О членстве | Организация Объединенных Наций
Каким образом страны становятся членами ООН?
Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, «прием в члены Организации открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе Организации Объединенных Наций обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». Прием государств в члены Организации Объединенных Наций производится решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.
Какова процедура признания нового государства или правительства ООН?
Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только другие государства и правительства. Как правило, этот акт означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединенных Наций не является ни государством, ни правительством и поэтому не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство. Будучи организацией, объединяющей независимые государства, она может принимать в свои члены новые государства или принимать полномочия представителей нового правительства.
Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, прием в члены Организации «открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе Организации Объединенных Наций обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». Прием государств в члены Организации Объединенных Наций производится решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. В сжатом виде эту процедуру можно представить так:
- Государство направляет Генеральному секретарю заявление и письмо, в котором оно официально принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе.
- Заявление рассматривается Советом Безопасности. Рекомендация о приеме считается принятой, если за нее проголосовали 9 из 15 членов Совета и при этом никто из 5 постоянных членов — Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки и Франция — не проголосовал против.
- Если Совет выносит рекомендацию о приеме, она представляется на рассмотрение Генеральной Ассамблее. Для приема нового государства необходимо большинство в две трети голосов членов Ассамблеи.
- Членство вступает в силу с даты принятия резолюции о приеме.
На каждой сессии Генеральная Ассамблея рассматривает полномочия всех представителей государств-членов, участвующих в работе сессии. При рассмотрении полномочий, которое, как правило, проводится сначала в Комитете по проверке полномочий в составе девяти членов, но может проводиться и в других случаях, может возникнуть вопрос о том, находится ли фактически у власти правительство, аккредитовавшее конкретного представителя. В конечном итоге решение принимается большинством голосов в Ассамблее. Следует отметить, что при обычной смене правительств, например в результате демократических выборов, никаких вопросов, связанных с полномочиями представителя соответствующего государства, не возникает.
www.un.org
Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН (англ. Resolution of the General Assembly of the UN) — письменный акт ООН, в решении принятия которого участвуют все члены Ассамблеи и требующий как минимум пятидесятипроцентное большинство при голосовании (50 % и более), чтобы быть утвержденным.
Принятые Ассамблеей резолюции, в отличие от решений Совета Безопасности, не имеют обязательной силы, так как имеют силу рекомендаций, при этом ни одна из стран не может наложить на них вето. Считается, что резолюции Генеральной Ассамблеи ООН имеют большое морально-политическое значение.
Тексты резолюций согласовываются ежегодно между делегациями стран-членов в рамках работы шести комитетов Генеральной ассамблеи ООН:
- 1 — вопросы разоружения и международной безопасности,
- 2 — экономические и финансовые вопросы,
- 3 — социальные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры,
- 4 — специальные политические вопросы и вопросы деколонизации,
- 5 — административно-бюджетные вопросы деятельности самой организации,
- 6 — вопросы международного права.
В современных резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, как правило, рассматриваются актуальные вопросы мирового развития («Продовольственная безопасность», «Искоренение бедности»), международная деятельность («Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях», «Последующая деятельность по итогам второй Всемирной ассамблеи по проблемам старения»), явления (оккупация палестинских территорий), процессы (глобализация) и даже просто события (разлив нефтяного пятна у побережья Ливана).
В тексте резолюции отражается общий, приемлемый для всех стран уровень понимания рассматриваемых вопросов и задачи сотрудничества по решению соответствующих проблем. Однако общее принципиальное понимание не всегда достижимо, как например, в резолюции о снятии блокады с Кубы, которую ежегодно поддерживают абсолютное большинство стран, осуждая действия США. В случаях наличия принципиальных разногласий со стороны одной страны или между группами стран, резолюция ставится на голосование.
В силу самой ограниченности природы многостороннего процесса переговоров по тексту резолюции с участием стран с самими разными национальными интересами резолюции Генеральной Ассамблеи редко носят практически-ориентированный характер, за исключением «резолюций-решений» о конкретных вопросах (проведение Конференций, создания новых рабочих органов, бюджет организации и т. д.)
1947 год
1948 год
ru.wikipedia.org
15. Решения Совета Безопасности оон.
Когда в Совет поступает жалоба в отношении угрозы миру, он сначала обычно рекомендует сторонам попытаться достичь согласия мирными средствами. В некоторых случаях сам Совет проводит расследование и оказывает посреднические услуги. Он может назначать специальных представителей или обращаться к Генеральному секретарю с просьбой произвести эти назначения или оказывать добрые услуги. Он может устанавливать принципы мирного урегулирования.
Если тот или иной спор приводит к боевым действиям, Совет стремится прежде всего как можно скорее положить им конец. Во многих случаях Совет давал указания о прекращении огня, которые играли важную роль в предотвращении эскалации боевых действий. Кроме того, он направляет миротворческие силы Организации Объединенных Наций для содействия ослаблению напряженности в районах конфликтов, разъединению войск враждующих сторон и созданию спокойной обстановки, позволяющей искать пути мирного урегулирования.
Совет может принимать решение о принятии принудительных мер, введении экономических санкций (например, торгового эмбарго) или осуществлении коллективных военных действий.
По рекомендации Совета Безопасности Генеральная Ассамблея может приостановить осуществление тем или иным государством его прав и привилегий как члена Организации, если в отношении него Совет Безопасности принял меры превентивного или принудительного характера. Государство-член, систематически нарушающее изложенные в Уставе принципы, может быть исключено Ассамблеей из Организации Объединенных Наций по рекомендации Совета.
Государство-член Организации Объединенных Наций, которое не является членом Совета Безопасности, может принимать участие, без права голоса, в его обсуждениях в тех случаях, когда Совет находит, что интересы этой страны затронуты. Государства-члены Организации Объединенных Наций и государства, не являющиеся ее членами, приглашаются принять участие, без права голоса, в проводимых Советом обсуждениях, если они являются сторонами в этом споре; условия участия государства, не являющегося членом Организации Объединенных Наций, определяются Советом.
Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в английском алфавитном порядке.
В состав Совета входят 15 членов: 5 постоянных членов и 10 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок.
Каждый член Совета имеет один голос. Решения по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса не менее 9 из 15 членов. Для принятия решений по вопросам существа требуется девять голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов. Это правило «единогласия великих держав», которое часто называется «правом вето».
В соответствии с Уставом все члены Организации Объединенных Наций соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Если другие органы Организации Объединенных Наций выносят рекомендации правительствам, то только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства-члены, согласно Уставу, обязаны выполнять.
Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями:
поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;
расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;
выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;
вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;
призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
предпринимать военные действия против агрессора;
выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда;
осуществлять в «стратегических районах» функции Организации Объединенных Наций по опеке;
выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда.
Структура
Постоянные комитеты
В настоящее время существуют два таких комитета, в каждый из которых входят представители всех государств-членов Совета Безопасности:
Комитет экспертов по правилам процедуры (изучает правила процедуры и другие технические вопросы и выносит по ним рекомендации)
Комитет по приему новых членов
Комитеты открытого состава
Эти комитеты, в состав которых входят все члены Совета, учреждаются по мере необходимости и проводят закрытые заседания:
Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях Совета вне Центральных учреждений
Совет управляющих Компенсационной комиссии Организации Объединенных Наций, учрежденной резолюцией 692 (1991) Совета Безопасности
Контртеррористический комитет, учрежденный резолюцией 1373 (2001) от 28 сентября 2001 года
Комитеты по санкциям
Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 661 (1990) о ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом
Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 748 (1992) по Ливийской Арабской Джамахирии
Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 751 (1992) по Сомали
Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 864 (1993) по Анголе (прекратил свою деятельность в cоответствии с резолюцией 1448 (2002))
Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 918 (1994) по Руанде
Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 985 (1995) по Либерии (прекратил свою деятельность в cоответствии с резолюцией 1343 (2001), которая учредила новый комитет)
Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1132 (1997) по Cьерра-Леоне
Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1160 (1998) (прекратил свою деятельность в cоответствии с резолюцией S/RES/1367 (2001))
Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1267 (1999)
Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1298 (2000) по Эритрее и Эфиопии (прекратил свою деятельность в cоответствии с заявлением Председателя Совета Безопасности S/PRST/2001/14)
Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1343 (2001) по Либерии
За период с 1948 по сентябрь 2002 года было проведено 55 операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Международные трибуналы
Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, — учрежден резолюцией 808 (1993) Совета Безопасности;
Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, — учрежден резолюцией 955 (1994) Совета Безопасности.
Самые известные решения \ санкции СБ ООН за 90-е гг.
Экономические санкции в отношении Ирака были введены 6 августа 1990 года в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 661. Это решение Совет безопасности (СБ) ООН принял после вторжения Ирака в Кувейт в начале августа 1990 года. СБ ООН постановил, что все государства должны запретить импорт из Ирака, воспрепятствовать передаче ему оружия и военного оборудования, а также финансовой и экономической помощи. Для полного прекращения морских торговых связей с Ираком 25 августа 1990 года СБ ООН принял резолюцию № 665, а 25 сентября 1990 года одобрил резолюцию № 670 о введении против Ирака воздушного эмбарго, предусматривающего запрет на перевозку в Ирак любых грузов, помимо продуктов питания и гуманитарной помощи. В апреле 1991 года СБ ООН одобрил резолюцию № 687, согласно которой решение об отмене эмбарго может быть принято лишь после выполнения Ираком в полном объеме требований мирового сообщества о ликвидации программ производства и размещения химического и биологического оружия, а также ракетного потенциала. В апреле 1995 года СБ ООН принял решение о частичной отмене эмбарго на поставки нефти из Ирака по формуле «Нефть в обмен на продовольствие «. 22 мая 2003 года СБ ООН принял резолюцию № 1483, которая предусматривает снятие с Ирака международных санкций и возобновление экспорта нефти.
Резолюцией СБ ООН № 713 от 25 сентября 1991 года было введено всеобщее и полное эмбарго на все поставки оружия и военного снаряжения в Югославию. Резолюцией № 757 от 30 мая 1992 года против Союзной Республики Югославии (Сербия и Черногория) были введены экономические и другие санкции, включая полное торговое эмбарго, запрет на полеты и предотвращение участия Союзной Республики Югославии в спортивных состязаниях и культурных мероприятиях. Резолюцией № 942 от 23 сентября 1994 года были введены санкции в отношении боснийских сербов. Резолюцией № 1022 от 22 ноября 1995 года действие санкций в отношении Союзной Республики Югославии было приостановлено на неограниченный срок. 10 сентября 2001 года Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 1367 (2001), которой постановил прекратить действие запретов и распустил Комитет по санкциям.
31 марта 1992 года СБ ООН принял резолюцию № 748, внесенную Великобританией, США и Францией, которой ввел санкции против Ливии в связи с ее отказом выдать двух своих граждан, подозреваемых в организации взрыва американского авиалайнера над городом Локкерби (Шотландия) в 1988 году. Согласно резолюции, с 15 апреля 1992 года был введен запрет на авиационные сообщения с Ливией, продажу ей самолетов, всех видов вооружений и запасных частей к ним, ограничены передвижения ливийских дипломатов. Санкции были сняты резолюцией СБ ООН 12 сентября 2003 года после того, как Ливия обязалась выплатить 2,7 миллиарда долларов семьям погибших в результате взрыва «Боинга».
Ужесточенный режим санкций в отношении Либерии был введен по решению Совета Безопасности ООН 7 марта 2001 года (вступили в силу в мае 2001 года) в связи с поддержкой Либерией Объединенного революционного фронта (ОРФ) Сьерра-Леоне. По мнению экспертов ООН, Монровия помогала боевикам ОРФ сбывать добытые на территории Сьерра-Леоне алмазы, взамен поставляя оружие и боеприпасы. Цель санкций ООН — вынудить Либерию отказаться от импорта, экспорта и реэкспорта алмазов, добываемых в Сьерра-Леоне. Санкции также запрещают поездки за рубеж членов правительства Либерии, высшего военного руководства и членов их семей. С 7 июля 2003 года к ним добавился запрет на вывоз из Либерии всех видов круглого леса и лесоматериалов.
Формально: учет и нумерация решений СБ ООН
Резолюции ООН являются формальным выражением мнения или воли органов ООН. Обычно они состоят из двух четко обозначенных частей: преамбулы и постановляющей части. Преамбула описывает соображения, на основании которых рассматривается вопрос, высказывается мнение или дается распоряжение. Постановляющая часть выражает мнение органа или дает распоряжение для определенных действий.
Резолюции Совета Безопасности первоначально публикуются в качестве отдельных документов, которые всегда обозначаются префиксом S/RES/-. (Неофициальный вариант текста воспроизводится также в пресс-релизе, где кратко излагается отчет о заседании, на котором была принята резолюция.) Нумерация резолюций последовательная. Сразу же за порядковым номером в круглых скобках стоят четыре цифры, обозначающие год принятия резолюции.
Резолюции Совета Безопасности не имеют названий, но для удобства их нахождения в списках резолюций им присваиваются неофициальные названия, которые берутся из повестки дня заседания Совета Безопасности, на котором была принята соответствующая резолюция.
Пример:
S/RES/955 (1994) | Учреждение и Устав Международного уголовного трибунала по Руанде |
Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН.
Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета.
По другим вопросам решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Если при голосовании по непроцедурному вопросу один из постоянных членов Совета проголосует против, решение считается не принятым (право вето).
Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных мер, какие он найдет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН.
Совет также уполномочен решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и требовать от членов организации осуществления этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
Если Совет Безопасности сочтет, что эти меры окажутся или оказались недостаточными, он вправе принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. Государства — члены ООН обязуются предоставить в распоряжение Совета необходимые для поддержания мира вооруженные силы.
studfiles.net
Все самое интересное об Организации Объединенных Наций
Генеральная Ассамблея
Генеральная Ассамблея — главный совещательный орган Организации Объединенных Наций. В Генеральной Ассамблее представлены все государства-члены.
Каждая страна, богатая или бедная, большая или маленькая, имеет один голос. Решения по таким вопросам, как международный мир и безопасность, прием новых членов и бюджет ООН, принимаются большинством в две трети голосов. По другим вопросам решения принимаются простым большинством голосов. В последние годы прилагаются особые усилия к тому, чтобы решения принимались на основе консенсуса, а не путем официального голосования.
Очередные сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно. Они начинаются в сентябре и продолжаются в течение всего года. В начале каждой очередной сессии проходят общие прения, в ходе которых главы государств или правительств и другие участники излагают свои мнения по широкому кругу вопросов, представляющих интерес для международного сообщества, — от войн и терроризма до борьбы с болезнями и ликвидации нищеты.
Функции
- рассмотрение любых вопросов, предусмотренных в Уставе ООН (за исключением споров или ситуаций, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности), и вынесение по ним своих рекомендаций членам ООН;
- обсуждение путей и средств улучшения положения детей, молодежи, женщин и других категорий людей;
- обсуждение вопросов устойчивого развития и прав человека;
- избрание непостоянных членов Совета Безопасности;
- установление размера финансовых взносов государств-членов, утверждение бюджета ООН.
Главные комитеты Генеральной Ассамблеи
Некоторые решения Генеральной Ассамблеи
- В 2016 году в сентябре во время общих прений государства — члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Она содержит цели, направленные на ликвидацию нищеты, ликвидацию голода, переход к рациональным моделям производства и потребления и обеспечение благополучия для всех.
- В 2006 году государства — члены Организации Объединенных Наций приняли решение об активизации работы Ассамблеи с целью ускорения процесса принятия решений, упорядочения повестки дня Ассамблеи и усиления роли и авторитета Председателя Ассамблеи.
- В 2006 году Ассамблея постановила создать новый, более авторитетный Совет по правам человека вместо вызывавшей много нареканий Комиссии ООН по правам человека. Новый Совет, официально приступивший к работе 19 июня 2006 года в Женеве, имеет более высокий статус в системе Организации Объединенных Наций, являясь вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи.
www.un.org
Генеральная Ассамблея ООН
Функции и полномочия Генеральной Ассамблеи
Форум для многосторонних переговоров
Генеральная Ассамблея, учрежденная в 1945 году согласно Уставу Организации Объединенных Наций, занимает в Организации Объединенных Наций центральное место, являясь ее главным совещательным, директивным и представительным органом. Состоящая из всех 193 членов Организации Объединенных Наций, она представляет собой уникальный форум для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, затронутых в Уставе. Она играет также важную роль в процессе выработки стандартов и кодификации международного права.
Ассамблея проходит в сентябре — декабре каждого года, а в последующий период — с января по август — собирается по мере необходимости, в том числе для рассмотрения остающихся докладов Четвертого и Пятого комитетов. Кроме того, в ходе возобновленной сессии Ассамблея рассматривает текущие вопросы, имеющие исключительно важное значение для международного сообщества, в форме тематических прений высокого уровня, организуемых Председателем Генеральной Ассамблеи в консультации с государствами-членами. В этот период Ассамблея традиционно проводит также неофициальные консультации по широкому кругу основных вопросов, в том числе по вопросам реформирования Организации Объединенных Наций.
Функции и полномочия Генеральной Ассамблеи
Ассамблея уполномочена выносить государствам рекомендации по международным вопросам, относящимся к ее компетенции. Она также инициирует меры политического, экономического, гуманитарного, социального и правового характера, влияющие на жизнь миллионов людей во всем мире. Историческая Декларация тысячелетия, принятая в 2000 году, и Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года отражают приверженность государств-членов достижению конкретных целей в интересах обеспечения мира, безопасности и разоружения, а также развития и ликвидации нищеты; защиты прав человека и утверждения принципа верховенства права; защиты нашей общей окружающей среды; удовлетворения особых потребностей Африки; и укрепления Организации Объединенных Наций. В сентябре 2015 года Ассамблея согласовала набор из 17 Целей в области устойчивого развития, содержащихся в Итоговом документе саммита Организации Объединенных Наций для принятия повестки дня в области развития на период после 2015 года (резолюция 70/1).
В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея может:
- рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер финансовых взносов государств-членов;
- избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов Организации Объединенных Наций и по рекомендации Совета Безопасности назначать Генерального секретаря;
- рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение, и выносить соответствующие рекомендации;
- обсуждать любые вопросы, касающиеся международного мира и безопасности, и делать по таким вопросам рекомендации, за исключением тех случаев, когда тот или иной спор или ситуация находится на рассмотрении Совета Безопасности;
- обсуждать, за исключением таких же случаев, любые вопросы, охватываемые Уставом или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов Организации Объединенных Наций, и делать по ним рекомендации;
- организовать исследования и делать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области, развитию и кодификации международного права, осуществлению прав человека и основных свобод и международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях, а также в области культуры, образования и здравоохранения;
- рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить дружественные отношения между странами;
- рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций.
Ассамблея может также принимать меры в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, если Совет Безопасности оказывается не в состоянии действовать из-за позиции одного из постоянных членов, голосующего против. В таких случаях согласно ее резолюции «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 года Ассамблея может немедленно рассмотреть вопрос и рекомендовать своим членам коллективные меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (см. раздел «Специальные сессии и чрезвычайные специальные сессии» ниже).
Стремление к консенсусу
Каждое из 193 государств-членов имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким как рекомендации в отношении мира и безопасности, выборы членов Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета и бюджетные вопросы, принимаются большинством в две трети государств-членов, тогда как по другим вопросам решения принимаются простым большинством.
В последние годы прилагаются усилия к тому, чтобы решения по рассматриваемым вопросам принимались не путем официального голосования, а на основе консенсуса, что обеспечивает более широкую поддержку решений Ассамблеи. После проведения консультаций с делегациями и достижения согласия Председатель может предложить принять ту или иную резолюцию без голосования.
Активизация работы Генеральной Ассамблеи
Не прекращаются усилия, направленные на то, чтобы сделать работу Генеральной Ассамблеи более целенаправленной и актуальной. Эта задача была обозначена в качестве приоритетной во время пятьдесят восьмой сессии, и в ходе последующих сессий продолжались усилия по рационализации повестки дня, совершенствованию практики и методов работы главных комитетов, повышению роли Генерального комитета, укреплению роли и авторитета Председателя и рассмотрению роли Ассамблеи в процессе избрания Генерального секретаря.
На шестьдесят девятой, семидесятой и семьдесят первой сессиях Ассамблея приняла три исторические резолюции по активизации работы Генеральной Ассамблеи (A/RES/69/321, A/RES/70/305 и A/RES/71/323), в которые включен текст присяги, принимаемой при вступлении в должность, и текст этического кодекса Председателя Генеральной Ассамблеи, а также предусматривается проведение неофициальных диалогов с кандидатами на должность Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.
Прямым результатом процесса активизации деятельности является также практика проведения тематических интерактивных прений на высоком уровне. Дополнительную информацию об истории и достижениях в рамках этого пункта см. в специальной ссылке на веб-сайте Генеральной Ассамблеи: www.un.org/ru/ga/revitalization/.
Сложилась практика периодического проведения Генеральным секретарем на неофициальных заседаниях Генеральной Ассамблеи брифингов для государств-членов, в ходе которых он информирует их о своих недавних мероприятиях и поездках. Такие брифинги стали общепризнанной формой обмена мнениями между Генеральным секретарем и государствами-членами и, скорее всего, будут продолжены в ходе семьдесят второй сессии.
Выборы Председателя и заместителей Председателя Генеральной Ассамблеи и председателей главных комитетов
В результате продолжающейся деятельности по активизации работы Генеральной Ассамблеи и согласно ее правилам процедуры в настоящее время выборы Председателя, заместителей Председателя и председателей главных комитетов проводятся не позднее чем за три месяца до начала новой сессии в целях дальнейшего укрепления координации и заблаговременного распределения работы между главными комитетами и между заседаниями комитетов и пленарными заседаниями.
Генеральный комитет
Генеральный комитет, состоящий из Председателя и 21 заместителя Председателя Ассамблеи, а также председателей всех шести главных комитетов, выносит Ассамблее рекомендации относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации ее работы. В этом году Генеральный комитет проведет свое первое заседание в среду, 13 сентября, и рассмотрит проект повестки дня сессии. После этого в пятницу, 15 сентября, Ассамблея проведет пленарное заседание, на котором рассмотрит доклад Генерального комитета и утвердит повестку дня.
Комитет по проверке полномочий
Комитет по проверке полномочий, назначаемый Генеральной Ассамблеей на каждой сессии, представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.
Общие прения
Ежегодные общие прения Ассамблеи, в ходе которых государствам-членам предоставляется возможность изложить свои взгляды по важнейшим международным вопросам, пройдут со вторника, 19 сентября, по понедельник, 25 сентября, включительно. Непосредственно перед началом общих прений Генеральный секретарь представит свой доклад о работе Организации.
Для общих прений на семьдесят второй сессии определена тема «Особое внимание — людям: в стремлении обеспечить мир и достойную жизнь для всех на жизнеспособной планете», предложенная избранным Председателем семьдесят второй сессии Ассамблеи Его Превосходительством г-ном Мирославом Лайчаком (Словакия) после его избрания 31 мая 2017 года. Такая практика выбора в качестве темы для прений какого-либо конкретного вопроса, имеющего общемировое значение, восходит к 2003 году, когда Генеральная Ассамблея приняла решение ввести это новшество в стремлении повысить авторитет и роль этого органа, который сейчас насчитывает 193 члена (резолюция 58/126, принятая в декабре 2003 года).
Заседания в рамках общих прений обычно продолжаются с 09 ч. 00 м. до 13 ч. 00 м. и с 15 ч. 00 м. до 21 ч. 00 м.
Главные комитеты
После завершения общих прений Ассамблея приступает к рассмотрению основных пунктов своей повестки дня. В связи с тем, что Ассамблея должна рассмотреть очень большое число вопросов (например, на семьдесят первой сессии в повестке дня было 173 пункта), она распределяет их между своими шестью главными комитетами с учетом тематики их работы. Комитеты обсуждают эти пункты, стараясь, где это возможно, согласовать различные подходы государств, и представляют свои рекомендации, обычно в форме проектов резолюций и решений, для рассмотрения и принятия решений на пленарных заседаниях Ассамблеи.
Шестью главными комитетами являются: Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет), занимающийся проблематикой разоружения и смежными вопросами международной безопасности; Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет), рассматривающий экономические вопросы; Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет), рассматривающий социальные и гуманитарные вопросы; Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвертый комитет), занимающийся различными политическими проблемами, которые не рассматриваются ни на заседаниях других комитетов, ни на пленарных заседаниях Ассамблеи, включая вопросы деколонизации, деятельности Ближневосточного агентства Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) и прав человека палестинского народа; Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет), занимающийся административными вопросами и вопросами бюджета Организации Объединенных Наций; и Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет), рассматривающий вопросы международного права.
Однако по ряду пунктов повестки дня, таких как вопрос о Палестине и положение на Ближнем Востоке, Ассамблея принимает решения непосредственно на своих пленарных заседаниях.
Рабочие группы Генеральной Ассамблеи
Ранее Генеральная Ассамблея санкционировала создание рабочих групп для более детального рассмотрения важных вопросов и представления Ассамблее рекомендаций в целях последующего принятия решений. Среди таких групп — Специальная рабочая группа по активизации работы Генеральной Ассамблеи, которая продолжит свою работу в ходе предстоящей сессии.
Региональные группы
За прошедшие годы в Генеральной Ассамблее образовались различные неофициальные региональные группы, которые используются для целей выборов, служат механизмами для проведения консультаций и содействуют решению процедурных вопросов. Это следующие группы: государства Африки; государства Азии и Тихого океана; государства Восточной Европы; государства Латинской Америки и Карибского бассейна; а также государства Западной Европы и другие государства. Председатель Генеральной Ассамблеи избирается на основе принципа ротации между региональными группами. На период семьдесят второй сессии Генеральная Ассамблея избрала Председателя от Группы государств Восточной Европы.
Специальные сессии и чрезвычайные специальные сессии
Помимо своих очередных сессий Ассамблея может собираться на специальные и чрезвычайные специальные сессии. К настоящему времени Ассамблеей было созвано 30 специальных сессий по проблемам, требовавшим особого внимания, включая вопрос о Палестине, финансовое положение Организации Объединенных Наций, разоружение, международное экономическое сотрудничество, наркотики, окружающую среду, народонаселение, женщин, социальное развитие, населенные пункты, ВИЧ/СПИД, апартеид и Намибию. Тридцатая специальная сессия Генеральной Ассамблеи, состоявшаяся 19–21 апреля 2016 года, была посвящена мировой проблеме наркотиков.
Десять чрезвычайных специальных сессий были посвящены ситуациям, которые Совет Безопасности оказался не в состоянии урегулировать: это Венгрия (1956 год), Суэцкий канал (1956 год), Ближний Восток (1958 и 1967 годы), Конго (1960 год), Афганистан (1980 год), Палестина (1980 и 1982 годы), Намибия (1981 год), оккупированные арабские территории (1982 год) и незаконные израильские действия в оккупированном Восточном Иерусалиме и на остальной оккупированной палестинской территории (1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2006 и 2009 годы).
16 января 2009 года Ассамблея приняла решение временно прервать десятую чрезвычайную специальную сессию, посвященную Газе, и уполномочить Председателя Ассамблеи возобновить ее заседания по просьбе государств-членов.
Выполнение решений Ассамблеи
Работа Организации Объединенных Наций в значительной степени определяется решениями Генеральной Ассамблеи, за практическое осуществление которых в основном отвечают:
- комитеты и другие органы, учреждаемые Ассамблеей для изучения конкретных проблем, таких как разоружение, поддержание мира, экономическое развитие, окружающая среда и права человека, и представления по ним докладов;
- Секретариат Организации Объединенных Наций — Генеральный секретарь и его штат международных гражданских служащих;
- Департамент по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному управлению выступает — в рамках Секретариата Организации Объединенных Наций — в качестве координатора по всем вопросам, связанным с Генеральной Ассамблеей.
www.un.org
Правовой статус Совета Безопасности ООН. Процедура принятия решений, их юридическая сила.
Компетенция. Согласно ст. 23 Устава ООН Совет Безопасности состоит из 15 членов Организации. Из них 5 являются постоянными, а именно: Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная-Ирландия, США. Генеральная Ассамблея избирает 10 других членов ООН в качестве непостоянных членов. Последние избираются на двухгодичный срок’, и при их избрании должное внимание уделяется степени участия кандидатов в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.
Места непостоянных членов Совета распределяются следующим образом: от Азии и Африки — 5 членов, Восточной Европы — 1, Латинской Америки и Карибского моря — 2, Западной Европы, Канады, Новой Зеландии и Австралии — 2 члена.
В последние годы на сессиях Генеральной Ассамблеи весьма активно обсуждается вопрос об увеличении числа членов Совета Безопасности до 20 и более, в том числе постоянных — до 7—10.
Для обеспечения быстрых и эффективных действий члены ООН возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени.
Когда Совету Безопасности сообщают о возникновении угрозы миру, он просит стороны достичь согласия мирными средствами. Совет может выступить в роли посредника или сформулировать принципы урегулирования спора. Он может просить Генерального секретаря провести расследование и представить доклад о сложившейся ситуации. В случае начала боевых действий Совет Безопасности принимает меры к обеспечению прекращения огня. Он может с согласия заинтересованных сторон направить в конфликтные районы миссии по поддержанию мира для ослабления напряженности и разведения противоборствующих сил. Совет Безопасности вправе разместить миротворческие силы для предотвращения возобновления конфликта. Он обладает полномочиями принуждать к выполнению своих решений путем введения экономических санкций и принятия решения о применении коллективных военных мер.
Правовой статус миротворческих сил ООН определяется соглашением между ООН и принимающим государством. В соответствии с этими соглашениями после принятия Советом Безопасности решения об учреждении операции по поддержанию мира соответствующие государства-члены обязаны содействовать осуществлению мандата этой операции.
Совет Безопасности действует от имени всех членов Организации. В соответствии со ст. 25 Устава члены Организации соглашаются «подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их».
Устав ООН наделяет Совет Безопасности правом на применение временных и принудительных мер. Временные меры направлены на предотвращение ухудшения ситуации и не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон.
Заседания Совета Безопасности, за исключением периодических заседаний (такие заседания проводятся два раза в год), созываются Председателем в любое время, когда последний считает это необходимым. Однако промежуток между заседаниями должен быть не более 14 дней.
Председатель созывает заседание Совета Безопасности в случаях, если: а) какие-либо спор или ситуация доведены до сведения Совета Безопасности в соответствии со ст. 35 или п. 3 ст. 11 Устава ООН; б) Генеральная Ассамблея делает рекомендации или передает какой-либо вопрос Совету Безопасности в соответствии с п. 2 ст. И; в) Генеральный секретарь обращает внимание Совета Безопасности на какой-либо вопрос в соответствии со ст. 99 Устава ООН. Заседания Совета Безопасности обычно проводятся в месте пребывания ООН (т. е. в Нью-Йорке). Однако любой член Совета или Генеральный секретарь может предложить, чтобы Совет Безопасности собирался в другом месте. Если Совет Безопасности принимает такое предложение, он выносит решение относительно места и срока, в течение которого Совет будет заседать в этом месте.
Председательствование в Совете Безопасности осуществляется его членами поочередно в английском алфавитном порядке их наименований. Каждый председатель занимает этот пост в течение одного календарного месяца.
Английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский языки являются как официальными, так и рабочими языками Совета Безопасности. Речи, произнесенные на одном из шести языков, переводятся на другие пять языков.
Решения и постановления. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Для решения вопросов по существу требуется большинство в девять голосов, но это количество должно включать голоса всех пяти постоянных членов Совета Безопасности. В этом заключается суть принципа единогласия пяти великих держав. Этот принцип имеет особое значение для успешного функционирования всей системы безопасности в рамках ООН. Он возлагает на великие державы главную ответственность за эффективность деятельности Организации. СССР (а теперь Россия) и США довольно часто использовали свое право вето.
Совет Безопасности на своих заседаниях принимает решения и рекомендации. В любом случае они именуются резолюциями, которые являются юридически обязательными (ст. 25, 48 и др.).
cyberpedia.su
Часто задаваемые вопросы — Совет Безопасности ООН
Часто задаваемые вопросы
Ниже приводятся отдельные часто задаваемые вопросы об Организации Объединенных Наций и Совете Безопасности. Если Ваш вопрос не включен в настоящий перечень, Вы можете обратиться в Справочник по практике Совета Безопасности и Устава.
Членский состав и выборы
1. Где можно найти информацию о членском составе Совета Безопасности?
2. Как отбираются непостоянные члены?
Документы
3. Где можно найти Устав Организации Объединенных Наций и временные правила процедуры Совета Безопасности?
4. Где можно найти отчеты о заседаниях, резолюции и другие официальные документы Совета Безопасности?
5. Где можно найти ежегодные доклады Совета Безопасности?
Функции и полномочия Совета Безопасности
6. Каковые функции и полномочия Совета Безопасности?
7. Являются ли все резолюции Совета Безопасности обязательными для выполнения всеми государствами-членами?
Порядок работы
8. Как организована работа Совета Безопасности?
9. Какова разница между открытыми и закрытыми заседаниями и консультациями?
10. Что такое вспомогательные органы?
11. Какова разница между операциями по поддержанию мира, политическими миссиями и отделениями по миростроительству?
Действия в отношении угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии
12. Каким образом Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии?
13. Что такое санкции?
14. Какого типа меры, связанные с использованием вооруженных сил, Совет Безопасности применял в прошлом?
15. Каковы правила, регулирующие применение силы государствами?
Прием новых членов в Организацию Объединенных Наций
16. Какова роль Совета Безопасности в приеме новых членов в Организацию Объединенных Наций?
Реформа Совета Безопасности
17. Что такое процесс реформирования Совета Безопасности?
О «Справочнике»
18. Откуда берется материал, включаемый в «Справочник»?
19. Что такое ситуационное исследование (пример)?
20. Что такое косвенные и прямые ссылки?
21. Что означают две звездочки (**) рядом с некоторыми заголовками?
22. В каких разделах «Справочника» приводится информация о вето?
23. Где можно найти информацию о деятельности Совета Безопасности в связи с ситуацией в той или иной конкретной стране или тем или иным конкретным вопросом?
Другие вопросы
24. Как избирается Генеральный секретарь?
Другие ресурсы
Членский состав и выборы
1. Где можно найти информацию о членском составе Совета Безопасности?
Совет Безопасности состоит из десяти избираемых членов и пяти постоянных членов (Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки и Франция). Информацию о текущем членском составе и членах Совета Безопасности в период с 1946 года можно найти в разделе «Члены» веб-сайта Совета Безопасности.
2. Как отбираются непостоянные члены?
Ежегодно Генеральная Ассамблея избирает на двухлетний срок пять (из в общей сложности десяти) непостоянных членов. В соответствии с резолюцией 1991 (XVIII) Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1963 года распределение десяти непостоянных мест осуществляется на региональной основе в соответствии со следующей схемой: пять для государств Африки и Азии, одно для государств Восточной Европы, два для государств Латинской Америки и Карибского бассейна и два для государств Западной Европы и других государств.
Документы
3. Где можно найти Устав и временные правила процедуры?
С Уставом Организации Объединенных Наций можно ознакомиться по адресу: www.un.org/ru/documents/charter/index.shtml. Действующие в настоящее время временные правила процедуры Совета Безопасности размещены по адресу: www.un.org/ru/sc/about/rules/index.shtml. С информацией о применении и толковании Советом Безопасности временных правил процедуры с 1946 года можно ознакомиться в «Справочнике» (см. главу «Временные правила процедуры»).
4. Где можно найти отчеты о заседаниях, резолюции и другие официальные документы Совета Безопасности?
С полным текстом отчетов о заседаниях Совета Безопасности с 1994 года можно ознакомиться в разделе «Заседания Совета Безопасности» веб-сайта Совета Безопасности. Стенографические отчеты о заседаниях с 1946 года по настоящее время можно найти в Системе официальной документации Организации Объединенных Наций (СОД) по запросу “S/PV.[номер заседания]”. Например, отчет о 453-м заседании можно найти, задав поисковый запрос “S/PV.453”.
С полным текстом всех резолюций Совета Безопасности с 1946 года можно ознакомиться в разделе «Резолюции» веб-сайта Совета Безопасности. Официальные отредактированные тексты резолюций, заявлений Председателя и других решений Совета приводятся в ежегодно публикуемых сборниках резолюций и решений Совета Безопасности, доступ к которым можно получить через СОД. Эти сборники имеют условное обозначение “S/INF/[номер сессии Генеральной Ассамблеи]” (например, опубликованный для шестьдесят четвертой сессии Генеральной Ассамблеи сборник, охватывающий период с 1 августа 2008 года по 31 июля 2009 года, имеет условное обозначение “S/INF/64”). В разделах «Справочника», касающихся рассмотрения каждого пункта повестки дня Совета Безопасности, также содержатся полные тексты всех решений, включая резолюции и заявления Председателя, приводившиеся наряду с краткими отчетами о заседаниях и резюме других соответствующих документов до 2000 года, после которого в них начали включаться резюме решений.
В число других официальных документов Совета Безопасности входят доклады Генерального секретаря, коммюнике, записки Председателя Совета Безопасности, записки Генерального секретаря, а также официальная переписка между Советом Безопасности и Генеральным секретарем, государствами-членами, вспомогательными органами Совета Безопасности, другими органами Организации Объединенных Наций, региональными и прочими организациями, распространяемые в документах с условным обозначением, начинающимся с “S/”. Со многими документами можно ознакомиться на веб-сайте Совета Безопасности и в Центре документации Организации Объединенных Наций, а в СОД имеются все официальные документы.
5. Где можно найти ежегодные доклады Совета Безопасности?
В соответствии со статьей 24 (3) Устава Организации Объединенных Наций Совет Безопасности представляет свои ежегодные доклады на рассмотрение Генеральной Ассамблеи. С содержанием ежегодных докладов за период с 1989 года можно ознакомиться на веб-сайте Совета Безопасности. Полные тексты ежегодных докладов за последние годы можно найти через Библиографическую информационную систему Организации Объединенных Наций (ЮНБИСНЕТ) и СОД. С более ранними докладами можно ознакомиться в депозитарных библиотеках ООН или в Информационных центрах ООН. Список всех ежегодных докладов с 1946 года с указанием их условных обозначений по сессиям Генеральной Ассамблеи, на которых они были представлены, имеется в посвященном докладам Совета Безопасности Генеральной Ассамблее разделе веб-сайта Библиотеки Организации Объединенных Наций им. Дага Хаммаршельда. Информация о ежегодных докладах Совета Безопасности содержится в «Справочнике».
Функции и полномочия Совета Безопасности
6. Каковы функции и полномочия Совета Безопасности?
Как указано в статье 24 Устава Организации Объединенных Наций, Совет Безопасности уполномочен выступать от имени всех членов Организации Объединенных Наций для «обеспечения быстрых и эффективных действий» по поддержанию международного мира и безопасности и действует в соответствии с Целями и Принципами Объединенных Наций.
7. Являются ли все резолюции Совета Безопасности обязательными для выполнения всеми государствами-членами?
Статья 25 Устава Организации Объединенных Наций гласит, что все члены Организации Объединенных Наций «соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Информацию о том, как это положение рассматривалось в Совете, можно найти в «Справочнике» (см. «Функции и полномочия», статья 25).
Порядок работы
8. Как организована работа Совета Безопасности?
В статье 28 Устава Организации Объединенных Наций предусматривается, что Совет Безопасности организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Согласно правилу 1 временных правил процедуры, заседания Совета Безопасности созываются Председателем в любое время, когда последний считает это необходимым, но промежуток между заседаниями должен быть не более 14 дней. Дополнительная информация об этих положениях и практике Совета Безопасности содержится в «Справочнике» (см. часть главы «Временные правила процедуры», касающуюся заседаний).
9. Какова разница между открытыми и закрытыми заседаниями и консультациями?
Как открытые, так и закрытые заседания являются официальными заседаниями Совета Безопасности. Закрытые заседания проводятся в закрытом режиме без составления стенографических отчетов, вместо которых Совет Безопасности издает коммюнике в соответствии с правилом 55 своих временных правил процедуры. Консультации являются неофициальными заседаниями членов Совета Безопасности и не охватываются в «Справочнике». В ежегодном докладе Совета Безопасности указываются даты проводившихся в последние годы консультаций по различным пунктам повестки дня.
10. Что такое вспомогательные органы?
Вспомогательными органами являются органы, создаваемые Советом Безопасности в соответствии со статьей 29 Устава Организации Объединенных Наций для оказания Совету помощи в его работе. Вспомогательные органы могут быть самыми разными — от комитетов по санкциям и рабочих групп в составе представителей всех 15 членов Совета Безопасности до трибуналов и миссий по поддержанию мира с участием тысяч военнослужащих. С полным списком всех вспомогательных органов, созданных Советом Безопасности с 1946 года, можно ознакомиться здесь.
11. Какова разница между операциями по поддержанию мира, специальными политическими миссиями и отделениями по миростроительству?
Все они считаются вспомогательными органами, но курируются различными структурами Организации Объединенных Наций и имеют разноплановые мандаты. Операции по поддержанию мира обычно курирует Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ), и мандаты многих — хотя и не всех — операций по поддержанию мира определяются на основании главы VII. Кроме того, операции по поддержанию мира, в отличие от других миссий, имеют военные или международные полицейские компоненты на местах. Перечень всех операций по поддержанию мира, учрежденных Советом Безопасности, см. в разделе, касающемся операций по поддержанию мира.
Отделения по миростроительству и политические отделения обычно курирует Департамент по политическим вопросам. Эти миссии являются неотъемлемым элементом операций Организации Объединенных Наций в пользу мира и работают на различных этапах цикла развития конфликта. Перечень политических отделений и отделений по миростроительству, учрежденных Советом Безопасности, см. в разделах, касающихся политических отделений и отделений по миростроительству.
Действия в отношении угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии
12. Статья 39 Устава Организации Объединенных Наций гласит, что Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии. Круг ситуаций, определявшихся Советом Безопасности как создающие угрозу миру, включает такие связанные с конкретными странами ситуации, как межгосударственные и внутригосударственные, или внутренние, конфликты с региональными или субрегиональными последствиями. Кроме того, в качестве угроз международному миру и безопасности Совет Безопасности определял такие потенциальные или общие угрозы, как террористические акты, распространение оружия массового уничтожения и распространение и незаконный оборот стрелкового оружия и легких вооружений. Круг ситуаций, определявшихся Советом Безопасности в качестве ведущих к нарушению мира, более узок. Совет Безопасности квалифицировал в качестве нарушения мира только ситуации, связанные с применением вооруженной силы. Лишь в очень немногих случаях за все время своего существования Совет Безопасности определял существование акта агрессии со стороны одного государства в отношении другого. Информация о применении Советом Безопасности статьи 39 Устава в прошлом приводится в «Справочнике» (см. раздел «Меры в отношении угроз миру, нарушений мира и актов агрессии (глава VII)», статья 39).
13. Что такое санкции?
В соответствии со статьей 41 Устава Организации Объединенных Наций Совет Безопасности уполномочивается применять меры, не связанные с использованием вооруженных сил. Дополнительные сведения о применении санкций приводятся на веб-сайте комитетов по санкциям. Информация о применении и толковании статьи 41 Советом Безопасности, а также комитетами по санкциям и другими органами, созданными для наблюдения за применением обязательных мер, содержится в «Справочнике».
14. Какого типа меры, связанные с использованием вооруженных сил, Совет Безопасности применял в прошлом?
В статье 42 Устава Организации Объединенных Наций Совет Безопасности уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Совет Безопасности санкционировал применение военной силы для пресечения или отражения агрессии одного государства против другого (в контексте начавшейся в 1950 году корейской войны и агрессии Ирака против Кувейта в 1990 году). С 1990 года Совет Безопасности все чаще санкционирует применение — в разных обстоятельствах и в различных масштабах — силы на основании главы VII Устава. В нескольких случаях он санкционировал введение морской блокады для обеспечения соблюдения режима санкций (в Ираке, бывшей Югославии, Гаити и Сьерра-Леоне). Он санкционировал ограниченное применение силы операциями Организации Объединенных Наций по поддержанию мира (в частности в бывшей Югославии, в Сомали, в Демократической Республике Конго, в Косово и в Восточном Тиморе) и региональными структурами (в частности Миссией ЭКОВАС в Кот-д’Ивуаре (МИЭККИ), Силами Европейского союза в Демократической Республике Конго (операция СЕС ДРК) и Миссией Африканского союза в Сомали (АМИСОМ)). Кроме того, он санкционировал использование «всех необходимых средств» или принятие «всех необходимых мер» многонациональными силами (в частности в Сомали, Гаити, Руанде, Восточном Заире, Албании, Боснии и Герцеговине, Восточном Тиморе, городе Буниа в ДРК, Либерии и Ираке). Все соответствующие примеры санкционирования применения силы Советом Безопасности с 1946 года приводятся в «Справочнике» (см. раздел «Меры в отношении угроз миру, нарушений мира и актов агрессии (глава VII)», статья 42).
15. Каковы правила, регулирующие применение силы государствами?
Помимо применения силы с санкции Совета Безопасности, о чем говорилось выше, государства-члены могут применять силу при осуществлении своего права на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций. Государства-члены могут осуществлять право на самооборону только в случае «вооруженного нападения» и «до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности». В иных обстоятельствах, согласно статье 2(4) Устава, все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций.
Прием новых членов в Организацию Объединенных Наций
16. Какова роль Совета Безопасности в приеме новых членов в Организацию Объединенных Наций?
Роль Совета Безопасности в приеме новых членов в Организацию Объединенных Наций указана в статье 4 Устава Организации, которая гласит, что прием производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Процедуры, касающиеся принятия Советом Безопасности решений по вопросу о приеме новых членов, более подробно изложены в правилах 58–60 временных правил процедуры Совета Безопасности. Сведения о процедурных мероприятиях, связанных с приемом в члены всех государств, вступивших в Организацию после 1946 года, приводятся в одной из глав «Справочника» (см. разделы «Члены Организации Объединенных Наций» и «Разные функции и полномочия».
Реформа Совета Безопасности
17. Что такое процесс реформирования Совета Безопасности?
Согласно статье 108 Устава Организации Объединенных Наций поправки в Устав могут быть внесены на основании решения Генеральной Ассамблеи, принятого двумя третями голосов ее членов, и после их ратификации двумя третями государств-членов, включая постоянных членов Совета Безопасности. Поскольку состав Совета Безопасности может быть изменен только путем внесения поправок в Устав, статья 108 имеет непосредственное отношение к вопросу о реформе Совета Безопасности. Обсуждения по этому вопросу с 1992 года проводились, как правило, в Генеральной Ассамблее, которая в своей резолюции 48/26 от 10 декабря 1993 года учредила вспомогательный орган — Рабочую группу открытого состава по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и по другим вопросам, касающимся Совета Безопасности, — «для рассмотрения всех аспектов» вопроса о расширении членского состава Совета Безопасности и других вопросов, касающихся Совета Безопасности. С 2009 года обсуждения проводятся в рамках межправительственных переговоров.
О «Справочнике»
18. Откуда берется материал, включаемый в «Справочник»?
Весь материал, включаемый в «Справочник», берется из официальных документов Совета Безопасности.
19. Что такое ситуационное исследование (пример)?
В содержащихся в «Справочнике» ситуационных исследованиях (примерах) приводятся отрывки из отчетов о заседаниях, резолюций и других решений и официальных докладов для иллюстрации порядка рассмотрения в Совете Безопасности той или иной статьи или правила. Ситуационные исследования (примеры), касающиеся того или иного правила процедуры, могут служить иллюстрацией обстоятельств применения этого правила, либо исключительных или нетипичных случаев. В ситуационных исследованиях (примерах), касающихся той или иной статьи Устава, могут освещаться обсуждения вопросов толкования этой статьи и приводиться все соответствующие решения, принятые по итогам этих обсуждений.
20. Что такое косвенные и прямые ссылки?
Прямой ссылкой является непосредственное упоминание той или иной статьи Устава Организации Объединенных Наций или того или иного правила временных правил процедуры. Косвенной ссылкой является использование в выступлении или тексте формулировок, сходных или совпадающих с формулировками той или иной статьи или правила процедуры, или упоминание содержащихся в них принципов. Например, любое упоминание принципа самоопределения народов может быть понято как косвенная ссылка на статью 1 (2) Устава. Для облегчения понимания различных аспектов практики Совета Безопасности в «Справочнике» используются как косвенные, так и прямые ссылки.
21. Что означают две звездочки (**) рядом с некоторыми заголовками?
До выпуска дополнения за 1989–1992 годы две звездочки использовались для указания на отсутствие материала для включения в те или иные части и подразделы. Как правило, на настоящем веб-сайте не содержится отсылок к разделам, по которым не было включено никакого материала.
22. В каких разделах «Справочника» приводится информация о вето?
Информация об отдельных случаях, когда тот или иной постоянный член Совета Безопасности голосовал «против» (так называемое «вето»), приводится в «Справочнике» в разделе главы «Голосование», касающемся случаев, когда голосование указывало на непроцедурный характер рассматриваемого вопроса.
23. Где можно найти информацию о деятельности Совета Безопасности в связи с ситуацией в той или иной конкретной стране или тем или иным конкретным вопросом?
Краткая информация о деятельности Совета Безопасности в связи с той или иной конкретной ситуацией или тем или иным включенным в его повестку дня тематическим пунктом приводится в главе «Рассмотрение Советом Безопасности вопросов в порядке возложенной на него ответственности за поддержание международного мира и безопасности». Кроме того, информацию по таким конкретным вопросам в контексте практики Совета Безопасности, как участие в заседаниях Совета, утверждение повестки дня, санкции, миссии по поддержанию мира, миссии Совета Безопасности, применение силы или сотрудничество с региональными организациями, можно найти через соответствующие отсылки.
Другие вопросы
24. Как избирается Генеральный секретарь?
Согласно статье 97 Устава Организации Объединенных Наций, Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Генеральный секретарь назначается на пятилетний срок полномочий с возможностью переизбрания на второй срок. Дополнительная информация по этому вопросу приводится в «Справочнике» (см. раздел главы «Взаимоотношения с другими органами Организации Объединенных Наций», касающийся назначения Генерального секретаря).
www.un.org