Святополк окаянный и ярослав мудрый – Братоубийства [2]. Безрассудная жестокость Ярославова. Великодушие Новогородцев. Битва у Любеча. / 1015—1019 г. Великий князь Святополк (Окаянный). / Издательство СКИФИЯ

Содержание

Святополк Владимирович «Окаянный» — брат Ярослава Мудрого

Святополк Владимирович «Окаянный»
(Худ. В.Шереметьев. 1867)Святополк Владимирович  (по прозвищу «Окаянный») — сын или пасынок князя Владимира Святославича от неизвестной «гречанки», бывшей женою у князя Ярополка, и взятой в наложницы Владимиром после убийства брата.

Родившись около 979 года, Святополк никогда не считал себя родным сыном Владимира, и после его смерти захватил власть в Киеве, положив начало междоусобной войне 1015-1019 годов (правил Киевом в 1015—1016 и 1018—1019). Согласно общепринятой версии истории именно Святополк послал убийц к своим братьям-князьям Борису, Глебу и Святославу, за что получил прозвище «Окаянный».

Боролся со своим братом Ярославом за власть с помощью польского князя Болеслава, на дочери которого был женат. После поражения в 1019 году бежал на Запад, и умер где-то между Чехией и Польшей.

Ранние годы и княжение в Турове

О детстве Святополка ничего не известно. Около 988-990 годов он был посажен отцом на княжение в Турове. После смерти князей Всеволода и Позвизда Владимировичей, прививших на Волыни, территории земли Святополка стали граничить с Польшей. Возможно именно поэтому он был избран в качестве кандидата на брак с дочерью польского князя Болеслава I Храброго.

Брак с дочерью Болеслава I Храброго

По разным версиям, дочь Болеслава I от его третьего брака с Эмгильдой была выдана за Святополка в 1008 (миссия цистерцианца Бруно) или 1013-1014 года (в знак мира с Польшей после неудачного похода Болеслава).

На заключение брака в Туров польскую принцессу сопровождал католический епископ Рейнберн. Впоследствии, за организацию заговора по отвращению Руси от «византийского обряда» Святополк был отстранен от наследования киевского престола и заключен в тюрьму вместе с женой и её духовником Рейнберном, которые, по предположению историков, обещали Святополку поддержку Польши в случае успеха заговора. Кроме того, одной из возможных причин заговора называется план Владимира передать правление сыну Борису, которому он ранее поручил возглавить киевскую княжескую дружину.

Ян Матейко Свадьба Святополка и дочери Болеслава Храброго Болеслав I Храбрый
(худ. Я. Б. Якоби, 1828)Епископ Рейберн

Междоусобная война 1015-1019

Еще до смерти князя Владимира в Киевской Руси видны признаки грядущей междоусобицы — князь Ярослав Мудрый, правивший в Новгороде, в 1014 году отказался выплачивать ежегодную дань Киеву. В ответ на это, Владимир приказал своему любимому сыну Борису готовиться к походу против Ярослава, а новгородский князь стал нанимать варягов для будущего противостояния.

Святополк был прощен и выпущен из тюрьмы, но понимая опасность оставлять молодого князя без внимания, Владимир посадил его близ Киева — в Вышгороде.

Схема — вторая усобица на Руси

В 1015 году князь Владимир умирает в селе Берестово и Киевская Русь погружается в кровопролитное противостояние его детей за право на Киевский престол.

Святополк скрывает смерть князя Владимира

«Умер же (Владимир) на Берестовом, и потаили (смерть) его, потому что был Святополк в Киеве: ночью же, разобрав помост между двумя клетями, обернули его в ковёр и спустили на верёвках на землю; возложили на сани, повезли и поставили в церковь Святой Богородицы, которую он сам создал» — ПВЛ

Скрывают смерть князя Владимира (Фрагмент летописей)

После смерти Владимира Святополк утверждается в Киеве и начинает раздавать местной знати имения и подарки, желая задобрить киевлян в начале своего правления.

Убийства Бориса, Глеба и Святослава

Согласно устоявшейся версии именно Святополк послал убийц к своим братьям-князьям, чтобы предотвратить возможные притязания на Киевский престол. Однако впоследствии, после перевода скандинавских саг пересекающихся с данными событиями, некоторые историки сделали предположения о виновности в смерти Бориса не Святополка, а Ярослава. Ниже будет изложена официальная трактовка.

Смерть Бориса Владимировича
князя Ростовского
На момент смерти Владимира, князь Борис Ростовский возвращался из похода на печенегов — противник бежал, не вступив в бой, поэтому сопровождающая Бориса княжеская дружина была в полной боевой готовности.

Во время остановке на реке Альте сначала пришло сообщение о смерти Владимира, а затем от Святополка:

“Брат, хочу жить с тобой в любви и к полученному от отца владению добавлю еще” — Святополк Окаянный

Узнав о смерти великого князя дружинники предложили Борису идти на Киев и силой отнять у Святополка отцовский престол, но молодой князь ответил:

«Не могу я поднять руку на брата своего, которого чту как отца». —

Борис Муромский

Борис Владимирович — фрагмент иконы

«Святополк же пришёл ночью к Вышгороду, тайно, призвал Путшу и вышгородских болярцев и спросил их: “Преданы ли мне всем сердцем?” Отвечали же Путша и вышгородцы: “Можем головы свои положить за тебя”. И сказал он им: “Никому не говоря, идите и убейте брата моего Бориса”. Они же обещали ему вскоре всё исполнить». — Летописи

После того как Бориса покинули дружинники и он остался только с ближайшими слугами. Князь Борис начал молиться, скорбя об умершем отце. Глубокой ночью, отправленные Святополком вышегородские бояре, во главе с Путшей, окружили шатер князя и дождавшись пока он уснёт — напали, перебив слуг и пронзив Бориса копьями.

Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли в Киев. Проезжая на повозке мимо леса, Борис вдруг стал поднимать голову. Когда Святополку доложили, что его брат ещё жив, новый киевский князь послал двух варягов прикончить его, что те и сделали, пронзив Бориса мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено в церкви св. Василия.

Убийство Бориса и его слуги Георгия Угрина в шатре. Клеймо иконы из Борисоглебской церкви
Смерть Глеба Владимировича
князя Муромского
Узнав об убийстве Бориса, родная сестра Ярослава Мудрого, Предслава, написала брату о совершенном злодеянии и предупредила о грозящей тому опастности:

«Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса и за Глебом послал, берегись его очень». — Предслава

Ярослав, в свою очередь, послал сообщение князю Глебу Муромскому, который на тот момент находился на пути в Киев, куда был вызван Святополком под предлогом «навестить тяжко больного отца». Официальные историки предполагают, что Святополк решил заманить Глеба, так как тот был родным братом убитого ранее Бориса и мог захотеть мести.

«Приезжай сюда поскорее, отец тебя зовет: сильно он болен!» — Святополк Окаянный

Глеб Владимирович (князь муромский) Глеб получил от Ярослава письмо во время одной из остановок, недалеко от Смоленска на реке Смядыни:

«Не ходи, брат! Отец твой умер, а брат твой убит Святополком». — Ярослав Мудрый

Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару.

Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен).

Убийство Глеба в ладье. Клеймо иконы из Борисоглебской церкви в Запрудах в Коломне
Смерть Святослава Владимировича
князя Древлянского
Узнав о гибели Бориса и Глеба, Святослав Древлянский покинул свою столицу и попытался бежать в Карпаты. Погоня догнала Святослава Древлянского на берегу Опир близ нынешнего города Сколе. Согласно местной легенде, когда киевский князь увидел, что победа близка он решил не оставлять в живых никого из семьи преследуемого брата и отдал приказ:

«Сколоть их всех!»

С этим эпизодом легенда и связывает название города Сколе. В сражении с войсками Святополка погибли семеро сыновей Святослава и сам князь.

Гибель Святослава и борьба за власть между сыновьями Владимира Святославича лишила карпатских хорватов последнего союзника, и долины Боржавы и Латорицы были аннексированы венграми.

Памятник Святославу Владимировичу, г. Сколе, Украина

Борьба между Ярославом и Святополком за киевский престол

1016 — битва под Любечем

В 1016 году Ярослав во главе 3-тысячного новгородского войска и наёмных варяжских отрядов двинулся против Святополка, позвавшего на помощь печенегов. Два войска встретились на Днепре вблизи Любеча и на протяжении трёх месяцев, до поздней осени, ни одна из сторон не рисковала перейти реку. Наконец это сделали новгородцы, которым и досталась победа. Печенеги были отрезаны от войск Святополка озером и не смогли прийти к нему на помощь.

Битва под Любечем (1016). Радзивилловская летопись.Битва под Любечем (1016). Печенеги, отрезанные озером от союзников. Радзивилловская летопись.

1017 — осада Киева

В следующем 1017 (6525) году печенеги по наущению Бурицлейфа (здесь мнения историков расходятся, одни считают Бурицлейфа — Святополком, другие — Болеславом) предприняли поход на Киев. Печенеги пошли на приступ значительными силами, тогда как Ярослав мог опираться только на остатки варяжской дружины под предводительством конунга Эймунда, новгородцев и небольшой киевский отряд. По данным скандинавской саги, Ярослав в этом бою был ранен в ногу. Печенегам удалось ворваться в город, но мощный контрудар отборной дружины после тяжелого кровоприлитного боя обратил печенегов в бегство. Кроме того, для обороны Киева положительную роль сыграли большие «волчьи ямы» у стен Киева, вырытые и замаскированные по приказу Ярослава. Осаждённые предприняли вылазку и в ходе преследования захватили стяг Святополка.

1018 — Сражение на реке Буге
Святополк и Болеслав Храбрый захватывают Киев

В 1018 году Святополк, женатый на дочери польского короля Болеслава Храброго, заручился поддержкой тестя и вновь собрал войска для сражения с Ярославом. Войско Болеслава, помимо поляков, включало 300 немцев, 500 венгров и 1000 печенегов. Ярослав же, собрав свою дружину, двинулся навстречу и в результате сражения на Западном Буге войско киевского князя было разбито. Ярослав бежал в Новгород, а дорога на Киев была открыта.

14 августа 1018 года Болеслав и Святополк вступили в Киев. Обстоятельства возвращения Болеслава из похода туманны. В Повести временных лет говорится об изгнании поляков в результате восстания киевлян, однако Титмар Мерзебургский и Галл Аноним пишут следующее:

Болеслав Храбрый и Святополк у Золотых ворот Киева

«Болеслав поставил там в Киеве на свое место одного русского, породнившегося с ним, а сам с оставшимися сокровищами стал собираться в Польшу.»

Болеслав получил в награду за помощь Червенские города (важный торговый узел на пути из Польши в Киев) киевскую казну и множество пленных, а также, согласно Хронике Титмара Мерзебургского, Предславу Владимировну — любимую сестру Ярослава, которую он взял в наложницы.

А Ярослав приготовился бежать «за море». Но новгородцы изрубили его ладьи и убедили князя продолжить борьбу со Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.

1019 — битва на реке Альте

Битва на Альте (1019). Радзивилловская летопись.

Весной 1019 года Святополк сразился с Ярославом в решающей битве на реке Альте. Летопись не сохранила точного места и подробностей битвы. Известно только, что битва протекала весь день и носила крайне ожесточённый характер.

«Пришёл Святополк с печенегами в силе тяжкой, и Ярослав собрал множество воинов и вышел против него на Альту. Пошли друг на друга, и покрылось поле альтинское множеством воинов. … и на восходе солнца сошлись обе стороны, и была сеча злая, какой не бывало на Руси. И, за руки хватаясь, рубились и сходились трижды, так что кровь текла по низинам. К вечеру одел Ярослав, и Святополк бежал»

Ярослав Мудрый вновь занял Киев, но положение его было шатким и князю предстояло еще не раз доказать собственное право на владение столицей Киевской Руси.

Смерть Святополка Окаянного

Согласно летописям, после поражения на реке Альте Святополк бежал через Берестье и Польшу в Чехию. В пути, страдая от болезни, умер.

Не можаше терпети на единомь месте, и пробежа Лядьскую землю, гонимъ Божьимъ гневомъ, прибежа в пустыню межю Ляхы и Чехы, испроверже зле животь свои — летописи

Примечательно, что именем такого «отрицательного персонажа», как Святополк, продолжали называть детей княжеского рода, например, Святополк Изяславич (1050—1113), сын Изяслава Ярославича, в 1093—1113 гг. — великий князь киевский.

Бегство Святополка на картине Бориса Чорикова

Семья Ярослава Мудрого

Братья и сестры Ярослава Мудрого

xn--80apmdfm0a.xn--p1acf

Святополк Владимирович Окаянный — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 сентября 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 сентября 2018; проверки требуют 3 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску В Википедии есть статьи о других людях с именем Святополк.
Святополк Владимирович
Свѧтополкъ Владимировичь

Святополк Владимирович Окаянный. Художник В. Шереметьев. 1867

Княжий знак Святополка
Предшественник

ru.wikipedia.org

Как Ярослав и Святополк за Киев сражались

В 1018 году новгородцы изрубили ладьи своего князя Ярослава Мудрого.
Так они выразили свое желание сражаться за него.

Странный способ, не правда ли? Но давайте начнем с самого начала.

А началась эта история 15 июля 1015 года.
В этот день в пригороде Киева умер князь Владимир, креститель Руси.

 

Из грязи – в князи

Владимир «Красно Солнышко» на закате своей жизни заточил под стражу одного из своих наследников — Святополка, по прозвищу Окаянный. Вместе  ним в неволе томились жена Святополка, польская принцесса, и ее духовник, епископ Кольбергский Рейнберн.

Что стало причиной ареста не совсем ясно.

Возможно, Владимир собирался посадить на княжение в Киеве своего любимого сына, Бориса, князя ростовского . И чтобы не дать Святополку возможности претендовать на княжеский стол, он убрал его с дороги таким вот способом.

Возможно имелась какая-то другая причина — точно сказать сложно, с тех событий прошла тысяча лет.

На тот момент Киев был центром огромного и сильного княжества. Это был лакомый кусочек для каждого, кто хотел власти. Человек, способный проглотить этот кусок, имел все, что доступно смертному.

И как только Владимир умер, этим человеком стал Святополк Владимирович, которого освободили из темницы вместе с женой и духовником.

 

Новгород против

Тем временем другой сын Владимира, Ярослав (в дальнейшем прозванный Мудрым), княжил в Новгороде. После смерти отца, с которым он — будем честны — не всегда ладил, князь Ярослав заявил свои претензии на престол.

Ярослава поддержали преданные ему новгородцы и наемная варяжская дружина, которой командовал норвежский конунг Эймунд Хрингссон.  Если верить сагам, он был не только отважный воин, но еще и талантливый диверсант.

Поздней осенью 1016 года Ярослав и Святополк встретились близ Любеча. Была битва и войско новгородского князя, усиленное варягами, победило в ней. Затем Ярослав пошел в Киев, где щедро наградил всех своих воинов за храбрость и преданность.

 

Возвращение Окаянного

Святополк не спустил брату обиды.
Через год он вернулся и привел с собой печенегов, а также своего тестя, польского князя Болеслава Храброго.  Тот имел поддержку Запада, поэтому в его войске были не только поляки, но еще венгры и немцы.

Князь Ярослав решил сыграть на опережение и встретиться с противником в чистом поле.

Когда между двумя войсками оказалась только водная преграда, Ярослав замешкался. Водная преграда давала ему чувство защищенности, плюс он не решался атаковать первым.

Это сделал Болеслав.
Поляки внезапно преодолели реку и застав дружину Ярослава врасплох, перебили ее.

Поражение было столь сильным, что Ярослав бежал в Новгород всего с четырьмя воинами.
Киев оказался незащищенным. И именно туда направилось объединенное войско Святополка и Болеслава.

 

Избиение поляков

В Киеве Святополка ожидал неприятный сюрприз.

Поляки, которых он привел, нарушили договор. Болеслав не стал отдавать ему завоеванный город.

Наоборот, он осел в городе как его правитель и разместил свои гарнизоны по всем окрестностям. Кормить захватчиков должны были местные жители.

Народ взбунтовался. Поляков стали попросту убивать.

И тут опять есть две версии. По одной выходит, что обиженный на родственника Святополк сам велел своим сторонникам избивать поляков. По-другой – что беспорядки начались стихийно, потому что народ не стал терпеть пренебрежительное отношение со стороны победителей.

В историю эти волнения вошли как Киевское восстание 1018 года (известно еще как минимум три). Видимо опасность того, что русский бунт явит всю свою беспощадность была достаточно велика.

Болеслав спешно покинул Киев, оставив зятя без военной поддержки.

Однако уезжал он все равно победителем. С собой у польского князя  была вся княжеская казна и заложницы — сестры князя Ярослава, которые оставались в городе.

Топоры новгородцев

Теперь давайте вернемся к Ярославу, который вернулся в родной Новгород побежденным. После недолгих сборов он приготовился бежать «за море».

И тут новгородцы сделали то, о чем я рассказал в самом начале.

Они изрубили его ладьи, приведя их в негодность. А потом заявили князю, что хотят биться за него с Болеславом и Святополком.

Если быть до конца честными, то в их поступке была не столько любовь к князю Ярославу, сколько боязнь Святополка. Никто ведь не гарантировал, что завтра он не придет под стены Новгорода со своей дружиной. Довести, так сказать, дело до логического конца.

Однако возникла еще одна проблема. Силы новгородцев были малы, а оплатить услуги варяжской дружины князь Ярослав не мог. Не хватало денег.

Вскоре в народ пустили шапку. Брали серебром — с мужей по 4 куны, со старейшин по 10 гривен, а с бояр — по 18 гривен.

Собранных средств хватило на новый контракт с Эймундом и варягами, плюс на вооружение.

Весной 1019 года войско во главе с князем Ярославом вышло из Новгорода в Киев. Последняя встреча враждующих братьев случилась около реки Альты, это левый приток Днепра.

К сожалению, более точного места летопись нам не раскрыла, однако упомянула, что сражались князья рядом с тем самым местом, где был убит их брат — князь Борис.

В ходе ожесточенного сражения новгородское войско разбило дружину Святополка.
Его знамя было захвачено. Сам князь ранен.

Тогда Эймунд спросил Ярослава: «прикажете ли убить Святополка, или нет?»

Князь ответил, что никого не принуждает к этому.
Но, добавил Ярослав, порицать того, кто убьет Святополка он также не станет.

 

Что было дальше?

Святополк

Его не убили.
Он бежал  через Польшу в Чехию, но так и не закончил своего путешествия. Страдая от болезни, князь Святополк умер в дороге.

Болеслав

Через 6 лет, 18 апреля 1025 года, князь Болеслав Храбрый был торжественно коронован. Он стал первым королем Польши.

Ярослав

В битве на реке Альте князь Ярослав поставил точку в борьбе за киевское княжение. Но не в раздробленности русских княжеств — она только входила в свою золотую пору.

Уже через год на владения Ярослава поднимет меч собственный племянник — Брячислав, князь Полоцкий. Воспользовшись тем, что дядя был в Киеве, он нападет на Новгород.

Ярославу придется спешить.
За 7 дней он не только соберет войско, но и совершит беспрецендентный марш-бросок, длиной 800 километров! В итоге Брячислав будет разбит, а пленные новгородцы освобождены из неволи.

И это будет совсем не последнее сражение в жизни князя Ярослава Мудрого…

* * *

Фото — Андрей Бойков, Сергей Балмашов, Алексей Строганов.
Также использованы снимки из социальной сети «Вконтакте».


Поделиться новостью в соцсетях Об авторе: Николай Чеботарев

Главный редактор интернет-журнала «Людота». Увлечения — история оружия, военного дела, интернет-журнал «Людота».

« Предыдущая запись Следующая запись »

ludota.ru

И. Данилевский. Ярослав Мудрый и Святополк Окаянный

 

Прежде всего речь пойдет о мифах, мифах российской истории, которые существовали, существуют и будут существовать. Само слово миф не имеет никакой негативной оценки, потому что мы все живем мифами и в мифах, и если мы говорим о том, что развенчиваем какой-то миф, это значит, что мы просто создаем новый миф, который придет на смену прежнему. Поэтому наша задача довольно простая, но в то же время и сложная – выяснить, какие мифы существуют на сегодняшний день. Естественно, мы не сможем разобрать все мифы. Мы остановимся на самых любопытных, на мой взгляд, и попытаемся немного покопаться в том, как современная историческая наука и современный человек смотрит на эти мифы. Что в них интересного, что в них ценного, а от чего можно бы и отказаться.

Наша первая беседа будет посвящена одному из самых популярных персонажей русской истории – Ярославу Мудрому. Показателем его популярности является хотя бы то, что он изображен на современных денежных банкнотах – украинских гривнах. Точнее, разговор пойдет об отношениях между Ярославом Мудрым и его основным оппонентом – сводным братом Святополком, вошедшим в историю с прозвищем «Окаянный».

Само прозвище Ярослава – «Мудрый» – нам кажется незыблемым. Но это миф, первый миф, с которым мы сталкиваемся. Хотя даже крупные историки говорят о том, что в сознании современников Ярослав был мудрым. Мол, поэтому он и вошел в историю именно с таким прозвищем. Но если мы посмотрим чуть-чуть внимательнее, выяснится, что так его стали называть лишь историки 60-х годов XIX века и не раньше. До этого Ярослав упоминается просто как Ярослав Владимирович или как Ярослав I. Но начнем по порядку.

У киевского князя Святослава Игоревича было три сына – Ярополк, Олег и Владимир. Владимир был младшим сыном – он был сводным братом Ярополка и Олега, его матерью была рабыня княгини Ольги, у нас ее называют ключницей Малушей. Скорее всего, это тоже миф, но тем не менее миф достаточно любопытный. Основную заботу о воспитании мальчика взял на себя его дядя – брат Малуши Добрыня, которого обычно отождествляют с былинным Добрыней Никитичем, хотя и это скорее всего тоже миф.

После смерти Святослава, его сыновья взяли власть в свои руки. Отец еще при жизни разделил между ними княжение, и они так и правили: старший, Ярополк, в Киеве, Олег в древлянской земле, а Владимир правил в Новгороде. Однако как только умер отец, между братьями началась распря. Во время одной из стычек между старшими братьями под рухнувшим мостом погиб Олег, после этого Владимир убивает ненавистного ему Ярополка, и младшему Святославичу удается сесть на киевский престол, который он занимает вроде бы не по праву. Мало того – Владимир, вообще неравнодушный к женскому полу, берет себе в жены вдову Ярополка, которая к тому времени уже была беременной. У Владимира рождается сын, который на самом деле является сыном Ярополка – это и был Святополк, которого потом назовут Окаянным.

Имя Святополка среди сыновей Владимира стоит рядом с именем Ярослава. В одних списках первым упоминается Ярослав, в других Святополк. Скорее всего они были одногодками, во всяком случае это не исключено. Если они действительно были одногодками, то убийство Ярополка Святославича, вокняжение Владимира в Киеве и рождение Святополка и Ярослава должны приблизительно совпадать по времени. Из разных источников нам известно, что Владимир сел на киевский престол на восьмой год после смерти Святослава, за десять лет до крещения Руси и, прокняжив 37 лет, умер в 1015 году. Из чего следует, что интересующие нас события совершились где-то в 978–979 годах.

Когда Святополку было около 10 лет, в жизни страны произошло чрезвычайно важное событие – Русь была крещена. Видимо тогда же, в 988 или 989 годах был крещен и Святополк.

В рассказах о крещении Руси и о сыновьях Владимира Святославича после того, как все они были названы поименно, летописец сообщает, что Владимир посадил старшего, Вышеслава, в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове. Видимо, к моменту первого распределения княжений только эти братья Владимировичи достигли совершеннолетия – «возраста», как называет его летописец. Летописец затем повествует, что сразу после смерти старшего, Вышеслава, в Новгород садится Ярослав. На место Ярослава в Ростов садится Борис, младший брат, а Глеб садится в Муроме. Собственно говоря, с этого сообщения имя Святополка исчезает со страниц летописи на добрые четверть века. Почему Святополк исчез, летописец не сообщает. Только после внезапной кончины Владимира 15 июля 1015 года туровский князь вновь всплывает из летописного небытия, но как всплывает! Это само по себе чрезвычайно любопытно. В 1014 году, где-то за год до смерти Владимира, и значит прокняжив в Новгороде, судя по всему, только год, Ярослав отказался платить ежегодную дань в Киев. И Владимир собрался идти на него войной. Он приказывает немедленно готовиться к военным действиям, а Ярослав, времени не теряя, нанимает за морем варягов, чтобы сражаться со своим дорогим и горячо любимым отцом. Вот-вот начнется кровопролитие. Но как написал летописец, «Бог не дал власти дьяволу», и 15 июля 1015 года Владимир скоропостижно скончался.

Дальше, если верить летописи, а летопись писалась уже во время правления Ярослава Мудрого в Киеве, события развивались так: в момент смерти Владимира его любимый сын Борис находится недалеко от Киева, посланный туда отцом против печенегов с дружиной. Однако Борис печенегов не нашел и уже собрался возвращаться домой, как ему пришла весть о том, что Владимир умер. Смерть великого князя почему-то была скрыта от киевлян. Власть в Киеве захватил неизвестно как оказавшийся там Святополк. Киевские дружинники стали уговаривать Бориса напасть на узурпатора и захватить отцовский престол, но он отказался, ссылаясь на то, что Святополк – его старший брат и ему вместо отца, и Борис не может выступать против своего старшего брата. Дружине такой ответ пришелся не по нраву, и она покинула Бориса. В ту же ночь, 24 июля 1015 года, в опустевший лагерь пробрались убийцы, посланные Святополком, ворвались в шатер и пронзили Бориса копьями. Был убит также оруженосец князя – юноша Георгий по прозвищу Угрин, то есть венгр, судя по всему. Тело же Бориса повезли в Киев. Но по дороге неожиданно оказалось, что князь еще дышит, тогда Святополк, бог весть как узнавший об этом, послал из Киева двух варягов, и один из них, увидев, что князь действительно жив, пронзил сердце несчастного мечом. Похоронен Борис был тайно в Вышгороде около церкви святого Василия, киевляне видимо принять его тело почему-то не пожелали.

Тут же Святополк задумал убить еще двух братьев – Глеба и Ярослава. Посланные в Муром гонцы сообщили Глебу, что Владимир тяжело заболел и срочно вызывает сына. Глеб не заставил себя ждать и с малой дружиной, как пишет летописец, отправился в Киев. Корабль его уже миновал Смоленск, когда муромскому князю передали послание из Новгорода. Ярослав предупреждал Глеба о кончине отца и убийстве Святополком Бориса. Однако было поздно – не успел Глеб оплакать брата, как его корабль был захвачен убийцами. Еще через несколько мгновений все было кончено: по показанию некоего Горисера, повар Глеба Турчин зарезал несчастного князя.

Вслед за Глебом настала очередь третьего брата – Святослава. Злая участь была уготована и другим братьям Святополка, который по высокоумию своему решил перебить всех и перенять власть русскую один, но тут предел его бесчинствам положил Ярослав. Новгородско-варяжское войско Ярослава встретилось с киевско-печенежскими войсками Святополка недалеко от города Любеча. Противников разделял Днепр, три месяца простояли они так, не решаясь напасть на друг друга. И лишь когда начались заморозки, Ярослав отважился на бой, одержал победу и сел в Киеве. «На столе отчем и дедовом», как пишет летописец. Святополк же скрылся.

Вернуться на Русь ему было суждено только летом 1018 года, и теперь его сопровождал король Болеслав Храбрый. Ярослав не отличавшийся, видимо, особой храбростью, узнав, что войска Святополка и Болеслава перешли границу, даже не заезжая в Киев, отправился в Новгород и торопился так, что новгородцам пришлось порубить его ладьи, чтобы он и из Новгорода не уплыл. Собирался Ярослав, вероятно, в Скандинавию, и понятно почему – женой Ярослава была шведская принцесса Ингигерда, или Ирина, и он очевидно рассчитывал на помощь тестя. Новгородцы заставили Ярослава собрать новое войско: они дали деньги, выставили ополчение, и Ярослав был вынужден вновь выступить против Святополка.

Святополк к тому времени захватил Киев. Болеслав ушел из Киева, и Святополк оказался один на один против Ярослава. Их войска встретились на реке Альте в том самом месте, где нашел свою смерть Борис. К вечеру стал одолевать Ярослав, Святополк бежал, и тут на него напала странная болезнь – он так ослаб, что не мог даже на коне сидеть. И слуги понесли его на носилках, ему казалось, что за ним гонятся и вот-вот настигнут. И хотя никакой погони за ним не было, он заставлял своих слуг быстрее и быстрее нести его вперед. Так пробежал он, по словам летописца, «пустыню между Чахи и Ляхи и ту испроверже зле живот свой». И даже могила его, как отмечает автор «Повести временных лет», отличалась неким своеобразием – от нее исходило страшное зловоние. Причем летописец подчеркивал, что могила его в пустыне существует и до сего дне. Так заканчивает летопись рассказ о Святополке. Вопрос: все ли она рассказала нам?

При внимательном чтении возникает сомнение в полноте и достоверности летописного рассказа. Начнем мы с совершенно невинного вопроса, куда все-таки подевался Святополк во время перераспределения княжения между Владимировичами после смерти старшего Вышеслава? Во втором перечне его имя, как и имя Изяслава полоцкого, отсутствует. А по обычаям того времени, после смерти старшего брата его место должен был занять следующий по старшинству брат. Исключение могло быть только одно – если этот брат умер раньше старшего. Тогда этому умершему наследовали его сыновья и внуки. Тогда княжение фактически могло выйти из состава киевской Руси, что собственно и произошло с полоцким княжеством. Судя по всему, Изяслав полоцкий скончался раньше Вышеслава, именно поэтому наследует его сын, а потом внук – Брячислав Изяславич и Всеслав Брячиславич. Так что отсутствие Изяслава в этом перечне понятно. А вот куда делся Святополк?

Не менее любопытен и другой вопрос: почему, скажем, вышгородские бояре поддержали Святополка? Почему Святополк обосновался в Киеве и, если бы не Ярослав, то так и остался бы видимо киевским князем? Еще загадочнее выглядят заявления летописца и автора житийной повести о Борисе и Глебе, что киевляне отказались принять тело Бориса, и несчастного князя пришлось похоронить в Вышгороде в княжеской резиденции. И откуда летописцу известно, что обезглавленный труп, найденный на месте убийства, принадлежал именно Георгию Угрину? Летописец никак не поясняет нам это. Зачем Святополку потребовалось дважды посылать убийц к Борису? И откуда князь узнал о том, что Борис еще жив? И почему сами убийцы, которые везли тело Бориса, не заметили этого? Да и вообще – зачем Святополку понадобилось убивать братьев? Ведь Борис и Глеб добровольно признали его старшинство и право на киевский престол. Кстати, зачем Глебу понадобилось выбирать окружной путь из Мурома в Киев? Ну, можно сказать, что он ехал так, как обычно ездили в то время – на корабле, по рекам и по переволокам. Хотя это все же странно, потому что Глеб вроде бы очень торопился, чтобы застать отца в живых. Интересно, что Ярослав, живущий в Новгороде, успевает предупредить Глеба о посланных к нему убийцах. Путь до Новгорода и от Новгорода до Смедыни раз в пять превышает тот путь, который должны были проделать убийцы, посланные Святополком, судя по всему, из Киева.

Это все вопросы, которые остаются без ответа, как и такой вопрос: куда делись посланные Ярославом гонцы? Интересно и то, что, скажем, старшего сына Изяслава Ярославича назвали Святополком, а вот детей и внуков Ярослава, которых назвали бы в честь Бориса и Глеба (или Романа и Давида – это крестильные имена князей), не было. Это весьма любопытно! Да и вообще – как увязывается с обликом Ярослава, братолюбца и мстителя окаянному братоубийце, содержание в течение 24 лет в псковской тюрьме другого брата, Судеслава, который уцелел после усобиц 1015–1019 годов? Или многолетняя его война с другим братом, Мстиславом? Все это факты, которые плохо укладываются в привычную схему.

Не все просто и с самим Святополком. Скажем, почему киевляне поддерживают его, а не Ярослава, например? Чем объясняется поразительное совпадение двух битв между Ярославом и Святополком, так что многие исследователи думают, что это описание одной и той же битвы? И тогда возникает вопрос, когда она состоялась – в 1015 году или в 1018 году? И наконец, почему Святополк бежал в Польшу и почему польский король поддерживает его и помогает изгнаннику вернуть киевский престол?

На все вопросы, которые мы затронули, ни один из отечественных источников не дает ответа, но зато многое проясняется, если обратиться к зарубежным источникам. Прежде всего, это хроника Титмара Мерзебургского (это был германский хронист, который жил в городе Мерзебурге на границе немецких и западно-славянских земель). Его чрезвычайно интересовали отношения между Польшей и Русью, потому что польский король Болеслав в это время сражается с патроном Титмара Мерзебургского Генрихом II. Титмар очень внимательно следит за тем, как развиваются события. Что самое интересное – как только у Болеслава улучшаются отношения с Русью, тут же ухудшаются отношения со Священной Римской империей. Как только ухудшаются отношения с Русью – Болеслав признает себя вассалом Священной Римской империи, просит войска и уже сражается с русскими князьями. И Титмар поэтому внимательно следит за тем, что происходит на Руси. И он рассказывает замечательно интересную историю, рассказывает о том, о чем молчат древнерусские летописи. В частности, выясняется, что один из сыновей Владимира, а именно Святополк, женился на дочери Болеслава Храброго, имени этой дочери не упоминают, но существенно, что это происходит при жизни Владимира. И сразу после женитьбы Святополк, его супруга – дочь Болеслава Храброго, и ее духовник епископ Рейнберн оказываются в темнице. Владимир сажает их в темницу по обвинению в каких-то государственных преступлениях. Титмар пишет, что Святополку удалось бежать из этой темницы только после смерти Владимира в 1015 году, он бежит из Киева, оставив там в заточении свою супругу. И скрывается в Польше у Болеслава, который тут же заключает договор с германским королем, просит у него войско и пытается восстановить на престоле своего дорогого зятя, что ему удается в 1018 году. Болеслав вместе со Святополком переходят границу с Русью и захватывают Киев. Ярослав бежит. Тут-то и начинается самое интересное, но, к несчастью для нас, в декабре 1018 года Титмар умирает. Он знал о том, что происходило в Киеве от тех немецких воинов, которые успели к декабрю 1018 года вернуть из похода на Киев. Но что происходило дальше, мы от Титмара узнать уже не можем.

Зато кое-что нам рассказывает скандинавская сага. Это так называемая Эймундова сага, сага об Эймунде и Рагнаре – двух братьях, которые после неудач у себя дома нанимаются на службу к некоему князю Ярицлейву, в котором очень легко узнать Ярослава. Они помогают ему бороться с его братом Бурицлавом, захватывают город Бурицлава, защищают этот город от войска Бурицлава и наконец убивают Бурицлава, причем убивают его при обстоятельствах, которые как две капли воды походят на убийство Бориса убийцами, посланными Святополком Окаянным. Возникает масса вопросов, например, почему летописец не дает нам никаких намеков на то, что Святополк невиновен и что он оклеветан Ярославом? Однако при более внимательном взгляде на текст летописи мы можем найти кое-какие детали, которые позволяют нам усомниться в официальной версии, излагаемой летописцем.

Надо иметь в виду, что по некоторым косвенным признакам все главные действующие лица этой истории отождествляются летописцем с библейскими персонажами. Помимо всего прочего Святополк отождествляется с Даном, одним из сыновей Иакова. Есть такие апокрифические произведения – «Заветы 12 патриархов», где каждый из сыновей Иакова в конце жизни рассказывает о своей судьбе своим детям. И Дан, в частности, говорит, что он затеял недоброе на брата своего Иосифа и подстерегал его, «аки рысь козлище», но Бог уберег его от этого греха. Вряд ли я удивлю кого-то, если замечу, что в летописи Борис отождествляется с Иосифом и те характеристики, которые летопись приписывает Борису, на самом деле являются библейскими характеристиками Иосифа. Есть и другие детали, скажем, описание бегства Святополка во время последней битвы на Альте. Описание это было очень коротким в первоначальном варианте летописи, буквально оно звучало так: «и бежал Святополк в печенеги, а Ярослав иде в Киев». Но проходит всего несколько лет, и мы находим в летописи, в «Повести временных лет», уже развернутый рассказ о том, как Святополк бежит, как его несут на носилках и как он принимает муки в пустыне после смерти – вечные муки.

Возникает вопрос: откуда это все взял летописец? Установить источник довольно просто – это библейские тексты и апокрифические тексты, рассказывающие о разных персонажах. И если бы мы предъявляли этот текст не буквально, а через те образы, к которым обращается летописец, то оказалось бы, что Святополк бежит как человек, повинный в пролитии крови, однако это не главный грех, который висит на нем, главное – что он богоотступник. Он бежит как Антиох IV Епифан , когда тот бежит из Персии и умирает как Ирод окаянный, который отступился от Бога. Вот какие черты начинают проступать в тексте.

Однако одна деталь не находила подтверждения в текстах апокрифических и библейских. В конце концов удалось разыскать и ее. Прочитаю это текст из апокрифической Книги Еноха, чтобы было ясно, о чем идет речь: «И сказал Господь Рафуилу: «Свяжи Азазела по рукам и ногам и положи его во мрак; сделай отверстие в пустыне, которая находится в Дудаеле, и опусти его туда… И в великий день суда он будет брошен в жар (в геенну)… ему припиши все грехи!» (2: 35-38).Это образ, который нам хорошо известен из Библии и который широко бытует у нас в виде фразеологизма. Азазел – это козел отпущения, который принимает муки за чужие грехи. Уж не таким ли козлом отпущения виделся летописцу Святополк Окаянный? Во всяком случае, в этом есть своя логика и свой интересный поворот, который, правда, разрушает устоявшееся представление, миф об отношениях между Ярославом и Святополком.

Есть еще одна линия, на которую я хотел бы обратить внимание. Библейские характеристики Святополка, в частности, отождествление его с Даном, выводят на еще один библейский персонаж. Из рода Дана должен родиться Антихрист, а Антиох IV Епифан считался если не самим Антихристом, то его предтечей. Если все это действительно так, тогда очень многое становится на свои места. Становится понятно, почему летописец дважды подчеркивает, что Святополк – плод прелюбодеяния, его матерью была монахиня-расстрига, а согласно «Откровению Мефодия Патарского», Антихрист должен был родиться у монахини. Еще один любопытный момент: время правления Святополка в Киеве, три с половиной года – это тот самый срок, который Антихрист должен править на земле. И то, чем занимается Святополк в Киеве, совпадает с тем, что должен делать Антихрист в последние времена. Удивительные характеристики дает летописец своим персонажам, хотя и не сразу заметные! Для того, чтобы до них докопаться, приходится приложить немало усилий. Скорее всего мы встречаемся тогда с другим мифом, который еще не можем прочитать, но который не совместим с привычным мифом, существующим в нашем обыденном сознании.

yos.ru

Князь Святополк Окаянный, убийсвто Бориса и Глеба

Ненависть — активное чувство недовольства; за­висть — пассивное. Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть.

Гёте Иоганн Вольфганг

В 1015 году в Киевской Руси вспыхнула новая междоусбоная война. Причиной тому стала смерть великого князя Владимира. После себя он оставил двенадцать детей, которые и начали делить между собой великокняжеский престол. Первым свои права на власть объявил приемный сын Владимира – Святополк. Быстро воспользовавшись предоставленным ему случаем, он самостоятельно собрал киевское вече и назвал себя правителем Киевской Руси.

Убийство Бориса и Глеба

В это время в Киев возвращался из похода князь Борис со своей дружиной. На реке Альт ему сообщили печальные известия о смерти его отца и о том, что брат его захватил власть в Киеве. Дружина, которой руководил Борис, состоявшая, главным образом, из старых воинов Владимира, предложила молодому князю силой отобрать власть. Воспитание и братские чувства не позволили молодому человеку обнажить оружие на старшего брата. Такое поведение молодого князя было воспринято, как малодушие и трусость, поэтому большая часть дружины Бориса отправилась в Киев служить тамошнему князю.

Святополк тем временем отправился в Ижгород, чтобы лично убедиться в преданности тамошних бояр. Не веря простым словам, он потребовал от бояр в качестве доказательства их преданности принести ему голову Бориса. Бояре согласились и отправились на реку Альт, где стоял стан Бориса. Молодой князь молился в своем шатре. Убийцы дождались, пока он уснет, и убили его. Тело завернули в простыни и отправили Святополку. Так Борис был убит собственным братом.

Святополк Окаянный продолжал свои злодеяния. После убийства Бориса, он отправил гонцов в Муром, которым правил другой его брат — Глеб. Гонцы передали князю весть о том, что Владимир тяжело болен, и хочет видеть своего сына. Обман сработал, и Глеб с малым войском отправился в Киев. Святополк велел организовать засаду и умертвить своего брата. Недалеко от Смоленска Глеб со своей дружиной был остановлен посланниками Ярослава, которые сообщили ему весть о смерти отца и предательстве брата. Глеб оплакивал отца. В это время его окружили убийцы. Малая дружина не смогла спасти князя, его убил собственный повар, в надежде угодить киевскому правителю. Убийство Бориса и Глеба было подлым шагом, а сами братья позже были причислены православной церковью к лику святых. Самого же Святополка народ за эти злодеяния окрестил «окаянный».

Новые злодеяния

Древлянский князь Святослав, узнав о случившемся, пришел в отчаяние. Не видя возможности противостоять Святополку, он решил бежать в Венгерское государство. Однако, Святополк предвидел это и его войско уже выдвинулось во владение Святослава. Вблизи Карпат они догнали князя и, как свидетельствуют летописцы, жестоко убили его. Так, Святополк окаянный, как народ начал называть его, умертвил уже трех своих братьев. Он не чувствовал за собой вины, но знал, что народ его может не простить. Поэтому он часто собирал людей и раздавал им деньги, меха и одежды, пытаясь купить их уважение.

Противостояние Святополка и Ярослава

В 1016 году Ярослав отправился наказать брата. Впервые они встретились возле города Любеч. Силы были равны, Святополк окаянный нанял для войны половцев. Однако, Ярослав, грамотный тактик, нанес поражение своему брату и въехал победителем в Киев. Святослав же бежал в Польшу и просил помощи у местного короля Болеслава. Польский король согласился предоставить свое войско и лично отправился в военный поход на Киев. У реки Буга Ярослав со своим войском встретил неприятеля. Поляки, войско которых состояло главным образом из немецких и венгерских наемников, храбро сражались и нанесли руссим поражение. С небольшой горсткой солдат Ярославу удалось добраться до Новгорода. Оттуда молодой князь хотел отправиться в Швецию, дабы там найти соратников в борьбе с Болеславом и Святополком. Новгородцы отговорили его от бегства. Одновременно с этим Болеслав со своим войском подошел к Киеву. Сопротивлялся город недолго и 14 августа 1018 года киевляне сдались. Болеслав, король Польши, въехал в Киев, чтобы провозгласить Святополка новым князем Киевским.

Польский король, находя задачу решенной, отпустил по домам все наемное войско. Поляки же из его дружины были расквартированы по южным городам. Не знал еще Болеслав о коварстве и предательстве своего «ставленника», который боясь за посягательство поляков на свой престол, тайно отдал приказ убить всех воинов, с которыми пришел польский король. Резня была ужасной. Практически все навемное польское воиско было уничтожено, только Болеславу удалось спастись бегством.

В это время Ярослав собрал новое войско и отправился с ним в Киев. Святополк Окаянный не верил в преданность киевлян, а союзного войска поляков у него уже не было. Это вынудило его бежать к половцам, среди которых он и завербовал свою новую армию, с которой и отправился на Русь. Два войска сошлись на реке Альт в 1019 году, на том самом месте, где убийцы, подговоренные коварным Святополком, убили князя Бориса. В ходе битвы Святополк был вынужден отступить, но был настигнут одним из варяг, который и доставил его голову Ярославу.

istoriarusi.ru

Как Ярослав Мудрый и Святополк Окаянный Киев делили: mil_history

В 1018 году новгородцы изрубили ладьи своего князя Ярослава Мудрого.
Так они выразили свое желание сражаться за него.

Странный способ, не правда ли? Но давайте начнем с самого начала.

А началась эта история 15 июля 1015 года.


В этот день в пригороде Киева умер князь Владимир, креститель Руси.

Из грязи – в князи


Владимир «Красно Солнышко» на закате своей жизни заточил под стражу одного из своих наследников — Святополка, по прозвищу Окаянный. Вместе ним в неволе томились жена Святополка, польская принцесса, и ее духовник, епископ Кольбергский Рейнберн.

Что стало причиной ареста не совсем ясно.

Возможно, Владимир собирался посадить на княжение в Киеве своего любимого сына, Бориса, князя ростовского . И чтобы не дать Святополку возможности претендовать на княжеский стол, он убрал его с дороги таким вот способом.

Возможно имелась какая-то другая причина — точно сказать сложно, с тех событий прошла тысяча лет.

На тот момент Киев был центром огромного и сильного княжества. Это был лакомый кусочек для каждого, кто хотел власти. Человек, способный проглотить этот кусок, имел все, что доступно смертному.

И как только Владимир умер, этим человеком стал Святополк Владимирович, которого освободили из темницы вместе с женой и духовником.

 

Новгород против


Тем временем другой сын Владимира, Ярослав (в дальнейшем прозванный Мудрым), княжил в Новгороде. После смерти отца, с которым он — будем честны — не всегда ладил, князь Ярослав заявил свои претензии на престол.

Ярослава поддержали преданные ему новгородцы и наемная варяжская дружина, которой командовал норвежский конунг Эймунд Хрингссон. Если верить сагам, он был не только отважный воин, но еще и талантливый диверсант.

Поздней осенью 1016 года Ярослав и Святополк встретились близ Любеча. Была битва и войско новгородского князя, усиленное варягами, победило в ней. Затем Ярослав пошел в Киев, где щедро наградил всех своих воинов за храбрость и преданность.

 

Возвращение Окаянного


Святополк не спустил брату обиды.
Через год он вернулся и привел с собой печенегов, а также своего тестя, польского князя Болеслава Храброго. Тот имел поддержку Запада, поэтому в его войске были не только поляки, но еще венгры и немцы.

Князь Ярослав решил сыграть на опережение и встретиться с противником в чистом поле.

Когда между двумя войсками оказалась только водная преграда, Ярослав замешкался. Водная преграда давала ему чувство защищенности, плюс он не решался атаковать первым.

Это сделал Болеслав.
Поляки внезапно преодолели реку и застав дружину Ярослава врасплох, перебили ее.

Поражение было столь сильным, что Ярослав бежал в Новгород всего с четырьмя воинами.
Киев оказался незащищенным. И именно туда направилось объединенное войско Святополка и Болеслава.

 

Избиение поляков


В Киеве Святополка ожидал неприятный сюрприз.

Поляки, которых он привел, нарушили договор. Болеслав не стал отдавать ему завоеванный город.

Наоборот, он осел в городе как его правитель и разместил свои гарнизоны по всем окрестностям. Кормить захватчиков должны были местные жители.

Народ взбунтовался. Поляков стали попросту убивать.

И тут опять есть две версии. По одной выходит, что обиженный на родственника Святополк сам велел своим сторонникам избивать поляков. По-другой – что беспорядки начались стихийно, потому что народ не стал терпеть пренебрежительное отношение со стороны победителей.

В историю эти волнения вошли как Киевское восстание 1018 года (известно еще как минимум три). Видимо опасность того, что русский бунт явит всю свою беспощадность была достаточно велика.

Болеслав спешно покинул Киев, оставив зятя без военной поддержки.

Однако уезжал он все равно победителем. С собой у польского князя была вся княжеская казна и заложницы — сестры князя Ярослава, которые оставались в городе.

 

Топоры новгородцев


Теперь давайте вернемся к Ярославу, который вернулся в родной Новгород побежденным. После недолгих сборов он приготовился бежать «за море».

И тут новгородцы сделали то, о чем я рассказал в самом начале.

Они изрубили его ладьи, приведя их в негодность. А потом заявили князю, что хотят биться за него с Болеславом и Святополком.

Если быть до конца честными, то в их поступке была не столько любовь к князю Ярославу, сколько боязнь Святополка. Никто ведь не гарантировал, что завтра он не придет под стены Новгорода со своей дружиной. Довести, так сказать, дело до логического конца.

Однако возникла еще одна проблема. Силы новгородцев были малы, а оплатить услуги варяжской дружины князь Ярослав не мог. Не хватало денег.

Вскоре в народ пустили шапку. Брали серебром — с мужей по 4 куны, со старейшин по 10 гривен, а с бояр — по 18 гривен.

Собранных средств хватило на новый контракт с Эймундом и варягами, плюс на вооружение.

Весной 1019 года войско во главе с князем Ярославом вышло из Новгорода в Киев. Последняя встреча враждующих братьев случилась около реки Альты, это левый приток Днепра.

К сожалению, более точного места летопись нам не раскрыла, однако упомянула, что сражались князья рядом с тем самым местом, где был убит их брат — князь Борис.

В ходе ожесточенного сражения новгородское войско разбило дружину Святополка.
Его знамя было захвачено. Сам князь ранен.

Тогда Эймунд спросил Ярослава: «прикажете ли убить Святополка, или нет?»

Князь ответил, что никого не принуждает к этому.
Но, добавил Ярослав, порицать того, кто убьет Святополка он также не станет.

 

Что было дальше?


Святополк

Его не убили.
Он бежал через Польшу в Чехию, но так и не закончил своего путешествия. Страдая от болезни, князь Святополк умер в дороге.

Болеслав

Через 6 лет, 18 апреля 1025 года, князь Болеслав Храбрый был торжественно коронован. Он стал первым королем Польши.

Ярослав

В битве на реке Альте князь Ярослав поставил точку в борьбе за киевское княжение. Но не в раздробленности русских княжеств — она только входила в свою золотую пору.

Уже через год на владения Ярослава поднимет меч собственный племянник — Брячислав, князь Полоцкий. Воспользовшись тем, что дядя был в Киеве, он нападет на Новгород.


Ярославу придется спешить.
За 7 дней он не только соберет войско, но и совершит беспрецендентный марш-бросок, длиной 800 километров! В итоге Брячислав будет разбит, а пленные новгородцы освобождены из неволи.

И это будет совсем не последнее сражение в жизни князя Ярослава Мудрого…

* * *


Фото — Андрей Бойков, Сергей Балмашов, Алексей Строганов. Также использованы снимки из социальной сети «Вконтакте».

Первоисточник — http://ludota.ru/kak-yaroslav-i-svyatopolk-za-kiev-srazhalis.html

mil-history.livejournal.com

Вторая междоусобица на Руси — 1015-1019 годы

Схема — вторая усобица на Руси

Причины и предпосылки

Существует несколько основных причин, подтолкнувших наследников Владимира Крестителя к междоусобице:

  • Многоженство князя Владимира — многие из его сыновей были рождены от разных женщин, что увеличивало их неприязнь друг к другу. (Святополк был рожден от наложницы, бывшей жены Ярополка, которого убили по приказу Владимира).
  • Польские связи Святополка — некоторые исследователи предполагают, что князь Святополк попал под влияние своей жены, дочери польского князя Болеслава, и её духовника Рейенберна. Молодому князю была обещана помощь Польши, если он согласится отвернуть Киевскую Русь от христианства к католичеству
  • Общая для всех тенденция больших феодальных государств распадаться на личные княжества, возглавляемые детьми недавно умершего верховного правителя (князя, короля, императора), с последующей борьбой за власть между ними.

Убийство князей Бориса, Глеба и Святослава

После смерти князя Владимира 15 июля 1015 года, Святополк при помощи верных ему вышегородских бояр утвердился в Киеве и объявил себя новым киевским князем. Возглавлявший княжескую дружину Борис, несмотря на уговоры соратников, отказался от противостояния с братом. Дружинники отца покинули его и он остался с ближайшими людьми.

Согласно официальной истории, Святополк, извещая Бориса о смерти отца и предлагая жить с ним в мире, одновременно отправил к брату наемных убийц. Ночью, 30 июля князь Борис был убит вместе со слугой, попытавшимся защитить хозяина.

После этого, под Смоленском наемные убийцы настигли князя Глеба, а попытавшийся бежать в Карпаты древлянский князь Святослав вместе со своими семью сыновьями погиб в сражении против большого отряда посланного за ним в погоню.

Святополк Владимирович «Окаянный»
(Худ. В.Шереметьев. 1867)
Гибель Святослава и борьба за власть между сыновьями Владимира Святославича лишила карпатских хорватов последнего союзника, и долины Боржавы и Латорицы были аннексированы венграми.
Глеб Владимирович (князь муромский)

Подробнее

Борис Владимирович — фрагмент иконы

Подробнее

Официальная версия виновности в братоубийстве именно Святополка позже подверглась оспариванию на основе сохранившихся и переведенных норвежских саг (об Эймунде). Учитывая тот факт, что по летописям Ярослав, Брячислав и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве, и лишь два брата — Борис и Глеб — заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего», для Святополка весьма странным было бы убивать своих союзников. А вот Ярослав, чьи потомки имели возможность повлиять на написание летописей, был весьма заинтересован в устранении конкурентов на пути к киевскому престолу.

Борьба между Ярославом и Святополком за киевский престол

1016 — битва под Любечем

В 1016 году Ярослав во главе 3-тысячного новгородского войска и наёмных варяжских отрядов двинулся против Святополка, позвавшего на помощь печенегов. Два войска встретились на Днепре вблизи Любеча и на протяжении трёх месяцев, до поздней осени, ни одна из сторон не рисковала перейти реку. Наконец это сделали новгородцы, которым и досталась победа. Печенеги были отрезаны от войск Святополка озером и не смогли прийти к нему на помощь.

Битва под Любечем (1016). Радзивилловская летопись.Битва под Любечем (1016). Печенеги, отрезанные озером от союзников. Радзивилловская летопись.

1017 — осада Киева

В следующем 1017 (6525) году печенеги по наущению Бурицлейфа (здесь мнения историков расходятся, одни считают Бурицлейфа — Святополком, другие — Болеславом) предприняли поход на Киев. Печенеги пошли на приступ значительными силами, тогда как Ярослав мог опираться только на остатки варяжской дружины под предводительством конунга Эймунда, новгородцев и небольшой киевский отряд. По данным скандинавской саги, Ярослав в этом бою был ранен в ногу. Печенегам удалось ворваться в город, но мощный контрудар отборной дружины после тяжелого кровоприлитного боя обратил печенегов в бегство. Кроме того, для обороны Киева положительную роль сыграли большие «волчьи ямы» у стен Киева, вырытые и замаскированные по приказу Ярослава. Осаждённые предприняли вылазку и в ходе преследования захватили стяг Святополка.

1018 — Сражение на реке Буге
Святополк и Болеслав Храбрый захватывают Киев

В 1018 году Святополк, женатый на дочери польского короля Болеслава Храброго, заручился поддержкой тестя и вновь собрал войска для сражения с Ярославом. Войско Болеслава, помимо поляков, включало 300 немцев, 500 венгров и 1000 печенегов. Ярослав же, собрав свою дружину, двинулся навстречу и в результате сражения на Западном Буге войско киевского князя было разбито. Ярослав бежал в Новгород, а дорога на Киев была открыта.

14 августа 1018 года Болеслав и Святополк вступили в Киев. Обстоятельства возвращения Болеслава из похода туманны. В Повести временных лет говорится об изгнании поляков в результате восстания киевлян, однако Титмар Мерзебургский и Галл Аноним пишут следующее:

Болеслав Храбрый и Святополк у Золотых ворот Киева

«Болеслав поставил там в Киеве на свое место одного русского, породнившегося с ним, а сам с оставшимися сокровищами стал собираться в Польшу.»

Болеслав получил в награду за помощь Червенские города (важный торговый узел на пути из Польши в Киев) киевскую казну и множество пленных, а также, согласно Хронике Титмара Мерзебургского, Предславу Владимировну — любимую сестру Ярослава, которую он взял в наложницы.

А Ярослав приготовился бежать «за море». Но новгородцы изрубили его ладьи и убедили князя продолжить борьбу со Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.

1019 — битва на реке Альте

Битва на Альте (1019). Радзивилловская летопись.

Весной 1019 года Святополк сразился с Ярославом в решающей битве на реке Альте. Летопись не сохранила точного места и подробностей битвы. Известно только, что битва протекала весь день и носила крайне ожесточённый характер. Святополк бежал через Берестье и Польшу в Чехию. В пути, страдая от болезни, умер.

«Пришёл Святополк с печенегами в силе тяжкой, и Ярослав собрал множество воинов и вышел против него на Альту. Пошли друг на друга, и покрылось поле альтинское множеством воинов. … и на восходе солнца сошлись обе стороны, и была сеча злая, какой не бывало на Руси. И, за руки хватаясь, рубились и сходились трижды, так что кровь текла по низинам. К вечеру одел Ярослав, и Святополк бежал»

Ярослав Мудрый вновь занял Киев, но положение его было шатким и князю предстояло еще не раз доказать собственное право на владение столицей Киевской Руси.

Итоги и результаты

  • Ярослав Мудрый занял Киевский престол с 1019 года
  • Убиты князья Борис, Глеб и Святослав
  • Святополк бежал после поражения и умер где-то между Чехией и Польшей
  • Червенские города перешли под управление Польши
  • Польский король Болеслав I захватил в Киеве множество пленников, казну и сестер Ярослава Мудрого
  • О независимости от Киева объявили княжества Полоцкое и Тмутараканское
  • Общее разорение городов и территорий на которых происходили события

Биография
Ярослава Мудрого

Внутренняя политика
Ярослава Мудрого

xn--80apmdfm0a.xn--p1acf

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *