| / Сочинения / Горький М. / На дне / В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») Драматургия Горького очень интересна и неоднозначна. Для того, чтобы всесторонне раскрыть тему произведения, автор должен выбрать подходящую ситуацию и подходящий конфликт. В пьесах у писателя нет возможности прямо выражать свою позицию. Для этого он должен умело использовать ремарки, высказывания своих героев. «На дне» — пьеса, интересная своей проблематикой и местом действия. Горький не ограничился в ней одним конфликтом, затронув большое количество философских и социальных проблем. Писатель показал жизнь обитателей ночлежки, людей, опустившихся на самое дно жизни. Их существование наполнено нищетой, пьянством и душевной деградацией. Казалось бы, здесь нет места любви. Тем не менее, автор затрагивает и эту тему. Любовная тема в пьесе представлена образами Наташи и Васьки Пепла. Васька Пепел – вор. И в начале пьесы мы особо не задумываемся, отчего он вор, как он стал им? Но в один прекрасный момент Василий сам рассказывает о себе: «Я – сызмалетства – вор… все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну – нате! Вот – я вор!.. Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…». На человека навесили ярлык, и он уже вынужден быть таким, каким его видят окружающие. Пепел уже долгое время является любовником Василисы, жены хозяина ночлежки и старшей сестры Наташи. С самого начала их отношений Васька не любит эту женщину. Со временем он все больше понимает, что она за человек: «Красивая ты, Васка… а никогда не лежало у меня сердце к тебе… И жил я с тобой и все… а никогда ты не нравилась мне…». Пользуясь своим положением, Василиса не просто завязала с Пеплом интимные отношения, но и толкнула его на воровство. Это страшная и расчетливая женщина. Выйдя замуж за старика, она приобрела определенный социальный статус. Она мучает, морально и физически забивает свою младшую сестру. Изначально понятно, что отношения Васьки Пепла и Наташи обречены. Пепел влюбляется в Наташу — полную противоположность Василисы. Она способна на сочувствие, нежна, добра, мягка с окружающими, заботится о ближних. У нее есть душа, поэтому Ваську тянет к этой девушке. Но Наташа слишком мягка и слаба, чтобы выбраться из-под гнета семейки Костылевых. Она покорно переносит все унижения сестры и ее мужа. И в этом тоже видится трагизм отношений Пепла и Наташи, ибо она не способна на протест, слишком слаба, чтобы совершить в своей жизни какие-либо радикальные перемены. Что же не устраивало Пепла в Василисе? Это мы узнаем из их разговора, когда Васька впервые раскрывает ей все свои карты: «Я давно… души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила?..» Как уже говорилось ранее, мы знаем, к чему Василиса приучила Ваську: она толкнула его на воровской путь. Возможно, это самый страшный персонаж во всей пьесе. И ни у одного из героев произведения нет достаточных сил, чтобы справиться с этой дьявольской женщиной. Наташа же, антипод Василисы, пробудила в Пепле лучшие качества. Именно благодаря ей Васька хочет начать праведную жизнь. И, видимо, верно сказал Лука Наташе, когда Пепел предлагал ей уехать с ним: «Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе – поверит…». Василию очень нужен человек, который бы поверил в него. Но не думаю, что это должна была быть Наташа. Она не любила Пепла, в чем сама ему и призналась: «И что же я с тобой пойду? Ведь… любить тебя… не очень я люблю… Иной раз – нравишься ты мне… а когда – глядеть на тебя тошно… Видно – не люблю я тебя… когда любят – плохого в любимом не видят… а я – вижу…». Но Наташа является стимулом для Васьки, чтобы наконец-то бросить свой пагубный образ жизни. Ради любви этой девушки Пепел хочет измениться, стать лучше: «Я сказал – брошу воровство! Ей-богу – брошу! Коли сказал – сделаю!… Ты думаешь – моя жизнь не претит мне? Эх, Наташа! Я знаю… вижу!… Но – я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить!». Именно Наташа подвигла этого героя на подобные размышления. Возможно, главный трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи заключается в Василисе. Это очень сильная и страшная женщина. Может быть, Ваське удалось бы уговорить Наташу изменить свою жизнь и уехать с ним. Не исключено, что ради своей любимой женщины он начал бы новую, правильную жизнь, бросил бы воровство. Кто знает, может быть, Наташа смогла бы разглядеть в Пепле его лучшие качества и полюбить его. Они могли бы жить если не счастливо, то хотя бы спокойно… Но Василиса опять все разрушает. Она понимает, какие чувства испытывает Васька к ее сестре. В приступе гнева она запирается с Наташей дома и избивает ее. Естественно, Васька не может спокойно это видеть и вмешивается в драку. В пылу борьбы он убивает старика Костылева. Теперь Пепел точно попадет в Сибирь, только уже как каторжник. У Наташи после всего случившегося происходит нервный срыв, ее забирают в клинику. После она пропадает. А Василиса?.. Ее забирают в участок вместе с Васькой, но не трудно понять, что она выкрутится, выйдет невредимой и из этой ситуации. Я думаю, что трагизм отношений Пепла и Наташи заключался не только в Василисе, которая всегда готова пойти по головам в достижении своей цели. Виновата еще и слабость и нерешительность обоих героев. Наташа не смела противоречить своей старшей сестре, а Васька слишком долго подчинялся Василисе, позволив ей властвовать над его собственной жизнью.
/ Сочинения / Горький М. / На дне / В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») | Смотрите также по произведению «На дне»: Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
| / Сочинения / Горький М. / На дне / Драматургия Горького очень сложна и интересна. Для того чтобы полностью раскрыть проблематику пьесы, автору необходимо найти соответствующую ситуацию, соответствующий конфликт. Автор не имеет права открыто выражать свою позицию, для этого ему нужно очень умело использовать высказывания своих героев, чтобы через них ненавязчиво открывать свои мысли по тому или иному вопросу. Любовная проблематика в пьесе представлена образами Наташи и Васьки Пепла. Васька Пепел – вор. И в начале пьесы мы особо не задумываемся, отчего он вор, как он им стал? Но в один прекрасный момент Василий сам рассказывает о себе: «Я – сызмалетства – вор… все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну – нате! Вот – я вор!.. Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…». Может, это действительно правда. На человеке поставили клеймо, и он уже вынужден жить так, как видят его жизнь окружающие. Мы узнаем, что Пепел является любовником Василисы, старшей сестры Наташи. С самого начала их отношений Васька не любил Василису. Но чем дальше, тем больше он понимал, что она за человек: «Красивая ты, Васка… а никогда не лежало у меня сердце к тебе… И жил я с тобой и все… а никогда ты не нравилась мне…». Василиса – жена хозяина ночлежки Костылева. Пользуясь своим положением, она не просто завязала с Пеплом интимные отношения, но и толкнула его на воровство. Василиса страшная и расчетливая женщина. Выйдя замуж за старика, она приобрела определенный социальный статус. Она мучает и морально и физически забивает свою младшую сестру. Тем самым видно, что отношения Васьки Пепла и Наташи уже обречены на провал. Итак, Васька влюбляется в Наташу, полную противоположность своей старшей сестры. Наташа нежна, способна к сочувствию, умеет любить, заботиться о ближних. Она добра, у нее есть душа, именно это и притягивает Пепла. Но Наташа слишком мягка и слаба, чтобы выбраться из-под гнета семейки Костылевых. Она покорно переносит все унижения сестры и ее мужа. И в этом тоже можно увидеть трагизм отношений Пепла и Наташи. Ибо она не способна на протест, слишком слаба, чтобы совершить в своей жизни какие-либо кардинальные перемены. Что же не устраивало Пепла в Василисе? Это мы узнаем из их разговора, когда Васька впервые раскрывает все свои карты: «Я давно… души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила?..» Как уже говорилось ранее, мы знаем, к чему Василиса приучила Ваську. Она толкнула его на воровской путь. Это страшная женщина. Возможно, это самый страшный персонаж во всей пьесе. И ни у одного из героев произведения нет достаточных сил, чтобы справиться с этой дьявольской женщиной. Антипод Василисы, Наташа, наоборот будит в Пепле лучшие начинания. Именно из-за нее Васька хочет начать праведную жизнь. И, видимо, верно сказал Лука Наташе, когда Пепел предлагал ей уехать с ним: «Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе – поверит…» Да, Василию необходим был человек, который поверил бы в него. Но могла ли это быть Наташа?.. Вряд ли, ведь она сама признается в том, что не любит Пепла: «И что же я с тобой пойду? Ведь… любить тебя… не очень я люблю… Иной раз – нравишься ты мне… а когда – глядеть на тебя тошно… Видно – не люблю я тебя… когда любят – плохого в любимом не видят… а я – вижу…». Но Наташа является стимулом для Васьки. Чтобы наконец-то бросить свой пагубный образ жизни. Он хочет измениться ради нее: «Я сказал – брошу воровство! Ей-богу – брошу! Коли сказал – сделаю!… Ты думаешь – моя жизнь не претит мне? Эх, Наташа! Я знаю… вижу!… Но – я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить!» Именно Наташа подвигла этого героя на подобные размышления. Мне думается, что главный трагизм взаимоотношений Васьки Пепла и Наташи заключался в Василисе. Как мною уже говорилось, это натура сильная и страшная. Именно она рушит все планы и все лучшие начинания в этих героях. Возможно, Васька уговорил бы Наташу поехать с ним в Сибирь или куда-нибудь еще, не исключено, что ради своей любимой женщины он начал бы новую правильную жизнь, бросил бы воровство. Кто знает, может быть, Наташа смогла бы разглядеть в Пепле его лучшие качества и полюбить его. Они могли бы жить если не счастливо, то хотя бы спокойно… Но… Василиса опять рушит все. Она видит Василия, разговаривающего с Наташей, накидывается на сестру и запирает ее в доме. Мы не видим всего происходящего за сценой, но понятно, что Василиса жестоко избивает свою сестру, мстя ей за то, что та увела у нее любовника. Естественно, Васька не может спокойно вынести это зрелище и вмешивается в драку. По неосторожности он убивает Костылева. Да, Васька попадет в Сибирь, но не на заработки он туда поедет, а будет отправлен как каторжник… Наташу забирают в клинику, из которой она потом отправляется скитаться в неизвестном направлении… А Василиса?… Ее забирают в участок вместе с Васькой, но мы понимаем, что эта «умная баба» выкрутится из любой ситуации. Именно такие люди и способны выживать в страшных условиях абсолютного дна жизни… Возможно, отношения Пепла и Наташи могли бы иметь хороший финал, но такие люди, как Василиса, умеют жить, подличать, наживаться, приспосабливаться к любым жизненным условиям. Использовав и подставив всех, кого только было можно, она снова осталась в выигрыше. Именно такие люди способны чувствовать себя комфортно на самом дне моральной и социальной жизни.
/ Сочинения / Горький М. / На дне / В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») | Смотрите также по произведению «На дне»: Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
Наташа в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание |LITERATURUS: Мир русской литературы
«На дне». Сцена из спектакля |
В этой статье представлена цитатная характеристика Наташи в пьесе «На дне»: образ, описание героини в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание пьесы
Наташа в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание
20-летняя Наташа является младшей сестрой Василисы Карповны Костылевой, хозяйки ночлежки для бедных:
«Василиса Карповна, его жена, 26 лет
Наташа, ее сестра, 20 лет…»У Наташи и Василисы есть дядя, полицейский Абрам Медведев:
«Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет…»Наташа — славная девушка:
«Пепел. Славная девка!
Бубнов. Девица – ничего…»По словам Васьки Пепла, Наташа — строгая, хорошая, надежная девушка:
«…вижу, ты девица строгая… хорошая… надежный человек…»Судя по всему, Наташа — добрая, небезразличная девушка. Так например, она советует Клещу обращаться поласковее с умирающей женой Анной:
«Наташа. Ты бы, чай, теперь поласковее с ней обращался… ведь уж недолго…
Клещ. Знаю…
Наташа. Знаешь… Мало знать, ты – понимай. Ведь умирать‑то страшно…»Несчастной Наташе очень тяжело живется в доме сестры и ее мужа:
«Плохо ей тут жить… я вижу…» (Пепел)
«Нехорошо тебе жить… эта сестра твоя… дьявольский характер!» (Барон)Бедная Наташа терпит побои и издевательства со стороны своей сестры Василисы и ее мужа:
«Абрам! Иди… Василиса Наташку… убивает… иди!»
«Ну и часто они ее бить стали.» (Бубнов)
«Квашня. Гляди‑ко, звери какие! Кипятком ноги девке сварили…
Настя. Самовар опрокинули…»Девушка терпит оскорбления со стороны Костылева, мужа своей сестры. Тот называет девушку «дармоедкой» и обращается с ней как с прислугой:
«Костылев (выходит). Наташка! Ты что тут делаешь, дармоедка? Сплетни плетешь? На родных жалуешься? А самовар не готов? На стол не собрано?
Наташа (уходя). Да ведь вы в церковь идти хотели…
Костылев. Не твое дело, чего мы хотели! Ты должна свое дело делать… что тебе приказано!
Пепел. Цыц, ты! Она тебе больше не слуга… Наталья, не ходи… не делай ничего!..»Несчастная Наташа с грустью признает, что ей некуда бежать из ужасного дома Костылевых:
«Идти некуда… я знаю… думала… Только вот… не верю я никому… А идти мне – некуда…»Девушка мечтает о том, что кто-то особенный приедет за ней и изменит ее жизнь. При этом она понимает, что эта выдумка вряд ли станет реальностью:
«Наташа. Выдумываю… Выдумываю и – жду…
Барон. Чего?
Наташа (смущенно улыбаясь). Так… Вот, думаю, завтра… приедет кто‑то… кто‑нибудь… особенный… Или – случится что‑нибудь… тоже – небывалое… Подолгу жду… всегда – жду… А так… на самом деле – чего можно ждать?»Вор Васька Пепел ухаживает за Наташей и предлагает ей вместе уехать в Сибирь и там начать новую жизнь:
«Он про нее говорил, что надоела она Ваське и что Васька бросить ее хочет… а Наташу взять себе…»
«Больше года я смотрел на тебя…» (Васька — Наташе)
«Очень полюбил тебя!..» (Васька — Наташе)
Девушка не любит Ваську Пепла и прямо говорит ему об этом. Однако мужчину это не смущает, и он просит дать ему шанс:
«И что же я с тобой пойду? Ведь… любить тебя… не очень я люблю… Иной раз – нравишься ты мне… а когда – глядеть на тебя тошно… Видно – не люблю я тебя… когда любят – плохого в любимом не видят… а я – вижу…» (Наташа)Старик Лука советует Наташе выходить замуж за Пепла, так как у девушки нет других вариантов изменить свою жизнь:
«Ты… ничего, девушка! Хлеба нету, – лебеду едят… если хлебушка‑то нету…» (Лука)
«И я скажу – иди за него, девонька, иди! Он – парень ничего, хороший!» (Лука)
«Ты подумай, милая, куда тебе идти окроме‑то? Сестра у тебя – зверь злой… про мужа про ее – и сказать нечего: хуже всяких слов старик… И вся эта здешняя жизнь… Куда тебе идти? А парень – крепкий…»В конце концов по совету Луки Наташа соглашается стать женой Васьки Пепла. Однако девушка напоминает жениху о том, что не позволить обижать себя:
«Пепел (обнимает ее). Брось, Наташа! Всё равно!..
Наташа (прижимаясь к нему). Ну… одно я тебе скажу, Василий… вот как перед богом говорю! – как только ты меня первый раз ударишь… или иначе обидишь… я – себя не пожалею… или сама удавлюсь, или…
Пепел. Пускай у меня рука отсохнет, коли я тебя трону!..»Вскоре в ночлежке происходит драка, в ходе которой Васька Пепел ударяет Костылева. Старик Костылев падает и умирает на месте. Ваську Пепла отправляют в тюрьму. Чтобы отомстить Василисе за все ее зло, Васька выставляет ее своей сообщницей (якобы та подговорила его избавиться от Костылева):
«Настя и Квашня бросаются к трупу Костылева.»
«Мне… оправдываться не надо… Мне – Василису надо подвести… я же ее подведу! Она этого хотела… Она меня подговаривала мужа убить… подговаривала!..» (Пепел)Наташа тут же ошибочно приходит к выводу, что Пепел и Василиса действительно состоят в сговоре (что на самом деле не так). Девушка отворачивается от Пепла и проклинает и его, и сестру:
«Наташа (вдруг, громко). А‑а… я поняла!.. Так, Василий?! Добрые люди! Они – заодно! Сестра моя и – он… они заодно! Они всё это подстроили! Так, Василий?.. Ты… для того со мной давеча говорил… чтобы она всё слышала? Люди добрые! Она – его любовница… вы – знаете… это – все знают… они – заодно! Она… это она его подговорила мужа убить!.. муж им мешал… и я – мешала… Вот – изувечили меня…
Пепел. Наталья! Что ты… что ты?!»
«Пепел. Наталья! Неужто ты… вправду? Неужто веришь, что я… с ней…
Сатин. Ей‑богу, Наташа, ты… сообрази!»После трагедии Наташа или пропадает без вести, или оказывается при смерти (вероятно, из-за полученных ожогов):
«Бубнов. Одна твоя племянница – в тюрьме, другая – помирает…
Медведев (гордо). Врешь! Она – не помирает: она у меня без вести пропала!» (о Василисе и Наташе)
«Сатин. Настя! Ты ходишь в больницу? <…> К Наташе?
Настя. Хватился! Она – давно вышла… вышла и – пропала! Нигде ее нет…»
Такова цитатная характеристика Наташи в пьесе «На дне» Горького: образ, описание героини в цитатах.
Смотрите:
www.literaturus.ru
«В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)»
Драматургия Горького очень сложна и интересна. Для того чтобы полностью раскрыть проблематику пьесы, автору необходимо найти соответствующую ситуацию, соответствующий конфликт. Автор не имеет права открыто выражать свою позицию, для этого ему нужно очень умело использовать высказывания своих героев, чтобы через них ненавязчиво открывать свои мысли по тому или иному вопросу.
Любовная проблематика в пьесе представлена образами Наташи и Васьки Пепла.
Васька Пепел — вор. И в начале пьесы мы особо не задумываемся, отчего он вор, как он им стал? Но в один прекрасный момент Василий сам рассказывает о себе: «Я — сызмалетства — вор… все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну — нате! Вот — я вор!.. Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…». Может, это действительно правда. На человеке поставили клеймо, и он уже вынужден жить так, как видят его жизнь окружающие. Мы узнаем, что Пепел является любовником Василисы, старшей сестры Наташи. С самого начала их отношений Васька не любил Василису. Но чем дальше, тем больше он понимал, что она за человек: «Красивая ты, Васка… а никогда не лежало у меня сердце к тебе… И жил я с тобой и все… а никогда ты не нравилась мне…». Василиса — жена хозяина ночлежки Костылева. Пользуясь своим положением, она не просто завязала с Пеплом интимные отношения, но и толкнула его на воровство. Василиса страшная и расчетливая женщина. Выйдя замуж за старика, она приобрела определенный социальный статус. Она мучает и морально и физически забивает свою младшую сестру. Тем самым видно, что отношения Васьки Пепла и Наташи уже обречены на провал. Итак, Васька влюбляется в Наташу, полную противоположность своей старшей сестры. Наташа нежна, способна к сочувствию, умеет любить, заботиться о ближних. Она добра, у нее есть душа, именно это и притягивает Пепла. Но Наташа слишком мягка и слаба, чтобы выбраться из-под гнета семейки Костылевых. Она покорно переносит все унижения сестры и ее мужа. И в этом тоже можно увидеть трагизм отношений Пепла и Наташи. Ибо она не способна на протест, слишком слаба, чтобы совершить в своей жизни какие-либо кардинальные перемены.
Что же не устраивало Пепла в Василисе? Это мы узнаем из их разговора, когда Васька впервые раскрывает все свои карты: «Я давно… души в тебе нет, баба… В женщине — душа должна быть… Мы — звери… нам надо… надо нас — приучать… а ты — к чему меня приучила?..» Как уже говорилось ранее, мы знаем, к чему Василиса приучила Ваську. Она толкнула его на воровской путь. Это страшная женщина. Возможно, это самый страшный персонаж во всей пьесе. И ни у одного из героев произведения нет достаточных сил, чтобы справиться с этой дьявольской женщиной.
Антипод Василисы, Наташа, наоборот будит в Пепле лучшие начинания. Именно из-за нее Васька хочет начать праведную жизнь. И, видимо, верно сказал Лука Наташе, когда Пепел предлагал ей уехать с ним: «Он — парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе — поверит…» Да, Василию необходим был человек, который поверил бы в него. Но могла ли это быть Наташа?.. Вряд ли, ведь она сама признается в том, что не любит Пепла: «И что же я с тобой пойду? Ведь… любить тебя… не очень я люблю… Иной раз — нравишься ты мне… а когда — глядеть на тебя тошно… Видно — не люблю я тебя… когда любят — плохого в любимом не видят… а я — вижу…». Но Наташа является стимулом для Васьки. Чтобы наконец-то бросить свой пагубный образ жизни. Он хочет измениться ради нее: «Я сказал — брошу воровство! Ей-богу — брошу! Коли сказал — сделаю… Ты думаешь — моя жизнь не претит мне? Эх, Наташа! Я знаю… вижу… Но — я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить!» Именно Наташа подвигла этого героя на подобные размышления. Мне думается, что главный трагизм взаимоотношений Васьки Пепла и Наташи заключался в Василисе. Как мною уже говорилось, это натура сильная и страшная. Именно она рушит все планы и все лучшие начинания в этих героях. Возможно, Васька уговорил бы Наташу поехать с ним в Сибирь или куда-нибудь еще, не исключено, что ради своей любимой женщины он начал бы новую правильную жизнь, бросил бы воровство. Кто знает, может быть, Наташа смогла бы разглядеть в Пепле его лучшие качества и полюбить его. Они могли бы жить если не счастливо, то хотя бы спокойно… Но… Василиса опять рушит все. Она видит Василия, разговаривающего с Наташей, накидывается на сестру и запирает ее в доме. Мы не видим всего происходящего за сценой, но понятно, что Василиса жестоко избивает свою сестру, мстя ей за то, что та увела у нее любовника. Естественно, Васька не может спокойно вынести это зрелище и вмешивается в драку. По неосторожности он убивает Костылева. Да, Васька попадет в Сибирь, но не на заработки он туда поедет, а будет отправлен как каторжник… Наташу забирают в клинику, из которой она потом отправляется скитаться в неизвестном направлении… А Василиса… Ее забирают в участок вместе с Васькой, но мы понимаем, что эта «умная баба» выкрутится из любой ситуации. Именно такие люди и способны выживать в страшных условиях абсолютного дна жизни…
Возможно, отношения Пепла и Наташи могли бы иметь хороший финал, но такие люди, как Василиса, умеют жить, подличать, наживаться, приспосабливаться к любым жизненным условиям. Использовав и подставив всех, кого только было можно, она снова осталась в выигрыше. Именно такие люди способны чувствовать себя комфортно на самом дне моральной и социальной жизни.
www.allsoch.ru
В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи в драме Горького “На дне”
Пьеса М. Горького “На дне” раскрывает перед нами драматические судьбы людей, лишенных работы, пристанища. автор показывает несправедливое устройство общества, когда люди оказываются лишними, ненужными. В темном подвале, похожем на пещеру, обитают ночлежники. Они ожесточены, раздражены, нет между ними взаимопонимания.
И вот под мрачными сводами появляется странник Лука, несущий утешительный свет исстрадавшимся грешникам. Не случайно именно Наташа приводит нового постояльца. “Какого занятного старичишку – то привели вы, Наташа…” – замечает Василий пепел. Имя “Наташа” означает в переводе “утешение”. Символично, что девушка с таким именем первая знакомится с лукой и знакомит с ним ночлежников.
Парадокс заключается в том, что Наташа – родная сестра хозяйки ночлежки Василисы,
но вынуждена жить в этом мрачной ночлежке. Этот факт подчеркивает, что хозяева недалеко ушли в общественном плане от жителей ночлежки.С первых же сцен мы убеждаемся в том, что Васька пепел неравнодушен к сестре хозяйки.
Он старается выглядеть перед девушкой героем, заявляет, что не боится смерти: “Возьмите вы нож, ударьте против сердца… умру – не охну! Даже с радостью, потому что – от чистой руки…” Закоренелого вора привлекает в девушке ее нравственная чистота, скромность, доброта. С нею рядом он и сам стремится стать лучше. Но Наташа отвергает Пепла, не доверяет ему. Она знает, что Василий – любовник ее сестры, женщины злой, жестокой. Здесь же намечается и будущая трагическая развязка этих взаимоотношений. Бубнов предрекает, что девушка пропадет “через” Пепла, потому что Василиса – “баба лютая”, “своего даром не отдаст”.
Трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи в том, что они оба бесправны, находятся в стесненных социальных условиях. Есть ли выход из этой ситуации? Могут ли герои изменить
свою судьбу и начать новую жизнь? Можно ли избежать трагической развязки любовного конфликта?Драматические события любовной коллизии разворачиваются за сценой. Костылев, распахивая дверь, призывает на помощь дядю жены полицейского Медведева: “Абрам! Иди… Василиса Наташку… убивает… иди!” Жизнь девушки рядом с жестокой сестрой невыносима, ей постоянно приходится терпеть издевательства и побои злобной Василисы. Да и Костылев издевается над бедной девушкой, называет ее нищей.
В нравственном плане хозяева недалеко ушли от вора Васьки Пепла. Разница лишь в том, что Пепел собирается изменить свою жизнь, сделать ее честной и трудовой. Именно Костылевы, охваченные жадностью и жаждой наживы, подбивают Василия на воровство. Они прячут краденое и перепродают. Но у Пепла плохая репутация, он бесправен, клеймо вора на нем с детства, потому что его отец всю жизнь скитался по тюрьмам. Да и полицейский Медведев покрывает темные делишки своих родственников. Он уверен, что Пеплу не удастся доказать правду.
Лука советует Василию ехать в Сибирь, расхваливает “золотую сторону”: “Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике”. Он убежден, что смелый, энергичный и предприимчивый пепел сможет в этом суровом климате прижиться и обустроить свой быт. Поначалу Василий не верит Луке: “Старик! Зачем ты все врешь?” Хитрый и проницательный старичок возражает: “Она, правда-то, может, обух для тебя…” Понятие правды у Луки соединяется с понятием веры: “Во что веришь, то и есть”. Он видит в людях доброе начало, которое искажено дурными обстоятельствами жизни. Странник убежден, что человеческое должно непременно восторжествовать, нужно только поддерживать то хорошее, что есть в людях.
В конце концов Пепел загорается мыслью о честной трудовой жизни. Он прямо говорит о Василисе, что не любит ее, потому что нет в ней души. Коварная Василиса пытается совершить с бывшим любовником сделку. Василий освобождает ее от мужа, а она женит его на своей сестре. Но Пепел не настолько глуп, чтобы поверить хозяйке: “Это – ты ловко придумала…мужа, значит, в гроб, любовника – на каторгу…”
В первый раз Лука спасает Пепла от греха убийства. Он оказывается вовремя на печке во время скандала и своей нарочито громкой возней и воющим позевыванием заставляет пепла выпустить Костылева из рук. Он советует Пеплу поскорее уйти из этого места вместе с Наташей.
Наташа мечтает изменить свою жизнь. Она часто представляет, как приедет кто-то особенный и увезет ее с собой. Пепел уговаривает девушку идти с ним, ехать в Сибирь по своей воле, обещает работать, жить честно. Он уверен: “Лучше надо жить!” Лука убеждает Наташу, что Пепел – “парень хороший”, просит, чтобы она верила ему и почаще говорила, что он хороший. Наташа долго не решается верить Василию. Трагичность ее положения заключается в том, что ей идти некуда. Девушка долго колеблется, но в конце концов принимает решение поверить Пеплу.
Но счастье героев не сбывается. Ревнивая Василиса провоцирует скандал, и в драке Пепел случайно убивает Костылева. В выигрыше остается одна Василиса. Она избавляется от нелюбимого мужа, отправляет любовника на каторгу, калечит из мести родную сестру, опрокидывая на нее кипящий самовар.
Трагизм взаимоотношений Наташи и Пепла в том, что им не хватает веры в свои силы. В порыве отчаяния и беспамятства Наташа обвиняет Пепла и сестру в сговоре. Она окончательно утрачивает веру в Василия.
Судьбы героев развиваются драматически, а заканчиваются трагедией. “На дне” звучит как обвинение несправедливому общественному строю, калечащему судьбы людей.
schoolessay.ru
В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)
Драматургия Горького очень интересна и неоднозначна. Для того, чтобы всесторонне раскрыть тему произведения, автор должен выбрать подходящую ситуацию и подходящий конфликт. В пьесах у писателя нет возможности прямо выражать свою позицию. Для этого он должен умело использовать ремарки, высказывания своих героев.
«На дне» — пьеса, интересная своей проблематикой и местом действия. Горький не ограничился в ней одним конфликтом, затронув большое количество философских и социальных проблем. Писатель показал жизнь обитателей ночлежки, людей, опустившихся на самое дно жизни. Их существование наполнено нищетой, пьянством и душевной деградацией. Казалось бы, здесь нет места любви. Тем не менее, автор затрагивает и эту тему.
Любовная тема в пьесе представлена образами Наташи и Васьки Пепла.
Васька Пепел – вор. И в начале пьесы мы особо не задумываемся, отчего он вор, как он стал им? Но в один прекрасный момент Василий сам рассказывает о себе: «Я – сызмалетства – вор… все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну – нате! Вот – я вор!.. Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…». На человека навесили ярлык, и он уже вынужден быть таким, каким его видят окружающие.
Пепел уже долгое время является любовником Василисы, жены хозяина ночлежки и старшей сестры Наташи. С самого начала их отношений Васька не любит эту женщину. Со временем он все больше понимает, что она за человек: «Красивая ты, Васка… а никогда не лежало у меня сердце к тебе… И жил я с тобой и все… а никогда ты не нравилась мне…». Пользуясь своим положением, Василиса не просто завязала с Пеплом интимные отношения, но и толкнула его на воровство. Это страшная и расчетливая женщина. Выйдя замуж за старика, она приобрела определенный социальный статус. Она мучает, морально и физически забивает свою младшую сестру. Изначально понятно, что отношения Васьки Пепла и Наташи обречены.
Пепел влюбляется в Наташу — полную противоположность Василисы. Она способна на сочувствие, нежна, добра, мягка с окружающими, заботится о ближних. У нее есть душа, поэтому Ваську тянет к этой девушке. Но Наташа слишком мягка и слаба, чтобы выбраться из-под гнета семейки Костылевых. Она покорно переносит все унижения сестры и ее мужа. И в этом тоже видится трагизм отношений Пепла и Наташи, ибо она не способна на протест, слишком слаба, чтобы совершить в своей жизни какие-либо радикальные перемены.
Что же не устраивало Пепла в Василисе? Это мы узнаем из их разговора, когда Васька впервые раскрывает ей все свои карты: «Я давно… души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила?..» Как уже говорилось ранее, мы знаем, к чему Василиса приучила Ваську: она толкнула его на воровской путь. Возможно, это самый страшный персонаж во всей пьесе. И ни у одного из героев произведения нет достаточных сил, чтобы справиться с этой дьявольской женщиной.
Наташа же, антипод Василисы, пробудила в Пепле лучшие качества. Именно благодаря ей Васька хочет начать праведную жизнь. И, видимо, верно сказал Лука Наташе, когда Пепел предлагал ей уехать с ним: «Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе – поверит…». Василию очень нужен человек, который бы поверил в него. Но не думаю, что это должна была быть Наташа. Она не любила Пепла, в чем сама ему и призналась: «И что же я с тобой пойду? Ведь… любить тебя… не очень я люблю… Иной раз – нравишься ты мне… а когда – глядеть на тебя тошно… Видно – не люблю я тебя… когда любят – плохого в любимом не видят… а я – вижу…». Но Наташа является стимулом для Васьки, чтобы наконец-то бросить свой пагубный образ жизни. Ради любви этой девушки Пепел хочет измениться, стать лучше: «Я сказал – брошу воровство! Ей-богу – брошу! Коли сказал – сделаю!… Ты думаешь – моя жизнь не претит мне? Эх, Наташа! Я знаю… вижу!… Но – я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить!». Именно Наташа подвигла этого героя на подобные размышления.
Возможно, главный трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи заключается в Василисе. Это очень сильная и страшная женщина. Может быть, Ваське удалось бы уговорить Наташу изменить свою жизнь и уехать с ним. Не исключено, что ради своей любимой женщины он начал бы новую, правильную жизнь, бросил бы воровство. Кто знает, может быть, Наташа смогла бы разглядеть в Пепле его лучшие качества и полюбить его. Они могли бы жить если не счастливо, то хотя бы спокойно… Но Василиса опять все разрушает. Она понимает, какие чувства испытывает Васька к ее сестре. В приступе гнева она запирается с Наташей дома и избивает ее. Естественно, Васька не может спокойно это видеть и вмешивается в драку. В пылу борьбы он убивает старика Костылева. Теперь Пепел точно попадет в Сибирь, только уже как каторжник. У Наташи после всего случившегося происходит нервный срыв, ее забирают в клинику. После она пропадает. А Василиса?.. Ее забирают в участок вместе с Васькой, но не трудно понять, что она выкрутится, выйдет невредимой и из этой ситуации.
Я думаю, что трагизм отношений Пепла и Наташи заключался не только в Василисе, которая всегда готова пойти по головам в достижении своей цели. Виновата еще и слабость и нерешительность обоих героев. Наташа не смела противоречить своей старшей сестре, а Васька слишком долго подчинялся Василисе, позволив ей властвовать над его собственной жизнью.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
myessay.ru
В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького “На дне”)
Драматургия Горького очень сложна и интересна. Для того чтобы полностью раскрыть проблематику пьесы, автору необходимо найти соответствующую ситуацию, соответствующий конфликт. Автор не имеет права открыто выражать свою позицию, для этого ему нужно очень умело использовать высказывания своих героев, чтобы через них ненавязчиво открывать свои мысли по тому или иному вопросу.
Любовная проблематика в пьесе представлена образами Наташи и Васьки Пепла.
Васька Пепел – вор. И в начале пьесы мы особо не задумываемся, отчего он вор, как он им стал? Но в один прекрасный момент Василий сам рассказывает о себе: “Я – сызмалетства – вор… все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну – нате! Вот – я вор! Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто
Что же не устраивало Пепла в Василисе? Это мы узнаем из их разговора, когда Васька впервые раскрывает все свои карты: “Я давно… души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила?..” Как уже говорилось ранее, мы знаем, к чему Василиса приучила Ваську. Она толкнула его на воровской путь. Это страшная женщина. Возможно, это самый страшный персонаж во всей пьесе. И ни у одного из героев произведения нет достаточных сил, чтобы справиться с этой дьявольской женщиной.
Антипод Василисы, Наташа, наоборот будит в Пепле лучшие начинания. Именно из-за нее Васька хочет начать праведную жизнь. И, видимо, верно сказал Лука Наташе, когда Пепел предлагал ей уехать с ним: “Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе – поверит…” Да, Василию необходим был человек, который поверил бы в него. Но могла ли это быть Наташа?.. Вряд ли, ведь она сама признается в том, что не любит Пепла: “И что же я с тобой пойду? Ведь… любить тебя… не очень я люблю… Иной раз – нравишься ты мне… а когда – глядеть на тебя тошно… Видно – не люблю я тебя… когда любят – плохого в любимом не видят… а я – вижу…”. Но Наташа является стимулом для Васьки. Чтобы наконец-то бросить свой пагубный образ жизни. Он хочет измениться ради нее: “Я сказал – брошу воровство! Ей-богу – брошу! Коли сказал – сделаю… Ты думаешь – моя жизнь не претит мне? Эх, Наташа! Я знаю… вижу… Но – я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить!” Именно Наташа подвигла этого героя на подобные размышления. Мне думается, что главный трагизм взаимоотношений Васьки Пепла и Наташи заключался в Василисе. Как мною уже говорилось, это натура сильная и страшная. Именно она рушит все планы и все лучшие начинания в этих героях. Возможно, Васька уговорил бы Наташу поехать с ним в Сибирь или куда-нибудь еще, не исключено, что ради своей любимой женщины он начал бы новую правильную жизнь, бросил бы воровство. Кто знает, может быть, Наташа смогла бы разглядеть в Пепле его лучшие качества и полюбить его. Они могли бы жить если не счастливо, то хотя бы спокойно… Но… Василиса опять рушит все. Она видит Василия, разговаривающего с Наташей, накидывается на сестру и запирает ее в доме. Мы не видим всего происходящего за сценой, но понятно, что Василиса жестоко избивает свою сестру, мстя ей за то, что та увела у нее любовника. Естественно, Васька не может спокойно вынести это зрелище и вмешивается в драку. По неосторожности он убивает Костылева. Да, Васька попадет в Сибирь, но не на заработки он туда поедет, а будет отправлен как каторжник… Наташу забирают в клинику, из которой она потом отправляется скитаться в неизвестном направлении… А Василиса… Ее забирают в участок вместе с Васькой, но мы понимаем, что эта “умная баба” выкрутится из любой ситуации. Именно такие люди и способны выживать в страшных условиях абсолютного дна жизни…
Возможно, отношения Пепла и Наташи могли бы иметь хороший финал, но такие люди, как Василиса, умеют жить, подличать, наживаться, приспосабливаться к любым жизненным условиям. Использовав и подставив всех, кого только было можно, она снова осталась в выигрыше. Именно такие люди способны чувствовать себя комфортно на самом дне моральной и социальной жизни.
rus-lit.com