Недоросль кр содержание – Краткое содержание «Недоросля» Фонвизина

Недоросль — краткое содержание


Деревня помещиков Простаковых. Госпожа Простакова в гневе: крепостной портной Тришка, считает она, сшил слишком узкий кафтан её любимому сыну, шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Тришка оправдывается тем, что не учился портняжному ремеслу, но госпожа ничего и слушать не хочет. Её муж, Простаков, недалёкий и послушный жене человек, высказывает мнение, что кафтан мешковат. А Тарасу Скотинину, брату Простаковой, кажется, что кафтан «сшит изряднехонько». 

Сам же кафтан — обновка Митрофанушке к сговору Скотинина с Софьей, дальней родственницей Простаковых. Отец Софьи умер, когда она была ещё младенцем. Девушка росла у матери в Москве. Но уже минуло полгода, как она осталась круглой сиротой. Простаковы взяли её к себе, чтобы «надзирать за её имением, как за своим собственным». Дядюшка Софьи, Стародум, уехал в Сибирь. На протяжении долгого времени о нём не было никаких известий, и Простаковы считают, что он давно умер. 

Скотинин хочет жениться на Софье — не потому, что ему нравится девушка, не потому, что он хочет завладеть её деревеньками, но потому, что в этих деревеньках много… свиней, а до них он большой охотник. А Софья ещё не знает, кого прочат ей в мужья. 

Софье приходит письмо от Стародума. Госпожа Простакова, услышав об этом, крайне раздражена: не сбылись её надежды, дядюшка оказался жив. Простакова обвиняет Софью во лжи: письмо, дескать, амурное. Но проверить утверждение она не может, ибо неграмотна. Её муж и брат тоже читать не горазды. Их выручает постоялец Правдин. Он читает письмо, в котором Стародум извещает племянницу, что делает её наследницей своего состояния, нажитого им в Сибири, которое даёт доходу десять тысяч в год. Госпожа Простакова поражена этим известием. У неё возникает новая идея: выдать Софью за своего сына, неуча Митрофана. 

Через деревню Простаковых проходят солдаты. Их ведёт офицер Милон. Он встречает здесь своего старого друга, Правдина. Тот рассказывает, что состоит членом наместнического правления. Правдин объезжает округ и особенно обращает внимание на «злонравных невежд», которые плохо обращаются со своими людьми. Именно таких невежд он нашёл в лице Простаковых. 

Милон же рассказывает, что он влюблён и более полугода находится в разлуке с любимой. Недавно он узнал, что его возлюбленная осталась сиротой и какие-то дальние родственники увезли её в свои деревни… В тот момент, когда Милон говорит об этом, он внезапно видит свою возлюбленную — это Софья. 

Влюблённые рады встрече. Но Софья рассказывает, что госпожа Простакова хочет выдать её замуж за Митрофанушку. Милона терзает ревность. Правда, она ослабевает, когда он узнает побольше о своём «сопернике». 

Проходящий мимо Скотинин бесцеремонно заявляет о своих видах на Софью. Правдин рассказывает ему о планах госпожи Простаковой. Скотинин в бешенстве. На глаза ему попадается Митрофан, которого ведёт учиться няня Еремеевна. Дядя желает объясниться с племянником и уж было набрасывается на него с кулаками. Но Еремеевна заслоняет собою Митрофанушку и прогоняет Скотинина. 

Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафнутьич — Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, — учитель арифметики. 

Митрофан отказывается учиться. Он жалуется матери, что после дядюшкиной «таски» ему не идёт на ум ученье. Еремеевна рассказывает о столкновении со Скотининым. Простакова утешает сына, обещает его скоро женить. Учителей она велит накормить обедом и вновь прислать. Госпожа недовольна Еремеевной: та

rustutors.ru

Краткое содержание комедии «Недоросль» Фонвизина Д.И.

Комедия в пяти действиях


Действие первое 

Госпожа Простакова, помещица, бранит лакея Тришку за то, что он к сговору (обручению) дядюшки Скотинина шил ее ненаглядному единственному сыночку Митрофанушке кафтан и жуть как его обузил. Тришка оправдывается: он на портного не учился. Простаковой странно: зачем надо учиться?


Муж боится эту грубую, не сдержанную на язык и скорую на руку (драчливую) женщину. Он и не знает, что сказать, чтобы ей угодить. Мямлит, что кафтан мешковат, кажется. Сам о себе Простаков говорит супруге: «при твоих глазах мои ничего не видят».


Появляется брат Простаковой Скотинин, он говорит, что кафтан сшит «изряднехонько» (хорошо). Но против наказания крепостного слуги не возражает. Они с сестрой похожи, у них один обычай: всех бранят и всякая вина у них виновата.

 

Единственный, к кому Простакова питает неудержимую любовь,— ее сын Митрофанушка. Первое, что мы о нем узнаем: очень любит поесть. Вот вчера вечером объелся и всю ночь маялся. Как говорит его нянюшка Еремеевна: «Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинчик выкушать изволили».


Мирофанушка подтверждает: «Ночь всю такая дрянь в глаза лезла… То ты матушка, то ты батюшка… Будто ты, матушка, изволишь бить батюшку. Так мне и жаль стало… Тебя, матушка, — ты так устала, колотя батюшку».


Простакова растрогана: «Вот сынок — одно мое утешение».


Скотинин спрашивает, где его невеста — Софьюшка. Сегодня уж сговор, а она еще и не знает, что ее замуж выдают. Софья после смерти отца и матери (она умерла совсем недавно) осталась сиротой, и Проста-ковы взяли над ней опеку. Ее дядюшка Стародум давным-давно отправился в Сибирь — и уж столько лет нет о нем ни слуху ни духу, что считают его погибшим.


Простакова просит братца, чтобы тот поучил ее обдирать крестьян — трудно взять с них что-то после того, как уж все отобрали. Скотинин обещает, только уж повенчайте его с Софьюшкой. Не сама девушка ему нравится и не деревенька ее — а вот свиньи, свиньи! Таких в этой деревеньке разводят крупных свиней! А Скотинин до этих животных страсть какой охотник!


Простакова подхватывает: Митрофанушка весь в дядюшку, тоже с трех лет свинок обожает, аж дрожит от радости, завидев хрюшку.


Является Софья. Она получила письмо от дядюшки Стародума. Он жив-здоров и собирается скоро объявиться. Простакова в гневе: не мог дядюшка воскреснуть, когда без него все так складывалось хорошо! Небось, письмо от того офицера, за которого Софья замуж собиралась, да не отдали! Прочесть письмо не могут ни сама помещица, ни ее муж, ни Скотинин. Сроду они ничего не читали. Разве что Митрофанушку позвать? Его уж четыре года как грамоте учат: дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман.


Появляется постоялец Скотининых Правдин. Он по просьбе Софьи читает письмо дядюшки вслух. Выясняется, что в Сибири дядюшка нажил состояние — десять тысяч доходу. Он делает Софью наследницей этих немалых по тем временам денег. При таком известии Простакова начинает тут же лебезить перед Софьей, дает Скотинину от ворот поворот и планирует обвенчать Софью со своим ненаглядным Митрофанушкой.

Скотинин идет утешаться на скотный двор.


Является слуга с известием, что в деревню на постой явились солдаты — естественно, во главе с офицером.

 

Действие второе

Правдин встречает командира солдат — офицера Милона. Они давно знакомы. Друзья некоторое время не виделись и разговорились. Правдин всего как три дня живет в здешних местах — он «определен в члены здешнего наместничества». Душа его болит: семейство Простаковых (особенно жена — «презлая фурия») нарушает все законы справедливости. Милон жалуется на то, что похожее семейство разлучило его с любимой девушкой и «пользуясь сиротством ее», содержит девушку «в тиранстве» . Он даже не знает, в какую деревеньку ее увезли…


И тут появляется Софья. Влюбленные очень рады встрече. Софья сообщает Милону, что попала в плен к недостойным людям, которые при известии о том, что она теперь богатая наследница, хотят выдать ее замуж за своего сына. А она не перечила…


Милон ощущает укол ревности. Софья подшучивает над ним: Митрофанушке всего шестнадцать лет и он достиг уже последней стадии своего умственного развития, дале не пойдет. Правдин поддерживает ее в колкостях:
— Как дале не пойдет, сударыня? Вот доучивает часослов, а там и за псалтирь примется…


Софья успокаивает Милона: она не стала возражать, чтобы ее не ограничили в свободе, а ответила только, что ее доля — в руках дядюшки Стародума.


Тут является Скотинин. Он говорит Софье, что не позволит никому «перебить» у него такую невесту. Уж на ее-то десять тысяч доходу они заживут! Если у него и сейчас для каждой свинки отдельный хлевок, то уж для жены он как-нибудь светелку выделит.
Милон. Какое скотское сравнение!


Являются Митрофанушка с нянькой Еремеевной. Скотинин нападает на племянника: «За ноги да об угол!» Еремеевна дрожит: «Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться!»


Скотинин. Хочешь ли ты жениться?


Митрофан (разнежасъ). Уж давно, дядюшка, берет охота! Скотинин бросается в драку. Еремеевна защищает свое «дитятко»:
— Сунься, сударь, только изволь сунуться! Я те бельмы-то выцарапаю.


Простакова зазывает в гости Милона, не зная о его отношениях с Софьей. Помещица походя ругает простофилю-мужа, дескать, нападает на него порой столбняк — «выпуча глаза, стоит битый час как вкопанный… Ежели столбняк и попройдет, то занесет, батюшка, такую дичь, что у Бога просишь опять столбняка… Все сама управляюсь… С утра до вечера… то бранюсь, то дерусь, тем и дом держится, мой батюшка!»


Правдин (в сторону) говорит, что скоро порядки переменятся.


Еремеевна докладывает хозяйке о сваре дядюшки с племянником. Помещица бранит преданную няньку: «…А ты, бестия, остолбенела, а ты не вцепилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши…»

 

Действие третье

Приезжает Стародум. Они с Правдиным беседуют о принципах служения отечеству, о том, что беспокоиться нужно о деле, а не о чинах, об искренности и прямоте как о главных достоинствах человека. Вспоминает Стародум, как служил при дворе, где все лицемерно, — и счел за благо убраться подальше, в Сибирь, где его ждало настоящее дело. Правдин говорит, что таких людей, как Стародум, нужно звать ко двору — как зовут врача к больному.


Правдин замечает также, что собеседник его, по слухам, мог бы в Сибири разбогатеть куда более, чем сейчас.


Стародум. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людям — никогда богат не будешь.


Дядюшка считает, что честный и умный человек может всего добиться сам, а давать деньги дуракам — преступление. Поэтому весь свой капитал он завещает Софьюшке — чтобы она могла достойно выйти замуж.


Добродетельной беседе мешает бурная ссора Простаковой и Скотинина. Милону удается разнять дерущихся.


П р ос т а к о в а. За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному… У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?


Узнав, что перед нею Стародум, Простакова начинает лебезить, зовет дворню и тут же устраивает разнос: «Палашка где? Лежит. Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!»


Стародум объявляет, что увозит Софью в Москву, чтобы выдать ее замуж за достойного человека. Скотинин предлагает себя в мужья, Простакова, Митрофанушку.


Простакова хвалит свою семью: у покойных отца и матери было детей восемнадцать человек, а выжили только она с братцем. Из прочих кто в бане угорел, кто в пасхальный день с колокольни свалился, кто помер, похлебав молока из медного ковшика…А «остальные сами не стояли…» Вот такие родители: «Старинные люди, мой батюшка…» Эти старинные люди руками и ногами отбивались ото всякого учения, школ терпеть не могли… А вот Митрофанушку родители отдали в науку — все ж таки времена другие…


Стародум отправляется отдохнуть — не столько с дороги, сколько от того, что он тут увидел и услышал.


Помещица, приметив почтение гостя к образованию, просит Митрофанушку хоть для вида позаниматься. Сама же усаживается рядом — вяжет кошелек «для Софьюшкиных денег».


Цыфиркин задает Митрофану задачу: «…Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною… Хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое… На дороге, на приклад же? триста рублев… Дошло дело до дележа… смекни-тко, по чему на брата?»


Митрофан «вычисляет» примерно так: «Единожды три — три. Единожды нуль — нуль…» И на этом намертво застревает. Матушка говорит, что если нашел деньги, то и делиться нечего. Все нужно забрать себе.


Так и проходит весь урок математики.


Появляется Вральман. Он с ужасным немецким акцентом заявляет, что «умарить хатят репенка. По словам немца, голова у Митрофана слабее брюха — и незачем ее набивать лишним. Нужно просто держаться подалее от умных людей — вот и будет все в порядке. Дальше Вральман пускается рассказывать о своем знакомстве с высшим светом… Его болтовня по сердцу Простаковой — авось и Митрофанушка не пропадет безо всякой грамоты.

 

Действие четвертое

Стародум беседует с Софьей о человеческом достоинстве. Оба сходятся в том, что «прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище». Заботиться нужно не только о своем благе, а и о счастье ближних.


Брак должен быть основан на сердечной дружбе. Иначе жена будет видеть в муже тирана, а муж в жене — «одну своенравную наглость». Несчастны дети в таких семьях — при живых отце и матери они уже осиротели.


Мать видит в детях или «причину беспокойств своих или упрек своего развращения».


Стародум. Муж благоразумный! Жена добродетельная! Что почтеннее быть может? Надобно, мой друг, чтобы муж твой повиновался рассудку, а ты — мужу, и будете оба совершенно благополучны.


Стародум получает письмо от своего друга графа Честона. Тот рекомендует ему как добродетельного и честного человека своего племянника Милона в женихи Софье, если сердце ее свободно.


Выясняется, что в военных действиях Милон проявил себя настоящим храбрецом, но из скромности не хочет говорить об этом — он просто исполнял «свою должность».


Какова же радость Милона, Софьи, Правдина и Стародума, когда все понимают, что сердечные склонности и рекомендации добродетельных родственников совпадают!


Стародум. Мое удовольствие неизреченно!


Милон. Вот минута нашего благополучия!


Софья. Сердце мое вечно любить тебя будет.


К Стародуму сватать Софью являются Скотинин и Митрофанушка с матерью и свитой учителей. Недоросль демонстрирует дядюшке невесты свою, с позволения сказать, образованность. В грамматике он знает «много — существительна да прилагательна».


Правдин экзаменует его:
— Дверь, например, какое имя — существительное или прилагательное?


Митрофанушка рассуждает — смотря какая дверь. Если к своему месту приложена — то « прилагательна», а если у чулана шестую неделю стоит без дела, то покамест «существительна» .


От экзамена по географии Митрофанушку отбивает матушка:
— Да извозчики-то на что ж?.. Дворянин только скажет: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, то вздор, чего не знает Митрофанушка.


Скотинин поддерживает сестрицу: «…Ученье — вздор, так возьмем дядю… О грамоте никто от него и не слыхивал… Разбежался он хмельной в камены ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться… Есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился…», а дядя только спросил, целы ли ворота-Дебаты о пользе грамотности заканчиваются тем, что Стародум извещает всех, что Софья и Милон просватаны.

 

Простакова задумывает похитить Софью и насильно обвенчать ее с Митрофанушкой — авось, дядюшка посердится и простит.

 

Действие пятое

Правдин получает правительственный пакет, который уполномочивает его при первом проявлении своеволия пресечь зверства помещицы. В диалоге Стародума и Правдина звучит надежда на «доброго и разумного государя».


Похищение Софьи сорвалось — ему помешал Милон. Это своеволие позволяет отдать Простакову под суд. Однако Софья говорит, что она не хочет ничьей погибели.


Простакова тут же принимается за прежние дела: она собирается «перебрать своих людей (крепостных) поодиночке», чтобы узнать, кто Софью из рук выпустил.


По указу правительства за издевательства над крестьянами Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой.


Скотинин обещает предупредить своих родственников и друзей, чтобы они по крайней мере «людей хоть не трогали». При последнем свидании с учителями выясняется, что Вральман три года служил у Стародума кучером, а вот в этом безграмотном семействе и в учителя сгодился.


Цыфиркин как старый солдат отказывается от платы — ему ничему не удалось научить Митрофанушку. За честность Стародум, Милон и Правдин награждают его деньгами. Кутейкин кается: «Посрамихся, окаянный…»


Простакова, осознав, что она потеряла, пытается обнять сына:
— Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! Он отталкивает мать:
— Да отвяжись, матушка, как навязалась!


Простакова падает в обморок. Потом, очнувшись, в отчаянии:
— Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда некуда глаз показать! Нет у меня сына!


Стародум (указывая на Простакову ). Вот злонравия достойные плоды!

lit-helper.com

Недоросль — краткое содержание произведения — Фонвизин Д. И.

Комедия в пяти действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Простаков.
Госпожа Простакова, жена его. Митрофан, сын их, недоросль. Еремеевна, мама Митрофанова.
Правдин.
Стародум.
Софья, племянница Стародума.
Милон.
Господин Скотинин, брат гж. Простаковой.
Кутейкин, семинарист.
Цыфиркин, отставной сержант.
Вральман, учитель.
Тришка, портной.
Слуга Простакова.
Камердинер Стародума.

Действие происходит в деревне помещиков Простаковых.

Действие первое

Простакова бранит Тришку — крепостного портного за то, что он сшил, как ей показалось, слишком узкий кафтан любимому сыну, шестнадцатилетнему Митрофанушке.
Тришка, оправдываясь, говорит, что он всего лишь портной-самоучка. Простакова, продолжая браниться, зовет мужа своего, чтобы он высказал свое мнение. Запинаясь от робости, муж ее говорит, что кафтан мешковат, за сие мнение Простакова осыпает недалекого мужа бранными словами.
В спор вмешивается Тарас Скотинин, брат Простаковой, которому кафтан показался сшитым «изряднехонько».
Кафтан — обновка для Митрофана к дядюшкиному сговору с Софьей. Она приходится дальней родственницей Простаковым. Отец ее умер, когда она была младенцем. Вот уже полгода, как не стало ее матери. Девушка осталась сиротой. Дядюшка ее, господин Стародум, поехал в Сибирь, вот уже несколько лет от него нет вестей. Считая его покойником, Простаковы взяли девушку в свою деревеньку, чтобы «надзирать за ее имением, как за собственным».
Скотинин, женившись на Софье, желает завладеть не ее деревеньками, а тем, что в них водится — свиньями, до которых большой охотник.
Входит Софья с веселым видом, держа письмо в руках, и сообщает всем, что ее дядюшка, о котором столь долго ничего не знали, недавно приехал в Москву.
Испугавшись, что имение им не достанется, Простакова со злостью вырывает письмо из рук девушки, ссылаясь на то, что, скорее всего, письмо амурное. Но прочитать его не могут ни муж, ни сын Простаковой, так как не обучены грамоте. Сама Простакова «благодаря бога, не так воспитана», чтобы уметь читать. Вскоре входит их постоялец Правдин. Он читает письмо, в котором Стародум сообщает, что своими трудами и честностью сделал себе состояние, которое дает доходу десять тысяч в год. Также сообщает, что племянницу свою хочет сделать наследницей.
Это известие поражает Простакову, у нее возникает идея выдать Софью замуж за своего сына Митрофана.

Действие второе

Через деревню Простаковых проходят солдаты, их ведет офицер Милон. Встретив своего старого друга, Правдин говорит ему о причине пребывания здесь. Он состоит в правлении наместничества и получил повеление объехать здешний округ для выявления «злонравных невежд, которые, имея власть над своими людьми, используют ее во зло бесчеловечно». Находясь уже три дня здесь, он нашел таких невежд в лице Простаковых.
В свою очередь, Милон поведал другу о любви своей к одной девушке, с которой уже полгода находится в разлуке. Офицер получил поразившее его известие, что по смерти матери девушки какая-то дальняя родня увезла ее в свои деревни. Рассказывая об этом, Милон вдруг видит свою возлюбленную — это Софья.
Софья говорит Милону о том, что госпожа Простакова, узнав о ее наследстве, хочет выдать ее замуж за сына своего Митрофанушку. Находясь в состоянии ревности, офицер начинает воображать достоинства своего соперника, что он разумен, просвещен, любезен, но Софья быстро развеивает все сомнения Милона, рассказав более подробно о «женихе» своем..
Проходя мимо, Скотинин бесцеремонно вмешивается в разговор, заявляя о намерениях своих жениться на Софье, дополняет свои глупые мышления тем, что на десять тысяч доходов Софьи он выкупит «всех свиней со бела света». Но после слов Правдина о намерениях Простаковой Скотинин приходит в бешенство и тут же набрасывается на своего племянника, которого Еремеевна вела учиться. Остервенясь и поджав кулаки, Еремеевна заслоняет Митрофанушку — «издохну на месте, а дитя не выдам».
Вскоре появляются учителя Митрофана: Кутейкин, недоучившийся семинарист, который обучает Митрофана грамоте по часослову и псалтырю, и Цыфиркин, отставной гарнизонный, он обучает «арифметике».
Митрофан жалуется матушке, что после «кулаков» дядюшки учение не идет ему на ум. Еремеевна рассказывает Простаковой о случившемся. Простакова начинает бранить ее за то, что та не заступилась в должной мере за Митрофанушку — «не впилась братцу в харю и не раздернула ему рыла по уши».
Успокаивая Митрофана, Простакова обещает его скоро женить. Со Скотининым же собирается «переведаться» по-своему.

Действие третье

Заметив приезд Стародума, никому не сказав, Правдин первым встречает гостя. Стародум рассказывает Правдину про отца своего, который служил Петру Великому. Воспитание ему было дано отцом «по тому веку наилучшее, когда люди еще не умели чужим умом набивать пустую голову». Главное для человека — сердце и душа. Стародум приехал забрать Софью от людей — «невежд без души» — семьи Простаковых.
Стародум говорит о своей жизни. Находясь на военной службе, Стародум познакомился с молодым графом, «все силы снискал, чтобы подружиться с ним». Была объявлена война. Стародум предложил графу вместе пойти в армию, чтобы сделаться «достойными звания дворянина, которое нам дала порода», но граф отказался. В эту минуту Стародум ощутил презрение к нему. Вскоре, уйдя в армию, Стародум узнал, что граф был произведен чином, а Стародум был обойден. Такое неправосудие растерзало его сердце, и он тотчас взял отставку. Когда он вернулся в Петербург, взяли его ко двору, но, насмотревшись на придворных, он рассудил, что «лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».
Происходит встреча с Софьей. Стародум радует девушку известием о том, что увезет ее от Простаковых.
Разговор прерывается шумом. Госпожа Простакова дерется со Скотининым, Милон их разнимает, призывая опомниться, ведь они же брат с сестрой. Стародум не может удержаться от смеха. Заметив усмешки незнакомца, Простакова разгневана, но, узнав, что это Стародум, «оробев и иструсясь», сменяет гнев на милость — «дождались мы дядюшку любезной Софьюшки!»
Дядюшка Софьи сообщает всем присутствующим, что завтра поутру они с Софьей отправляются в Москву, чтобы выдать ее замуж за «человека больших достоинств». Это известие повергает всех, и Софью в том числе, в некоторое уныние. Заметив всеобщее смятение, Стародум, обращаясь к Софье, говорит, что выбор достойного жениха остается за ней, и кто бы он ни был, «будет иметь во мне истинного друга». Такой поворот событий всех успокаивает и вселяет надежду.
Простакова начинает расхваливать своего сына — Митрофанушка из-за книги «не встает сутками». Правдин прерывает ее рассказ, давая понять, что приехавшему гостю надо бы отдохнуть сначала. Стародум отправляется отдыхать.
Тем временем учителя Митрофана Цыфиркин и Кутейкин высказывают друг другу недовольство по поводу его обучения. Арифметике обучается вот уже третий год, а «трех перечесть не умеет», грамматике обучается четвертый год, а «новой строки не разберет». Все винят Вральмана, который учит Митрофана «по-французски и всем наукам» и во всем потакает ему.
Пока Стародум отдыхает, Простакова уговаривает сына «хоть для виду» поучиться, чтоб до ушей Стародума дошло, как трудится Митрофан. На это сын восклицает: «не хочу учиться, хочу жениться», и упрекает мать в том, что она сама его «взманила» к женитьбе.
Цыфиркин задает Митрофану две задачи. Прервав задумчивые рассуждения сына, Простакова провозглашает арифметику пустой наукой: «денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошенько». Цыфиркину ничего не остается, как прервать урок, уступив место Кутейкину — учителю грамоты.
Прерывает занятие Вральман, объясняя Простаковой, что учение — опасная вещь для головы, предостерегая мать, как бы не заморили ее сыночка российская грамматика и арифметика. Вральман утверждает, что Митрофану достаточно знать только, как жить в свете. Простакова отпускает Митрофанушку порезвиться. Разгневанные учителя намахиваются на Вральмана, Кутейкин — часословом, Цыфиркин — доской, хотят побить его, но тот благополучно убегает.

Действие четвертое

Стародум беседует с Софьей о добродетели. По его мнению, богат не тот, кто отсчитывает деньги, чтобы спрятать их в сундук, а тот, кто отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного. Важен не ум, а честность и благонравие. Стародум признается, что сердце его будет лишь тогда спокойным, когда увидит племянницу замужем за достойным ее сердца человеком. Слова Стародума совпадают с мыслями Софьи, которые она не знает, как высказать. Стародум рад, видя добродетель в душе Софьи.
Позже Стародум получает письмо от графа Честана, дяди Милона, который хочет женить племянника на Софье. Появляется Правдин и представляет своего друга Милона. Беседуя с Милоном, Стародум убеж¬дается, что имеет дело с достойным человеком. Милон просит руки Софьи. Стародум с радостью узнает, что Милон является тем избранником, кого он сам предлагал ей. С восхищением, соединяя руки влюбленных, он дает согласие.
Скотинин, как обычно, оказывается рядом. Он уверен в том, что Стародум без сомнений выдаст замуж за него Софью, указывая на то, что «в роде своем он не последний, род Скотининых великий и старинный». Посмеиваясь, Стародум внимательно выслушивает его.
Входит Простакова со своим мужем и сыном и предлагает Стародуму проверить знания Митрофана. Задав несколько вопросов, Стародум убеждается в полном невежестве как ученика, так и учителя его — Вральмана. Простакова обиженно замечает, что «то вздор, чего не знает Митрофанушка. Без наук люди живут и жили».
Отказывая Скотинину и Митрофану, Стародум сообщает, что Софья уже сговорена, что в семь утра следующего дня они с Софьей отправятся в Москву.
Простакова затевает коварный план выкрасть Софью и обвенчать с Митрофанушкой. Она дает указание мужу, чтобы в шесть утра карета была подвезена к заднему крыльцу. Сыну приказывает поставить слуг у спальни Софьи и в сенях на подмогу.

Действие пятое

Между тем Правдин получает пакет, в котором поручено «взять под опеку дом и деревни Простаковой, при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди». Он рассказывает об этом Стародуму.
Их разговор прерван шумом. Подхватив под руки Софью, люди тащат ее к карете. Милон обнажает свою шпагу и освобождает девушку. Правдин грозит Простаковой, что представит ее перед судом как «нарушительницу гражданского спокойства». Испугавшись, Простакова бросается на колени.
Софья просит за нее, и Стародум прощает ее, но Простакова теперь грозится, что за произошедшую неудачу всех своих слуг «переберет поодиночке». Останавливая ее, Правдин объявляет, что правительство повелевает принять под опеку дом и деревни Простаковых.
Скотинин убирается отсюда подобру-поздорову, испугавшись, что и до него доберутся.
Простакова просит у Правдина дать ей власть на три дня — «я дала бы себя знать», но он отказывает — «ни на три часа».
Правдин велит Еремеевне пригласить учителей Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана, чтобы рассчитаться с ними и отпустить восвояси. Стародум узнает во Вральмане своего бывшего кучера, который, как оказалось, долго не мог найти работу, и ему пришлось пойти в учителя.
Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за обувь, за ученье, за простой — что по-пустому приходил сюда.
Цыфиркин отказывается от денег, так как Митрофан ничего не перенял. За такой поступок Стародум, Милон и Правдин дают ему денег.
Вральман просит Стародума взять его обратно кучером.
Стародум, Милон и Софья собираются уезжать. Простакова бросается обнимать сына Митрофанушку со словами: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг!» Но сын ей грубо отвечает: «Да отстань, матушка, как навязалась!» Простакова теряет сознание. Правдин принимает решение отдать Митрофана в армию.
Очнувшись, Простакова начинает причитать: «Погибла я совсем! Нет у меня сына!»
Стародум, указывая на госпожу Простакову, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!»

resheba.net

Краткое содержание книги Недоросль (изложение произведения), автор Денис Иванович Фонвизин

Действие первое

Явление I Гж. Простакова, рассматривая новый кафтан Митрофана, ругает Тришку за то, что тот обузил и испортил вещь. Она отправляет Еремеевну за портным, а Митрофана — за отцом.

Явление II Простакова, называя Тришку «скотом» и «воровской харей», ругает его за испорченный кафтан. Тришка оправдывается: он самоучка. На это Простакова отвечает, что первый портной тоже ни у кого не учился. На что Тришка гениально возражает: «Да первый портной, может быть, шил хуже и моего».

Явление III Простакова ругает мужа, что он от нее скрывается, и просит решить спор о кафтане. Простакову кажется, что кафтан мешковат (т.е. большой). Простакова бранит мужа, а тот отвечает: «При твоих глазах, мои ничего не видят». Простакова сетует, что Бог дал мужа-глупца.

Явление IV Появляется Скотинин и спрашивает, кого хочет наказать сестра в день его сговора? В другой день он сам поможет наказать любого: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата». Разглядывая кафтан Митрофана, Скотинин говорит, что он сшит «изряднехонько». Простакова велит Еремеевне накормить Митрофана, ибо скоро учителя придут. Еремеевна отвечает, что он уже 5 булок съел, а до этого всю ночь промаялся от обжорства. Митрофан рассказывает, что его мучали кошмары: матушка била батюшку. Митрофан жалеет, что мать устала от драки. Гж. Простакова называет сына «мое утешение» и отправляет его порезвиться.

Явление V Простакова и Скотинин беседуют о Софье. Скотинин предлагает: не грех бы ей узнать о сговоре. Простакова отвечает, что нечего ей докладываться. И вспоминает, как она хорошо относится к сироте. Простаков же уточняет, что вместе с Софьей взялись мы надзирать и за её деревенькой. Жена резко обрывает его. Скотинину не терпится жениться, чтобы объединить земли и разводить свиней, до которых у него «смертная охота». Простакова утверждает, что Митрофан весь в дядю, тоже обожает свиней.

Явление VI Входит Софья с письмом, но ни Скотинин, ни Простакова его прочесть не могут и кичатся тем, что в их роду сроду не было грамотеев.

Явление VII Входит Правдин, Простакова просит его прочесть письмо, но Правдин сначала спрашивает разрешения у Софьи, объясняя, что чужих писем не читает. Из письма выясняется, что Софья — «наследница дохода с десяти тысяч». Скотинин и Простакова ошеломлены. Простакова кидается обнимать Софью. Скотинин понимает, что его сговору уже не быть.

Явление VIII Слуга объявляет Простакову, что в село вошли солдаты с офицером. Простакова пугается, но муж её успокаивает, что офицер не допустит беспорядка солдат.

Действие второе

Явление I Милон неожиданно встречается с давним приятелем Правдиным и говорит, что спешно едет в Москву, горюет, что не знает ничего о своей возлюбленной, может быть, подвергающейся жестокости. На что Правдин рассказывает, что и в данном семействе жестокая жена и глупый муж. Он же, Правдин, надеется положить конец «злобе жены и глупости мужа». Милон доволен, что его друг имеет на то полномочия. Входит Софья.

Явление II Милон счастлив от встречи с возлюбленной, а Софья жалуется на притеснения, которые пришлось ей пережить в доме Простаковых. Софья удивлена сегодняшней переменой к ней Простаковой. Милон ревнует, но Софья обрисовывает тупость Митрофана, и Милон успокаивается. Софья уверена, что её судьба в руках дяди, который скоро приедет. Появляется Скотинин.

Явление III Скотинин жалуется, что сестра, вызвавшая его из имения на сговор, резко изменила свое намерение. Он говорит Софье, что её у него никто не отнимет. Милон возмущен такой дерзостью. Скотинин грозится отомстить Митрофану, переходящему ему путь.

Явление IV Еремеевна уговаривает Митрофана поучиться, а он её обзывает «старой хрычовкой». Вошедший Скотинин грозит Митрофану расправой. Еремеевна кидается на защиту своего питомца. Скотинин отступает.

Явление V Простакова заискивает перед Милоном и Софьей, говорит, что ждет-не дождется её дядюшки, а затем начинает рассказывать, как она любит Митрофана и заботится о нем, лишь бы его в люди вывести. Появляются учителя, не бог весть какие, зато дешево им платить. Цыфиркин жалуется, что третий год не может обучить Митрофана действию с дробями. Правдин и Милон убеждаются, что учителя никудышные, и уходят, чтобы не мешать занятиям Митрофана.

Явление VI Простакова просит Митрофана повторить пройденное с учителями. А сын жалуется ей на дядю, который чуть не убил его. Простакова накинулась на Еремеевну, почему та не заступилась за «ребенка». Потом она велит мамке накормить учителей и продолжить учение. Уходя, учителя жалуются на свою несчастную долю.

Действие третье

Явление I Правдин и Стародум, беседуя, вспоминают Петровскую эпоху, когда людей ценили по уму, а не по чинам и богатству. Они рассуждают о достоинствах традиционного воспитания, когда воспитывали не только ум, но и душу. Стародум рассказывает случай, когда он познакомился с недостойным человеком, но не сразу это распознал. Стародум служил отечеству, воевал и получил раны, но узнал, что молодой человек, благодаря близости отца ко двору, обошел его по службе, не проявив ни малейшего рвения к делам, тогда Стародум покинул государственную службу, ушел в отставку. Попав ко двору, Стародум удивлялся, что там никто не ходит по прямой дороге, а все крюками, лишь бы обойти друг друга. Все это ему не понравилось, и он предпочел удалиться. Не получив ни чинов, ни деревень, он сохранил «душу, честь и правила». Стародум выносит приговор царствующему дому: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».

Явление II Радостно и сердечно встречаются Стародум и Софья. Софья говорит, что очень переживала, куда он пропал на столько лет. Стародум успокаивает её, что нажил достаточно денег в Сибири, чтобы хорошо её выдать замуж. Софья выражает ему свое почтение и признательность. До них доносится страшный шум.

Явление III Милон разнимает дерущихся Простакову и Скотинина. Скотинин изрядно потрепан. Если бы не Милон, ему пришлось бы совсем худо. Софья глазами показывает Милону на Стародума, Милон её понимает.

Явление IV Простакова бранит Еремеевну, что кроме нее никого из дворни не видит. Еремеевна говорит, что Палашка заболела и бредит, «как благородная». Простакова удивляется. Она велит позвать мужа и сына, чтобы представить их дядюшке Софьи.

Явление V Стародум, едва вырвавшись из объятий Простаковой, сразу попадает к Скотинину. Затем знакомится с Милоном. А уж его за руки хватают Митрофан и Простаков. Митрофан намеревается поцеловать руку Стародуму, лебезит перед ним под диктовку матери. Простакова говорит Стародуму, что сроду она ни с кем не ругается, т. к. нрава тихого. Стародум язвительно отвечает, что успел это заметить. Правдин добавляет, что уже три дня наблюдает баталии. Стародум говорит, что не любитель подобных зрелищ, поэтому завтра же уедет с Софьей в Москву. Простакова буквально плачет, что не переживет отъезда Софьи. Стародум говорит, что едет выдать Софью замуж за достойного человека. Простакова вспоминает своих родителей, у которых было 18 детей, а выжили лишь двое: она да брат. Отец её всегда говорил, что проклянет своего сына, если тот будет учиться. А ныне век другой, вот она своего сына кое-чему учит. Простакова хвалится Митрофа-ном и хочет, чтобы Стародум оценил его успехи. Стародум отказывается, говоря, что он плохой судья в том.

Явление VI Кутейкин и Цыфиркин возмущаются, что приходится каждый раз подолгу ждать своего ученика. Кутейкин сочувствует местной челяди, говоря, что он служивый человек, бывал в баталиях, но здесь пострашнее. Цыфиркин жалеет, что нельзя как следует наказать Митрофана за глупость и лень.

Явление VII Митрофан соглашается ради матери поучиться последний раз, но чтобы уж и сговор был сегодня: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Митрофан повторяет с учителями пройденное, но не может решить простейшую задачу. Мать постоянно вмешивается, учит сына ни с кем не делиться, а знать географию незачем, на то извозчики есть.

Явление VIII Учитель Вральман говорит с сильным иностранным акцентом, его едва можно понять. Он уверен, что не следует забивать голову ребенка науками, лишь бы здоровье было. Он ругает русских учителей, губящих здоровье Митрофанушки. Простакова с ним полностью согласна. Она уходит приглядеть за сыном, чтобы он не разгневал как-нибудь невзначай Стародума.

Явление IX Кутейкин и Цыфиркин нападают на Вральмана, тот убегает, чтобы ему не намяли бока.

Действие четвёртое

Явление I Софья читает книгу и ждет дядю.

Явление II Стародум видит книгу Софьи и говорит, что автор «Телемака» не может написать плохую книгу. Он верит, что Софья читает отличную книгу. Они беседуют о хороших и дурных людях. Софья уверяет, что счастье — это знатность и богатство. Стародум соглашается с ней, говоря, что у него свой расчет. Знатность он ценит по числу дел, совершенных человеком для пользы Отечества, а богатство видит не в том, чтобы копить деньги в сундуках, а в том, чтобы отдавать лишнее нуждающимся. Софья с ним согласна. Стародум рассуждает о человеке вообще. Он говорит о семье, в которой муж и жена ненавидят друг друга, — это несчастье для них и окружающих, дети в такой семье брошены и несчастнейшие создания. И все оттого, что люди не советуются со своим сердцем. Софья счастлива, что у нее появился такой мудрый наставник.

Явление III Камердинер приносит Стародуму письмо. Софья идет за очками для дяди.

Явление IV Стародум размышляет о Милоне. Хочет сосватать за него Софью.

Явление V Софья признается Стародуму в любви к Милону.

Явление VI Правдин представляет Стародуму Милона. Софья говорит, что её мать любила его, как родного сына. Милон высказывает свои взгляды на службу и человека, близкие взглядам Стародума. Милон показывает себя образованным и рассудительным молодым человеком. Он нравится Стародуму, и тот благословляет Софью и Милона на брак.

Явление VII Появляется Скотинин и просит благословить его и Софью. Он показывает себя абсолютным глупцом. Стародум смеется.

Явление VIII Гж. Простакова интересуется, не помешал ли кто отдыхать Стародуму; она всех заставляла ходить на цыпочках, дабы не потревожить такого дорогого гостя. Простакова опять просит Стародума проэкзаменовать Митрофана. Митрофан показывает абсолютное незнание элементарных вещей. Мать, защищая сына, говорит, что век люди жили без наук, и он благополучно проживет.

Явление IX Простакова интересуется, узнал ли Стародум её сына. Тот отвечает, что узнал обоих как нельзя лучше. На вопрос Митрофана он отвечает, что Софье не бывать за ним, она уже сговорена за другого. Простакова бегает в злобе по комнате и строит планы: украсть Софью в шесть утра, до того, как она уедет с дядей.

Действие пятое

Явление I Правдин и Стародум беседуют о том, как можно положить конец злонравию Простаковой. Правдину поручено взять имение в опеку. Правдин и Стародум рассуждают о добродетелях царя, которому доверены жизни подданных, сколь велик душой он должен быть. Далее, они переходят к рассуждению о дворянах, «кои должны быть благонравны».

Явление II Милон со шпагой в руках отбивает Софью от Еремеевны и людей Простаковой, которые насильно тащили девушку в карету и хотели везти в церковь венчаться с Митрофаном.

Явление III Правдин уверен, что это преступление дает повод дяде и жениху обратиться к правительству, чтобы наказать преступников. Простакова на коленях молит о пощаде.

Явление IV Но Стародум с Милоном отказываются жаловаться на Простаковых, которые жалки и противны в своем унижении. Скотинин ничего не понимает в происходящем. Простакова встает с колен, когда понимает, что прощена, и тут же собирается чинить расправу над своими людьми, которые «выпустили Софью из рук». Она говорит, что вольна перепороть всех, если захочет. Тут Правдин достает бумагу об опеке над поместьем. Скотинин, боясь, что и до него доберутся, предпочитает удалиться.

Явление V Простакова просит Правдина помиловать или дать отсрочку, хотя бы на три дня. Он и трех часов не дает.

Явление VI Стародум признает во Вральмане своего бывшего кучера. Кутейкин требует за свою работу деньги, а Простакова говорит, что он ничему Митрофана не научил. Тот возражает, что не его в том вина. Цыфиркин отказывается от денег, т. к. за три года Митрофан ничего не усвоил путного. Правдин стыдит Кутейкина и награждает Цыфиркина за добрую душу. Милон также дает ему денег. Вральман просится к Стародуму кучером.

Явление VII Карета Стародума подана, и Вральман готов занять место кучера: Стародум берет его к себе на службу.

Явление последнее Стародум, Софья, Милон прощаются с Правдиным. Простакова кидается к Митрофану, её последней надежде, а Митрофан отвечает: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Простакова убита «предательством сына». Даже Софья кидается её утешать. Правдин решает отдать Митрофана в службу. Стародум говорит, указывая на Простакову: «Вот злонравия достойные плоды».

pereskaz.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *