Ямвлих философская школа основные идеи – Ямвлих — Википедия

Ямвлих — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 апреля 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 апреля 2018; проверки требуют 2 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску
Ямвлих
Ἰάμβλιχος
Дата рождения 245/280
Место рождения Халкида (Сирия)
Дата смерти 325/330
Страна Римская империя
Школа/традиция Сирийская школа неоплатонизма
Направление неоплатонизм
Период Поздняя Античность
Основные интересы платонизм, пифагореизм, мистика, теургия, астрология, магия, гадания
Оказавшие влияние Платон, Порфирий, Плотин
Испытавшие влияние Дексипп, Феодор Асинский, Эдесий, Юлиан Отступник, Прокл Диадох
Ямвлих в Викитеке

Я́мвлих (др.-греч. Ἰάμβλιχος, 245/280 — 325/330) — античный философ-неоплатоник, ученик

ru.wikipedia.org

Поздний неоплатонизм

Со смертью Плотина история неоплатонизма не заканчивается. Известны еще три, по крайней мере, наиболее известных и влиятельных философа неоплатонизма: Порфирий, ученик Плотина, Ямвлих, философ сирийской школы неоплатонизма, и Прокл, представитель афинской школы.

Сами эти философы не всегда считали себя таковыми: Ямвлих и Прокл называли себя скорее богословами.

Порфирий

Порфирий (232 — после 301) был учеником Плотина и издателем его трактатов. Кроме того, Порфирию принадлежит множество оригинальных работ. Блж. Августин в своем основном труде «О граде Божием», в той главе, где он дает историко-философское описание, более всего страниц посвящает именно Порфирию.

Позднейшие неоплатоники отошли от истинных взглядов Плотина. Если у Плотина мы видим, что Бог есть единое, есть абсолютное Я, и сказать, что Бог — это некая безличная сущность, просто невозможно, то у позднейших неоплатоников понятие о Боге как абсолютном Я исчезает и Бог становится некоторой безличной субстанцией. Кстати, последующее знакомство с неоплатонизмом происходило не по трактатам Плотина, а скорее по трактатам Ямвлиха и Прокла. Император Юстиниан, как известно, запрещал учение Прокла и его платоновскую академию. Юлиан Отступник, как известно, возрождал язычество, будучи вдохновлен трактатами Ямвлиха. Можно сказать, что Плотин в данном случае имеет четкое алиби: его не запрещали и на нем не основывались.

Блж. Августин указывает, что Порфирий был христианином, но в дальнейшем порвал с христианством. Может быть, он не был православным, может быть, он впал в некую ересь и обиделся, когда его стали в этом обличать. Так или иначе, он полностью порвал с христианством и написал даже работу, которая так и называется «Против христиан». Эта работа не дошла до нас: в 448 г., больше чем через сто лет после смерти Порфирия, она была сожжена. Известно, что в этой работе Порфирий указывал на противоречия, существующие в Евангелиях, а также, основываясь на некотором филологическом анализе, утверждал, что книга Даниила не есть книга одного автора и что Моисей также не может быть назван автором всех пяти книг. Он обвинял христиан в том, что они, обосновывая необходимость единобожия, говорят, что Бог — это монарх. Но монарх может править только единосущными ему подданными. Поэтому говоря, что Бог — это монарх, мы тем самым признаем, что существует многобожие и среди этих многих богов есть один Бог — главный. Если же мы говорим, что Бог один, а остальные существа не единосущны Богу, а ниже его, то говорить о Боге как о монархе нельзя. Тогда, скорее, Бог — это пастух. Известно, что образ Пастыря доброго часто употребляется в Евангелии, поэтому этот аргумент Порфирия против христиан не совсем понятен. Целью философии, по Порфирию, является спасение души, и основные его изыскания, так же, как и у Плотина, состоят в нахождении способа очищения души. Порфирий находит четыре вида добродетелей. Первый вид называется у него политическими добродетелями, это аналог этических добродетелей Аристотеля, т.е. умение найти золотую середину, умение жить добропорядочно в настоящем обществе. Второй вид добродетелей — это катартические (от слова

катарсис —
очищение), т. е. добродетели, которые очищают душу. Аналог этим добродетелям — это стоическая апатия, отсутствие страстей. Третий вид добродетелей — душевные: душа, очистившись от страстей, может направлять свой взгляд к Богу. И четвертый вид — добродетели парадеигматические (от слова парадеигма — образ). Когда душа, очистившись, может уже не изредка направлять себя к Богу, а находится в постоянном созерцании Его, и поэтому душу можно считать достигшей своего спасения.

Наибольшую известность получил трактат Порфирия «Введение к Категориям Аристотеля». Именно в этом трактате, который еще часто называется «Пять звучаний», Порфирий ставит вопрос, на который не дает ответа: существуют ли реально общие сущности, такие, как роды и виды, и если существуют, то имеют ли они духовную природу или же телесную? Этот вопрос, получивший название проблемы универсалий, впоследствии проявится у Боэция и у поздних античных философов и станет основным вопросом для всего западного средневекового философствования и богословия. Сущность проблемы универсалий сводится к спору Аристотеля и Платона о том, существуют ли идеи сами по себе, отдельно, или же они существуют в телах. У Порфирия этот вопрос приобретает гораздо большую ширину и глубину: существуют ли самостоятельно эти общие понятия, а если существуют, то какую природу они имеют, духовную или материальную? И если они существуют несамостоятельно, то каким образом: в уме человека или нет?

Порфирий говорит, что любое тело, любая вещь существует, будучи причастна к пяти характеристикам (отсюда второе название трактата — «Пять звучаний»), которые ее описывают. Это род, вид, видовое отличие, устойчивый признак и неустойчивый признак, или случайный. В соответствии с этим Порфирий строит свою знаменитую классификацию, вошедшую в историю логики под названием «Древо Порфирия». Благодаря этому древу можно восходить к более общим сущностям — родам и, наборот, нисходить к более частным. Скажем, наиболее общая сущность — это субстанция, род. Можно разделить этот род на некоторые виды. Субстанция бывает или телесной, или бестелесной. Телесные существа в свою очередь бывают одушевленные и неодушевленные. Рассмотрим одушевленные существа: они бывают чувствующие и не чувствующие (скажем, животные и растения). Рассмотрим чувствующие существа: они бывают разумные и неразумные. Рассмотрим разумные существа: среди них есть люди, а среди людей уже есть индивиды. Таким образом, нисходя по древу Порфирия, можно увидеть увеличение количества видовых отличий. Некоторый индивид, например, Сократ обладает сущностью, он имеет тело, он живое существо, одушевленное, разумное и т. д. Можно восходить дальше: скажем, отрицая наличие какой-то сущности у Сократа, вы восходите к некоему виду. Убирая некоторые индивидуальные отличия Сократа (например, лысину на голове), мы приходим к пониманию человека вообще. Убирая случайные признаки и оставляя неслучайные, мы приходим к идее человека. Убирая разумное понимание, восходим к одушевленному и т. д. Каждый раз восхождение по древу Порфирия идет за счет того, что мы убираем некоторые характеристики — акциденции. Понятно, почему самая высшая божественная сущность может быть описана только на апофатическом языке — потому что мы отбросили

все акциденции. Только отбросив все акциденции, мы приходим к пониманию Бога, — т. е. того, что никак нельзя определить. Само слово «определить» имеет такую лингвистическую нагрузку — положить предел. Древо Порфирия было очень популярным, особенно в средневековье.

Ямвлих

Ямвлих (ок. 280 — ок. 330), философ сирийской школы, считал себя пифагорейцем, но влияние Плотина и Порфирия на него было весьма большим. Ямвлих предпринял печальную попытку умножения количества ипостасей. В одном из своих трактатов, где он выступает против гностиков, Плотин доказывает, что существуют

только три ипостаси — не больше и не меньше. Их просто не может существовать больше или меньше. Это он решил доказать на будущее своим ученикам, чтобы они не вздумали приуменьшать или приумножать количество ипостасей. Так вот, Ямвлих не послушался Плотина и стал говорить о том, что единое можно разделить на два единых: единое как превосходящее, как полностью отрицающее само себя, и единое как благо. У Плотина они соединялись, а у Ямвлиха они разделяются. Единое как благо называется у него благое бытие. Для этого есть у него и другой термин: Отец, порождающий самого себя. Ум Ямвлих также разделяет, утверждая, что ум, с одной стороны, есть вечносущий ум, как ум или как совокупность идей. Вечносущий ум, конечно же, выше, чем совокупность идей, но сам вечносущий ум также разделяется на бытие, возможность бытия и мышление возможности как действительность бытия. Таковы три уровня
ума
, и каждый из них — бог. Ямвлих — уже чистый язычник: разделяя ипостаси, он давал им названия. Если единое у Ямвлиха раздваивается, а ум сначала раздваивается, а затем растраивается, то душа разделяется еще больше, и таким образом получается огромное количество богов. Всего у Ямвлиха 12 небесных богов, которые распадаются на 360 божеств. Кроме небесных богов, есть еще поднебесные боги, ниже их — творящие боги, ниже — ангелы, ниже них — демоны, еще ниже — герои. Здесь уже полная аналогия с античной языческой теогонией. Религию Ямвлих ставит выше философии, а богослужение (теургию) — выше теории, т. е. созерцания. Как уже упоминалось, Юлиан Отступник предерживался взглядов именно Ямвлиха.

studfiles.net

ЯМВЛИХ | Энциклопедия Кругосвет

ЯМВЛИХ (ок. в 245 – ок. 325) – античный философ-неоплатоник, ученик Порфирия, глава Сирийской школы неоплатонизма в Апамее. По происхождению сириец, родился в Халкиде (греч. «Ямвлих» является калькой с сирийского «он царь»). Особенностью учения Ямвлиха было сочетание платонизма с элементами пифагореизма, мистикой Халдейских оракулов и языческим культом.

Сочинения Ямвлиха: Свод пифагорейских учений в 10 кн. (из них дошли: Жизнь Пифагора, Протрептик, Об общей математической науке, Комментарий к Введению Никомаха, Теологумены арифметики), О египетских мистериях (в 10 кн.), комментарии к сочинениям Платона и Аристотеля (к Федру, Тимею, Пармениду, Алкивиаду I, Федону, Филебу, Софисту; к Категориям, Аналитике I, Об истолковании, О небе – все известны лишь по отрывочным фрагментам), о других сочинениях известно в основном лишь по названиям (среди них наиболее важны О душе и Платонова теология.

Как глава школы и комментатор Ямвлих разработал каноническую для последующих школ неоплатонизма последовательность изучения платоновских диалогов. Т.н. «канон Ямвлиха» включает двенадцать диалогов, составляющих два цикла: Алкивиад I – введение в философию; Горгий, Федон – этика; Кратил, Теэтет – логика; Софист, Политик – физика; Федр, Пир – теология; Филеб – сводка основных проблем платоновской философии; эти 10 диалогов составляли первый цикл; второй, высший цикл состоял из Тимея (физика) и Парменида (теология). После изучения философии Платона предполагалось чтение и толкование Халдейских оракулов, которые со времен Ямвлиха стали неотъемлемой частью философского курса в неоплатонических школах.

Ямвлихом была осуществлена дальнейшая разработка неоплатонической доктрины и внесены изменения в учение о каждой из трех ипостасей. Наиболее существенные новации коснулись сферы единого. В понятии единого, как оно было сформулировано Платоном и Плотином, Ямвлих различает единое полностью невыразимое и просто единое, или «благо», которое, через оппозицию предела и беспредельного, соединено с единым-сущим (соответствует второй гипотезе Парменида). В сфере ума Ямвлих различает триаду: бытие – жизнь – ум, т.е. мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого (жизнь). Т.о., в сфере ума у него оказываются объединены «космос умопостигаемый» и «космос мыслящий», а тем самым функции парадигмы и демиурга (в смысле космогонических терминов Тимея). Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго отличал души людей, которые вечно связаны с умопостигаемой природой, от душ животных, и не допускал их взаимоперехода, которое теоретически обосновывал Плотин.

Из учеников Ямвлиха наиболее известны Дексипп, Феодор Азинский, Эдесий, относящиеся к т.н. Пергамской школе неоплатонизма.

Сочинения: Жизнь Пифагора. СПб., 1997; О египетских мистериях. М., 1995; Ответ учителя Абаммона на письмо Порфирия к Анебону, в сб.: Знание за пределами науки. М., 1996.

См. также НЕОПЛАТОНИЗМ; АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ; ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Мария Солопова

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»

Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?

www.krugosvet.ru

Философия Ямвлиха

Ямвлих (ок. 280 — ок. 330 Н. Н.э.) — представитель неоплатонизма, глава сирийской школы неоплатоников. Ученик Порфирия, он значительно усложнил мировоззренчески-философскую систему взглядов Плотина последующей их мифологизацией и расширением теургического практики, а также просвитлив некоторые непоследовательности своего учителя о познаваемость и непознаваемость.

 

Он впервые различил их терминологически от першоединого с помощью еманацийнои диалектики, элементы которой уже были у его предшественников. Единственное Плотина он разделил на два единственных. Подняв единственное до уровня превосходства всякого бытия и всего рационального познания, от себя Ямвлих ввел просто единое как начало бытия и познания, делая попытку перекинуть мостик между единым и умом, единственным и логосом, между приобретением и бытием.

Аналогично поступает он и с умом, в проблему которого вводит жизни, разделяя его на мыслимый и мыслящий. Ум в Ямвлиха появлялся, с одной стороны, как то бытие, участвующий в интеллектуальной жизни, а с другой — сам является интеллектуальной жизнью. Формулируя третья степень ума, он снова доказывал слияния в одно целое и неделимое бытия и познания. Триадичная в Ямвлиха есть душа, он выделял души людей и души животных, подчеркивая, что души людей связано с умозрительной природой, для животных недоступна. В практической жизни главным считал веру в богов и общение с ними.

Обращаясь к мифологии, Ямвлих насчитывал около 360 богов, разделял их на надкосмических (связанных с умом и душой) и внутрикосмичних (одухотворенных, которые действуют и хранят). В интерпретации богов доходил до их деперсонализации в логических категориях, каждая из которых строилась триадичная. Введением категории жизни Ямвлих оказывал теургическому и мистической практике регулятивной направленности. Однако введение категории жизни еще не давало обоснование теургии. Последнее требовало диалектизация самого мифа, совершившего Саллюстий.

Саллюстий (середина IV в.) Дал определение мифа как философской категории. По его мнению, в мифе объединены в одно неделимое целое познаваемое и непознаваемое бытие с восхождением к неоплатоновского першоединого, одновременно это целое неделимое бытие завершенным чувственно-материальным космосом. С точки зрения понимания мифа как единства символизма, першоединого и космологизму Саллюстий классифицировал богов как логическую систему развертывания бытия и познания (надкосмических, космические, боги, одухотворяют мир, и боги, которые мир упорядочивают), приближая чувственно-материальный космос в сферу их деятельности . Эту линию неоплатонизма на связь магической теургии с категоризацией диалектики мифа продолжил Плутарх Афинский, ученик которого Прокл завершил логическую разработку системы античного неоплатонизма и всей античной философии.


worldofscience.ru

Ямвлих — это… Что такое Ямвлих?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 26 мая 2011.
Ямвлих
Ἰάμβλιχος
Дата рождения:

245/280

Место рождения:

Халкида (Сирия)

Дата смерти:

325/330

Гражданство:

Римская империя

Школа/традиция:

Сирийская школа неоплатонизма

Направление:

неоплатонизм

Период:

Поздняя Античность

Основные интересы:

платонизм, пифагореизм, мистика, теургия, астрология, магия, гадания

Оказавшие влияние:

Платон, Порфирий, Плотин

Испытавшие влияние:

Дексипп, Феодор Асинский, Эдесий, Юлиан II Отступник, Прокл Диадох

Я́мвлих (др.-греч. Ἰάμβλιχος, 245/280 — 325/330) — античный философ-неоплатоник, ученик Порфирия, глава Сирийской школы неоплатонизма в Апамее.

Очерк

О жизни Ямвлиха сохранилось очень мало достоверных сведений. Фактически единственным источником биографических данных о нем служит сочинение «Жизнеописания софистов» Евнапия. По происхождению сириец, родился в Халкиде. Греческое имя «Ямвлих» является калькой с сирийского «он царь» и восходит к семье жрецов-правителей Эмесы (совр. Хомс). Ямвлих был учеником Анатолия (ученик Порфирия), позже учился в Риме у самого Порфирия. После возвращения в Сирию основал собственную школу в Апамее. Изучал труды пифагорейцев, Платона, Аристотеля, особое внимания уделяя его сочинениям по логике. Продолжал руководить своей школой до самой смерти[1].

Особенностью учения Ямвлиха является сочетание платонизма с элементами пифагореизма, мистикой халдейских оракулов и языческим культом. Также Ямвлих занимался астрологией, магией, гаданием и практиками экстатического восхождения в «сверхчувственные сферы».

Ямвлих комментировал труды Платона в эзотерическом духе, чем оказал большое влияние на развитие оккультизма; повлиял на Пико делла Мирандола, христианских каббалистов и др. При этом Ямвлих отмечал разницу не только между эзотеризмом и религией, но и между эзотеризмом и философией: «об эзотеризме надо мыслить эзотерически, о философии — по-философски».

Большое историко-философское значение имеет у Ямвлиха метод комментирования диалогов Платона (трактовка во всех аспектах — этическом, логическом, космологическом, физическом и др.), определивший все позднейшие неоплатонические комментарии и последовательность изучения диалогов, вплоть до флорентийской платоновской Академии. Т. н. «канон Ямвлиха» включает двенадцать диалогов, составляющих два цикла.

Первый цикл:

  • Алкивиад I — введение в философию;
  • Горгий, Федон — этика;
  • Кратил, Теэтет — логика;
  • Софист, Политик — физика;
  • Федр, Пир — теология;
  • Филеб — сводка основных проблем платоновской философии.

Второй цикл (высший):

  • Тимей — физика;
  • Парменид — теология.

После изучения философии Платона предполагалось чтение и толкование Халдейских оракулов, которые со времен Ямвлиха стали неотъемлемой частью философского курса в неоплатонических школах.

Из учеников Ямвлиха наиболее известны Дексипп, Феодор Асинский, Эдесий, относящиеся к Пергамской школе неоплатонизма. Влияние Ямвлиха также испытали римский император Юлиан II Отступник, который ставил его на второе место после Платона[2], философ-неоплатоник Прокл Диадох, через которого идеи Ямвлиха воспринял Псевдо-Дионисий Ареопагит, и Афинская школа неоплатонизма в целом. От Ямвлиха также берет начало схоластическая традиция неоплатонизма, которая переходит в труды византийских авторов, таких как Михаил Пселл, а позже и в западную философию.

Теоретическая философия

Теоретическая философия Ямвлиха продолжает начавшуюся до него разработку основных категорий Плотина: Единого, Ума и Души. У Ямвлиха эти категории еще более дифференцируются и оформляются терминологически.

Наиболее существенно Ямвлих разработал сферу Единого. Так, в Едином Плотина Ямвлих различает два единых. Первое из них — как у самого Плотина — выше всякого бытия, всякого познания и всякого наименования. Второе есть начало всего последующего и потому именуется не только Единым, но и Благом. Это второе единое через оппозицию предела и беспредельного соединено с Единым-сущим (в соответствии со второй гипотезой «Парменида»)

В сфере ума Ямвлих различает триаду: бытие — жизнь — ум, то есть мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого (жизнь). Т.о. в сфере ума у него оказываются объединены космос умопостигаемый и космос мыслящий, а тем самым функции парадигмы и демиурга (в смысле космогонических терминов «Тимея»).

Душа причастна уму в меру своей ра́зумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго отличал души людей, которые вечно связаны с умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода (которое теоретически обосновывал Плотин).

Такая разработка — только начало дальнейшего различения, которое принимает вид строго триадического построения. Здесь у Ямвлиха уже выступает характерная для позднего неоплатонизма схоластичность, схематизм, проникающие даже в наиболее «диалектические» его построения, которые имеют выраженный мистический характер.

Согласно его учению, и «чистые умы» и «душа» — надмировые боги. Ниже таких располагаются в космосе небесные боги. Они «водительствуют» по отношению к 12 мировым сферам — земли, воды, воздуха, огня, семи планет и эфира. При этом число богов все увеличивается; так как 12 небесных богов также образуют триады, то их оказывается всего 36, а после умножения их числа на 10 (может быть, ввиду календарных соображений: древний год = 360 дней) число их достигает 360. Таким следуют поднебесные «охраняющие» боги и демоны отдельных людей и народов.

Практическая философия

В своей практической философии Ямвлих также проводит линию восстановления языческой религии. Он стремится восстановить все ее верования, все обряды и культовые действия, все предания о чудесах, все предзнаменования и молитвы. Такой тенденции посвящена антропология Ямвлиха: главным в человеке он считает не направленность на созерцание природы и космоса, а веру в богов и общение с ними.

Добродетели моральные и политические Ямвлих считает только низшими ступенями. Высшая — добродетель абсолютного единения с богами. Задача Ямвлиха — постигнуть суть теургии, мантики, жертвоприношения и молитвы. Он стремится классифицировать все основные явления в каждой из этих религиозных областей.

Ямвлих провозгласил догмат «всеобщего согласия тайновидящих всех времен и народов». Все восточные и греческие мудрецы, маги и прорицатели, поэты и философы, считал Ямвлих, во все времена возвещали одну и ту же неизменную и непогрешимую доктрину, которую жизненно необходимо понять и верно истолковать, чтобы убедиться в ее единстве.

Сочинения

  • Свод пифагорейских учений в 10 кн. (из них дошли: «Жизнь Пифагора» («Περὶ Πυθαγόρου αἱρέσεως»), «Протрептик», «Об общей математической науке», Комментарий к «Введению в арифметику» Никомаха, «Теологумены арифметики»
  • Комментарии к сочинениям Платона («Федр», «Тимей», «Парменид», «Алкивиад I», «Федон», «Филеб», «Софист») и Аристотеля («Категории», «Первая аналитика», «Об истолковании», «О небе») известны лишь по отдельным фрагментам.
  • В сочинении «О египетских мистериях» Ямвлих дает определение Теургии, рассматривает вопросы родства души с высшими родами, различия богов и демонов, иерархии божеств, чистоты жрецов, дает определение блаженства как цели человека, рассматривает проблему индивидуального демона и сотношениие ее с проблемой судьбы, дает истолкование и классификацию гаданий, жертвоприношений, жреческой символики египтян, делает краткое изложение египетской теологии.
  • Совместно с Юлианом Халдеем и Юлианом Теургиком Ямвлих написал ряд сочинений по магии и оккультизму — «Книга Тайн», «О Халдейских оракулах» и др.
  • Трактат «О душе», фрагмент которого сохранился в «Антолгии» Стобея. Также у Стобея сохранились письма Ямвлиха «О судьбе» и «О диалектике».
  • О других сочинениях известно главным образом по их названиям («Халдейская теология», «Платонова теология» и др.).

Тексты и переводы

О египетских мистериях:

  • Ямвлих. О египетских мистериях. / Пер. и вступ. ст. Л. Ю. Лукомского. М., 1995. 285 стр. 5000 экз. (в приложении «Жизнеописание Ямвлиха» Евнапия)
  • Ямвлих. О египетских мистериях. / Пер., вступ. ст. и прим. И. Ю. Мельниковой. М., Алетейа, 2004. 208 стр.
  • Jamblichi de mysterius liber, rec. G. Parthey, Berolini, 1857.
  • «О египетских мистериях» в англ. пер. Тейлора (начало XIX века)
  • «О египетских мистериях» в англ. пер. Уайлдера (1911)
  • Iamblichus, On the Mysteries, trans. with introduction and notes, by Emma C. Clarke, John M. Dillon & Jackson P. Hershbell, SCM Press: Atlanta, 2003 (co-publ. Brill Leiden, 2003)
  • В серии «Collection Budé»: Jamblique. Les Mystères d’Egypte. Texte établi et traduit par E. des Places. 4e tirage 2003. 401 p.

О жизни Пифагора:

  • «О жизни Пифагора» (издание 1815 года с лат. пер.)
  • Jamblichi de vita Pythagorica liber, rec. A. Nauck, Petropoli, 1884.
  • Nauk (1884), Pistelli (1888).
  • Жизнь Пифагора. / Пер. Ю. А. Полуэктова. СПб., 1997.
  • Ямвлих. Жизнь Пифагора. / Пер., вступ. ст. и прим. В. Б. Черниговского. М.: Алетейа. 1997. 179 стр. 5000 экз.
    • 2-е изд., перераб. М., Алетейа-Новый акрополь. 1998. 248 стр.

Теологумены арифметики:

Другие сочинения:

Фрагменты:

  • Ямвлих Халкидский. Комментарии на диалоги Платона. / Пер., вступ. ст. и комм. Р. В. Светлова. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная философия»). СПб., Алетейя. 2000. 320 стр.

Примечания

  1. Мельникова И. Ю. Ямвлих. О египетских мистериях. — М.: Алетейа, 2004, с. 8.
  2. Мельникова И. Ю. Ямвлих. О египетских мистериях. — М.: Алетейа, 2004, с. 15.

Литература

  • Месяц С. В. Ямвлих. // Античная философия: Энциклопедический словарь. — М., 2008, с. 837—848.
  • История философии, т. 1. — М., 1940, с. 372—375.
  • Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1994, с. 392—394.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. — М.: Искусство. 1988. Кн. I, с. 122—301.
  • Шичалин Ю. А. История античного платонизма. — М., 2000.
  • Мельникова И. Ю. Ямвлих. О египетских мистериях. — М.: Алетейа, 2004.

dic.academic.ru

shpargalka_po_istorii_ — Стр 2

26 Неопифагореизм. Философия Филона Александрийского

Эклектическое философское направление, соединившее элементы пифагореизма с философией Платона, Аристотеля и стоиков. К древнепифагорейскому учению неопифагореизм близок любовью к мистике чисел и общим религиозно-нравственным характером. Самые видные представители H. — Аполлоний Тианский, Moдерат, Никомах и Филострат. Хотя их учение о единице и двоице, по-видимому, и служит лишь повторением древнепифагорейского, но, при ближайшем определении этих принципов, они им присваивают новые признаки; для них единица есть начало всякого блага, порядка, они отожествляют ее с понятием Божества, двоица же есть начало несовершенства, беспорядка, изменения, вообще — материи, как источника всякого зла: при этом единство первопричины предполагается. Числа отожествляются с идеями; благодаря числовым отношениям все противоположности в мире соединяются, форма соединяется с материей — но идеи-числа не имеют самостоятельного бытия, они выводятся из единицы, из Божества и рассматриваются как посредствующее звено между Богом и миром.

Филон Алекс.: (10-е годы I в. до н.э. – 40-е I в. н.э.) – иудейско-эллинистический философ, теолог и экзегет (от греческого exegesis – выведение, истолкование). Филон был хорошо образован, его произведения показывают знание платонической философии, стоицизма и пифагореизма, а также греческой литературы. Среди наиболее значимых для Филона текстов – диалоги Платона. В первую очередь, платоническое наследие явилось тем инструментом, с помощью которого он осуществил на греческом языке толкование иудейского Священного Писания.

Корпус сохранившихся сочинений Филона включает 50 наименований, среди которых философские трактаты (О вечности мира, О провидении, Имеют ли животные разум, О добродетелях и др.), историко-апологетические сочинения, в которых защищает иудаизм от современных ему критиков (Против Флакка, О посольстве к Гаю, Апология иудеев) и комментарии на Пятикнижие (О сотворении мира, Аллегории Законов, О снах, О херувимах, О рождении Авеля и др.). Комментарии составляют основную часть филоновского корпуса (41 сочинение).

Филон, воспитанный на эллинской культуре, увидел истины греческой философии за текстом Пятикнижия. Его философская система теоцентрична. Бог рассматривается как истинное бытие, – здесь очевидна связь с платонизмом, однако главным источником для Филона прежде всего является библейское «Аз есмь сущий» («Исход» 3:14). Он строго различает сущность Бога и его существование, и развивает в связи с этим как негативную (апофатическую), так и положительную теологию: о том, что существует Бог-творец, всякий человек может заключить из созерцания порядка природного мира; но познание божественной сущности лежит за пределами разума человека. В своей сущности Бог непознаваем, неименуем, неопределим и невыразим. Согласно Филону, высшее Божество – Иегова Пятикнижия Моисея – абсолютно трансцендентный миру «Сущий Бог», превыше Блага, Единого (или Монады). Оставаясь трансцендентным, Бог связан с космосом как его творец и провиденциальный управитель. По Филону, два главных имени Иеговы – «Бог» и «Господь» – указывают на две соответствующие этому силы: первое обозначает его творящую силу, второе – его власть. Учение о божественном логосе призвано объяснить, каким образом Бог связан со всем, что не есть он сам. Совместно с Софией («матерью всего сущего») и Справедливостью, трансцендентный Бог порождает Сына и свое самое совершенное творение – Логос-Слово, которое является «инструментом» творческой мысли бога, «местом», где расположены идеи. Именно Логос-Слово творит духовный и материальный мир и человека, благодаря его активности идеи-логосы создают мир.

Человек создан по образу и подобию Божию, и это значит, что он разумен. Цель земной человеческой жизни рассматривается Филоном в согласии со знаменитой формулой Платона, как «уподобление Богу», и это «уподобление» означает «богопознание». Однако до конца познать Бога невозможно, ибо тогда уподобление оказалось бы отождествлением, что невозможно в случае с творцом и его творением.

Цель, достижимая человеком в этой жизни – стать мудрым. Высший идеал Филон персонифицирует в образе Моисея. Путь к высшему этическому идеалу мудреца лежит через проявление природных (дарованных от Бога) благородных задатков («добродетель Исаака»), образование («добродетель Авраама») и упражнение-аскезу («добродетель Иакова»).

Воззрения Филона оказали огромное влияние на формирование христианской философии, и прежде всего на экзегетический метод и теологические воззрения первых христианских философов – Климента Александрийского и Оригена.

27 Неоплатонизм: общая характеристика (Плотин. Порфирий)

Завершающий период в истории античного платонизма. Началом неоплатонической философии считается учение Плотина (204–269). Характерными чертами неоплатонизма являются учение об иерархически устроенном мире, порожденным от запредельного ему первоначала, особое внимание к теме «восхождения» души к своему истоку, разработка практических способов единения с божеством (теургии) на основе языческих культов, в связи с этим устойчивый интерес к мистицизму, пифагорейской символике чисел. Античный неоплатонизм существовал как школьная философия и был ориентирован на комментирование диалогов Платона и систематическую разработку его учения. Переодизация: II—III вв. Римская школа; известные представители: Амелий, Аммоний Саккас, Плотин, Порфирий. Школу основывает Аммоний Саккас, который письменного изложения своего учения не оставил. С 244 ученик Аммония, продолжатель и первый систематизатор неоплатонизма Плотин продолжает деятельность в Риме. С 270 дальнейшую разработку неоплатонизма продолжает ученик Плотина Порфирий.

III—IV вв. Богословский период, попытка объединить все существующие древние культы и обосновать умозрительное богословие политеизма. Сирийская школа; известные представители: Дексипп, Сопатр, Теодор Асинский, Ямвлих. Школу основывает Ямвлих, ученик Порфирия; он впервые вводит в неоплатонизм практику теургии. Пергамская школа; известные представители Евфразий, Максим Эфесский, Приск, Юлиан Отступник, Эдесий. Школу основывает Эдесий, ученик Ямвлиха.

IV—VI вв.Схоластический, комментаторский период, попытка реставрации и систематизации учений всей древней философии. К этому периоду относятся:Афинская школа; известные представители Гиерокл Александрийский, Дамаский, Домнин, Плутарх Афинский, Прокл Диадох. Школу основывает Плутарх Афинский.Александрийская школа; известные представители: Аммоний Гермий, Гермий Александрийский, Гипатия. Школу основывает Гермий Александрийский (предп.).

Плотин: (204/5–270) – последний великий оригинальный философ античного идеализма, основатель неоплатонизма. Единственный источник сведений о его жизни – написанная его учеником Порфирием Жизнь Плотина. Плотин родился в г. Ликороле. Был учеником Аммония Александрийского, сопровождл войско императора Гордиана на воток, после возвращения из неудачного похода поселился в Риме (244–245), начал собственную преподавательскую деятельность. Плотин поначалу ничего не записывал, пока его об этом не попросили его ученики Амелий и Порфирий. После смерти Плотина все его записанные сочинения опубликовал Порфирий. Он придал всему изданию систематический характер (т.е. расположил трактаты не в хронологическом порядке их написания, а в тематическом) и назвал их Эннеады, т.е. девятки, потому что все 54 трактата были распределены на шесть частей по девять трактатов в каждой части. Превыше всего как первоначало – Единое, которое «по ту сторону сущности. Оппозицией Единому выступает темная (а единое – это свет и «солнце») и лишенная вида материя, не-бытие, начало зла (I 8). Материя провоцирует высшее к переходу в низшее, являясь для высшего как бы зеркалом, в котором каждая ипостась порождает свое подобие: Ум отпадает от Единого и подобием его оказывается Душа, Душа отпадает от Ума, а от Души как ипостаси отпадают частичные души, ниспадающие в людей, животных и растения. В целом структура бытия ограничена сверху сверх-сущим Единым и не-сущей материей. Для разграничения уровней бытия Плотин использует указательные слова «там» и «здесь»: под «тамошним» имеется в виду умопостигаемый космос и душа, «здешнее» – чувственный падший мир.Плотин очень мало касается темы – как достижимо счастье?, ибо не видит в ней никакого положительного содержания: подлинное блаженство целиком связано с жизнью ума (I 4), и подлинное благо для души – посредством ума воссоединиться с первоначалом (I 7), в силу чего здешняя жизнь может быть хороша и добродетельна ровно настолько, насколько удается уберечься от неизбежного в мире времени зла, и смерть – скорее благо, потому что освобождает душу от тела. Поэтому основная добродетель философа – очиститься от здешнего, освободиться от власти времени и воссоединиться с умной вечностью.Презрение к телу и восхищение умом отраженны в его текстах. Пребывание души в земном теле показывает, что данная бессмертная душа прежде совершила грех дерзости, – этим теоретическим постулатом объясняется тот любопытный факт личной биографии Плотина, что «он стыдился своего тела», и ни в коем случае не соглашался на то, чтобы его запечатлел художник.

Порфирий: (232 – ок. 305) Родился в Тире, ученик Плотина и издатель его сочинений. Обращение Порфирия к текстам Аристотеля было новостью для неоплатонизма школы Плотина, который в основном критически упоминал мнение Аристотеля по разным вопросам. Порфирий составил комментарии на Категории, Герменевтику, Первую Аналитику, Физику, ХII кн. Метафизики, а также написал чрезвычайно популярное в средневековом аристотелизме Введение к Категориям Аристотеля. Благодаря Порфирию толкование Аристотеля в позднейшем неоплатонизме стало неотъемлемой, хотя и начальной, частью философского обучения. Порфирий не отрицал форм народной религии, роли оракулов, традиционных форм религиозного культа, хотя и признавал их предварительным моментом в деле философского образования души. Был известен своим фундаментальным трудом Против христиан, в котором подверг критическому разбору тексты Ветхого и Нового заветов. Метафизика Порфирия и его учение о душе представлены в следующих сочинениях: Подступы к умопостигаемому, Разнообразные исследования, комментарий к Пармениду (анонимный, но сейчас приписываемый Порфирию), Воздержание от животной пищи. Душу ничто не отделяет от Бога, поскольку она, будучи бестелесной сущностью, «находится везде и нигде». Когда душа мыслит интуитивно, она в уме, а когда начинает рассуждать, то возвращается к своей собственной природе. Когда она воспринимает с помощью телесных органов – тогда говорят, что она находится в теле. Но не тело держит душу, а сама душа удерживает себя в этом мире своей привязанностью к нему, от которой смерть не обязательно ее освобождает. Спасение души достижимо путем отвращения от тела, очищения души, возвращения к уму и уподобления божеству.Сохраняя тройственную схему плотиновского универсума (единое, ум и душа), Порфирий предложил несколько новое понимание высшего начала – единого, в соответствии с которым единое переставало быть трансцендентным и абсолютно непостижимым.Единое само оказывается источником того бытия, которое выводит его в сферу существования, ибо единое как бы идея бытия для последующего за ним. Но таким образом единое оказывается в некотором смысле самим умом, в котором еще не произошло различение на мыслящее и мыслимое

28 Сирийский неоплатонизм. Ямвлих.

Ответвлением неоплатонизма была в IV в. н. э. его сирийская школа. Основателем ее стал ученик Порфирия Ямвлих, происходивший из Халкиды в Нижней Сирии. Сирийская школа неоплатонизма во-первых, в систематической форме осмысляла античную мифологию, а, во-вторых, большее внимание стала обращать на религиозно-магическую практику, изъясняя сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства, оракулов, мистерий, астрологии и экстатического восхождения в сверхчувственный мир.

ЯМВЛИХ (ок. в 245 – ок. 325) – античный философ-неоплатоник, ученик Порфирия, глава Сирийской школы неоплатонизма в Апамее. По происхождению сириец, родился в Халкиде (греч. «Ямвлих» является калькой с сирийского «он царь»). Особенностью учения Ямвлиха было сочетание платонизма с элементами пифагореизма, мистикой Халдейских оракулов и языческим культом.

Сочинения Ямвлиха: Свод пифагорейских учений в 10 кн. (из них дошли: Жизнь Пифагора, Протрептик, Об общей математической науке, Комментарий к Введению Никомаха, Теологумены арифметики), О египетских мистериях (в 10 кн.), комментарии к сочинениям Платона и Аристотеля (к Федру, Тимею, Пармениду, Алкивиаду I, Федону, Филебу, Софисту; к Категориям, Аналитике I, Об истолковании, О небе – все известны лишь по отрывочным фрагментам), о других сочинениях известно в основном лишь по названиям (среди них наиболее важны О душе и Платонова теология.

Как глава школы и комментатор Ямвлих разработал каноническую для последующих школ неоплатонизма последовательность изучения платоновских диалогов. Т.н. «канон Ямвлиха» включает двенадцать диалогов, составляющих два цикла: Алкивиад I – введение в философию; Горгий, Федон – этика; Кратил, Теэтет – логика; Софист, Политик – физика; Федр, Пир – теология; Филеб – сводка основных проблем платоновской философии; эти 10 диалогов составляли первый цикл; второй, высший цикл состоял из Тимея (физика) и Парменида (теология). После изучения философии Платона предполагалось чтение и толкование Халдейских оракулов, которые со времен Ямвлиха стали неотъемлемой частью философского курса в неоплатонических школах.

Ямвлихом была осуществлена дальнейшая разработка неоплатонической доктрины и внесены изменения в учение о каждой из трех ипостасей. Наиболее существенные новации коснулись сферы единого. В понятии единого, как оно было сформулировано Платоном и Плотином, Ямвлих различает единое полностью невыразимое и просто единое, или «благо», которое, через оппозицию предела и беспредельного, соединено с единым-сущим (соответствует второй гипотезе Парменида). В сфере ума Ямвлих различает триаду: бытие – жизнь – ум, т.е. мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого (жизнь). Т.о., в сфере ума у него оказываются объединены «космос умопостигаемый» и «космос мыслящий», а тем самым функции парадигмы и демиурга (в смысле космогонических терминов Тимея). Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго отличал души людей, которые вечно связаны с умопостигаемой природой, от душ животных, и не допускал их взаимоперехода, которое теоретически обосновывал Плотин.

Из учеников Ямвлиха наиболее известны Дексипп, Феодор Азинский, Эдесий, относящиеся к т.н. Пергамской школе неоплатонизма.

29 Афинский неоплатонизм. Прокл

Афинская школа была основана при Плутархе Афинском как продолжение платоновской Академии, виднейшими ее деятелями были Сириан, Прокл, последний глава Академии Дамаский. В Афинской школе продолжали разрабатывать проводимое Ямвлихом систематическое описание нематериальных уровней мира (классификацию богов, духов, идеальных сущностей), прибегая при этом к детальным и утонченным логическим построениям. С 437 Академию возглавлял Прокл

ПРОКЛ (412–485) – древнегреческий философ-неоплатоник, глава Афинской школы,

О жизни Прокла известно из биографии, написанной его учеником Марином (Прокл, или О счастье), а также из фрагментов Жизни Исидора Дамаския. В возрасте 19 лет Прокл становится учеником Плутарха Афинского, после смерти Плутарха продолжает учение у Сириана, а в 437 сам становится во главе платоновской Академии в Афинах (отсюда вторая часть его имени – Прокл Диадох, то есть преемник (в данном случае – на посту схоларха)).

Сочинения Прокла тесно связаны с его преподавательской деятельностью. Основу его наследия составляют комментарии к сочинениям Платона, Аристотеля и Плотина, а также собственные трактаты. Прокл составил введение к философии Аристотеля, комментарий к Введению Порфирия и к логическим сочинениям Аристотеля (Категории, Герменевтика, Аналитики), ко всем основным диалогам Платона, входившим в школьный курс платоновской экзегезы (т.н. «канон Ямвлиха»), из них дошли целиком или частично комментарии к Алкивиаду, Кратилу, Государству, Тимею и Пармениду. Прокл написал также толкования отдельных мест из Гомера и Гесиода, а также Орфическую теологию и Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими оракулами. Составил комментарий к Плотину, а также начальное руководство к платоновской философии. Ряд небольших трактатов Прокла посвящен отдельным проблемам – промыслу, року, существованию зла и т.п. Свод основных понятий и методов физики (собственно, аристотелевского учения о движении) и неоплатонической метафизики представляют собой Начала физики и Начала теологии. Одним из самых значительных собственных произведений Прокла является систематический труд Теология Платона.

Иерархия универсума строится у Прокла по схеме платоновского Парменида: сверхсущее единое, оно же благо и бог; далее генады – сверхсущие единицы-боги, которым причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, синтетически объединяющее принципы предела и беспредельного. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги, которые связаны с умопостигаемыми через умопостигаемо-мыслящих богов. С мыслящими богами-умами связаны надкосмические боги и мыслящие души. Следующая ступень – внутрикосмические боги, универсальные души, демонические «просто души»: ангелы, демоны в собственном смысле и герои. Еще ниже – «частичные души», одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже всего – неодушевленные тела.

В эту иерархическую структуру Прокл включает традиционных олимпийских богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует «природа», бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная с силой рока. Низшим онтологическим уровнем, но все-таки производным от высшего, является материя.

Наряду с иерархией бытия Прокл строит иерархию наук и добродетелей: физике, этике, математике, философии соответствуют теоретические добродетели, которые приобщают человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий тип жизни, чем научное познание: парадигматические – слияние человека со сферой ума, гиератические – выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; если любовь (эрос) связывает с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, то вера соединяет с благостью богов.

studfiles.net

Ямвлих | Filosof — научно-познавательный сайт

Ямвлих (др.-греч. Ἰάμβλιχος) — античный философ-неоплатоник, ученик Порфирия, глава Сирийской школы неоплатонизма в Апамее.
По происхождению сириец, родился в 245/280 в Халкиде (греч. «Ямвлих» является калькой с сирийского «он царь»). Особенностью учения Ямвлиха было сочетание платонизма с элементами пифагореизма, мистикой Халдейских оракулов и языческим культом. Умер в 325/330.Сочинения Ямвлиха: Свод пифагорейских учений в 10 кн. (из них дошли: Жизнь Пифагора, Протрептик, Об общей математической науке, Комментарий к Введению Никомаха, Теологумены арифметики), О египетских мистериях (в 10 кн.), комментарии к сочинениям Платона и Аристотеля (к Федру, Тимею, Пармениду, Алкивиаду I, Федону, Филебу, Софисту; к Категориям, Аналитике I, Об истолковании, О небе – все известны лишь по отрывочным фрагментам), о других сочинениях известно в основном лишь по названиям (среди них наиболее важны О душе и Платонова теология.Как глава школы и комментатор Ямвлих разработал каноническую для последующих школ неоплатонизма последовательность изучения платоновских диалогов. Так называемый «канон Ямвлиха» включает двенадцать диалогов, составляющих два цикла: Алкивиад I – введение в философию; Горгий, Федон – этика; Кратил, Теэтет – логика; Софист, Политик – физика; Федр, Пир – теология; Филеб – сводка основных проблем платоновской философии; эти 10 диалогов составляли первый цикл; второй, высший цикл состоял из Тимея (физика) и Парменида (теология). После изучения философии Платона предполагалось чтение и толкование Халдейских оракулов, которые со времен Ямвлиха стали неотъемлемой частью философского курса в неоплатонических школах.Из учеников Ямвлиха наиболее известны Дексипп, Феодор Азинский, Эдесий, относящиеся к т.н. Пергамской школе неоплатонизма.

Философия Ямвлиха


Теоретическая философия Ямвлиха продолжает начавшуюся до него разработку основных категорий Плотина: Единого, Ума и Души. У Ямвлиха эти категории еще более дифференцируются и оформляются терминологически.Наиболее существенно Ямвлих разработал сферу Единого. Так, в Едином Плотина Ямвлих различает два единых. Первое из них — как у самого Плотина — выше всякого бытия, всякого познания и всякого наименования. Второе есть начало всего последующего и потому именуется не только Единым, но и Благом. Это второе единое через оппозицию предела и беспредельного соединено с Единым-сущим (в соответствии со второй гипотезой «Парменида»)В сфере ума Ямвлих различает триаду: бытие — жизнь — ум, то есть мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого (жизнь). Т.о. в сфере ума у него оказываются объединены космос умопостигаемый и космос мыслящий, а тем самым функции парадигмы и демиурга (в смысле космогонических терминов «Тимея»).Душа причастна уму в меру своей ра́зумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго отличал души людей, которые вечно связаны с умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода (которое теоретически обосновывал Плотин).Такая разработка — только начало дальнейшего различения, которое принимает вид строго триадического построения. Здесь у Ямвлиха уже выступает характерная для позднего неоплатонизма схоластичность, схематизм, проникающие даже в наиболее «диалектические» его построения, которые имеют выраженный мистический характер.Согласно его учению, и «чистые умы» и «душа» — надмировые боги. Ниже таких располагаются в космосе небесные боги. Они «водительствуют» по отношению к 12 мировым сферам — земли, воды, воздуха, огня, семи планет и эфира. При этом число богов все увеличивается; так как 12 небесных богов также образуют триады, то их оказывается всего 36, а после умножения их числа на 10 (может быть, ввиду календарных соображений: древний год = 360 дней) число их достигает 360. Таким следуют поднебесные «охраняющие» боги и демоны отдельных людей и народов.В своей практической философии Ямвлих также проводит линию восстановления языческой религии. Он стремится восстановить все ее верования, все обряды и культовые действия, все предания о чудесах, все предзнаменования и молитвы. Такой тенденции посвящена антропология Ямвлиха: главным в человеке он считает не направленность на созерцание природы и космоса, а веру в богов и общение с ними.Добродетели моральные и политические Ямвлих считает только низшими ступенями. Высшая — добродетель абсолютного единения с богами. Задача Ямвлиха — постигнуть суть теургии, мантики, жертвоприношения и молитвы. Он стремится классифицировать все основные явления в каждой из этих религиозных областей.

Ямвлих провозгласил догмат «всеобщего согласия тайновидящих всех времен и народов». Все восточные и греческие мудрецы, маги и прорицатели, поэты и философы, считал Ямвлих, во все времена возвещали одну и ту же неизменную и непогрешимую доктрину, которую жизненно необходимо понять и верно истолковать, чтобы убедиться в ее единстве.

filosof.at.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *