Персонажи женитьба гоголь – Краткое содержание пьесы «Женитьба» Гоголя: краткий пересказ сюжета, пьеса в сокращении |LITERATURUS: Мир русской литературы

Содержание

Характеристика персонажей в комедии Гоголя «Женитьба»

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Характеристика персонажей в комедии Гоголя «Женитьба»!!! =>>>

Коллежский асессор Яичница пришел па смотрины между делом, не намереваясь здесь долго задерживаться. «Пожалуй, пождать – подождем,- заявляет он сразу же после прихода,- как бы только не замешкаться. Отлучился ведь только на минутку из департамента». Тупой и грубый Яичница действует решительно и смело, он не признает никаких деликатностей, тонкостей обращения. На все происходящее в жизни Яичница привык смотреть весьма просто, отказываясь от всяких лишних «философствований». Брак, по его убеждению, дело, в общем, довольно несложное. Чем быстрее окончатся всякие «формальности», тем лучше, и вовсе не следует тратить на них много времени. «Вот за что не люблю сватаний, пойдет возня: сегодня нельзя, да пожалуйте завтра, да еще послезавтра на чашку, да нужно еще подумать. А ведь дело дрянь, ничуть не головоломное».

Выбор невесты для коллежского асессора Яичницы не представляет особых затруднений. Главное не то, какова невеста, а то, сколько он получит приданого вместе с нею. Яичницу нисколько не смутило утверждение Кочкарева, что Агафья Тихоновна – сплошная дура. «Да, конечно, заявляет Яичница,- лучше, если бы она была умней, а впрочем, и дура тоже хорошо. Были бы только статьи прибавочные в хорошем порядке».

Многие современники осуждали Гоголя за такое «несообразное» развитие событий В комедии. С точки зрения театральных канонов, существовавших во времена Гоголя, оно представлялось весьма неудачным, пьеса не имела нужного, эффектного копна, действие ее как бы обрывалось, не получив своею завершения, Однако Гоголь решительно пренебрег театральными канонами и соображениями о «странности» поступка героя во имя истины, правды характера.

Лейтенант морской службы в отставке Жевакин не кажется столь грубым и тупым, как Яичница. И в своем поведении и манере объясняться он обнаруживает явственную претензию на галантность. Жевакин кое-что видел на свете и поэтому отнюдь не склонен к преуменьшению значимости своей особы. Когда-ТО он побывал в Сицилии вместе с морской эскадрой, и это па всю жизнь преисполнило его сознанием чего-то большого и яркого, вошедшего в его жизнь. По посещение Сицилии-то немногое, чем может похвастаться лейтенант в отставке. Поэтому он и пользуется любой возможностью ввернуть в беседу рассказ о своем путешествии. Впрочем, впечатления Жевакина от этого путешествия весьма скудны и жалки. Всюду, где ни бывал он, одни лишь «раскрасоточки» привлекали его внимание.

Если основной стержень первого действия «Женитьбы» «дефиляция» женихов, их соперничество, выявляющее убогий строй души каждого из них, то во втором акте центр тяжести переносится на изображение Подколесина, Кочкарева и Агафьи Тихоновны.

Как и у других претендентов, у Анучкина есть своя «страсть». Он ищет жену, которая была бы знакома с обхождением высшего общества и знала по-французски. Сам Анучкин не вхож в высшие круги, французским языком не владеет и, в сущности, не представляет, для чего нужно жене его знание французского языка. Но отраженное воздействие «морали» высшего общества, о котором что-то слышал Анучкин, столь сильно, притягательная сила высших сфер столь велика, что ему представляется совершенно невозможным жениться на девушке, которая бы не говорила по-французски. «Нужно, чтобы она непременно знала, а без того у ней и то и это… (показывает жестами) всё уж будет не то». Ничего больше, кроме светских манер и владения французским языком, Анучкина в невесте не интересует. Это решающий критерий оценки его будущей жены, критерий тем более странный, что Анучкин сам-то и не может определить с этой точки зрения достоинства невесты. «Позвольте вас побеспокоить тоже вопросом,- обращается он к Кочкареву.- Признаюсь, не зная французского языка, чрезвычайно трудно судить самому, знает ли женщина по-французски или нет. Как хозяйка дома, знает?..»

Появившись в доме Агафьи Тихоновны, не успев даже еще познакомиться с невестой, Яичница дотошно, по списку проверяет предназначенное в приданое имущество. Забота о материальной выгоде, неразборчивая меркантильность – характернейшая черта Яичницы. Он полон желания приобрести ценности, обеспечивающие ему уют и довольство. Больше всего беспокоит его, чтобы не было обмана по части «прибавочных статей». Это основное, а остальное приложится. Услышав от Кочкарева категорическое заявление о том, что за невестой нет никакого приданого, Яичница решительно и бесповоротно отказывается от «притязаний» на руку и сердце Агафьи Тихоновны. Чувствуя себя обманутым в своих «лучших» ожиданиях и надеждах, Яичница поносит не только сваху, по и невесту, внимания которой он только что добивался; в ругани он изливает свое огорчение и негодование по поводу расстроившегося «дела».

Подколесин никак не может составить собственного мнения о том или ином явлении жизни, он все время находится под чьим-нибудь влиянием, постоянно повторяя чужие мнения и суждения. Достаточно было Яичнице заявить, что у невесты длинный нос, как Подколесин уже готов поверить, что это действительно так. Стоило Анучкину высказаться о том, что без знания французского языка невеста – неполноценное существо, как Подколесин уже повторяет его слова.

Кочкарев в противоположность Подколесину – человек, находящийся постоянно в движении, в действии. Он не может без того, чтобы не хлопотать, не суетиться, не устраивать чего-либо. Разные делишки Кочкарев обделывает с большой ловкостью, с каким-то особым рвением и даже, пожалуй, пафосом, который он проявляет во всем, за что только ни берется. Увидев малейшую возможность для приложения своих «сил», Кочкарев мгновенно «загорается», и тогда уже его невозможно остановить. Он действует, забывая решительно обо всем, стремясь добиться желаемого. Кочкареву, собственно, безразлично, вокруг чего ему суетиться, что устраивать, во имя чего развивать свою активность. Суетится Кочкарев не Столько из-за существа дела, сколько ради того удовольствия, которое доставляют ему всякие хлопоты. Активность Кочкарева лишена какой-либо целенаправленности.

Несмотря на свою видимую противоположность Подколесину, Кочкарев имеет с ним и много общего. Эта общность заключена в отсутствии внутренних устоев, характерном для обоих действующих лиц. С одинаковым усердием Кочкарев может действовать в диаметрально противоположных целях. С одинаковой горячностью он может защищать то, что опровергал, и опровергать то, что защищал. Все зависит от того, в какую колею попадет Кочкарев. Его почти искренняя убежденность в том, что он утверждает, его нахальство оказывают неотразимое влияние на людей, с которыми он сталкивается. Яичницу ему удается убедить в том, что за невестой нет приданого. Жевакину он внушает мысль, что сам устроит его судьбу, Подколесина он заставляет действовать так, как ему кажется нужным. Агафья Тихоновна, в свою очередь, следует его советам. Результатом всей этой столь энергичной «деятельности» является конфуз Кочкарева, полный провал его намерений «устроить» жизнь Подколесина и Агафьи Тихоновны.

В начале четвертой части «Подростка» Достоевского содержатся интересные суждения о Подколесине: «В действительности женихи ужасно редко прыгают из окошек перед своими свадьбами, потому что это не говоря уже о прочем даже и неудобно; тем не менее сколько женихов, даже людей достойных и умных, перед венцом сами себя в глубине совести готовы были признать подколесипыми».

Центральный момент первого действия – последовательное появление в доме Агафьи Тихоновны искателей  «счастья». С удивительным художественным лаконизмом писатель создает необыкновенно выразительные портреты героев. С первых фраз, произнесенных действующим лицом, становятся ощутимыми характерные черты его облика.

Сочинение опубликовано: 22.07.2012 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Характеристика персонажей в комедии Гоголя «Женитьба»

www.getsoch.net

Женитьба (пьеса), персонажи

Ближе к вечеру Агафья Тихоновна терзается, кого бы ей выбрать. Все вроде бы недурны и хороши, но у каждого есть и недостатки. В результате она пытается кинуть жребий, но её останавливает пришедший раньше всех и назвавшийся родственником Кочкарёв. Он наговаривает на других женихов и убеждает Агафью Тихоновну выбрать Подколесина, а других женихов прогнать. В это время начинают приходить другие женихи, каждый хочет прийти немного пораньше, чтобы поговорить с невестой наедине, но в результате только друг другу мешают. В конце концов Агафья Тихоновна, загнанная в угол, решает воспользоваться советом Кочкарёва, прогоняет их («Пошли вон! Ах, боже мой! что я такое сказала?») и сама убегает. Пришедший Кочкарёв под видом родственника рассказывает о ней различные нелицеприятные вещи, такие как «Она дура», «За ней приданного никакого нет», «[Она не знает по французски] Ни бельмеса» (Очень важно для Анучкина). Женихи сначала хотят проверить, но когда приходит сваха не выдерживают и вместо «строжайшего допроса» ругаются на неё и уходят, убеждённые, что Кочкарёв сказал правду. Остаётся один Жевакин, полный рыцарских идеалов, что милым рай и в шалаше. Его Кочкарёв просто обманывает и выставляет за дверь.

После этого Кочкарёв приводит Подколесина, теперь уже единственного жениха, к Агафье Тихоновне и оставляет их вдвоём, чтобы Подколесин сделал ей предложение. Но Подколесин не решается, и после небольшой беседы ни о чём уходит. Кочкарёв в ужасе: ведь уже всё готово, нужно уже через час ехать в церковь. Они разругались, и Подколесин уходит.

Тем временем Агафья Тихоновна мечтает о будущей замужней жизни и переживает, что это Подколесин «так долго мешкается». Кочкарёву каким-то образом удаётся помириться с Подколесиным, снова привести его к Агафье Тихоновне и почти заставить сделать предложение. Но Подколесин в последнюю секунду передумывает, так что предложение за него делает Кочкарёв. Агафья Тихоновна бежит одеваться, чтобы ехать в церковь. Подколесин на эмоциональном подъёме благодарит Кочкарёва. После этого Кочкарёв на несколько минут уходит проверить, всё ли убрано, на всякий случай забирая шляпу Подколесина, чтобы тот не удрал. В одиночестве Подколесин осознаёт непоправимость женитьбы («На всю жизнь, на весь век, как бы то ни было, связать себя и уж после ни отговорки, ни раскаянья, ничего, ничего — всё кончено, всё сделано.»), и решает как-нибудь уйти. Но нельзя, потому что в доме везде стоят люди, «ну, спросят: зачем?». В результате он выпрыгивает в окно и уезжает домой.

Тем временем Агафья Тихоновна с Фёклой и Ариной Пантелеймоновной не могут понять, куда делся Подколесин. Прибежавший Кочкарёв тоже поражён исчезновению друга. Дворовая девка Дуняшка рассказывает, что «оне-с выпрыгнули в окошко…». Женитьба расстроена, тётушка, ругая дворян и Кочкарёва в частности, уводит Агафью Тихоновну, а Фёкла мстительно отчитывает Кочкарёва и прогоняет. Оставшись одна Фёкла ехидно замечает: «Еще если бы в двери выбежал — ино дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно — уж тут, просто мое почтение!»

Персонажи

  • Агафья Тихоновна Купердягина — купеческая дочь, невеста
  • Арина Пантелеймоновна — тётка
  • Фёкла Ивановна — сваха
  • Иван Кузьмич Подколесин — служащий, надворный советник
  • Илья Фомич Кочкарёв — друг его
  • Иван Павлович Яичница — экзекутор, коллежский асессор
  • Никанор Иванович Анучкин — отставной пехотный офицер
  • Балтазар Балтазарович Жевакин — отставной моряк, лейтенант
  • Дуняшка — девочка в доме
  • Алексей Дмитриевич Ста́риков — гостинодворец, «хороший торговец, что по суконной линии»
  • Степан — слуга Подколесина
  • Извозчик

www.cultin.ru

Образ и характеристика Подколесина в пьесе «Женитьба» Гоголя |LITERATURUS: Мир русской литературы

Господин Подколесин является одним из центральных персонажей пьесы «Женитьбы» Н. В. Гоголя.





Образ и характеристика Подколесина в пьесе «Женитьба» Гоголя


Полное имя героя — Иван Кузьмич Подколесин:
«…приятель мой, Подколесин Иван Кузьмич…»
Господин Подколесин служит чиновником (экспедитором) в одном из департаментов в Петербурге:
«Подколесин, служащий…» 
«…глуп, хоть и экспедитор.» 
«…служит экспедитором…»
«А вот по дороге, по которой я хожу всякий день в департамент. Я ведь каждое утро хожу в должность.»
Подколесин носит чин надворного советника:
«Да ведь я-то потому тебя спрашивал, что я надворный советник…»
Господин Подколесин является дворянином, помещиком. У него во владении есть, как минимум, один крепостной крестьянин, слуга Степан:
«Степан, слуга Подколесина.» 
«Тут стоит крепостной человек, а он при нем бранится…» (о крепостном Степане)
О внешности Подколесина известно следующее:
«…Иван Кузьмич тоже недурен.» (мнение Агафьи Тихоновны)
Возраст Подколесина не указан в пьесе, но можно предположить, что ему 35-45 лет, учитывая его чин.

Господин Подколесин — гордый, высокомерный человек. Он гордится своим достаточно высоким чином надворного советника и считает «мелюзгой» тех, кто ниже его чином (коллежских секретарей, титулярных советников и др.): 

«Я того мнения, что черный фрак как-то солиднее. Цветные больше идут секретарям, титулярным и прочей мелюзге, молокососно что-то. Те, которые чином повыше, должны больше наблюдать, как говорится, этого… вот позабыл слово! и хорошее слово, да позабыл. Да, батюшка, уж как ты там себе ни переворачивай, а надворный советник тот же полковник, только разве что мундир без эполет.»
Иван Кузьмич Подколесин — домосед, «тяжелый на подъем» человек. Он весь день «лежит на боку» или «сидит в халате»:
«Все сидит в халате да трубку знай себе покуривает.»
«…ты вот сам лежишь, как байбак, весь день на боку.» 
«Лежит, проклятый холостяк!» 
«…да уж на подъем куды тяжел, не выманишь из дому.»
Господин Подколесин — неряшливый человек, который не следит за порядком в доме:
«Посмотри на свою комнату. Ну, что в ней? Вон невычищенный сапог стоит, вон лоханка для умывания…» 
«Это правда. Порядка-то у меня, я знаю сам, что нет.»
Подколесин — глупый человек, по мнению его друга Кочкарева (при этом тот же Кочкарев называет Подколесина и умным человеком, чтобы польстить ему):
«Ну взгляни в зеркало, что ты там видишь? глупое лицо — больше ничего.» 
«Глуп, вот просто глуп, хоть и экспедитор.»  
«Ты посуди сам; ведь ты человек умный.» (Кочкарев льстит Подколесину) 
Когда речь идет о женитьбе, Подколесин проявляет себя как очень нерешительный человек. Сначала он три месяца принимает у себя сваху Феклу Ивановну, которая предлагает ему разных невест. Наконец Подколесин знакомится с одной из кандидаток, купеческой дочерью Агафьей Тихоновной. Он с большим трудом делает Агафье предложение, после чего сбегает от нее прямо перед венчанием:
«Да помилуй, отец! уж вот третий месяц хожу к тебе, а проку-то нинасколько.» (сваха Агафья)
«Да ведь ты пропадешь, ведь ты без меня ничего не сделаешь. Не жени тебя, ведь ты век останешься дураком.» (Кочкарев о Подколесине) 
«Как порядочный человек, решился жениться, последовал благоразумию и вдруг — просто сдуру, белены объелся, деревянный чурбан…»  (Кочкарев о Подколесине) 

Подколесин называет себя пустым, обыкновенным человеком, который живет, не рассуждая и не углубляясь. Он приходит к выводу, что женитьба могла бы наполнить смыслом его пустую жизнь. Однако, как уже сказано выше, Подколесин так и не решается жениться:

«Ну, каков был мой холостой век? Что я значил, что я делал? Жил, жил, служил, ходил в департамент, обедал, спал, — словом, был в свете самый препустой и обыкновенный человек.»  
«А прежде я ничего этого не видел, не понимал, то есть просто был лишенный всякого сведения человек, не рассуждал, не углублялся и жил вот, как и всякий другой человек живет.»  
Господин Подколесин легко меняет свое мнение в зависимости от того, что говорят окружающие (например, когда речь идет о «длинном носе» Агафьи и т.д.):
«Да мне самому сначала она было приглянулась, да после, как начали говорить: длинный нос, длинный нос, — ну, я рассмотрел, и вижу сам, что длинный нос.» 
«Подколесин (улыбаясь). Да теперь-то я опять вижу, что она как будто хороша.»
Выбирая себе невесту, Подколесин обращает внимание на такие детали, как размер носа невесты или знание французского языка. Его мало интересуют личные качества девушки и собственные чувства по отношению к ней:
«Кочкарев. Вот на! это что? Да ведь ты сам согласился, что она хороша. 
Подколесин. Да так, как-то не того: и нос длинный, и по-французски не знает.»

По мнению Агафьи Тихоновны, Подколесин является превосходным, достойным, скромным и рассудительным человеком, приятным собеседником, совсем не «пустословом». Однако эту оценку вряд ли можно воспринимать всерьез:

«Какой достойный человек! Я теперь только узнала его хорошенько; право, нельзя не полюбить: и скромный, и рассудительный. Да, приятель его давича справедливо сказал; жаль только, что он так скоро ушел, а я бы еще хотела его послушать. Как приятно с ним говорить! И ведь, главное, то хорошо, что совсем не пустословит. Я было хотела ему тоже словца два сказать, да, признаюсь, оробела, сердце так стало биться… Какой превосходный человек!»

По мнению Кочкарева, Подколесин — «старый бабий башмак», «насмешка над человеком» и «сатира на человека»:

«Господи Ты Боже мой, что это за человек! Это просто старый бабий башмак, а не человек, насмешка над человеком, сатира на человека!»

В. Г. Белинский о Подколесине

«Подколесин — не просто вялый и нерешительный человек с слабою волею, которым может всякий управлять: его нерешительность преимущественно выказывается в вопросе о женитьбе. Ему страх как хочется жениться, но приступить к делу он не в силах. 
Пока вопрос идет о намерении, Подколесин решителен до героизма; но чуть коснулось исполнения — он трусит. Это недуг, который знаком слишком многим людям, поумнее и пообразованнее Подколесина. В характере Подколесина автор подметил и выразил черту общую, следовательно, идею. Подколесин покоряется одному Кочкареву, потому что тот нахал, которому не уступить — значит решиться на историю, конечно, не опасную, но зато неприличную, а одно стоит другого.» 
(В. Г. Белинский, «Женитьба. Оригинальная комедия в двух действиях, сочинение Н. В. Гоголя (автора «Ревизора»)», «Отечественные записки», 1843 г.)

Таков цитатный образ и характеристика Подколесина в пьесе «Женитьба» Гоголя: описание героя в цитатах.

Смотрите:
Все материалы по пьесе «Женитьба»
Все материалы по творчеству Гоголя

www.literaturus.ru

Гоголь «Женитьба» – анализ — Русская историческая библиотека

Герои «Женитьбы» Гоголя

Вторая по времени (после «Игроков») комедия Гоголя – «Женитьба» – представляет при своём анализе больше интереса, она глубже и шире захватывает русскую жизнь. Вот почему по справедливости, «Женитьбе» может быть присвоено почетное название «первой бытовой русской комедии»: в ней каждый герой является представителем известного сословия, здесь выведены и купцы, и чиновники, и военные. Все они очерчены ярко, характерно, ничего общего не имеют с безжизненными образами старой комедии. Яичница, Анучкин, Жевакин, Агафья Тихоновна, Устинья Наумовна – все это, быть может, несколько карикатурные, слишком яркие образы, но, тем не менее, герои живые, облеченные в плоть и кровь. «И всеми этими людьми вертит и крутит Кочкарев натура, бесспорно, энергическая, но с одним, очень часто встречающимся, недостатком, с отсутствием мысли о том, «что из всего этого выйдет». Ему лишь бы действовать и суетиться, а как на других его суета отзовется, до этого ему дела мало: он доволен, что вмешался, что сам на виду, и в этой суете, без расчета и плана, все его самоудовлетворение. И, рядом с ним, его застенчивый спутник Подколесин, этот родной брат Обломова, без стремлений, без желаний, с одной лишь мыслью, чтобы скорее прошел день, который бесконечно тянется. Этого человека ничем не пробудишь к действию: он, со своей флегмой и пассивностью, устоит против всяких доводов разума, или обольщений мечты; жизнь для него дремота в сумерки, и никто, и ничто его от этого полусна не пробудит. Вскипеть и заторопиться на мгновение он может, во лишь затем, чтобы сейчас же впасть в отчаянье страха перед поступком» (Котляревский).

«Женитьба» Гоголя – комедия смешная, но безотрадная, перед нами выведена целая галерея «серых, томительно-скучных и глупых» героев. Жизнь их бессодержательна, бессмысленна, а они этого не замечают, не сознают своего духовного убожества. В лице Агафьи Тихоновны Гоголь высмеял отклонение от старины, измену добрым старым традициям жизни, бессмысленное тяготение к «новшествам». В лице Арины Пантелеевны, а особенно купца Старикова, Гоголь вывел положительные типы; националистические наклонности автора и стремление идеализировать патриархальные «добрые времена» сказались в создании этих двух героев «Женитьбы».

Гоголь «Женитьба». Иллюстрация К. Савицкого

 

Критика о «Женитьбе» Гоголя

Современники неверно поняли эту комедию, назвав ее веселым «фарсом». Критики в своём анализе обратили все внимание на интригу «Женитьбы», действительно, довольно запутанную и искусственную и просмотрели то обстоятельство, что комизм этой гоголевской комедии основывался не только на «положениях» героев, но и на их «характерах». Анализируя любой тип, выведенный Гоголем в «Женитьбе», мы видим, что он сам по себе закончен и комичен. Его можно взять из той обстановки, в которой он показан, взять его порознь, вне его столкновения с другими типами, и он возбудит ту же улыбку, тот же смех, как редкий оригинал и типичный продукт нашей жизни. Этот гоголевский тип возвышается и до «типа общечеловеческого», которым мы так удивляемся в комедиях Мольера. Хотя бы те же Подколесин и Кочкарев. Их можно встретить в любом месте, и в любое время. В «Женитьбе» они перед нами в роли мелких обывателей Петербурга, а сколько таких лиц, лиц, прыгающих в окно в решительную минуту, и лиц, вносящих в жизнь сумбур и суматоху, сколько их действовало и действует на широкой арене, общественной и политической?

Сам Гоголь придавал «Женитьбе» большое значение: он ее переделывал несколько раз с 1837 года до 1842 года, коренным образом менял содержание и действующих лиц. Вначале эта комедия напоминала собою сюжет «Сорочинской ярмарки» и «Ночи перед Рождеством». Её действие происходило в Малороссии, и пьеса называлась «Женихи».

 

Гоголь «Женитьба». Фильм-спектакль

 

Значение «Женитьбы» Гоголя в истории русской литературы

Значение «Женитьбы» в истории русской литературы весьма велико. Начать с того, что многие комедии Островского из купеческого быта (купеческая девица, жаждущая женихов некупеческого звания, тип свахи, идеальный купец Стариков, старая тетка) развивают и дополняют то, что гениально намечено Гоголем в его первой «бытовой» комедии. Затем заметное влияние оказала «Женитьба» и на роман Гончарова «Обломов» (сцена разговора Подколесина со Степаном, тип Подколесина, Кочкарев).

 

rushist.com

краткое содержание и анализ пьесы :: SYL.ru

Комедия «Женитьба» Гоголя была подготовлена к печати и впервые поставлена на сцене в 1842 году. Первые отзывы как о постановке, так и о печатном тексте были в основном негативными и не оправдали ожиданий автора. Попробуем разобраться, почему.

История создания и первые постановки

Работу над комедией «Женитьба» Гоголь начал в 1833 году. За восемь лет менялись название (первый вариант — «Женихи»), место действия (из деревни перенесено в Петербург), сюжет (изначально отсутствовали Подколесин и Кочкарев, а невестой была помещица). Писатель планировал отдать пьесу для постановки уже весной 1836 года, однако последняя точка в ней была поставлена только спустя 5 лет, за границей.

Премьера комедии «Женитьба» Гоголя состоялась в начале декабря 1842 года в Александрийском театре, а спустя два месяца – в Москве. Ни одна из них не имела должного успеха, что отчасти было связано и с поведением актеров: многие из них попросту не понимали сути происходящего. А на петербургской сцене после финального занавеса раздалось шиканье: подобные истории обычно заканчивались счастливым воссоединением влюбленных, а здесь пришлось искать объяснения поступку Подколесина. Следующие постановки оказались более удачными, и сейчас одним из достоинств пьесы является то, что в ней предстает широкая картина жизни разных сословных групп первой половины-середины XIX века.

Посмотрим, каким изображает современника в комедии «Женитьба» Гоголь.

Краткое содержание 1 действия. Знакомство с главным героем

Надворный советник Подколесин – холостяк, но давно мечтает жениться. Он уже обратился к свахе, Фекле Ивановне, заказал портному фрак, слуга Степан купил ваксы для сапог. Кажется, что герою остается лишь познакомиться с будущей невестой.

Разговор Подколесина со слугой о том, как идут приготовления к свадьбе, прерывает визит свахи: она пришла рассказать о новой девушке. Надворный советник тут же засыпает ее вопросами о том, каков возраст невесты, что входит в приданое, хороша ли собой. Фекла Ивановна сообщает, что Агафья Тихоновна – дочь купца, но мужем хочет непременно видеть дворянина. Имеет солидное приданое, да и собой хороша. Выслушав, Подколесин просит прийти послезавтра — за это время он все обдумает. «Так продолжается уже третий месяц», – упрекает его сваха и добавляет, что у нее на примете и другие женихи есть.

«Женитьба» Гоголя продолжается появлением Кочкарева, друга жениха. Сначала он ругает Феклу Ивановну, что та его женила, но узнав, в чем дело, тут же начинает твердить, что свадьба – лучшее событие в жизни. И берется сегодня же познакомить Подколесина с невестой и устроить его судьбу.

В доме Агафьи Тихоновны

Пока Кочкарев поднимает с дивана надворного советника и вынуждает его ехать к невесте, Фекла Ивановна знакомит купеческую дочь с потенциальными женихами: Яичницей, Анучкиным, Жевакиным. Сначала на словах, а затем и лично: вскоре они появятся в доме.

Познакомившись с женихами, Агафья Тихоновна испытывает неловкость и убегает, а Фекла Ивановна приглашает всех к вечернему чаю для лучшего знакомства. Кочкарев, все-таки вытащивший друга из дома и ставший свидетелем сцены знакомства, убеждает Ивана Кузьмича, что лучшей партии ему не найти и что действовать нужно немедленно.

Таким образом, в первой части пьесы перед зрителем предстают люди, желающие найти для себя некий идеал, созданный в воображении. При этом никто из них не вспоминает, что главное в браке – это союз двух родственных душ. К таким мыслям подводит нас в комедии «Женитьба» Гоголь.

Краткое содержание 2 действия. Результаты деятельности Кочкарева

Герой, решивший во что бы то ни стало женить Подколесина, берет инициативу в свои руки. Сначала Кочкарев уверяет Агафью Тихоновну, озабоченную предстоящим выбором жениха – она даже решила в связи с этим тянуть жребий – что лучше Ивана Кузьмича не сыскать. Его ход удается: невеста прогоняет вновь появившихся в ее доме мужчин и убегает. Оставшись с Яичницей, Анучкиным, Жевакиным наедине, Кочкарев представляется родственником героини и рассказывает о ее «недостатках». Наконец, он устраивает разговор невесты и Подколесина, в надежде, что последний сделает предложение. Однако зритель становится свидетелем их робкой беседы ни о чем и застенчивого молчания – оно порой помогает понять внутренние ощущения героя. Таким образом, вместо счастливого логического финала комедии «Женитьба» Гоголь развивает действие дальше.

Бегство жениха

Теперь уж Кочкарев делает за своего нерешительного друга предложение Агафье Тихоновне. Он уж и насчет венчания договорился, и ужин заказал. Невеста отправилась надеть наряд, давно приготовленный для этого случая. Кажется, на этот раз все сделано инициативным Кочкаревым, чтобы вечером состоялась женитьба.

Гоголь – краткое содержание это показало – изображает Подколесина человеком апатичным, не способным на решительные перемены в жизни. И в тот момент, когда все уже было решено, восторженное состояние, вызванное разговором с девушкой, сменяется у него вдруг паникой и страхом перед новой жизнью. Герой не находит ничего лучшего, как выпрыгнуть в окно и отправиться домой. А появившиеся на сцене Агафья Тихоновна, ее тетка, сваха и сам Кочкарев, узнав об этом, испытывают потрясение. Фразой Феклы «еще если бы в двери выбежал — иное дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно — уж тут…» завершает пьесу Н.В. Гоголь. «Женитьба» — комедия, по завершении которой зритель должен невольно задуматься над вопросом о том, что же заставило уже почти готового к переменам героя поступить подобным образом.

Характеристика персонажей

Как уже было отмечено, основу комедии составило изображение типичных характеров середины века. Рассмотрим их поподробнее.

Первый жених – Яичница, грубый и невежественный экзекутор, забежавший сюда мимоходом. Он польстился на богатое приданое и потому сразу же начинает проверять, все ли из списка, составленного свахой, имеется в наличии. Ему безразлично, какой окажется жена, путь даже дурой, лишь бы «прибавочные статьи» хорошими были.

Анучкин, пехотный солдат, желает иметь рядом с собой даму, непременно говорящую на французском и имеющую светские манеры, иначе не то будет. При этом высшее общество для него закрыто, а на французском он сам ничего не понимает.

Бывший моряк Жевакин, некогда совершивший путешествие на Сицилию, хочет иметь жену в теле, чтобы была «этаким розанчиком». И ни разу по ходу развития действия комедии «Женитьба» Гоголя не затрагивается вопрос о душевных качествах невесты и женихов, о взаимной любви или хотя бы симпатии. Все измеряется количеством приданого и надуманными прихотями, не имеющими отношения к реальной жизни.

Подколесин во многом напоминает Обломова И. Гончарова – такой же лежебока и человек, страшащийся брать на себя ответственность. К тому же сначала он никак не может определиться со своим отношением к невесте: ему кажется, что она в самом деле глупа, имеет длинный нос и ничего не стоит без французского. Однако с такой же легкостью, с какой Иван Кузьмич принял прежде точку зрения каждого из женихов, он соглашается со своим другом, что Агафья Тихоновна практически идеальна. Для него важнее впечатление, производимое явлением, предметом, лицом на других людей, а не истинное его содержание. «Женитьба» – Гоголь использует в пьесе приемы создания психологического портрета – обнажает самые негативные общественные пороки.

Комично выглядит и Кочкарев, обладающий большой силой внушения и получающий удовольствие в результате бурной деятельности. Это пример беспринципного и хитрого человека, который ни перед чем не остановится ради достижения цели. Он вертит судьбами других себе в угоду, и потому энергия его приносит больше вреда, чем пользы.

Все созданные в пьесе характеры, включая женские, многогранны и удивительно реалистичны.

Значение комедии

«Женитьба» стала одной из первых русских комедий, в центре которой оказалась обычная бытовая сцена, смешная и грустная одновременно. Она значительно опередила время и предопределила появление пьес А. Островского и в какой-то мере романа Гончарова «Обломов».

www.syl.ru

обзорная характеристика героев комедии гоголя женитьба

«Женитьба»-это история сватовства сразу шести женихов к купеческой дочке
Агафье Тихоновне Купердягиной, даже в своих снах и фантазиях не находящей
избранника, обладающего всем комплексом человеческих достоинств.

Коллежский асессор Яичница пришел па смотрины между делом, не намереваясь
здесь долго задерживаться.
Тупой и грубый Яичница действует решительно и смело, он не признает никаких деликатностей, тонкостей обращения. На все происходящее в жизни Яичница привык смотреть весьма просто, отказываясь от всяких лишних «философствований» .
Главное не то, какова невеста, а то, сколько он получит приданого вместе
с нею.
Яичницу нисколько не смутило утверждение Кочкарева, что Агафья Тихоновна — сплошная дура.
Появившись в доме Агафьи Тихоновны, не успев даже еще познакомиться с невестой, Яичница дотошно, по списку проверяет предназначенное в приданое имущество.
Забота о материальной выгоде, неразборчивая меркантильность — характернейшая черта Яичницы.
Услышав от Кочкарева заявление о том, что за невестой нет никакого приданого, Яичница решительно и бесповоротно отказывается от «притязаний» на
руку и сердце Агафьи Тихоновны.

Лейтенант морской службы в отставке Жевакин не кажется столь грубым и тупым,
как Яичница. И в своем поведении и манере объясняться он обнаруживает явственную претензию на галантность.
Посещение Сицилии-то немногое, чем может похвастаться лейтенант в отставке. Поэтому он и пользуется любой возможностью ввернуть в беседу рассказ о своем путешествии. Впрочем, впечатления Жевакина от этого путешествия весьма скудны и жалки. Всюду, где ни бывал он, одни лишь «раскрасоточки» привлекали его внимание.

Анучкин ищет жену, которая была бы знакома с обхождением высшего общества и знала по-французски. Сам Анучкин не вхож в высшие круги, французским языком не владеет
и, в сущности, не представляет, для чего нужно жене его знание французского языка.
Но отраженное воздействие «морали» высшего общества, о котором что-то слышал Анучкин, столь сильно, притягательная сила высших сфер столь велика, что
ему представляется совершенно невозможным жениться на девушке, которая бы не говорила по-французски.

Подколесин никак не может составить собственного мнения о том или ином явлении жизни, он все время находится под чьим-нибудь влиянием, постоянно повторяя чужое
мнение.
Наиболее характерная черта Подколесина — боязнь всего нового, страх перед
всякими изменениями в жизни. Он так врос в свой обычный уклад, что не мыслит себе
в нем никаких резких перемен. Перспектива нарушения установленного распорядка
жизни рождает в нем тревожные сомнения и раздумья. Из-за страха перед новым
Подколесин не может отважиться ни на какой серьезный шаг, который бы внес
значительные изменения в его привычное бытие. Старое, привычное для него лучше
неизвестного нового; когда Подколесину требуется принять важное решение, он
предпочитает уклониться, уйти в сторону, отступить, проявляя в этом неизменное
постоянство. Гоголь замечательно обрисовал эту внутреннюю «логику»
образа.

Кочкарев в противоположность Подколесину — человек, находящийся постоянно в движении, в действии. Он не может без того, чтобы не хлопотать, не суетиться, не устраивать чего-либо. Увидев малейшую возможность для приложения своих «сил» , Кочкарев мгновенно «загорается» , и тогда уже его невозможно остановить.
Ему собственно, безразлично, вокруг чего ему суетиться,
что устраивать, во имя чего развивать свою активность.
Суетится Кочкарев не столько из-за существа дела, сколько ради того удовольствия, которое доставляют ему всякие хлопоты.
Активность Кочкарева лишена какой-либо целенаправленности.

Яркую, колоритную фигуру представляет сваха Фекла Ивановна.
«Это баба, наметавшаяся в своем ремесле, её не расстроит никакое обстоятельство,
не смутит никакое возражение, у нее готов ответ
на всякий вопрос»

otvet.mail.ru

Образ и характеристика Яичницы в пьесе «Женитьба» Гоголя |LITERATURUS: Мир русской литературы

Господин Яичница является одним из ярких второстепенных персонажей пьесы «Женитьбы» Н. В. Гоголя.




Образ и характеристика Яичницы в пьесе «Женитьба» Гоголя


Полное имя героя — Иван Павлович Яичница:
«А фамилия Иван Павлович Яичница.» 
«…это фамилия моя — Яичница.»
О внешности Яичницы известно следующее:
«Такой видный из себя, толстый…» 
«А коли хочешь поплотнее, так возьми Ивана Павловича. Уж лучше нельзя выбрать никого. Уж тот, неча сказать, барин так барин: мало в эти двери не войдет, — такой славный.» 
«Ах, какой толстый!» 
«…Иван Павлович тоже хоть и толст, а ведь очень видный мужчина.» 
«…прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича…» 
«Что толст, так думает, ему и равного никого нет.»
Возраст господина Яичницы — около 50 лет:
«А человек еще молодой: лет пятьдесят, да и пятидесяти еще нет.»
Иван Павлович Яичница служит чиновником (экзекутором) в одном из департаментов:
«Яичница, экзекутор.» 
«Отлучился ведь только на минутку из департамента.» 
«В должности экзекутора, Иван Павлович Яичница.» 
«…находясь в должности экзекутора при казенном месте…»
Господин Яичница является дворянином:
«Агафья Тихоновна. Что ж они: дворяне? 
Фекла. Все как на подбор. Уж такие дворяне, что еще и не было таких.»
Иван Павлович Яичница носит чин коллежского асессора:
«Коллежский асессор Иван Павлович Яичница.»
Господин Яичница — занятой человек, который очень ценит свое время:
«…я человек должностной, времени у меня немного: да или нет?» 
«Черт побери, я человек должностной, мне некогда!»
Яичница ведет себя как очень важный человек:
«…такой важный, что и приступу нет.» 
Яичница — прагматичный, рассчетливый человек. В вопросах женитьбы его прежде всего интересует имущество невесты, а не ее личные качества или внешность:
«Ты мне не толкуй пустяков, что невеста такая и эдакая! ты скажи напрямик, сколько за ней движимого и недвижимого?»»  
«Впрочем, нужно все это поверить на деле. Теперь, пожалуй, обещают и домы, и экипажи, а как женишься — только и найдешь, что пуховики да перины.»
«Ну, об этом заботься кто другой. А я пойду да обсмотрю со двора дом и флигеля: если только все как следует, так сего же вечера добьюсь дела.»
Яичница считает, что лучше иметь умную жену. При этом, по его мнению, глупая жена тоже хорошо, если у нее есть приличное приданое:
«Да, конечно, лучше если бы она была умней, а впрочем, и дура тоже хорошо. Были бы только статьи прибавочные в хорошем порядке.»
Подчиненные слушаются Яичницу, а начальство любит его:
«…любим начальниками, подчиненные слушаются…» 
Господин Яичница ведется себя грубо с теми, кто ниже его по статусу (например, со свахой Феклой Ивановной):
««Ты врешь, собачья дочь!» Да еще, мать моя, вклеил такое словцо, что и неприлично тебе сказать. Я так вмиг и спознала: э, да это должен быть важный господин.»
В пьесе «Женитьба» Яичница выступает как один из кандидатов в мужья купеческой дочери Агафьи Тихоновны. В первый же день знакомства он делает Агафье предложение, но получает отказ (невеста предпочитает ему господина Подколесина):
«Неприятнее всего, когда в такую погоду сидишь один. Женатому человеку совсем другое дело — не скучно; а если в одиночестве — так это просто…» 
«Теперь я нахожу подругу жизни. Подруга эта — вы. Скажите напрямик: да или нет?» 
По мнению Агафьи Тихоновны, Яичница — «страшный» человек, который может стать тираном для своей жены:
«Но только какой страшный этот Яичница! Какой он должен быть тиран для жены. Мне все так вот и кажется, что он сейчас воротится.»

В. Г. Белинский о Яичнице

«…Яичница (экзекутор). Это человек грубый, материальный; но он живет и служит в Петербурге, — стало быть, не похож на провинциального медведя. Вообще, для хорошего выполнения ролей, созданных Гоголем, актерам всего нужнее — наивность,отсутствие всякого желания и усилия смешить. Если человек имеет смешную или слабую сторону, он тем и возбуждает смех, что не предполагает в себе ничего смешного или странного. В обществе никто не станет стараться смешить других на свой счет, а сцена должна быть зеркалом общества…» 
(В. Г. Белинский, «Женитьба. Оригинальная комедия в двух действиях, сочинение Н. В. Гоголя (автора «Ревизора»)», «Отечественные записки», 1843 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Яичницы в пьесе «Женитьба» Гоголя: описание внешности и характера героя.

Смотрите:
Все материалы по пьесе «Женитьба»
Все материалы по творчеству Гоголя

www.literaturus.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *