Молитва лермонтов 1829 год – Анализ стихотворения Лермонтова Не обвиняй меня сочинения и текст

Содержание

Анализ стихотворения Лермонтова Не обвиняй меня сочинения и текст



Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» («Не обвиняя меня…»)

17 декабря 2009

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал.

Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья».

Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства, побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его.

Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека.

Поэт традиционно считается посредником между Богом и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу.

Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе.

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь, –

завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.

Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва Не обвиняя меня

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал. Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья». Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства,

побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его. Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека. Поэт традиционно считается посредником между Богом и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу. Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе. Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь, – завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному. Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

Сохранить в соц. сетях:

Название реферата: Анализ стихотворения Лермонтова Молитва Не обвиняя меня

Вам также могут понравиться эти работы:

База
стихотворений

Темы стихов

Авторы стихов

Наша группа

Молитва (Не обвиняй меня, всесильный. )

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал.

Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья». Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства, побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его.

Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека.

Поэт традиционно считается посредником между Богом и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу.

Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе.

Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь,

Завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.

Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Обсуждение анализа стихотворения

«Молитва (Не обвиняй меня, всесильный…)» М.Лермонтов

«Молитва» Михаил Лермонтов

Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденьи бродит

Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

В юношеском творении, датированном 1829 г. читатель встречается с ярким и вполне сформировавшимся образом лермонтовского лирического героя — сильного духом, мятежного, дерзновенного.

Произведение содержит формальные признаки сакрального жанра, оправданные названием: в поэтическом тексте присутствуют призыв к божеству, признание его мощи, просьба и торжественное обещание героя. Однако по своему идейному содержанию стихотворение не только противоречит классическим канонам, но подрывает их. «Молитва» — искренняя попытка поговорить с Богом на равных, без смирения и покаяния.

Интересна композиция произведения: две неравные части представляют собой два сложноподчиненных предложения. Подобный синтаксис призван передать быстрый темп речи, порожденный эмоциональным всплеском и даже надрывом, не характерным для медитативного настроя традиционной молитвы. Каждая из частей произносится будто на одном дыхании.

Лирический герой просит Всевышнего не налагать наказание. Список прегрешений оборачивается перечислением свойств характера молящегося. Он формируется при помощи группы подчиненных предложений, в которых выделяется анафора «за то». Герой декларирует свою близость ко всему земному, постепенно продвигаясь к главному, наиболее тревожащему его вопросу. Творческое вдохновение побуждает романтика преодолевать границы тесного земного мира. Первая строфа заканчивается кощунственным признанием: герой не только боится довериться Богу, но заменяет его другой вечной сущностью.

Просьбы, которые звучат в заключительной строфе, больше похожи на условия равноправного договора. Если Всесильный выполнит пожелания, тогда герой вступит на «тесный путь спасения». Полемические интонации нарастают: «страшная жажда песнопенья» составляет суть натуры лирического «я». Отказ от «чудного пламени» творчества влечет за собой гибель личности.

Знаковое определение «тесный» звучит дважды в отношении ключевых понятий — мира земного и спасительного исхода. Герой «Молитвы» осознает, что путь самоограничения, самообуздания и аскетизма губителен для его поэтического дара. В интонациях лирического монолога слышатся недоумение и упрек: если герой стал избранником, носителем Божьей искры, то зачем ограничивать «лаву вдохновенья» рамками традиций и условностей?

В центре внимания «Молитвы» — психология внутреннего конфликта: лирический субъект нуждается в поддержке светлого высшего начала и одновременно осознает самоценность личности, стремящейся к свободе и творчеству.

Учебное пособие: Анализ стихотворения Лермонтова Молитва Не обвиняя меня

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал.

Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья». Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства, побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его.

Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека.

Поэт традиционно считается посредником между Богом

и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу.

Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе.

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь, –

завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.

Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

Еще работы по литературе и русскому языку

Реферат по литературе и русскому языку

Послушайте стихотворение Лермонтова Не обвиняй меня

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Не обвиняй меня

ostihe.ru

Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова М.Ю.

История создания. Стихотворение Лермонтова, написанное уже в конце творческого пути в 1839 году, названо «Молитва». В его поэзии есть и другие стихотворения с тем же названием: в ранней лирике это стихотворение «Не обвиняй меня Всесильный...», созданное в 1829 году, оно при жизни поэта не печаталось, и «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...», которое было написано в 1837 году, то есть немногим ранее рассматриваемого. Оба стихотворения, опубликованные соответственно в 1839 и 1840 гг., вошли затем в сборник «Стихотворения М. Лермонтова», который вышел в 1840 г.

Жанр и композиция. Обычно молитвой называют проникновенное обращение верующего человека к Богу верующего человека. Это веками освященная традиция христианства. Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви. Конечно, каждый верующий человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова — такие слова не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати. Но в литературе все же есть примеры того, как молитва становится определением особого жанра стихотворения, сохраняющего основные черты православной молитвы. Обычно такие стихотворения принадлежат перу глубоко верующих поэтов, таких, как И.С. Никитин, А.К. Толстой, К. Р. (Константин Романов).

Обращение Лермонтова к такому жанру на первый взгляд кажется странным. Ведь с именем Лермонтова тесно связан демонический мотив в поэзии, над поэмой «Демон» он работал почти всю свою жизнь: начата она была в 1829 году, а последний вариант закончен лишь в 1839 году — и это восьмая редакция! В лермонтовской лирике много стихов, посвященных демону и связанных с этим образом. Можно сказать, что поэт всю жизнь прожил под страшным взором этого мрачного духа зла. Русский романтик Лермонтов в этом отношении продолжает традиции западноевропейского романтизма, прежде всего Байрона, для которого богоборческий и демонический мотивы были очень характерны. Но и традиции русской духовной поэзии оказались близки Лермонтову. Недаром его первое стихотворение в жанре молитвы было написано в том же 1$29 году, когда появилось первое стихотворение, рисующее образ демона — «Мой демон». «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня» — так думал юный поэт. Но прошло время, и в 1839 году Лермонтов с ним «разделался — стихами». Показательно, что в позднем творчестве, к которому относится рассматриваемое произведение, в лирике Лермонтова появились мотивы примирения — с миром, людьми, Богом. Об этом свидетельствует и тот факт, что в это время он дважды обращается к жанру молитвы.

Развитие поэтической мысли стихотворения «Молитва» (1839) организует его композицию как движение от состояния сомнения, печали, грусти (первая строфа) через осознание «силы благодатной» святых слов (вторая строфа) к примирению, очищению и внутреннему' просветлению (третья строфа). Можно сказать, что в композиции стихотворения нашло отражение то внутреннее движение души самого поэта от скепсиса к вере и умиротворению, которое характеризует его жизнь в последние годы.

Основные темы и идеи. За два года до стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную...») было создано Одно из первых произведений поэта, в котором нашли отражение его новые темы и идеи, — «Когда волнуется желтеющая нива...». В нем мотив примирения выражается в идее смирения перед лицом Всевышнего, звучащей в заключительных строках:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога

«Молитва» 1839 года тоже выражает идею отказа от прежних сомнений, скепсиса, приводящих поэта в состояние грусти. Но если в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» такое состояние связано с созерцанием умиротворенной природы, то в «Молитве» акцент сделан на «силе благодатной» святого слова. Исходя из этого можно сказать, что в стихотворении «Молитва» тема веры, душевного просветления тесно переплетается с темой слова — для поэта это означает тему творчества: «из пламя и света рожденное слово» — так охарактеризовал его в другом стихотворении Лермонтов. Такая идейно-тематическая связь возникает не случайно. У Лермонтова уже в самых ранних стихах появляются две музы — одна демоническая, которая несет настроения сомнения, скепсиса и приводит к тоске и скуке; другая — муза, помнящая небесные «песни святые», о которых говорится в раннем стихотворении «Ангел». На протяжении многих лет идет напряженная внутренняя борьба этих муз, но ко времени создания «Молитвы» исход этой борьбы становится очевидным.

Теперь демон сомнения отринут: «С души как бремя катится, / Сомненье далеко...» Это не означает, что все в жизни сразу прояснилось: начало стихотворения говорит об особом состоянии, которое было характерно для поэта и нашло отражение во многих его стихах. Это грусть, которая раньше была сродни отчаянию, потому что поэт не верил в возможность существования благодати в мире. И тогда звучали совсем другие звуки, например его «Молитве» 1829 года:

Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
...................................................
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
....................................................
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен Я,
Боже, не тебе молюсь.

То действительно были «грешные песни», но поэту было дано сказать и иное слово, обращенное в «Молитве» 1837 года к «теплой заступнице мира холодного». Это слово пока еще не о себе, «не о спасении, не перед битвою, / Не с благодарностью иль покаянием». За свою «душу пустынную» поэт еще страшится произнести слова мольбы, обращенной к Богу, но он просит Богоматерь быть небесной покровительницей «девы невинной». Как это уже похоже на веру русского народа, «за други своя» страдающего и молящегося. И как точно угадано Лермонтовым то, что всегда жило в душе русского народа: заступничество в «минуту жизни трудную» надо искать у той, которая понимает все человеческие страдания, — у Божией Матери.

В «Молитве» 1839 года звучит та новая интонация, которая становится теперь характерной чертой поэзии Лермонтова. Это пронзительно-щемящее и вместе с тем умиротворяющее звучание сродни подлинной молитве русского человека. Слова этого удивительного стихотворения, подобно молитве в церкви, льются из самого сердца поэта и звучат, как песнопение:

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Историк Ключевский, написавший статью о творчестве Лермонтова под названием «Грусть», доказывает в ней, что по своей ритмике, общему интонационному рисунку поздняя лирика Лермонтова действительно приближается к народной первооснове. Ее ведущий тон Ключевский называет «грусть-тоска» и видит в Лермонтове основоположника того нового мироощущения, отраженного в поэзии, которое совместило в себе романтические и народно-православные основы.

Эти подлинно национальные духовные основы проявляются и в том, что поэт в своих стихах, как и русский народ, чаще обращается к Богоматери — «теплой заступнице мира холодного». В «Молитве» 1839 года не указано, к кому она обращена, но само ее звучание скорее подходит Богородичной молитве. Но здесь основной смысловой акцент — образ самого «созвучья слов живых», которое выливается в «молитву чудную»:

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

«Непонятная» прелесть и сила святого слова — вот то главное, что хочет выразить поэт. Именно поэтому не так важно, к кому обращена молитва и о чем она. Важнее другое — результат, который достигается молитвой, произнесенной из глубины страдающей души:

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

Такую удивительную легкость души, очищенной слезами покаяния, Лермонтов смог наконец постичь в конце своего жизненного пути.

Художественное своеобразие. Даже среди шедевров лермонтовской лирики «Молитва» 1839 года поражает удивительной гармонией и проникновенностью звучания. Все художественные средства подчинены задаче выразить глубину молитвенного чувства человека. Именно потому поэт использует эмоционально-оценочные слова (грусть, сомненье) и эпитеты («в минуту жизни трудную», «одну молитву чудную»), а также эпитеты, связанные с религиозно-философской тематикой («сила благодатная», «святая прелесть»). Этой же цели служит сравнение («с души как бремя скатится, сомненье...») и метафора («И дышит непонятная, святая прелесть в них»). Большую роль в создании замедленной, напевной интонации стихотворения играют повторы («И так легко, легко...), синтаксический параллелизм («И верится, и плачется...»), ассонансы на «у» («В минуту жизни трудную...»; «одну молитву чудную...»).

Значение произведения. В творчестве Лермонтова «Молитва» стала стихотворением, обозначившим новый поворот во внутреннем, душевном и духовном, состоянии поэта. Она стала ответом тем, кто обвинял его в безверии и демонизме. В то же время вместе с такими стихотворениями, как «Родина», «Молитва» показала обращенность позднего творчества Лермонтова к народным истокам. Уже в XX веке, пожалуй, лишь два поэта — А.А. Блок и С.А. Есенин — достигли в своей поэзии столь же точной и необыкновенно выразительной силы грустно-лирической народной интонации, которая характерна для этого лермонтовского стихотворения. С точки зрения жанра оно также получило продолжение в творчестве таких глубоко верующих православных поэтов, как И.С. Никитин, А.К. Толстой, К. Р. (Константин Романов).

lit-helper.com

Лермонтова молитва

Анализ. "Молитва" Лермонтова: "В минуту жизни трудную..."

​Смотрите также​ назад​ леденящие сердце (…)​ литературы, понимать которого​ еще в 1841​ художник был увлечен​Одну молитву чудную твержу​ поэта, из которого​Вместе с тем,​ году). Поэтому можно​ в жизни жизнью».​ живых…​ или душевной боли​

Анализ: «Молитва» Лермонтова. История создания стихотворения

​ её младшей сестре​ просит богородицу за​Сердцу незлобному мир​сердцу незлобному мир​преобрати мне сердце​и не карай​у лермонтова 3 стихотворения​ взаимное уважение людей​ нашел в словах​ поэт никогда не​В позднем периоде своего​Одну молитву чудную​ звуки, (…) вышла​ нужно не умом,​ году в. Г.​ («машенька велела ему​ я наизусть…​ вышли такие безотрадные,​ «святая прелесть» предстает​ смело сказать, что​ Я согласен с​В самом деле,​ поэт обращается к​ в. А. Лопухиной.​ "деву невинную". В​ упования.​ упования.​ в камень,​ меня, молю,​ под названием "Молитва".​

Анализ: «Молитва» Лермонтова. Попытка переосмыслить жизнь

​ и равноправие, –​ юной барышни свою,​ пытался скрыть своих​ творчества Михаил Лермонтов​ твержу я наизусть…​ и эта молитвенная,​ а сердцем.​ Белинский подчеркнул, что​ молиться, когда у​М. Ю. Лермонтов​ леденящие сердце (…)​ и как власть​ оно отражает сложившееся​ утверждением великого критика.​ в нехитрых словах​ богу. В произведении​Стихотворение «молитва» —​ этой молитве за​Срок ли приблизится​Срок ли приблизится​останови голодный взор;​за то, что​ нашла только 2,​ вымысел, плод богатого​ особую истину. Он​ политических убеждений. Только​ пишет стихотворение «Молитва».​Веснушка​ елейная мелодия надежды,​:)​ «… из того​ него тоска»). Поэтому​«Молитва» - одно​

Анализ: «Молитва» Лермонтова. Основная тема и идея

​ звуки, (…) вышла​ слова над человеком:​ миро-воззрение художника.​ По сути, поэт​ молитвы есть что-то​ с психологической проникновенностью​ это, в какой-то​ другого человека душа​ часу прощальному​ часу прощальному​От страшной жажды​ мрак земли могильный​ подскажите сайт, где​ воображения? Чтобы избавиться​ пишет свою «Молитву»​ после нескольких месяцев,​ Несмотря на то,​В лирическом произведении м.​ примирения и блаженства​Nikita abrosimov​ же самого духа​ приведено выше толкование​ из поздних стихотворений​ и эта молитвенная,​Есть сила благодатная​В минуту слабости​ и здесь намекает​ мистическое. И, как​ передается состояние «душевного​ степени, попытка смириться​ самого поэта умиротворяется​В утро ли​в утро ли​ песнопенья​с ее страстями​ все 3 или​ от подобных мыслей,​

«Молитва»: анализ и выводы

​ - самое светлое​ проведенных на Кавказе,​ что автору всего​ Ю. Лермонтова «ангел»​ в жизни жизнью».​В созвучье слов живых…​ поэта, из которого​ вполне уместно.​ м. Ю. Лермонтова​ елейная мелодия надежды,​В созвучье слов​ или душевной боли​ на свою неудовлетворенность​ бы ни был​ просветления». Это состояние​ с тем путем,​ и просветляется, обретает​ шумное, в ночь​ шумное, в ночь​пускай, творец, освобожусь,​ я люблю;​ напишите здесь. заранее​ развеять сомнения и​ и лирическое произведение.​ он проникся идеями​ 25 лет, он​

​ рассказывается о том,​⁤>

Лермонтов молитва

​ Я согласен с​В самом деле,​ вышли такие безотрадные,​Вместе с тем,​ (написано в 1839​ примирения и блаженства​ живых…​

​ поэт обращается к​

​ окружающей его действительностью.​
​ удручен поэт, в​
​ противопоставлено «трудной минуте​
​ который предначертан поэту.​ желанное утешение.​
​ ли безгласную -​ ли безгласную -​
​тогда на тесный​
​За то, что​
​ спасибо!​
​ тревогу, пытается найти​Стихотворение не содержит просьб,​
​ высшего начала, которым​
​ уже успел побывать​ как житель небес​
​ утверждением великого критика.​ в нехитрых словах​
​ леденящие сердце (…)​
​ «святая прелесть» предстает​ году). Поэтому можно​
​ в жизни жизнью».​В самом деле,​
​ богу. В произведении​
​ Он остается разочарованным​
​ молитве он находит​
​ жизни» - обычному​ Но, в то​
​Главная тема стихотворения​Ты восприять пошли​
​ты восприять пошли​ путь спасенья​
​ редко в душу​Виктория король​
​ духовную опору Лермонтов.​ покаяния и самобичевания.​ подчиняется судьба человека.​
​ в ссылке и​ летел по полуночному​
​ По сути, поэт​ молитвы есть что-то​
​ звуки, (…) вышла​ и как власть​
​ смело сказать, что​ Я согласен с​
​ в нехитрых словах​ с психологической проникновенностью​
​ и мятежным, но​ успокоение и черпает​
​ для лирического героя​ же время, это​
​ — тема любви,​ к ложу печальному​ к ложу печальному​
​к тебе я​ входит​
​Вот нашла​Создавая произведение, поэт старался​
​ Поэт признает, что​В душе Лермонтов все​
​ переосмыслил собственную жизнь.​ небу, нёс на​
​ и здесь намекает​
​ мистическое. И, как​ и эта молитвенная,​
​ слова над человеком:​
​ оно отражает сложившееся​ утверждением великого критика.​
​ молитвы есть что-то​
​ передается состояние «душевного​ «живые слова» даруют​
​ новые силы:​ лермонтова настроению подавленности,​
​ укрепление его веры​
​ лирический герой молится​
​Лучшего ангела душу​
​лучшего ангела душу​ снова обращусь.​
​живых речей твоих​1.​
​ смириться с предначертанным​ простые слова могут​
​ равно остается бунтарем.​ В ней чаще​
​ руках душу младенца​ на свою неудовлетворенность​
​ бы ни был​ елейная мелодия надежды,​
​Есть сила благодатная​ миро-воззрение художника.​
​ По сути, поэт​ мистическое. И, как​
​ просветления». Это состояние​ ему, пусть временное,​
​С души как​ грусти и скептицизма.​
​ в собственные силы​ не за себя​
​ прекрасную.​ прекрасную.​
​1829​ струя,​
​Молитва​ ему путем. Одновременно​ обладать силой, очищать​
​ Но начинает осознавать,​ всего ему приходилось​
​ и пел священную​ окружающей его действительностью.​
​ удручен поэт, в​

Стихотворение Лермонтова "Молитва" ( я матерь божия ) НАПИШИТЕ ТЕМУ И ИДЕЯ СТИХОТВОРЕНИЯ! ЭТО 2 РАЗНЫХ ПУНКТА. .

​ примирения и блаженства​
​В созвучье слов​В минуту слабости​
​ и здесь намекает​ бы ни был​
​ противопоставлено «трудной минуте​ но такое необходимое​
​ бремя скатится сомненье​ В данном стихотворении​

​ и, что не​ («не за свою​
​ПРОШУ НЕ НАДО​1837​
​3.​за то, что​
​В минуту жизни​ он укреплял веру​

​ душу от тоски,​ что его миссия​
​ играть роль дебошира​ песню, которую невозможно​
​ Он остается разочарованным​ молитве он находит​
​ в жизни жизнью».​ живых…​

​ или душевной боли​ на свою неудовлетворенность​
​ удручен поэт, в​ жизни» - обычному​ избавление от сомнений.​
​ далеко – и​ поэт открывается совершенно​
​ исключено, предчувствие скорой​ молю душу пустынную»),​

​ ТУПО СКИДЫВАТЬ УЖИЕ​МОЛИТВА​Молитва странника​ в заблужденье бродит​ трудную,​ в собственные силы.​ скорби и тяжкого​ не заключается лишь​ и светского льва.​ забыть. В ней​

​ и мятежным, но​

​ успокоение и черпает​ Я согласен с​В самом деле,​
​ поэт обращается к​ окружающей его действительностью.​ молитве он находит​
​ для лирического героя​В завершение хочу​
​ верится, и плачется,​ с другой стороны:​ гибели. Это –​ а за возлюбленную.​ АНАЛИЗЫ СТИХОТВОРЕНИЧ!!!! КОНКРЕТНО​Я, матерь божия,​Я, матерь божия,​мой ум далеко​теснится ль в​ Не исключено, что​ бремени, вызванного тем,​ в том, чтобы​
​После возвращения с Кавказа​ говорилось о «блаженстве​ «живые слова» даруют​ новые силы:​ утверждением великого критика.​ в нехитрых словах​ богу. В произведении​ Он остается разочарованным​ успокоение и черпает​ лермонтова настроению подавленности,​ обратить внимание на​ и так легко,​ он возносит молитву,​ покаяние в стихах,​ «Молитва» — шедевр​
​ ТЕМУ И ИДЕЮ!!!!​ ныне с молитвою​ ныне с молитвою​ от тебя;​ сердце грусть,​ написание стихотворения –​ что человек осознает​ доказать окружающим их​ поэт понимает, что​ безгрешных духов над​ ему, пусть временное,​С души как​ По сути, поэт​ молитвы есть что-то​ с психологической проникновенностью​
​ и мятежным, но​ новые силы:​ грусти и скептицизма.​ необычайную мелодичность произведения.​ легко…​ восхищаясь, удивляясь и​ смысл которого заключается​ любовной лирики лермонто­ва.​ 1 ЗАРАНЕЕ СПАСИБО!​Пред твоим образом,​пред твоим образом,​За то, что​одну молитву чудную​ это предчувствие скорой​ свое бессилие. Анализ​ глупость и никчемность.​ изменить мир, который​ кущами райских садов»,​ но такое необходимое​ бремя скатится​

​ и здесь намекает​

​ мистическое. И, как​ передается состояние «душевного​ «живые слова» даруют​С души как​ В данном стихотворении​ Это стихотворение положили​В дореволюционных работах​ радуясь одновременно этому​ в борьбе с​ В стихах дышит​ ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК КОТОРЫЙ​
​ ярким сиянием,​ ярким сиянием,​ лава вдохновенья​твержу я наизусть.​ смерти. Это своеобразное​ стихотворения Лермонтова «Молитва»​ После Кавказа он​ его окружает, невозможно.​ она была о​ избавление от сомнений.​Сомненье далеко –​ на свою неудовлетворенность​ бы ни был​ просветления». Это состояние​ ему, пусть временное,​ бремя скатится​ поэт открывается совершенно​ на музыку более​ (например, в работе​ спасительному «мостику», который​ собственными слабостями, которые​
​ такая благоговейная любовь,​ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОТВЕТИТ НАЙДЕТСЯ,​Не о спасении,​не о спасении,​клокочет на груди​Есть сила благодатная​ покаяние в стихах.​ показывает, что поэт​ возвращается в Москву,​
​ Он не в​ боге и для​В завершение хочу​И верится, и​
​ окружающей его действительностью.​ удручен поэт, в​ противопоставлено «трудной минуте​
​ но такое необходимое​Сомненье далеко –​ с другой стороны:​ сорока композиторов! «Молитва»​ с. Шувалова) стихотворение​ приводит героя к​ вынуждают лермонтова постоянно​ что они но​ ТО Я БУДУ​
​ не перед битвою,​ не перед битвою,​ моей;​в созвучьи слов​ И смысл его​ воспринял слова юной​
​ где посещает светские​ состоянии сделать этого.​ бога. В руках​ обратить внимание на​ плачется,​ Он остается разочарованным​ молитве он находит​ жизни» - обычному​ избавление от сомнений.​И верится, и​ он возносит молитву,​ вошла и в​ нередко рассматривалось как​ «светлым душевным порывам».​ скрывать под маской​ праву могут быть​ ПРОСТО ОЧЕНЬ БЛАГОДАРНО.​Не с благодарностью​не с благодарностью​за то, что​ живых,​ заключается в том,​ Марии Щербаковой всерьез.​ рауты и близко​ Чувство бессилия заставляет​ у ангела «душа​ необычайную мелодичность произведения.​И так легко,​ и мятежным, но​ успокоение и черпает​ для лирического героя​В завершение хочу​
​ плачется,​ восхищаясь, удивляясь и​ народный песенный репертуар.​ свидетельство перехода лермонтова​Известно, что «молитва»​ благопристойности свои истинные​ названы гимном чистоте,​ БЕЗМЕРНО​ иль покаянием,​ иль покаянием,​ дикие волненья​и дышит непонятная,​ что поэт борется​ Он начинает молиться​

Анализ стихотворения "Молитва" Лермонтова М. Ю. 1839 год

​ сходится с Марией​

​ Лермонтова обратиться к​ младая», которую он​
​ Это стихотворение положили​
​ легко…​ «живые слова» даруют​ новые силы:​ лермонтова настроению подавленности,​ обратить внимание на​И так легко,​ радуясь одновременно этому​ По-моему, м. Ю.​
​ от мятежности к​ написана для марии​ чувства и мысли.​ нежности, душевной красоте.​Анджела​Не за свою​Не за свою​мрачат стекло моих​святая прелесть в​ с собственными слабостями,​ в те моменты,​ Щербаковой. В одной​ Богу. По причине​ нес для печальной​ на музыку более​В дореволюционных работах​ ему, пусть временное,​С души как​ грусти и скептицизма.​ необычайную мелодичность произведения.​ легко…​ спасительному «мостику» ,​
​ Лермонтов – самый​ религиозному смирению. Но​ щербаковой, княгини, которой​Aleks​Стихотворение «молитва» («я,​1. Главная тема стихотворения​ молю душу пустынную,​ молю душу пустынную,​ очей;​
​ них.​ которые вынуждают его​ когда оказывается загнанным​ из бесед юная​
​ классического религиозного воспитания​
​ жизни на землю.​ сорока композиторов! «Молитва»​
​ (например, в работе​ но такое необходимое​ бремя скатится​ В данном стихотворении​ Это стихотворение положили​В дореволюционных работах​ который приводит героя​ «музыкальный» поэт нашей​ еще в 1841​
​ художник был увлечен​Одну молитву чудную твержу​
​ матерь божия, ныне​
​ лермонтова "молитва" -​За душу странника​
​за душу странника​За то, что​
​С души как​ скрывать свои истинные​ собственными мыслями и​ девушка заявляет поэту,​ поэт никогда не​Тема стихотворения –​ вошла и в​ с. Шувалова) стихотворение​ избавление от сомнений.​Сомненье далеко –​ поэт открывается совершенно​ на музыку более​ (например, в работе​ к «светлым душевным​ литературы, понимать которого​ году в. Г.​ («машенька велела ему​ я наизусть… м.​ с молитвою…») создано​ тема любви.​ в мире безродного;​ в мире безродного;​ мир земной мне​ бремя скатится,​ мысли и чувства​ переживаниями в угол.​ что только лишь​ воспринимал веру всерьез.​ рождение нового человека,​ народный песенный репертуар.​ нередко рассматривалось как​В завершение хочу​
​И верится, и​ с другой стороны:​ сорока композиторов! «Молитва»​ с. Шувалова) стихотворение​ порывам».​ нужно не умом,​ Белинский подчеркнул, что​ молиться, когда у​ Ю. Лермонтов «молитва»​ в 1837 году.​Мольба о счастье​Но я вручить​но я вручить​ тесен,​

​сомненье далеко —​

​ за маской благопристойности.​ Сомнение – еще​
​ молитва, обращенная к​
​ Современники его нередко​ новой души. По​ По-моему, м. Ю.​ свидетельство перехода лермонтова​ обратить внимание на​ плачется,​ он возносит молитву,​ вошла и в​
​ нередко рассматривалось как​Известно, что «молитва»​ а сердцем.​ «… из того​ него тоска»). Поэтому​ - одно из​ Поэт написал это​ любимой женщины, о​ хочу деву невинную​ хочу деву невинную​к тебе ж​и верится, и​ Об этом говорит​ один коварный враг​ Богу, помогает обрести​ отмечали в своих​ мере роста она​ Лермонтов – самый​ от мятежности к​ необычайную мелодичность произведения.​И так легко,​ восхищаясь, удивляясь и​
​ народный песенный репертуар.​ свидетельство перехода лермонтова​ написана для марии​Yti pyti​ же самого духа​ приведено выше толкование​ поздних стихотворений м.​ произведение, когда находился​ её душе.​
​Теплой заступнице мира​теплой заступнице мира​ проникнуть я боюсь,​ плачется,​
​ и проведенный художественный​
​ поэта. Оно как​ душевное равновесие и​
​ записках, что деятельная​ мечтает и стремится​ «музыкальный» поэт нашей​ религиозному смирению. Но​ Это стихотворение положили​ легко…​ радуясь одновременно этому​ По-моему, м. Ю.​ от мятежности к​
​ щербаковой, княгини, которой​Одну молитву чудную твержу​
​ поэта, из которого​
​ вполне уместно.​ Ю. Лермонтова (написано​
​ под арестом за​Другая тема -​
​ холодного.​ холодного.​и часто звуком​и так легко,​ анализ. «Молитва» Лермонтова​ наказание для него.​ найти силы в​ и бурная натура​ к цели, которая​ литературы, понимать которого​ еще в 1841​ на музыку более​В дореволюционных работах​ спасительному «мостику» ,​ Лермонтов – самый​ религиозному смирению. Но​ художник был увлечен​ я наизусть…​ вышли такие безотрадные,​Вместе с тем,​ в 1839 году).​ стихотворение «смерть поэта».​ трагедия духовного одиночества.​Окружи счастием душу​Окружи счастием душу​ грешных песен​ легко...​ – это переломная​ Являются ли верными​ самые тяжелые минуты​ Лермонтова очень часто​ выше, чем обычные​
​ нужно не умом,​ году в. Г.​ сорока композиторов! «Молитва»​ (например, в работе​ который приводит героя​ «музыкальный» поэт нашей​ еще в 1841​ («машенька велела ему​М. Ю. Лермонтов​ леденящие сердце (…)​ «святая прелесть» предстает​ Поэтому можно смело​ В 1838 году​2. Идея -​
​ достойную;​

​ достойную;​

​я, боже, не​
​1839​ точка, разделяющая его​ его желания и​ жизни. Нельзя утверждать,​ заставляла его сначала​ людские дела. Эта​ а сердцем.​ Белинский подчеркнул, что​ вошла и в​
​ с. Шувалова) стихотворение​ к «светлым душевным​
​ литературы, понимать которого​
​ году в. Г.​ молиться, когда у​
​«Молитва» - одно​ звуки, (…) вышла​
​ и как власть​ сказать, что оно​ он пишет письмо​ это монолог поэта,​Дай ей сопутников,​дай ей сопутников,​ тебе молюсь.​2.​ творчество на два​ стремления? Вдруг увлечение​ что этот разговор​ совершать поступки, а​ душа, по всей​33 нравится пожаловаться​ «… из того​ народный песенный репертуар.​ нередко рассматривалось как​ порывам».​ нужно не умом,​ Белинский подчеркнул, что​ него тоска»). Поэтому​ из поздних стихотворений​ и эта молитвенная,​ слова над человеком:​ отражает сложившееся миро-воззрение​ марии лопухиной, а​ его внутренняя драма,​ полных внимания,​ полных внимания,​Но угаси сей​Молитва​ отличающихся друг от​
​ литературой - это​ заставил Лермонтова по-новому​ затем только думать​ видимости, была...​1 Ответ​ же самого духа​ По-моему, м. Ю.​ свидетельство перехода лермонтова​Известно, что «молитва»​ а сердцем.​ «… из того​ приведено выше толкование​ м. Ю. Лермонтова​ елейная мелодия надежды,​
​Есть сила благодатная​
​ художника.​
​ в конверт вкладывает​ одинокого странника с​Молодость светлую, старость​
​молодость светлую, старость​ чудный пламень,​

​Не обвиняй меня,​

​ друга периода.​ всего лишь самообман,​ взглянуть на мир.​ над содеянным. Являясь​Дальше читай здесь​Александр байков ученик​ поэта, из которого​ Лермонтов – самый​ от мятежности к​ написана для марии​Александр байков​ же самого духа​ вполне уместно.​ (написано в 1839​ примирения и блаженства​ в созвучье слов​В минуту слабости​ стихи, обращённые к​ "пустынной душой". Он​ покойную,​
​ покойную,​всесожигающий костер,​ всесильный,​fb.ru​ а идеалы, отождествляющие​ Но, видимо, поэт​ бунтарем по жизни,​ :)​ (149) 2 недели​ вышли такие безотрадные,​
​ «музыкальный» поэт нашей​ религиозному смирению. Но​

​ щербаковой, княгини, которой​

magyc.ru

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва (В минуту жизни трудную…)

Михаил Юрьевич Лермонтов в своем произведении «Молитва» точно описал чувства, свойственные многим верующим людям. В этом стихотворении открылись новые грани личности поэта. Он верит в Бога и надеется на избавление от тяжестей судьбы и сомнений. Поэт будто исповедуется перед читателем и открывает ему секрет легкой жизни. Он проводит читателя по пути от отчаяния до очищения души.

В первой строфе Лермонтов представляет мрачное настроение лирического героя, от которого и призвана избавить молитва. Какая из многочисленных молитв приносит ему успокоение, остается тайной.

Независимо от этого в каждой молитве содержатся живые слова. Они наполнены духовным смыслом и даруют благодать, что означает надежду на спасение души. Во второй строфе Лермонтов олицетворяет безликие слова, они «живые» и «дышат». Притом он не может объяснить природу божьей благодати, скрытой в молитве.

Третья строфа описывает воздействие молитвы. Вера заменяет сомнения и вызывает слезы облегчения. Единственное действие, которое совершает лирический герой – твердит слова молитвы. Все остальное происходит с ним независимо от его воли. Не сказано, чем заслужил герой искупление, а значит, оно даровано Богом.

Анализ Стихотворения «В минуту жизни трудную…» (Молитва)

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С таким же на­званием у поэта было два предшествующих стихотворения — 1829 и 1837 годов. «Молитва» 1839 года посвящена М.А. Щерба­товой. Она посоветовала поэту молиться в минуты тоски, сомне­ний, и Лермонтов обещал ей.

Жанр «Молитвы» — лирический монолог, стиль романтичес­кий, мы можем отнести его к философской лирике.

Композиционно произведение делится на три части (по ко­личеству строф). В первой части лирический герой обозначает свое душевное состояние. В жизни его часто присутствуют мо­менты тоски, печали, смуты. В такие минуты он обращается к Богу:

Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Характерно, что состояние лирического героя здесь обозна­чено глаголом в личной форме: «твержу я». Таким образом поэт подчеркивает личностное восприятие жизни, пока он обознача­ет сферу «человеческого». Вторая часть — это рассказ о самой молитве. Мы не слышим здесь ее слов, однако чувствуем «силу благодатную», заключенную в них. Третья часть рассказывает об освобождении души от тоски и мучительных сомнений. Надушу лирического героя снисходит Божественная благодать, она спа­сает ее, возвращая из тьмы к свету:

С души как бремя скатится — Сомненье далеко — И верится, и плачется,

И так легко, легко…

И здесь уже состояние лирического героя выражается с помо­щью безличных глаголов: «верится»,’«плачется». Душа героя, освободившись от всего суетного, человеческого, вступила в сфе­ру Божественного. Таким образом, первая и третья части компо­зиционно противопоставлены в этом произведении 74 .

Стихотворение написано трехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («молитву чудную», «сила благодатная»), метафору и сравнение («И дышит непонят­ная святая прелесть в них», «С души как бремя скатится, Сомне­нье»), инверсию («В минуту жизни трудную»), анафору («И ве­рится, и плачется, И так легко, легко»).

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о Боге, природе — стихотворений «Молитва» 1829 и 1837, стихотворений «Когда волнуется желте­ющая нива…», «Ветка Палестины», «Ребенку». Читая эти произ­ведения, мы поражаемся, «сколько веры, сколько любви душев­ной оказывается в поэте нашем, заклейменном неверующим от­рицателем!». Под воздействием поэзии Лермонтова И. Бунин написал стихотворение «За все тебя, Господь, Благодарю!»:

За все тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я один и ныне — как всегда.

Таким образом, произведение М.Ю. Лермонтова создано в русле русской литературной традиции.

Анализ №4

В позднем периоде своего творчества Михаил Лермонтов пишет стихотворение «Молитва». Несмотря на то, что автору всего 25 лет, он уже успел побывать в ссылке и переосмыслил собственную жизнь. В ней чаще всего ему приходилось играть роль дебошира и светского льва.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. История создания стихотворения

После возвращения с Кавказа поэт понимает, что изменить мир, который его окружает, невозможно. Он не в состоянии сделать этого. Чувство бессилия заставляет Лермонтова обратиться к Богу. По причине классического религиозного воспитания поэт никогда не воспринимал веру всерьез. Современники его нередко отмечали в своих записках, что деятельная и бурная натура Лермонтова очень часто заставляла его сначала совершать поступки, а затем только думать над содеянным. Являясь бунтарем по жизни, поэт никогда не пытался скрыть своих политических убеждений. Только после нескольких месяцев, проведенных на Кавказе, он проникся идеями высшего начала, которым подчиняется судьба человека.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. Попытка переосмыслить жизнь

В душе Лермонтов все равно остается бунтарем. Но начинает осознавать, что его миссия не заключается лишь в том, чтобы доказать окружающим их глупость и никчемность. После Кавказа он возвращается в Москву, где посещает светские рауты и близко сходится с Марией Щербаковой. В одной из бесед юная девушка заявляет поэту, что только лишь молитва, обращенная к Богу, помогает обрести душевное равновесие и найти силы в самые тяжелые минуты жизни. Нельзя утверждать, что этот разговор заставил Лермонтова по-новому взглянуть на мир. Но, видимо, поэт нашел в словах юной барышни свою, особую истину. Он пишет свою «Молитву» - самое светлое и лирическое произведение.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. Основная тема и идея

Стихотворение не содержит просьб, покаяния и самобичевания. Поэт признает, что простые слова могут обладать силой, очищать душу от тоски, скорби и тяжкого бремени, вызванного тем, что человек осознает свое бессилие. Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» показывает, что поэт воспринял слова юной Марии Щербаковой всерьез. Он начинает молиться в те моменты, когда оказывается загнанным собственными мыслями и переживаниями в угол. Сомнение – еще один коварный враг поэта. Оно как наказание для него. Являются ли верными его желания и стремления? Вдруг увлечение литературой - это всего лишь самообман, а идеалы, отождествляющие взаимное уважение людей и равноправие, – вымысел, плод богатого воображения? Чтобы избавиться от подобных мыслей, развеять сомнения и тревогу, пытается найти духовную опору Лермонтов.

«Молитва»: анализ и выводы

Создавая произведение, поэт старался смириться с предначертанным ему путем. Одновременно он укреплял веру в собственные силы. Не исключено, что написание стихотворения – это предчувствие скорой смерти. Это своеобразное покаяние в стихах. И смысл его заключается в том, что поэт борется с собственными слабостями, которые вынуждают его скрывать свои истинные мысли и чувства за маской благопристойности. Об этом говорит и проведенный художественный анализ. «Молитва» Лермонтова – это переломная точка, разделяющая его творчество на два отличающихся друг от друга периода.

Анализ стихотворения "Молитва"

Тема: Чудная молитва

Идея: Благодатная сила молитва помогает пережить трудные минуты нашей жизни

Размер: трехстопный ямб

Рифма: перекрестная (чередуется дактилическая и мужская рифмы)
В этом стихотворении очень ярко проявляются образы чувств: образ печали, смуты в начале произведения и образ легкости, облегчения в конце. Чтобы яснее почувствовать первый образ, используются такие тропы, как эпитет (В минуту трудную), метафора (Теснится в сердце грусть). Используется также инверсия для выделения интонационно смыслового слова (В минуту трудную; молитву чудную; сила благодатная и т д). Также для создания образа смуты автор использует ассонанс (Повторяется звук [у]).

Все это придает ощущение тяжести на душе. Противопоставляется грусти чувство облегчения. такой прием называется антитезой. В этом стихотворении он не только угадывается, но даже и ясно представляется текстуальными антонимами (Трудную - легко; теснится грусть - бремя скатится). Для создания образа легкости тоже используется метафора (Бремя скатится) и повтор (легко-легко). Изменился и звуковой фон: гласная [у] пропала, а появились [а],[э]. Эти звуки более открытые, в отличие от [у].

Еще одним важным образом является образ самой молитвы. В его создании используются инверсионные эпитеты (Молитву чудную; сила благодатная; слов живых) и метафора (Дышит прелесть). Молитва показана нам чудодейственной силой, и именно она облегчает жизнь человека, она заведует теми святыми изменениями состояния души человека. Заметим также, что в стихотворении только одни глагол напоминает нам о существовании лирического героя: я твержу. Все остальные глаголы говорят о молитве и состоянии души.
Таким образом, первая строфа - это описание состояния души лирического героя, вторая - описание силы и прелести живых слов этой молитвы, третья - рассказ о том, что приносит человеку сила благодатная.
Мне нравится это стихотворение из-за его необыкновенной чувственности. Оно заставляет прожить меня состояние героя. и самое главное - я верю написанному Лермонтовым.

«Молитва (В минуту трудную.)», анализ стихотворения Лермонтова

Если прочесть «Молитву» без объявления автора, трудно даже сразу поверить, что это — Лермонтов. В стихотворении нет сложных конструкций, метафор, даже попросту длинных слов. Ясное, лёгкое произведение, написанное трёхстопным ямбом. оставляет впечатление искреннего дружеского рассказа.

Произведение легко учить наизусть: кроме чёткого ритма и согласованных перекрёстных рифм. «Молитва» имеет очень стройную композицию.

Если разбирать стихотворение по строфам, то в начале первой ясно ощущается гнетущее настроение. «В минуту трудную». «теснится грусть». «твержу наизусть» — обилие сочетаний согласных, особенно с буквой «р», создаёт впечатление трудности, тяжести. Его усугубляет и повторение звука «у», вызывая ассоциации с унынием.

Вторая строфа является переходной, в ней описывается откровение слова, сила молитвы. Сила «благодатная». непонятная для лирического героя, но ясно им ощущаемая. «Созвучье слов живых». «святая прелесть» — эти метафоры выразительно передают то живительное ощущение, которое испытывает всякий, искренне читающий молитву. Ключевое слово этой строфы — «благодатная». дающая благо — и оно полностью меняет настроение произведения.

С осенённой благодатью души «скатывается бремя». уходят сомненья — и вместо неё приходит лёгкость. Она ощущается даже в звучании строфы: ударные звуки «а», «о», «э» раскрывают каждый слог. Повторение слова «легко». которым завершается стихотворение, оставляет впечатление полёта и незавершённости, словно душа лирического героя просто растворилась в благодатном порыве молитвы.

Во всём стихотворении есть лишь один глагол от первого лица: «твержу». Это единственное действие, которое совершает лирический герой, а всё остальное — следствие этого действия, происходящее само собой. Это благодаря повторению молитвы «сомненье скатится». и станет легко, и появится вера, и польются слёзы.

Всё произведение — это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Такие слова мог бы произнести или глубоко верующий человек, или кто-то, отрицавший веру и переживший откровение. Стихотворение создано в 1839 году, незадолго до гибели Лермонтова. Трудно сказать, испытывал ли он сомнения и искал ли опору в вере, но точно известно, что философские рассуждения были свойственны ему особенно в последние годы жизни. Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.

Текст «Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою…)» М. Лермонтов

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» 9 класс

Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.

Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.

Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять. Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше. По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.

Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.

В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния. Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.

Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.

Послушайте стихотворение Лермонтова Молитва

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Молитва (В минуту жизни трудную…)

ostihe.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *