Мохандас карамчанд ганди краткая биография – биография, кто такой кратко, деятельность лидера и политика в Индии — perstni.com

Содержание

Краткая биография Махатмы Ганди

Ганди Мохандас Карамчанд (Махатма)

Один из лидеров и идеологов индийского национально-освободительного движения.

Родился 2 октября 1869 г. в гуджаратском княжестве Порбандар. Отец Ганди был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар.

Ганди рос в семье, где строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало влияние на формирование его мировоззрения.

Получив в 1891 г. юридическое образование в Англии, Ганди до 1893 г. занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893—1914 гг. служил юрисконсультом гуджа-ратской торговой фирмы в Южной Африке.

Здесь Ганди возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов.

В Южной Африке Ганди выработал тактику так называемого ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Во время англо-бурской (1899-1902 гг.) и англо-зулусской (1906 г.) войн Ганди создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному признанию, считал справедливой борьбу буров и зулусов; свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к Британской империи, что, по мнению Ганди, должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление.

В этот период Ганди познакомился с трудами Л. Н. Толстого, который оказал на него большое влияние и которого Ганди считал своим учителем и духовным наставником.

По возвращении на родину (январь 1915 г.) Ганди сблизился с партией Индийский национальный конгресс и вскоре стал одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения Индии, идейным руководителем конгресса.

После Первой мировой войны 1914—1918 гг. в Индии, в результате резкого обострения противоречий между индийским народом и колонизаторами и под воздействием Октябрьской революции в России, началось массовое антиимпериалистическое движение.

Ганди понял, что, не опираясь на массы, нельзя добиться от колонизаторов ни независимости, ни самоуправления, ни каких-либо других уступок Ганди и его последователи разъезжали по Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против английского господства.

Эту борьбу Ганди ограничивал исключительно ненасильственными формами, осуждая всякое насилие со стороны революционного народа. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путем арбитража, исходя из принципа опеки.

Эта позиция Ганди отвечала интересам индийской буржуазии, и партия Индийский национальный конгресс поддержала ее полностью. В 1919—1947 гг. Национальный конгресс под руководством Ганди превратился в массовую национальную антиимпериалистическую организацию, пользовавшуюся поддержкой народа.

Вовлечение масс в национально-освободительное движение является основной заслугой Ганди и источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой).

Умер 30 января 1948 г. в Дели.


citaty.su

Махатма Ганди краткая биография | Kratkoe.com

Махатма Ганди краткая биография

Мохандас Карамчанд «Махатма» Ганди — индийский политический и общественный деятель, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании.

Мохандас Ганди родился 2 октября 1869 года в городе Порбандар (Индия) в семье, которая принадлежала к варне вайшьев, то есть касте ростовщиков и торговцев. Был шестым ребенком в семье. Семья была достаточно обеспеченной, что позволило Мохандасу получить хорошее образование. По законам своей религии Ганди был обручен в 7 лет со своей ровесницей Кастурбай из той же касты, к которой относился он сам. В 13 лет подростков поженили. Ганди впоследствии утверждал, что не находит никаких моральных доводов для оправдания столь ранних браков. В то же время он говорил, что такой союз подарил ему на всю жизнь чудесное единение душ со своей супругой, которая разделила все испытания мужа.

В 1888 году Ганди отправился в Англию получать юридическое образование. На тот момент у него уже был маленький сын. Во время обучения Мохандас начал знакомиться со священными книгами индуизма, а также с другими мировыми религиями. Получив высшую адвокатскую степень в 1891 году, Ганди вернулся в Индию, но из-за своей честности и ответственности ему не удалось высоко продвинуться по карьерной лестнице. В 1893 году он получает деловое предложение и отправляется в 

Южную Африку.

Именно в Южной Африке, которую контролировала Великобритания, Ганди впервые сталкивается с расизмом: его силой выгнали из вагона, где ехали белые, его сталкивали с тротуаров, предназначенных опять же для белых. Тогда Мохандас понял, что такое отношение здесь было ко всем «цветным». Ганди начал борьбу по защите прав индийцев в Южной Африке, которую вел 21 год, пока не добился успеха.

В 1945 году Ганди вернулся в Индию и застал страну в безысходности и унынии. Ганди с последователями начал выступать на митингах и призывать к борьбе против английского гнета. Но эта борьба должна была ограничиваться только ненасильственными формами, любые проявления агрессии Ганди осуждал. Личным примером он доказал соотечественникам, что можно добиться решения любых сложных вопросов мирным путем.

Махатма Ганди возглавил национально-освободительное движение индийского народа за независимость от Великобритании и оказал огромное влияние на международные мирные движения.

Еще в Южной Африке Ганди разработал тактику ненасильственной борьбы под названием «Сатьяграха»

, которая основывалась на принципах мужества, правды и ненасилия. Ганди верил, что способ достижения политических и общественных целей намного важнее самого результата. Сатьяграха также пропагандировала ненасилие и гражданское неповиновение как лучший способ решения любых конфликтов. В результате всех этих действий Англия впервые начала переговоры с индийским народом, а 15 августа 1947 года Индия все же получила независимость.

Жизнь «отца нации» оборвалась трагически, когда 30 января 1948 года во время вечерней молитвы он был застрелен индийским националистом и вооруженным борцом за свободу Индии Натхурамом Годзе.

kratkoe.com

Махатма Ганди – путь и краткая биография.

Махатма Ганди (полное имя – Мохандас Карамчанд Ганди) был рожден 2 октября 1869 года. Он известен как активист за независимость Индии от Великобритании, а также своей гениальной философией ненасилия –

сатьяграхой.

Его отцом был Карамчанд Ганди – диван (главный министр) княжества Порбандар. Мать Махатмы Ганди звали Путлибай, она была очень набожной, что передалось ее сыну.

От отца Мохандас перенял философию ненасилия, которая позже переросла в его идеологию и инструмент против классовой и религиозной борьбы.

Семья Ганди была торговой и принадлежала к варне вайшев.

Великая душа

Благодаря воспитанию, поученному от родителей, Мохандас стал приверженцем непричинения вреда любому живому существу. Его учили самоочищаться, он всегда проявлял терпимость к другим кастам в Индии и религиям.

Именно поэтому его оружием в борьбе за независимость Индии стала сатьяграха – философия, основанная на ненасильственном сопротивлении.

Индийский писатель Рабиндранат Тагор назвал его «Махатма», что в переводе означает «Великая душа». Но сам Ганди считал, что не достоин так называться и не принял этот «титул».

Свыше 30 лет

Ганди проповедовал сатьяграху и в конце концов доказал миру эффективность своей ненасильственной политики – в 1947 году Индия получила независимость от Британии.

Личная жизнь

В 13 лет родители женили Ганди на его одногодке – Каструбай. В этот же день свадьбы сыграли его родной и двоюродный братья.

У супругов Мохандаса и Каструбай за весь период совместной жизни родились четыре сына: Харилал, Манилал, Рамдас, Девдас. Впоследствии, Махатма Ганди отказался от своего старшего сына Харилала в связи с тем, что тот вел непристойный и разгульный образ жизни.

Учеба и первая работа

В 19 лет Махатма Ганди уезжает учиться в Лондон юриспруденции. После окончания обучения, в 1891 году, он возвращается в Индию. Его первой работой, которой он занимался 2 года в Бомбее, была адвокатская практика.

Не достигнув успеха в адвокатском ремесле, в 1893 году, Махатма Ганди уезжает в Южную Африку. Там он работает юрисконсультом в гуджаратской торговой компании.

Освободительная идея

Работая в Южной Африке, Мохандас начал проникаться освободительными идеями

. Он стал активистом в борьбе за равноправие и уничтожении дискриминации местного населения по отношению к индийцам.

Все его действия носили мирный характер: он был организатором демонстраций, составлял и направлял петиции в правительство. Его труды имели успех: южноафриканское руководство изменило ряд законов, а самые дискриминационные были и вовсе отменены. Это позволило индийцам начать жить в более равных условиях.

Во время англо-бурской и англо-зулусской войн в Южной Африке, Махатма Ганди был организатором индийских санитарных отрядов, которые помогали англичанам. При этом саму борьбу буров и зулусов против британцев Ганди считал справедливой.

Возвращение в Индию

В 1915 году Ганди вернулся домой, в Индию. Он вступил в Индийский национальный конгресс, а в 1921 году стал его руководителем. В 1934 году из-за разногласия в идейных взглядах с другими руководителями партии, Ганди покинул Конгресс.

События в России 1917 года не прошли мимо Индии. В этот период там стало развиваться антиимпериалистическая идеология. Махатма Ганди ездил по штатам Индии вместе со своими последователями  и агитировал население объединиться

в мирной борьбе против британского господства.

Ганди не признавал революцию и классовое вооруженное противостояние. Он считал, что можно все решить путем арбитража.

Борьба за независимость Индии

Позиция Ганди в борьбе за независимость Индии совпадала с принципами индийской буржуазии, и поэтому Индийский национальный конгресс его поддержал.

Эта борьба закончилась победой в 1947 году, когда Индия мирным путем получила независимость от Великобритании. Правда, страна была разделена на светскую Республику Индия с преобладанием индуистского населения и мусульманский Пакистан. Все попытки Ганди примирить враждующие стороны окончились безрезультатно, но он не терял надежды на воссоединение Индии.

30  января 1948 года во время богослужения в Дели к Ганди подошел некий индус. Он поклонился, а когда выпрямился, вынул револьвер и произвел в него три выстрела. Махатма Ганди умер, став жертвой того, с чем боролся.

Сегодня в Индии его имя произносится с великим почитанием наравне с именами святых.

www.vdovgan.ru

Махатма Ганди : краткая биография

Краткая биография

Ганди Мохандас Карамчанд - индийский политик, общественный деятель, идеолог и один из лидеров движения за национальную независимость. Родился 2 октября 1869 г. на севере страны, в княжестве Порбандер, где его отец занимал пост главного министра. Семья была очень религиозной, жила интенсивной духовной жизнью, строго придерживалась традиций, практиковала строгое вегетарианство, и мировоззрение будущего «отца нации» формировалось под воздействием этических и религиозных постулатов индуизма. Тринадцатилетним подростком Мохандас женился на сверстнице, брак с которой дал жизнь четырем сыновьям.

В 19-летнем возрасте Ганди уехал в Лондон, чтобы получить в английской столице образование юриста. В 1891 г. он вернулся на родину с дипломом адвоката, однако его деятельность на профессиональном поприще не давала результатов, на которые он рассчитывал, поэтому молодой юрист в 1893 г. уехал в Южную Африку и устроился работать в индийскую торговую фирму на должность юрисконсульта. За границей он постепенно включился в движение за права индийцев.

После возвращения на родину в 1915 г. в жизни Мохандаса Ганди начинается новый этап, связавший всю его последующую биографию с борьбой против дискриминации соотечественников, насилия в различных его проявлениях. Ганди вступил партию ИНК - Индийский национальный конгресс, борющийся за независимость Индии от Великобритании. С легкой руки Рабиндраната Тагора, известного индийского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе, Ганди стали называть Махатмой (в переводе - «великая душа»). Соотечественники питали огромное уважение к этому скромному в манере одеваться, в потребностях человеку, который считал себя недостойным столь лестного титула и отдавал много сил борьбе за их лучшую жизнь. В 1921 г. Мохандас Ганди стал лидером ИНК.

Принципы борьбы (как тактические, так и идейные), провозглашенные Ганди, получили широкую известность под названием «гандизм» и основывались на концепции «сатьяграхи», «упорства в истине» - сопротивления, основанного на ненасильственных действиях. Заметное влияние на ее формирование оказало, в частности, учение Льва Толстого о непротивлении злу насилием. Именно таким образом Ганди и его единомышленники противостояли диктату Великобритании - например, игнорированием продукции, выпущенной английскими производителями. Серьезный вклад внес Ганди в ликвидацию кастового неравноправия.

Последовательное воплощение в жизнь принципа ненасилия неоднократно подвергалось серьезным испытаниям и противопоставляло Ганди Конгрессу, не считавшего нужным распространять подобную стратегию на внешнюю политику. Принципиальные расхождения в этом вопросе и компромиссные решения летом 1940 г. и зимой 1941 г., давались Ганди, по свидетельству очевидцев, ценой больших душевных страданий.

Одним из приоритетных направлений деятельности Ганди была борьба с национально-религиозными распрями между индусами и мусульманами, раздиравшими Индию не одно столетие. В 1947 г. состоялся раздел бывшей британской колонии на республику Индия, где большинство населения были индуистами, и Пакистан с преобладанием в нем мусульман, и это событие послужило поводом для нового обострения отношений.

Махатма Ганди выступал с призывами остановить бессмысленное насилие, но все попытки были тщетными, и тогда в январе 1948 г. он объявил голодовку. Поскольку Ганди был большим авторитетом для обеих враждующих сторон, они заключили компромиссное соглашение. Но экстремистская индуистская группировка решила устранить с политического горизонта яркую, харизматичную личность Махатмы, мешавшую их борьбе с мусульманами, и организовала крупный антиправительственный заговор. 20 января 1948 г. на Ганди произошло покушение: возле него взорвалась самодельная бомба, никому не причинив вреда. 78-летний Ганди категорически отказался от усиленной охраны, и уже 30 января 1948 г. его жизнь оборвали три пули, выпущенные террористом. Последними жестами Мохандас Ганди дал знать, что дарует своему убийце прощение.

Биография из Википедии

Моханда́с Карамча́нд «Маха́тма» Га́нди (гудж. મોહનદાસ કરમચંદ (મહાત્મા) ગાંધી, хинди मोहनदास कर्मचन्द (महात्मा) गान्धी, англ. Mohandas Karamchand "Mahatma" Gandhi [ˈmoːɦənd̪aːs ˈkərəmtʃənd̪ ˈɡaːnd̪ʱi] ; 2 октября 1869, Порбандар, Гуджарат — 30 января 1948, Нью-Дели) — индийский политический и общественный деятель, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании. Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала влияние на движения сторонников мирных перемен.

Ганди происходил из семьи, принадлежащей к торгово-ростовщической джати бания, относящейся к варне вайшьев. Его отец, Карамчанд Ганди (1822—1885), занимал пост дивана — главного министра — Порбандара. В семье Ганди строго соблюдались все религиозные обряды. Особенно набожной была его мать — Путлибай. Богослужение в храмах, принятие обетов, соблюдение постов, строжайшее вегетарианство, самоотречение, чтение священных книг индусов, беседы на религиозные темы — все это составляло духовную жизнь семьи юного Ганди.

Ганди в Южной Африке (1895)

В 13 лет родители женили Ганди на ровеснице — Кастурбе (для экономии денежных средств в этот же день были проведены брачные обряды у его родного и двоюродного братьев). Впоследствии у супругов Ганди родилось четверо сыновей: Харилал (1888—1949), Манилал (28 октября 1892—1956), Рамдас (1897—1969) и Девдас (1900—1957). Представители современной индийской семьи политиков Ганди к числу их потомков не принадлежат. От старшего сына Харилала отец отказался. По свидетельству отца, он пил, развратничал и влезал в долги. Несколько раз Харилал менял религию; умер от заболевания печени. Все остальные сыновья были последователями отца и активистами его движения за независимость Индии. Девдас также известен своим браком с Лакши — дочерью Раджаджи, одного из руководителей Индийского национального конгресса, горячего сторонника Ганди и индийского национального героя. Однако Раджаджи принадлежал к варне браминов, а межварновые браки противоречили религиозным убеждениям Ганди. Тем не менее в 1933 году родители дали Девдасу разрешение на брак.

В 19 лет Мохандас Ганди отправился в Лондон, где получил юридическое образование. В 1891 году, по завершении обучения, он вернулся в Индию. Поскольку профессиональная деятельность на родине не принесла Ганди особого успеха, он в 1893 году отправился работать в Южную Африку, где вступил в борьбу за права индийцев. Там он впервые применил в качестве средства борьбы ненасильственное сопротивление (сатьяграха). Большое влияние на формирование мировоззрения Мохандаса Ганди оказала Бхагавадгита, а также идеи Г. Д. Торо и Л. Н. Толстого (с которым Ганди состоял в переписке). Сам Ганди также признавал, что на него оказали влияние идеи ирландского патриота Майкла Девитта.

Мохандас Ганди и его жена Кастурбай (1902)

В 1915 году М. К. Ганди возвратился в Индию, и через четыре года активно включился в движение за достижение независимости страны от британского колониального владычества. В 1915 году знаменитый индийский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Рабиндранат Тагор впервые применил по отношению к Мохандасу Ганди титул «Махатма» (дев. महात्मा)— «великая душа». Сам Ганди, будучи аскетом, говорил, что титул огорчает его. Один из лидеров ИНК Тилак незадолго до своей смерти объявил его своим преемником.

Ганди в 1918 году

В борьбе за независимость Индии М. Ганди использовал методы ненасильственного сопротивления: в частности, по его инициативе индийцы прибегали к бойкоту британских товаров и учреждений, а также демонстративно нарушали ряд законов. В 1921 году Ганди возглавил Индийский национальный конгресс, который покинул в 1934 году в силу расхождения своих взглядов на национально-освободительное движение с позицией других руководителей партии.

Широко известна также его непримиримая борьба с кастовым неравенством. «Нельзя ограничиваться положением „насколько это возможно“, — учил Ганди, — когда речь идет о неприкасаемости. Если неприкасаемость должна быть изгнана, она должна быть изгнана полностью и из храма, и из всех других сфер жизни».

Ганди стремился не только добиться прекращения дискриминации неприкасаемых с помощью светских законов. Он стремился доказать, что институт неприкасаемости находится в противоречии с индусским принципом единобытия, и таким образом подготовить индийское общество к тому, что неприкасаемые такие же его равноправные члены, как и остальные индийцы. Борьба Ганди с неприкасаемостью, как и с любым неравенством, также имела религиозную основу: Ганди считал, что изначально всем людям, независимо от их расовой, кастовой, этнической и религиозно-общинной принадлежности, присуща врожденная божественная природа.

В соответствии с этим он и неприкасаемых стал называть хариджанами — детьми божьими. Добиваясь уничтожения дискриминации хариджанов, Ганди действовал собственным примером: он допускал хариджанов в свой ашрам, разделял с ними трапезу, ездил в вагонах третьего класса (его так и называли «пассажир третьего класса»), объявлял в защиту их прав голодовки. Однако он никогда не признавал каких-либо особых их интересов в общественной жизни, необходимости бороться за резервацию для них мест в учреждениях, учебных заведениях, законодательных органах. Он был против обособления неприкасаемых в обществе, в национально-освободительном движении.

Широкую огласку получили глубокие разногласия между Ганди и лидером неприкасаемых доктором Амбедкаром по поводу предоставления последним полного равноправия с представителями других каст. Ганди глубоко уважал своего оппонента, но считал, что радикальные взгляды Амбедкара приведут к расколу индийского общества. Голодовка, которую объявил Ганди в 1932 году, заставила Амбедкара пойти на уступки. Ганди так и не смог объединиться с Амбедкаром в борьбе против неприкасаемости.

Провозгласив конструктивную программу, Ганди создал ряд организаций для её выполнения. К числу наиболее активных принадлежали «Чарка Сангх» и «Хариджан Севак Сангх». Однако Ганди не смог добиться коренного изменения положения неприкасаемых и тяжело переживал это. Тем не менее его влияние на политическую культуру, политическое сознание Индии в вопросе о неприкасаемости, несомненно. В том, что первая конституция Индии официально запретила дискриминацию неприкасаемых, немалая его заслуга.

Длительное время Ганди оставался последовательным приверженцем принципа ненасилия. Однако потом возникла ситуация, когда взгляды Ганди подверглись серьёзному испытанию. Принцип ненасилия был принят Конгрессом (ИНК) применительно к борьбе за свободу Индии. Но Конгресс не распространял этот принцип на оборону от внешней агрессии.

Впервые этот вопрос возник примерно в период мюнхенского кризиса 1938 года, когда война казалась близкой. Однако с окончанием кризиса вопрос был снят. Летом 1940 года Ганди вновь поставил этот вопрос перед Конгрессом в отношении войны, а также внешней политики будущей независимой (как предполагалось) Индии. Исполнительный комитет Конгресса ответил, что не может распространять применение принципа ненасилия так далеко. Это привело к разрыву между Ганди и Конгрессом в данном вопросе. Однако спустя два месяца была выработана согласованная формулировка позиции Конгресса относительно принципов будущей внешней политики Индии (вопроса об отношении к войне она не касалась). Там было сказано, что Исполнительный комитет Конгресса «твердо верит в политику и практику ненасилия не только в борьбе за сварадж, но также и в свободной Индии, в той мере, в какой это может быть там применено», что «свободная Индия будет всеми силамиподдерживать всеобщее разоружение и будет сама готова показать в этом отношении пример всему миру. Осуществление этой инициативы неизбежно будет зависеть от внешних факторов, а также от внутренних условий, но государство сделает все, что в его силах, для претворения в жизнь этой политики разоружения…». Эта формулировка была компромиссной, она не вполне удовлетворяла Ганди, однако он дал согласие на то, чтобы именно так была выражена позиция Конгресса.

Вновь Ганди стал настаивать на полном соблюдении принципа ненасилия в декабре 1941 года, и это опять привело к расколу — Конгресс не согласился с ним. В дальнейшем Ганди больше не поднимал этот вопрос перед Конгрессом и даже, если верить Дж. Неру, согласился на «участие Конгресса в войне при условии, что Индия сможет действовать как свободное государство». По словам Неру, это изменение позиции было связано для Ганди «с моральными и душевными страданиями».

В январе 1939 года Ганди, вместе с Свами Бхаратанандой, добились от раджи Аундха провозглашения в его владениях республики (Аундхский эксперимент). Написанная Ганди и Свами Бхаратанандой «Ноябрьская декларация», являвшаяся конституцией этой республики, позднее была использована при создании конституции Индии.

Махатма Ганди и Индира Ганди в 1924 году

Махатма Ганди пользовался огромным влиянием как среди индусов, так и среди мусульман Индии и старался примирить эти враждующие группировки. Он крайне отрицательно отнёсся к разделению бывшей колонии Британская Индия в 1947 году на светскую республику Индия с преобладанием индуистского населения и мусульманский Пакистан. После раздела вспыхнула жестокая борьба между индуистами и мусульманами. 1947 год для Ганди закончился горьким разочарованием. Он продолжал доказывать бессмысленность насилия, но, казалось, никто его не слышал. В январе 1948 года в отчаянной попытке остановить межнациональные распри Махатма Ганди прибегнул к голодовке. Он объяснил своё решение так: «Смерть станет для меня чудесным избавлением. Уж лучше умереть, чембыть беспомощным свидетелем самоуничтожения Индии».

Жертвенная акция Ганди оказала необходимое воздействие на общество. Лидеры религиозных групп согласились пойти на компромисс. Через несколько дней после того как Махатма начал голодовку, они приняли совместное решение: «Мы заверяем, что будем защищать жизнь, собственность и веру мусульман, и те инциденты на почве религиозной нетерпимости, которые имели место в Дели, больше не повторятся».

Покушения и убийство Ганди

Но Ганди добился лишь частичного примирения индусов и мусульман. Дело в том, что индуистские экстремисты принципиально выступали против какого бы то ни было сотрудничества с мусульманами. «Хинду Махасабха», политическая организация с отрядами террористов «Раштра дал» и «Ваштрия сваям севак», решила продолжать борьбу. Однако в Дели ей противостоял авторитет Махатмы Ганди. Поэтому и был организован заговор, возглавляемый лидером «Хинду Махасабха», бомбейским миллионером Винайяком Саваркаром, который объявил Ганди «коварным врагом» индусов, а абсолютизируемую гандизмом идею ненасилия безнравственной. На имя Ганди ежедневно поступали протесты от ортодоксальных индуистов. «Одни из них считают меня изменником. Другие полагают, что я усвоил свои нынешние убеждения против неприкасаемости и тому подобное от христианства и ислама», — вспоминал Ганди. Саваркар решил устранить неугодного философа, который пользовался такой популярностью у индийского народа. Бомбейский миллионер в октябре 1947 года создал из своих верных людей террористическую группу. Это были образованные брахманы. Натхурам Годзе был шеф-редактором крайне правой газеты «Хинду раштра», Нарайян Апте являлся директором этого же издания. Годзе было 37 лет, он происходил из ортодоксальной брахманской семьи, имел неполное школьное образование.В результате разветвленного заговора индуистских экстремистов 30 января 1948 года Ганди был убит.

Оценки

Критика

Уинстон Черчилль в 1931 году негативно оценивал роль Ганди

Вызывает тревогу и отвращение зрелище Ганди, этого бунтаря из мелких адвокатов, выступающего в роли полуголого факира, разгуливающего по ступеням дворца вице-короля.

Историк Джон Чармли  в связи с этим отмечал, что «Черчилль стоял тогда на самом правом фланге британской политики в отношении Индии. Даже для многих консерваторов, не говоря уже о либералах и лейбористах, его взгляды по индийскому вопросу в десятилетие между 1929-м и 1939 годами были неприемлемы» и «он ужасно боялся, что введение в Индии самоуправления приведёт к распаду Британской Империи и к концу цивилизации», и в этом смысле не сильно отличался от прочих викторианских империалистов. А историк Ричард Тойе  в свою очередь указывал, что Черчилль жёстко высказывался в отношении Ганди и был убеждённым противником предоставления Индии какого-либо самоуправления, что достаточно часто вызывало у него полемику с однопартийцами. Также Тойе отмечает, что Черчилль неоднократно враждебно высказывался по отношению к индуизму.

Увековечение памяти

  • Национальный музей Ганди, Радж Гхат (мемориал на месте кремации) и Ганди Смрити (рядом с местом смерти) в Дели.
  • Мемориал Махатма Ганди. В рамках празднования дня независимости Индии, в 1997 году было принято решение о создании мемориала Махатма Ганди в США.
  • Памятники и мемориалы, посвящённые Махатме Ганди, есть во многих городах мира: Нью-Йорке, Атланте (штат Джорджия), Сан-Франциско, Питермарицбурге, Москве, Гонолулу, Лондоне, Алма-Ате, Душанбе, Улан-Баторе, Минске, Будапеште. Интересно, что почти все скульптуры изображают Ганди в преклонном возрасте, идущего босым и опирающегося на посох. Этот образ чаще всего ассоциируется со знаменитым индусом.
  • В Йоханнесбурге одна из площадей носит имя Махатма Ганди.
  • Памятник Махатме Ганди, скульпторы Дмитрий (Даниил) Рябичев, Александр РябичевПамятник Махатме Ганди (скульпторы Дмитрий [Даниил] Рябичев, Александр Рябичев) Москва, Воронцово поле, Посольство Республики Индия в Москве.
  • В честь М. Ганди выпущены почтовые марки многих государств мира.
Памятник Ганди на территории Ганди СмритиПамятник Ганди в Алма-АтеЗнаменитая марка Индии 1948 года номиналом 10 рупийПочтовая марка СССР, посвящённая 100-летию Ганди, 1969

Интересные факты

  • Махатма и Индира Ганди не приходились друг другу родственниками, хотя и были знакомы лично.
  • Махатма Ганди еженедельно практиковал однодневную мауну. День молчания он посвящал чтению, размышлению, письменному изложению мыслей.
  • В 1906 году Ганди принял обет брахмачарьи.
  • В 1909 году Ганди перевёл и опубликовал в Индии на гуджаратском языке «Письмо индусу» — письмо Льва Толстого Таракнату Дасу.
  • О Махатме Ганди снято более 10 фильмов, в частности: британский «Ганди» (Gandhi, 1982, режиссёр Ричард Аттенборо, в роли Ганди — Бен Кингсли, 8 премий «Оскар») и индийский «О, Господи» (Hé Rām, 2000).
  • В «Золотом телёнке» Ильфа и Петрова есть фраза, ставшая крылатой: «Ганди приехал в Данди» (отсылка к «соляному походу» Ганди)
  • В повести «И не осталось никого» Эрика Фрэнка Рассела есть упоминание о неком Ганди, создателе системы гражданского неповиновения на Терре.
  • Британцы, в опросе Би-би-си 2000 года признали Махатму «человеком тысячелетия»
  • В 2007 году ООН учредила Международный день ненасилия, отмечаемый в день рождения Махатмы Ганди.
  • Портрет Ганди изображен на денежных купюрах номиналом в 5, 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 индийских рупий.
  • Махатма Ганди написал два письма Адольфу Гитлеру, в которых отговаривал его от развязывания Второй мировой войны. Эти письма зачастую толкуются превратно, поскольку начинаются с обращения «мой друг».
  • В честь Ганди назван головной убор, являющийся символом индийской независимости и патриотизма.
  • В ранних версиях компьютерной игры «Цивилизация Сида Мейера» многие игроки удивлялись агрессивности Ганди — ведь он, наоборот, должен быть образцом миролюбивости. Ганди действительно имел минимально возможный уровень агрессии, равный единице. Но при переходе к демократии этот уровень для любой нации снижался на 2, что в случае с Ганди приводило к значению −1, которое было эквивалентно 255, то есть максимальной нетерпимости. И демократ Ганди сразу начинал угрожать всем остальным государствам, а также использовал ядерное оружие, если оно было разработано. В следующих версиях игры баг агрессивности был исправлен, но «ядерное сумасшествие» Ганди разработчики специально оставили в качестве пасхального яйца.

Сочинения

  • Хинд Сварадж (главы из книги). Сатьяграха в Южной Африке (фрагменты). Мой Толстой. Статьи и речи
  • Моя жизнь. М., Гл. ред. восточной литературы изд-ва «Наука», 1969
  • Педагогические сочинения. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998
  • Переписка Л. Н. Толстого с М. К. Ганди Публ. А. Сергеенко // Л. Н. Толстой / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.: Изд-во АН СССР, 1939. — Кн. II. — (Лит. наследство; Т. 37/38).
  • Письма Гитлеру

worldofaphorism.ru

Ганди Махатма К. - краткая биография.

Ганди Мохандас Карамчанд - индийский политик, общественный деятель, идеолог и один из лидеров движения за национальную независимость. Родился 2 октября 1869 г. на севере страны, в княжестве Порбандер, где его отец занимал пост главного министра. Семья была очень религиозной, жила интенсивной духовной жизнью, строго придерживалась традиций, практиковала строгое вегетарианство, и мировоззрение будущего «отца нации» формировалось под воздействием этических и религиозных постулатов индуизма. Тринадцатилетним подростком Мохандас женился на сверстнице, брак с которой дал жизнь четырем сыновьям.

В 19-летнем возрасте Ганди уехал в Лондон, чтобы получить в английской столице образование юриста. В 1891 г. он вернулся на родину с дипломом адвоката, однако его деятельность на профессиональном поприще не давала результатов, на которые он рассчитывал, поэтому молодой юрист в 1893 г. уехал в Южную Африку и устроился работать в индийскую торговую фирму на должность юрисконсульта. За границей он постепенно включился в движение за права индийцев.

После возвращения на родину в 1915 г. в жизни Мохандаса Ганди начинается новый этап, связавший всю его последующую биографию с борьбой против дискриминации соотечественников, насилия в различных его проявлениях. Ганди вступил партию ИНК - Индийский национальный конгресс, борющийся за независимость Индии от Великобритании. С легкой руки Рабиндраната Тагора, известного индийского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе, Ганди стали называть Махатмой (в переводе - «великая душа»). Соотечественники питали огромное уважение к этому скромному в манере одеваться, в потребностях человеку, который считал себя недостойным столь лестного титула и отдавал много сил борьбе за их лучшую жизнь. В 1921 г. Мохандас Ганди стал лидером ИНК.

Принципы борьбы (как тактические, так и идейные), провозглашенные Ганди, получили широкую известность под названием «гандизм» и основывались на концепции «сатьяграхи», «упорства в истине» - сопротивления, основанного на ненасильственных действиях. Заметное влияние на ее формирование оказало, в частности, учение Льва Толстого о непротивлении злу насилием. Именно таким образом Ганди и его единомышленники противостояли диктату Великобритании - например, игнорированием продукции, выпущенной английскими производителями. Серьезный вклад внес Ганди в ликвидацию кастового неравноправия.

Последовательное воплощение в жизнь принципа ненасилия неоднократно подвергалось серьезным испытаниям и противопоставляло Ганди Конгрессу, не считавшего нужным распространять подобную стратегию на внешнюю политику. Принципиальные расхождения в этом вопросе и компромиссные решения летом 1940 г. и зимой 1941 г., давались Ганди, по свидетельству очевидцев, ценой больших душевных страданий.

Одним из приоритетных направлений деятельности Ганди была борьба с национально-религиозными распрями между индусами и мусульманами, раздиравшими Индию не одно столетие. В 1947 г. состоялся раздел бывшей британской колонии на республику Индия, где большинство населения были индуистами, и Пакистан с преобладанием в нем мусульман, и это событие послужило поводом для нового обострения отношений.

Махатма Ганди выступал с призывами остановить бессмысленное насилие, но все попытки были тщетными, и тогда в январе 1948 г. он объявил голодовку. Поскольку Ганди был большим авторитетом для обеих враждующих сторон, они заключили компромиссное соглашение. Но экстремистская индуистская группировка решила устранить с политического горизонта яркую, харизматичную личность Махатмы, мешавшую их борьбе с мусульманами, и организовала крупный антиправительственный заговор. 20 января 1948 г. на Ганди произошло покушение: возле него взорвалась самодельная бомба, никому не причинив вреда. 78-летний Ганди категорически отказался от усиленной охраны, и уже 30 января 1948 г. его жизнь оборвали три пули, выпущенные террористом. Последними жестами Мохандас Ганди дал знать, что дарует своему убийце прощение.

www.wisdoms.ru

Махатма Ганди (краткая биография)

Много ли вы назовете людей, которые навсегда изменили ход истории, пусть не во всем мире, но, по крайней мере, в одном конкретном государстве? И сделали это, не прибегая к насилию, без войн и террора, а только силой убеждения и личным примером. Кто не были правителями и военачальниками и даже не занимали никакие государственные посты, а смогли повести за собой массы людей, дать им свободу и остаться в их памяти и сердцах навсегда? Думается, таких имен наберется немного. Но обязательно среди них будет имя Махатмы Ганди, выдающегося индийского лидера, борца за свободу своего народа и основателя учения ненасильственного сопротивления.

Детство и юность

Мохандас Карамчанд «Махатма» Ганди, родился в 1869 г. в портовом городе Порбандар на западном побережье Индии, в обеспеченной семье торговцев, которые принадлежали к касте вайшьев. Его отец был высокопоставленным министром, а  мать малограмотной женщиной, полностью поглощенной религией. Ганди вырос в глубоко религиозной семье, исповедовавшей вайшнавизм, культ бога Вишну, для которого также свойственны вегетарианство (отказ от животной пищи), ахимса (ненасилие по отношению ко всему живому) и альтруизм (бескорыстие и забота о других).

Когда Мохандасу было 9 лет, его отца перевели в г. Раджкот к северо-востоку от  Порбандара, и семье пришлось переехать. Там маленький Мохандас пошел в школу, где постигал азы математики, истории, географии и языков. Он был средним школьником, который иногда завоевывал призы на олимпиадах. Учителя говорили о нем как о замкнутом и молчаливом ученике, которого книги интересовали больше, чем игры с одноклассниками. В одной из характеристик было указано, что он «успешен в английском языке, старателен в арифметике и слабоват в географии, имеет плохой почерк».

В возрасте 13 лет Мохандас Гинди женился на 14летней Кастурбе Маханди Кападия. Свадьбы в Индии влекут за собой огромные траты, поэтому было решено женить одновременно Мохандаса, его брата и их кузена. Вспоминая день своего бракосочетания, Махатма Ганди как-то признался: «Мы мало что знали о том, что такое свадьба. Для нас она означала возможность красиво одеться, поесть сладостей и поиграть с родственниками». Однако, несмотря на столь ранний брак, Карстурба стала надежным помощником и преданным другом своему супругу. Они прожили вместе 62 года и воспитали четырех сыновей.

Обучение в Лондоне

После смерти отца, когда Ганди исполнилось 18 лет, он уехал учиться в Лондон. Там он изучал юриспруденцию и даже вступил в одну из адвокатских ассоциаций, намереваясь в будущем построить карьеру на этом поприще. Помня о своей клятве, данной матери при отъезде за рубеж, Мохандас вступил в Британское Вегетарианское общество, некоторые участники которого привлекли юного Ганди к изучению древнейшего религиозно-философского памятника Индии «Бхагавадгиты». Это классическое произведение индийской литературы пробудило в нем гордость за свой народ и его наследие и оказало значительное влияние на развитие дальнейших взглядов Ганди.

Жизнь и борьба в Южной Африке

Когда через 4 года Мохандас вернулся в Индию, он узнал о смерти матери. На родине Ганди пробыл недолго, и вскоре вместе со своей женой отправился в Британскую Колонию Наталь в Южной Африке. Там его ждала должность юриста в крупной торговой фирме. Именно в Африке Ганди был поражен расовой дискриминацией и несправедливостью в отношении своих соотечественников. И именно там он начал вести борьбу за права и свободу индийского народа. За 21 год пребывания в Африке Ганди испытал на себе все бесчинства британцев по отношению к людям другой религии и иного цвета кожи. Но он добился того, чтобы индийцы получили право на участие в выборах, для них была пересмотрена ставка налогообложения, и браки, заключенные по индийским традициям, стали признавать законными. Работая и участвуя в борьбе за права своего народа на африканском континенте, Ганди вывел принципы учения Сатьяграха и использовал их. Сатьяграха – это ненасильственное сопротивление британским колонизаторам, выражающееся в отказе сотрудничать с властями и неповиновении законам. В этот же период жизни молодой Ганди познакомился с трудами великого русского писателя Льва Толстого, которого впоследствии называл своим наставником. Идеи Толстого о непротивлении злу насилием, теория неприятия насильственных действий в любой форме и для достижения любых целей легли в основу Ганди в дальнейшем развитии освободительного движения в Индии.

Лидер Индийского национально-освободительного движения

В 1914 г. Ганди вернулся в Индию и активно включился в борьбу за права своего народа. Он организовал кампанию по пассивному сопротивлению закону Роулетта, дававшему британским властям в колониях неограниченные полномочия подавлять любые выступления против и вершить правосудие над неугодными им гражданами без суда и юридической защиты. Возмущенный такой несправедливостью Ганди вместе со своими единомышленниками объездил всю страну, выступая на митингах, организуя голодовки и призывая народ к неповиновению, но без насилия и с готовностью стойко переносить любые лишения и боль. Благодаря личному примеру, своим призывным речам и безграничной вере в справедливость и равенство людей к 1920 г. он стал самой видной фигурой в движении за независимость Индии от Британской Империи, а в 1921 г. был избран главой Индийского национального конгресса, крупнейшей политической партии в стране.

На своем посту Мохандас Ганди активно боролся с кастовой дискриминацией, стараясь с помощью законов провозгласить равенство между всеми гражданами независимо от их деятельности, ибо искренне верил в божественную природу происхождения каждого человека. Ратуя за независимость и самостоятельность родной страны, Ганди призывал создавать свои индийские административные органы, постепенно переходя на самоуправление и самоорганизацию, а также отказываться от английской товаров, возрождая свою собственную промышленность, и в первую очередь текстильную, которая была практически уничтожена за время правления Британии. Национальный лидер сам изготавливал себе одежду и обувь, поэтому символом Сатьяграхи стала чаркха, обыкновенная индийская прялка. С подачи великого писателя и поэта Индии Рабиндраната Тагора все стали называть Мохандаса Ганди «Махатмой», что означает «великая душа». Однако мыслитель в силу своей скромности не любил это имя и сам себя так не называл.

Ганди никогда не призывал соотечественников к вооруженному захвату власти, а лишь вдохновлял их проводить кампании неповиновения англичанам. Он пробуждал в индийцах чувства самосознания и самоуважения, вселяя в них ненависть к колонизаторам и их законам.

Аресты Махатмы и Кастурбы  Ганди

За свои выступления перед народом и протестные голодовки Ганди неоднократно арестовывали, и он провел в тюрьме в общей сложности около 7  лет. Очередное трехлетнее тюремное заключение было назначено Махатме и его жене в 1942 г. за призывы к индийскому народу бойкотировать вступление в войну с Германией, а также за их активное участие в кампании против колонизаторов «Вон из Индии!». Вообще, после возвращения из Африки Кастурба Ганди начала принимать непосредственное участие в национально-освободительном движении, лидером которого являлся ее муж. Кастурбу тоже неоднократно заключали под стражу, однако, арест 1942-1944 годов оказался для нее последним. Проведя год в тюрьме, она скончалась, не дожив всего 4 года до  обретения ее родиной независимости. Смерть супруги подкосила здоровье национального лидера, но после выхода на свободу он снова занялся активной общественной деятельностью.

Смерть героя

Ганди беспокоила перспектива распада его любимой страны на два государства: Пакистан и Индию, однако, он надеялся, что этот раздел приведет к прекращению многолетней кровопролитной борьбы мусульман с индусами, и принесет мир и спокойствие в регион. Но с приобретением двумя странами независимости межнациональный религиозный конфликт не закончился, и тогда в 1948 г. в возрасте 78 лет Махатма Ганди объявил об очередной голодовке с целью призвать враждующие стороны сложить оружие. Однако религиозные фанатики, ратовавшие за полное изгнание мусульман с территории Индии, были не согласны и совершили два покушения на жизнь Ганди. В первый раз в него бросили ручную бомбу, что, к счастью, не повлекло за собой жертв, а во второй раз в него было выпущено три пули, осязавшиеся смертельными. Тело Махатмы Ганди было сожжено на погребальном костре в г. Дели. Весь индийский народ  скорбел о национальном герое. Три миллиона человек пришли проститься с одним из величайших мыслителей своего времени, легендарным основателем философии гандизма и отважным лидером движения за независимость Индии от колонизаторской Англии.

Интересные факты о Махатме Ганди

  • Память о Махатме и Кастурбай Ганди бережно храниться в сердцах жителей Индии. День рождения великого борца за свободу собственного народа — 2 октября — провозглашен государственным праздником Ганди Джаянти, а 11 апреля, когда родилась его супруга, отмечается День индийских матерей. В 2007 г. решением Организации Объединенных Наций 2 октября провозглашено Международным днем отказа ненасилия.

  • Махатма Ганди почитаем на родине и по сей день. Практически в каждом доме можно увидеть его портрет.
  • Индийцы называют Махатму Ганди «bapu», что в переводе означает «папа», а также Отцом нации.
  • Огромное количество книг написано о жизни легендарного Ганди, и более 10 кинолент снято. Фильм «Ганди», вышедший на экраны в 1982 г., получил 8 Оскаровских премий, 5 Золотых глобусов и еще более 11 наград.

  • Еще в молодости Ганди отказался от употребления молока. Однако с возрастом у него начались проблемы со здоровьем, он согласился на козье молоко. Иногда он даже брал с собой в путешествия свою козу, чтобы быть уверенным, что молоко будет свежим и ему не подадут коровье или буйволиное.

  • Самым ярым критиком взглядов и деятельности Махатмы Ганди был премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.
  • В 1930 г. Махатма Ганди был признан Человеком года по версии журнала «Тайм».
  • Урна с прахом Ганди сейчас находится в Лос-Анджелесе в Парке всех религий Lake Shrine.

 

indiamagazine.ru

биография, кто такой кратко, деятельность лидера и политика в Индии — perstni.com

Жизненный путь этого человека наполнен самыми разнообразными событиями, связанными с борьбой за независимость его родины – Индии. С раннего детства он ратовал за изменение устоев, которые сотнями лет выматывали и постепенно уничтожали его страну. Махатма Ганди, а речь идет именно о нем, пользовался колоссальным авторитетом даже в среде своих ярых противников. Его называли великим мыслителем и самой светлой головой двадцатого века. Бороться с агрессией и насилием он предпочитал исключительно мирным путем, используя слово, вместо ножа или пистолета. Какие же полезные дела совершил прославленный “отец нации”, как именно сложилась его судьба и как завершился жизненный путь?

Адвокат Махатма Ганди: биография человека с большим сердцем

Имя этого человека действительно одно время было на устах у всего мыслящего сообщества. Он являлся знаменитым индийским политиком, выдающимся общественным деятелем, а главное – одним из лидеров национального освободительного движения Индии, идеологом,вдохновителем народа на борьбу за собственные права. При этом он был чрезвычайно религиозен, практиковал строгий вегетарианский режим и все предписываемые его верой действия исполнял всегда в четкой последовательности. Именно из основных канонов и постулатов индуизма и выросло его мировоззрение, которое и не позволило ему сидеть сложа руки в то время, когда народ родной страны изнывал в нищете и несправедливости.

Следует знать

Чтобы разобраться, кто такой Ганди, и лучше вникнуть в его образ мыслей, стоит обратиться к книге американского журналиста, одного из биографов знаменитого индийца, Луиса Фишера под названием «Ганди и Сталин». Однажды в тридцать седьмом или восьмом году у Махатмы спросили, как быть иудеям, которые живут на территориях фашистского Третьего рейха. Он ответил, что эти люди должны совместно свести счеты с жизнью, что автоматически обратит на них внимание всего мира. Эти слова озадачили многих, но Ганди было все равно. Он был готов сам отдать жизнь в любую секунду на благо общей цели и полагал, что так должен поступать каждый.

Кратко о жизни знаменитого индийского пацифиста

Многие опрометчиво думают, что великий индийский мудрец и борец за правду происходил из бедной семьи и его детство прошло в жалкой лачуге. Это не так, парень вырос в хороших условиях, а родители даже смогли позволить себе образование детей, да не какое-нибудь, а учебу в Англии. Он вернулся в родную страну уже хорошим адвокатом, разбирающимся во всех тонкостях закона своей страны и не только. Почти сразу после этого ему предложили работу в Южной Африке, и он с семейством отправился в новое путешествие. Но и там философ не оставил попытки как-то повлиять на отношение власть имущих ко всем угнетенным.

Только более двух десятков лет спустя он смог возвратиться на родину, где его уже хорошо знали. Он включился в борьбу за независимость страны, которая стонала под гнетом британской оккупации. Выдающиеся заслуги, смелость, твердый характер, нежелание идти на компромиссы, но в то же время любовь и доброту ко всему сущему не могли остаться незамеченными. Писатель Рабиндранат Тагор стал первым, кто назвал Ганди Махатмой, что в переводе означает «Великая душа». Основным постулатом в борьбе он считал метод ненасильственного сопротивления (движение несотрудничества).

Он оказал колоссальное влияние на видение ситуации изнутри, а не поверхностный взгляд на колонии в целом. Последователи великого индийского мудреца, философа и общественного деятеля появились еще при его жизни. Идеи этого человека принимал премьер-министр Джавахарлал Неру, а британский писатель и публицист Джордж Оруэлл отмечал «особую интеллектуальность» и частность высказываний.

Рождение и детство Мохандаса

Так уж исторически сложилось, что общество в Индии разделено на отдельные касты (джати), которые имеют свои особенности, отдельные сферы влияния и занятий, а переход из одной в другую затруднен. Семейство будущего мыслителя относилось к джати банья, то есть к сословию ремесленников и торговцев. Это было гораздо лучше и престижнее, чем шудры (слуги), но еще далеко не кшатрии и не брахманы, которые представляли собой аристократию. Карамчанд Ганди занимал достаточно высокий пост главного министра дивана города Порбандара, что в штате Гуджарат. В положенное время он женился на юной и прекрасной девушке Путлибай, которая оказалась еще и чрезвычайно набожной.

Второго октября 1869 года в родном доме на свет появился крохотный карапуз, которого назвали Мохандас Карамчанд (Mohandas Karamchand). С ранних лет мальчик был приучен жестко соблюдать все религиозные предписания: строжайшее и безоговорочное вегетарианство, регулярные посты, проведение богослужений в храмах, чтение духовной литературы и священных для всех индусов книг, самоотречение и покорностью высшим силам.

Глядя на худенького мальчишку Махана, как звали его дома, трудно было представить, что из него вырастет нечто путное: худенький, даже хрупкий, с шаровидной головой на тоненькой шейке и такие же паутинные ручки и ножки. Ему не очень нравилось учиться, зато по отношению к змеям и призракам он испытывал настоящий ужас, о чем впоследствии говорил без стеснения.

Юность и поиски справедливых методов свободы

Если кратко, Махатма Ганди в юности не отличался никакими особыми талантами. Учился он в старшей школе Альфреда неохотно, средненько, преподаватели его не хвалили за успехи, зато дисциплиной были очень довольны. Как и было принято, родители женили парня в возрасте тринадцати лет, после чего он отправился обратно на свое место за партой. В возрасте восемнадцати лет юноша кое-как окончил школу. Он выступил из ее стен в широкий мир, совершенно не представляя себе, чем будет заниматься в будущем. Тогда брат отца предложил отправить Махана в Лондон, где он смог бы выучиться на юриста.

В 1888 году Ганди приобрел билет, и вскоре судно доставило его в английский порт Тилбери. Там он сразу же сдал экзамены, так как основательно подготовился и стал студентом Университетского колледжа Лондона (University College London) юридического отделения. «Белые господа», с которыми приходилось ежедневно пересекаться Махану, отнеслись к нему с легким снисхождением, ведь он был «дикарем» и «аборигеном». В 1891 году образование было завершено, а все экзамены сданы. Можно было оставаться в Британии, работа для него обязательно нашлась бы, но сердце звало домой, к родным краям и любимым людям.

Становление индийского политика

В первые два года после возвращения деятельность Махатмы Ганди не приносила ни особого дохода, ни удовлетворения для самого молодого человека. Право, изученное им с таким трудом в Лондоне, почему-то никак не желало «работать» у него на Родине. Потому, когда в девяносто третьем ему предложили контракт для работы в Южной Африке, он сразу же согласился. По приезде оказалось, что в тех краях трудится множество коренных индийцев, чьи свободы и права регулярно ущемляются. Здесь впервые и выяснилось, что молодой и не страдающий от излишней амбициозности Ганди является довольно хорошим адвокатом, способным уладить даже весьма сложные конфликты.

Важно

Огромное влияние на формирование мировоззрения Махатмы Ганди, как будущего политика, оказали книги, которые он прочел в так называемый африканский период. В первую очередь это касается Бхагавадгиты, которая и есть основой всей индуистской философии. Кроме того, он переписывался с русским мыслителем и писателем Львом Николаевичем Толстым, а также американским публицистом и общественным деятелем Генри Дэвидом Торо, которые тоже неизменно отражены в его последующем творчестве. Сам Ганди впоследствии говорил, что огромную роль в его становлении сыграл ирландский патриот и националист Майкл Девитт.

Пропаганда методов ненасильственной борьбы

Во время работы в Африке Ганди попадались разнообразные клиенты. Были среди них индийцы и белые, и всюду он видел дискриминацию и несправедливость. Однако дела шли довольно хорошо, а в скором времени денег накопилось для того, чтобы забрать из Индии супругу и детей, за которыми мужчина постоянно очень скучал. После этого он стал замечать несправедливость и притеснения еще чаще, так как во многом все это касалось его семейства. Однажды адвоката даже ссадили с поезда, хотя он оплатил билет в первый класс, чтобы освободить место для белого господина. Это заставило мужчину всерьез задуматься. Он принял решение отдать все свои силы для борьбы за равноправие для всех.

Однако, если бы Ганди избрал путь революционера, скорее всего, его личность затёрлась на фоне прославленных «певцов» свободы. Да и не мог он взять в руки автомат и идти стрелять оккупантов – его мировоззрение не позволяло этого. Он был ярым противником вооруженных конфликтов в любом виде, потому решил разработать собственный метод оказывать давление на оппонента. Этот способ получил название «Сатьяграха», что значит «стояние в истине» или «упорство в правде».

Фундаментальной идеей концепции можно считать стремление оказать влияние напрямую на совесть и благоразумие врага. Он подразумевал полный отказ от насилия (ахимса), а также готовность самому сносить унижения, боль, страдания. В идеале противника нужно было превратить в союзника и даже друга, если дело действительно правое, так как «сработать» подобное могло только с истиной.

К примеру, индийские граждане соблюдали строгий бойкот английских учреждений, а также товаров. Порой это было во вред себе, но оно того стоило. Иногда по призыву Ганди они нарушали ряд запретов и законов, но при этом никогда не шли на откровенный конфликт. К тому времени о том, кто такой политик Махатма Ганди, уже заговорила вся страна, да и далеко за ее пределами. В двадцать первом году двадцатого века он даже встал во главе Индийского национального Конгресса. Однако, кроме отрицательного отношения к внешней экспансии, он боролся с несправедливостью и внутри своей державы, к примеру, с безоговорочным делением на касты.

Борьба против дискриминации неприкасаемых

Как мы уже говорили, все общество в Индии разделено на касты, с которыми всю свою сознательную жизнь тоже «сражался» Махатма Ганди. Понятно, что он не просто боролся с представителями этих формаций, а с самим изначальным разделением. Самой низкой в индийской иерархии кастой считаются неприкасаемые, которые составляют от пятнадцати до двадцати процентов от общего количества населения. Они даже не включены в систему четырех варн, то есть вообще ни во что не ставятся. Эти люди не могли входить в храмы, общаться с остальными кастами, не могли получить собственную землю или возвыситься каким-то образом.

Ганди старался добиться не только снятия законодательных запретов для них, но также искоренения самого понятия неприкасаемости, как противоречащего принципу индийского единобытия. Он считал, что божественная природа свойственна всем людям, вне зависимости от кастовой, национальной или другой принадлежности. В рамках этой концепции он называл этих людей хариджанами – людьми бога. Свое отношение ко всему этому он показывал наглядно: делил трапезу с неприкасаемыми, приглашал их в свой дом и даже несколько раз голодал в защиту их прав.

Однако в итоге у него и лидера хариджанов доктором Амбедкаром возникли кардинальные «нестыковки», в результате чего разгорелся конфликт. Ганди не считал, что стоит однозначно отменить все кастовые предрассудки, так как это могло вызвать раскол в обществе. В тридцать втором году он даже объявил голодовку по этому поводу, заставив таким образом доктора несколько смягчиться. Ведь он-то как раз и считал, что всяческое угнетение само по себе должно сразу же пресекаться. Правда, кардинальной смены отношения к неприкасаемым, несмотря на внесение запрета дискриминации в конституцию Индии, добиться так и не удалось, но заслуга Ганди в этом была огромна.

Достижение самостоятельности Индии

Махатма Ганди очень длительное время строго придерживался политики ненасилия, в этом его поддерживал и Конгресс. Однако мюнхенский кризис тридцать восьмого сделал войну почти ощутимой, близкой и угрожающей. Политик писал, что Индия должна соблюдать пассивное сопротивление, но ему пояснили, что не никак не получится вынести внутренний принцип настолько далеко вне страны. Несколько позже Исполнительный комитет Конгресса составил формулировку внешней политики, в которой четко указывалось, что они «твердо уверены в политике и практике ненасилия в борьбе за сварадж», то есть самоуправление. Там говорилось, что Индия принимает принцип разоружения, что окончательно успокоило Ганди.

Со временем путем долгих размышлений и страданий Махатма выяснил для себя, что страна может даже принять участие в вооруженном конфликте, но только при условии, что будет выступать в качестве независимого государства. Такой расклад был большим компромиссом для этого человека, но он умел принимать нестандартные решения. В тридцать девятом ему, вкупе с инженером и популяризатором индуизма Свами Бхаратанандой (Морисом Фридманом), удалось уговорить раджу Аундха (одноименный эксперимент) на объявление в своем уделе настоящей республики. Для этого он лично составил «Ноябрьскую декларацию», которая в итоге легла в основу конституции Индии.

Чрезвычайно трепетно относился лидер Махатма Ганди к религии и вероисповеданию. Он изо всех сил пытался облагоразумить вечно воюющих последователей индуизма и ислама. В сорок седьмом году английское правительство решило разделить ранее существовавшую единую Британскую Индию, на отдельную республику с индуистскими верованиями и мусульманский Пакистан. Это казалось неприемлемым и неправильным, потому мыслитель воспротивился, но не помогло. Несмотря на его пламенные речи в пылу вспыхнувших конфликтов, голос этого худенького пожилого человека становился все тише и невнятнее. В начале сорок восьмого года Ганди, видя тщетность всех своих попыток остановить стычки, объявил голодовку и только после этого был все-таки услышан.

Литературная деятельность Мохандаса

За свою жизнь Ганди написал множество книг, которые являются актуальными, озвучивают проблемы, которые не утратили злободневности и в наши дни. Самым известным из сочинений принято считать трактат «Моя жизнь», являющийся автобиографическим. В книге автор озвучивает не только исторические факты о своей родной стране, но и собственные мысли, соображения, идеи и постулаты. Но это далеко не все, что известно из его литературных трудов.

  • «Сатьяграха в Южной Африке».
  • «Мой Толстой. Статьи и речи».
  • «Хинд Сварадж».
  • «Переписка Л. Н. Толстого с М. К. Ганди».
  • «Письма к Гитлеру».

Это лишь краткий перечень того, что каждый может отыскать в любой библиотеке на русском языке, хотя наследие философа намного обширнее. Все они наполнены человеколюбием и светлой надеждой, что метод ненасильственного сопротивления обязательно сработает и установит в итоге вечный мир на всей планете.

Личная жизнь души Индии и память о нем

Мятежная душа Махатмы Ганди никогда не могла смириться с вопиющей несправедливостью, которую он видел вокруг себя. Но в собственном доме его всегда ждали те, кто безоговорочно соглашался любить его, а заодно и весь окружающий мир. Считается, что великие преимущественно несчастливы, но о Махане сказать этого нельзя.

Жена и дети

Согласно традициям индуизма, супругу сыну подыскали родители, а свадебный обряд был совершен, когда мальчику едва исполнилось тринадцать. Невеста была на парочку месяцев младше, а звали ее красивым именем Кастурба. Она была очень красивой, а главное — души не чаяла в своем муже. В браке появилось на свет четверо ребятишек.

  • Харилал, который родился в знаковом 1888 году, впоследствии «отбился от рук». Он стал пить, гулять, имел связи с игорным бизнесом, за что отец отрекся от него. Несколько раз сменив верования, он скончался от болезни печени (цирроз, рак?).
  • Манилал, родившийся в 1982-м, стал известным журналистом и работал редактором крупного индийского издания.
  • Рамдас родился в 1897 году в Южной Африке. Он пережил родителей и всех своих братьев. Стал активным общественным деятелем, за что неоднократно был осужден и отбывал тюремное заключение.
  • Девдас появился на свет в 1900 году, на заре нового тысячелетия. Впоследствии стал активистом освободительного движения за независимость Индии и главным редактором издания «Хиндустан таймс».

Младший сын известен тем, что женился на дочери брамина Раджаджи, Лакшми, что было совершенно неприемлемо. Получалось, что невеста из высшей касты, а жених из низшей. Несмотря на такое несоответствие, в тридцать третьем году молодые все же получили разрешение на заключение брака.

Убийство индийского идеолога свободы: память о политике

Самым острым конфликтом в судьбе Ганди был раздор пакистанских мусульман и близких ему индуистов. Последние оказались настроенными экстремистки. Политическая националистическая сила «Хинду Махасабха», организовав отряды настоящих террористов под названием «Раштрия сваям севак» и «Раштра дал», решила продолжать войну до победного конца во что бы то ни стало, даже вразрез с официальной линией. Однако колоссальный авторитет Махатмы в Дели мог помешать их планам.

Тогда лидер экстремистов, миллиардер из Мумбаи (Бомбея), поэт, писатель и выдающийся драматург Винаяк Дамодар Саваркар, решил объявить Ганди «врагом всех индусов», а саму его идею сатьяграха безнравственной. Считается, что именно этот человек собрал преступную группу, которая совершила покушение на престарелого политика. Тридцатого января 1948 года, в то время, когда Ганди шел совершать вечернюю молитву, Натхурам Винаяк Годзе трижды выстрелил в него. Две пули прошили тело навылет, а третья осталась в легком, как раз в области сердца. В судебном процессе Саваркар был оправдан, а вот исполнители получили по пятнадцать — восемнадцать лет. После смерти он был кремирован по древнему индуистскому обычаю.

На месте, где был сожжен прах национального героя и борца за социальную несправедливость воздвигнут храм, в который люди приходят и в наши дни. В Соединенных Штатах открыт мемориал в честь этого великого человека, а памятников ему не счесть по всему миру: в Дели и Лондоне, Алма-Ате и Бишкеке, Нью-Йорке и Атланте, Гонолулу, Питермарицбурге, Москве и многих других. В южноафриканском городе Йоханнесбурге имеется даже площадь, названная в честь мыслителя Махатма Ганди. Он нем писали многие литераторы, к примеру, Джордж Оруэлл, Ростислав Рыбаков, Ромен Ролан и Алексей Литман. В 1982 году на экраны вышла кинолента под названием «Ганди» с Беном Кингсли в главной роли, а в 2007-м «Мой отец Ганди» в виде рассказа от лица его сына Харилала.

Интересные факты о Махатме Ганди

Этот человек не всегда носил лохмотья и ходил босиком. Проходя обучение в университете Лондона, он слыл тем еще денди, умел красиво и со вкусом одеваться, любил европейскую музыку и с удовольствием танцевал вальс.

За то время, что он проживал у себя на Родине, он был арестован несчетное количество раз. Это толкнуло его саркастически называть тюрьму Yeravda своим домом. Однако борца за свободу и равенство тут же отпускали, а больше недели за решеткой он никогда не проводил.

В тридцать семь лет Ганди принял обет Брахмачария. Это значило полный отказ от собственности, эмоциональных всплесков и половое воздержание.

Махатму пять раз номинировали на премию мира от Нобеля, но так ни разу ему ее и не выдали.

В сорок четвертом году супруга мудреца заболела тяжелой бронхиальной пневмонией, перенеся перед этим несколько инфарктов. Сын предлагал уколоть недавно изобретенный пенициллин, но отец запретил. Женщина вскоре умерла.

perstni.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о