После гибели александра 2 в россии начинается курс – Александр II Николаевич Романов, правление Александра Второго, император Александр 2 – политика, реформы. | Кремлион

Входная контрольная работа по истории России 9 класс

Входная диагностическая контрольная

по истории России XIX века

1 ВАРИАНТ

1. Россия в середине XIX века была:

1) абсолютной монархией 2) конституционной монархией

3) демократической республикой 4) дворянской диктатурой

2. Тарутинский марш-маневр русской армии в ходе Отечественной войны

  1. Завершил разгром наполеоновской армии

  2. Позволил соединиться 1-ой и 2-ой русским армиям

  3. Блокировал продвижение французов к тульским военным заводам

  4. Заставил Наполеона дать генеральное сражение на Бородинском поле

3. Указ «о вольных хлебопашцах», по которому помещики получили право отпускать крестьян на волю за выкуп, утвердил:

1) Павел I; 2) Александр I 3) Николай I 4) Александр II

4. Какое стремление объединяло членов Северного общества и Южного?

1) Сохранить помещичье землевладение 2) Уничтожить абсолютизм

3) Предоставить автономию всем народам России 4) Ослабить крепостной гнет

5. При Николае I свод законов Российской империи был составлен:

1) С.С.Уваровым                 2) А.А.Аракчеевым

3) М.М.Сперанским            4) А.Х.Бенкендорфом

6. что из перечисленного не являлось причиной падения крепостного права:

1) экономическое развитие по пути капитализма 2) рост крестьянских движений

3) поражение в Крымской войне 4) стремление помещиков освободить крестьян

7. Судебная реформа 1864г. предусматривала:

1) бессословность, гласность, независимость суда 2) закрытость судебных заседаний

3) отсутствие состязательности процесса (происходил без участия прокурора и защитника)

8. Что свидетельствовало о продолжении Александром III реформаторского курса

1) Уничтожение крестьянской общины 2) Отказ от политики протекционизма

3) Запрещение частного предпринимательства 4) Учреждение Крестьянского банка

9. Установите соответствие

Эпоха великих реформ

«Дней Александровых прекрасное начало»

«контрреформы»

А) начало XIX века

Б)1881-1894

В)60-70-е гг. XIX века

10. Соотнесите имена российских императоров и даты их правления:

1.  Николай I                       А) 1881-1896

2.  Александр II                  Б)  1801-1825

3   Александр I                    В) 1855-1881

4   Александр III                  Г) 1825-1855

11. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы

Из воспоминаний очевидца событий

«Во весь день, кроме войск, толпилось много народу на Адмиралтейской и Сенатской площадях… Из народа почти никто не участвовал в бунте…»

Из письма Н. М. Карамзина

«Новый император показал неустрашимость и твердость. Первые два выстрела рассеяли безумцев с «Полярного звездою» — Бестужевым, Рылеевым и достойными их клевретами… Я, мирный историограф, алкал пушечного грома, будучи уверен, что не было иного способа прекратить мятеж».

О каком событии идет речь в приведенных отрывках? Определите дату (число, месяц, год) этого события и название города, в котором это событие произошло

12. Рассмотрите схему и выполните задание.

 

 

Укажите цифру, которой на схеме обозначено место, где состоялся Синопский бой.

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Входная диагностическая контрольная

по истории России XIX века

2 ВАРИАНТ

1. Какой страной была Россия в начале XX века?

1) Промышленной 2) поликонфесиональной

3) Демократической 4) с развитой рыночной экономикой

2. Что свидетельствовало о либеральном курсе Александра 1

1) Создание военных поселений 2) Отставка Сперанского

3) Амнистия заключенным 4) Назначение Аракчеева военным министром

3. Решив оставить Москву Наполеону, М.И.Кутузов имел главную цель:

1) сохранить русскую армию

2) навязать Наполеону переговоры о мире

3) организовать сопротивление москвичей захватчикам

4) выиграть время для организации партизанского движения

4. укажите, что не является идей западников?

1) Россия – часть мировой цивилизации 2) Уничтожить крепостное право

3) осуждение реформ Петра I 4) Установить в России конституционную монархию

5. Какую функцию выполняло III-е отделение собственной канцелярии императора:

1) ведало политическим сыском; 2) ведало хозяйственными вопросами;

3) управляло Польшей.

6. В чем заключались функции земств?

1) осуществление политической власти на местах; 2) выполнение полицейских функций;

3) решение хозяйственно- административных и культурных вопросов местного значения.

7. Военная реформа 1874г.:

1) вводила всеобщую воинскую повинность; 2) сохраняла 25- летний срок службы;

3) объявляла рекрутские наборы. 4) отменила службу в армии для крестьян

8. После гибели Александра II в России начинается:

1) курс «контрреформ»; 2) усиление народнического движения;

3) расширение либерального движения.

9. Установите соответствие

Николаевское правление

Кавказская война

Циркуляр о кухаркиных детях

А)1887

Б)1825-1855

В)1817-1864

Г)60-70-е гг XIX века

10. Соотнесите имена российских императоров и реформы, которые они проводили:

1. Николай I                       А) земская реформа

2. Александр III                  Б) чугунная цензура

3. Александр II                   В) создание негласного комитета

4. Александр I                  Г) циркуляр о кухаркиных детях

11. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и напишите имя императора, о смерти которого рассказывается. Определите год этого события и название города, в котором это событие произошло.

«Воскресенье, 1 марта, мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Мы же, мальчики, решили отправиться…кататься на коньках.

Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва.

– Это бомба! – сказал мой брат Георгий.

В тот же момент еще более сильный взрыв потряс стекла окон в нашей комнате… Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей.

– Государь убит! – крикнул он.

12. Рассмотрите схему.

Участниками изображённых на схеме событий были

 

1) С. Л. Перовская и А. И. Желябов

2) С. В. Зубатов и Г. А. Гапон

3) П. Г. Каховский и М. А. Милорадович

4) Александр I и А. А. Аракчеев

Входная диагностическая контрольная

по истории России XIX века

3 ВАРИАНТ

1. Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. относятся к

1)

процессу освобождения крестьян от крепостной зависимости

2)

началу царствований российских императоров

3)

реформам государственного управления

4)

началу военных кампаний

2. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812 г.

1)

Наполеон разбил русские армии по отдельности

2)

французская армия захватила Киев

3)

французская армия подошла к Санкт-Петербургу

4)

1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под Смоленском

3. В 1810 году, согласно проекту М.Сперанского, был учрежден:

1) Кабинет министров. 2) Негласный комитет

3) Государственный совет 4) Непременный совет.

4. Внутренняя политика Николая I характеризовалась

1) Продолжением либеральных реформ Александра I

2) Борьбой с революционными настроениями

3) Превращением России в правовое государство

4) Проведением реформ для улучшения положения крепостных крестьян

5. Кому из государственных деятелей императором Николаем I было поручено проведение реформы управления государственными крестьянами?

1) П.Д. Киселеву 3) Я.И. Ростовцеву

2) М.М. Сперанскому 4) А.Х. Бенкендорфу

6. Крестьянам предоставлялась земля по реформе 1861 г.

1) за счёт ссуды помещика 2) за выкуп при содействии земских управ

3) за счёт государственной казны 4) за выкуп при содействии государства

7. Отмена крепостного права в России произошла в годы правления:

1) Николая I 2) Александра III

3) Александра II 4) Александра I

8. Кто управлял городами по городской реформе 1870г.?

1) губернаторы; 2) городские думы; 3) городские управы

9. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Понятие

Определение

  1. военные поселяне

А. крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости с землей на основании добровольного соглашения с помещиками

  1. отходники

Б. крестьяне, совмещавшие военную службу с хозяйственной деятельностью

  1. временнообязанные

В. лично свободные крестьяне, выполнявшие повинности в пользу помещика до заключения выкупной сделки

Г. крестьяне, временно уходившие из деревни на сезонные работы

10. Соотнесите имена российских императоров и события внешней политики:

1. Александр I                   А) крымская война

2. Александр II                  Б) русско-германский договор 1881

3. Александр III                 В) русско-турецкая 1877-1878

4. Николай I                  Г) Отечественная война

11. Прочтите отрывок из описания одного из сражений Отечественной войны.

Крупнейшее сражение войны началось в половине шестого утра. Французы стремились прорваться через центр русских войск, обойти их левый фланг и освободить себе путь на Москву. Упорное сопротивление русских солдат сделало это невозможным.

О каком событии идет речь в приведенном отрывке? Определите дату (число, месяц, год) этого события и имя императора России, в годы правления которого это событие произошло.

12. Рассмотрите карту одного из этапов Отечественной войны 1812 г.

Населённым пунктом, обозначенным на карте цифрой «1», является

 

1) Бородино

2) Тарутино

3) Фили

4) Царёво Займище

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

входной диагностической контрольной работы

по истории России в 9 классе

задания

1 вариант

2 вариант

3 вариант

1

1

2

2

2

3

3

4

3

2

1

3

4

2

2

2

5

3

1

1

6

4

3

4

7

1

1

3

8

4

1

2

9

1В, 2Г, 3А

1Б, 2В, 3А

1Б, 2Г, 3В

10

1Г, 2В, 3Б, 4А

1Г, 2А, 3В, 4Б

1В, 2А, 3Г, 4Б

11

Восстание декабристов, 14 декабря 1825 г., Петербург

Александр II, 1881 г., Петербург

Бородинское сражение, 26 августа 1812 г., Александр I

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Задания 1 – 8 по 1 баллу — 8 баллов

Задания 9 — 10 по 2 балла — 4 балла

Задание 11 — 3 балла

Итого — 15 баллов

15 – 14 баллов – «5»

13 – 11 баллов – «4»

10 – 7 балла – «3»

6 и менее баллов – «2»

infourok.ru

Тарутинский марш-маневр русской армии в ходе Отечественной войны — КиберПедия

1) Завершил разгром наполеоновской армии

2) Позволил соединиться 1-ой и 2-ой русским армиям

3) Блокировал продвижение французов к тульским военным заводам

4) Заставил Наполеона дать генеральное сражение на Бородинском поле

3. Указ « о вольных хлебопашцах», по которому помещики получили право отпускать крестьян на волю за выкуп, утвердил:

1) Павел I; 2) Александр I 3) Николай I 4) Александр II

Какое стремление объединяло членов Северного общества и Южного?

1) Сохранить помещичье землевладение 2) Уничтожить абсолютизм

3) Предоставить автономию всем народам России 4) Ослабить крепостной гнет

5. При Николае I свод законов Российской империи был составлен:

1) С.С.Уваровым 2) А.А.Аракчеевым

3) М.М.Сперанским 4) А.Х.Бенкендорфом

6. Причины падения крепостного права (лишнее отметьте):

1) экономическое развитие по пути капитализма 2) рост крестьянских движений

3) поражение в Крымской войне 4) стремление помещиков освободить крестьян

7. Судебная реформа 1864г. предусматривала:

1) бессословность, гласность, независимость суда2) закрытость судебных заседаний

3) отсутствие состязательности процесса ( происходил без участия прокурора и защитника)

Что свидетельствовало о продолжении Александром III реформаторского курса

1) Уничтожение крестьянской общины 2) Отказ от политики протекционизма

3) Запрещение частного предпринимательства 4) Учреждение Крестьянского банка

Установите соответствие

1. Эпоха великих реформ
2. «Дней Александровых прекрасное начало»
3. «Просвещенный абсолютизм»
А)1762-1796
Б)1881-1894
В)60-70-е гг. 19 века
Г) начало 19 века

 

10. Соотнесите имена российских императоров и даты их правления:

1. Николай I А) 1881-1896

2. Александр II Б) 1801-1825

3 Александр I В) 1855-1881

4 Александр III Г) 1825-1855

11. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы

Из воспоминаний очевидца событий

«Во весь день, кроме войск, толпилось много народу на Адмиралтейской и Сенат­ской площадях… Из народа почти никто не участвовал в бунте…»

Из письма Н. М. Карамзина

«Новый император показал неустраши­мость и твердость. Первые два выстрела рас­сеяли безумцев с «Полярного звездою» — Бестужевым, Рылеевым и достойными их клевретами… Я, мирный историограф, алкал пушечного грома, будучи уверен, что не было иного способа прекратить мятеж».

 

О каком событии идет речь в приведенных от­рывках? Определите дату (число, месяц, год) этого события и название города, в котором это событие произошло


 

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ

ПО ИСТОРИИ РОССИИ XIX ВЕКА

2 вариант

Какой страной была Россия в начале 19 века?

1) Промышленной 2) Самодержавной

3) Демократической 4) Капиталистической

Что свидетельствовало о либеральном курсе Александра 1

1) Создание военных поселений 2) Отставка Сперанского

3) Амнистия заключенным 4) Назначение Аракчеева военным министром

3. Решив оставить Москву Наполеону, М.И.Кутузов имел главную цель:

1) сохранить русскую армию

2) навязать Наполеону переговоры о мире

3) организовать сопротивление москвичей захватчикам

4) выиграть время для организации партизанского движения

Какое стремление объединяло членов Северного общества и Южного?

1) Уничтожить помещичье землевладение 2) Уничтожить крепостное право

3) Провозгласить Россию республикой 4) Установить в России конституционную монархию

5. Какую функцию выполняло 3-е отделение собственной канцелярии императора:

1) ведало политическим сыском; 2) ведало хозяйственными вопросами;

3) управляло Польшей.

В чем заключались функции земств?

1) осуществление политической власти на местах; 2) выполнение полицейских функций;

3) решение хозяйственно- административных и культурных вопросов местного значения.

7. Военная реформа 1874г.:

1) вводила всеобщую воинскую повинность; 2) сохраняла 25- летний срок службы;

3) объявляла рекрутские наборы.

8. После гибели Александра II в России начинается:

1) курс «контрреформ»; 2) усиление народнического движения;

3) расширение либерального движения.

Установите соответствие

1. Николаевское правление
2. Эпоха контрреформ
3. «Дворцовые перевороты»
А)1725-1762
Б)1825-1855
В)1881-1894
Г)60-70-е гг 19 века

 

10. Соотнесите имена российских императоров и даты их правления:

1. Николай I А) 1881-1896

2. Александр III Б) 1801-1825

3. Александр II В) 1855-1881

4. Александр I Г) 1825-1855


Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и напишите имя императора, о смерти которого рассказывается. Определите год этого события и название города, в котором это событие произошло.

 

«Воскресенье, 1 марта, мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Мы же, мальчики, решили отправиться…кататься на коньках.

Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва.

– Это бомба! – сказал мой брат Георгий.

В тот же момент еще более сильный взрыв потряс стекла окон в нашей комнате… Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей.

– Государь убит! – крикнул он.

 

cyberpedia.su

Эпоха Александра II. Великие реформы в России

Россия в эпоху Александра 2

Итак, в 1856 году завершилась неудачная для России Крымская война Парижским миром. Крымская война была не первой и не последней войной, которую вела Россия.

Но в ряду тех многочисленных конфликтов, в которых она участвовала, не так легко найти другой войны, которая бы столь ощутимо повлияла на дальнейшее развитие России, на все аспекты жизни. Неудача в Крымской войне вызвала состояние шока, крайне болезненную реакцию. На первой взгляд такая реакция может показаться абсолютно неадекватной. Действительно, что в сущности произошло? На протяжении нескольких лет Россия в одиночку вела войну против весьма мощной коалиции, главными участниками которой были Англия и Франция.

Проиграть им не позорно. Более того, военные успехи союзников оказались крайне незначительными, если сопоставить их с затратами. Ценой огромных жертв они захватили клочок земли, погубив десятки тысяч своих солдат.

Попытки причинить ущерб России на других участках кончились неудачей: в Петропавловском-Камчатском, на Соловецких островах. Огромная союзная эскадра в Балтийском море … Т.е. военный результат врагов России был неадекватен потраченным усилиям. Сам Парижский мир, несмотря на то, что он был невыгоден России, в общем не содержал каких-либо условий, которые бы ущемляли ее суверенитет или достоинство, за исключением запрета держать флот на Черном море.

Тем не менее реакция была болезненной.

Объяснялось это тем, что война действительно продемонстрировала насколько Россия отстала, и не только в военном деле, но и в других сферах. Россия отставала по вооружению. Но не выдержала войну и вся инфраструктура страны. Железные дороги только начинают строиться.

Строились они высокими темпами. Но если сравнить потребности страны и сколько было построено, сделанное никак не соответствовало тому, что нужно было. Из-за этого войска из центральной России крайне медленно передвигались на театры военных действий.

Более того, любой марш своим ходом, на лошадях был известной катастрофой. По подсчетам военных специалистов во время марша войска, двигавшиеся из московских губерний, прибывали на театр военных действий, потеряв 25-30% состава больными и отсталыми.

Войну не выдержала и финансовая система.

К 1856 году Россия оказалась на грани финансового краха. Золотое содержание рубля уменьшилось на 50%, бумажные деньги обесценились. Дефицит государственного бюджета увеличился в 6 раз. На грани развала оказалась кредитная система, у банков не было денег.

Война продемонстрировала крайнее неблагополучие.

По сути итог Крымской войны поставил Россию перед выбором: либо модернизация, обновление социальных, экономических и политических институтов, либо надо смириться с утратой статуса великой державы, утрата экономической и политической самостоятельности.

Такая перспектива была реальна. Об этом свидетельствовал опыт одной из соперниц России – Турции. В середине 19 века Османская империя, которая на протяжении многих столетий наводила ужас на своих соседей, превратилась в «больного человека», в державу, которая существовала только потому, что другие силы и страны никак не могли договориться о том, кому достанется какая часть Османской империи.

Перед обществом в этот период ставились задачи проведения масштабных преобразований.

И надо сказать, что при всей сложности в России в середине 19 века сложились и условия преобразований. Проведению реформ благоприятствовала сложившаяся в России политическая система, тот факт, что Россия оставалась абсолютной монархией в середине 19 века, во главе которой стоял монарх.

Чем крупнее преобразования, тем их сложнее проводить, ибо тем больше интересов они задевают. В том числе они задевают интересы весьма влиятельных сословий. И здесь самодержавная форма правления создает благоприятные условия для преодоления такого сопротивления, потому что во главе государства стоит человек, чья власть неограниченна, который не обязан считаться с мнением большинства, хотя в известных пределах, конечно.

Он достаточно свободен в принятии решений, более свободен, чем кто-то другой, даже более свободен, чем президент и даже диктатор. Потому что, если диктатор захватил власть, стало быть, его привели какие-то силы к власти, значит он кому-то обязан, и эти обязательства его связывают. А монарх получил власть по наследству, он пришел к власти без борьбы, он никому не обязан тем, что занял трон.

Он обязан только судьбе, Господу Богу и своим родителям. И он в этом отношении располагает значительной свободой выбора при принятии решений. Эти особенности политического строя России благоприятствовали проведению преобразований. Но только при одном условии, при том, что сам монарх настроен на проведение реформ. Если сам монарх не настроен на проведение реформ, то тогда наоборот, все эти черты будут работать против преобразований.

В России ситуация сложилась таким образом, что в середине 19 века на троне оказался человек, который понял необходимость реформ и взялся за это дело.

Император Александр II Романов Царь-Освободитель

В 1855 году умер в разгар Крымской войны Николай 1, и на трон вступил Александр 2. Александр 2 пришел к власти в тяжелый период для страны, сложный период для самодержавия. Он пришел к власти человеком уже сложившимся и имевшим немалый опыт участия в управлении государством.

Александр 2 родился в 1818 году. Его отец Николай 1 и его мать уделяли воспитанию будущего монарха чрезвычайно большое внимание, считая это одной из важнейших задач.

Воспитателем Александра 2 был Жуковский, который старался привить гуманные идеи, был активным противником традиционного сугубо военного воспитания. Старался внушить будущему императору, что власть дана не для удовлетворения собственных амбиций, а для служения обществу, что власть это не привилегия, а это бремя, обязанность, ответственность. Александр получил хорошее образование. Ему преподавал министр финансов Канкрин, крупный государственный деятель; законоведение преподавал Сперанский.

Николай 1 позаботился о том, чтобы сын получил не только книжное образование, но и знание реальной жизни. Во второй половине 1830-х годов Александр совершил поездку по России, побывал в Сибири, встречался со многими людьми. Конечно, принимая его на местах, начальство старалось показать ему все в благоприятном свете.

Потом он поездил по Европе.

В 1840 году началось его приобщение к государственной деятельности. Александр был сделан членом ряда высших гос. учреждений. Когда Николаю 1 приходилось уезжать, то решение текущих дел поручалось наследнику. После смерти своего дяди великого князя Михаила Павловича в 1849 году Александр 2 возглавил главное управление военных учебных заведений. Находясь на этой должности, в 1855 году Александр 2 занял российский престол.

Перед ним стояли сложные задачи.

Необходимы были реформы, который по масштабам были сопоставимы с преобразованиями Петра 1. Но если сравнивать Петра 1 и Александра 2, то они довольно существенно отличаются друг от друга. Александр 2 уступал своему предку в дарованиях. Он был человеком средним, не великим. Кроме того, Петр 1 был реформатором по складу характера, который в принципе любил все новое, и в политике и в быту.

Александр 2 был другого склада. Он в житейском смысле был скорее консерватором. При жизни отца по поводу отмены крепостного права Александр 2 занимал весьма консервативную позицию. Участвуя в работе различных комитетов, которые в 1840-е годы обсуждали крестьянский вопрос, Александр 2 противился принятию каких-либо мер, способных серьезно изменить отношения между крестьянами и помещиками. Но Александр 2 умел понять потребности и обладал достаточным упорством для того, чтобы задуманное реализовать.

Он любил все делать постепенно.

Со временем разумная осторожность Александра превратилась в безразличное отношение к окружающим, к стремлению ничего не делать. Его упорство с годами выразилось в упрямство, в стремление любой ценой настоять на своем.

У Александра были помощники. Он нашел понимание в своей семье. Довольно значительное влияние на государственные дела оказывала жена императора, Мария Александровна, принцесса Гессен-Дармштадтская, она прониклась интересами России.

Она была умная женщина, интересовалась реформами в области просвещения. Никогда ее влияние на царя не было безусловным. Александр 2 старался принимать решения сам.

Великая княгиня Елена Павловна (создательница русского музея), тетка царя, принцесса Вюртембергская. Она вышла замуж за младшего брата Николая 1 за великого князя Михаила Павловича. Елена Павловна была наиболее активным, способным членом императорской фамилии. Ее салон был тем центром, где собирались представители бюрократии, чиновничества.

Многие проблемы обсуждались. Во время Крымской войны Елена Павловна приняла активное участие в организации отряда сестер милосердия. Александр 2 к ней относился с благоговением и прислушивался к ее советам.

Влияние Елены Павловны в императорской семье особенно возросло после того как в 1860 году умерла мать царя Александра 2, и Елена Павловна стала самым старшим членом императорской фамилии.

Но наиболее близким человеком к Александру 2 был его младший брат, великий князь Константин.

Константин родился в 1827 году, т.е. младше на 9 лет. Константин получил узко специальное образование. Он получил морское образование. Его наставником стал ученый, член-корреспондент академии наук Липке. Константин принимал участие в Венгерском походе.

В начале 1850-х годов он возглавил русский флот. Константин активно стремился к знаниям, интересовался историей, поддерживал контакты с Соловьевым.

С его помощью был снят цензурный запрет на посмертное издание сочинений Гоголя.

Константин в интеллектуальном смысле превосходил Александра. Был он и более энергичным. Но у него был тяжелый характер, у него было много врагов. О нем распускали слухи, что он якобы претендует на престол на том основании, что он родился тогда, когда их отец Николай 1 уже был императором. А Александр родился, когда Николай еще не был императором.

Константин занимал весьма важные должности.

С 1965 года он возглавлял Государственный Совет.

В своё время Александр 1 на вопрос о том, почему многие вещи, которые царь считает необходимым реализовать, остаются только на бумаге? он ответил: нет людей, некому это делать.

К середине 19 века такие люди появились.

Сформировался целый слой, который принято называть просвещенной бюрократией. Появление этой своеобразной прослойки было связано с процессом профессионализации государственной гражданской службы.

Чем дальше двигалось общество, тем более сложным объектом управления оно являлось. Для того, чтобы им с успехом управлять, требовалась профессиональная подготовка. Времена, когда для того, чтобы занимать высокий пост достаточно было природной смекалки, умения читать и писать, уходили в прошлое. В 1-й половине 19 века постепенно начинается процесс превращения гражданской службы в профессию, для успешного выполнения которой необходима специальная подготовка.

Этому процессу уделяли большое внимание и Александр 1, и Николай 1.

Центром для подготовки просвещенных чиновников стали учебные заведения, которые открывались в России в значительном количестве к началу 19 века. Это был юридический факультет университета, а также привилегированные высшие учебные заведения: Царскосельский лицей, впоследствии Александровский лицей, Демидовский лицей в Ярославле, училище правоведения, открытое в СПб в 1835 году.

Для формировавшейся прослойки просвещенной бюрократии были характерны новые представления о служебных обязанностях.

Они заключались в том, что обязанности свои эти чиновники видели не только в том, чтобы служить монарху, но и государству, народу, в стране в целом, о чем раньше забывали. Они считали себя лицами, которые должны были выступать в роли арбитров в социальных конфликтах, примирять споры, разрешать разные коллизии, возникающие в обществе, не становясь прямо на сторону противоборствующих сторон, добиваться согласия между ними. Для них было характерно уважение к закону, привитое в стенах учебных заведений, убежденность в том, что необходимо знать реальную жизнь страны не по бумаге, а на самом деле.

Представители просвещенной бюрократии поддерживали тесные контакты с небюрократической средой, литераторами, учеными.

Люди этого типа при Николае 1 на высшие должности в государстве не назначались, они находились как бы во втором эшелоне, занимали посты второго ранга. Но в конце 1850-х – начале 1860-х годов, когда их способности оказались востребованными, они выдвинулись на первый план.

Именно просвещенная часть бюрократии стала той силой, которая реализовала реформы 1860-70-х годов.

Какова была обстановка в русском обществе в целом? Имеется в виду образованная часть, не крестьяне.

Неудачи в Крымской войне, под Севастополем, привели общество в состояние шока.

Это вызвало всплеск общественной активности. В 1855-56 годах эта активность выразилась в широком распространении рукописной литературы. В этих записках давалась оценка сложившейся ситуации и предлагались пути исправления. Авторами записок были люди разные, в том числе и бюрократы.

Широкое распространение получила записка, автором которой являлся один из прибалтийских губернаторов Петр Александрович Валуев.

Записка называлась «Дума русская». В записке давалась резкая критика существующей системы правления. Особенно активно Валуев нападал на то, что он называл «официальной ложью», на то, что ни царь, ни высшие сановники при сложившихся порядках не имеют никакой возможности узнать правду о том, что делается в государстве. Он писал: Посмотрите на отчеты, которые в бесчисленном количестве составляются в разных министерствах, и прочих учреждениях. Складывается очень благоприятное впечатление, кажется, что везде все хорошо, а если имеются беспорядки, то они быстро устраняются.

Но посмотрите на суть дела, и вы увидите, что картина совершенно иная: сверху блеск, а снизу гниль.

Через великого князя Константина записка была передана Александру 2, который с ней имел возможность с ней познакомиться.

Этот всплеск общественной активности заставил и власти в каком-то смысле пойти навстречу желанию общества выговориться, более-менее свободно обсудить стоявшие перед страной проблемы.

Уже в 1855 году начали приниматься меры, нацеленные на смягчение цензуры. Речь не шла о свободе слова. Показателем этого явилось закрытие в конце 1855 года так называемого Бутурлинского комитета, высшего гос. учреждения, которое осуществляло общее руководство цензурой, и с действиями которого были связаны гонения на печать, характерные для последних лет царствования Николая 1.

В 1858 году было разрешено сдержанно обсуждать в открытой печати крестьянский вопрос, что раньше было немыслимо.

В число русских политических терминов входит термин «гласность».

Во время коронации Александра 2 летом 1856 года была объявлена амнистия декабристам, участникам польского восстания 1830-31 года и петрашевцам. Курс на гласность, взятый правительством, диктовался главным образом необходимость проведения реформ. На протяжении многих десятилетий занятие политикой было монополией официальных властей, должностных лиц, бюрократии.

Бюрократия свято была уверена в том, что она знает положение дел в стране, знает существующие проблемы, как их решать, и ни в чьей помощи она не нуждается.

Но уроки Крымской войны показали, что это далеко не так. Необходимо было прислушиваться к советам со стороны, к общественно активным, размышляющим людям. Но для того, чтобы получить такую помощь, необходимо было дать этим людям свободно высказываться, что раньше было невозможно. Политика гласности была в том, чтобы помочь сторонникам реформ обрести общественную поддержку.

Эта политика была формой союза просвещенной части бюрократии и русского образованного общества. Эти силы во многом и были двигателем реформ 1860-х годов.

Вторая половина 1850-начала 1860-х годов прошла под знаком общественного подъема.

Наиболее ярким проявлением являлось бурное развитие периодической печати. Расширялись программы уже существующих печатных изданий, которые стали обсуждать ранее запретные темы. С другой стороны в этот период создаются новые периодические издания. Особенно быстрыми темпами развивалась газетная периодика. За 10 лет (с середины 1850-х до середины 1860-х годов) было открыто более 6 тысяч новых газет. Показательно, что в 18веке, первой половине 19 века главной формой изданий был ежемесячный журнал.

А теперь газеты начинают их теснить, потому что темп общественной жизни резко возрос, и журналы, которые выходили 1 раз в месяц, не могли откликаться быстро. А газета выходила ежедневно.

Наиболее влиятельными периодическими изданиями являлись журналы «Русский вестник», целиком стоявший на либеральных позициях; «Сельское благоустройство», издававшийся славянофилом Кошелевым, «Атеней», основанный группой московских общественных деятелей.

Существенное влияние на общественное мнение оказывал официальный орган морского министерства «Морской сборник».

Морское ведомство возглавлял великий князь Константин, и он добился для этого журнала особого статуса. Пользуясь своим положением царского брата, он вывел журнал из подчинения общей цензуры, лично контролировал, и позволял писать то, что не позволялось писать в других журналах. На страницах «Морского сборника» обсуждались и дела развития народного образования.

Ярким явлением общественного подъема явилась деятельность Герцена.

Герцен эмигрировал из России в 1847 году, основал в 1853 году Вольную русскую типографию в Лондоне. С 1857 года стал издавать газету «Колокол». «Колокол» рассматривал самые разные вопросы русской жизни и нелегальным путем доставлялся в Россию, имел чрезвычайно широкое распространение, читался даже при царском дворе.

Большое влияние на взгляды радикально настроенного общества выражал журнал «Современник», ведущим сотрудником которого являлся Чернышевский.

Общественный подъем нашел свое отражение и в активизации деятельности научных обществ, неполитического характера.

Политические организации создавать было нельзя. Из научных обществ наибольшую активность проявляло императорское русское Географическое общество. Оно было основано еще в 1845 году. Его почетным председателем являлся великий князь Константин. Это признак хорошего финансирования. В рамках этого Геогр. общества происходили встречи гос. деятелей с учеными. При обществе действовал политико-экономический комитет, на котором обсуждались финансовые проблемы.

В 1861 году комитет прикрыли, потому что на него обиделся министр гос. имуществ.

Вольное экономическое общество, было основано еще Екатериной 2. На его заседаниях обсуждались проблемы аграрного развития страны; вопросы, связанные с подготовкой крестьянской реформы.

Создавались новые общества, юридическое общество при Московском университете.

Этот рост общественных организаций, все это является изображением подъема 2-й половины 1850-х – начала 1860-х годов.

Именно с этого времени появляется такой важный фактор как общественное мнение, которое до этого времени практически отсутствовало.

Александр 2 чрезвычайно внимательно следил за публикациями в прессе.

Любимыми делами императора были такие государственные задачи: военная деятельность, дипломатия и печать. Еще в конце 1858 года Александр 2 издал специальное распоряжение, чтобы министры, каждый по своей части, передавали ему для прочтения все статьи, которые заслуживают царского внимания.

Но вскоре это оказалось нереальным. Поэтому был заведен порядок, и царю ежемесячно составлялись обозрения, извлечения из наиболее примечательных статей. Чиновники, которые этим занимались, получили специальные указания: ни коим образом не смягчать критику.

Вскоре такие обозрения представлялись царю ежедневно.

Предпосылки отмены крепостного права, сопротивление
Механизм освобождения крестьян при отмене крепостного права
Реакция на отмену крепостного права в России
Сельское хозяйство, дворянство, крестьянство после отмены крепостного права

Реформы: Местного самоуправления, судебная, военная, (воинская повинность), финансовая, образования
Промышленный переворот в России, развитие железных дорог, промышленности, индустриализация



Личность Александра II. Начало реформ

Вступивший на престол старший сын Николая I цесаревич Александр был красив, умен, образован. Француз А. Кюстин писал о нем так:

Н.

Борель. Император Александр II

Выражение этого взгляда – доброта. Это в полном смысле государь. Вид его скромен без робости. Он прежде всего производит впечатление человека, превосходно воспитанного. Все движения его полны грации. Он прекраснейший образец государя из всех, когда-либо мною виденных.

Легкий и подвижный, в молодости он был прекрасным наездником, смелым, отважным и хладнокровным человеком, что проявлялось не раз во время покушений на императора.

АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ

Александр был лучше многих других из семьи Романовых подготовлен к «ремеслу королей». Один из его наставников, поэт В. А. Жуковский, сказал родителям цесаревича, что будет готовить из наследника не командира полка, а просвещенного монарха, который должен видеть в России не плац и казарму, а нацию. В общем, так и получилось, хотя Александр II, человек средних способностей, по своей природе не был реформатором.

По характеру Александр Николаевич отличался от волевого, целеустремленного отца, императора Николая I. Еще будучи цесаревичем, он не раз говорил, что предпочел бы семейную тихую жизнь публичному бремени власти. Однако он, как человек долга, не колеблясь подчинился своему жребию.

Став императором, Александр II почувствовал, какая огромная ответственность легла на его плечи. При этом с самого начала Александр стал сторонником кардинальных преобразований: отмены крепостного права, реформы армии и флота, финансов, суда и местного управления. Возможно, молодой император, как и окружавшие его люди, сначала не представлял себе трудностей на этом пути, не раз он выказывал сомнения, многое из созданного заново ему было не по душе.

Однако он не видел иного способа разрешить угрожавший России внутренний кризис и вернуть империи прежний статус великой державы.

Для этого он обладал необходимыми данными: получил хорошее образование, долго и серьезно готовился к тому, чтобы занять престол, а поэтому хорошо знал реальное положение дел, часто бывал и за границей, имея возможность сравнивать российские порядки с иностранными.

Знание нескольких европейских языков этому благоприятствовало.

Александр вовсе не собирался изменять унаследованный им от отца старый порядок. Но он понимал необходимость перемен во всех сферах русской жизни. К решительности его подвигло крымское унижение России. Со слезами на глазах он читал донесения из Крыма, был вынужден одобрить сдачу Севастополя, тяжелейший Парижский мир, согласно которому Россия лишалась флота на Черном море и утрачивала там все свое влияние.

Шок от поражения был так силен, что император, несмотря на опасения, свою нерешительность, отчаянное сопротивление консервативного окружения, последовательно осуществлял реформы, поддерживая либеральную группировку в верхах, как раз и проводившую реформы.

Приход Александра II к власти воодушевил многих. Царь чувствовал, что общественное мнение на его стороне. Выражая мнение современников, Герцен из Лондона обратился к нему со словами:

Государь, Ваше царствие начинается под удивительно счастливым созвездием.

На вас нет кровавых пятен, у Вас нет угрызений совести. Весть о смерти отца Вам принесли не убийцы его (намек на Александра I. – Е.

А.). Вам не нужно было пройти по площади, облитой русской кровью, чтобы сесть на трон. Вам не нужно было казнями возвестить народу Ваше восшествие (намек на Николая I – Е. А.). Летописи Вашего дома едва ли представляют один пример такого чистого начала.

Эпохой гласности стали 1856—1861 годы. К ней призывал царя Герцен:

Государь, дайте свободу русскому слову. Уму нашему тесно, мысль наша отравляет нашу грудь от недостатка простора, она стонет в цензурных колодках… Дайте нам вольную речь… Нам есть что сказать миру и своим…

И вскоре, к ужасу консерваторов, в прессе можно было прочитать то, за что при Николае I волокли в полицию.

Вдруг все изменилось разом: смягчилась цензура, были отменены военные поселения, один за другим стали сниматься запреты, начали выдавать паспорта для поездок за границу!

В обстановке всеобщего смятения, отчаянных диспутов, споров о путях, средствах и темпах преобразований формировалось общественное мнение. Оно было на стороне молодого императора, которого не только придворные льстецы, но и народ называл «Царем-Освободителем».

Программа реформ долго вызревала в недрах власти.

Александр подавил сопротивление непримиримых противников реформ из дворян и чиновников и поддержал сторонников либеральных взглядов в обществе. В сложном деле преобразования страны у царя были хорошие сподвижники и помощники: брат царя великий князь Константин Николаевич, Я. И. Ростовцев, Н.

А. и Д. А. Милютины, П. А. Валуев и др.

Исторический портрет Александра II Освободителя

Годы правления:1855-1881

Из биографии

  • Александр II вошёл в историю как Освободитель, так как именно при нём было отменено крепостное право и Россия пошла по капиталистическому пути.
  • Император пришёл к власти в довольно сложное время — шла неудачная для России Крымская война, Россия была ослаблена жёсткой политикой Николая I, да и в мире страна имела непопулярное название — «жандарма Европы».

    Александру II необходимо было закончить войну, восстановить силу и мощь страны, поднять авторитет государства на мировой арене. С этой целью и были проведены широкомасштабные реформы, которые коснулись буквально всех сторон жизни общества.

  • Деятельность Александра II была противоречивой. Передовые реформы сочетались с жёсткими методами управления. Однако в целом именно в его правление страна шагнула далеко вперёд по пути прогрессивного развития, встав в один ряд с ведущими странами Запада.
  • Александр II с детства готовили к престолу.

    Александр 2 Освободитель

    Он получил блестящее образование, знал несколько языков. Одним из его учителей был поэт В.Жуковский.

  • По характеру он был добрым, общительным, благородным, мягким человеком.
  • Николай I рано вводит сына в высшие органы власти — в  Сенат, Синод, он состоит на военной службе и  в ходе Крымской войны отвечает за боеспособность ополчения в Петербурге.

    Таким образом, придя к власти, Александр II имел уже значительный опыт в управлении страной.

  • Именно в его правление Россия праздновала тысячелетие Руси, был открыт в Новгороде знаменитый памятник М.Микешина.

    Александр II  был достоин славы многих своих предшественников, принёсших славу великой России.

 Исторический портрет Александра II

Направления деятельности

 1.Внутренняя политика

Направления деятельностиРезультаты
Совершенствование системы государственного управленияВ 1861 году был создан Совет министров.

Рассматривались планы по принятию проекта -« конституции» Лорис-Меликова.

По ней Государственный совет становился  как бы началом будущего парламента, так как в него предлагалось вводить выборных представителей общественности. Однако смерть императора не позволила стать проекту реальностью.

Совершенствование системы местного самоуправления.1864- принято Положение о земских учреждениях, по которому  вводились земства — органы местного самоуправления.

Они не решали  политических вопросов, занимались экономическими, местными хозяйственными делами.

Особое внимание уделялось образованию и  оказанию медицинской помощи.

Городовое положение- 1870. По нему  вводилось городское всесословное самоуправление. Избиралась на 4 года Городская дума.

Решение крестьянского вопроса19 февраля 1861 года- Манифест об освобождении крестьян, по которому крестьянам дарована личная свобода и основные гражданские права,  появилась возможность выкупать землю, объединяясь в сельские общины.

Крестьяне становились временнообязанными.

Модернизация военной системы РоссииС 1864 1874 проводилась  военная реформа. Было введено 15 военных округов для эффективного управления армией, началось перевооружение, открывались новые военные учреждения.

1874- введение всеобщей воинской повинности, сокращение сроков службы.

Ликвидация военных поселений в 1857г.

Совершенствование судебной системыВ 1864г.

был принят один из самых прогрессивных по тем временам судебный устав. Он устанавливал всесословный, равный, состязательный, гласный , независимый суд, были учреждены  суд присяжных, мировые суды, адвакатура. Высшей судебной инстанцией был Сенат.

Проведение мер по развитию экономики, увеличению экономической мощи страны.Постепенный отказ от политики  протекционизма, либерализм во внешней торговле привёл к притоку иностранного капитала.

Поощрялось и поддерживалось частное предпринимательство.

Совершенствовалась банковская системам.

Дальнейшее развитие культуры и образования1863-Указ об автономии университетов.

1864- реформа образования: принятие школьного устава, по которому образовывались гимназии и реальные училища, устанавливалось равенство при получении среднего образования.

В 1865 году были приняты « Временные правила дляпечати», они отменяли предварительную цензуру.

Период правления Александра II — это расцвет культуры, науки, техники, в это время были построены величайшие архитектурные сооружения( например, исторический музей В.Шервуда в Москве)

Борьба с проявлениями инакомыслия,революционными выступлениями.Правления Александра II характеризуется сочетанием либерализма и консерватизма.

Была создана Верховная распорядительная комиссия с неограниченными полномочиями во главе с  Т.Лорис-Меликовым.

Усилилась борьба с революционными выступлениями, народничеством.

К этому императора подтолкнули и многочисленные покушения на него, в результате последнего- 1 марта 1881- он был убит .

2.

Внешняя политика

Направления деятельностиРезультаты
Западная политика, налаживание отношений со странами Запада, ликвидация последствий условий Парижского мира.Именно Александру II  пришлось подписать Парижский мирный договор с Турцией, по которому Россия лишилась выхода к Чёрному морю.

Поэтому все последующие действия были направлены на возвращение утраченного.

1871- на Лондонской конференции были отменены позорные статьи Парижского договора.

1873- подписан Союз трёх императоров, по которому Россия, Германия и Австро-Венгрия  договаривались о взаимной военной помощи.

1878-Берлинский конгресс, признавший условия Сан-Стефанского мира.

Решение восточного вопроса, который был связан со взаимоотношениями с Турцией и проблемами на Кавказе.1877-1878- война с Турцией.

По Сан-Стефанскому договору Россия получала большую территорию: Бессарабии и добилась независимости многих славянских народов.

В 1864 году была завершена Кавказская война, которая значительно расширила территорию Россию в данном регионе.

Азиатское и дальневосточное направление политики.В правление Александра II была присоединена большая часть Средней Азии

Были подписаны выгодные договоры  с Китаем ( Айгунский- 1856г.

и Пекинский -1860г договоры) о строительстве КВЖД,  аренде части территории Китая, установлении границы.

В 1867 годы была продана Аляска США — одна из политических ошибок Александра II.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Александр II провёл широкомасштабное реформирование буквально во всех сферах общественной жизни, что привело к значительному укреплению государственности, экономики, повышению авторитета России в мире.

    Его правление называют « периодом Великих Реформ».

  • Создание Совета министров, проекты преобразования Государственного совета с привлечением в него выборных представителей — это всё свидетельствует о стремлении императора найти наиболее приемлемые формы государственной власти, отвечающие новому времени.
  • Был сделан значительный шаг в развитии местного самоуправления. И хотя во многом органы местного самоуправления были ограничены в правах,  это было большим шагом вперёд , так  как заменили прежние сословные местные органы власти.
  • Именно Александр I Iсделал решительный шаг по освобождению крестьян от крепостной зависимости.

    Несмотря на ряд противоречивых моментов, нельзя не отметить, что это было величайшее событие в жизни России — крестьяне получили личную свободу, появился рынок рабочей силы, значительно быстрее стала развиваться промышленность.

    Россия уверенно шла по пути капитализма.

  • Реформирование армии, введение всеобщей воинской повинности, перевооружение привело к значительному повышению боеспособности России.
  • Судебная реформа, вводившая бессословность судов, стала величайшим достижением Александра II.

    До сих пор многие особенности судебной системы, установленные в его правления, продолжают успешно действовать.

  • Александр II многое сделал для развития образования, культуры в целом. Это время деятельности величайших учёных, поэтов, писателей, художников, архитекторов и скульпторов. Созданное в его правление   до сих пор является сокровищницей культуры России.
  • Успешной была и внешняя политика Александра II: он сумел закончить Крымскую войну, вернуть выход к Чёрному морю, присоединить большие территории на юге, востоке, в Азии, установить дипломатические отношения со многими странами, значительно повысить международный авторитет России.

Таким образом, Александр II – один из наиболее ярких правителей России, приумноживших её силу, мощь и авторитет.

Хронологию деятельности Александра II вы можете найти на моём сайте  poznaemvmeste.ru в разделе « Даты».

Данный материал можно использовать, готовясь по теме:

ЕГЭ, задание  № 25, историческое сочинение.

Автор: Мельникова Вера Александровна

Памятник « 1000-летие России».

Новгород. Автор: М.Микешин. 1862

ekoshka.ru

13 марта 1881 г. был убит российский император Александр II » Военное обозрение

Александр был старшим сыном сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Федоровны (дочери прусского монарха Фридриха-Вильгельма III). Александр Николаевич получил хорошее образование. Его наставником, руководившим процессом воспитания и образования, и учителем русского языка был В. А. Жуковский, учителем Закона Божия – богослов, протоиерей Г. Павский, учителем истории и статистики – К. И. Арсеньев, законодательства – М. М. Сперанский, финансов – Е. Ф. Канкрин, внешней политики – Ф. И. Брунов, военным инструктором — капитан К. К. Мердер и др. видные преподаватели.

Личность будущего императора формировалась под влиянием отца, который хотел видеть в наследнике военного, и одновременно поэта Жуковского, который стремился воспитать просвещённого монарха, монарха-законодателя, проводящего в России разумные реформы. Обе эти тенденции оставили глубокий след в характере Александра Николаевича.

Возглавив Россию в 1855 году, он получил тяжёлое наследие. Шла тяжёлая Крымская война, Россия была международной изоляции. Перед страной стояли тяжёлые внутриполитические вопросы: продолжалась Кавказская война, не был решён крестьянский вопрос и т. д. Александр Николаевич вынужден был стать царём-реформатором. В марте 1856 года был заключён Парижский мир. В этом же году Александр II тайно заключил «двойственный союз» с Пруссией, прорвав дипломатическую изоляцию России. Одновременно Александр Николаевич сделал некоторые послабления во внутренней политике: приостанавливались на 3 года рекрутские наборы; льготы получили декабристы, петрашевцы, участники польского восстания 1830—1831 гг. В 1857 году были отменены военные поселения. Началась своеобразная «оттепель» в общественно-политической жизни России.

Александр взял курс на отмену крепостного права и в 1861 году продавил это решение. Причём был принят более мягкий вариант реформы – изначально предлагалось провести «остзейский вариант», с безземельным освобождением крестьян. При поддержке императора были проведены земская и судебная реформы (1864 г.), городская реформа (1870 г.), военные реформы (60—70-х годов), реформа образования. В целом Александр проводил реформы либеральной направленности. Так, было облегчено положение еврейства, отменены телесные наказания, облегчена цензура и т. д.

В правление Александра Николаевича Россия одержала решительные победы в Кавказской войне и завершила её. Северный Кавказ были замирен. Успешно завершилось продвижение империи в Среднюю Азию: в 1865—1881 гг. в состав России вошла большая часть Туркестана. В 1870 году Россия, воспользовавшись победой Пруссии над Францией, смогла отметить статью Парижского договора о нейтрализации Чёрного моря. Россия одержала победу в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Хотя Петербургу, под давлением Запада, пришлось отказаться от части завоеваний. Российская империя вернула южную часть Бессарабии, потерянную после Крымской войны, и получила Карсскую область. Правда, правительство Александра совершило стратегическую ошибку – в 1867 году США продали Аляску, что серьёзно ухудшило позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

После Польского восстания 1863-1864 гг. и покушения Д.В.Каракозова на жизнь императора в апреле 1866 года, Александр II стал больше прислушиваться к сторонникам охранительного курса. Гродненским, минским и виленским генерал-губернатором был назначен «охранитель» М. Н. Муравьёв, он провёл серию реформ направленных на русификацию, восстановление позиций православия в крае. На высшие государственные посты были назначены консерваторы Д. А.Толстой, Ф. Ф.Трепов, П. А.Шувалов. Многие сторонники реформ, кроме некоторых исключений, вроде военного министра Милютина и министра внутренних дел Лориса-Меликова, были отстранены от власти. Однако в целом курс реформ был продолжен, но более осторожно, вяло.

В конце своего царствования был разработан проект расширения функций Госсовета и учреждения «Общей комиссии» (съезда), куда предполагалось ввести представителей от земств. В результате самодержавие могло быть ограничено в пользу органов с ограниченным представительством. Авторами этой идеи были министр внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов, министр финансов А. А. Абаза. Император незадолго до своей гибели одобрил проект, но его не успели обсудить на совете министров.

Реформы привели к дестабилизации внутриполитической ситуации в России. Революционное подполье, в лице народовольцев, усилило свои позиции и взяло курс на ликвидацию царя. По мнению заговорщиков, гибель императора должна была вызвать революционную волну в России. 4 апреля 1866 года Каракозов пытался застрелить царя, который гулял по Летнему саду. Надо отметить, что охрана главы русского государства, тогда была организована крайне плохо. 25 мая 1867 года в Париже в Александра стрелял польский эмигрант Березовский. 2 апреля 1879 года, когда император гулял в окрестностях Зимнего дворца без охраны и без спутников(!), Соловьёв несколько раз стрелял в Александра. 19 ноября 1879 года заговорщики подорвали поезд свиты императора, приняв его за царский. 5 февраля 1880 года был устроен взрыв на первом этаже Зимнего дворца. Он привел к многочисленным жертвам.

Несмотря на все эти «звоночки», только 12 февраля 1880 года была учреждена Верховная распорядительная комиссия для охраны государственного порядка и борьбы с революционным подпольем. Но возглавил её либерально настроенный граф Лорис-Меликов. Итог столь небрежного отношения к смертельной опасности и деятельности тогдашней «пятой колонны» был очевиден и печален.

В последний день своего правления Александр Николаевич чувствовал себя усталым и одиноким человеком. Реформы вызвали ряд негативных процессов в империи. Неудачи во внутренней политике дополнялись семейными неурядицами. После смерти императрицы Марии Александровны он женился на княгини Е. Юрьевской. Однако наследник престола отказался её признавать. Между отцом и сыном возникло напряжение.

В воскресенье 1 (13) марта утром государь принял министра внутренних дел Лорис-Меликова. Он одобрил его конституционный проект и назначил на 4 марта заседание Совета министров. Надо сказать, что большинство министров одобряли этот план. Когда 8 марта это совещание состоялось, уже под председательством Александра III, большинство министров высказалось «за», против были только Строганов и Победоносцев (Александр III принял их точку зрения).

Лорис-Меликов попросил царя не ездить в этот день на развод войск. Такие просьбы в последнее время повторялась регулярно, император почти перестал посещать войска. Александр возмутился: «Я не желал бы, чтобы мой народ счёл меня трусом!» Министр внутренних дел не отступил и обратился к княгине Юрьевской, зная насколько Александр подвержен женскому влиянию. Ей удалось уговорить мужа. Поездка на развод была отменена. Но во дворец явилась великая княгиня Александра Иосифовна. Её младший сын, племянник государя, должен был первый раз предстать перед ним на том разводе. Александр принимает роковое решение.

В третьем часу пополудни Александр Николаевич возвращался во дворец. Императорская карета ехала в сопровождении казаков и саней полицмейстера. Когда выехали на Екатерининский канал, карету тряхнуло и окутало дымом. Это бросил взрывное устройство Н. Рысаков. Кучер хотел уехать, но Александр велел остановиться. Выбравшись из кареты, он увидел, что пострадало несколько казаков и прохожих. Рысаков пытался убежать, но был схвачен. Он отбивался от наседавшей толпы, когда подошёл царь и сказал: «Что ты сделал, сумасшедший?» А также спросил его имя и звание. Рысаков назвался мещанином. Подбежал полицмейстер, спросил, не ранен ли государь. «Слава Богу, нет», – сказал Александр. Рысаков услышал это и зло сказал: «Ещё слава ли Богу?» Никто не понял скрытого смысла этих слов.

Александр Николаевич склонился над затихшим раненным мальчиком, перекрестил его и пошёл к экипажу. Вдруг раздался новый взрыв. Это И. Гриневицкий бросил под ноги государя вторую бомбу. И убийца, и император были смертельно ранены и умерли в тот же день. Император фактически лишился ног. «Во дворец … Там умереть…» – еле слышно прошептал он. Примерно через час, в 3 часа 35 минут пополудни, Александр II скончался в Зимнем дворце.



Александр II Николаевич в значительной мере был сам повинен в своей гибели. Не зря Победоносцев говорил, что только чистое самодержавие может противостоять революции. Александр расшатал николаевскую империю. К счастью для России, бразды правления после его гибели перехватила сильная рука Александра III, который смог заморозить гниение империи. В то же время его правление оставило по себе добрую память. В начале 20 столетия, когда русских крестьян спрашивали о том, кого из исторических деятелей они помнят, они называли и Царя-Освободителя.

topwar.ru

Правление Александра 2-го и его реформы

Император Александр 2-й родился 29 апреля 1818 г. Будучи сыном Николая 1-го и наследником престола, он получил отличное разностороннее образование. Учителями Александра были Жуковский и боевой офицер Мердер. Заметное влияние на формирование личности Александра 2-го оказал и его отец. Александр вступил на престол после смерти Николая 1-го – в 1855 г. К тому времени он уже имел некоторый опыт управления, поскольку исполнял обязанности государя, пока отца не было в столице. В историю этот правитель вошел как Александр 2-й Освободитель. Составляя краткую биографию Александра 2-го, необходимо упомянуть о его реформаторской деятельности.

Женой Александра 2-го в 1841 г. стала принцесса Гессен-Дармштадтская Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария, более известная как Мария Александровна. Она родила Александру семерых детей, двое старшие умерли. А с 1880 г. царь был женат (морганатическим браком) на княжне Долгорукой, от которой имел четверых детей.

Внутренняя политика Александра 2-го разительно отличалась от политики Николая 1-го и ознаменовалась множеством реформ. Важнейшей из них стала крестьянская реформа Александра 2-го, по которой в 1861 г., 19 февраля, было отменено крепостное право. Эта реформа вызвала настоятельную необходимость дальнейшего изменения многих российских институтов и повлекла за собой проведение Александром 2-м буржуазных реформ.

В 1864 г. по указу Александра 2-го была проведена земская реформа. Ее целью стало создание системы местного самоуправления, для чего был учрежден институт уездного земства.

В 1870 г. была проведена городская реформа, которая положительно повлияла на развитие промышленности и городов. Учреждены городские думы и управы – представительские органы власти. Судебная реформа Александра 2-го, проведенная в 1864 г., ознаменовалась введением европейских правовых норм, но некоторые особенности ранее действовавшей судебной системы были сохранены (к примеру, особый суд для чиновников).

Следующей стала военная реформа Александра 2-го. Ее результат – всеобщая воинская повинность, а также близкие к европейским стандарты организации армии. В ходе проведения финансовой реформы Александра 2-го был создан Государственный банк, произошло зарождение официальной бухгалтерии. Логическим завершением реформаторской деятельности явилась подготовка первого в российской истории официального проекта Конституции.

Переоценить важность либеральных реформ Александра 2-го, которые иногда именуются «революцией сверху», сложно. Итогом реформ Александра 2-го явилось активное развитие машинного производства, появление новых отраслей в российской промышленности, но не только. Значение реформ состоит и в том, что общественная жизнь в стране стала более либеральной, серьезно изменился и политический строй. Это закономерно привело к активизации общественного движения при Александре 2-м.

Внешняя политика Александра 2-го была весьма успешна. За время его правления Россия вернула себе пошатнувшееся при Николае 1-м военное могущество. Весной 1864 г. был подчинен Северный Кавказ, где долгое время шли безуспешные военные действия. Тот же год ознаменовался подчинением Туркестана и умиротворением Польши. Принесшая славу российскому оружию война с Турцией 1877-1878 гг. довольно значительно увеличила территорию страны. Но Россией была утрачена Аляска, проданная США за относительно небольшую сумму – 7 млн 200 тыс. долл.

Правление Александра 2-го было омрачено множеством покушений на его жизнь. Первое из них было совершено в Париже 25 мая 1867 г. Вторая попытка покушения произошла в Петербурге в 1879 г. Затем последовала попытка взрыва императорского поезда (26 августа 1879 г.), а позже – взрыв в Зимнем дворце (5 февраля 1880 г.).

«Великие реформы» Александра 2-го были прерваны его смертью 1 марта 1881 г. В тот день царь Александр 2-й намеревался подписать проект масштабных экономических и административных реформ Лорис-Меликова. Покушение на Александра 2-го, совершенное народовольцем Гриневицким, привело к тяжелейшему ранению и смерти императора. Так завершилось правление Александра 2-го. На русский престол взошел его сын – Александр 3-й.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

 

historynotes.ru

Биография императора Александра II Николаевича

По случаю коронации Александр II объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830-1831 годов.

Преобразования Александра II затронули все сферы деятельности российского общества, сформировав экономико-политические контуры пореформенной России.

3 декабря 1855 императорским указом был закрыт Высший цензурный комитет и обсуждение государственных дел стало открытым.

В 1856 году был организован секретный комитет “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”.

3 марта (по старому стилю 19 февраля) 1861 года император подписал Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, за что его стали называть “царем-освободителем”. Превращение крестьян в свободную рабочую силу способствовало капитализации сельского хозяйства и росту фабричного производства.

В 1864 году изданием Судебных Уставов Александр II отделил судебную власть от властей исполнительной, законодательной и административной, обеспечив ее полную независимость. Процесс стал гласным и состязательным. Реформировалась полицейская, финансовая, университетская и вся светская и духовная образовательная система в целом. К 1864 году относится и начало создания всесословных земских учреждений, которым было вверено заведование экономическими и прочими общественными вопросами на местах. В 1870 году на основании Городового положения появились городские думы и управы.

В результате реформ в области образования самоуправление стало основой деятельности университетов, получило развитие среднее женское образование. Основано три Университета — в Новороссийске, Варшаве и Томске. Нововведения в сфере печати существенно ограничили роль цензуры и способствовали развитию средств массовой информации.

К 1874 году в России было произведено перевооружение армии, создана система военных округов, реорганизовано Военное министерство, реформирована система подготовки офицерских кадров, введена всеобщая воинская повинность, сокращен срок военной службы (с 25 до 15 лет, включая службу в запасе), отменены телесные наказания.

Также императором было проведено учреждение Государственного банка.

Внутренние и внешние войны императора Александра II были победоносными — подавлено восстание, вспыхнувшее в 1863 году в Польше, закончилась Кавказская война (1864). По Айгунскому и Пекинскому договорам с Китайской империей Россия в 1858-1860 годах присоединила Амурский и Уссурийский края. В 1867-1873 годах территория России увеличилась за счет завоевания Туркестанского края и Ферганской долины и добровольного вхождения на вассальных правах Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Одновременно в 1867 году заморские владения — Аляска и Алеутские острова были уступлены США, с которыми установились добрые отношения. В 1877 году Россия объявила войну Османской империи. Турция потерпела поражение, предопределившее государственную независимость Болгарии, Сербии, Румынии и Черногории.

ria.ru

Последствия убийства Александра 2


Убийство Александра 2 1 марта 1881 года радикально изменило обстановку в стране, но изменило не в том отношении, в котором надеялись народовольцы, организуя эту акцию. Конечно, народовольцы не были настолько наивны, чтобы рассчитывать и пытаться на практике своими силами захватить власть, воспользовавшись замешательством правящих кругов. Это было совершенно нереально, поскольку силы организации были слабы.


Народовольцы надеялись на то, что убийство царя послужит сигналом к народной революции и в городах и в деревнях. Но этого не произошло. Оснований ждать революционного взрыва было не больше, чем в конце 1850-х – начале 1860-х годов. В СПб обстановка оставалась в целом спокойной. В деревне народовольцы рассчитывали на крестьянские выступления, хотя работа в деревне могла убедить их в том, что поднять крестьян на революцию не удается.


На убийство Александра 2 крестьяне отреагировали естественным для них традиционным образом, в контексте своих монархических убеждений, представления о царе как о народном заступнике. Эти представления усилились в царствование Александра 2. Этому способствовала отмена крепостного права. Крестьяне были недовольны условиями, но из этого не следовало, что бывшие помещичьи крестьяне совсем не оценили то обстоятельство, что они получили свободу. Они это связывали с деятельностью царя. Они рассуждали так: в 1861 году царь дал крестьянам волю, теперь в 1881 году он хотел отдать им и помещичью землю. За это его убили. Кто убил? Помещики, чтобы помешать царю отдать им земли. Такие рассуждения властей беспокоили. Если бы крестьяне утвердились в мыслях, что царя убили помещики за то, что он хотел отдать им землю, то могли быть серьезные волнения. Поэтому губернаторам, местной администрации было дано указание разъяснять крестьянам то, что к убийству Александра 2 помещики и дворяне отношения не имеют.


Вскоре после убийства Александра 2 лидеры Народной воли были арестованы, осуждены и казнены. Попытки возобновить деятельность Народной воли на прежних основаниях предпринимались, но в 1885-86 году деятельность ее была пресечена полицией. Вместе с тем перестал действовать и Черный передел.


Тем не менее, перемены произошли. Во внутренней политике царского правительства в 1880-начале 1890-х годов произошло резкое усиление консервативных начал. Начинается ревизия реформаторского наследия 1860-70-х годов. Поэтому еще в дореволюционной историографии эта политика, связанная с Александром 3, получила название «Эпоха контрреформ». Это название не вполне точное, поскольку движение общества по пути модернизации продолжалось. Более того, именно тогда были реализованы некоторые идеи, которые не были осуществлены в 1860-70-е годы. Но тем не менее определенные основания для такой характеристики были. Действительно, многие институты были реорганизованы в консервативной тональности. Это было вызвано действиями народовольцев. Террористическая деятельность скомпрометировала реформаторские начинания. Выяснилось, что реформы 1860-70-х годов не принесли обществу стабильного развития, наоборот, способствовали возникновению весьма острых коллизий, немыслимых во времена Николая 1.


Эти настроения в какой-то степени выразил анонимный автор одной из записок, адресованных новому императору Александру 3. По поводу убийства Александра 2 этот человек писал: твой отец не святой и не мученик, поскольку он пострадал не за церковь и не за веру православную. Он пострадал за то, что распустил свой народ. И этот распущенный народ его убил.


Думали так очень многие. С.М. Соловьев – крупнейший историк 19 века, человек либеральных взглядов, автор 29-томной истории России, писал о том, что Александр 2 отпустил вожжи, и все понеслось без руля к хаосу и катастрофе.


Многие государственные деятели 1880-90-х годов начинали свою карьеру как приверженцы либеральных преобразований, а потом поменяли свои взгляды, зачастую на противоположные, разочаровавшись в результатах преобразовательной деятельности Александра 2 и его окружении.


Для пересмотра результатов реформ имелись и другие основания, более общего плана. Реформы 1860-70-х годов многое изменили в жизни русского общества, и к лучшему. Но вместе с тем не все выдержало проверку временем и нуждалось в корректировке.


Земские учреждения. Земства сделали много для хозяйственного, культурного прогресса страны. Земства имели свои деньги, контроль за расходами со стороны государственных инстанций отсутствовал. Однако земский самоконтроль не был налажен. В результате здесь вращались большие деньги и без контроля. Этим пользовались в своих интересах.


На внутреннюю политику царского правительства в 1880-90-е годы сильный отпечаток наложила и личность Александра 3.



biofile.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о