Социально политическая жизнь – 1.3. Социально-политическая жизнь и ее основные характеристики

1.3. Социально-политическая жизнь и ее основные характеристики

1. Понятие социально- политической жизни. Ее основные элементы.

Политическая жизнь общества — понятие, охватывающее все формы и виды проявления и реализации политики, все то, что про­исходит в обществе и относится к политической сфере.

Политика и политическая власть обладают большой дина­мической способностью и силой. Они приводят в движение все элементы политической сферы, постоянно воспроизводят поли­тические связи и отношения, побуждают политические институ­ты активно и целенаправленно функционировать, наполняют со­держанием и жизненной энергией избирательные системы и фор­мы демократии, стимулируют интерес у средств массовой инфор­мации, активизируют поведение и деятельность всех субъектов политики. Вместе с тем политическая жизнь стабилизирует об­щество, поддерживает в нем необходимые порядок и управляе­мость.

От других сфер политическая жизнь отличается следующим. Во-первых, она прямо или косвенно связана с политической властью.

Во-вторых, политическая жизнь выражается и проявляется в политических связях и отношениях, образующих ее материально-практическую основу. Политические отношения достаточно мно­гообразны: это и взаимоотношения между управляющими (власт­вующими) — законодательной, исполнительной и судебной влас­тью, и отношения между ними и населением, и отношения между различными группами управляемых и др.

В-третьих, она опирается на политический опыт, политичес­кие традиции, мотивацию поведения человека, социальной груп­пы. В мотивации политического поведения особую роль играют потребности и интересы людей, их социальные ценности и ценнос­тные ориентации, установки. Причем как политическая власть от­носится к потребностям и интересам подвластных, так и подвлас­тные относятся к власти.

В-четвертых, качество, уровень политической жизни общества находятся в прямой зависимости от политического сознания, по­литической культуры составляющих его индивидов и социальных групп.

В-пятых, политическая жизнь не имеет строго определенных границ, так как способна не только проникать в другие сферы общества, но и упорядочивать их. Порядок в политической жизни стабилизирует все общество.

В наиболее, концентрированном виде политическая жизнь проявляется в: а) функционировании политической системы об­щества, всех ее институтов; б) политической демократии, связыва­ющей граждан с политическими институтами и политической жиз­нью; в) реализации гражданами своих политических прав и сво­бод; г) политическом режиме и противоборстве политических сил.

Названными элементами содержание политической жизни, однако, не исчерпывается. Состав данных элементов варьируется в зависимости от целей и задач исследования. Однако важно под­черкнуть, что политическая жизнь — не механическая сумма эле­ментов, а их органическое, целостное единство. Его составляющие постоянно взаимодействуют, находятся в отношениях и суборди­нации, и координации. Рассмотрение элементов политической жизни общества в отрыве друг от друга не позволяет раскрыть их значе­ние, приводит к переоценке одних и недооценке других, к иска­женному пониманию политической жизни в целом.

Политическая жизнь детерминирована первоосновой обще­ства. Проблема же издавна заключается в том, где искать эту пер­вооснову — в явлениях субъективного или объективного харак­тера.

Учение о субъективной основе общества берет свое начало от Платона. В новейшее время его продолжили М. Вебер, его учени­ки и последователи. Теория объективной основы общества идет от Ж. Бодена, Ш. Монтескье, в современных учениях ее представля­ют М. Дюверже, марксисты и другие материалисты.

Чтобы отыскать самые глубокие корни политической жизни страны, мало выяснить, какие политические силы в ней участвуют. Надо еще узнать, какие социальные слои стоят за силами политическими и какие экономические отношения породили и политические, и социальные силы. Экономические (базисные) отношения отличаются от других общественных отношений тем, что об­разуют объективный экономический фундамент, на котором воз­водится здание общества.

studfiles.net

Социально-политическая жизнь


⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 35Следующая ⇒

 

Методы «консервативного реформирования» нашли применение не только в экономике, но и в политической сфере. Последние годы правления Н. С. Хрущева были отмечены небывалым за всю предшествующую историю СССР ростом массовых протестных выступлений населения. Они все чаще приобретали политический характер. Рост «коммунистического фундаментализма» в руководстве партии часто сопровождался стихийным «сталинизмом» масс.

Апелляция к прежнему вождю (Сталину) для многих была всего лишь своеобразной формой критики действующих лидеров, но отнюдь не стремлением вернуться в прошлое. Устойчивые сталинистские настроения сохранялись в партийном аппарате, многие представители которого выдвинулись именно в годы правления Сталина. В этих условиях Брежнев начал осторожную политику ревизии решений XX съезда КПСС. В романах, кино, научной литературе вновь стало звучать имя Сталина, часто — в положительных тонах. С трибуны XXIII съезда КПСС прозвучала критика в адрес тех, кто стремился к продолжению десталинизации общества. Прекратился процесс реабилитации жертв репрессий.

Вместе с тем, вопреки расхожим сегодня оценкам, возвращения к сталинской модели не произошло. Несмотря на требования сталинистов, на XXIII съезде КПСС открытой реабилитации Сталина не состоялось. Его имя стало предметом культового восхваления исключительно в неофициальной литературе. Официальные документы партии по-прежнему позитивно оценивали и XX, и XXII съезды КПСС, принятые на них решения.

Используя ностальгию по сталинским временам, режим лишь пытался отвлечь народ от переживаемых трудностей в экономике и социальной сфере. Более радикальная реанимация сталинизма была опасна самой правящей верхушке, в том числе из-за возможного сопротивления со стороны либеральной интеллигенции, а также из-за вероятных осложнений в отношениях с Западом.

Полумерами ограничилось брежневское руководство и при пересмотре других идеологических ориентиров хрущевского десятилетия. По мере развития ситуации, многим людям в стране становилась очевидной утопичность принятой при Хрущеве программы КПСС. В ней, в частности, провозглашалось, что в течение 20 лет, т.е. к 1980 г., в СССР будет построен коммунизм. Сохранение этого положения в партийной программе сулило в недалеком будущем банкротство всей официальной идеологии, и это притом, что именно незыблемость идеологии являлась важнейшим условием легитимности существовавшего в стране режима.

Но и поспешный отказ от прежних обещаний также не обещал чиновникам от КПСС ничего позитивного. Результатом идеологического компромисса стала выдвинутая Л. И. Брежневым теория построения в СССР «развитого социалистического общества». С одной стороны новая идеологическая конструкция позволяла властям отказаться от наиболее одиозных мифологем хрущевского времени, а с другой — укрепить положение господствующей идеологии, лишить ее конкретного наполнения, снять с властей предержащих какую-либо ответственность за провалы в экономике и социальной сфере. Теория развитого социализма стала удобным прикрытием безволия и безответственности тогдашнего советского руководства.

Согласно прежним представлениям, социализм и коммунизм являлись двумя стадиями высшей общественной формации. Никаких промежуточных ступеней между ними не предполагалось. Поэтому появление такого новообразования как «развитой социализм» сопровождалось переменами не только в пропаганде, но и в проводимой государством политике. Новые теоретические установки нашли отражение, в том числе, и при подготовке очередной советской Конституции, работа над которой началась в 1971 году на

XXV съезде КПСС. В мае 1977 года Пленум ЦК КПСС одобрил подготовленный конституционной комиссией проект Конституции.

Опираясь на решения пленума, Президиум Верховного Совета СССР принял указ о вынесении проекта на всенародное обсуждение, в котором приняло участие свыше 140 млн человек, т.е. 80% взрослого населения страны. Обсуждение велось на предприятиях, в институтах, органах управления, по месту жительства. Несмотря на элементы формализма, обсуждение проекта Конституции вызвало оживление политической активности населения, о чем свидетельствует поток писем от граждан, направлявшихся в самые разные партийные и государственные инстанции с предложениями и оценками проекта. В общей сложности в ходе обсуждения было получено около 400 тыс. предложений, многие из которых были учтены при доработке Конституции.

Конституция 1977 г. существенно отличалась от всех предшествующих ей советских конституций. Впервые в практике советского конституционного права в Основной закон советского государства была включена преамбула. В ней в обобщенных, декларативных формах прослеживался исторический путь СССР. Его результатом провозглашалось построенное в Советском Союзе общество развитого социализма.

Содержание преамбулы предопределяло содержание всех остальных глав и статей Конституции. Так, новый Основной закон провозглашал основой социального строя, существующего в стране, общенародную собственность. Соответственно государство, существующее в СССР, определялось как социалистическое, общенародное, призванное выражать волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Нетрудно заметить, что, в определенном смысле, эти положения Конституции 1977 г. означали отход от провозглашенного Конституцией 1936 г. равенства всех советских граждан вне зависимости от их социальной и профессиональной принадлежности, и возвращали конституционную норму более раннего времени, когда конституционные права признавались только за трудящимися классами, а представители, так называемых нетрудящихся классов, были в своих правах ущемлены. Однако сами авторы Конституции вкладывали в принимаемую норму другой смысл — подчеркивание роли трудящихся в жизни советской страны должно было показать, что с переходом к развитому социализму нетрудящихся элементов в стране практически не осталось, что было очень далеко от истины.

Как и во всех предшествующих советских конституциях, Конституция 1977 г. в качестве политической основы государства закрепляла Советы, но теперь они получали название Советов народных депутатов. По мысли авторов новой Конституции, это название должно было символизировать построение в СССР общенародного государства. В отличие от предшествующей конституционной практики, новая Конституция более подробно показывала политическую систему советского общества, включавшую в себя теперь не только государственные органы и общественные организации, но и трудовые коллективы.

Определяла Конституция и устройство органов государственной власти и управления, а также основы построения республиканских и местных государственных органов. Высшим органом власти в СССР провозглашался Верховный Совет, состоящий из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти по Конституции 1977 г. оставался Совет Министров СССР.

В новом Основном законе продолжалась прежняя линия развития советского конституционного права на последовательное расширение прав граждан: в Конституции 1977 г. гражданские права были существенно расширены. К прежним правам были добавлены право на бесплатное медицинское обслуживание всех без исключения граждан СССР, право на предоставление бесплатного жилища, право на свободное пользование достояниями культуры, право участвовать в управлении государственными и общественными делами, вносить предложения в государственные органы, свободно критиковать недостатки в их деятельности.

Впервые в практике советского конституционного законодательства в Конституции 1977 г. непосредственно закреплялся принцип социалистической законности в качестве одного из основных принципов деятельности не только самого государства и его органов, но и всех должностных лиц. В связи с этим, также впервые, новая Конституция предусматривала право граждан обжаловать действия любых чиновников, повинных в притеснении гражданских прав, через суд.

Вместе с тем важной особенностью Конституции 1977 г. стало существенное расширение пределов конституционного регулирования. В новом Основном законе рассматривались вопросы охраны природы, экологии, культурного строительства, внешней политики. Более широко, чем прежде, в Конституции трактовались обязанности граждан.

Гражданам СССР вменялось в обязанность соблюдать Конституцию и законы, добросовестно трудиться, блюсти дисциплину труда, оберегать интересы государства, способствовать упрочнению его могущества, укреплять дружбу между народами, беречь социалистическую собственность, бороться с расточительством, содействовать охране общественного порядка, оберегать природу и памятники культуры…

Таким образом, как и многое, что делалось политическим руководством СССР в 1970-е гг., принятие новой Конституции было подчинено логике «консервативного реформирования». В силу этого, многие историки отечественного государства и права отмечают ее крайнюю противоречивость. С одной стороны, вводились в новую Конституцию многочисленные нормы и положения, которые в старом Основном законе отсутствовали. С другой стороны, сохранялась формальная преемственность с прежним советским правом, а большинство нововведений носили умеренный, ограниченный характер даже по сравнению с наработками в области конституционного законотворчества хрущевской эпохи.

Хотя в Конституции 1977 г. и декларировалось расширение прав личности, но сохранявшаяся в ней тенденция усиления государственного вмешательства во все сферы жизни общества могла на практике привести к их существенному ограничению. Особенно острой критике сегодня подвергается 6 статья Конституции 1977 г., в которой КПСС провозглашалась ядром советской политической системы, чего не было даже в Конституции 1936 г. Вместе с тем, в основе деятельности самой КПСС, как общественной организации, лежал ее устав, а не Конституция страны. Конечно, устав партии должен был полностью соответствовать Конституции, но сама по себе возникавшая ситуация была чревата серьезными правовыми и политическими коллизиями.

Противоречивостью отличались и другие шаги брежневского руководства в социально-политической сфере. Постепенно груз ошибок накапливался, что приводило к росту в советском обществе противоречий. Население, особенно молодежь, критически относилось к происходящему, проникалось равнодушием к политике и официальной пропаганде. Разложение охватило верхи, живущие двойной моралью. Свое влияние оказывала и теневая экономика со своей криминализированной психологией, которая начинала все активнее проникать в общество.

Перемены отразились и в искусстве. В самых разноплановых художественных произведениях тех лет появляется совершенно специфический, уникальный в своем роде «герой своего времени», на пьедестал которого авторы вольно или невольно возводят проходимцев, вчерашних уголовников, обывателей. Эти социальные типажи теперь соседствовали с официальными «героями социалистических будней», все больше вытесняя их. Годы правления Брежнева, внешне наиболее спокойные и благополучные, тем не менее, отмечены ростом диссидентского движения.

Определенные сдвиги, породившие в обществе надежды скорых перемен, происходят после смерти Л. И. Брежнева (ноябрь 1982 г.), в период, когда Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Ю. В. Андропов. Находясь в прошлом на посту председателя КГБ, он немало потрудился над тем, чтобы создать в обществе благоприятное отношение к секретным службам, представить их как очаг чистоты и стабильности в подверженном порокам обществе. Эти усилия не прошли даром, и появление Андропова на высшей ступеньке власти большинством советских граждан было встречено одобрительно.

Деятельность Ю. В. Андропова (ноябрь 1982 — февраль 1984 гг.) и его преемника К. У. Черненко (февраль 1984 — март 1985 гг.) оценивается разными авторами крайне неоднозначно. Свою деятельность Андропов начал с наведения порядка в высших эшелонах власти. Постепенно борьба за дисциплину была распространена на все общество, подчас приобретая крайние формы. Начались сдвиги в идеологии, экономике, социальной сфере.

Позже, после прихода на пост Генерального секретаря ЦК КПСС Черненко, обновления замедлились, но и тогда руководство СССР инициировало различные широкомасштабные преобразования, в частности школьную реформу, ставшую последней крупной реформой советской эпохи. Вместе с тем, в 1982—1985 гг. механизм торможения преодолен не был. Сама частая смена высших лидеров партии и государства дискредитировала существовавший режим.

 

10.4. Курсом разрядки, «доктрина Брежнева», Афганистан…

 

Более стабильным, но в то же время, более консервативным, стал после 1964 г. и внешнеполитический курс советского руководства. Как и во внутренней политике, новые лидеры советского государства получили во внешнеполитической сфере в наследство множество самых разнообразных проблем, требующих срочного урегулирования. Отношения с Западом балансировали на грани разрыва, продолжал обостряться кризис в мировом коммунистическом движении, нестабильным было положение СССР в третьем мире. Все эти проблемы приходилось решать на фоне начавшегося замедления темпов развития экономики страны, и стагнации в социально-политической и духовной сферах.

Сотрудничество со странами третьего мира, а так же с социалистическими странами требовало от СССР существенных материальных затрат. Для поддержания своего геополитического положения, Советскому Союзу приходилось оказывать существенную помощь всем этим государствам. Переживаемые Советским Союзом трудности создавали стремление у некоторых его партнеров переориентироваться на Запад. Ярким проявлением новых тенденций стала политика, проводимая в 1968 г. руководством Чехословакии.

Перемены касались не только относительной демократизации режима, но и существенного расширения связей Чехословакии с Западом при одновременном ограничении сотрудничества с СССР. Проводимая в ЧССР политика тогда же получила название «пражской весны». Аналогичные процессы происходили в 1970 и 1981 гг. в Польше, где в качестве альтернативы местным коммунистам возник и быстро завоевал поддержку у населения независимый профсоюз «Солидарность», являвшийся зародышем политической оппозиции.

В ответ на это в СССР усилились охранительные тенденции. Л. И. Брежневым было сформулирована идеологическая установка, согласно которой СССР имел полное право защищать завоевания социализма в союзных государствах вооруженным путем, поскольку все попытки реформ в них были якобы спровоцированы западными спецслужбами и внутренней контрреволюцией.

Новая концепция взаимоотношений СССР с союзниками западной прессой была названа «доктриной Брежнева». Позже она приобрела еще более радикальное наполнение: советское руководство заявило о своем праве защищать завоевания социализма не только там, где они уже утвердились, но и в странах, только поворачивающих на путь социализма. Фактически это реанимировало идеологию мировой революции, свидетельствовало о готовности СССР на штыках нести свои порядки в другие страны.

Проявлением таких настроений стало вмешательство СССР в развитие революционных процессов в Афганистане. Советское руководство в 1979 г. ввело в эту страну так называемый «ограниченный контингент» своих вооруженных сил. Существовавший в Афганистане режим Х. Амина был свергнут. Сам Амин, который подозревался в симпатиях к Китаю, был захвачен в своем дворце спецподразделением КГБ и убит. К власти в Афганистане пришел Б. Кармаль, начавший проводить экономические и политические реформы по образцу СССР. Видя усиление позиций СССР в Афганистане, США начали снабжать оружием и деньгами афганскую вооруженную оппозицию.

Земля Афганистана стала ареной кровавой и продолжительной войны. Участие СССР в афганской войне стоило советскому народу более 12 тыс. жизней, обернулось внешнеполитической изоляцией и колоссальными военными расходами. СССР не удалось преодолеть трений в своих отношениях с Албанией, КНДР, Румынией, Югославией. Все они претендовали на сохранение своей самостоятельности от Советского Союза.

На грани войны и мира балансировали взаимоотношения с Китаем. Смещение Н. С. Хрущева, казалось бы, открывало дорогу к сближению между двумя ведущими социалистическими державами. Однако с середины 1960-х гг. в КНР начинает осуществляться «культурная революция» — перестройка общества по рецептам левацкой идеологии маоизма. Китайское руководство преднамеренно шло на ухудшение отношений с Советским Союзом. Между странами сворачиваются все культурные, гуманитарные, экономические и политические контакты.

В 1969 г. Великий кормчий, как величали в Китае Мао Дзэдуна, решил проверить на прочность рубежи своего северного соседа. Преследуя гегемонистские цели, Китай совершил крупномасштабные вооруженные нападения на СССР в районе острова Даманский на Дальнем Востоке и в районе Семипалатинска в Средней Азии. Получив достойный отпор, Китай на долгие годы умерил тон своих территориальных претензий к СССР. Только несколько десятилетий спустя, после прихода к власти М. С. Горбачева и Б. Н. Ельцина некоторые спорные территории (в том числе о. Даманский) были переданы китайской стороне.

Серьезные изменения в 1964—1985 гг. претерпевали отношения Советского Союза со странами Запада. Главным определяющим фактором во взаимоотношениях с ними стало достижение Советским Союзом военно-стратегического паритета. Это заставило западные государства смягчить свою позицию по отношению к СССР. Начинается разрядка международной напряженности. Зримым ее выражением становится серия международных договоренностей, заметно нормализовавших международную атмосферу.

В 1970 г. происходит подписание договора между СССР и ФРГ, по которому признавалась незыблемость послевоенных границ, и закреплялся принцип неприменения силы. В следующем, 1971 г. на тех же принципах было подписано четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией по Западному Берлину.

В 1972 г. впервые в истории взаимных отношений состоялся визит в Москву президента США Р. Никсона. В ходе него было подписано сразу несколько принципиальных документов: договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) и Основы взаимоотношений между СССР и США. Важнейшим шагом, закрепившим достижения политики разрядки, стало подписание 1 августа 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Хельсинское соглашение предусматривало признание равенства стран-участниц, нерушимость послевоенных границ, мирное сотрудничество в Европе и во всем мире. Своеобразным символом той эпохи для современников стал совместный полет космических кораблей «Союз» и «Аполлон» успешно проведенный летом 1975 г.

Однако политика разрядки в дальнейшем начала подвергаться ревизии. Подписание Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе было использовано западными партнерами для усиления давления на СССР в области прав человека. Помимо усиления идеологического противостояния, США берут курс на техническое переоснащение стратегических и обычных вооружений. Еще в 1971 г. американским руководством была выдвинута стратегия «реалистического устрашения», не предусматривавшая сохранения паритета сторон.

Ставка делалась на достижение технологического превосходства. В США начинается создание нейтронного оружия, межконтинентальных баллистических ракет «МХ», подводных ракетно-ядерных систем «Трайдент», бомбардировщиков по технологии «Стелс», «Першингов» и крылатых ракет. Нарастала конфронтация между СССР и США в межрегиональных конфликтах. В частности, США стремились свергнуть дружественные Советскому Союзу режимы в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Афганистане и некоторых других странах. Такая политика проводилась администрацией Белого Дома под лозунгом сдерживания коммунизма. После прихода к власти президента Р. Рейгана, США начали создание принципиально нового типа оружия — космического.

Стратегическая оборонная инициатива (СОИ) США, подрывала паритет сил, выводила гонку вооружений на совершенно новый уровень. Усилилось и пропагандистское давление на Советский Союз. Рейган провозгласил СССР «Империей зла» и объявил о начале крестового похода против него. В ответ на давление со стороны Запада, с 1977 г. на европейской части СССР, а с 1983 г. на территории ГДР и ЧССР началось развертывание новых советских ракет средней дальности РСД-10 (по терминологии НАТО — СС-20). Достижения предшествующих лет разрядки оказались под угрозой.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Общественно-политическая жизнь страны

Советское общество после войны. Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества. В течение 3,5 лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн репатриантов – военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов, часть эмигрантов.

Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе, смягчения политического режима. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем Сталина. По окончании войны Сталин был освобожден от обязанностей наркома обороны, но сохранил за собой пост председателя Совнаркома. Он продолжал оставаться членом Политбюро и Оргбюро ЦК ВКП(б). Возросший за годы войны авторитет Сталина поддерживался всей системой административно-бюрократического и идеологического аппарата.

В 1946–1947 гг. по поручению Сталина велась разработка проектов новой конституции СССР и программы ВКП(б). Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде. В процессе обсуждения проекта конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций. Проект программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т.п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов. Ожиданиям населения на перемены к лучшему не суждено было сбыться. Вскоре после окончания войны руководство страны приняло меры по ужесточению внутриполитического курса.

Укрепление административно-командной системы. Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Разработка всех законодательных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Верховного совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР. Большинство вопросов хозяйственного строительства рассматривалось на партийно-хозяйственных активах. Постановления ЦК ВКП(б) обязывали первичные партийные организации контролировать работу администрации промышленных предприятий и колхозов, вскрывать «ошибки и промахи хозяйственных руководителей».

С целью обеспечения производства рабочей силой были приняты несколько указов об ответственности лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности. «Указники» подлежали депортации, местом для их нового поселения и работы были выбраны Кемеровская и Омская области, Красноярский край. Административно-карательные меры по отношению к колхозникам, не выработавшим обязательного минимума трудодней, и к городским «тунеядцам» не могли улучшить положения дел в экономике.

На XIX съезде партии (1952 г.) ВКП(б) была переименована в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС).

Политика репрессий. Трудности послевоенного экономического развития, проявлявшиеся в тяжелом состоянии сельского хозяйства, в бытовых лишениях населения, требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных «виновников» ее неудовлетворительного развития. Так, срывы в производстве авиационной техники объяснялись «вредительством» со стороны руководства отрасли. В 1946 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) специально рассматривалось «дело» этих «вредителей» («Дело Шахурина, Новикова и др.»). На рубеже 40–50-х годов руководители Политбюро обсуждали «дела» лиц, якобы занимавшихся вредительством в автомобилестроении, в системе московского здравоохранения («О враждебных элементах на ЗИСе», «О положении в МГБ и о вредительстве в лечебном деле»).

Продолжалась фабрикация дел «врагов народа». В 1949 г. руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы («ленинградское дело»). Обвиняемыми являлись партийные деятели, советские и государственные работники. Среди них находились А.А. Кузнецов – секретарь ЦК ВКП(б), М.Н. Родионов – председатель Совета министров РСФСР и др. Одновременно было сфабриковано обвинение против Н.А. Вознесенского – председателя Госплана СССР, крупного ученого-экономиста. Он обвинялся в неудовлетворительном руководстве Госпланом, в антигосударственных и антипартийных поступках. Организаторы несуществовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, несколько человек – к длительным срокам лишения свободы.

Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в республике. На основании сфальсифицированных материалов были репрессированы ряд партийных работников и тысячи граждан («мингрельское дело»).

В 1952 г. было сфабриковано так называемое дело врачей. Группа крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны.

Тяжелое состояние послевоенной экономики, чрезмерная централизация хозяйственного руководства вызывали глубокое беспокойство у многих советских людей. В ЦК партии поступали тысячи писем от отдельных граждан с сообщениями о злоупотреблениях местных властей, с предложениями об улучшении дел в сельском хозяйстве. Делались попытки противодействия внутриполитическому курсу. Так, в Воронеже была создана нелегальная молодежная организация. Ее участники, обеспокоенные экономическим положением страны, пришли к выводу о необходимости изменения хозяйственной политики. Организация, насчитывавшая несколько десятков человек, была раскрыта, ее руководители преданы суду.

В условиях административно-командной системы возникало глубокое противоречие между необходимостью изменений в социально-политической и экономической сферах и неспособностью государственного аппарата осознать и осуществить эти изменения.

studfiles.net

7. Политическая жизнь. Особенности политической жизни России.

Жизнь общества чрезвычайно многообразна. Существуют 4 её сферы – экономическая, социальная, духовная и политическая.

В основе жизни каждой сферы общества лежат определённые отношения. В основе экономической сферы лежат отношения между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Духовные отношения – связи и взаимоотношения между людьми по поводу идей и духовных ценностей. Социальные отношения – взаимодействие между людьми по поводу благосостояния, возможностей развития, равенства и неравенства. В основе политической жизни лежат отношения между людьми по поводу принуждения и политической власти.

В каждой сфере жизни общества есть определённые институты. Существуют различные виды деятельности, разные объекты и субъекты деятельности, разнообразные идеи и цели, обычаи, традиции и нормы, регулирующие жизнедеятельность людей

В содержание политической жизни включены следующие элементы:

  1. Политические потребности и интересы.

  2. Политическая деятельность по поводу политической власти.

  3. Политические отношения по поводу политической власти.

  4. Политические институты, партии, государство, общественно-политические движения.

  5. Политические идеи и нормы, регулирующие общественную жизнь.

  6. Чувства, эмоции и настроения (психологические факторы), возникающие по поводу политической власти.

Т.о. политическая жизнь – это вся совокупность проявлений жизнедеятельности людей, возникающих по поводу политической власти.

Политическая жизнь возникает вместе с политической властью и постоянно меняется в самых разных аспектах, она может быть стихийной и организованной.

Политическая жизнь в России имеет ряд особенностей:

  1. Отсутствие чётких целей преобразования общества.

  2. Глубокая дифференциация населения, вызывающая глубокую конфронтацию сил.

  3. Предпринимательская среда России решает задачу отвоёвывания государства и политики у бедных и передачу богатым.

  4. Отсутствие рациональных взглядов и убеждений, ориентация не столько на суть дела, сколько на слова и фигуры политиков.

  5. Нестабильность настроений и политических мотиваций.

  6. Всё меньше в политике действует совесть, как регулятор самообуздания внешних и внутренних стихий, всё больше заменяется принуждением внешней силой. Насилие в обычные периоды, монопольно принадлежащие власти, всё больше становятся общим достоянием и провоцируются по любому поводу.

  7. Подтверждается закономерность политики, а именно люди, получившие власть, способность менять облик общества, привычное течение жизни, производить непредсказуемое будущее.

8. Определение и содержание политики как общественного явления.

Политика (древнегреческое полис – город, государство) – организационная и регулятивно-контрольная сфера социально-неоднородного общества.

Если в результате функционирования экономической сферы производятся товары и услуги. Духовной – идеи, духовные ценности. Социальной – человек в целом, то в результате функционирования политической сферы, в этом смысле ничего не производиться, разе что приказы и распоряжения. Политика в этом смысле решает две задачи: разрешает противоречия и конфликты в обществе; организует общественную жизнь и управляет ею.

Политика означает политическую организацию общества, как территориальной общности, механизм осуществления политической власти, весь политический строй и порядок в единстве его состоящих элементов.

Политика – сложное образование, поэтому существует целый ряд более конкретных её определений:

  1. Политика определяется как отношение между субъектами по поводу политической власти. Сюда включаются отношения между классами и другими социальными группами. Отношения между властью и народом, отношения между ветвями власти, отношения по поводу прав граждан, разные формы этих отношений.

  2. Политология как средство организации и управления обществом. В этом смысле политика понимается как политическая власть, насилие, символика, речь, организация, контроль и т.д. – всё то, что можно использовать как средство управления обществом.

  3. Политика как деятельность по организации и управлению обществом по принятию обязательных для всего общества решений. Существуют два вида политической деятельности: мыслительно-теоретическая деятельность (выдвижение политических идей, формулировка концепций развития общества, составление программ, различных директив, доктрин и т.д.) и предметно-практическая деятельность (разработка, принятие и реализация законов и постановлений, распределение ресурсов, расстановка кадров и т.д.).

  4. Политика как определение целей:

    1. В масштабах всего общества.

    2. В масштабах определённых сфер общества.

    3. В масштабах отношений между классами и социальными группами.

    4. В отношениях между властью и народом.

  5. Политика как совокупность правил игры. Все сферы общества живут на основе совокупности норм правил. Все политические процессы регулируются политическими обычаями, традициями, правовыми нормами. Избрание, функционирование и смена власти – это игра разных политических сил по заранее установленным правилам, где каждый играющий субъект стремиться усилить своё влияние и уменьшить влияние других.

  6. Политика – это организационно-управленческая деятельность, направленная на повышение эффективности и рациональности общественной жизни.

studfiles.net

Общественная политическая жизнь - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Общественная политическая жизнь

Cтраница 1

Общественная и политическая жизнь в пашей стране характеризуется интенсивным развитием рабочего движения, антиимпериалистической борьбы. Активный отпор империализму и связанным с ним силам внутренней реакции дают помимо рабочего класса мелкие и средние производители города и деревни, служащие, интеллигенция и особенно молодежь. Их борьба все более приобретает характер мощных единых действий антиимпериалистических сил.  [1]

Иногда в общественной и политической жизни происходит аккумуляция социальных ценностей населения не только одного государства, но и ряда регионов, а иногда и мира. Так, на современном этапе развития человечества люди различной политической ориентации протестуют против милитаризации общества, политики агрессии и войны, расовой и национальной дискриминации, ущемления прав женщин, ухудшения положения молодого поколения, коррупции, хищнического отношения к использованию природных ресурсов и окружающей среде.  [2]

Позднее Аристотель развил учение о человеке как полисном животном, общественная и политическая жизнь которого нераздельна. В его учении о государстве воплотилась идея о взаимосвязи целого и части, создающей нечто единое. И вне государства его существование лишено всякого смысла и содержания. Поскольку в определении целостности у Аристотеля исходным моментом рассматривается единство различного, то лучшей из форм общественного управления должна считаться полития, которая воплощает средний путь между олигархией и демократией.  [3]

В деревне комсомол у нас уже развертывает большую работу, играет огромнейшую роль во всей общественной и политической жизни деревни, особенно в вопросах подъема и кооперирования сельского хозяйства. Нужно только, чтобы и к этой работе КСМ больше внимания проявила партия, помогла бы комсомолу своим руководством.  [4]

Вторую группу основных прав и свобод граждан составляют политические права и свободы, дающие гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны.  [5]

Термин появился в связи с возникновением идеи культурного плюрализма ( см. Multiculturalism) и вытекающей отсюда необходимости в соответствии с новой идеологией пропорционально представлять произведения литературы и искусства, достижения в общественной и политической жизни, относящиеся к представителям всех этнических и сексуальных меньшинств.  [6]

Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение ( свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций.  [7]

ПАРТИЯ НАРОДА МАОРИ ( Ману-Матухаке - Наше наследие) - крупнейшая организация народа маори, насчитывает ск. Основана в 1981 г. Выступает за самоуправление, за участие маорп во всех областях общественной и политической жизни в соответствии с их долей в составе населения страны ( 11 %), с тем чтобы Новая Зеландия стала страной двух культур. Маори традиционно предоставляются 4 места в парламенте, но по спискам Лейбористской партии.  [8]

Только на востоке Европы, в отсталой, феодальной, клерикальной, чиновничьей Австрии, где всякая общественная и политическая жизнь застопорена мизерно-мелкой дракой ( даже хуже: сварой, потасовкой) из-за языков, возникла эта идея отчаявшегося мелкого буржуа.  [9]

Одним из важейних факторов, влияющих на культурное развитие общества, является его политическая организация. Основой взлета греческой культуры был рабовладельческий полис - демократически управляемый город-государство, где свободные граждане принимали непосредственное участие в общественной и политической жизни.  [10]

Сирии, тем прогрессивным социально-экономическим преобразованиям, которые осуществлены под руководством Партии арабского социалистического возрождения. В Советском Союзе отдают должное деятельности Прогрессивного национального фронта, свидетельствующей о крепнущем единстве антиимпериалистических сил, о повышении его роли в общественной и политической жизни страны.  [11]

В большинстве независимых государств Азии и Африки центральными проблемами общественного развития, наряду с задачей упрочения и защиты политической независимости, суверенитета, стали преодоление экономической отсталости, создание независимой национальной экономики, включая собственную промышленность, повышение жизненного уровня народа. Решение этих проблем предполагает глубокие социально-экономические преобразования, проведение демократических аграрных реформ в интересах трудового крестьянства и при его участии, уничтожение отживших феодальных и дофеодальных отношений, ликвидацию засилья иностранных монополий, радикальную демократизацию общественной и политической жизни, государственного аппарата, возрождение национальной культуры и развитие ее прогрессивных традиций, укрепление революционных партий и создание таких партий там, где их нет. Актуальные проблемы общественного развития этих государств ныне являются объектом не только острой борьбы между их народами и иеоколонизаторами, но и внутренних социальных столкновений. Важное значение для независимых государств Азии и Африки имеет установление отношений дружбы и действенного сотрудничества со странами социализма.  [12]

От нас не ускользают двусмысленность и расчет, заключенные во многих подобных позициях. Мы ясно говорим, что не существует проблемы приобщения ИКП к правительству и левоцентристской системе власти, ибо мы боремся именно за ликвидацию левого центра, но что проблема отношений с нашей партией действительно является проблемой отношений с широкими рабочими и народными массами, с их нуждами и чаяниями, с их волей участвовать в руководстве всеми сторонами общественной и политической жизни страны.  [13]

Всякий юрист должен понять и признать, что именно правосознание есть тот орган, без которого нельзя жить правом, вступать в правоотношения с другими людьми, поддерживать правопорядок, тягаться о правах, творить суд, организовывать частные общества ( ученые, акционерные компании, клубы, кооперативы) и публично-правовые организации ( законодательные собрания, думы, земства), участвовать в выборах, быть чиновником, президентом и монархом. Правосознание необходимо в общественной и политической жизни как главное орудие. Нельзя предполагать, что оно присуще всем людям изначально и одинаково: его необходимо воспитывать и укреплять в людях с детства. С детства необходимо вселять в людей уверенное, непоколебимое чувство, что они суть духовные существа, что они признаются субъектами права, что им присуще духовное достоинство, что они призваны к самообладанию и самоуправлению, что они призваны к взаимному уважению и доверию, что государственная власть уважает их и доверяет им и что они призваны отвечать ей теми же чувствами. Правосознание воспитывается в людях, а не предполагается готовым, зрелым и полномощным, пока не будет доказано обратное... И если люди забывают об этом и пренебрегают этим, то государственный кризис может наступить внезапно и неотвратимо.  [14]

Наша партия последовательно держит курс на дальнейшее развитие социалистической демократии. Мы, коммунисты - сторонники подлинной демократии и без нее не мыслим себе движения вперед. Мы понимаем под демократией вовлечение широчайших масс трудящихся в общественную и политическую жизнь, создание таких условий, при которых они на деле участвуют в управлении обществом и государством. Такую демократию мы всемерно развиваем и будем развивать.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Общественно-политическая жизнь СССР

Советское общество после войны

Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества. В течение трех с половиной лег из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов — военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов, часть эмигрантов.

Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе, смягчения политического режима. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И. В. Сталина. По окончании войны И. В. Сталин был освобожден от обязанностей наркома обороны, но сохранил за собой пост председателя Совнаркома. Он продолжал оставаться членом Политбюро и Оргбюро ЦКВКП(б). Возросший за годы войны авторитет И. В. Сталина поддерживался всей системой административно-бюрократического и идеологического аппарата.

В 1946—1947 гг. по поручению И. В. Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде. В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций. Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т. п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов. Ожиданиям населения на перемены к лучшему не суждено было сбыться. Вскоре после окончания войны руководство страны приняло меры по ужесточению внутриполитического курса.

Укрепление административно-командной системы

Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Разработка всех законодательных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР. Большинство вопросов хозяйственного строительства рассматривалось на партийно-хозяйственных активах. Постановления ЦК ВКП(б) обязывали первичные партийные организации контролировать работу администрации промышленных предприятий и колхозов, вскрывать «ошибки и промахи хозяйственных руководителей».

С целью обеспечения производства рабочей силой были приняты несколько указов об ответственности лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности. «Указники» подлежали депортации, местом для их нового поселения и работы были выбраны Кемеровская и Омская области, Красноярский край. Административно-карательные меры по отношению к колхозникам, не выработавшим обязательного минимума трудодней, и к городским «тунеядцам» не могли улучшить положения дел в экономике.

Политика репрессий

Трудности послевоенного экономического развития, проявлявшиеся в тяжелом состоянии сельского хозяйства, в бытовых лишениях населения, требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных «виновников» ее неудовлетворительного развития. Так, срывы в производстве авиационной техники объяснялись «вредительством» со стороны руководства отрасли. В 1946 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) специально рассматривалось «дело» этих «вредителей» («Дело Шахурина, Новикова и др.»). На рубеже 40—50-х годов руководители Политбюро обсуждали «дела» лиц, якобы занимавшихся вредительством в автомобилестроении, в системе московского здравоохранения («О враждебных элементах на ЗИСе», «О положении в МГБ и о вредительстве в лечебном деле»).

Продолжалась фабрикация дел «врагов народа». В 1949 г. руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы («ленинградское дело»). Обвиняемыми являлись партийные деятели, советские и государственные работники. Среди них находились А. А. Кузнецов — секретарь ЦК ВКП(б), М. Н. Родионов — председатель Совета Министров РСФСР и др. Одновременно было сфабриковано обвинение против Н. А. Вознесенского — председателя Госплана СССР, крупного ученого-экономиста. Он обвинялся в неудовлетворительном руководстве Госпланом, в антигосударственных и антипартийных поступках. Организаторы несуществовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, несколько человек — к длительным срокам лишения свободы.

Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в республике. На основании сфальсифицированных материалов были репрессированы ряд партийных работников и тысячи граждан («мингрельское дело»).

В 1952 г. было сфабриковано так называемое дело врачей. Группа крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны.

Тяжелое состояние послевоенной экономики, чрезмерная централизация хозяйственного руководства вызывали глубокое беспокойство у многих советских людей. В ЦК партии поступали тысячи писем от отдельных граждан с сообщениями о злоупотреблениях местных властей, с предложениями об улучшении дел в сельском хозяйстве. Делались попытки противодействия внутриполитическому курсу. Так, в Воронеже была создана нелегальная молодежная организация. Ее участники, обеспокоенные экономическим положением страны, пришли к выводу о необходимости изменения хозяйственной политики. Организация, насчитывавшая несколько десятков человек, была раскрыта, ее руководители преданы суду.

В условиях административно-командной системы возникало глубокое противоречие между необходимостью изменений в социально-политической и экономической сферах и неспособностью государственного аппарата осознать и осуществить эти изменения.

histerl.ru

Политическая жизнь общества. Понятие. Формы. Функции

Независимое государство, ставшее на путь демократического развития, определяет своим основным приоритетом человека, его права и свободы, которые закреплены в Основном Законе (Конституции). Но порой политическая жизнь в обществе так бурно кипит, что об основных приоритетах забывают.

Являясь частью дисциплин политологии, социологии и политической психологии, политическая жизнь может рассматриваться как в широком смысле, так и в узком.

В широком смысле, политическая жизнь общества – совокупность процессов и явлений в обществе, влияющих на общую политическую ситуацию. В узком смысле, политическая жизнь – это способ взаимодействия субъектов политической жизни, к которым относятся граждане, общественные организации и политические партии, органы государственной законодательной и исполнительной власти.

Основными инструментами взаимодействия субъектов политической жизни являются законодательная и исполнительная власть.

Политическая жизнь в современном обществе очень насыщена и многообразна, что спровоцировано огромным количеством политических институтов, ориентирующихся на различные политические действия. Также огромное значение здесь имеет сложная мотивационная структура современных людей: имея различные и несовпадающие ценностные ориентации, предпочтения и интересы, их политическое поведение становится разнообразным.

По своей форме политическая жизнь может быть спокойной и насыщенной.

Спокойная политическая жизнь характеризуется стабильностью функционирования политических институтов, поддержанием целостности общества и политической стабильности. Устоявшийся политический строй консервативно влияет на участников политических отношений, что мешает его модернизации в условиях всемирного прогресса.

Насыщенная политическая жизнь характеризуется переломом устоявшихся в обществе отношений, влекущим за собой протест общества, массовые беспорядки и, как правило, образование новых политических институтов. Перелом в устоявшемся политическом обществе положительно влияет на внедрение новых, современных технологий, способствует росту политической культуры и демократии.

Политическая жизнь – это совокупность интересов различных слоев населения, деятельность общественных организаций и политических партий, движения общественно-политических групп.

Политическая жизнь разнообразна и многогранна, поэтому ее можно классифицировать по нескольким характеризующим признакам:

- по сфере деятельности: социальная, культурная, экономическая, национальная, военная;

- по масштабам: региональная, локальная, мировая, международная;

- по областям: внешняя и внутренняя политика.

Основной политической функцией общества в политической жизни является непосредственное формирование органов государственной власти путем выборов и референдума. Отличие референдума и выборов состоит в том, что первый призван определить волю народа, а второй – непосредственное волеизъявление граждан.

Политика и общество тесно взаимосвязаны по своей природе возникновения. Политическая жизнь каждого отдельно взятого общества отличается своей динамичностью, многообразием, сложностью явлений, которые развиваются на социальном пространстве, включая в себя политические отношения. Перечислим основные ее функции: перераспределение общественных благ, выражение интересов всех социальных слоев, поддержание единства и целостности общества, согласование интересов, мобилизующая функция.

Следует также заметить, что взаимосвязь политики и общества не так проста и прямолинейна. При малейшем отклонении от заданного курса, власть способна продемонстрировать свое бессилие, что в итоге может привести к социальной нестабильности, конфликтам и разрушению общества.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *