Теория официальной народности автор – Теория официальной народности — Википедия

Содержание

Теория официальной народности это что такое Теория официальной народности: определение — История.НЭС

«ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ»

см. Теория официальной народности.

Оцените определение:

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ

в исторической литературе обозначение взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I, В основе — формула «Православие, самодержавие и народность».

Оцените определение:

Источник: Словарь исторических терминов

Теория официальной народности

государственная идеология , созданная в правление Николая I противовес взглядам декабристов. Основывалась на трех китах: самодержавие, православие и народность. Автор — министр просвещения Уваров.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий исторических терминов

Теория официальной народности

государственная идеология в период царствования Николая I. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу, которые проводись С.С. Уваровым. Главная формула этой идеологии — «православие, самодержавие, народность».

Оцените определение:

Источник: Краткий исторический словарь

ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ TEОРИЯ

в литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования императора Николая I. Возникла в 1830-х гг. как реакция на выступление декабристов. Явилась попыткой создания государственной идеологии, основанной на идеалах православия, самодержавных принципах управления и идее единства монарха и народа. Сформулирована министром народного просвещения С. С. Уваровым в виде тройственной формулы: «православие, самодержавие, народность».

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

ТЕОРИЯ «ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ»

система взглядов, идейная основа русского консерватизма в XIX — начале XX в., сформулированная в 1830-х гг. министром народного просвещения графом С. С. Уваровым. Опиралась на три основных принципа: православие — исконно присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству; самодержавие — единственно возможная форма правления в России; народность — исторически сложившийся союз верховной власти (монарха) и общества. В историческую литературу термин был введен А. Н, Пыпиным в журнале «Вестник Европы» в 1872 г.

Оцените определение:

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ

понятие, встречающееся в ист. лит-ре и символизирующее реакционную внутр. политику Николая I, особенно в области просвещения, науки и лит-ры. Основой Т. о. н. обычно считается формула С. С. Уварова — «православие, самодержавие и народность», высказанная им в докладе царю в 1832 и провозглашенная в 1834 в циркуляре попечителям уч. округов при вступлении его в должность мин, нар. просвещения («Журн. Мин-ва нар. просвещения», 1834, т. 1). На эти охранительные принципы Уваров указывал как на основу нар. образования и воспитания молодежи. Термин «Т. о. н.» впервые употребил в своих статьях историк А. Н. Пыпин (журн. «Вестник Европы», 1872-73), вложив в него свое понимание формулы Уварова и отд. положений славянофильства, что в целом представляло замаскированную критику самодержавия. Бурж. историки часто использовали осуждение Т. о. н. как средство протеста против существовавшего в России политич. режима. В сов. историографии Т. о. н. изучена слабо.

Лит.: Пыпин А. Н., Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов, 4 изд., СПБ, 1909; Лемке М. К., Николаевские жандармы и литература 1826-55 гг., СПБ, 1908; Окунь С. В., Очерки истории СССР. Вторая четверть XIX века, Л., 1957, с. 304-10.

Оцените определение:

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Теория официальной народности

правительственная идеология, сформулированная в 1833 г. Министром народного просвещения графом С.С. Уваровым.

В русле идей консерватизма обосновывала незыблемость самодержавия и крепостного права. Была разработана в связи с усилением общественного движения в России с целью укрепить существующий строй в новых общественно-политических условиях. Особое звучание для России эта теория имела в связи с тем, что в Западной Европе во многих странах в первой половине XIX в. было покончено с абсолютизмом.

Теория официальной народности основана на трех принципах: православие, самодержавие, народность. В этой теории преломлялись просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность христианству. Из этих доводов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Теория официальной народности со времен Николая I широко пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования. Эта теория вызвала резкую критику не только у радикально настроенной части общества, но и у либералов. Наибольшую известность получило выступление П.Я. Чаадаева с критикой самодержавия.

 

 

Оцените определение:

Источник: Краткий исторический словарь

interpretive.ru

Теория официальной народности

В России со времен царствования Петра Первого правящие круги признавали необходимость создания собственного сословия образованных людей. Однако ситуация складывалась весьма противоречиво. Дело в том, что в России «люди образованные» становились чаще всего «подрывателями» основ – противниками абсолютизма. В связи с этим, впоследствии Николай Первый достаточно неоднозначно относился к просвещению. Ведь вопрос о развитии образования в России был тесно взаимосвязан и с другим вопросом, более важным — с сохранением существовавшего строя.

Идеологом «охранительного», консервативного внутриполитического направления являлся Уваров (министр просвещения). Он считал первостепенной задачей выявить начала, которые составляют отличительные особенности России, принадлежат только ей. Именно он в 1832 году сформулировал общеизвестную триаду «народность, самодержавие, православие». Эта триада стала основой. На ней базировалась теория официальной народности Уварова.

Учитывая принципиальные отличия в историческом развитии России и Европы, министр просвещения задался целью соединить формирование культуры и просвещения и идею о необходимости самодержавия в качестве формы политической системы, издревле присущей русскому государству. Следует отметить, что западноевропейское просвещение породило революционные конфликты. В России же «порядок» устоял, так как опирался на непонятные и неведомые для Европы начала. Теория официальной народности сочетала в себе просветительские идеи и мысли о единении, добровольном союзе народа и государя. При этом предусматривалось отсутствие противоположных классов. Вместе с этим автор теории официальной народности признавал самодержавие как единственно возможную форму правления в России. Под православием подразумевалось присущая только русским людям исключительно глубокая религиозность. В соответствии с вековым опытом, теория официальной народности утверждала, что самодержавие было единственной формой, способствовавшей поддержанию существования восточного христианства, которое, в свою очередь, отражало внутреннюю нравственно-религиозную позицию государственной власти.

Подчиняясь задаче о сохранении существовавшего строя в стране, Уваров выдвинул свою концепцию. Заключалась она в создании таких учебных заведений и дисциплин, которые не только не будут вредить государственной системе, но и станут вместе с этим одной из наиболее надежных опор для самодержавия. Осталось решить только вопрос о содержании предполагавшегося образования. Однако министр просвещения не мог отрицать, что развитие новых дисциплин в России без привлечения идей современной науки Европы не представлялось возможным. Следует отметить, что до этого времени основы, на которых базировалась теория официальной народности, проявлялись в некотором роде стихийно. С развитием концепции министр ставил перед собой задачу о подчинении всей системы «исконно русского» просвещения. Таким образом, образование, формируясь и развиваясь в установленных концепцией рамках, не смогло бы расшатать существующий порядок.

Теория официальной народности признавала крепостное право как благо для государства и народа. Эта система предусматривала личную зависимость одного человека от другого, подчинение вышестоящему, основываясь на законопослушных крестьянских массах. Порядок и дисциплина, любовь к царю, гражданское повиновение, подчинение власти правительства считались наилучшими человеческими качествами. Таким образом, в теории официальной народности как нельзя лучше был отражен дух эпохи Николая Первого.

fb.ru

Теория официальной народности

Идеолог консервативного, или «охранительного»,направления во внутренней политике министр народного просвещения С.С. Уваров считал необходимым «найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие, собрать в одно целое священные останки ее народности и на них укрепить якорь нашего спасения». В 1832 г. он впервые сформулировал свою знаменитую триаду — «православие, самодержавие, народность». Эти три взаимосвязанных начала и легли в основу «теории официальной народности».

Исходя из принципиального отличия исторического пути России от Европы, Уваров задался целью совместить идею необходимости самодержавия как издревле присущей России формы политической власти с развитием просвещения и культуры. Если в Западной Европе просвещение породило революционные бури, то в России «порядок вещей устоял под натиском этих понятий, потому что опирался на неведомые Европе самобытные начала: православие, самодержавие и народность». В теории Уварова переплетались просветительские идеи с идеями единения, добровольного союза государя и народа, отсутствия противоположных классов, своего рода «народности» русского общества, и признанием самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность. Вековой опыт русского государства давал Уварову основания утверждать, что самодержавие выступало как единственно возможная форма существования восточного христианства, которое в свою очередь представало как его внутреннее нравственно-религиозное оправдание.

Со времен Петра I в правящих кругах признавали необходимость иметь собственное сословие образованных людей. Но противоречивость ситуации в России состояла в том, что образованные люди все более превращались в «подрывателей основ» — противников абсолютизма. Поэтому отношение Николая I к просвещению было непоследовательным, поскольку вопрос о его развитии в России тесно переплетался с другим, более важным вопросом — о сохранении существующего строя.

Подчиняясь этой задаче, Уваров предложил свою концепцию просвещения — создание таких наук и учебных заведений, которые не только не повредят существующему строю, но станут одной из самых надежных опор самодержавия. Оставалось решить, что вложить в содержание образования, хотя на самом деле Уваров не мог не понимать, что вне современной европейской науки его развития быть не могло. Если до той поры означенные в его триаде начала проявлялись стихийно, то теперь Уваров видел свою задачу в том, чтобы подчинить им всю систему «истинно русского» просвещения, которое, развиваясь в русле «официальной народности», не сможет поколебать существующего порядка.

Крепостное право признавалось благом для народа и государства. Ведь эта система предполагала личную зависимость человека от человека, подчинение нижестоящего вышестоящему и основывалась на законопослушной крестьянской массе. Лучшими качествами человека считались дисциплина и порядок, любовь к царю, подчинение воле правительства, т.е. гражданское повиновение. Таким образом, «теория официальной народности» как нельзя лучше выражала дух николаевской эпохи. Будучи не в силах остановить исторический прогресс в экономической и политической сферах, самодержавие сделало все, чтобы задержать его в сфере духовной.

Правительственная идеология находила свое отражение в выступ­лениях журналистов Ф.В. Булгарина и Н.И. Греча на страницах газеты «Северная пчела», профессоров Московского университета историка М.П. Погодина и филолога СП. Шевырева, противопоставлявших Россию с ее социальным спокойствием Европе, переживавшей революционные катаклизмы. Художественным воплощением уваровской теории стал роман М.Н. Загоскина «Юрий Милославский», имевший успех в среде обывателей и переживший с 1829 г. восемь изданий.

histerl.ru

Теория официальной народности — история россии

Теория официальной народности

в исторической литературе обозначение взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I, В основе — формула «Православие, самодержавие и народность».

Источник: Словарь исторических терминов

государственная идеология , созданная в правление Николая I противовес взглядам декабристов. Основывалась на трех китах: самодержавие, православие и народность. Автор — министр просвещения Уваров.

Источник: Глоссарий исторических терминов

государственная идеология в период царствования Николая I. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу, которые проводись С.С. Уваровым. Главная формула этой идеологии — «православие, самодержавие, народность».

Источник: Краткий исторический словарь

в литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования императора Николая I. Возникла в 1830-х гг. как реакция на выступление декабристов.

Явилась попыткой создания государственной идеологии, основанной на идеалах православия, самодержавных принципах управления и идее единства монарха и народа. Сформулирована министром народного просвещения С. С.

Уваровым в виде тройственной формулы: «православие, самодержавие, народность».

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

система взглядов, идейная основа русского консерватизма в XIX — начале XX в., сформулированная в 1830-х гг. министром народного просвещения графом С. С. Уваровым.

Опиралась на три основных принципа: православие — исконно присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству; самодержавие — единственно возможная форма правления в России; народность — исторически сложившийся союз верховной власти (монарха) и общества. В историческую литературу термин был введен А. Н, Пыпиным в журнале «Вестник Европы» в 1872 г.

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

понятие, встречающееся в ист. лит-ре и символизирующее реакционную внутр. политику Николая I, особенно в области просвещения, науки и лит-ры. Основой Т. о. н. обычно считается формула С. С.

Уварова — «православие, самодержавие и народность», высказанная им в докладе царю в 1832 и провозглашенная в 1834 в циркуляре попечителям уч. округов при вступлении его в должность мин, нар. просвещения («Журн. Мин-ва нар. просвещения», 1834, т. 1). На эти охранительные принципы Уваров указывал как на основу нар.

образования и воспитания молодежи. Термин «Т. о. н.» впервые употребил в своих статьях историк А. Н. Пыпин (журн. «Вестник Европы», 1872-73), вложив в него свое понимание формулы Уварова и отд. положений славянофильства, что в целом представляло замаскированную критику самодержавия. Бурж.

историки часто использовали осуждение Т. о. н. как средство протеста против существовавшего в России политич. режима. В сов. историографии Т. о. н. изучена слабо.

Лит.: Пыпин А. Н., Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов, 4 изд., СПБ, 1909; Лемке М. К., Николаевские жандармы и литература 1826-55 гг., СПБ, 1908; Окунь С. В.

, Очерки истории СССР. Вторая четверть XIX века, Л., 1957, с. 304-10.

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.

: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

правительственная идеология, сформулированная в 1833 г. Министром народного просвещения графом С.С. Уваровым.

В русле идей консерватизма обосновывала незыблемость самодержавия и крепостного права. Была разработана в связи с усилением общественного движения в России с целью укрепить существующий строй в новых общественно-политических условиях. Особое звучание для России эта теория имела в связи с тем, что в Западной Европе во многих странах в первой половине XIX в. было покончено с абсолютизмом.

Теория официальной народности основана на трех принципах: православие, самодержавие, народность. В этой теории преломлялись просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе.

Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность христианству.

Из этих доводов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Теория официальной народности со времен Николая I широко пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования. Эта теория вызвала резкую критику не только у радикально настроенной части общества, но и у либералов. Наибольшую известность получило выступление П.Я. Чаадаева с критикой самодержавия.

Источник: Краткий исторический словарь

Источник: http://interpretive.ru/termin/teorija-oficialnoi-narodnosti.html

Граф С.С. Уваров и его роль в истории России XIX века

В статье рассмотрены ключевые этапы жизни С.С. Уварова.  Проанализирована деятельность графа на посту министра народного просвещения, дана оценка его реформ. Особое внимание уделено теории официальной народности – государственной идеологии Российской империи, созданной С.С. Уваровым.

Ключевые слова: С.С. Уваров, история России, николаевская эпоха, министр народного просвещения, реформа образования, цензура, образование, теория официальной народности.

В XXI веке Россия вступила на путь решительных преобразований во всех сферах общества.

Современные политики, социологи зачастую предпочитают обращаться к истории России XIX века, ведь страна тогда, как и сейчас, находилась на перепутье.

Именно XIX век породил целую плеяду государственных деятелей, которые своими программами, проектами изменили нашу страну до неузнаваемости, вывели ее на новый уровень.

Вспоминая Сергея Семеновича Уварова, обычно на ум приходит цитата выдающегося российского историка С.М.

Соловьева: «Уваров был человек, бесспорно, с блестящими дарованиями, и по этим дарованиям, по образованности и либеральному образу мыслей, вынесенным из общества Штейнов, Кочубеев и других знаменитостей Александровского времени, был способен занимать место министра народного просвещения, президента Академии наук etc., но в этом человеке способности сердечные нисколько не соответствовали умственным. Представляя из себя знатного барина, Уваров не имел в себе ничего истинно аристократического; напротив, это был лакей, получивший порядочные манеры в доме порядочного барина (Александра I), но оставшийся в сердце лакеем» [6, с. 121]. И это о человеке, входившем в либеральное литературное общество «Арзамас» под ироничным прозвищем «Старушка», любителе произведений Гете и Жуковского, теоретике новой литературы.

Сергей Семенович происходил из старинного, но небогатого дворянского рода Уваровых. Его предком считается татарский мурза Минчак Косаевич, в крещении Симеон. Отец Уварова, Семен Федорович, был фаворитом Г.А. Потемкина-Таврического: «У князя Потемкина был один любимец, добрый, честный, храбрый, веселый Семен Федорович Уваров.

Благодаря его покровительству, сей бедный рядовой дворянин был флигель-адъютантом Екатерины и под именем вице-полковника начальствовал лейб-гренадерским полком, коего сама называлась она полковником. Он мастер был играть на бандуре и с нею в руках плясать вприсядку.

Оттого-то без всякого обидного умысла Потемкин, а за ним и другие прозвали его Сеней-бандуристом» [2, с. 213].

Сергей Семенович рано потерял родителей. В 1788 году в русско-шведской войне погиб его отец, и мать отдала юного Уварова на воспитание в дом князя А.Б. Куракина (жена князя Наталья Ивановна приходилась С.С. Уварову теткой). Здесь будущий министр народного просвещения изучал науки, языки (отдавая предпочтение французскому), рисование и музыку.

Свою службу С.С. Уваров начинает в 1801 году в Коллегии иностранных дел. С 1806 по 1810 гг. он находится при русских посольствах – сначала в Вене, потом в Париже. Здесь Уваров знакомится с мадам де Сталь, братьями Шпегель и другими выдающимися литераторами, политиками, учеными.

В 1809 молодой дипломат узнал о финансовых затруднениях своей семьи и был вынужден вернуться на родину.

В 1811 году, С.С. Уваров женится на дочери министра народного просвещения Алексея Разумовского Екатерине. Кстати, именно под руководством Алексея Кирилловича проходила дипломатическая служба Уварова. Вместе с невестой Сергей Семенович получил и 100-тысячное приданое, бриллианты, крепостных и поддержку при дворе. Уваровы прожили вместе 38 лет, имели сына и 3 дочерей.

С 1811 по 1822 год Уваров был попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, занимался вопросами педагогики, организации учебного процесса. В учебной программе появляются восточные языки, список обязательной литературы.

Уваров отмечает исключительную роль истории в просвещении: «История … образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои, судей, знающих цену правосудия, воинов, умирающих за Отечество, опытных вельмож, добрых и твердых царей» [8, с. 24].

Также в 1811 году С.С. Уваров был избран почетным членом Императорской Российской Академии.

В 1815 году Уваров стал членом литературного кружка «Арзамас», ставившего перед собой задачу борьбы с консервативными, архаическими традициями литературы. В кружок входили В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П. А. Вяземский, А. А. Плещеев, В. Л.

 Пушкин, А.С. Пушкин, а также некоторые будущие участники декабрьского восстания 1825 года. Все члены кружка носили прозвища, взятые из работ Жуковского (Пушкин – Сверчок, сам Жуковский – Светлана, Уваров – Старушка). В 1818 году кружок распался.

12 января 1818 года Сергей Семенович вступил в должность президента Императорской Академии наук. Одним из самых важных мероприятий Уварова на этом посту стало основание Пулковской астрономической обсерватории в 1839 году.

С воцарением Николая I стало меняться и положение С.С. Уварова. В 1826 году в Петербурге пышно отмечалось 100-летие Академии наук. Уваров в честь этого ремонтировал старые и строил новые здания Академии, а в своей речи на торжественном заседании сравнивал Николая I с Петром I. В 1828 году будущий министр народного просвещения избран почетным членом Императорской Академии наук.

После принятия в 1828 году нового цензурного устава, Сергей Семенович лично участвовал в закрытии двух журналов. Журнал «Московский телеграф» был закрыт в 1834 году.

Поводом стал отзыв редактора Николая Полевого на пьесу Н.В. Кукольника «Рука Всевышнего Отечество спасла».

В пьесе прославлялся Николай I, Полевой подчеркнул льстивость произведения, за что и поплатился закрытием своего журнала.

Следующим закрытым периодическим изданием стал журнал «Телескоп» в 1836 году. Причиной стало напечатание «Философического письма» П.Я. Чаадаев, которого впоследствии сам император Николай I объявил сумасшедшим. Издателя журнала Н.И. Надеждина сослали в Усть-Сысольск.

Особенно строго с подачи Уварова цензоры стали относиться к французской литературе из-за бурных революционных потрясений, произошедших во Франции ранее.

Теперь перед отправкой в типографию все французские романы должен был одобрить лично Сергей Семенович.

Например, Уваров так и не дал напечатать роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», мотивируя это найденным в произведении политическим подтекстом. На самом же деле это произошло из-за бонапартистских симпатий Гюго.

Профессор Г. В. Жирков, специалист в области истории цензуры в России, считает, что С. С. Уваров в первую очередь стал строго преследовать «политические и социальные тенденции как в журналах, так и в отдельных произведениях литературы, оригинальной и переводной» [3, с. 175].

В апреле 1832 года Сергей Семенович был назначен товарищем министра народного просвещения, а в марте 1833 стал министром народного просвещения. Эту должность Уваров занимал 16 лет, вплоть до 1849 года.

Уже в ноябре 1833 года Сергей Семенович представил Николаю I доклад «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения».

В этом докладе нашли отражение основные принципы теории Уварова: «Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия может благоденствовать, усиливаться, жить – имеем мы три главных:

1) Православная Вера.

2) Самодержавие.

3) Народность» [7, с. 26].

Православная вера признавалась обязательным условием существования государства, самодержавие – идеальная форма правления Российской империей, народность выражалась в необходимости сохранения собственных традиций и отвержении зарубежного свободомыслия.

Историк М.П. Погодин впоследствии назвал тезисы «Православие, самодержавие, народность» «столпостенами». Лозунг «Православие, самодержавие, народность» стал противопоставлением девизу французской революции «Свобода, равенство, братство».

Следующим крупным мероприятием С.С. Уварова в качестве министра народного просвещения стало утверждение «Положения об учебных округах» в июне 1835 года.

Отныне все учебные заведения управлялись попечителями. Через месяц, в июле 1835 года Николаем I одобрен «Общий устав Императорских российских университетов».

По словам самого Уварова, «Общий устав Императорских российских университетов» отвечал двум целям: «Во-первых, возвысить университетское учение до рациональной формы… доступной лишь труду долговременному и постоянному, воздвигнуть благоразумную преграду преждевременному поступлению на службу молодежи еще незрелой; во-вторых, привлечь в университеты детей высшего класса в Империи и положить конец превратному домашнему воспитанию их иностранцами; уменьшить господство страсти по иноземному образованию, блестящему по наружности, но чуждому основательности и истинной учености…» [5, с. 57].

Автономия университетов стала еще более ограниченной: председателем правления стал попечитель, ему же принадлежал не только надзор за дисциплиной в университете, но и за административно-хозяйственной частью; сокращались полномочия ректора и совета университета – отныне они ограничились руководством лишь общим учебным процессом, назначением и лишением должностей преподавателей и адъюнктов. Также обязательным членом совета университета стал утверждаемый министром народного просвещения инспектор.

Одним из важнейших мероприятий С.С. Уварова на посту министра стало внедрение в учебную программу новых предметов: русской истории, литературы славянских наречий, отечественной словесности. Это отвечало патриотической идеологии, пропагандирующейся Министерством народного просвещения.

Когда новый министр вступил в должность, на территории Российской империи было всего 5 университетов: Московский, Санкт-Петербургский, Харьковский, Казанский, Дерптский. При С.С. Уварове на посту министра народного образования был создан еще один университет – Киевский.

Количество студентов было мизерным (однако за время пребывания Уварова на посту министра народного просвещения количество обучающихся выросло с двух до четырех тысяч, несмотря на то, что с подачи Сергея Семеновича к учительским должностям не допускались люди податного сословия, а плата за обучения сильно возросла).

«Уваров вывел на новый уровень русское просвещение. Именно при нём, по крайней мере, ступени этого образования – гимназии, университеты – выходят на европейский уровень, а Московский университет, может быть, становится одним из ведущих учреждений подобного типа в Европе», считает А.А. Левандовский, доцент исторического факультета МГУ [4, с. 3].

Однако некоторые современники (Модест Корф, Павел Дегай) считали деятельность Уварова недостаточной в свете происходящих в Европе событий («Весна народов» 1848 года – мощные революционные потрясения в западных странах).

В 1848 году Николай I санкционировал создание «Комитета для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений», в отечественной историографии получивший название «Бутурлинский комитет».

Данный орган занимался не только предварительной цензурой, но и рассматривал уже допущенные в печать произведения.

В 1849 году Уваров взял на себя ответственность за пропущенную в печать сочувственную статью об университетском образовании (несмотря на запрет публикаций об учебных заведениях) и попросил освободить его ведомство от обязанностей цензурного аппарата.

На это император ответил: «Должно повиноваться, а рассуждения свои держать про себя». 20 октября 1849 года С.С.

Уваров был уволен с должности министра народного просвещения, однако по-прежнему оставался президентом Академии наук и являлся членом Государственного Совета.

После отставки Сергей Семенович часто бывал в своем подмосковном имении, деревне Поречье. Там граф создал собственный ботанический сад, из каждой поездки Сергей Семенович привозил редкие растения. Но куда большую известность, чем ботанический сад, получают знаменитые литературные вечера. В Поречье часто гостили М.П. Погодин, И.И. Давыдов, И.М. Симонов.

За свою жизнь Уваров опубликовал более 20 сочинений по истории и литературе. Оставив службу, Сергей Семенович большую часть свободного времени уделял писательству. Известно, что в 1851 году граф опубликовал Литературные воспоминания в журнале «Современник» [1, с. 49].

В 1853 году Уваров публично защитил магистерскую работу о происхождении болгар в Дерптском университете.

Граф Сергей Семенович Уваров умер в Москве 4 сентября 1855 года. Похоронен в родовой усыпальнице в селе Холм Гжатского уезда Смоленской губернии.

С.С. Уваров смог изменить всю систему просвещения в России.

Его реформы касались всего: и организации университетов России, и рецензирования зарубежных романов, и улучшения финансирования образовательных учреждений.

Свой след в истории оставила и разработанная графом теория «официальной народности», оказав свое влияние на консолидацию политических направлений, выступавших за самобытное развитие России.

Граф Уваров был деятелем николаевской эпохи. И даже умер почти одновременно с ней.

Литература:

  1.                Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых // рУниверс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.runivers.ru/lib/book3304/ (дата обращения: 21.01.2015).
  2.                Вигель Ф.Ф. Записки. – М.:  Артель писателей «Круг», 1928, репринт Захаров. – М.: 2000. – 216 с.
  3.                Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XX века. – М.: Арт-пресс, 2001. – 288 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/103/24338/

Идеология. Теория официальной народности

Стремясь противостоять революционным и либеральным идеям, самодержавие прибегало не только к репрессиям. Царь понимал, что взглядам могут противостоять лишь иные взгляды. Официальной идеологией николаевской России стала т.н. «теория официальной народности». Ее творцом стал министр просвещения граф С.С. Уваров.

Основу теории составила «уваровская троица»: православие — самодержавие — народность. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние.

Спокойная, устойчивая, благолепно-тихая Россия противопоставлялась мятущемуся, разлагающемуся Западу.

В «теории официальной народности» ярко проявилась закономерность русской истории: любой поворот к консерватизму и охранительству всегда сочетается с антизападничеством и подчеркиванием особенностей собственного национального пути.

«Теория официальной народности» была положена в основу преподавания в школах и университетах. Ее проводниками стали консервативные историки С.П. Шевырев и М.П. Погодин. Она широко пропагандировалась в печати усилиями таких литераторов как Ф. Булгарин, Н. Греч, Н. Кукольник и др.

Россия в соответствии с «теорией официальной народности» должна была выглядеть счастливой и умиротворенной. Бенкендорф говорил: «Прошедшее России удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение».

Сомнение в великолепии российской действительности само по себе оказывалось или преступлением, или свидетельством сумасшествия. Так, в 1836 г. по непосредственному распоряжению Николая I был объявлен сумасшедшим П.Я. Чаадаев, опубликовавший в журнале «Телескоп» смелые и горькие (хотя далеко не бесспорные) размышления об истории России и ее исторической судьбе.

В конце 40-х гг., когда в Европе начались революции, стало очевидно, что попытка Уварова противопоставить революционной угрозе воспитание преданности престолу и церкви не удалась.

Крамола все шире проникала в Россию. Недовольный Николай в 1849 г. уволил Уварова, сделав ставку только на подавление свободомыслия с помощью репрессий.

Это знаменовало глубокий идейный кризис власти, окончательно оттолкнувшей от себя общество.

Финансовая реформа

Канкрина Одним из наиболее удачных шагов правительства Николая I стала денежная реформа, проведенная министром финансов Е.Ф. Канкриным.

Финансы России к началу царствования Николая I пришли в полное расстройство, в особенности из-за растущего выпуска обесцененных бумажных денег (ассигнаций). В 1839-1843 гг. Е.Ф. Канкрин провел реформу, позволившую стабилизировать российскую валюту.

В обращение были выпущены кредитные билеты, которые свободно обменивались на серебряные деньги. Канкрин добивался экономного расходования государственных средств, осуществлял протекционистские меры, не допускал увеличения налогов на народ ради ослабления бюджетного дефицита.

Однако подлинная финансовая стабилизация была возможна только на основе устойчивого роста крестьянского хозяйства — основы российской экономики. А это требовало решения вопроса о крепостном праве.

Крестьянский вопрос

Николай I, как и многие в его окружении, понимал необходимость отмены крепостного права — этого, по словам Бенкендорфа, «порохового погреба» под империей. Однако суть его подхода к этой проблеме выразилась в произнесенных им однажды словах: «Крепостное право есть зло…, но прикасаться к оному теперь было бы злом еще более гибельным».

На протяжении царствования Николая I было создано девять секретных комитетов по крестьянскому делу. Секретность объяснялась тем, что правительство боялось возбудить недовольство дворян и вызвать массовые волнения крепостных.

Любой намек на обсуждение вопроса о крепостном праве был бы воспринят крестьянами однозначно: царь хочет свободы, тормозят ее господа.

В результате обсуждение крестьянского вопроса велось в узком чиновном кругу и каждый раз кончалось тем, что серьезные решения откладывались на неопределенный срок.

Стремясь показать пример решения крестьянского вопроса, правительство в 1837-1841 гг. осуществило реформу государственной деревни. Нередко ее называют реформой Киселева по имени министра государственных имуществ П.Д. Киселева, по чьему проекту и под руководством которого она была проведена.

Киселев провозгласил своей целью приблизить положение государственных крестьян к положению «свободных сельских обывателей». Было изменено управление государственной деревней. Значительно увеличились земельные наделы государственных крестьян. Подушная подать стала постепенно превращаться в земельно-промысловую.

Появились больницы и школы, крестьяне получили агротехническую помощь, смогли пользоваться кредитом. Конечно, и после реформы наделы государственных крестьян оставались недостаточными, а крестьянское самоуправление было подчинено мелочной полицейской опеке, но все же положение государственных крестьян значительно улучшилось.

Не случайно широко распространилась идея уравнения крепостных с государственными.

Замысел Киселева как раз и состоял в проведении реформы сначала в государственной, а затем — и в помещичьей деревне. Однако из-за сопротивления крепостников пришлось ограничиться лишь принятием в 1842 г. Указа об «обязанных крестьянах».

Указ несколько расширил возможности помещиков освобождать крепостных, предоставленные им по указу о вольных хлебопашцах 1803 г.

Теперь помещик мог, не спрашивая позволения у властей, предоставить крепостному личные права и земельный надел, за который крестьянин обязан был нести повинности.

Бывший крепостной становился, таким образом, наследственным держателем земли, остающейся в собственности владельца. Однако главное условие — желание помещика — оставалось незыблемым. Поэтому непосредственные результаты указа были невелики: свободу получили лишь 24 тыс. крепостных.

Для того, чтобы власть решилась на отмену крепостного права, потребовался позор проигранной Крымской войны.

На что следует обратить внимание при ответе:

Характерной особенностью царствования Николая I является понимание необходимости реформ при одновременном отсутствии политической воли для их осуществления.

Политику Николая (за исключением «мрачного семилетия» после 1848 г.

) следует характеризовать не как реакционную, а, главным образом, как охранительную, направленную на неизменность существующего положения до того времени, когда реформы станут, наконец, возможны.

1 М.М. Сперанский находился в ссылке в 1812-1816 гг. В 1816 г. он стал губернатором Пензы, в 1819-1821 гг. был генерал-губернатором Сибири. В 1821 г. он вернулся в Петербург и стал членом Государственного совета.

2 Цензурный устав, принятый в 1826 г. и получивший прозвище «чугунный», был смягчен уже в 1828 г., но его название очень ярко характеризует всю цензурную политику николаевской эпохи.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/23773.html

__________________________________________

valdvor.ru

Теория официальной народности. 1833 — Блоги — Эхо Москвы, 31.10.2010

Ведущий:
Новый министр народного просвещения граф Сергей Уваров изложил в своем докладе Императору основные принципы, по которым будет строиться система образования в России. Принципов этих три. Православие, самодержавие и народность. Впрочем, в этом документе многие наблюдатели увидели настоящий манифест. И речь в нем идет не столько об образовании, сколько о будущем страны. Сам граф удивлен такой реакцией на свой доклад.

Уваров:

Мне странно, что неглупые и просвещенные люди так нервно реагируют на мой доклад Государю-Императору. Странно, что они игнорируют простую и понятную истину: наша страна уже много лет стоит на трех китах. Киты эти православие, самодержавие и народность. Православие и самодержавие – непременные условия существования России. Народ же наш глубоко религиозен и предан престолу. Народ поддерживает царя и веру. Таким образом, он также составляет основу, на которой зиждется наша великая держава. Для дальнейшего процветания нам необходимо лишь придерживаться наших собственных традиций, отвергая все иностранное. Так что курс, который проводит наш государь Николай Павлович, абсолютно верен, причем верен не только в контексте действительности, но и в контексте историческом. В его основе лежит глубокое понимание целей и задач, стоящих перед Россией. За что я выражаю ему глубокую признательность.

Ведущий:
В правительственных кругах доклад Сергея Уварова нашел широкую поддержку. В Зимнем дворце не скупятся на похвалы новому министру. Шеф жандармерии и начальник третьего отделения императорской канцелярии Александр Бенкендорф отметил, что именно такого документа не хватало России, чтобы стать величайшей страной в истории человечества.

Бенкендорф:

Я прочитал и прослезился! Записка, господина Уварова, настоящее сокровище для нас. Для истинных ревнителей интересов нашей великой родины. Он четко формулирует принципы, по которым мы существуем и дает понять. Прошлое России – удивительно, настоящее – прекрасно, будущее – выше всяких представлений. Словом, нам нужно устранить лишь одну проблему, которая уже давно препятствует реализации наших грандиозных планов. Необходимо искоренить инакомыслие. Перевешать и загнать на каторгу всех этих поэтов, мыслителей и прочих щелкоперов, которые вообразили, что они умнее Императора и лучше знают, как нужно управлять государством. Мы должны консолидироваться вокруг государя нашего Николая Павловича и следовать его указаниям. Уверен, не пройдет и ста лет, как мы станем самой счастливой и богатой страной на свете.

Ведущий:
Впрочем, у теории официальной народности, как именует свой доклад сам Уваров, нашлось немало противников. Среди них и известный поэт и член Российской Академии Александр Пушкин. Доклад Уварова он назвал бредом сивой кобылы.

Пушкин:

Я бы посоветовал господину Уварову посвятить себя исследованиям фундаментальных областей наук. Писал бы он лучше, доклады об амбивалентном дискусре коммуникативной стратегии нарратива, а не о судьбах родины. И ему польза была бы, и образованностью бы прославился. А так получилось ровно наоборот. Уваров сделал попытку подвести идеологические основы под проводимый императором курс полного угнетения народа. Придумал какую-то сложную, длинную теорию. Православие, самодержавие, народность. Другие три слова сейчас актуальны. Коррупция, безграмотность и некомпетентность. Именно на них сейчас стоит Россия и простоит недолго. А Уваров – обыкновенный подлиза, который пишет о вещах, в которых ни бельмеса не понимает.

Ведущий:
Известный философ Петр Чаадаев уверен, что доклад Уварова принесет стране и народу много вреда. По его мнению, Россия не просуществует и двадцати лет, если будет следовать своим традициям, отвергая все иностранное.

Чаадаев:

О каких традициях глаголет господин Уваров? Что он имеет в виду? Ходить в лаптях, вместо удобной европейской обуви? Или может быть переселиться в мрачные срубы и холодные терема, покинув немногочисленные каменные жилища? Принимать страдания в скитах, истязая свою плоть плетью, а организм голодом? Вот, собственно и все наши традиции. Да и какие могут быть традиции у страны, которая за тысячу лет своего существования не подарила миру ни одного сколько-нибудь значимого изобретения. За тысячу лет мы сподобились лишь на лапти и щи. Все! На этом список заканчивается. Не будь Петра, взявшего курс на Европу, мы бы так и оставались не более, чем оседлыми варварами. Жестокими дикарями, которые панически бояться прогресса. Уваров же хочет загнать нас в каменный век. В мир полной изоляции, нищеты и голода. А утешения мы, видимо, должны искать в молитвах. И все это Уваров делает в угоду бездарному правителю и кучке визгливых холуев!

Ведущий:
В императорской канцелярии обещают, что полный текст доклада Уварова вскоре будет опубликован. Его разместят на страницах газеты «Северная пчела».

echo.msk.ru

ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ — это… Что такое ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ?


ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ

понятие, встречающееся в ист. лит-ре и символизирующее реакционную внутр. политику Николая I, особенно в области просвещения, науки и лит-ры. Основой Т. о. н. обычно считается формула С. С. Уварова — «православие, самодержавие и народность», высказанная им в докладе царю в 1832 и провозглашенная в 1834 в циркуляре попечителям уч. округов при вступлении его в должность мин, нар. просвещения («Журн. Мин-ва нар. просвещения», 1834, т. 1). На эти охранительные принципы Уваров указывал как на основу нар. образования и воспитания молодежи. Термин «Т. о. н.» впервые употребил в своих статьях историк А. Н. Пыпин (журн. «Вестник Европы», 1872-73), вложив в него свое понимание формулы Уварова и отд. положений славянофильства, что в целом представляло замаскированную критику самодержавия. Бурж. историки часто использовали осуждение Т. о. н. как средство протеста против существовавшего в России политич. режима. В сов. историографии Т. о. н. изучена слабо.

Лит.: Пыпин А. Н., Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов, 4 изд., СПБ, 1909; Лемке М. К., Николаевские жандармы и литература 1826-55 гг., СПБ, 1908; Окунь С. В., Очерки истории СССР. Вторая четверть XIX века, Л., 1957, с. 304-10.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

  • ТЕОРИКОН
  • ТЕОТИУАКАН

Смотреть что такое «ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ» в других словарях:

  • Теория официальной народности — Граф Сергей Уваров, п …   Википедия

  • Официальной народности теория —         теория официальной народности, принятое в русской и советской исторической литературе обозначение реакционных общественно политических взглядов представителей правящих кругов царской России, особенно в царствование Николая I (1796 1855),… …   Большая советская энциклопедия

  • «ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ» — см. Теория официальной народности …   Советская историческая энциклопедия

  • ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ — в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I. В основе формула Православие, самодержавие и народность …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ — ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ, в литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования императора Николая I. Возникла в 1830 х гг. как реакция на выступление декабристов.… …   Русская история

  • Официальной народности теория — в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I. В основе формула «Православие, самодержавие и народность». Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… …   Политология. Словарь.

  • официальной народности теория — принятое в исторической литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования в России императора Николая I. Возникла в 1830 х гг. Явилась попыткой создания государственной… …   Энциклопедический словарь

  • ТЕОРИЯ — теории, ж. [греч. theoria исследование]. 1. Учение, являющееся отражением действительности, обобщением практики, человеческого опыта. …«Теория, если она является действительной теорией, дает практикам силу ориентировки, ясность перспективы,… …   Толковый словарь Ушакова

  • теория — и, ж. théorie f., нем. Theorie <н. лат. theoria <гр. 1. Обобщение фактов, опыта, знаний, произведенное по общему принципу, основывающееся на глубоком проникновении в сущность изучаемого явления, вскрывающее его закономерности. БАС 1. Я… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… …   Советская историческая энциклопедия


dic.academic.ru

Краткий исторический словарь — теория официальной народности

Теория официальной народности

теория официальной народности

государственная идеология в период царствования Николая I. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу, которые проводись С.С. Уваровым. Главная формула этой идеологии «православие, самодержавие, народность» .

См. в других словарях

1.

  – правительственная идеология, сформулированная в 1833 г. Министром народного просвещения графом С.С. Уваровым. В русле идей консерватизма обосновывала незыблемость самодержавия и крепостного права. Была разработана в связи с усилением общественного движения в России с целью укрепить существующий строй в новых общественно-политических условиях. Особое звучание для России эта теория имела в связи с тем, что в Западной Европе во многих странах в первой половине XIX в. было покончено с абсолютизмом. Теория официальной народности основана на трех принципах: православие, самодержавие, народность.  В этой теории преломлялись просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность христианству. Из этих доводов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных…

История России с древнейших времен до 1917 года

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *