О комедии гоголя ревизор – . . . .

Содержание

«Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя

В 1835 году Гоголь начал сочинять комедию «Ревизор», сюжет которой подсказал ему Пушкин. В начале 1936 года состоялась премьера пьесы в Москве и Петербурге. Однако Гоголь продолжал вносить коррективы в текст произведения вплоть до 1842 года, когда была завершена окончательная редакция.

«Ревизор» – пьеса совершенно новаторская. Гоголь впервые создал социальную комедию без любовной линии. Ухаживания Хлестакова за Анной Андреевной и Марией Антоновной скорее пародия на высокие чувства. В комедии нет также ни одного положительного персонажа. Когда писателя упрекали в этом, он отвечал, что главный положительный герой «Ревизора» – смех.

Необычна и композиция пьесы, поскольку в ней нет традиционной экспозиции. С первой же фразы Городничего начинается завязка сюжета. Финальная немая сцена также немало удивила театральных критиков. Ранее никто не использовал такой прием в драматургии.

Классическая путаница с главным героем приобретает у Гоголя совершенно иной смысл. Хлестаков не собирался выдавать себя за ревизора, он какое-то время сам не мог понять, что происходит. Просто считал: уездное начальство заискивает с ним только потому, что он из столицы и модно одет. Окончательно открывает глаза щеголю Осип, уговаривая барина уезжать, пока не поздно. Хлестаков не стремится обмануть кого-либо. Чиновники обманываются сами и втягивают мнимого ревизора в это действо.

Сюжет комедии построен по замкнутому принципу: пьеса начинается с новости о приезде ревизора и заканчивается таким же сообщением. Новаторство Гоголя проявилось и в том, что в комедии нет второстепенных сюжетных линий. Все действующие лица завязаны в одном динамичном конфликте.

Несомненным новшеством явился и сам главный герой. Впервые им стал глупый, пустой и ничтожный человек. Писатель так характеризует Хлестакова: «без царя в голове». Характер героя наиболее полно проявляется в сценах вранья. Хлестаков столь сильно вдохновлен собственным воображением, что не может остановиться. Он нагромождает одну нелепицу за другой, даже не сомневается в «правдивости» своей лжи. Игрок, мот, любитель приударить за женщинами и пустить пыль в глаза, «пустышка» – таков главный герой произведения.

В пьесе Гоголь затронул масштабный пласт российской действительности: государственная власть, медицина, суд, образование, почтовое ведомство, полиция, купечество. Писатель поднимает и высмеивает в «Ревизоре» множество неприглядных черт современной жизни. Здесь поголовное взяточничество и пренебрежение своими обязанностями, казнокрадство и чинопочитание, тщеславие и страсть к сплетням, зависть и наушничество, хвастовство и глупость, мелочная мстительность и тупость… Чего только нет! «Ревизор» – настоящее зеркало российского общества.

Необычна для пьесы и сила сюжета, его пружина. Это страх. В России XIX века ревизию проводили чиновники высокого ранга. Поэтому приезд «ревизора» и вызвал в уездном городке такую панику. Важный человек из столицы, да еще с

«секретным предписанием», привел местное чиновничество в ужас. Хлестакова, который никоим образом на проверяющего не похож, легко принимают за важное лицо. Любой проезжающий из Петербурга вызывает подозрение. А этот две недели живет и не платит – именно так, по мнению обывателей, и должен вести себя человек высокого ранга.

В первом действии обсуждаются «грешки» всех собравшихся и отдаются распоряжения по «косметическим» мерам. Становится понятно, что никто из чиновников себя виноватым не считает и ничего менять не собирается. Лишь на время будут выданы чистые колпаки больным и подметены улицы.

В комедии Гоголь создал собирательный образ чиновничества. Государственные служащие всех рангов воспринимаются как единый организм, поскольку близки в своем стремлении к стяжательству, уверены в безнаказанности и правильности своих действий. Но каждый персонаж ведет свою партию.

Главный здесь, конечно, городничий. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский на службе тридцать лет. Как человек хваткий, он не упускает выгоду, что сама плывет в руки. Но в городе полный беспорядок. На улицах грязь, арестантов и больных отвратительно кормят, полицейские вечно пьяны и распускают руки. Городничий тягает за бороды купцов и дважды в году празднует именины, чтобы получить больше подарков. Деньги, отпущенные на строительство церкви, исчезли.

Появление ревизора сильно пугает Антона Антоновича. А вдруг проверяющий не берет взяток? Видя, что Хлестаков деньги берет, городничий успокаивается, старается ублажить важное лицо всеми средствами. Второй раз Сквозник-Дмухановский пугается, когда Хлестаков хвастается своим высоким положением. Тут ему становится страшно попасть в немилость. Сколько же дать денег?

Забавен образ судьи Ляпкина-Тяпкина, который страстно любит псовую охоту, берет взятки борзыми щенками, искренне считая, что это

«совсем другое дело». В приемной суда творится полный кавардак: сторожа завели гусей, по стенам развешена «всякая дрянь», заседатель постоянно пьян. А сам Ляпкин-Тяпкин не может разобраться в простой докладной записке. В городе судью считают «вольнодумцем», так как он прочитал несколько книг и говорит всегда высокопарно, хотя и совершенные глупости.

Почтмейстер искренне недоумевает, почему нельзя читать чужие письма. Для него вся жизнь – интересные сюжеты из писем. Особенно понравившиеся корреспонденции почтмейстер даже оставляет у себя и перечитывает.

В больнице попечителя богоугодных заведений Земляники также царит беспорядок. Пациентам не меняют белье, а врач немец ничего не понимает по-русски. Земляника подхалим и доносчик, не прочь облить грязью своих товарищей.

Привлекает внимание комичная пара городских сплетников Бобчинского и Добчинского

. Для усиления эффекта Гоголь делает их похожими внешне и дает одинаковые имена, даже фамилии персонажей отличаются всего одной буквой. Это совершенно пустые и бесполезные люди. Бобчинский и Добчинский заняты только собиранием сплетен. Таким образом, им удается оказаться в центре внимания и почувствовать свою значимость.

Начав писать «Ревизора», Гоголь пообещал Пушкину: «Клянусь, будет смешнее черта». Свое обещание Николай Васильевич сдержал. Николай I, посмотрев комедию, заметил: «Всем досталось. А мне больше всего».

goldlit.ru

Анализ комедии Гоголя Ревизор

Предметом для повествования в комедии «Ревизор» Гоголь выбрал жизнь чиновника в России. Писатель всячески подвергает сатире присущие этой жизни нравы. Элементы комизма присутствуют во всем произведении, включая героев.

Ничтожный образ Хлестакова держит в страхе весь город, в котором местные чиновники успели набрать себе грехов. Хлестаков способный враль, он верит в то, что говорит и это заставляет верить ему других. Хлестаков не собирается покидать город и не испытывает страха от возможного раскрытия обмана. Он ведёт себя рискованно. И смеет приударять за привлекающими его взгляд особами.

Антон Антонович — герой далеко не глупый, ищущий во всем свою выгоду. Во всем ставит свои интересы превыше остальных. Не догадываясь о вранье Хлестакова Антон уже грезит засчет него устроиться в Петербурге, но все рушится в последний момент, когда в город приезжает настоящий ревизор.

Осип хитрый прислужник Хлестакова, который быстро ориентируется в ситуациях. Он же даёт совет хозяину скорее покинуть город. Осип понимает, что хозяин без него не сможет существовать и поэтому позволяет себе вести с ним фамильярно.

Автор вырисовывает типичную ситуацию в обобщенном образе города N. Чиновники живут свободно, согласно своим интересам.

Произведение Гоголя по настоящее время остаётся актуальным в существовании типичных проблем, когда власть на верхах не делает ничего, чтобы способствовать улучшению жизни своего народа.

Писатель указывает на отрицательные качества каждого. Богатые женщины — это пошлые, алчные и лживые создания. А в простых людях автор высмеивает готовность потакать прихотям господ.

Гоголь не случайно эпиграфом произведения выбирает строку: » На зеркало не нужно пенять, если рожа крива». Произведение насыщено злободневными образами, но не каждый способен принять и согласится, что это присутствует и в его эпоху.

Автор не делает ни одного героя пьесы идеальным. Это говорит, что каждый виновен по своему. Чиновники обирают народ, который позволяет это делать и продолжает жить в нищенских условиях.

Гоголь призывает, прежде чем осуждать, следует искоренить зло в себе и тем самым сузить этот круг зла и невежества.

Вариант 2

В реалистической общественной комедии Гоголя рассказывается о необычном случае в уездном городе N. Местные чиновники по ошибке приняли молодого человека по имени Иван Александрович Хлестаков за ревизора.  Стремясь произвести на него впечатление и скрыть все недочеты, они обнажают все проблемы русского бюрократического аппарата того времени.

Интересен тот факт, что повествование начинается с завязки: чтения городничим письма о скором приезде ревизора. Эта новость ошеломляет всех присутствующих, ведь положение дел в N. далеко от идеала. По воле случая, в этот момент в городе приезжает Хлестаков, проигравший все свои деньги в карты.  Ему даже нечем заплатить за обед, но местные жители видят в нем черты столичного гражданина, сопоставляя это с недавним письмом. Таким образом, они принимают его за ревизора, о котором сообщалось в письме городничему.

Далее следует развитие действия, связанное с Хлестаковым  ¬- «ревизором».  Движимые страхом, чиновники задабривают мнимого «ревизора» так, как только могут. Например, платят хозяину трактира за обед и проживание Хлестакова и дают ему денег взаймы. Изначально они хотели дать ему взятку, но подумали, что он скрытно получает ее с помощью займа. Интересны рассуждения персонажей о коррупции. Например, городничий в серьез размышляет, будет ли являться получение взятки борзыми щенками преступлениями. Основном прием автора  ̶  сатира. В произведении гротескно изображается чиновничество и все русское общество с его основными пороками. В комедии представлен конфликт между широкими слоями населения и самодержавным бюрократическим аппаратом. Уездный город  N.  ̶  собирательный образ всей Руси.

Отдельного внимания заслуживает финал комедии. Немая сцена позволяет прочувствовать всю глубину досады чиновников, только в самом конце они осознают невежество.

Таким образом, автор в своем произведении поднимает социальные проблемы, которые не потеряли актуальность и по сей день: коррупция, чиновничий произвол, невежество. Хлестакову даже не пришлось врать, чтобы стать мнимым ревизором. Местные жители сами были готовы накормить его и предоставить все, что он захочет.

Ревизор — Анализ

В основу сюжета «Ревизора» Н. В. Гоголя легло предложенное А. С. Пушкиным действие: городничий получает письмо, в котором говорится, что в город в любую секунду может приехать ревизор. Жители города думают, что ревизор – приехавший Хлестаков. Они начинают льстить герою и ублажать его. Вся ситуация доходит до нелепой комичности.

Сюжет произведения достаточно прост, важнее сами образы, благодаря которым строится повествование.

Главный герой – Хлестаков – мелкий чиновник из Петербурга. Пустой внутри, он задолжал огромную сумму денег. Хлестакова принимают за ревизора, и тогда он с легкостью обводит вокруг пальца весь город N. Его ложь чиста и наивна до крайности. Героя все слушают, и это восхищает его. Поэтому обман Хлестакова увеличивает размеры. Герой сам верит во все истории, которые он придумал. Удивительно, что сам Хлестаков до последнего не понимал, почему у жителей к нему такое отношение. Он готов остаться в городе, не понимая, что обман скоро раскроется. И только после того, как он понял, что жители города принимают его за кого-то другого, Хлестаков пишет письмо литератору Тряпичкину, чтобы он посредством этой истории высмеял ошибку данных людей.

Образ главного героя дополняет его слуга Осип. Хлестаков не может позаботиться о себе сам, поэтому этим занимается его слуга. Осип хитер и намного умнее Хлестакова. Понимая, что героя принимают не за того, он советует хозяину покинуть город.

Хлестаков – это олицетворенный обман. Хвастовство и глупость присущи этому герою. Отдельные черты хлестаковщины можно обнаружить в любом человеке.

Город N – собирательный образ всех провинциальных городов России того времени. Чиновники все как один, но у них есть свои индивидуальные черты.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий. Он мог бы быть хорошим управленцев, если бы не заботился о своем материальном положении. Он хочет что-нибудь ухватить и никогда не упускает своего шанса.

В прибытии ревизора городничего скорее пугает неожиданность, нежели сама проверка. Он думает, что здесь можно удачно обставить дельце и даже что-нибудь для себя здесь выиграть. Городничий мечтает о видном положении в Петербурге.

Жена и дочь городничего — основные женские образы комедии. Они любят, когда ими увлечены окружающие. И Хлестаков появляется как некстати вовремя. Он привозит новости из высшего света столицы, рассказывает множество удивительных и занятных историй, а главное проявляет интерес и к матери, и к дочери. Каждая пытается добиться расположения ревизора.

Важны для понимания образы Бобчинского и Добчинского. Они городские помещики, которые похожи друг на друга. Это любители пустословить и сплетничать.  Именно они принимают Хлестакова за ревизора и пускают этот слух.

Второстепенные персонажи имеют яркие черты. Хлопов, смотритель училищ, робок и незаметен. Судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками. Земляника — попечитель богоугодных заведений, он ничего не делает для людей, поэтому жители часто умирают. Фамилия врача Гибнера более чем говорит за себя.
Шпекин, работающий на почте, любит читать чужие письма, и нередко забирать домой письма, которые ему пришлись по душе. Под начальством Уховертова работники полиции — Держиморда, Свистунов, Пуговицын — сами нарушают законе и порядок.

Таким образом, в каждом герое комедии Н. В. Гоголь показал различные пороки человеческого общества.

Образец 4

Сатирическая пьеса Гоголя даже сегодня звучит современно. Временами кажется, что это нынешние бюрократы, переодетые в старинные одежды, разыгрывают на сцене знакомые ситуации. Герои комедии во все времена останутся актуальными. Русской земле, наверное, уготовано щедро производить тунеядцев, желающих пышно паразитировать на чужом труде. Российская государственная служба отличается произволом, казнокрадством, взяточничеством. Эти недостатки разоблачены в пьесе «Ревизор».

В комедии изображена широкая картина деградации чиновничьего сообщества. В уездном городе царит беззаконие. Местный глава – покровитель коррупционеров. Средства, выделенные на организацию помощи нуждающимся гражданам, немедленно расхищаются. Больницы похожи на морги. Каждый чиновник – взяточник. Незаконные деяния они совершают не таясь.

События, описанные в комедии, происходят в вымышленном городе, но выглядят они типичными для всей России. Такие города сотнями разбросаны по стране. В них имеются суды, учебные заведения, полицейские участки, больницы, почтовые отделения. Но состояние всех этих структур плачевное. Больным не помогают, полицейские не заботятся о порядке, а сами учиняют бесчинства.

Своим появлением Хлестаков сподвигает чиновников соблюсти внешнюю благопристойность, которая всегда помогала им пускать пыль в глаза. Комично выглядят административные хлопоты: приукрашивание дороги, по которой предстоит проехать ревизору. О полезных изменениях никто не помышляет. Город готовится встретить проверяющего и радостно проводить. Затем общество снова погрузится в оцепенение, изредка вздрагивая от незначительных происшествий.

Действия пьесы характеризуют обитателей города как напыщенных и чванливых лицемеров.  Город, населенный вырождающейся человеческой породой, теряет надежду на будущее. Печальная перспектива. Уездные чиновники опасаются расплаты за злодеяния, но надеются выкрутиться, подкупив ревизора.

К их радости петербургский проверяющий выглядит сговорчивым душой-человеком: подношения принимает, от дружеских застолий не отказывается, с дамами флиртует с удовольствием. Безграничная радость: теперь чиновникам нечего опасаться, можно по-прежнему собирать урожай с общественной нивы. Однако справедливого возмездия в этот раз им не избежать. В финале появляется истинный ревизор, посланный изобличить преступную шайку. Хочется верить, что данный социальный анекдот завершится справедливым судом, которого Россия ожидает сотни лет.

Другие сочинения:

Анализ произведения Ревизор

Несколько интересных сочинений

  • Музыка — Мой любимый предмет сочинение рассуждение 5 класс

    Мой любимый предмет – музыка. На этом предмете наш дружный коллектив постоянно готовит какие-нибудь сценки, миниатюры или даже мюзиклы. Обожаю атмосферу, которую создают висящие на стенах портреты великих композиторов

  • Анализ рассказа Жизнь Арсеньева Бунина

    Роман Бунина Жизнь Арсеньева заканчивает цикл, который посвящен дворянству. Кажется, что данный роман — дневник, описывающий далекие дни, ушедшие навсегда. Он повествует о юности, описывают русскую природу и быт дворянства

  • Сочинение Может ли поражение стать победой 11 класс

    Люди любят побеждать. Вкус победы дарит наслаждение долго. Победы могут быть глобальными, а могут быть ежедневными и мелкими. Существует победа над собственными страхами, ленью.

  • Сочинение Какой опыт дает человеку война?

    Война – это тяжелое испытание для любого человека. Во время войны приходится испытывать изнуряющие физические и психологические нагрузки. Человек не знает, что его ждет впереди и только в самой тяжелый момент понимает, как он был счастлив ранее

  • Анализ произведения Поединок Куприна 11 класс

    Поединок возможно одно из самых известных произведений Александра Ивановича Куприна. В данном произведении нашли отображения мысли автора. Он описывает русскую армию начала 20 века

sochinite.ru

Критика о комедии «Ревизор» Гоголя, отзывы современников, рецензии |LITERATURUS: Мир русской литературы

Городничий в комедии «Ревизор».
Художник Ю. Д. Коровин
Комедия Гоголя «Ревизор» в свое время была бурно встречена как читателями, так и критиками.

Отзывы современников о комедии были как остро-негативными, так и самыми восторженными. Одни критики ругали «Ревизора», а другие сразу признали в нем шедевр мировой литературы.

Критика о комедии «Ревизор» Гоголя: отзывы современников, рецензии о произведении

П. А. Вяземский:

«…Мало было у нас подобных комедий: «Бригадир», «Недоросль», «Ябеда», «Горе от ума» — вот, кажется, верхушки сего тесного отделения литературы нашей. «Ревизор» занял место вслед за ними и стал выше некоторых из них. Комедия сия имела полный успех на сцене: общее внимание зрителей, рукоплескания, задушевный и единогласный хохот, вызов автора после двух первых представлений, жадность публики к последовавшим представлениям и, что всего важнее, живой отголосок ее, раздававшийся после в повсеместных разговорах, — ни в чем не было недостатка

…Кто говорит, что коренная основа «Ревизора» неправдоподобна, что городничий не мог так легковерно вдаться в обман, а должен был потребовать подорожную и проч. Конечно, так; но автор в этом случае помнил более психологическую пословицу, чем полицейский порядок, и для комика, кажется, не ошибся. Он помнил, что у страха глаза велики, и на этом укрепил свою басню <…>

…Говорят, что в комедии Гоголя не видно ни одного умного человека; неправда: умен автор…»
(П. А. Вяземский, 1836 г.)

Ф. В. Булгарин:

«…городок автора «Ревизора» не русский городок, а малороссийский или белорусский: так незачем было и клепать на Россию…»
(Ф. В. Булгарин, 1836 г.)


О. И. Сенковский:


«…Перейдём к «Ревизору». Здесь прежде всего надобно приветствовать в его авторе нового комического писателя, с которым истинно можно поздравить русскую словесность. Первый опыт г. Гоголя вдруг обнаружил в нём необыкновенный дар комики, и ещё такой комики, которая обещает поставить его между отличнейшими в этом роде писателями

…Красоты и пятна растут у него с одинаковою силою, до того, что он не производил ещё ничего забавнее и ничего грязнее последнего своего творения. Как можно навалить столько сору на столько чистого золота! <…>

…нам остаётся только радоваться великим достоинствам, которые обнаружил «Ревизор» в таланте его автора. Мы, наверное, не ошибёмся, сказав, что г. Гоголь наконец отыскал в «Ревизоре» своё природное назначение: его назначение — комедия. Он должен овладеть ею как своей собственностью <…>

…Чиновники города слишком легкомысленно уверяются в том, что Хлестаков есть тот самый ревизор, которого они ожидают: можно было довести их до этой уверенности с большею естественностью и большим правдоподобием, и в этом месте, самом слабом во всей комедии, г. Гоголь явно не выполнил даже своего анекдота…» 

(О. И. Сенковский, 1836 г.)

В. Ф. Одоевский:

«…Русская литература оказала правительству и публике четыре услуги, а именно: “Недоросль”, “Ябеда”, “Горе от ума” и “Ревизор”…»

К. С. Аксаков:

«…Я уже читал «Ревизора»; читал раза четыре и потому говорю, что те, кто называет эту пьесу грубою и плоскою, не поняли её. Гоголь — истинный поэт; ведь в комическом и смешном есть также поэзия. <…>

…Я уверен, что, узнав и поняв Гоголя, Вы перемените об нем мнение и увидите, что он истинный поэт, что в нем есть глубокое чувство. Если он смеется над жизнию, над нелепостями, которые в ней встречает, то поверьте, что в это время на сердце у него тяжело, и он, смеясь над людьми, любит их и огорчается их недостатками. Многие из его повестей оттенены грустию, которая прямо из души вырывается…»

(письмо К. С. Аксакова М.Г. Карташевской от 9 мая 1836 г.)

Статья в «Обозрении книг, вышедших в России в 1836 году»:

«…Первое место между комическими произведениями русской драматургии занимают комедии гг. Гоголя «Ревизор» и Загоскина «Недовольные»

…Обе они имеют неоспоримые и важные достоинства, так что, может быть, после «Недоросля» и «Горя от ума» не выходило на русском языке ничего подобного. Надобно, впрочем, заметить, что в г. Гоголе меньше заметно наблюдательности, нежели в г. Загоскине: зато последний уступает первому в комизме и неподдельном юморе…»

(неизвестный автор, статья в «Обозрении книг, вышедших в России в 1836 году», 1838 г.)

А. И. Лященко:

«Комедия «Ревизор» является чудным произведением не только потому, что в ней блестящим образом представлены типы провинциального чиновничества, но и развитием комического элемента. Это не пошлая мелодрама, не водевиль, в котором порок наказан; для полноты художественной необходимо было закончить комедию безнаказанным исчезновением Хлестакова, бывшего невольной причиной комического положения, в котором очутился городничий, его сослуживцы-приятели и семья.»
(А. И. Лященко, «Памяти Леонида Николаевича Майкова», СПб, 1902 г.)

www.literaturus.ru

Ревизор (комедия) — Абсурдопедия

  Не путать с одноимённой комедией на Новом канале о блондинке и её «колiжанках».

Ха-ха! Здесь досталось всем, а более всего — мне! Ха-ха!

~ Николай I про комедию Ревизор, когда писателя вешали

Великая комедия… Я не только себя увидел в ней, как в зеркале, но и всю Россию… И пять дней после этого ничего не ел и не пил, не дышал и не ходил по нужде, ибо слишком великое впечатление она на меня произвела

~ Виссарион Белинский про «Ревизора»

Ревизор — комедия Николая Васильевича Гоголя, изданная им в 1836 году. Как и все произведения Гоголя, она основывалась исключительно на реальных фактах, которые писатель или сам видел, или ему помогали. Ревизор отличался тем, что здесь высмеивались пороки самого Гоголя (Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского) и его подопечного города N, в который действительно приехал ревизор с проверкой.

Действующие лица[править]

  • Гоголь, Николай Васильевич (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский), городничий.
  • Жены не было.
  • Анна Андреевна и Марья Антоновна, две дочери его (первая была приёмной, а вторая получилась странным путём в одном из петербургских департаментов).
  • Лука Лукич Холопов, смотритель училищ.
  • Жена его.
  • Аммос Федорович Загогулин-Опечаткин, судья.
  • Артемий Филиппович Земляника, жена его, попечетиль богоугодных заведений.
  • Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер.
  • Воблинский и Попадосский, местные помещики.
  • Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
  • Ревизор N, мнимый Хлестаков.
  • Осип, слуга его.
  • Христиан Андерсен, местный лекарь.

Прочие же лица не имеют нужды быть здесь помещёнными. Оригиналы их и так маячат весь день перед глазами.

История создания[править]

Нос убегает с запрещённой информацией о правдивом омерзительном состоянии города N.

После записок сумасшедшего и освобождения из психушки Гоголь решил, по его собственным словам, «Собрать в кучу всё дурное в себе, какое только знал» и выложить это на всеобщее осмеяние. Но жизнь решила поступить с ним иначе. Подробности были следующими: некий Нос (на илл.), устроившийся под видом статского советника в департамент по учёной части, выкрадывает документы и хочет их увезти на дилижансе в Ригу для перепродажи в Германию, но его перехватывает царская полиция в Петербурге, Нос отдают на попечение некоему Ковалёву, а документы о городе N дают лично царю Николаю I. Тот решает проверить эту информацию и посылает сразу двух чиновников из Петербурга: Хлестакова и Ревизора, чьё имя скрыло III Отделение. Первый останавливается в одной гостинице, второй желает удрапать в Саратовскую губернию, подальше от своего коллеги, но его обкрадывают в карты в трактире и он там остаётся голодать, не имея даже пашпорта, чтобы потвердить свою личность.

Начало ревизии (действие I)[править]

Довольный и разжиревший на службе Гоголь. Если кажется, что он не похож на Гоголя, то это только потому, что внешность у людей со временем меняется.

Но Гоголю на стол попадает записка от друга, в которой он узнаёт о приезде самого Хлестакова, раскрутившего не пару уездных городов. Он поначалу впадает в ступор, но после успокаивается и решает созвать совет всех чиновников, на который потом приходят и помещики Воблинский и Попадосский[1]. Вначале Гоголь начинает с тривиальной чепухи о войне с Турцией, о том, что город N будет использован как ключевой форпост в этой борьбе, несмотря на то, что от него можно было ехать три года на бричке и всё равно никуда не доехать, но после он переходит к серьёзной теме — приезду Самого Хлестакова. Все чиновники уже были наслышаны о нём, а посему начинается паника, но Гоголь-городничий всех успокаивает и начинает обсуждать, как им поступить при этом «пренеприятном известии». Наконец, они решаются обустроить город, загаженный и захарканный и лично начинают его облагораживать, но в разгар труда к ним бегут помещики Воблинский и Попадосский и начинают рассказывать о ревизоре Хлестакове, который «так усердно глядел нам в тарелку с супом, что мы подумали: он и есть Хлестаков, который не останавливается на обычной ревизии и глядит даже, какого фасона сюртуки и фраки у помещиков». Взбудораженный Гоголь решает лично нанести визит Хлестакову, дабы дать ему взятку, ведь «попробовать-то можно»[2].

Диалог Гоголя (городничего) и мнимого Хлестакова (действие II)[править]

Не погубите, батюшка! У меня жена гражданская, да дочь приёмная, помилуйте, Богом вас молю!

~ Гоголь

Мнимый Хлестаков же на самом деле изнывал от голода и смотрел помещикам в суп, только чтобы помечтать о съедении оного. В его отсуствие на барской постели валялся Осип, который так нецензурно отзывался о своём господине, что Гоголю пришлось вычеркнуть часть этих слов из пьесы по настоянию совести писателя. Но приходит «Хлестаков», и ругательства сыпятся уже на Осипа. Чтобы успокоить хозяина, тот несёт ему помои с кухни в трактире, но привереда отказывается их есть и требует для себя «вкуснятинки». Гоголь находит Хлестакова именно в том состоянии, а потому у него уходит душа в пятки. Хлестаков при виде самого городничего-Гоголя вспоминает о сатирической направленности творества писателя[3], и боится, как бы тот не осмеял чиновника-полудурка. Гоголь, в свою очередь, боится ещё больше, да так, что оба они в конце концов умоляют друг друга на коленях, чтобы их пощадили. Но Гоголь одумывается раньше и начинает заискивать к фальшивому Хлестакову, считая, что «пусть побудет инкогнитом, напоим и язык-то развяжем». «Хлестаков» не видит ничего дурного в попойке и любезностях, ему оказываемых, а посему он соглашается, но сначала начинается «ревизия» самых важных учреждений в городе N.

Дневание и ночевание Хлестакова в доме Гоголя (действие III)[править]

После этого Гоголь и другие чиновники начинают водить Хлестакова (здесь и далее без кавычек, ибо вам, читатель, и так понятно, кто этот молодчик) по городу и показывать ему все свои достоинства, в особенности же — коноплю, по производству которой Российская империя тогда занимала первое место в мире[4]. Хлестаков вместе с Земляникой хотели было её раскурить, но опрометчивый Гоголь заметил, что от обкуренного ревизора пользы куда меньше, чем от просто пьяного, ведь только по пьяни говоришь правду, а посему он прервал этот процесс, и, запинаясь и смущаясь, как будто в первый раз, он пригласил Хлестакова к себе отужинать и погостить на некоторое время. Довольный, что вместо осмеяния всероссийского он получает от самого Гоголя житьё, еду и обслуживание хорошее нахаляву, поэтому Лжехлестаков решает его отблагодарить и берёт у него деньги в качестве взятки. Довольный этим, Гоголь ведёт его в дом и отпаивает, но события развивается не по плану. Вначале он рисуется перед одной дочерью Гоголя, но художник из него никакой, а потому он прекращает свои опыты, и начинает рассказывать сказки, будто бы его с генералом спутали… да что с генералом! Он начинает говорить, что сам император Всероссийский Николай I у него в холопах ходит, подменяя Осипа! Видя, что гость прибыл такой солидный и важный, Гоголь и все прочие чиновники то встают со своих мест, то садятся на них, но никак не обретая спокойствия, пока Хлестаков их милостиво не усаживает, а сам заваливается спать, едва дойдя до своей койки. Гоголь тоже ложится спать, утомлённый душевно и физически. К утру, предполагает он, всё будет к лучшему.

Утро (действие IV)[править]

Гоголь надеялся, что у Хлестакова наутро будет болеть голова, и он не потребует слишком больших взяток, не охота было всё-таки на него тратиться. Но планы городничего нарушились: у Хлестакова и в самом деле с похмелья болела голова, а посему он начал кричать, да требовать какую-то «помощь». Думая, что он над ними просто издевается, чтобы получить побольше денег, Гоголь и чиновники вначале попытались проигнорировать это, но Хлестаков так разорался, что пришлось нехотя идти к нему на поклон. Многие чиновники даже тогда не хотели давать ему деньги: если вспомнить действия судьи Загогулин-Опечаткина, который отдал деньги Хлестакову, лишь когда они упали к нему на руки, или Земляники, который чуть не ушёл, так и не дав Хлестакову взятку (лишь напоминание Гоголя за дверью, что «по сценарию так надо» образумило скуповатого чиновника). Закончив со взятками, чиновники разошлись.

Хлестаков, к тому времени окончательно отошедший от похмелья, решает заняться «государственными делами», ибо он сразу понимает, за какого ревизора его приняли. Вначале он захотел даже написать письмо свою другу-сатирику Гоголю про Город Дураков, но потом спохватился, что это будет неприлично, а посему приказал отправить сие письмо к Пушкину. После он начинает принимать просителей, но те вопят как ненормальные, рассказывают о бесчинствах городничего Гоголя, который их сатирит и критикует вовсю, дают огромные взятки (особенно купцы с их золотыми головами и кульками сахара), и Хлестаков решает прекратить, сказав на словах, что «всё-всё-всё исправит».

Естественно, что он не собирался ничего исправлять. Вместо этого он начинает ухаживать за дочерьми Гоголя: с начала с его приёмной, а потом и с родной (которая, по слухам в городе N, была его любовницей). Не зная, на ком и остановиться, он даже решает поиметь их обеих, но Гоголь застаёт его в момент, когда он уже целует его родную дочь. Писатель, который шёл затем, чтобы оправдать свои сатирические действия в отношении народа, начинает раздумья. «Конечно, терять любовницу плохо, но терять жизнь — куда хуже, к тому же персона значительная, уеду с ними в Петербург, буду видным вельможей, другую себе найду», — размышляет Гоголь и даёт своё согласие, а сам даже захотел обручиться с Марьей Андреевной, правда, после передумал.

Хлестаков берёт напоследок деньги у Гоголя и у Воблинского и Попадосского (которые всегда появлялись очень некстати), а сам уезжает в Саратовскую губернию, обещая, что скоро вернётся. Довольный Гоголь решает устроить великий пир. Но тут начинаются новые «пренеприятные известия».

Известие о плагиате личности Хлестакова (действие V)[править]

Как это вы смеете называть жениха моей дочери ни тем, ни сем, да ещё чёрт знает чем!

~ Гоголь про недопустимость тавтологии

Вначале Гоголь решает разобраться с проклятыми купцами, для чего вызывает их к себе. Тут Гоголь даёт себе волю и начинает их укорять, порою применяя меткие русские словеса, вроде «Архиплуты, протобесы, семь чертей и одна ведьма вам в жопу» и т. д., да ещё и припоминает им, что он ни разу не печатал публично свои сатирические произведения о городе N. Не зная, что ответить Гоголю, купцы извиняются и уходят; Гоголь же устраивает всеобщий пир (на основании которого он после напишет свой «Пиргород»), но в самый разгар оного появляется почтмейстер и говорит, что тот Хлестаков не есть настоящий Хлестаков. Гоголь не верит этому, а ещё и тому, что про написано там: «интересный город там, Пушкин. Во-первых, Гоголь. Гоголь глуп, как сивый мерин.» Естественно, «сивому мерину», это не нравится, но все остальные чиновники перечитывают это по три раза, пока Гоголь не угрожает написать про них сатирическую статью в «Северной пчеле», и те затыкаются. Далее идут цитаты низкой пробы о прочих чиновниках, дававших взятки, но с позволения Гоголя всё сие прочитывается вслух. После окончания этого всеобщего позорища, Гоголь впадает в исступление, явно показывающее, что его пребывание в сумасшедшем доме во время написания «Записок…» не прошло бесследно. Вот цитата из его речи:

Гоголь. Как я? Нет, как я, старый дурак! Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог от моей сатиры уйти; мошенников над мошенниками осмеивал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, писал и на них сатиру; трёх губернаторов осмеял!.. что губернаторов! (махнув рукой) нечего и говорить про губернаторов…

— Гоголь в исступлении. Из пьесы «Ревизор»

Их этой цитаты видно, что писатель едва не сошёл с ума, так как в 1836 году ему было неполные 27, и соответственно, служить тридцать лет городничим он не мог, да и к тому же быть старым дураком, уже поседевшем на службе. Но тогда его это не волновало, ибо он чувствовал себя полным старым идиотом и маразматиком. Когда писатель и городничий успокоился, то потребовал найти виновных. Ими оказались помещики Воблинский и Попадосский, которые растрезвонили всему городу об этом «Хлестакове». Гоголь и все остальные начали за ними гоняться, чтобы повесить, но когда их уже вешали на люстру, то пришёл жандарм со словами: «Прибывший по именному повелению из Петербурга Хлестаков требует вас к себе. Он остановился в гостинице».

На этом пьеса заканчивается, и начинается следствие по делу городничего Гоголя и города N.

Следствие по делу Гоголя и города N (действие VI)[править]

Выбирайте: или мы вас четвертуем, или сожжём, или просто утопим.

~ Николай I про приговор Гоголю

После этого городничего Гоголя и всю шайку коррумпированных чиновников отправили лично к Николаю I. Гоголь на допросе с применением пыток поначалу держался молодцом, но тут царь нашёл его черновую рукопись и начал её читать, причём подвергал её такой немилосердной критике, что у Гоголя всё внутри полопалось, и он начал давать показания против себя и своих коллег. Вообще этот допрос с пыткой были пустой формальностью: все знали, что раз дело дошло до Николая I, то всех без исключения повесят, включая палачей и двух-трёх случайных прохожих, посему писателю надеяться было не на что. Он помолился и лёг спать.

Но утром свершилось то, что никак нельзя не назвать чудом: когда его «товарищей» повесили и очередь настала за Гоголем, он увидел прекрасное создание — это было дочка директора департамента, по которой писатель так воздыхал, когда был ещё титулярным советником и сходил с ума! Гоголь не смог сдержать нахлынувших на него чувств, вытащил из вицмундира листочек и перо (чернила он одолжил у царя) и начал писать свою пьесу «Женитьбу», прямо с верёвкой на шее. Заинтригованный Николай I, доселе смеявшийся над сатириком, решил его не прерывать и посмотреть, что будет дальше. Дальше всё пошло как в сказке: Гоголь, стоя на эшафоте, прочитал всем свою женитьбу, и все, даже царь, ему рукоплескали. Посему повешение Гоголя было уже невозможным. Самому писателю остался выбор: остаться здесь или поехать дальше по России. Он взял с собой дочь и поехал по России, чтобы скупать души умерших крестьян и перепродавать их (правда, дочку он оставил в первом же трактире, ибо она оказалась не такой привлекательной, какой казалась раньше). Так начались «Мёртвые души».

Критика повести[править]

  • Такая комедия, как «Ревизор», по плану должна была вызвать массовой отпор критиков, но ничего, кроме кудахтанья старых и выживших из ума чиновников не последовало, ибо даже Николай I посмеялся, когда Гоголь в 1842 году выслал ему дописанную комедию. Царь буквально «помирал со смеху», и написал Гоголю, что «в конце всех надо было бы повесить». Гоголь сразу понял, про кого говорит царь, и решил усерднее скупать мёртвые души, дабы побыстрее создать состояние и поделиться им с царём.
  • Однозначно за, буквально всеми конечностями, за комедию ухватился Белинский, который, впрочем, так же восхищался и преклонялся перед всеми произведениями Гоголя.
  • Ревизор N, которого не успели найти и повесить сразу, отозвался в Саратове новостью в газете о том, что «Ревизор» оскорбил его, дворянина. Царь это исправил и повесил его, когда тот отошёл в туалет.

Интересные факты[править]

  • После премьеры комедии в Петербурге многие посмотревшие остались недовольными и на выходе, в сенях, начали жаловаться на неё. Гоголь, которого выпустили под подписку о невыезде, решил подслушать, что они там говорят. На основе этого он написал свой «Театральный развод» с великим и умным Автором (под которым подразумевается сам Гоголь), где были изложены все эти жалобы, а сам писатель обращался к небесам, взывая зрителей не забывать об одном добром лице в пьесе — царе, который пощадил Гоголя, вместо того, чтобы повесить.
  • «Ревизор» Гоголя был разобран на цитаты, из которых наиболее используемые- это «У меня есть пренеприятное известие. К нам едет…[5]», «Вот уж я дурак!» (обычно слушающие вторят ему: «Да, вот уж ты дурак!»), «Ах, какая оргия!» (имеются в виду попытки Лжехлестакова начать оргию с дочерьми Гоголя; термин используется исключительно для неожиданных действий сексуального характера), «Повесить этих подлецов!» (сия цитата использовалась даже Николаем I) и некоторые другие.

absurdopedia.net

История создания комедии Ревизор Гоголя за 2 минуты пересказ сюжета

Мысль о написание комедии появилась у Гоголя во время работы над другим не менее известным произведением «Мертвые Души». В переписки с Пушкиным он попросил его написать сюжет комедии из пяти актов.

Понятное дело, что параллельная работы над Мертвыми душами повлияла на написание комедии. В своей исповеди он сообщал, что собрал в одно произведение все самое плохое в России и все самую несправедливость, которую он когда-либо видел.

На исполнение своей задумки у него ушло около двух месяцев, но и после написания и редакции комедии, работа над ней так же продолжалась еще длительное время. Большие изменения автор внес в произведения после постановки в Александрийском театре в городе Санкт-Петербурге. Премьеры состоялась 1836 году. На ней был даже сам Николай I — император России. Автор был расстроен постановкой, так как зрители и актеры не поняли смысл задумки автора. Актеры подметили, что некоторые сцены были совсем неловкими, например, когда Хлестаков  первый выпрашивает денег взаймы, актер исполняющий его роль посчитал, что лучше будет если они первые предложат ему деньги, поэтому автор изменил сцену, а так же первые четыре явления были тоже переработаны.

Окончательная версия комедии вышла в 1842 году. «Ревизор», которого не мало раз ставили на сцене и публиковали в печатных изданиях, вызывал противоречивые и неоднозначные мнения. Полевой в газете под названием «Русский Вестник» писал о комедии, что она весьма неоднозначная и критиковал сюжет отсутствием целей и «плохим языком».

А Белинский, в отличие от Полевого похвалил комедию и сказал, что в произведение нет лучших моментов, так как нет и худших.

Но все же Гоголя постоянно не покидало чувство того, что его комедию не всегда правильно понимают, поэтому он ладе постоянно писал статьи о том, как правильно играть и о том, в чем же правильно заключается смысл комедии.

История создания комедии Ревизор подробно

Русская литература богата именами выдающихся писателей, творивших в разное время. Среди них выделяется Н. В. Гоголь (1809 – 1852), имя которого золотыми буквами вписано в историю мировой литературы. Природа щедро наградила его творческими способностями. Он проявил себя как выдающийся прозаик, интересный художник, талантливый публицист, замечательный драматург.

Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» была напечатана и впервые поставлена на подмостках Александрийского театра весной 1836 года. Писатель долгие годы думал о создании комедии на тему русской жизни. В 1832 году в беседе с Сергеем Аксаковым он говорил о желании «собрать в одну кучу все дурное в России» и посмеяться сразу над всеми изъянами русской жизни. На аксаковское сомнение в том, что в жизни есть материал для написания такой книги, Н. В. Гоголь возразил, что «комизм кроется везде». Стоит только Мастеру описать его, «мы сами над собой будем валяться со смеху».

А. С. Пушкин был человеком доброжелательным и открытым, поэтому к нему часто обращались другие авторы за советом и поддержкой. В октябре 1835 года Н.В. Гоголь в письме к нему попросил подсказать интересную историю из жизни российского общества. В ответ А. С. Пушкин описал случай, происшедший с их общим знакомым. Подаренный сюжет очень понравился Н. В. Гоголю. Он живо принялся за создание пьесы, которая была написана за два месяца. В пушкинском письме речь шла о литераторе и издателе журнала «Отечественные записки» Павле Петровиче Свиньине, фигура которого интересна тем, что его постоянно принимали за кого – то другого. Будучи человеком мягким и сговорчивым, он не только привык к путанице, но даже не сопротивлялся ей и умело использовал в своих целях. В петербургском обществе байки из его жизни со смехом пересказывали из уст в уста. Так, А. С. Пушкин в своем послании рассказал, как П. П. Свиньин в Бессарабии выдавал себя за какого – то известного чиновника, но был остановлен, когда зашел далеко и, видимо, уже сам поверил в свое чудесное перевоплощение. Почувствовав, что близок час расплаты, он ретировался.

Общение Н. В. Гоголя с ним нельзя назвать приятным. Переехав в Петербург, молодой писатель начал сотрудничать с популярным журналом, издаваемым П. П. Свиньиным. В 1829 году он принес в журнал свою повесть «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Произведение было напечатано через год, но без упоминания фамилии автора. В 1830 году в журнале была издана статья Н. В. Гоголя «Полтава», рассказывающая о его малой родине. Издатель не только исказил часть авторского текста и вставил туда свои суждения. Самым обидным было то, что он поставил под чужой работой свое имя. Конечно, любого автора возмутило бы такое отношение издателя. Н. В. Гоголь отреагировал на поведение П. П. Свиньина, напечатав книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки». В нее в качестве отдельной главы был включен «Вечер накануне Ивана Купалы». Сочинитеь убрал все исправления Свиньина и дописал вступление о том, как дьячок Фома Григорьевич слушает чтение публикации своего рассказа и ругает издателя. Но лучше всего Н. В. Гоголь расплатился со своим обидчиком, создав гениальную пьесу о человеке – перевертыше Иване Александровиче Хлестакове, прототипом которого и послужил П. П. Свиньин.

Безусловно, у автора «Ревизора» были и свои причины высмеять беззастенчивого обманщика, но он никогда не скрывал, что идея комедии о мнимом ревизоре принадлежит А. С. Пушкину и всегда был благодарен ему за это. Это произведение стало одним из лучших творений Н. В. Гоголя. Написанная почти двести лет назад, пьеса не оставляет нас равнодушными и сегодня. «Ревизор» учит нас с достоинством и ответственностью выполнять все обязанности, чтобы не было стыдно за свою работу; быть честными и искренними по отношению к людям, чтобы не приходилось скрываться, боясь разоблачения; избегать заискивания и низкопоклонства перед кем бы то ни было.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь. Все произведения

История создания комедии Ревизор. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Живёт такой парень Шукшина

    Действие произведения происходит в Алтайском крае. Автор сначала описывает красоты этой местности, а также опасности, которые возникают на Чуйском тракте.

  • Краткое содержание Филиппо Филумена Мартурано

    События происходят в доме, где живет богатый предприниматель дон Доменико. Когда умерла его жена, он взял к себе в дом девушку Филумену из дома терпимости. Девушка очень долго живет в стенах его дома и мечтает

  • Краткое содержание Стейнбек Зима тревоги нашей

    Роман рассказывает о нарастающей в начале 60-х годов в США атмосфере социального и нравственного неблагополучия. В центре этих событий оказывается потомок когда-то богатой семьи Итен Аллен Хоули. Он счастливо женат и имеет двух прекрасных детей

  • Краткое содержание Шмелёв Страх

    Рассказ Ивана Шмелева «Страх» был написан в 1937 году. Повествование ведется от лица маленького мальчика, который живет с матерью, двумя старшими сестрами и старшим братом. Отец его около года, как умер.

  • Краткое содержание Волков Огненный бог Марранов

    Урфин Джюс вернулся в свой домик в Голубой стране. В огород Урфина залетел орёл Карфакс. Орел не может вернуться домой, потому что его убьют за восстание. Урфин соврал Карфаксу, что у него благородные помыслы, а его никто не понимает.

2minutki.ru

Ревизор, Николай Гоголь – Referaty.com

“Ревизор” – комедия Николая Гоголя, написанная в 1835 году и впервые поставленная в 1836, хотя она была опубликована только в 1842 году. Комедия состоит из 5 актов, действие происходит в первой половине 19 века, тема – герой выдает себя за другого.

В одном небольшом городке ожидают важную персону из столицы, но приезжает другой человек, которого за него и принимают. Это порождает множество сатирических моментов, непредвиденных ситуаций и непонимания.

Эпиграф к комедии взят из старой поговорки, что на зеркало неча пенять, коли рожа крива. Автор в своем произведении изображает пороки России.

“Ревизор” – социальная и нравственная сатира, обличающая человеческую натуру и общество России того времени. Автор изображает множество человеческих пороков через неподобающее поведение героев.  Благодаря сюжету, неожиданным поворотным линиям, это произведение является настоящим сокровищем в мировой литературе.

Жанр: комедия

Время: первая половина 19 века

Место действия: Россия

Ревизор пересказ

Комедия состоит из 5 актов. В первом акте мы знакомимся с действующими лицами произведения. Среди них: Антон Антонович Сквозник – Дмухановский, Анна Андреевна, Марья Антоновна, Лука Лукич Хлопов, Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, Артемий Филиппович Земляника, Иван Кузьмич Шпекин, Петр Иванович Добчинский, Петр Иванович Бобчинский и другие.

Все эти чиновники находятся в доме городничего Антона Антоновича, у которого для них есть неприятные известия. Он сообщает, что получил информацию от своего друга, что  к ним инкогнито едет ревизор. Все впадают в панику и не могут спокойно работать.

Городничий говорит чиновникам, чтобы те привели все в порядок на своих местах. Земляника должен вычистить всю грязь у себя в больнице, судья Ляпкин-Тяпкин – выгнать гусей из здания суда, а почтмейстеру Кузьмичу было приказано вскрывать и  внимательно читать всю корреспонденцию и сообщать, если найдет что-нибудь подозрительное.

Обличаются многие пороки чиновничества – пьянство, взяточничество, глупость и другие.

В комнату вбегают помещики Добчинский и Бобчинский и сообщают, что недалеко остановился чиновник по фамилии Хлестаков. Он приехал из Петербурга и живет в комнате уже две недели весь в долгах, не заплатив ни копейки за жилье. Они подумали, что это и есть ревизор.

Все напуганы и не знают, что делать. Городничий идет в отель, пытаясь понравиться ревизору, чтобы тот мог помочь ему получить более высокую должность. В конце первого акта появляется красавица-жена городничего Анна, которая хочет знать все о ревизоре до мельчайших подробностей.

В первом акте происходит завязка действия. Во втором акте действие происходит в месте, где остановился предполагаемый ревизор. Главные герои здесь – Хлестаков и его слуга Осип.

Хлестаков – двадцатитрехлетний молодой человек, худощавый, немного глуповатый. Он постоянно торчит без дела в своем кабинете, а окружающие говорят, что у него ветер в голове.

Хлестаков ехал к своему дяде, но потерялся и спустил все деньги на одежду, азартные игры и театры. Он оказывается на мели и живет со  своим слугой Осипом. Оба голодают, потому им не на что добыть еды, пока не расплатятся со всеми долгами.

Когда городничий заходит к нему в комнату, Хлестаков думает, что его арестуют, и от страха говорит всякую бессмыслицу. Городничий подозревает, что это уловка для того, чтобы скрыть свою настоящую личность.

Антон Антонович приглашает его погостить у них в доме и даже предлагает немного денег, Хлестаков без раздумий соглашается.

В третьем акте действие происходит в доме городничего Антона Антоновича. Его жена Анна и дочь Марья очень рады гостю, окружают его вниманием,  интересуются его жизнью и возрастом.

Хлестакова ведут в местную больницу, показать, что там любят и заботятся о каждом. Затем Городничий приводит его в свой дом. Хлестаков,  очарованный его женой и дочерью, входит в роль и рассказывает им истории о своей дружбе с актрисами. Он притворяется важной персоной, все верят ему и проявляют огромное уважение.

В четвертом акте все еще принимают Хлестакова за ревизора. К нему заглядывают познакомиться два местных чиновника и даже дают тому денег взаймы.

Хлестаков наслаждается невиданным вниманием к своей персоне и описывает в письме произошедшие с ним события своему другу из Петербурга. Также он не упускает ни одной возможности пофлиртовать с дочерью и женой городничего.

Вскоре после того, как Хлестаков падает на колени перед дочерью городничего, он просит того выдать Марью за него замуж. Все в предвкушении скорой свадьбы. Хлестаков просит отложить ее на несколько дней, так как ему надо на день съездить к своему дяде.

Хлестаков просто желает уехать оттуда со своим слугой, потому что теперь у него достаточно денег, к тому же он боится, что обман раскроется.

В начале пятого акта показана радость в доме городничего. У него появился шанс на повышение, а его жена рада возможности переехать в столицу.

Городничий уверен в своем успехе, поэтому угрожает всем, кто смеет сказать что-то плохое о нем.

Все ходят в гости к Антону Антоновичу, поздравляют его с помолвкой дочери, но в разгар праздника почтмейстер приносит письмо, которое Хлестаков хотел отправить в Петербург. Из него становится ясно, что Хлестаков никакой не ревизор, а обманщик, а гости узнают, что Хлестаков думал о них на самом деле.

Затем приходит жандарм и сообщает всем, что приехал настоящий ревизор и желает их видеть.  Пьеса оканчивается немой сценой.

Действующие лица: Антон Антонович Сквозник – Дмухановский, Анна Андреевна, Марья Антоновна, Лука Лукич Хлопов, Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, Артемий Филиппович Земляника, Иван Кузьмич Шпекин, Петр Иванович Добчинский, Петр Иванович Бобчинский и другие.

Анализ персонажей

Антон Антонович – городничий. Его власть ограничена, он не слишком сообразительный и образованный. Он легко может забрать чужую собственность. Трус, который делает все, чтобы угодить ревизору. Но он забывает об осторожности, и его одурачивают.

Хлестаков – молодой человек двадцати трех лет. Он худощав, не слишком умен. Работает в одной конторе. Все называют его пустоголовым. Говорит все подряд, не подумав, легкомысленный. Всегда одет по последней моде. Любит развлекаться, и это стало причиной того, что он растратил все деньги на азартные игры и магазины, пока ехал к своему дяде. Когда у него закончились средства, он остановился в одном городке, где его приняли за ревизора.  Он извлек выгоды из этого, даже не обладая особым умом.

Николай Гоголь биография

Николай Васильевич Гоголь – основатель русского реализма. Он родился 31 марта 1809 года в Сорочинцах, Полтавская губерния, Украина, которая тогда была частью Российской империи.

В 19 лет он оканчивает школу и переезжает в Петербург. Там он меняет много работ, даже пытается стать актером, но, в конце концов, устраивается в удельное ведомство.

Во время работы там Гоголь за свет своих сбережений публикует поэму, но ее не оценили. Он сжигает все ее копии и начинает мечтать о переезде в Америку.

Через несколько лет он публикует сборник повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки”, после чего он становится известным в литературных кругах, его другом становится Пушкин.

В 1835 году он публикует сборник повестей “Миргород”, одна  из них называлась “Тарас Бульба”, которая затем будет преобразована в полноценный роман. Следующим вышел сборник “Арабески”. Затем последовали знаменитые повести “Нос” и “Шинель”.

В 1836 году Гоголя ждет оглушительный успех с комедией “Ревизор”. Считается, что идею для нее и “Мертвых душ” подал Пушкин.

Гоголь планировал, что “Мертвые души” будут состоять из трех частей, но единственная полностью законченная часть, первая, была опубликована в 1842 году. Над второй частью писатель работал около десяти лет, в этот период он увлекся религией и посетил Палестину. Скорее всего, именно под влиянием религии он сжег вторую часть “Мертвых душ”.

Писателя не стало 4 марта 1852 года.

www.referaty.com

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РЕВИЗОР ГОГОЛЯ КРАТКО, Ревизор (комедия) — Википедия

В 1935 году он пишет Пушкину: «Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее чёрта». История создания комедии «Ревизор» берёт своё начало в 1934 году. Гоголь был уверен, что комедийный жанр – это будущее русской литературы.

Идея написать комедию на основе «русского чисто анекдота» возникла у Гоголя в процессе работы над «Мертвыми душами». Очевидно, работа над «Мертвыми душами» повлияла на то направление, в котором Гоголь стал разрабатывать сюжет комедии. На выполнение творческого замысла у Гоголя ушло всего два месяца (октябрь–ноябрь 1835 года), но работа над комедией продолжалась.

О комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Премьера комедии состоялась 19 апреля 1836 года. Присутствовал сам император, Николай I. Гоголь был удручен увиденным: замысел комедии не был понят ни актерами, ни зрителями. Во время представления комедии Гоголь заметил, что «начало четвёртого акта бледно и носит признак какой-то усталости». Гоголь прислушался к замечанию одного из актёров о том, «что не так ловко, что Хлестаков начинает первый просить денег взаймы и что было бы лучше, если бы чиновники сами ему предложили».

Окончательная редакция комедии относится к 1842 году. «Ревизор», поставленный на сцене и опубликованный в печати, вызвал многочисленные и противоречивые отклики. Гоголь испытывал потребность объяснить смысл своей комедии. Словом, это был тот самый «русский чисто анекдот», который требовался Гоголю для воплощения его замысла.

К постановке пьеса была допущена далеко не сразу и лишь после того, как В. Жуковскому лично пришлось убеждать императора в благонадёжности комедии. Всем досталось, а мне – больше всех». Даже если эти слова и не были сказаны в действительности, это хорошо отражает, как публика восприняла смелое творение Гоголя.

Как видим, история создания пьесы «Ревизор» свидетельствует о том, что написание этого произведения далось автору не так-то легок, отняв у него немало как сил, так и времени. Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835 года. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным. Казалось, Гоголь только и заботился о том, как бы вникнуть в предмет, для него самого новый, и как бы вернее передать собственное впечатление. Собственноручный рисунок Гоголя к последней сцене Ревизора.

В комедии «Ревизор» фактически положительных героев нет. Их нет даже вне сцены и вне сюжета. Рельефное изображение образа чиновников города и прежде всего городничего, дополняет сатирический смысл комедии. Но Николай I решил по-своему бороться с комедией. Гоголь был разочарован общественными толками и неудачной петербургской постановкой комедии и отказался принимать участие в подготовке московской премьеры.

Быть может, в первый раз за все те восемь десятилетий, которые насчитывает сценическая история „Ревизора“, — на русской сцене явлен, наконец-то! Вставки заимствовались не только из первичных редакций пьесы, но и из других произведений Гоголя.

Расширены были образы Авдотьи и Парашки — прислуги в доме городничего. Комедия оказала значительное влияние на русскую литературу в целом и драматургию в частности. Современники Гоголя отмечали её новаторский стиль, глубину обобщения и выпуклость образов. Произведением Гоголя сразу после первых чтений и публикаций восхищались Пушкин, Белинский, Анненков, Герцен, Щепкин. История создания этой пьесы связана с именем Пушкина. И, по свиде­тельству Гоголя, Пушкин действительно подсказал новый сюжет, рассказав историю о некоем господине, который в провинции выдал себя за важно­го петербургского чиновника.

Но при всей своей типичности и комичности история с мнимым ревизором в сущности не содержала в себе ничего примечательного. А вот под пером Гоголя она развернулась в широчайшую «смехопанораму», охватившую едва ли не все тогдашнее общество. Один из литературных критиков того времени писал: «…ошибаются те, которые думают, что эта комедия смешна, и только. Несмотря на очевидный успех премьеры «Ревизора» на сцене Александринского театра, Гоголь своей пьесой был недоволен.

О том, когда писатель начал работать над созданием комедии, исследователи не могут дать точного ответа, как и не сходятся ни в одном мнении. Предлагаем читателю ознакомиться с рождением нетленной классики и окунуться в мир гениального писателя Николая Васильевича Гоголя.

Именно отец привил юному Николаю любовь к литературе, и отчасти история создания «Ревизора» и других гениальных произведений Гоголя началась именно тогда, когда Николай был ребёнком. Мать Николая Васильевича Гоголя, Мария Ивановна, была вдвое младше своего супруга. Обсудить это он решает с Александром Сергеевичем Пушкиным, и тот, в свою очередь, рассказывает ему историю-анекдот о лже-ревизоре, который прибыл в город Устюжна и лихо обобрал всех его жителей.

Существенные изменения в текст комедии были внесены в 1836 году, в период постановки «Ревизора» на сцене Александринского театра в Петербурге. Из глубокого смысла, вложенного в пьесу, не было ничего извлечено. Комедию приняли за обыкновенный водевиль2. При подготовке второго издания комедии «Ревизор» первые четыре явления этого акта были переделаны. Почти все присутствующие были в восторге от пьесы. Однако история «Ревизора» была ещё далека от завершения.

Читайте также:

Пьеса вызвала необыкновенный восторг у слушателей и впоследствии была поставлена на сцене. Именно так сложилась история создания комедии «Ревизор», кратко сюжет которой мы опишем в этой статье. История создания «Ревизора» интересна и необычна. Гоголь писал М. С. Щепкину после обеих премьер комедии: «Действие, произведённое ею , было большое и шумное.

Другие посетители сайта сейчас читают:

zdravbaza.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *