Появление доктрины трумэна – Страны на коротком поводке. Как изменила мир «Доктрина Трумэна» | История | Общество

Содержание

Доктрина Трумэна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2016; проверки требуют 14 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2016; проверки требуют 14 правок.

Доктрина Трумэна (англ. Truman Doctrine) — внешнеполитическая программа, объявленная президентом США Гарри Трумэном после Второй мировой войны в выступлении перед Конгрессом 12 марта 1947 г. В ней сообщалось, что »Народам многих стран мира недавно навязали тоталитарные режимы против их желания. Правительство Соединенных Штатов делало частые протесты против принуждения и запугивания, в нарушение Ялтинских соглашений, в Польше, Румынии, и Болгарии.» Было также объявлено об оказании помощи Греции и Турции.

Так была сформулирована политика «сдерживания» в отношении СССР во всём мире. Она была направлена на пересмотр сформировавшейся при Рузвельте системы международных отношений

[1]. Доктрина Трумэна была направлена на борьбу США и их сторонников за политико-экономическую однополярность мира[2][3]. В разработке доктрины участвовали Джордж Кеннан, Аллен Даллес, Лой Хендерсон, Дин Ачесон и другие.

Для оказания помощи Греции и Турции предусматривалось выделение в 1947—1948 финансовом году 400 млн долларов под предлогом коммунистической угрозы со стороны СССР. Греции выделялось 300 млн дол., Турции — 100 млн дол. Соглашения с Грецией и Турцией были подписаны соответственно 20 июня и 12 июля 1947. Это положило начало долговременному альянсу США с Турцией.

«Доктрина Трумэна» была направлена на ограничение усилившегося после 2-й мировой войны 1939—1945 годов роста сил социализма, оказание непрерывного давления на СССР и другие тоталитарные страны, поддержание демократических сил и режимов. Использована для оправдания помощи США другим странам. Положила начало оказанию широкой военной помощи другим странам, способствующей их безопасности и осуществлявшейся США в рамках других программ.

Бывший вице-президент США Генри Уоллес охарактери

ru.wikipedia.org

Доктрина Трумэна: понятие, суть, цели

Двенадцатого марта 1947 года президент Америки Гарри Трумэн выступил с речью, которая осталась в истории под названием доктрина Трумэна. Этому внешнеполитическому курсу Соединенные Штаты следовали следующие два десятилетия. Документ позволил американскому правительству установить собственные правила игры в Европе. Интересно, что отдельным положениям этого плана Белый дом следует до сих пор.

Исторический контекст

В 1947 году, когда Гарри Трумэном была предложена внешнеполитическая программа, определившая отношения США с европейскими странами на два десятилетия вперед, холодная война продолжалась уже как минимум два года. К определению даты начала этой идеологической конфронтации историки подходят по-разному. Одни полагают, что мировой порядок, то есть условные границы влияния Советского Союза и стран Запада, определила Ялтинская конференция 1945 года. Другие считают отправной точкой противостояния «Фултонскую речь» Черчилля.

«Фултонская речь»

Пятого марта 1946 года Уинстон Черчилль в присутствии президента США заявил, что Запад не может и дальше не обращать внимания на то, что свободы и права, которые имеют граждане Соединенных Штатов и Британской империи, не существуют в большом количестве государств, отдельные из которых очень сильны. Все, кто присутствовал на выступлении в Вестминстерском колледже города Фултон, что находится в штате Миссури, поняли, что под этими словами бывший премьер имел в виду Советский Союз.

Контроль СССР в Восточной Европе

Политиков беспокоил тот факт, что столицы восточноевропейских государств фактически оказались под контролем Москвы. Кроме того, в Соединенных Штатах и Западной Европе росла обеспокоенность ростом популярности социалистических и коммунистических партий.

В Греции, например, коммунисты чуть не сосредоточили в своих руках всю полноту власти. При этом страну от захватчиков освобождал не Советский Союз, а Британская империя. С 1944 по 1949 год коммунистическое крыло Демократической партии Греции даже занимало большую часть Афин и вело военные действия против официального (прозападного) руководства. Конечно, это совершалось при поддержке Советского Союза и Югославии. В 1947 году Великобритания вывела свои вооруженные силы из Греции, так что проблема легла «на плечи» Соединенных Штатов.

Греческий вопрос

Официально Британская империя отказалась поддерживать прозападную Грецию из-за внутренних финансовых трудностей. В Вашингтоне тогда были уверены в усилении позиций СССР в регионе, чего допустить, конечно, никак не могли.

Гарри Трумэн, выступая в американском Конгрессе, попросил политиков оказать Греции экономическую и военную помощь, чтобы предотвратить захват власти коммунистами. Победа коммунистов поставила бы под вопрос политическую стабильность Турции, что ожидаемо приведет к проблемам на Ближнем Востоке. Кроме того, Трумэн отметил, что Соединенные Штаты обязаны помогать свободным народам в борьбе против тоталитарных режимов. Распространение коммунизма, как он считал, подрывает основы международного мира, угрожая внутренней безопасности Соединенных Штатов.

Помощь взамен на лояльность

Законопроект приняли пятнадцатого мая 1947 года. После подписания президентом проект стал законом, отражающим все положения внешней политики Трумэна. Понятие доктрины Трумэна официально было закреплено двадцать второго мая 1947 года.

Предварительным условием выделения финансов и направления в Грецию военных и гражданских лиц «для государственной модернизации и наблюдения за использованием помощи» являлось согласие турецкого и греческого правительств передать под контроль американской миссии выполнение плана. Доктрина Трумэна, таким образом, создала возможность вмешательства США во внутренние дела независимых государств в Европе.

Примерно через месяц было подписано сначала американо-греческое, а затем американо-турецкое соглашение. Из выделенной на помощь суммы 300 млн долларов были предоставлены Греции, 100 млн — Турции. Через пять лет оба государства разместили на своей территории военные базы США, а турецкая сторона даже согласилась на базирование ядерного оружия.

Доктрина Трумэна: общее понятие

Внешнеполитический курс США был основан на резкой критике в адрес режимов, установленных в государствах Восточной Европы. Положения доктрины Трумэна декларировали лидирующую роль США, ответственность Штатов за состояние и дальнейшее развитие международного сообщества.

Общественная поддержка внешнеполитического курса на первых порах была обеспечена давлением на первобытное чувство человека — страх. Заместитель госсекретаря США, например, представлял коммунизм как инфекцию, которая способна поразить все близлежащие цели. Артур Ванденберг, сенатор-республиканец, являвшийся противником политики изоляции, предложил президенту просто «запугать американский народ».

Целью доктрины Трумэна было сдерживание Советского Союза. Положения носили крайне антисоветский характер. В дальнейшем США продолжали оказывать другим государствам различного рода помощь, используя это как средство для вмешательства в их внутреннюю политику. Территория ранее независимых стран превращалась в плацдарм для нажима на СССР и его союзников.

Защита экономических интересов

После окончания войны страны Западной Европы оказались в сложной экономической ситуации: огромные внешние долги и до основания разрушенная экономика. В этих условиях набирали популярность коммунистические партии. Приход к власти коммунистов привел бы к тому, что кредиты не были бы отданы, а США потеряли бы рынок сбыта товаров. Советская промышленность могла бы полностью удовлетворить нужды стран своей сферы влияния, а США не могли этого допустить.

Создание нового мирового порядка

Согласно доктрине Трумэна, США должны помочь «свободным народам» самостоятельно решать собственную судьбу. Средством подобной помощи могло стать ядерное окружение, которым по состоянию на тот момент обладали только Соединенные Штаты. Доктрина Трумэна стала логичным продолжением доктрины Монро. Правда, последняя декларировала сферой интересов Америки исключительно Новый Свет, а внешняя политика Трумэна сделала таковой весь мир.

Навязывание «американской мечты»

Способом защиты распространения влияния СССР в мире стало навязывание населению «американской мечты». Заменить идеалы коммунизма, воодушевлявшие рабочих не только во многих европейских странах, но и в США, на идеалы западного образа жизни. Трумэн так и сказал в свое речи: «Мы способны обеспечить другим странам образ жизни, свободный от принуждения».

Публичная пропаганда

Гарри Трумэн испытывал сильнейшую личную неприязнь к коммунизму, сравнивая левые силы с псами, которых он терпеть не мог. В своей речи он говорил об осуждении инакомыслящих. Под этим словом Трумэн имел в виду нацистов в прошлом, коммунистов — в настоящем. Сдерживание СССР, таким образом, становилось делом личной чести.

«Программа восстановления Европы»

Логичным продолжением доктрины Трумэна стали план Маршалла, или «Программа восстановления Европы», и создание военных блоков, в том числе НАТО. Заявленной целью плана было восстановление экономики, разрушенной войной, модернизация промышленности, устранение барьеров для осуществления свободной торговли и максимально возможное вытеснение коммунистов.

Дело в том, что уже через несколько лет после окончания военных действия США увидели в Европе совсем не ту картину, которую они ожидали. Наибольшее беспокойство было вызвано ростом популярности левых идей. Согласно плану Маршалла, американское правительство выделяло государствам материальную помощь, но взамен требовало от потенциальных партнеров отстранить коммунистов от руководящих должностей.

Эффект «Плана восстановления Европы» оценивается историками неоднозначно. Промышленность в Западной Европе возродилась, а правительства европейских государств рассчитались по внешним долгам. Но даже без помощи американцев, как считают эксперты, европейские государства начали бы выходить из послевоенного кризиса в 1947-1948 гг. Вклад плана Маршалла на самом деле был не настолько существенным, как это представляли американские СМИ. США обеспечили всего 10 % общих объемов.

В стремлении превратить Западную Европу в образец западного образа жизни для идеологического противодействия Советскому Союзу власти США осуществили не только экономическую (план Маршалла), но и военно-политическую привязку. Последнее было достигнуто созданием НАТО. В результате западноевропейские правительства отстранили коммунистов и признали лидерство США в мире. К этому привела доктрина Трумэна.

Холодная война

Термин «холодная война» в официальной обстановке впервые употребил советник Гарри Трумэна в 1947 году. Решение президента США о предоставлении Турции и Греции экономической помощи стало началом противостояния. Кроме того, именно Трумэн определил содержание зарождающегося конфликта как противостояние демократии и тоталитаризма. В СССР же любили говорить о противодействии социализма (коммунизма) капитализму.

Внутреннее противостояние коммунизму

В самих Соединенных Штатах левые движения тоже набирали силу. Необходимо было отражение доктрины Трумэна (год 1947) во внутренней политике. Таким отображением стал маккартизм — движение, сопровождавшее обострением антикоммунистических настроений и репрессиями против граждан, настроенных «антиамерикански».

Жертвами репрессий стали многие деятели культуры и искусства (Чарли Чаплин, Пит Сигер, Эдвард Г. Робинсон и другие), не говоря уже об ученых (Дэвид Джозеф Бом, Роберт Оппенгеймер, Альберт Эйнштейн), политиках (Поль Робсон, Бартли Крум), общественных деятелях (Уильям Эдуард Брекхардт Дюбуа). Преследовали и представителей сексуальных меньшинств.

www.nastroy.net

Доктрина Трумэна — это… Что такое Доктрина Трумэна?

Серьёзность ситуации, сложившейся сегодня в мире, требует моего выступления перед объединенной сессией Конгресса. Внешняя политика и национальная безопасность нашей страны находятся под угрозой. Один аспект существующей ситуации, которую я представляю Вам сейчас для вашего рассмотрения и вынесения решения, касается Греции и Турции. Соединенные Штаты получили от греческого Правительства просьбу о финансовой и экономической помощи. Предварительные сообщения от американской экономической миссии в Греции и сообщения от американского посла в этой стране, подтверждают утверждение греческого Правительства, что помощь крайне необходима, чтобы Греция могла остаться свободной страной…

…Нет идеальных правительств. Одно из главных достоинств демократии, однако, состоит в том, что ее изъяны всегда находятся на виду, и при демократических процессах они могут быть исправлены. Правительство Греции не идеально. Однако оно представляет восемьдесят пять процентов членов греческого Парламента, которые были выбраны на выборах в прошлом году. Иностранные наблюдатели, включая 692 американских, сошлись во мнении, что эти выборы были справедливым выражением волеизъявления народа Греции.

Греческое Правительство работало в атмосфере хаоса и экстремизма. Оно делало ошибки. Оказание помощи этой стране не означает, что Соединенные Штаты потворствуют всему, что греческое Правительство сделало или сделает. Мы осудили в прошлом, и мы осуждаем теперь, любые экстремистские меры в отношении инакомыслящих и призываем к большей терпимости.

Сосед Греции, Турция, также заслуживает нашего внимания. Будущее Турции, как независимой и экономически значимой страны, не менее важно для демократического мира, чем будущее Греции. Ситуация, в которой Турция оказалась сегодня, значительно отличаются от ситуации в Греции. Турцию обошли стороной те бедствия, которые были в соседней стране. И в течение войны, Соединенные Штаты и Великобритания оказывали Турции материальную помощью. Однако сейчас Турция нуждается в нашей поддержке, чтобы осуществить необходимую модернизацию для сохранения ее территориальной целостности.

Британское правительство сообщило нам, что, вследствие его собственных трудностей, оно больше не может оказывать финансовую и экономическую помощь Турции. Как и в случае с Грецией, мы являемся единственной страной, способной оказать эту помощь. Одна из главных целей внешней политики Соединенных Штатов — создание необходимых условий, в которых мы и другие народы мира будем в состоянии защитить образ жизни людей, свободный от любого принуждения. Это было решающей причиной войны с Германией и Японией. Наша победа была одержана над странами, которые стремились навязать свою волю и свой образ жизни на другие нации.

Чтобы гарантировать мирное развитие народов, свободных от принуждения, Соединенные Штаты приняли участие в создании Организации Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций была создана с целью обеспечения свободы и независимости всех ее членов. Мы должны поддерживать свободные нации, их демократические учреждения и их национальную целостность против агрессивных поползновений со стороны тоталитарных режимов, подрывающих мир во всем мире путем прямой или косвенной агрессии, и, следовательно, и безопасность Соединенных Штатов.

Народам многих стран мира недавно навязали тоталитарные режимы против их желания. Правительство Соединенных Штатов делало частые протесты против политики принуждения и запугивания, в нарушении Ялтинского соглашения, в Польше, Румынии, и Болгарии. Я должен также заявить, что во многих других странах были подобные события.

В настоящий момент почти каждая нация в мире должна выбрать между альтернативными образами жизни. Выбор слишком часто далеко не свободный. Один образ жизни основан на воле большинства и отличается свободными демократическими учреждениями, свободными выборами, гарантиями свободы личности, свободы слова и религии и свободы от политического притеснения. Второй образ жизни основан на желании меньшинства, насильственно наложенного на большинство. Он отличается террором и притеснением, управляемой прессой и подавлением личных свобод.

Я полагаю, что Соединенные Штаты должны поддерживать свободные народы, которые сопротивляются агрессии вооруженного меньшинства или внешнему давлению. Я полагаю, что мы должны помочь в освобождении народов, чтобы они сами могли решать свою собственную судьбу. Я полагаю, что наша помощь должна быть прежде всего экономической и финансовой, которая приведет к экономической стабильности и таким образом окажет свое влияние на политические процессы.

Мир не стоит на месте и статус-кво не нерушим. Но мы не можем позволить изменения в равновесии сил в нарушении Устава Организации Объединенных Наций такими методами, как принуждение или агрессия.

Необходимо посмотреть на карту, чтобы понять, что выживание и целостность греческой нации имеют серьёзное значение в намного более широкой перспективе. Если бы Греция подпала под контроль вооруженного меньшинства, этот эффект мог бы распространиться на ее соседа, Турцию. Беспорядок и анархия могли бы распространиться по всему Ближнему Востоку. Кроме того, исчезновение Греции как независимого государства оказало бы большое влияние на свободные страны Европы, восстанавливающиеся после войны. Это будет подлинной трагедией, если эти страны, которые так долго боролись за свою свободу, потеряли бы ее. Крах свободных учреждений и потери независимости был бы катастрофичен не только для них, но и для всего мира. Если мы окажемся не в состоянии помочь Греции и Турции в этот роковой час, то это будет иметь далеко идущие последствия как для Запада, так же как и для Востока.

Мы должны предпринять непосредственные и решительные действия. Поэтому я прошу, чтобы Конгресс предоставил для помощи Греции и Турции 400 миллионов долларов в течение периода, заканчивающегося 30 июня 1948. В дополнение к деньгам, я прошу, чтобы Конгресс разрешил отправку американского гражданского и военного персонала в Грецию и Турцию по просьбе этих стран, чтобы помочь в задачах государственной модернизации и ради наблюдения за использованием финансовой и материальной помощи.

Соединенные Штаты вложили 341 миллиард долларов в победу во Второй мировой войны. Это — инвестиции в мировую свободу и мир во всем мире. Помощь, которую я прошу для Греции и Турции, составляет немногим больше чем одну десятую часть процента этих инвестиций. Это — только здравый смысл, что мы должны сохранить свои инвестиции и удостовериться, что все это не было напрасным. Семена тоталитарных режимов распространяются и растут в злой почве бедности и борьбы. Они достигают своего полного роста, когда надежда людей на лучшую жизнь умерла.

Мы должны поддержать эту надежду.

Свободные народы мира обращаются к нам с просьбой в поддержании их свободы. Если мы колеблемся в нашем лидерстве, мы можем подвергнуть опасности мир во всем мире. И, конечно, мы подвергнем опасности благосостояние нашей нации. Большая ответственность возложена на нас последними событиями.

И я уверен, что Конгресс не откажется от этой ответственности.

dic.academic.ru

Доктрина Трумэна (кратко).

Доктрина Трумэна (кратко).
После окончания Второй Мировой войны политическая карта Европы претерпела кардинальные изменения. Пользуясь своим статусом главного победителя, Советский Союз всеми силами стремился установить просоветские режимы в государствах Центральной и Юго-Восточной Европы. И ему неплохо это удавалось. Коммунистические партии приобретали все больший политический вес и влияние в большинстве стран.
Расширение могущества СССР вызывало тревогу в правительствах западных держав. Особые их опасения были направлены на ситуацию, сложившуюся вокруг Балкан, где Греция и Турция вот-вот могли попасть в сферу влияния Советского Союза. А это, в свою очередь создавало реальную угрозу интересам США, Великобритании и Франции в регионе.
Государственный департамент США усиленно старался выработать стратегию в отношении СССР, которая могла бы сдержать растущее могущество Союза и распространение коммунистической идеологии. Основные положения этой стратегии были изложены в 1946г. Джорджем Кеннаном, американским послом в СССР, и получили название «политика сдерживания». Их главная суть сводилась к необходимости быстрой и жесткой политической и военной реакции на любые попытки Советского правительства расширить зону влияния.
На основе этих положений была разработана новая внешнеполитическая доктрина США, которая была изложена 12 марта 1947г. действующим президентом Гарри Трумэном на совместном заседании Сената и Палаты представителей. В своей речи президент запросил у правительства 400 млн. долларов на нужды Турции и Греции и призвал отправить в эти страны вооружение и военных специалистов. Взамен греческое и турецкое правительства становились фактически подконтрольны Соединенным Штатам, и соглашались разместить на своей территории американские военные базы. Таким образом, Трумэн предложил отказаться от прежней политики невмешательства во внутренние дела других государств, исповедуемой Штатами с 1823г., со времен президента Монро. Но этим не ограничилось. В своем выступлении Гарри Трумэн подчеркнул, что США готовы поддержать любые реакционные режимы, чтобы не допустить распространения в мире идей коммунизма.
Стоит отметить, что «доктрина Трумэна» встретила серьезных противников в Конгрессе. Прения длились больше двух месяцев. Противники нового курса опасались, что его реализация приведет к вооруженному конфликту с СССР. Но в конечном итоге 22 мая 1947г. доктрина была одобрена и вступила в силу.
Именно новые внешнеполитические идеи Трумэна положили начало многолетнему противостоянию США и СССР, получившему название «холодная война».



www.istmira.com

Доктрина трумэна (truman doctrine)

В феврале 1947 г. посольство Великобритании в Вашингтоне информировало Государственный департамент США, что Лондон, испытывавший серьезные финансово-экономические затруднения, впредь не сможет выполнять взятые им на себя после окончания Второй мировой войны (1939-1945) обязательства по оказанию финансовой помощи правительствам Греции и Турции.

В условиях уже начавшейся «холодной войны» политическое руководство Соединенных Штатов Америки сочло необходимым сдерживать «распространение коммунизма» на стратегически важные для них регионы Южной Европы. Опасность такого распространения была усмотрена в активизации деятельности прокоммунистического Фронта национального освобождения Греции и в настойчивых требованиях Правительства СССР установить международный контроль над Дарданеллами. В ходе встречи членов Конгресса США с заместителем государственного секретаря США Д. Ачесоном последний подчеркнул, что в случае «потери» Греции и Турции коммунизм широко распространится по всему азиатскому региону, включая Иран и Индию. (Внешнеполитическая концепция Ачесона получила впоследствии название «теория домино».) Убежденные изложенными доводами, конгрессмены согласились поддержать предложение Государственного департамента о выделении федеральных ассигнований на оказание военной и экономической помощи правительствам Греции и Турции.

12 марта 1947 г. в своем обращении к совместной сессии обеих палат конгресса Президент США Гарри Трумэн (1884-1972) запросил на реализацию этих целей 400 миллионов долларов (к 1950 г. эта сумма составила уже около 650 миллионов долларов). Обоснование президентом необходимости активного американского вмешательства в европейские дела, вошедшее в историю под названием «доктрина Трумэна», было расценено в СССР как свидетельство окончательного отказа США от политики изоляционизма и их намерения взять на себя функции мирового лидера.

Господин президент54, господин спикер, члены Конгресса Соединенных Штатов!

Мое появление перед объединенной сессией конгресса вызвано сложившейся сегодня в мире тревожной ситуацией. Речь идет о внешней политике и национальной безопасности нашей страны.

Один из аспектов нынешней ситуации, который я намерен представить сегодня на ваше рассмотрение и решение, касается Греции и Турции.

Соединенные Штаты получили от греческого правительства срочный запрос об оказании ему финансовой и экономической помощи. Предварительные доклады находящейся сейчас в Греции Американской экономической миссии и американского посла в Греции подтверждают утверждение правительства Греции о настоятельной необходимости помощи для обеспечения выживания Греции как свободного государства.

Я не думаю, что американский народ и конгресс пожелают не услышать просьбы греческого правительства.

Греция – небогатая страна. Отсутствие достаточных природных ресурсов всегда вынуждало греческий народ тяжело трудиться, чтобы выжить, С 1940 г. эта трудолюбивая и миролюбивая страна пережила интервенцию, четырехлетнюю вражескую оккупацию и острую внутреннюю борьбу.

Когда освободительные силы вошли в Грецию, они обнаружили, что отступающие немцы разрушили практически все железные и автомобильные дороги, портовые сооружения, средства связи и торговый флот. Было сожжено свыше тысячи деревень. 85 процентов детей оказались больны туберкулезом. Домашний скот, птица и водная живность почти полностью исчезли. Инфляция ликвидировала практически все сбережения.

В результате таких трагических обстоятельств воинствующему меньшинству, воспользовавшемуся человеческими невзгодами и нищетой, удалось создать в стране политический хаос, который на сегодняшний день сделал экономическое возрождение невозможным.

Сегодня Греция не располагает средствами для финансирования импорта тех товаров, которые необходимы для простого выживания. В этих обстоятельствах народ Греции не может добиться успеха в решении своих проблем реконструкции хозяйства. Греция отчаянно нуждается в финансовой и экономической помощи, которая позволила бы ей возобновить закупки продовольствия, одежды, топлива и посевного материала. Все это крайне необходимо для выживания ее народа и может быть приобретено лишь за рубежом. Греция должна получить помощь для импорта товаров, необходимых для восстановления внутреннего порядка и безопасности, столь желанных для ее политического и экономического возрождения.

Греческое правительство также попросило помощи в виде опытных американских администраторов, экономистов и инженеров для обеспечения эффективного использования предоставляемой ей финансовой и иной помощи в целях создания стабильной самодостаточной экономики и совершенствования государственного механизма.

Сегодня самому существованию греческого государства угрожает террористическая деятельность нескольких тысяч вооруженных лиц, руководимых коммунистами, которые бросают вызов власти правительства в ряде местностей, особенно в тех, которые находятся у северных границ страны. Комиссия, назначенная Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, занимается в настоящее время расследованием тревожной ситуации в Северной Греции и якобы совершаемых нарушений границ, проходящих между Грецией и Албанией, Болгарией и Югославией.

Тем временем греческое правительство не в состоянии справиться с ситуацией. Греческая армия слаба и плохо оснащена. Если ей предстоит восстановить власть правительства на всей греческой территории, она нуждается в снаряжении и вооружении. Греции нужна помощь, чтобы стать самодостаточной и уважающей себя демократической страной.

Эту помощь ей должны оказать Соединенные Штаты. Мы уже предоставили Греции определенную экономическую и иную помощь, но ее недостаточно.

В мире не существует другой страны, к которой может обратиться демократическая Греция. Ни одна другая страна не готова и не способна оказать необходимую поддержку демократическому греческому правительству.

Английское правительство, которое ранее помогало Греции, не сможет с 31 марта продолжать оказывать финансовую или экономическую помощь. Великобритания вынуждена сократить или прекратить выполнение своих обязательств в ряде стран мира, включая Грецию.

Мы рассмотрели вопрос о том, каким образом сможет помочь в этом кризисе Организация Объединенных Наций. Но сложилась тяжелая ситуация, требующая немедленных действий, а ООН и связанные с ней организации не в состоянии предоставить помощь требуемого характера. <…>

Греческое правительство функционирует в атмосфере хаоса и экстремизма. Оно совершило много ошибок. Оказание помощи этой стране не означает, что Соединенные Штаты оправдывают все, что греческое правительство сделало или сделает. Мы осуждали в прошлом и осуждаем теперь экстремистские меры, предпринятые как правыми, так и левыми. Мы рекомендовали в прошлом проявлять терпимость, рекомендуем проявлять ее и сейчас.

Соседка Греции, Турция, также заслуживает нашего внимания. Вполне очевидно, что для свободолюбивых народов мира будущее Турции как независимого и экономически здорового государства не менее важно, чем будущее Греции. Обстоятельства, в которых оказалась сегодня Турция, существенно отличаются от греческой ситуации. Турция избежала тех бедствий, которые обрушились на Грецию. И в годы войны Соединенные Штаты и Великобритания оказывали Турции материальную помощь.

И тем не менее Турция нуждается сейчас в нашей помощи.

После окончания войны Турция запросила финансовую помощь у Великобритании и Соединенных Штатов с целью проведения модернизации страны, необходимой для сохранения национальной территориальной целостности. Эта территориальная целостность жизненно важна для сохранения порядка на Среднем Востоке.

Английское правительство сообщило нам, что в связи с их собственными затруднениями оно не сможет далее оказывать финансовую или экономическую помощь Турции.

Как и в случае с Грецией, если Турции предстоит получать помощь, её должны предоставить Соединенные Штаты. Мы являемся единственной страной, способной оказать такую помощь.

Я осознаю в полной мере широкий круг последствий возможного решения об оказании Соединенными Штатами помощи Греции и Турции, и я сейчас обсужу эти последствия вместе с вами.

Одной из главных целей внешней политики Соединенных Штатов является создание условий, при которых мы и другие государства мира сможем выработать образ жизни, свободный от принуждения. В ходе войны с Германией и Японией этот вопрос был основополагающим. Мы одержали победу над странами, которые хотели навязать другим народам свою волю и свой образ жизни.

Для того чтобы гарантировать мирное, свободное от принуждения развитие государств, Соединенные Штаты взяли на себя руководящую роль в создании Объединенных Наций. Эта организация образована с целью обеспечения всем своим членам свободы и независимости на долгие времена. Однако мы не добьемся нашей цели, если не изъявим готовности помочь свободолюбивым народам обезопасить свои свободные институты и свою территориальную целостность от агрессоров, стремящихся навязать им свои тоталитарные режимы. Это является не чем иным, как откровенным признанием, что тоталитарные режимы, навязанные народам в результате прямой или косвенной агрессии, подрывают основы международного мира и, следовательно, безопасности Соединенных Штатов.

Народам ряда стран мира в недавнем прошлом были навязаны тоталитарные режимы. Правительство Соединенных Штатов часто выражало протесты против принуждения и запугивания, в нарушение Ялтинского соглашения, имевших место в Польше, Румынии и Болгарии. Я должен также сказать, что аналогичные события развивались и в ряде других стран.

На этом этапе мировой истории почти все страны должны сами выбрать для себя образ жизни. Но слишком уж часто этот выбор оказывается несвободным.

Один образ жизни основан на воле большинства и отличается свободными институтами, представительным правительством, свободными выборами, гарантиями личной свободы, свободой слова и религии и свободой от политического гнета.

Второй образ жизни основывается на воле меньшинства, силой навязанной большинству. Он опирается на террор и угнетение, контролируемую прессу и радио, подтасованные выборы и подавление личных свобод.

Я убежден, что политикой Соединенных Штатов должна быть поддержка свободных народов, оказывающих сопротивление внешнему давлению или попыткам вооруженного меньшинства подчинить их себе.

Я убежден, что мы должны помочь свободным народам самим определить свое будущее.

Я убежден, что наша помощь должна оказываться в первую очередь экономическими и финансовыми средствами, которые существенно важны для экономической стабильности и для обеспечения нормального хода политических процессов.

Мир не статичен и статус-кво не священен. Но мы не должны позволить изменения статус-кво в нарушение Устава Организации Объединенных Наций с помощью таких методов, как принуждение, или таких уловок, как политическая инфильтрация. Оказывая помощь свободным и независимым государствам в сохранении их свободы, Соединенные Штаты утвердят принципы Устава Организации Объединенных Наций.

Достаточно взглянуть на карту, чтобы осознать, что выживание и целостность греческого государства имеют огромную важность в мировом масштабе. Если Греция подпадет под контроль вооруженного меньшинства, результаты этого для Турции, ее соседки, проявятся немедленно и окажутся весьма серьезными. Смятение и беспорядок могут распространиться по всему Среднему Востоку.

Более того, исчезновение Греции как свободного государства окажет глубокое влияние на те страны Европы, народы которых преодолевают огромные сложности, чтобы защитить свою свободу и независимость, пытаясь одновременно восстановить ущерб, нанесенный войной.

Будет неизмеримой трагедией, если эти страны, ведущие с незначительными шансами на успех столь долгую борьбу, упустят победу, ради достижения которой они понесли такие большие жертвы. Крушение свободных институтов и утрата независимости оказались бы гибельными не только для них, но и для всего мира. Разочарование и, возможно, полная катастрофа быстро бы стали уделом соседних народов, стремящихся сохранить свою свободу и независимость.

Если нам не удастся помочь Греции и Турции в этот судьбоносный час, последствия этого окажутся весьма тяжелыми не только для Запада, но и для Востока.

Мы должны предпринять немедленные и решительные действия. Поэтому я прошу конгресс утвердить ассигнования на помощь Греции и Турции в размере 400 миллионов долларов на период, заканчивающийся 3 июня 1948 года. Запрашивая эти средства, я учел максимальный размер помощи, который будет предоставлен Греции из тех 350 миллионов долларов, которые в ответ на мой запрос по недавнему решению конгресса выделены для предотвращения голода и страданий в странах, разоренных войной.

В дополнение к средствам я прошу конгресс санкционировать направление гражданского и военного персонала в Грецию и Турцию по просьбе этих стран. Это необходимо для оказания помощи в решении задач реконструкции и с целью контроля за использованием той финансовой и материальной помощи, которая может быть предоставлена. Я рекомендую, чтобы были выделены средства, необходимые для организации инструктажа и обучения специально отобранного греческого и турецкого персонала.

И наконец, я прошу, чтобы конгресс утвердил законы, которые позволят безотлагательно и наиболее эффективно использовать выделяемые средства для приобретения необходимых товаров, продовольствия и оборудования.

В случае возникновения необходимости в дополнительных средствах или дополнительных полномочиях для реализации намеченного в этом послании я не премину уведомить об этом конгресс. В этом вопросе исполнительная и законодательная ветви правительства должны работать совместно.

Мы выбираем очень ответственное решение в определении пути. Я не рекомендовал бы этот путь, если бы альтернатива не носила бы еще более серьезный характер. Соединенные Штаты вложили 341 миллиард долларов в победу во Второй мировой войне. Этот вклад является и нашим вкладом в свободу и мир во всем мире.

Рекомендуемая мной помощь Греции и Турции составляет немногим более одной десятой одного процента этого вклада. Здравый смысл подсказывает, что нам следует оберегать этот вклад и следить за тем, чтобы он не оказался бесполезным.

Тоталитарные режимы подпитываются нищетой и лишениями. Их семена произрастают и распространяются на бесплодной почве бедности и беспорядков. Они достигают полной зрелости, когда надежда людей на лучшую жизнь умирает. Мы должны сохранить эту надежду живой.

Свободные люди мира надеются на нашу поддержку в сохранении их свобод.

Если мы потерпим неудачу в осуществлении нашего руководства, мы поставим под угрозу мир во всем мире. Вместе с тем мы поставим под угрозу благополучие нашего собственного государства.

Быстрое развитие событий наложило на нас огромную ответственность.

Я убежден, что конгресс правильно оценит эту ответственность.

Brockway Т. P. Basic Documents in United States Foreign Policy. N.Y., 1957.

studfiles.net

Реферат — Доктрина Трумэна — История

План
Введение
1 Основные события
2 Исторический контекст
3 Речь Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947г.
Список литературы

Введение

Доктрина Трумэна (англ. Truman Doctrine ) — внешнеполитическая программа, выдвинутая президентом США Гарри Трумэном после Второй мировой войны. Публично была озвучена 12 марта 1947 г. Основой доктрины являлась политика «сдерживания» в отношении СССР во всём мире. Доктрина Трумэна явилась выражением борьбы США и их симпантов за необходимую им политико-экономическую однородность мира [1][2].

В разработке доктрины участвовали Джордж Кеннан, Аллен Даллес, Лой Хендерсон, Дин Ачесон и другие.

Предусматривала выделение в 1947—1948 финансовом году 400 млн. долларов для оказания помощи Греции и Турции под предлогом коммунистической угрозы со стороны СССР. Греции выделялось 300 млн. дол., Турции — 100 млн. дол. Соглашения с Грецией и Турцией были подписаны соответственно 20 июня и 12 июля 1947. «Доктрина Трумэна» была направлена на ограничение усилившегося после 2-й мировой войны 1939—1945 роста сил социализма, оказание непрерывного давления на СССР и другие страны социалистического блока, поддержание реакционных сил и режимов. Использована для оправдания вмешательства США во внутренние дела других стран, для развязывания «холодной войны» и нагнетания международной напряжённости. Положила начало оказанию широкой военной помощи другим странам, сопровождавшееся созданием сети военных баз на чужих территориях и осуществлявшееся США в рамках других программ.

1. Основные события

· 1946 г.

· В феврале Трумэн в послании к Конгрессу развернул обширную программу по «спасению Европы от советской экспансии».

· 5 марта Черчилль в присутствии президента США Г. Трумэна выступил в г. Фултон (штат Миссури, США) с речью, в которой содержался призыв к созданию военно-политического союза Великобритании и США, направленного против СССР и стран народной демократии. Это явилось политической провокацией, уничтожившей возможность равноправного политического взаимодействия СССР со странами Запада.

· 1947 г. — обострение Палестинского вопроса.

· 1948 г. — Резолюция Ванденберга.

· 1949 г. — выход США из послевоенной экономической рецессии, создание блока НАТО и разгар массового строительства американских авиационных баз в союзных США странах.

· 4 апреля — подписание Североатлантического договора.

· 1950 г. — начало тотальной послевоенной милитаризации экономики США [3].

· 25 июня — начало конфликта между Северной Кореей и Южной Кореей, Корейская война 1950—1953. Использовалось внутриполитически как средство для снижения накала забастовочного движения [4] — в США было объявлено военное положение и призван миллион резервистов.

2. Исторический контекст

Широко известно высказывание Гарри Трумэна: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше, хотя мне не хочется ни при каких обстоятельствах видеть Гитлера в победителях» («New York Times», 24.06.1941). Америка не опасалась военной угрозы со стороны СССР [5]. Угрозой была потеря потенциальных рынков для нагнавшей темпы за войну американской промышленности: прежде всего — рынка европейского, а за ним — и рынков в периферийных странах, освобождающихся от колониальной зависимости.

3. Речь Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947г.

Серьезность ситуации, сложившейся сегодня в мире, требует моего выступления перед объединенной сессией Конгресса. Внешняя политика и национальная безопасность нашей страны находятся под угрозой. Один аспект существующей ситуации, которую я представляю Вам сейчас для вашего рассмотрения и вынесения решения, касается Греции и Турции. Соединенные Штаты получили от греческого Правительства просьбу о финансовой и экономической помощи. Предварительные сообщения от американской экономической миссии в Греции и сообщения от американского посла в этой стране, подтверждают утверждение греческого Правительства, что помощь крайне необходима, чтобы Греция могла остаться свободной страной…

Нет идеальных правительств. Одно из главных достоинств демократии, однако, состоит в том, что ее изъяны всегда находятся на виду, и при демократических процессах они могут быть исправлены. Правительство Греции не идеально. Однако оно представляет восемьдесят пять процентов членов греческого Парламента, которые были выбраны на выборах в прошлом году. Иностранные наблюдатели, включая 692 американских, сошлись во мнении, что эти выборы были справедливым выражением волеизъявления народа Греции.

Греческое Правительство работало в атмосфере хаоса и экстремизма. Оно делало ошибки. Оказание помощи этой стране не означает, что Соединенные Штаты потворствуют всему, что греческое Правительство сделало или сделает. Мы осудили в прошлом, и мы осуждаем теперь, любые экстремистские меры в отношении инакомыслящих и призываем к большей терпимости.

Сосед Греции, Турция, также заслуживает нашего внимания. Будущее Турции, как независимой и экономически значимой страны, не менее важно для демократического мира, чем будущее Греции. Ситуация, в которой Турция оказалась сегодня, значительно отличаются от ситуации в Греции. Турцию обошли стороной те бедствия, которые были в соседней стране. И в течение войны, Соединенные Штаты и Великобритания оказывали Турции материальную помощью. Однако сейчас Турция нуждается в нашей поддержке, чтобы осуществить необходимую модернизацию для сохранения ее территориальной целостности.

Британское правительство сообщило нам, что, вследствие его собственных трудностей, оно больше не может оказывать финансовую и экономическую помощь Турции. Как и в случае с Грецией, мы являемся единственной страной, способной оказать эту помощь. Одна из главных целей внешней политики Соединенных Штатов — создание необходимых условий, в которых мы и другие народы мира будем в состоянии защитить образ жизни людей, свободный от любого принуждения. Это было решающей причиной войны с Германией и Японией. Наша победа была одержана над странами, которые стремились навязать свою волю и свой образ жизни на другие нации.

Чтобы гарантировать мирное развитие народов, свободных от принуждения, Соединенные Штаты приняли участие в создании Организации Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций была создана с целью обеспечения свободы и независимости всех ее членов. Мы должны поддерживать свободные нации, их демократические учреждения и их национальную целостность против агрессивных поползновений со стороны тоталитарных режимов, подрывающих мир во всем мире путем прямой или косвенной агрессии, и, следовательно, и безопасность Соединенных Штатов.

Народам многих стран мира недавно навязали тоталитарные режимы против их желания. Правительство Соединенных Штатов делало частые протесты против политики принуждения и запугивания, в нарушении Ялтинского соглашения, в Польше, Румынии, и Болгарии. Я должен также заявить, что во многих других странах были подобные события.

В настоящий момент почти каждая нация в мире должна выбрать между альтернативными образами жизни. Выбор слишком часто далеко не свободный. Один образ жизни основан на воле большинства и отличается свободными демократическими учреждениями, свободными выборами, гарантиями свободы личности, свободы слова и религии и свободы от политического притеснения. Второй образ жизни основан на желании меньшинства, насильственно наложенного на большинство. Он отличается террором и притеснением, управляемой прессой и подавлением личных свобод.

Я полагаю, что Соединенные Штаты должны поддерживать свободные народы, которые сопротивляются агрессии вооруженного меньшинства или внешнему давлению. Я полагаю, что мы должны помочь в освобождении народов, чтобы они сами могли решать свою собственную судьбу. Я полагаю, что наша помощь должна быть прежде всего экономической и финансовой, которая приведет к экономической стабильности и таким образом окажет свое влияние на политические процессы. Мир не стоит на месте и статус-кво не нерушим. Но мы не можем позволить изменения в равновесии сил в нарушении Устава Организации Объединенных Наций такими методами, как принуждение или агрессия.

Необходимо посмотреть на карту, чтобы понять, что выживание и целостность греческой нации имеют серьезное значение в намного более широкой перспективе. Если бы Греция подпала под контроль вооруженного меньшинства, этот эффект мог бы распространиться на ее соседа, Турцию. Беспорядок и анархия могли бы распространиться по всему Ближнему Востоку. Кроме того, исчезновение Греции как независимого государства оказало бы большое влияние на свободные страны Европы, восстанавливающиеся после войны. Это будет подлинной трагедией, если эти страны, которые так долго боролись за свою свободу, потеряли бы ее. Крах свободных учреждений и потери независимости был бы катастрофичен не только для них, но и для всего мира. Если мы окажемся не в состоянии помочь Греции и Турции в этот роковой час, то это будет иметь далеко идущие последствия как для Запада, так же как и для Востока.

Мы должны предпринять непосредственные и решительные действия. Поэтому я прошу, чтобы Конгресс предоставил для помощи Греции и Турции 400 миллионов долларов в течение периода, заканчивающегося 30 июня 1948. В дополнение к деньгам, я прошу, чтобы Конгресс разрешил отправку американского гражданского и военного персонала в Грецию и Турцию по просьбе этих стран, чтобы помочь в задачах государственной модернизации и ради наблюдения за использованием финансовой и материальной помощи.

Соединенные Штаты вложили 341 миллиард долларов в победу во Второй мировой войны. Это — инвестиции в мировую свободу и мир во всем мире. Помощь, которую я прошу для Греции и Турции, составляет немногим больше чем одну десятую часть процента этих инвестиций. Это — только здравый смысл, что мы должны сохранить свои инвестиции и удостовериться, что все это не было напрасным. Семена тоталитарных режимов распространяются и растут в злой почве бедности и борьбы. Они достигают своего полного роста, когда надежда людей на лучшую жизнь умерла.

Мы должны поддержать эту надежду.

Свободные народы мира обращаются к нам с просьбой в поддержании их свободы. Если мы колеблемся в нашем лидерстве, мы можем подвергнуть опасности мир во всем мире. И, конечно, мы подвергнем опасности благосостояние нашей нации. Большая ответственность возложена на нас последними событиями.

И я уверен, что Конгресс не откажется от этой ответственности. [6]

Список литературы:

1. «В 1950-х годах госсекретарь США Джон Фостер Даллес объявил, что нейтралитет безнравственен и непозволителен. Правительствам предстояло выбрать: либо встать на сторону свободного мира (конечно же, под руководством Соединенных Штатов), либо присоединиться к коммунистам» (профессор Бостонского университета Эндрю Басевич (Andrew Bacevich)) [1].

2. «Когда же «холодная война» разгорелась всерьез, госсекретарь США Джон Фостер Даллес начал предъявлять руководству молодых государств, освободившихся от колониального ига, ультиматумы по принципу «кто не с нами, тот против нас». Томас Манн тогда записал в своем дневнике: «Даллес колесит по свету, вербуя сторонников в поддержку безответственной американской политики». Однако, отказавшись пожать руку Чжоу Эньлаю и назвав «аморальной» политику неприсоединения, за которую выступал Джавахарлал Неру, Даллес лишь настраивал против США лидеров стран Азии и Африки» (Панкадж Мишра (Pankaj Mishra), «The Guardian», 04.03.2010) [2].

3. В апреле 1950 г. Трумэн объявил Джонсону, что «с экономией в оборонной политике покончено». Тогда же был принят закон о восстановлении военной промышленности, а федеральные военные расходы подскочили с 80 млрд долларов в 1950 г. до 241 млрд долларов в 1952 г. (в постоянных долларах 1992 г.). Впоследствии они уже не опускались ниже 190—200 млрд долларов в год. См. Kaplan F. The Wizards of Armageddon. Stanford: Stanford University Press, 1991, 438 pp. Также [3].

4. В конце 1940-х — 1950-х гг. в США ежегодно проходило от 3 до 5 тыс. забастовок с участием от 1,4 до 3,5 млн чел. См. Всемирная история. Даты и события. Москва: Изд. «Международные отношения», 1968, 319 с.

5. См. статью «Создание советской атомной бомбы».

6. Речь Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947г. — «Доктрина Трумэна»

Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Доктрина_Трумэна

www.ronl.ru

понятие, суть, цели :: SYL.ru

Двенадцатого марта 1947 года президент Америки Гарри Трумэн выступил с речью, которая осталась в истории под названием доктрина Трумэна. Этому внешнеполитическому курсу Соединенные Штаты следовали следующие два десятилетия. Документ позволил американскому правительству установить собственные правила игры в Европе. Интересно, что отдельным положениям этого плана Белый дом следует до сих пор.

Исторический контекст

В 1947 году, когда Гарри Трумэном была предложена внешнеполитическая программа, определившая отношения США с европейскими странами на два десятилетия вперед, холодная война продолжалась уже как минимум два года. К определению даты начала этой идеологической конфронтации историки подходят по-разному. Одни полагают, что мировой порядок, то есть условные границы влияния Советского Союза и стран Запада, определила Ялтинская конференция 1945 года. Другие считают отправной точкой противостояния «Фултонскую речь» Черчилля.

«Фултонская речь»

Пятого марта 1946 года Уинстон Черчилль в присутствии президента США заявил, что Запад не может и дальше не обращать внимания на то, что свободы и права, которые имеют граждане Соединенных Штатов и Британской империи, не существуют в большом количестве государств, отдельные из которых очень сильны. Все, кто присутствовал на выступлении в Вестминстерском колледже города Фултон, что находится в штате Миссури, поняли, что под этими словами бывший премьер имел в виду Советский Союз.

Контроль СССР в Восточной Европе

Политиков беспокоил тот факт, что столицы восточноевропейских государств фактически оказались под контролем Москвы. Кроме того, в Соединенных Штатах и Западной Европе росла обеспокоенность ростом популярности социалистических и коммунистических партий.

В Греции, например, коммунисты чуть не сосредоточили в своих руках всю полноту власти. При этом страну от захватчиков освобождал не Советский Союз, а Британская империя. С 1944 по 1949 год коммунистическое крыло Демократической партии Греции даже занимало большую часть Афин и вело военные действия против официального (прозападного) руководства. Конечно, это совершалось при поддержке Советского Союза и Югославии. В 1947 году Великобритания вывела свои вооруженные силы из Греции, так что проблема легла «на плечи» Соединенных Штатов.

Греческий вопрос

Официально Британская империя отказалась поддерживать прозападную Грецию из-за внутренних финансовых трудностей. В Вашингтоне тогда были уверены в усилении позиций СССР в регионе, чего допустить, конечно, никак не могли.

Гарри Трумэн, выступая в американском Конгрессе, попросил политиков оказать Греции экономическую и военную помощь, чтобы предотвратить захват власти коммунистами. Победа коммунистов поставила бы под вопрос политическую стабильность Турции, что ожидаемо приведет к проблемам на Ближнем Востоке. Кроме того, Трумэн отметил, что Соединенные Штаты обязаны помогать свободным народам в борьбе против тоталитарных режимов. Распространение коммунизма, как он считал, подрывает основы международного мира, угрожая внутренней безопасности Соединенных Штатов.

Помощь взамен на лояльность

Законопроект приняли пятнадцатого мая 1947 года. После подписания президентом проект стал законом, отражающим все положения внешней политики Трумэна. Понятие доктрины Трумэна официально было закреплено двадцать второго мая 1947 года.

Предварительным условием выделения финансов и направления в Грецию военных и гражданских лиц «для государственной модернизации и наблюдения за использованием помощи» являлось согласие турецкого и греческого правительств передать под контроль американской миссии выполнение плана. Доктрина Трумэна, таким образом, создала возможность вмешательства США во внутренние дела независимых государств в Европе.

Примерно через месяц было подписано сначала американо-греческое, а затем американо-турецкое соглашение. Из выделенной на помощь суммы 300 млн долларов были предоставлены Греции, 100 млн — Турции. Через пять лет оба государства разместили на своей территории военные базы США, а турецкая сторона даже согласилась на базирование ядерного оружия.

Доктрина Трумэна: общее понятие

Внешнеполитический курс США был основан на резкой критике в адрес режимов, установленных в государствах Восточной Европы. Положения доктрины Трумэна декларировали лидирующую роль США, ответственность Штатов за состояние и дальнейшее развитие международного сообщества.

Общественная поддержка внешнеполитического курса на первых порах была обеспечена давлением на первобытное чувство человека — страх. Заместитель госсекретаря США, например, представлял коммунизм как инфекцию, которая способна поразить все близлежащие цели. Артур Ванденберг, сенатор-республиканец, являвшийся противником политики изоляции, предложил президенту просто «запугать американский народ».

Целью доктрины Трумэна было сдерживание Советского Союза. Положения носили крайне антисоветский характер. В дальнейшем США продолжали оказывать другим государствам различного рода помощь, используя это как средство для вмешательства в их внутреннюю политику. Территория ранее независимых стран превращалась в плацдарм для нажима на СССР и его союзников.

Защита экономических интересов

После окончания войны страны Западной Европы оказались в сложной экономической ситуации: огромные внешние долги и до основания разрушенная экономика. В этих условиях набирали популярность коммунистические партии. Приход к власти коммунистов привел бы к тому, что кредиты не были бы отданы, а США потеряли бы рынок сбыта товаров. Советская промышленность могла бы полностью удовлетворить нужды стран своей сферы влияния, а США не могли этого допустить.

Создание нового мирового порядка

Согласно доктрине Трумэна, США должны помочь «свободным народам» самостоятельно решать собственную судьбу. Средством подобной помощи могло стать ядерное окружение, которым по состоянию на тот момент обладали только Соединенные Штаты. Доктрина Трумэна стала логичным продолжением доктрины Монро. Правда, последняя декларировала сферой интересов Америки исключительно Новый Свет, а внешняя политика Трумэна сделала таковой весь мир.

Навязывание «американской мечты»

Способом защиты распространения влияния СССР в мире стало навязывание населению «американской мечты». Заменить идеалы коммунизма, воодушевлявшие рабочих не только во многих европейских странах, но и в США, на идеалы западного образа жизни. Трумэн так и сказал в свое речи: «Мы способны обеспечить другим странам образ жизни, свободный от принуждения».

Публичная пропаганда

Гарри Трумэн испытывал сильнейшую личную неприязнь к коммунизму, сравнивая левые силы с псами, которых он терпеть не мог. В своей речи он говорил об осуждении инакомыслящих. Под этим словом Трумэн имел в виду нацистов в прошлом, коммунистов — в настоящем. Сдерживание СССР, таким образом, становилось делом личной чести.

«Программа восстановления Европы»

Логичным продолжением доктрины Трумэна стали план Маршалла, или «Программа восстановления Европы», и создание военных блоков, в том числе НАТО. Заявленной целью плана было восстановление экономики, разрушенной войной, модернизация промышленности, устранение барьеров для осуществления свободной торговли и максимально возможное вытеснение коммунистов.

Дело в том, что уже через несколько лет после окончания военных действия США увидели в Европе совсем не ту картину, которую они ожидали. Наибольшее беспокойство было вызвано ростом популярности левых идей. Согласно плану Маршалла, американское правительство выделяло государствам материальную помощь, но взамен требовало от потенциальных партнеров отстранить коммунистов от руководящих должностей.

Эффект «Плана восстановления Европы» оценивается историками неоднозначно. Промышленность в Западной Европе возродилась, а правительства европейских государств рассчитались по внешним долгам. Но даже без помощи американцев, как считают эксперты, европейские государства начали бы выходить из послевоенного кризиса в 1947-1948 гг. Вклад плана Маршалла на самом деле был не настолько существенным, как это представляли американские СМИ. США обеспечили всего 10 % общих объемов.

В стремлении превратить Западную Европу в образец западного образа жизни для идеологического противодействия Советскому Союзу власти США осуществили не только экономическую (план Маршалла), но и военно-политическую привязку. Последнее было достигнуто созданием НАТО. В результате западноевропейские правительства отстранили коммунистов и признали лидерство США в мире. К этому привела доктрина Трумэна.

Холодная война

Термин «холодная война» в официальной обстановке впервые употребил советник Гарри Трумэна в 1947 году. Решение президента США о предоставлении Турции и Греции экономической помощи стало началом противостояния. Кроме того, именно Трумэн определил содержание зарождающегося конфликта как противостояние демократии и тоталитаризма. В СССР же любили говорить о противодействии социализма (коммунизма) капитализму.

Внутреннее противостояние коммунизму

В самих Соединенных Штатах левые движения тоже набирали силу. Необходимо было отражение доктрины Трумэна (год 1947) во внутренней политике. Таким отображением стал маккартизм — движение, сопровождавшее обострением антикоммунистических настроений и репрессиями против граждан, настроенных «антиамерикански».

Жертвами репрессий стали многие деятели культуры и искусства (Чарли Чаплин, Пит Сигер, Эдвард Г. Робинсон и другие), не говоря уже об ученых (Дэвид Джозеф Бом, Роберт Оппенгеймер, Альберт Эйнштейн), политиках (Поль Робсон, Бартли Крум), общественных деятелях (Уильям Эдуард Брекхардт Дюбуа). Преследовали и представителей сексуальных меньшинств.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *