Мифология гор – Гор (бог) — Википедия

Горы в мифологии Европы и Азии

Гора является одним из важнейших пунктов путешествия любого фентезийного (и не только) героя. «Через горы, через реки» идёт Иван-Царевич за своей невестой. Через горный тоннель идут герои «Властелина Колец». Что же гора представляла в древние времена, какими легендами обрастала?

Гора как точка отсчета мира

В мифологии есть важный образ – Древо мировое. Это центр мифологического пространства, от которого берут начало многие важные объекты. Например, от дерево Игдрассиль в скандинавской мифологии делит вселенную на миры: мир мертвых Хель, Асгард и наконец мир людей. В некоторых культурах образ древа не развит, и полностью заменяется горой. Или же присутствуют их совмещения, например дерево растущее на горе, или гора покрытая лесом.

Образ мировой горы обычно не соотноситься с реальным географическим объектом. Хотя реальные горы нередко почитались, считалось что там живет дух покровитель. 

Персонажи в добрым характером как правило жили на вершинах горы. Персонажи же отрицательные (гномы, чудовища, змеи, злые духи всех сортов) как правило занимали низ горы. Нимфы, как существа более низкого уровня, как правило, жили на горах без разделения частей обитания. Правда, иногда злые духи выступают как стражи сокровищ, или же каких-либо тайн. Так в горах могут быть сокровища, которые сторожит дракон. Волшебный меч, принцесса или богатырь, любой важный для героя предмет.

В горах могли происходить важные сражения, либо жить грозные бога, как Зевс-Громовержец. Постепенно образ горы из мифологической традиции перетек в фольклорную и утратил свой сакральный смысл.

Горы в мифологии Индии

Мандала с горой Меру в центре

Наиболее классический тип мировой горы – это Меру, гора из индуисткой мифологии. Она находится в центре земли, под полярной звездой и окружена мировым океаном. У неё три вершины – золотая, серебряная и железная. На этих вершинах живут Брахма, Вишну и Шива. Или по другим вариантам 33 бога сразу. Вокруг Меры растут четыре дерева, каждое из которых соответствует стороне света. В буддийских текстах так же есть и Химават, или «гора-царь». С этой горой в Индии связан целый ряд историй и мотивов в литературе. Так Вишну, богам которые живут на горе Меру дает совет добыть напиток бессмертия. Через её вершину лежит путь в Анаравати, царский город Индры. Многие боги и герои приходят к горе, что бы попасть через неё в другой мир, провести здесь ночь и т.д. Подобные соответствия есть и в Тибетской миологии, Китайской, и даже у некоторых племен индейцев Америки.

Горы в мифах Китая

Монастыри и арки на горах в Китае

В Древнем Китае существовал культ шести священных гор Хэньшань и Шаньси (символ севера), ХУашань и Шэньси (запад), Шеншань и Хунани (юг), тайшань в Шандуне (восток). С течением времени каждая гора приобрела своего духа-управителя и свою сферу влияния. Особо почиталась гора Тайшань, ведь считалось, что на ней находиться вход в загробный мир. На эту гору сходились паломники и приносили жертвы небу. Долгое время гора застраивалась храмами и монастырями. Дух горы, покровитель загробного мира, почитался по всей стране. В конце концов для человека тех далеких времен жизнь в мире духов была важнее жизни в мире людей.

В «Книге гор и морей» сделана попытка классификации гор, и объединения их в систему. Само появление гор связывалось с деятельностью Юя, устроителя земли, который не только рассекал и передвигал горы после потопа, но и давал им названия.

Так же на мифической нефритовой горе жила богиня Сиван-му, в саду которой находилось персиковое дерево бессмертия.

Олимп и другие горы мифологии Греции

Храм Апполона

Одной из самых известных гор в европейской мифологии является Олимп. Расположена она в Фессалии. На её живописных склонах располагались дворцы богов и богинь. Считалось, что если человек попадет на Олимп и выпьет напиток бессмертия, то он попадет в сонм бессмертных. Правда, как правило туда не пускали просто так.

Так же важная гора, это Парнас. Здесь жили музы, тут же обитал бог света Апполон. У подножия горы располагался храм этого бога, поблизости – Диониса. В храме Апполона прорицал Дельфийский оракул. Так же в горной цепи, к которой принадлежит Пранас, весьма много пещер. Считалось, что там жили нимфы.

Не менее важной горой считается Киферон. Сейчас эта гора называется Элатиас, и представляет собой мощный горный массив покрытый лесом. Именно здесь Геракл пас стада Амфитриона и убил киферонского льва. С этого льва он снял шкуру и потом носил как плащ. На Кифероне был брошен обреченный на смерть младенец Эдип.

Автор: Марина Бочарова

mstfn.com

Гор (мифология) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Гор.

Гор, Хорус также Хор (егип. ḥr — «высота», «небо») — бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца; сын богини плодородия Исиды и Осириса — бога производительных сил. Его супруга — Хатхор. Его главный противник — Сет. Одна из самых распространённых форм Гора в период Нового царства — Хоремахет (или Гармахис в греческой транскрипции — «Хор на горизонте (небосклоне)») — бог неба, царственности и солнца; живого древнеегипетского фараона представляли воплощением бога Гора.

Миф о Горе

Анубис по приказу бога Ра собрал тело Осириса, забальзамировал и запеленал его. Исида в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат, и рождён для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

Втайне вскормленный и выращенный матерью в болотах Дельты, Гор идёт, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, — единственному сыну умершего царя. После длительной тяжбы, продолжавшейся восемьдесят лет (по одному из вариантов мифа), Гор признаётся правомочным (по-египетски — «правогласным») наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов.

После этого Гор воскрешает своего отца Осириса, дав ему проглотить своё око (см. «Уаджет»). Однако Осирис не возвращается на землю и остаётся править царством мёртвых — Аменти, предоставляя Гору править царством живых.

У Гора есть четыре сына, которые являются защитниками Осириса, столпами Шу и одними из звёзд созвездия Большая Медведица[1].

Гор в античности

Миф о Горе упоминается рядом греческих авторов[2]. Сын Осириса, египетское божество. У Геродота он отождествлялся с Аполлоном[3]. Созвездие Гора греки называли Орионом

[4].

Гор в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с Ра — в форме Ра-Горахти. Это сопоставление было достаточно распространено.

В позднейшие времена Гор также отождествлялся с Аресом и тем самым с Марсом.

См. также

Примечания

Литература

wikiredia.ru

Хор (мифология) — это… Что такое Хор (мифология)?

Хор (мифология)

Гор

Гор, Хор (ḥr, «высота», «небо») — бог в древнеегипетской мифологии, сын Исиды и Осириса. Его супруга — Хатхор. Его главный противник — Сет.

Гор — бог неба, царственности; живого древнеегипетского царя представляли — воплощением бога Хора.

Миф о Хоре

Анубис, по приказу бога Ра, собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) члены Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат, и рождён для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

Втайне вскормленный и выращенный матерью в болотах Дельты, Гор идет, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, единственному сыну умершего царя. После длительной тяжбы, продолжавшейся по одному варианту мифа восемьдесят лет, Гор признается правомочным (по-египетски «правогласным») наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов.

После этого Гор воскрешает своего отца Осириса, дав ему проглотить свое око (см. «Уаджет»). Однако Осирис не возвращается на землю и остаётся царём мертвых, предоставляя Гору править царством живых.

Гор в античности

Миф о Горе упоминается рядом греческих авторов[1]. Сын Осириса, египетское божество. У Геродота он отождествлялся с Аполлоном

[2]. Созвездие Гора греки называли Орионом[3]. Легендарный бог Света. Также был в древности богом Неба. Также был богом Солнца.

Изображался как человек с головой сокола. Или в виде самого сокола.

В египетской мифологии бог-сокол, особый покровитель царского дома и лично царя. Имя Гора входило в царскую титулатуру и слово «Гор» пред именем обозначало тоже что и «царь». А знак «сокола» обозначал термин «бог».

Религия солнцепоклонников, что почитали Гора возникла еще во времена додинастических египтян, которые двигались на Север и путем завоеваний объединяли страну.

Существовало несколько форм бога Гора. Этот культ впитал в себя многие верования. Один Гор был братом Осириса, сыном небесной коровы Хатор. Второй Гор — сын бога Осириса и богини Исиды. Племянник бога Сета.

Ра в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) — в форме Хнума-Ра, Гором — в форме Ра-Хорахти. Последнее сопоставление было особенно распространено.

Гора почитали в Летополисе, городе, что был расположен недалеко от Мемфиса. Гора почитали в Эдфу. Гора Двух Глаз почитали в Шедену (Восточная Дельта).

В некоторых мифах богиня-скорпион по имени Селькит выступает как жена бога Гора.

Слияние образа Гора с другими богами: Бог Гор Двух глаз, что были представлены Солнцем и Луной был весьма популярен в Египте. Бог Гор ассоциировался с богом Харати (Горахути или Гормахис), и называтлся Гором Двух Горизонтов. Этот Гор был объединен с Ра, как солнечный бог Гелиополя и стал называться Ра-Харати. В результате символом бога Гора стал не сокол, а солнечный диск. Как золотой Гор он стал богом зари. В Летополисе был храм в честь Гора Безглазого, что символизировало Солнечное затмение. Был также Гор Открыватель Секретов.

Легенда о Горе Ра-Харати (Ра-Горахути) Когда царем Египта был еще великий бог Ра он отправился в Нубию со своей армией. И в Эдфу его встретил Гор. Причем, сказано, что Гор приветствовал Ра как своего отца. Но по легенде Гелиополя Гор был сыном Осириса, а сам Осирис был сыном Геба. И только Геб был непосредственно сыном Ра-творца. И это подтверждает тот факт, что Горов в Египте было несколько.

Ра поручил Гору преследовать и покарать врагов. И Гор бросается на них и убивает без пощады. Ра благодарит Гора за победу такими словами: «Ты убивал моих врагов. Ты наполнил воду кровью. Ты сделал воды красными и сердце мое радуется!» Затем Гор захватил в плен бога Сета, что возглавлял врагов Ра и привел его связанным к повелителю. И после этого Ра повелел Гору доставить пленного Сета к другому Гору, сыну богини Исиды. И младший Гор отрубил Сету голову, после чего тот превращается в великого змея и укрывается в земле. В этой легенде нет Осириса, и здесь жрецы Гелиополя явно хотели заменить Осириса богом Ра.

Примечания

  1. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 152
  2. Геродот. История II 144, 156
  3. Плутарх. Об Исиде и Осирисе 21

dic.academic.ru

Гор (мифология) Вики

У этого термина существуют и другие значения, см. Гор.

Гор, Хорус также Хор (егип. ḥr — «высота», «небо») — бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца; сын богини плодородия Исиды и Осириса — бога производительных сил. Его супруга — Хатхор. Его главный противник — Сет. Одна из самых распространённых форм Гора в период Нового царства — Хоремахет (или Гармахис в греческой транскрипции — «Хор на горизонте (небосклоне)») — бог неба, царственности и солнца; живого древнеегипетского фараона представляли воплощением бога Гора.

Миф о Горе[ | код]

Анубис по приказу бога Ра собрал тело Осириса, забальзамировал и запеленал его. Исида в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат, и рождён для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

Втайне вскормленный и выращенный матерью в болотах Дельты, Гор идёт, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, — единственному сыну умершего царя. После длительной тяжбы, продолжавшейся восемьдесят лет (по одному из вариантов мифа), Гор признаётся правомочным (по-египетски — «правогласным») наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов.

После этого Гор воскрешает своего отца Осириса, дав ему проглотить своё око (см. «Уаджет»). Однако Осирис не возвращается на землю и остаётся царством мёртвых — Аменти, предоставляя Гору царством живых.

У Гора есть четыре сына, которые являются защитниками Осириса, столпами Шу и одними из звёзд созвездия Большая Медведица[1].

Гор в античности[ | код]

Миф о Горе упоминается рядом греческих авторов[2]. Сын Осириса, египетское божество. У Геродота он отождествлялся с Аполлоном[3]. Созвездие Гора греки называли Орионом[4].

Гор в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с Ра — в форме Ра-Горахти. Это сопоставление было достаточно распространено.

В позднейшие времена Гор также отождествлялся с Аресом и тем самым с Марсом.

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

ru.wikibedia.ru

Египетская мифология: Гор. Часть 2

Завоевание Верхнего Египта цивилизацией Дельты подтверждается этнологами и археологами. Некоторые  древние таблички, «рассказывают о сражениях между завоевателями с Севера и оседлым населением Долины»,  а Туринский папирус называет этих завоевателей ShemsuHor, Слугами Гора. На сосудах, а также на стенах гробниц в Нехене (Иераконполе) «мы видим большие лодки с символами номов» Дельты, среди которых «часто встречается гарпун, эмблема 7-го нома».  Так же и на ручке ножа обнаруживаются изображения кораблей с символом Летополя, 3-го нома Дельты.  Это – свидетельства вторжения Дельты в Верхний Египет.

Столицей царей Севера был город богини-змеи Уаджет, имя которой, превращенное греками в Уто, легло в основу названия города – Буто. Голова Уаджет была увенчана красной короной, и эта красная корона стала постоянной эмблемой царской власти в Дельте. В Буто было два квартала – Деп и Пе, первый был священным городом Уаджет, где стоял ее храм, второй был царским городом Гора (Пе означает «Место» над всеми прочими), где у царя Нижнего Египта было две резиденции – дворец Несер и дворец Ну. Цари Юга создали точную копию царства Буто в верхней долине, основав напротив правобережнего Нехеба, города  богини Нехебт, город Гора на левом берегу и назвали его Нехен (греч. Иераконполь). Основание нового города напротив города царицы юга объясняется тем, что цари и юга, и севера прежде всего «искали покровительства богинь». Отличительным знаком царей Юга была высокая белая корона. В Нехене «стали поклоняться Соколу Гору в том же виде мумифицированной птицы, как поклонялись в Летополе Гору Двух Глаз».

 

На западном берегу Нила между ущельем Гебель Сильсилой и Фивами находится город Эдфу (араб, др.егип. Джеба, или Бехдет, II ном), в котором расположен знаменитый храм Хора Бехдетского. Его строительство было начато при Птолемее III Эвергете в 237 г. до н. э., а открыт был храм в правление Птолемея X Александре в 108. до н. э.  Воплощением Хора в Эдфу был сокол. «Возле храма содержался птичник для соколов. Жрецы в храме в определенные дни разыгрывали ритуальную драму, содержащую эпизоды из борьбы Хора против своих врагов».  Его супругой считалась Хатхор из Дендеры, а их общим сыном Хорсматауи («Хор – объединитель Обеих Земель»). Долгое время считалось, что Хор Бехдетский был местным эдфусским богом. Однако позднее было установлено, что город, называвшийся Бехдет (17-й ном) находился  в Дельте, и культ Хора Бехдетского «был занесен в Эдфу еще во времена Древнего царства и настолько сросся  с Эдфу и с Верхним Египтом, что Хор Бехдетский стал типично верхнеегипетским божеством».

В виде Крылатого Диска Хор Бехдетский вместе с бесчисленным войском сопровождает царя Ра-Харахти в Нубию.  Враги превращаются в крокодилов и гиппопотамов, пытающихся напасть на Ра-Харахти, но Крылатый Диск преследует и громит их. Хор Бехдетский был олицетворением солнца – Крылатого Диска. «В поздние времена его изображение стало эмблемой божественности и высшей святости. Оно имеется при входе во все египетские храмы. Во времена V династии его изображение сопровождается словами: «Благой бог, владыка Обеих Земель» —  обычный эпитет фараона.

В «Легенде о Горе из Бехдета и Крылатом Диске» упоминаются его приверженцы, так называемые кузнецы (mesentiu), которые в действительности являются гарпунщиками, и обязаны своей связью с кузницей ошибочному переводу. Древняя форма этого слова  mesenu означает именно «гарпунщики», а не кузнецы. «Святилища, называемые mesen или mesent, — это не что иное, как города гарпунщиков. Рельефы, сопутствующие текстам из Эдфу изображают Последователей Гора с гарпунами, охотившимися на гиппопотамов», и надписи говорят о подвигах Гора из Дельты, в более позднее время поставленных в заслугу Гору из Эдфу. И название, «использовавшееся для храмов Гора, — Бехдет – было применено к Эдфу (II ном) лишь в подражание Бехдету в Нижнем Египте».    До XII династии Хор из Эдфу не упоминается ни в Текстах пирамид, ни в других текстах.

Летопольский Гор, соперник Сета, спустя длительный период умолчания, возрождается в образе Гора из Нехена, а позднее Гора из Эдфу. «Как Сокол он восходит… к истокам местной религии, но как бог – покровитель царей – к более позднему периоду.  До Менеса тинитские цари  называли себя Гором, и только начиная с Менеса стали именовать себя Ра. Свою значимость Гор возвращает лишь после слияния с Солнцем, Ра». Результатом этого смешения является божественная ипостась — Ра-Характе , «в облике которого местный сокол становится богом Вселенной». При помощи этого титула Гора царь становится  одновременно воплощением Сокола, Гора из Летополя и Гора, сына Исиды.

 

     Использованные материалы:

  1.      М. Мюллер.  Египетская мифология;
  2.      А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
  3.      Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта;
  4.      М. А. Коростовцев. Религия Древнего Египта.

www.a700.ru

Египетская мифология: Гор. Часть 4

Природные условия и география определили раздел египетской земли. Как гласят Тексты пирамид страна была по решению Геба, бога земли, разделена «на территорию (iat) Сета» (Верхний Египет) и «территорию Гора» (Нижний Египет). Таким образом в самую древнюю эпоху осуществлялось одновременное правление Сета и Гора в Двух Царствах. В Текстах пирамид «Те, кто в Царском Дворце», т.е. во дворце Нижнего и Верхнего Египта, «становятся божественными предтечами фараонов». Цари Верхнего Египта считали себя наследниками Сета из Омбоса, и Последователи Сета (Imu-khetSeth) (Pyr.§ 635) хранили память и о его царствовании, и о его наследии. Гор Двух Глаз был соперником Сета-Нубти, и тинитские цари «являли собой живое воплощение этого Гора, который по-прежнему обитал в Летополе, а также, по праву завоевателя, в Нехене и Эдфу».

Однако тинитский титул сохраняет память о том времени, когда Сет назывался «собратом Гора».   Изображение двух соколов означали царя как воплощение Гора-Сета.  Два царя II династии имели Сета своим эпонимом-покровителем. Царь Перибсен именовался Сетом-Перисбеном, два его преемника вернулись к Гору, но «в конце II династии Хасехемуи помещает перед своим именем сокола и борзую, то есть Гора и Сета, а после своего имени ставит примечательный эпитет – «Два Бога объединились в нем». Позже имя Сета исчезает из титулов и заменяется именем Nub(ti), однако память о Сете не была утрачена. «В античные  времена царицу называли «Той, что видит Гора и Сета», то есть царя – воплощение обоих богов».  В V номе Верхнего Египта символ Двух Соколов вызывает воспоминание о героической эпохе Двух Собратьев, а в Омбосе в образе крокодила поклонялись не только Гору, но и Сету. Начиная с V династии жрецами Гелиополя  был создан образ «Солнца Восточного Небосклона», Ра-Характи и с этого времени фараон являлся одновременно «воплощением Сокола, Гора из Летополя (и Сета Nubti), Гора, сына Исиды и Осириса, и Гора-Ра». 

 

Первоначально небесный Гор Сокол не имел ничего общего с Гором, сыном Исиды. Борьба Гора, бога солнца, с силами тьмы, была объединена с продолжительным сражением Гора Мстителя с Сетом, убившим его отца. Гора-Солнце  можно отличить от Гора, сына Исиды, по дополнительным именам, под которыми этот бог почитался в разных номах и которые с течением времени стали представляться самостоятельными божествами. Особую важность среди форм проявлений Гора имеет, прежде всего,  Гор-старший, греческий Ароэрис, особенно почитавшийся в Летополе, матерью которого считалась богиня Хатхор. Там же ему поклонялись и как Гер-Кхент-Ан-Ма, Гору, Владыке Невидящих, «который должен был быть слепым и символизировал солнечное затмение».  Он изображался с головой сокола (или ястреба). «Среди его священных животных была землеройка, которая, согласно Плутарху, получали в Египте божественные почести, потому что она была слепой, а также потому, что тьма древнее света».  В нижнеегипетском  номе Фарбетус он почитался как Гор-Мер-Ти, Гор Двуглазый, владыка города Шеденну, глазами которого были солнце и луна.

Широко известен Гор в форме Гор-Эм-Кху-Ти, Гармакис  греков, Гор на Двух Горизонтах, т. е. Гор восточного и западного горизонта. В Гелиополе его отождествляли с Ра и поклонялись ему как Владыке Небес Ра Гармаксису, время от времени носившему «дополнительное имя Тум; там же Иу-с-аас считалась его женой. Он играл выдающуюся роль также и в городе Танисе, расположенном в восточной части дельты Нила, на границе с Азией. И Великий Сфинкс в Гизе, памятник, который, как заставляют нас поверить надписи, существовал во времена царя Хефрена (Хафра), также был посвящен Гармаксису».

Гор-Нуб, Золотой Гор, почитался как бог «восходящего солнца», появляющегося в «золотом великолепии зари». Это был любимый титул фараонов, «и их появление на людях» часто описывалось «как внезапная вспышка света посредством использования слова кха, которое так же обозначает и «восход».   В Верхнем Египте, в г. Омбосе Гору тоже был посвящен большой храм. Этот Гор изображался либо в виде человека с головой ястреба, либо в виде ястреба. В Дендере был известен Гор-Хекенну с головой сокола (ястреба), чьей супругой выступала Баст.

В число богов-Соколов входит и почитавшийся в Фивах бог войны Монту в образе человека с головой сокола.  Его корона была увенчана двумя голубыми перьями и диском солнца, а основным атрибутом было копье.  Отождествленный с Ра и Гором в имени Монту-Ра-Гарахути, Монту боролся с врагами солнца.Три из пяти, пользовавшихся особым почитанием египтян планет, носили имена Гора и изображались в виде одинаковых фигур с головами соколов или ястребов, отличить которых друг от друга можно было только благодаря иероглифам. Этими планетами были Марс, Юпитер и Сатурн. В эпоху Нового Царства Марс назывался «Гором горизонта», позднее, в Греко-римский период, Марс имел второе описательное название — Красный Гор (Гор-Дешер).  Первичным названием Юпитера было Упеш («Сверкающая звезда»), «Гор Сверкающий». Позднее оно было неправильно прочитано как «Гор, открыватель  тайн».  Юпитер называли также «Гор, связующий две страны» и «Гор, освещающий две страны» т. е. Верхний и Нижний Египет. Планета Сатурн в текстах эпохи Нового Царства называлась «Гором небесного быка», а в греко-римский период название сократилось до «Гора-Быка» (Гер-Ка).

Гор мог представляться звездным  Орионом, смешиваясь в этой ипостаси с Осирисом: Орион «рано идентифицировали с победившим богом-солнцем Гором, в то время как его отца Осириса (другими словами, умершую или нерожденную форму самого Гора, который равен Осирису), божество в сундуке или в маленькой лодке, искали главным образом в созвездии прямо внизу, то есть в корабле Арго или его главной звезде Канопе».  Созвездие Ориона представлялось в виде «убегающего прочь и оглядывающегося назад человека вплоть до 2000 г. до н. э.». Он изображался с поднятой правой рукой, обычно пустой, но иногда в ней изображали звезду или иероглиф жизни. «Позднее он стал сжимать копье, что связывало его с воинственным Гором».  Иногда Гор выступал и как Утренняя звезда, раз в 8 лет появляющаяся на предрассветном небе вместе с Исидой-Сириусом (Сотис).

 

  Использованные материалы:

  1. М. Мюллер.  Египетская мифология;
  2. А. Видеман. Религия древних египтян.

www.a700.ru

Гор (мифология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Гор.

Гор, также Хор (егип. ḥr — «высота», «небо») — бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса — бога производительных сил. Его супруга — Хатхор. Его главный противник — Сет. Одна из самых распространённых форм Гора в период Нового царства — Хоремахет (или Гармахис в греческой транскрипции — «Хор на горизонте (небосклоне)») — бог неба, царственности и солнца; живого древнеегипетского фараона представляли воплощением бога Гора.

Миф о Горе[ | ]

Анубис по приказу бога Ра собрал тело Осириса, забальзамировал и запеленал его. Исида в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат, и рождён для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

Втайне вскормленный и выращенный матерью в болотах Дельты, Гор идёт, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, единственному сыну умершего царя. После длительной тяжбы, продолжавшейся по одному варианту мифа восемьдесят лет, Гор признаётся правомочным (по-египетски «правогласным») наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов.

После этого Гор воскрешает своего отца Осириса, дав ему проглотить своё око (см. «Уаджет»). Однако Осирис не возвращается на землю и остаётся править царством мёртвых — Аменти, предоставляя Гору править царством живых.

У Гора есть четыре сына, которые являются защитниками Осириса, столпами Шу и одними из звёзд созвездия Большая Медведица[1].

Гор в античности[ | ]

Миф о Горе упоминается рядом греческих авторов[2]. Сын Осириса, египетское божество. У Геродота он отождествлялся с Аполлоном[3]. Созвездие Гора греки называли Орионом[4].

Гор в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с Ра — в форме Ра-Горахти. Это сопоставление было достаточно распространено.

В позднейшие времена Гор также отождествлялся с Аресом, и тем самым с Марсом.

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

encyclopaedia.bid

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *