Секретарь фамусова в горе от ума – Образ Фамусова и его роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

Содержание

Читать онлайн электронную книгу Горе от ума — Горе от ума бесплатно и без регистрации!

В той комнате незначащая встреча:

Французик из Бордо, надсаживая грудь,

Собрал вокруг себя род веча

И сказывал, как снаряжался в путь

В Россию, к варварам, со страхом и слезами;

Приехал – и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Своя провинция. – Посмотришь, вечерком

Он чувствует себя здесь маленьким царьком;

Такой же толк у дам, такие же наряды…

Он рад, но мы не рады.

Умолк. И тут со всех сторон

Тоска, и оханье, и стон.

Ах! Франция! Нет в мире лучше края! —

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержён.

Куда деваться от княжон! —

Я одаль воссылал желанья

Смиренные, однако вслух,

Чтоб истребил господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою вожжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой.

Пускай меня отъявят старовером,

Но хуже для меня наш Север во сто крат

С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад —

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую

По шутовскому образцу:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям;

Движенья связаны, и не краса лицу;

Смешные, бритые, седые подбородки!

Как платья, волосы, так и умы коротки!..

Ах! если рождены мы всё перенимать,

Хоть у китайцев бы нам несколько занять

Премудрого у них незнанья иноземцев.

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

«Как европейское поставить в параллель

С национальным? – странно что-то!

Ну как перевести мадам и мадмуазель?

Ужли сударыня!! » – забормотал мне кто-то…

Вообразите, тут у всех

На мой же счет поднялся смех.

«Сударыня! Ха! ха! ха! ха! прекрасно!

Сударыня! Ха! ха! ха! ха! ужасно!!» —

Я, рассердясь и жизнь кляня,

Готовил им ответ громовый;

Но все оставили меня. —

Вот случай вам со мною, он не новый;

Москва и Петербург – во всей России то,

Что человек из города Бордо,

Лишь рот открыл, имеет счастье

Во всех княжон вселять участье;

И в Петербурге и в Москве,

Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,

В чьей, по несчастью, голове

Пять, шесть найдется мыслей здравых,

И он осмелится их гласно объявлять, —

Глядь…

librebook.me

характеристика героев горе от ума

 Молчалин
Алексей Степаныч

– секретарь Фамусова, живущий в его
доме, а также поклонник Софьи, в душе
презирающий ее. М. переведен Фамусовым
из Твери.
    Фамилия героя
выражает его основную черту –
«бессловесность». Именно за это Фамусов
сделал М. своим секретарем. Вообще герой,
несмотря на свою молодость, является
полноправным представителем «века
минувшего», так как усвоил его взгляды
и живет по его принципам.
    М.
неукоснительно следует завету своего
отца: «угождать всем людям без изъятья
– хозяину, начальнику, слуге его, собачке
дворника». В разговоре с Чацким М.
излагает свои жизненные принципы —
«умеренность и аккуратность». Они
заключаются в том, что «в мои лета не
должно сметь свое суждение иметь». По
мнению М., нужно думать и поступать так,
как принято в «фамусовском» обществе.
Иначе о тебе будут судачить, а, как
известно, «злые языки страшнее пистолетов».
Роман М. с Софьей тоже объясняется его
готовностью всем угождать. Он послушно
выполняет роль воздыхателя, готового
ночи напролет читать с Софьей любовные
романы, слушать тишину и трели соловьев.
Софья не нравиться М., но отказаться от
угождения дочери своего начальника он
не может.

 Скалозуб
Сергей Сергеич

– в его образе выведен «идеальный»
московский жених – грубый, необразованный,
не слишком сообразительный, но богатый
и довольный собой. Фамусов прочит С. в
мужья своей дочери, но та считает его
«героем не своего романа». В момент
своего первого приезда в дом Фамусова
С. рассказывает о себе. Он участвовал в
войне 1812 года, но орден «на шею» получил
не за боевые подвиги, а по случаю военных
торжеств. С. «метит в генералы». Герой
презирает книжную мудрость. Он
уничижительно отзывается о своем
двоюродном брате, читающем книги в
деревне. С. пытается внешне и внутренне
приукрасить себя. Он одевается по
армейской моде, «перетягиваясь» ремнями,
чтобы грудь была колесом. Ничего не
поняв в обличительных монологах Чацкого,
он, тем не менее, присоединяется к его
мнению, говоря всякие глупости и вздор.

Софья
Павловна Фамусова

– 17-летняя дочь Фамусова. После смерти
матери воспитывалась «мадамой», старой
француженкой Розье. Другом детства С.
был Чацкий, который стал и ее первой
любовью. Но за 3 года отсутствия Чацкого
С. очень изменилась, как изменилась и
ее любовь.
    На формирование
С. повлияли, с одной стороны, московские
привычки и нравы, с другой стороны –
книги Карамзина и других
писателей-сентименталистов. Девушка
воображает себя героиней «чувствительного»
романа. Потому она отвергает язвительного
и смелого Чацкого, а также Скалозуба –
глупого, но богатого. На роль платонического
воздыхателя С. выбирает Молчалина.

    В своем доме С. не имеет
возможности душевно развиваться.
Единственное, на что она способна –
воображать себя героиней романа и
поступать согласно этой роли. То она
придумывает сон в духе баллад Жуковского,
то притворно падает в обморок и т. д. Но
и «московское» воспитание дает о себе
знать. Во время бала именно она распускает
слух о сумасшествии Чацкого. Романтическое
поведение героини оказалось всего лишь
маской, ее истинная сущность – эта
натура московской барышни. В финале
комедии С. наказывается. Она узнает о
«измене» Молчалина, который заигрывает
с Лизой и нелицеприятно отзывается о
С. Кроме того, Фамусов, узнав о романе
дочери со своим секретарем, решает
удалить С. из Москвы «в деревню, к тетке,
в глушь, в Саратов».

Фамусов
Павел Афанасьевич

– московский барин, «управляющий в
казенном доме». Отец Софьи, друг отца
Чацкого. В его доме происходят события
пьесы.
    Ф. – один из
ярчайших представителей «века минувшего».
В одном из своих монологов Ф. восхваляет
московские нравы, неизменные век от
века. Здесь по отцу «и сыну честь»; здесь
у кого «душ тысячки две родовых, Тот и
жених». Московских дам можно отправить
«командовать в Сенат», настолько они
обо всем «осведомлены»; московские
дочки «так и льнут к военным», якобы
«потому, что патриотки»; московские
старички, призванные решать серьезные
дела, «поспорят, пошумят …и разойдутся».
В «фамусовском» обществе все держится
на связях: «ну как не порадеть родному
человечку». Такая модель жизни
представляется Ф. и другим членам
московского общества идеальным, они
считают ее единственно правильной и не
хотят никаких изменений. Ф. двуличен.
Он утверждает, что «монашеским известен
поведеньем», но в тоже время приударяет
за служанкой Лизой. Ф. страшится всяких
новых веяний. Во время беседы с Чацким
он затыкает уши, чтобы не слышать смелых
речей. Главный враг Ф. – ученье, так как
оно вносит изменения в спокойную
московскую жизнь. Мечта героя – «забрать
все книги да и сжечь». Как типичного
московского барина, Ф. обманывают все,
кому не лень. И дочь Софья, и секретарь
Молчалин, и служанка Лиза.
    
Последний выход героя на сцену приурочен
к финальному свиданию Софии и Молчалина.
Увидев молодых людей вместе, Ф. приходит
в ужас. Он обвиняет в «распущенности»
дочери «новую» Москву, которая заражена
вольными идеями и «духом Кузнецкого
моста» (то есть Парижа).
    Сначала
Ф. грозится предать огласке этот позорный
случай («В Сенат подам, Министрам,
Государю»), но тут же он вспоминает, что
о его дочери будут судачить во всех
домах Москвы. В слезном ужасе Ф. восклицает:
«Что будет говорить княгиня Марья
Алексеевна!!!» Мнение этой княгини значит
для Ф. больше, чем мнение самого царя,
потому что в «фамусовском» обществе
она занимает одно из главных мест.

Чацкий
Александр Андреич

– молодой дворянин. Представитель «века
нынешнего». Прогрессивный человек,
хорошо образованный, с широкими свободными
взглядами; истинный патриот.
    После
3-летного отсутствия Ч. вновь приезжает
в Москву и сразу появляется в доме
Фамусова. Он хочет видеть Софью, которую
любил до отъезда и в которую влюблен до
сих пор.
    Но Софья очень
холодно встречает Чацкого. Тот недоумевает
и хочет найти причину ее холодности.

    Оставаясь в доме Фамусова,
герой вынужден вступить в борьбу со
многими представителями «фамусовского»
общества (Фамусов, Молчалин, гости на
балу). Его страстные обличительные
монологи направлены против порядков
века «покорности и страха», когда «тот
и славился, чья чаще гнулась шея».

    Когда Фамусов предлагает
в качестве примера достойного человека
Молчалина, Ч. произносит знаменитый
монолог «А судьи кто?» В нем он обличает
нравственные образцы «века минувшего»,
погрязшие в лицемерии, моральном рабстве
и т. д. Ч. рассматривает многие сферы в
жизни страны: государственную службу,
крепостное право, воспитание гражданина,
просвещение, патриотизм. Везде герой
видит процветание принципов «века
минувшего». Осознавая это, Ч. испытывает
нравственное страдание, испытывает
«горе от ума». Но в не меньшей степени
герой испытывает и «горе от любви». Ч.
узнает причину холодности к нему Софьи
– она влюблена в ничтожного Молчалина.
Герой оскорблен тем, что Софья предпочла
его этому «жалчайшему созданию». Он
восклицает: «Молчалины господствуют
на свете!» Очень расстроенный, Ч. попадает
на бал в фамусовском доме, где собрался
цвет московского общества. Все эти люди
тяготят Ч. Да и они не переносят «чужака».
Софья, в обиде за Молчалина, распускает
слух о сумасшествии героя. Все общество
с удовольствием подхватывает его,
выдвигая в качестве главного обвинения
Ч. свободомыслие героя. На балу Ч.
произносит монолог о «французике из
Бордо», в котором разоблачает рабское
преклонение перед всем иностранным и
презрение русских традиций. В финале
комедии Ч. открывается истинное лицо
Софьи. Он разочаровывается в ней так
же, как и во всем остальном «фамусовском»
обществе. Герою ничего не остается, как
уехать из Москвы.

studfiles.net

Фамусовское общество в комедии А. Грибоедова «Горе от ума», главные герои

Всех героев комедии Грибоедова «Горе от ума» можно распределить на два лагеря. Один из них содержит в себе представителей «старых порядков» – людей, которые считают, что необходимо жить так, как жили наши родители, а любые отклонения от этой нормы непростительно губительны, второй нацелен на развитие и трансформацию общества. Первый лагерь очень многочисленный, фактически можно сказать, что сюда принадлежит все аристократическое общество Москвы и люди, к нему приближенные, самым ярким представителем этой группы является Петр Фамусов, его именем символично и названа совокупность всех персонажей, поддерживающих эту же позицию. Вторая категория не столь многочисленна и представлена всего лишь одним персонажем – Александром Чацким.

Павел Афанасьевич Фамусов

Павел Афанасьевич Фамусов – аристократ по происхождению. Он состоит на гражданской службе в должности управляющего. Фамусов уже состоявшийся чиновник – он окружил себя родственниками в делах службы, такое положение вещей позволяет ему совершать необходимые бесчинства на службе и не бояться понести за это наказание. Так, например, он официально оформляет Молчалина работником архива, но это всего лишь теоретически, на самом деле, Молчалин выполняет обязанности личного секретаря Фамусова.

Павел Афанасьевич не брезгует взятками, ему нравятся люди, готовые выслуживаться перед своим начальством.

Семейная жизнь Фамусова также сложилась не самым худшим образом – он был дважды женат. От первого барка у него есть дочь Соня. Фамусов всегда активно принимал участие в ее воспитании, но делал это не из-за своих убеждений, а потому, что так было принято в обществе.

На момент повествования она уже взрослая девушка на выданье. Однако Павел Афанасьевич не спешит выдать дочку замуж – он хочет подобрать для нее достойного кандидата. По мнению Фамусова, это должен быть человек значительного финансового обеспечения, который состоит на службе и стремится получить повышение.

Финансовое положение человека становится мерилом значимости его в обществе и благородства в глазах Фамусова. Он отвергает значимость науки и образования. Фамусов считает, что образованность не приносит должных положительных результатов – это всего лишь пустая трата времени. По этому же принципу он определяет значимость искусства в жизни человека.

Предлагаем ознакомиться с образом Фамусова – главного героя комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

Фамусов обладает сложным характером, он склонен к конфликтам и ссорам. Слуги его часто страдают от неправомерных нападок и брани со стороны своего хозяина. Фамусов всегда найдет к чему придраться, поэтому ни один день его не обходится без ругани.

Фамусов руководствуется основными физиологическими потребностями организма: утолением голода и жажды, потребности во сне и отдыхе, исходя из этой позиции ему сложно принять и понять достижения интеллектуального характера.

Для Фамусова не важен моральный облик человека. Сам он часто отступает от норм гуманности и морали и не считает это чем-то страшным, правильнее сказать, что он даже не задумывается о моральной стороне своих поступков, для Фамусова важно достижение его цели, неважно каким путем.

Его мало заботит, как обстоят дела на службе – большую значимость для Фамусова представляет необходимость и график его визитов к другим дворянам. Такое положение вещей в первую очередь связано с его служением чиновникам, а не делу – другими словами, для Фамусова не важно качество и продуктивность его работы – он считает, что умение угодить вышестоящему чиновнику важнее, чем хорошо выполненная работа.

Алексей Степанович Молчалин

Алексей Степанович Молчалин – простой человек по происхождению, он приобретает звание дворянина с помощью Фамусова.

Алексей Степанович – человек бедный, но его богатство состоит в умении выслужиться и угодить своему начальнику. Именно благодаря этим умениям Молчалин настраивает Фамусова благосклонно по отношению к себе. Алексей Степанович по бумагам числиться работником архива государственного учреждения, в котором Фамусов служит управляющим. Однако, фактически это не так. Молчалин выполняет обязанности личного секретаря Фамусова, а к работе в архиве не имеет никакого отношения – такое оформление было стратегически важным ходом – Фамусов экономит на зарплате своего секретаря (ему выплачивает за это государство). Молчалин же не противится такому положению вещей, благодаря фиктивному оформлению

Молчалин совершает карьерный рост и даже получил дворянский чин. Больше всего на свете Алексей Степанович желает стать полноценным членом фамусовского, а значит, аристократического, общества.

Он готов заплатить за это любую цену. Для этого Молчалин все время старается угодить Фамусову, «играет в любовь» с его дочерью Соней и даже ходит по дому Фамусова на цыпочках, чтобы не потревожить домочадцев.

Как бы ни старался Молчалин, но его истинные желания время от времени прорываются наружу. Так, например, он ухаживает за Соней Фамусовой, но при этом испытывает настоящее чувство к служанке Лизе.

Выбор между Соней и Лизой для Молчалина автоматически означает выбор между аристократией и отказом от неё. Его чувства к Лизе настоящие, поэтому Молчалин ведет двойную игру, ухаживая за обеими девушками.

Софья Павловна Фамусова

Софья Павловна Фамусова – дочь Павла Афанасьевича Фамусова – важного чиновника и дворянина. Соня рано потеряла мать, ее воспитанием занимался отец, а затем французская гувернантка. Софья получила базовое образование в домашних условиях, также она умела хорошо танцевать и играть на музыкальных инструментах – фортепиано и флейте. На момент повествования ей 17 лет – она девушка на выданье.

Дорогие школьники! На нашем сайте вы можете ознакомиться с материалами для сочинений по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Отец питает надежду, что ее будущим мужем станет Скалозуб, однако сама же Софья не имеет предрасположенности к этому грубому и невежественному человеку.

По мнению Чацкого у Сони есть потенциал для развития гуманистического начала, однако влияние на дочь отца и его ошибочных взглядов постепенно его снижают.

Софья не дорожит своими кавалерами – она играет с ними, как с живыми куклами. Девушке нравится, когда ей угождают и всячески восхваляют ее. Так как Молчалин лучше всего справляется с этой задачей, то, соответственно, он наибольше пользуется благосклонностью девушки. Несмотря на то, то Фамусов считает Молчалина перспективным молодым человеком, все же его материальное положение неудовлетворительно – Соня богатая наследница и муж ее должен соответствовать ее положению – как социальному, так и финансовому. Поэтому, когда Фамусов узнает о влюбленности молодых людей, это вызывает в нем бурю негодования. Софья наивная и доверчивая – она считает, что отношения Молчалина по отношению к ней искренни и молодой человек действительно в нее влюблен, до последнего момента она не хочет поверить в очевидное – Молчалин просто использует ее для достижения собственной цели и только после того, как она сама стала свидетелем сцены, обличающей двуликость ее возлюбленного, девушка признала свою ошибку.

Сергей Сергеевич Скалозуб

Сергей Сергеевич Скалозуб – богатый военнослужащий, в чине полковника. В обществе его имя автоматически считается синонимом мешку с золотом – настолько велико его финансовое обеспечение. Полковник – типичный представитель аристократии, ведущий активную светскую жизнь, он постоянный гость балов и званых обедов, его часто можно видеть в театре или за карточным столом.

Он обладает заметной внешностью – рост его велик, а лицо не лишено привлекательности. Однако весь облик знатного человека московского общества портится его необразованностью и глупостью. Цель в жизни Скалозуба – дослужиться до звания генерала, с чем он успешно справляется, но не доблестной службой, а деньгами и связями. Однако нельзя и не брать во внимание тот факт, что Скалозуб принимал участие в военных походах, например, в компании против Наполеоновских войск и даже имеет несколько военных наград. Скалозуб, подобно Фамусову, не любит чтение книг и считает их всего лишь предметом интерьера.

При этом всем он неприхотливый человек, он мало обращает внимание на символичность и атрибутивность. Фамусов надеется, что Сергей Сергеевич станет ему зятем. Сам же Скалозуб не прочь жениться, но ситуацию усложняет неприязнь Сони и ее влюбленность в Молчалина.

Анфиса Ниловна Хлестова

Анфиса Ниловна Хлестова – свояченица Фамусова, а значит тетка Соне Фамусовой. Она также принадлежит к потомственным дворянам. На момент повествования она – женщина преклонного возраста – ей 65 лет. Вопрос о семейной жизни Хлестовой – спорный. С одной стороны есть намеки в тексте, на наличие у нее семьи и детей, с другой же стороны, Чацкий называет ее девушкой, в значении старой девы. Вполне вероятно, что Александр применяет в этой ситуации сарказм и на самом деле Хлестова – замужняя женщина.

Анфиса Ниловна – женщина сложного характера, она редко бывает в хорошем расположении духа, в большинстве случаев Хлестова сердита и недовольна. От скуки Хлестова занимается воспитанницами и собаками, И тех, и других множество в ее доме. Анфиса Ниловна, подобно всем членам «фамусовского общества» отрицает пользу образования и науки в целом. Особой страстью Хлестовой является карточная игра – в которой старушка вполне успешна и время от времени остается с приличным выигрышем на руках.

Платон Михайлович Горич

Платон Михайлович Горич – дворянин по происхождению, хороший друг Фамусова. Всю свою жизнь он посвятил военной карьере и ушел в отставку о должности офицера. Еще недавно он был крепким и активным человеком, но выйдя в отставку стал вести размеренный и ленивый способ жизни, что негативно сказалось на его здоровье.

Он женатый человек. Женой его стала молодая женщина Наталья Дмитриевна. Однако счастья Горичу женитьба не принесла, даже наоборот, он чувствует себя несчастливым человеком и искренне жалеет о том времени, когда он был свободным и независимым от семейной жизни. Горич – подкаблучник, он все время подчиняется желанием жены и боится ей противоречить. Наталья Дмитриевна постоянно контролирует и опекает своего мужа, что раздражает Платона Михайловича, но он молча подавляет в себе негодование.

Горич очень сожалеет о своей отставке, ему очень не хватает беззаботности военной жизни. Маясь от скуки, он порой играет на флейте. Горич частый гость на балах и званых обедах. Сам он ненавидит светскую жизнь, но выполняет желание жены и появляется вместе с ней в высшем обществе. Платон Михайлович обладает незаурядным умом и жизненной мудростью. Александр Чацкий отмечает, что он положительный и хороший человек и испытывает к нему дружеские чувства.

Антон Антонович Загорецкий

Антон Антонович Загорецкий – завсегдатай балов и званых обедов. Он ведет активную светскую жизнь. О его роде деятельности ничего не известно. Однако тот факт, что Загорецкий позволяет себе все время задерживаться на светских мероприятиях до победного и возвращаться домой с рассветом дает возможность сделать предположения о том, что Антон Антонович не состоит ни на военной, ни на гражданской службе. Антон Антонович – плут и шулер. Вся, без преувеличения, Москва знает о его карточных махинациях и выигрышах бесчестным путем. Загорецкий – носитель всевозможных сплетен. Именно он разносит новость о сумасшествии Александра Чацкого. Загорецкий – глупый человек, он считает, что басни всерьез написаны про животный и не видит в них аллегорию и обличение человеческих пороков.

Князь и княгиня Тугоуховские

Петр Ильич Тугоуховский – человек преклонного возраста. Он вместе со своей женой воспитывает шестерых дочек.
Петр Ильич полностью соответствует своей фамилии – он очень плохо слышит и использует специальный рожок, для усиления восприятия звуков, но, эта мера ему мало помогает – так как он очень плохо слышит, то он не берет участие в разговоре – его речь ограничена восклицаниями.

Княгиня Тугоуховская активно командует своим мужем, который беспрекословно выполняет все ее требования и приказы.

Князья Тугоуховский часто выезжаю в свет, чтобы найти достойного мужа для своих дочерей. Князь с княгиней считают, что в качестве зятя им может подойти только очень состоятельный человек, поэтому они приглашают к себе в гости только очень богатых людей.

Княгиня Тугоуховская в унисон всему фамусовскому обществу поддерживает мнение об абсурдности образования и науки. Ее мерилом значимости человека, как и в случае с Фамусовым становятся чины и материальное обеспечение человека, а не моральность и честность его поступков. Подобно многим аристократам, княгиня любит поиграть в карты, но не всегда у нее получается поиграть себе в пользу – проигрыши не единичное явление в жизни княгини.

Максим Петрович

Максим Петрович является дядей Павла Афанасьевича Фамусова. На момент повествования его уже нет в живых. Однако его смекалка и находчивость позволила этому человеку надолго закрепиться в воспоминаниях аристократии и стать предметом для подражания.

Максим Петрович состоял при дворе Екатерины II. Его материальная база была настолько велика, что позволила ему содержать у себя около ста слуг.

Однажды во время приема у императрицы, Максим Петрович оступился и упал. Императрицу очень развеселил этот инцидент, поэтому Максим Петрович, подметив это специально падает еще несколько раз. Благодаря этой хитрости, Максим Петрович получил благосклонность по службе и скорое продвижение по карьерной лестнице.

Репетилов

Господин Репетилов – давний знакомый Чацкого. У него очень много недостатков, но при этом всем он добрый и положительный человек.

Репетилов не обладает никакими талантами – он обычный человек, в свое время он начинал реализовывать себя в качестве гражданского чиновника, но ничего толкового из этого не получилось и Репетилов оставил службу. Он очень суеверный человек. Репетилов постоянно обманывает людей и врет. Окружающие знают об этой склонности молодого человека и высмеивают это его качество.

Репетилов не знает меры в выпивке и часто напивается до мертвецкого состояния. Он обожает балы и званые обеды. Репетилов осознает свои пороки и негативные черты характера, но при этом не спешит меняться. Он считает себя глупым и неуклюжим человеком, это соответствует действительности. Репетилов питает отвращение к чтению книг. Репетилов – женатый человек, но как муж и отец он не состоялся – он часто обманывал свою жену и пренебрегал своими детьми. Репетилов – имеет слабость к карточным играм, но при этом в картах ему очень не везет – он постоянно проигрывается.

Таким образом, фамусовское общество представляет собой симбиоз старых консервативных взглядов и необразованности. Представители этой категории все малообразованные – они считают, что науки не приносят пользы обществу и поэтому уровень личной образованности и образованности окружающих их мало интересуют. В отношении к другим людям они редко когда бывают сдержаны и толерантны (если это не касается людей равного положения с ними в социальной и финансовой сфере или таких, которые находятся на ступень или несколько выше). Все представители фамусовского общества преклоняются перед чинами, но при этом не все они карьеристы – лень становится частой причиной отсутствия у этих аристократов желания приступать к службе или же качественно выполнять свою работу.

Фамусовское общество в комедии “Горе от ума” Грибоедова: характеристика московского общества

5 (100%) 2 votes


r-book.club

Морально-нравственное состояние Фамусова, и русского дворянства, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Готовые Домашние Задания

Комедия Грибоедова «Горе от ума» была создана в 1822 – 1824 годах. Она отразила современное автору положение в обществе. Через бытовой сюжет Грибоедов показал не только морально-нравственное состояние русского дворянства — он нарисовал портрет общественно-политической жизни страны.

Одной из ведущих тем произведения является обличие пороков консервативного дворянства. В пьесе такое дворянство представляет Павел Афанасьевич Фамусов и его окружение – так называемые «отцы». Грибоедов показывает, что это фамусовское общество порочно и обречено на вымирание. Его основы, законы и принципы построены на лжи, лицемерии, невежестве, власти денег.

Действие комедии происходит в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова. Он вдовец, один воспитывает уже взрослую дочь – Софью. Но его воспитание не увенчалось успехом: Софья все ночи напролет проводит в свиданиях с Молчалиным, скрывая это от отца.

Почти сразу мы узнаем, что Фамусов резко отрицательно относится к образованию и книгам: «Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтеньи прок-от не велик…» Встретив свою дочь, Павел Афанасьевич продолжает эту тему. Во всех «несчастьях» (просвещении молодежи, модных веяниях) этот герой обвиняет «вечных французов»: «Губители карманов и сердец!»

В первых же сценах проявляется и еще одно качество Фамусова – лицемерие и ханжество. Мы видим, что еще минуту назад Фамусов заигрывал с молодой горничной его дочери, а теперь он назидательно говорит Софье:

Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца.

……………………………….

Монашеским известен поведеньем!..

В фамусовском обществе процветает «кумовство». Сам Фамусов придерживается принципа – «ну как не порадеть родному человечку!» Высокие посты занимают люди не достойные, а знакомые. Кроме того, дворян не очень волнуют результаты их труда. Павел Афанасьевич старается поскорее сбыть свои дела с рук («подписано, и с плеч долой») или передать их Молчалину, который тоже найдет лазейку, чтобы не перетруждаться.

Достойным «учеником» Фамусова является его секретарь — Молчалин. Безродный юноша из провинции приехал служить в дом Фамусова секретарём. Дельный и способный, он быстро понял, что, чтобы получить почести и богатства, нужно: «Угождать всем людям без изъятья». Молчалин лебезит перед Хлёстовой, заигрывая даже с её собачкой; он безмолвно выслушивает поучения Фамусова. И вот уже Павел Афанасьевич видит в Молчалине «делового».

Прекрасно характеризует Молчалина его речь, краткая, деловая, осмотрительная. Заискивая, он постоянно употребляет в конце слова «с» (сокращенное «сударь»). Молчалин считает своим долгом угождать начальнику и его домочадцам. Недаром Грибоедов вводит в комедию сцену в спальне Софьи — Молчалин готов на все «в угодность дочери такого человека». Но он трус и не заходит далеко, понимая, что жениться на дочери хозяина не стоит, это не принесет ему большой выгоды. А может, наоборот, даже притормозить продвижение по служебной лестнице.

Молчалину на всю жизнь придется остаться в Москве и мечтать наследовать должность Фамусова. В российской системе управления провинциалы без роду и племени почти не имели шансов занять высокие государственные посты. Но подхалим хочет большего! Он поддерживает связи с Татьяной Юрьевной, принятой в Петербурге, и удивлен, как это Чацкий может её не знать. Ему и в голову не приходит, что кто-то на этом свете не подчиняет каждый свой поступок собственной выгоде.

Из порока чинопочитания вытекает другой «грех» фамусовского общества – циничный карьеризм. Это особо заметно не только в образе Молчалина, но и в полковнике Скалозубе. Этот герой – воплощение глупости и ограниченности. Как говорит Софья, он «слова умного не выговорил сроду».

Этот офицер может думать только о форме, строе и осанке. По его мнению, слава полка не в его боевых действиях, а в том, что «всё так прилажено, и тальи все так узки». Одной остроумной репликой Чацкого Грибоедов создаёт портрет Скалозуба:

Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие маневров и мазурки.

Этот «доблестный вояка» думает лишь о собственном продвижении по службе, неважно, каким путем. «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы» — говорит он Фамусову.

Скалозуба не волнует, что на поле боя гибнут его товарищи. Главное, чтобы это помогло ему добыть еще несколько звездочек в петлицу:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Фамусов хочет выдать Софью замуж за Скалозуба. Привлекательность этого человека для Павла Афанасьевича состоит в том, что он «золотой мешок». В образе Скалозуба выведен «идеальный» московский жених – грубоватый, богатый, довольный собой.

Интересно, что в фамусовском обществе верховодят женщины. Мужчины же превращаются в «мальчиков-мужей», находящихся под каблуком у своих жен. Отцы ищут своим дочерям не только знатного или богатого мужа, но еще и покорного. Молодые же люди выбирают себе жену по богатству, навсегда забыв о своем сердце. Вспомним, хотя бы, Молчалина или Скалозуба.

Незавидна в таком обществе участь Софьи – семнадцатилетней дочери Фамусова. Эта барышня воображает себя сентиментальной героиней «чувствительного» романа, потому отвергает и чересчур язвительного Чацкого, и московского полковника Скалозуба. Несмотря на это, в Софье Павловне есть много симпатичного, в ней все задатки недюжинной натуры: живой ум, смелость и страстность. Но она загублена духотой отцовского дома. Ее идеалы ошибочны, но где взяться другим идеалам в фамусовском обществе? Софье, конечно, тяжело, тяжелее даже, чем Чацкому, ей достается свой «мильон терзаний».

В пьесе много и второстепенных персонажей, раскрывающее перед нами «истинное лицо» отцов. В сцене бала в доме Фамусова мы встречаем типичную московскую семью, в голове у которой одна цель – выдать дочерей замуж. Это князья Тугоуховские с шестью дочерьми, которые ездят на балы, чтобы присмотреть там выгодного жениха.

Какие же мужья ценятся в фамусовском обществе? Ответ на это – Платон Михайлович Горич. Это «слуга-муж», «муж-мальчик». Он полностью находится под каблуком своей жены, исполняет ее малейшие прихоти. О себе, своей жизни и интересах Платон Михайлович забыл в угоду своей жене.

Таким образом, в своей комедии Грибоедов детально «разобрал» фамусовское общество, обнажив все его пороки. «Горе от ума» стало основой, толчком для последующих писателей. Так, например, А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» продолжил критику светского общества в духе грибоедовской комедии. Эта линию подхватили Н.В. Гоголь в «Ревизоре» и А.Н. Островский в своих комедиях.

Сочинения по теме:

1soch.ru

Грибоедовская характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума»

Авторская характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» выполнена Александром Сергеевичем Грибоедовым последовательно и всесторонне. Почему же столько внимания уделено ему? По простой причине: «Фамусовы» — основной бастион старого строя, препятствующий прогрессу. Они – тот барьер, из-за которого идеи Чацкого не могут стать реальной силой, придав обществу динамику.

Как служит Фамусов

Как известного и влиятельного московского аристократа, служащего на высокой государственной должности, изобразил его Грибоедов. Горе от ума Фамусову не грозит. Этот человек не проявляет такого же усердия по службе, как, скажем, боярин Андреев из карамзинской «Натальи, боярской дочки». Он не «сгорает дотла» на службе. Скорее – наоборот, государственным делам Павел Афанасьевич уделяет минимум времени.

Молчалин готовит ему на подпись бумаги, а Фамусов их, соответственно, заверяет. Для этого ему не нужно даже находиться на службе, в рабочем кабинете. Зачем? Молчалин принесет нужный документ «на дом». Поэтому мы говорим, что характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» обличительна. Ведь и в наши дни многие госслужащие самого высокого ранга, владеющие многомиллионными состояниями, занимаются «фамусовщиной». Подписанное далее уже не беспокоит бюрократа. За это уже отвечают подвластные ему «Молчалины». Как это удобно!

Не кажется ли вам, дорогие читатели, что Александр Сергеевич Грибоедов указывает нам на главную причину того, что в наше время «не работают» законы? Все просто! Ими занимались современные «Фамусовы» и «Молчалины».

Чему он служит

Можно ли назвать Фамусова бездельником? Пожалуй, что нет, характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума», наоборот, показывает, что он деятелен и даже планирует наперед, что делать. К каким стремится идеалам?

Его идеалом является аристократ Екатерининской эпохи – Максим Петрович, изгибающийся перед начальством «вперегиб», зато перед низшими кастами выступающий всегда «цугом». Но самое главное, что нравилось ему в дяде, это то, что тот окружил себя роскошью. Возвыситься для того, чтобы, как дядя, даже «кушать на золоте», — к этому он стремится.

Деятельность Павла Афанасьевича Фамусова происходит по двум направлениям: кадровая политика (помните, «кадры решают все»?) и связи с другими властьимущими людьми, московскими аристократами. Фамусов пытается окружить себя на службе родственниками. Он охотно помогает таким «человечкам» занять «местечко». Таким образом вокруг образуется круговая порука, «рука руку моет».

Что такое «связи» с «нужными людьми» в его понимании? Это отнюдь не контакты с учеными, инженерами, общественными деятелями, способствующими прогрессу. Фамусов считает, что таким выскочкам следует перекрывать дорогу и совать палки в колеса («Все беды – от науки!»). Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» показывает его как убежденного противника развития общества.

Павел Афанасьевич стремится стать влиятельным среди единомышленников, путем широкого «неформального» общения с аристократами. Вот и не жалеет он своего времени для создания подобного сообщества, связывающего воедино деньги и власть. Терпеливо налаживает контакты с другими высокими чиновниками, аристократами при помощи визитов и подарков. Не жалеет своего времени на это Фамусов. Свои визиты планирует, даже привлекая к этому помощника – грамотного крепостного Петрушку.

Следует признать: его работа плодотворна. Поэтому так и единодушны фамусовские знакомые в противодействии Александру Чацкому, поэтому так сообща они объявляют его сумасшедшим.

Семейная жизнь

Вдовец Фамусов проживает в деревне, хотя числится на службе в Москве. Функции курьера и секретаря исполняет Молчалин. У себя в поместье он барин. Своих крепостных он ежедневно унижает и оскорбляет («чурбаны», «ослы», «фомки», «олухи»). Он любит читать морали окружающим, что, впрочем, не мешает ему приставать к крепостным женщинам.

Женихов для дочери Софьи он видит в пределах своей касты – помещиков, владеющих более двумя тысячами крепостных.

Вывод

Пожалуй, мы имеем основание сказать, что и в сегодняшнем дне злободневный представляет Фамусов образ. «Горе от ума» актуально и в наши дни, в которые «фамусовщина» названа по-другому, посовременней – коррупцией. Однако приходится признать, что нынешние последователи Павла Афанасьевича гораздо изощренней своего литературного прототипа, созданного два века назад.

fb.ru

ЕГЭ. Литература. А.С.Грибоедов. « Горе от ума» Павел Афанасьевич Фамусов

Друг, нельзя ли для прогулокПодальше выбрать закоулок?А ты, сударыня, чуть из постели прыг,

С мужчиной! с молодым! —

Занятье для девицы!

 

Фамусов – Молчалину и дочери. Опекает свою дочь, требует от неё прилежного поведения
Всю ночь читает небылицы,И вот плоды от этих книг!А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

 

Фамусов.

Не видит пользы от книг, считая, что они лишь портят молодые умы и сердца.

«Ученье — вот чума, ученость — вот причина»,Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений 

«забрать все книги да и сжечь».

Фамусов.

Считает, что книги, ученье приносят только вред как человеку, так и всему обществу.

«Вот то-то, все вы гор­децы! Спросили бы, как делали отцы?»Фамусов Чацкому.

Пытается наставлять , учить Чацкого. как следует жить.

Берем же побродяг, и в дом, и по билетам,Чтоб наших дочерей всему учить, всему,И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам.

 

Фамусов.

Возмущён засильем иностранного

«Подписано, так с плеч долой».При мне служащие чужие очень редки; / Все больше сестрины, свояченицы деткиФамусов.

Относится к службе несерьёзно. Не любит трудиться, заниматься делами.

Он строг с подчинёнными.

 

Окружает себя и на службе родственниками и знакомыми

  • по отцу «и сыну честь»,
  • тут у кого «душ тысячки две родовых, Тот и жених»; московских дам можно сей час
  • московские дочки «так и льнут к военным» — «А потому, что патриотки».
  • восторг у Фамусова вызывают старички, которые «Поспорят, пошумят… и разойдутся».
Фамусов.

Взгляды на общество

«…во вторник к Прасковье Федоровне в дом… в четверг на погребенье… в четверг, а может, в пятницу, а может, и в суббо ту — крестить «у вдове, у докторше»),«ну как не порадеть родному человечку».Фамусов

Вся неделя расписана. Жизнь построена на связях в обществе, которые необходимо сохранять

«Что будет говорить княгиня Марья Алексеевна!!!»Фамусов произносит эти слова,  узнав о свидании дочери с Молчалиным, о её безнравственном, как ему кажется, поведении. Мнение света- вот что для него главное.
«монашеским известен поведеньем»,Фамусов о себе. Двуличие героя
«Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами да с чинами»
Лиза Софье о Фамусове.
Кто беден, тот тебе не пара!Фамусов Софье
Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!Попробуй о властях, — и нивесть что наскажет!Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

Хоть пред монаршиим лицом,

Так назовет он подлецом!..

 

Фамусов поверил  в сумасшествие Чацкого, так считал, что он из тех, кто критикует свет, чинопочитание, а это и есть   признак сумасшествия.

literatura-ege.ru

Характеристика героя Фамусов (Горе от ума Грибоедов А.С.) :: Litra.RU

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Характеристики героев / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Фамусов

-Вариант 1
-Вариант 2

    П.А.Ф.- одно из главных действующих лиц комедии,представи тель лагеря крепостников.Ф- дворянин,помещик,живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте.Он известный человек в кругу московского барства.Об этом говорит его фамилия(фама- с греческого»молва»).Грибоедов подчеркивает,что Ф.боится молвы.При переводе с латыни фамилия Фамусов означает -«известный»,»пользующийся славой».Он,по-видимому,принадлежит к представителям знатных дворянских семей.Его дядя,Максим Петрович,играл при дворе Екатерины II огромную роль.Его «домашние друзья»- князья Тугоуховские,преуспевающий «не нынче-завтра генерал»Скалозуб.

    Ф.- вдовец,любит дочь,заботится о ней,считает,что для ее воспитания сделал все.Он подыскивает для Софьи подходящего жениха,хочет выдать ее за богатого Скалозуба. Ф. хвастается,что «монашеским известен поведеньем»,однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни,когда должна родить докторша-вдова.Он гордится принадлежностью к кругу знатных московских дворян,известен гостеприимством,жизнью на широкую ногу.

    Он поклонник старины,восхищается нравами высшего света при дворе Екатерины II.Ф.- сторонник крепостных порядков.Обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по-своему усмотрению представляется ему законным и вполне справедливым.В крепостных он не видит людей,не считается с их человеческим достоинством.Ругает их,не стесняясь в выражениях,называет «ослами»,»чурбанами»,»фомками»,»фильками»,не считаясь,с их возрастом.Лизе он угрожает отправкой в деревню:»Изволька в избу,маршь за птицами ходить».Будучи помещиком Ф.,однако,живет в деревне,в имении,а не в Москве и занимает видное положение на службе.Служба для него только средство для получения наград,чинов и денег.Дела по службе он передоверил Молчалину-секретарю,живущему у него в доме которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях(«… и будь не я,коптел бы в Твери…»).Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг.Он самодовольно хвастается:

    А у меня,что дело,что не дело,

    Обычай мой такой:

    Подписано,так с плеч долой.

    На службе Фамусов окружил себя родственниками,считая достойной похвалы такую заботу о родне.Он с гордостью говорит,что при нем «служащие чужие очень редки;все больше сестрины,своячиницы детки»,один Молчалин ему не свой,а потому как «деловой»:

    Как станешь представлять к крестишку ли ,к местечку,

    Ну как не порадеть родному человечьку!

    Самое важное для Ф.-чиновника- это умение обойтись с вышестоящими людьми,вовремя угодить им и таким образом выслужиться.Идеалом для него в этом отношении является его дядя Максим Петрович- подхалим Екатериненского времени.Тогда,по выражению,Чацкого,»не на войне,а в мире брали лбом,стучали об пол,не жалея».Максим Петрович был важным вельможей,»на золоте едал,езжал-то вечно цугом»,»когда же надо выслужиться,и он сгибался вперегиб.»Таким путем он приобрел вес,»выводил в чины» и пенсии давал».Ф. восхищается и Кузьмой Петровичем,который был камергером «с ключом и сыну ключь умел доставить,богат и на богатой был женат».Таким людям Ф. стремится подражать.Их способ получения чинов и денег считает самым верным.Ф. по-московски гостеприимен,он охотно принимает гостей,любит поиграть в карты,посплетничать.В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие.Говорит,что первый догадался о сумасшествии Чацкого,считает,что болезнь Чацкий унаследовал от матери,сходившей с ума 8 раз.Однако основной причиной этого Ф. считает учение-науку.О книгах он отзывается с неприязнью:

    «Ученье-вот чума,ученость-вот причина,

    Что нынче пуще,чем когда,

    Безумных развелось людей,и дел,и мнений.»

    И заканчивает свою мысль категорическим требованием:

    Нет!Уж коли зло пресечь:

    Забрать все книги бы да сжечь!

    Ф.подсмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды,с французами-гувернерами.Он ворчит:А все Кузнецкий мост,и вечные французы,оттуда мода к нам,и авторы,и музы:губители карманов и сердец!Однако сам следует этой моде:

    «Мать умерла:умел я принанять

    В мадам Розье вторую мать.»

    Учителей которых нанимали для обучения детей «числом по более,ценою подешевле»,Ф.называет «побродягами».Он считает,что дело не в учителях и «не в мадаме сила»,детей надо воспитывать в духе подражания старшим.»Учились бы на старших глядя», — поучает он Чацкого.А дочери внушает:»Не надобно иного образца,когда в глазах пример отца».

    Он ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением.С неодобрением он относится к двоюродному брату Скалозуба,который»набрался каких-то новых правил»:»чин следовал ему- он службу вдруг оставил,уехал в деревню и занялся чтением книг.Чацкого он называет «карбонари»,опасным человеком».Причины его возмущения ясны:Чацкий высказывается против того строя,тех порядков,которые являются для Ф. основой всего его благополучия. Типичные для 20 годов XIX века нравы и взгляды детализированы в образе Фамусова,который является антиподом Чацкого.

Добавил: Lenchik640

/ Характеристики героев / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Фамусов

Смотрите также по
произведению «Горе от ума»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о