Петербургские повести краткое содержание шинель – Ответы@Mail.Ru: Скажите пожалуйста краткое содержание и сюжет повести Шинель (Гоголь) (всё кратко! ) :Я читал повесть.

Содержание

Краткое содержание Гоголь Шинель за 2 минуты пересказ сюжета

Рассказ входит в сборник Петербургские повести

С самого рождения жизнь Акакия Акакиевича Башмачкина не задалась. Причудливая история с наречением постепенно перетекает в рассказ о службе и жизни героя, занимающего должность титулярного советника.

Коллеги очень часто подшучивают над ним. Когда Акакию от издевок становится невмоготу, он произносит единственную фразу: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”. Тон произнесенной фразы преклоняет издевщиков на жалость.

Переписывание бумаг — вот я вся служба, жалованье соответственно невелико. Исполняет Башмачкин ее исправно, с любовью. Даже придя домой, поевши, Акакий берет чернильницу и приступает к работе. Кроме этого для него ничего в жизни не существует, никаких развлечений и т. п. Поработав, он сразу ложиться спать.

Одно небольшое событие нарушает спокойность его жизни. Однажды, из-за сильных петербургских морозов Акакий замечает, что его шинель, и без того уже потрепанная, над чем часто смеялись коллеги, начала сквозить. Пострадавший решает отнести свою вещь портному Петровичу, который любил много выпить и при этом замечательно справлялся со своего работой. Названная цена за починку повергает Акакия в шок, и он понимает что нужно прийти в другое время, когда Петрович будет хмелен и более сговорчив. Но портной не снижает цены, и тогда главный герой решает серьезно начать экономить на своей жизни. Проходит полгода, Башмачкин и Петрович покупают материалы, через еще некоторое время новая шинель готова.

Наступает важный день для Акакия. На работе все сбегаются посмотреть на обновку, обсыпают Башмачкина комплиментами, один из чиновников созывает всех на вечер по случаю своих именин. Герою становится некомфортно в гостях и он спешит скорее уйти. По дороге его избивают и отнимают шинель. Советник идет на прием к частному приставу в поисках справедливости. Ничего не добившись, обращается к “значительному лицу”, но генерал выгоняет Башмачкина из-за фамильярности его просьбы. Вскоре Акакий заболел и скоропостижно скончался. Его отсутствие на службе заметили нескоро.

Спустя время в городе начинают ходить слухи о привидении чиновника, срывающего с граждан шинели, когда дело доходит до генерала, тот узнает в призраке Башмачкина, и после начинает более уважительно относится к подчиненным.

Повесть Гоголя учит нас относится с уважением и добротой к маленькому человеку и не делить всех по чинам и статусам.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь. Все произведения

Шинель. Картинка к рассказу

Сейчас читают

2minutki.ru

Ответы@Mail.Ru: Скажите пожалуйста краткое содержание и сюжет повести Шинель (Гоголь) (всё кратко! ) :Я читал повесть.

Повесть рассказывает читателю о жизни так называемого «маленького человека» .

Главный герой повести — Акакий Акакиевич, бедный титулярный советник из Петербурга. Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил ручное переписывание бумаг, но в общем роль его в департаменте была очень незначительна, из-за чего над ним нередко смеялись молодые чиновники.

Однажды Акакий Акакиевич заметил, что его старенькая шинель совсем пришла в негодность. Он отнёс её к портному Петровичу, чтобы тот залатал её, однако последний отказался чинить шинель, сказав, что надо шить новую. Акакий Акакиевич уменьшил расходы: по вечерам прекратил пить чай, старался ходить на цыпочках, чтобы не истёрлись ботинки, реже отдавал прачке бельё в стирку, а дома, чтобы не изнашивать одежду, носил только халат. Наконец, премия к празднику оказалась больше ожидаемого, и титулярный советник вместе с портным отправляются покупать материал для новой шинели.

И вот, однажды морозным утром Акакий Акакиевич пошёл в департамент в новой шинели. Все принялись поздравлять его. Позднее, он отправился на именины к помощнику столоначальника. Акакий Акакиевич был в прекрасном расположении духа. Ближе к полночи он возвращался домой, когда к нему вдруг со словами «А шинель-то моя! » подошли «какие-то люди с усами» , сняли шинель с плеч и сильно избили.

На следующий день Акакий Акакиевич явился в департамент в старой шинели. Многим стало жаль его, и чиновники советовали обратиться за помощью к «значительному лицу» , потому что это лицо было недавно ещё бедным. «Значительное лицо» накричал на Акакия Акакиевича, да так, что тот «вышел на улицу, ничего не помня» . В Петербурге в то время было ветрено, морозно, а шинель была старая, и, вернувшись домой, Акакий Акакиевич слёг в постель. Поправиться он уже не смог и через несколько дней умер.

С тех пор у Калинкина моста стал появляться призрак «в виде чиновника» , стаскивавший с прохожих шинели, шубы, пальто. Кто-то узнал в мертвеце Акакия Акакиевича. Не было никакой возможности угомонить мертвеца. Однажды через эти места проезжал «значительное лицо» . Мертвец сорвал и с его плеч шинель, и с криком «твоей-то шинели мне и нужно было!» , исчез.

«Приведение было уже однако выше ростом, носило преогромные усы, и, направив шаги, как казалось, к Обуховому мосту, скрылось совершенно в ночной темноте»…

otvet.mail.ru

Краткое содержание Гоголь Петербургские повести за 2 минуты пересказ сюжета

Это сборник из 7 повестей, ниже вы найдете краткий пересказ входящих в него рассказов:

Невский проспект

Пирогов и Пискарёв гуляют по Невскому проспекту. Пискарёву понравилась девушка, но, проследовав за незнакомкой, он понял, что она работает в публичном доме. Юная красавица настолько запала в душу героя, что он решил сделать ей предложение и вытащить с этого дна. Девушка лишь рассмеялась над его словами, всем видом показывая своё презрение к перспективе стать его супругой. Пристыженный мужчина убегает домой и запирается в своей комнате. Через неделю обеспокоенные соседи, выломав двери, нашли Пискарёва с перерезанным горлом.

Пирогов в то же время на Невском проспекте встретил красивую молодую женщину и также проследовал за ней до её дома. Она оказалась женой немца Шиллера, который сразу приревновал жену к незнакомцу, заявившемуся к ним в дом. Не в силах побороть своё желание увидеть красавицу, Пирогов вновь приходит к ним домой и целует её. В этот момент в комнату заходит Шиллер с приятелями. Взбешенные мужчины наказали Пирогова весьма грубым и унизительным способом. В гневе Пирогов выбегает из их квартиры. (Подробнее)

Нос

Асессор Ковалёв проснулся утром и обнаружил, что с его лица исчез нос. Попытки подать объявления в газеты о пропаже ни к чему не привели, пристав тоже не обратил на его заявление никакого внимания. Грустно бродя по улице, Ковалёв видит свой нос, разгуливающий в дорогой шинели. Робея от нелепой ситуации, мужчина уговаривает нос вернуться на своё законное место, но тот делает вид, что не понимает, о чём речь. Прошло еще пара дней отчаянных и безуспешных попыток Ковалёва вернуть себе нос. Одним добрым утром мужчина просыпается и понимает, что нос вновь на его лице. (Подробнее)

Портрет

Чартков – бедный художник, на последние деньги купивший приглянувшийся портрет старика. Хозяин комнаты требует расплатиться за жильё, но денег у него совсем не осталось. Тогда хозяин начинает осматривать портрет, прикидывая, можно ли взять его в качестве уплаты долга. Внезапно из рамы портрета вылетает мешочек с деньгами. Радости Чарткова нет предела: он тут же снимает новую роскошную квартиру, покупает себе модные наряды и подаёт объявление, что пишет портреты на заказ. Очень быстро он становится модным художником. Прошло несколько лет, и Чартков понимает, что он утратил весь свой талант, став простым ремесленником. От осознания своего падения, он заболел чахоткой и вскоре умер.

Читателю становится известно, что на портрете изображён старик-ростовщик. Всех, кому он занимал деньги, в скором времени настигало несчастье и смерть, а долг возрастал с ужасающей быстротой. Перед своей смертью ростовщик заказал художнику написать свой портрет. Старик хотел, чтобы после смерти его тёмная сила перешла в полотно. С тех пор каждый бедолага, на пути которого попадалась проклятая картина, обрекал себя на горе и скорую кончину. (Подробнее)

Оставшиеся повести:

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь. Все произведения

Петербургские повести. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Чехов Детвора

    В данном рассказе А.П. Чехов описывает, как дети играют в настольную игру «ЛОТО». Он четко описывает и дает читателю увидеть состояние каждого ребенка во время данной игры.

  • Краткое содержание Смешные жеманницы Мольер

    Почтенный горожанин Горжибюс мечтал выдать поскорее замуж свою дочь Мадлон и племянницу Като. Девушки были дружны и мечтали об одном и том же – балах, высшем свете и такой любви, какая описывалась в романах.

  • Краткое содержание Короленко Огоньки

    Однажды по сибирской реке плыла лодка. В ней находилось два человека. Один из них, рассказчик, увидел небольшой огонёк. Он вспыхнул совсем близко и был таким ярким. В темноте казалось, что огонек совсем рядом

  • Краткое содержание Чехов Медведь

    Шуточная одноактная пьеса Медведь знакомит нас с главными героями — это молодая, симпатичная вдова помещика Попова. Она уже семь месяцев безутешна в своем горе.

  • Краткое содержание Додж Серебряные коньки

    Роман известной писательницы М.М.Додж дает нам представление о чести в юношеском возрасте. Действие происходит в Нидерландах в начале 19 века и начинается с момента, где описывается семейство Брук.

2minutki.ru

Краткое содержание Гоголь Петербургские повести для читательского дневника

Цикл “Петербургские повести” включает в себя пять повестей: “Невский проспект”, ”Шинель”, “Нос”, “Портрет” и “Записки сумасшедшего”.

Повесть “Невский проспект” начинается с красочного описания главной улицы Санкт-Петербурга. Поручик Пирогов и художник Пискарев следуют за прекрасными дамами. Художник увлечен брюнеткой. Они доходят до четырехэтажного дома, поднимаются в ярко освещенную комнату. Только теперь Пирогов с ужасом понимает, что они пришли в публичный дом. Художник возвращается домой, но никак не может забыть свою брюнетку. Во сне он видит ее в качестве своей жены и решает сделать предложение любимой. Но эта падшая женщина с презрением отказывает ему. Художник Пискарев, отчаявшись, уходит и кончает жизнь самоубийством.

Его друг, поручик Пирогов, провожает блондинку и приходит к дому жестянщика Шиллера, женой которого она оказывается. Поручик продолжает ухаживать за чужой женой. Шиллер избивает Пирогова и выбрасывает на улицу. Но поручик скоро забывает об этой истории.

В повести “Нос” коллежский асессор Ковалев, проснувшись как-то утром, в ужасе замечает пропажу носа. Вместо носа просто белое место. Майор (так он любит себя называть) обращается в газету, в полицию с просьбой помочь ему в поиске носа, но все считают это слишком странным и отказывают Ковалеву. Случайно майор встречает свой нос одетым в мундир и шляпу. Нос отказывается вернуться на место, говорит, что он сам по себе. После многих приключений однажды утром нос снова оказывается на месте к великой радости Ковалева.

Главный герой повести “Шинель” Акакий Акакиевич Башмачкин. Он служит титулярным советником и занимается переписыванием бумаг. Однажды Акакий Акакиевич замечает, что его шинель слишком поизносилась и несет ее к портному Петровичу. Но Петрович говорит, что невозможно починить старую шинель, нужно шить новую и называет цену. Акакий Акакиевич отчаивается, услышав цену, но решает, отказывая себе во многом, экономить, чтобы собрать нужную сумму. Шинель получилась очень хорошей, сослуживцы поздравили Башмачкина. Но радость была не долгой. Однажды поздно вечером его ограбили, отобрав шинель. Акакий Акакиевич обратился к значительному лицу с просьбой помочь отыскать шинель, но чиновник жестоко обходится с ним. Башмачкин слег в горячке и умер. С тех пор призрак Башмачкина бродил по ночам и срывал шинели с запоздавших прохожих. И успокоился он лишь после того, как отобрал шинель у обидчика.

Повесть “Портрет” описывает историю, происшедшую с художником Чартковым. Он покупает незаконченный портрет старика. На невзрачном портрете особо выделяются глаза старца, слишком яркие, точно живые. Чартков отдает за портрет последние деньги и уже жалеет об этом. Но во сне к нему приходит старик с портрета и Чартков получает от него сверток с деньгами. На следующий день художник тронул раму картины и к нему в руки упал сверток, который он видел во сне. Жизнь Чарткова резко меняется. Он становится богатым, ведет аристократический образ жизни. К нему обращается множество заказчиков. Но портреты, которые он пишет, больше похожи на шаблоны. Художник теряет свой талант, не понимая причины. Вскоре Чартков сходит с ума и умирает. Всюду ему мерещатся глаза старика с портрета. Оказывается, на портрете – ростовщик, которому помогал сам дьявол. Портрет приносит несчастье всем, кто им владеет.

Повесть “Записки сумасшедшего” – это записи из дневника Аксентия Ивановича Поприщина, по которым можно проследить постепенное нарастание сумасшествия. Сначала безумное увлечение дочерью начальника, разговор между двумя собачками и их переписка, и, под конец, мания величия. Поприщин представляет себя королем Испании. Так происходит переход из обыденной жизни героя к полному безумию.

Оцените произведение: Голосов: 137

Читать краткое содержание Петербургские повести. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Гоголь. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Петербургские повести

Другие пересказы для читательского дневника

chitatelskij-dnevnik.ru

Гоголь, «Петербургские повести»: краткое содержание

«Петербургские повести» Николая Васильевича Гоголя – это цикл потрясающих произведений. Они несут в себе философскую проблему выбора и нравственных ценностей.

Что представляют собой «Петербургские повести»?

Основной темой является образ маленького человека, угнетенного жизнью, опустошенного своим одиночеством. Среди других произведений русской классической литературы настоящей изюминкой являются «Петербургские повести».

Краткое содержание этих творений позволит освежить в памяти знаменитые высказывания и высокий гоголевский слог. Статья будет полезна студентам и абитуриентам, готовящимся к экзаменам. Краткое содержание «Петербургских повестей» и их анализ представлены ниже. Обратите внимание на основную мысль автора.

«Нос»

В повести используется прием сатиры, с помощью которого автор высмеивает жадность, скупость, взяточничество. Один из шедевров, представляющих «Петербургские повести», — «Нос».

Краткое содержание таково: однажды коллежский асессор Ковалев просыпается у себя в квартире и обнаруживает, что у него нет носа. У него осталось лишь «гладкое место». Ковалев в панике мчится к разным представителям власти, чтобы разрешить данную ситуацию, но все от него отмахиваются, потому что дело представляется им чрезвычайно странным и несерьезным. Тогда Ковалев решает действовать самостоятельно.

Он находит собственный нос и просит его вернуться на занимаемое место. Нос отказывается от предложения и заявляет, что он сам по себе, индивидуальная личность. Данное произведение входит в цикл «Петербургские повести». Краткое содержание повести позволит учащимся лучше подготовиться к урокам литературы.

Основная мысль

В данном произведении ярко обозначен талант Н.В. Гоголя как сатирика. Он обличает нездоровое общество, в котором положение человека и его должность оказываются выше самой личности, важнее ее потребностей и желаний: у кого серьезнее звание, тот и прав, у кого больше денег, у того голос громче.

Комичность положения Ковалева подчеркивает абсурдность ситуации, когда индивидуальность человека попирается и подавляется внешними обстоятельствами.

«Портрет»

«Портрет» Николая Васильевича Гоголя можно охарактеризовать как самую загадочную и невероятную историю, которая могла произойти с героями произведения «Петербургские повести».

«Портрет» (краткое содержание представим далее) – повесть поразительная. Некий малоизвестный художник Чартков на последние средства приобрел в картинной лавке странный портрет. Он не мог объяснить, чем это творение так его привлекло, но его влияние на мужчину оказалось значительным. Как только сгущалась ночь, художник боялся ложиться спать потому, что отовсюду ему грезились глаза старика, изображенного на портрете. Когда настало время платить за комнату, Чартков обнаружил в портрете мешок с деньгами: ему случайно попалась на глаза надпись «тысяча червонных». Этих средств, по расчетам, при скромной жизни ему должно было хватить на три года.

Праведный голос художника подсказывал ему, что следует запереться в комнате и творить с утра до ночи. Но в то же время Чартков услышал другой голос, исходящий от темного начала: жить на широкую ногу, позволить себе все то, на что хватит денег. Чартков накупил себе дорогой одежды, обедал и ужинал в ресторанах, стал писать картины на заказ. Ему диктовали условия и сроки выполнения, платили огромные деньги, а он должен был выполнять эти требования. Люди, знавшие его прежде, удивлялись: куда исчез его талант? Он стал работать по шаблону, постепенно исчезла живость с полотен.

Однажды Чартков оказался на выставке неизвестного художника и был изумлен талантом юного дарования. Придя домой, он попытался начать писать так же изысканно и оригинально, но рука не слушалась: душа была пуста, ее ничего больше не волновало. Понял Чартков, что именно тогда, когда он был еще бедным художником и имел смелые мечты относительно будущего, он и являлся счастливым по-настоящему. Ни деньги, ни слава не принесли желаемого. Невозможность вернуться назад, чтобы исправить ошибки прошлого, породила в нем зависть. Он скупал произведения талантливых мастеров и уничтожал их. Спустя какое-то время Чартков тяжело заболел и умер. Это творение – часть цикла «Петербургские повести». Краткое содержание мы представили выше.

Главная тема повести «Портрет»

В данном произведении Гоголь показывает конфликт подлинного таланта с демоническим началом. В страшных глазах старика, изображенного на портрете, художник видит себя. Он сам отдал душу дьяволу, потому так ненавистен ему сделался портрет, купленный когда-то за гроши в картинной лавке. Когда Бог преподносит человеку талант, одновременно он дает ему большую ответственность в том, чтобы суметь этот талант правильно применить в жизни. Чем более незаурядна личность, тем больше искушений она встречает на пути.

«Шинель»

Эта повесть известна всем еще со школы. Он входит в цикл под названием «Петербургские повести».

«Шинель» (краткое содержание читайте ниже) – работа очень известная. В одном департаменте служил титулярный советник – Акакий Акакиевич Башмачкин. На службе он был настолько незначительным человеком, что его иногда откровенно не замечали, подтрунивали над ним, могли не поздороваться и пройти мимо. Среди чиновников он не пользовался уважением, его оскорбляли, могли понизить жалование или обидеть каким-то иным способом.

Акакий Акакиевич в пересуды никогда ни с кем не вступал, а предпочитал терпеть такое отношение к себе. Однажды он пошел к портному, чтобы тот поправил ему шинель, но мастер ответил, что одежда порядком износилась, поэтому лучше ее сменить. Тогда титулярный советник принял решение скопить достаточно денег для этого. Это было непросто: жалованья, которое он получал, едва хватало, чтобы прокормиться. Семьи, детей, друзей у него не было.

Более года Башмачкин отказывал себе буквально во всем, чтобы собрать нужную сумму: он часто недоедал, ходил в одних лохмотьях. Когда же нужная сумма была собрана, Акакий Акакиевич купил себе шинель. Коллеги поздравили его с обновкой и предложили отметить это событие. Домой он возвращался поздно, когда двое неизвестных подошли к нему и сняли с него новенькую шинель. Отчаянию Башмачкина не было предела. Он потерял смысл существования. От перенесенного горя титулярный советник заболел ангиной и через несколько дней умер. Иногда, как рассказывают свидетели, в том месте появляется призрак человека, который срывает шинели со своих обидчиков, не давая им возможности оправдаться. Данное произведение входит в цикл «Петербургские повести». Краткое содержание повести позволяет понять, что хотел донести до читателя автор.

Посыл

В образе Акакия Акакиевича заключен образ маленького человека, униженного и обиженного немилосердной судьбой. Герой Гоголя пожертвовал собой: он не занимается саморазвитием, не реализует свои желания, а занят только тем, что переписывает бумаги. Все его мысли сосредоточены на службе. Пожертвовав собой, он не получил ничего. В образе Башмачкина Гоголь рисует образ маленького человека, который не умеет взять на себя ответственность за благополучие собственной жизни: его всякий может обидеть, а он даже не предпринимает никаких попыток, чтобы защититься.

Заключение

Краткое содержание «Петербургских повестей» показывает, что лейтмотивом всех произведений является образ маленького человека. Одиночество героев подчеркнуто, невыносимо: Ковалев нищ сердцем, Чартков отдал душу дьяволу, сбился с пути своего высокого предназначения как художник, Башмачкин унижен и задавлен обстоятельствами. Вот что представляют собой «Петербургские повести». Очень краткое содержание произведений изложено в данной статье.

fb.ru

краткое содержание, пересказ. Николай Васильевич Гоголь

В одном департаменте служит чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин. Когда он родился, ему долго выбирали имя, но имена попадались очень странные, поэтому его решили назвать в честь отца. В департаменте вот уже много лет он вечный титулярный советник — переписывает различные бумаги. На службе его никто не уважает, все смеются и издеваются над ним. Башмачкин – человек безответный, не может постоять за себя, но служит «с любовью», у него имеются даже любимые буквы. Он ничего не умеет, кроме механического переписывания документов. Акакий Акакиевич всегда плохо одет, для него не имеет значения и то, чем он питается. Все его мысли заняты лишь ровными строчками. Кроме того, он не позволяет себе никаких развлечений, которые, по его мнению, являются излишествами. Он вполне был бы доволен своей жизнью, если бы ему не приходилось мерзнуть, так как у него совсем износилась старая шинель, которая уже давно является предметом насмешек сослуживцев. Башмачкин относит ее к портному Петровичу, чтобы перешить, но тот отказывается, так как ткань уже насквозь гнилая, и советует сшить новую. Тогда Акакий Акакиевич начинает копить деньги на новую шинель, устанавливая для себя режим строжайшей экономии, например, отказывается от употребления чаю по вечерам, не зажигает свечу, старается как можно реже отдавать прачке стирать белье и так далее. Через полгода Башмачкин с Петровичем покупают сукно, кошку на воротник, портной шьет за две недели шинель, и наступает «торжественный день» в жизни маленького чиновника. На службе все сбегаются смотреть на новую шинель. Другой чиновник решает устроить вечер, приглашая всех к себе. В гостях Башмачкин чувствует себя неуютно и уходит пораньше остальных. По дороге домой его избивают и отнимают шинель. Пытаясь найти справедливость, герой идет на прием к частному приставу, но все безрезультатно. В департаменте рекомендуют обратиться к «значительному лицу». Башмачкин с трудом попадает на прием к генералу, но тот прогоняет его, посчитав, что чиновник выразил свою просьбу фамильярно. Акакий Акакиевич уходит, по пути домой простужается, заболевает горячкой и умирает. На службе обнаруживают его отсутствие лишь на четвертый день.

Через некоторое время по городу распространяются слухи о том, будто у Калинкина моста появилось привидение — мертвец в виде чиновника, который ищет украденную шинель и, поэтому, сдирает шинели со всех подряд, не разбирая чина и звания. Однажды генерал, отправляясь в гости, почувствовал, что кто-то схватил его за воротник. Обернувшись, он узнает в привидении Акакия Акакиевича, который отнимает у него, шинель и забирает себе. С тех пор генерал очень изменился, стал менее высокомерно относиться к своим подчиненным. А появления мертвеца в городе прекратились, видно, генеральская шинель пришлась ему впору.

tululu.org

Петербургские повести краткое содержание. — Гоголь Н.В.

НОС

1

Цирюльник Иван Яковлевич проснулся рано и услышал запах горячего хлеба. Супруга бросила ему на стол хлеб — и он принялся есть. Вдруг на его лице отобразился ужас, когда, разломив хлеб, он вытащил оттуда нос. Иван Яковлевич был ни жив ни мертв, он узнал, что нос принадлежит коллежскому асессору, которого он брил каждую среду и воскресенье.

Иван Яковлевич выбежал из дома с целью избавиться от носа. Он швырнул его с моста в воду, но это заметил квартальный и попросил рассказать цирюльника, что он сейчас делал.

2

Коллежский асессор Ковалев проснулся рано, приказал подать себе зеркало, чтобы взглянуть на прыщик, который вчера вскочил у него на носу, но, к величайшему изумлению, увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место. Ковалев велел тотчас подать себе одеться и полетел прямо к обер-полицмейстеру.

Майор Ковалев имел обыкновение каждый день прогуливаться по Невскому проспекту.

Майор Ковалев был непрочь и жениться, только в таком случае, если за невестой случится двести тысяч капитала.

Когда Ковалев шел к обер-полицмейстеру, перед подъездом одного дома остановилась карета, из которой выпрыгнул, согнувшись, господин в мундире и побежал вверх по лестнице. Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что это был собственный его нос. Нос вернулся, сел в карету и поехал. Ковалев побежал за ним. Карета остановилась около собора, куда и вошел нос. Ковалев увидел его. Нос спрятал лицо свое в стоячий воротничок и набожно молился. Ковалев сказал ему: «Вы мой собственный нос!» На что нос ответил: «Вы ошибаетесь, милостивый государь. Я сам по себе».

Ковалев решил ехать прямо в газету и напечатать публикацию с обстоятельным описанием всех качеств, чтобы всякий, встретивший его нос, мог узнать его и дать знать Ковалеву. Но с объявлением ничего не получилось, печатать отказались, так как дело очень странное.

Тогда Ковалев отправился к частному приставу, но из этого тоже ничего не вышло, так как он пришел не вовремя (пристав собирался вздремнуть два часа после еды).

Ковалев стал думать, куда делся нос и не смог придумать ничего лучше, чем то, что на него штаб-офицерша Подточина навела порчу через колдовок-баб.
Она хотела, чтобы Ковалев женился на ее дочери, и прямо сказала ему об этом. Ковалев после этого перестал бывать у них дома.

Неожиданно вошел полицейский чиновник и вернул Ковалеву пропажу. Ковалев тотчас принялся приставлять нос на место, но он не держался. Пришлось позвать доктора, но и доктор ничем не смог помочь. Тогда Ковалев написал письмо Подточиной, в котором пригрозил, что если сегодня же носа не будет на месте, то он обратится к закону. Пришел ответ от Подточиной, но он был полон недоумения, и Ковалев решил, что она не виновата.

3

Проснувшись на следующее утро, майор Ковалев обнаружил, что нос его на месте.

ПОРТРЕТ

Часть 1

Художник Чартков купил в картинной лавочке старый портрет, который он нашел среди хлама, продававшегося по дешевке. Купил его на последние деньги, которые были у него. Портрет, казалось, был не окончен, но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью.
Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое.

Придя домой, Чартков узнал, что приходил хозяин квартиры и требовал уплаты. Чартков повесил портрет, и глаза вновь поразили его. Лунный свет так падал на картину, что лицо на портрете казалось лицом мертвеца. Чартков не мог заснуть, встал и замотал портрет простыней. Когда он вновь посмотрел на портрет, простыни уже не было, старик на картине пошевельнулся и сошел с нее. Он сел у самых ног Чарткова. Чартков хотел кричать от страха, но не мог. Старик вынул из-под одежды мешок, в котором оказались столбики золотых червонцев, один откатился в сторону, Чартков схватил его и спрятал, боясь, чтобы старик ничего не заметил.

Чартков проснулся, обливаясь холодным потом, это был сон, но в руке осталось ощущение, что она что-то сжимала.

Утром пришел хозяин квартиры и привел с собой квартального, стал требовать денег за квартиру. Чартков сказал, что у него ничего нет. Тогда квартальный предложил хозяину взять вместо денег картины. Подошел к портрету старика, сильно надавил на раму, из нее выпал сверток, на котором было написано 1000 червонных. Чартков так быстро схватил его, что никто не заметил, что это. Сказав хозяину, что заплатит ему сегодня, выпроводил гостей.

Радость переполняла Чарткова, он был обеспечен на три года. Первая мысль, которая пришла ему в голову, это закрыться в комнате и работать, чтобы стать известным художником. Но изнутри раздавался другой голос, звонче и громче: одеться с иголочки, нанять шикарную квартиру. Он так и сделал. После всего зашел в газету и дал объявление о том, что он рисует портреты.

Первыми пришли мать с дочерью. Чартков принялся рисовать девушку, но она скоро устала, а он только вошел во вкус. Пришлось прерваться. На следующий день они пришли вновь, Чартков продолжил работу, но матери на понравилось, что он рисует девушку такой, какая она есть на самом деле. Художнику пришлось приукрасить, убрать какие-то недостатки, что очень понравилось дамам. Они рассказали друзьям. К Чарткову пошли клиенты. Постепенно рука его стала привыкать к стандартным формам, он перестал серьезно относиться к своим работам. Стал модным художником, накопил состояние, завел множество знакомых. Знавшие Чарткова прежде, не могли понять, как мог исчезнуть его талант.

Одно событие потрясло его. Усовершенствовавшийся художник приехал из Италии, и Чарткова пригласили оценить его творчество. Оказалось, что Чартков когда-то был знаком с ним. Придя на выставку, Чартков увидел удивительно талантливые работы. Хотел он сказать, что нельзя не заметить таланта художника, что в картинах есть что-то. Но речь умерла на его устах, слезы и рыдания вырвались в ответ, и он как безумный выбежал из залы. Прибежал домой, схватил кисть и краски, но ничего не получалось.

Чартков начал скупать все лучшее, что только производило художество, приносил домой и уничтожал. Через некоторое время заболел чахоткой и умер.

Часть 2

Аукцион был в самом разгаре. Шел ожесточенный спор за картину, на которой был изображен старик с бронзовым лицом и страшными живыми глазами. Один из присутствовавших произнес, что он больше всех имеет прав на этот портрет, и стал рассказывать историю. Жил на свете один ростовщик, который мог одолжить кому угодно любую сумму, начиная от бедных старушек и заканчивая расточительным придворным вельможей. Но все, кому он одалживал деньги, заканчивали жизнь несчастным образом. Поэтому его боялись и не спешили к нему обращаться, предпочитая умирать с голоду.

Отец рассказчика был художником. Однажды ему надо было нарисовать картину, на которой помимо прочего должен был быть изображен дух тьмы. Долго думал он над тем, какой придать ему облик, ему хотелось осуществить в лице его все тяжелое, гнетущее человека. При таких мыслях проносился в его голове образ таинственного ростовщика.

Однажды ростовщик сам пришел к художнику и попросил нарисовать его портрет. Он сказал: «Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет, но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить. Можешь ли ты нарисовать такой портрет, чтобы был совершенно как живой?» Художник принялся за работу, но с каждым днем ему становилось все страшнее и страшнее от тех глаз, которые смотрели с портрета. Художник отказался заканчивать портрет. Старик упал ему в ноги и умолял продолжить работу, но художник выбежал из комнаты.

На следующий день женщина принесла портрет художнику, сказав, что хозяин не хочет его брать. К вечеру ростовщик умер.
В художнике произошла разительная перемена, он стал завистливым. Узнав, что его ученику поручили написать картину для церкви, он добился того, чтобы другие художники тоже принимали в этом участие. Сам он нарисовал картину и даже не сомневался, что будет вне всякой конкуренции. Действительно, все одобрили картину, она поражала мастерством, но обратили внимание на глаза святых и отказали художнику (у всех святых глаза были как у ростовщика).

Художник в бешенстве прибежал домой, хотел уничтожить портрет, но его остановил друг, который и забрал картину. Друг не выдержал долго и отдал картину своему племяннику, так она и пропала. «Ну и состряпал ты черта!» — заявил друг.

Художник постригся в монахи, долгое время жил уединенно, изнурял свое тело. И только после нескольких лет такой жизни ему стало удаваться писать картины снова.

Однажды он призвал сына, рассказал ему всю историю и попросил уничтожить портрет.

Все оглянулись на картину, ее не было. Пока все были увлечены историей, ее кто-то украл.

ШИНЕЛЬ

В одном департаменте служил один чиновник; нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица, что называется, геммороидальным… Звали его Акакий Акакиевич Башмачкин.
В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него. Начальники поступали с ним как-то холодно — деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже: «Перепишите». И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним. Он не обращал внимания. Только когда сильно докучали, говорил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Башмачкину было абсолютно все равно, что переписывать. У него были свои буквы-фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его. Он наслаждался переписыванием, брал работу домой, ложился спать с мыслями о том, что ему придется переписывать завтра.

Он не обращал внимания на то, что творилось вокруг него, на свой внешний вид, вицмундир у него был не зелёным, а какого-то рыжевато-мутного цвета. Однажды Башмачкин ощутил нестерпимый холод. Оказалось, что его шинель совершенно истерлась. Башмачкин понес ее Петровичу, который был портным и занимался починкой платья. Петрович сказал, что наложить заплаты можно, но они не будут держаться, так как ткань совершенно истерлась. Надо шить новую. Это повергло Акакия в ужас, где он возьмет деньги на новую.

С этого дня Башмачкин решил на всем экономить и откладывать деньги. Сначала ему было несколько трудно привыкать ко всяким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам, но зато он питался духовно, нося в мыслях своих «вечную идею будущей шинели».

Через некоторое время накопились нужные деньги, Петрович сшил шинель. Довольный и счастливый, Акакий отправился на службу. Сослуживцы поздравили его с обновкой и стали требовать от него, чтобы он задал им вечер, чтобы обмыть шинель. Башмачкин растерялся, но тут один из чиновников сказал, что даст вечер за Акакия, тем более, что у него день рождения.

Башмачкин возвращался после званного вечера уже поздно, и так как он был недостаточно знаком с городом, то заблудился. На пустынной площади какие-то два хулигана сняли с него шинель. Акакий Акакиевич хотел было уже закричать «караул», как ему приставили к самому рту кулак, промолвив: «А вот только крикни!» Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уже больше не чувствовал. Через несколько минут он опомнился и поднялся на ноги, но уже никого не было. Башмачкин был в отчаянии. На следующий день он отправился по инстанциям, но так ничего и не добился. Башмачкин пришел не вовремя. У значительного лица, которое занималось такими делами, был гость, он решил показать свою значительность: распек Башмачкина за то, что тот неправильно подает прошение. Это повергло Акакия Акакиевича в недоумение. С потерянным видом он вышел на улицу, на морозе подхватил ангину, слег в постель и вскоре умер. Акакия Акакиевича похоронили. И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто в нём его никогда и не было.
По городу поползли слухи, что ночью в городе стал появляться мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то шинели, и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели. Так же пострадало и значительное лицо, распекшее Башмачкина. Он почувствовал, что его ухватил кто-то весьма крепко за воротник. Обернувшись, он заметил человека небольшого роста, в старом, поношенном вицмундире — и не без ужаса узнал в нём Акакия Акакиевича. Лицо чиновника было бледно, как снег, и глядело «совершенным мертвецом». Значительное лицо осталось без шинели. Этот случай произвёл на него такое сильное впечатление, что теперь на службе он вёл себя гораздо осмотрительнее. С того времени совершенно прекратились появления чиновника-мертвеца.

resheba.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о