Монистический подход это – К критике «монистического» подхода в раннеславянской археологии

Содержание

это…. Понятие, значение, принципы монизма

Монизм – это философская позиция, которая признает единство мира, а именно сходство всех объектов, входящих в него, взаимосвязь между ними и саморазвитие целого, которое они образуют. Монизм — один из вариантов рассмотрения многообразия мировых явлений в свете единого начала, общей основы всего существующего. Противоположностью монизма является дуализм, который признает два независимых друг от друга начала, и плюрализм, основывающийся на множественности начал.

Значение и виды монизма

Существует конкретно-научный и мировоззренческий монизм. Основная цель первого — найти общность в явлениях конкретного класса: математических, химических, социальных, физических и так далее. Задача второго – найти единую основу всех существующих явлений. По характеру решения такого философского вопроса, как соотношение мышления и бытия, монизм делится на три разновидности:

  1. Субъективный идеализм.
  2. Материализм.
  3. Объективный идеализм.

Субъективный идеалист трактует мир как содержание личного разума и в этом видит его единство. Материалистический монизм признает объективный мир, трактует все явления как формы существования материи или ее свойства. Объективный идеалист признает и собственное сознание, и мир, который существует за его пределами.

Понятие монизма

Монизм – это концепция, которая признает основой мира одну субстанцию. То есть это направление философии исходит из единого начала, в отличие от дуализма и плюрализма, направлений, неспособных обосновать взаимосвязь духовного и материального. Решением этой проблемы монизм видит единство мира, общую основу бытия. В зависимости от того, что признается за эту основу, монизм подразделяется на материалистический и идеалистический.

Принцип монизма

Монизм стремится свести к единой первооснове все многообразие мира. Такое стремление появляется в результате размышлений над закономерностью, проявляющейся при движении от целого к частям. Количество открывающихся объектов при таком делении увеличивается, а разнообразие их уменьшается. К примеру, клеток больше, чем живых организмов, но их видов меньше. Молекул меньше, чем атомов, но они разнообразнее. Путем предельного перехода делают вывод, что в результате уменьшения разнообразия при продвижении внутрь предмета будет совершенно однородный первосубстрат. Это и есть основной принцип монизма.

Принципы монизма – это поиск такой первоосновы. И эта задача была первостепенной еще с момента возникновения философии монизма. Например, Гераклит утверждал, что все состоит из огня, Фалес – из воды, Демокрит – из атомов и так далее. Последняя попытка найти и обосновать первооснову мира была предпринята Э. Геккелем в конце 19-го века. Тут в качестве основы был предложен эфир.

Формы монизма

Монизм – это способ решения основного вопроса в философии, который с учетом понимания искомой первоосновы мира делится на континуальную и дискретную форму. Континуальный монизм описывает мир понятиями формы и субстрата, дискретный – структуры и элементов. Первый представляли такие философы, как Гегель, Гераклит, Аристотель. Представителями второго считаются Демокрит, Лейбниц и прочие.

Для мониста нахождение первоосновы не является главной целью. Дойдя до искомого первосубстрата, он получает возможность двигаться в обратном направлении, от частей к целому. Определение общности позволяет найти связь изначально между первоэлементами, а потом между их более сложными соединениями. Движение к целому от его первоэлементов можно осуществлять двумя способами: диахроническим и синхроническим.

При этом монизм – это не только точка зрения, но и способ исследования. К примеру, теория математических чисел выводит множество своих объектов из натурального числа. В геометрии за основу берется точка. Монистический подход в пределах одной науки пытались применить при разработке мировоззренческого монизма. Таким образом, появились учения, считавшие мировой основой механическое движение (механицизм), число (Пифагор), физические процессы (физикализм) и так далее. Если в процессе возникали сложности, то это приводило к отрицанию монизма плюрализмом.

Политический монизм

В политической сфере монизм выражается в установлении однопартийной системы, в уничтожении оппозиции, гражданских свобод и системы разделения власти. Сюда можно включить вождизм и абсолютное соединение партийного и государственного аппарата. Культивирование насилия, террора и массовые репрессии.

В экономике монизм проявляется установлением одной государственной формы собственности, плановой экономики или монопольного контроля экономики государством. В духовной сфере это выражается в признании только официальной идеологии, которая призвана отрицать прошлое и настоящее во имя будущего. Такая идеология определяет право режима на существование, борется с инакомыслием, полностью контролирует средства массовой информации.

fb.ru

это…. Понятие, значение, принципы монизма

Новости и общество 29 октября 2014

Монизм – это философская позиция, которая признает единство мира, а именно сходство всех объектов, входящих в него, взаимосвязь между ними и саморазвитие целого, которое они образуют. Монизм — один из вариантов рассмотрения многообразия мировых явлений в свете единого начала, общей основы всего существующего. Противоположностью монизма является дуализм, который признает два независимых друг от друга начала, и плюрализм, основывающийся на множественности начал.

Значение и виды монизма

Существует конкретно-научный и мировоззренческий монизм. Основная цель первого — найти общность в явлениях конкретного класса: математических, химических, социальных, физических и так далее. Задача второго – найти единую основу всех существующих явлений. По характеру решения такого философского вопроса, как соотношение мышления и бытия, монизм делится на три разновидности:

  1. Субъективный идеализм.
  2. Материализм.
  3. Объективный идеализм.

Субъективный идеалист трактует мир как содержание личного разума и в этом видит его единство. Материалистический монизм признает объективный мир, трактует все явления как формы существования материи или ее свойства. Объективный идеалист признает и собственное сознание, и мир, который существует за его пределами.

Понятие монизма

Монизм – это концепция, которая признает основой мира одну субстанцию. То есть это направление философии исходит из единого начала, в отличие от дуализма и плюрализма, направлений, неспособных обосновать взаимосвязь духовного и материального. Решением этой проблемы монизм видит единство мира, общую основу бытия. В зависимости от того, что признается за эту основу, монизм подразделяется на материалистический и идеалистический.

Видео по теме

Принцип монизма

Монизм стремится свести к единой первооснове все многообразие мира. Такое стремление появляется в результате размышлений над закономерностью, проявляющейся при движении от целого к частям. Количество открывающихся объектов при таком делении увеличивается, а разнообразие их уменьшается. К примеру, клеток больше, чем живых организмов, но их видов меньше. Молекул меньше, чем атомов, но они разнообразнее. Путем предельного перехода делают вывод, что в результате уменьшения разнообразия при продвижении внутрь предмета будет совершенно однородный первосубстрат. Это и есть основной принцип монизма.

Принципы монизма – это поиск такой первоосновы. И эта задача была первостепенной еще с момента возникновения философии монизма. Например, Гераклит утверждал, что все состоит из огня, Фалес – из воды, Демокрит – из атомов и так далее. Последняя попытка найти и обосновать первооснову мира была предпринята Э. Геккелем в конце 19-го века. Тут в качестве основы был предложен эфир.

Формы монизма

Монизм – это способ решения основного вопроса в философии, который с учетом понимания искомой первоосновы мира делится на континуальную и дискретную форму. Континуальный монизм описывает мир понятиями формы и субстрата, дискретный – структуры и элементов. Первый представляли такие философы, как Гегель, Гераклит, Аристотель. Представителями второго считаются Демокрит, Лейбниц и прочие.

Для мониста нахождение первоосновы не является главной целью. Дойдя до искомого первосубстрата, он получает возможность двигаться в обратном направлении, от частей к целому. Определение общности позволяет найти связь изначально между первоэлементами, а потом между их более сложными соединениями. Движение к целому от его первоэлементов можно осуществлять двумя способами: диахроническим и синхроническим.

При этом монизм – это не только точка зрения, но и способ исследования. К примеру, теория математических чисел выводит множество своих объектов из натурального числа. В геометрии за основу берется точка. Монистический подход в пределах одной науки пытались применить при разработке мировоззренческого монизма. Таким образом, появились учения, считавшие мировой основой механическое движение (механицизм), число (Пифагор), физические процессы (физикализм) и так далее. Если в процессе возникали сложности, то это приводило к отрицанию монизма плюрализмом.

Политический монизм

В политической сфере монизм выражается в установлении однопартийной системы, в уничтожении оппозиции, гражданских свобод и системы разделения власти. Сюда можно включить вождизм и абсолютное соединение партийного и государственного аппарата. Культивирование насилия, террора и массовые репрессии.

В экономике монизм проявляется установлением одной государственной формы собственности, плановой экономики или монопольного контроля экономики государством. В духовной сфере это выражается в признании только официальной идеологии, которая призвана отрицать прошлое и настоящее во имя будущего. Такая идеология определяет право режима на существование, борется с инакомыслием, полностью контролирует средства массовой информации.

Источник: fb.ru Образование
Интернационал — это… Понятие, значение в истории

Понятий в истории огромное количество. Не все они изучаются в школе или подробно объясняются в учебниках для детального понимания объекта, обозначенного понятием. Одно из таких слов — интернационал. Даже многие взросл…

Новости и общество
Этика делового общения — это… Понятия, правила, принципы и нормы делового поведения

Что такое этика делового общения? Это вежливость, культура общения и умение решить любую ситуацию без спора и криков. Как и общечеловеческие моральные нормы, так и этика делового поведения нигде не прописана. Поэтому …

Бизнес
Бонитировка почв — это… Понятие, значение, методика, этапы, цели и экономическая целесообразность

Бонитировка почв — это оценка состояния того или иного участка на предмет его плодородия. По окончании этой процедуры специалисты разрабатывают рекомендации по ведению хозяйства сельхозпроизводителям. При провед…

Здоровье
Метаболический процесс: понятие, значение. Метаболизм — что это такое?

Многих людей, которые следят за своим здоровьем и фигурой, интересует метаболический процесс и его особенности. Это не случайно, ведь его нормальное функционирование способствует хорошему и крепкому здоровью. Нередко …

Компьютеры
Task Host Window: что это? Основные понятия и принципы работы прооцесса

В стандартном «Диспетчере задач», допустим, при аварийном завершении работы какого-то приложения пользователи компьютерных систем Windows частенько сталкиваются с наличием работающего процесса taskhost.exe…

Образование
Персонификация — это понятие с широким спектром значений

Во многих современных науках широкое распространение получил термин «персонификация». Это слово имеет латинские корни и простую, краткую и понятную трактовку. Однако сфера его применения достаточно обширна…

Образование
Варварство — это понятие, возникшее в эпоху Античности. Какое значение оно имеет сегодня?

В эпоху Античности самой высокодуховной нацией являлись греки. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники литературы и искусства. Иноземцев, которые ничего не понимали в философии, поэзии и драматургии, греки на…

Образование
Голография — это… Понятие, принцип действия, применение

Голографическое изображение сегодня находит все большее применение. Некоторые даже считают, что оно может со временем заменить известные нам средства связи. Так это или нет, но уже сейчас оно активно используется в са…

Образование
Лаконичная речь — это что? Значение и происхождение понятия

Лаконичная речь – это краткое изложение мыслей с использованием небольшого количества слов. Сегодня мы поговорим о происхождении этого понятия и его значении в древности и в современном мире.Что означает…

Образование
Индивидуализм — это что за понятие? Каковы принципы индивидуализма?

В докапиталистическом обществе люди не имели понятия о том, что такое индивидуализм. Это было одно из тех слов, которые находились под запретом цензуры и религии, все люди подчинялись системе, и мнение какой-то отдель…

monateka.com

это…. Понятие, значение, принципы монизма

Монизм – это философская позиция, которая признает единство мира, а именно сходство всех объектов, входящих в него, взаимосвязь между ними и саморазвитие целого, которое они образуют. Монизм — один из вариантов рассмотрения многообразия мировых явлений в свете единого начала, общей основы всего существующего. Противоположностью монизма является дуализм, который признает два независимых друг от друга начала, и плюрализм, основывающийся на множественности начал.

Значение и виды монизма

Существует конкретно-научный и мировоззренческий монизм. Основная цель первого — найти общность в явлениях конкретного класса: математических, химических, социальных, физических и так далее. Задача второго – найти единую основу всех существующих явлений. По характеру решения такого философского вопроса, как соотношение мышления и бытия, монизм делится на три разновидности:

  1. Субъективный идеализм.
  2. Материализм.
  3. Объективный идеализм.

Субъективный идеалист трактует мир как содержание личного разума и в этом видит его единство. Материалистический монизм признает объективный мир, трактует все явления как формы существования материи или ее свойства. Объективный идеалист признает и собственное сознание, и мир, который существует за его пределами.

Понятие монизма

Монизм – это концепция, которая признает основой мира одну субстанцию. То есть это направление философии исходит из единого начала, в отличие от дуализма и плюрализма, направлений, неспособных обосновать взаимосвязь духовного и материального. Решением этой проблемы монизм видит единство мира, общую основу бытия. В зависимости от того, что признается за эту основу, монизм подразделяется на материалистический и идеалистический.

Принцип монизма

Монизм стремится свести к единой первооснове все многообразие мира. Такое стремление появляется в результате размышлений над закономерностью, проявляющейся при движении от целого к частям. Количество открывающихся объектов при таком делении увеличивается, а разнообразие их уменьшается. К примеру, клеток больше, чем живых организмов, но их видов меньше. Молекул меньше, чем атомов, но они разнообразнее. Путем предельного перехода делают вывод, что в результате уменьшения разнообразия при продвижении внутрь предмета будет совершенно однородный первосубстрат. Это и есть основной принцип монизма.

Принципы монизма – это поиск такой первоосновы. И эта задача была первостепенной еще с момента возникновения философии монизма. Например, Гераклит утверждал, что все состоит из огня, Фалес – из воды, Демокрит – из атомов и так далее. Последняя попытка найти и обосновать первооснову мира была предпринята Э. Геккелем в конце 19-го века. Тут в качестве основы был предложен эфир.

Формы монизма

Монизм – это способ решения основного вопроса в философии, который с учетом понимания искомой первоосновы мира делится на континуальную и дискретную форму. Континуальный монизм описывает мир понятиями формы и субстрата, дискретный – структуры и элементов. Первый представляли такие философы, как Гегель, Гераклит, Аристотель. Представителями второго считаются Демокрит, Лейбниц и прочие.

Для мониста нахождение первоосновы не является главной целью. Дойдя до искомого первосубстрата, он получает возможность двигаться в обратном направлении, от частей к целому. Определение общности позволяет найти связь изначально между первоэлементами, а потом между их более сложными соединениями. Движение к целому от его первоэлементов можно осуществлять двумя способами: диахроническим и синхроническим.

При этом монизм – это не только точка зрения, но и способ исследования. К примеру, теория математических чисел выводит множество своих объектов из натурального числа. В геометрии за основу берется точка. Монистический подход в пределах одной науки пытались применить при разработке мировоззренческого монизма. Таким образом, появились учения, считавшие мировой основой механическое движение (механицизм), число (Пифагор), физические процессы (физикализм) и так далее. Если в процессе возникали сложности, то это приводило к отрицанию монизма плюрализмом.

Политический монизм

В политической сфере монизм выражается в установлении однопартийной системы, в уничтожении оппозиции, гражданских свобод и системы разделения власти. Сюда можно включить вождизм и абсолютное соединение партийного и государственного аппарата. Культивирование насилия, террора и массовые репрессии.

В экономике монизм проявляется установлением одной государственной формы собственности, плановой экономики или монопольного контроля экономики государством. В духовной сфере это выражается в признании только официальной идеологии, которая призвана отрицать прошлое и настоящее во имя будущего. Такая идеология определяет право режима на существование, борется с инакомыслием, полностью контролирует средства массовой информации.

autogear.ru

Эволюция общества [Изменения, Развитие, Социальная]

Религиозный взгляд

В религиозном взгляде на эволюцию общества обосновывается положение о том, что начиная от ор­ганизационного формирования соци­ума и кончая его состоянием на всех этапах и уровнях функци­онального существования — все зависит от воли Всевышнего. Вопрос о том, что движет обществом и где его источник, возник на заре цивилизации.

В мифах даётся такой ответ:

  • боги, живущие на горе Олимп, создали первое поколение людей счастливым. Эпоха этого по­коления была золотым веком;
  • во втором веке по сравнению с золотым веком люди не были счастливыми и уступали также первому поколению в уме и фи­зической силе. Хуже того, они не признавали богов.
  • разгневан­ный Зевс создал третье поколение людей, живших в третьем — медном веке. У них все было из меди, и они беспощадно грабили друг друга;
  • четвёртый век и новый род людей, созданный Зевсом в виде полубога-героя, был истреблён в кровавых войнах;
  • наконец, созданные в пятом, каменном веке, люди обречены на изнурительный труд и днём и ночью. Хотя боги и посылают им иногда некоторое количество добра, но все же зла больше и оно повсеместно. Боги совести и справедливости покинули лю­дей;

Мифологическое объяснение эволюции мира людей в сильно изменённом виде позже перешло во все монотеистические религии.

Светский взгляд

В изучении процессов общества, а также их объяснении с эволюционной стороны различаются плюрали­стический и монистический подходы.

Плюрали­стический подход

Плюрализм (лат. много) — философское воззрение, которое подразумевает несводимость существования вещей и явлений к единой основе, а существование их в разнообразных формах и состояниях.

Плюрали­стический подход в качестве определяющих факторов выдвигает климат, растительный и животный мир, горы, моря и другое (географический фактор), этнические и расовые факторы (силовые факторы), борьбу за жизнь (биологический фактор), экономические интересы и классовую борьбу (марксистская теория о примате экономики) и т.д.

Плюралистический подход не признает определяющих и определяемых факторов. Все они взаимодополняемы, взаимо­связаны и взаимообусловлены.

Монистический подход

Монизм (греч. один) — это философское воззрение, при котором возможно существование лишь одной реаль­ности.

В основе монистического подхода — духовно-интеллектуальные факторы, т. е. развитие человеческого ума, научные знания, мировоззрение и религиозные убеждения, эстетическое наслаждение и др.

Устойчивость и развитие общества

При функциональном анализе организационных форм социума особую значимость приобретает, во-первых, обеспечение его устойчивого состояния, во-вторых, вопрос его совер­шенствования, развития.

В задачу обеспечения устойчивого состояния общества, пре­жде всего, входит необходимость воспроизводства самого че­ловека через разные сферы его деятельности как биопсихосоциального существа. Устойчивость не есть застой. Устойчивость социальной системы достигается через её развитие, оптимиза­цию.

Факторы развития и устойчивости общества

В ходе прогресса с точки зрения развития и устойчивости со­стояния общества человек последовательно находится под воз­действием следующих факторов. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

  • Непосредственное воздействие природы — при этом чело­век совершает то или иное действие, находясь под воздействием внешних и внутренних природных сил. Однако абсолютность этих сил постепенно будет меняться.
  • Воздействие религии — люди вкладывают в свои действия определённый смысл. Со временем и этот фактор стал противо­речить действительности.
  • Нравственность — люди независимо от смысла своих дей­ствий осуществляют то, что им необходимо, хорошо для них. Однако позже начинается и кризис нравственности.
  • Традиционность — это налаживание людьми своей жизни на основе принятых норм, которые также со временем переста­ют соответствовать интересам людей.
  • Правовой фактор — позволение людям заниматься всеми теми видами деятельности, которые разрешены.
  • Обыденные потребности — люди, исходя из своих воз­можностей, могут быть заняты экономической, политической, правовой и другими видами деятельности.
На этой странице материал по темам:
  • Характеристика эволюци общества

  • Эволюция общества — развитие

  • Эволюция общества кратко

  • Общества с точки зрения эволюционизмв

  • Эволющия в обществе

Вопросы к этой статье:
  • Чем различаются функциональное и структурное состоя­ния Социума?

  • Как функционально связаны структурные части челове­ческого общества?

  • Каково значение функционального подхода в объясне­нии социальной истории?

wikiwhat.ru

Монизм методологический | Понятия и категории

МОНИЗМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ — принцип исторического познания, согласно которому существует единственный способ научного познания истории. Монизм методологический как принцип сформировался в рамках рассудочно-социологической теории исторического познания. Историки, придерживающиеся этого принципа, признают возможность получения такого научного исторического знания, которое бы полностью соответствовало изучаемой исторической действительности, обеспечивая тем самым однозначность содержания объективно истинного знания и построения такой единственно верной исторической теории, доказательные аргументы которой окончательны и бесспорны. Монизм методологический предполагает, что только одна из конкурирующих исторических теорий обязательно должна быть истинной, а остальные ложными.

Монизм методологический является принципом классической модели исторического исследования, представители которой абсолютизируют познавательные возможности той или иной монистической интерпретации истории, считая все другие способы интерпретации ограниченными или ложными. В связи с этим ученые, придерживающиеся этого принципа, всегда претендуют на монопольное обладание научной истиной.

Возможности различных монистических интерпретаций истории достаточно велики, с их помощью были достигнуты довольно значительные успехи в историческом познании. Однако эти интерпретации носят частный характер, поскольку каждая из монистических теорий рассматривает определенный срез исторической действительности или только в одном ее ракурсе, отказываясь принимать во внимание те исторические факты, которые в рамках исторических реконструкций монистического характера оказались несущественными. В современной исторической науке почти не осталось историков, которые бы отстаивали тезис о возможности и необходимости единого подхода к истории, отражающего одну, единственно верную историческую теорию, способную охватить и передать весь широкий спектр многообразного и сложного мира истории [А. А. Искандеров]. В результате в методологическом сознании историков наметился переход от монистической интерпретации истории к плюралистической [А. В. Лубский].

А. В. Лубский

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 308-309.

Литература:

Бутенко А. П. Общая концепция истории и современность // Социально-политический журнал. 1998. № 2; Володихин Д. М. «Призрак третьей книги»: методологический монизм и «глобальная архаизация»// Диалог со временем. 2002. Вып. 9; Искандеров А. А. Историческая наука на пороге XXI века // Вопросы философии. 1996. №4. С. 17; Лубский А. В. Альтернативные модели исторического исследования. М., 2005. С. 46-50; Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учеб. пособ. 2-е изд., стер. М., 2008.

ponjatija.ru

Монизм — это… Что такое Монизм?

Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью[1].

Философский монизм

В философии существует три вида монизма:

  1. Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждают, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога).
  2. Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии.
  3. Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному.

Другие позиции относятся к одной из вышеназванных категорий.

Монизм в религиозных и духовных системах

Другие разновидности монизма

Функционализм, который подобно материализму утверждает, что мышление может быть сведено к материальной природе, но не в субстратном (вещественном) ее понимании, а как функциональная сущность. Мышление это не конкретные физические процессы, взаимодействие клеток нервной системы — нейронов, но функциональные их отношения. Вместо нейронов мыслительные процессы могут быть продуцированы и в другом субстрате. Эта концепция особенно популярна в когнитивных науках и искусственном интеллекте (AI).

Элиминативизм утверждает, что рассуждать о мышлении, в силу неопределенной его природы, ненаучно.[2] Подобно тому как мы отказались от древнегреческих представлений о земле, огне, воде и воздухе как первоначалах универсума, также мы должны отказаться и от понятия мышление. Приверженцами элиминативизма являются радикальные бихевиористы (Скиннер Б. Ф.)

Аномальный монизм, предложен впервые Дональдом Дэвидсоном в 1970. Теория исходит из того что, во-первых, мыслительные процессы связаны с физическими событиями и, во-вторых, мыслительные процессы являются аномальными (отклоняющимися от нормы), то есть для этих процессов не могут быть выявлены физические детерминанты, соответственно они не могут быть описаны в определенных физических закономерностях.

Сингуляризм выводит все особенности мира, всё его многообразие из принципа монизма.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. В. Н. Ретунский. Монизм // История философии: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. — 1376 с.
     — Монизм // Энциклопедия «Кругосвет»
  2. Churchland, P. M. (1990). Current eliminativism. В книге W. G. Lycan (Ed.), Mind and cognition: A reader (pp. 206–223). Oxford, England: Basil Blackwell.

Литература

  • Науменко Л. К. Монизм как принцип диалектической логики. Алма-Ата. Наука, 1968.- 327 с.

dic.academic.ru

Монистические теории сознания

А. Ревонсуо. «Психология сознания»

проходящей на фоне солнечного диска. Однако со временем выяснилось, что эти наблюдения не согласуются ни с одной из вычисленных орбит новой планеты и что невозможно предсказать, когда ее можно будет увидеть. Избежать этого несоответствия можно было в двух случаях: либо планета должна была вести себя еще более изменчиво и непредсказуемо, либо ее вообще не существовало. В конечном итоге гипотеза о существовании этой планеты была отвергнута. Вулкан, целая планета, в существование которой прежде верили, была без сожаления изъята из научного представления о мире!

Если можно элиминировать химические вещества и целые планеты, почему нельзя элиминировать сознание? Сознание, подобно флогистону и планете Вулкан, «держится» на чрезвычайно шаткой теории. Действительно, «теорию», на которой оно базируется, вообще вряд ли можно назвать научной. Это часть интуитивной теории, которой мы, люди, вооружены от рождения и которая называется по-разному:народной психологией,

бабушкиной психологией или моделью психического сознания.Все нормально развитые люди по мере того, как они растут в социальном взаимодействии с другими людьми, учатся использовать эти теории. Когда мы видим, как другой человек совершает какое-то действие, например зажигает свет в темной комнате, мы интерпретируем его поведение, проецируя сознание на поведенческую систему. Ага, он захотелувидеть, что находится в комнате, и знал,что может включить свет, повернув выключатель, и вот теперь он осматривает комнату и видитто, что в ней находится. Желания, убеждения и восприятия – все это осознанные ментальные события, которые, как мы допускаем, происходят в сознании человека, и эти не поддающиеся наблюдению внутренние состояния объясняют, почему он ведет себя именно так, как он себя ведет.

Мы научились автоматически одушевлять, или приписывать сознание, не только себе подобным людям, но и животным, и роботам, и вообще всем реально существующим объектам, демонстрирующим сложное автономное поведение. Мы легко «одушевляем» двигающиеся без вмешательства людей машины, используя для их описания такие выражения, как «стараются сделать» или «хотят сделать», «что они воспринимают и что думают об окружающем их мире» и т. д. Когда видишь управляемые компьютером пылесос или газонокосилку, которые совершенно самостоятельно выполняют свою работу так, словно их действия направляет сознающий разум, чрезвычайно трудно удержаться и не одушевить их!

Народная теория сознания, независимо от всех «одушевлений», в которые мы вовлекаемся, не научная теория. Это всего лишь причуда социального восприятия человека, возможно, встроенная в мозг в процессе эволюционной истории, ибо она была полезна для предсказания поведения других. Нет никакой гарантии, что народная теория дает точную картину разума. В том, что касается роботов, пылесоса и газонокосилки, она точно заблуждается! Народные теории и в других областях науки, в биологии и в физике, оказались совершенно ошибочными, и когда появились настоящие научные теории, с ними пришлось расстаться.

Аргумент сторонников элиминативного материализма заключается в том, что в эмпирической науке народную теорию относительно психологии сознания ждет участь народных теорий в биологии и физике: она бесследно исчезнет. Представление о том, что каждый индивид (и прочие сложные системы) обладает душой, или субъективной психологической реальностью, или сознанием, – всего лишь часть народной теории в психологии. По мере того как эмпирические науки, и в первую очередь когнитивная нейрология, будут прогрессировать и появятся новые методы визуализации работы мозга, в нем не будет найдено ничего, что соответствовало бы нашим наивным представлениям о внутренней субъективной реальности. Само понятие «сознание» окажется бесполезным для описания реальности, обнаруженной в мозге, точно так же как флогистон оказался

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *