Что такое эллинизм в философии – что это такое, примеры в истории. Искусство в эпоху восточного Средиземноморья

Содержание

основные идеи кратко и понятно

Философия эллинистов возникла во времена деятельности Александра Македонского. Она стала предпоследним периодом философии Древней Греции. Эллинистическая философия исследует вопросы общества и человеческой природы. Мыслители отходят от метафизики и углубляются в этику. Своей главной задачей они считают создание условий бытия, которые сделают жизнь комфортной и приятной.

Особенности философии киников: аскетизм и истинные ценности

Основа философии кинизма – противопоставление себя существующему общественному строю. Это учение проповедует упрощение жизни. Киники отвергали разделение на богатых и бедных. Счастливым человек становится, только отказавшись от удовольствий, роскоши и стремления к славе. Не должно быть государства и правителей, которые угнетают народ. Философия должна быть максимально приближена к природе и естественным процессам.

Одни из первых киников, Кратет и Гиппархия, не основывали школы в классическом понимании. Они не писали трактатов и не создавали учебных центров. Формирование учения происходило путем передачи информации от одного другому. Киники прославляли свободу, как высшую добродетель и призывали отказаться от всех благ и научится наслаждаться малым. Человек в киннийской философии должен быть отделен от государства, общества и семьи.

Известные киники: Антисфен (ученик Сократа), и его ученик Диоген, живший в 4 веке до н. э. Следуя наставлениям своего учителя, он презирал богатство и славу и единственной настоящей ценностью считал разум. Диоген считал, что земная жизнь ужасна, поэтому ее соблазнов нужно избегать.

Диоген прославился эксцентричным образом жизни. По ночам он ходил по городу с фонарем, говоря, что ищет человека. По легенде, философ отказался от своего дома и жил в бочке, лежавшей на берегу моря. Этот факт его биографии ничем не подтверждается, но существует много истории о знаменитых правителях и простых людях, которые приходили к нему, чтобы стать учениками или просто послушать его рассуждения. Диоген общался с посетителями неохотно и не обращал внимания на звания и статус своих визитеров. Однажды Диогена посетил Александр Македонский. Философ не стал его приветствовать и отказался от подарков. Он только попросил его отойти от бочки и не заслонять солнце.

Диогена считают одним из первых космополитов. Он отрицал существование государственных границ, которые только создают дополнительные проблемы и мешают людям свободно познавать мир.

Скептицизм: философия стремления к безмятежности

Скептицизм основан на идее изменчивости мира. Он возник под влиянием античной философии, проповедующей отказ от категорических суждений. Скептики полагали, что у одной и той же вещи могут быть разные признаки. Все зависит от того, кто и как ее воспринимает. Для одних людей вкус меда сладкий, для других – горький. Поэтому нельзя однозначно сказать, какой настоящий вкус меда. Ни одно утверждение не является истиной. Задача философа – не поиск единственного правильного ответа, а стремление к отказу от категоричности.

Пиррон, так же как и киники, не записывал свои измышления на бумаге и излагал их устно. Суть его учения – стремление к атараксии, состоянию полной безмятежности. Пирон считал, что истина открывается лишь тем людям, которые придерживаются аскетического образа жизни. Земные блага заслоняют истинную радость бытия и усложняют жизнь, делают человека злым и завистливым. Подлинное счастье мудрого человека – в невозмутимости.

Эпикуреизм: учение о гармоничной жизни

В эпоху философии эллинизма особую известность приобрел Эпикур и его школа эпикуреизма под названием «Сад Э». Эпикур видел природу, как бесконечное количество миров. Они появляются и развиваются спонтанно, в результате деления атомов. Пространство между мирами – «междумирье», Эпикур считал пристанищем бессмертных богов. Философ считал необходимым поклоняться богам, но он отрицал бессмертие души и возможность загробной жизни. Строение души он описывал, как скопление особых атомов: легких и подвижных.

Эпикур полагал, что ощущения являются истинными, а их толкование неистинным. Познавая природу через ощущения, человек избавляется от страха смерти и суеверий, приходит к духовному удовольствию. Прийти к истинному счастью человек способен благодаря разуму – божественному дару, наделявшему людей возможностью регулировать свое поведение. Человек сознательно отказывается от негативных эмоций, остается спокойным и сдержанным. Невозмутимый человек благочестив и дружелюбен, ему доступно настоящее понимание удовольствия. Понятие «эпикуреизм» в философии близко к «гедонизму», и означает стремление к наслаждению.

Эпикурейцы предлагали людям:

  1. Не думать о смерти: пока человек жив, смерти нет.
  2. Возвысится над повседневными переживаниями и потребностями.
  3. Усмирять чувство тревоги и стремиться находить удовольствие в действиях.

Достигнув наслаждения, индивид освобождается от всего лишнего и становится подобен Богу. Он является источником счастья и, обретя чувство гармонии, уже не сможет его потерять.

Стоицизм: философия добродетели

Классический стоицизм – еще одна школа древнегреческой философии. Ее название – производное от названия зала Стоя. В нем философ Зенон Элейский впервые выступал со своими выводами относительно концепции движения. Помимо Зенона, среди знаменитых стоиков выделяются:

  • Панетий;
  • Сенека;
  • Цицерон;
  • Марк Аврелий;
  • Эпиктета.

Большая часть письменных работ стоиков была утрачена, но по сохранившимся фрагментам, составлено общее представление об учении. Основа стоицизма – этика. Он состоит из добродетели: спокойствия, стойкости и невозмутимости. В стоицизме идеальный человек – это мудрец, способный преодолевать искушения. Он считает добродетель единственным благом и стремится к нему. Мудрец руководствуется только разумом и умеет контролировать чувства.

Стоики представляли мир, как единство материи и формы. Мир – один живой организм, обладавший особым типом дыхания «пневмой». В философию стоицизма включены 3 части:

  1. физика;
  2. логика;
  3. этика.

Концепция стоиков позволяла достичь гармонии с природой, и одновременно быть независимым от нее. Достигнув равновесия с мирозданием, люди обретают гармонию, которую не разрушит никакое внешнее воздействие.

Неоплатонизм – закат эпохи эллинизма

Особенности идей эллинской философии прослеживаются и в последней эпохе, относящейся к древнегреческому периоду – неоплатонизме. Создатель неоплатонической школы – ученик Платона Плотин.

Плотином были написаны более 50 работ, в которых он рассматривает различные философские аспекты. Неоплатонизм развивается на фоне, начавшего зарождаться, христианства. Он стремится охватить разнообразные учения, сочетать конфликтующие элементы систем философии античности.

Свое учение Плотин развивает, опираясь на представления о людях, как о мыслящих существах, принадлежащих к разным группам. Для простого человека, телесное важнее идеального. Он сосредоточен на ощущениях и материальной стороне мира. Его жизнь и душа зависит от тела. Для мудреца на первом плане – душа. Его тело – лишь сосуд, который наполняется жизненной энергией благодаря действиям души.

Ключевой момент неоплатонизма – учение о сверхразумности первоначала. Под первоначалом понимается Бог – создатель всего. Он стоит на вершине мировой иерархии. За ним следует человек, после которого идут другие живые существа. Человек уподобляется Богу, но не сможет постичь его и достичь его могущества. Неоплатонизм стремится к мифологизации – возврату к нерациональному пониманию природных процессов. Этим он существенно отличается от школы Платона и противопоставляет себя раннему христианству.

В неоплатонизме переплетаются элементы восточной мифологии и магии. Он черпает отдельные фрагменты из учений Индии и Китая, соединяя их в новое учение. При очевидной враждебности к христианскому учению, впоследствии неоплатонизм оказывает на него существенное влияние. Он становится переходным моментом развития мировой философии после кризиса античного мира и становления теизма.

mystroimmir.ru

Философия эллинизма

Эллинизм — это трехсотлетний период в истории Восточного Средиземноморья и прилегающих к нему областей в Азии и Африки (338 г. до н.э. — 30г. до н.э.), оказавшихся под военно-политической властью македонской аристократии и под духовным владычеством греческой культуры. Эллинистическая философия является ничем иным как древнегреческой философией в период эллинизма. Глубокие изменения в мировоззрении людей — переход от полисного патриотизма к космополитизму, активные поиски новых религиозных форм и идей, тяготение к монотеизму — оказали значительное влияние на состояние философии.

В ней происходит перенесение центра внимания с онтологических проблем на этическую тематику. Сама философия становится руководством к действию, приобретает практическое значение, вырабатывая «правила» жизни. Сделать это можно было только резко отгородившись от внешнего мира и научившись сохранять душевный покой. Поскольку человек обращается внутрь себя, постольку личностная, психологическая сфера интересов заметно выросла, сформировав со временем потребность в философии как средстве утешения и наставительнице жизни. В связи с утратой связей с наукой, в философии получают развитие мифолого-религиозные мотивы.

Соответствующими общему уровню общественной и культурной атмосферы своей эпохи стали новые философские системы (эпикурейцев, скептиков, стоиков, киников), в рамках которых теоретическая мысль сделала шаг вперед в своем развитии.

Эпикур (ок. 341-270 гг. до н.э.) был основателем эпикурейской школы. Философия для Эпикура — главное и основное средство достижения человеком наиболее счастливой жизни, лишенной страха перед будущим. Для достижения невозмутимости самосознания необходимо познание природы.

В теории познания Эпикур был сенсуалистом, полагая, что главным критерием истины являются непосредственно данные нам ощущения. В качестве вторичных критериев рассматриваются предвосхищения, претерпевания и «образный бросок мысли». По его мнению, чувства не ошибаются, а ошибается лишь разум.

Развивая атомистическую теорию Демокрита, Эпикур дал новую трактовку движения атомов. Он считал, что существуют лишь тела, пустота и свойства тел: постоянные и преходящие. Число атомов не бесконечно, а неисчислимо велико. Источник движения в самих атомах, которые имеют своим первоначальным движением падение в бездонной пустоте под действием своего веса. Другим видом движения он считал самопроизвольное отклонение атомов, которое служило физическим обоснованием свободы человека. Отрицая

фатализм Демокрита, Эпикур полагал, что человеческое поведение, как и атомы, обладает самодвижением, в основе которого лежит многопричинность. Отсюда следовало, что путь к свободе лежит через преодоление необходимости. Душа человека состоит из атомов особого рода, является телесной и распадается после смерти человека.

В основе этического учения Эпикура лежит понятие «удовольствие». Счастье человека заключается в получении удовольствия, но при этом подчеркивается, что удовольствие телесных потребностей необходимо для душевного умиротворения человека, для равновесия состояния его духа. Душа человека в результате этого удовлетворения должна стать спокойной и безмятежной. Смыслом удовольствия является наслаждение духа (литература, искусство и т.д.), а не телесные блага.

Эпикурейский идеал мудреца имеет прочные и продуманные убеждения. Он не раболепствует перед судьбой, а достигает блаженства и невозмутимости духа (атараксии) благодаря знанию. Вместе с тем Эпикур отказывается от политической деятельности и провозглашает принцип: «Проживи незаметно!». Общество, по его мнению, возникает искусственно из договора, заключенного «атомарными» людьми, то есть живущими первоначально уединенно. Устанавливаемые ими обычаи и законы должны служить взаимной пользе.

Стоицизм является одним из главных течений эллинистического периода античной философии. Он возник в начале III в. до н.э. и просуществовал до конца античности. В истории стоицизма можно выделить три основных периода: 1) Древняя Стоя (III-II вв. до н.э.), представленная Зеноном из Китиона, Клеанфом и Хризиппом; 2) Средняя Стоя (II-I вв. до н.э.), представителями которой были Посидоний, Боэт и Панеций; 3) Поздняя Стоя (I в. до н.э. — IV в. н.э.), представленная Сенекой, Эпиктетом и Марком Аврелием.

Название этой философской школы произошло от живописного портика (стои), возле которого собирались почитатели Зенона. Стоическая философия триадична, так как она делится на три связанные между собой части — логику, физику и этику.

Если в логике природа исследуется как природа самого человека, природа мыслительной способности человека, то в физике она выступает как внешний по отношению к человеку мир. Стоики призывали изучать законы природы, так как от этого зависит жизнь человека. Мир представляется им в виде двух начал — страдательного (материя) и деятельного (ум, логос). Наряду с материей стоики признавали существование бога, пытаясь преодолеть этот дуализм своим учением о боге как «творческом огне», смешанном с материей.

В этическом учении стоиков центральное место занимает категория всемирной закономерности. Повиновение мировому закону выступает краеугольным камнем стоической этики, составляя сущность человеческой свободы. Они считали, что в будущем все станут гражданами одного государства и каждый, подобно членам живого тела, будет работать на благо целого. В свою очередь, государство будет заботиться о благе отдельного лица.

Стоическая философия проповедовала независимость человека от материальных благ, требовала от него моральной стойкости, силы воли и выносливости. Будучи перенесены в Рим, идеи стоицизма получили там дальнейшее развитие и широкую популярность.

studfiles.net

это… Культура и философия эпохи эллинизма

Новым периодом в греческой истории стал поход на Восток знаменитого правителя Александра Македонского. В результате многочисленных войн появилась огромная держава, границы которой простирались от Египта до современной Средней Азии. Именно в это время и началась эпоха эллинизма. Под ней следует подразумевать распространение греческой культуры по всем территориям, завоеванным Александром Македонским.

Что можно сказать об эллинизме?

В связи с тем, что произошло слияние греческой и местных культур, появился эллинизм. Это взаимное обогащение повлияло на сохранение единой культуры в нескольких государствах и после развала империи.

Что же подразумевает под собой эллинизм? Стоит сразу отметить, что он является насильственным, так как становление данной культуры произошло в результате многочисленных войн. Эллинизм способствовал объединению древнегреческого мира с древневосточным, ранее они развивались по разным направлениям. В результате появилось мощное государство, обладающее единой социально-экономической структурой, политическим устройством и культурой.

Как уже было сказано, эллинизм – это своеобразный синтез разных элементов культуры. Его можно рассматривать с нескольких позиций. С одной стороны, на возникновение эллинизма повлияло развитие древнегреческого социума, а также кризис греческого полиса. С другой же, в его становлении сыграли роль древневосточные общества, а именно их консервативная и малоподвижная общественная структура.

Причины, повлиявшие на возникновение эллинизма

Необходимость в слиянии нескольких культур возникла в связи с тем, что греческий полис начал постепенно тормозить исторический прогресс, исчерпав все свои возможности. Вот почему стал возникать разлад между разными классами, социальная борьба между олигархией и демократией. Раздробленность вызывала войны между отдельными городами. И чтобы история государства не прекратилась, необходимо было сплотить враждующие между собой стороны.

Однако это не единственная причина появления новой культуры. Эпоха эллинизма возникла в связи с кризисом древневосточных общественно-политических систем. В IV веке до н.э. древневосточный мир, который уже вошел в состав Персидской империи, переживал не самый лучший период. В связи с застойной экономикой нельзя было освоить обширные пустующие земли. Кроме того, цари Персии не давали разрешение на строительство новых городов, не поддерживали торговлю и не пускали в оборот большие запасы валютного металла, лежащего у них в подвалах. И если Греция в IV веке до н.э. страдала по вине лишней активности политической системы, перенаселенности и ограниченности в ресурсах, то в Персидской монархии наблюдалась обратная ситуация.

В связи с этим встала задача своеобразного объединения, синтеза разных систем, которые способны друг друга дополнить. Другими словами, возникла необходимость в такой культуре, как эллинизм. Это произошло после распада державы, построенной Александром Македонским.

Слияние разных элементов

Какие сферы жизни были охвачены синтезом компонентов, присущих греческим и восточным государствам? Существует несколько разных точек зрения. Некоторые ученые под эллинизмом понимали объединение нескольких элементов, свойственных культуре и религии. Отечественные историки данное слияние описывали с позиции сочетания и взаимодействия экономической, классово-социальной, политической, культурной сфер. По их мнению, эллинизм – это прогрессивный шаг, которые сильно повлиял на судьбы древнегреческого и древневосточного обществ.

Синтез элементов в разных регионах продвигался по-разному. В некоторых государства он был более интенсивным, в других – менее. В одних городах важная роль отводилась элементам, присущим греческой культуре, в других господствовали древневосточные начала. Такие отличия возникли в связи с конкретными историческими особенностями обществ и городов.

Развитие эллинистического общества

Период эллинизма затронул разные по размерам государственные образования, начиная с Сицилии и Южной Италии и заканчивая северо-западной Индией (от южных границ Аральского моря и до первых порогов реки Нил). Другими словами, в составе эллинистического общества находились классическая Греция и Восток. Не были включены в эту территорию только Индия и Китай.

Можно выделить несколько регионов, которые характеризовались общими признаками:

  1. Египет и Ближний Восток.
  2. Средний Восток.
  3. Балканская Греция, западная территория Малой Азии, Македония.
  4. Великая Греция с Причерноморьем.

Наиболее характерные элементы, присущие эллинизму, проявили себя в полном объеме в Египте и на Ближнем Востоке. В связи с этим данные регионы можно считать областью, в которой господствовал классический эллинизм.

Греция, как и другие регионы, обладала в основном отличиями в социально-экономических, политических и культурных сферах. Можно сказать, что в Древней Греции синтеза как такового и вовсе не было. Однако по некоторым причинам утверждается, что и эти территории вошли в систему эллинистических стран.

Развитие культуры и науки

Культура эллинизма повлияла на исчезновение характерного для классического периода разрыва между техникой и наукой, практикой и теорией. Это можно увидеть в работах Архимеда, который открыл гидравлический закон. Именно он внес огромный вклад в развитие техники, спроектировав винтовой насос и боевые метательные машины вместе с оборонительными орудиями.

Создание новых городов и прогресс в таких сферах, как мореплавание и военные технологии, поспособствовали подъему некоторых наук. Из них можно выделить математику, механику, астрономию, географию. Немалую роль в этом сыграл и Евклид. Он стал основоположником элементарной геометрии. Эратосфен определил истинные размеры земного шара, Аристарх Самосский доказал, что наша планета вращается вокруг своей оси и движется вокруг солнца. Успешное развитие происходило и в естествознании, и в медицине.

Бурное развитие науки и культуры повлекло за собой необходимость в хранении информации. В связи с этим в некоторых городах были построены библиотеки.

Говоря о том, какие черты эллинизма можно выделить, следует сказать о развитии новой отрасли – филологии. Большое внимание стало уделяться грамматике, критике и прочему. Огромная роль была отведена школам. Литература стала более разнообразной, однако она все еще продолжала уступать классическим элементам. Эпос и трагедии стали более рассудительными, так как на первый план вышли эрудиция и виртуозность слога, а также изысканность.

Что произошло в философии?

Философия эллинизма также приобрела некоторые отличия. Уменьшилась вера в богов. Стали появляться новые культы. Гражданские идеалы постепенно ушли на второй план, уступая свое место индивидуализму. Вместо общности возникло равнодушие, безразличие к тем вопросам, которые были связаны с национальной принадлежностью человека. Именно социальное положение стало определяющим фактором в жизни людей. Философия эпохи эллинизма получила свое развитие благодаря становлению нескольких школ: киников, скептиков, стоиков, эпикурейцев и перипатетиков.

Философы стали постепенно отказываться от идеи космоса. Большее внимание уделялось человеку с позиции некой самодовлеющей единицы. На второй план ушли общественные и гражданские идеалы.

Необходимо отказаться от всех благ цивилизации

Огромную роль в становлении эллинизма сыграл Диоген Синопский, который представлял школу киников. Он не писал книг, а просто жил. Философ на своем примере пытался показать, как важно следовать истинным, по его мнению, идеалам. Он рассуждал о том, что цивилизации и все изобретения человека не способствуют счастью, они являются вредоносными. Богатство, власть, слава – все это только пустые слова. Он жил в бочке и ходил в рубище.

Счастье должно быть без тщеславия

Философия эллинизма многое обрела благодаря Эпикуру, являвшемуся основателем школы «Сад». Для изучения он выбрал проблему счастья человека. Эпикур считал, что наивысшее наслаждение можно получить только в случае отказа от стремлений, касающихся тщеславия. По его словам, необходимо жить незаметно, как можно дальше от страстей, в безмятежной отрешенности.

Высказывания стоиков

Философия эпохи эллинизма достигла своего расцвета. Огромную роль в формировании социального мировоззрения сыграла школа стоицизма. Она также занималась проблемой человеческого счастья. Утверждалось следующее: в связи с тем, что разных бед все равно избежать не получится, надо привыкнуть к ним. Именно это и было спасением, по мнению стоиков. Надо правильно организовать свой внутренний мир. Только в таком случае никакие внешние проблемы не смогут вывести из равновесия. Необходимо быть выше внешних раздражителей.

Заключение

Эллинизм сыграл очень важную роль в развитии европейской цивилизации. Все достижения этого периода стали основой эстетических представлений, которые появились вместе с другими эпохами. Греческая философия стала основополагающей в развитии средневековой теологии. Мифология и литература продолжают пользоваться популярностью и в настоящее время.

fb.ru

Эллинистическая философия — это… Что такое Эллинистическая философия?

Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.

Киники

Самыми известными представителями киников были ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н. э.) и его ученик Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н. э.). Антисфен выступал за упрощение жизни, считал, что философия должна быть ближе к природе. «Тонкое» мудрствование он считал никчёмным. По его словам, не должны существовать ни правительства, ни государства. Антисфен презирал богатство и роскошь.

Прославил Антисфена его ученик Диоген. Сохранилось множество преданий, легенд и забавных случаев, связанных с этим философом. Считается, что жил Диоген в бочке. Он, как и его учитель, ненавидел богатство, считая его явлением случайным. Разум для киников был единственной ценностью. Диогена считают первым приверженцем космополитизма, он не признавал никаких границ и государств, считая человека — высшим благом. Мир, по Диогену, очень плох, поэтому необходимо научиться жить отдельно от него, избавившись от всего наживного.

Скептицизм

Скептицизм — направление в философии, возникшее под влиянием античной философии на основе идеи о текучести всего сущего («все течет, все меняется»). В частности Демокрит утверждал, что мёд ничуть не более сладок, чем горек, кроме того он постоянно меняется. Всякая вещь, с точки зрения скептиков, «есть это не в большей степени, чем то». Скептики также отмечали разницу между чувственным восприятием и мышлением. Поэтому утверждать ничего в точности не имеет смысла. Лучше высказываться, например, так: «Мне кажется, что еда сладкая». Воздержание от категорических суждений приводит к невозмутимости — идеалу для мудреца.

Основателем скептицизма является Пиррон (360—270 до н. э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит, а также аскеты и сектанты, с которыми Пиррон имел дело в азиатском походе Александра Македонского. Одной из центральных идей философии Пиррона является стремление к безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои идеи устно.

Эпикуреизм

Самыми яркими представителями эпикуреизма являются Эпикур (341—270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99 — 55 до н. э.). Эпикур развил идеи атомизма. Он не мог принять причинность, царившую в мире атомов Демокрита, согласно которому все создано в результате «столкновений» и «отскакиваний» атомов. Эпикур приписывает атомам способность «отклоняться» в результате движения «связной цепью». Он фактически приписывает атомам определенную волю, из-за которой мир не является хаотичным. Факт проявления воли и «отклонения атомов» Плутарх называет случаем. Таким образом получается, что «в необходимости нет никакой необходимости». Эпикур считает, что жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Знания Эпикур рассматривает как результат осмысления чувственного опыта. Центральной идеей этического учения Эпикура является стремление к наслаждению (принцип гедонизма), часто созерцательному. Высшим благом для философа по Эпикуру является постоянное ощущение наслаждения, то есть избавление от страданий. Для этого он призывает жить разумно и нравственно, проявлять уважение к богам.

Лукреций — философ, политик и поэт, автор поэмы «О природе вещей», в которой изящно описывает неуловимое действие испускаемых атомами «эйдолов» на органы чувств, которое вызывают у людей чувства и эмоции. Атомы по Лукрецию не есть минимальные дробные частицы вещества, но своего рода творческие образы, материал для природы. Также как и Эпикур признает существование богов и души, рассматривая её как совокупность из самых гладких частиц.

Стоицизм

Стоицизм как подход в философии просуществовал с III в. до н. э. до III в. н. э. Труды ранних стоиков (Зенона Китийского, Хрисиппа) дошли до нас неполными, поздних (I, II в. Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий) — в виде отдельных сохранившихся сочинений.

Идеал стоика — невозмутимый, даже «бесчувственный» мудрец, свободный от страстей. Стоики в своих учениях уделяли много внимания феномену воли. На учение стоиков поэтому сильное влияние оказал Сократ, мужественно вынесший суд над ним и казнь. По мнению Хрисиппа вся вселенная состоит из единой душевной женственно-нежной материи — эфира. Марк Аврелий, римский император, считал, что всё в мире взаимосвязано, развивается по какому-то закону, под руководством божественного провидения. Существует единая мировая душа, управляющая всем сущим. Особенно отчетливо эта мысль звучит в трудах Сенеки, для которого свобода — высший идеал.

Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырёх стихий: земли, воды, огня и воздуха. Надо сказать, что стоики верили предсказаниям и астрологии. Основой мироздания считались огонь и воздух. Закон, по которому огонь переходит в другие стихии, вслед за Гераклитом назвали Логосом. Судьба для стоиков есть Логос Космоса: ею упорядочивается все в мире. Марк Аврелий также считал, что все люди равны от рождения и уважал формы правления, при которых в управлении страной задействовано всё население страны. Во время его царствования было улучшено положение женщин и рабов. Кроме того, стоики уделяли большое внимание грамматике.

Неоплатонизм

Виднейшим из неоплатоников был Плотин, живший в третьем веке. Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде, в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной степени. Душа прекраснее косной материи, совокупность идей, Мировой Ум прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ), а Единое — Благо прекраснее Мирового Ума. Источником всего прекрасного как раз и является Единое — Благо.

dic.academic.ru

Эллинистическая философия

Началом зарождения римской философии традиционно принято считать II—I вв. до н. э. Если говорить об античном периоде в целом, то по отношению к греческой философии многие считают римскую философию вторичной. Греческие философские учения начали распространяться среди римлян в I в. до н. э. Наибольшей популярностью пользовалось в то время учение Эпикура, философские воззрения стоиков и скептиков, теория Платона. Эллинистическая философия – период, который стал завершающим в развитии философии Древней Греции и характеризуется этической направленностью и адаптацией восточных религиозных течений.

Одной из наиболее известных школ этой эпохи была школа, основанная последователями кинизма. Это учение провозглашало пренебрежение и отрицание всего внешнего – начиная с физических потребностей и заканчивая наукой. Киники были убеждены, все блага приходят исключительно изнутри человека и не имеют отношения к внешнему, которое не только не способствует проявлению в человеческой жизни этих благ, но даже являет собой препятствие на пути к счастью.

Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) и его последователи выдвигали несколько иные жизненные и философские принципы, хотя в их учении счастье также является одной из главных философских категорий. В учении Эпикура есть своя гносеология, онтология, физика, однако наиболее значимой в истории философии стала его этика. В основе этики Эпикура лежит принцип, согласно которому, удовольствие и наслаждение есть благо, но Эпикур не имеет в виду распутство, он понимает под наслаждениями, прежде всего, «отсутствие телесных страданий». Само понятие наслаждение в учении Эпикура пробрело некую интеллектуальную утонченность, и одним из компонентов такого наслаждения Эпикур считал занятия философией.

В конце VI в. до н.э., немного позже школы Эпикура, эллинистический период античной философии ознаменовался образованием другой известной философской школы – школы стоиков. Основателем этой школы был Зенон. Основополагающий принцип стоиков был в следующем: счастье заключается в том, чтобы во всем следовать природе. Стоит отметить, что идеи стоицизма стали достаточно популярны в Древнем Риме. Эллинистическо-римская философия отмечена деятельностью наиболее крупных римских стоиков: Сенеки, Марка Аврелия, Эпиктета. В идеях мыслителей того периода почти совершенно утрачен интерес к философским проблемам, лежащим за пределами этики. А что касается самой этики, то римские стоики провозглашали идеи универсального братства людей, снисхождения, любви к своим ближним и даже к врагам.

Еще одним известным течением, которым знаменита эллинистическая философия, является скептицизм. Основателем скептицизма является Пиррон (360 – 280 гг. до н.э.). Идея его учения состояла в том, что именно философ считался, по мнению Пиррона, человеком, стремящимся к достижению счастья. Счастье заключается, прежде всего, в отсутствии страданий и полном спокойствии. По мнению скептиков, ни один способ познания нельзя определить как ложный или истинный, философское отношение к вещам заключается в воздержании от суждений об этих вещах. Достоверными являются только наши чувственные впечатления, а суждения приводят лишь к заблуждению.

Эллинистическая философия внесла некоторые изменения в идейную направленность учений того времени, эти изменения были обусловлены, прежде всего, политическими и социально-экономическими переменами в развивавшемся обществе. Мыслители периода эллинизма основной упор делали на решение проблем человеческой морали, проблем поведения личности в обществе. Эллинистическая философия ознаменовалась революционными для того времени идеями о признании за рабами их человеческого достоинства, некоторые философы даже высказывали мысли о том, что рабы могут обладать высшими моральными качествами. В итоге развития новых философских воззрений на мир и на общество в целом, две старые школы, основанные Платоном и Аристотелем, постепенно утратили свой авторитет, и отошли на второй план.

fb.ru

основные направления и идеи — Мегаобучалка

Эллинизм охватывающий период от завоевания Александра Македонского и до падения Западной Римской империи, характеризует собой последующую античную философию. Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил ее. Философия сосредоточивалась на субъективном мире человека.

В философии эллинизма, когда жизнь общества подвергалась всевозможным социальным потрясениям, отмечается своеобразие школ и направлений.

Примерно во времена Александра Македонского были основаны четыре философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.

Наиболее видные представители школы киников — ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) и Диоген (ок. 400 — ок.-325 до н.э.). Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он общался с простыми людьми, говорил и одевался, как они; проповедовал на улицах и площадях, считая утонченную философию никчемной. Он призывал к тому, чтобы быть ближе к природе. По Антисфену, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Его последователи резко осуждали рабство. Не будучи полным аскетом, Антисфен презирал роскошь и стремление к наслаждению.

Славу Антисфена превзошел его ученик Диоген. Он упорно искал добродетели, считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания. Будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха, говорил Диоген. Он утверждал, что боги поступили справедливо, так жестоко наказав легендарного Прометея: он принес человеку искусства, породившие запутанность и искусственность человеческого бытия.

Бродячие и невозмутимые киники проповедовали верховенство природы и разума, единой сущности всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторических разделений границ, ратуя за принцип космополитизма. Человек по самой своей природе, следовательно, всякий человек, учили они, имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей — в непоколебимой доблести духа.



Еще одним философским течением раннего эллинизма является скептицизм (от греч. skeptukos — рассматривающий, исследующий, критикующий). Это течение возникло не на пустом месте, а на основе выработанных предшествующими мыслителями идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиях между чувственными впечатлениями и мышлением, о принципе относительности всех явлений. К примеру, Демокрит утверждал, что мед ничуть не более сладок, чем горек, и т.д. Софисты усилили идеи текучести всего и вся. Однако ни одно из направлений классической эпохи не было собственно скептическим в полном смысле этого слова.

Основателем скептицизма считают Пиррона (360— 270 до н.э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит.

По Пиррону, философ — это тот, кто стремится к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. Философ обязан ответить на такие вопросы: из чего состоят вещи? Как мы должны относиться к этим вещам? Какую выгоду мы можем получить из такого отношения к ним? Скептицизм Пиррона — это не полный агностицизм: безусловно достоверны для нас наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления. Если нечто кажется нам сладким или горьким, следует высказаться так: «Это кажется мне горьким или сладким». Воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости, безмятежности. Именно в этом и состоит высшая степень доступного философу истинного счастья.

Выдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341—270 до н.э.) и Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.). Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом контексте того времени.

Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение. Эпикур впервые в истории философской мысли выдвинул идею об объективности случайности.

Лукреций Кар, римский поэт, философ и просветитель, один из выдающихся эпикурейцев, как и Эпикур, не отрицает существования богов, состоящих из тончайших атомов и пребывающих в междумировых пространствах в блаженном покое. Весьма любопытно, что атомы у Лукреция — не совсем то, что у Эпикура: они — не предел делимости, а своего рода творческие начала, из которых создается конкретная вещь со всей ее структурой, т.е. атомы — это материал для природы, предполагающей какой-то вне их находящийся творческий принцип. Никаких намеков на самодеятельность материи в поэме нет.

И Эпикур и Лукреций самым недвусмысленным образом признают существование богов.

Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех философских школ. Ранние стоики, в большинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. К поздним стоикам (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий — это в основном римляне. Их труды дошли до нас в виде полных книг.

Стоики в своих воззрениях, безусловно, выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного, даже «бесчувственного» мудреца. В этом проявлялся идеал внутренней свободы, свободы от страстей, который лелеяли почти все стоики.

Стоики исходили из принципа всеобщей целесообразности.

Неоплатонизм — направление античной философии позднего эллинизма (III—IV вв.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Основатель школы неоплатонизма — Плотин (ок. 205 — ок. 270). Согласно Плотину, центральная выдающаяся фигура всего неоплатонизма — душа не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не существовало бы никакого организованного тела. Материя находится также в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал, без которого нечего было бы организовывать, потому что всякая организация потеряла бы смысл. Поэтому не удивительно, что кроме чувственной материи существует, по Плотину, еще и «умопостигаемая материя», а ум тоже есть известного рода тело, а именно смысловое тело. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему Космосу.

megaobuchalka.ru

что это такое, примеры в истории. Искусство в эпоху восточного Средиземноморья

Краткое содержание статьи:

 

Завоевания Александра Македонского на корню перекроили образ античного мира. Греческие полисы пришли в упадок, начинает поднимать голову молодая Римская республика. Однако на фоне всеобщей политической и социальной деградации начинается парадоксальный взлет в духовной жизни – эллинизм. Что это за понятие, стоит узнать поподробнее.

 

 

Краткая характеристика эпохи

Эллинистическим периодом историки называют отрезок в истории Средиземноморья, который начался после распада империи Александра Великого и продолжался почти триста лет, до взлета влияния Древнего Рима.

Среди характерных черт эпохи:

  • Греческое культурное влияние в Европе, Северной Африке и Ближнем Востоке переживает наивысший расцвет. Термин «эллинизм» отсылает к самоназванию Древней Греции – «Эллада»;
  • Наступает вторая эпоха великих научных открытий – впервые со времен классической эры (V–IV вв. до н. э.). Благодаря Евклиду произошел переворот в математике, Архимед раскрыл тайны физической науки;
  • Распад империи Александра Македонского привел к формированию эллинистических царств на огромных просторах Юго-Западной и Южной Азии. Параллельно проходит новая волна греческой колонизации в Азии и Африки;
  • Широкое распространение античного влияния сопровождалось частичным принятием обычаев местных (африканских, азиатских) народов. Результатом такого межкультурного взаимодействия стало рождение нового языка, койне, который выступал средством коммуникации для всего Средиземноморья.

 

Эллинизм в Древней Греции

IV–I века до н. э. для самой Эллады имели особое значение:

  • Античные полисы полуострова Пелопоннес перестали играть сколько-нибудь значительную роль в грекоговорящем мире;
  • Постоянно страдавшие от междоусобных войн, они стали легкой добычей армии Александра Великого. Однако македонские завоевания не только не ослабили культуру эллинов, но распространили ее на огромные территории;
  • Прекращение бессмысленных конфликтов между полисами способствовало стабильной эмиграции наиболее активных и амбициозных жителей Балкан в новые колонии на востоке. В этот период начинается освоение Александрии и Антиохии;
  • Несмотря на снижение политического веса и автономии полисов, эти города-государства продолжают оставаться единственной формой социальной организации на Пелопоннесе. Боле того, Афины и Эфес переживают настоящее возрождение;
  • Среди характерных черт времени – формирование конфедеративных полисных союзов для ответа на потенциальную угрозу со стороны инородцев. Так появилась Лига свободных лакедемонян, управлявшаяся коллегиальным органом, ассамблеей, состоявшим из представителей каждого члена лиги.

 

 

Искусство и культура

Ряд исследователей полагают эллинистическое искусство периодом декаданса, противопоставляя его «золотому веку» V века до н. э. Греки стали больше обращать внимание на сохранение своего культурного наследия, нежели чем на создание нового.

Однако даже тогда оставалось место для новых открытий:

  • Архитектура переживала настоящую революцию. Впервые появляется практика планирования градостроительства, вместо прежней хаотической и беспорядочной застройки;
  • Здания возводили в стиле гигантизм. Так, храм Аполлона в Дидиме является одной из самых значительных античных построек (22 на 53 метра) со 108 ионическими колоннами высотой почти 20 метров;
  • Скульптура стала более натуралистичной и более в выразительной, особенно в отражении крайних эмоциональных проявлений. Среди популярных тем ваятелей: страдание, страх, сон. В камне стали отражать реальную человеческую фигуру, а не идеально-фантастические пропорции;
  • По свидетельствам современников, выше всего ценилась в эти годы мозаика – однако до наших ней не дошло ни одного сколько-нибудь выдающегося произведения. Известна лишь римская копия портрета Александра Македонского из Дома Фавна в Помпеях (100 г. до н. э.)

 

Философия эпохи эллинизма: кратко

В эту эпоху, как и раньше, Афины оставались центром духовной жизни всего Средиземноморья. Однако потеря политической свободы этим полисом привела к формированию специфической философской мысли:

  1. Поиски древнегреческих мыслителей привели их к формированию концепции атараксии, или буквально «невозмутимости». Это особое состояние может быть достигнуто умудренным опытом мужем, который прислушивается лишь к голосу разума, а не крику сиюминутных чувств и эмоций;
  2. Стоики и скептики выдвинули похожее понятие «апатия», что означало осознанный отказ от всех мимолетных веяний бренного мира. Стоики понимали это едва ли не высшей добродетелью, на которую способен гражданин полиса;
  3. Провал греческих государств в борьбе с Римом привел низвержению идеи государства как способа сосуществования людей. Эпикурейцы и киники отвергали саму идею государственной службы. Рождаются понятия: автаркия (политическая самодостаточность), атомизм (обособление) и аскетизм (отрешение от материальных благ и социальных условностей).

 

Научная мысль

Развитию точных наук способствовал быстрый обмен знаниями между всеми греческими колониями и серьезная поддержка со стороны меценатов. В III веке до н. э. к традиционным центрам исследований на Балканах прибавляется Александрия в Египте.

Наиболее важные научные достижения данной эпохи:

  1. Евклид суммировал весь многовековой опыт работы пифагорейцев и написал фундаментальный труд «Начала», который оставался основным учебником по математике в Европе вплоть до XIX века;
  2. Выдающийся геометр Эратосфен с удивительной точностью рассчитал длину окружности Земли. Он также первым вычислил расстояние от нашей планеты до Солнца и предложил добавлять високосный день раз в четыре года;
  3. Астроном Гиппарх систематизировал античные знания о небесных светилах и составил подробный звездный каталог. Его коллега, Аристарх Самосский, разработал гелиоцентрическую систему;
  4. Медицина тоже не стояла на месте. Праксагор выдвину революционное предположение о том, что кровь может течь по венам. Герофил на основе серии вскрытий представил точное описание нервной системы и печени;
  5. Среди значимых инженерных открытий: зубчатые шестерни, простейшие геодезические приборы, поршневой насос, винт Архимеда и др.

Если римляне не имели равных в античном мире по военной силе и политической организации, то греки правили бал в культуре. Эта балканская цивилизация подарила миру потрясающие образцы в скульптуре, архитектуре, философии и науке даже в период своего заката (т. н. эллинизм). Что это был один из ярчайших периодов в мировой истории, только подтверждают дальнейшие темные времена.

 

Видео про эпоху эллинизма

В данном ролике историк Леонид Рахманинов расскажет о самой развитой эпохе восточного Средиземноморья:

1-vopros.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *