Народы севера сибири и дальнего востока – Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Содержание

Народы русского Севера, Сибири и Дальнего Востока в исторических

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осознают себя самостоятельными этническими общностями и стараются сохранить традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы. Представляем быт и костюмы конца 19-начала 20-го века некоторых представителей северных народов.

1.

2. Эвенки (самоназвание — эвенкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году, старое название — тунгусы (предположительно, от кетского тунгускет) — коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь).

Источник:

3. Эвенки, семья, 1888 год

Источник:

4. Шаманы

Источник:

5. Эскимосы — группа коренных народов, составляющая коренное население территории от Гренландии и Нунавута (Канада) до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия).

Источник:

6. Эскимос и его добыча, 1924 год

Источник:

7.

Источник:

8.

Источник:

9. Дети эскимосов, 1929

Источник:

10. Ненцы (буквально «настоящий человек»), хасово, нещанг; устаревшие названия — самоеды, юраки) — самодийский народ в России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра.

Источник:

11. Начало 1900 года

Источник:

12.

Источник:

13. Ненки с. Ловозеро. 1910 г.

Источник:

14. Чукчи (устаревшее луораветланы) — малочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадырь и Анюй

Источник:

15. Женщина с детьми у входа в ярангу. Чукчи. Якутская обл. Начало XX в

Источник:

16. Женщина с традиционной татуировкой на щек и молодой чукча

Источник:

17. Красавицы-чукчи

18.

Источник:

19. Нанайцы ( устаревшее гольды) — коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае.

Источник:

20. Выход невесты из дома отца, 1926 г.

Источник:

21.

fishki.net

МАЛЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

18 июля 2015

…Киты почуяли преследование и уходят в море. Они выныривают редко и постоянно меняют направление, но бригадир почти каждый раз угадывает, где покажется намеченный им самец. Однако подойти к нему на расстояние броска гарпуна удаётся не сразу. Но вот длинное гладкое тело показалось под зелёной толщей воды совсем близко. Как только часть головы показалась над водой, гарпунёр рукой изо всех сил бросает гарпун. Наконечник воткнулся, древко отскочило, линь — верёвка, привязанная к гарпуну, — с бешеной скоростью стал разматываться вслед за нырнувшим животным… Китобойный промысел — традиционное занятие чукчей и эскимосов.

Среди больших и малых народов, населяющих Россию, особое место занимают те, кого в географии и этнографии называют «малочисленные (или малые) народы Севера и Дальнего Востока».

Часть из них имеет автономные территориальные образования: эвенки (Эвенкийский автономный округ в Красноярском крае), ханты и манси (Ханты-Мансийский автономный округ), ненцы (Ненецкий автономный округ в Архангельской области), долганы (Таймырский, или Долгано-Ненецкий, автономный округ), чукчи (Чукотский автономный округ), коряки (Корякский автономный округ). Но у большинства этих народов национальных автономий нет.

МНОГООБРАЗИЕ НАРОДОВ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Народы, о которых рассказывается в этой статье, все вместе насчитывают не более 300 тыс. человек, а принадлежат они почти к десяти группам языков: саамы, ханты и манси — к финно-угорской;

ненцы, селькупы, нганасаны, энцы — к самодийской; долганы — к тюркской; эвенки, эвены, негидальцы, сроки, орочи, нанайцы, удэгейцы и ульчи — к тунгусо-маньчжурской. Чукчи, коряки, ительмены говорят на языках чукотско-камчатской семьи, эскимосы и алеуты — эскимосско-алеутской, а языки юкагиров, кетов, нивхов считаются изолированными, т. е. не входят ни в одну семью.

Ныне многие языки почти забыты. Их помнят в основном люди старшего поколения, а молодёжь говорит по-русски. Однако с 90-х гг. делаются попытки восстановить преподавание родного языка в школе. Это совсем непросто. Не хватает учителей, многие дети почти не слышат родную речь дома (обычно только от дедушки с бабушкой), а потому учат родной язык заново, так же как иностранный.

Тип внешности представителей коренных народов Севера и Дальнего Востока не столь разнообразен, как их языки. Жителей этих регионов можно отнести к

северным монголоидам: они небольшого роста, плотного телосложения, со светлой кожей. Волосы прямые и чёрные, глаза чёрные или карие, с узким разрезом, нос небольшой. Недаром приезжих с европейской внешностью насмешливо зовут «носатыми» или «большеносыми».

Когда в XX столетии север Сибири стали осваивать русские, в результате смешанных браков некоторые народы, особенно саамы, манси, часть хантов, приобрели европеоидные черты лица. Разрез глаз у них стал шире, нередко встречаются светлые глаза, русые или каштановые волосы. В ненецких или чукотских сёлах можно увидеть местных жителей с явной европеоидной примесью. Они ведут традиционный образ жизни, в паспортах записана коренная для данного края национальность, но имена и фамилии у них русские, немецкие, даже чеченские: ненец Вагнер (немецкая фамилия) или эскимос Алибек (чеченское имя). Дети от смешанных браков обычно выбирают коренную национальность, во-первых, чтобы не отличаться от одноклассников, а во-вторых, чтобы иметь льготы — право рыбной ловли без разрешения, бесплатные лицензии на профессиональную охоту и др.

В прошлом большинство народов Севера и Дальнего Востока являлись приверженцами шаманизма. В XVI — начале XIX в. они были обращены в православие. В советское время церквей и священников на Севере почти не осталось, но тем не менее часть ненцев, эвенов и некоторых других народов до сих пор хранят иконы и молитвенники, соблюдают христианские обряды. Однако таких меньшинство.

Ещё суровее, чем христианство, преследовали советские власти шаманство, однако оно, будучи традиционной формой религии, всё же сохранилось. Правда, нынешние шаманы обходятся без бубна и без особого костюма, хотя на время совершения обряда по-прежнему надевают подвески и амулеты.

КАК ЖИВУТ НАРОДЫ СЕВЕРА

Природа земель, на которых живут народы Севера и Дальнего Востока, сурова: тундра, лесотундра, тайга. Посёлки почти всегда расположены у воды — на берегу залива, озера или реки. И это не случайно. Именно по воде завозят сюда необходимые товары, и прежде всего уголь, бензин. Срок навигации очень короткий, и за него нужно успеть доставить всё необходимое для долгой зимы. В остальное время года в посёлок можно попасть (или выбраться из него) только вертолётом.

Жители работают на звероферме, где разводят норок и песцов, или в пошивочной мастерской — здесь шьют одежду как европейского типа, так и национальную, чаще всего из оленьего меха. В посёлке работают мотористы, механики, продавцы, санитарки. Но всё это — и почта, и магазин, и пошивочная мастерская, и звероферма, и бревенчатые рубленые дома, почти такие же, как в русских посёлках, — лишь современная «надстройка», привнесённая из России «городская цивилизация».

В основе же национального существования малых народов, их самобытности лежит как раз то, что находится не в посёлке, а в окружающих его тундре и тайге. Здесь работает не так много людей, но именно они занимаются традиционными для малых народов России видами хозяйственной деятельности. Это оленеводы, большую часть года всей семьёй живущие в тундре со стадами оленей и лишь пару раз в год заглядывающие в свои сельские дома, обычно стоящие пустыми. Это охотники, которые проводят в тайге или в тундре весь охотничий сезон, возвращаясь домой только время от времени. От одного охотничьего урочища к другому они добираются пешком, на оленях, на собаках, а в наши дни часто на моторных снегоходах. И наконец, рыбаки, в путину (в период активной ловли рыбы) живущие вдали от посёлка, «на песках», т. е. на участках берегов рек и озёр, особенно удобных для рыбной ловли. Береговые чукчи и эскимосы, промышляющие моржей, на много дней выезжают охотиться на дальние острова и мысы.

Здесь, на берегу реки или моря, в тайге и в тундре, идёт настоящая жизнь — жизнь оленеводов, рыбаков, охотников. Она идёт в значительной мере так, как шла и сто, и двести лет назад, — с соблюдением традиционных обычаев, обрядов, правил взаимоотношений между людьми. Впрочем, и тут можно увидеть много примет современности — радиостанцию, радиоприёмник, традиционный очаг иногда заменяют бензиновым примусом, на лодках установлены моторы.

Оленеводством занимаются преимущественно жители Севера (кроме эскимосов, береговых чукчей и алеутов). Саамы, ненцы, оленные чукчи, коряки, северные селькупы и ханты имеют крупные стада, для себя и на продажу получают мясо, шкуры, молоко. У других народов оленей меньше, и используются они в основном как транспортные животные. В этом случае оленей на мясо забивают редко, а питаются таёжной дичью — дикими оленями, лосями, пернатой дичью и т. д. Таков быт эвенков, эвенов, манси. Народы Приморского края — южные селькупы, юкагиры — великолепные охотники.

Охота происходит в течение всего года. Зимой охотник выходит в тайгу на широких лыжах, нехитрое снаряжение погружено на маленькие санки. Тянуть их ему почти всегда помогает собака. Охотятся обычно в одиночку, реже вдвоём или втроём. В тайге и лесотундре на определённом расстоянии друг от друга устроены охотничьи избушки — маленькие домики с печкой, где можно обогреться, переночевать, сварить еду. Уходя из такой избушки, охотник обязательно оставит чай, спички, запас дров — для следующего посетителя.

Основное занятие хантов Приобья и народов Приамурья (негидальцев, нанайцев, нивхов, удэгейцев) — рыболовство. Однако в той или иной мере как подсобным промыслом рыболовством занимаются все народы Севера.

КУХНЯ НАРОДОВ СЕВЕРА

Традиционная кухня соответствует требованиям климата, хотя непривычного к ней человека может привести в смятение. Рыба и мясо — основная пища. Когда они свежие, их охотно едят в сыром виде, лишь чуть-чуть присаливая; пьют свежую, ещё тёплую оленью кровь. Но нужно быть уверенным, что рыба и мясо не заражены личинками глистов. В оленине, лучших сортах рыбы (таких, как чир, муксун, нельма, белорыбица) их, как правило, нет, но тюлени, медведи, частиковая рыба (щука, язь, карась) могут быть заражены. Их едят либо варёными, либо после длительного провяливания; жарить мясо и рыбу у северян не принято. Топлёный тюлений (нерповый) жир могут пить чашками, на нём пекут лепёшки и в него, как в соус, макают куски мяса.

Хотя сырое или полусваренное мясо содержит все необходимые витамины, жители Севера остро ощущают нехватку растительной пищи. Летом женщины выходят в тундру собирать дикорастущие травы и ягоды. Ягод в тундре немереное количество — морошка, голубика, клюква, брусника, водяника… Их едят свежими, а также заготавливают на зиму. И ягоды, и съедобные травы (дикий щавель и лук, молодые листья полярной ивы) консервируют в кожаных мешках — бурдюках, залив растопленным жиром. Зимой их используют как приправу к мясу. Моржатина, мелкими кусочками тушенная в жиру с листьями ивы, — блюдо, которое сделало бы честь самому изысканному столичному ресторану. Однако в ресторанах её не найдёшь, а вот китовые котлеты и варёная китовая кожа (её можно есть и сырой) в местных столовых иногда бывают. Десятки блюд получаются из разных частей моржа: варёный язык, варёные кишки, студень из ластов, кровяные клёцки, вяленое мясо с жиром и т. д.

В тундре и тайге в изобилии растут грибы — сыроежки, маслята, подберёзовики. Олени очень любят грибы, и в грибных местах их трудно пасти — в поисках лакомства они разбредаются во все стороны. Местные жители грибов, по традиции, не едят. Впрочем, во второй половине XX в., под влиянием русских, их стали сушить и солить про запас и на продажу.

В питании народов Севера начиная с 30-40-х гг. XX в. произошли существенные перемены. Сегодня даже оленеводы и охотники и дня не могут прожить без хлеба, крупы, чая, соли, сахара. Привычка к сладкому влияет на здоровье детей и молодёжи: раньше у местных жителей совсем не было кариеса, а сейчас им страдают многие с раннего возраста.

ЖИЛИЩЕ НАРОДОВ СЕВЕРА

Оленеводы и рыбаки, как правило, кочуют и селятся по три-четыре селище почти всех народов Севера — чум. Чум представляет собой конический шатёр в несколько метров высотой. Основу его составляют 16- 20 сходящихся вершинами длинных шестов. Чум обтягивают нюками — покрывалами, сшитыми из оленьих шкур, брезента или какой-либо иной непромокаемой ткани. Шесты и ню-ки перевозят с места на место на санях, запряжённых оленями. По влажной, покрытой травой тундре сани едут и летом, безо всякого снега, только оленей запрягают больше, чем зимой, обычно по четыре.

Ставить чум считается женским делом, и две-три женщины справляются с этим меньше чем за час. Посередине чума горит костёр или стоит жестяная печка. Справа и слева от входа на плетённых из ветвей ивы подстилках, накрытых шкурами, устроены лежанки. Напротив входа — священное место, где стоит сундучок с ценностями, висят мешочки с амулетами, а у крещёных — иконы. Если печка гаснет, в чуме сразу становится очень холодно, так что спать приходится или одетыми, накрывшись шкурами, или в тёплых меховых спальных мешках.

У рыбаков чумы могут быть покрыты не шкурами, а тиской — пластинами, сшитыми из жёлто-коричневых кусков вываренной берёзовой коры. Переезжают с места на место рыбаки летом в лодках, зимой — на нартах с собачьей упряжкой, а в последние годы — на снегоходах. Эвенки кочуют на оленях.

Долганы и другие оленеводы Таймыра часто живут не в чумах, а в балках. Балок — реечный каркасный домик, обтянутый шкурами и парусиной. Внутри он похож на вагонное купе: койки в два яруса, столик, маленькая железная печка. Такой домик ставится на широкие прочные сани, и его перевозят четыре-пять оленей. Первоначально этот вид жилища изобрели русские купцы, разъезжавшие по тундре с товарами.

У чукотских и корякских оленеводов жилищем служит не чум, а яранга. Яранга гораздо шире чума, у неё более сложный деревянный каркас.

Внутри выделяют два помещения — холодное у входа (здесь готовят пишу и занимаются хозяйственными делами) и тёплое заднее. Заднюю часть целиком занимает полог — сшитый из шкур навес-балдахин, подвешенный у задней стенки. Когда полог опущен, под ним внутри тепло, и люди сидят без верхней одежды. В пологе спят. Если становится душно, доступ воздуха регулируют с помощью кожаного рукава наверху полога, он играет роль форточки.

В чуме и яранге, в кочевых условиях, можно жить достаточно комфортно, только нужно уметь обустроить быт. Современные юноши и девушки, которые с 8 до 18 лет зиму проводят в общежитиях школ-интернатов и лишь на лето возвращаются к родителям в рыбацкие и оленеводческие стойбища, плохо владеют специальными навыками, необходимыми для этого. Поэтому им зачастую трудно и не хочется включаться в традиционное хозяйство.


Автор статьи: С.Арутюнов.


ПОЧЕМУ ИСЧЕЗАЮТ СЕВЕРНЫЕ НАРОДЫ

Малые народы отличаются от больших не только численностью. Им труднее сохранить самобытность. Китаец может приехать в Хельсинки, жениться на финке, прожить там с ней всю жизнь, но он до кониа своих дней останется китайцем, а финном не станет. Более того, даже в детях его, наверное, будет много китайского, и это проявляется не только во внешнем облике, но значительно глубже — в особенностях психологии, поведения, вкусов (хотя бы просто кулинарных). Если же в подобную ситуацию попадёт кто-нибудь из народа саами — они живут на Кольском полуострове, в Северной Норвегии и в Северной Финляндии, — то, несмотря на близость к родным местам, он через какое-то время по существу станет финном.

Так происходит и с народами Севера и Дальнего Востока России. Они сохраняют национальную самобытность, пока живут в посёлках, занимаются традиционным хозяйством. Если же уезжают из родных мест, отрываются от собственного народа, то растворяются в другом и становятся русскими, якутами, бурятами — в зависимости от того, куда попадут и как сложится жизнь. Поэтому численность их почти не растёт, хотя рождаемость достаточно высока. Чтобы не потерять национальную самобытность, нужно жить среди своего народа, в его исконной среде обитания.

Конечно, у малых народов есть интеллигенция — учителя, художники, учёные, писатели, врачи. Они живут в окружном или областном центре, но, чтобы не потерять связь с родным народом, им нужно немало времени проводить в посёлках.

Чтобы сохранить малые народы, необходимо поддерживать традиционное хозяйство. В этом главная трудность. Оленьи пастбиша из-за растущей добычи нефти и газа сокращаются, моря и реки загрязнены, поэтому не может развиваться рыболовство. Падает спрос на оленье мясо и пушнину. Интересы коренного населения и краевых властей, крупных компаний, просто местных браконьеров вступают в противоречие, и в таком конфликте сила не на стороне малых народов.

В конце XX в. руководство округов и республик (в особенности в Якутии, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах) стало уделять больше внимания проблемам сохранения национальной культуры. Стали регулярны фестивали культур малых народов, на которых выступают сказители, исполняются обряды, проводятся спортивные состязания.

Во всём мире благополучие, уровень жизни, сохранность культуры малочисленных национальных меньшинств (индейцев в странах Америки, аборигенов Австралии, айнов Японии и т. д.) входят в визитную карточку страны, служат показателем её прогрессивности. Поэтому значимость судеб малых народов Севера для России несоизмеримо больше по сравнению с их малой численностью, составляющей всего 0,1 % населения страны.


Автор статьи: С.Арутюнов.


МАМОНТ В ПРЕДАНИЯХ И СКАЗАНИЯХ ХАНТОВ И МАНСИ

У финно-угорских народов существуют предания о мамонте — животном, вымершем сотни тысяч лет назад. Особенно часто встречается этот образ в фольклоре обских угров — хантов и манси. В их представлении мамонт — очень крупное («как пять-шесть лосей»), мошное и сильное животное. Он боится солнечных лучей и потому живет под землёй, а путь себе прокладывает «рогами», т. е. бивнями. Ест он растения и землю. Не случайно название диковинного зверя на языках хантов и манси буквально значит «земли олень-самеи». А ненцы, соседи обских угров, именуют его «земли бык». У них распространены рассказы о его подземном рёве. С «деятельностью» мамонта связывают такие природные явления, как образование русел рек, обвалы берегов в половодье, треск льда при ледоходе и даже землетрясения.

Мамонт обских угров похож на Индрика-зверя из русских легенд: «Живёт зверь за океаном-морем. А рогом проходит зверь по подземелью, аки ясное солнце по поднебесью. Он проходит все горы белокаменные…».

Природу и происхождение удивительного зверя объясняли по-разному. Существовало представление, что мамонт не какое-то особое животное — в него с возрастом перевоплощаются другие звери или ры- _ бы: лоси, медведи, щуки. По одному из поверий, лось в старости, потеряв зубы и рога, переселяется под землю или под воду. Там он изменяется внешне: у него вырастают новые рога, но уже не ветвистые, а прямые. Во время традиционного Медвежьего праздника перед мордой убитого на ритуальной охоте медведя клали вылепленную из теста фигурку мамонта, в которого, как верили обские угры, переходит дух убитого зверя. Перед медведем располагали также фигурки оленей и лосей, надеясь, что тот, превратившись в подземного мамонта, пошлёт удачу на охоте и обеспечит хороший приплод оленей.

В представлении обских угров, мамонт связан также с водной стихией. Известны образы гибридных чудовищ — мамонта-щуки или мамонта-рыбы. По верованиям манси, в том месте, где река вспенилась и поднялись волны, появился мамонт. Если туда попадёт лодка, она перевернётся. Считалось, будто мамонт может съесть человека. Даже в наши дни в подобных опасных местах не ловят рыбу.

Один из персонажей преданий хантов и манси — Обской старик, или Обской хозяин. От него зависят успех рыболовного промысла и судьба людей, проплывающих по реке. Старик, как рассказывается в источнике начала XVII в., мог пригнать рыбу с моря в Обь, а притягивал он её с помощью металлической трубы, напоминающей хобот. Голову его увенчивали два рога. В данном описании Обской старик очень напоминает мамонта.

Рассказы о подземном звере мамонте известны многим народам Северной Евразии. В Западной Сибири они бытуют и у русских. По мнению учёных, подобные представления возникли не случайно. Люди находили в земле кости и бивни, поражавшие необычайными размерами. Такие находки рождали представления о животных-гигантах, незримо обитавших под землёй или под водой. Однако возможно другое объяснение. В форме фантастических преданий о мамонтах у северных охотников сохранились переходившие из уст в уста рассказы о тех временах, когда эти животные ещё бродили по земле, внушая ужас и почтение своей мошью.

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ  Н А Н А Й Ц Е В

Традиционный костюм нанайцев — халат с запахивающейся направо полой, узкие и короткие штаны и ноговицы (деталь одежды типа гетр). Женщины под халат надевали нагрудник с металлическими подвесками. Зимнюю обувь (её носили поверх меховых или кожаных чулок) делали из рыбьей кожи, а летнюю — из кабаньей. В холода носили меховые шапки с наушниками, а в тёплое время года — берестяные шляпы. Женские головные уборы, особенно зимние, отличались от мужских: надевали или стёганую шапку на вате наподобие шлема и с шишечкой на макушке, или фетровые шапки в форме колпака с отогнутыми вверх краями.

Своеобразным был костюм охотника на соболя. Самые оригинальные его детали — богато вышитая шапочка с наушниками, увенчанная собольим или беличьим хвостом, и передник, украшенный разноцветными нашивками из материи.

Мужчины переняли от соседей-мань чжуров обычай брить переднюю часть го ловы от виска до виска, а остальные во лосы заплетали в косу. Женщины, по примеру маньчжурок, заплетали две косы и укладывали их вокруг головы.

 

 

ОДЕЖДА  Ч У К Ч Е Й

Холодный климат во многом определял и определяет особенности одежды чукчей. Верхняя одежда была глухой, т. е. без продольного разреза спереди или сзади. Шили её из шкур молодых оленей и нерп. Мужчины на голое тело надевали двойную меховую рубаху до колен: нижнюю — мехом внутрь, верхнюю — мехом наружу. Подол, рукава, ворот кухлянки (так называли этот вид одежды русские) обшивали собачьим или росомашьим мехом. Штаны делали также двойные: верхние из оленьего меха или тюленьей шкуры, нижние из оленьих шкур. Обувь носили с меховыми чулками. Кухлянку подпоясывали ремнём и подвешивали к нему нож и кисет. Летняя одежда и обувь была из ровдуги (замши) и нерповых шкур. В дождливую погоду чукчи, жившие на побережье, надевали непромокаемую одежду, сшитую из кишок моржа.

Даже зимой чукчи часто ходили с непокрытой головой, а шапку надевали только в дороге. Эти маленькие шапочки с наушниками оставляли открытым темя. Во время буранов спасал замшевый балахон с капюшоном.

Для грудных детей чукчи придумали специальные комбинезоны. Рукава и штанины для тепла зашивали наглухо; в штанах прорезали отверстие, которое закрывалось специальным клапаном, а на клапан клали подстилку из сухого мха или оленьей шерсти.

Чукчам была известна татуировка: нитку натирали сажей или порохом и продёргивали под кожей. Мужчины наносили рисунок (небольшие кружки) по краям рта, а женщины две прямые линии на носу и лбу и нескольких линий на подбородке. Считалось, что татуировка зашишает от злых духов, а бездетным женщинам помогает избавиться от бесплодия.

Мужчины обычно брили верхнюю часть головы, а волосы у лба и на затылке оставляли — получался обруч из волос.

Женшины чаще всего заплетали волосы в две косы, а концы их туго стягивали ремешком.

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА  Э В Е Н К О В

Традиционная верхняя одежда эвенков — кафтан. Шили его из шкур оленя, а чтобы капли дождя скатывались, не проникая внутрь, в плечевой шов вставляли бахрому из козьего меха. Под кафтан надевали нагрудник из меха. Праздничный нагрудник делали из ровдуги (замши) и украшали узорами из бисера. В более суровых районах, в лесотундре, поверх кафтана носили глухую меховую одежду — соку и. Мужской костюм мало отличался от женского, главным образом некоторыми особенностями кроя и количеством украшений.

Головной убор делали из шкурки с головы оленя. Шкурку вытягивали по форме головы человека и высушивали; отверстия от глаз и рогов зашивали и украшали бисером, края обшивали ровдугой. Эвенки носили также шапки наподобие капора, отороченные мехом. К югу от Нижней Тунгуски мужчины повязывали вокруг лба и затылка сложенные широким жгутом платки. Зимой шею и голову обматывали длинным шарфом из хвостов пушных зверей.

Обувь эвенков так хорошо приспособлена для долгих переходов по тайге, что её заимствовали соседние народы. Шьют унты (так называется этот вид обуви на Крайнем Севере и в Сибири) из ровдуги, сукна, кожи, камусов (шкуры с ноги оленя). Унты могут быть короткими (до щиколотки) и длинными (прикрывают всю ногу). Зимой унты носят с меховыми чулками.


Автор статей: Л.Соловьёва.


 

nacionalsoglasie.kmormp.gov.spb.ru

Народы Севера России. Малые народы Севера и Дальнего Востока

Малочисленными называют народы Севера и Дальнего Востока. В этот термин вложена не только демография этноса, но и его культура — традиции, обычаи, быт и т. д.

В законодательстве уточнили понятие малочисленности. Это народы, имеющие численность менее 50 тыс. человек. Такая манипуляция позволила «выкинуть» из списка северных народов карелов, коми, якутов.

Кто остался

Какие известны сегодня малые народы Севера России? Это юкагиры, энцы, тувинцы-тоджинсы, кереки, орочи, кеты, коряки, чукчи, алеуты, эскимосы, тубалары, ненцы, телеуты, манси, эвены, эвенцы, шорцы, эвенки, нанайцы, нганасаны, алюторцы, вепсы, чулымцы, тазы, чуванцы, сойты, долганы, ительмены, камчадалы, тофалары, умандинцы, ханты, чулканцы, негидальцы, нивхи, ульта, саамы, селькупы, теленгиты, ульчи, удэгейцы.

Коренные народы Севера и их язык

Все они принадлежат к следующим языковым группам:

  • саамы, ханты и манси — к финно-угорской;
  • ненцы, селькупы, нганасаны, энцы — к самодийской;
  • долганы — к тюркской;
  • эвенки, эвены, негидальцы, сроки, орочи, нанайцы, удэгейцы и ульчи — к тунгусо-маньчжурской;
  • чукчи, коряки, ительмены говорят на языках чукотско-камчатской семьи;
  • эскимосы и алеуты — эскимосско-алеутской.

Также есть изолированные языки. Они не входят ни в одну группу.

Многие языки уже забыты в разговорной речи и используются лишь в обиходе старого поколения. В основном говорят по-русски.

С 90-х годов стараются восстановить уроки родного языка в школах. Дается это трудно, т. к. он мало кому известен, сложно найти учителей. При изучении дети воспринимают родной язык как иностранный, т. к. они редко его слышат.

Народы крайнего Севера России: особенности внешности

Внешность коренных народов Севера и Дальнего Востока монолика в отличие от их языка. По антропологическим свойствам большинство можно отнести к монголоидной расе. Небольшой рост, плотное телосложение, светлая кожа, волосы черные прямые, темные глаза с узким разрезом, небольшой нос – эти признаки и указывают на это. Пример — якуты, фото которых приведем ниже.

При освоении севера Сибири в 20-м столетии русскими, некоторые народы в результате смешанных браков приобрели европеоидное очертание лиц. Глаза стали светлее, их разрез шире, все чаще стали встречаться русые волосы. Для них также приемлем традиционный образ жизни. Они принадлежат к своей коренной нации, но имена, фамилии у них русские. Народы Севера России стараются придерживаться номинально своей нации по ряду причин.

Во-первых, для сохранения льгот, дающих право на бесплатную рыбалку и охоту, а также различных субсидий и пособий от государства.

Во-вторых, для сохранения численности.

Религия

Раньше коренные народы Севера в основном были приверженцами шаманизма. Только в начале 19 в. они обратились в православие. Во времена Советского Союза церквей и священников у них почти не осталось. Лишь малая часть народа сохранила у себя иконы и соблюдает христианские обряды. Основная масса придерживается традиционного шаманизма.

Жизнь народов Севера

Земля Севера и Дальнего Востока малопригодна для сельского хозяйства. Селения в основном расположены у берегов заливов, озер и рек т. к. работают у них только морские и речные торговые пути. Время, по которому можно доставлять товар в поселки через реки, сильно ограничено. Реки быстро замерзают. Многие становятся пленниками природы на долгие месяцы. Также затруднительно попасть к ним в поселки кому-либо с Большой земли. В это время достать уголь, бензин, а также необходимые товары можно только с помощью вертолетов, но это не всем по карману.

Народы Севера России соблюдают и чтут вековые традиции и обычаи. Это в основном охотники, рыболовы, оленеводы. Несмотря на то что живут они по примерам и учениям своих предков, в их быту присутствуют вещи и из современной жизни. Радио, рации, бензиновые лампы, моторы на лодках и многое другое.

Малые народы Севера России занимаются преимущественно оленеводством. С этого промысла они получают шкуры, молоко, мясо. Большую часть они продают, но и для себя остается достаточно. Также олени используются как транспорт. Это единственное средство передвижения между селениями, которые не разделены реками.

Кухня

Преобладает сыроедение. Традиционные блюда:

  • Каныга (полупереваренное содержимое желудка оленя).
  • Оленьи панты (растущие рога).
  • Копальхен (ферментированное мясо под прессом).
  • Кивиак (тушки птиц, разложенные бактериями, которые хранятся в шкуре тюленя до двух лет).
  • Костный мозг оленя и др.

Работа и промысел

У некоторых народов Севера развит китобойный промысел. Но им занимаются лишь чукчи, эскимосы. Очень популярный вид дохода — зверофермы. На них разводят песцов, норок. Их продукцию используют в пошивочных мастерских. Из них делают как национальную, так и европейскую одежду.

В селах есть механики, продавцы, мотористы, санитарки. Но большинство оленеводов, рыболовов, охотников. Семьи, которые этим занимаются круглый год, живут в тайге, на берегах рек и озер. Они изредка заезжают в села, чтобы закупить различные продукты, товары первой необходимости или отправить почту.

Охота — круглогодичный промысел. Народы крайнего Севера России зимой охотятся на лыжах. Они берут с собой маленькие санки для снаряжения, везут их в основном собаки. Чаще охотятся в одиночку, редко — в компании.

Жилье малых народов

В основном это бревенчатые дома. Кочевники передвигаются с чумами. Он похож на высокий шатер конической формы, основа которого укреплена множественными шестами. Покрыт чум оленьими шкурами, сшитыми друг с другом. Перевозят за собой такие жилища на санях с оленями. Ставят чум, как правило, женщины. В них есть лежанки, подстилки, сундуки. В центре чума — печка, у некоторых кочевников можно увидеть костер, но это редкость. Некоторые охотники и оленеводы живут в балках. Это реечные дома, так же обтянутые шкурами. Они похожи по размерам на строительный вагончик. Внутри стол, двухярусная кровать, печь. Такой дом перевозят на санях.

Яранга — более сложный деревянный дом. Внутри две комнатки. Кухня не отапливается. Но спальная комната теплая.

Лишь коренные народы Севера по сей день умеют строить такие жилища. Современная молодежь уже не обучена такому промыслу, так как в основном стремится уехать в города. Мало кто остается жить по законам предков.

Почему исчезают народы Севера

Малочисленные нации отличаются не только своей низкой численностью, но и бытом. Народы Европейского Севера России сохраняют свою бытность только в своих селениях. Стоит человеку уехать и со временем он переходит в другую культуру. На земли Северных народов приезжает мало переселенцев. А дети, вырастая, практически все уезжают.

Народы Севера России – это в основном местные (автохтонные) этносы от Запада (карелы, вепсы) до Дальнего Востока (якуты, чукчи, алеуты и т. д.). Их численность населения в родных местах не растет, несмотря на высокую рождаемость. Причина — почти все дети вырастают и уезжают из северных широт на Большую землю.

Для того чтобы такие народы сохранились, необходимо помогать их традиционному хозяйству. Пастбища для оленей быстро исчезают по причине добычи газа и нефти. Хозяйства теряют рентабельность. Причина — дорогой корм и невозможности выпаса. Загрязнение вод влияет на рыболовство, которое становится менее активным. Малые народы Севера России исчезают очень стремительно, их общая численность составляет 0.1% от населения страны.

fb.ru

Народы Севера, Сибири и Дальнего Востока

  Маловероятно, что какой-либо народ, не изменяясь, не переселяясь и не сливаясь с другими, просуществовал с момента появления людей нашего вида на Земле. Происхождение народов Севера и Дальнего Востока было необычайно длительным и сложным процессом. Прямых свидетельств большинства событий не осталось, их восстанавливают по косвенным данным, а нехватку точных сведений часто восполняют предположениями.

  Обычно принято считать, что первые люди проникли в Арктику 10-12 тыс. лет назад. В это время на Земле закончилось очередное крупное оледенение, и отступление льдов вновь позволило древним племенам переселяться на восток, в сторону Америки, а затем Гренландии. К прямым потомкам этих групп относят сейчас алеутов и эскимосов.

  По всей зоне лесотундры Евразии в то же время кочевали племена охотников на дикого оленя. Некоторые из этих групп приняли участие в формировании предков чукчей, коряков, нивхов.

  Народы уральско-юкагирской языковой семьи обязаны своим происхождением волнам переселения на Север кочевых угорских и самодийских племен. Со второго тысячелетия до н.э. шли сюда переселенцы из степей нынешнего Северного Казахстана, с юга Западной Сибири, Алтая и Саян. Пришельцы сливались с обитавшим на Севере еще в четвертом-третьем тысячелетии до н.э. населением, занимавшимся охотой и рыбной ловлей. Таким образом складывались культуры хантов, манси, ненцев, селькупов, и др.

  В первом тысячелетии н.э. под давлением кочевников на север оттесняются кеты; на Таймыр переселяются самодийцы, в результате формируются нганасаны. В XIII в. объединившиеся монгольские племена перешли к политике активных завоеваний. Следствием этого стало переселение тунгусских и тюркских племен на Север и Дальний Восток. В процессах образования народов Дальнего Востока большую роль сыграли мохэсские племена, составившие основу народов Нижнего Амура. Самым сложным временем в этнической истории северных народов стал государственный период. Выживание в условиях государства означало, по сути, ежедневную необходимость противостояния процессу целенаправленной ассимиляции, то есть растворения среди других народов.

  С целью улучшения административного управления в Сибири в 1822 г. правительство М.М. Сперанского проводит ревизию властных структур и принимает законодательный акт «Устав об управлении инородцев». Согласно «Уставу» все коренное население Сибири делилось на три группы: оседлые, кочующие и бродячие. Оседлыми считались «торговые» (бухарцы), «земледельцы» (татары) и ассимилированные или адаптированные русскоязычными группами роды. К кочующим относились «южные скотоводы и промышленники» — забайкальские эвенки, «северные скотоводы и промышленники» — ханты и манси; статусом бродячих наделяли ненцев и ительменов.

  Управление оседлыми группами осуществлялось на основе общих законов Российской империи, распространявшихся на все население государства. За кочующими группами «Устав» признавал их традиционное право и обычаи и давал им статус самоуправляющихся территорий во главе со старостой и его помощниками. Органы местного самоуправления формировались из традиционной родовой знати, за которой сохранялись «почести, какие в местах их жительства обычай и степные законы им предоставляют».

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

КАРТА РАССЕЛЕНИЯ

ПРОМЫСЛЫ

КУЛЬТУРА

www.rushrono.ru

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — малочисленные народы Севера) — народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями[1].

Перечень малочисленных народов Севера

Согласно утверждённому Правительством Российской Федерации перечню коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к таким народам относятся[2] (разбивка по языковым группам по родному языку, сортировка по численности народа в России согласно переписи 2010):

Тунгусо-маньчжурские языки

Всего: 76 263 человека

Финно-угорские языки

Всего: 50 919 человек

Самодийские языки

Всего: 49 378 человек

Тюрские языки

Всего: 42 340 человек

Палеоазиатские языки

Всего: 37 562 человека

Славянские языки

Сино-тибетские языки

Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации[3]. Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни[4], крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:

  • Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
  • Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
  • Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
  • Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
  • Бортничество, пчеловодство.
  • Мужчина-хант, представитель одного из коренных народов Сибири.Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.
  • Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
  • Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
  • Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
  • Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
  • Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
  • Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Численность коренных малочисленных народов Севера в советский период

В СССР с 1920-х годов официально выделяли 26 малочисленных народов Севера, их суммарная численность составляла: в 1959 году — 129,6 тыс. человек, в 1989 году — 181,5 тыс. человек[5]. В 1920—1930-е годы вопросами северных народов занимался Комитет Севера ВЦИК (Комитет содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК).

Современное состояние малочисленных народов Севера

По состоянию на 2009 год[6] в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 40 малочисленных народов Севера. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года, общая численность малочисленных народов Севера составила 244 тысяч человек, причём численность отдельных народов колебалась от 41 тысячи человек (ненцы) до 240 человек (энцы).

В целом существует положительная динамика демографических процессов в среде малочисленных народов Севера. Почти в 2,5 раза выросло число ороков (ульта), значительно (на 20—70 процентов) выросла численность ненцев, селькупов, хантов, юкагиров, негидальцев, тофаларов, ительменов, кетов и других. Численность ряда народов сократилась, что объясняется как общей отрицательной демографической динамикой в Российской Федерации, так и выделением в ходе переписи из состава малочисленных народов Севера самобытных этнических групп, которые стали идентифицировать себя в качестве самостоятельных народов.

В конце XX — начале XXI веков произошёл рост этнического самосознания малочисленных народов Севера. Возникли общественные объединения, учебные центры, ассоциации и профессиональные союзы (оленеводов, морских зверобоев и другие) малочисленных народов Севера, деятельности которых оказывается государственная поддержка. Во многих местах проживания малочисленных народов Севера воссозданы общины как традиционные формы организации совместной деятельности, распределения продукции и взаимопомощи. В ряде мест[уточнить] традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности созданы «родовые угодья», территории традиционного природопользования регионального и местного значения, закреплённые за представителями малочисленных народов Севера и их общинами.

Около 65 процентов граждан из числа малочисленных народов Севера проживают в сельской местности. Во многих национальных сёлах и посёлках общины этих народов стали единственными хозяйствующими субъектами, выполняющими ряд социальных функций. В соответствии с законодательством Российской Федерации, общины как некоммерческие организации пользуются рядом льгот и используют упрощённую систему налогообложения.

В Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Россия является участницей международных договоров в этой сфере. Меры государственной поддержки (в виде льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов) также законодательно закреплены. Льготы для представителей малочисленных народов Севера, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности, предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

Значительным достижением стало формирование финансовых инструментов государственной поддержки социально-экономического развития малочисленных народов Севера. За последние 15 лет[уточнить] в Российской Федерации были реализованы три федеральные целевые программы, а также многочисленные региональные целевые программы и подпрограммы по социально-экономическому развитию малочисленных народов Севера, призванные сформировать условия для их устойчивого развития за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. За счёт средств федерального бюджета были предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку северного оленеводства и племенного животноводства.

В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера для обучения детей оленеводов, рыбаков и охотников, в том числе на родном языке, действуют дневные общеобразовательные школы, школы-интернаты. В местах кочевания оленеводов инициировано создание кочевых школ, в которых дети получают начальное образование с учётом традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.

В издательствах по государственному заказу издаётся учебно-методическая литература для изучения языков малочисленных народов Севера. Несколько десятилетий действует Институт народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Российская Федерация приняла активное участие в проведении Международного десятилетия коренных народов мира, провозглашённого Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1994 года, а также стала первым государством, создавшим Национальный организационный комитет по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира.

За последние годы[уточнить], в рамках развития государственно-частного партнерства, сформировалась практика заключения крупными промышленными компаниями, в том числе топливно-энергетического комплекса, договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общинами малочисленных народов Севера, районными и поселковыми объединениями малочисленных народов, отдельными национальными домохозяйствами — владельцами «родовых угодий», что позволило создать внебюджетные фонды кредитной поддержки предприятий малочисленных народов Севера.

Сдерживающие факторы устойчивого развития

Положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,5—2 раза превышает средний по Российской Федерации.

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоемов в связи с экологическими проблемами потеряли своё рыбохозяйственное значение.

Нарушение традиционного уклада жизни в 1990-е годы привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом.

Общенародный праздник народов Севера

С 1969 года в последнее воскресенье января отмечается общенародный праздник народов Севера – «Здравствуй, Солнце!»[7].

Литература народов

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока

На территории Российской Федерации к малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока относятся 26 этносов, 7 из которых имеют национально-территориальные образования. Это долганы, коряки, манси, ханты, чукчи, ненцы и эвенки. Еще 8 этносов полностью или почти полностью живут на территории «чужих» округов. Остальные 11 расселены в других регионах России. Общая численность представителей малочисленных народов Севера не достигает и 200 тыс. человек.

Территория расселения этих народов простирается вдоль побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов, от северо-западных окраин России (саамы Кольского полуострова) до северо-восточных (чукчи, коряки) и юго-восточных (народы Нижнего Амура) ее границ.

Языки многих малочисленных народов принадлежат к почти исчезнувшим языковым группам и семьям, которые в далеком прошлом, по-видимому, доминировали на громадном пространстве Сибири и Дальнего Востока. К наиболее древним относятся так называемые палеоазиатские или чукотско-камчатские языки, а также тунгусо-маньчжуркские и самодийские. Поздними языками по времени распространения считаются финно-угорские, на которых говорят сравнительно крупные по численности ханты и манси. Исторически недавно сформировалась также малочисленная группа долган, язык которых в основе своей тюркский.

Малочисленные народы севера России живут рассеяно на огромной территории, многие из них ведут кочевой образ жизни. В силу этого они не являются сплоченными общностями, обладающими устойчивым этническим самосознанием. В этом отношении их нельзя сравнивать с малочисленными народами южных территорий России (например, малочисленные народы Кавказа), которые, как правило, более консолидированы. В отличие от них коренные народы Севера — это слабо консолидированные этнолингвистические общности, для которых характерна слабая демографическая плотность, дискретность и слабая внутриэтническая коммуникативность. Вследствие этого их этническая идентификация выражена слабо.

Народы Севера выделяются в особую группу, т. к. их культура в наименьшей степени способна адаптироваться к требованиям современной цивилизации
; в то же время именно эти народы испытывают наиболее сильный «культуршок» под ее воздействием. Находясь в сверхэкстремальных условиях, малочисленные народы создали очень специфические культуры, системы адаптации которых не могут быть приспособлены к требованиям рыночных отношений. Даже психофизиологические особенности коренных жителей Севера делают очень проблематичным их полноценную адаптацию к жизни в условиях современных урбанистических культур. В то же время полная утрата или даже сужение сферы функционирования этих культур крайне тяжело переносится, ставя большинство членов этих этносов на грань психического выживания.

Кроме того, для народов Севера особую остроту имеют экологические проблемы. Земли и воды Севера для коренного населения — это основа их жизни. Поэтому урон, неизбежный в ходе промышленного освоения территорий Севера, угрожает самому существованию коренных этносов. Произошло разделение многих кочевых народов, ведущих оленеводческое хозяйство, на «тундровых», сохраняющих основы традиционного образа жизни, и «поселковых», в основном воспитанников интернатов, выросших в отрыве от семей. Налицо полная социальная и культурная деградация последних, рост алкоголизма.

Демографическая ситуация среди большинства народов Севера имеет неблагоприятный характер — рождаемость падает, а смертность (особенно детская) остается на высоком уровне. К группе со слабым демографическим приростом относятся эскимосы, удэгейцы, ульчи, нивхи. Однако имеется группа народов, демографическое положение которых можно назвать отчаянным. Эти народы (микроэтносы), несмотря на некоторый прирост численности, могут быть охарактеризованы как демографически разрушающиеся. К ним относятся тофалары, орочи, кеты, саамы, селькупы.

В этот день:
  • Дни рождения
  • 1842 Родился Осман Хамди — турецкий живописец, известный археолог, а также основатель и директор Стамбульского Археологического Музея и Академии Искусств в Стамбуле.
  • 1899 Родился Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л’Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.
  • 1928 Родился Александр Александрович Формозов — советский и российский археолог, искусствовед и историограф, один из крупнейших специалистов по археологии каменного и бронзового веков; основатель историографии российской археологии.
  • 1951 Родилась Наталья Георгиевна Самойлович — специалист по археологии древнерусских городов, изучению раннесредневековой керамики.
Свежие записи

arheologija.ru

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА |

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации был утвержден в 2000 году постановлением правительства. К таким народам относятся алеуты, алюторцы, долганы, ительмены, камчадалы, коряки, нанайцы, негидальцы, нивхи, ороки (ульта), орочи, тазы, удэгейцы, ульчи, чуванцы, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы и юкагиры.
В настоящее время в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 40 малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года общая численность малочисленных народов Севера составила 244 тысячи человек. В России создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока была образована в марте 1990 г. на первом съезде народов Севера. Она объединяет 41 народ, численность которых составляет около 250 тысяч человек, организованных в 34 региональные и этнические объединения, и представляют эти народы на международном и федеральном уровнях.
В Приморском крае живут нанайцы, удэгейцы, тазы, орочи.
НАНАЙЦЫ
Численность в РФ — 12003 человек. Основной регион — Приморский и Хабаровский края. Родной язык — нанайский. Истоки — Приамурье.
Нанайцы, нанай, нани (самоназвание — «местный») компактно проживают по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском и Приморском крае. Небольшая часть нанайцев — хэчжэ живет в Китае. Они были обращены в православие во второй половине XIX века, однако сохраняли традиционные верования (вера в духов, шаманство и пр.).
Основные традиционные занятия — рыболовство и охота (зимой — пушной промысел). Содержали ездовых собак.
Передвигались на лодках (дощатых, долбленых, берестяных), на лыжах. Среди традиционных ремесел было развито кузнечное. Металл, дерево и кость обрабатывали мужчины, женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, вышивали, плели корзины, циновки и пр.
ТАЗЫ
Численность в РФ — 276 чел. Основной регион –Приморский край. Язык – русский, тазский. Религия — православие. Тазы проживают в верховьях реки Уссури Ольгинского района.
Народность тазов сформировалась во второй половине XIX века, когда с 1860-х по 1880-е годы началась интенсивная колонизация Уссурийского края русскими и китайцами. Эта этническая группа метисного происхождения сформировалась в результате смешения удэгейцев и нанайцев с маньчжурами и китайцами. Местные жители называли таких удэгейцев китайским именем Дацзу, что в языке местных русских приобрело звучание тазы.
УДЭГЕЙЦЫ
Численность в РФ — 1496 человек. Основной регион — Хабаровский и Приморский края.
Они компактно проживают в Пожарском, Красноармейском, Тернейском и других районах севера Приморья.
Родной язык — удэгейский. Истоки — Алтай.
Удэгейцы — удээ, удэхэ, удихэ (самоназвание). Для них характерны верования — анимизм, шаманизм. Традиционное хозяйство основывалось на охоте и рыболовстве. Для обитателей притоков реки Уссури были характерны и другие промыслы — пантовый и женьшеневый.
ОРОЧИ
Численность в РФ — 596 человек. Основной регион — Амурская область и Приморский край. Христианство было воспринято орочами формально.Сохранялись традиционные верования (анимизм, шаманство). Основные традиционные занятия — охота (кабарга, лось, медведь, пушной зверь), в том числе морская, и рыболовство. Традиционные ремесла — кузнечное (остроги, серебряные украшения и др.), обработка дерева, бересты, изготовление нарт, лодок, лыж (подклеенных мехом). Женщины обрабатывали шкуры животных, шили одежду и обувь, вышивали.
Редакция газеты «МН» благодарит библиографов Центральной библиотечной системы за предоставленный материал по коренным народам Дальнего Востока.

nr-citynews.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *