Trojden | Византия и Восточная Европа: Климов О. Ю.
Вспомните! Влияние Византии на народы и государства Восточной Европы.
1. Византия IV-X вв.
Восточную Римскую империю стали именовать Византийской лишь в XIX в. по древнему названию её столицы Константинополя — Византия. Сами жители Византии называли свою империю Римской, или, по-гречески, Ромейской, а себя — ромеями. Таким образом, византийцы считали себя наследниками Римской империи и прямыми продолжателями римских традиций.
Константинополь. Карта XV в.
Византийская империя в эпоху Средневековья стала связующим звеном между Востоком и Западом. Уникальное смешение греко-римских и восточных традиций определило все стороны жизни византийского общества.
Природно-климатические условия Византии были исключительно благоприятны для развития земледелия и скотоводства. Зерновые культуры, составлявшие основу питания человека Средневековья, выращивали главным образом на территории Египта и Фракии.
Население Византийской империи в V-VI вв. составляло не менее 25 млн человек. На её территории проживали представители самых различных народностей, но наиболее многочисленную часть населения составляли греки, которые постепенно заняли в империи господствующее положение.
В V-X вв. в Византии были широко распространены земельные наделы свободных сельских общин, а также сохранилось крупное землевладение, основывавшееся на эксплуатации рабов и колонов. Рабский труд использовался в хозяйствах практически всех типов и размеров. Однако большей части рабов были предоставлены земельные участки — пекулии, где они вели своё хозяйство. Длительное сохранение рабовладения было главным отличием общественного строя Византии от стран западноевропейского региона.
Коренные изменения в общественном строе Византии произошли лишь в XI в., когда широкое распространение получает такая форма земельного владения, как ирония, схожая по условиям держания с западноевропейским бенефицием.
Однако на протяжении всей истории Византии важной особенностью социально-экономических отношений в империи было верховное право государства на все земли подданных и огромные масштабы императорского земельного фонда, который занимал не менее одной трети всех земель в стране. Поэтому система вассально-ленных отношений, характерная для Западной Европы, в Византии не сложилась.В отличие от Западной Европы, где в эпоху Раннего Средневековья происходит явный упадок городов, в Византии в V-X вв. сохранилось множество крупных городских центров. Константинополь в V в. представлял собой огромный, хорошо укреплённый город, население которого достигало 500 тыс. человек. На территории империи находились и другие крупные города, представлявшие собой центры ремесла, торговли и высокой культуры: Александрия, Антиохия, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея, Фессалоники, Коринф, Афины. В городах действовали многочисленные ремесленные мастерские (эргостерии), однако и здесь применялся главным образом труд рабов и лиц, осуждённых за какие-либо преступления.
Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в период правления императора Юстиниана I (527-565 гг.). В это время Византия не только отразила натиск соседней Персии, тюркских, германских и славянских племён, но и почти в два раза расширила свою территорию, завоевав государство вандалов в Северной Африке, Остготское королевство в Италии и юго-восточную часть Вестготского королевства в Испании.
При Юстиниане был создан известнейший памятник византийской юридической мысли — Свод гражданского права (Свод). Это был единый законодательный кодекс, в основу которого были положены законодательные установления римского права. Однако появляются здесь и совсем новые идеи. Так, именно в Своде впервые была юридически зафиксирована теория естественных прав человека, согласно которой все люди свободны от природы. Многие положения Свода облегчали отпуск рабов на волю, защищали принцип частной собственности. Как законодательный кодекс христианского государства, Свод отстаивал и права церкви.
Символом величия христианской византийской империи стал построенный при Юстиниане в Константинополе собор Святой Софии.
Император Юстиниан. Мозаика. VI в. Церковь Сан Витале в Равенне
Интерьер храма Святой Софии
Христос. Мозаика храма Святой Софии
Это монументальное, богато украшенное фресками и мозаиками сооружение потрясало воображение современников. Благодаря тому, что грандиозный купол диаметром 31,5 метра опирался на множество тонких колонн, издали казалось, что он буквально парит над собором. Поэтому среди путешественников распространилась легенда, что купол собора Святой Софии подвешен к небу в знак особой благосклонности Господа Бога к императору Юстиниану.
Ведя активную внешнюю политику, Византийская империя добилась больших успехов в области дипломатии. Византийские дипломаты, обученные языкам почти всех народов мира, разработали порядок приёма и отправления посольств, создали формулы международных соглашений, ставшие эталоном для многих народов.
Временное ослабление императорской власти в Византии, наступившее после смерти Юстиниана, привело к значительному усилению в обществе влияния церкви и монашества. Богатства церкви и её вмешательство в политику стали представлять угрозу для императорской власти. Император Лев III Исавр (717-741 гг.) и его сын Константин V Копроним (741-775 гг.) использовали для восстановления своих позиций так называемое иконоборческое движение. Сторонники этого движения, существовавшего с первых веков христианства, утверждали, что Бог — это дух, изобразить который невозможно. Поэтому, молясь иконе, христианин впадает в ересь, поскольку он, как язычник, поклоняется идолу. В VIII в. у иконоборцев нашлось немало последователей, выступивших уже не только против почитания икон, но и против роскоши церкви вообще.
Погребальная церковь императора Романа Лакапина в Константинополе. Около 930 г.
Особенностью социальных протестов в Византии было их облечение в форму еретических религиозных движений. Так, народные восстания IX в.
были тесно связаны с широко распространившейся ересью павликан, воспринимавших земной мир как царство сатаны и поэтому выступавших против «погрязших в грехах» правителей.Очередной взлёт могущества Византийской империи наблюдается в годы правления императоров Македонской династии (867-1056 гг.). Императоры фактически добились установления в Византии наследственного принципа передачи власти. Именно в годы правления василевсов Македонской династии при византийском дворе устанавливается строгий этикет и пышный церемониал приёма иностранных послов, производивший огромное впечатление на европейцев. В этот период Византии удаётся отразить натиск арабов. Однако достичь такого могущества и международного престижа, каким страна обладала при Юстиниане, Византии было уже не по силам.
2. Византия и славяне
В правление Юстиниана граница империи на Балканах проходила по реке Дунай. К северу и востоку от неё обитали славянские племена. Великое переселение народов, натиск кочевых племён побудили славян сняться с места своего обитания. При преемниках Юстиниана, во второй половине VI в., ослабленная войнами и внутренними неурядицами, Византия не могла противостоять вторжениям славян.
Славянские народы, расселившись на Балканах, совершенно меняют этнический состав населения этого полуострова. Одновременно к югу от Дуная расселяются кочевые племена авар и булгар. В 626 г. авары осаждают столицу империи Константинополь, но терпят поражение. В 680 г. булгары и славяне создают на территории Византийской империи (между Дунаем и Балканской горной цепью) Первое Болгарское царство (680-1018 гг.).
На Балканах в это время наблюдается сильное миграционное движение, основываются поселения сербов (по среднему течению Дуная) и хорватов (в Далмации). Славяне заселяют Фракию, Македонию, проникают в Грецию, даже переселяются в Малую Азию.
Болгарское царство (булгары ассимилировались со славянами и переняли славянский язык) в VIII—IX вв. становится грозным противником Византии. Славянские дружины одерживают одну победу за другой. В 813 г. болгарские отряды уже угрожают Константинополю, вынудив византийцев подписать мирный договор.
Постепенно на смену военным конфликтам приходят добрососедские отношения. В 865 г. болгары приняли христианство византийского образца. Болгарский князь Борис при крещении получил имя Михаил. Христианство становится официальной религией Болгарского царства, что открыло этой славянской державе возможность на равных общаться с другими христианскими странами, обогатить свою неповторимую культуру.
В годы правления императора Византии Михаила III (842-867 гг.) в западнославянское государство Великая Моравия была направлена просветительская миссия Константина (Кирилла) и Мефодия, которые не только обращают население этой державы в христианство, но и переводят для славян-христиан Священное Писание, используя созданную ими азбуку — глаголицу, которая в X в. была заменена кириллицей (в основе греческий алфавит с добавлением особых славянских букв). С этого времени берёт своё начало развитие церковно-славянской письменности, а это меняет культурный облик всех славянских народов.
Однако государство Великая Моравия, ослабленная войной с кочевниками венграми, в начале X в. прекратило своё существование. В 895 г. из её состава выделяется княжество Чехия, принявшее христианство западного образца. Этому же пути в 966 г. последовало другое западнославянское государство — Польша.
Правление болгарского царя Симеона (893-927 гг.) стало временем расцвета Первого Болгарского царства. При нём был составлен первый свод славянских правил и законов, наступил расцвет древнеславянской литературы. Среди просветителей Болгарского царства наиболее известен Климент Охридский (Словенский), ученик Кирилла и Мефодия. Он создал охридскую (Охрид — одна из столиц Болгарского царства) литературную школу, сыгравшую большую роль в развитии древних славянских литератур. В 1018 г. Болгария была разгромлена Византией и вошла в состав Византийской империи.
3. Разрыв между православной и католической церковью
При Юстиниане, стремившемся подчинить своей власти христианскую церковь, константинопольский патриарх и Римский Папа подчинялись императору, который был приверженцем восточной «правильной», или ортодоксальной, веры.
Римские папы лишь ждали ослабления Византии, чтобы выйти из подчинения императорской власти. Такое время наступило в VIII-IX вв., когда в стране разразилось иконоборческое движение.
Когда в 843 г. иконопочитание в Византии было восстановлено, западные иерархи церкви продолжили свою линию на разрыв с православным Востоком. Папа Николай I в 863 г. открыто потребовал от императора Византии отстранения константинопольского патриарха Фотия за то, что последний выступил против ряда римских «нововведений»: поста по субботам, безбрачия священников (целибат), причастия простым пресным хлебом и, главное, постулата, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Церковь формально ещё не раскололась, но пропасть между Западом и Востоком увеличилась и стала труднопреодолимой.
В 1054 г. папские легаты отлучают патриарха Константинопольского от церкви, а тот, в свою очередь, предаёт анафеме (проклятию) папу. Современники этих событий даже не подозревали, что это не очередной конфликт, а окончательный разрыв между католической и православной церквями, схизма.
Государства и народы южных и восточных славян остались в сфере влияния византийской, православной, церкви. Западнославянские государства учредили на своей территории католические архиепископства, признавая верховенство римской церкви. В Византийской империи император продолжал считаться главой как светской, так и церковной власти.
4. Византия и Древнерусское государство
С восточными славянами Византия сталкивается уже на рубеже VIII—IX вв. Объединившись с варяжскими дружинами, восточные славяне совершали набеги на византийские владения в Крыму, на южное побережье Чёрного моря, а в 860 г. осадили Константинополь, как с суши, так и с моря. Это вооружённое противостояние завершилось взаимовыгодным мирным соглашением и контрибуцией (военная дань). Между союзами племён восточных славян и империей установились прочные связи по торговому пути «из варяг в греки».
Вспомните, по каким территориям Восточной Европы проходил этот знаменитый путь?
В 907 г. дружины правителя Древнерусского государства Олега совершили хорошо подготовленный поход на Константинополь. Столица империи была осаждена, её окрестности разорены. Империя была вынуждена заключить с молодым восточнославянским государством договор о дружественных отношениях, нормах международной торговли и мореплавания.
В 911 г. был заключён второй договор Руси с Византией. Он был во многих отношениях ещё более выгоден Древнерусскому государству. В одной из его статей говорилось об установлении между Византией и Русью военно-политического союза. Русские дружины укрепили византийскую армию.
Олег в Царьграде принимает дары от византийцев. Средневековая книжная миниатюра
По примеру князя Олега в 941 г. князь Игорь, сын Рюрика, основателя династии древнерусских великих князей, привёл огромное войско под Константинополь. Задачей его было побудить империю следовать ранее подписанному договору. Однако на подступах к столице флот Игоря был практически уничтожен «греческим огнём». В 944 г. князь Игорь совершил более удачный поход. Обе страны восстановили мирные союзные отношения. Примечательно, что православная империя на равных вела дипломатию с «варварами»!
В 957 г. княгиня Ольга, вдова Игоря, отправилась в Константинополь. Русская княгиня и её свита были приняты императрицей. Император Константин VII Багрянородный дал в её честь обед. В Константинополе княгиня Ольга приняла православную веру (под именем Елена). Обряд был совершён в главном храме империи — Святой Софии.
К сыну княгини Ольги, великому князю Святославу, который оставался язычником, из Константинополя было направлено посольство с целью подтверждения мирных отношений Руси с Византией. Однако князь Святослав в целях укрепления своей державы предпочёл вмешаться в византийско-болгарскую войну. В 971 г. императору Иоанну I Цимисхию удалось остановить продвижение дружины Святослава и возобновить мир с Русью.
Сын Святослава великий князь Владимир неоднократно оказывал военную помощь византийскому императору Василию II. Желая породниться с императорским домом (взять в жёны сестру Василия II Анну) и видя, что император стал медлить с династическим браком, русский князь осадил и в 988 г. захватил византийский город на южном берегу Крыма — Корсунь, вынудив императора поспешить со свадьбой. В этом же году он принял христианство по византийскому образцу, а затем своей великокняжеской волей крестил население Древнерусского государства. В Киев константинопольским патриархом был направлен первый митрополит. Крещение Руси явилось большой дипломатической победой Византии. В то же время оно открывало для Древнерусского государства блистательные перспективы развития.
Последний военный поход на Константинополь русские дружины и флот во главе с князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого, и воеводой Вышатой осуществили в 1043 г. Вызван он был нарушением империей торговых соглашений с Русью.
Около западных берегов Чёрного моря русский флот попал в сильную бурю. Часть кораблей затонули, остальные двинулись обратно. Их преследовали греческие суда. Завязалось сражение, в котором греки потерпели поражение. Однако несколько тысяч русских воинов, которые высадились на берег, были разгромлены греческой армией. Взятых в плен воинов ослепили, им отрубили правые руки, чтобы они никогда не поднимали меч на Византию.
В 1046 г. Древнерусское государство и Византийская империя заключили новый мир. Дочь императора Константина IX была выдана замуж за князя Всеволода, другого сына Ярослава Мудрого. С этого времени духовные, культурные и торговые отношения между Русью и Византией не прерывались до гибели империи в 1453 г.
Вопросы и задания
1. Сравните черты общественного строя Западной Европы и Византии. Выберите самостоятельно линии для сравнения. 2. Каковы основные достижения Византийской империи? 3. В чём состояли цели и значение иконоборческого движения? 4. Охарактеризуйте динамику отношений Византийской империи и славян в эпоху Раннего Средневековья. 5. Какие славянские государства принимают христианство по византийскому образцу (православие), а какие — по западноевропейскому (католичество)? Чем был обусловлен выбор вероисповедания? 6. В чём принципиальное отличие православия от католицизма?
Изучаем источник
Прочтите отрывок из византийского судебника первой четверти VIII в. и определите, какое положение дел в империи он отражает. Чем была продиктована необходимость появления подобного судебника?
Из «Эклоги»:
«Тех, которые поставлены исполнять закон, мы убеждаем и заклинаем воздерживаться от всяких человеческих страстей, но от здравого помысла выносить решения, не презирать нищего, не бояться обличить могучего, поступающего несправедливо… Сие да разумеют и сообразно с этим поступают те, кои приставлены нашим благочестием судить тяжбы и которым вручены правильные меры благочестивых наших законов…
С этим мы надеемся восстановить древнее правосудие в государстве…
Так как господь Иисус Христос сказал: „Не судите на лица, но праведный суд судите», то справедливо воздерживаться от всякого взимания поборов. Всячески стараясь покончить злое стяжание, мы решили давать жалованье из нашей священной казны славнейшему квестору и писцам или секретарям и всем служащим по делам судебным, с тем чтобы они уже не брали ни с кого, кто судится у них».
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
На востоке Европы. Соперничество между Церквями
1. Народы Восточной Европы.
1. Какие народы населяли Восточную Европу в раннем Средневековье?
В Восточной Европе проживали славяне, у юго-восточных берегов Балтийского моря издревле жили балтские народы предки современных латышей и литовцев. Дальше к северу и востоку обитали финские племена. В причерноморских степях сменяли друг друга народы-кочевники. Но в VII IX вв. от Северного Кавказа и Волги до Днестра чувствовали себя хозяевами хазары, включившие все соседние земледельческие народы в свой могущественный каганат.
2. Что вы помните из предыдущих параграфов об отношениях славян с Византией, империей Каролингов, Священной Римской империей и с норманнами?
Народы Восточной Европы постоянно испытывали на себе то слабое, то, напротив, очень сильное влияние соседей – Византии, Каролингской державы и её преемницы Священной Римской империи, а также норманнов, степных кочевых племён и даже арабов.
2. Славяне и Византия.
В чём были похожи взаимоотношения Византийской империи с варварскими племенами на Востоке и Западе Европы и в чём состояли различия?
Схожесть взаимоотношений Византийской империи с варварскими племенами на Востоке и Западе Европы проявляется в постоянных нападениях на Византию и попытах отобрать у нее территории. Но если на племена Западной Европы Византия не могла воздействовать, то племена Восточной Европы активно перенимали византийскую культуру (алфавит, религию, архитектуру), форму правления и т.д.
3. Новые страны.
Попробуйте объяснить, почему в Восточной Европе именно в IX — XI вв. появился ряд новых княжеств. Как это было связано с состоянием Западной Европы в то же время?
Одной из причин появления государств в 9-11 веках были междоусобные войны в Западной Европе и нападения на них норманнов, которые плохо сказывались на развитии данного региона.
Через Восточную Европу норманны проложили свои торговые пути и не подвергали земли ограблению, а пытались торговать с местным населением, даже нанимались на службу к местным князьям.
4. Соперничество между Церквями.
Какие цели преследовали крестоносцы в Прибалтике? Как вы оцениваете их действия?
Крестоносцы в Прибалтике хотели распространить и закрепить католицизм. Их действия были достаточно суровыми, носили насильственный характер и были направлены на быстрое распространении религии, что приводило к сопротивлению со стороны местного населения.
5. «Отстраивание» королевств.
1. Какие обстоятельства способствовали укреплению Польши и Чехии в XIV XV вв.?
Укреплению Польши и Чехии в XIV XV вв. способствовало то, что XIV век для Восточной Европы был относительно спокойным по сравнению с XIII в. Чешское королевство под заботливым руководством короля Карла I (одновременно он был императором Карлом IV) превратилось в центр Священной Римской империи. Столица Чехии, щедро украшавшаяся королём, стала, по сути дела, столицей империи. Про польского короля Казимира III Великого говорили, что он «получил Польшу деревянной, а оставил её каменной», так много крепостей, церквей и замков было построено за время его правления. Как в Чехии, так и в Польше в XTV в. возникли первые университеты.
2. Почему небольшое княжество Тевтонского ордена могло быть серьёзным противником для соседних стран?
Потому что Тевтонский орден имел поддержку Католической церкви, которая, хоть и перестала быть самой могущественной организацией, но имела огромный вес в западном обществе.
Вопросы в конце параграфа.
1. Что общего и в чём различия в развитии государств Восточной Европы в Средние века?
Общее то, что на все государства Восточной Европы оказывали в той или иной степени влияние соседние страны или племена: Византия, Священная Римская империя, норманны, арабы и т. д. Государства в странах Восточной Европы стали появляться приблизительно в одно и то же время – 9-11 века, одновременно наступил период раздробленности, а позже и обратного объединения.
Различным было то, что Болгария, Сербия и Русь оказались под влиянием Византии и приняли крещение по византийскому обряду (православие), а Чехия, Польша и Венгрия по римскому обряду (католицизм, также католицизм был навязан и балтским государствам. Такое со
2. Составьте развёрнутый план параграфа.
1. Народы Восточной Европы.
1.1. Кто населял Восточную Европу?
1.2. Влияние соседних стран на развитие Восточной Европы;
2. Славяне и Византия
2.1. Взаимоотношения Болгарского и Сербского царств с Византией;
2.2. Влияние Византии на жизнь славян.
3. Новые стран.
3.1. Появление Киевской Руси
3.2. Особенности Чешского и Польского государств;
4. Соперничество между Церквами.
4.1. Влияние православной церкви на развитие Восточной Европы;
4.2. Принятие католицизма прибалтийскими народами.
5. «Отстраивание королевств»
5.1. Развитие Чешского королевства в 14 веке;
5.2. Взаимоотношения ВКЛ и Польского корлевства.
3. С помощью дополнительных материалов подготовьте сообщение на одну из тем (по выбору): «Жизнь славян в раннее Средневековье», «Славяне и Византия», «Образование и развитие королевств в Восточной Европе».
«Славяне и Византия»
Славянская история и на первых этапах своего развития, и вплоть до образования Древнерусского государства тесно была связана с Византией. Культурное влияние последней оставило мощный след в жизни древних славян. Но отношения славян и Византии были односторонними. И Византия «получала» от славян свое, правда не всегда положительное. Например, несколько лет она страдала от их нападок. И это отразилось на государственно-политическом строе Византии. В итоге можно сказать, что древние славяне и Византия находились в постоянном взаимодействии.
Противоборствуя с Византией, славяне учились военному делу, которое находилось у врага на достойном этапе своего развития. Не стоит отрицать, что славяне грабили безжалостно и много. Богатства князей все пополнялись за счет Византии, но и на военные нужды средства тоже шли немалые.
Походы славян на Византию происходили в начале новой эры. Причем тогда они еще входили в состав других племен. Вместе они составляли огромную и разрушительную силу.
Впервые славяне совершили поход на Византийскую империю в 493 году. Пройдя через Дунай, они ограбили Фракию. Через пятнадцать лет они уже отправились на южные владения (вторжение произошло в Македонию, Эпир и Фессалию). Следующее нападение произошло еще через десять лет. Но оно оказалось неудачным: войска империи оказались сильнее. Император Юстиниан приказал построить восемь укреплений. Однако смысла это мероприятие не имело: походы продолжались.
Вот уже к 540 году славяне позарились на саму столицу империи, богатейший Константинополь (ныне – Стамбул). Хоть и взять город не удалось, но ограбить его и почти сжечь они сумели.
Византийские летописцы оставили нам описания славянских воинов. Вооружение их было очень примитивным и скудным: копье, лук со стрелами, щиты. Этот недостаток они искусно покрывали различными ухищрениями в своей стратегии. Их засады всегда отличались неожиданностью. Что-что, а застать врага врасплох славяне уж точно могли.
Но вернемся к походам. Один из крупных состоялся в 550 году. Тогда славянским войскам удалось взять несколько городов в Македонии, укрепленный город Топер.
В конце шестого столетия славян начинает интересовать балканская лакомая часть Византии. По данным современников, численность их была около ста тысяч человек.
Терпение Византийского императора, как и у любого человека, было далеко не резиновым. И поэтому в 590-х годах начинаются контрнападения. Византийские войска переходят на другой берег Дуная, вторгаясь на славянские территории. В первый свой поход им удалось опустошить владения вражеских князей. Во второй раз все сложилось не так удачно. Хоть победа и была за Византией, но обошлась она очень дорого.
Наиболее уязвимы были север и северо-запад Византийской империи. Начиная с шестого века, славяне совершают походы все чаще, объединяясь при этом с аварами.
В столице (Константинополе) аварские послы начали получать ценные подарки (золото, серебро, одежду). Правивший на тот момент император Юстиниан просто хотел использовать аварскую силу для победы над славянами (последние считались варварами). Однако такая стратегия оказалась неисправной. Например, в середине шестого века авары со славянами пытаются взять один из городов Византии, чтобы укрепить свои позиции на Дунае. В итоге и те, и другие все глубже проникали во владения Византийской империи.
Время шло. Восточные славяне стали строить морские суда. А, как известно, Византия находилась в непосредственной близости от морей. И теперь славянские войска грабят торговые судна, а также прибрежные города.
В конце девятого века восточные славяне объединяются в государство (Киевская Русь). Когда к власти пришел князь Олег (Вещий), произошел первый поход на Византийскую империю в качестве принципиально нового политического образования. Тем более силы славян, их организованность и дисциплина перешли на новый этап. Поход Олега на Царьград закончился для Византии поражением. Последней пришлось подписать невыгодный мирный договор для того, чтобы хоть как-то уберечь столицу.
Другой важный поход был в середине десятого века, когда у престола был князь Игорь. Это была настоящая война, которая длилась месяцы. Бои были ожесточенными, никто не хотел уступать. В итоге войска князя были разгромлены. Но Игорь не успокаивался. Через три года – новый поход. Греки сразу решили сдаться, предложив мир. Некоторые условия с прошлого договора были сняты, но появились и новые.
После Игоря к престолу пришел Святослав, продолживший политику отца. Долго длилась при нем война с Византией, закончившаяся мирными переговорами.
После этого происходили и другие походы, нападения, войны. Но они имели уже меньшее значение как для Киевской Руси, так и для Византийской империи.
Роль Византии в в развитии культуры восточных и южных славян
Несомненно, что самое главное влияние Византии на культуру славян – это христианство, которое было принято именно из империи в десятом веке. И это неудивительно, ведь связи Киевской Руси (и экономические, и государственные) были гораздо более тесными с Византией, а не с западом.
Вместе с религией к славянам плавно перетекают и другие элементы культуры. Судьба последней была предопределена князем Владимиром. Во-первых, появляются первые храмы. Внутреннее их убранство, кстати, тоже было перенято из Византии (мозаики, фрески, иконы). Богослужения также велись по византийскому образцу. Во-вторых, свой расцвет переживает живопись. В-третьих, с приходом христианства развивается и литература. До этого времени ее, можно сказать, не было. В-четвертых, музыка. И она пришла в виде церковных песнопений, услышав которые в Константинополе, русские князья просто обомлели. Вот чем и привлекала восточных славян Византия.
Также с очень давних пор славяне вели активную торговлю с византийскими купцами. Это было возможным благодаря легендарному пути «из варяг в греки». В империю завозили мед, пушнину, воск, рыбу. А импортировали ткани, предметы роскоши, книги (когда появилась письменность).
Таким образом, отношения между Византией и славянами были очень тесными, очень разносторонними и очень длительными. Наверное, никакой другое государство не оставило такой глубокий след в русской истории и культуре. Славяне и Византия – это яркий пример того, как целый народ может перенять характерные черты одной страны.
Вопросы к дополнительному материалу.
1. Моравия находилась намного ближе к западным епископствам, чем к Византии. Как вы думаете, по какой причине князь мораван решил тем не менее пригласить наставников в вере для своего народа именно из Константинополя?
Потому что в 9 веке на западе были междоусобицы, а Византия считалась наследницей Римской империи и имела значительный вес на европейском континенте.
2. Объясните слова Константина: «Просвещение народа без письмён его языка подобно попыткам писать на воде».
Для того, чтобы что-то усвоить, а главное, передать знания дальше, необходимо, чтобы они были записаны. Таким образом, народ не только получал знания, но и имел возможность их сохранять и преумножать.
| ||||||||
|
ВВЕДЕНИЕ
| Добавить новую статью | ||||
03.05.2015, 06:30 Эта книга посвящена двум темам. Первая, многоплановая и во многом повествовательная, — это история взаимоотношений Византии с народами Восточной Европы. Эти отношения — политические, дипломатические, экономические, церковные и культурные — будут рассмотрены как в свете внешней политики Византийской империи, так и с точки зрения восточноевропейских народов, которые по собственной инициативе или в ответ на импульсы исходящие из Византии, были втянуты в ее орбиту. Вторая тема более едина и синоптична. Благодаря отношениям, установленным этими народами с империей в средние века, их правящие и образованные классы были вынуждены перенять многие черты византийской цивилизации, в результате чего они смогли разделить и, в конечном итоге, внести свой вклад в общую культуру. традиция. Эта традиция состояла из различных элементов. Среди них были распространенные исповедания восточного христианства; признание первенства Константинопольской Церкви; признание — по крайней мере молчаливое — того, что византийский император был наделен определенной властью над всем православным христианским миром; принятие норм романо-византийского права; и вера в то, что литературные стандарты и художественные приемы, культивируемые в имперских школах, монастырях и мастерских, имеют универсальное значение и достойны подражания. Я считаю, что византийское наследие этих восточноевропейских стран было достаточно важным компонентом их средневековой традиции, чтобы оправдать мнение, что в некоторых отношениях они составляли единое международное сообщество. Пытаясь написать историю этого сообщества, я столкнулся с рядом трудностей. Во-первых, географический ареал, населенный европейскими «наследниками Византии», с течением времени менялся, расширяясь в одних регионах, сужаясь в других. Его сердцем был Балканский полуостров, родина греков, славян и албанцев. В девятом и десятом веках в него вошла Россия, а в позднем средневековье и румынские земли. Более того, на протяжении нескольких столетий византийская цивилизация оказывала определенное влияние на обе стороны среднего Дуная и, таким образом, оказывала влияние на раннесредневековую культуру моравцев, чехов и венгров. Понятие «Восточная Европа», используемое в этой книге для охвата всех этих регионов, представляет собой немногим больше, чем свободную эмпирическую категорию, полученную путем сочетания географического с культурным критерием. Таким образом, он исключает Польшу, чья культура с раннего Средневековья зависела от латинского мира, а также Сицилию, Венецию и кавказские земли, которые, хотя и находились на протяжении веков в пределах византийской культурной орбиты, по географическим причинам не будут более отданы чем беглое рассмотрение. Тот факт, что границы Восточной Европы менялись и были непостоянными, накладывает определенные ограничения на постоянное изучение ее истории. Еще одна трудность заключается в том, что, судя по сохранившимся документам, средневековые восточноевропейцы лишь поверхностно и несовершенно осознавали *природу этого международного сообщества. Его размер и сложность, тонкость связей, удерживавших его составные части вместе, а также медлительность его роста, несомненно, слишком сильно напрягали человеческое воображение. Наиболее очевидным и легким для понимания был его религиозный аспект. Когда они думали об этом сообществе в целом, восточноевропейские народы в основном представляли его как тело православного христианского мира, признанным главой и административным центром которого была Константинопольская Церковь. Его политические, юридические и культурные особенности воспринимались менее отчетливо. Хотя их правители признавали, что византийский император обладает большой властью над церковью, к которой они принадлежали, что он был высшим источником закона и что его власть выходит за политические границы империи, они так стремились оправдать свои собственные притязания на национальную власть. суверенитета, что они, вероятно, сочли ненужным, даже нежелательным, определять свое отношение к нему с какой-либо точностью. Византийцы, со своей стороны, полагая, что политическая организация этого мира была частью божественного порядка, похоже, не чувствовали необходимости глубоко размышлять о действительном механизме международного общества. Большинство из них считали само собой разумеющимся, что власть их императора универсальна. Не было у них и специального слова для всего сообщества народов-спутников. Предполагалось, что «варвары» до своего обращения в христианство при крещении должны были стать подданными императора Восточного Рима. С характерной семантической двусмысленностью византийцы применяли термины, используемые для описания собственного государства, — basileia («империя»), oikoumene («обитаемая вселенная»), polleuma («правительство, община») — к группе наций, над которой они заявил о суверенитете. Слово «содружество», также неоднозначное, используется в этой книге как приблизительный эквивалент, по крайней мере, последнего из этих греческих терминов. Ему не следует придавать никакого точного конституционного значения, и его целью не является предложение какой-либо современной параллели. Он предлагается как удобное и, надеюсь, не неуместное описание общества, структура и связи которого редко были полностью видны людям Средневековья, но которое историк сегодня, с его большим пониманием объединяющего влияния культуры на человеческие институты, ценности и поведение, могут воспринимать более четко. ВВЕДЕНИЕ Потому что это было настоящее общество, а не просто интеллектуальная абстракция. В последние годы несколько выдающихся византинистов обратили на это внимание, изучая движущие силы, стоящие за претензиями империи на универсальную гегемонию. Их работы, особенно труды Георгия Острогорского, Франца Дольгера и Андре Грабаря, расширили и углубили наше понимание международных отношений в средневековой Восточной Европе. Но они писали прежде всего с точки зрения Византии: в их задачу не входило рассмотрение культурных связей этого сообщества или вклада, внесенного в его жизнь невизантийскими народами этой области. Мы в большом долгу перед учеными-аборигенами Восточной Европы, специалистами по средневековой истории своих стран. Однако, за сравнительно немногими исключениями, выдающимся является румынский историк Николас Лорга, они склонны писать с этноцентрической, если не националистической, точки зрения. Их готовность сконцентрироваться на национальных элементах в прошлом своих стран, безусловно, многого добилась. Но есть опасность для медиевиста в искушении приравнять национальное единство к единству культуры. И рассматривать ассоциацию восточноевропейских стран с Византией как борьбу между византийским «империализмом» и местными национальными устремлениями — значит упускать что-то из того богатого космополитического опыта, которым эти страны наслаждались на протяжении большей части своей средневековой истории. В этой книге несколько раз будет обсуждаться проблема национализма. Следы его найдут в нескольких восточноевропейских странах средневековья. Но по сравнению с Западной Европой она была приглушенной и медленно развивалась. Византия сохранила высокий престиж, и ее религиозное, культурное и политическое лидерство не было отвергнуто. Несмотря на все раздражение, вызванное «superbia Graecorum», в средневековой Восточной Европе нет настоящей аналогии неповиновению Иоанна Солсберийского империализму Гогенштауфенов двенадцатого века: «Кто назначил немцев судьями над народами?» В крайнем случае, тот факт, что пока существовала империя, ни одна нация Восточной Европы не оспаривала ее религиозное и культурное превосходство, равно как и ее претензии на воплощение римской традиции универсальности, является ярчайшим доказательством того, что Византийское Содружество не было простым плодом человеческого воображения. Растянувшись между изменчивыми границами, разделенным на этнические группы и воюющими национальными государствами, которому все больше угрожает разрушение центробежными силами, это содружество, рожденное в невзгодах варварских вторжений, достигло достаточной жизнеспособности и согласованности, чтобы выжить как различимая сущность с середины девятого века. |