В брюсов биография краткая биография – Краткая биография Брюсова Валерия Яковлевича поэта

Содержание

Краткая биография Брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря (13 декабря по новому стилю) 1873 года в Москве. Родители рано занялись его образованием, и уже к восьми годам мальчик начинает писать стихи. С раннего детства родители разрешали читать Валерию все, кроме религиозной литературы, воспитывая его в духе атеизма. Это послужило поводом для отчисления Брюсова из частной гимназии Креймана в 1889 году, за пропаганду атеизма. В том же, 1889 году, в журнале «Русский спорт» выходит его первая статья. В первой гимназии он проучился четыре года с 1885. Во время обучения издавал рукописный журнал и писал стихи. После отчисления из гимназии Креймана переходит учиться в частную гимназию Поливанова, которую благополучно заканчивает в 1893 году. Ближе к окончанию гимназии Валерий Яковлевич начинает увлекаться математикой. В годы учебы открыл для себя французских поэтов-символистов. Влияние Верлена нашло отголоски во многих стихах Брюсова. В 1893 году пишет драму «Декаденты (Конец столетия)» про жизнь Верлена. В том же году поступает в Московский университет на историко-филологический факультет, который благополучно оканчивает в 1899. Во время учебы, в 1897 году, женится на Иоанне Матвеевне Рунт (1876-1965), с которой проживет до конца своих дней. Первая известность приходит после публикации сборников стихов «Русские символисты» в 1899.

По окончания университета полностью отдается любимому занятие – литературе. Начал работать в журнале «Русский архив». В 1899 стал одним из инициаторов создания издательства «Скорпион». Начало двадцатого века пик творчества поэта. В это время выходят сборники стихов «Граду и миру», «Венок», драма «Земля», «Огненный ангел». Свой сборник «Венок» Брюсов считал вершиной своего творчества. В 1904 году начинает издавать журнал «Весы». С 1910 году наступает духовный кризис, и многие его произведения подвергаются критике. В этот же период печатается в журнале «Русская мысль» и «Искусство в Южной России» с критическими статьями.
Революцию Валерий Яковлевич Брюсов встречает с воодушевлением и практически сразу начинает работать на государственной службе. Работал в Комитете по регистрации печати , потом в Московском библиотечном отделе, стал членом Моссовета, был председателем Всероссийского союза поэтов. В 1920 году вступает в ВКП(б). В 1921 Брюсов организовывает Высший литературно-художественный институт, в котором до своей смерти будет ректором и профессором. В том же году стал профессором МГУ. В последние годы своей жизни продолжает писать и пытается создать новое направление в поэзии. Так же занимается научной деятельностью и критикой.
Умер Валерий Яковлевич Брюсов 9 октября 1924 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Новое на сайте:

  

  

  

  

kratkie-biografii.info

Валерий Брюсов - биография, личная жизнь и фото

Валерий Брюсов – русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Также он является одним из основоположников русского символизма.

На биографии Брюсова отразились те глобальные исторические перемены, которые сотрясали мир на стыке двух веков.

Итак, предлагаем вашему вниманию краткую биографию Валерия Брюсова.

Биография Брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 г. в Москве. Его отец, Яков Кузьмич, писал стихотворения, некоторые из которых были опубликованы в разных журналах.

Будучи азартным человеком, он серьезно увлекся скачками, что сыграло с ним злую шутку, ведь со временем он промотал целое состояние на тотализаторе.

Детство и образование

Родители Валерия Брюсова почти не занимались воспитанием сына, в результате чего он был предоставлен сам себе.

Помимо этого они не верили в Бога, и строго следили за тем, чтобы Валерий не читал какую-либо религиозную литературу.

В будущем Брюсов признается в том, что об атеизме и теории эволюции он узнал раньше, чем научился перемножать числа.

Несомненно, это отразилось не только на мировоззрении поэта, но и на всей его биографии.

В 1885 г. Брюсов стал учеником частной гимназии Ф. И. Креймана. Однако доучиться в ней ему так и не удалось, поскольку его отчислили за пропаганду атеистических идей.

Следующим учебным заведением в биографии Брюсова была гимназия Л. И. Поливанова. В этот период у него проявился особенный интерес к математике.

Личная жизнь

Достигнув 23-летнего возраста, молодой парень женился на Иоанне Рунт, с которой прожил до самой смерти. Детей в семье не было.

По своей натуре Брюсов был весьма собранным, целеустремленным и волевым человеком. Однако в то же время он проявлял слабость к азартным играм, ночным ресторанам, эротике и т.д.

Вероятно, виной этому была генетика отца, а также то воспитание, которое дали ему родители.

Творчество Брюсова

В середине 90-х годов 19-го века, Брюсову удалось написать множество произведений. Тогда же он задался целью распространить идеи символизма по всей России.

Его первые три сборника назывались «Русские символисты». В них были размещены переводы некоторых французских символистов, а также стихи начинающих поэтов.

Следующими сборниками стали «Это я», «Романсы без слов» и «Шедевры».

После этого Валерия Брюсова начали считать не только основателем символизма, но и его популяризатором.

Вскоре из-под его пера выходят сборники стихов «Третья стража», «Венок», и «Все напевы».

Стихотворения Брюсова насыщены историческими, мифологическими и абстрактными сюжетами. В них присутствует любовь, политика, философия и частные проблемы человека.

Интересен факт, что его творчество оказало влияние на таких поэтов, как Александр Блок, Сергей Соловьев и Андрей Белый.

В 1912 г. Валерий Брюсов опубликовал «Зеркало теней», где были представлены стихи, написанные в более простой, чем обычно, форме.

Поэт никогда не останавливался на чем-то одном, и постоянно экспериментировал со стилем.

Например, в более позднем его творчестве прослеживались идеи урбанизма, когда речь заходила о больших и высокоразвитых городах.

Литературное окружение

В конце 90-х годов Брюсов познакомился с такими известными литераторами, как Бальмонт, Гиппиус, Минский, Сологуб и др.

В 1899 г. он был руководителем книгоиздательства «Скорпион», в котором публиковались произведения деятелей «нового искусства».

Следующим местом работы в биографии Брюсова стал журнал «Весы», в котором он был главным редактором.

В этом издании ему удалось опубликовать множество рецензий и критических статей относительно русских поэтов.

Достигнув вершины писательского мастерства, Брюсов стал одной из самых заметных фигур русской литературы. Его называли «императором символизма».

В 1909 г. журнал «Весы» закрыли, вследствие чего Валерий Брюсов начал работать в отделе критики издания «Русская мысль».

Там он публиковал свои и чужие произведения, написанные в стиле символизма, целью которых было разрушение обособленности символической школы в литературе.

Исторические романы и концепции

История всегда занимала одно из центральных мест в биографии Брюсова. Он старался давать объективную оценку любым событиям, происходящим, как в России, так и за рубежом.

Революцию 1905 г. он воспринял как неминуемое уничтожение культуры прошлого. Одновременно с этим он не отрицал возможности собственной гибели, поскольку был частью старого мира (см. стих «Грядущие гунны»).

Со временем Брюсов потерял интерес к политическим событиям. Вместо этого он начал активно изучать закономерности исторических процессов.

В своих сочинениях «Алтарь победы» и «Огненный ангел» он в подробностях описывал различные эпохи, стараясь показать кризисное состояние мира посредством исторических аналогий.

В начале Первой мировой войны, поэт был пропагандистом патриотизма. Однако работая военным корреспондентом и воочию увидев все ужасы войны, он пересмотрел свои взгляды.

Переводческая деятельность

В 1898 г. Брюсов познакомился с Бартеневым, который был главредом журнала «Русский архив».

В результате между ними завязались дружеские отношения, и в скором времени Валерий Яковлевич начал работать в его издании.

Практически все рабочее время он занимался переводами, причем с каждым годом его переводы становились все более качественными и детальными.

После революции

После Октябрьской революции, главным организатором которой был Владимир Ленин, Брюсов принял власть большевиков.

Тогда же в его биографии произошли серьезные перемены.

Он стал главой Комитета по регистрации печати. В скором времени ему доверили должность председателя президиума Союза поэтов.

В 1919 г. Валерий Яковлевич стал членом РКП, а уже через год основал литературно-художественный университет.

Он читал лекции студентам, а также продолжал публиковать статьи направленные на развитие литературы.

В своем сборнике «Сны человечества» Брюсов опубликовал произведения армянских и латинских поэтов, а также японские танка.

Он серьезно размышлял о проблемах стиховедения, после чего написал труд, в котором подробно рассматривал данную тему.

Последние стихи

В последние годы жизни Брюсов не переставал экспериментировать с различными стилями написания стихов.

Интересен факт, что в его последних работах присутствует научная поэзия, основоположником которой был французский поэт Гилем.

К подобным стихотворениям можно отнести «Явь», «Мир N измерений» и «Мир электрона».

Многие современники Валерия Брюсова не понимали его произведений из-за их чрезмерной сложности. Однако это в очередной раз говорило о его таланте и существовании уникальных приемов стихосложения.

Наследие Брюсова

За свою биографию Брюсов написал не только множество стихов символизма. Также он получил известность как прекрасный переводчик английских, французских, немецких, итальянских и античных поэтов.

Кроме этого, ему удалось написать целый ряд критических статей, помогающих лучше понять качество тех или иных произведений.

Брюсов оставил глубокий след в русском литературоведении, а также стал автором новых форм стиховедения.

Смерть

Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 г. в возрасте 50 лет. Причиной его смерти стало воспаление легких. Могила великого поэта-символиста находится на Новодевичьем кладбище.

Если вам понравилась биография Брюсова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты и биографии великих людей – обязательно подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

interesnyefakty.org

Валерий Брюсов краткая биография | Kratkoe.com

Валерий Брюсов краткая биография

Валерий Яковлевич Брюсов — русский поэт, прозаик, драматурги историк. Один из основоположников русского символизма.

Родился 1 декабря (13 н.с.) 1873 года в Москве в купеческой семье.
Учился в московской частной гимназии Ф. Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л. Поливанова. Уже в тринадцать лет Брюсов решил стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова — это литература, история, философия, астрономия.

В 1892 поступил в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучал историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные).
В конце 1892 молодой Брюсов познакомился с поэзией французского символизма — Верлена, Рэмбо, Маларме, — оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество.

В 1894 — 1895 гг. он составил небольшие сборники «Русские символисты», большая часть которых была написана самим Брюсовым.

В 1895 Брюсов издал книгу «Шедевры», в 1897 — книгу «Это — я» о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм.

В 1899 г., окончив университет, полностью отдался литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала «Русский архив». После организации издательства «Скорпион», которое стало выпускать «новую литературу» (произведения модернистов), Брюсов принял активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» (1904 — 1909), лучшего журнала русского символизма.

В 1897 году Брюсов женился на Иоанне Рунт. Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти.

В 1900 вышла книга «Третья стража», после которой Брюсов получил признание как большой поэт. В 1903 опубликовал книгу «Граду и миру», в 1906 — «Венок» — свои лучшие поэтические книги.

Затем появляются книги «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912).

В годы первой мировой войны Брюсов был на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, писал патриотические стихи, но скоро вернулся с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России.

Он пишет сонеты, издает сборник «Опыты», трудится над грандиозным произведением «Сны человечества». Затем в биографии Валерия Брюсова наступает этап работы над армянской культурой. Он публикует сборник «Поэзия Армении» (1916), труд «Летопись исторических судеб армянского народа», статьи.

Поэтическое творчество тоже было очень напряженным и продуктивным: в начале 20-х годов им было выпущено пять книг новых стихов, среди которых лучшая — «В такие дни» (1921).
Известен как выдающийся переводчик, особое место занимают переводы армянской поэзии и стихотворений Верхарна. Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М. Горький назвал Брюсова «самым культурным писателем на Руси».

9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве от крупозного воспаления легких. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

kratkoe.com

Валерий Брюсов - Биография (КРАТКО) / LibAid.Ru — cайт-энциклопедия литературных произведений

   Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Дома получил хорошее образование, в восьмилетнем возрасте начал писать стихи.

    Первая публикация Валерия Яковлевича была в детском журнале "Задушевное слово", когда Брюсову исполнилось всего 11 лет.

    С 1885 по 1893 годы Брюсов обучался в гимназии, с 1893 по 1899 годы учился в Московском университете на историко-филологическом факультете, который окончил с дипломом 1-й степени.

    Еще в студенческие годы Брюсов издал сборник "Русские символисты" ( выпуски 1-3, 1894 - 1895), состоявший в основном из его собственных стихов.

    В 1899 году Брюсов становится одним из организаторов издательства "Скорпион", в 1900 году издает книгу "Третья стража", которая знаменует его переход к поэзии символизма.

    С 1901 по 1905 годы под руководством Брюсова создавался альманах "Северные цветы", с 1904 по 1909 годы Брюсов занимался редактированием журнала "Весы", являвшимся центральным органом символистов. Выходят такие поэтические сборники Брюсова, как "Граду и миру" (1903), "Венок" (1906), "Все напевы" (1909). Много внимания поэт уделял и прозе, им написаны роман "Алтарь победы" (1911 - 1912), сборник рассказов "Ночи и дни" (1913), повесть "Обручение Даши" (1913) и другие работы. Брюсов приобрел репутацию мэтра литературы, его почитают, как "первого в России поэта" (А.А.Блок), "восстановившего позабытое со времен Пушкина благородное искусство просто и правильно писать" (Н.Гумилев). Октябрьскую революцию 1917 года валерий Брюсов встретил как праздник освобождения от оков самодержавия. В 1920 году поэт вступил в партию большевиков, возглавил президиум Всероссийского союза поэтов. Брюсовым был организован Высший литературно-художественный институт, где Валерий Яковлевич стал первым ректором. Однако жизнь Брюсова оказалась недолгой, 9 октября 1924 года он умер в Москве.

libaid.ru

Краткая биография Брюсова

Брюсов Валерий Яковлевич
13.12.1873 - 09.10.1924
биография

Брюсов Валерий Яковлевич родился 1 (13) декабря 1873 года.

Родился в купеческой семье. Дед со стороны отца - купец из бывших крепостных, а дед со стороны матери поэт - самоучка А. Я. Бакулин. Отец увлекался литературой и естественными науками.

В частную гимназию Ф. И. Креймана (1885—1889) Брюсов был принят сразу во II класс. На втором году обучения вместе с одноклассником В. К. Станюковичем он издает рукописный гимназический журнал "Начало", через который впервые осознает себя "литератором".

В 1889 г. он выпускает рукописный "Листок V класса", в котором обличает гимназические порядки. Из-за этой статьи у Брюсова обостряются отношения с администрацией, вследствии чего ему приходится перейти в гимназию Л. И. Поливанова (1890—1893). В это же время Брюсов переживает ряд первых юношеских увлечений, особенно сильный след в его душе оставила любовная связь со скоропостижно скончавшейся в 1893 г. от оспы Е. А. Масловой (Красковой), которой он посвятил множество стихотворений и последние главы (под именем героини Нины) повести "Моя юность".

В 1893—1899 гг. Брюсов учится на историко-филологическом факультете Московского университета. Помимо классической филологии он изучает Канта и Лейбница, слушает курсы истории В. О. Ключевского, П. Г. Виноградова, ходит на семинары Ф. Е. Корша. На годы учебы в университете приходится первый начальный период осознанного литературного творчества Брюсова.

В 1894—1895 гг. Брюсов издает три небольших выпуска сборника "Русские символисты", в которых дает образцы "новой поэзии". Это был первый коллективный манифест русского модернизма в России. Реакция на сборники была скандальной и оглушительной.

В 1895-1986 году Брюсов издает первый авторский сборник стихов "Шедевры", состоящий из двух изданий. Броское название, вызывающее содержание и далекое от скромности предисловие, обращенное к "вечности и искусству", вызвали дружное неприятие критики.

В период с 1895 по 1899 год он сближается с известными писателями - символистами: К. К. Случевским, К. М. Фофановым, Ф. Соллогубом, Д. С. Мережковским, 3. Н. Гиппиус, Н. М. Минским. На "субботах" Георга Бахмана, а затем и на собственных "средах" Брюсов начинает регулярно встречаться с московскими модернистами.

В 1897 г. впервые выезжает за границу, в Германию. В этом же году женится на Иоанне Матвеевне Рунт, ставшей его спутницей жизни и помощницей в литературных делах.

С 1900 по 1903 г. Брюсов — секретарь редакции "Архива". Он публикует здесь ряд статей, в том числе "О собрании сочинений Ф. И. Тютчева" (1898), "Ф. И. Тютчев. Летопись его жизни" (1903).

Осенью 1900 г. в издательстве "Скорпион" выходит третья книга лирики Брюсова "Третья стража. Книга новых стихотворений. 1897—1900", открывающая второй зрелый период творчества писателя.

В марте 1903 г. Брюсов выступает с программной лекцией об искусстве "Ключи тайн", воспринятой в качестве манифеста новейшего русского символизма.

С конца 1902 г. поэт некоторое время состоит секретарем в журнале "Новый путь", публикует стихи, статьи, заметки, а также ведет рубрику "Политическое обозрение". В это же время он входит в состав комиссии Московского литературно-художественного кружка, а с 1908 г. — председатель ее дирекции.

Сборник "Венок. Стихи 1903— 1905 гг.", стал первым по-настоящему крупным успехом поэта. В него наряду с историко-мифологическими сюжетами и лирикой интимного плана, Брюсов включил стихи на злободневную тему войны и революции. С фантастическим упоением, как на очищающую стихию судьбы, смотрит поэт на войну и революцию.

К 1909 году Брюсов становится признанным мастером "мужественной", аполлонической лирики.

В 1904—1908 гг. Брюсов является организатором, бессменным руководителем и ведущим автором главного журнала русских символистов "Весы". После закрытия "Весов" (1909), с сентября 1910 г. в течение двух лет Брюсов становится заведующим литературно-критическим отделом журнала "Русская мысль".

В первую мировую войну Брюсов в качестве корреспондента много месяцев провел на театре военных действий. Вначале эта война казалась поэту последней ("Последняя война", 1914), способной преобразить в лучшую сторону человеческую жизнь. Однако через два с половиной года, мнение о ней Брюсова изменилось ("Тридцатый месяц", 1917). Разочаровываясь в исходе войны и политике, Брюсов все глубже уходит в литературу и научную работу. Он обращается к переводам армянской, финской и латышской поэзии.

В 1923 г., в год 50-летия поэта, правительство Армении присвоило Брюсову почетное звание народного поэта Армении.

Разочарование в победном исходе войны после непродолжительных колебаний подготовило Брюсова к принятию Октябрьской революции. В 1920 г. он вступает в Коммунистическую партию, работает в Наркомпросе, возглавляет президиум Всероссийского союза поэтов, читает разнообразные лекционные курсы, организует (1921) и руководит Высшим литературно-художественным институтом.

Послеоктябрьские, преимущественно революционные сборники стихов Брюсова ("В такие дни", 1921; "Дали", 1922; "Спеши", 1924) знаменовали последний, завершающий период творчества мастера.

Умер поэт в Москве 9 октября 1924 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

mirznanii.com

Краткая биография Брюсов

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 — 1924), поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик.

Родился 1 декабря (13 н.с.) в Москве в зажиточной купеческой семье. Отец будущего поэта воспитывал сына в духе передовых идей шестидесятничества. Брюсов вспоминал: «Над столом отца висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан… в принципах материализма и атеизма». Особо чтимым поэтом в семье был Н.Некрасов.

Учился в московской частной гимназии Ф. Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л. Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова — это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные).

В конце 1892 молодой Брюсов знакомится с поэзией французского символизма — Верлена, Рэмбо, Маларме, — оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество. В 1894 — 95 он составляет небольшие сборники «Русские символисты», большая часть которых была написана самим Брюсовым. Некоторые из этих стихов говорили о таланте автора.

В 1895 издает книгу «Шедевры», в 1897 — книгу «Это — я» о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. В 1899, окончив университет, полностью отдается литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала «Русский архив». После организации издательства «Скорпион», которое стало выпускать «новую литературу» (произведения модернистов), Брюсов принимает активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» (1904 — 09), лучшего журнала русского символизма.

В 1900 вышла книга «Третья стража», после которой Брюсов получил признание как большой поэт. В 1903 публикует книгу «Граду и миру», в 1906 — «Венок», свои лучшие поэтические книги.

В последующие годы поэзия Брюсова становится более камерной, появляются новые черты его лирики: интимность, задушевность, простота в выражении мыслей и чувств (сборник «Все напевы», 1909; книга «Зеркало теней», 1912).

В годы первой мировой войны Брюсов находится на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России.

Октябрьскую революцию Брюсов принял и поставил ей на служение свой талант организатора новой культуры. Его деятельность в этом направлении была энергичной и разноплановой. Поэтическое творчество тоже было очень напряженным и продуктивным: в начале 20-х годов им было выпущено пять книг новых стихов, среди которых лучшая — «В такие дни» (1921). Известен как выдающийся переводчик, особое место занимают переводы армянской поэзии и стихотворений Верхарна. Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М. Горький назвал Брюсова «самым культурным писателем на Руси». 9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве.

«ИЗ СУМРАКА ВЫШЕДШИ К СВЕТУ…"

(О творческом пути Брюсова-поэта)

В искусстве важен искус строгий.

Прерви души мертвящий плен

И выйди пламенной дорогой

К потоку вечных перемен.

В. Брюсов

Литературная деятельность Валерия Брюсова поражает своей многогранностью. Он известен как автор повестей и романов, драматург, переводчик, теоретик искусства, историк литературы и литературный критик, исследователь стиха, журналист, редактор, педагог, организатор литературной

жизни… Но в сознании современников и последующих поколений он был и остался прежде всего поэтом. И действительно, самое важное и значительное в

обширном литературном наследии Брюсова — это его поэтическое творчество.

Читая стихи Брюсова, нельзя не обратить внимания на упорно повторяющийся из сборника в сборник, из года в год мотив — образ пути, путника, скитаний по бездорожью или неустанного движения вперед, трудного восхождения.

Уже в стихах раннего периода, в 90-х годах, постоянно встречаются такого рода признания и автохарактеристики:

Мы путники ночи беззвездной,

Искатели смутного рая. (1895)

Или такие призывы:

Подымайте, братья, посохи,

Дальше, дальше, как и шли! (1899)

А вот строки 900-х годов:

Все каменней ступени,

Все круче, круче всход. (1902)

И в 1910-х годах, накануне больших исторических событий, опять:

Не знаю, но иду; мечу свой факел ввысь;

Ступени бью ногой; мой дух всхожденьем хмелен. (1914)

И наконец, после Октября вновь:

Одно лишь знаю: дальше к свету я

Пойду, громам нежданным рад,

Ловя все миги и не сетуя,

Отцветший час бросать назад. (1921)

Число таких цитат можно увеличить во много раз.

Путь этот, о котором постоянно говорит поэт, был непростым и нелегким, он изобиловал многочисленными изгибами и поворотами, подъемами и срывами.

Откуда же и куда он вел?

Валерий Яковлевич Брюсов родился в 1873 году в Москве в купеческой семье, которая имела свои истоки в крепостном крестьянстве, а среднее

поколение ее было уже затронуто влиянием передовых демократических и научно-материалистических идей 60-х годов. Но 60-е годы были уже в прошлом.

Отрочество Брюсова приходится на сумрачные 80-е годы, а юность — на начало 90-х. Сам поэт впоследствии так характеризовал эпоху, когда начиналась его

сознательная жизнь и формировались его взгляды:

Я вырастал в глухое время, Когда весь мир был глух и тих. И людям жить казалось в бремя, А слуху был не нужен стих.

Это было время тяжелой политической реакции, вырождения и измельчания традиций освободительного движения, разочарования в них, исчезновения

интереса к социальным вопросам у значительной части интеллигенции, распространения теории «малых дел», роста обывательских настроений. Конечно,

в недрах общества уже пробуждались и формировались новые социальные силы, готовился переход к новому, пролетарскому этапу революционного движения,

однако молодой Брюсов, подобно большинству людей своей среды, был далек от тех общественных слоев, еще не видел этих процессов.

Обратим внимание на то, что в цитированных строках поэта говорится не только о политическом, но и о литературном безвременье. Если обратиться к

поэзии тех лет, то мы увидим, что она действительно переживала явный упадок, идейное оскудение. В стихах подавляющего большинства поэтов преобладали

мелкотемье, банальность, тусклое эпигонство, вялая, невыразительная форма, способная только дискредитировать любое общественное содержание.

В такой общественной и литературной обстановке начиналась поэтическая деятельность Брюсова.

Его ранние стихи были во многом порождены этим временем. На них наложила печать душная атмосфера тогдашней буржуазно-интеллигентской среды,

лишенной настоящих гражданских идеалов и интересов, больших идей и устремлений. Отсюда крайний индивидуализм и эгоцентризм, нашедший отражение

в этих стихах, аполитичность, демонстративное игнорирование социальной тематики.

«Я чужд тревогам вселенной», — откровенно заявлял поэт. А в другом стихотворении признавался: «Я не знаю других обязательств, / Кроме

девственной веры в себя».

Вместе с тем молодому Брюсову было свойственно стремление как-то оттолкнуться от окружающей его среды с ее тусклым бытом, с ее трафаретной

моралью, с ее шаблонным искусством, лишенным яркости и смелости. Начинающий поэт хотел найти какие-то новые пути, чувствовал потребность сказать

какое-то новое слово. Первые шаги в этом направлении подсказала ему

тогдашняя зарубежная литература.

В то время на Западе, и прежде всего во Франции, складывалось и развивалось новое течение в области поэзии, получившее известность под

именем символизма или декадентства (от французского слова decadent — упадочный), поскольку его представители выражали преимущественно минорные

настроения усталой души, утомленной от столкновения с грубой, прозаической действительностью. Стихи этих поэтов (П. Верлена, С. Малларме и других)

произвели сильное впечатление на молодого Брюсова новизной, необычностью художественных средств, умением тонко передать разные оттенки сложных и

противоречивых переживаний современного человека.

Увлеченный такими примерами, Брюсов задумывает стать вождем и организатором «новой поэзии» в России. В 1894 — 1895 годах он выпускает три

небольших сборника под названием «Русские символисты», наполняя их преимущественно своими стихами и под своим именем и под разными

псевдонимами. За этими сборничками, которые должны были продемонстрировать появление новой поэтической школы и в России, вскоре последовали

персональные сборники молодого поэта с претенциозными иноязычными названиями: «Chefs d’oeuvre» («Шедевры», 1895) и «Me eum esse» («Это — я»,

1897).

Чем же характеризовался этот ранний период брюсовского творчества? Наиболее отчетливо свою поэтическую платформу, свою тогдашнюю эстетическую

позицию Брюсов формулирует в известном стихотворении «Юному поэту», содержащем три призыва: «никому не сочувствуй», «не живи настоящим»,

«поклоняйся искусству, только ему, безраздумно, бесцельно». Строфы этого произведения приобрели значение манифеста декадентской поэзии с ее

ультраиндивидуализмом, оторванностью от общественной жизни, с ее откровенным аморализмом и отказом от гуманистических принципов, с ее культом

самодовлеющего искусства.

Уходя от неприглядной действительности, поэт погружается то в мир неясных видений и бесплодных фантазий, то в душную сферу каких-то изломанных

и болезненных переживаний, то в географическую и историческую экзотику. В его стихах на каждом шагу встречаются необычные, причудливые образы. Так, стихотворение о Москве начинается строкой: «Дремлет Москва, словно самка спящего страуса», а стихотворение о любви словами: «Моя любовь — палящий

полдень Явы». Позже автор будет вспоминать эти свои опыты:

Я помню: в ранней тишине Я славил жгучий полдень Явы, Сон пышных лилий

на волне, Стволы, к которым льнут удавы, Глазам неведомые травы, Нам

неизвестные цветы…

М. Горький еще в 1900 году имел основание сказать о Брюсове, что он «является перед читателем в одеждах странных и эксцентрических, с

настроениями неуловимыми».

Конечно, далеко не всё из декадентского реквизита первых брюсовских сборников следует воспринимать всерьез и считать выражением подлинных

переживаний поэта. Здесь было много от стремления бросить вызов привычным эстетическим нормам, заставить обратить на себя внимание, эпатируя публику

из «приличного» общества, привыкшую к чинной, шаблонной и в подавляющей своей части совершенно тусклой поэзии тех лет. Отсюда и пресловутое

однострочное стихотворение «О, закрой свои бледные ноги», и «месяц обнаженный» (из стихотворения «Творчество»), который всходит «при лазоревой

луне», и другие экстравагантные образы и мотивы.

Сам Брюсов признавался, что в своих стихах он подчас демонстрировал «намеренное затемнение смысла», «мальчишескую развязность», «щегольство

редкими словами» и т. п. на манер некоторых западных поэтов. А в своем дневнике 1896 года он обещал, что его очередная книга «будет гигантской

насмешкой над человеческим родом».

Неудивительно, что его тогдашние выступления вызывали недоумение читателей, возмущение рецензентов, многочисленные пародии. Брюсову удалось

настолько «раздразнить гусей», что ему на ряд лет был прегражден доступ в большую печать.

Если бы Брюсов остановился на этом этапе своего поэтического развития,

то в книгах по истории литературы он упоминался бы лишь мелким шрифтом как один из оригинальничающих представителей декадентской поэзии и, конечно, не

представлял бы для нас сегодня существенного интереса.

Но самого поэта отнюдь не удовлетворяли его стихотворные опыты того времени. «Мы были дерзки, мы были дети», — скажет он вскоре о выпусках

«Русских символистов». Своему соратнику по символизму Константину Бальмонту он напишет об этих сборничках: «Вы хорошо знаете их значение, то есть

отсутствие их значения». А «Шедевры» получат такую беспощадную оценку автора в следующем же сборнике: «Верь мне: давно я считаю ошибкой бедную книгу

мою». И впоследствии зрелый Брюсов назовет свои ранние стихи «не вполне

удачными пробами несколько заносчивого юноши».

Уже с третьего сборника, вышедшего на рубеже XIX и XX веков, — «Tertia Vigilia» («Третья стража») — у Брюсова начинается процесс активного

преодоления декадентства. И в этом ему помогает обращение к примеру, опыту, завету великих писателей прошлого, и прежде всего Пушкина, исследованием

творчества которого он уже тогда стал заниматься и преклонение перед которым он пронес через всю жизнь.

У Пушкина Брюсов ищет и находит ответ на вопрос, каким должен быть поэт. В его дневнике за 1897 год мы читаем такую запись: «Поэт должен

переродиться, он должен на перепутье встретить ангела, который рассек бы ему грудь мечом и вложил бы, вместо сердца, пылающий огнем уголь. Пока этого не

было, безмолвно влачись «в пустыне дикой»…"

Влачась в течение нескольких лет в пустыне декадентского искусства, Брюсов уже томился и жаждал обновления. На путях преодоления эгоцентрической

ограниченности декадентства с его узкокамерной лирикой поэт обращается к тому, что он сам называл «лирической эпикой». И материал для нее он находит

сначала лишь в прошлых веках.

Историк по образованию и по своим научным интересам, Брюсов в высокой степени обладал, по определению Горького, «тонким и редким даром

проникновения в прошлое». Для него история была не «страной могил», а «знакомым миром», с которым он «одной душой когда-то жил».

В сборнике «Третья стража» главное место занимает большой отдел «Любимцы веков». В нем даны выразительные образы именованных и безымянных исторических и легендарных героев разных стран и эпох. Здесь и суровый воин, не представляющий себе жизни вне битв («Старый викинг»), и поэт, идеалы

которого вступают в острый конфликт с действительностью («Данте»), и древний наблюдатель природы, стремящийся постичь «таинства миров» («Халдейский

пастух»).

Правда, Брюсов подходит к изображаемым явлениям прошлого еще с чисто эстетическими критериями, он любуется сильными характерами и яркими

личностями независимо от их социального и морального облика. И в числе «любимцев веков», которые привлекают поэта, оказывается, например, и

жестокий восточный деспот Ассаргадон, который «воздвиг свой мощный трон» «на

костях врагов».

Но уход в прошлое и поэтизация его «властительных теней» свидетельствуют, несомненно, о том, что Брюсов не находил настоящего героя в

современности, что в окружающем его буржуазно-мещанском обществе он видел преимущественно тусклое прозябание, вызывавшее его осуждение и отвращение:

Мы к ярким краскам не привыкли, Одежда наша — цвет земли; И робким взором мы поникли, Влачимся медленно в пыли А мне что снится? —  дикие

крики. А мне что близко? — кровь и война. Мои братья — северные владыки, Мое время — викингов времена.

Наметившееся в «Третьей страже» устремление из камерного, узколичного мирка в большой мир с его делами и интересами находит воплощение и в

следующем сборнике — «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), самим заглавием которого поэт показывает, что он обращается теперь не к узкому кружку своих

единомышленников, а к более широкому кругу читателей.

В таких стихотворениях, как «Побег», «Работа», Брюсов в значительной степени предвосхищает тему блоковской поэмы «Соловьиный сад». Лирический герой первого стихотворения, заслышав трубный зов, бежит из пышного алькова, в котором он спал сладким сном, в жизнь с ее шумом, тревогами и заботами. В

повседневную жизнь, наполненную тяжелой работой, уходит и герой второго стихотворения. Сбрасывая «порфиру с плеч», он берется за плуг, лопату и

кирку.

Для Брюсова, великого труженика, работа всегда была главным смыслом жизни. Теперь он прославляет труд и в стихах. И поэтическое, литературное

творчество он — как бы в полемике с поэтами романтико-идеалистического склада — представляет в виде напряженного труда, в образе вспашки поля, а поэтическую мечту — в образе вола, тянущего тяжелый плуг.

Недавно заявлявший в своих стихах: «Я действительности нашей не вижу, / Я не знаю нашего века», Брюсов теперь поворачивается лицом к современной

действительности, жадно впитывает в себя ее впечатления. В его поэзию входит тема большого города, появляются и занимают значительное место картины

городской жизни с ее шумами, грохотом, движением людских толп и быстро мчащихся экипажей, с ее соблазнами и противоречиями. Он прославляет

современный город, поет ему дифирамбы и в то же время он видит его язвы и уродства. Брюсов становится первым поэтом-урбанистом в русской поэзии XX

века. Влияние Верлена сменяется воздействием певца города Верхарна, с чьими произведениями Брюсов знакомит тогда же русских читателей в своих

великолепных переводах. Прежде для Брюсова было характерно признание: «Бреду в молчанья одиноком». Теперь он записывает в дневнике: «Иду к людям,

сливаюсь с людьми, братаюсь с ними». В его стихах о городе все сильнее звучат социальные мотивы, все больше внимания уделяется судьбе обездоленных

городских низов. В это время Брюсов создает свое знаменитое стихотворение «Каменщик» — о рабочем, который вынужден воздвигать тюрьму, где будет

томиться в заключении, может быть, его же сын. А вскоре поэт выразит горькую жалобу другого каменщика:

Камни бьем, чтоб жить на свете,

И живем, — чтоб бить…

Горе тем, кто ныне дети,

Тем, кто должен быть!

После выхода «Третьей стражи» М. Горький писал Брю-сову: «Вы, мне

кажется, могли бы хорошо заступиться за угнетенного человека». Горький не

ошибся. Тема угнетенного человека появляется у Брюсова и там, где он

обращается к историческому прошлому. Например, в стихотворении «Гребцы

триремы» он говорит от имени пленных рабов, прикованных к веслам и своими

усилиями двигающих корабль, на палубе которого наслаждаются жизнью баловни

судьбы.

Усиливающийся демократизм поэзии Брюсова проявляется и в его попытках

имитировать формы современного фольклора, и прежде всего городского. Так

появляется цикл его «Песен», среди которых две носят название «Фабричная».

Обострению внимания поэта к социальной проблематике мощно

способствовала вся общественно-политическая обстановка тех лет,

предшествовавшая революционному взрыву 1905 года, и особенно сама революция.

Еще не так давно Брюсов призывал не жить настоящим и проповедовал

бесстрастие. Теперь его глубоко волнуют развертывающиеся большие

политические события. Брюсов становится продолжателем традиций русской

классической поэзии. Подхватывая лермонтовское сравнение поэта с кинжалом,

он называет себя «песенником борьбы» и утверждает:

Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, И песня с бурей вечно сестры.

Как яркий гражданский поэт большой силы, Брюсов выступает в сборнике

«Stephanos» («Венок»), вышедшем как раз в дни вооруженного Декабрьского

восстания 1905 года. Важнейший раздел этого сборника называется

«Современность».

Брюсов клеймит презрением буржуазных либералов, половинчатых

постепеновцев, «довольных малым», удовлетворяющихся жалкими уступками со

стороны царского режима. Со всею искренностью он готов прославлять «океан

народной страсти, в щепы дробящий утлый трон».

Правда, надвигающаяся революция привлекает его, главным образом, своей

разрушительной стороной. Революционеров он называет."близкими», но заявляет:

Ломать — я буду с вами, строить — нет!

Это дало В. И. Ленину основание определить тогдашнюю общественную

позицию Брюсова как позицию «поэта-анархиста».

Изменение содержания поэзии Брюсова и всего его мировосприятия привело

и к изменению его поэтического стиля. Уже в своем раннем стихотворении

«Сонет к форме» Брюсов выразил свое тяготение к «отточенной и завершенной

фразе», к «стройности сонета». Но в его ранних сборниках в стиле, в языке,

во всей поэтической манере было много импрессионистически неясного,

расплывчатого, смутного, неопределенного. У зрелого Брюсова стих становится

мужественным, чеканным, кованым, образы — выпуклыми, четкими, скульптурными,

фраза приобретает завершенный, афористический характер. Эти качества

подчеркивают почти все, характеризовавшие его поэзию зрелых лет. Так, Андрей

Белый назвал Брюсова «поэтом мрамора и бронзы», он писал о его «звенящих,

металлических строках», о «словах сильных, как удары молота». А. В.

Луначарский отмечал у Брюсова «граненую точность образов», «весомость каждой

строки и строфы и прекрасную архитектур-ность целого». И сам Брюсов считал

достоинством своих стихов именно «сжатость и силу», «предоставляя нежность и

певучесть — Бальмонту».

Конечно, творчество Брюсова 1900-х и 1910-х годов очень противоречиво.

Не раз он имел основание повторить слова

Одного из Своих стихотворений: «Опять душа моя расколота». В сборниках

и поры его расцвета можно найти немало рецидивов неизжитого декадентства.

Здесь и гипертрофированная эротика, восприятие любви как темной,

разрушительной страсти, и утверждение рокового одиночества человека, и

чувство пресыщения жизнью (одно из стихотворений так и называется — «Скука

жизни»), и прославление «блаженства смерти». Да, Брюсов мог сказать о себе,

что он

То поклонялся тем, что ярче, что телесней,

То трепетал в предчувствии теней.

Любимые герои Брюсова и в его «лиро-эпических» произведениях — те, чей,

по мнению поэта, «прекрасен ясный жребий — / просиять и умереть», — очень

различны. Наряду с Энеем, который устремился навстречу высокому подвигу,

покинув ложе нег, «исторгнув помыслы любви», поэт прославляет триумвира

Антония, из-за любви к египетской царице Клеопатре нарушившего свой долг

государственного деятеля и полководца. «О, дай мне жребий тот же вынуть!» —

восклицает Брюсов, заканчивая это стихотворение.

И все же в сознании и поэзии Брюсова над декадентским,

пессимистическим, индивидуалистическим все больше торжествовало иное,

героическое, жизнеутверждающее, гуманистическое начало. Поэт все чаще

прославляет человека-творца, неутомимого труженика, созидателя,

человека-победителя, преобразующего землю, покоряющего природу, познающего

вселенную. В этом отношении особенно показательно ставшее знаменитым

стихотворение «Хвала Человеку».

Камни, ветер, воду, пламя

Ты смирил своей уздой,

Взвил ликующее знамя

Прямо в купол голубой.

Раньше других поэтов Брюсов воспел первых авиаторов. С твердой верой в

силу человеческого разума, в силу науки и техники он заглядывает в будущее,

мечтает о том, что человек одержит победы и в космосе, сможет даже изменять

и траекторию своей планеты:

Верю, дерзкий!

Ты поставишь

По Земле ряды ветрил.

Ты своей рукой направишь

Бег планеты меж светил.

Брюсов продолжал считаться лидером символистов, был редактором ведущего

символистского журнала «Весы». Но можно утверждать, что он никогда не был

правоверным символистом. Ему был чужд, например, мистицизм большинства его

младших коллег, их вера в потусторонний мир и в возможность какого-то

общения с мим. Он давно чувствовал себя чужим «среди своих». Еще в 1907 году

он писал одному литературоведу: «Хотя я извне и кажусь главарем тех, кого по

старой памяти называют нашими декадентами, но в действительности среди них я

как заложник в неприятельском лагере. Давно уже все, что я пишу, и все, что

я говорю, решительно не по душе литературным моим сотоварищам, а мне,

признаться, не очень нравится то, что пишут и говорят они». Впоследствии он

вспоминал бурные споры с символистами, которые жестоко упрекали его за

реализм в символизме, за материализм в идеализме.

Творческое развитие Брюсова все дальше уводило его от позиций

символистов, вело к разрыву с ними. Когда-то он настойчиво превозносил мечту

и грезу над действительностью. Теперь в своих критических статьях он со всей

категоричностью утверждает, что «начало всякого искусства — наблюдение

действительности», что «как только искусство отрывается от действительности,

его создания лишаются плоти и крови, блекнут и умирают».

К всемерному усилению связи с окружающей действительностью, с реальной

жизнью, в том числе самой обыденной, самой простой, стремится Брюсов в своих

стихах 1910-х годов.

На заре своего творчества Брюсов выражал демонстративное пренебрежение

к реальной природе:

Создал я в тайных мечтах Мир идеальной природы, — Что перед ним этот

прах: Степи, и скалы, и воды.

Вскоре, однако, это высокомерно-презрительное отношение к природе, по

выражению поэта, «соскочило» с него. С каждым новым сборником 1900 — 1910-х

годов тема природы занимает у Брюсова все большее место. Поля, леса, горы,

море, «блеск дня, чернь ночи, вёсны, зимы» находят в нем своего влюбленного

певца.

В своих стихах второго десятилетия XX века Брюсов сознательно

полемизирует с декадентскими умонастроениями. Он хочет противопоставить

характерному для его бывших соратников утомлению жизнью «неукротимый,

непобедимый призыв к жизни, к жизни во что бы то ни стало, ко всем ранам и к

радостям ее». Недаром его сборник «Зеркало теней» открывается эпиграфом из

Фета:

Покуда на груди земной Хотя с трудом дышать я буду, Весь трепет жизни

молодой Мне будет внятен отовсюду.

А сборник «Семь цветов радуги» начинается буйными строчками:

Что же мне делать, когда не пресыщен Я — этой жизнью хмельной!

В этом же десятилетии в творчество Брюсова входит и большая тема дружбы

народов, населяющих Россию, и поэт своей деятельностью вносит большой вклад

в развитие и укрепление этой дружбы.

Еще перед революцией он сближается с М. Горьким, активно участвует в

его издательских начинаниях. Горький высоко ценил сотрудничество Брюсова и

называл его «товарищем по работе на пользу русской культуры». Очень

плодотворно было их сотрудничество в подготовке сборников, способствовавших

ознакомлению русских читателей с поэзией некоторых других народов России.

Особое значение приобрела составленная Брюсовым книга «Поэзия Армении», над

которой он трудился и как переводчик многих поэтических текстов, и как

редактор, и как автор вступительной статьи. Можно сказать, что Брюсов открыл

русским читателям богатый мир армянской поэтической культуры, и

неудивительно, что в дни празднования его пятидесятилетия он был удостоен

почетного звания народного поэта Армении.

За четверть века своего дореволюционного творчества Брюсов, как мы

видим, исходил разные «пути и перепутья» (так назвал он трехтомное собрание

своих произведений), он перепробовал, можно сказать, «все напевы» (это также

название одного из его сборников).

В 900-е годы Брюсов уже пользовался большой популярностью и признанием.

Но он никогда не останавливался на достигнутом и часто испытывал чувство

неудовлетворенности своей позицией в жизни и литературе, своим творчеством.

В его письме к писательнице Н. И. Петровской, связанной с символистскими

кругами, мы находим, например, следующие признания: «Я не могу более жить

изжитыми верованиями, теми идеалами, через которые я перешагнул в

поэзии не могу жить «новым искусством», самое имя которого мне нестерпимо

более». А в своем дневнике он записывает в 1907 году: «Временами я вполне

искренно готов был бросить все прежние пути моей жизни и перейти на новые,

начать всю жизнь сызнова».

Однако только величайшее событие XX века, вызвавшее мощное потрясение

всей общественной жизни сверху донизу, — Октябрьская социалистическая

революция заставила Брюсова «в самой основе, в самом корне пересмотреть все

свое мировоззрение». Она оказалась глубочайшим переворотом и для него лично.

«Я сам вижу себя, — отмечал Брюсов, — совершенно иным до этой грани и после

нее».

Может показаться удивительным, что метр символистского течения, в

прошлом воинствующий защитник индивидуалистического и самодовлеющего

искусства решительно и бесповоротно перешел на сторону Октябрьской

революции, стал активным строителем социалистической культуры и даже членом

Коммунистической партии.

Для того чтобы найти этому объяснение, надо вспомнить, что Брюсов

никогда не был верным сыном своего класса, он давно «выламывался» из него.

Пропитанный знанием истории, восторгавшийся героикой выдающихся людей и

великих событий прошлого, Брюсов и к своей современности предъявлял высокие

этические и эстетические требования, которым буржуазная действительность

далеко не соответствовала. Отсюда его давний конфликт с этой

действительностью. Брюсов был вполне искренен, когда писал еще в самом

начале века:

Как ненавидел я всей этой жизни строй, Позорно мелочный, неправый,

некрасивый.

Мысливший в широких исторических категориях, видевший в истории смену

разных общественно-исторических формаций, Брюсов понимал и предчувствовал

неизбежность падения и существующего капиталистического строя. Он не раз в

своих произведениях говорил о надвигающемся социальном катаклизме, он

заглядывал вперед в будущее, когда

Твердо станет вольный человек Пред ликом неба на своей планете.

Естественно, что поэт гораздо больше множества своих сотоварищей по

классу и по профессии был подготовлен к тому, чтобы принять и приветствовать

Великий Октябрь, чтобы «повернуть своего коня на новый путь».

Еще в 1906 году он писал: «Есть какие-то истины… впереди современного

человечества. Кто мне укажет путь к ним, с тем буду я». Этот путь в решающий

момент Брюсову указали Октябрьская революция, Ленин и его соратники.

Ранней весной 1918 года, когда значительная часть интеллигенции

занимала еще враждебные или выжидательные позиции по отношению к Советской

власти, Брюсов вместе с профессором П. Н. Сакулиным явился к наркому

просвещения А. В. Луначарскому и предложил свое сотрудничество.

Мы видели, что в 1905 году поэт заявлял, обращаясь к революционерам:

«Ломать — я буду с вами, строить — нет!» Теперь он пошел строить вместе с

коммунистами новое общество, новую культуру.

Человек необычайной активности по своей натуре, Брюсов всегда был не

только литератором. Он и до революции отдавал много сил и времени

организаторской работе в области литературы и культуры. Октябрь открыл для

его общественно-организаторской деятельности широкий простор.

Он ведет ответственную работу в Наркомпросе, возглавляя научные

библиотеки, литературный отдел, художественное образование. Он член

Государственного ученого совета, депутат Московского Совета, профессор

Московского университета, редактор журнала «Художественное слово»,

председатель Всероссийского союза поэтов. Он работает в Госиздате. Он

создает и возглавляет первое в мире высшее учебное заведение для подготовки

молодых литераторов — Высший литературно-художественный институт, которому

было присвоено его имя.

И эту большую, напряженную повседневную работу он соединяет с

продолжением главного дела своей жизни — поэтического творчества. За семь

лет, прожитых им после Октября, он выпускает шесть сборников новых стихов и

становится одним из зачинателей советской поэзии. Стихи, входящие в эти

сборники, не равноценны, но среди них есть такие, которые принадлежат к

поэтической классике послеоктябрьских лет.

Особенно значительным явился сборник с выразительным

www.allsoch.ru

Краткая биография Брюсова Валерия Яковлевича самое главное для детей

Знаменитый русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик-литературовед. Человек, который стал одним из немногих основоположников русского символизма. Человек, которого помнят и любят, произведения которого перечитывают с уважением и в наши дни. Всё это, без преувеличения можно сказать о Брюсов Валерии Яковлевиче. Он был рожден в обычной купеческой семье, которая ничем не отличалась от других таких же семей того времени, в 1873 году.

Нужно отметить, что маленький мальчик Валера начал получать своё образование на дому, так как родителям это было удобно. После он отправился учиться в гимназию в Москве, из которой был переведен в другую гимназию, там же в столице.

После окончания всего вышеперечисленного он с легкостью поступает в Московский институт на историко-филологический факультет. В это время Валерий Яковлевич много занимается дополнительно, открывая для себя различных знаменитых писателей и поэтов, в том числе и французских символистов, которые были популярны в то время.

Как ни странно, творчество многих из них для него становиться очень близким и он начинает создавать свои собственные произведения, представляя себя не просто писателем и поэтом, а русским символистом. Кстати, именно русскому символизму данный человек посветил целых три своих книги.

Окончив институт с отличием Брюсов устраивается на работу в издательский журнал. Именно в это время по словам специалистов в области литературы данного автора настигает активная издательская пора. Он выпускает один своё произведение за другим. Среди них были и целые сборники стихов, и другие различные произведения.

В 1900 году выходит его художественный сборник стихотворений «Tertia Vigilia», который дословно можно перевести как третья стража. Именно он приносит ему самую сильную славу.

4 класс по датам

Биография Брюсова Валерия Яковлевича о главном

Родился Брюсов в купеческой семье. Родители очень любили сына и ни в чём ему не отказывали. Но у них были свои принципы и методы воспитания. Отец мальчика считал, что незачем забивать голову разными сказками и небылицами. Первыми его игрушками стали приборы, которые использовал для опытов его отец. Брюсов много читал о путешествиях, научных открытиях. Биографии учёных, мореплавателей, путешественников расширяли кругозор мальчика. В честолюбивых мечтах он видел себя знаменитым учёным или писателем.

В одиннадцать лет Брюсова устроили в частную школу. Но за резкие высказывания в адрес учителей и директора его отчислили. Новая попытка попасть в гимназию была успешной, но для этого ему пришлось сдать экзамены за пять классов. В новой гимназии ему очень понравилось. Вместе с одноклассниками они выпускали рукописный журнал, сочиняли весёлые истории, фантастические рассказы. Во время учёбы Брюсова заинтересовали французские символисты. Им он посвятил несколько своих статей. Их творчество он назвал новой поэзией, а себя – родоначальником символизма в России.

Учёба в университете пополнила его знания по многим предметам, отточила его способности переводчика. Брюсов прекрасно знал и использовал в своих трудах до двадцати иностранных языков. Это были не только современные, но и древние языки. За годы, проведённые в этом учебном заведении, он выпустил три книги со стихами русских символистов. Стихи Брюсова в этих сборниках тоже были напечатаны, но под другой фамилией. Чуть позже вышла первая его книга – «Шедевры». Благодаря этой книге Брюсов познакомился с Бальмонтом, который был близок ему по духу и со временем стал его другом. С ним он организовал издательство «Скорпион», в котором вышел второй сборник поэта. В книге он ярко отобразил тему времени.
Посещение Италии подтолкнуло Брюсова к написанию книги об искусстве.

Во время путешествия по Европе поэт встретился с поэтом Вячеславом Ивановым. Вместе с ним Брюсов посещал исторические места, памятники культуры, зачитывался мифами различных народов. Особенно поразила его Германия, с её старинными замками, легендами, мистическими историями. Ей он позже посвятит свой роман «Огненный ангел». Под этими впечатлениями появилась в стихах Брюсова историко-мифологическая тематика. В это же время была напечатана новая книга Брюсова, высоко оценённая Александром Блоком.

В стихах этого сборника ярко проявилось отношение поэта к простому трудовому народу. Хотя и вырос поэт в богатой семье, не знал нужды, но его острый и наблюдательный ум подсказывал ему, что государственный строй в России необходимо сменить. Поэтому революцию в России принял сразу и бесповоротно.

Встреча с наркомом просвещения Луначарским помогла ему найти своё место. Он с жаром окунулся в работу. Занятость не мешала ему творить: писать стихи, статьи, жить напряжённой духовной жизнью. Сотрудничество с Максимом Горьким поспособствовало Брюсову подготовить к выходу сборники стихов народов России. В этот период поэт увлекался армянской поэзией и решил выпустить книгу под названием «Поэзия Армении». Многие стихотворные произведения были переведены им лично.

В своих переводах он старался сохранить индивидуальность каждого автора, чтобы донести до русского читателя силу духа армянского народа, пострадавшего от турецкого ига. Прекрасно зная поэзию прошлого, Брюсов старался ни на шаг не отходить от действительности. Две темы волновали поэта – родина и революция. Но главным его детищем был институт, который он создал и в котором трудился в должности ректора до самой смерти. Умер поэт от пневмонии, оставив в наследство будущим поколениям свои произведения.

4 класс

Интересные факты и даты из жизни

uchim-klass.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о