Реформа гос крестьян – РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕСТЬЯН 1837—1841 гг. это что такое РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕСТЬЯН 1837—1841 гг.: определение — История.НЭС

Реформа Киселёва — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 августа 2017; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 августа 2017; проверки требуют 5 правок.

Реформа Киселёва — это проведённая в 1837—1841 годах по инициативе министра государственных имуществ Российской империи Павлом Дмитриевичем Киселёвым реформа управления государственными крестьянами[1].

В апреле 1835 года было образовано 5 отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии под руководством П. Д. Киселёва для разработки проекта крестьянской реформы. Павел Дмитриевич Киселёв был сторонником отмены крепостного права, но при этом предлагал решить этот вопрос постепенно и без потрясений для государства. Ещё не будучи министром, он уже получил право личного еженедельного доклада государю, имея колоссальные возможности для реализации собственных реформаторских идей. Преобразования предполагалось начать с Санкт-Петербургской губернии, поэтому была учреждена Санкт-Петербургская Контора казенных имуществ, в которую из Министерства финансов передавались все дела о государственных крестьянах и имуществах данной губернии.

[2].

Однако, чтобы развить свою мысль в целостную программу, а также подкрепить её положительными результатами, Киселёву недостаточно было заведовать государственными имуществами и крестьянами только одной губернии, ему необходимо было насколько это возможно увеличить масштабы предварительного изучения.

В мае 1836 года Киселёв обратился к Николаю I с прошением направить в Московскую, Псковскую, Курскую и Тамбовскую губернии чиновников для проведения ими ревизии государственных имуществ. По окончании проверки каждый из чиновников должен был предоставит

ru.wikipedia.org

Реформа П.Д. Киселева 1837-1841 гг. (реформа государственной деревни)

В первой трети XIX века в России обострились социальные противоречия. Восстание декабристов показало, что император не всегда может положиться на дворянство, и Николаю I пришлось искать способы обеспечить себе поддержку в других кругах.

Государственные крестьяне составляли около трети сельского населения страны и являлись основным источником доходов казны. Но Николай I столкнулся с многочисленными проявлениями их недовольства тяжестью налогов и повинностей, а также с постоянным недобором причитающихся платежей. С целью устранения этих проблем и предпринимались попытки оптимизировать управление государственными крестьянами. Крестьянская реформа П.Д.Киселева – самая известная и результативная, но не единственная попытка.

Задачи реформы

П.Д.Киселев (министр Государственных имуществ) лично был противником крепостничества, но полагал, что единовременная его отмена расшатает устои государства. Свою реформу он рассматривал как один из первых шагов к «правильному» обустройству деревенской жизни в России.

Реформа была призвана решить несколько важнейших задач:

  • увеличить поступления в казну от государственных земель;
  • снизить меру недовольства среди крестьян;
  • хотя бы частично разрешить проблему малоземелья и безземелья;
  • подать помещикам пример рационального хозяйствования;
  • обеспечить создание резервных запасов на случай голода.

Нововведения затронули огромное количество людей. Источники называют разное (от 7,5 до 19 млн., первая цифра реальнее) количество государственных крестьян. Все они в той или иной степени стали объектом действий реформатора.

Основные мероприятия

Основными шагами реформы должно было стать создание особой системы управления государственными крестьянами и предоставление им минимальных прав самоуправления. Также необходимо было наделить землей тех, у кого ее не было или было недостаточно, а также контролировать порядок на селе и найти источники для дополнительных поступлений в казну.

Реформа государственной деревни 1837-1841 годов включала несколько основных мероприятий.

  1. Создание округов государственных имуществ для эффективного управления с волостными управами.
  2. Создание института сельских старейшин (выборных от крестьян) и сельских «расправ» для решения на месте мелких споров и поддержания порядка.
  3. Строительство на селе школ и больниц.
  4. Организацию переселения малоземельных в незаселенные районы (в частности, в Сибирь).
  5. Изымание части крестьянской земли в «государственную запашку», что должна была стать примером образцового хозяйствования и дать запас продовольствия на случай чрезвычайных ситуаций.
  6. Обучение крестьян культивированию новых перспективных культур (особенно картофеля).

Реализованы большинство запланированных шагов были лишь частично, поскольку реформа столкнулась с двойным сопротивлением – «сверху» и «снизу».

Незначительные результаты

Помещики увидели в попытке улучшить положение государственных крестьян попытку подорвать их авторитет (дескать, все «барские мужики» захотят стать государственными!). Крестьянам же никто не разъяснил, что и для чего с ними делают, да они и не были способны это понять. В результате многие из них решили, что они теперь… крепостные барина Киселева! Им это не понравилось, и тем более не понравилась «государственная запашка» и необходимость отдавать выращенное на отнятой земле неизвестно куда. По стране прокатилась волна «картофельных бунтов». Новая система управления вызвала разрастание бюрократического аппарата и рост объемов крестьянских повинностей и налогов.

Строительство школ и больниц, а также программа переселения принесли некоторый положительный результат. Но в целом проведение реформы управления государственными крестьянами закончилось неудачей, и «крестьянский вопрос» еще долгие годы оставался больным местом России.

 

istoriyakratko.ru

Реформа Киселева. Главное положение реформы Киселева

Период властвования Николая I в истории России называют периодом реакции и консерватизма. Действительно, после разгрома декабристского бунта император всячески стремился укрепить империю, делая это по большей части силовыми методами. Сам царь осознавал, что только такими методами страну не успокоить, поэтому пошел на ряд преобразований, одной из которых стала реформа Киселева.

Накануне преобразований

Начало царствования преемника Александра ознаменовалось мощным восстанием, в котором участвовали в том числе и привилегированные слои российского общества. Оно крайне напугало нового императора, поэтому по отношению к заговорщикам были приняты самые строгие меры, а пятеро руководителей бунта были казнены. В ходе начавшегося следствия Николай увидел всю неприглядную картину внутреннего положения страны. Либеральные слои высшего общества настаивали на проведении широких реформ, с чем царь категорически не был согласен. Однако он сделал небольшие уступки общественному мнению, так, была удалена одиозная фигура Александровского правления граф Аракчеев. Но на самом деле это не было концом, дело аракчеевщины продолжили многие последователи графа, оставшиеся у власти, которые пользовались полным доверием Николая.

Первые шаги Николая I

Но все же император окружил себя и поистине прогрессивно мыслящими людьми. Это были М. М. Сперанский, Е. Ф. Канкрин и П. Д. Киселев. С этими фигурами и связаны основные преобразования николаевской эпохи. В начале своего царствования император особого внимания не придавал крестьянскому вопросу, но с течением времени царь и его окружение все больше склонялись к мысли, что крепостное право — это зло, и помещики находятся на пороховой бочке новых бунтов. Но кардинально решать вопрос правительство опасалось, поэтому была ставка на эволюционное и осторожное реформирование. Одним из этих шагов должна была стать реформа государственной деревни Киселева. Павел Дмитриевич был известен как последовательный сторонник отмены крепостного права, в течение 20-30-х годов XIX века несколько раз подавал записки на высочайшее имя с предложениями по улучшению положения крестьян. Поэтому Николай счел его кандидатуру вполне подходящей для решения крестьянского вопроса.

Реформа Киселева

Специально для проведения реформ в 1837 году было образовано Министерство государственных имуществ, руководителем которого был назначен граф П. Д.Киселев. Суть реформы Киселева сводилась к созданию компетентной администрации, которая бы полностью разбиралась в крестьянском вопросе, а также улучшение быта и хозяйственной жизни крестьян. Сразу после назначения граф приступает к преобразованиям. В первую очередь он изменил систему управления крестьянами. В губерниях вводились специальные казенные палаты, им в свою очередь подчинялись округа, состоявшие из нескольких уездов. Кроме того, реформа Киселева предполагала внедрение волостного и сельского самоуправления, особый суд для решения малозначительных правонарушений в среде крестьян. Также была введена в действие новая система налоговых сборов, ее главная идея — учет доходности крестьянского хозяйства.

Идеи и реализация реформы

Крестьянская реформа Киселева этим не исчерпывалась. По прямому настоянию графа во многих сельских округах стали открываться лечебные и образовательные учреждения, с малоземельем пытались бороться путем переселенческой политики. Крестьянские общины уезжали в другие регионы страны, при этом получали небольшое денежное возмещение на первое время. Это направление крестьянской политики не получило большого развития, семьи крестьян не желали покидать родные края. Главное положение реформы Киселева подразумевало повышение агротехнического уровня в обработке земли, повышение доходности крестьянского хозяйства. С этой целью членов сельской общины учили передовым способам земледелия, однако крестьяне с большим недоверием относились ко всем нововведениям, что приводило чиновников в состояние недовольства, и зачастую применялись административные меры в отношении крестьянской общины.

Последствия преобразований

Одним из последствий политики решать вопросы управленческими решениями стало широкое внедрение посадки картофеля. Частые неурожаи и голод должны были уйти в прошлое. Губернские и волостные чиновники принудительным способом изымали у крестьян лучшие земли, заставляя сажать на них картофель, урожай конфисковывали и перераспределяли по собственному усмотрению, порой даже отсылали в другие населенные пункты. Таким образом власти пытались застраховаться на случай неурожаев, это явление получило название общественной запашки. Но крестьянское сообщество увидело в этом попытку введения государственной барщины, по всем казенным деревням прокатилась волна бунтов с требованием отменить общественную запашку. В этом направлении реформа Киселева потерпела крах.

Недовольство помещичьих кругов

Вообще, преобразования шли с большими пробуксовками, в первую очередь это было связано с тем, что большинство помещиков относилось к ним с большими опасениями, а некоторые и вовсе выражали недовольство политикой графа Киселева. Их опасения сводились к тому, что улучшение положения государственных крестьян увеличит желание их крепостных перейти в разряд государственных. Но если с этим они еще худо-бедно мирились, то широкие планы Павла Дмитриевича по личному освобождению крестьян от крепостной зависимости, наделение их небольшими земельными участками и точное определение размеров оброка и барщина вызывали у них яростное недовольство. Реформа государственной деревни Киселева признавалась большей частью помещиков вредной, это вызывало опасение и в правительстве. По мнению реакционных министров начало демонтажа крепостного права могло привести к росту общественного движения по всей стране. Этого больше всего остерегался Николай I, поэтому все дальнейшие попытки разрешить крестьянский вопрос были отложены по указанию императора на отдаленную перспективу.

В целом за все правление Николая Павловича реформа Киселева была единственной значимой попыткой разрешить крестьянский вопрос, она во многом подготовила почву для будущей ликвидации крепостного права, и немаловажную роль в этом сыграл Павел Дмитриевич Киселев.

fb.ru

5. Крестьянский вопрос при Николае I. Реформа управления государственной деревней

В первые годы своего царствования Николай 1 не придавал большого значения крестьянскому вопросу. Постепенно, однако, царь и его ближайшее окружение приходили к мысли, что крепостное право таит в себе опасность новой пугачевщины, что оно задерживает развитие производительных сил страны и ставит ее в невыгодное положение перед другими странами — в том числе и в военном отношении.

Разрешение крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно и осторожно, рядом частичных реформ. Первым шагом в этом направлении должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П. Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру 1 записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837-1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли. Было запрещено отдавать на заводы и ограниченно право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 г. был издан закон, запрещавший продавать крестьян по одиночке и без земли. В 1842 г. был издан указ Об обязанных крестьянах. Он позволял помещикам отпускать крестьян на волю, предоставляя им землю в пользование, за что крестьянин отрабатывал повинность. В 1843г. безземельные дворяне лишились права приобретать крестьян. В 1844 г. в западных губерниях началось введение инвентарей: правительство регламентировало размеры крестьянских наделов и повинностей, стремясь ограничить влияние местного дворянства

4.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща сажать там картофель, урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось “общественной запашкой”, призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину. По государственным деревням в 1840-1844 гг. прокатилась волна “картофельных бунтов”.

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы и точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и “картофельные бунты” вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движениям больше всего боялся Николай 1. В 1842 г. на заседании Государственного совета он сказал: “Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным”.

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая 1.

studfiles.net

Государственные крестьяне — это… Что такое Государственные крестьяне?

        особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра 1 из оставшегося незакрепощённого сельского населения (черносошных крестьян (См. Черносошные крестьяне) и половников (См. Половники) Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев (См. Однодворцы), нерусских народностей Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых крестьян (См. Дворцовые крестьяне) (позднее — Удельные крестьяне), Г. к. жили на казённых землях и, пользуясь отведёнными наделами, были подчинены управлению государственных органов и считались лично свободными.

         По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось (в Европейской России и Сибири) 1 049 287 душ мужского пола, т. е. 19% всего земледельческого населения страны; по 10-й ревизии (1858), — 9 345 342 души мужского пола, т. с. 45,2% земледельческого населения Европейской России. Сословие Г. к. увеличивалось за счёт крестьян секуляризованных церковных владений и вновь присоединённых территорий (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), украинских казаков, бывших крепостных конфискованных польских имений и т. д. В конце 30-х гг. 19 в. средний земельный надел Г. к. в 30 губерниях из 43 был меньше 5 десятин и лишь в немногих губерниях достигал установленной нормы (8 десятин в малоземельных и 15 десятин в многоземельных губерниях). Основная масса Г. к. вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и губерний, присоединённых от Польши, казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и Г. к. отбывали преимущественно барщину; пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали казенную пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позднее — денежный.

В 1-й половине 19 в. оброк Г. к. колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере усиления эксплуатации удельных и помещичьих крестьян денежный оброк Г. к. становился относительно меньшим, чем сопоставимые с ним повинности др. категорий крестьян. Кроме того, Г. к. обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы; наряду с др. категориями крестьян платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (например, дорожную, подводную, постойную). За исправное несение повинностей отвечали круговой порукой.

         Развитие торговли и промышленности в 18—1-й половине 19 вв. повлекло расширение прав Г. к.: им было разрешено вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть «ненаселенными» землями (т. е. без крепостных крестьян) и т. д. Но одновременно, в связи с ростом помещичьего предпринимательства, дворянство систематически присваивало государственные земли и стремилось обратить свободных Г. к. в своих крепостных (см. Генеральное межевание). Во 2-й половине 18 в. правительство роздало дворянству миллионы десятин казённой земли и сотни тысяч Г. к.; в 1-й половине 19 в. практиковалась массовая продажа государственных имений и передача их в удельное ведомство. Многие дворяне требовали ликвидировать сословие Г. к., передав казённые земли с их населением в частные руки.          В результате роста малоземелья и повышения феодальных повинностей в начале 19 в. обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность Г. к. Всё чаще повторялись массовые волнения Г. к., направленные против сокращения наделов, тяжести оброков, произвола арендаторов и чиновников. Вопрос об изменении управления Г. к. вызвал многочисленные проекты как крепостнические, так и либерально-буржуазные. Обостряющийся кризис феодально-крепостнического строя заставил правительство Николая I приступить к реформе управления государственной деревней с целью поддержать государственные финансы, подняв производительные силы государственной деревни, и приблизить помещичьих крепостных к положению «свободных сельских обывателей». В течение 1837—1841 под руководством генерала П. Д. Киселева (См. Киселёв) было учреждено специальное министерство государственных имуществ со сложной иерархией бюрократических органов. На созданную администрацию было возложено «попечительство» над Г. к. через посредство традиционной сельской общины, опекаемой правительственными чиновниками.          Программа хозяйственного подъёма государственной деревни также не могла быть осуществлена. Относительно прогрессивное значение имели такие меры, как ликвидация барщинных повинностей Г. к. в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращение сдачи государственных имений в аренду частным владельцам и замена душевого оброка более равномерным земельно-промысловым сбором. Однако эти меры не могли внести коренного изменения в положение Г. к. Малоземелье не было ликвидировано. Количество недоимок не уменьшилось, а выросло ещё более; агротехнические меры оказались недоступными для крестьянской массы; врачебная и ветеринарная помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное — вся система управления на началах феодальной опеки сопровождалась чудовищными насилиями и поборами. Феодальное управление государственной деревней находилось в резком противоречии с экономическими процессами 40—50-х гг. 19 в., препятствовало росту крестьянской торговли и промышленности, мешало развитию сельского хозяйства и сковывало рост производительных сил крестьянства. Результатом реформы был рост крестьянского движения, которое приняло особенно бурные формы в районах Северного Поморья, Приуралья и Поволжья, где Г. к. жили крупными компактными массами. Непрерывные протесты против системы управления крепостнического государства наблюдались также в центральных и западных районах (см. «Картофельные бунты», «Холерные бунты» и др.). После окончания Крымской войны 1853—56 обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы Г. к. с движением удельных и помещичьих крестьян. В свою очередь дворянство, встревоженное планами правительства, с одной стороны, и нарастающим крестьянским движением — с другой, негодовало против реформы Киселева и требовало ликвидации системы «попечительства». В 1857 Александр II, назначив новым министром государственных имуществ реакционера М. Н. Муравьева (См. Муравьёв), одобрил проект контрреформы — приближения Г. к. к положению удельных крестьян.

         19 февраля 1861 крепостное право в России было отменено. При этом на бывших помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права Г. к. и формы их «самоуправления», установленные законами 1838—41. Г. к. в 1866 были подчинены общей системе сельского управления и признаны «крестьянами-собственниками», хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю Г. к. получили по закону 1886 об обязательном выкупе земельных наделов, причём размеры наделов Г. к. оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян. Г. к. Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки правительства улучшить положение Г. к. Закавказья в конце 19 в. не устранили острого малоземелья деревни и произвола местной администрации.

         Лит.: Дружинин Н. М., Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1—2, М. — Л., 1946—58; Антелава И. Г., Реформа поземельного устройства государственных крестьян Закавказья в конце XIX в., Сухуми, 1952; его же, Государственные крестьяне Грузии в первой половине XIX в., Сухуми, 1955.

         Н. М. Дружинин.

dic.academic.ru

Государственные крестьяне Википедия

Госуда́рственные крестья́не — особое сословие крестьянства в России XVIII—XIX века, численность которого в отдельные периоды доходила до половины земледельческого населения страны. В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя (до отмены крепостного права) и прикреплёнными к земле.

История государственных крестьян[ | ]

Государственные крестьяне были оформлены указами Петра I из остатков незакрепощённого земледельческого населения:

Число государственных крестьян увеличивалось за счёт конфискации церковных владений (огромные владения Русской православной церкви были конфискованы Екатериной), возвращённых, присоединённых и завоеванных территориях (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), бывших крепостных конфискованных имений шляхтичей Речи Посполитой и других. Кроме того, число государственных крестьян пополняли беглые крепостные (частновладельческие) крестьяне, оседавшие на осваиваемых землях (Башкирии, Новороссии, Северном Кавказе и так далее). Этот процесс (перехода беглых крепостных крестьян в разряд государственных) негласно поощрялся императорской властью[1].

Также увеличению числа государственных крестьян способствовали селившиеся в России иностранные колонисты (немцы, греки, болгары и др.).

Во 2-й половине XVIII века правительство раздало дворянству сотни тысяч душ государственных крестьян; в 1-й половине XIX века практиковались массовая распродажа государственных имений и передача их в удельное ведомство, а также перевод государственных крестьян на положение военных поселян, в западных губерниях — сдача в аренду помещикам. Со стороны дворянства поступали предложения ликвидировать сословие государственных крестьян, передав казённые земли в частные руки.

Тем не менее относительная численность государственных крестьян росла. На момент первой переписи 1724 года государственные крестьяне составляли 19 % населения, а к последней переписи в 1858 года государственные крестьяне составляли уже 45 % населения на территории, охваченной первой ревизией (одновременно относительная численность крепостных уменьшилась с 63 % в 1724 году до 35 % в 1858 году)[2].

Положение государственных крестьян[ | ]

Государственные (казённые) крестьяне жили на государственных землях и платили подати в казну. По данным 1-й ревизии (1719), их насчитывалось в европейской России и Сибири 1,049 млн душ мужского пола (то есть 19 % всего земледельческого населения страны), по 10-й ревизии (1858) — 9,345 млн. (45,2 % земледельческого населения) [источник не указан 2961 день]. Предположительно, образцом для юридического определения положения государственных крестьян в государстве послужили

ru-wiki.ru

Реформа удельных и государственных крестьян

 

20 июня 1858 г. О даровании всем крестьянам удельного ведомства личных и по имуществу прав, предоставленных прочим свободным сельским сословиям.

[…] Желая даровать удельным крестьянам личные и по имуществу права, предоставленные прочим свободным сельским сословиям, Всемилостивейшее повелеваем: […] предоставить впредь удельным крестьянам право по своему усмотрению приобретать в собственность, всеми законными способами, от лиц своего и других состояний, ненаселенные земли, равно как и отчуждать, кому пожелают, собственные земли свои; совершать своим именем установленные для того акты и вообще располагать приобретенными таким образом землями и всем находящимся на поверхности и внутри оных на правах полной собственности. […] распространить на удельных крестьян закон, установленные по сему предмету для крестьян государственных, и, на основании утвержденных Нами, у сего прилагаемых Правил (33328), дозволять удельным крестьянами, с разрешения их начальства и по исполнении установленных обязанностей к мирскому обществу, переходить в городские и другие свободные сельские сословия с тем, чтобы переходящие в городские сословия уплачивали в пенсионный капитал для отставных солдат, возвращающихся в удельные имения, такой же сбор, какой взимается с крестьян государственных. […]

ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 33. Ч. 1. № 33326.

 

20 июня 1858 г. Высочайше утвержденные Правила о переходе удельных крестьян в городские и другие свободные сельские состояния.

ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 33. Ч. 1. № 33328.

 

20 июня 1858 г. Высочайше утвержденные Правила о ходатайстве по тяжебным, исковым и вообще гражданским делам удельных крестьян с лицами других сословий.

ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 33. Ч. 1. № 33329.

26 августа 1859 г. О распространении на Государевых и Дворцовых крестьян личных и по имуществу прав, предоставленных удельным крестьянам.

Предоставленные удельным крестьянам указом 20 июня 1858 года (33326) личные и по имуществу права Всемилостивейшем повелением распространить на крестьян всех Государевых и Дворцовых имений […]

ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 34. Ч. 1. № 34831.

5 марта 1861 г. О пересмотре существующих ныне постановлений о крестьянах удельного ведомства и о предоставлении им ныне же некоторых облегчений.

ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 36. Ч. 1. № 36712.

5 марта 1861 г. О составлении предположений касательно применения главных начал Положений о крестьянах, водворенных на помещичьих землях, к крестьянам государственным и вообще водворенных на землях казенных, и о предоставлении им ныне же некоторых облегчений.

ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 36. Ч. 1. № 36713.

26 июня 1863 г. Положение о крестьянах, водворенных на землях имений Государевых, дворцовых и удельных.

[…] Мы признали возможным не только предоставить означенным крестьянам все те из прав личных и по общественному устройству, дарованных крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, коими крестьяне удельного ведомства не вполне пользовались, но еще, в видах улучшения и упрочения их хозяйственного быта, предоставить им земли их надела в собственность, на особо определенных условиях, так, чтобы все крестьяне Государевых, дворцовых и удельных имений, чрез два года по обнародовании Положения о новом их устройстве, поступили в разряд крестьян-собственников, с обязанностью вносить в казну, в течении 49-ти лет, выкупные за приобретаемые ими земли платежи, в размере, не превышающем оброков, уплачиваемых ими ныне уделу за пользование теми землями. Из сих платежей, определенная часть имеет быть отделяема на составление в пользу удела капитала, проценты с которого должны заменить доходы, ныне уделом от крестьян получаемые. […]

Положение.

Введение.

1. Крестьяне, водворенные на землях имений Государевых, дворцовых и удельных, пользуясь всеми правами, предоставленными свободным сельским обывателям, подчиняются и относительно устройства общественного их управления, общим для всего свободного сельского населения постановлениям. Согласно сему образуется, указанным в настоящем Положении порядком, сельское и волостное управление сих крестьян, на основании Высочайше утвержденного 19-го Февраля 1861 года (36657) Общего Положения о крестьянах, и вместе с тем крестьяне, водворенные ныне на землях имений Государевых, дворцовых и удельных, подчиняются ведению общих губернских и уездных по крестьянским делами учреждений, на основании Высочайше утвержденного 19-го Февраля 1861 года Положения о сих учреждениях (36660).

2. Состоящие ныне в пользовании означенных крестьян земли обращаются в состав крестьянского надела […]

4. Предоставленные крестьянам в надел земли приобретаются ими в собственность посредством выкупа; выкупные за оные суммы, а также размер выкупных платежей и порядок их взноса крестьянами, определяются соответственно правилам, установленным Высочайше утвержденным 19-го Февраля 1861 года Положением о выкупе (56659) […]

6. На составление и введение в действие уставных грамот определяется двухлетний, со времени утверждения сего Положения, срок. […]

ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 38. Ч. 1. № 39792.

18 января 1866 г. О преобразовании общественного управления государственных крестьян, и о передаче сих крестьян в ведение общих губернских и уездных, а также местных по крестьянским делам учреждений.

ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 41. Ч. 1. № 42899.

 

24 ноября 1866 г. О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях.

[…] 1. Сельские общества государственных крестьян сохраняют все предоставленные им в надел и состоящие в их пользовании земли и угодья. […]

2. На владение означенными выше землями и угодьями выдается каждому обществу особый акт, именуемый «владенною записью».

3. Государственные крестьяне, владея, на основаниях сего указа, предоставленными им, по означенным записям, землями, обязаны вносить в казну определенный законом ежегодный платеж, под названием «государственной оброчной подати». Размер сей подати устанавливается порядком, указанным в ст. 9-12 настоящего указа. […]

ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 41. Ч. 2. № 43888.

16 мая 1867 г. О поземельном устройстве государственных крестьян в девяти Западных губерниях.

[…] 1. Государственным крестьянам означенных губерний предоставляются в собственность земли и угодья, отводимые им в надел, указанным ниже порядком. […]

2. Границы предоставляемого в собственность крестьян надела и размер причитающихся с них ежегодных платежей определяются особыми Люстрационными Комиссиями, под наблюдением и руководством Министерства Государственных Имуществ. […]

6. Люстрационные акты должны быть составлены и утверждены не позже следующих сроков, считая со времени издания настоящего указа:

а) в губерниях Виленской, Гродненской и Ковенской – трех лет;

б) в губернии Минской – четырех лет;

в) в губерниях Витебской, Волынской, Киевской, Могилевской и Подольской – шести лет.

7. По мере утверждения люстрационных актов, немедленно выдаются крестьянам, на предоставляемые в их собственность по сим актам земли и угодья, «данные», порядком, указанным в статьях 6 и 110 Высочайше утвержденного, 19 февраля 1861 года (36659), Положения о выкупе. […]

ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 42. Ч. 1. № 44590.

Разве сам-то царь не помещик, не барин, да не фабрикант? У него ведь тоже свои крестьяне были, что ныне удельными прозываются. Что, он, может, им-то уж, своим крестьянам, настоящую, чистую волю выдал? Держи карман шире! Он им такую же свободу прописал, как и все помещики, потому что и сам-то он помещик, да еще и самый богатейший на Руси.

Хитрая механика: Правдивый рассказ откуда и куда идут деньги. М., 1874

reformshistory.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *