Из какой басни герои слон овцы и волки – Викторина по басням И. А. Крылова Из каких произведений эти строчки: «Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на Слона!» («Слон и Моська»)

Содержание

Викторина по басням И. А. Крылова. Конкурс инсценированной басни.

 

Тема: Викторина по басням И. А. Крылова. Конкурс инсценированной басни.

Цель: обобщить знания учащихся о баснях И.А. Крылова; повторить основные принципы построения басни.

Ход урока

      I. Выразительное чтение и инсценирование басен
      Две-три инициативные группы могут подготовить чтение по ролям или инсценирование басен И. А. Крылова, например «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Выступление может завершиться кратким анализом басни: выделением морали, аллегорического смысла басни, краткой характеристикой персонажей. Подготовленные учениками иллюстрации оживят урок.
      Если на предыдущем уроке развития речи не были прочитаны басни, написанные учениками, то на уроке внеклассного чтения желающие могут представить собственные басни.

      II. Литература и изобразительное искусство
      Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике (с. 65—66) и ответим на вопросы:
      — Какие басни проиллюстрировал художник Е. Рачев? В чем мораль каждой из этих басен?
      «Осел и Соловей». Мораль: «Избави Бог и нас от этаких судей».
      «Волк и Ягненок». Мораль:

«У сильного всегда бессильный виноват»:
Тому в истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят.

 

      «Лебедь, Щука и Рак». Мораль:

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

 

      Мораль в басне «Квартет» произносит Соловей:

«…А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».

 

      III. Викторина
      Вопросы для викторины может подготовить учитель или инициативная группа учеников. Возможно, что два-три вопроса подготовит и напишет на отдельных листках бумаги каждый ученик.

      Примеры вопросов для викторины
      1) Из каких басен слова?
      а) «…Так поди же, попляши!»
      б) «…Избави Бог и нас от этаких судей».
      в) «…Слона-то я и не приметил».
      г) «…Сильнее кошки зверя нет!»

      2) Из каких басен мораль?
      а) Случается нередко нам
      И труд и мудрость видеть там,
      Где стоит только догадаться,
      За дело просто взяться.

      б) Примолвить к речи здесь годится,
      Но ничьего не трогая лица,
      Что делом, не сведя конца,
      Не надобно хвалиться.

      в) Свет полон дружбою такою.
      Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
      Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
      Послушать — кажется, одна у них душа, —
      А только кинь им кость, так что твои собаки!

      г) Невежи судят точно так:
      В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

      3) Из каких басен эти герои?
      а) Слон, овцы, волки.
      б) Крестьянин, Дерево, Змея.
      в) Мужик, гуси, прохожий.
      г) Собака, Лев, Волк, Лиса.

      Ответы
      1) а) «Стрекоза и Муравей»; б) «Осел и Соловей»; в) «Любопытный»; г) «Мышь и Крыса».
      2) а) «Ларчик»; б) «Синица»; в) «Собачья дружба»; г) «Петух и Жемчужное зерно».
      3) а) «Слон на воеводстве»; б) «Дерево»; в) «Гуси»; г) «Лев на ловле».

      Домашнее задание
      Повторить басню (для тех, кто еще не прочитал басню наизусть).

 

xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai

обобщить знания учащихся о баснях И.А. Крылова; повторить основные принципы построения басни. — КиберПедия

Ход урока

I.Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение, чтение по ролям и инсценировку изученных басен. Рассматриваем и обсуждаем рисунки учеников.

II. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне
Самостоятельная творческая работа
Итак, повторим еще раз, что такое басня и из каких элементов она состоит.
Басня — краткий рассказ нравоучительного характера. В баснях используется аллегория (иносказание). Персонажей обычно бывает немного — два или три. Автор рассказывает о событии и подводит итоги, т. е. формулирует мораль.
Даем ученикам задание написать прозаическую басню.
В конце урока, если отдельные ученики успели справиться с заданием, слушаем басни, написанные школьниками. Самые удачные басни просим написать на отдельном альбомном листе и проиллюстрировать. Если ученики не успели справиться с заданием, подведем итоги творческой работы на следующем уроке — уроке внеклассного чтения.

Домашнее задание
Разбиться на группы, инсценировать басню (на выбор).

 

Тема: Викторина по басням И. А. Крылова. Конкурс инсценированной басни.

Цель: обобщить знания учащихся о баснях И.А. Крылова; повторить основные принципы построения басни.

Ход урока

I.Выразительное чтение и инсценирование басен
Две-три инициативные группы могут подготовить чтение по ролям или инсценирование басен И. А. Крылова, например «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Выступление может завершиться кратким анализом басни: выделением морали, аллегорического смысла басни, краткой характеристикой персонажей. Подготовленные учениками иллюстрации оживят урок.
Если на предыдущем уроке развития речи не были прочитаны басни, написанные учениками, то на уроке внеклассного чтения желающие могут представить собственные басни.

II.Литература и изобразительное искусство
Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике (с. 65—66) и ответим на вопросы:
— Какие басни проиллюстрировал художник Е. Рачев? В чем мораль каждой из этих басен?
«Осел и Соловей». Мораль: «Избави Бог и нас от этаких судей».
«Волк и Ягненок». Мораль:

«У сильного всегда бессильный виноват»: Тому в истории мы тьму примеров слышим, Но мы истории не пишем, А вот о том как в баснях говорят.

«Лебедь, Щука и Рак». Мораль:

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.

Мораль в басне «Квартет» произносит Соловей:

«…А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».

III.Викторина
Вопросы для викторины может подготовить учитель или инициативная группа учеников. Возможно, что два-три вопроса подготовит и напишет на отдельных листках бумаги каждый ученик.


Примеры вопросов для викторины
1) Из каких басен слова?
а) «…Так поди же, попляши!»
б) «…Избави Бог и нас от этаких судей».
в) «…Слона-то я и не приметил».
г) «…Сильнее кошки зверя нет!»

2) Из каких басен мораль?
а) Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться.

б) Примолвить к речи здесь годится,
Но ничьего не трогая лица,
Что делом, не сведя конца,
Не надобно хвалиться.

в) Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
Послушать — кажется, одна у них душа, —
А только кинь им кость, так что твои собаки!

г) Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

3) Из каких басен эти герои?
а) Слон, овцы, волки.
б) Крестьянин, Дерево, Змея.
в) Мужик, гуси, прохожий.
г) Собака, Лев, Волк, Лиса.

Ответы
1) а) «Стрекоза и Муравей»; б) «Осел и Соловей»; в) «Любопытный»; г) «Мышь и Крыса».
2) а) «Ларчик»; б) «Синица»; в) «Собачья дружба»; г) «Петух и Жемчужное зерно».
3) а) «Слон на воеводстве»; б) «Дерево»; в) «Гуси»; г) «Лев на ловле».

Домашнее задание
Повторить басню (для тех, кто еще не прочитал басню наизусть).

 

В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна»

Цель: рассказать о поэте-романтике, его мастерстве переводчика, познакомить с произведением «Спящая царевна»; рассказать об отличии литературной и народной сказок; развивать навыки беглого литературного чтения.

Ход урока

I. В. А. Жуковский: детство и начало творчества
Чтение и составление плана статьи
По статье учебника (с. 67—68) может быть составлен простой план в соответствии с абзацами. Учим детей выделять главное, не фиксировать в плане частности.
Учитель может дополнить информацию учебника рассказом о том, что Жуковский учился в главном народном училище Тулы и был исключен из него за «неспособность». Он продолжил обучение в Туле, в доме своей крестной матери В. А. Юшковой, и в одиннадцать лет уже писал пьесы для домашнего театра. Когда Жуковскому было четырнадцать лет, в московском журнале «Приятное и полезное препровождение времени» было опубликовано его первое лирическое стихотворение. А с 1797 по 1800 год поэт учился в Московском университетском благородном пансионе и получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке тех, кто закончил пансион с отличием.
Именно В. А. Жуковский стал воспитателем будущего русского царя Александра II, при котором была проведена крестьянская реформа, освободившая русских землепашцев от крепостной зависимости.
II. Жуковский-сказочник
Учитель расскажет школьникам о состязании между Жуковским и Пушкиным летом 1831 г. в Царском Селе. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“» (с. 78—79) дополнит рассказ учителя. Два последних абзаца этой статьи рекомендуем прочитать после знакомства со сказкой.
III. «Спящая царевна»
Выразительное чтение
Чтение сказки может начать учитель, ученики продолжат и закончат (в зависимости от уровня техники чтения пятиклассников). На чтение всей сказки при среднем темпе понадобится около 12 минут.
— Что вам особенно понравилось в сказке? Какие чувства вызвали различные эпизоды?
Словарная работа
— Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.
Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.
Домашнее задание
Подготовить ответы на 2—5-й вопросы учебника (с. 79—80).


«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета

Цель: рассказать о поэте-романтике, его мастерстве переводчика, познакомить с произведением «Спящая царевна»; рассказать об отличии литературной и народной сказок; развивать навыки беглого литературного чтения.

Ход урока

I.Артикуляционная разминка

II. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета
Практикум
Беседуя с учениками о содержании и особенностях сказки, будем учить их отвечать на вопросы, аргументируя свои слова цитатами из текста.
— Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
— Если бы сказка В. А. Жуковского была народной, к какому виду сказок вы бы ее отнесли?
— Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила?
— Почему можно сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?
— Кто пробудил царевну от волшебного сна?
— Расскажите о героях сказки.
Рассказывая о царе Матвее, царевне и царском сыне, расколдовавшем спящую красавицу, ученики придут к выводу, что эти герои типичны для народной сказки, они не наделены какими-то особыми чертами характера.
— Рассмотрите в учебнике иллюстрацию В. Кутлинского к сказке (с. 72). Соответствует ли она вашим представлениям о героях? Какие эпизоды хотелось бы проиллюстрировать вам?
— Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки? Что отличает «Спящую царевну» от них?
Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»
В сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне.
Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор.
Далее можно разделить класс на две (четыре) группы и дать каждой свое задание. Через 5—7 минут проверить его выполнение.
С точки зрения организации самостоятельной работы в группах важно обратить внимание на то, как дети будут выполнять данное им задание. В каждой из групп сказку можно разделить на два-три отрывка, и каждый из учеников может искать соответствующие выражения в одном из отрывков — это ускорит работу и сделает ее более качественной.
1. Найдите в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
«Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит…».
2. Найдите в тексте сказки книжные, литературные выражения.
В сказке Жуковского есть книжные выражения, которые не встречаются в народной речи, например: «Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках // Ножки — чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко рдеющих ланит // И дыханьем уст облит, // Он души не удержал…»
Выпишем в тетрадь несколько народных и книжных выражений, проведем словарную работу.
Если такая работа невозможна ввиду слабой техники чтения и письма в классе, то можно выбрать один из отрывков (например, со слов «Время все текло, текло; // Вот и триста лет прошло…») и читать его медленно, комментируя стилистические особенности слов и выражений.
III. Выразительное чтение сказки
— Какие описания, отрывки сказки вам особенно понравились? Почему?
Как правило, детям нравится рассказ о встрече царевны со старушонкой и описание спящего волшебным сном замка, по которому идет царский сын.
Обсудим два-три фрагмента и подготовим выразительное чтение выбранных эпизодов.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).

cyberpedia.su

Выразительное чтение и инсценирование басен

Урок внеклассного чтения

      I. Выразительное чтение и инсценирование басен
      Две-три инициативные группы могут подготовить чтение по ролям или инсценирование басен И. А. Крылова, например «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Выступление может завершиться кратким анализом басни: выделением морали, аллегорического смысла басни, краткой характеристикой персонажей. Подготовленные учениками иллюстрации оживят урок.
      Если на предыдущем уроке развития речи не были прочитаны басни, написанные учениками, то на уроке внеклассного чтения желающие могут представить собственные басни.

      II. Литература и изобразительное искусство
      Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике (с. 65—66) и ответим на вопросы:
      — Какие басни проиллюстрировал художник Е. Рачев? В чем мораль каждой из этих басен?
      «Осел и Соловей». Мораль: «Избави Бог и нас от этаких судей».
      «Волк и Ягненок». Мораль:

«У сильного всегда бессильный виноват»:
Тому в истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят.

      «Лебедь, Щука и Рак». Мораль:

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

      Мораль в басне «Квартет» произносит Соловей:

«…А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».

      III. Викторина
      Вопросы для викторины может подготовить учитель или инициативная группа учеников. Возможно, что два-три вопроса подготовит и напишет на отдельных листках бумаги каждый ученик.

      Примеры вопросов для викторины
      1) Из каких басен слова?
      а) «…Так поди же, попляши!»
      б) «…Избави Бог и нас от этаких судей».
      в) «…Слона-то я и не приметил».
      г) «…Сильнее кошки зверя нет!»

      2) Из каких басен мораль?
      а) Случается нередко нам
      И труд и мудрость видеть там,
      Где стоит только догадаться,
      За дело просто взяться.

      б) Примолвить к речи здесь годится,
      Но ничьего не трогая лица,
      Что делом, не сведя конца,
      Не надобно хвалиться.

      в) Свет полон дружбою такою.
      Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
      Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
      Послушать — кажется, одна у них душа, —
      А только кинь им кость, так что твои собаки!

      г) Невежи судят точно так:
      В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

      3) Из каких басен эти герои?
      а) Слон, овцы, волки.
      б) Крестьянин, Дерево, Змея.
      в) Мужик, гуси, прохожий.
      г) Собака, Лев, Волк, Лиса.

      Ответы
      1) а) «Стрекоза и Муравей»; б) «Осел и Соловей»; в) «Любопытный»; г) «Мышь и Крыса».
      2) а) «Ларчик»; б) «Синица»; в) «Собачья дружба»; г) «Петух и Жемчужное зерно».
      3) а) «Слон на воеводстве»; б) «Дерево»; в) «Гуси»; г) «Лев на ловле».

      Домашнее задание
      Повторить басню (для тех, кто еще не прочитал басню наизусть).

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ

3 часа

Урок 19
В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна»

      I. В. А. Жуковский: детство и начало творчества
      Чтение и составление плана статьи
      По статье учебника (с. 67—68) может быть составлен простой план в соответствии с абзацами. Учим детей выделять главное, не фиксировать в плане частности.
      Учитель может дополнить информацию учебника рассказом о том, что Жуковский учился в главном народном училище Тулы и был исключен из него за «неспособность». Он продолжил обучение в Туле, в доме своей крестной матери В. А. Юшковой, и в одиннадцать лет уже писал пьесы для домашнего театра. Когда Жуковскому было четырнадцать лет, в московском журнале «Приятное и полезное препровождение времени» было опубликовано его первое лирическое стихотворение. А с 1797 по 1800 год поэт учился в Московском университетском благородном пансионе и получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке тех, кто закончил пансион с отличием.
      Именно В. А. Жуковский стал воспитателем будущего русского царя Александра II, при котором была проведена крестьянская реформа, освободившая русских землепашцев от крепостной зависимости.

      II. Жуковский-сказочник
      Учитель расскажет школьникам о состязании между Жуковским и Пушкиным летом 1831 г. в Царском Селе. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“» (с. 78—79) дополнит рассказ учителя. Два последних абзаца этой статьи рекомендуем прочитать после знакомства со сказкой.

      III. «Спящая царевна»
      Выразительное чтение
      Чтение сказки может начать учитель, ученики продолжат и закончат (в зависимости от уровня техники чтения пятиклассников). На чтение всей сказки при среднем темпе понадобится около 12 минут.
      — Что вам особенно понравилось в сказке? Какие чувства вызвали различные эпизоды?

      Словарная работа
      — Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
      Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
      Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
      Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
      Дотоле — до сих пор, до этого времени.
      Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
      Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
      Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.
      Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
      Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
      Ланиты — щеки.

      Домашнее задание
      Подготовить ответы на 2—5-й вопросы учебника (с. 79—80).

Урок 20
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета

      I. Артикуляционная разминка

      II. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета
      Практикум
      Беседуя с учениками о содержании и особенностях сказки, будем учить их отвечать на вопросы, аргументируя свои слова цитатами из текста.
      — Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
      — Если бы сказка В. А. Жуковского была народной, к какому виду сказок вы бы ее отнесли?
      — Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила?
      — Почему можно сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?
      — Кто пробудил царевну от волшебного сна?
      — Расскажите о героях сказки.
      Рассказывая о царе Матвее, царевне и царском сыне, расколдовавшем спящую красавицу, ученики придут к выводу, что эти герои типичны для народной сказки, они не наделены какими-то особыми чертами характера.
      — Рассмотрите в учебнике иллюстрацию В. Кутлинского к сказке (с. 72). Соответствует ли она вашим представлениям о героях? Какие эпизоды хотелось бы проиллюстрировать вам?
      — Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки? Что отличает «Спящую царевну» от них?
      Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»
      В сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне.
      Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор.
      Далее можно разделить класс на две (четыре) группы и дать каждой свое задание. Через 5—7 минут проверить его выполнение.
      С точки зрения организации самостоятельной работы в группах важно обратить внимание на то, как дети будут выполнять данное им задание. В каждой из групп сказку можно разделить на два-три отрывка, и каждый из учеников может искать соответствующие выражения в одном из отрывков — это ускорит работу и сделает ее более качественной.
      1. Найдите в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
      «Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит…».
      2. Найдите в тексте сказки книжные, литературные выражения.
      В сказке Жуковского есть книжные выражения, которые не встречаются в народной речи, например: «Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках // Ножки — чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко рдеющих ланит // И дыханьем уст облит, // Он души не удержал…»
      Выпишем в тетрадь несколько народных и книжных выражений, проведем словарную работу.
      Если такая работа невозможна ввиду слабой техники чтения и письма в классе, то можно выбрать один из отрывков (например, со слов «Время все текло, текло; // Вот и триста лет прошло…») и читать его медленно, комментируя стилистические особенности слов и выражений.

      III. Выразительное чтение сказки
      — Какие описания, отрывки сказки вам особенно понравились? Почему?
      Как правило, детям нравится рассказ о встрече царевны со старушонкой и описание спящего волшебным сном замка, по которому идет царский сын.
      Обсудим два-три фрагмента и подготовим выразительное чтение выбранных эпизодов.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).

Урок 21
Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады

      I. Проверка домашнего задания
      После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение фрагментов сказки, коллективно оцениваем выступающих.

      II. Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады
      Учитель может начать с того, что предложит ученикам прочитать на с. 86 учебника и записать более короткое определение баллады:

      Баллада — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, легендарном материале.

      Текст баллады читает учитель (8—9 минут). После чтения дадим ученикам возможность пережить драматический сюжет баллады и зададим несколько вопросов, чтобы выявить восприятие баллады учениками.
      — Кто главные герои баллады?
      Главные герои баллады — царь, молодой паж и дочь царя. Морскую пучину и населяющих ее гадов можно считать персонажами баллады.
      — Перескажите кратко содержание баллады. Какие поступки совершают герои баллады?
      — Что увидел паж в морской пучине? Как вы представляете себе картину, нарисованную Жуковским? Какое чувство вызывает эта картина?
      — Как вы относитесь к поступкам героев?
      — Как вы понимаете смысл слов благородство, рыцарство, жестокость? Найдите значения этих слов в толковом словаре. Когда герои проявляют эти качества?
      Благородство — это высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз.
      Рыцарство — это самоотверженность, благородство. Рыцарским поступком можно назвать и первый, и второй прыжок пажа в море.
      Жестокость — крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Царь проявляет жестокость, когда впервые объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.
      Одаренным ученикам можно задать вопрос:
      — Как относится автор к героям баллады? Кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили? (7-й вопрос учебника, с. 86.)
      Автор по-разному относится к своим героям и по-разному передает свое отношение к ним. Описывая царя, он только один раз говорит, что царь швыряет кубок в море, «не внимая» словам дочери. Но с помощью выявления отношения к царю рыцарей и латников, которые «недвижно стоят» и отвечают молчаньем на его вызов, Жуковский передает свое отношение к царю. Автор, как и рыцари, осуждает поступок царя и жалеет отважного юношу.
      Жуковский восхищается смелым поступком юноши: «…вдруг паж молодой // Смиренно и дерзко вперед…» Автор передает свое отношение к пажу с помощью слов зрителей, которые называют его «красавец отважный», просят у него прощения и жалеют его. Автор говорит, что юноша «борется, спорит с волной…». Человек, который не сдается, всегда вызывает уважение и симпатии. Жуковский пишет: «В нем жизнью небесной душа зажжена; // Отважность сверкнула в очах…» Мы понимаем, что паж влюблен в царевну и прыгает в море ради нее.
      Зрители ликуют: «Спас душу живую красавец отважный». Юноша во время рассказа говорит о себе: «Один, меж чудовищ, с любящей душой…» Поэт дважды подчеркивает, что для него важна именно душа человека.
      Автор жалеет царевну и сочувствует ей. Он пишет, что она «с волненьем в груди, краснея» просит царя пощадить пажа. Она, может быть, с любовью относится к юноше, и Жуковский горюет вместе с ней, когда она «с трепетом в бездну… глядит».
      — Почему Жуковский назвал свою балладу «Кубок»?
      Кубок — это большой, массивный сосуд в виде чаши, бокала. Кубок обычно символизирует победу, в него наливают вино и пьют за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях победителям дарят кубки.
      Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и над собственной слабостью нырял паж за этим предметом первый раз. Но когда он нырнул ради исполнения царского каприза — не смог победить.

      III. Подготовка к выразительному чтению баллады
      — Какие интонации вы будете использовать при чтении баллады?
      Важно, чтобы ученики назвали вслух те чувства и интонации, которые будут вкладывать в чтение баллады. Такая работа закладывает основы саморефлексии.
      При чтении баллады вслух будут возникать интонации призыва (при описании речи царя), страха (при описании моря), грусти (когда юноша нырнул и его не видно), веселья и радости (когда юноша вынырнул). Потребуется особая интонация, чтобы передать ужас юноши перед морскими глубинами, интонация повеления и печали (второй приказ царя и заступничество царевны). Заканчивается чтение на грустной ноте, которая в этой балладе повторяется особенно часто.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение баллады В. А. Жуковского «Кубок».
      Прочитать статью учебника «Из истории создания баллады „Кубок“» (с. 85). Выучить определение баллады.
      Принести вторую часть учебника в класс.
      Индивидуальное задание
      Подготовить рассказ о балладах Жуковского.
      Нарисовать иллюстрации к балладе «Кубок».

Роберт Льюис Стивенсон

2 часа

Урок 22
Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед».
Подвиг героя

      Мы предлагаем прочитать и обсудить балладу Стивенсона «Вересковый мед», объединив ее чтение с чтением баллады Жуковского по жанровому принципу. Разговор о других произведениях Стивенсона в конце первой четверти может подтолкнуть учеников к самостоятельному чтению этих произведений во время осенних каникул.

      I. Артикуляционная разминка

      II. Проверка домашнего задания
      Фронтальный опрос
      — Что такое баллада?
      — Какие баллады Жуковского вы знаете?
      — Какой народ и когда создал легенду о пловце, который бросился в море за сокровищами?
      — Что погубило пловца в этой легенде?
      — Какой поэт обработал эту историю и написал балладу «Водолаз»?
      — Чем отличалась баллада Фридриха Шиллера от народной легенды?
      — В чем особенность баллады Жуковского «Кубок»?
      — Василий Андреевич Жуковский был глубоко религиозный человек. Он верил, что человек не должен дерзать раскрыть все тайны мира. Как вы понимаете следующие слова баллады?

И смертный пред Богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знать тайны, им мудро от нас сокровенной…

      — Как вы думаете, какую заповедь нарушил юноша, вторично бросившись в морскую пучину?
      С религиозной точки зрения юноша возгордился, а гордыня в христианстве — тяжкий грех. Юноша решил, что если он один раз справился с пучиной, то сумеет сделать это и во второй раз. Если же исходить из положения, что на все Божья воля, то в первом случае он спасся Божьей милостью, а во второй — Бог наказал его за гордыню.

      Выразительное чтение
      Баллада «Вересковый мед» дана во второй части учебника (с. 182—186).
      Балладу можно прочитать коллективно: каждый ученик поочередно читает по строфе.

      III. Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя
      — Сегодня мы познакомимся с балладой, которую создал знаменитый английский поэт и писатель Роберт Льюис Стивенсон. Она называется «Вересковый мед».
      — Обратите внимание на подзаголовок: «Шотландская баллада». О чем говорят вам эти слова?
      Придем к выводу, что Стивенсон переработал произведение устного народного творчества.
      Работаем со сносками:
      — Что такое вереск?
      — Где находится Шотландия?
      — Если в классе есть карта, покажите Шотландию.
      — Кто такие пикты? Когда они населяли территорию Шотландии?
      — Когда скотты завоевали Шотландию, вытеснив пиктов?
      Учитель объяснит, что слово Шотландия произошло от названия племени скоттов.
      Читает балладу учитель. Произведение производит сильное впечатление на детей, поэтому выдержим паузу, дадим им время, чтобы пережить и осмыслить это впечатление.
      — О каких событиях рассказывается в балладе?
      — О чем побуждает задуматься это произведение?
      — Какие качества и поступки пиктов прославляются в балладе?
      — Во имя чего герой баллады совершает свой подвиг?
      — Почему мы называем это произведение балладой?

      Выразительное чтение  баллады учащимися.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение баллады «Вересковый мед» или отрывка из нее наизусть.

      Индивидуальное задание
      Подготовить рассказ о жизни Стивенсона.
      Подготовить рассказ о произведениях Стивенсона «Остров сокровищ», «Черная стрела».

Урок 23
«Вересковый мед». Роберт Льюис Стивенсон: жизнь и творчество. «Остров сокровищ» и другие произведения Стивенсона

Урок внеклассного чтения

      I. Проверка домашнего задания

      «Вересковый мед»
      Слушаем выразительное чтение баллады Стивенсона «Вересковый мед». Поощрим хорошими оценками тех, кто выучил балладу или отрывок из нее наизусть.

      II. Роберт Льюис Стивенсон: жизнь и творчество
      Слушаем рассказ подготовленного ученика о жизни и творчестве Роберта Льюиса Стивенсона. Учитель дополнит рассказ школьника, выделив главное в характере писателя: силу воли и жажду жизни, которая позволила Стивенсону победить болезнь и стать знаменитым писателем.

      Сообщение ученика
      Стивенсон родился в Англии в семье потомственного морского инженера. И отец, и дед Стивенсона были изобретателями. Смысл своей жизни отец будущего писателя видел в строительстве маяков и мечтал, чтобы его сын продолжил эту традицию.
      Но сын не стал инженером. С детства он видел паруса и море, слышал удары волн о суровые рифы; во время летних каникул он ездил по Шотландии, слушал рассказы жителей о кораблекрушениях, о безжалостных бурунах и таинственных горных вершинах. Все это питало воображение мальчика и будило в нем любовь к родному краю. Позже он обработает народные поверья, напишет о Шотландии стихотворения и романы, рассказы и очерки.
      Но жизнь писателя не была простой. В детстве он заболел туберкулезом и часто бывал надолго прикован к постели. Сам Стивенсон так писал об этом: «Детство мое, по правде сказать, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи». Во время учебы в университете состояние его настолько ухудшается, что врачи советуют ему сменить климат и поехать на юг Франции. Стивенсон описывает это путешествие в путевых очерках, которые становятся первым опубликованным произведением писателя (1873 г.).
      Стивенсон мечтал о путешествиях, о прекрасном мире, полном приключений, где живут красивые, сильные люди. Он сделал такой прекрасной свою жизнь, он создал притягательный мир приключений в своих книгах.
      Стивенсон с семьей переехал в Америку, затем нанял яхту и семь месяцев плавал по южным морям, сам греб на шлюпке, прорубал дорогу в лесных зарослях, ездил верхом, общался с новыми людьми. Болезнь, подчиненная жажде жизни и сильной воле человека, отступила.
      Стивенсон купил участок земли на одном из островов Самоа в Океании (Тихий океан). Он подружился с местными жителями, помогал им, много работал физически, но при этом не было года, чтобы в печати не появлялось новое произведение Стивенсона. К нему часто приезжали гости, о его жизни ходили легенды.
      Умер Стивенсон от кровоизлияния в мозг, когда ему было 44 года. Похоронили его на вершине горы, которая возвышается над островом. С этой горы человек, насколько хватает глаз, видит беспредельный морской простор.
      После смерти Стивенсона было издано 30 томов его сочинений. Лучшие произведения Стивенсона — «Остров сокровищ», «Похищенный», «Черная стрела», «Катриона», сборник стихотворений «Детский цветник стихов» (в другом переводе — «Сад стихов для детей»).

      III. «Остров сокровищ» и другие произведения Стивенсона
      Слушаем сообщения учеников о романе «Остров сокровищ» и других произведениях писателя. Если позволяют условия, можно показать отрывок из фильма режиссера В. Воробьева «Остров сокровищ» (Ростелерадио СССР, 1982). Главная задача этой части урока — побудить учащихся к чтению произведений Стивенсона.

      Домашнее задание
      Читать произведения Стивенсона, сделать записи в читательском дневнике (или в рабочей тетради).

refdb.ru

Прочитайте самостоятельно басни Квартет, Лебедь, Щука и Рак, Две бочки

Прочитайте самостоятельно басни Квартет, Лебедь, Щука и Рак, Две бочки. Подготовьте анализ одной из них, опре­делите мораль, аллегорический смысл басен, подготовьте во­просы для викторины, например:

а) Из какой басни взяты слова?
А ларчик просто открывался…

б) Из каких басен извлечена мораль?
— Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
— Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт…

Ответ

«Квартет»

Мораль (выражена в словах Соловья):

«…А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».

Аллегорический смысл этой басни в том, что никакие внеш­ние изменения не помогут человеку, если у него нет способно­стей, таланта и умения.

«Лебедь, Щука и Рак»

Мораль:

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Аллегорический смысл: общее дело можно сделать, только объединив совместные усилия.

«Две бочки»

Мораль:

Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку;
Кто делов истинно, — тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепко думу
Без шуму.

Аллегорический смысл басни в том, чтобы показать различие между трудолюбивым человеком, который молча делает свое де­ло, и пустым, бесполезным человеком, который громко шумит о своих якобы делах.

Вопросы для викторины

1. Из каких басен слова?

а) «…Так поди же, попляши!»
б) Избави бог и нас от этаких судей.
в) «…Слона-то я и не приметил».
г) «…Сильнее кошки зверя нет!»

2. Из каких басен мораль?

а) Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться.
б) Примолвить к речи здесь годится,
Но ничьего не трогая лица,
Что делом, не сведя конца,
Не надобно хвалиться.
в) Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одиноки:
Послушать — кажется, одна у них душа, —
А только кинь им кость, так что твои собаки!
г) Невежи судят точно так:
В чем толку нс поймут, то все у них пустяк.

3. Из каких басен эти герои?

а) Слон, овцы, волки.
б) Крестьянин, Дерево, Змея.
в) Мужик, гуси, прохожий.
г) Собака, Лев, Волк, Лиса.

schoolotvety.ru

Басня Крылова Слон на воеводстве

Слон на воеводстве рисунок

Басня Слон на воеводстве читать текст

Кто знатен и силен,
Да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

На воеводство был в лесу посажен Слон.
Хоть, кажется, слонов и умная порода,
Однако же в семье не без урода;
Наш Воевода
В родню был толст,
Да не в родню был прост;
А с умыслу он мухи не обидит,
Вот добрый Воевода видит —
Вступило от овец прошение в Приказ:
«Что волки-де совсем сдирают кожу с нас». —
«О плуты! — Слон кричит. — Какое преступленье!
Кто грабить дал вам позволенье?»
А волки говорят: «Помилуй, наш отец!
Не ты ль нам к зиме на тулупы
Позволил легонький оброк собрать с овец?
А что они кричат, так овцы глупы:
Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять,
Да и того им жаль отдать». —
«Ну то-то ж, — говорит им Слон, — смотрите!
Неправды я не потерплю ни в ком:
По шкурке, так и быть, возьмите;
А больше их не троньте волоском».

Мораль басни Слон на воеводстве

Кто знатен и силен,
Да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Слон на воеводстве

Глупость пусть и с добрым сердцем может дров наломать.

Мораль басни Ивана Андреевича Крылова «Слон на воеводстве» содержится ещё в первом трёхстишии. В данной басне влиятельный и властный слон-воевода. Добрый, но недальновидный властелин одновременно разрешил волкам снять с овец шкуру и запретил им их трогать.

Анализ басни Слон на воеводстве

Басня высмеивает руководителей, которые слишком просты и не могут согласовать несколько своих действий, но одновременно с этим добры и благосклонны.

Слон является именно таким руководителей, который хочет заработать себе авторитет, отвечая добром на все просьбы, но он настолько глуп, что не может сравнить их и понять, что они диаметрально противоположны.

Волки в данной басне являются именно теми хитрыми подданными, которые, пользуясь глупостью и несообразительностью своих руководителей, стараются извлечь из неё для себя выгоду. Используя лукавые фразы, люди, которых в данной басне отождествляют волки, давят на своих начальников, выбивая нужное для них решение. Возможно, имеются в виду чиновники, окружающие правителя.

Овцы отождествляют народ — самую незащищённую группу людей, которых стараются обобрать всеми самыми изощрёнными путями. Сам народ при этом редко что может сделать и молча созерцает этот процесс.

Краткое содержание

Расказывается про слона, который назначен главным в лесу, но из-за глупости приказы отдает невыполнимые.

Герои басни (персонажи)

  • Слон — начальник
  • Волки
  • Овцы — народ

Слушать Басню Крылова Слон на воеводстве

Другие Басни этого автора

Несколько интересных Басен

sochinite.ru

Басня Крылова Слон на воеводстве

Басня Крылова «Слон на воеводстве» — это ироничная, сатирическая история, перипетии которой созвучны не только времени, в котором жил автор, но и современным нашим реалиям. Писатель в шутливой форме показывает извечную проблему – недальновидность власти и ее недостаточную осведомленность о проблемах простого народа.

Басня Слон на воеводстве читать

Кто знатен и силен,
Да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

На воеводство был в лесу посажен Слон.
Хоть, кажется, слонов и умная порода,
Однако же в семье не без урода;
Наш Воевода
В родню был толст,
Да не в родню был прост;
А с умыслу он мухи не обидит,
Вот добрый Воевода видит —
Вступило от овец прошение в Приказ:
«Что волки-де совсем сдирают кожу с нас». —
«О плуты! — Слон кричит. — Какое преступленье!
Кто грабить дал вам позволенье?»
А волки говорят: «Помилуй, наш отец!
Не ты ль нам к зиме на тулупы
Позволил легонький оброк собрать с овец?
А что они кричат, так овцы глупы:
Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять,
Да и того им жаль отдать». —
«Ну то-то ж, — говорит им Слон, — смотрите!
Неправды я не потерплю ни в ком:
По шкурке, так и быть, возьмите;
А больше их не троньте волоском».

Мораль басни Слон на воеводстве

Основная мораль басни Крылова Слон на воеводстве таится в первых трех строках произведения. Автор утверждает, что такие хорошие черты руководителя как правдолюбие, великодушие, стремление решить проблемы народа, полностью нивелируются недальновидностью и неспособностью вникнуть в суть проблемы.

Басня Слон на воеводстве — анализ

Художественный анализ басни Крылова Слон на воеводстве включает три основных образа – Слона, Овец и Волков.

Под лишенными всяких прав Овцами Крыловым понимается простой народ, который надеется на помощь «батюшки-воеводы». Главный герой повествования – Слон – не способен понять проблем овец, не осознает, что Волки с них «дерут шкуру» в буквальном смысле, и шкура – это все, что есть у несчастного животного. Кроме того, он должен учитывать интересы другого социального класса – Волков – в которых легко угадываются мелкие чиновники, помещики, полицейские и военные чины, живущие за счет народа.

Повествование достигает апогея, когда Слон благодушно позволяет Волкам продолжать бесчинства, искренне полагая, что с овец не убудет от того, что они лишатся шкуры.

Басня Слон на воеводстве — крылатые выражения

  • В семье не без урода


deti-online.com

Прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, определите

«Квартет»

Мораль (выражена в словах Соловья):

«…А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

Аллегорический смысл этой басни в том, что никакие внешние изменения не помогут человеку, если у него нет способностей, таланта и умения.

«Лебедь, Щука и Рак»

Мораль:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Аллегорический смысл: общее дело можно сделать, только объединив совместные усилия.

«Две бочки»

Мораль:

Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку;

Кто делов истинно, — тих часто на словах.

Великий человек лишь громок на делах,

И думает свою он крепко думу

Без шуму.

Аллегорический смысл басни в том, чтобы показать различие между трудолюбивым человеком, который молча делает свое дело, и пустым, бесполезным человеком, который громко шумит о своих якобы делах.

Вопросы для викторины:

1) Из каких басен слова?

а) «…Так поди же, попляши!»

б) «Избави Бог и нас от этаких судей».

в) «…Слона-то я и не приметил»

г) «…Сильнее кошки зверя нет!»

2)Из каких басен мораль?

а) Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться,

За дело просто взяться.

б) Примолвить к речи здесь годится,

Но ничьего не трогая лица,

Что делом, не сведя конца,

Не надобно хвалиться.

в) Свет полон дружбою такою.

Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,

Что в дружбе все они едва ль не одиноки:

Послушать — кажется, одна у них душа, —

А только кинь им кость, так что твои собаки!

г) Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

3) Из каких басен эти герои?

а) Слон, овцы, волки;

б) Крестьянин, Дерево, Змея;

в) Мужик, гуси, прохожий;

г) Собака, Лев, Волк, Лиса.

vashurok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о