На каком языке писал историк тит ливий – Тит Ливий — Википедия

Тит Ливий — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Это стабильная версия, отпатрулированная 28 ноября 2018.
Состояниеотпатрулирована
Перейти к навигации Перейти к поиску
Тит Ливий
Titus Livius

Тит Ливий на гравюре начала XX века. Портретная фантазия неизвестного художника
Дата рождения 59 до н. э.
Место рождения Патавий, Цизальпийская Галлия, Римская республика
Дата смерти 17[1]
Место смерти Патавий, Римская империя
Гражданство Римская империя Римская империя
Род деятельности историк

ru.wikipedia.org

Тит Ливий – биография — Русская историческая библиотека

В истории римской культуры особое место занимает период принципата Августа. Это «золотой век» римского искусства и литературы, создавший классический римский стиль, который оказал большое влияние на последующее развитие европейской культуры. В области литературы понятие «золотой век» связано, прежде всего, с расцветом римской поэзии, давшей тогда великих Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла, Проперция. Что касается литературной прозы, то в период принципата Августа она по сравнению с поэзией отходит на второй план, а из многих представителей прозаического жанра выделяется имя писателя историка Тита Ливия.

Среди писателей-прозаиков этого времени можно назвать историков Гая Азиния Полиона, Помпея Трога, Юлия Гигина, грамматика Веррия Флакка, архитектора Витрувия, но их труды плохо сохранились и оказались менее значительными в истории развития литературы, чем «История» Тита Ливия – крупнейшего представителя римской прозы «века Августа».

Тит Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.) происходил из города Патавии (современной Падуи), славившегося патриархальными нравами и симпатией к республиканским порядкам. Ливий и в жизненной биографии, и в творчестве сохранял приверженность к старине и республиканскую настроенность. Август иронически называл его «помпеянцем» за симпатии к Помпею и за независимость в суждениях. Однако республиканизм Ливия носил несколько отвлеченный характер и не противоречил официальной идеологии принципата. Государственным деятелем Тит Ливий не был, всю жизнь он провел за книгами.

Тит Ливий написал «Историю от основания города» (Рима) в 142 книгах. Из них сохранилось лишь 35. Однако содержание утраченных книг нам известно по сжатым пересказам и по сохранившимся у разных авторов извлечениям из труда историка.

Ливий создал своего рода «поэтическую эпопею в прозе». Он прославляет величие мировой державы Рима, римскую добродетель, гражданскую доблесть и патриотизм древних римлян.

Волчица, кормящая Ромула и Рема, рядом с духами Тибра и Палатина. Древнеримский рельеф II в. н. э. на сюжет рассказов из «Истории» Тита Ливия

 

Тит Ливий живо и увлекательно рассказывает о легендарных героях Ромуле и Реме, о первых римских царях, а затем и о выдающихся деятелях эпохи республики. Ливий прославляет римские республиканские доблести, красочно описывает массовые сцены, бои и собрания, вводит в повествование много эффектных речей выдающихся политических и военных деятелей. Историю он считает «наставницей жизни». Сам Тит Ливий во вступлении ко всей «Истории» формулирует эту цель своего труда следующим образом: «В том и состоит главная польза и лучший плод знакомства с событиями минувшего, что видишь всякого рода поучительные примеры в обрамлении величественного целого; здесь и для себя, и для государства ты найдешь, чему подражать, здесь же – чего избегать» (Предисловие, ст. 10–11; пер. В. Смирина).

Следуя этой идее, Тит Ливий не только сообщает факты, но и стремится выбирать наиболее наглядные и убедительные примеры, старается оказать определенное влияние на читателя. Отсюда и внимание писателя к художественной обработке материала. Большое внимание он уделяет стилистической обработке материала; следует принципу «обилия» речи, установленному Цицероном, сохраняя при этом равномерность и текучесть в повествовании. Эмоциональность, необходимая для убедительности, достигается введением речей, которые Ливий вкладывает в уста действующих лиц. Речи не реальные, а составленные автором. Здесь Тит Ливий проявляет свои риторические способности: он обладает убедительной аргументацией и способностью эмоционального воздействия. Признавая достоинства речей, составленных Титом Ливием, следует, вместе с тем, отметить, что и повествовательная часть его труда не менее действенна по силе своей выразительности. Поэтому о Ливии нужно говорить прежде всего как о писателе, а затем уже как об историке.

 

rushist.com

История античной литературы : Тит Ливий

373
ТИТ ЛИВИЙ

Крупнейший римский писатель и историк Тит Ливий (59 г. до н.э. — 17 г. н. э.), современник Вергилия и Горация, создал монументальный исторический труд «От основания города» в 142 книгах. До нас дошло всего 35 книг. Остальное мы знаем лишь по кратким извлечениям.
Свою грандиозную работу он начал в то время, когда Вергилий и Гораций писали свои выдающиеся произведения («Энеиду» и «Оды»), и вдохновлялся теми же идеями, что и современные ему поэты. Так же, как они, он увлечен идеями величия Рима. Он интересуется причинами, благодаря которым римляне стали «первым народом на земле». По мнению Ливия, «не было другого государства обширнее, благочестивее, богаче хорошими примерами, ни в какое другое государство не проникла так поздно жадность и роскошь».

374

Тит Ливий происходил из города Патавия (современная Падуя), славившегося своими патриархальными нравами и республиканскими симпатиями. Жители его еще во времена Ливия носили старинные одежды и чтили древние обычаи. Историк навсегда сохранил эту приверженность старине и республиканские взгляды. Август насмешливо называл его «помпеянцем» за его симпатии к Помпею и независимость суждений.
Однако республиканизм Ливия не противоречил «официальной идеологии» принципата и носил несколько отвлеченный характер. Писатель не был государственным деятелем, как многие историки времен республики, например Цезарь и Саллюстий. Всю свою жизнь он провел за книгами, редко выезжая из Рима. Тит Ливий не был историком-исследователем типа Фукидида, кропотливо работавшим над источниками. Свой материал он берет у предшественников (римских анналистов и историков) и художественно обрабатывает его. Он выбирает то, что кажется ему достоверным, не пытаясь искать каких-нибудь веских подтверждений и дополнительных материалов. «Раз дело касается столь древних событий, — пишет он, — я буду считать достаточным признавать за истину то, что похоже на истину» (V, 26, 8). В своей работе он руководствуется точкой зрения Цицерона на особенности жанра исторического повествования. Цицерон считал, что историк должен быть оратором и наставником, красноречиво преподносящим читателям хорошие и дурные примеры для поучения и подражания.

Главное, с точки зрения Ливия, — нравственные устои общества. Он считает, что «нравственность сначала начала опускаться, потом стремительно падать, пока дело не дошло до современного состояния» (Предисловие 9).
Одаренный писатель, он рассказывает живо и увлекательно, деля свое повествование на отдельные эпизоды, каждый из которых образует законченную красочную картину. Все изложение проникнуто восхищением и благоговением перед римской стариной.
«У меня, когда я пишу о древности, каким-то образом сама душа становится старинной». Отрицательно относясь к Цезарю и другим диктаторам, он преклоняется перед Фабиями, Камиллами и другими героями Рима эпохи республики. Повествование начинается с описания далекой древности (прибытие Энея в Италию), рассказывается о легендарных героях: Ромуле, Реме и первых римских царях. Затем автор переходит к выдающимся деятелям эпохи республики. Перед читателями развертываются картины многочисленных сражений. Римские полководцы, сенаторы, консулы показываются в действии, писатель дает характеристики, приводит речи, описывает настроение войск, римскую толпу.
Ганнибал и Сципион Африканский, Гасдрубалл, Аппий Клавдий, Катон Старший, Фабий Максим и многие другие государственные деятели Рима и противники его изображены в «Истории».

375

Драматизируя события, ища выразительных деталей, порой прибегая к лаконичной сжатости стиля, Ливий рисует переход Ганнибала через Альпы, переправу через Рону, битву при Сагунте и т. д.
Он пытается избежать предвзятости в суждениях и отдает должное даже врагам Рима. Так, например, характеризует он знаменитого карфагенского полководца Ганнибала:

Часто видели, как он, завернувшись в походный плащ, спал на земле среди воинов, стоявших на карауле. Одеждой он нисколько не отличался от других, только по вооружению и коню можно было его узнать. Как в конном, так и в пешем сражении он далеко оставлял за собою всех остальных, первым устремлялся в бой, последним уходил после сражения. Но он обладал, вместе с тем, и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности, его вероломство превосходило «пуническое». Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов и не соблюдал клятвы.

В отличие от Ганнибала, выдающиеся полководцы Рима, как и положительные герои «Энеиды» Вергилия, исполнены «благочестия», уважения к священным обрядам и воле богов. Ливий создает образы идеальных римлян древности: трудолюбивых, суровых и мужественных, с твердыми нравственным устоями. Однако их психология и самая речь, которой они пользуются, напоминает современников Ливия. Без колебания переносит он «современность» в далекую древность, о которой повествует.

В уста своим героям он часто вкладывает ораторские речи, которые сочиняет сам. С одной из таких блестяще разработанных речей Сципион Африканский обращается к воинам, поднявшим во время его болезни бунт:

Я помимо своей воли касаюсь этих ран; но нужно их потрогать и изучить, чтобы излечить. Итак, после того как карфагеняне были изгнаны из Испании, я не думал, что во всей провинции есть хоть одна деревня, хоть одно сердце, которое хотело бы моей смерти: такова была моя мягкость не только по отношению к союзникам, но даже по отношению к врагам. И вот в моем лагере (как ошибочно я вынес свое суждение!) весть о моей смерти была не только принята на веру, но и использована. Я не хочу обвинять в этом вас всех — о! если бы я мог поверить в то, что все мое войско желает моей смерти, то тут же, на месте, я бы умер у вас на глазах ; я не дорожил бы своей жизнью, если бы она была ненавистна моим согражданам и моим воинам! Но толпа похожа на море, оно само по себе неподвижно и приводится в движение бурными или легкими ветрами. Покой и ураган скрывается в ваших сердцах, побудительный толчок исходит от подстрекателей.

(Пер. Н. В. Вулих)

При помощи этой речи Ливий дает характеристику Сципиону, пытавшемуся, подобно эллинистическим полководцам, располагать к себе своих врагов и подчиненных дипломатической «мягкостью» и «добротой».

376

Вместе с тем в описании толпы, данной в этой речи, проскальзывает боязнь и презрение к «массе», характерное для представителей римской правящей верхушки эпохи гражданских войн и принципата, свойственное и самому Ливию в ряде других мест его сочинения. Самый характер речи, строй мыслей, выраженный в ней, манера изложения напоминает ораторское искусство современного Ливию Рима, а отнюдь не далекую пору Пунических войн.
В стиле и манере повествования Ливий следует Цицерону. Он пользуется периодом и стремится каждую мысль выразить с максимальной полнотой, опираясь на цицероновский принцип «обилия слов».
Патриотический труд Ливия стал знаменит уже при его жизни. Он издавался частями, по мере написания. Рассказывают, что в Рим приезжали восхищенные читатели из провинциальных городков, чтобы взглянуть на прославленного автора «Истории».
Написанный с поэтическим огнем, гармоничный в своих частях, увлекательный труд Ливия стал и для последующих поколений одной из любимых книг. Итальянские гуманисты высоко оценили Ливия и вплоть до XVII в. его авторитет как историка был очень высок. Созданные им образы римских государственных деятелей и полководцев вошли в традицию литературы нового времени наряду с образами Плутарха.
Только в XIX в. ученые заметили, что Ливий мало сведущ в военном деле, не всегда хорошо разбирается в географии и в экономике; были отмечены также его исторические ошибки и противоречия. Однако все это не лишает его историю выдающихся художественных достоинств и большой познавательной ценности.

Подготовлено по изданию:

Чистякова Н.А., Вулих Н.В.
История античной литературы. — 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1971.
© Издательство «Высшая школа», 1971.

www.sno.pro1.ru

Тит Ливий: История Рима

Римский историк Тит Ливий (Titus Livius), годы жизни 59 – 17 гг. до н.э. Родился в семье зажиточных граждан в Патавум (Падуа), Италия. Это местечко прославилось тем, что здесь был написан бессмертный труд Шекспира «Укрощение строптивой«.

Около 38 г. до н.э. он приезжает в Рим и начинает работу, в возрасте примерно 27 лет. Написание истории империи заняла большую часть жизни Ливия: не осталось времени ни на окончание магистратур, ни на общественную деятельность.

Историк Ливий прожил здесь 76 лет, которых стало достаточно для написания 300-страничной книги «От основания города» («Ab Urbe Condita»). На ее написание потребовалось 40 лет. В 142 томах описано 770 лет истории Рима. Многие из них были потеряны, но удалось сохранить 35 книгам: i-x, xxi-xlv.

В них собраны события с начала войн, предшествующих созданию города, примерно в 753 г. до н.э. До периода краха могущественного государства в 9 г. до н.э. Книги упорядочены по декадам, всего их выделяется три:

  • Макиавелли, первая декада Тита Ливия;
  • Третья декада;
  • Четвертая декада;
  • Первая пенктада пятой книги.

Летоисчисление Ливий ведет согласно понтификального (религиозного) календаря, а также официально закрепленные в государственных документах даты. Священнослужителям Рима удалось создать строгую канву исторических событий. Указанные ими данные впоследствие были подтверждены лингвистами и археологами. Все записи были объединены и опубликованы в 123 г. н.э. в составе 80 книг.

Содержание «История Рима от основания города»:

  • I-V: Происхождение Галии из Рима
  • VI-XV: Начало Пунических войн
  • XVI-XX: Первая Пуническая Война
  • XXI-XXX: Вторая Пуническая Война
  • XXXI-XLV: Македонские и сирийские войны.

Насколько объективна отражена история Рима Ливием?

Войны Рима. Тит Ливий

Существуют исторические данные, дающие основание полагать что труд Ливия был написан по официальному заказу Августа. И, соответственно, события в нем отражены субъективно со стороны императора. Предоставлены следующие факты:

• Признание Тита Ливия как официального историка Августа обсуждается. Предположительно, это первое десятилетие с начала ведения им записи, примерно 33 г. до н.э. битвы Актум около 27 г. до н.э. Октавиан в них указан условно как император.

• О роли главы римского государства в написании книг говорят рассказы «Похищение Вирджинии» и «О Лукреции».

В предисловии римский историк Тит Ливий предлагает читателю воспринимать историю как пример для подражания:

«Что делает изучение истории, в основном, взаимовыгодным и плодотворным. Что вне всякого сомнения представляет своего рода опыт; из него вы можете выбрать то, что будет благоприятствовать вашему состоянию и подражаеть ему, и избежать судьбы Марка…«

Он направляет своих читателей для изучения нравов и политики, поддерживает мораль:

«Вот вопросы, которые мне хотелось бы, чтобы каждый обратил при изучении истории Рима свое пристальное внимание: что такое жизнь и нравы, какие были люди и политики, как в мире и войне была создана империя, расширившая свои границы…«

Он описывал другие народы:

«...галлы еретики и упрямы, у них отстутствует элементарная выносливость; в то время как грекам лучше говорить, чем воевать, она неумеренны в своих эмоциях…«

Нумидийцев он описывает как самый похотливых: «…выше всех варваров – нумидийцы, которые погрязли в страстях…«

В 35 уцелевших книгах Тита Ливия были точно воспроизведены 407 речей великих политиков, полководцев и граждан. В качестве примера можно привесим речь с народной трибуны Канулея о недопущении браков межджу патрииями и плебеями (книга 4, стр. 2-5), или сенатора Фабия Максима об осуждении плана Корнелия Сципиона (книга 28, стр. 40-42).

Он описывает и религиозные обряды, в том числе традицию жертвоприношения и приводит тексты молитв, которые произносятся священниками. Каждая строка «Основания города» Тита Ливия пронизана патриотизмом и нравственным элементом. Он характеризует римлян на протяжении всей истории как стойкий народ, нетерпящий поражений в войне.

История Рима Тита Ливия

Тит Ливий «История Рима»

Ключевые исторические события Тит Ливий отображает с присущим ему риторическим талантом и литературным стилем. Он привлекает внимание аудитории с помощью обращенных к ним выступлений и насыщенных эмоциями описаний. Из нескольких противоречивых версий произошедшего он выбирает ту, которая сопутствует поддержанию римского национального достоинства.

Иногда он неправильно приводит данные из греческих литературных источников. Он описывает множество бытовых деталей жизни римского общества, которые невозможно получить из записей других авторов, но необъективен в рассказах о военных делах и политике. Книга является важным руководством для римского полководца, захватывая период истории Римской республики от начала образования до падения империи.

Тит Ливий скачать «История Рима от основания города» («Ab urbe condita»)

 

drevniy-egipet.ru

Тит Ливий — краткая биография.

Тит Ливий — древнеримский историк, один из наиболее известных, автор знаменитой «Римской истории от основания города», основоположник т.н. альтернативной истории.

Биографические сведения о жизни Тита Ливия, особенно частной, немногочисленны. Известно, что родился он в североитальянском городе Патавий (ныне Падуя) у состоятельных родителей в 59 г. до н. э. Вероятнее всего, получил хорошее образование, традиционное для людей своего круга.

Известно, что Ливий изучал историю, риторику и философию. Все это он делал в Риме, куда уехал в молодости: только в столице он мог получить доступ к источникам, без которых серьезные занятия историей были невозможными. Предполагается, что это произошло примерно в 31 г. до н. э. В Риме благодаря знакомству и сближению с кружком Мецената Тит Ливий вошел в круг лиц, приближенных к императору Августу. При всем огромном интересе к истории он был совершенно равнодушен к общественной деятельности, политике. Период, в который ему довелось жить, был насыщен многочисленными событиями, в том числе связанными с политикой, однако Титу Ливию импонировал образ жизни ученого, погруженного в исследования. Несмотря на это, Август ему покровительствовал и по-человечески симпатизировал, восторгался его трудами, хотя они были проникнуты духом республиканских идей. В биографии Тита Ливия был и такой факт: под его началом занимался будущий император Клавдий.

Первыми сочинениями Ливия были не сохранившиеся до нашего времени философские диалоги, написанные в молодые годы. Приблизительно в 26 г. до н. э. историк начал работу, которая продлится 45 лет и станет главным трудом его жизни — «Анналы», позднее названный «Римская история от основания города». Не сохранилось никаких упоминаний о том, что Ливий занимался какой-либо общественной деятельностью, занимал магистратуру, и это дает основания предположить о том, что он был профессиональным историком — первым в римской литературе. Склонный к романтизму Ливий видит предназначение работы историка в том, чтобы способствовать повышению нравственности членов общества.

«Анналы» состояли из 142 книг (разделов), посвященных истории Рима, начиная с его легендарного основания и заканчивая 9 до н. э. До нашего времени сохранилось всего 35 книг, в которых описываются события до 293 г. до н. э., а также 218-168 гг. до н. э.; содержание остальных дошло в виде более поздних кратких переложений. Однако и уцелевшие книги являются крупнейшим памятником античной культуры. Для современников Ливия и последующих поколений «Анналы» стали образцом исторического сочинения, автора называли римским Геродотом. Представителями традиций гуманистически-просветительских, революционно-демократических «Анналы» Ливия использовались как источник знаний об общественном устройстве, в основе которого лежат не выходящая за рамки закона свобода и гражданская ответственность. В XIX-XX вв. представители академической науки не видели в труде Ливия достоверного, надежного источника, а автор воспринимался больше как талантливый художник слова, рассказчик.

После возвращения в родной город в 14 году н. э. Тит Ливий продолжал работу над трудом своей жизни. Он успел сочинить 22 книги, а в 17 г. н. э. в возрасте 76 лет скончался.

www.wisdoms.one

Тит Ливий — Циклопедия

Тит Ливий

 
Род деятельностиисторик
Тит Ливий [14:01]

Тит Ливий (Titus Livius, 59 г. до н. э. – 17 г. н. э.) — римский историк и философ.

Ливий родился в 59 г. до н. э. в городе Падуя. Был знаком с Августом[1] Умер в 17 г. до н. э., видимо, в Падуе же[2].

Ливий писал диалоги общественно‑философского содержания, трактаты по риторике, но все они невозвратно пропали.

Главное же произведение Ливия — частично сохранившейся труд «История Рима от основания города»(«Ab urbe condita»)[3].

Этот труд Ливий стал писать в 27 до н. э. Ливий работал над этой книгой 40 лет используя труды Луция Элия Туберона, Гая Лициния Макра, Валерия из Анция, Фабия Пиктора, Кальпурния Пизона, Клавдия Квадригария и Полибия.

Книга охватывает период от основания Рима по хронологии Варрона (753 г. до н. э.) до Друза (9 год). Из 142 книг (это по современным меркам – 15–20 томов среднего размера) полностью сохранились только 35[4].

Сохранились книги I–X, охватывающие период от легендарного прибытия Энея в Италию до 293 г. до н. э.; книги XXI–XXX, описывающие войну Рима с Ганнибалом; и книги XXXI–XLV, продолжающие повествование о завоеваниях Рима вплоть до 167 г. до н. э.[5]

Эта книга Ливия, написанная ясным, классическим богатым, красочным языком, получила широкую популярность. Книга написана с юмором, но с чёткой проримской точкой зрения[6].

В тоже время иногда Ливий высоко оценивает противников Рима.

Ливий также задался вопросом, что было бы, если бы Александр Македонский напал на Рим. Ливий написал, что римские полководцы без проблем одолели бы Александра.

cyclowiki.org

Историк Ливий Тит | Titus Livius : VIKENT.RU

Древнеримский историк. 

Он 45 лет работал над «Римской историей от основания города», состоящей из 142 книг (до нас полностью дошли только 35 книг, содержание остальных известно нам по пересказам).

«Тит Ливий — первый римский историк, который не принимал участия в политической жизни и не имел военного «опыта. Как остроумно заметил один современный исследователь, Ливий приступил к созданию истории, не узнав предварительно, как делается история. Посвятивший себя исключительно литературным занятиям, он написал огромное историческое сочинение в 142 книгах».

Дуров В.С., Художественная историография Древнего Рима, СПб, «Издательство Санкт-Петербургского университета», 1993 г., с. 67.

 

Он часто не проверял источники своей информации и предлагает читателю самому решать, следует ли верить пересказываемым им историям.

Тит Ливий считал историю «наставницей жизни», знание которой учит как на положительных примерах, давая образцы для подражания, так и на отрицательных, показывая, чего следует избегать…

«…все историки вплоть до Тита Ливия изложение событий (иногда за исключением вводной части) ограничивали сравнительно небольшим временным отрезком […] С Полибием эллинистическая традиция исторической мысли перемещается в Рим. Оригинальное её развитие происходит в трудах Тита Ливия, который поставил перед собой масштабную задачу — создать полную историю Рима с момента его основания. Римское государство на рубеже нашей эры переживало сложные времена: требовалось создать новую идеологию. Новые задачи и цели исследования, которые поставил Ливии, способствовали и развитию нового историографического метода. В отличие от своих предшественников, описывающих прежде всего современные или близкие к ним события, а более далёкие события относящих к введению, в основной части труда Ливии описывает отдаленные от него эпохи. Главная задача Ливия — собрать предания ранней римской истории и сплавить их в единый связный рассказ, в историю Рима. Таким образом, труд Ливия представлял собой творческую, объединенную одной идеей компиляцию исторического материала. Предприятие такого рода, как задумал Ливии, осуществлялось впервые, и оно стало образцом на долгие века. В методе Ливия было много недостатков, тем не менее, его труд остался уникальным. Эпоха Римской империи, по определению Коллингвуда, не была периодом интенсивного и прогрессивного развития мысли. Римляне сохраняли интерес к истории, но масштабы его сужались. Никто из них никогда не обратился снова к задаче, поставленной Ливием, и не попытался решить её лучше, чем он».

Гринин Л.Е., От Конфуция до Конта: становление теории, методологии и философии истории, М., «Урсс», 2012 г., с. 42-43.

 

Титу Ливию покровительствовал Император Август.

vikent.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *