Периодизация лермонтова – проблематика, темы и художественные приемы

проблематика, темы и художественные приемы

Особенности творчества Лермонтова изучаются в средней школе. Сначала учащиеся проходят только стихотворения поэта, затем, в 8 классе, роман «Герой нашего времени», а в 10 классе повторяют пройденный материал. Безусловно, полностью понять творчество этого гениального поэта и прозаика можно только в более взрослом возрасте. Глубокий психологизм его произведений не каждому под силу. Творчество Михаила Лермонтова является также плодотворным полем для работ литературоведов. Ведь в нем очень много различных тонкостей.

Периодизация творчества М. Ю. Лермонтова

Можно сказать, что творчество поэта довольно целостное. В нем трудно выделить какие-либо периоды, изменения в мировоззрении. Однако принято выделять в творчестве Лермонтова ранний и поздний периоды. Границей является написанное им стихотворение, посвященное гибели Пушкина, «Смерть поэта». Вообще, гибель А. С. Пушкина стала для Лермонтова переломным моментом. Теперь он начал ощущать всю ответственность, которая возлагается на него как на преемника первого поэта страны. Итак, все, что написал Михаил Юрьевич до 1837 года, — ранняя лирика, а то, что после, — поздняя.

Особенности творчества Лермонтова раннего периода

Поэт начал писать довольно рано. Если Пушкин повествовал о надеждах, лицейское творчество было полно чаяний, то Лермонтов начал с разочарования. Ведь дело декабристов пропало даром, они были сосланы на каторгу или казнены. Неудовлетворенность действительностью, которая окружает поэта, пропитывает все его творчество и наглядно проявляется в ранних стихотворениях. Безусловно, произведения более ранних лет отдают юношеским максимализмом. В раннем творчестве реализуется такое направление в литературе, как романтизм. Мы видим в произведениях Лермонтова характерное для романтиков разделение действительности на мир земной, реальный, и мир мечты, идеальный, в который бы хотел попасть лирический герой. Особенности проблематики творчества Лермонтова состоят в том, что у поэта практически нет гражданских и политических вопросов. Он не поднимает тему крепостничества, не говорит о произволе власти. Но мы догадываемся о его недовольстве из стихов, посвященных русской деревне или же теме поэта и поэзии. Все же главные проблемы творчества Лермонтова — психологические. С первых же стихов отчетливо звучит мотив одиночества, который с течением времени усиливается и трансформируется.

Образ демона в ранней лирике

В начале пути Лермонтов опирается на творчество английских романтиков, в частности Джорджа Байрона. У английского поэта также проявлялся образ демона. Творчество ассоциируется романтиками такого толка не как дар, а как проклятие. Юный поэт Лермонтов (и его лирический герой) уверен, что он, как и демон, не сможет никогда найти себе места в этом мироздании. Ведь демон был низвергнут с небес, а на земле люди его не принимают. Теперь он обречен скитаться между двумя мирами, приговорен на вечное одиночество. Образ демона тесно связан с таким поэтическим образом, как буря. Ведь демон, чья стихия «собранье зол», любит роковые бури и страсти. Особенности творчества Лермонтова проявляются и в этом: обычно лирические герои, страдающие и ищущие, стремятся к покою, тихой и мирной жизни. Не таков герой Лермонтова: он хочет жить, чтоб «мыслить и страдать». Спокойная нега не для него, жизнь есть только там, где бушуют страсти. Пример такого мировидения дает нам стихотворение «Парус»: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой».

Поздняя лирика Лермонтова

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова нужно рассматривать целостно, не опуская ни один из периодов. В поздней лирике происходит смена поэтического ракурса. Если раньше Лермонтов винил весь свет в своих бедах, страдал от непонимания и одиночества, не мог мириться ни с чем, что ему не нравилось, то теперь он более степенный. И стихи его наполнены печалью и тоской, они стали более психологичными, более выверенными. Мотив одиночества тесно сближается с мотивом странничества и поиска места в жизни. Однако эти скитания заканчиваются ничем.

Философская лирика

Такие проблемы всегда интересовали поэта. Но для него философия и психология всегда были неделимы. Своеобразно Лермонтов изображает свое отношение к этому миру и к жизни. Он практически всегда делает это, используя картины природы. В пример можно привести стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Очень яркие поэтические образы нашли место в этом лирическом произведении. Растения поэт сравнивает с живыми существами, он чувствует с ними неделимую связь, то, чего он, к сожалению, не чувствует в общении с людьми. Именно в природе Лермонтов находит успокоение, начинает ощущать гармонию в себе. Более того, для него открываются высшие истины («И в небесах я вижу Бога»).

Схожую проблематику имеет одно из последних стихотворений — «Выхожу один я на дорогу». Здесь природа изображена также гармонично, это не отдельно существующие элементы, а целостное мироздание, где «звезда с звездою говорит». Но в этот момент поэт не чувствует успокоения. Ему больно и трудно. Пожалуй, впервые за все творчество он выражает желание покоя. Но тот покой, о котором говорит Лермонтов, отличается от привычного представления. Ведь поэту хочется вечно видеть цветущую природу, ощущать движение ветра и слышать о любви.

Тема поэта и поэзии

Особенности творчества М. Ю. Лермонтова невозможно рассматривать в отрыве от такой темы, как поэзия. Именно в стихах, в которых говорится о творчестве, писательском даре, реализуются основные принципы миросозерцания поэта. Ярким примером является стихотворение «Пророк». В нем поэт ведет своеобразный диалог с Пушкиным. Он начинает свое стихотворение с того момента, на котором остановился когда-то Пушкин: «Бог дал поэту всеведение пророка. Однако если Пушкин надеялся на то, что будет «жечь глаголом сердца людей», Лермонтов, напротив, чувствует отчуждение. Он видит в людях лишь злобу и порок. Он хочет, как и Пушкин, словом достучаться до людей, но ему не удастся это сделать. Ведь люди (непонимающая толпа) обвиняют его в самоуверенности и гордости. Противопоставление поэта и толпы является одной из главных черт поэзии Лермонтова.

Анализ поэмы «Мцыри»

В данной поэме отразились, прежде всего, романтические принципы поэзии. Но есть в ней и своеобразные особенности творчества Лермонтова. Кратко история выглядит следующим образом: юноша, воспитывавшийся в монастыре, захотел попасть на свободу, но день на воле обернулся для него гибелью. Мцыри — непосвященный монах — всю жизнь чувствовал себя пленником. Он характерный романтический герой, для которого мир, в котором он живет, невыносим. Мцыри захотел почувствовать жизнь, узнать все ее проявления. Он восхищался красотой природы и наслаждался прогулками по лесу. Особенное впечатление произвел на него голос молодой грузинки. Услышав его, Мцыри понял, что он свободен. В лесу он натолкнулся на барса — олицетворение силы и храбрости. В равной схватке погиб барс, Мцыри тоже получает смертельное ранение. Поэма наглядно демонстрирует любовь Лермонтова к природе Кавказа. Очень ярко и красочно поэт описывает местные пейзажи. В поэме наиболее полно воплотились художественные особенности творчества Лермонтова. Изображение природы в ней соотносимо с картинами, которые сам поэт нарисовал во время путешествия по Югу России и Кавказу.

Роман «Герой нашего времени»

Это прозаическое произведение, в котором также ярко представлены особенности творчества Лермонтова. Роман очень полемический. Различны трактовки характера главного персонажа — Печорина. Исследователи спорят и о том, как относился к своему герою Лермонтов и можно ли назвать Печорина двойником самого поэта. Безусловно, как и все творчество М. Лермонтова, этот роман имеет автобиографическую подоплеку. Сходство героя с писателем на лицо: он служит на Кавказе, он одинок, противопоставляет себя другим людям. Однако в Печорине слишком много черт демонических и сугубо отрицательных, благодаря чему мы пониманием, что для самого автора Печорин явно не герой в полном смысле этого слова.

В романе реализовались умения писателя-психолога. С одной стороны, Печорин вызывает у читателя симпатию, но с другой, мы не можем сказать, что он хороший человек. Он обманывает девушек, он презирает людей и даже убивает Грушницкого на дуэли. Но зато он умен, он честен, принципиален. Лермонтов использует такой художественный прием психологизма, как деталь. Негативные стороны характера Печорина проявляются в самых маленьких деталях: в движениях, которые говорят о его скрытности, в его поведении с Максимом Максимычем, которое говорит о его холодности и безразличии к людям, даже в его слезах, которые происходят не от горя, а от уязвленной гордости. Кроме того, в романе мы можем найти примеры психологического параллелизма.

Роман с полной уверенностью можно назвать философским. В нем автор рассуждает и о дружбе, и о любви, и о судьбе. Все действие сконструировано на центральном персонаже — Печорине, и все сюжетные линии сводятся к нему. Однако роман не получился скучным: настолько многогранна и сложна личность Печорина.

Общие выводы

Итак, главные темы в творчестве Лермонтова.

  1. Тема природы. Она обычно сопряжена с философскими вопросами.
  2. Тема одиночества. В некоторых стихотворениях осложняется мотивом странничества.
  3. Тема поэта и поэзии. Что есть поэтический дар, для чего нужная поэзия, каково значение ее в современном мире.
  4. Тема любви. Она у Лермонтова также окрашена в мрачные тона, любовная лирика включается в тематическую группу стихов об одиночестве.

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова насквозь пронизано глубокими чувствами. Пожалуй, лирика его так привлекает именно потому, что в нее он вкладывал свою душу, ведь его лирический герой практически неотделим от автора. Безусловно, талант Лермонтова проявляется не только на уровне содержания, но и на уровне формы. Многие стихи поэта (особенно в позднем творчестве) абсолютно небольшие по объему, но зато очень глубокие и емкие.

fb.ru

Творческое развитие Лермонтова | Лингвистика и мировая поэзия

Творческое развитие Лермонтова уникально не только потому, что он погиб в самом начале своего «великого поприща». Первые дошедшие до нас стихи Лермонтова датированы 1828 г. (тогда ему было 14 лет). Большинство лермонтовских произведений написано в 1826-1836 гг., но в литературе поэт Лермонтов появился фактически только в 1837 г., после того, как гневным стихотворением «Смерть Поэта» откликнулся на гибель Пушкина. Общественная реакция на это стихотворение, изгнание Лермонтова — ссылка на Кавказ, изменение проблематики и стиля его поэзии, публикации стихотворений, прежде писавшихся «в стол», — все это позволило говорить о том, что в России появился новый поэт.

Творчество Лермонтова — поступательное движение, суть которого — в подъеме на новый виток и одновременно в возвращении к уже открытому. На каждом новом витке творческой спирали происходило переосмысление образных «чертежей», создавшихся на предшествующем. Учитывая «спиралеобразный» характер творческого развития Лермонтова, можно выделить в нем три периода.

Юношеский период (1828-1831) — время первых литературных опытов.

Родители Лермонтова — отставной пехотный капитан Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, не имели в Москве собственного дома. Местом их постоянного проживания было село Тарханы Пензенской губернии, принадлежавшее бабушке поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой. В Тарханы семья вернулась весной 1815-го, когда Мария Михайловна оправилась от трудных родов. В 1816 году родители расстались. Зимой 1817 года у Марии Михайловны началось обострение болезни — «то ли чахотки, то ли сухотки». 24 февраля того же года она скончалась. Лицо живой матери Лермонтов практически не помнил, его заменил портрет, с которым бабушка никогда не расставалась. А вот день ее похорон, хотя ему не было и трех лет, запомнил, описав в поэме «Сашка»:

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею черный поп

Читал большую книгу, что кадили

И прочее… и что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчанье…

В 1828-1830 гг. юноша обучался в Благородном пансионе при Московском университете, а с 1830 по 1832гг — на нравственно-политическом отделении Московского университета.

Вершиной первого периода творчества являются 1830-1831 гг. — время интенсивной творческой деятельности поэта, когда было написано около 200 стихотворений. Лермонтов за эти же два года создал 6 поэм — «Последний сын вольности», «Ангел смерти», «Люди и страсти» и другие. Большинство произведений Лермонтова были ученическими, художественно несовершенными. Именно поэтому он не спешил публиковать их. Первая публикация — стихотворение «Весна» в журнале «Атеней» — прошла незамеченной и значения для юного автора не имела. Но уже с первых шагов в литературе Лермонтов не ограничивался «учебой» у своих именитых предшественников. В его отношении к любым литературным авторитетам, будь то Байрон, Пушкин или Рылеев, проявилась позиция притяжения-отталкивания. Лермонтов не только усваивал, но и преображал, переосмысливал поэтические традиции.

Творчество Лермонтова 1828-1831 гг. имело ярко выраженный автобиографический характер. В лирике отражались детские впечатления, первые дружеские симпатии, любовные увлечения. Автобиографизм был важнейшим творческим принципом Лермонтова, хотя этот принцип противоречил другому — стремлению поэта-романтика включить свои «подлинные», «достоверные» мысли и чувства в контекст общеромантических литературных мотивов.

Переходный период (1832-1836) — от юношеского творчества к зрелому.

Сам поэт оценивал этот период как время встряски, «действования». В биографическом плане начало нового этапа творчества совпало с уходом Лермонтова из Московского университета, переездом с бабушкой в Петербург, где он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Двухлетнее пребывание в закрытом военно-учебном заведении завершилось в 1835 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. Резкая перемена жизни, поприще военного, которое избрал Лермонтов, во многом определило дальнейшую судьбу и повлияло на характер развития.

За четыре года Лермонтовым было написано сравнительно немного лирических стихотворений: они уступили место эпическим жанрам, а также драматургии. В поэзии Лермонтова звучат мотивы душевного непокоя, страстной жажды перемен, движения, новых впечатлений. Образы бурного моря, грозы, мятежного паруса созданы во многих стихотворениях 1832 г. Это не только отголоски романтической традиции Байрона — в них выразился лермонтовский порыв к действию, к преображению своей человеческой и творческой судьбы. Антитеза мятежа и покоя, свободы и неволи определяют смысл стихотворений «Парус», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Моряк» (1832).

Ослабляется автобиографизм в лирике. Лермонтов ищет новые пути для того, чтобы выразить состояние лирического героя. Один из плодотворных путей, найденных поэтом, — создание предметного образа-параллели, который соотносится с внутренним миром лирического героя. Например, в «Парусе» психологическая параллель лежит в основе образа символа одинокого паруса, плывущего по морю жизни. Предметный образ, насыщенный психологическим содержанием, вбирает в себя движение мысли поэта. Образ паруса развертывается как акт самосознания «мятежного» лирического героя: отвергая традиционные жизненные ценности, он выбирает непокой, бурю, мятеж. Поэтический принцип психологизации в лирике зрелого периода творчества (стихотворения «Три пальмы», «Спор», «Утес» и др.)

В 1832-1836 гг. Лермонтов-романтик впервые затронул проблему взаимоотношений личности и общественной среды. В неоконченном романе «Вадим»(1832-1834) и в поэме «Измаил-бей» (1832-1833) он размышляет о связи между судьбой единичного, «частного» человека и ходом истории. В 1835-1836 гг. актуальным становится вопрос об изображении человека в бытовой обстановке. Художественный итог творческих поисков Лермонтова в 1832-1836 гг. — драма «Маскарад» (1835-1836).

Период творческой зрелости (1837-1841) — время создания лирических шедевров, наивысших достижений в жанре поэмы и в прозе.

В феврале 1837 г. за стихотворение «Смерть Поэта», распространявшееся в списках, Лермонтов был арестован и помещен на гарнизонную гауптвахту. После окончания следствия в марте 1837 г. по приказу Николая I был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и отправлен на Кавказ к новому месту службы. Однако первая кавказская ссылка, во время которой Лермонтов познакомился и сблизился со ссыльными декабристами, была недолгой. Уже в январе 1838 г. благодаря хлопотам бабушки и личному заступничеству А.Х.Бенкендорфа, поэт вернулся в Петербург для продолжения службы в лейб-гвардии Гродненском полку.

В творчестве Лермонтова развивался комплекс тем, мотивов и образов, возникших ранее, однако писатель-романтик переживал острый кризис. Он все больше осознавал ограниченность романтического индивидуализма, стремился понять свою связь с исторической деятельностью: в 1837-1841 гг. на первый план выдвинулась тема современного поколения в его специфической лермонтовской трактовке. В 1837-1841 были созданы лучшие романтические поэмы «Мцыри» и «Демон». Поэмы «Тамбовская казначейша» и «Сказка для детей» написаны в иной тональности: в них проявилось движение Лермонтова к реализму. «Песня…. про купца Калашникова» поразила современников не только совершенным владением формами народной поэзии, но и пониманием самого ее духа. Высшим достижением лермонтовской прозы, своеобразной «энциклопедией излюбленных тем и мотивов его творчества стал роман «Герой нашего времени» (1838-1839). Работа над отдельными повестями, составившими произведение, формирование его общей концепции переплелись с лирическим творчеством и созданием лучших поэм.

Ссора между Лермонтовым и Мартыновым произошла 13 июня 1841 года.

Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4 километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук состоялась дуэль, на которой поэт был убит. Надлежало начинать Лермонтову, он выстрелил в воздух, желая все же кончить глупую ссору дружелюбно. Не так великодушно думал Мартынов. Он был довольно бессердечен и злобен, чтобы подойти к самому противнику выстрелить ему прямо в сердце. Несчастный Лермонтов тотчас испустил дух! Сразу после окончания поединка разразилась сильная гроза. Секунданты ускакали в город. Необходимо было раздобыть повозку, чтобы перевезти убитого. 17 июля 1841 года состоялось погребение тела поэта на пятигорском кладбище. Запись в метрической книге пятигорской церкви Скорбящей Богородицы: «Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов 27 лет убит на дуэли 15 июля, а 17 погребен, погребение пето не было». Дело в том, что по православному обычаю, убитый на дуэли приравнивался к самоубийце, похоронить его по церковному было нелегким делом. Дав взятку священнику, друзья поэта добились разрешения вырыть могилу на кладбище, а не за пределами его.

Когда-то, в ранней юности, Лермонтов написал странные стихи:

Кровавая могила меня ждет,

Могила без молитв и без креста.

И вот предсказание сбылось: тело его предано земле без молитв…

С биографией поэта можно ознакомиться здесь.

Материал взят с сайта http://www.netschools.ru/sch518/koridor/rus_lit/lermon2/index3.html

Книги

Полное собрание сочинений в 10 томах

том 1             djvu том 2             djvu

том 3             djvu

том 4             djvu

том 5             djvu

том 6             djvu

том 7             djvu

том 8             djvu

том 9             djvu

том 10            djvu


Собрание сочинений в 7 томах         chm


Полное собрание сочинений в 4 томах

том 1       fb2

том 2       fb2

том 3       fb2

том 4       fb2

Все тома в одном архиве(rar)       fb2

Собрание сочинений в шести томах

том 1 стихи 1828-1831          fb2

том 2 стихи 1832-1841          fb2

том 3 поэмы 1828-1834          fb2

том 4 поэмы 1835-1841          fb2

том 5 драмы          fb2

том 6 проза, письма          fb2

Все тома в одном архиве (rar)          fb2

Лермонтов М.Ю. — Избранные произведения           djvu


Ашик-Кериб

год издания 1938           pdf

Бородино

— год издания 1939         pdf

— год издания 1941         pdf

— год издания 1944         pdf

— год издания 1946         pdf

— год издания 1947         pdf

— год издания 1948         pdf

— год издания 1970         pdf         fb2

— год издания 1977         pdf

— год издания 1982         pdf

— год издания 1983         djv

— год издания 1985         djvu

Азраил          fb2          pdf          rtf

Ангел смерти          fb2          pdf          rtf

Аул Бастунджи          fb2          pdf          rtf

Беглец          fb2          pdf          rtf

Боярин Орша          fb2          pdf          rtf

Вадим          fb2          pdf          rtf

Два брата          fb2          pdf          rtf

Две невольницы          fb2          pdf          rtf

Демон          fb2          pdf          rtf          pdf (1941)          pdf (1947)          pdf (1910)

Джюлио          fb2          pdf          rtf

Измаил-Бей          fb2          pdf          rtf

Испанцы          fb2          pdf          rtf

Исповедь          fb2          pdf          rtf

Кавказец          fb2          pdf          rtf

Кавказский пленник          fb2          pdf          rtf

Каллы          fb2          pdf          rtf

Княгиня Лиговская          fb2          pdf          rtf

Корсар          fb2          pdf          rtf

Литвинка          fb2          pdf          rtf

Люди и страсти          fb2          pdf          rtf

Маскарад          fb2          pdf          rtf

— Маскарад (ранняя версия)          fb2          pdf          rtf

— Маскарад (приложения)          fb2          pdf          rtf

Монго          fb2          pdf          rtf

Моряк(отрывок)          fb2          pdf          rtf

Мцыри          fb2          pdf          rtf          pdf (1941)

Олег          fb2          pdf          rtf

Панорама Москвы          fb2          pdf          rtf

Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова         fb2          pdf          rtf          pdf (1865)          pdf (1938)          pdf (1943)          pdf (1984)          djvu (1975)

Последний сын вольности          fb2          pdf          rtf

Преступник          fb2          pdf          rtf

Сашка          fb2          pdf          rtf

Странный человек          fb2          pdf          rtf

Тамбовская казначейша          fb2          pdf          rtf

Хажди Абрек          fb2          pdf          rtf

Цыгане          fb2          pdf          rtf

Черкесы          fb2          pdf          rtf

Штосс          fb2          pdf          rtf

Я хочу рассказать вам          fb2          pdf          rtf

Лермонтов М.Ю. Поэмы (иллюстрации Кострова) (1947)       pdf

Лермонтов М.Ю. Стихи (иллюстрации Кострова) (1946)       pdf

Избранные стихи и поэмы (1935)       pdf

Избранные стихи и поэмы (1942)       pdf


Библиотека мировой поэзии (том 76 М.Ю. Лермонтов)              djvu

Родзевич С. И. — Лермонтов, как романист (1914)                pdf

Рублевское издание 1891                pdf

Творческий путь Лермонтова          djvu          pdf

Жизнь и творчество        djvu        pdf (1941)

Лермонтов проблемы поэтики        pdf        djvu

Болдаков «Лермонтов» 1895         pdf         djvu

Вольперт Л.И. Лермонтов и литература Франции.            pdf

Хаецкая Елена «Лермонтов (Великие исторические персоны)»        pdf        djvu

Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова       pdf       rtf       fb2

Маркович В.М. и др. Pro et contra          pdf

wpoet.ru

Два периода в творчестве Лермонтова |LITERATURUS: Мир русской литературы

В зависимости от всего вышесказанного, мы должны определить

в литературной деятельности Лермонтова — один лирический по преимуществу (1828-1832 гг.), другой — эпический по преимуществу (1832-1841 гг.).


Первый период деятельности Лермонтова. Двойственность внутреннего мира у Лермонтова в этот период выражается в упорном стремлении определить себя и отделить свою личность от толпы. В это время он, по преимуществу, занят собою; во многочисленных автобиографических признаниях старается выяснить историю своего душевного склада, его характерные особенности, свои отношения к внешнему миру, к людям, природе, к Богу; старается определить свое положение в мире.

В лирических произведениях автобиографического характера (их особенно много в ранних стихотворениях Лермонтова 1829-1830 гг.) он говорит не раз о том, что на пороге жизни узнал он преждевременные страдания… По его словам, он сначала верил людям и пошел к ним с отрытым сердцем, долги им многое «прощал», но они, словно «старались отравить» его «ребяческие дни», — и тогда он навсегда ушел от них и замкнулся в себе… <…>

Лирика Лермонтова имеет особое, важное значение — в ней поэт открыл всю свою душу, все свои страдания и мечты. Эпические и драматические произведения этого первого периода его творчества имеют меньше значения — они представляют собой лишь слабые попытки объективировать себя на эпических образах, то есть объективно изобразить себя в других героях. Если и лирические произведения носят на себе явные следы чужих литературных влияний, то в эпических и драматических эта зависимость особенно бросается в глаза.

Эпические произведения Лермонтова. Из наиболее ранних его опытов в этом направлении надо отметить поэмы: «Кавказский пленник», «Черкесы», «Корсар»… Все эти поэмы относятся к 1828 году; к 1829 относится уже первая редакция «Демона»… <…>

Второй период (1832-1841) творчества Лермонтова эпический по преимуществу. Лирических произведений им за это время написано гораздо меньше… но… они представляют большой интерес — своим содержанием они ясно доказывают, что в настроених Лермонтова происходили большие изменения. <…>

Правда, и в произведениях этого времени не раз встретим мы прежние мотивы: поэт по-прежнему говорит о том, что он не понят людьми и чужд их жизни, их интересов, что он равно далек от земли и неба и что он с презрением относится к жизни. По-прежнему говорит он о своей гордости и одиночестве, по-прежнему жаждет покоя и сна — но все эти знакомые мотивы теперь в творчестве Лермонтова звучат реже, являются исключением.

Обычными настроениями поэта являются теперь другие, более мирные, в которых нет протеста, нет злобы и презрения. <…>

Тихая, глубокая, спокойная грусть часто сменяет прежнее раздражение; эта грусть проникает и в отношения поэта к людям, и к женщинам; даже в природе старается он отыскивать картины по преимуществу с элегическим настроением.»

(профессор В. В. Сиповский, «Очерки русской литературы XIX ст. 40-60-ых гг. История русской словесности», под ред. В. В. Сиповского, 1908 г.)

www.literaturus.ru

Зрелый период творчества Лермонтова: общая характеристика / Лермонтов М.Ю.

Зрелый период творчества Лермонтова — период создания главных шедевров его поэзии и прозы — начинается в 1837 году. В этом году происходят резкие перемены в жизни поэта: за стихи «Смерть поэта», написанные на гибель Пушкина, Лермонтов был арестован и отправлен в свою первую ссылку на Кавказ. Последующие годы жизни Лермонтова проходят в поездках между Кавказом и Петербургом. Во время первой ссылки Лермонтов заболел, лечился в Пятигорске на водах, там он сделал первые наброски романа «Герой нашего времени», служил в действующем отряде, побывал в Тамани и в других местах Кавказа. Впечатления от службы и поездок по Кавказу широко отразились в произведениях писателя конца 1830-х годов.

В конце 1837 года Лермонтов был переведён сначала в Новгород, а затем в гусарский полк в Царском Селе под Петербургом. В 1838-1839 годы Лермонтов становится известным поэтом, это время плодотворного литературного труда. В те годы Лермонтов пишет роман «Герой нашего времени», поэмы «Мцыри» и «Демон» (последний вариант), большое количество стихотворений. Известность Лермонтова как поэта сделала его частым гостем светских гостиных Петербурга. Однако закончилось это бессмысленной дуэлью с сыном французского посланника в России Барантом, арестом Лермонтова и второй ссылкой на Кавказ в 1840 году.

Во время второй ссылки Лермонтов принимал участие в боевых действиях против горцев и проявил себя как мужественный офицер. В октябре он принял командование казачьей сотней. По свидетельству биографов поэта, он заботился о подчинённых и делил с ними тяготы и опасности походной жизни. В служебной характеристике Лермонтова есть такие слова: «…Был всегда первый на коне и последний на отдыхе». За доблестную и самоотверженную службу он был представлен к двум боевым наградам и должен был быть переведён в гвардию, однако он был вычеркнут из списка награждённых лично государем Николаем I, питавшим к поэту особую неприязнь.

Жизнь Лермонтова в этот период проходила в разъездах, опасностях и лишениях, однако он продолжал заниматься творчеством. В начале 1841 года Лермонтов приезжает в отпуск 8 Петербург. Он хочет уйти в отставку и посвятить себя только литературе, но в отставке ему было отказано. Весной поэт в третий раз уезжает на Кавказ, чтобы участием в боевых действиях заслужить разрешение уйти в отставку. Но Лермонтову не суждено было вернуться: жизнь его трагически оборвалась 15 июля 1841 года на дуэли с бывшим приятелем, отставным майором Н.С. Мартыновым.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

classlit.ru

Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова

.

Русская литература — литература пророческая. И одним из самых известных ее пророков был М. Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится на несколько периодов.

С 1828 по 1832 годы Лермонтов очень увлекался романтическими стихами Байрона. Многие стихотворения этого периода — грустные, мрачные, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и в людях, скорбит о ничтожности мира и человека. Во всех этих чувствах была доля юношеской рисовки и следы влияния Байрона, который был «властителем дум» молодого поэта. Но Байрона Лермонтов не просто копирует. Он переводит его то предельно точно, то вольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу романтическим мечтам юного Лермонтова, но и учил истинному языку страстей. Михаила Юрьевича привлекали герои английского поэта, гордые, независимые личности, жаждущие безграничной свободы, относящиеся с презрением ко всем окружающим, но вместе с тем страдающие от внутреннего разлада. На юного поэта начинают смотреть как на кандидата в «русские Байроны».

Но вскоре Лермонтов осознает свою индивидуальность и пишет стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832 год), которое завершает период увлечения творчеством поэтов-романтиков:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник…

С 1833 по 1836 год продолжается второй период развития поэта. В это время Лермонтов мучительно ищет свой неповторимый путь, осознает предназначение поэта и его задачи, поэтому в этот период поэтом было написано очень немного стихотворений, большинство из которых не пользовались популярностью у читателей. И с 1837 года до самой смерти поэта длится последний этап — его зрелость.

Началом этого этапа можно считать стихотворение «Смерть поэта» (1837 год), с которым молодой Лермонтов вошел в литературу. Это стихотворение было написано после того, как он получил известие о смерти Пушкина, которая вызвала раскол среди дворянской интеллигенции. Одни защищали Пушкина и негодовали на Дантеса, другие, в основном в светских кругах, оправдывали убийцу. Ответом последним и стало стихотворение «Смерть поэта», в котором Лермонтов обвинял представителей придворной аристократии, убивших поэта:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

За последние шестнадцать строк Лермонтова обвинили в подстрекательстве к восстанию и сослали на Кавказ. Поэт без сожаления прощается с Родиной, надеясь «за хребтом Кавказа» творить, не опасаясь царя: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ… На этом этапе Лермонтов полностью осознает свое предназначение и свою судьбу, связанную с ним. Об этом стихотворение «Пророк» (1841 год). В нем Лермонтов как бы продолжает пушкинского «Пророка», который заканчивается тем, что пророк осознает свое предназначение «глаголом жечь сердца людей». Лермонтовский же пророк бежит от людей, не понимающих его:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Пророк вынужден бежать в пустыню от людей:

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи…

Но люди не забывают смельчака, бросившего им вызов, и даже спустя годы, когда пророк вынужден пробираться через город, старцы указывают на него детям, говоря:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами.

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!»

Таким образом, Лермонтов — поэт-пророк появился не сразу, долгое время «творческая дума» зрела на сердце у поэта, прежде чем появиться на свет в стихах зрелого периода.

mirznanii.com

Материал к уроку: М. Ю. Лермонтов (1814-1841) Лирика

Из 27 лет жизни М. Ю. Лермонтова 13 лет заполнено поэтическим творчеством, т. е. Лермонтов писал художественные произведения с 1829 по 1841 год. Значит, его творчество в основном пришлось на 30-е годы 19 века.

В поэзии Лермонтова можно отметить следующие особенности, выделяющие его из круга других русских поэтов.

1. Если у Пушкина можно назвать много творческих периодов, потому что, по словам Белинского, Пушкин каждые 2-3 года своей жизни стремительно менялся, то у Лермонтова можно выделить всего три периода творчества:

Первый период — с 1829 года по 1832 год.

Этот период можно назвать ученическим. Идеологическим источником художественной проблематики юного Лермонтова явилось учение о тождестве Добра и Зла, выдвинувшее принцип оправдания Зла как рожденного из одного корня с Добром и потому требующее двойного сострадания (и к жертве, и к виновнику). Произведения этого периода достаточно слабы в художественном отношении, поэтому этот период можно назвать еще и черновым, новым, лабораторным, или подготовительным, потому что все основные темы и проблемы этого периода Лермонтов позже, в последние годы жизни, отшлифовал до совершенства. Несмотря на художественную слабость, этот период отличался творческой интенсивностью, т. е. за эти годы поэтом написано 250 стихотворений, 6 поэм и три драматургических произведения. Лучшими и наиболее известными стихотворениями этих лет являются «Молитва» (1829 г.), «Ангел» (1831-32 г.), «Парус» (1832 г.), «Нет, я не Байрон» (1832г.).

Второй период — с 1833 года по 1836 год. В этот период происходит ослабление писательской активности, но усиление напряженных размышлений о назначении поэта

И поисков нового художественного метода. Поэтому этот период можно назвать переходным. В эти годы в творчестве поэта появляется новая интонация — ирония, которая сродни иронии Гоголя, т. к. она смешана у Лермонтова с негодованием.

Третий период — с 1837 года по 1841 год.

По отношению к первому, черновому периоду, этот период можно назвать белым, ибо все написанное имеет высочайшие художественные качества и высочайший уровень. Это период творческой зрелости поэта, т. к. здесь подводятся окончательные итоги всего, что было задумано в раннем, юношеском творчестве. Интересно, что в эти годы Лермонтов не расширяет круг тем, идей и мотивов, а только доводит до высшей степени совершенства те идеи, проблемы, мотивы и темы, которые появились у него в первый, ранний период. Все прежние темы, такие, как Тема урока «Мцыри», Тема урока «Демон», Тема урока «Странного человека», Тема урока «Бородино» завершаются поэтом в эти четыре года. Вот почему этот период и называется итоговым. Именно здесь Лермонтов и получает печатную известность. Свое обращение к патриотической, крестьянской и исторической тема Лермонтов завершает такими шедеврами, как «Песня о купце Калашникове…», «Бородино» «Валерик», «Родина». Этот интерес поэта к национальным и народным темам предвосхищает «крестьянские стихи» Некрасова и творчество Льва Толстого, объявившего себя «адвокатом стомиллионного земледельческого народа». Созданные Лермонтовым в эти годы шедевры поэзии и прозы стоят у истоков психологического и даже духовно-нравственного реализма, на вершинах которого имена Достоевского и Толстого. После гибели Пушкина известность Лермонтова становится настолько широкой, а влияние его произведений — настолько мощным, что последние четыре года его жизни можно назвать лермонтовским периодом в русской литературе. Своеобразием этой периодизации (всего 3 периода) является то, что у Лермонтова между поздними и ранними произведениями нет пропасти, разрыва, бездны, как, например, у Пушкина, а поздние произведения, не поднимающие ни одной новой темы, только художественно оттачивают то, что было задумано и слабо выполнено в ранних, юношеских произведениях. Такая сосредоточенность, концентрация Лермонтова на одних и тех же идеях, темах и мотивах говорит о внутренней духовной собранности, цельности и монолитности личности поэта.

2. Для Лермонтова характерно параллельное сосуществование романтизма и реализма, их хрупкое, но все же гармоническое равновесие. Например, поэма «Мцыри» — это романтизм, а «Песнь о купце Калашникове» — реализм. Обе поэмы написаны в 1838 году. Такой синхронности, параллельности, одновременности, такого гармонического двуединства не знал ни одни поэт 50-х годов. Именно это сплетение двух стилей, двух систем в творчестве Лермонтова и сделало его центральным поэтом 30-х годов. Лермонтов был и романтиком, и реалистом одновременно. Это двуединство вообще характерно для Лермонтова. Оно проявляется, не только в равновесии романтизма и реализма, но и в удивительном сосуществовании в его творчестве поэзии и прозы, религиозной веры и религиозного скептицизма. Еще раз подобное двуединство повторилось в литературе в конце 19 века в творчестве Максима Горького.

3. Если для Пушкина характерно равно уважительное отношение к прошлому, настоящему и будущему времени, в каждом из которых он видит звенья единой цепи текущего времени и поэтому ценит каждое звено, т. е. показывает их равноправие и равновеликость и отказывается от абсолютизации какого-то одного времени (примером является стихотворение «Вновь я посетил… «), то у Лермонтова из трех времен почти всегда доминирует только прошлое. Оно властно, как тень, стоит за спиной его героев, которые страдают от того, что не могут ничего забыть из прошлого. Например, Печорин записывает: «Я странно устроен — ничего не забываю». Лермонтовские герои не знают забвения прошлого. Поэтому чаше всего лермонтовский герой презирает настоящее, не верит в будущее и испытывает странное состояние исчерпанности своей жизни. Такими показаны и Демон, и Печорин. Неспособный ничего забыть из прошлого, его герой не знает обновления, поэтому чаще всего он трагичен и мрачен. Если Онегин показан в развитии, в эволюции, то Печорин показан сложившимся человеком, его духовный мир стабилен, его духовное развитие остановлено, т. к. он вырван из динамики последовательного времени. Если у Пушкина нет абсолютизации какого-то одного времени, то Лермонтов абсолютизирует прошлое, во многих произведениях показывая власть прошлого над настоящим и будущим. Этот мотив власти прошлого особенно ярко явлен в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я любил»… «: «люблю в тебе я прошлое страданье и молодость погибшую мою», т. е. даже в любимой женщине Лермонтов видит только свое прошлое страданье.

Исследователь русской литературы Д. С. Мережковский писал, что, абсолютизируя прошлое, Лермонтов имеет в виду не только предшествующие земные годы своей земной биографии, а подразумевает жизнь своей души в предшествующие века, т. е. еще до того, как его душа вселилась в его земную оболочку. Для Лермонтова прошлое в стихах — это не только его ранние годы, но и какое-то большое прошедшее время, в которое страдала его душа до появления самого Михаила Юрьевича на свет, до его земного существования. Именно поэтому Мережковский называет Лермонтова поэтом сверхчеловечества. А Блок называл Лермонтова поэтом Боговидцем, или ясновидцем. При этом следует отметить, что ясновидение у Лермонтова, т. е. способность видеть свою душу и души других людей, направлено не в будущее, а в прошлое.

www.testsoch.com

Лирика Лермонтова 1826-1836 гг. Трагедия романтической личности. Лирика Лермонтова 1837-1841 гг. Пути преодоления трагедии романтической личности

Творческое развитие Лермонтова уникально не только потому, что он погиб в самом начале своего «великого поприща». Первые дошедшие до нас стихи Лермонтова датированы 1828 г . (тогда ему было 14 лет). Большинство лермонтовских произведений написано в 1826 — 1836 гг., но в литературе поэт Лермонтов появился фактически только в 1837 г., после того, как гневным стихотворением «Смерть Поэта» откликнулся на гибель Пушкина. Общественная реакция на это стихотворение, изгнание Лермонтова — ссылка на Кавказ, изменение проблематики и стиля его поэзии, публикации стихотворений, прежде писавшихся «в стол», — все это позволило говорить о том, что в России появился новый поэт.

Творчество Лермонтова — поступательное движение, суть которого — в подъеме на новый виток и одновременно в возвращении к уже открытому. На каждом новом витке творческой спирали происходило переосмысление образных «чертежей», создавшихся на предшествующем. Учитывая «спиралеобразный» характер творческого развития Лермонтова , можно выделить в нем три периода.

Юношеский период (1828-1831) — время первых литературных опытов.

Родители Лермонтова — отставной пехотный капитан Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, не имели в Москве собственного дома. Местом их постоянного проживания было село Тарханы Пензенской губернии, принадлежавшее бабушке поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой. В Тарханы семья вернулась весной 1815-го, когда Мария Михайловна оправилась от трудных родов. В 1816 году родители расстались. Зимой 1817 года у Марии Михайловны началось обострение болезни — «то ли чахотки, то ли сухотки». 24 февраля того же года она скончалась. Лицо живой матери Лермонтов практически не помнил, его заменил портрет, с которым бабушка никогда не расставалась. А вот день ее похорон, хотя ему не было и трех лет, запомнил, описав в поэме «Сашка»:

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею черный поп

Читал большую книгу, что кадили



И прочее… и что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчанье…

В 1828-1830 гг. юноша обучался в Благородном пансионе при Московском университете, а с 1830 по 1832гг — на нравственно-политическом отделении Московского университета.

Вершиной первого периода творчества являются 1830-1831 гг. — время интенсивной творческой деятельности поэта, когда было написано около 200 стихотворений. Лермонтов за эти же два года создал 6 поэм — «Последний сын вольности», «Ангел смерти», «Люди и страсти» и другие. Большинство произведений Лермонтова были ученическими, художественно несовершенными. Именно поэтому он не спешил публиковать их. Первая публикация — стихотворение «Весна» в журнале «Атеней» — прошла незамеченной и значения для юного автора не имела. Но уже с первых шагов в литературе Лермонтов не ограничивался «учебой» у своих именитых предшественников. В его отношении к любым литературным авторитетам, будь то Байрон, Пушкин или Рылеев, проявилась позиция притяжения-отталкивания. Лермонтов не только усваивал, но и преображал, переосмысливал поэтические традиции.

Творчество Лермонтова 1828-1831 гг. имело ярко выраженный автобиографический характер. В лирике отражались детские впечатления, первые дружеские симпатии, любовные увлечения. Автобиографизм был важнейшим творческим принципом Лермонтова , хотя этот принцип противоречил другому — стремлению поэта-романтика включить свои «подлинные», «достоверные» мысли и чувства в контекст общеромантических литературных мотивов.

Переходный период (1832-1836) — от юношеского творчества к зрелому.

Сам поэт оценивал этот период как время встряски, «действования». В биографическом плане начало нового этапа творчества совпало с уходом Лермонтова из Московского университета, переездом с бабушкой в Петербург, где он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Двухлетнее пребывание в закрытом военно-учебном заведении завершилось в 1835 г . Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. Резкая перемена жизни, поприще военного, которое избрал Лермонтов , во многом определило дальнейшую судьбу и повлияло на характер развития.

За четыре года Лермонтовым было написано сравнительно немного лирических стихотворений: они уступили место эпическим жанрам, а также драматургии. В поэзии Лермонтова звучат мотивы душевного непокоя, страстной жажды перемен, движения, новых впечатлений. Образы бурного моря, грозы, мятежного паруса созданы во многих стихотворениях 1832 г. Это не только отголоски романтической традиции Байрона — в них выразился лермонтовский порыв к действию, к преображению своей человеческой и творческой судьбы. Антитеза мятежа и покоя, свободы и неволи определяют смысл стихотворений «Парус», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Моряк» (1832).

Ослабляется автобиографизм в лирике . Лермонтов ищет новые пути для того, чтобы выразить состояние лирического героя. Один из плодотворных путей, найденных поэтом, — создание предметного образа-параллели, который соотносится с внутренним миром лирического героя. Например, в «Парусе» психологическая параллель лежит в основе образа символа одинокого паруса, плывущего по морю жизни. Предметный образ, насыщенный психологическим содержанием, вбирает в себя движение мысли поэта. Образ паруса развертывается как акт самосознания «мятежного» лирического героя: отвергая традиционные жизненные ценности, он выбирает непокой, бурю, мятеж. Поэтический принцип психологизации в лирике зрелого периода творчества (стихотворения «Три пальмы», «Спор», «Утес» и др.)

В 1832-1836 гг. Лермонтов-романтик впервые затронул проблему взаимоотношений личности и общественной среды. В неоконченном романе «Вадим»(1832-1834) и в поэме «Измаил-бей» (1832-1833) он размышляет о связи между судьбой единичного, «частного» человека и ходом истории. В 1835-1836 гг. актуальным становится вопрос об изображении человека в бытовой обстановке. Художественный итог творческих поисков Лермонтова в 1832-1836 гг. — драма «Маскарад» (1835-1836).

Период творческой зрелости (1837-1841) — время создания лирических шедевров, наивысших достижений в жанре поэмы и в прозе.

В феврале 1837 г. за стихотворение «Смерть Поэта», распространявшееся в списках, Лермонтов был арестован и помещен на гарнизонную гауптвахту. После окончания следствия в марте 1837 г. по приказу Николая I был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и отправлен на Кавказ к новому месту службы. Однако первая кавказская ссылка, во время которой Лермонтов познакомился и сблизился со ссыльными декабристами, была недолгой. Уже в январе 1838 г. благодаря хлопотам бабушки и личному заступничеству А.Х.Бенкендорфа, поэт вернулся в Петербург для продолжения службы в лейб-гвардии Гродненском полку.

В творчестве Лермонтова развивался комплекс тем, мотивов и образов, возникших ранее, однако писатель-романтик переживал острый кризис. Он все больше осознавал ограниченность романтического индивидуализма, стремился понять свою связь с исторической деятельностью: в 1837-1841 гг. на первый план выдвинулась тема современного поколения в его специфической лермонтовской трактовке. В 1837-1841 были созданы лучшие романтические поэмы «Мцыри» и «Демон». Поэмы «Тамбовская казначейша» и «Сказка для детей» написаны в иной тональности: в них проявилось движение Лермонтова к реализму. «Песня…. про купца Калашникова» поразила современников не только совершенным владением формами народной поэзии, но и пониманием самого ее духа. Высшим достижением лермонтовской прозы, своеобразной «энциклопедией излюбленных тем и мотивов его творчества стал роман «Герой нашего времени» (1838-1839). Работа над отдельными повестями, составившими произведение, формирование его общей концепции переплелись с лирическим творчеством и созданием лучших поэм.

Знаменитая ссора между Лермонтовым и Мартыновым произошла 13 июня 1841 года.

Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4 километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук состоялась дуэль, на которой поэт был убит. Надлежало начинать Лермонтову , он выстрелил в воздух, желая все же кончить глупую ссору дружелюбно. Не так великодушно думал Мартынов. Он был довольно бессердечен и злобен, чтобы подойти к самому противнику выстрелить ему прямо в сердце. Несчастный Лермонтов тотчас испустил дух! Сразу после окончания поединка разразилась сильная гроза. Секунданты ускакали в город. Необходимо было раздобыть повозку, чтобы перевезти убитого. 17 июля 1841 года состоялось погребение тела поэта на пятигорском кладбище. Запись в метрической книге пятигорской церкви Скорбящей Богородицы: «Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов 27 лет убит на дуэли 15 июля, а 17 погребен, погребение пето не было». Дело в том, что по православному обычаю, убитый на дуэли приравнивался к самоубийце, похоронить его по церковному было нелегким делом. Дав взятку священнику, друзья поэта добились разрешения вырыть могилу на кладбище, а не за пределами его.

Когда-то, в ранней юности, Лермонтов написал странные стихи:

Кровавая могила меня ждет,

Могила без молитв и без креста.

И вот предсказание сбылось: тело его предано земле без молитв…

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *