Первопечатник иван федоров 3 класс – Презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме: Литературное чтение » Первопечатник Иван Фёдоров». | скачать бесплатно

Содержание

Урок для 3 класса по теме: «Первопечатник Иван Фёдоров»

Урок литературного чтения с элементами проблемно-эвристического обучения

3 класс

«Первопечатник Иван Фёдоров»

Учитель Ефремова Ирина Анатольевна

Липецк 2014

Автор: Ефремова Ирина Анатольевна

Полное название образовательного учреждения: Областное автономное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида, центр дистанционного образования.

Курс: Литературное чтение

Раздел: Самое великое чудо на свете

Тема: «Первопечатник Иван Фёдоров»

Класс: 3 класс

Учебно-методическое обеспечение: Литературное чтение. 3 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений . В 2 ч . Ч . 1 / [сост. Л. Ф. Климанова и др.] М. :Просвещение, 2013

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока:

  • познакомить с биографией первопечатника Ивана Фёдорова;

  • доказать необходимость и неизбежность возникновения печатной книги;

её значение для российской культуры.

Планируемые результаты:

Предметные:знать историю создания первой печатной книги, уметь сравнивать древние рукописные и печатные книги, уметь рассказать о первопечатнике Иване Фёдорове,знать и токовать значение слов посох, друкарь, напраслина;

Метапредметные
регулятивные УУД: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности; оценивать свои достижения; 
познавательные УУД

: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока; интерпретировать ее, извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя; выделять главную мысль; обогащать и активизировать словарный запас; уметь устанавливать причинно-следственные связи; мыслить логически, выдвигать и доказывать гипотезы; самостоятельно находить правильные решения;
коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников; 
Личностные: проявлять интерес к истории своего Отечества, выражать желание больше узнать о появлении письменности на Руси и создания книг, бережно относиться к книгам.

Проблемный вопрос (проблемная задача): Нужно ли было создавать печатные книги вместо рукописных?

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Форма урока: урок-диалог

Методы, приемы проблемно-эвристического обучения:

проблемно-эвристические— эвристическая беседа, побуждающий диалог;

Оборудование:

КП и видеопроектор

План проведения урока:

Этапы урока

Ход урока:

I.Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы продолжаем беседу о САМОМ ВЕЛИКОМ ЧУДЕ НА СВЕТЕ: о книге.

Недаром книгу называют Страной Чудес.

В Долине Снов дворец стоит,
а в нем волшебный ключ сокрыт.
Тот дивный ключ откроет дверь
в Страну Чудес. Ты мне поверь!

В Стране Чудес полно зверушек,
там вкусный суп из алых грушек, 
там много сказочных существ.
В долине сладостей не счесть!

Там нету зла, там лишь Добро!
Там сердце радости полно!
В волшебную страну шагнуть
поможет книжка. В добрый путь! 

Такими прекрасными словами мы открываем сегодняшний урок.

— С какими книгами мы познакомились на прошлом уроке? ( С рукописными.) (Слайд 3)

—Почему они так назывались? (Их писали от руки.)

Какими же они были? Вспомнить об этом нам поможет кроссворд.

( Слайд 4)

/Разгадывание кроссворда/

1.Запись исторических событий Древней Руси? (летопись)

2.Автор первой летописи? (Нестор)

3. Как называют произведение письменности? (рукопись)

4.Самая известная летопись Древней Руси – «Повесть ….. лет.» (временных)

5.Кто чаще всего писал рукописные книги? (монахи)

6.Что использовали для письма? (пергамент)

7. Что служило орудием письма? (перья)

8.Мы называем книгу «Страна …..» (чудес)

9.Чем обтягивали переплёт? (кожа)

10.А ещё? (ткань)

11.В начале каждой летописи описывалась глубокая ….. (древность)

12. Столица Древней Руси. (Киев)

13.Из чего делали переплёт рукописных книг? (доски)


III. Создание проблемной ситуации.

-Ребята! Посмотрите на свои учебники. Похожи ли они на те книги, о которых мы сегодня говорили? ( Нет, они напечатаны)

Как вы считаете, нужно ли было создавать печатные книги вместо рукописных?

(Ответы учащихся)

IV.Решение познавательной задачи.

-Давай те заполним таблицу, в которой укажем достоинства и недостатки первых печатных книг.

(Дети высказывают свои гипотезы, учитель заполняет начерченную таблицу. Учитель направляет мысли детей: -Что нужно для создания печатной книги? -Кто должен печатать книги? -Все ли согласны с мнением ученика?)

Плюсы

Учащиеся делают вывод:

Мы видим, что плюсов получилось больше, чем минусов. Именно поэтому мы пользуемся сейчас печатной литературой.

V.Самоопределение к деятельности.

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

-Сформулируйте тему урока. (Ответы детей)

Выделяется центральное слово кроссворда. (Слайд 5)

-Посмотрите, какое слово у нас получилось после разгадывания кроссворда.

(Выделилось слово «первопечатник»)

-Как вы понимаете слово «первопечатник»? (Ответы детей)

-Откройте страницу 8 и прочитайте тему урока.(Первопечатник Иван Фёдоров) (Слайд 6)

VI. Новая тема.

-Посмотрите, что вы видите на картинках? (Памятник, печатный станок)

Это памятник Ивану Фёдорову. Он основал книгопечатание на Руси.

Рассказ учителя об Иване Фёдорове с показом слайдов.

(Слайд 7)

Иван Федоров (ок. 1510—1583) — основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Вероятно, в 50-х гг. XVI в. работал в так называемой анонимной типографии в Москве. Вместе с Петром Тимофеевым напечатал Апостол (1563—1564), ставший первой русской датированной печатной книгой. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа, Федоров создал так называемый старопечатный стиль. (Слайд 8) Его шрифт разработан на основе московского полууставного письма середины XVI в. В 1565 г. Федоров и Тимофеев напечатали в Москве два издания Часовника. В 1566 г. Федорову и Тимофееву пришлось покинуть Русское государство и переехать в Литву. Новая типография была основана в Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где были напечатаны Учительное Евангелие и Псалтырь (1569) с часословом (1570).(Слайд 9,10) Затем Федоров переехал во Львов. Здесь он напечатал (1574) новое издание Апостола со своим послесловием.

(Слайд11) В том же году он выпустил букварь — первый русский печатный учебник. (Слайд 12) Четвертая типография Федорова основана в г. Остроге у князя К. Острожского. Здесь он выпустил азбуку, Новый Завет с Псалтырью (1580) и алфавитно-предметный указатель «Книжка, собрание вещей нужнейших», первую полную Библию на славянском языке (1580-1581) и др. Федоров был разносторонним мастером, владевшим многими ремеслами: отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру. Умер во Львове.

VII. Физкультминутка. (Слайд 13)

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

VIII. Продолжение работы по новой теме.

1.Как вы думаете, почему Иван Фёдоров захотел напечатать книгу— недорогую, доступную, большим тиражом? (Предположения детей) Учитель репликами побуждает детей к высказыванию различных предположений.

Давайте просмотрим отрывок фильма «Первопечатник Иван Фёдоров» и узнаем, верно ли мы ответили на этот вопрос.

Просмотр фрагмента фильма «Первопечатник Иван Фёдоров». https://www.youtube.com/watch?v=ZTaETipRGSs

Вопросы к просмотренному фрагменту.

Почему же Иван Фёдоров захотел напечатать книгу? (Чтобы люди потянулись к чтению, знаниям; хотел отдать дань родной земле; рукописные книги долго писались) Дети сравнивают свои предположения с полученной информацией.

2.Чтение текста. (Слайд 14)

—А теперь прочтём рассказ об Иване Фёдорове.

(Учащиеся читают текст на с. 10-12)

3. Работа с терминами.

—Найдите в тексте незнакомые слова. У нас есть ребята, которые заранее нашли толкование этих слов в словаре.

(Дети объясняют значение слов. На экране открываются значения слов ).(Слайд 15)

Посох — длинная и толстая трость.

Друкаръ — типограф, печатник.

Напраслина — ложное обвинение.

IX.Рефлексия.

—Каким человеком был Иван Фёдоров?

—Как вы считаете, почему появление первой печатной книги на Руси явилось великим событием? (Ответы детей)

X.Заключительное слово учителя.

—Завершить наш урок я хочу отрывком из стихотворения Сергея Михалкова «Мы дружны с печатным словом».

Мы дружны

с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

XI. Домашнее задание. (Слайд 16)

Ответить на вопросы с. 12

Подготовить краткий рассказ об Иване Фёдорове.

Критерии оценивания обучающихся в рамках проведенного урока:

1.Учащиеся могут передавать информацию, демонстрируют знание материала.

2.Учащиеся исследуют проблему, выдвигают гипотезы, делают выводы.

3.Учащиеся могут работать с текстом, находить в тексте ответы на поставленные вопросы.

Список использованной литературы:

1. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений . В 2 ч . Ч . 1 / [сост. Л. Ф. Климанова и др.] М. :Просвещение, 2013

2. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс. Просвещение, 2013

Интернет-ресурсы:

1.http://razom.znaimo.com.ua/docs/2689/index-61627.html

2.http://tarasov.21-hormaly.edusite.ru/p5aa1.html

3.https://www.youtube.com/watch?v=ZTaETipRGSs

4.http://www.myshared.ru/slide/627961/

5.http://ppt4web.ru/literatura/pervopechatnik-ivan-fedorov0.html

6. http://prezentacii.com/literatura/9887-pervopechatnik-ivan-fedorov.html

7.Автор шаблона: Бондарь Елена Александровна,учитель начальных классов, МАОУ лицея

№ 1 имени А.С.Пушкина города Томска.

http://www.pedsovet.su/_ld/224/27460178.jpg

Временная реализация, мин

  1. Орг. Момент.

2

  1. Актуализация знаний.

5

  1. Создание проблемной ситуации.

1

  1. Решение познавательной задачи.

4

  1. Самоопределение к деятельности.

2

  1. Новая тема.

4

  1. Физкультминутка.

1

  1. Продолжение работы по новой теме.

23

9

12

2

  1. Рефлексия.

2

  1. Заключительное слово учителя.

1

Минусы

1.Можно напечатать быстро.

2.Большой тираж.

3.Доступность.

4.Невысокая цена.

1.Трудность создания первого печатного станка и шрифта.

2. Мало мастеров, умеющих печатать на станках.

doc4web.ru

Конспект урока чтения в 3 классе «Первопечатник Иван Фёдоров»

1. Печатных дел мастера.

2. Первый русский печатник.

3. Словарная
работа.

4. Первые печатные книги Ивана Фёдорова.

– Рукописные книги писались долго, поэтому их было мало. В рукописных книгах допускалось много ошибок, так как писцы уставали за работой, а некоторые не умели читать и просто срисовывали то, что видят.

В XV веке немецкий мастер Иоганн Гутенберг придумал буквы – литеры, оставля-

ющие на бумаге чёткий отпечаток. Гутенберг отливал выпуклые изображения букв
из металла. Мастер набирал из букв-литер строчки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге.

В Древней Руси книги были очень дорогими. Их писали на пергаменте от руки. Про-

стые люди не могли купить себе книгу. Задумались в Москве над этой проблемой. Сначала хотели печатать книги на славянском языке в чужих землях. Но прикинули – далеко, да и возить трудно, дорого, неудобно. Тогда же Иван Грозный решил завести в Москве Печатную избу. Но кто этим займется? Где такого человека отыскать?

Нашелся такой человек. Звали его – Иван Фёдоров (? – 1583 год).

– Слыл он в многолюдной Москве служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на Пушечном дворе, на-
учился он литейному делу. Заходил Иван Фёдоров и к живущим в Москве немцам.
От них он узнал о печатных станках и буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатаются книги. И загорелся Фёдоров желанием самому научиться книгопечатанью. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы.
И добился успехов!

– Какие слова вам незнакомы?

– Назовите русских первопечатников.

– При каком царе в России зародилось печатное дело? Найдите в тексте и зачитайте, как выглядел царь. Как принял Иван Васильевич книгу?

– Найдите в тексте и зачитайте, сколько времени понадобилось на создание первой печатной книги.

– Как называлась первая книга? Прочитайте, как выглядела первая печатная книга.

– В чём усомнился Иван Грозный?

Определяют совместно

с учителем толкование слов: посох, непроница-
емые,
напраслина, худо, друкарь, заставница.

Выполняют задания
и отвечают на вопросы.

цель и задачу.

Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится). Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя. Осуществляют логические действия

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Первопечатник Иван Фёдоров стр 8 -12

Подготовьте с другом небольшое сообщение на тему «В мастерской первопечатника». Проверьте себя: дополните своё сообщение информацией из текста на стр. 10-11.

Сообщение по теме «В мастерской первопечатника» для 3 класса.

Во времена правления царя Ивана Грозного началось книгопечатание на Руси.

Первым в этом сложном и почетном деле был Иван Федоров со своими помощниками.

Для печати книг по велению царя построили Печатный Двор в Москве, на улице Никольской.

В первую типографию для мастерской первопечатника был привезен печатный станок из Польши.

Для печати книг в Печатный двор были изготовлены отлитые металлические буквы, а также доски для гравюр и много другого инструмента.

Сложным был труд в мастерской первопечатника, потому что станки для печатания книг не были еще отлажены полностью, много было ручного труда, но дело они сделали.

Спустя 9 месяцев работы, в марте 1564 года, мир увидел первую печатную русскую книгу «Апостол».

Эту книгу, первому, принес первопечатник царю Ивану Грозному.

Царь внимательно изучил книгу, по достоинству оценил заглавные красные буквы расписные, заставицу и богатый кожаный переплет.

После того, как Иван Грозный прочитал всю книгу и не нашел в ней недостатков, он отблагодарил первопечатника Федорова, сказав, что в России теперь книги будут самые лучшие в Европе.

Какие слова помогают понять, что царю понравилась работа Ивана Фёдорова?

Когда царь Иван Грозный очень внимательно прочитал книгу, то его настроение улучшилось и он произнес несколько предложений, читая которые мы понимаем, что царь был доволен:

«Зело хитёр ты, друкарь, к печатному художеству…»

«Что ж, друкарь, честь головою сберегают, гадно книгу напечатал. Угодил царю, — хвалил он Ивана Фёдорова.»

«А ведь наши-то книги не хуже? Не посрамили друкари чести Русской земли.» — порадовался Иван Грозный.

Прочитайте с другом в лицах диалог первопечатника и царя. Как вёл себя Иван Фёдоров при встрече с Иваном Грозным? Какие чувства испытывал царь? Передайте при чтении настроение, чувства героев.

В диалоге первопечатника и царя мы читаем, что Иван Федоров был горд своей работой, его книга получилась совершенной.

Все в ней было хорошо и орнаменты (заставица), и грамотно текст написан без ошибок, и заглавные буквы расписаны и украшены.

Сама книга выглядела очень ладно в богато кожаном переплете и была удобно к прочтению.

Иван Грозный в начале диалога был очень сердит и грозен, но после того как ознакомился с книгой, также стал горд за Россию и его настроение сменилось на благодушное и восторженное.

Царь одобрительно говорил о творчестве первопечатника и похвалил его.

А когда сравнил иноземные книги и русскую книгу, то даже стал улыбаться от удовольствия, что родная книга намного лучше отпечатана, чем иноземные книги.

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 3 класс 1 часть стр. 12. Готовое сообщение по теме «В мастерской первопечатника» для 3 класса.

www.gdz-gramota.ru

Первопечатник Иван Фёдоров — Литература

Школа России

Литературное чтение

3 класс

Книга-учитель, книга-наставница,

Книга — близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Бедным считайте такое жилище,

Где вся забота- набить бы живот,

Где калорийная вкусная пища

Пищу духовную не признаёт.

Книга-советчик, книга-разведчик,

Книга — активный борец и боец,

Книга — нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец…

Кто является основателем книгопечатания в России?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

Изборник 1076 г .

Списатель книг за работой

Юрий Нагулко. «Вначале было Слово…»

Музей книги Киево- Печерской Лавры.

Такие книги делались долго и непросто — и стоили неимоверно дорого…

Cказание «О письменах» черноризца Храбра 1348 г.

Лаврентьевская летопись 1377 г .

Патерик Печерский. Киев, типография Печерской лавры. 1661 г.

Переплеты древнерусских рукописных книг

Переплет книги. Служебник. XIV в .

В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный старорусский кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник первопечатнику Ивану Федорову.

Все знают, что раньше люди писали книги вручную. Какой-нибудь древний монах-переписчик ночами, при свете свечи, сидел над манускриптами, выводя замысловатые буквы. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью. Порой писец работал многие месяцы и, окончив свой труд, облегченно писал в конце: «Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу». А потом в XV веке Иоганн (а по-нашему — Иван) Гутенберг изобрел печатный станок. С тех пор книги наводнили мир.

Переписчики книг

Перенесемся в XVI в., когда царствовал Иван Грозный. Люди и тогда тянулись к просвещению. Недаром же старорусские книжники считали чтение книг одной из человеческих добродетелей. «Книги — это реки, напояющие вселенную, в них ведь неисчетная глубина», — говорили они.

На Руси зачинателем печатного дела тоже был Иван. В историю он вошел как первопечатник Иван Федоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах он подписывался как Иван Федорович Москвитин. 19 апреля 1563 года Федоров открыл в Москве первую на Руси «печатню», то есть типографию.

Московский печатный

двор в середине XVII в.

Открыл он ее по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. Ведь правил тогда Иван Грозный — царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Государев Печатный двор. Стоял он в Москве, в Китай-городе (кстати, здание корректорской, или, как ее тогда называли, «правильни» стоит там до сих пор). Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник.

Здание № 15 по Никольской улице, построенное на месте бывшего Московского печатного двора.

Памятная доска на доме

15 по Никольской улице.

Строго говоря, он был не самым первым. Перед этим несколько

лет в Москве действовала некая анонимная типография

(вероятно, при государевом дворе). Книги, которые выпускали эти

неизвестные печатники, не имели никаких выходных данных, и

мы не знаем, когда и кем они были напечатаны. Так анонимный

издатель опрометчиво упустил шанс войти в историю.

Первой книгой, вышедшей в Москве с обозначением места и года печати, был «Апостол» — 1564 г. Это довольно объемистая книга церковного содержания. Печатники старались сохранить в ней все особенности рукописи. Шрифт воспроизводит рукописное письмо, первая буква каждой главы выделена красной краской. Начало главы украшают заставки — орнаменты, на которых переплетаются виноградные лозы с кедровыми шишками. В конце книги рассказывается, почему введено было книгопечатание в России, и названы печатники — дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславец.

Первопечатный Апостол Ивана Федорова 1564 г.

Отсюда мы впервые узнаем об Иване Федорове. В то время ему было лет 30 — 40. Сан дьякона (младший церковный чин) дали первопечатнику, чтобы поставить его в более привилегированное положение по сравнению с простыми людьми. Нет никакого сомнения, что Федоров был русским, и притом москвичом; он сам писал о себе: «Иван Федоров, печатник из Москвы». Он был не только печатником, но и знал различные ремесла, был одним из образованных и предприимчивых людей своего времени.

Его товарищ — Петр Мстиславец, судя по прозвищу, происходил из города Мстиславля на Смоленщине. Следовательно, и второй первопечатник был русским или белорусом. Навыки печатного дела получены были, вероятно, из Италии, где в то время книгопечатание достигло особенного расцвета. Но печатались книги по образцу русских рукописей.

Памятник первопечатнику Петру Мстиславцу в г. Мстиславле.

Это древнейший из сохранившихся русских печатных станов. В XVII в. он служил образцом для изготовления последующих станков. Упоминается в документации Московского печатного двора уже в 1624 г. Не исключено, что он изготовлен в XVI в. В 1649 г. о нем встречается такая запись: «стан образцовой книжной со всею снастью, набран оловянными словами мелкие азбуки. покрытый кожею красною» . Стоял стан на печатном дворе в палате, где сидели «приказные» люди».

Образцовый стан Московского печатного двора XVII в. Государственный Исторический музей.

Через полтора года Федоров и Мстиславец издали сборник молитв «Часовник». Еще долго именно по этой книге детей учили чтению. К сожалению, эта книга оказалась второй и последней, выпущенной Федоровым в России.

Страница Часовника 1565 г.,

второй книги

Ивана Федорова

и Петра Мстиславца.

Иван Фёдоров учился книгопечатанию у некоего датского мастера, которого король Дании прислал в Москву специально по просьбе Ивана Грозного. Иван Федоров был, оказывается, на все руки мастер — он сделал не только печатный пресс, но и многоствольную мортиру — дальнюю предшественницу «катюш».

Новые веяния в книжном деле не очень-то пришлись по вкусу старым монахам-переписчикам. Еще бы — такая конкуренция! Труд переписчика становился абсолютно невыгоден, ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле! Мы знаем, что в 1566 году в типографии Федорова произошел пожар, и есть все основания считать, что он не был случайным .

В итоге Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в Литву, а потом и на Украину. «Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе», — написал Федоров. Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом — издали «Псалтырь» и «Азбуку».

Страница из «Азбуки» Ивана Федорова. Львов. 1574 г.

Некоторые книги Федорова можно увидеть в Петербурге. В главной библиотеке города, Российской национальной, хранятся четыре экземпляра его «Апостола».

Титульный лист Осторожной

библии Ивана Фёдорова 1581 год

Титульный лист «Постиллы»

С.М. Волнухин

Памятник первопечатнику

Ивану Фёдорову.

Москва

Посох —  длинная и толстая трость.

Друкаръ   — типограф, печатник.

Напраслина —  ложное обвинение.

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

-Что узнали на уроке?

-Каким человеком был Иван Фёдоров?

-Как вы считаете, почему появление первой печатной книги на Руси явилось великим событием?

-С каким материалом были знакомы?

-Где пригодятся эти знания?

-Что интересного по этой теме вы знаете?

у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л

Ресурсы интернета:

http://lib.1september.ru/2004/14/14.htm

http://www.kostyor.ru/4-03/apteka4-03.php

multiurok.ru

Конспект урока Первопечатник Иван Фёдоров

Методическая разработка урока литературного чтения с презентацией по теме «Первопечатник Иван Фёдоров» для 3 класса

Учебно-методическое обеспечение: Литературное чтение. 3 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений . В 2 ч . Ч . 1 / [сост. Л. Ф. Климанова и др.] М. :Просвещение, 2013

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока:

  1. Познакомить с биографией первопечатника Ивана Фёдорова;

  2. Доказать необходимость и неизбежность возникновения печатной книги, её значение для российской культуры.

Планируемые результаты:

Предметные: знать историю создания первой печатной книги, уметь сравнивать древние рукописные и печатные книги, уметь рассказать о первопечатнике Иване Фёдорове, знать и толковать значение слов посох, друкарь, напраслина;

Метапредметные
регулятивные УУД: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности; оценивать свои достижения; 
познавательные УУД: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока; интерпретировать ее, извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя; выделять главную мысль; обогащать и активизировать словарный запас; уметь устанавливать причинно-следственные связи; мыслить логически, выдвигать и доказывать гипотезы; самостоятельно находить правильные решения; 
коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников; 
Личностные: проявлять интерес к истории своего Отечества, выражать желание больше узнать о появлении письменности на Руси и создания книг, бережно относиться к книгам.

Проблемный вопрос (проблемная задача): Нужно ли было создавать печатные книги вместо рукописных?

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Форма урока: урок-диалог

Методы, приемы обучения:

проблемно-эвристические, эвристическая беседа, побуждающий диалог;

Оборудование:

ПК, телевизор (видеопроектор).

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация, мин

  1. Орг. момент.

2

  1. Актуализация знаний.

5

  1. Создание проблемной ситуации.

1

  1. Решение познавательной задачи.

4

  1. Самоопределение к деятельности.

2

  1. Новая тема.

4

  1. Физкультминутка.

1

  1. Продолжение работы по новой теме.

23

9

12

2

  1. Рефлексия.

2

  1. Заключительное слово учителя.

1

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы продолжаем беседу о САМОМ ВЕЛИКОМ ЧУДЕ НА СВЕТЕ: о книге.

Недаром книгу называют Страной Чудес.(Слайд 2)

Книга-учитель, книга-наставница,

Книга-близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Бедным считайте такое жилище,

Где вся забота-набить бы живот,

Где калорийная вкусная пища

Пищу духовную не признаёт.

Книга-советчик, книга-разведчик,

Книга-активный борец и боец,

Книга-нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец…(Слайд 3)

Такими прекрасными словами мы открываем сегодняшний урок.

— С какими книгами мы познакомились на прошлом уроке? ( С рукописными.) (Слайд 4)

—Почему они так назывались? (Их писали от руки.) Какими же они были?

Фронтальный опрос (за каждый ответ-дети получают букву и складывают слово)

П1.Запись исторических событий Древней Руси? (летопись)

Е2.Автор первой летописи? (Нестор)

Р3. Как называют произведение письменности? (рукопись)

В4.Самая известная летопись Древней Руси – «Повесть ….. лет.» (временных)

О5.Кто чаще всего писал рукописные книги? (монахи)

П6.Что использовали для письма? (пергамент)

Е7. Что служило орудием письма? (перья)

Ч8.Чем обтягивали переплёт? (кожа)(слайд 5)

А9.А ещё? (ткань)

Т10.Из чего делали переплёт рукописных книг? (доски)(слайд 6)

Н11.Откуда появилась «красная строка»?(от первой буквы, которую писали красным цветом)

И12.Откуда появлялись чернила для письма? (из ржавчины, также добавляли мёд, вишнёвый клей для цвета)

К13. О чём рассказывалось в летописях? (О событиях тех времён)

ПЕРВОПЕЧАТНИК

III.Самоопределение к деятельности.

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

-Сформулируйте тему урока. (Ответы детей)

Выделяется центральное слово

-Посмотрите, какое слово у нас получилось.

(Выделилось слово «первопечатник»)

-Как вы понимаете слово «первопечатник»? (Ответы детей)

-Откройте страницу 8 и прочитайте тему урока.(Первопечатник Иван Фёдоров)(слайд 7)

IV. Создание проблемной ситуации.

-Ребята! Посмотрите на свои учебники. Похожи ли они на те книги, о которых мы сегодня говорили? ( Нет, они напечатаны)

Как вы считаете, нужно ли было создавать печатные книги вместо рукописных?

(Ответы учащихся)(слайд 8)

V. Изучение нового материала.

-Посмотрите, что вы видите на картинках? (Памятник, печатный станок)

Это памятник Ивану Фёдорову. Он основал книгопечатание на Руси.

Рассказ учителя об Иване Фёдорове с показом слайдов. (Слайд 9)

Иван Федоров (ок. 1510—1583) — основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Вероятно, в 50-х гг. XVI в. работал в так называемой анонимной типографии в Москве. (Слайд 10)  Вместе с Петром Тимофеевым напечатал Апостол (1563—1564), ставший первой русской датированной печатной книгой. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа, Федоров создал так называемый старопечатный стиль. Его шрифт разработан на основе московского полууставного письма середины XVI в. В 1565 г. Федоров и Тимофеев напечатали в Москве два издания Часовника. (Слайд 11) В 1566 г. Федорову и Тимофееву пришлось покинуть Русское государство и переехать в Литву. Новая типография была основана в Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где были напечатаны Учительное Евангелие и Псалтырь (1569) с часословом (1570). (Слайд 12,13)  Затем Федоров переехал во Львов. Здесь он напечатал (1574) новое издание Апостола со своим послесловием. В том же году он выпустил букварь — первый русский печатный учебник. (Слайд 14,15) Четвертая типография Федорова основана в г. Остроге у князя К. Острожского. Здесь он выпустил азбуку, Новый Завет с Псалтырью (1580) и алфавитно-предметный указатель «Книжка, собрание вещей нужнейших», первую полную Библию на славянском языке (1580-1581) и др. Федоров был разносторонним мастером, владевшим многими ремеслами: отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру. Умер во Львове.

VI. Физкультминутка. 

VII. Продолжение работы по новой теме.

1.Как вы думаете, почему Иван Фёдоров захотел напечатать книгу— недорогую, доступную, большим тиражом?(Предположения детей) Учитель репликами побуждает детей к высказыванию различных предположений.

Давайте просмотрим отрывок фильма «Первопечатник Иван Фёдоров» и узнаем, верно ли мы ответили на этот вопрос.

Просмотр фрагмента фильма «Первопечатник Иван Фёдоров». https://www.youtube.com/watch?v=ZTaETipRGSs (слайд 16)

Вопросы к просмотренному фрагменту.

Почему же Иван Фёдоров захотел напечатать книгу? (Чтобы люди потянулись к чтению, знаниям; хотел отдать дань родной земле; рукописные книги долго писались) Дети сравнивают свои предположения с полученной информацией.

2.Чтение текста. (Слайд 17)

—А теперь прочтём рассказ об Иване Фёдорове.

(Учащиеся читают текст на с. 10-12)

3. Работа с терминами.

—Найдите в тексте незнакомые слова. У нас есть ребята, которые заранее нашли толкование этих слов в словаре.

(Дети объясняют значение слов. На экране открываются значения слов ).(Слайд 18)

Посох — длинная и толстая трость.

Друкаръ — типограф, печатник.

Напраслина — ложное обвинение.

VIII. Рефлексия.(слайд 19)

—Каким человеком был Иван Фёдоров?

—Как вы считаете, почему появление первой печатной книги на Руси явилось великим событием? (Ответы детей)

IX. Заключительное слово учителя.

—Завершить наш урок я хочу отрывком из стихотворения Сергея Михалкова «Мы дружны с печатным словом».

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

X. Домашнее задание. (Слайд 20)

— Прочитать стр.10-12 Подготовить краткий рассказ об Иване Фёдорове.

infourok.ru

Литературное чтение. 3 класс. Первопечатник Иван Фёдоров

1

I.Организационный момент

ЦЕЛЬ: Создание

эмоционального

фона урока

УУД: личностные

II.Рефлексия

Я уверена, что вы уже не представляете свою жизнь без чтения. Каждый день вы берёте в руки книги. Вы любите заглядывать в словари и справочники.

Книга помогает стать добрее, милосерднее, мудрее, счастливее. Дает возможность размышлять над прочитанным произведением. Научиться думать гораздо труднее, чем кажется на первый взгляд, но это единственный путь к успеху.

2 мин

2

Проверка домашнего задания.

— Как люди передавали информацию, когда не было книг?

— Из каких источников можно узнать об этом?

Проверка презентаций творческих работ учащихся

-Рисуночное письмо, узелковое письмо, зарубки на дереве.

-Художественная литература, научно-познавательная литература, Интернет, общение с родителями и другими взрослыми людьми.

5 мин

3

Основной этап урока.

1. Работа с ресурсом.

ЦЕЛЬ: Формирование способности работать с разными информационными текстами, фотографиями, репродукциями картин, иллюстрациями.

УУД: познавательные, регулятивные.

Ссылка на ЦОР

2.Работа в «Творческой тетради»

ЦЕЛЬ: осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий

УУД: познавательные.

3. Работа по учебнику.

ЦЕЛЬ: слушать собеседника; строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге; осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

УУД: коммуникативные, познавательные.

Сайт: http://school-collection.edu.ru

Ресурс: Памятник Ивану Фёдорову в Москве и монета с изображением Ивана Фёдорова.

Вид ЦОР: Фотография.

Аннотация: сравнивание.

(Демонстрация ресурса)

1.Рассматривание фотографии памятника Ивану Фёдорову и монеты с изображением Ивана Фёдорова.

— Кто изображён на фотографии: современный человек или человек, который жил в далёкие времена?

— Какие детали на фотографии помогают это понять?

Чтение статьи учителем.

Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову был открыт 27 сентября 1909 года. Его открытию предшествовала выставка старинных книг, в том числе и изданных в типографии Ивана Фёдорова. Иван Фёдоров служил дьяконом в одной из кремлёвских церквей. Вместе с Петром Мстиславцем. Он организовал первую типографию в Москве. В ней была напечатана первая в России книга.

-Какая дополнительная информация дана в статье?

Озаглавьте фотографию.

2. Рассматривание репродукции картины «Иван Фёдоров и Иван Грозный

( «Творческая тетрадь»)

— Кто изображён на картине? Предположите. Какие детали помогают это понять?

• Как называется картина? Что нового вы узнали из её содержания?

3. Чтение и анализ статьи Б.Горбачевского.

— О каком событии рассказывается в статье

Б. Горбачевского?

— Прочитайте описание первой печатной книги. Найдите в тексте незнакомые слова (киноварь, заставница).

• Используя опорные слова, расскажите о первой печатной книге.

• Разбейтесь на группы. Составьте рассказ о первой печатной книге. Выберите рассказчика.

•Выступления представителей от каждой группы.

— На фотографии изображен человек, который жил в далёкие времена.

-Одежда, прическа,

— И.Фёдоров служил дьяконом в одной из кремлёвских церквей

-Памятник был открыт 27 сентября 1909 года.

— И.Фёдоров служил дьяконом в одной из кремлёвских церквей

— Одежда, интерьер.

— «Иван Фёдоров и Иван Грозный» Иван Грозный – царь. Он был заинтересован в развитии печатного дела на Руси.

-Мы узнали, как появилась первая печатная книга на Руси.

Рассказы учеников.

Выступает лучший рассказчик.

7 мин

2 мин

10мин

4

Физминутка для глаз

Сайт: http://festival.1september.ru

Вид ЦОР: презентация физкультминутки для глаз

«Цветик-семицветик»

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

(движения маятника)

Вот и стали мы сильней,

(показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Молодцы!

(Демонстрация презентации)

Дети выполняют гимнастику для глаз

3 мин

4.Работа по учебнику

ЦЕЛЬ: слушать собеседника; строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.

УУД: коммуникативные

5.Работа в «Творческой тетради»

ЦЕЛЬ: осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий

УУД: познавательные.

Чтение и анализ наставлений из Библии.

• Чтение первого наставления.

— Кого называют блаженным? Близки ли по смыслу слова блаженный, святой, добродетельный?

-Выскажите мысль, представленную в наставлении, своими словами.

• Чтение второго наставления.

-Что означает слово согрешения?

— От какого слова оно образовано?

-Согласны ли вы с мыслью, что нужно уметь прощать?

— Выскажите мысль, представленную в наставлении, своими словами.

• Чтение третьего наставления. Кого называют лицемером? Вспомните и закончите русскую пословицу: «В чужом глазу и соломинку заметишь,

а в своём …..».

• Чтение четвёртого наставления. О чём идёт речь в нём?

• Чтение последнего наставления.

-Что означает слово размолвиться?

-Выскажите мысль, представленную в наставлении, своими словами.

• Запишите в «Творческую тетрадь» понравившееся наставление.

Ученики высказывают свои суждения.

Ученики работают в «Творческой тетради»

10 мин

2 мин

5.

Итоги урока.

ЦЕЛЬ: обобщать полученные знания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

УУД: познавательные, регулятивные

-Какие вопросы задавали в начале урока?

— На какие вопросы вы смогли ответить?

-Каким наставлением вы поделитесь дома с родителями?

— Какое наставление может стать главным в вашей семье?

Ответы учеников

2 мин

kopilkaurokov.ru

Первопечатник Иван Фёдоров

В центре Москвы, у стен древнего Китай-города, на высоком постаменте возвышается бронзовая фигура человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечи. Лицо его серьёзно и сосредоточенно: он читает лист только что отпечатанной книги.

Памятник Ивану Фёдорову в Москве

На камне памятника высечено имя — Иван Фёдоров.

Отрывок из книги Первопечатник Иван Федоров Б. Горбачевского

Приказал царь Иван Грозный в центре Москвы, близ Кремля, в районе Китай-города, на Никольской улице строить государев печатный двор, где приступить к деланию книг.

Печатный дом в Москве

Немало времени ушло на это. С превеликим трудом создавали первую печатню Иван Фёдоров и его верный помощник Пётр Тимофеев…

Но вот наступил день, когда первая на Руси печатная книга была готова. Велел царь принести её к себе в белокаменный Кремль…

Белокаменный Кремль

Бережно развернул холстину Иван Фёдоров, достал из неё толстую книгу в прочном кожаном переплёте. Медленно протянул царю своё детище.

Первая печатная книга «Апостол»

С трудом скрывал Иван Фёдоров волнение. Что скажет царь? Понравится ли ему книга, на печатание которой ушло столько труда и времени? Десять месяцев печатали книгу, а от одного царского слова зависит судьба всего печатного дела…

Иван Васильевич молча взял книгу в руки. Открыв кожаный переплёт, медленно перелистал страницу за страницей, прочёл вслух полное название книги, которую сейчас называют «Апостол».

Красивая первая страница: на ней изображён человек, сидящий между двумя колоннами за перепиской книги. Царь пристально глядит на рисунок, трогает пальцами страницы, степенно вчитывается в текст. Книга напечатана чётко, ясно. Буква в букву. Строка в строку. Не то, что в писаных книгах.

Первая страница книги «Апостол»

Напечатаны заглавные буквы красной краской — киноварью, а текст — чёрной краской. Перед каждой частью книги — узорчатая заставница — рисунок, изображающий на чёрном поле пышные травы и листья. Среди листьев на тонких веточках висят кедровые шишки…

Дошёл до последнего листа Иван Васильевич — всё на месте, ни одной ошибки. В конце книги прочёл, что напечатана она 1 марта 1564 года. Очень скромно упоминают о своих трудах печатники…

Посветлело лицо Грозного. Понял Иван Фёдоров: понравилась ему книга.

— Что ж, друка́рь, честь головою сберегают, ладно книгу напечатал. Угодил царю, — хвалит он Ивана Фёдорова.

Подал царь знак одному из бояр, велел принести в палату из своей библиотеки инозе́мные книги. Принесли их. Подозвал бояр к себе поближе и смеётся:

— А ведь наши-то книги не хуже! Не посрамили друкари чести Русской земли.


Много книг напечатал Иван Фёдоров, но главная из них — «Азбука» (1574).

Азбука 1574 года

Конечно, его «Азбука» отличается от современных. Она содержала необходимые правила грамматики, знакомила детей не только с буквами и числами. В ней было много поучительных наставлений и изречений из Библии — самой известной книги всех времён.

Блажен человек, который снискал мудрость, и 
человек, который приобрёл разум.
***
Если вы будете прощать людям согрешения их,
то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не
будете прощать людям согрешения их, то и Отец
ваш не простит и вам согрешений ваших.
***
И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, 
а бревна в твоём глазе не чувствуешь?
Или как скажешь брату твоему: дай я выну сучок
из глаза твоего, а вот в твоём глазе бревно?
Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, 
и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза 
брата твоего.
***
Не причинять обид, а причинённую переносить
терпеливо.
***
Прежде захода солнечного мириться с тем, с кем 
придётся размолвиться.


Друка́рь — типограф, печатник, книгопечатник.

Инозе́мный — то же, что иностранный

shkolnaiapora.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *