Романский стиль в искусстве – Романское искусство — Википедия

Романское искусство — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 сентября 2015; проверки требуют 22 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 сентября 2015; проверки требуют 22 правки. «Страница Моргана» из Винчестерской Библии 1160-75 гг. Сцены из жизни Давида.

Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона. Этот термин распространился в XIX веке среди историков искусства, особенно применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев-акантов, но также внедрила очень много своих специф

ru.wikipedia.org

Романский стиль в искусстве — Look At Me

Романское искусство

 

 

Термин «романский стиль», применяемый к искусству 11—12 вв., отражает объективно существовавший этап в истории средневекового искусства Западной и Центральной Европы. Однако сам термин условен — он появился в начале 19 в., когда возникла необходимость внести некоторые уточнения в историю средневекового искусства. До того оно целиком обозначалось словом «готика».

 

Теперь это последнее наименование сохранилось за искусством более позднего периода, тогда как предшествующий получил название романского стиля (по аналогии с термином «романские языки», введенным тогда же в языкознание). 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в.—как время «зрелого» романского искусства. Однако хронологические рамки господства романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают. Так, на северо-востоке Франции последняя треть 12 в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части 13 в.

 

Ведущим видом романского искусства была архитектура. Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими — монахи. Лишь в конце 11 в. появились артели мирян каменотесов — одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга.

 

Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины. Камни отесывались различными мастерами — одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две совершенно одинаковые детали, например капители. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез, имевший в пределах полученного им задания (размер, а возможно, также и темы) некоторую творческую свободу. Отесанный камень укладывался на место на растворе, умение пользоваться которым возрастало с течением времени.

 

Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами (по-французски — с1ойге, по-немецки — Кгеиг^ап^, по-английски — с1о1з1ег). Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.

 

Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом; боковые нефы как бы продолжаются  за  трансептом  и  огибают  алтарную   абсиду.  Такая  планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям.

Следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность, слабое развитие обмена, относительная замкнутость культурной жизни и устойчивость местных строительных традиций определили большое разнообразие романских   архитектурных   школ.

 

В романских церквах четко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Такая планировка вполне логично продолжала мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских базилик, начиная с собора св. Петра: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих, построенным для коллектива людей. Но этот коллектив не был единым. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчеркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества, их разное место в иерархической структуре феодального общества. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. В строительном и в художественном отношении они представляли важный шаг вперед в развитии средневекового зодчества и отражали общий подъем производительных сил, культуры и человеческих знаний. Более совершенная техника обработки камня, ясное понимание архитектурного целого, продуманная система пропорций, осознание художественных возможностей, заложенных в строительной конструкции,— все это отличало романское зодчество от сооружений предшествовавшего периода. В романской архитектуре, вопреки ложным религиозным иллюзиям, наглядно воплотились и суровая сила духовного мира людей того времени и представление о мощи человеческого труда, борющегося с природой.

 

При постройке церквей наиболее трудной была проблема освещения и перекрытия главного нефа, так как последний был и шире и выше боковых. Различные школы романской архитектуры решали эту проблему по-разному. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Кровля на стропилах была относительно легкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен; это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманнской школе во Франции.

 

 

 

 

 

Своды: цилиндрический, цилиндрический на распалубках, крестовый, крестовый па нервюрах и сомкнутый. Схема

 

 

 

Однако преимущества деревянных перекрытий не остановили зодчих в поисках других решений. Для романского стиля характерны перекрытия главного нефа массивным сводом из клинчатых камней. Такое нововведение создавало новые художественные возможности.

 

Раньше всего появился, видимо, цилиндрический свод, иногда с подпружными арками в главном нефе. Распор его снимался не только массивными стенами, но и креотовыми сводами в боковых нефах. Так как у зодчих раннего периода не было опыта и уверенности в своих силах, то средний неф строили узким, относительно невысоким; не решались также ослабить стены широкими оконными проемами. Поэтому ранние романские церкви внутри темны.

 

С течением времени средние нефы стали делать выше, своды приобретали слегка стрельчатые очертания, под сводами появлялся ярус окон. Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии.

 

Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса (рис. на стр. 236). Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Над арками тянется гладь стены, предоставляющая достаточное место для живописи или же декоративной аркады на колонках — так называемого трифорня. Наконец, окна образуют верхний ярус. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки три-фория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь,— редко расположенными арками высоких окон.

 

Часто второй ярус образуется не трифорием, а арками так называемых эмпор, т. е. открывающейся в главный неф галлереи, размещенной над сводами боковых нефов. Свет в эмпоры поступал или из центрального нефа, или, чаще, из окон в наружных стенах бокового нефа, к которым и примыкали эмпоры.

 

Зрительное впечатление от внутреннего пространства романских церквей определялось простыми и ясными числовыми отношениями между шириною главного и боковых нефов. В некоторых случаях зодчие стремились вызвать преувеличенное представление о масштабах интерьера путем искусственного перспективного сокращения: уменьшали ширину арочных пролетов по мере их удаления к восточной части церкви (например, в церкви Сен Трофим в Арле). Иногда арки уменьшались и по высоте.

 

Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. В то же время всегда можно подметить усилия зодчих возможно более правдиво выразить во внешнем облике внутреннюю структуру церкви; снаружи обычно отчетливо различаются не только разная высота главного и боковых нефов, но и деление пространства на отдельные ячейки. Так. столбам-устоям, членящим интерьер нефов, соответствуют контрфорсы, приставленные к наружным стенам. Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их незыблемой устойчивости составляют главное  художественное достоинство романского зодчества.

 

В 11 —12 столетиях одновременно с архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живопись’и возродилась монументальная скульптура после нескольких веков почти полного его забвения. Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела.

 

Однако как в живописи, так и в скульптуре наряду с подчеркнуто плоскостным декоративным восприятием фигуры широкое распространение получали изображения, в которых мастера передавали материальную весомость и объемность человеческого тела,— правда, в схематичных и условных формах. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза их разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. Фигуры, помещенные в середине тимпана, крупнее находящихся по углам; статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлиненные. Такое приспособление пропорций тела, способствуя большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи, вместе с тем ограничивало образные возможности искусства. Поэтому в сюжетах повествовательного характера рассказ ограничивался лишь самым существенным. Соотношение действующих лиц и места действия рассчитано не на создание реального образа, а на схематическое обозначение отдельных эпизодов, сближение и сопоставление которых часто носит символический характер. В соответствии с этим разновременные эпизоды помещали бок о бок, часто в одной композиции, а место действия давалось условно. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Эти характернейшие черты романского изобразительного искусства часто приводили к утрировке жеста. Но в рамках средневековой условности искусства неожиданно появлялись и верно схваченные живые детали — своеобразный поворот фигуры, характерный тип лица, иногда бытовой мотив. Во второстепенных частях композиции, где требования иконографии не сковывали инициативу художника, таких наивно реалистических деталей довольно много. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. В основном в искусстве романского периода господствует любовь ко всему фантастическому, часто сумрачному, чудовищному. Она проявляется и в выборе сюжетов, например в распространенности сцен, заимствованных из цикла трагических видений Апокалипсиса. В области монументальной живописи фреска преобладала всюду, за исключением Италии, где сохранялись и традиции мозаичного искусства. Широко распространена была книжная миниатюра, отличавшаяся высокими декоративными качествами. Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф. Основным материалом скульптуры был камень, в Центральной Европе — преимущественно местный песчаник, в Италии и некоторых других южных областях — мрамор. Литье из бронзы, скульптура из дерева и стука также применялись, но далеко не повсеместно. Произведения из дерева, стука и камня, не исключая монументальной скульптуры на фасадах церквей, обычно раскрашивались. О характере раскраски судить довольно трудно вследствие скудости источников и почти полного исчезновения первоначальной раскраски сохранившихся памятников. Некоторое представление о впечатлении, производимом такой раскраской, дает скульптурная капитель из Иссуара, изображающая тайную вечерю.

 

В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Проводниками заимствованных форм служили привозные изделия прикладного искусства и миниатюра. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ, в которых на все лады сочетаются человеческие формы с образами животного мира. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Однако в романский период Эти мотивы как бы растворялись в величавой торжественности архитектурного целого. Известное развитие подучили и художественные ремесла, хотя их подлинный расцвет относится к готическому времени.

 

Романская монументальная скульптура, фресковая живопись и в особенности архитектура сыграли важную прогрессивную роль в развитии западноевропейского искусства, подготовили переход к более высокой ступени средневековой художественной культуры — к искусству готики. Вместе с тем суровая экспрессия и простая, монументальная выразительность романской архитектуры, своеобразие монументально-декоративного синтеза определяют и неповторимость вклада романского искусства в художественную культуру человечества.

www.lookatme.ru

Романское искусство (X – XIII вв)

В начале II тысячелетия Европа перестала содрогаться от нескончаемых войн, разрухи и бедствий. Последующая затем феодальная раздробленность стала причиной формирования отдельных независимых художественных школ, стили которых имели схожие по духу черты. В этот период и зародился романский стиль в искусстве, господствующий по всей Европе в течение двух последующих веков. Наиболее ярко он выражался в Италии, Германии и Франции.

Романский стиль характерен массивностью, отсутствием нарочитых декораций, строгостью и суровостью внешнего облика. Знаменитыми сооружениями являются тяжеловесные средневековые замки в виде толстостенных крепостей. Интерьеры лишены излишеств и изящества.

Архитектура романского периода

                После векового упадка церковного строительства, оно снова начало набирать обороты на фоне появления монашеских орденов и разработки сложнейших форм литургии. Воплотить в жизнь раннехристианские задумки мастеров помогала усовершенствованная техника. Материалы для строительства выбирались по принципу насыщенности ими близлежащей территории. Чаще всего использовался известняк, в отдельных случаях — вулканический бут, мрамор и гранит. Упрощённый процесс возведения основывался на скреплении некрупных обтёсанных камней раствором.  Эти камни не подвергались кропотливому отбору и обрабатывались исключительно с внешней стороны.

(Пизанский кафедральный собор)

                Монументальная архитектура, как это часто бывает после затяжных войн, приобрела мотивы нескольких культур: сирийской, арабской, византийской, античной. При этом объединяющими стилеобразующими чертами выделяют:

  • Правильные цилиндрические и прямоугольные формы;
  • Увеличенная высота храмов и потолков;
  • Пространство организованно продольно, основа – раннехристианская базилика;
  • Простота;
  • Лаконичность;
  • Монохромные рельефы;
  • Приглушенная цветовая гамма: зелёный, белый, чёрный, серый, коричневый, красный;
  • Формы линий стандартные прямые, полуциркульные;
  • Орнамент повторяющийся растительный или геометрический;
  • Залы имеют открытые потолочные балки и центральные опоры;
  • Массивные конструкции основаны на толстостенных каменных сооружениях;
  • Элементы декорирования рыцарской тематики – гербы, оружие, доспехи, факелы.

Романские здания отличаются рациональной простотой конструкции, но ощущение тяжести общего вида придаёт ему угнетающий характер. Мощнейшие колонны и стены под сводами полуциркульных арок – неотъемлемая составляющая романской крепости. Узкие окна-бойницы и высокие башни подчёркивают громоздкость стен.

Одной из приоритетных задач проектировщиков романских строений считается идеальное сочетание с окружающей природой, которое позволяет подчеркнуть основательность и прочность постройки. Лаконичная отделка фасадов зданий в сочетании с простым силуэтом выделяли красоты пейзажа, в котором сооружение вписывалось гармонично и естественно.

(Ансамбль колонн Собора Монреале)

Архитектурные памятники романского искусства наблюдаются на большей части Европы и в странах, где творили европейские мастера. Самыми знаменитыми из них являются:

  • В Германии: Лимбургски собор, Церковь Святого Якоба в Регенсбурге, Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Майнце, Вормсе и Шпейере;
  • Во Франции: Приорат Серрабоны, церковь Норт-Дам-ля-Гранд;
  • В Великобритании: Окемский замок, Собор Или, Собор в Питерборо, Аббатство Малмсбери, Уинчерский собор;
  • В Португалии: Собор Браги, Кафедральный собор Лиссабона, Старая ратуша Брагансы, Кафедральный собор Порто, Старый Кафедральный собор Коимбры.

Скульптура романского искусства

                Скульпторы раннего Средневековья стремились воплотить в камне божественную суть сложно устроенной вселенной. Рассветом этого стиля для скульптуры принято считать XII век. Отдельных произведений искусства как скульптура в то время не создавалось, так как христианство страшилось возвращения идолопоклонения. Говоря о скульптуре романского периода, имеются в виду рельефы на тимпанах,  капители колонн и обрамления стен. Полностью освобождённая от камня скульптура возникает лишь на последних этапах эпохи.

                Сюжеты рельефов неразрывно связаны с Библией. Из излюбленных тем выделяются: Апокалипсис, Страшный суд, Конец света. Персонажами таких картин стали мифические существа и монстры, заимствованные из варварских преданий о мире людей и теней. Другая сюжетная линия отожествляет Иисуса Христа, чей образ интерпретируется как Великий судья, воплощение Бога, Вседержателя.

(Скульптуры собора Норт-Дам,переход от романского к готическому стилю)

                Композиции динамичны, в них изобилуют яркие говорящие позы персонажей. Нередко представляется столкновение противоположностей: рая и ада, неба и земли, добра и зла. Эта схватка отражает многообразность вселенной, её сложное устройство.

                Большая часть романских работ анонимны, поэтому до наших дней не сохранились имена мастеров, создававших эти произведения искусства.

Живопись романского искусства

                Несмотря на то, что романская скульптура тяготеет к реализму, в живописи избирается формальный путь, лишённый реализма и гуманизма. Технически предпочтение отдаётся линейным конструкциям, строгости и величественному спокойствию образов. Характер романских витражей, алтарей, картин и манускриптов объединяет мотивы восточных византийских работ и западного готического искусства.

(Роспись романского периода в церкови Сан-Клементе)

                В лишённом глубины пространстве картин прослеживается строгая иерархическая зависимость размеров элементов. Так, например, фигура Иисуса всегда крупнее и композиционно выше изображений ангелов и апостолов. Те, в свою очередь, больше простых смертных. Образы, находящиеся в центре полотна больше тех, что смещены к краям. Романский стиль отличает абстрактность и несоблюдение пропорций: кисти рук и головы преувеличены, тела вытянуты.

(Орнаментальная композиция романского периода, церковь и средневековая деревня, Конк, коммуна Франции)

Романский период – эпоха популяризации орнаментального искусства. Композиции, представлявшие библейские сцены жизни святых, изображались на масштабных стенах. Фигуры в них не воспринимаются как реалистические изображения, а носят символический смысл.

Для романского стиля присуще использование восковой живописи, фресок и темперы. Но цветовая палитра каждого средневекового умельца была ограничена, и состояла из базовых цветов: синий, бордовый, зелёный, чёрный, коричневый, серый.

Заключение

                Романское искусство ознаменовало политический и экономический рост Европы. Обложение церковной деятельности и высокие налоги предоставили государствам возможности для возведения новых храмов и декорирование их фресками, картинами и статуями. Элементы искусства, в свою очередь, привлекали интерес горожан и увеличивали прибыль религиозных учреждений.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Романское искусство | История искусства

Эпоха, наступившая после 476 года, времени падения Римской империи, называется эпохой с р е д н е в е к о в ь я. Она продолжалась более тысячи лет. Эта эпоха была начата с разрушения варварами а н т и ч н о й культуры. И потребовались столетия, прежде чем европейская культура смогла преодолеть упадок, наступивший после краха античного мира.

В X веке в Западной Европе сложился большой стиль в искусстве, который был назван р о м а н с к и м. В это суровое время , полное междуусобных войн, Западная Европа распалась на множество мелких феодальных государств. На землях бывшего Франкского государства стали складываться три новых нации — французы, немцы и итальянцы. Городов было мало, ремесло и торговля находились на низком уровне. Все необходимое изготовлялось на месте — в феодальном замке или деревенском доме.

И все же в западной Европе была одна богатая и влиятельная сила — христианская церковь во главе с папой римским. Поэтому самыми большими и красивыми сооружениями романской эпохи были церкви и монастыри. Почти все романское искусство связано с христианской церковью, потому что других заказчиков, богатых и образованных, в Европе просто не было. Однако, постепенно развивались ремесла, торговля, и в 11 — 12 веках все большую роль начинают играть города. Они обносились мощными крепостными стенами, укреплялись рвом, у мостов и городских ворот стояла стража, улицы на ночь перегораживались цепями на огромных замках. Именно потому, что его нужно было оборонять, дома высились в несколько этажей, причем верхние нависали над нижним. В эту эпоху складывается тип феодального замка. Как правило, замок ставили на возвышенном месте, удобном для обороны и наблюдения, он был как бы символом власти феодала над окрестными землями. Основное жилище феодала — главная башня -донжон — нижний этаж ее служил кладовыми, второй — жильем владельца, третий — помещением для слуг и охраны, подземелье — тюрьмой, крыша — для дозора. Церкви жеставили всегда в центре города.

cvetamira.ru

Романская живопись — Artrue

Краткая характеристика и история стиля с примерами.

Романская живопись (1000–1200 годы)

В истории христианского искусства термин «романский» является довольно расплывчатым и относится к различным дисциплинам искусства, включая архитектуру, скульптуру и живопись. Этот термин, описываемый данную школу живописи, историки считают еще менее точным и содержательным, чем термин «Готика». Трудно установить точную хронологию направления, так как в разных странах оно развивалось в разное время.

Апостол Петр принимает ключ. Книга перикоп Генриха II.

Если романская скульптура характеризуется, по большей части, реалистичными работами, то романскую живопись отличает формальность стиля, лишенного натурализма и гуманизма. Можно сказать, что готической утонченности предшествует романская строгость. В романской живописи преобладают линейные конструкции, создающие величественное спокойствие или, в качестве альтернативы, взволнованную выразительность. Декоративных характер романских витражей, манускриптов, алтарей, картин и других произведений можно рассматривать как своего рода мост между восточным византийским и западным готическим искусством.

Бог взывает к Ною. Сен-Сернен сюр Гартамп.

В целом, романское искусство отражает рост политической и экономической стабильности в Европе. Высокие налоги и обложение церковной десятиной предоставляли средства на строительство новых церквей и их украшение статуями, фресками, картинами, которые, в свою очередь, привлекали в церкви все больше горожан и тем самым увеличивали прибыль церковных учреждений.

Сцены из жизни Давида. Библиотека уинчестерского собора.

Характеристика стиля

Индивидуальный стиль романской живописи начинает формироваться вслед за периодом Каролингов и Оттеновского Возрождения. Для него характерно использование фресок, темперы и восковой живописи. Стоит отметить, что выбор красок и цветовых пигментов средневекового мастера был ограничен.

Три волхва из псалтыря Св. Олбана.

В Италии

Период романского искусства в Италии длился несколько дольше, чем в других странах. Быстрое развитие направления можно связать прямыми контактами с Востоком. Продолжительность обусловлена тем, что романское искусство было заключено в руках старых и известных мастеров, таких как Дуччо ди Буонинсенья, Чимабуэ и Джотто ди Бондоне, продолжавших создавать свои работы с приходом готического периода.

Фреска в капелле Сан-Сильвестро

Во Франции

Французская живопись Средних веков была менее подвержена византийскому влиянию, чем, например, Италия и Испания. Как правило, художники этой страны придерживались традиций Каролингского возрождения.

Фрески в Сен-Савен.

В Испании

Нигде не найти такого обилия романской живописи, предвещающей начало готического периода, как в Испании и одном из ее регионов — Каталонии. Иконографические темы церквей и алтарей главным образом сосредотачивались на представлении Христа и Богородицы.

Фреска в церкви Сан Клементе

В Англии

Трудно дать общее представление о романской живописи Англии, так как о ней известно, по большей части, из иллюстрированных рукописей. Многие фрески, картины и другие объекты искусства до наших дней не дошли, хотя, несомненно, могли помочь в формировании оценки направления.

В Германии и Австрии

Изобразительное искусство Германии и Австрии между девятым и одиннадцатым столетием представляет собой сложную смесь романской и более ранней средневековой живописи, а почти полное исчезновение и потеря произведений искусства также добавляют сложность в анализ.

В Венгрии и Чехии

Исторически сложилось, что эти страны сыграли важную роль в развитии романского искусства. Архитектура и живопись Венгрии и Чехии отражают идеи направления и обладают ярко выраженным восточным влиянием.

artrue.ru

Романский стиль — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Рома́нский стиль — этап развития средневекового европейского искусства, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе, а также затронувший страны Восточной Европы, в 10-12 веках, в ряде мест до 13 века. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития в романский период достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра. Термин « романский стиль» был введен в начале 19 века.

Пиза. Соборный комплекс

Романский стиль впитал элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения», но, кроме того, и искусства античности, Византии, мусульманского Ближнего Востока. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль стал первой художественной системой средневековья, охватившей, несмотря на многообразие местных школ, большинство европейских стран. Единство романского стиля базировалось на интернациональной сущности католической церкви, которая была наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее политическое влияние. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей — монахи. Лишь в конце 11 века появились бродячие артели каменотесов-мирян — строителей и скульпторов.

Принципы романского стиля

Монастырь Мария Лах

Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена. Романские здания гармонируют с природным окружением, их компактные формы и четкие силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек исполнен суровой силы; в создании такого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами, а также башни, которые в романском стиле стали одним из элементов архитектурных композиций.

Пятидесятница. Тимпан церкви Ла Мадлен в Везле

Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объемов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими монолитной целостности. Храмы развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви; в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи обособленную от остальных, что было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение устойчивости божественного мироустройства; это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-реберными, реже — куполами), приходящими в романском стиле на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.

Апостол Павел. Рельеф из аббатства в Муассаке

В раннем романском стиле господствовала настенная живопись. В конце 11 — начале 12 века, когда своды и стены получили сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, которые украшали порталы и фасадную стену, а в интерьере — капители. В зрелом романском стиле плоский рельеф стал более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но сохраняющим органичную связь со стеной. Для романского периода в средневековом искусстве характерен расцвет книжной миниатюры, отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также декоративно-прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о божьем могуществе (Христос во славе, Страшный суд). В строго симметричных композициях доминировала фигура Христа, превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты). Для романского стиля характерны отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента. Во всех видах романского искусства существенную роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов).

Романский стиль в странах Европы

Монастырская церковь в Клюни. Южный фасад

Первоначальные формы романского стиля появились во французском зодчестве в конце 10 века. Во Франции получили распространение трехнефные базилики с цилиндрическими сводами в среднем нефе и крестовыми в боковых, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе, около 1080 — 12 век). Французское романское зодчество отмечено многообразием местных школ, к монументальности композиций тяготела бургундская школа (так называемая церковь Клюни-3), к богатству скульптурного декора — школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье, 12 век). В Провансе особенностью церквей являлся украшенный скульптурой однопролетный или трехпролетный главный портал, вероятносхожий с мотивом древнеримской триумфальной арки (церковь Сен-Трофим в Арле). Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространственных членений подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане, 1059-1066). В светской романской архитектуре во Франции сложился тип замка-крепости с донжоном. Достижениями романского изобразительного искусства Франции считаются скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей в Везле, Отене, Муассаке, циклы росписей, памятники миниатюры и декоративно-прикладного искусства, в том числе лиможские эмали.

Гент. Графский замок

В ранней романской архитектуре Германии выделялась саксонская школа: церкви с двумя симметричными хорами на западе и востоке, иногда с двумя трансептами, лишенные лицевой фасадной стороны, например Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме (после 1001-1033). В зрелый период (11-13 века) в прирейнских городах построены грандиозные соборы в Шпейере, Майнце, Вормсе с применением так называемой связанной системой перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали две травеи боковых нефов. Отличительные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли выражение в строительстве императорских дворцов (пфальцев). В «оттоновский период» (вторая половина 10 — первая половина 11 веков) стали временем расцвета немецкой книжной миниатюры, центрами которой были аббатство Рейхенау и Трир, а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). В эпоху зрелого немецкого романского стиля расширялось значение каменной и стукковой скульптуры.

Скульптуры алтаря аббатства в Муассаке

В Италии элементы романского стиля зародились в ломбардской школе, где в 9-10 веках сложился так называемый первый романский стиль: регулярная кладка стен и опор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностей при отсутствии ясной взаимосвязи элементов объемно-пространственной композиции. Для итальянского романского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, античное влияние, а на юге страны — и арабское влияние. Зодчество Тосканы (соборный комплекс в Пизе), где возник инкрустационный стиль, тесно связано с германской и французской романикой.
В Испании, как нигде в Европе, в романскую эпоху развернулось широкое строительство замков-крепостей и городских укреплений, например, в Авиле, что связано с Реконкистой. Церковная архитектура Испании следовала французским «паломническим» прототипам (собор в Саламанке), но в целом отличалась простотой композиционных решений. Скульптура в ряде случаев предвосхищала сложные образные системы готики. В Каталонии сохранились романские росписи, отмеченные лапидарностью рисунка и интенсивностью колорита.
После Нормандского завоевания (1066) в архитектуре Англии традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы, в живописи ведущее значение получила миниатюра, для которой характерно богатство растительного орнамента. В Скандинавии большие городские соборы следовали немецким образцам, а приходские и сельских церкви отличались местным колоритом. За пределами Европы очагами романского стиля стали замки, возведенные крестоносцами в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, 12-13 века). Отдельные черты романского стиля, обусловленные не столько прямыми влияниями, сколько сходством идейно-художественных задач, проявились в искусстве Древней Руси, например, в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы.

megabook.ru

Живопись романского стиля

Романское искусство, ставшее первым значительным явлением культуры феодальной эпохи, просуществовало с X по XII в. Оно формировалось в сложное время, когда Западная Европа распалась на мелкие феодальные государства, враждовавшие между собой. На территории бывшего Франкского государства начали формироваться нации: французы, итальянцы, немцы. Слабо развиты были ремесло и торговля — все необходимое для жизни изготовлялось в феодальных усадьбах или в крестьянских домах.

Большую роль в развитии искусства сыграли крестовые походы, которые познакомили народы Западной Европы с культурными традициями арабского Востока.

Самой влиятельной силой в эту эпоху в Западной Европе была христианская церковь. Именно она стала практически единственным заказчиком романских мастеров. Главным видом искусства являлась архитектура. Строилось множество величественных и прекрасных храмов и монастырей, в создании которых участвовали скульпторы и живописцы.

Немногие западноевропейские церкви смогли сохранить фрески того времени, хотя настенная живопись была очень популярна. Росписями украшалось почти все внутреннее пространство храма, даже оконные стекла (витражи).

Витражная живопись сочетала две основные техники: роспись по наборному цветному стеклу и роспись гризайль — по бесцветному стеклу красками темных тонов, в основном серой и черной. Для скрепления отдельных частей использовали свинцовые перегородки.

Росписи, украшавшие стены храмов, теперь кажутся нам наивными и примитивными. В изображениях отсутствуют объемы, светотеневая моделировка. Живопись подчинялась исключительно религиозной тематике и имела свои характерные особенности: она была условна, стилизованна и аллегорична. Неправильные пропорции человеческих фигур, неестественные складки одежды, отсутствие перспективы — все это следствие мироощущения, царившего в ту эпоху.

Сюжеты росписей, изображавших в основном библейские события Ветхого и Нового Завета, носили поучительный характер. Церковь ставила перед живописью задачу — привлечь городское и сельское население в храм. С целью устрашения грешной паствы художники создавали всевозможных чудовищ и ужасных, не существующих в реальности животных. Нечистая сила в образе чертей, свиней и сирен глядела на прихожан со стен церквей.

Ярким примером романской монументальной живописи являются многочисленные фрески, обнаруженные в храмах Франции под более поздними слоями росписей. Французскую фресковую живопись романской эпохи можно разделить на два основных направления, названные Школой светлых фонов и Школой синих фонов. Первая характерна для центральных и западных районов страны, вторая была распространена на юго-востоке Франции и в Бургундии и отражала влияние искусства Византии.

Представление о живописи Школы светлых фонов дают нам фрески церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуату, дошедшие до нас почти в первозданном виде. Несмотря на отсутствие объемов и перспективы, эти росписи отличаются динамикой и большой выразительностью. Замечательна «Битва архангела Михаила с драконом». Хотя фигуры выглядят несколько неестественно, стремительность движений всадников и их вдохновенные лица говорят о скорой победе над ужасным чудовищем. Не обладая многими умениями, свойственными художникам более позднего времени, живописец, исполнивший эту фреску, сумел донести до современников и далеких потомков идеалы добра и справедливости, ради которых он и создавал свое произведение.

Битва архангела Михаила с драконом. Фреска церкви Сен-Савен сюр Гартан. Пуату. 1110 г.

Говоря о романской живописи, невозможно обойти вниманием знаменитый ковер из собора в Байё, выполненный по живописным картонам около 1120 г. На льняном полотне длиной почти семьдесят метров изображены сцены похода Вильгельма Завоевателя в Англию. Ковер настолько точно и правдиво рассказывает о событиях, снаряжении, одежде и оружии того времени, что по нему можно изучать историю. В то же время это произведение имеет и чисто декоративные элементы — по краям изображение обрамляет орнамент. Поражает раскраска фигур воинов и коней: мастер представил их зелеными, синими, розовыми. Как и у большинства фресок романской эпохи, композиция ковра линейно-плоскостная.

Монументальная живопись и миниатюра были развиты также в Германии и в Италии.

В романском искусстве отразились идеалы феодального мира Западной Европы, но уже в эту эпоху начали проявляться черты зарождавшихся национальных культур.

istoriya-iskusstva.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *