Русская историческая народная песня – Русские исторические песни

Русские исторические песни

  • Ведьма и колдунья. С.В. Максимов

    В духовном стихе, записанном (А. В. Валовым) в Пошехонье, Яросл. г., душа ведьмы, уже завершившей свое земное существование, следующим образом …

  • Хрустальная гора. В обработке А.Н. Афанасьева

      В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у царя было три сына. Вот дети и говорят ему: – …

  • Рысь, мужик и медведь. А.Н. Толстой

    Мужик рубит сосну, ложатся на летошнюю хвою белые щепки, дрожит сосна, а на самой её верхушке сидит жёлтая рысь. Плохо …

  • Коза и кума лиса

    Вот, значит, паслась в лесу коза, паслась она целый день. Наелась коза сочной травы, а напиться воды негде. В это …

  • По щучьему велению. В обработке А.Н. Толстого.

    Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день …

  • Васька. К.Д. Ушинский

    Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитер; лапки бархатные, коготок остер. У Васютки ушки чутки, усы длинные, шубка шелковая. …

  • Мышь полевая и мышь городская. Л.Н. Толстой

    Пришла важная мышь из города к простой мыши. Простая мышь жила в поле и дала своей гостье, что было, гороха …

  • Шесть братьев — все Агафоны

    Как у нас на селе заспорил Лука с Петром, сомутилася вода с песком, у невестки с золовками был бой большой: …

  • Жених — невеста. Русские пословицы и поговорки. В.И. Даль.

    Сведи бог вас и накорми нас! Человек по сердцу – половина венца. Невольная женитьба не веселье. Чуж чуженин, а стал …

  • Пчёлочка златая

    Пчелочка златая, что же ты журжишь? Жаль, жаль, жалко мне, Что же ты журжишь? Около летаешь, а прочь не летишь, …

  • Сидела Аннушка у тереме

    Да лелим мне, лелим! Сидела Аннушка у тереме под окошком, У тереме под окошком, У Юрьевой головушки. Завидела Аннушка ‑ …

  • Пословицы о мире и ссоре

    Худой мир лучше доброй драки. Нам нечего ссориться, наследства не делить. В мире жить – с миром жить. Противное противному …

  • Байка про тетерева. А.Н. Толстой

    Захотел тетерев дом строить. Подумал-подумал: «Топора нет, кузнецов нет — топор сковать некому». Некому выстроить тетереву домишко. «Что ж мне …

  • Береза и три сокола

    Отслужил солдат свой законный срок, получил отставку и пошел на родину. Идет путем-дорогою, а навстречу ему нечистый. — Стой, служивый! …

  • Колдун — чародей

    Прошло то доброе старое время, когда, под шумок веретена, охотно слушались повести о геройских подвигах могучих богатырей – на нашей …

  • Рассказы очевидцев о встречах с чертями, бесами

    Вот гроза-то была, так это Илья-Пророк сердится на черта, он в его-то молнию и пускает, чтоб черта найти. Нельзя на …

  • Горшок. А.Н. Толстой

    К ночи стряпуха умаялась, заснула на полу около печи и так захрапела — тараканы обмирали со страха, шлёпались, куда ни …

  • Ангел Дормидон. Е.И. Замятин

    Был такой глупый ангел, по имени — Дормидон. Все ангелы, известно — от дыхания божия: дохнёт господь — и ангел, …

  • Пришел еси к ворогам

    Пришел еси к ворогам. Дома ли хозяин С хозяюшкою? И подайте-ко лучины, Микольскую трапезку: Старым посидеть, Молодым поиграть. Еще наша …

  • Сказка о том, как жила-была последняя муха. Д.Н. Мамин-Сибиряк

    I Как было весело летом!.. Ах, как весело! Трудно даже рассказать всё по порядку… Сколько было мух, – тысячи. Летают, …

  • rus.ruolden.ru

    История русской народной песни — Щи.ру

    Русские народные песни – важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

    Истоки возникновения

    Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

    История развития народной песни и музыки

    Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

    Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

    В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

    Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
    В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).


    Жанры русских народных песен

    Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

    • Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
    • Обрядово-календарные – масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
    • Обрядово-семейные – свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
    • Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
    • Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).


    Герои русских народных песен

    В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

    • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
    • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
    • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
    • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

    Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

    • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
    • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
    • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

    schci.ru

    Русские народные исторические песни: появление, герои и определение

    Исторические песни появились тогда же, когда и былины. Произошло это в XIV столетии. От былин они отличались тем, что в них пелось о каких-то конкретных событиях, имевших место в отечественной истории. В них присутствовали достоверные факты. А былины можно было назвать обобщенно-гиперболическими произведениями, передававшими информацию о незапамятных временах. Ни в одной исторической песне не наблюдалось каких-либо фантастических элементов, характерных для мифов. Напротив, их содержание отличалось реалистичностью, даже когда не совсем правдоподобно передавало свершившиеся факты.

    Темы исторических песен

    События, запечатленные в сохранившихся до настоящего времени исторических песнях, распространяются на несколько периодов – начиная c глубокой старины, когда еще страна была свободна от татаро-монгольского ига, и вплоть до конца минувшего века. Основные темы дошедших до нас произведений – это противостояние русских людей ордынскому нашествию, Ермак, Стенька Разин, Петр Великий, Полтавский триумф, отважность суворовских солдат, русско-французская война, освобождение южных славян от гнета Турции, Иван Васильевич, смута, Булавинское восстание, оборона города Севастополя и т. д. Герои исторических песен были знаменитыми и прославленными людьми. Их имена были известны каждому. Да и сейчас практически каждый человек в той или иной степени осведомлен об этих исторических личностях. Знакомиться с их деятельностью дети начинают еще со школьной скамьи.

    Циклы песен, их особенности

    Историческим песням свойственны доступный язык, лаконичность, обилие фактов и точная передача события, на котором базируется сюжет. Чем же они примечательны? Они насыщены патриотизмом, бережным отношением к отечественной истории, восхвалением подвигов русских солдат и тех, кто сражался за социальное равенство. Что же касается народной трактовки действий великих людей прошлого в подобных произведениях, то она не только приукрашивает, но и нередко корректирует факты, полученные из официальных источников тех периодов. Зачастую встречаются песенные циклы, базирующиеся на основополагающих событиях и происшествиях, закрепившихся в памяти людей. Они могут включать в себя несколько произведений. Русская народная историческая песня всегда производит на слушателей сильное впечатление, позволяет ознакомиться с некоторыми ранее не известными фактами. В этом и заключается ее уникальность. Некоторые впечатлительные люди не могут сдержать слез при прослушивании красивой, берущей за душу народной песни. Она уносит в прошлое, на много веков назад, можно сказать, что человек совершает своеобразное путешествие.

    Откуда можно узнать об исторических песнях?

    Однако, к сожалению, самые старые исторические песни до нас не дошли. О том, что такие произведения часто исполнялись еще задолго до появления Древнерусского государства, иногда оговаривались историки Византии. А исторические народные песни, распространенные в Новгородской и Киевской Руси, сейчас нам известны в очень сокращенном варианте. О них можно узнать из сохранившихся письменных источников.

    Многообразие песен, народное творчество сегодня

    Имеются немного переделанные тексты сказаний и песен, есть и эпизоды, которые, по сути, являются записями фрагментов устной поэзии. Все они представляют большой интерес для исследователей. В число песен, записанных ими в XVIII-XX столетиях из уст людей, входят несколько таких, в которых повествуется о знаменитых исторических событиях и личностях XI-XIV веков. Но есть и произведения, которые не содержат никаких конкретных сведений и фактов, и лишь ориентируясь на общее содержание, можно предположить, что они относятся к периоду обороны Руси от периодических нападений половцев, а также печенегов, которые происходили в X-XIII столетиях.

    Как бы то ни было, исторические песни – это богатство народа, которым следует дорожить. К сожалению, некоторые пренебрегают им, не понимая его ценности. Но есть и другие люди, которые стараются сохранить и распространить старинное творческое наследие, и за это их можно уважать. Сейчас достаточно много фолк-групп, исполняющих исторические песни и играющих на древних инструментах. Благодаря их стараниям широкий круг слушателей узнает много интересного о нашей родине, о том, какой она была в прошлом. Разве это не замечательно?

    Последствия ордынского ига

    Монголо-татарское иго очень негативно сказалось на всех сторонах жизни страны, в частности, ее культура стала деградировать. Как следствие, разрушались прекрасные города, уничтожались шедевры прикладного искусства, поэзии и живописи. Многие люди стали безграмотными. Также пришло в упадок устное художественное творчество, которое неустанно развивалось в течение столетий и находилось на тот момент на высокой ступени. Однако войско Батыя не разорило Новгородскую землю, и именно там сохранился уникальный эпос. А что касается старинных исторических песен Северо-Восточной, Центральной, а также Южной Руси, то многие из них канули в Лету. Прекратилась та великолепная поэтическая культура древности, которая породила прекрасные произведения. К ним относятся, в частности, «Слово о погибели Русской земли», «Слово о полку Игореве» и несколько других. Данные исторические песни, кстати, известны людям до сих пор. Их изучают в школах и университетах, потому что это великие памятники русской культуры, которые должны остаться в памяти людей навсегда.

    Влияние творчества странников-калик, упоминание религии в песнях

    И нет ничего странного в том, что некоторые песни, повествующие об исторических событиях, произошедших до XVI века, к примеру знаменитое произведение о Глебе и Борисе, в той форме, в какой их записали исследователи, нередко имеют некоторые черты позднейшей школы странников-калик. Это люди, не имевшие определенного места жительства и бродившие по свету. Они исполняли, как правило, народные песни, в которых содержалась некая мораль. Нередко в них упоминалась религия. Но исторические песни, конечно, представляют больший интерес, чем творчество калик.

    Следует учитывать то, что на Руси в средние века вера в Бога считалась основополагающим символом народной сплоченности. Она, по сути, являлась знаменем длительной борьбы против гнета жестоких кочевников-басурман, проживающих в степи. А чуть позже она стала ассоциироваться с всеобщим стремлением освободить родную страну от монголо-татарского ига. Поэтому некоторые исторические песни, помимо всего прочего, имеют упоминания о Боге. Не стоит удивляться этому.

    Утрата ценных рукописей

    Судить же об очень древних видах русских народных исторических песен довольно тяжело, учитывая драматические события, разворачивавшиеся в то время. В результате нашествия Батыя сгорело множество старинных и весьма ценных рукописей, о чем исследователи сейчас горько сожалеют. Теперь люди никогда не узнают, о чем повествовали уничтоженные произведения. Эти исторические песни утеряны навсегда.

    fb.ru

    Устное народное творчество. Исторические песни. Видеоурок. Литература 8 Класс

    На занятии мы познакомимся с исторической песней, узнаем ее роль в сбережении истории нашей страны. Поймем, чем отличается историческая песня от былины. Прочитаем песни о Ермаке, о Емельяне Пугачеве, разберем их.

    На уроке мы познакомимся с жанром фольклора – исторической песней.

    Фольклор – народное творчество, чаще всего устное. При знакомстве с произведениями фольклора перед нами предстает огромный, яркий и красочный мир народной мудрости, художественной правды, мир, в котором добро всегда побеждает зло. Особое место в фольклоре занимают исторические песни.

    Исторические песни – это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа.

    Исторические песни возникли примерно в XIII–XIV веках, на этих этапах они подвергалась влиянию других жанров, таких как былины и баллады. В исторических песнях сохранились элементы былин, а именно использование постоянных эпитетов, повторов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Песнь динамичнее былин, сюжет лаконичен, ограничен одним эпизодом. Большую роль в композиции играет монолог или диалог. Исполнение отличается от былин, каждая песнь поется хором и имеет свою мелодию. Самым главным отличием исторической песни от былин является историческая достоверность, ее персонажи – реально существовавшие деятели. Песни посвящены не только царям, но и героям, которые близки и понятны народу, таким как Степан Разин, Емельян Пугачев, Ермак.

    На картине В.И. Сурикова «Покорение Сибири» (рис. 1) художник изобразил борьбу русского народа во главе с Ермаком против войска татарского хана Кучума (рис. 2).

    Рис. 1. Картина В.И. Сурикова «Покорение Сибири» (Источник) 

    Рис. 2. Ермак Тимофеевич и хан Кучум (Источник)

    До наших дней сведений о Ермаке дошло немного, песни о нем важны как историческое свидетельство. Точно неизвестно ни имя Ермака, ни его происхождение. Предположительно, он был из крестьян, бежал на Дон, разбойничал в низовьях Волги и на Каспии. Спасаясь от преследования властей, Ермак со своими соратниками бросился на Каму и добрался до владений уральских промышленников Строгановых.

    Известно, что в апреле 1579 года Ермак со своей дружиной служил Строгановым и охранял их владения от сибирских татар. В те времена в Сибири хозяйничал хан Кучум, люди были под опустошающим гнетом татар. Строгановы поддержали предложенный Ермаком поход, который был очень сложным: через Уральские горы прошло только 840 человек. Благодаря строгой дисциплине отряд двигался вперед.

    25 октября 1581 года Ермак занял столицу сибирского царя – хана Кучума. За эту победу Иван Грозный простил Ермаку прошлые грехи и наградил дорогими подарками.

    Исторические песни хранят память об этом герое. Его могучий образ привлекал внимание, потому что он был выходцем из народа, умен и наделен отвагой.

    Прочитайте песнь о Ермаке (рис. 3).

    Рис. 3. Песнь о Ермаке (Источник)

    В песни создан реалистичный образ героя, без идеализации и преувеличения. Ермак – атаман казаков, которые занимаются разбоем. Патриотической идеи нет, народ рассказывает о том, что Ермак идет в поход для того, чтобы заслужить прощение царя. Песнь изображает один эпизод – обращение Ермака к казакам, использован традиционный прием монолога. Песнь начинается с зачина (рис. 4), который знакомит с местом события и главным героем.

    Рис. 4. Зачин (Источник)  

    В песни видны художественные приемы, которые присущи фольклорным жанрам: эпитеты, гипербола, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и повторы. Примеры использованных художественных приемов в тексте (рис. 5):

    Рис. 5. Примеры использованных художественных приемов в тексте (Источник)

    В этой песне правда о героях не скрыта, но нам представлен не преступник, а свободный человек, который не желает быть рабом. Народ восхищается его свободолюбием и лидерскими качествами.

    Еще одним народным героем, способным повести за собой людей, является Емельян Пугачев. Пугачев Емельян Иванович – предводитель крупнейшего в истории антикрепостнического народного восстания 1773–1775 годов (рис. 6), в истории именуемого пугачевским восстанием, или Крестьянской войной.

    Рис. 6. Пугачев Емельян Иванович

    В 1774 году Пугачев выдан властям заговорщиками и казнен в Москве на Болотной площади (рис. 7).

    Рис. 7. Казнь Пугачева (Источник)  

    Прочитайте песнь о Емельяне Пугачеве (рис. 8).

    Рис. 8. Песнь о Емельяне Пугачеве (Источник)

    Песнь рассказывает о заключении в темницу народного героя Пугачёва, народ сочувствует ему. О свободной жизни мечтали тогда многие, но не каждый мог осмелиться выступить против власти и повести за собой народ. Пугачев любим народом, изображен как народный заступник, ратующий за свободу.

    На уроке мы убедились не только в своеобразии народных исторических песен, но и в их ценности в сбережении истории нашей страны.

     

    Список литературы

    1. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 9-е изд. – М.: 2013., Ч. 1 – 384 с., Ч. 2 – 384 с.
    2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях Ч. 1 – 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 – 11-е изд. 2010, 224 с.
    3. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 – 399 с.; Ч. 2 – 399 с.
    4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. – М.: 2011. Ч. 1 – 286 с.; Ч. 2 – 222 с.

     

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Licey.net (Источник).
    2. Uskazok.ru (Источник).
    3. Silverhorseshoe.narod.ru (Источник).

     

    Домашнее задание

    1. В чем главное отличие исторических песен от былин?
    2. Какие художественные приемы, которые присущи фольклорным жанрам, используются в исторических песнях?
    3. Объясните, чем обусловлена любовь к народным героям.

    interneturok.ru

    Исторические песни

    К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

    вецкий Тугор – хан, живший в конце XI века, превратился в былине в сказочное чудовище Тугарина Змиевича, побежденного богатырем Алешей Поповичем (в летописи Александром Поповичем из города Ростова).

    Глубокий след в былинном эпосе оставила борьба русского народа с монгольским игом. При этом были забыты почти все более ранние степные враги – печенеги и половцы. Так битва на реке Калке в 1224 году нашла отражение в былине “О Камском побоище” и “О Калине – царе”. Нашествие хана Бату и разрушение им Киева в 1234 году описываются в былине “Василий – пьяница и Батыга”.

    Патриотическая идея защиты Родины, борьба с ее врагами – основная идея русского былинного эпоса, объединяющая отдельные разрозненные богатырские сюжеты в одно грандиозное целое.

    Исторические песни являются эпическим жанром русского фольклора1. Крестьянские сказители называли эти песни “старинами” и “старинками”, хотя, по свидетельству собирателей народного творчества – строго отличали их от былин “киевского” и “новгородского” циклов.

    Разница состояла прежде всего в содержании “старин”, более близком к исторической действительности и гораздо более точно, чем

    1 Возникновение наиболее ранних из дошедших до нас исторических песен относится, по видимому, к середине XVI века, к эпохе Ивана Грозного

    13

    К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

    былины, описывающих какое-либоисторическое лицо или конкретное событие. Тексты исторических песен обычно короче былинных, приемы троекратных повторений традиционных эпических формул проводились в них менее последовательно.

    Некоторая часть мелодий исторических песен продолжала речитативную традицию былинного эпического сказа, а также былинскоморошин с их короткими напевами почти частушечного склада. В большинстве же случаев мелодии исторических песен являлись подлинно песенными. Они преимущественно протяжны, заунывны, полны горестного раздумья. Некоторые из них приближались к стилю лирической или “протяжной” песни.

    Как и былинные, большинство исторических песен являлись произведениями, отражающими героическое прошлое русского народа, борьбу русского государства за свою национальную независимость. Если былины “киевского цикла” воспевали борьбу русских богатырей – защитников земли русской со степными кочевниками, то та же тема национального единения Руси, защита родины от врагов красной нитью проходит через большинство последующих исторических песен. Таковы многочисленные варианты песни о покорении Иваном Грозным Казани.

    В конце XVI – начале XVII веков много исторических песен слагалось среди казачества, игравшего возросшую роль, начиная с событий “смутного времени”. В многочисленных песнях, связанных с воспеванием вождя Крестьянской войны Степана Разина (1667-1671),

    14

    К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

    нашел свое отражение растущий антикрепостнический протест крестьянства против царского деспотизма и помещичьего гнета.

    Песни о Степане Разине (относившиеся западными фольклористами к жанру “разбойничьих”) и крестьянской войне, занимали едва ли не центральное место среди русских исторических песен. Основная идея фольклора о Разине – это идея народного гнева, возмездия за то угнетение и произвол, которые испытывало на себе русское крестьянство со стороны господствующих классов. Во многих песнях о Разине нередко описываются сцены расправы с боярами, помещиками, “губернатором” и другими царскими чиновниками. Так, в песне о взятии Астрахани поется:

    Что метался Стенька Разин на угольную на башню, С великова раскату воеводу долой сбросил, Ево маленьких деток он всех за ноги повесил.

    Или:

    Как грянули, прихватили прямо к губернатору на двор, Не успел-тогубернатор Стеньки встретити, Ах,посадил-тоСтенька Разин губернатора в тюрьму.Мало-тотого, его на виселицу.

    Сходные сюжеты имеют песни и о другом вожде крестьянского движения – Емельяне Пугачеве. К сожалению, из-зажесткой цензуры песен о Пугачеве было записано и опубликовано в XIX веке немного. Народные певцы опасались сообщать их собирателям фольклора. По той же причине, вероятно, многие песни о Степане Разине и Емельяне Пугачеве утратили свою непосредственную связь с именами вождей

    15

    К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

    крестьянских восстаний, превратившись в так называемые песни “разбойничьи” или “волжские бурлацкий”. Такова замечательная песня “Не шуми ты, мати з еленая дубровушка”. Упоминание собственных имен в ней отсутствует, однако еще во времена А.С. Пушкина существовала традиция трактовки этой песни как любимой песни Емельяна Пугачева, что нашло свое отражение в пушкинской повести “Капитанская дочка”.

    Не шуми ты, мати зеленая дубровушка, Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.

    Что заутро мне, доброму молодцу, в допрос итти Перед грозного судью – самого царя …

    Песня “Не шуми ты, мати зеленая дубровушка” – замечательный образец лирической (“протяжной”) крестьянской песни, с ее развитой сложной мелодикой широкого дыхания, полной огромного внутреннего напряжения. Из других исторических фигур наиболее яркое отражение в русской песне получила личность Петра Великого.

    В XIX веке жанр исторической песни заметно сужается. Значительный интерес представляют лишь песни о самоотверженной борьбе русского народа с нашествием Наполеона в 1812 году.

    Обрядовые песни

    Обрядовые песни, по сравнению с эпическими, в своих истоках восходят к еще более древнему периоду. В текстах обрядовых песен просматривается тесная связь с древней языческой стариной. Вместе с

    16

    К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

    тем, напевы многих обрядовых песен по своей мелодике и ладовой структуре нередко являются остатками архаических музыкальных структур. Обрядовые песни можно разделить на «сезонные» или «календарные» (колядки, веснянки и др.) и обрядовые – бытовые (свадебные причеты и песни, похоронные плачи и т.д.).

    С древнеязыческим мировосприятием связан и один из основных поэтических приемов, характеризующий русскую народную песню и особенно полно проявившейся в обрядовых, а также лирических – «протяжных» песнях.

    Мы имеем в виду так называемый психологический параллелизм. Под этим термином подразумевается широко использованный в народной лирике прием сравнений (метафор), заимствованных из явлений природы, окружающей русского крестьянина: из мира птиц, зверей, растений, водной стихии и т.д. Так, девушки сравниваются с белыми лебедушками, молодец – с ястребом, соколом или горностаем; замужняя женщина – с утушкой серой; муж – с сизым селезнем; нежданные гости – с внезапно повеявшим ветром; вдова и сирота – с горькой кукушечкой; тоскующая женщина – с вытоптанной травушкой, со срубленной сосенкой. Калина-малина,красная смородина – символыдевушки-невесты.Завядшие цветики, поникшие ветви деревьев, замутившаяся вода реки – олицетворение горя, печали.

    Корни этого художественного приема лежат в первобытных представлениях древних славян, одухотворявших силы и явления природы.

    17

    К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

    Среди дошедших до нашего времени обрядовых песен особый интерес представляют так называемые «календарные» или «сезонные» песни, тесно связанные с циклом земледельческих полевых работ. Сюда относятся «колядные», «масленичные», «пахотные», «русальные» и другие песни седой старины, языческой религии, с ее так называемым аграрным (земледельческим) культом почитания земли и солнца. Нетрудно заметить, что большинство народных обрядов древнего языческого культа было связано с основными повторными моментами движения земли вокруг солнца: с зимним и летним солнцестоянием, весенним и осенним равноденствием.

    Древние обрядовые песни дошли до нас, однако, в сильно измененном виде. Немалую роль в этом сыграла церковь, которая в своей упорной борьбе с язычеством старалась приспособить старые народные обычаи к своим церковным праздникам. Благодаря этому возникло столь характерное для русского крестьянства «двоеверие», причудливо сочетавшее христианские обряды с остатками древней языческой старины.

    «Календарные» обрядовые песни ярко характеризуют мировоззрение и психологию крестьянина старой Руси, с его постоянными заботами и тревожными думами о будущем урожае. Обрядовый цикл таких песен открывается колядками, с их традиционными пожеланиями всяческого хозяйственного благополучия в связи с наступающим Новым годом.

    18

    К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

    Пришла коляда Накануне Рождества, Дайте коровку, Маслену головку.

    А дай бог тому, Кто в этом дому. Ему рожь густа Рожь ужиниста:

    Ему с колоса осьмина Из зерна ему коврига, Из полузерна пирог …

    С думами о приближающихся весенних полевых работах связаны «заклинательные» обряды «проводов масленицы», сопровождавшиеся традиционным сжиганием соломенного чучела. Широкое распространение имел старинный обряд «выкликания весны», заключающееся в распевании девушками на утренней заре традиционных «веснянок» на скорый приход весны. Весенние хороводы, длившиеся семь недель, «семицкие», «троицкие» и «русальные» песни и, наконец, древнеязыческий праздник Ивана-Купалы,с его поэтическими обычаями разжигания костров, наряжания чучела и т.п., замыкали весенний обрядовый цикл.

    Летние полевые работы, страдная пора нашли свое отражение в «жнивных» песнях, сопровождавших обряды «зажинок» и «дожинок» (распространенных в областях, граничивших с Белоруссией и Украиной). Особенно интересны так называемые «дожиночные» песни, свя-

    19

    К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

    занные с праздником урожая и обрядовым почитанием последнего снопа, украшаемого цветами и приносимого с песнями домой или к хозяевам, – если работа носила характер общественных «помочей» или барщины. Именно такой обряд воспроизведен П.И. Чайковским в его опере «Евгений Онегин».

    Помимо узловых моментов земледельческого года, обрядовая песня сопровождала также ряд других важнейших событий в жизни и быту русского крестьянства и прежде всего – свадьбу. Свадебные песни представляют один из самых замечательных видов русского фольклора. Довольно значительная часть их, повествующая о горькой доле женщины, примыкает к песням лирическим («протяжным»), другая – «причетам», о которых будет сказано ниже.

    Старинная русская крестьянская свадьба представляла собой сложный обряд, длящийся несколько дней и называемый в народе «свадебной игрой». Такая «свадебная игра» обычно содержала в себе несколько десятков традиционных обрядовых песен и причетов, являясь своеобразным театрализованным действом, в котором, помимо молодёжных хоров, принимали участие также специально приглашённые «плакальщицы» и «дружка» или «сватушка», а в более давние времена и скоморохи.

    Началом свадебного обряда являлись «сговорки» (иногда им предшествуют еще «смотрины»), сопровождающиеся традиционными причитаниями невесты. В том случае, если невеста не умела причитать, – от ее лица выступала профессионалка-плакальщица.Накануне

    20

    К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

    свадьбе проходил девишник, когда к невесте в последний раз перед выданьем сходились подруги и родные.

    Причет являлся самостоятельной разновидностью бытовой обрядовой поэзии. Кроме свадьбы, традиционными «причитаниями» и «заплачками» сопровождались события крестьянской жизни, связанные с горем, несчастьем: таковыми являлись проводы рекрута и похороны. По своему происхождению похоронные «плачи», «причеты» связаны с глубочайшей древностью. Исполнялись они своего рода профессионалками, называемыми в народе «плачеями», «причитальщицами» и «вопленицами».

    «Плачи» и «причитания» – рекрутские и похоронные являлись тем родом музыкального народного творчества, в котором с наибольшей силой выражались моменты обличительные, связанные с бесправным положением русского крестьянства.

    Вот один из отрывков из «завоенного» плача:

    Еще слушай же, родитель, моя матушка,

    Икак вешние ручьи да разливаются,

    Итак у нас да горьки слезы проливаются.

    Ина ученьице, родитель, на мученьице,

    Иуж бьют да нас, победных, без повинности,

    Идо ран да бьют, родитель, до кровавыих,

    Идо умертвия победных бьют головушек.

    Искрозь строй гонят бесчастных нас солдатушков.

    … И тут падаем от побоев о сыру землю…

    21

    studfiles.net

    Исторические песни — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Исторические песни (ста́рины) — характерные для русского фольклора песни, повествующие о реальном или вымышленном историческом лице или событии[1]. Записано не менее 600 сюжетов исторических песен (как эпических, так и лиро-эпических), многие из которых восходят к XVI—XVIII вв.[2]

    Наиболее ранние песни сохранили воспоминания о борьбе с татарами («Авдотья Рязаночка», «Татарский полон», «Щелкан Дудентьевич») и древние ладовые особенности[2]. Значительные массивы исторических песен посвящены борьбе Ивана Грозного с врагами, событиям Смутного времени, восстанию Степана Разина, войнам петровского времени[3].

    Для исторических песен характерно построение в виде монолога или диалога. Значительная их часть написана акцентным стихом (как правило, двухударным). Сказители на севере России исполняли их в манере былин, в средней полосе — хором «в смешанном аккордово-полифоническом складе»[2]. Со времени Петра I исторические песни получили распространение в солдатской среде, где исполнялись на ритм маршей духовых оркестров и виватных кантов.

    Большим разнообразием отличаются исторические песни в казачьем фольклоре. Ритм марша характерен для славильных и других походных песен, которые исполняются мужчинами. В домашнем кругу, с участием женщин и использованием сложных подголосков исполняются «беседные» песни — форма, переходная от песен исторических к протяжным. Сатирические песни на исторические сюжеты близки скоморошинам.

    Первая публикация исторических песен с напевами — издание сборника Кирши Данилова, осуществлённое в 1818 году К. Калайдовичем. Под исторические песни стилизованы некоторые из «дум» декабриста К. Рылеева. Песни средней России собирали и публиковали М. А. Стахович (1855) и Н. А. Римский-Корсаков[4]. Северные песни, записанные М. А. Балакиревым, опубликованы им в 1866 г.

    ru.wikipedia.org

    Русские исторические песни

     

    Исторические песни — это устные стихотворные произведения хорового исполнения. Историческая песня зародилась в древности. Далекое прошлое Руси отражено в песнях «Авдотья Рязаночка», «Мать встречает дочь в татарском плену», «Щелкан Дудентьевич».

    Исторические песни XVI века разнообразны по тематике, но главной в них была идея единства Русской земли, укрепление централизованного государства. Об Иване Грозном был создан цикл песен «Середи было Казанского царства…», «Вы, молоды ребята, послушайте…», «Поизволил наш царь государь…», «Не сине-то море колыбается…», «Как у нас было в каменной Москве», «Ой да, не быстра речушка шумит…», «Уж ты светлое наше красно солнышко…» Исторические песни о Ермаке «Как на Волге-реке, да на Камышенке», «Во славном понизовом городе Астрахани…», «Что пониже было города Саратова…», «Как на славных на степях было Саратовских».

    В исторических песнях XVII века о Борисе Годунове и царевиче Дмитрии, о Ксении Годуновой, о Гришке Отрепьеве, о попе Емеле отражены исторические события смутного времени.

     

    Вторая половина века отражена в песнях о Василии Шуйском, о Прокофии Ляпунове, о Минине и Пожарском, об избрании Михаила Федоровича Романова, о походе царя Михаила на Астрахань. Уже из названия песен понятно, о чем будет рассказано в песне: «Убили, убили царевича в Угличе» (про царевича Дмитрия ), «Сплачетца мала птичка…» (о Ксении Годуновой), «Как в старом-то было городе» (Козьма Минин и Пожарский. Освобожденье Москвы). Во второй половине XVII века вспыхнуло восстание под руководством Степана Разина. В это время выявляется поэтическое своеобразие исторической песни как жанра. Становится очевидной песенная лирическая основа исторической песни. Степан Разин в песнях уподоблен «удалому» молодцу, бежавшему от царя в дремучие леса, в его образе воплотились представления о мужской силе и красоте. В песнях много эпитетов, они подчеркивают веру простого народа в Степана Разина. В этих песнях соединился поэтический язык народной лирики и исторической песенной поэзии.

    Исторические песни XVIII века, перевод текстов которых осуществляется в наши дни, прославляли Петра I, его военные походы. С XVIII века солдатская историческая песня становится ведущей в русской исторической песенной поэзии. События петровского времени отражены в песнях: «Ах, бедные головушки солдатские…», «Ах, по морю, морю синему», «Собирается православный царь…», «Во далече, во далече во чистом поле», «Из-за леса, леса темного…», «Петровы новобранцы на горах Воробьевых», «В тысяча семьсот первом годе…», «Ох ты, ягодка самородинка…» Военные походы России отражены в песнях «Ой да пишё, пишё-то, пишё король шведские…», «Взятие Хотина», «Пишет, пишет вот султан турецкай…», «Суворов-князь».

    Песни о Крестьянской войне под предводительством Пугачева составили цикл с разнообразной тематикой: «Уж ты, ворон сизокрылый…», «В том сударыня простила», «Судил тут граф Панин вора Пугачева…», «Емельян ты наш, родной батюшка!»

    В исторических песнях XIX века нашло отражение событие чрезвычайной важности — Отечественная война 1812 года. В войну были ввергнуты крестьянские массы и это послужило поводом для создания народных песен. Песни этого периода отличаются конк-ретностью описания событий, изображением действительных учас-тников битв. В песнях прославляются полководцы и простые сол-даты, партизаны: «От своих чистых сердец», «Как заплакала Россиюшка от француза…», «Заводилася война…», «Наполеон-то, Наполеон шел на Россию воевать», «Был на горке, на горе…», «Ты Россея, ты Россея…», «Вышли с Дону казаки…» В период развития в России капитализма песни рассказывали о рабочих, старателях, фабрикантах. В песнях нашли отражение Крымская (1853–1856 гг.) и Турецкая (1877— 1878 гг.) войны: «Что не ветры, не туманы…», «Вот полночь наступает..».

    В начале XX века широкое распространение получили рабочие песни: «Сестрорецкий оружейный завод», «Камаринская Саввы Морозова».

    Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь
    (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

    historicaldis.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о