Тарас бульба казаки – Славный казак запорожского войска (образ Тараса Бульбы в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба») — ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ — М. ГОГОЛЬ, Г. М. РИЛЬКЕ — УКРАИНА И ее ИСТОРИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ — 7 класс — МЕГАЗБІРКА ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2014 5-11 КЛАССЫ

Содержание

А Тарас Бульба был кто? Украинец или казак?

Биографии
Критика
ГДЗ
Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

Блог Litra.ru

Команда Litra.ru на прямой связи! Следи за новостями, изменениями, обсуждениями.

/ Характеристики героев / Гоголь Н. В. / Тарас Бульба / Тарас Бульба
Тарас Бульба Скачать характеристику

Тарас Бульба – это центральный персонаж повести Н. В. Гоголя. Этот человек настоящий воин, истинный казак. И характер его был соответствующим. Вот что говорит о его характере Н. В. Гоголь: «Тарас был один из числа корен-ных, старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия» . Тарас очень силен. И, несмотря на его преклон-ный возраст, в нем еще не угасла воинская доблесть и дух казака. В бою Та-рас ничуть не хуже молодых казаков. Он жесток и беспощаден к врагам. Та-рас Бульба не простил даже своему сыну Андрию предательства. Он собст-венноручно лишил жизни сына: «Я тебя породил, я тебя и убью!» . Тарас уби-вал не сына, он стрелял во врага. Своих товарищей наш герой уважал, в беде казаков никогда не оставлял. Для него смыслом жизни были военные похо-ды. Как все казаки он был патриотом православной Русской земли, и свой долг видел в защите ее от ненавистных басурман. Тараса нельзя назвать оп-ределенно добрым или жестоким. Все зависит от положения человека в соз-нании Тараса. Например, он был жесток к Андрию, потому что тот стал вра-гом и даже когда Остап предложил похоронить брата, Тарас отказался. «По-гребут его и без нас! Будут у него плакальщицы и утешницы! » — сказал Тарас. Но когда погиб Остап, наш герой устроил пышные поминки по сыну. Он гра-бил и убивал всех поляков. И правительство Польши решило остановить Та-раса. Гетману Потоцкому было поручено убить казака. Несколько дней укра-инские воины уходили от погони. Но все же Потоцкий догнал полк Тараса. Тарас решил прорваться через ряды поляков. Но в пылу битвы казак выронил люльку, сопровождавшую его во всех сражениях. Наклонился он поднять ее и вдруг на него напрыгнули воины Потоцкого. Тараса связали и решили каз-нить. Для казни было выбрано дерево, верхушка которого была разбита гро-зой. Казака приковали к дереву и подожгли. Во время казни Тарас вел себя мужественно. Даже на костре он оставался атаманом и, словом помогал каза-кам спастись. Я считаю Тарас – это герой своего времени.

otvet.mail.ru

Запорожский казак Тарас Бульба

Запорожский казак Тарас Бульба. Запорожская Сечь… Это не только место. Это воплощение мечты украинского народа о вольной жизни, о боевых подвигах. Это царство свободы и равенства. Это вольная республика, в ко­торой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные. Здесь воспитываются вольные, мужественные характе­ры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, чем сво­бода и независимость отчизны.

Такой я увидел Запорожскую Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Воплощением духа запорожского казачества яв­ляется Тарас Бульба — главный герой повести.

Тарас был «один из коренных, старых полковников». Он лю­бил простую походную жизнь запорожцев. Чистое поле да доб­рый конь — вот и всё, что ему нужно. Увидевшись после дол­гой разлуки с сыновьями, Тарас назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Суровый, требовательный Тарас Бульба и сы­новей своих воспитывает строго, по законам Запорожской Сечи. Для него главное, чтобы его сыновья «воевали храбро, защи­щали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову».

Сам Тарас Бульба ведёт жизнь полную невзгод и опасностей. Ходил он в боевые походы и против турок, и против ляхов. Он бес­пощадно карает польских магнатов и защищает угнетённых и обездоленных. Это человек огромной юли и большого ума, поэтому запорожцы выбирают его атаманом. Трогательно и бережно относится он к своим товарищам. Перед боем он захотел высказать всё, что было на сердце, и обратился к казакам с речью, в которой сказал: «Нет уз святее товарищества!» Он мудрый и опытный вожак казачьего вой­ска, поэтому перед сражением хочет укрепить юлю и веру запорож­цев, чтобы крепко они стояли, защищая родную землю. За Русскую землю, за православную веру, за Сечь и боевое товарищество при­зывает он стоять до конца.

Вся жизнь Тараса Бульбы была связана с жизнью Сечи. Он ценил в человеке прежде всего мужество и преданность идеалам Сечи. Поэтому он неумолим к изменникам и трусам. Он не поща­дил даже своего младшего сына Андрия и сам убил его за преда­тельство. Тарас гордился мужеством и стойкостью Остапа и про­брался к месту его казни, чтобы поддержать дух сына.

Сильным и могучим был казак Тарас Бульба. Но когда в пос­леднем бою повисло у него по рукам и ногам почти тридцать человек, то «сила одолела силу». И когда его привязали к стол­бу, гвоздями прибили ему руки и разложили под ногами кос­тёр, Тарас думал не о смерти, а о своих товарищах, о родной земле. Сила Тараса Бульбы — в могуществе его патриотических чувств.

Я думаю, что все, кто читает повесть Н. В. Гоголя, представ­ляет Тараса Бульбу как живого человека, действительно жившего в Запорожской Сечи. Н. В. Гоголь сумел создать в образе Тараса Бульбы обобщённый образ запорожца — сильного, мудрого, му­жественного патриота своей земли.

prepodka.net

Историческая основа повести «Тарас Бульба». Реальные исторические события, лежащие в основе повести

Главная особенность художественного произведения на историческую тему — в том, что автор органично сочетает в нем рассказ о событиях, имевших место на самом деле, с литературными приемами и авторским вымыслом. Несколько необычна в этой связи повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: исторические события в ней не конкретизированы, более того, при чтении порой довольно трудно бывает определить, в какое время разворачиваются действия — в 15, 16 или 17 веке. К тому же ни один из героев не является историческим лицом, включая самого Тараса. Несмотря на это, с момента появления произведения его причисляют к эпическим повестям, иногда называют романом. В чем же сила и масштабность «Тараса Бульбы»?

История создания повести

Обращение писателя к теме казачества не было случайным. Уроженец Полтавской губернии, он с детства был наслышан о героическом подвиге народа во время борьбы с многочисленными внешними захватчиками. Позже, когда Гоголь уже стал писать, особый интерес у него вызывали такие отважные и преданные родине люди, как Тарас Бульба. В Сечи их было немало. Нередко казаками становились бывшие крепостные крестьяне – они обрели здесь дом и товарищей.

Н.В. Гоголь изучил немало источников, посвященных этому вопросу, в том числе рукописи украинских летописей, исторические исследования Боплана и Мышецкого. Не удовлетворившись прочитанным (по его мнению, в них содержались скупые сведения, которых было недостаточно, чтобы понять душу народа), Гоголь обратился к фольклору. Исторические песни и думы, посвященные национальным героям, рассказывали об особенностях характеров, нравов и быта казаков. Они дали писателю великолепный «живой» материал, который стал прекрасным дополнением к научным источникам, а какие-то сюжетные линии в переработанном виде вошли в повесть.

Историческая основа повести

«Тарас Бульба» — книга о вольных людях, населявших в 16-17 веках территорию Приднепровья. Центром их была Запорожская Сечь – ее название связано с тем, что она укреплялась со всех сторон оградой из поваленных деревьев – засеками. В ней существовал свой уклад жизни и управления. Подвергавшиеся частым нападениям со стороны поляков, турок, литовцев казаки имели очень сильное, хорошо обученное войско. Большую часть времени проводили они в сражениях и военных походах, а добытые трофеи становились главным средством к существованию. Не случайно описание Тараса Бульбы и светлицы в доме, где жила в одиночестве его жена, включает многочисленные приметы походной жизни хозяина.

1596 год стал роковым для украинского народа, бывшего в то время под властью литовцев и поляков. Речь Посполитая приняла унию об объединении под властью Папы Римского двух христианских религий: православной и католической. Принятое решение еще больше осложнило непростые отношения между поляками и казачеством, вылившиеся в открытые военные противостояния. Этому периоду и посвятил Гоголь свою повесть.

Изображение Запорожской Сечи

Главной школой для воспитания стойких, мужественных воинов стал особый уклад жизни и управления, а учителями – опытные казаки, не раз показывавшие свою доблесть в бою. Одним из них был полковник Тарас Бульба. Биография его – это рассказ о становлении настоящего патриота, для которого превыше всего оказываются интересы и свобода отечества.

Запорожская Сечь напоминала большую республику, основанную на принципах гуманизма и равноправия. Кошевой выбирался всеобщим решением, обычно из числа самых достойных. В ходе боя казаки должны были безоговорочно ему подчиняться, но в мирное время именно в его обязанности входила забота о запорожцах.

В Сечи все было устроено для обеспечения быта и военных походов ее жителей: работали всевозможные мастерские и кузницы, разводили скот. Все это увидят Остап и Андрий, когда их привезет сюда Тарас Бульба.

История недолгого существования Запорожской республики показала новый способ организации жизни людей, основанный на братстве, единстве и вольности, а не на притеснении слабых сильными.

Главная школа для казака – боевое братство

О том, как происходило становление молодых воинов, можно судить на примере сыновей Тараса, Остапа и Андрия. Они окончили обучение в бурсе, после чего их путь лежал в Запорожье. Отец встречает сыновей после долгой разлуки не объятиями и поцелуями, а испытанием на кулаках их силы и сноровки.

Жизнь Тараса Бульбы была неприхотливой, о чем свидетельствует застолье в честь приезда сыновей («тащи … всего барана, козу… да горелки побольше» — с такими словами обращается старый казак к жене) и сон на просторе, под открытым небом.

Даже дня не пробыли Остап и Андрий дома, как отправились уже в Сечь, где их ждало лучшее в мире товарищество и славные подвиги за родину и религию. Их отец был убежден, что настоящей школой для них может стать только участие в боевых сражениях.

Запорожцы

Подъезжая к Сечи, Тарас и его сыновья увидели живописно спящего посреди дороги казака. Он раскинулся, подобно льву, и вызывал всеобщее восхищение. Широкие, как море, шаровары, гордо закинутый чуб (его непременно оставляли на бритой голове), хороший конь – так выглядел настоящий запорожец. Не случайно главный герой повести обращается к сыновьям с призывом сразу же сменить их «бесовскую» одежду (в ней они приехали из бурсы) на другую, достойную казака. И они действительно сразу преобразились в сафьянных сапогах, широких шароварах, алых казакинах и бараньих шапках. Образ дополнили турецкий пистолет и острейшая сабля. Восхищение и гордость вызывали восседавшие на славных жеребцах молодцы у отца.

Историческая основа повести «Тарас Бульба» обязывала автора отнестись к казакам беспристрастно. При всем уважении к ним и их доблести, Гоголь правдиво говорит и том, что порой их поведение вызывало осуждение и непонимание. Это относилось к разгульной и пьяной жизни, которую они вели в перерывах между битвами, излишней жестокости (за убийство преступника закапывали в могилу вместе с жертвой живьем) и низкому культурному уровню.

Сила товарищества

Главным достоинством казаков было то, что в момент опасности они могли быстро мобилизоваться и выступить единым войском против врага. Их самоотверженность, партиотизм, мужество и преданность общему делу не имели границ. В повести это не раз доказали сам Тарас Бульба. Биография других видных воинов, среди которых опытные Товкач, Кукубенко, Павел Губенко, Мосий Шило и молодой Остап, также это подчеркивает.

Хорошо о единстве и главном назначении казаков сказал в своей речи накануне решающего сражения Бульба: «Нет уз святее товарищества!» Его речь является выражением большой мудрости и святой веры в то, что он и его собратья защищают правое дело. В трудный момент слова Тараса подбадривают казаков, напоминают об их святом долге защищать своих товарищей, всегда помнить о вере православной и преданности родине. Самым страшным для казака было предательство: это не прощалось никому. Тарас убивает собственного сына, узнав, что из-за любви к прекрасной полячке он предпочел личные интересы общественным. Так узы братства оказались важнее, чем кровные. О том, что этот факт соответствовал действительности, свидетельствует историческая основа повести.

Тарас Бульба – лучший представитель казачества

Полковник с суровым характером, прошедший славный боевой путь. Славный атаман и товарищ, который мог поддержать ободряющим словом и дать хороший совет в трудную минуту. Обладал жгучей ненавистью к врагу, посягнувшему на веру православную, и не жалел собственной жизни ради спасения родины и своих собратьев по оружию. Привыкший к вольной жизни, довольствовался чистым полем и был абсолютно неприхотлив в быту. Таким изображает Гоголь главного героя. Всю жизнь он провел в битвах и всегда оказывался в самом опасном месте. Оружие, курительная трубка и славный конь Тараса Бульбы составляли его главное богатство. При этом он мог пошутить и побалагурить, был доволен жизнью.Разочаровавшийся в младшем сыне герой испытал великую гордость за Остапа. Рискуя жизнью, Бульба пришел к месту казни, чтобы в последний раз повидать его. А когда Остап, стойко переносивший смертельные муки, в последнюю минуту позвал его, он одним словом, заставившим вздрогнуть всю площадь, выразил свою гордость, одобрение и поддержку не только сыну, но товарищу по духу, соратнику. До конца жизни будет горевать Тарас по своему сыну и мстить за его смерть. Пережитое добавит ему жестокости и ненависти к врагу, но не сломит его воли и силы духа.

В повести отсутствует привычное для героя описание Тараса Бульбы, так как это не столь важно. Главное, что он обладает такими качествами, благодаря которым можно было выстоять в то жестокое время.

Гиперболизация Тараса в сцене казни

Характеристику героя дополняет описание его смерти, в большой мере нелепой. Герой попадает в плен, так как наклоняется, чтобы подобрать упавшую трубку – даже ее он не хочет отдать проклятому врагу. Здесь Тарас напоминает народного богатыря: десятка три человек с трудом смогли его одолеть.

В последней сцене автор описывает не боль от огня, которую испытывал герой, а его тревогу за судьбу уплывающих по реке собратьев. В момент смерти он ведет себя достойно, оставаясь верным главным принципам товарищества. Главное, он был уверен в том, что прожил жизнь не напрасно. Именно таким и был настоящий казак.

Значимость произведения сегодня

Историческая основа повести «Тарас Бульба» — это освободительная борьба народа с захватчиками, посягнувшими на его страну и веру. Благодаря таким сильным духом людям, как Тарас Бульба, его сын и товарищи, удавалось не раз отстоять независимость и свободу.

Произведение Н.В.Гоголя и его герои для многих стали образцом мужественности и патриотизма, поэтому оно никогда не утратит своей актуальности и значимости.

fb.ru

Тарас Бульба — биография персонажа, его сыновья, факты и цитаты

Тарас Бульба: история персонажа

Тарас Бульба стал символом отваги и любви к отчизне. Персонаж, появившийся на свет из-под пера Николая Гоголя, успешно прижился в кинематографе и даже в музыке – оперные постановки по мотивам гоголевской повести идут в театрах всего мира, начиная с конца 19 века.

История создания

Повести «Тарас Бульба» Николай Гоголь отдал 10 лет жизни. Замысел эпичного произведения родился в 1830-ых годах и уже в середине десятилетия украсил сборник «Миргород». Однако автора литературное творение не удовлетворяло. В итоге оно пережило восемь правок, причем кардинальных.

Николай Гоголь

Первоначальный вариант Николай Васильевич переписывал вплоть до изменения сюжетных линий и введения новых героев. С годами повесть потолстела на три главы, батальные сцены наполнились красками, а Запорожская Сечь обросла мелкими подробностями из жизни казаков. Говорят, писатель выверял каждое слово, чтобы оно более точно передавало атмосферу и характеры персонажей, при этом стремился сохранить колорит украинского менталитета. В 1842 году произведение вышло в новой редакции, но все равно исправлялось вплоть до 1851 года.

Запорожские казаки

Собирая материал для работы, Гоголь пошел на крайние меры – со страниц газеты попросил читателей помочь сложить мозаику из исторических фактов Украины. Ценность имело все, от информации из личных архивов и необнародованных сведений до воспоминаний современников из глубинок. Опирался классик на украинские летописи, книгу Левассера де Боплана «Description d’Ukranie» и труд Семена Мышецкого «История о казаках запорожских».

Но историческим фактам, которые переплелись в новом произведении классика, не хватало душевности и эмоций. Эту задачу Гоголь решил блестяще, разбавив сухие подробности прошлого народным творчеством родной страны. Из него писатель почерпнул яркие эпитеты. Фольклор даже послужил основой для создания образов и характеров: например, сын Бульбы Андрий напоминает героев песен Тетеренку и Савву Чалого.

Тетеренок и Савва Чалый

Из сказок на страницы книги перекочевал прием троичности, когда персонажи трижды проходят испытания, прежде чем получить желаемое. В монологи вплелись характерные для сказок риторические вопросы:

«Не достойна ли я вечных сожалений? … Не горькая ли доля пришлась на часть мне?»

Так язык повествования приобрел певучесть и лиричность. Противоречивую и сложную повесть не стоит воспринимать как достоверное подтверждение истории, ведь даже точное время событий непонятно. Литературное детище Гоголя имеет больше художественную ценность.

Биография и краткий сюжет

Место действия разворачивается на Украине между 1569 и 1654 годами, когда Киев входил в состав Речи Посполитой. Выпускники Киевской бурсы Остап и Андрий вернулись в родной дом. Тарас Бульба – старый казак, дослужившийся до полковника, – встретив сыновей, не смог сдержать иронии. Предметом его насмешек стали семинарские наряды отпрысков, из-за чего случилась драка между главой семьи и старшим сыном Остапом. Впрочем, Тарас остался доволен спортивной формой наследника.

Тарас Бульба

В тот же день на совете с соратниками Бульба озвучил решение послать сыновей на Запорожскую Сечь, чтобы обучить молодых людей воинской науке. Но и сам, распираемый гордостью за отпрысков, отправился вместе с ними, чтобы лично познакомить с полковыми товарищами. В дороге постаревший отец ностальгирует по молодой бурной жизни, у Остапа сердце обливается кровью из-за матери (женщина тяжело простилась с детьми, не желая отпускать в Сечь), а Андрий поглощен мыслями о красавице-полячке, с которой повстречался в Киеве.

В Сечи казаки вели разгульный образ жизни – пьянствовали, дурачились, делали все, кроме совершенствования боевых навыков. Этим предпочитали заниматься в реальных битвах. Юные новички с радостью окунулись во всеобщее веселье, но такой поворот не устраивал Тараса Бульбу, и он подбил товарищей идти с войной на Польшу, чтобы отомстить за притеснение украинского народа.

Тарас Бульба с сыновьями

В боях наследники главного героя возмужали, отец любуется статью и подвигами сыновей, которые выбились в первые ряды казачьего войска. Осадив город Дубно, вояки грабили беззащитные поселения и измывались над местным населением. Однажды ночью Андрий получил весть о том, что его возлюбленная полячка тоже в городе и умирает от голода. Юноша, прихватив мешки с хлебом, отправился на встречу.

Любовь Андрия оказалась настолько всеобъемлющей, что заставила молодого человека отречься от Родины и семьи. В это время в лагере его бывших сотоварищей подкрепленные свежими силами враги перебили часть напившихся казаков и прошли в Дубно, а на Тараса обрушилась страшная весть о предательстве сына. Сечь тоже терпит поражение – на оставшихся без «головы» казаков напали татары.

Жители осажденного города осмелели и вышли на бой с казаками, в рядах поляков был и Андрий. Бульба покарал сына за измену, заманив его в лес. Страшный эпизод смерти Андрия Гоголь описал в подробностях, вложив в уста главного героя фразу, которая позднее стала крылатым выражением:

«Я тебя породил, я тебя и убью!»

Запорожцы потерпели фиаско в бою, в котором Тарас Бульба потерял и второго сына – Остап попал в плен. Молодого человека казнили на городской площади. Тарас присутствовал при пытках наследника и даже ответил ему на призыв:

«Батько! Где ты? Слышишь ли ты?»

В поход на поляков отправились 120 тысяч казаков. В бою Тарас, движимый местью за потерянного сына, удивил соратников небывалой жестокостью и злостью. Противники потерпели поражение, пообещав казачьему войску забыть обиды, однако Бульба не поверил присяге гетмана «ляхов» Николая Потоцкого. И оказался прав – поляки подкрепили силы и разгромили казаков, оставленных Тарасом.

Смерть Тараса Бульбы

Но и главного героя поляки настигли. В четырехдневном бою войско Тараса Бульбы пало, старого атамана приковали цепями к вековому дубу и сожгли на костре. Перед смертью отважный казак пророчил объединение земель Руси и победу православной веры.

Образ и главная мысль

Николай Гоголь создал собирательный образ запорожских казаков, сделав Тараса Бульбу защитником свободы и национальной независимости. Смелость, любовь к Родине и христианской вере, свободолюбивость – такие качества автор переплавил в характере главного героя, и получился идеальный хрестоматийный казак.

Образ Тараса Бульбы

В контексте борьбы за автономность Украины Гоголь поднял вопросы границ между смелостью и трусостью, верностью и предательством.

Экранизации

Первые экранизации «Тараса Бульбы» стартовали в эпоху немого кино. В 1909 году попробовал перенести на экраны характер казака пионер российского кинематографа Александр Дранков. В главной роли короткометражки выступил Анисим Суслов.

В дальнейшем за нетленный труд украинского писателя брались немцы, французы, англичане и даже американцы. Список фильмов включает:

  • «Тарас Бульба» (1924)
  • «Тарас Бульба» (1936)
  • «Тарас Бульба» (1962)
  • «Taras Bulba, il cosacco» (1963)
  • «Тарас Бульба» (1987)
  • «Дума о Тарасе Бульбе» (2009)
  • «Тарас Бульба» (2009)

Наиболее интересными постановками критики и зрители называют картину 1962 года, поставленную в Америке, где образ атамана воплотил Юл Бриннер. «Тарас Бульба» 1936 года любопытен тем, что, хотя лента создавалась во Франции, ее режиссером выступил россиянин Алексей Грановский. Перевоплотился в казака Гарри Бор.

Юл Бриннер в роли Тараса Бульбы

Но самый знаковый фильм, основанный на книге Гоголя, представил Владимир Бортко. Весной 2009 года толпы любителей классической литературы потянулись в кинотеатры и не разочаровались – Богдан Ступка в роли Бульбы оказался неотразим. Эмоций добавили реалистичные сцены баталий – авторы включили в сценарий пять боев. География съемочных площадок охватила Россию, Украину и Польшу.

Гарри Бор в роли Тараса Бульбы

Вместе с Богданом Ступкой в кадрах блистают звезды кино Игорь Петренко (Андрий), Владимир Вдовиченков (Остап), Михаил Боярский (Мосий Шило), Александр Дедюшко (Степан Гуска), Лесь Сердюк (есаул Дмитро Товкач). Женские образы в ленте воплотили Магдалена Мельцаж (панночка, возлюбленная Андрия) и Ада Роговцева (жена Тараса). К созданию картины привлекли продюсера из Голливуда Ника Пауэлла, в копилке которого работа над фильмом «Храброе сердце». Он контролировал постановки батальных сцен.

Богдан Ступка в роли Тараса Бульбы

Ступка признавался журналистам в интервью, что пережил самый страшный фильм в карьере:

«Семь месяцев снимали, и все очень тяжело. Продолжительное время стояла 40-градусная жара, артисты в костюмах, в кольчугах, броне, с оружием. Надо бежать, сражаться. И так по многу раз. Даже молодым становилось плохо. Меня спасала смушковая шапка — под ней голова хоть не грелась».
В итоге постановка Бортко собрала девять премий и наград.

Интересные факты

  • В 1941 году украинский националист Василий Боровец, который сформировал вооруженное управление УПА, взял себе псевдоним Тарас Бульба. Членов организации так и называли – «бульбовцы».
  • Владимир Бортко планировал высадить «киношный десант» близ старинного замка города Дубно, но оказалось, что здание перестроили еще в 18 веке, лишив его средневекового колорита. Тогда съемочная группа перебралась к Хотинскому замку, построенному в 15 веке.
Хотинская крепость
  • Боевые костюмы максимально приближены к оригиналу обмундирования описываемых в повести времен: пояса из настоящей кожи, оторочка из бархата, а клепки выкованы из металла.
  • В массовках картины задействовали тысячу человек, в том числе местных жителей. Трюки исполнили 100 каскадеров, а казаков и поляков носили на себе 150 лошадей.
  • Режиссер «Тараса Бульбы» рассказал на одном из кинофестивалей, что во время съемок похудел на 20 кг – такой изнурительной получилась работа. Каждый дубль приходилось снимать по 10-15 раз.
  • Фильм Бортко обошелся в $15,7 млн. Ник Пауэлл провел свои расчеты и заявил, что, если бы картину снимали по голливудским стандартам, то авторы потратили бы не меньше $100 млн.

Цитаты

«А поворотись-ка, сынку!»
«Я тебя породил, я тебя и убью!»
«Есть еще порох в пороховницах?!»
«Терпи, казак, — атаман будешь!»
«Нет уз святее товарищества!»
«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»
«Хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-Богу, поколочу!»
«Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а… Нет, так любить никто не может!»
«Неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману, поднявшемуся из болот».
«Коли человек влюбится, то он все равно что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми согни – она и согнется».
«Велика власть слабой женщины, что многих сильных погубляла она».
«Породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек».
«Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, кто все вытерпит, и хоть ты ему что хочь, а он все-таки поставит на своем».

Фото

24smi.org

Запорожская Сечь описание быта и традиций казачества (Тарас Бульба Гоголь)

Ярко, выразительно, правдиво сумел описать Запорожскую Сечь в своей повести «Тарас Бульба» Николай Гоголь. Перед глазами главных героев этого произведения — Тараса Бульбы и его сыновей Остапа и Андрея — открылась прекрасная картина, когда они подъезжали к знаменитому гнезду запорожского казачества. Звон кузнечных молотов, сильные казацкие голоса, веселый смех жизнерадостных запорожцев, музыка — так встретила их Сечь. Живописная фигура казака, который, как лев, раскинулся на дороге, а заброшенный гордо чуб его поразил героев. Не меньшее впечатление оказали на них и законы, по которым жилы эти дети вольницы. На первый взгляд, суровые, даже жестокие, они, в сущности, были справедливые.

«Нет уз святее общества», — так считает шалашный атаман полковник Тарас Бульба. Так считает каждый простой запорожец. Смертельно раненный под Дубна, благодарит бога Кукубенко, что пришлось ему умирать на глазах товарищей. Последние слова Тараса Бульбы обращены к друзьям, которые плывут на лодках по реке: «К берегу! К берегу, ребята! Спускайтесь подгорной тропой, которая по левую сторону!.. Прощайте, товарищи!». Последнее дыхание, последний совет, последнее слово им — братьям по духу.

А еще умели запорожцы славно воевать, защищая родину. Чрезвычайным умением воевать отмечались Шило и Бовдюг, Наливайко и Метелица. Иностранный инженер, который руководил защитой Дубна от запорожцев, воскликнул, наблюдая за казаками: «Вот как нужно биться и другим в других землях!». «Так любить родную землю не то, чтобы душой, умом, а всем, чем Бог дал, так любить никто не может», — пишет о своих знаменитых земляках Николай Гоголь. Почему человек способен, вспоминая прошлое, видеть в нем только хорошее? Хорошо это или плохо? Наверное, хорошо, что мы не помним зла в прошлом, а может еще и потому, что все плохое, что с нами случается, нас чему-то учит и становится, таким образом, добром для нас.

Какую цель преследовал Г. Гоголь, обращаясь к временам, когда Украина добывала в борьбе право на национальную самостоятельность среди стран-соседей? Что он хотел поведать своим современникам, к чему призвать, в чем наставить? Изучая те времена, размышляя над событиями, которые происходили на Украине, писатель восхищается могущественными характерами свободного казачества. Волей и стремлением к ней дышит все, начиная с картины широкой украинской степи, по которой едет Тарас со своими сыновьями в Запорожскую Сечь. Вот мы видим всадников, которые будто плывут в море трав, видим голубое небо, где застыли, распростерши крылья, ястребы, видим разноцветные краски цветов, вдыхаем воздух, наполненный благоуханием разнотравья… Невольно выкрикиваем вслед за писателем слова восхищения, которые рвутся из груди, когда видишь свободные степные пространства…

В конце концов, казаки оказались за порогами Днепра, где и расположена была свободная казацкая республика. С первых дней пребывания там сыновей Тараса поражал и пьянил дух свободы. Никаких кандалов имущества, богатства, хором. Все общественное. Многое поразило сыновей Тараса из неписаных казацких законов. Например, как принимали в казаки, спрашивая: «В Бога веруешь? Перекрестись! Украину-матушку любишь?» Это главное, что объединяло всех, кто искал воли и желал защищать родную Украину.
Смотря на эту разноцветную картину человеческой толпы перед Сечью и в самой Сечи, молодые казаки жадно вбирали в себя все, что их поражало. «Вся Сечь представляла собой чрезвычайное явление», что напоминало беспрерывный балл. Кое-кто занимался ремеслами, кто торговал. Но большая часть гуляла с утра до вечера.

Ребятам все нравилось здесь, хотя некоторые неписаные законы казались им слишком суровыми для свободолюбивых людей, которые собрались здесь. Свободу необходимо уметь защищать. Она любит сильных, решительных, бескорыстных рыцарей. Вот почему Тарас хотел видеть своих сыновей там, где тяжелее всего, где пригодится их ловкость и сила воли. Ведь главное назначение казаков — защищать родную землю, бить врагов христианской веры, утверждать казацкое братство. Особенно крепнет это братство в затруднительные времена. Нет уже легкомысленности и беззаботного веселья. Каждый казак с умноженной силой бил врага, не давая ему возможности опомниться. Все слушали команды кошевого: и молодые, и видавшие виды казаки. На место погибших становились живые и не давали врагам пощады.

В бою Остап показал себя верным товарищем. Он пришел на помощь казакам, когда погиб атаман Кукубенко. И приятно было Тарасу видеть своего сына среди защитников казацких, среди тех, на ком держится запорожское общество. Могущественный дух не предал Остапа в последние минуты. Он переживал мучения с исполинским терпением и мужеством, поддерживая плененных казаков, вдохновляя их в последние минуты жизни. Казак умирает с достоинством и не позорит Отчизну. И перед смертью он способен думать не о себе, а о тех, кто рядом с ним. Вот почему и Тарас, привязанный к дереву, охваченный пламенем, кричал изо всех сил последние советы своим друзьям, которые вубегали от преследователей. Тарас Бульба в последние минуты своей жизни с радостью смотрел на реку, по которой плыли его друзья в лодках, и где враги не могли уже их достать. И это больше всего придавало силы старому полковнику. Он гибнет с верой в победу казаков над всеми врагами.Такими сильными характерами прославлялась Запорожская Сечь, украинское казачество. «Где вы, богатыри земли украинской, где вы, ее защитники?» — будто спрашивает писатель у своих современников и у нас, украинцев XXI века. Умеем ли мы так любить свою землю и отстаивать свою свободу?

Историческая справка.

Запорожская Сечь — оплот казачества в Украине XIV—XVII столетий Запорожская Сечь — царство воли, куда из всей Украины стекались старые и молодые казаки, искать приют от позора. Она была ячейкой свободолюбия, отсюда начинались все выступления против поработителей. «Запорожская Сечь — это гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы, откуда разливается воля и казачество на всю Украину».

Быт и обычаи Запорожской Сечи. Запорожская Сечь — войско. Сечь представляла собой бастион, расположенный на острове Хортица на Днепре. Казацкие шалаши, кузницы, мастерские были огражденные земляными валами с башнями. Возле них стояли пушки. Посреди Сечи находилась площадь, на которой собирался совет — сходка. Она решала все важнейшие вопросы казацкого сообщества, избирала кошевого атамана и старшину. В шалашах, которые были и военными подразделами, избирали шалашного атамана. Молодые запорожцы здесь овладевали военную науку: учились сабельному бою, метко стрелять, вести рукопашный бой. «Юношество воспитывалось и просвещалось в ней самим опытом, в самом разгаре битв, которые из-за этого почти не прекращались. А в перерывах казакам скучно было браться за изучение какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель и изредка конных гонок». «Все другое время шло на кутеж — признак широкого размаха душевной воли».

Трудовой ритм Запорожской Сечи. Для того чтобы удерживать многотысячное войско, одеть и накормить его, обеспечить военным обмундированием, нужен был труд многих людей: здесь добывали руду, уголь, пасли стада волов, коней, сооружались лодки, подводы. При въезде в Сечь Бульбу и его сыновей «оглушили пятьдесят кузнечных молотов, которые били в двадцати пяти кузницах». Могучие кожевники «мяли своими сильными руками воловьи шкуры», «торговцы сидели с грудами кремней, огнивом и порохом».

Суровые обычаи и законы Сечи. Все казаки, без исключения, подчинялись суровым обычаям и законам, которые властвовали в Сечи. «Когда казак украл, стащил какую-нибудь мелочь, это уже считалось позором для всего казачества: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу». «Должника, который не платил, приковывали цепью к пушке». Самое страшное наказанием было за убийство: «тут-таки, при нем, выкапывали яму, спускали туда живого убийцу и на него ставили гроб с телом убитого, а потом обоих засыпали землей». Первейшим законом в Сечи считали верность отчизне и вере. За измену отчизне и товарищам Тарас Бульба убивает своего сына.

Значение традиций Запорожской Сечи для современной Украины. Период Запорожской Сечи, казатчина — ярчайший, наиболее героический в истории Украины. Именно тогда начал формироваться наш менталитет. Немало казацких обычаев — достойный образец для наследования, прежде всего — национальное самосознание.

www.allsoch.ru

Жизнь и быт казаков в запорожской сечи в повести Тарас Бульба сочинение

Тарас Бульба представитель командного состава Запорожской Сечи ждет приезда своих сыновей с учебы. Все готовятся к приезду Остапа и Андрия и когда парни появляются родители очень рады приезду.

Тарас Бульба начинает шутить по поводу одежды своих сыновей, которые одеты как семинаристы. С одним из сыновей у Тараса даже происходит шуточная стычка. Сыновья очень крепкие парни и отец решает им преподать другой урок. Бульба считает, что знания это хорошо, но следует им обучиться и военному делу.

Бульба решает на следующий день отвезти сыновей в Запорожскую Сечь и поехать вместе с ними. Мать просила, чтобы она хотя бы успела побыть с сыновьями, но Бульба остался, не приклонен. Мать всю ночь просидела возле спящих сыновей, а наутро ее еле оторвали от детей.

Так они втроем поехали в Запорожскую Сечь. Остап по дороге думал о том, как его мать переживала, провожая их, а Андрий о полячке в которую влюбился перед отъездом из Киева.

По приезду в Сечь они увидели картину разгулья, казаки отдыхали и пили, лишь иногда стреляя по целям. Они не были обременены военным делом и занимались своими делами. Козаки хорошо восприняли молодых парней, которые физически были хорошо сложены. Они сразу окунулись с головой в разгульную жизнь казак, что очень не нравилось Бульбе.

Тарас решил пойти против заключённого мира и пойти войной, но нынешний кошевой был против нарушения договора. Тогда Бульба решает напоить казаков и подговорить сменить кошевого на того который угоден Тарасу.

Когда сменился кошевой, они решают идти войной на Польшу. Казаки с Запорожской Сечи начали завоевывать города, сжигать урожаи и брать измором. Именно там Андрий узнает, что в Дубне его любимая полячка, и он предает своего отца и товарищей и переходит на сторону поляк.

Когда отец узнал он пришел в ярость, в битве он лично убивает сына Андрия. После этого Тарас становится еще жестче, а когда в страшных муках и пытках умирает Остап, он вообще сходит с ума.

Он со своим полком разрушает все на своем пути, таким образом, мстит за смерть сына. В итоге казаков разбивают, и они разделяются на две группы. Бульба попадает в плен, но спасает своих товарищей и говорит им продолжать их дело и не соглашаться на мир. Бульба умирает с надеждой на то, что их смерть останется отомщенной.

Также читают:

Картинка к сочинению Жизнь и быт казаков в запорожской сечи в повести Тарас Бульба

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ Андрея Соколова в рассказе Судьба человека Шолохова сочинение

    Главным героем в рассказе М. Шолохова Судьба человека является Андрей Соколов. Мужчина, который прошёл всю войну и потерял свою семью, но всё равно не сломился

  • Сочинение Анализ рассказа Книга Бунина

    Многие люди задумываются о собственном предназначении, они ищут ответы в книгах или на просторах Интернета. Так и происходит с главным персонажем рассказа «Книга» Бунина. Он с детства привык проводить время за чтением книг

  • Сочинение на тему Интересная встреча 5, 6 класс

    В жизни каждого человека происходят встречи, которые меняют полностью мировоззрение и саму судьбу. Так произошло и у меня.

  • Образ Коршунова в комедии Бедность не порок Островского сочинение

    Африкан Савич Коршунов является одним из персонажей из известной комедии Островского, Бедность не порок. Этот человек имеет большое состояние, владелец фабрики. Он дружит с неким Гордеем Карпычем.

  • Сочинение по картине Портрет сына Белоковской 7 класс

    Эта картина отвечает своему названию. Тут изображен парень, а не ребёнок. Он не как на старинных портретах – не в камерной обстановке, он не надел свой лучший костюм, он не смотрит в «камеру».

sochinimka.ru

Жизнь казачества в повести «Тарас Бульба»

В изображении Сечи и её героев Гоголь сочетает историческую конкретность, характерную для писателя-реалиста, и высокий лирический пафос, свойственный поэту-романтику. Органическое слияние различных художественных красок создаёт поэтическое своеобразие и обаяние «Тараса Бульбы». Белинский, первый среди современных Гоголю критиков угадавший своеобразие этой повести, писал, что она представляет собой не что иное, как «отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа». Здесь — объяснение жанровой оригинальности созданного Гоголем творения. Белинский называл это произведение повестью-эпопеей, народно-героической эпопеей. «Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам её высочайший образец, идеал и прототип!…».

В гоголевской повести вырисовывается перед нами вся жизнь казачества — его частный и общественный быт, его жизнь в мирное и военное время, его административный уклад и повседневные обычаи. Поразительная ёмкость «Тараса Бульбы», композиционный размах и глубина его содержания — вот что существенно раздвигает жанровые границы этой уникальной повести-эпопеи и делает её одним из замечательных событий в истории русского исторического романа. Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украйны» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских летописей — Самовидца, Величко, Грабянки т. д. Но эти источники не удовлетворяли вполне Гоголя.

В них много ему не хватало: прежде всего характерных бытовых деталей, живых примет времени, истинного понимания минувшей эпохи. Специальные исторические исследования и летописи казались писателю слишком сухими, вялыми и в сущности мало помогающими художнику постигнуть дух народной жизни, характеры, психологию людей. В 1834 году в письме к И. Срезневскому он остроумно заметил, что эти летописи, создававшиеся не по горячему следу событий, а «тогда, когда память уступила место забвению», напоминаю ему «хозяина, прибившего замок к своей конюшне, когда лошади уже были украдены».

Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был ещё один, важнейший: народные украинские песни, особенно исторические песни и думы. Гоголь считал украинскую народную песню драгоценным кладезем для историка и поэта, желающих «выпытать дух минувшего века» и постигнуть «историю народа». Из летописных и научных источников Гоголь черпал исторические сведения, необходимые ему фактические подробности, касающиеся конкретных событий. Думы и песни же давали ему нечто гораздо более существенное. Они помогали писателю понять душу народа, Его национальный характер, живые приметы его быта.

Он извлекает из фольклорной песни сюжетные мотивы, порой даже целые эпизоды. Например, драматическая повесть о Мосии Шиле, попавшем в плен к туркам и затем обманувшем их и вызволившем из вражеского плена всех своих товарищей, навеяна Гоголю известной украинской думой о Самойле Кишке. Да и образ Андрия создан под несомненным влиянием украинских дум об отступнике Тетеренке и изменнике Савве Чалом. Гоголь много берёт в народной поэзии, но берёт как писатель, чуткий и восприимчивый к её художественному строю, со своим отношением к действительности, к материалу. Поэтика народной песни оказала огромное влияние на всю художественно-изобразительную систему «Тараса Бульбы», на язык повести. Яркий живописный эпитет, красочное сравнение, характерный ритмический повтор — все эти приёмы усиливали песенное звучание стиля повести. «Не достойна ли я вечных жалоб? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришла на часть мне? Не лютый ли ты палач мой, моя свирепая судьба?» Или: «Кудри, кудри он видел, длинные, длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и всё, что создано для безумных поцелуев».
Необыкновенно эмоциональная, лирическая окраска фразы, равно как и все другие её художественные приметы, создаёт ощущение органической близости манеры гоголевского повествования к стилю народной песни. В повести чувствуется влияние былинно-песенного приёма распространённых сравнений: «Оглянулся Андрий: перед ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен… Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкой по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный вскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовым разорвать его на части, и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия.

И видел он перед собой одного только страшного отца». Сравнение становится столь обширным, что вырастает слово в самостоятельную картину, которая на самом деле нисколько не является самодовлеющей, а помогает конкретнее, полнее, глубже раскрыть характер человека или его душевное состояние. «Тарас Бульба» имеет большую и сложную творческую историю.

Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород». В 1842 году во втором томе своих «Сочинений» Гоголь поместил «Тарасу Бульбу» в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 года до 1842-го. Между первой и второй редакциями «Тараса Бульбы» был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав. В писательском облике Гоголя есть одна весьма примечательная черта. Написав и даже напечатав своё произведение, он никогда не считал свою работу над ним законченной, продолжая неутомимо совершенствовать его.

Вот почему произведения этого писателя имеют такое множество редакций. Гоголь, по свидетельству Н. В. Берга, рассказывал, что он до восьми раз переписывал свои произведения: «Только после восьмой переписки, непременно собственной рукою, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания». Интерес Гоголя к украинской истории после 1835 года нисколько ни ослабевал, а порой даже приобретал особую остроту, как это было, например, в 1839 году. «Малороссийские песни со мною», — сообщает он Погодину в середине августа этого года из Мариенбада. «Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной». Гоголь в это время размышляет об Украине, её истории, её людях, и новые творческие замыслы будоражат его сознание. В конце августа того же года он пишет Шевыреву: «Передо мною выясняются и проходят поэтическим строем времена казачества, и если я ничего не сделаю из этого, то я буду большой дурак. Малороссийские ли песни, которые теперь у меня под рукою, навеяли или на душу мою нашло само собою ясновидение прошедшего, только я чую много того, что ныне редко случается. Благослови!».

Усилившийся осенью 1839 года интерес Гоголя к истории и к фольклору был связан с задуманной им драмой из украинской истории «Выбритый ус», а также с работой над второй редакцией «Тараса Бульбы». Пришлось снова обратиться к написанным а различное время черновым наброскам новой редакции, заново многое переосмыслить, устранять некоторые случайно вкравшиеся противоречия и т. д. Интенсивная работа продолжалась в течение трёх лет: с осени 1839 года до лета 1842. Вторая редакция «Тараса Бульбы» создавалась одновременно с работой Гоголя над первым томом «Мёртвых душ», т. е. в период наибольшей идейно- художественной зрелости писателя.

tvory.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *