-канцлером. Человек глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор выступал против разрыва короля Генриха VIII с Римом и создания англиканской церкви. Он отказался принести королю присягу, которую обязали дать всех представителей английского рыцарства, так как она противоречила его убеждениям. В 1535 г. Мор был заключен в Тауэр и обезглавлен. За верность католичеству он был канонизирован католической церковью и причислен к лику святых Папой Пием XI в 1935 г.
    Из всех литературных и политических произведений Мора наибольшее значение имеет его трактат «Утопия» (1516), содержащий описание идеального города-государства, где нет частной собственности, обобществлены производство и быт, труд — всеобщая обязанность. Эта книга сохранила свое значение и в наше время—не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма.
    «Утопия» делится на две части, мало похожие по содержанию, но логически неотделимые друг от друга. Первая часть произведения Мора — литературно-политический памфлет, содержащий критику современных ему общественно-политических порядков: автор изобличает «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Здесь же он излагает и программу реформ. Во второй части дается описание идеального строя. Во главе государства Мор ставит «мудрого» монарха, допускает существование рабов для выполнения черных работ. Он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне. Герои «Утопии» — горячие приверженцы гуманизма.
    философия Томас Мор кратко
    Описывая социально-экономический строй своей страны, Мор выдвигает исключительно ценные идеи. Прежде всего, в Утопии отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен ее устанавливается обобществленное производство. Это большой шаг вперед, так как у предшественников Мора социализм носил потребительский характер. Труд в Утопии является обязательным для всех, причем земледелием занимаются поочередно все граждане до определенного возраста, сельское хозяйство ведется артельно, а городское производство построено на семейно-ремесленном принципе — влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В Утопии господствует ручной труд, который продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Распределение продуктов ведется по потребностям, без каких-либо твердых ограничений.
    Несмотря на наличие короля, государственный строй утопийцев — демократия: все должности — выборные, на любую из них может претендовать каждый совершеннолетний гражданин страны. Интеллигенции Мор предоставляет руководящую роль. Женщины пользуются равными правами с мужчинами, в частности правом на образование. Хотя в трактате отсутствует подробное описание системы образования в Утопии, педагогические воззрения Мора ясно представлены: всестороннее развитие личности, выбор рода занятий в соответствии с наклонностями, воспитание патриотизма, нравственности и добродетели, формирование разумных потребностей, умеренности, презрения к роскоши, соединение обучения с трудом.
     
    Лекция, реферат. — Томас Мор, его биография и философия кратко — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть


     

     

referatwork.ru

Томас Мор – биография, фото, личная жизнь, философия, «Утопия»

Томас Мор: биография

Томас Мор – это известный писатель-гуманист, философ и юрист из Англии, также занимавший пост лорд-канцлера страны. Наиболее известен Томас Мор произведением под названием «Утопия». В этой книге он, взяв в качестве примера выдуманный остров, изложил свое видение идеальной общественно-политической системы. 

Томас Мор

Философ также был активным общественным деятелем: ему была чужда эпоха Реформации, и он чинил препятствия распространению протестантской веры на английские земли. Отказавшись признать за Генрихом VIII статус главы английской церкви, он был казнен по Акту об измене. В XX веке Томаса Мора причислили к лику католических святых.

Детство и юность

Биография Томаса Мора начинается в семействе лондонского судьи Высшего королевского суда сэра Джона Мора. Томас появился на свет 7 февраля 1478 года. Его отец был известен неподкупностью, честностью и высокими моральными принципами, что во многом определило мировосприятие его сына. Первое образование сын прославленного судьи получил в грамматической школе Святого Антония.

В тринадцатилетнем возрасте Мор-младший получил должность пажа при кардинале Джоне Мортоне, в течение некоторого времени работавшем лорд-канцлером Англии. Мортону пришелся по вкусу веселый, остроумный и любознательный молодой человек. Кардинал заявил, что Томас непременно «станет изумительным человеком».

Портрет Томаса Мора

В шестнадцать лет Мор поступил в Оксфордский университет. Его преподавателями были величайшие британские юристы конца XV века: Вильям Гросин и Томас Линакр. Учеба давалась молодому человеку относительно легко, хотя уже в ту пору его начали привлекать не столько сухие формулировки законов, сколько произведения гуманистов того времени. Так, к примеру, Томас самостоятельно перевел на английский язык биографию и труд «Двенадцать мечей» гуманиста из Италии Пико делла Мирандола.

Спустя два года после поступления в Оксфорд Мор-младший, по указанию отца, вернулся в Лондон с целью добиться улучшения знаний в области английского права. Томас был способным учеником и с помощью опытных юристов того времени изучил все подводные камни английского законодательства и стал блистательным адвокатом. При этом он интересовался философией, штудировал произведения древних классиков (особенно – Лукиана и Платона), совершенствовал латинский и греческий и продолжал писать собственные сочинения, часть которых была начата еще во время учебы в Оксфорде.

Эразм Роттердамский

«Проводником» в мир гуманистов для Томаса Мора стал Эразм Роттердамский, с которым адвокат познакомился на торжественном приеме у лорда-мэра. Благодаря дружбе с Роттердамским начинающий философ вошел в круг гуманистов своего времени, а также в кружок Эразма. Находясь в гостях в доме Томаса Мора, Роттердамский создал сатиру «Похвала глупости».

Предположительно, период с 1500 до 1504 годы молодой адвокат провел в лондонском картезианском монастыре. Однако он не захотел окончательно посвятить жизнь служению Богу и остался в миру. Тем не менее, с тех пор Томас Мор не оставлял привычек, полученных за время жизни в монастыре: он рано вставал, много молился, не забывал ни об одном посте, занимался самобичеванием и носил власяницу. Это сочеталось со стремлением служить и помогать стране.

Политика

В начале 1500-ых годов Томас Мор преподавал право параллельно с ведением адвокатской практики, а в 1504 году он стал членом Парламента от купечества Лондона. Работая в Парламенте, он не раз позволял себе открыто высказываться против налогового произвола, который чинил жителям Англии король Генрих VII. Из-за этого юрист впал в немилость в высших эшелонах власти и был вынужден на некоторое время отказаться от политической карьеры, вернувшись исключительно к адвокатской работе.

Юрист Томас Мор

Одновременно с ведением судейских дел, в это время Томас все более уверенно пробует свои силы в литературе. Когда в 1510 году новый правитель Англии – Генрих VIII – созвал новый Парламент, литератору и юристу вновь нашлось место в высшем законодательном органе страны. В то же время Мор получил должность помощника городского шерифа Лондона, а через пять лет (в 1515 году) он стал членом делегации английского посольства, направленной во Фландрию для ведения переговоров. 

Тогда Томас и начал работать над своей «Утопией»:

  • Первую книгу этого произведения автор написал во Фландрии и завершил вскоре после того, как вернулся домой.
  • Вторую книгу, основное содержание которой – повествование о выдуманном острове в океане, который якобы был недавно открыт исследователями – Мор, преимущественно, написал раньше, и по завершении первой части произведения лишь слегка подправил и систематизировал материал.
  • Третья книга была издана в 1518 году и включала в себя, помимо написанного ранее материала, «Эпиграммы» автора – обширное собрание его поэтических произведений, выполненных в жанре поэм, стихотворений и непосредственно эпиграмм.

«Утопия» была рассчитана на просвещенных монархов и ученых-гуманистов. Она оказала большое влияние на развитие идеологии утопистов и упоминала о ликвидации частной собственности, равенстве потребления, обобществленном производстве и т.д. Одновременно с написанием этого произведения Томас Мор работал и над другой книгой – «Историей Ричарда III».

Страна Утопия, описанная Томасом Мором

Король Генрих VIII высоко оценил «Утопию» одаренного адвоката и в 1517 году решил назначить его своим личным советником. Так знаменитый утопист вступил в Королевский совет, получил статус королевского секретаря и возможность работать над дипломатическими поручениями. В 1521 году он начал заседать в высшем английском судебном учреждении – «Звездной палате».

В то же время он получил рыцарский титул, земельные пожалования и стал помощником казначея. Несмотря на успешную политическую карьеру, он оставался скромным и честным человеком, о стремлении которого к справедливости знала вся Англия. В 1529 году король Генрих VIII пожаловал верному советнику высший государственный пост – должность лорд-канцлера. Томас Мор стал первым выходцем из буржуазии, которому удалось занять этот пост.

Произведения

Наибольшую ценность среди трудов Томаса Мора имеет произведение «Утопия», в состав которого входят две книги.

Первая часть работы представляет собой литературно-политический памфлет (произведение художественно-публицистического характера). В нем автор выражает свои взгляды на то, насколько несовершенна социальная и политическая система. Мор критикует смертную казнь, иронически высмеивает разврат и тунеядство духовенства, жестко выступает против огораживания общинных людей, выражает несогласие с «кровавыми» законами о рабочих. В этой же части Томас предлагает и программу реформ, призванных исправить положение вещей.

Карта страны из книги «Утопия» Томаса Мора

Во второй части представлено гуманистическое учение Мора. Основные идеи этого учения сводятся к следующему: главой государства должен быть «мудрый монарх», частная собственность и эксплуатация должны быть заменены обобществленным производством, труд обязателен для всех и не должен быть изнурительным, деньги могут быть использованы только для торговли с другими странами (монополия на которую принадлежит государственному руководству), распределение продуктов должно осуществляться по потребностям. Философия Мора предполагала полную демократию и равноправие, несмотря на наличие короля.

Иллюстрация к книге «Утопия» Томаса Мора

«Утопия» стала основой для последующего развития утопических учений. В том числе, она сыграла немалую роль в становлении гуманистической позиции такого известного философа, как Томмазо Кампанелла. Другим значимым произведением Томаса Мора стала «История Ричарда III», по поводу правдоподобности которой до сих пор ведутся дебаты: одни исследователи считают книгу историческим произведением, другие – скорее художественным. Утопист также написал немало переводов и стихотворных трудов.

Личная жизнь

Еще до того, как эпоха Возрождения пополнилась знаменитым произведением Томаса Мора и до того, как он начал занимать высокие посты в государстве, гуманист женился на семнадцатилетней Джейн Кольт из Эссекса. Это произошло в 1505 году. Она была тихой и доброй девушкой и вскоре родила мужу четырех детей: сына Джона и дочерей Сесиль, Элизабет и Маргарет. 

Семья Томаса Мора

В 1511 году Джейн скончалась из-за лихорадки. Томас Мор, не желая оставлять детей без матери, в скором времени женился на обеспеченной вдове Элис Мидлтон, с которой счастливо прожил до самой смерти. У нее также был ребенок от первого брака.

Смерть

Для Томаса Мора цитаты из его произведений были не просто художественным вымыслом – он глубоко верил во все положения своего учения и оставался религиозным человеком. Поэтому, когда Генрих VIII захотел расторгнуть брак со своей супругой, Мор настаивал, что сделать это может только Папа Римский. В роли последнего на тот момент выступал Климент VII, и он был против бракоразводного процесса.

Казнь Томаса Мора

В результате Генрих VIII разорвал связи с Римом и встал на путь создания англиканской церкви в родной стране. Вскоре была коронована Анна Болейн, новая супруга короля. Все это вызвало настолько сильное возмущение у Томаса Мора, что он не только оставил пост лорда-канцлера, но и помог монахине Элизабет Бартон публично осудить поведение короля.

Вскоре Парламент принял «Акт о престолонаследии»: все английские рыцари должны были принести присягу, признавая детей Генриха VIII и Анны Болейн законными и отказываясь признавать какую-либо власть над Англией за исключением власти представителей династии Тюдоров. Томас Мор отказался произнести присягу и был заключен в Тауэр. В 1535 году его казнили за государственную измену. 

В 1935 году он был причислен к лику католических святых.

Фото

24smi.org

Томас мор

(1478—1535)

Томас Мор родился в семье известного лондонского юриста, королевского

судьи. После двух лет учебы в Оксфордском университете, Томас Мор, по

настоянию отца, закончил юридическую школу и стал адвокатом. Со временем Мор

приобрел известность и был избран в английский парламент.

В начале XVI века Томас Мор сближается с кружком гуманистов Джона

Колета, в котором знакомится с Эразмом Роттердамским. Впоследствии Мора и

Эразма связывала тесная дружба.

Под влиянием друзей-гуманистов формируется и мировоззрение самого

Томаса Мора — он начинает изучать труды античных мыслителей, выучив

греческий язык, занимается переводами античной литературы.

Не оставляя литературных трудов, Томас Мор продолжает свою политическую

деятельность — он был шерифом Лондона, председателем палаты общин

английского парламента, получил рыцарское звание. В 1529 году Мор занял

высший государственный пост в Англии — стал лордом-канцлером.

1 Сам Бог дозволил миру созерцать небо; вечно врашая его, Он открывает

свои лики и тело; и Он запечатлевает и обнаруживает себя самого, чтобы можно

было достоверно Его постигать, чтобы научить нас в проявлениях жизни

распознавать Его поступь и соблюдать Его законы (лат.).

2 Если есть у тебя нечто лучшее, предложи, если же нет — покоряйся

(лат.).

Но в начале 30-х годов XVI века положение Мора резко изменилось.

Английский король Генрих VIII решил осуществить в стране церковную реформу и

встать во главе церкви. Томас Мор отказался присягнуть королю как новому

главе церкви, покинул пост лорда-канцлера, но был обвинен в государственной

измене и в 1532 году заточен в Тауэр. Через три года Томас Мор был казнен.

В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор

книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в

1515—1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма

Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием «Весьма полезная,

а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве

государства и о новом острове Утопия». Уже при жизни это сочинение, кратко

называемое «Утопией», принесло Мору всемирную славу. Само слово «Утопия»

придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: «оu» —

«не» и «topos» — «место». Буквально «Утопия» означает «место, которого нет»

и недаром сам Мор переводил слово «Утопия» как «Нигдея».

В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия,

жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный

государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о

явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.

Книга написана в форме бесед между путешественником-философом Рафаэлем

Гитлодеем, самим Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием.

Повествование состоит из двух частей. В первой части Рафаэль Гитлодей

высказывает свое критическое мнение об увиденном им современном положении в

Англии. Во второй, написанной, кстати, раньше первой, — Рафаэль Гитлодей

излагает своим собеседникам утопийский образ жизни.

Уже давно замечено, да этого не скрывает и сам автор, что «Утопия»

задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского «Государства»

— как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального

общества, так как его представляли себе гуманисты XVI столетия. Поэтому

вполне понятно, что в «Утопии» можно найти определенный синтез

религиозно-философских и социально-политических взглядов Платона, стоиков,

эпикурейцев с учениями самих гуманистов и прежде всего с «философией

Христа».

Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном

обществе в одном — общество должно быть построено на принципе

справедливости, который недостижим в реальном мире. Рафаэль Гитлодей обличал

своих современников: «Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое

лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все

распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не

благополучно, а прочие же вовсе несчастны».

Утопийцам же удалось создать государство, построенное на принципах

справедливости. И недаром Гитлодей с восхищением описывает «мудрейшие и

святейшие установления утопийцев, которые весьма успешно управляют

государством с помощью весьма малочисленных законов; и добродетель там в

цене, и при равенстве всем всего хватает».

Как возможно существование общества справедливости? Томас Мор

обращается к идеям Платона и устами своего героя заявляет: «Для

общественного благополучия имеется один-единственный путь — объявить во

всем равенство». Равенство предполагается во всех сферах — в хозяйственной,

социальной, политической, духовной и т.д. Но прежде всего в имущественной

сфере—в Утопии отменена частная собственность.

Именно отсутствие частной собственности, по мнению Томаса Мора, создает

условия для рождения общества всеобщей справедливости: «Здесь, где все

принадлежит всем, ни у кого нет сомнения, что ни один отдельный человек ни в

чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны

общественные житницы». Более того, «оттого что здесь нет скаредного

распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего». И — «хотя ни

у кого там ничего нет, все, однако же, богаты».

В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о вреде денег — деньги в

Утопии также отменены и, следовательно, исчезли все отрицательные моменты,

порождаемые деньгами: жажда наживы, скаредность, стремление к роскоши и т.д.

Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса

Мора самоцелью — это всего лишь средство для того, чтобы общественные

условия жизни предоставили возможность развитию человеческой личности. Более

того, сам факт добровольного согласия утопийцев жить без частной

собственности и денег связан прежде всего с высокими нравственными

качествами жителей острова.

Рафаэль Гитлодей описывает утопийцев в полном соответствии с теми

идеалами гармонически развитой личности, которые вдохновляли мыслителей

Эпохи Возрождения. Все утопийцы — это высокообразованные, культурные люди,

которые умеют и любят трудиться, сочетая физический труд с умственным.

Будучи самым серьезным образом озабочены идеями общественного блага, они не

забывают заниматься собственными телесным и духовным развитием.

В Утопии, по убеждению Томаса Мора, царит полная веротерпимость. На

самом острове мирно сосуществуют несколько религий, при этом никто не имеет

право вести споры по религиозным вопросам, ибо это расценивается как

государственное преступление. Мирное сосуществование разных религиозных

общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в

Единого Бога, которое утопийцы называют Митрой.

В этом смысле на Мора несомненное влияние оказало учение Марсилио

Фичино о «всеобщей религии». Но в то же время Томас Мор идет и дальше

Фичино, ибо напрямую связывает идею Единого Бога с пантеистической идеей

Божественной природы: «При том, что в Утопии не у всех одна и та же религия,

все ее виды, несмотря на их разнообразие и множество, неодинаковыми путями

как бы стекаются к единой цели — к почитанию Божественной природы». И

пантеизм выражен Мором с наибольшей силой из всех предшествующих гуманистов.

Религиозные убеждения утопийцев гармонично сочетаются с их великолепным

знанием светских наук, в первую очередь, философии: «…Никогда они не

говорят о счастье, чтобы не соединить с ним некоторые начала, взятые о

религии, а также философии, использующей доводы разума, — без этого, они

полагают, само по себе исследование истинного счастья будет слабым и

бессильным». Причем удивительным образом философские учения утопийцев в

точности похожи на учения гуманистов, хотя, как известно, остров Утопия

никак не связан с другой землей.

Религиозно-философские воззрения утопийцев в сочетании с принципами

равенства создают условия для высокого уровня развития нравственных начал на

острове. Рассказывая о добродетелях жителей Утопии, Томас Мор, устами

Рафаэля Гитлодея, излагает опять же гуманистическую «апологию наслаждения».

Ведь в понимании гуманистов сами человеческие добродетели были напрямую

связаны с духовными и телесными наслаждениями.

По сути дела, Утопия — это гуманистический образ совершенного

общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с

общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать

возможноть расцветать человеческим талантам. В то же время, каждый утопией

прекрасно понимает — его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с

тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на

Утопии.

Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная

собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т.д.,

стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об «идеальном

государстве».

studfiles.net

Томас Мор и его основные философские взгляды

Философия Томаса Мора

Томас Мор (1478 — 1535).
Большой друг Эразма. В 1516 году (за год до Лютера) опубликовал книгу «Утопия» .
Само слово сконструировано Мором из «у» + «топос» — место, которого нет. Или «эу топос» — благое место.
Утопия — страна, которой нет, но она является благой страной. От этой книги пошла целая традиция утопической литературы — проектов идеального устройства общества, в котором человек процветает и все счастливы.
У самого Мора Утопия была гуманистическим ответом на ужасы первоначального накопления капитала, как они проявились в Англии. Ситуация была очень сурова.
Потребность рынка в шерсти привела к тому, что в Англии должно было увеличиться поголовье овец. Начало происходить огораживание. Появилась масса бездомных крестьян. Парламент издал указ, по которому бродяжничество каралось виселицей. А бродяжничество стало массовым явлением. Это была только одна из мерзостей, которыми сопровождалось первоначальное накопление капитала.
Томас Мор задался вопросом «как же быть?» . В Утопии устранена основа эксплуатации человека человеком — частная собственность.
Позиция антииндивидуалистическая. Основа индивидуализма — частная собственность.
В Утопии нет денег. Зато есть всеобщее участие людей в труде по 6 часов в день. Если человек пожелает путешествовать, он обязан, прибыв на место, шесть часов в день трудиться все равно. Следовательно, изобилие продуктов, нет бедных и богатых, все одинаково богаты.
Общество социально однородно, хотя есть должностные лица и глава государства, которые выбираются по критерию одаренности и образованности. Возможности образования открыты каждому. Особое внимание уделяется морали. Человек — высшая ценность, а для человека главное — здоровье и наслаждение благами жизни. Особая забота — о здоровье. Здесь проявляется антиаскетизм позиции Мора, забота о потребностях человека как телесного существа прежде всего.
В Утопии есть религия, утопийцы признают Бога, который разлит во всем мире (пантеистическая тенденция) . Очень веротерпимы по отношению к другим религиям.

otvet.mail.ru

Томас Мор — философия, цитаты

Томас Мор

(1478-1535)

«Там, где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное обустройство государственных дел»

Английский гуманист, государственный деятель и писатель Томас Мор родился в семье юриста, начальное образование получил в грамматической школе св. Антония. Тринадцатилетним он был принят пажом в дом архиепископа Кентерберийского Джона Мортона. Позже любознательный юноша учился в Оксфордском университете, впоследствии — проходил курсы юридических наук в школах правоведения Лондона. Томас изучал латынь и древнегреческого языка, философию и юридические науки. Он настойчиво изучал произведения знаменитых античных мыслителей Платона и Аристотеля, увлекался Лукианом и Августином Блаженным, произведениями других средневековых мыслителей.

Значительное влияние на юношу произвели оксфордские гуманисты, в частности, Дж. Колет, Т. Линакром, В. Гросин, У. Лили, с которыми он сблизился во время учебы в университете. Знаковым событием в жизни Томаса Мора стало знакомство и дружба с голландским гуманистом Эразмом Роттердамским. Между ними сложились теплые, дружеские отношения, которые позволяли обмениваться мнениями, сомнениями, прогнозами. Есть все основания полагать, что именно в общении с Роттердамским у Томаса Мора созрела идея подготовки будущего произведения с оригинальным названием — «Утопия».

Отметим, что слово «утопия» имеет греческое происхождение: «у» гречески означает «не», «топос» — «место». Итак, утопия — это «место, которого нет». Это фантазия, вымысел, своеобразная сказка, направлена на интеллектуальное возвышение над реальными жизненными обстоятельствами, конструирования жизненных моделей, которые преодолевали общественные противоречия и способствовали достижению общественного блага.

Конечно, Т. Мор не был пионером в фантазиях о будущем социального устройства как справедливого для всех. Своеобразные «Утопии» существовали уже в доисторические времена, в период «до нулевого времени». О благодатность «времени Кроноса», например, писали Гесиод (VIII-VII века до н.э.) и многие другие древнегреческих философов и поэтов. В период эллинизма появляется первый фантастический описание путешествий Ямбула (II век до н.э.), Утопический проект «идеального государства» разработал знаменитый античный философ Платон. Фантастическое видение будущего общества, основанного на «единой религии» и управляемого «кастой священников», подарил миру английский мыслитель Р.Бекон. Близкую к будущей концепции «научного коммунизма» программу перестройки общественной жизни в интересах широких народных масс подготовил предводитель крестьянского восстания в Германии (1525 год) Т. Мюнцер.

Итак, «Утопия» Т. Мора имела под собой глубокое интеллектуальное основание. И все же он был первым. «Утопия» Т. Мора дала имя целому направлению общественной мысли. Размышления представителей этого направления направили ее в будущее, а не в прошлое, как подавляющее большинство «доморивських» фантазий. А главное, именно «утописты» обосновали идею «социализма» (и коммунизма) как общества, достижения всеобщего блага на основе ликвидации (устранение, обобществления) частной собственности.

Ознакомление с работами Т. Мора (собственно, как и Т. Кампанеллы) дает основания для утверждения, что в них содержится значительная доля реализма. Именно они, как никто другой до этого времени, правдиво и реалистично отразили противоречия становления капиталистического способа производства, страдания народа, вызванные первичным накоплением капитала, варварские методы становления и развития новых общественных отношений, трудности внедрения гуманистических идей в реальную человеческую жизнь.

В то время, когда «кабинетный ученый» Э. Роттердамский самоотверженно отстаивал абстрактно-гуманистические идеи, а реформатор-практик М. Лютер «подминал под себя» религиозно-духовную сферу человеческой жизни, ученый и политик Т. Мор анализировал реальные социальные процессы, показывал их враждебность действительной, а не мнимой человеческой природе, обосновывал пути преодоления ситуации, достижения модели социального устройства, в котором, по его мнению, идеалы Возрождения, наконец, найдут свое практическое воплощение.

Судьба Т. Мора — противоречива. Он пользовался большим успехом в кругу научной, философской и литературной общественности. Был влиятельной политической фигурой. Избирался в парламент, а в нем — председателем палаты общин. В 1529 г. Томас Мор был назначен лорд-канцлером. Казалось бы, карьера складывается более чем успешно. Но … Причиной будущих катаклизмов для Мора стал его характер и внутренние убеждения, которыми он не мог уступить. Как известно, Томас Мор не только категорически не принимал идей Реформации, но и был их активным противником. За недоразумения с королем по вопросам отношения к католической церкви он был уволен со всех постов, впоследствии его посадили, а потом обвинили в государственной измене (официально — за отказ принять присягу, которая противоречила его католическим религиозным убеждениям) и казнили как государственного преступника. История со временем вернула культуре честное имя великого утописта: в 1886 году Т. Мор был причислен католической церковью к лику блаженных и в 1935 году канонизирован.

Литературное наследие Т. Мора очень велика. Наиболее известной и влиятельной является его труд, посвящена изложению социалистических идей: «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Эта книга была впервые опубликована в 1516 году при содействии Э. Роттердамского.

В первой части книги философ разоблачает негативизм современных ему социальных и политических порядков, изображает жесткую картину жизни безземельных крестьян, бедствий обездоленных народных масс, вызванных развитием капиталистических отношений.

Корни социального зла, согласно Т. Мором, заключается в частной собственности, охраняемой государство, представляет собой заговор богатых для подавления бедных. «… Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел» (Мор Т. Утопия. — 2-е изд. — М., 1953. — С .95). Без ликвидации частной собственности, подчеркивал великий утопист, установить справедливый порядок невозможно.

Современное государство, как и весь способ организации жизни и деятельности, считал философ, являются враждебными человеку. Здесь все подчинено частной собственности такой степени, что овцы «стали такими прожорлив и неутомимый, что поедают даже людей» (Мор Т. Утопия / / утопических роман XVI-XVII веков. — М., 1971.-С. 55).

Человеческая жизнь, согласно Т. Мором, по его ценностью нельзя уравновесить со всеми благами мира. Бог запретил насилие, но жизнь организована так, что люди очень легко убивают друг друга за то, чтобы отнять даже небольшую сумму денег. Все это — в реальной жизни, которая окружает нас. Однако есть место, где жизнь организована на совершенно других основаниях. Это — остров Утопия. Вторая часть книги посвящена описанию идеального общественного строя на острове «Утопия». На нем нет частной собственности, нет богатых и бедных. Все люди работают. Наиболее тяжелые и вредные работы выполняют преступники — граждане — рабы, отбывающих наказание за совершенные преступления. Рабочий день длится 6 часов. Основную хозяйственную ячейку составляет семья. Каждая семья занимается своим ремеслом и всю продукцию отдает обществу. Политическое устройство основывается на принципах выборности и старшинства. Однако, выборность распространяется не на все слои населения, а лишь на глав семей.

Каждый город имеет свою сельскохозяйственную территорию и ежегодно посылает на фермы группы граждан для выполнения сельскохозяйственных работ. После двухлетнего труда на селе группа возвращается в город и приступает к выполнению основных занятий.

В идеальном государстве работают все. В ней нет тунеядцев. Благодаря этому общество имеет достаточное количество продуктов, которые распределяются по потребностям.

Интересно описание организации обучения и воспитания детей и молодежи, отношений между родителями и детьми. За Мором, образование на острове «Утопия» доступна каждому гражданину. Характерно, что образование здесь сочетается с общественно трудом. Дети изучают земледелие, ремесла, имеют возможность проверить свои теоретические знания практической работой в поле и на производстве. Для взрослых в «Утопии» открытые общественные залы, где они приобщаются к той части знаний, которая необходима для их практической деятельности или отвечает внутренним потребностям личности.

Т. Мор мечтал о устройство не как о, ицо наступит только «где-то и когда-то», но как о, что может быть реализован в действительности. Правда, он не рассказывает о путях его построения. Время известно, что Т. Мор был противником революций и народных движений, в которых он видел только разрушительную силу и анархию. Вторым выдающимся утопистом этой эпохи был итальянский поэт, философ и политический деятель, сын сапожника Томмазо Кампанеллы.


worldofscience.ru

Томас Мор

Томас Мор

Томас Мор (1478—1535 гг.) родился в семье известного лондонского юриста, королевского судьи. После двух лет учебы в Оксфордском университете, Томас Мор, по настоянию отца, закончил юридическую школу и стал адвокатом. Со временем Мор приобрел известность и был избран в английский парламент.

 

В начале XVI века Томас Мор сближается с кружком гуманистов Джона Колета, в котором знакомится с Эразмом Роттердамским. Впоследствии Мора и Эразма связывала тесная дружба.

 

Под влиянием друзей-гуманистов формируется и мировоззрение самого Томаса Мора — он начинает изучать труды античных мыслителей, выучив греческий язык, занимается переводами античной литературы.

 

Не оставляя литературных трудов, Томас Мор продолжает свою политическую деятельность — он был шерифом Лондона, председателем палаты общин английского парламента, получил рыцарское звание. В 1529 году Мор занял высший государственный пост в Англии — стал лордом-канцлером.

 

Но в начале 30-х годов XVI века положение Мора резко изменилось. Английский король Генрих VIII решил осуществить в стране церковную реформу и встать во главе Церкви . Томас Мор отказался присягнуть королю, как новому главе Церкви , покинул пост лорда-канцлера, но был обвинен в государственной измене и в 1532 году заточен в Тауэр. Через три года Томас Мор был казнен.

 

В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515—1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Уже при жизни это сочинение, кратко называемое «Утопией», принесло Мору всемирную славу.

 

Само слово «Утопия» придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: «ou» — «не» и «topos» — «место». Буквально «Утопия» означает «место, которого нет» и недаром сам Мор переводил слово «Утопия» как «Нигдея».

 

В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.

 

Книга написана в форме бесед между путешественником-философом Рафаэлем Гитлодеем, самим Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Повествование состоит из двух частей. В первой части Рафаэль Гитлодей высказывает свое критическое мнение об увиденном им современном положении в Англии. Во второй, написанной, кстати, раньше первой, — Рафаэль Гитлодей излагает своим собеседникам утопийский образ жизни.

 

Уже давно замечено, да этого не скрывает и сам автор, что «Утопия» задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского «Государства» — как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, так, как его представляли себе гуманисты XVI столетия. Поэтому вполне понятно, что в «Утопии» можно найти определенный синтез религиозно-философских и социально-политических взглядов Платона, стоиков, эпикурейцев с учениями самих гуманистов и прежде всего с «философией Христа».

 

Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном обществе в одном — общество должно быть построено на принципе справедливости, который недостижим в реальном мире. Рафаэль Гитлодей обличал своих современников: «Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны».

 

Утопийцам же удалось создать государство, построенное на принципах справедливости. И недаром Гитлодей с восхищением описывает «мудрейшие и святейшие установления утопийцев, которые весьма успешно управляют государством с помощью весьма малочисленных законов; и добродетель там в цене, и при равенстве всем всего хватает».

 

Как возможно существование общества справедливости? Томас Мор обращается к идеям Платона и устами своего героя заявляет: «Для общественного благополучия имеется один-единственный путь — объявить во всем равенство». Равенство предполагается во всех сферах — в хозяйственной, социальной, политической, духовной и т.д. Но прежде всего в имущественной сфере — в Утопии отменена частная собственность.

 

Именно отсутствие частной собственности, по мнению Томаса Мора, создает условия для рождения общества всеобщей справедливости: «Здесь, где все принадлежит всем, ни у кого нет сомнения, что ни один отдельный человек ни в чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны общественные житницы». Более того, «оттого что здесь нет скаредного распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего». И — «хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты».

 

В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о вреде денег — деньги в Утопии также отменены и, следовательно, исчезли все отрицательные моменты, порождаемые деньгами: жажда наживы, скаредность, стремление к роскоши и т.д.

 

Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса Мора самоцелью — это всего лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возможность развитию человеческой личности. Более того, сам факт добровольного согласия утопийцов жить без частной собственности и денег связан прежде всего с высокими нравственными качествами жителей острова.

 

Рафаэль Гитлодей описывает утопийцев в полном соответствии с теми идеалами гармонически развитой личности, которые вдохновляли мыслителей Эпохи Возрождения. Все утопийцы — это высокообразованные, культурные люди, которые умеют и любят трудиться, сочетая физический труд с умственным. Будучи самым серьезным образом озабочены идеями общественного блага, они не забывают заниматься собственным телесным и духовным развитием.

 

В Утопии, по убеждению Томаса Мора царит полная веротерпимость. На самом острове мирно сосуществуют несколько религий, при этом никто не имеет право вести споры по религиозным вопросам, ибо это расценивается как государственное преступление. Мирное сосуществование разных религиозных общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в Единого Бога, которого утопийцы называют Митрой.

 

В этом смысле на Мора несомненное влияние оказало учение Марсилио Фичино о «всеобщей религии». Но в то же время Томас Мор идет и дальше Фичино, ибо напрямую связывает идею Единого Бога с пантеистической идеей Божественной природы: «При том, что в Утопии не у всех одна и та же религия, все ее виды, несмотря на их разнообразие и множество, неодинаковыми путями как бы стекаются к единой цели — к почитанию Божественной природы». И пантеизм выражен Мором с наибольшей силой из всех предшествующих гуманистов.

 

Религиозные убеждения утопийцев гармонично сочетаются с их великолепным знанием светских наук, в первую очередь, философии: «…Никогда они не говорят о счастье, чтобы не соединить с ним некоторые начала, взятые о религии, а также философии, использующей доводы разума, — без этого, они полагают, само по себе исследование истинного счастья будет слабым и бессильным». Причем, удивительным образом, философские учения утопийцев в точности похожи на учения гуманистов, хотя, как известно, остров Утопия никак не связан с другой землей.

 

Религиозно-философские воззрения утопийцев в сочетании с принципами равенства, создают условия для высокого уровня развития нравственных начал на острове. Рассказывая о добродетелях жителей Утопии, Томас Мор, устами Рафаэля Гитлодея, излагает опять же гуманистическую «апологию наслаждения». Ведь в понимании гуманистов сами человеческие добродетели были напрямую связаны с духовными и телесными наслаждениями.

 

По сути дела, Утопия — это гуманистический образ совершенного общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать возможность расцветать человеческим талантам. В то же время, каждый утопиец прекрасно понимает — его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на Утопии.

 

Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т.д. стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об «идеальном государстве».

 

 

 

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

portal-slovo.ru

Мор Томас | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии

МОР Томас (1478—1535) —  английский философ, писатель,  гуманист, крупный политический  деятель. Родился в семье,  принадлежавшей к крупной буржуазии. Учился в Оксфордском университете.  Дружил с английскими и  континентальными гуманистами. Эразм  Роттердамский посвятил ему свой труд «Похвала глупости». На всех  важных государственных постах (член парламента, помощник шерифа Лондона, председатель палаты  общин, лорд-канцлер английского  правительства) имел репутацию  неподкупного, честного государственного деятеля. Был сторонником  верховной власти католической церкви и противником лютеранской  Реформации, представляющей угрозу единству христианства. За отказ принести присягу королю Генриху VIII как главе английской церкви был арестован и казнен по  обвинению в государственной измене.  Католической церковью в 1886 г. причислен к лику блаженных, а в 1935 г. — канонизирован. В  обширное литературное наследие Мора входят переводы античных авторов, стихи,  морально-философские трактаты, политические памфлеты, исторические  хроники. Наибольшую известность имела «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о  наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», впервые опубликованная на латыни в 1516 г. В ней путешественник  Рафаил Гитлодей,  заинтересованным слушателем и осторожным оппонентом которого является сам автор, рассказывает об  открытии удивительного острова Утопия, буквальный перевод  названия которого с греческого  означал «Нигде». Популярность книги была столь велика, что предпринимались специальные экспедиции на поиски острова. Книга состоит из двух частей: в первой представлена негативная критика жизни современной  Англии, во второй — описывается  общественное устройство Утопии и излагаются социально-этические воззрения Мора. Книга  предназначалась в качестве  своеобразного наставления просвещенным монархам. В XVI в. переведена на несколько европейских языков, а в XVIII в. — и на русский.  Экономической основой социального  устройства Утопии является  общественная собственность на средства производства и на результаты  общественного труда. Основой  благосостояния является труд всех граждан в сфере ремесленного производства и в сельском хозяйстве (по очереди в течение двух лет), что делает  возможным распределение продуктов по потребности. Тяжелую грязную работу выполняют рабы  (военнопленные и наказанные  преступники). Государственная власть и  священники выбираются. Все, в том числе и женщины, имеют равные права. Несмотря на обязательность веры в сотворении мира Богом и в бессмертие души, что является  основой нравственности, на острове существует свобода  вероисповедания. Принуждение к религии  наказывается законом. Запрещена только публичная пропаганда атеизма, хотя свои идеи атеисты могут обсуждать с единомышленниками и со  священниками. Метафизическим  обоснованием духовной жизни Утопии  является гуманистический пантеизм, а «гражданская религия» —  государственной идеологией. Даже быт на острове публично организован,  общественные трапезы в специальных дворцах становятся формой  общения, семьи образованы не только по принципу родства, но и на основе профессиональных занятий. При наличии способностей к  определенному ремеслу можно «перейти» в другую семью. Больные содержатся в общественных лечебницах, где им гарантирован надлежащий уход. В этом обществе нет  бедных и несчастных, заброшенных и одиноких. Все люди  образованны, умны, доброжелательны. «Золотая книга…» оказала  огромное влияние на  формирование мировоззрения многих  поколений социальных реформаторов и революционеров.

platona.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *