Система управления в русском централизованном государстве – 2.3. Система власти в Русском централизованном государстве.

Содержание

2.3. Система власти в Русском централизованном государстве.

Государь Всея Руси. Иерархическую пирамиду власти Русского централизованного государства венчала царская власть. Она не была ограничена ни политически, ни юридически. Иван III фактически стал первым царем Русского централизованного государства. Он обладал законодательными, административными и судебными полномочиями, которые постоянно расширял. Его статус развивался в соответствии с государственным правом, им же установленным.

Иван III, чтобы усилить самодержавную власть, провёл значительные государственно-правовые реформы, которые касались боярской думы, приказов, правовой системы и т.д. Благодаря его реформам былая раздробленность постепенно сменялась централизацией.

Боярская дума. На Боярскую думу возлагались государственное управление, судебная и дипломатические функции. Решая государственные дела, Дума постепенно становилась законосовещательным органом при Иване III. При её участии вводился знаменитый Судебник Ивана III, который устанавливал единую правовую систему централизованного государства. Кроме того, Дума руководили системой приказов, осуществляла контроль за местным управлением, решала земельные споры. Для ведения дел была создана думская канцелярия.

В Боярской Думе кроме московских бояр с середины XV в. стали заседать и местные кня­зья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Дума принимала решения большинством голосов. Если согласие бояр не достигалось, обсуждались спорные моменты, пока весь её состав не приходил к единому мнению. Выражаясь по-современному, Дума искала консенсус. Если всё же согласие по каким-либо причинам не достигалось, тогда шли на доклад к главе государства, и дело разрешалось государем.

Термин «боярин» постепенно стал обозначать не просто крупного феодала, а пожизненного привилегированного члена Боярской думы.

Вторым по значению чином Боярской думы был окольничий. В конце XV века в состав Думы входили 12 бояр и не более 8 окольничих. При решении наиболее важных государственных дел на заседания Боярской думы приглашались церковные иерархи и видные представители дворянства. В дальнейшем такие совместные собрания стали основой для образования Земских соборов.

Бояре и окольничие стали присягать великому князю на верность, подтверждая её «клятвенными грамотами». Московский государь наделил себя правом не только удалять бояр с государственной службы, но и конфисковывать при этом их вотчины, земельные наделы с имуществом.

Усиление власти Московского великого князя, государя всея Руси проходило одновременно с созданием новой системы управления в централизованном государстве. Руководство отдельными направлениями в государстве поручалось путным боярам и дворянам. В ведении наиболее авторитетных бояр передавались отдельные территории («пути»), в которых высокие должностные лица осуществляли управление и судопроизводство. Новая «вертикаль власти», созданная в эпоху Ивана III, значительно повысила централизацию государственного управления, сделала Москву настоящей столицей огромной страны. Огромную роль в укреплении единого государства сыграла новая правовая система, введенная Иваном III.

Казённый двор. Главным распорядительным органом управления Московского государства, был Казенный двор. Это был прообраз правительства. Будущая приказная система выросла из двух общегосударствен­ных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом. Царь ввел новые должности государевых людей: казённого дьяка и подьячих, ведающих делами посольскими, поместными, ямскими, финансовыми.

Дворец и дворцы. Для управления царскими землями и имуществом был создан Дворец. Постепенно его функции дополнялись и другими обязанностями, например, рассматривать земельные споры и осуществлять судопроизводство. Для управления территориями на местах были созданы Новгородский, Тверской и другие дворцы, а также приказы.

Местные органы власти. Бывшие удельные князья сохранили за собой некоторые властные полномочия в пределах своих владений. Они имели право собирать налоги с населения, вершить суд, Из их среды назначаются московским князем воеводы и тысяцкие, которые в военное время руководили народным ополчением. В городах вводится новая должность местного управления – городовые приказчики, в уездах административные функции исполняли наместники, в волостях – волостели.

Система центральных и местных органов государственной власти в Русском централизованном государстве (XIV в. – начало XVI в.) выглядит следующим образом.

Схема №

studfiles.net

причины, предпосылки, основные политические центры.

В основе создания централизованного государств лежали, прежде всего социально-экономические факторы: развитие сельскохозяйственного производства, связанные с ней рост феодального землевладения и включение феодального хозяйства в торговые связи; появление новых и укрепление старых городов – центров торговли и ремесла; расширение экономических связей и товарно-денежных отношений. Так же одними из причин являлись: снижения классовой борьбы, укрепления аппарата управления, военного объединения перед лицом иноземных захватчиков. Большое значение приобретала Москва, Московское княжество, территория которого постоянно расширялась. Крупными городами были Владимир, Дмитров, Можайск, Переяславль, Углич, Тверь, Нижний Новгород, Рязань и др.

63.Схема высших органов власти и управления Московского государства.

Во главе Русского государства стоял великий князь, именовавшийся начиная с конца XV в. ‘^государем всея Руси». В начальный период объединения русских земель в одно государство великий князь был типичным монархом раннефеодального государства, хозяином в своей вотчине и первым среди равных ему удельных князей. Его власть определялась заключенными с вассалами договорами, ограничивалась широкими иммунитетными правами не только князей, но и бояр, и монастырей. По мере ликвидации политической самостоятельности отдельных княжеств и подчинения их Московскому великому князю его власть значительно усиливалась. Удельные князья и бояре постепенно превращались в подданных великого князя, сначала ограничивавшего, а затем полностью отменившего их иммунитет. С конца XV в. великий князь — глава государства, обладавший большими правами в области законодательства, управления и суда и распространявший свою власть на всю территорию сложившейся единой Руси. Но его власть еще не была настолько сильной, чтобы стать неограниченной, абсолютной. Великий князь не мог управлять государством без -совета боярской аристократии – Боярской думы. Дума выросла из ранее известного феодального совета, но по составу существенно от него отличалась. Члены Боярской думы «жаловались» великим князем из среды княжеско-боярской аристократии, высших чинов дворцового управления (а с начала XVI в. — и из дворянства). Великий князь должен был считаться с системой местничества, предоставлять места в зависимости от знатности происхождения.

Боярская дума была постоянно действовавшим органом, заседавшим регулярно и решавшим вместе с князем все основные вопросы управления, законодательства, внешней политики и суда. Характерная для того времени форма принятия решения включена в вводную часть Судебника 1497 г.: «Уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси, с детми своими и с бояры о суде, как судите бояром и околничим». Несмотря на то, что многие члены Думы имели оппозиционные настроения (а часто и враждебные), великокняжеская власть не могла управлять страной без этого органа (отсутствовал необходимый политический аппарат управления, были еще очень сильны экономические и политические позиции старой феодальной знати)1. Положение Боярской думы в ХУ-ХУ1 вв. не было однозначным. Так, в начале XVI в. (во время правления Василия Ш) великому князю в значительной мере удалось подчинить ее своему влиянию. Позднее роль Думы снова возросла.

^ Феодальные съезды созывались как в период феодальной раздроби ленности, так и на раннем^ этапе становления централизованного государства. По мере изменения характера взаимоотношений великого князя с князьями удельными значение этого типично раннефеодального органа падало. Позднее из политической жизни Русского государства съезды исчезли.

На первом этапе создания централизованного государства продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления, в которой важную роль играл княжеский двор во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами («путями»). Существовали конюший, стольничий, сокольничий и прочие «пути» под началом «путных» бояр. В их ведении находилось не только дворцовое управление, но и земли, угодья, деревни, приписанные к определенной отрасли. Население этих земель подчинялось «путным» боярам и в финшсово-административном, и в судебном отношениях. Эта система управления была типична для периода феодальной раздробленности, когда княжеское управление распространялось лишь на его собственную вотчину, удел.

С централизацией государства и увеличением территории компетенция дворцово-вотчинной системы стала расширяться, выходить за рамки собственно княжеского домена. Усложнение функций привело к тому, что в подчинении «путных» бояр появились многочисленные штаты дьяков, приказчиков, ключников и др. Определилась некоторая субординация дворца и дворцовых ведомств: дворец (большой дворец, как его называли) стал как бы центральным учреждением, которому подчинялись «путные» ведомства и, кроме того, поручались многие вопросы, связанные с местным управлением (назначение наместников, волостелей, разработка текстов уставных грамот — документов, определявших права органов местного управления), с церковным и светским землевладением (например, так называемое «испомещение» служилых людей) и некоторые другие.

Для управления вновь присоединенными землями с конца XV в. стали создаваться «областные» дворцы — Тверской, Новгородский, Рязанский и т.д. Их компетенция не была достаточно четко определена, они ведали самыми разными делами: сбором податей, местной администрацией, рассмотрением земельных споров, формированием феодального ополчения и т.д. Однако проведенная реорганизация дворцовой системы, связанная с расширением ее административных функций, не могла решить задачи управления централизованным государством: и дворец, и дворцовые ведомства продолжали ведать прежде всего хозяйством князя, дворцовыми землями и крестьянами, принадлежавшими великому князю и его семье. Изменение характера великокняжеской власти, подчинение великому князю бывших удельных князей, необходимость управления всей значительно увеличившейся территорией государства, обострение классовой борьбы, противоречия внутри господствующего класса, потребности внешней политики, развивавшиеся экономические связи, рост городов, торговых центров, т.е. усложнение социально-экономического и политического развития, требовали создания специального управленческого аппарата, бюрократии, чиновничества. В результате постепенно, начиная с конца XV в., стали возникать новые органы государства, получившие название приказов1. Это были постоянно действовавшие учреждения, имевшие значительно более четкую компетенцию по сравнению с прежними. Их деятельность распространялась на всю территорию государства.

Приказы имели определенные платы, специальные помещения (приказные избы), делопроизводство, архивы. Для дьяков и других приказных деятелей служба в приказах была основным занятием, за которое они получали жалованье из казны. Это ставило их в тесную связь и зависимость от великокняжеской власти, делало их ее верной опорой. Верхушка приказной бюрократии получала земельные пожалования и включалась в состав господствующего класса феодалов. Однако и представители боярских и особенно дворянских кругов старались занять ключевые посты в новых учреждениях. Между приказной бюрократией и дворянством также устанавливалась теснейшая связь, что способствовало укреплению позиций правящего класса, его политического господства. Специальный чиновничий аппарат разрастался, приобретая все большее значение (о чем свидетельствовал, например, тот факт, что уже в начале XVI в. дьяки стали участвовать в заседаниях Боярской думы)1.

В начале XVI в. функционировало около 10 приказов. Одними из первых сложились приказы Большого дворца и Казенный (ведавший казной), возникшие в связи с реорганизацией дворцового управления. Позднее появились Разрядный приказ (в котором сосредоточивалось управление военной службой). Посольский приказ (делопроизводство по внешнеполитическим делам, дипломатическая служба, пограничные дела, пропуск через границу послов и гонцов и т.д.), Разбойный приказ (карательный орган, тесно связанный с местными губными избами), его образование обусловлено обострением классовых противоречий и необходимостью государственными средствами вести борьбу с беглыми крестьянами; Ямской приказ (почтовая служба и иные средства сообщения) и др.

В первый период после создания приказов дворцово-вотчинное управление оставалось, позднее система приказов охватила все отрасли государственного управления и окончательно вытеснила прежнюю систему, сохранив, однако, некоторые ее пережитки.

studfiles.net

22. Государственный аппарат централизованного Русского государства

22. Государственный аппарат централизованного Русского государства

Русское государство возглавлял Великий князь, с конца XV в. он стал называться государем всея Руси. По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому власть Великого князя возросла. В XIV–XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными Великого князя.

Одним из средств укрепления великокняжеской власти была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения.

Великий князь не имел абсолютной власти, он управлял государством при поддержке совета боярской аристократии — Боярской думы. Боярская дума была постоянно действовавшим органом, построенным на принципе местничества (назначение на государственную должность зависело от знатности рода кандидата). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность. Состав Боярской думы постоянно менялся.

В XIII–XV вв. действовала дворцово-вотчинная система управления. Главная роль отводилась

княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами — путями, которые возглавляли путные бояре (конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути). Со временем придворные чины превратились в государственные должности.

Централизация государства потребовала создания специального управленческого аппарата. С конца XV в. происходит становление новых органов центрального и местного управления — приказов. Это были постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы. Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы.

Приказы возглавлялись боярами, в их состав также входили приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные. К середине XVI в. приказная система управления вытеснила дворцово-вотчинную.

Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками Великого князя в городах и волостелями в сельской местности. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. В начале XVI в. были учреждены новые дворянские и земские органы — губные и земские избы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

3. Государственный строй

Раннефеодальная монархия постепенно трансформируется в бо­лее тесное политическое образование (см. схему 18). Так, если удель­ные князья строили свои отношения с Великим князем на иммуни­тета ых грамотах и договорах и служили за вознаграждение, то в нача­ле XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться Великому князю просто в силу его положения.

Великий князь как глава государства был наделен широким кру­гом прав, обладал высшей законодательной, исполнительной и су­дебной властью. Начиная с Ивана III, Великие князья стали имено­вать себя «государями всея Руси».

С х ема 17

Основные черты вотчинного и поместного землевладения (середина XVI в.)

Правовое регулирование

Вотчина

Поместье

По объекту

Крупное землевладение

Мелкое землевладение

Субъекты владения

Бояре

Дворяне

По режиму

Наследственная земельная собственность с правом передачи по наследству

и правом родового выкупа

Условное земельное

владение за службу

и для службы

45

Схема 18

Система центральных и местных органов государственной власти и управления в Русском централизованном государстве (XIV — начало XVI в.)

Великий князь Московский

\

/ /

\

Боярская

дума (с XV в.)

Феодальные съезды

/ /

‘ /

\

Управление дворца

/

«Пути»

Дворецкий

Путные дворяне

/

Го родники -городовые приказчики

Сокольничий

в городах «

Ловчий

\>

Конюший

в уездах

Наместники

Стольничий

Чашничий

_

К XV в. оформился такой орган, как Боярская дума. Это был по­стоянно действующий орган со стабильным составом, в который вхо­дили думные чины. Боярская дума не имела четко очерченной компе­тенции, но могла принимать решения по наиболее важным вопросам жизни государства.

Феодальные съезды по мере централизации государства начина­ют отмирать.

Сохранявшаяся дворцово-вотчинная система постепенно преоб­разуется. Возникают так называемые «пути», обеспечивавшие специ­альные нужды князя (сокольничий, ловчий, конюшенный и др.). Они выступали как административные и судебные органы.

В конце XV в. начинается перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную, что было показателем дальнейшей централи­зации Русского государства.

46

Местное управление состояло из наместников в уездах и волосте­лей в волостях. В 40-50-е гг. XVI в. была проведена реформа местного самоуправления — учреждены выборные земские и губные избы для решения местных дел. Введена единая система мер и весов, единая денежная система. Судебная система была громоздкой и сложной (см. схему 19) и состояла из ряда инстанций: суд наместников (вое­вод), приказной суд, суд Боярской думы или Великого князя. Парал­лельно действовали церковные и вотчинные суды, сохранялась прак­тика «смешанных» судов.

Велика была роль церкви в государственной организации. Про­тиворечивым было ее отношение к проблеме централизации Русского государства. Среди церковных иерархов той поры были и горячие сторонники укрепления государственного единства Руси, и силы, оказывавшие упорное сопротивление этому процессу.

С хе м а 19

Суд в великом княжестве

Московском в XIV-XVI вв.

Великий князь

Княжеские приказчики

Городовые приказчики

Наместники

Волостели

I Боярская дума

тиуны

тиуны I

Недельщики

Излюбленные судьи (с 1552 г. там,

где были отменены наместники и волостели)

приказы

Г

I

Поместный

Холопий

Земский

Разбойный

приказ

(с XVI в.)

У\

Митрополиты

(в отношении

своих вотчин

по жалованным

грамотам князя)

Вотчинный суд

светских и духовных

лиц по жалованным

грамотам

(в отношении

крестьян, кроме

дел о разбое)

монастырские

губные

старосты

губные

головы или

старосты

(с 1593 г.

не везде)

деся

из кре

5-6

гники

стьян

чел.

47

В организационном отношении церковь представляла собой сложную систему. Во главе ее стоял митрополит. В 1448 г. русская православная церковь стала автокефальной — самостоятельной по от­ношению к вселенскому патриарху, находившемуся в Византии. Вся территория подразделялась на возглавляемые епископами епархии. До XV в. русские митрополиты назначались константинопольским патриархом. Теперь они стали избираться Собором русских еписко­пов сначала по согласованию со светской властью, а потом и по пря­мому указанию Московских великих князей.

4. Общая характеристика и источники Судебников 1497 и 1550 гг.

В качестве основного источника права Московского государства XIV — XV вв. продолжала действовать Русская Правда. Была создана новая редакция этого закона — так называемая Сокращенная из Про­странной, приспособившая древнерусское право к московским усло­виям. Действовало также обычное право. Однако развитие феодаль­ных отношений, образование централизованного государства требо­вали создания новых законодательных актов. В целях централизации государства и подчинения земель власти Московского князя издава­лись уставные грамоты наместнического управления, регламентиро­вавшие деятельность кормленщиков, ограничивавшие в какой-то ме­ре их произвол. Наиболее ранними уставными грамотами были Двинская (1397 или 1398 г.) и Белозерская (1488 г.). Памятником фи­нансового права является Белозерская таможенная грамота 1497 г., предусматривавшая откупной порядок взимания внутренних тамо­женных пошлин.

Самым крупным памятником права этого периода был Судебник 1497 г. Он внес единообразие в судебную практику Русского государ­ства. Судебник имел и другую цель — закрепить новые общественные порядки, в частности выдвижение мелких и средних феодалов — дворян и детей боярских. В угоду этим социальным группам он внес новые ог­раничения в судебную деятельность кормленщиков. Действие Судебни­ка распространялось на всю территорию Русского государства. В Судеб­нике содержатся различные нормы, но основное его содержание состав­ляют нормы уголовного и уголовно-процессуального права.

Источниками Судебника явились Русская Правда, Псковская судная грамота, текущее законодательство Московских князей. Но он не про­сто обобщил накопившийся правовой материал. Больше половины ста­тей было написано заново, а старые нормы часто в корне переработаны.

48

Хотя он знаменует собой новый шаг в развитии права, некоторые во­просы в нем регламентировались менее полно, чем в Русской Правде. Это относится, в частности, к гражданскому, особенно к обязательст­венному праву. Отсюда можно предположить, что Судебник не целиком заменил предшествующее законодательство. Некоторые нормы Русской Правды, очевидно, продолжали действовать наряду с Судебником. Од­нако тот факт, что из 68 статей Судебника только 27 составлены на ос­нове предшествующих юридических памятников, позволяет сделать вывод о преобладании в нем современных составителю законника су­дебной практики и правовых актов (см. схему 20).

Основное значение труда предполагаемого автора Судебника 1497 г. дьяка Владимира Гусева в том и состоит, что помещенные до этого в различных источниках постановления были соединены в один сборник.

Сх ем а 2 0 Первый общерусский Судебник 1497 г.

Русская Правда в 2-х ст.

Псковская судная грамота в 10 ст.

Основные источники

Уставные грамоты в 11 ст.

Целый ряд законодательных

материалов, накопившихся

в Русском государстве

к концу XV в.

Постановления о суде центральном

Постановления о суде местном

Содержание

Постановления материального права

Дополнительные статьи,

посвященные различным вопросам

феодального права

49

Судебник 1550 г. получил название Царского судебника. Он пред­ставлял собой новую редакцию Судебника 1497 г. В нем были отра­жены изменения в российском законодательстве за прошедшие пол­века. Судебник был утвержден во время реформ Ивана IV и служил правовой основой их проведения в разгар реформаторской деятель­ности правительства в 50-е гг. XVI в. Он состоял из 100 статей и по разнообразию регулируемых ситуаций и отраженных в нем правовых институтов превосходил Судебник 1497 г. Подробнее и обстоятельнее в нем были представлены отношения дворян и крестьян. Есть осно­вания полагать, что этот Судебник был принят после его обсуждения представителями различных сословий. Вне сомнения, он был направ­лен на достижение общегосударственной стабильности после полосы межсословных разногласий в период малолетства Ивана IV. О значе­нии закрепленных в нем правовых принципов свидетельствует тот факт, что в момент учреждения опричнины Царь настойчиво доби­вался не принимать их во внимание, желая развязать себе руки при переходе к террору против противников усиления царской власти. После смерти Ивана IV различные правительства в России стреми­лись восстановить в полном объеме правовые принципы, закреплен­ные в Судебнике 1550 г.

К источникам, содержавшим главным образом нормы церков­ного права, а также некоторые нормы гражданского, семейного, уго­ловного права, относился Стоглав 1551 г. — собрание постановлений Церковного собора. Значительный интерес представляет и такой ис­точник права, как уставные книги приказов.

studfiles.net

Система государственных органов и ее развитие в процессе становления централизованного русского государства.

Процесс формирования русского централизованного государства включал в себя осуществление существенных изменений в центральных органах власти и управления.

В течение XV в. московские великие князья из князей-вотчинников пытались стать монархами централизованного государства. Иван 111 в своей духовной запрещает удельным князьям чеканить монету, собирать войска без разрешения московского государя, заключать договоры с иностранными государствами, переходить на службу к другим государям со своей землей. Удельный князь, умирая безсыновьим, не мог никому завещать свой удел, который в таком случае переходил к великому князю. Однако по-прежнему господствовал территориальный принцип управления. Наместники московского князя и удельные князья совмещали на местах все административные функции. По мере ликвидации политической самостоятельности отдельных княжеств, удельные князья превращались в подданных великого князя, сначала ограничившего, а затем полностью отменившего их иммунитет.

Начиная с Ивана Ш, московские великие князья именовали себя «государи всея Руси». Великий князь стал называться царем (первым «на царство венчался» в 1547 г. великий князь Иван IV) по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику.

На вершине государственной иерархической пирамиды находится великокняжеская, а затем царская власть.

Главным совещательным органом являлась Боярская дума, она оформилась из совета при князе, существовавшем еще в Киевской Руси. Фактически Боярская дума была со правительницей Великого князя, а затем царя. Взаимоотношение этих двух властей было своеобразным и наложило существенный отпечаток на развитие русской государственности. Великий князь юридически не обязан был считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, без ее одобрения. В процессе укрепления централизованного государства великие князья все больше подчиняли себе Думу, существенный удар по своеволию Боярской думы было нанесено в правление царя Ивана 1У. Для ослабления Думы создавался более узкий по составу и неофициальный орган, состоявший из преданных царю людей («комната», «Ближняя дума»). К концу 40-х годов при молодом царе сложился кружок из доверенных лиц, который позднее был назван князем Андреем Курбским «Избранной радой». Так, с помощью специально сформированной из образованных и мыслящих лиц «Избранной рады» Иван IV провёл ряд важнейших реформ (судебную, земскую, военную), направленных на усиление центральной власти. При этом были сужены управленческие и законодательные права Боярской Думы.

В компетенцию Думы входили: формирование законодательства, принятие решений по основным задачам внешней и внутренней политики, судебная деятельность. Вместе с главой государства Дума утверждала различные законодательные акты: уставы, уроки, указы, руководила системой приказов, осуществляла контроль над местным управлением, решала земельные споры, вела посольские, разрядные и поместные дела, для чего была создана думская канцелярия.

В решении вопросов большой важности рассматривались на заседаниях Освящённого (церковного) собора, что свидетельствует о клерикальном характере государственной власти во второй фазе развития средневековой цивилизации.

Формирование государственного аппарата осуществлялось по принципу местничества, которое основывалось на критериях знатности происхождения (чем выше происхождение претендента, тем более высокий пост в государственной иерархии он может занять). Местнический счёт затруднял подбор служилых людей, поэтому в середине XVI в. в период походов на Казань прямыми царскими указами назначения на некоторые важные посты (в войсках) изымаются из местнической системы, объявляются «без мест».

В начале создания централизованного государства на Руси продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления, в которой центром управления был княжеский двор с дворецкими и дворцовыми ведомствами («путями»).

Отдельные отрасли личного хозяйства князя — «пути» — поручалось вести боярам, титулованным «боярами путными». В ведении каждого «пути» находились различные территории, в которых «путные» должностные лица осуществляли управление и судопроизводство. Эти должностные лица получали часть доходов от налоговых и податных сборов с населения. Пути стали зародышами отдельных дворцовых ведомств. Уже в XIV в. «путные» бояре имели соответствующие звания: сокольничий, конюший, ловчий, стольник, чашник. Эти придворные чины постепенно превращались в государственные должности, а система управления по мере становления централизованного государства постепенно трансформировалась из дворцово-вотчинной системы в приказную.

Становление централизованного государства, реформирование высших органов власти и управления потребовали преобразований местной системы управления. До конца XV в. местное управление составляла система кормления, которая сложилась еще в Древнерусском (Киевском) государстве.

Так, в XIV—XV вв. четкого административного деления еще не было. в Русском государстве существовали уезды, состоявшие из крупных земельных частей: пригородов и земель. Земли распадались на волости, станы, трети и четверти. В качестве основной хозяйственной единицы сохранялась волость.

Городами и пригородными станом управлял наместник великого князя, а волостями — волостели. За управление уездом или волостью наместники и волостели не получали вознаграждения, но местное население несколько раз в году должно было поставлять им «корм» натуральными продуктами. Кроме того, им поступала часть сборов и пошлин с торгов, лавок, судов и т.п. (полавочные, таможенные, судебные, брачные и т.п.).

Однако по мере единения русских земель и становления централизованного государства система кормлений существенно меняется. Центральная власть пытается ограничить права кормленщиков, четко их регламентируя. Например, источники права второй половины XV в. (например, Белозерская уставная грамота 1488 г Белозерская таможенная грамота 1497 г.) детально определяли полномочия кормленщиков, а запрещала им сбор таможенных пошлин. Сокращаются сроки пребывания кормленщиков в должности до одного—двух лет. В конце XV в. власть наместников и волостелей была ограничена выборной администрацией из дворян и из состоятельных торговцев. Так появились «лутчие» люди без которых наместникам и волостелям «не судите» сказано в ст. 38 Судебника 1497 г. В первой половине XVI в. появились «кормленные дьяки» — чиновники, контролирующие деятельность кормленщиков.

students-library.com

Русское централизованное государство в конце XV- начале XVI века

1. Управление в Русском централизованном государстве.

В конце XV — начале XVI в. завершилось объединение русских земель в единое государство. Центральная государственная власть сильно укрепилась — на Руси сложилось централизованное государство.

Власть великого московского князя распространилась на все княжества и земли Руси. Он стал называть себя государем всея Руси. Бывшие великие князья других княжеств, все удельные князья превратились в бояр великого князя московского и подчинялись только ему. Только великий князь московский, государь всея Руси, имел право вести переговоры с другими государствами, издавать законы, собирать войска, объявлять войну, заключать мир, чеканить монету.

Великий князь держал сонет (советовался) с Боярской думой, в которую входили самые знатные феодалы — родственники великого князя, часть бывших великих и удельных князей, потомки старинных московских бояр. Боярская дума превратилась в постоянный верховный совет при великом князе. Наиболее важные указы издавались от имени великого князя и Боярской думы. «Великий князь указал и бояре приговорили…» — писали тогда в указах.

Стали возникать центральные органы управления — приказы, каждый из которых ведал определенными делами:

  1. Посольский приказ — отношениями с зарубежными странами,
  2. Пушкарский приказ — артиллерией,
  3. Разбойный приказ — делами об охране феодальной собственности,
  4. Ямской приказ — почтовой связью и почтовыми станциями (они тогда назывались ямами).

Число приказов постепенно возрастало. Во главе каждого приказа стоял знатный боярин. Ему подчинялись дьяки и подьячие. 

В различные города и земли великий князь и Боярская дума посылали управителей — наместников. Они собирали налоги с населения, следили за исполнением указов великого князя, чинили суд и расправу. Жалования они не получали, а должны были жить («кормиться») за счет сборов с местного населения. Такой порядок и назывался кормлением.

От злоупотреблений жадных наместников очень страдало местное население.

На все должности в государстве бояре назначались по родовитости своего происхождения, по службе предков — отцов, дедов, прадедов. У кого род древнее, тот и знатнее. У кого дед или отец высокую должность занимал, тот и сам должен занять такую же. И в Боярской думе тот сидит близко к великому князю и на пиру занимает более почетное место. Такой порядок назывался местничеством. Много вреда было от него. Бояре с большой ревностью следили за его соблюдением, ссорились друг с другом, а то и силой стаскивали с почетного места того, кто осмелился сесть не «по породе». Это свидетельствовало о том, что остатки прежней, удельной системы еще не были изжиты.

 

2. Оформление крепостного права.

Юрьев день. Вместе с созданием единого государства стали вводиться и единые для всей страны законы.

Мы знаем, что еще в Киевской Руси в IX-XII вв. возникла феодальная зависимость крестьян от землевладельцев. Постепенно эта зависимость все усиливалась: возрастали повинности крестьян, все труднее было им уйти от своего господина и поселиться на новом месте.

В 1497 г. при Иване III был составлен сборник законов — Судебник, по которому по всей стране уход крестьян от феодала был ограничен одним сроком в году: 26 ноября — Юрьевым днем.

Крестьяне могли уходить от владельца в течение недели до Юрьева дня и в течение недели после него. Это время приходилось на позднюю осень, урожай был давно убран, и уход крестьянина наносил меньше ущерба помещику.

Но уйти в Юрьев день крестьянин мог, только заплатив помещику особый взнос — пожилое. Он равнялся одному рублю, иногда полтине (половине рубля). А за полтину тогда можно было купить 100 пудов ржи или 7 пудов меду. Кроме этого взноса, были еще и другие платежи.

Часто бывали у крестьянина и долги помещику. Помещик давал ему взаймы зерно для посева, лошадь, корову. Расплатиться с этими долгами было нелегко, а не расплатишься — не уйдешь.

Судебник 1497 г. положил начало оформлению крепостного права на всей территории Русского государства.

Создание централизованного государства помещики использовали для того, чтобы укрепить свою власть над крестьянами. Крестьяне постепенно становились крепостными, т. е. были юридически (законом) прикреплены к земле помещика. Полностью крепостное право в Русском государстве оформилось на протяжении XVI-XVII вв.

 

3. Церковь — крупнейший феодал.

Крупнейшими феодалами в Русском государстве, как вы знаете, были монастыри. Они представляли собой феодальные владения с развитым хозяйством, основанным на труде зависимых от монастырей крестьян. В XIV-XVI вв. на Руси возникло до 150 таких монастырей.

Они захватывали крестьянские земли и превращали окрестное население в своих крепостных. Земли монастырей росли и за счет пожалований феодалов. Так, Кирилло-Бело-зерскому монастырю в конце XV в. принадлежало около 140 сел и деревень, в середине XVI в. — более 220, а в самом начале XVII в.- свыше 620. Эксплуатируя труд крестьян, монастыри получали огромные доходы.

Монастыри пользовались большой поддержкой великокняжеской власти и, в свою очередь, являлись ее опорой. Они содействовали закреплению за Москвой далеких окраин, проводя там насильственную христианизацию населения и закабаляя его. Крестом и молитвой, проповедямFI и вооруженной силой церковь охраняла права феодалов на землю и крестьян.

Крестьяне на протяжении многих поколений боролись против монастырей, сопротивлялись закрепощению, отстаивали свои земли, а случалось, и поджигали монастырские постройки, изгоняли монахов или даже убивали их.

Монастырям нужна была сильная центральная власть, которая защищала бы их от крестьянских выступлений. Поэтому монастыри поддерживали объединение русских земель вокруг Москвы и укрепление сильного, централизованного государства.

 

4. Столица Русского государства.

Из главного города Московского великого княжества Москва превратилась в столицу Русского централизованного государства. Москва вырастала, становилась все величественнее- она выражала силу и достоинство единого государства.

Кремль окружили крепкими каменными стенами с могучими башнями. Он превратился в сильнейшую крепость. В Кремле был построен новый каменный дворец.

Иван III пригласил из Италии знаменитого архитектора Аристотеля Фиораванти. Под его руководством русские мастера построили в Кремле каменный пятиглавый Успенский собор. Ученики Фиораванти построили в Кремле знаменитую Грановитую палату для торжественных приемов иностранных послов (у нее граненая каменная облицовка, отсюда название — Грановитая). Работали в это время в Москве и

многие другие талантливые русские мастера — выходцы из разных русских городов.

Римские императоры обычно прибавляли к своему имени титул «цезарь». И Иван III хотел называться этим именем. От латинского слова «цезарь» произошло русское слово царь. Иван III принял герб Византии — двуглавого орла (см рисунок выше). Этим он хотел показать, что считает себя преемником когда-то могучих византийских императоров. Герб этот стал гербом самодержавного Российского государства.

 

5. Завершение объединения русских земель.

Полностью объединение русских княжеств и земель вокруг Москвы завершилось при сыне Ивана III Василии III (1505- 1533). Были присоединены Псковская земля и Рязанское княжество. Тогда же, в результате войны с Литвой, был воссоединен с Русским государством древний русский город Смоленск, захваченный ранее литовскими феодалами.

Ко двору Ивана III и Василия III приезжало много послов от иностранных государей. Приезжали посольства от германского императора, венгерского короля, прибыли послы из Дании, из Венеции, от турецкого султана.

 Принимали их торжественно. При приеме старались держаться с особым достоинством. Бояре выезжали навстречу иностранным послам, но не сходили с коней первыми — пусть иностранные послы сойдут первыми! Москвичи надевали праздничные платья и толпились на улицах, послы сразу видели, что Москва — богатый город. Царь принимал послов во дворце, важно восседая на троне.

 

6. Историческое значение образования единого Русского государства.

Все княжества и земли Руси были объединены в едином государстве. Разорительные феодальные усобицы прекратились.

В состав Русского государства, помимо русских, входили и другие народы пашей страны: удмурты, мордва, карелы, коми и другие. Русское централизованное государство по составу населения было многонациональным.

Русское государство окончательно освободилось от ига монголо-татарских ханов. Значительно быстрее пошло развитие хозяйства и культуры страны. Возросло международное значение Русского государства. Укрепилась его обороноспособность. Русское государство стали называть Россией.

Русское централизованное государство являлось феодальным государством. Поэтому его образование и укрепление было тесно связано с усилением феодализма.

  • < Объединение русских земель в единое государство, свержение ига монголо-татарских ханов
  • -> Укрепление государственной власти при Иване IV Грозный (1533-1584) >

hist-world.com

Образование русского централизованного государства — стр. 7

2.2. Образование Русского централизованного государства

Завершение объединения земель вокруг Москвы. Преодолению феодальной раздробленности и объединению русских княжеств, прекращению междоусобиц во многом способствовала правильная, дальновидная политика московских князей – потомков Дмитрия Донского. Так, Василию I (1389–1425),сыну Дмитрия Донского, удалось заключить особый договор с Тверским княжеством с целью противодействия набегам Золотой Орды. Кроме того, Василий I вступил в брак с литовской княжной Софьей, что значительно ослабило напряженность в русско-литовских отношениях.Василию I удалось получить ярлык на Нижний Новгород, Муром, Тарусу. Все это способствовало возвышению Москвы, объединению вокруг нее русских земель и образованиюРусского централизованного государства.

Огромная заслуга в расширении территории Русского государства принадлежит Ивану III(1462–1505). При его правлении произошло присоединение к Москве Ярославля (1463 г.), завершилось присоединение Ростовского(1474 г.) и Тверского княжеств. В 1489 г. Ивану III покорилась Вятская земля, богатая пушниной. В 1503 г. под юрисдикцию Русского государства перешли князья Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, порвавшие свои отношения с Литвой.

Независимой от московского князя долго оставалась Новгородская республика, обладавшая еще значительной силой. В Новгороде в 1410 г. произошла реформа посаднического управления: усилилась олигархическая власть боярства. Опасаясь потери своих привилегий в случае подчинения Москве, часть новгородского боярства во главе с посадницей Марфой Борецкой заключила соглашение о вассальной зависимости Новгорода от Литвы.

Узнав о сговоре бояр с Литвой, московский князь Иван IIIпринял решительные меры к подчинению Новгорода. В походе 1471 г. участвовали войска всех подвластных Москве земель, что придало ему общерусский характер. Новгородцев обвиняли в том, что они «отпали от православия к латинству».

Решающее сражение произошло на р. Шелони. Новгородское ополчение, имея значительное превосходство в силах, сражалось неохотно; москвичи же, по словам близких к Москве летописцев, «как львы рыкающие», набросились на противника и более 20 верст преследовали отступающих новгородцев. Окончательно Новгород был присоединен к Москве в 1478 г., за два года до освобождения от монголо-татарского ига.

Иван IIIза собирание русских земель получил почетный титул «Божьей милостью государь Всея Руси, великий князь Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель».

Известный русский историк В.О. Ключевский в связи с этим писал: «Если вы представите себе новые границы Московского княжества, созданные перечисленными территориальными приобретениями, вы увидите, что это княжество вобрало в себя целую народность… Теперь вся эта (русская) народность соединяется под одной государственной властью».

Присоединение к Москве новгородских, вятских и пермских земель с проживающими здесь нерусскими народами севера и северо-востока расширило многонациональный состав Московского княжества.

Таким образом, при Иване III произошло образование единого Русского государства – крупнейшей в Европе державы, с которой стали считаться другие государства.

Создание Русского централизованного государства – важнейший этап исторического развития нашей страны, с которым связаны преодоление феодальной раздробленности.

Образование единого государства создало необходимые условия для дальнейшего экономического и политического развития России, совершенствования государственного управления и правовой системы. Сильное государство, сложившееся при Иване III покончило с монголо-татарским игом, длившимся на Руси почти 2,5 столетия.

Окончательное свержение монголо-татарского ига произошло при Иване III после «великого стояния» московских и монголо-татарских войск на р. Угре в 1480 г. Иван III сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на владения Казимира IV, сорвав его выступление против Москвы. Во главе ордынских войск был Ахмат-хан, заключивший союз с польско-литовским королем Казимиром IV. Простояв на Угре несколько недель, Ахмат-хан понял, что вступать в сражение безнадежно. В это время его столица Сарай подверглась нападению со стороны Сибирского ханства. Узнав об этом, хан повернул свои войска к Сараю. Противостояние Руси и Золотой Орды закончилось. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей нанес сокрушительное поражение Золотой Орде, после чего ее существование прекратилось.

Окончательное свержение монголо-татарского ига ускорило процесс объединения земель вокруг Москвы и образования Русского централизованного государства.

При Иване III в отношении нашего государства впервые стали использовать современный термин «Россия».

2.3. Система власти в Русском централизованном государстве

Государь всея Руси. Иерархическую пирамиду власти Русского централизованного государства венчала царская власть. Она не была ограничена ни политически, ни юридически. Иван III фактически стал первым царем Русского централизованного государства. Он обладал законодательными, административными и судебными полномочиями, которые постоянно расширял. Его статус развивался в соответствии с государственным правом, им же установленным.

Для придания веса принятым царским решениям была введена процедура приложения печати. Впервые на Руси Иван III вводит символ царской власти – герб, которым в 1472 г. стал двуглавый орел. Изображение двуглавого орла в 1497 г. появляется на царской печати, которая становится уже «гербовой печатью», то есть приобретает большее значение.

Интересен факт приобретения герба. Известно, что Иван III был женат на Софье Палеолог, представительнице византийской императорской фамилии. После покорения Византии Османской империей двуглавый орел, герб византийского императора, перешел, как бы по наследству, к единственной наследнице византийских царей – Софье Палеолог, дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога. А от Софьи в связи с замужеством – к Ивану III. Как преемник павшего византийского престола, муж Софьи Палеолог с 1485 г. стал при случае именовать себя царем, но чаще – «государем всея Руси». Русское слово «царь» является несколько искаженным славянским переводом византийского слова «цезарь».

Иван III, чтобы усилить самодержавную власть, провел значительные государственно-правовые реформы, которые касались боярской думы, приказов, правовой системы и т.д. Благодаря его реформам былая раздробленность постепенно сменялась централизацией.

Иван III имеет и другие заслуги перед Россией. По мнению многих историков, это одна из ключевых фигур нашей истории. Этот реформатор, во -первых, заложил основы самодержавия; во-вторых, создал государственный аппарат управления страной; в-третьих, построил резиденцию главы государства – укрепленный Московский Кремль; в-четвертых, установил правила придворного этикета; в-пятых, издал свод законов (Судебник), обязательный для исполнения всеми подданными государства.

Боярская дума. На Боярскую думу возлагались государственное управление, судебная и дипломатическая функции. Решая государственные дела, Дума постепенно становилась законосовещательным органом при Иване III. При ее участии вводился знаменитый Судебник Ивана III, который устанавливал единую правовую систему централизованного государства. Кроме того, Дума руководила системой приказов, осуществляла контроль за местным управлением, решала земельные споры. Для ведения дел была создана думская канцелярия.

В Боярской думе кроме московских бояр с середины XV в. стали заседать и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Дума принимала решения большинством голосов. Если согласие бояр не достигалось, обсуждались спорные моменты, пока весь ее состав не приходил к единому мнению. Выражаясь по-современному, Дума искала консенсус.Если все же согласие по каким-либо причинам не достигалось, тогда шли на доклад к главе государства, и дело разрешалось государем.

Терминбояринпостепенно стал обозначать не просто крупного феодала, а пожизненного привилегированного члена Боярской думы.Вторым по значению чином Боярской думы былокольничий. В конце XV в. в состав Думы входили 12 бояр и не более 8 окольничих. При решении наиболее важных государственных дел на заседания Боярской думы приглашались церковные иерархи и видные представители дворянства. В дальнейшем такие совместные собрания стали основой для образования Земских соборов.

Бояре и окольничие стали присягать на верность великому князю, подтверждая ее «клятвенными грамотами». Московский государь наделил себя правом не только удалять бояр с государственной службы, но и конфисковать при этом их вотчины, земельные наделы с имуществом.

Казенный двор. Главным распорядительным органом управления Московского государства был Казенный двор. Это был прообраз правительства. Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом. Царь ввел новые должности государевых людей: казенного дьяка и подьячих, ведающих делами посольскими, поместными, ямскими, финансовыми.

Дворец и дворцы. Для управления царскими землями и имуществом был создан Дворец. Постепенно его функции дополнялись и другими обязанностями, например, рассматривать земельные споры и осуществлять судопроизводство. Для управления территориями на местах были созданы Новгородский, Тверской и другие дворцы, а также приказы.

Центральные органы власти. Для исполнения на местах царских указов, других указаний и распоряжений из центра были созданы постоянно действующие распорядительные органы. Руководить отдельными направлениями в государстве поручалось путным боярам и дворянам. В ведении наиболее авторитетных бояр передавались отдельные территории («пути»), в которых высшие должностные лица осуществляли управление и судопроизводство. Одновременно с созданием новой системы управления проходило усиление власти Московского великого князя, государя всея Руси. Новая «вертикаль власти», созданная в эпоху Ивана III, значительно повысила централизацию государственного управления, сделала Москву настоящей столицей огромной страны.

Формирование приказов, разрядов, уездов, волостей говорило о довольно стройной (для того времени) системе государственного управления. Эта система также была закреплена в правовой базе, созданной Иваном III с целью укрепления своей власти, которая все больше приобретала самодержавные черты.

Местные органы власти. Бывшие удельные князья сохранили за собой некоторые властные полномочия. В пределах своих владений они имели право собирать налоги с населения, вершить суд. Из их среды назначались московским князем воеводы и тысяцкие, которые в военное время руководили народным ополчением.

В городах ввели новую должность местного управления – городовые приказчики, в уездах административные функции исполняли наместники, в волостях – волостели.

Система центральных и местных органов государственной власти в Русском централизованном государстве (XIV в. – начало XVI в.) выглядит следующим образом.

Схема 1

Система органов государственной власти

Судебник Ивана III. Огромную роль в укреплении единого государства сыграла новая правовая система, введенная Иваном III. Она соединяла воедино центральные и местные органы государственной власти, которые руководствовались едиными для всей страны законами и требовали их исполнения от царских подданных. Изданный в 1497 г.Судебник Ивана III закрепил новыеобщественные порядки, введенные властью в стране со времен «Русской Правды».

Основное содержание Судебника Ивана III составляют нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Судебник устанавливал единые по всей стране нормы уголовной ответственности, унифицировал судебную власть, под юрисдикцию которой подпадали все подданные Российского государства.

Следует подчеркнуть, что в Судебник были внесены важные новации, относящиеся к государственному праву. Например, передача власти в государстве происходила уже не по наследству, как раньше, а по воле государя. Он теперь назначал себе преемника. Власть стала приобретать самодержавные черты. В угоду мелким и среднимфеодалам, новым социальным группамСудебник установил также некоторые ограничения в деятельности чиновников на местах – кормленщиков. Согласно ст. 43 наместники и волостели лишались права решать «наиболее важные дела».

Судебник Ивана III положил начало закрепощению крестьян. Он запрещал переход к другому феодалу в течение 50 недель в году, кроме недели до и недели после Юрьева дня (26 ноября), когда все работы на земле были закончены, а урожай собран в закрома. Причем государство в 1497 г. законодательно устанавливает еще одно существенное условие изменения юридической зависимости от феодала: обязательную выплату «пожилого» – своеобразного выкупа из этой зависимости.

Правовые, организационные и другие меры, принятые Иваном III для усиления государственной власти, свидетельствуют о создании нового централизованного государства.

2.4. Иван Грозный и укрепление Русского централизованного государства

Василий III. Василий III,26-летний сын Ивана IIIи Софьи Палеолог продолжил дело отца. Он начал борьбу за отмену системы уделов. Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, Василий IIIв 1510 г. присоединил Псков. 300 семей наиболее богатых псковичей было выселено из города и заменено таким же числом из московских городов. Вечевой строй был упразднен. Псковом стали управлять московские наместники.

В 1514 г. в состав Московского государства вошел Смоленск, отвоеванный у Литвы. В честь этого события в Москве был сооружен Новодевичий монастырь, в котором была помещена икона Смоленской богоматери – защитницы западных рубежей Русского государства. Наконец, в 1521 г. в состав России вошла Рязанская земля, уже находившаяся в зависимости от Москвы.

Однако правление Василия IIIдлилось недолго. Перед смертью, желая сохранить власть для своего малолетнего сына Василий III создает для управления страной Регентский совет. Это было вызвано не только проблемами госуправления, но главным образом стремлением государя сохранить преемственность престола для своих потомков.

Иван IV. После смерти Василия III в 1533 г. на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена, дочь князя Глинского – выходца из Литвы. И в годы правления Елены, и после ее смерти в 1538 г. (есть предположение, что она была отравлена) не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Вельских, Шуйских, Глинских.

Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов.

Молодой царь Иван Васильевич, по свидетельству современников, был наделен недюжинным умом и сильной волей. Однако, рано лишившийся родителей и воспитывавшийся в обстановке интриг и боярской борьбы за власть, он вырос подозрительным, мстительным и очень жестоким человеком. Иван IV вступил на российский престол в 17 лет, то есть в юном возрасте.

Венчание на царство. В 1547 г. Иван Грозный был венчан на царство. Из рук московского митрополита Макария он принял знаменитую шапку Мономаха и другие символы царской власти. С этого момента великий московский князь официально стал именоваться царем, а Россия официально стала монархией. Коронация царя усиливала сакральное начало царской власти.

И.С. Пересветов. Особую заинтересованность в проведении реформ высказало дворянство. Своеобразным идеологом его был талантливый публицист того времени дворянин Иван Семенович Пересветов. Он обратился к царю с посланиями (челобитными), в которых была изложена своеобразная программа преобразований. Предложения И.С. Пересветова во многом предвосхитили действия Ивана IV.

Исходя из интересов дворянства И.С. Пересветов, резко осудил боярское самоуправство. Он видел идеал государственного устройства в сильной царской власти, опиравшейся на дворянство. «Государство без грозы что конь без узды», – считал И.С. Пересветов.

Земский собор. Управлять обширным государством с помощью архаических институтов и учреждений представлялось проблематичным, поэтому в середине ХVI в.молодой царьнаметил реформы государственного управления.Иваном IVбыл создансословно-представительный орган государственной власти под названием Земский собор.

В него вошли Боярская дума, Освященный собор (церковные иерархи), а также другие представители столичного и местного боярства и дворянства. Земский собор представлял собой орган государственного управления с законосовещательными функциями. Он состоял из двух палат:

  1. верхняя палата: царь, Боярская дума, духовенство;

  2. нижняя палата: представители от дворянства и верхов посадских людей.

Земские соборы действовали не постоянно, они созывались по указу царя. Инициатива созыва Земского собора могла принадлежать как собственно царю, так и сословиям. Компетенция собора не была четко установлена, но сам факт созыва царем представителей различных сословий для решения важных государственных проблем свидетельствовал о формировании в России сословно-представительной монархии. Первый Земский собор был созван царем в феврале 1549 г. Появление сословно-представительных органов государственного управления означало, что важнейшие решения санкционировались представителями господствующего класса.

Земская Дума. Наряду с Земским собором государственные вопросы при Иване Грозном решала и так называемая земская Дума. Она была совещательным органом при царе и созывалась им по мере необходимости. Так, в июле 1566 г. царь созвал земскую Думу, состоявшую из 339 человек. В нее вошли церковные и монастырские иерархи, бояре, окольничие, казначеи, дьяки, другие государственные чиновники, а также знатные дворяне, купцы. Цель созыва столь представительного совещания людей различных сословий заключалась в выработке позиции России на сложных переговорах с Литвой.

«Избранная Рада». Недостаточные способности юного венценосца в области государственного управления привели к созданию при нем еще одного совещательного органа. Вокруг молодого Ивана IV образовался совет приближенных бояр, которые способствовали17-летнему монарху в управлении государством, в проведении структурных реформ. Этот совет близких к царю людей получил название «Избранная Рада» или в других источниках – Священный союз. Так назвал его на польский манер А. Курбский в одном из своих сочинений. Кроме князя А. Курбского в «Избранную Раду» входили князья Д. Курлятев, М. Воротынский, постельничий А. Адашев, думский дьяк И. Висковатый, а также московский митрополит Макарий и духовник царя, священник Благовещенского собора Кремля Сильвестр. Этот круг лиц составлял неформальное правительство при Иване IV в 1549–1560 гг.

Состав «Избранной Рады» представлял интересы различных слоев господствующего класса. Опираясь на этих весьма авторитетных людей, молодой Иван Васильевич успешно проводил те преобразования, которые получили название реформ середины ХVIв. Вот как описывал взаимодействие Ивана Грозного с «Избранной Радой» историк Н.М. Карамзин: «Царь говорил и действовал, опираясь на чету избранных, Сильвестра и Адашева, которые приняли в Священный союз свой не только благоразумного митрополита, но и всех мужей добродетельных, опытных, в маститой старости еще усердных к Отечеству…»

По рекомендациям«Избранной Рады» Иван Грозный осуществлял кадровую политику, назначая на ответственные государственные посты людей не только преданных государю, но и не замеченных в мздоимстве и других злоупотреблениях властью. Советуя царю сменить чиновников, компрометирующих государственную власть, члены «Избранной Рады», по словам Н.М. Карамзина, «хотели ознаменовать счастливую государственную перемену не жестокою казнию худых старых чиновников, а лучшим избранием новых».

За этот краткий исторический период, в который смогла действовать «Избранная Рада», в государственном устройстве России произошли существенные перемены. При ее активном участии в стране была создана воеводо-приказная система государственного управления.

Воеводо-приказная система управления. Как следует из названия новой системы государственного управления, она имела две составляющие: воеводскую и приказную.В то время это был прогрессивный шаг в государственном устройстве и управлении России. Приказная подсистема управления включала в себя следующие основные приказы, прообраз отраслевых министерств.

Казенный приказ управлял государственной казной и архивом, а также всеми торговыми людьми, мастерами серебряных дел, монетным двором.

Разрядный приказ осуществлял управление дворянскими войсками, учетом служилых людей, их чинов и должностей. Разрядом называлась войсковая роспись ратных людей с обозначением занимаемой в войске должности. На Разрядный приказ возлагалось также обеспечение служилых людей денежными и поместными окладами, определение пригодности к военной службе. Это ведомство имело право повысить или понизить служащего в чине, увеличить или уменьшить ему оклад и даже вовсе лишить его полученной ранее земли. Кроме того, в обязанности Разрядного приказа входило назначение наместников, воевод, контролирование их деятельности, а также организация строительства крепостей на российских рубежах.

Поместный приказведал всем государственным земельным фондом. Он выделял из него поместья служилому дворянству в тех размерах, которые были предварительно определены Разрядным приказом. Поэтому эти два ведомства тесно сотрудничали друг с другом.Поместный приказ выдавал акты на право владения землей от имени Боярской думы, регистрируя их в специальной книге.

Посольский приказосуществлял дипломатические функции. До начала XVI в. Россия не имела постоянных дипломатических представительств за рубежом. Поэтому основной задачей Посольского приказа была подготовка и отправка за границу русских посольств, а также прием и отправка зарубежных дипломатов. На это ведомство возлагались дела по выкупу русских, попавших в плен, а также отдельные поручения, связанные с деятельностью иноземных купцов и ремесленников.

Холопий приказ управлял дворовыми, кабальными и другими зависимыми людьми, осуществлял суд над ними.

Разбойный приказвозглавлял систему полицейско-сыскных органов, утверждал на должности губных старост, целовальников и дьяков, рассматривал дела по второй судебной инстанции о разбоях.

Печатный приказзаведовал вопросами книгопечатания, надзором за переписчиками и издателями книг.

Аптекарский приказзанимался делами медицины.

Казанский, Сибирский и Малороссийский приказысформированы после присоединения соответствующих территорий к Русскому централизованному государству. В период правления Ивана Грозного приказная система развивалась и укреплялась; с усложнением задач государственного управления число приказов непрерывно росло, превысив три десятка.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк в зависимости от важности ведомства. Они являлись крупными государственными чиновниками. Приказы ведали не только управлением государственными делами, но и сбором налогов, руководили деятельностью уездных и губных учреждений.

Воеводы. С укреплением государственной власти в середине XVII в. были учреждены должности воевод,которых подбирал Разрядный приказ из числа бояр и дворян с последующим их утверждением Боярской думой и царем. В большие города назначались несколько воевод, один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население на законных основаниях.

Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Они производили учет количества земли и доходности земельных участков во всех хозяйствах. Под надзором воевод государственные налоги собирали выборные старосты и целовальники.

Важной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воевода составлял соответствующие списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованию Разрядного приказа воевода направлял служилых людей на место службы. Он командовал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.

При воеводе была специальная приказная изба во главе с дьяком. В ней велись все дела по управлению городом и уездом. Общая численность аппарата местных учреждений страны во второй половине XVII в. стала приближаться к двум тысячам человек. По мере того как воеводы укрепляли свое положение, им все больше подчинялись губные и земские органы, особенно по военным и полицейским вопросам.

Другие права и обязанности воевод были столь неопределенны, что они сами уточняли их в процессе деятельности, что создавало большие возможности для произвола. Не довольствуясь жалованьем, они с помощью вымогательства изыскивали дополнительные источники доходов. Особенно велик был произвол этих чиновников в Сибири, где контроль центра за деятельностью воевод из-за отдаленности был крайне слабым.

Если представить государственное и местное самоуправление того времени в виде схемы, то она будет выглядеть следующим образом.

textarchive.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *