Крестовые походы кратко: причины, ход и последствия
Крестовые походы – это очень обширная тема и по ней написано не один десяток книг и другой научной литературы. В этой же статье, вы узнаете о крестовых походах кратко – только самые ключевые факты. И начать, пожалуй, необходимо из определения понятия.
Крестовые походы – ряд военно-религиозных походов монархий христианской Западной Европы против исламского Ближнего Востока языческих славян (литовцы). Их хронологические рамки: XI – XV вв.
Крестовые походы можно рассматривать в узком и широком смысле. Под первым мы имеем ввиду походы с 1096 по 1291 гг. в Святую Землю с целью освобождения Иерусалима от неверных. А в широком смысле сюда еще можно прибавить войну тевтонского ордена с языческими государствами Прибалтики.
Причины крестовых походов в Святую Землю
• Экономические проблемы Европы. Папа Урбан сообщил, что Европа уже не может прокормить саму себя и всех людей, живущих здесь. И именно поэтому он считал необходимым захватить богатые земли мусульман на Востоке;
• Религиозный фактор. Папа считал неприемлемым тот факт, что христианские святыни (Гроб Господний) находятся в руках неверных – то есть, мусульман;
• Мировоззрение людей того времени. Люди массово ринулись в крестовые походы прежде всего потому, что с помощью этого они искупят все свои грехи и попадут после своей смерти в Рай;
• Жадность католической церкви. Папство желало не только обогатить Европу ресурсами, но прежде всего оно хотело наполнить свои кошельки новой землей и другими богатствами.
Причины походов в страны Прибалтики
• Уничтожение язычников. Население стран Прибалтики, особенно Литва – были языческими, чего не разрешала католическая церковь и их необходимо было обратить в веру христианскую или же уничтожить неверных.
Также причинами можно считать ту же жадность католического папства и желание заполучить больше число послушников, больше земель, о чем мы говорили выше.
Ход крестовых походов
На территорию Ближнего Востока крестоносцами было осуществлено восемь крестовых походов.
Первый крестовый поход в Святую землю начался в 1096 и продолжался до 1099 года, собрал несколько десятков тысяч крестоносцев. В ходе первого похода, крестоносцами были созданы несколько христианских государств на Ближнем Востоке: Графство Эдесса и Триполи, Иерусалимское королевство, Княжество Антиохия.
Второй крестовый поход начался в 1147 и продолжался до 1149 года. Этот крестовый поход завершился для христиан ничем. Но время этого похода, крестоносцы «создали» себе самого сильного врага христианства и защитника ислама – Саладина. После похода христиане потеряли Иерусалим.
Третий крестовый поход: начался в 1189 году, конец –1192 год; известен тем, что в нем участвовал английский монарх Ричард Львиное Сердце. Ему удалось захватить Акру, Кипр, нанести несколько поражений Саладину, но он так и не смогу вернуть Иерусалим.
Четвертый крестовый поход: начался в 1202 году и завершился в 1204. В ходе похода был захвачен Константинополь. На территории Византии крестоносцы также основали четыре государства: Княжество Ахейское, Латинскую империю, Герцогство Афинское и Королевство Фессалоники.
Пятый крестовый поход стартовал в 1217 году, а закончился в 1221. Он закончился полным поражением для крестоносцев и те были вынуждены покинуть Египет, который они так желали захватить.
Шестой крестовый поход: начало – 1228 год, конец – 1229 год. Крестоносцам удалось вернуть Иерусалим, но между ними начались сильные раздоры из-за чего многие христиане стали покидать Святую Землю.
Седьмой крестовый поход начался в 1248 году и закончился полным поражением для крестоносцев в 1254.
Восьмой крестовый поход: начало – 1270 год, конец – 1272. Положение христиан на Востоке стало критическими, его усугубляли внутренние распри, а также вторжение монголов. В итоге крестовые походы закончились поражением.
Последствия крестовых походов на Восток
• После крестовых походов начался упадок феодального общества в Европе, то есть начался распад феодальных устоев;
• Изменилось мировоззрение европейцев, которые прежде считали, что народы Востока – варвары. Однако опыт показал, что они обладали богатой, развитой культурой, черты которой они переняли и себе. Арабская культура начала активно распространяться в Европе после походов;
• Крестовые походы привели к постепенному и уже неминуемому упадку Византийской империи. После того как ее разграбили, она уже не могла оправиться от удара, спустя два столетия ее захватили мусульмане;
• Италия стала главной торговой силой на Средиземном море, этому также способствовало падение Византии;
• Обе стороны: христианский и мусульманский мир потеряли многое, в том числе человеческие потери. Причем люди погибали не только от войны, но и от болезней, в том числе чумы;
• Положение католической церкви в обществе значительно пошатнулось, так как народ потерял в нее веру и увидел, что папство интересовали только собственные кошельки;
• Зарождаются предпосылки к реформаторским (религиозным) движениям в Европе → зарождение протестантизма, гуманизма;
• В христианском мире утвердился стереотип о враждебности к мусульманскому миру.
Само папство в XX веке принесло глубокое извинение за крестовые походы перед мусульманским миром.
www.istmira.com
Крестовые походы — дата, год, причины, ход, этапы, последствия, итоги, значение, вики — WikiWhat
Участники Крестовых походов
см. Крестоносцы
Участники Крестовых походов именовались крестоносцами.
Причины крестовых походов
Начало Крестовым походам было положено в 1095 г., когда папа Урбан II на церковном соборе в южнофранцузском городе Клермоне призвал всех правоверных христиан отправиться в Палестину и освободить «гроб Господень» из рук мусульман. Призыв Папы нашёл немедленный отклик в душах людей, но, кроме искреннего религиозного порыва, можно обнаружить и ряд причин социального характера, способствовавших началу массового движения за освобождение «гроба Господня».
В XI в. в Европе утверждается право майората, согласно которому феод наследовался только старшим сыном феодального сеньора, младшие же сыновья были вынуждены искать себе доход путём службы при дворе более могущественных сеньоров или короля. Поэтому для них Крестовый поход казался реальной возможностью получить доходное земельное владение на Востоке.
Для обнищавших крестьян Крестовый поход представлялся средством улучшения своего материального положения, приобретения земли, свободной от власти сеньора.
Отправиться на Восток побуждало обещание Папы простить всем участникам Крестового похода их грехи и долги перед церковью.
Само папство рассматривало крестоносное движение как возможность усиления своего авторитета, что было особенно актуально в эпоху борьбы за инвеституру с императорами Священной Римской империи.
Первый крестовый поход (1096—1099 годы)
Наиболее успешным стал Первый крестовый поход (1096—1099 гг.), в ходе которого у сельджуков был отвоёван ряд территорий на Ближнем Востоке, в том числе и город Иерусалим. Успех крестоносцев был во многом определён разрозненностью действий мусульманских государств против европейцев.
На отвоёванных территориях было создано четыре христианских государства (Иерусалимское королевство, Эдесское графство, княжество Антиохия и графство Триполи), в которые была перенесена господствовавшая в Западной Европе феодальная система. Все прочие Крестовые походы, по сути, представляли собой лишь попытки удержать завоёванные территории, но выполнить эту задачу крестоносцам не удалось. К концу XIII в. европейцы утратили все свои владения на Ближнем Востоке.
Крестовые походы в Европе
Крестовые походы на Восток явились наиболее общим и продолжительным проявлением крестоносного движения. Однако совершались они и в других направлениях.
Крестовые походы в Прибалтику
Для истории Германии важную роль сыграли крестовые походы XII—XIII вв. в Восточную Прибалтику против славянских, финно-угорских и балтских племён с целью обращения их в католическую веру. В 1190 г. был основан Тевтонский, или Немецкий, орден, создавший в XIII в. государство в Прибалтике на землях, захваченных у пруссов, литовцев и поляков. Он играл важную роль в Балтийском регионе вплоть до 1410 г., пока не был разгромлен польско-литовско-русскими войсками в знаменитой Грюнвальдской битве и не превращён в вассала польской короны.
Альбигойский крестовый поход
В истории Франции важнейшую роль сыграли крестовые походы в Лангедок, совершённые в начале XIII в.
В XII в. на юге Франции, в Лангедоке, распространились еретические учения вальденсов и катаров. Вальденсы отрицали необходимость существования церкви и считали, что каждый человек может самостоятельно, без посредничества церкви прийти к Богу. Катары придерживались мнения, что всё, созданное на Земле, есть зло, в том числе и католическая церковь. По названию центра распространения этих ересей, города Альби, оба учения вместе назывались альбигойством. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
В начале XIII в. центром альбигойской ереси стала Тулуза, а тулузский граф даже покровительствовал еретикам. Против альбигойцев было организовано несколько Крестовых походов. В 1226 г. французский король Людовик VIII во главе крестоносного войска покорил Тулузское графство, которое было включено в состав королевского домена. Стремясь больше не допустить столь масштабного и глубокого распространения еретических учений, католическая церковь в XIII в. учредила инквизицию — специальный орган, основной функцией которого было выявление и искоренение ересей.
Последствия крестовых походов
Крестовые походы на Восток имели серьёзные последствия для европейцев: знакомство с восточной культурой, приобщение европейских сеньоров к восточной роскоши, расширение рациона питания, приобретение новых географических знаний и др.
Крестовые походы не только были инструментом внешней экспансии христианства, но и способствовали утверждению в Европе католицизма.
Картинки (фото, рисунки)
Карта Иерусалима. Около 1200 г.
Завоевание Иерусалима в 1099 г.
Сожжение еретиков во Франции в начале XIII в. Миниатюра XV в.
Какова была цель крестовых походов в 12-13 веках в прибалтику
Причины 4 крестового похода кратко
Священная борьба за распространение и утверждение мусульманской религии
Почему с кахжым веком крестовых походов становилось все больше
4 крестовый поход причины
В чём причины крестовых походов?
Дайте оценку крестоносному движению.
wikiwhat.ru
Статья на тему: Каковы были причины крестовых походов?
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«География»
По теме:
«Каковы были причины крестовых походов?»
Исполнитель: Матвеева Диана Викторовна
Кандалакша
2016 год
Введение
Ещё в древности началась борьба за господство в странах Передней Азии, особенно в Сирии и Месопотамии, а также за овладение Египтом. Эти страны являлись одним из богатейших и культурных районов тогдашнего мира. Через них пролегали пути международной торговли. За господство в этих странах вели борьбу Византия и Иран, Иран и арабы, арабы и Византия. В конце XI в. в борьбу вступили и феодальные государства Западной Европы.
Завоевание Палестины турками имело важные политические последствия. Пока Иерусалимом владели арабы, христианские паломники имели свободный доступ к его святыням, потому что арабы вообще не притесняли христиан и даже относились с уважением к их святыням. Для христианских народов тот или другой приём, какой встречали в Святой Земле приходившие туда богомольцы, не мог быть безразличен, так как этих богомольцев было достаточно большое количество. Когда, однако, турки захватили Иерусалим, обращение новых господ священного города с приходившими в него паломниками сделалось совсем иным. Турки стали притеснять их и вымогать у них деньги. Известия об этом, приходили в Европу, и в ней возникла мысль ополчиться для освобождения гроба Господня из рук неверных. (Позднейшая легенда приписала инициативу всего движения одному пилигриму, Петру Пустыннику, который проповедовал надобность похода в Палестину). С конца XI в. в течение двух столетий из Западной Европы отправлялись в Палестину ополчения ради достижения этой блаженной цели. Отдельные предприятия этого рода получили в истории название крестовых походов. В крестоносных ополчениях принимали участие разные западноевропейские народы, но преимущественно французы и немцы. Предприятие стало популярным в обществе, потому что, кроме своей благородной цели, оно соответствовало стремлениям отдельных классов населения. Феодальное рыцарство было настроено воинственно и искало завоеваний. Среди закрепощенного крестьянства также было много людей, которые, будучи недовольны своим тяжким бременем, были готовы идти в новые земли ради поиска лучшей доли. Этим общественным настроением искусно пользовалась католическая церковь, взявшая под своё покровительство идею крестовых походов и по своим чисто политическим соображениям.
- Крестовые походы – важная веха в истории Мира
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095–1291) – ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для освобождения Святой Земли от Ислама.
В Крестовые Походы были вовлечены многие социальные слои западноевропейского общества: короли и простолюдины, высшая феодальная знать и духовенство, рыцари и слуги. Люди, принявшие обет крестоносца, имели разные мотивы: одни стремились обогатиться, других влекла жажда приключений, третьими двигали исключительно духовные мотивы.
Благодаря легендам крестовые походы были окружены ореолом романтики и величия, рыцарской силы и отваги. Но рассказы о галантных рыцарях-крестоносцах, конечно же, изобиловали преувеличениями. Кроме того, в них упускается из виду тот “малозначительный” исторический факт, что, несмотря на проявленные крестоносцами храбрость и геройство, а также воззвания и обещания римских пап и стойкая уверенность в правоте своего дела, христианам так и не удалось освободить Святую Землю. Крестовые походы привели лишь к тому, что мусульмане стали бесспорными властелинами Ближнего Востока.[1]
- Причины крестовых походов
Начало крестовым походам было положено папами, которые номинально считались руководителями всех мероприятий подобного рода. Папы и другие вдохновители движения пообещали небесные и земные награды всем, кто рискнёт своей жизнью ради святого дела. Кампания по привлечению добровольцев оказалась успешной благодаря религиозным мотивам, которые господствовали тогда в Западной Европе. Но какими бы ни были личные мотивы для участия, воины Христа были уверены в том, что сражаются за правое дело.
Непосредственной причиной крестовых походов явился рост могущества державы турок-сельджуков и завоевание ими в 1070-е годы Ближнего Востока и Малой Азии. Выходцы из Средней Азии, в начале века сельджуки проникли в подвластные арабам области, где их вначале использовали как наёмников. Постепенно, однако, они делались все более самостоятельными, завоевав в 1040-е годы Иран, а в 1055 Багдад.
Затем сельджуки стали расширять границы своих владений на запад, ведя наступление на Византийскую Империю. Поражение византийцев при Манцикерте в 1071 дало возможность сельджукам выйти к берегам Эгейского моря, завоевать Сирию и Палестину и в 1078 (указываются и другие даты) взять Иерусалим.
Угроза со стороны мусульман вынудила византийского императора обратиться за поддержкой к западным христианам. Падение Иерусалима обеспокоило христианский мир.
Завоевания турков-сельджуков совпали по времени с религиозным возрождением в Западной Европе в X-XI вв., которые было во многом инициировано деятельностью бенедиктинского монастыря Клюни в Бургундии, основанного в 910 герцогом Аквитании Гильомом Благочестивым. Усилиями настоятелей, настойчиво призывавших к очищению церкви и духовному преображению христианского мира, аббатство стало весьма влиятельной силой в духовной жизни Европы.
В XI в. выросло число паломничеств в Святую Землю. “Неверного турку” изображали как осквернителя святынь, варвара и язычника, чьё присутствие на Святой Земле нетерпимо для Бога и человека. Кроме того, сельджуки угрожали христианской Византийской империи.[2]
Многим королям и баронам Ближний Восток представлялся миром широких возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж – все это, полагали они, будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практики наследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов, особенно на севере Франции, не могли рассчитывать на участие в дележе отцовских земель. Приняв участие в крестовом походе, они уже могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали их старшие братья.
Крестьянам крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости. В качестве слуг и поваров крестьяне образовывали обоз войска крестоносцев.
По чисто экономическим мотивам в крестовых походах были заинтересованы города. На протяжении нескольких веков итальянские города Амальфи, Пиза, Генуя и Венеция сражались с мусульманами за господство над западным и центральным Средиземноморьем. К 1087 итальянцы вытеснили мусульман из южной Италии и с Сицилии, основали поселения в Северной Африке и взяли под свой контроль западную акваторию Средиземного моря. Они предприняли морские и сухопутные вторжения на мусульманские территории Северной Африки, добиваясь у местных жителей торговых привилегий. Для этих итальянских городов крестовые походы означали лишь перенос военных действий из Западного Средиземноморья в Восточное.
- Начало Крестовых Походов
Начало крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095 г. Папа Урбан II. Он был одним из деятелей клюнийской реформы, и многие заседания собора посвящал обсуждению бед и пороков, раздражающих церковь и клиру. В своей речи Папа подчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил о разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, а также упомянул об опасности, грозящей братьям-христианам в Византии. Затем Урбан II призвал слушателей взяться за святое дело, пообещав всем, кто отправится в поход, отпущение грехов, а всякому, сложившему в нем голову – место в раю. Папа призвал баронов прекратить губительные междоусобицы и обратить свой пыл на богоугодное дело.[3] Он дал понять, что крестовый поход предоставит рыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы – всё за счет арабов и турок.
Ответом на речь явились крики слушателей: “ Бог того хочет!” (“Deus vult!”). Слова эти стали боевым кличем крестоносцев. Тысячи людей тут же дали обет, что отправятся на войну.[5]
Папа Урбан II повелел клиру разнести его призыв по всей Западной Европе. Архиепископы и епископы (наиболее активным среди них был Адемар де Пюи, взявший на себя духовное и практическое руководство подготовкой похода) призвали откликнуться на него своих прихожан, а проповедники, вроде Петра Пустынника и Вальтера Голяка, донесли слова папы и до крестьян.
Эти орды пошли через Балканы к Константинополю, ожидая, что братья-христиане будут оказывать им гостеприимство как вершителям святого дела.
Однако местные жители встречали их с презрением, и тогда воины Христа принялись за мародёрство. Между византийцами и ордами с запада разыгрывались настоящие бойни. [2] Те же, кому удалось добраться до Константинополя, не были желанными гостями византийского императора Алексея и его подданных. Их селили вне города, кормил и спешно перевозил через Босфор в Малую Азию, где с ними в скором времени расправлялись турки.
- 1-й крестовый поход (1096–1099)
Сам 1-й крестовый поход начался в 1096. В нем участвовало несколько феодальных армий, каждая со своим главнокомандующим. Тремя основными маршрутами, по суше и по морю, они прибывали в Константинополь в течение 1096 и 1097. Поход возглавили бароны-феодалы, в том числе герцог Готфрид Бульонский, граф Раймунд Тулузский и князь Боэмунд Тарентский. Формально они со своими армиями подчинялись папскому легату, но фактически игнорировали его указания и действовали самостоятельно.[6]
Крестоносцы, двигавшиеся по суше, отбирали у местного населения еду и фураж, осадили и разграбили несколько византийских городов, неоднократно устраивали столкновения с византийскими войсками. Присутствие в столице и вокруг нее 30-тысячного войска, требовавшего жилья и питания, создавало сложности для Византии. Обострялись разногласия между императором и военачальниками крестоносцев.
Отношения между императором и рыцарями продолжали ухудшаться по мере продвижения христиан на восток. Крестоносцы подозревали, что византийские проводники намеренно заманивают их в засады. Армия оказалась совершенно не готовой к внезапным набегам вражеской конницы, которая успевала скрыться, прежде чем рыцарская тяжелая кавалерия бросалась в погоню. Нехватка пищи и воды усугубляла тяготы похода. Колодцы, встречавшиеся по пути, часто были отравлены мусульманами. Те, кто перенес эти тяжелейшие испытания, были вознаграждены первой победой, когда в июне 1098 была осаждена и взята Антиохия. Здесь, согласно некоторым свидетельствам, один из крестоносцев обнаружил святыню – копье, которым римский воин пронзил бок распятого Христа. Сообщается, что это открытие чрезвычайно вдохновило христиан и в немалой степени способствовало их дальнейшим победам и продвижению. Жестокая война длилась еще год, и 15 июля 1099, после продолжавшейся около месяца осады, крестоносцы взяли Иерусалим и предали все его население, мусульман и иудеев, мечу.
Королем Иерусалима был избран Готфрид Бульонский, который, избрал титул “защитника Гроба Господня”. Готфриду и его преемникам досталась в управление держава, объединенная номинально. Она состояла из четырех государств: графства Эдесского, княжества Антиохийского, графства Триполи и собственно Иерусалимского королевства. Король Иерусалима располагал в отношении прочих трех довольно условными правами, поскольку их правители утвердились там еще до него, так что свою вассальную присягу королю они исполняли лишь в случае возникновения военной угрозы. Кроме того, власть короля была значительно ограничена церковью: поскольку крестовые походы проводились под эгидой церкви и номинально возглавлялись Папой. Патриарх Иерусалимский, был здесь чрезвычайно влиятельной фигурой.
В этом время получили развитие по крайней мере десять важных центров коммерции и торговли. Среди них можно назвать Бейрут, Акру, Сидон и Яффу. В соответствии с привилегиями или пожалованиями полномочий итальянские купцы учредили в прибрежных городах собственную администрацию. Обыкновенно они имели здесь собственных консулов (глав администрации) и судей, обзаводились своей монетой и системой мер и весов. Их законодательные уложения распространялись и на местное население.
Костяк армии крестоносцев образовывали два рыцарских ордена – рыцари-храмовники (тамплиеры) и рыцари cв. Иоанна (иоанниты или госпитальеры). В них входили преимущественно низшие слои феодальной знати и младшие отпрыски аристократических семейств. Первоначально эти ордены были созданы для защиты храмов, святынь, ведущих к ним дорог и паломников; предусматривалось также создание больниц и забота о больных и раненых. Поскольку ордены госпитальеров и тамплиеров ставили наряду с военными религиозные и благотворительные цели, их члены вместе с воинской присягой давали монашеские обеты. Ордены смогли пополнять свои ряды в Западной Европе и получать финансовую помощь от христиан, кто не смог принять участие в крестовом походе, но жаждал помочь святой цели.[7]
За счет таких взносов тамплиеры в 12–13 вв. по существу превратились в мощный банкирский дом, осуществлявший финансовое посредничество между Иерусалимом и Западной Европой. Они субсидировали религиозные и торговые предприятия на Святой Земле и давали здесь ссуды феодальной знати и купцам, с тем чтобы получить их уже в Европе.
3.2. Последующие Крестовые Походы
3.2.1 2-й крестовый поход (1147–1149)
Когда в 1144 Эдесса была захвачена мусульманами, глава монашеского ордена цистерцианцев Бернар Клервоский убедил германского императора Конрада III (правил в 1138–1152) и короля Франции Людовика VII (правил в 1137–1180) предпринять новый крестовый поход. В этот раз Папа Евгений III издал в 1145 специальную буллу о крестовых походах, в которой имелись точно сформулированные положения, гарантировавшие семьям крестоносцев и их имуществу защиту церкви.
Силы, которые удалось привлечь к участию в походе, были огромны, однако из-за отсутствия взаимодействия и продуманного плана кампании поход завершился полным провалом. Более того, он дал повод сицилийскому королю Рожеру II совершить походы на византийские владения в Греции и на островах Эгейского моря.
3.2.2 3-й крестовый поход (1187–1192).
Если христианские военачальники постоянно пребывали в раздорах, то мусульмане под началом султана Салах-ад-дина объединились в государство, простиравшееся от Багдада до Египта. Салах-ад-дин легко разбил разобщенных христиан, в 1187 взял Иерусалим и установил контроль над всей Святой Землей, за исключением нескольких прибрежных городов.
3-й крестовый поход возглавили император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце. Германский император утонул в Малой Азии при переправе через реку, и лишь немногие из его воинов достигли Святой Земли. Два других монарха, соперничавших в Европе, перенесли свои раздоры и в Святую Землю. Филипп II Август под предлогом болезни возвратился в Европу, чтобы постараться в отсутствие Ричарда I отобрать у него герцогство Нормандское.
Ричард Львиное Сердце остался единственным вождем крестового похода. Совершенные им здесь подвиги породили легенды, окружившие его имя ореолом славы. Ричард отвоевал у мусульман Акру и Яффу и заключил с Салах-ад-дином договор о беспрепятственном допуске паломников в Иерусалим и к некоторым другим святыням, но большего ему добиться не удалось. Иерусалим и бывшее Иерусалимское королевство остались под властью мусульман. Самым весомым и договременным достижением Ричарда в этом походе явилось завоевание им в 1191 Кипра, где в результате возникло самостоятельное Кипрское королевство, просуществовавшее до 1489г.
3.2.4 4-й крестовый поход (1202–1204)
В объявленный Папой Иннокентием III 4-й крестовый поход отправились преимущественно французы и венецианцы. По первоначальной договоренности венецианцы обязались доставить французских крестоносцев по морю к берегам Святой Земли и снабдить их вооружением и провиантом. Из ожидавшихся 30 тыс. французских воинов в Венецию прибыло только 12 тыс., которые в силу своей малочисленности не могли оплатить зафрахтованные корабли и снаряжение. Тогда венецианцы предложили французам, чтобы в качестве платы те оказали им помощь в нападении на подвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации, который был главным соперником Венеции на Адриатике. Первоначальный план – использовать Египет в качестве плацдарма для нападения на Палестину – был на время отложен.
Узнав о планах венецианцев, Папа запретил поход, однако экспедиция состоялась и стоила ее участникам отлучения от церкви. В ноябре 1202 объединенная армия венецианцев и французов обрушилась на Задар и основательно его разграбила. После этого венецианцы предложили французам ещё раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с тем чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела. Отыскался и благовидный предлог: крестоносцы могли рассчитывать, что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение для экспедиции в Египет.
Не обращая внимания на запрет Папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя и вернули Исааку трон. Однако после того, как в Константинополе произошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию растаяли. Тогда крестоносцы захватили Константинополь и грабили его в течение трех дней. Уничтожались величайшие культурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий. На месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский.
Просуществовавшая до 1261 империя из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы. Тем самым они выиграли от крестового похода больше всех, но до Святой Земли его участники так и не добрались.
Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды – он снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под своё покровительство, стремясь укрепить союз греческой и католической церквей, но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению раскола. [8]
3.2.5 5-й крестовый поход (1217–1221)
На 4-м Латеранском соборе в 1215 папа Иннокентий III объявил новый крестовый поход. Выступление было намечено на 1217, его возглавили номинальный король Иерусалима Иоанн Бриеннский, король Венгрии Эндре II и др. В Палестине военные действия шли неспешно, однако в 1218, когда прибыли новые подкрепления из Европы, крестоносцы перенесли направление удара на Египет и захватили город Дамиетту, находившийся на берегу моря.
Египетский султан предложил христианам уступить Иерусалим в обмен на Дамиетту, но папский легат Пелагий, ожидавший подхода с востока легендарного христианского “царя Давида”, не дал на это согласия. В 1221 крестоносцы предприняли неудачный захват Каира, попали в тяжелое положение и были вынуждены сдать Дамиетту в обмен на отступление.
3.2.6 6-й крестовый поход (1228–1229)
Этот крестовый поход, иногда его называют “дипломатическим”, возглавил Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы. Королю удалось избежать войны, путём переговоров он получил Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 Фридрих короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами.
3.2.7 7-й крестовый поход (1248–1250)
Его возглавил французский король Людовик IX Святой. Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернулась позорным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру были наголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатить за своё вызволение огромный выкуп.[4]
3.2.8. 8-й крестовый поход (1270)
Не вняв предостережениям советников, Людовик IX вновь пошел войной на арабов. Он направил удар на Тунис в Северной Африке. Крестоносцы оказались в Африке в самое жаркое время года и пережили эпидемию чумы, погубившей самого короля (1270). С его смертью завершился этот поход, ставший последней попыткой христиан освободить Святую Землю.
Военные походы христиан на Ближний Восток прекратились после того, как мусульмане взяли Акру в 1291. [6]
Заключение
Хотя крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении, завершились разрушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьёзное влияние на многие стороны европейской жизни и быта.
Византийская империя
Возможно, крестовые походы действительно отсрочили турецкое завоевание Византии, однако они не смогли предотвратить падение Константинополя в 1453. Византийская империя длительное время находилась в состоянии упадка. Её окончательная гибель означала появление турок на европейской политической сцене. Разорение Константинополя крестоносцами в 1204 и венецианская торговая монополия нанесли империи смертельный удар, от которого она не смогла оправиться даже после своего возрождения в 1261.
Торговля
Самую большую выгоду из крестовых походов извлекли купцы и ремесленники итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением, провиантом и транспортом. Кроме того, итальянские города, прежде всего Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странах Средиземноморья.
Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком, откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши – шелка, пряности, жемчуг и т.п. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. В конечном счете эти поиски привели к открытию Америки. Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах.
Феодализм и церковь
В крестовых походах сложили головы тысячи крупных феодалов, кроме того, множество знатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечном счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и ослаблению системы феодальных отношений.
Влияние крестовых походов на авторитет церкви
Если первые походы способствовали укреплению авторитета Римского Папы, взявшего на себя роль духовного лидера в священной войне против мусульман, то 4-й крестовый поход дискредитировал власть Понтифика даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III.
Крестовые походы имели важное историческое значение. Это было самым крупным столкновением между христианским и мусульманским мирами, между которыми вообще шла борьба. Оно началось в ту эпоху, когда халифат уже распался на отдельные государства, но и между христианами не было согласия. В истории Западной Европы эти походы были непосредственными продолжением других завоевательных предприятий феодального рыцарства; с походами в Святую Землю, можно сказать, окончились воинственные передвижения средних веков.
Наконец, эти войны не только разъединяли, но и сближали между собой отдельные народы. Рыцари разных стран, участвуя в общем деле, постоянно сталкивались между собою, а посещение ими Византии и мусульманских стран приводило их в соприкосновение с чуждою им материальной и духовной культурой. За воинами на Восток шли купцы, и крестовые походы даже создали всю венецианскую и генуэзскую торговлю второй половины средних веков. Крестоносцы знакомились с новыми странами и народами, с их бытом и понятиями и в эту эпоху приносили с собою в Европу множество новых знаний и обычаев, что, конечно, подрывало прежнюю культурную исключительность Запада.[7]
Список литературы
- Эпоха крестовых походов. М., 1914
- Заборов М. Крестовые походы. М., 1956
- Заборов М. Введение в историографию крестовых походов (латинская хронография XI–XIII вв.). М., 1966
- Заборов М. Историография крестовых походов (XV–XIX вв.). М., 1971
- Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977
- Заборов М. Крестом и мечом. М., 1979
- Заборов М. Крестоносцы на Востоке. М., 1980
- Кардини Ф. Истоки Средневекового рыцарства. — М. 1987
nsportal.ru
Оценка Крестовых походов историками. Крестовые походы
Оценка итогов Крестовых походов среди историков неоднозначна. Знаменитый французский медиевист Жак Ле Гофф склонен критически рассматривать их последствия: худшие эксцессы, по его мнению, сопровождали все это движение, способствовавшее лишь оскудению Запада. «И я не вижу ничего иного, кроме абрикоса, который христиане, возможно, узнали благодаря крестовым походам» [8], – резюмирует он.
Уотт У. Монтгомери, автор работы «Влияние ислама на средневековую Европу», полагал, что более важным результатом, перекрывавшим военные неудачи, было обретение Европой своего духа.
В отечественной историографии Крестовых походов (М. А. Заборов, С. П. Карпов) значительное внимание уделяется положительным для Европы последствиям этого движения:
1. Крестовые походы были первым опытом западной колонизации, укрепившей позиции южно-французских, итальянских и каталонских городов, разрушивших монополию Византии и арабов в средиземноморской торговле. Особенно выиграли Венеция, Генуя, Амальфи, Пиза. Возникли стимулы для кораблестроения. Возросла мобильность.
2. Усиление товарооборота стимулировало развитие ремесел.
3. Расширился кругозор европейцев, изменилась система представлений о мире. Знакомство с иными культурами и религиями способствовало осознанию культурного разнообразия мира.
4. Заимствование культурных достижений и технических приспособлений (таких, как ветряная мельница), выращивание новых сельскохозяйственных культур (бахчевые, цитрусовые). Непосредственное влияние Ближнего Востока ощущается в архитектурных формах построек крестоносцев (крепости Крак де Шевалье, Монфор).
5. Благотворное влияние оказали походы и на быт европейского рыцарства: привился обычай мыться в бане, ухаживать за телом, соблюдать нормы вежливости. В домах европейцев появились предметы восточной материальной культуры (такие, как ковры). В кулинарии более широкое распространение получили специи. Все это привело к признанию христианами ценности «искусства красивой жизни» (У. Монтгомери).
5. Отток наиболее беспокойных и воинственных рыцарей в Палестину облегчил процесс централизации в европейских странах.
7. Церковь получила значительные богатства, в том числе земельные, появились новые церковные структуры, способствовавшие ее усилению.
Отметим и сугубо негативные явления:
1. Европа понесла колоссальные людские и материальные потери.
2. Углубилась пропасть между христианами и мусульманами, христианами и иудеями; усилился раскол между христианским Западом и Востоком.
3. Произошло ограбление мусульманских стран, жестокость крестоносцев спровоцировала ответную меру – провозглашение джихада.
4. Мощнейшим ударом по Византии, от которого она так и не оправилась, был захват и разграбление Константинополя.
Поделитесь на страничке Следующая глава >history.wikireading.ru
Каковы были причины крестовых походов? Кто и почему был в них заинтересован?
Крестовые походы — это военно-колонизационные движения западноевропейских феодалов, части горожан и крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн под предлогом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман либо обращения язычников или еретиков в католичество.Классической эпохой Крестовых походов считают конец XI — начало XII в. Термин «Крестовые походы» появился не ранее 1250 г. Участники первых Крестовых походов называли себя пилигримами, а походы — паломничеством, деяниями, экспедицией или священной дорогой.
В основе крестовых походов лежит целый комплекс демографических, социально-экономических, политических, религиозных и психологических мотивов, не всегда осознававшихся их участниками.
Необходимость Крестовых походов была сформулирована папой Урбаном после окончания Клермонского собора в марте 1095 г. Он определил экономическую причину крестовых походов: европейская земля не в состоянии прокормить людей, поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке. Религиозная аргументация касалась недопустимости хранения святынь христианства, прежде всего Гроба Господня, в руках неверных.
По словам Ж. Ле Гоффа, «крестовые походы воспринимались как очищающее средство от перенаселенности Запада» . Укреплявшееся в сознании представление о несметных богатствах Востока порождало жажду завоевания плодородных заморских земель и приобретения сокровищ (золота, серебра, драгоценных камней, изысканных тканей) .
Для итальянских торговых городов-республик Венеции, Генуи, Пизы экспансия на Восток была продолжением их борьбы с арабами за господство на Средиземном море.
Демографическое давление способствовало росту политической напряженности. Постоянной чертой европейской жизни стали междоусобицы, феодальные войны, крестьянские мятежи. Крестовые походы давали возможность канализировать агрессивную энергию фрустрированных групп феодального общества в «справедливую» войну с «неверными» и тем самым обеспечить консолидацию христианского мира.
Еще одной причиной крестовых походов является усложнение политической и экономической ситуации природными катаклизмами и эпидемиями. В конце 1080-х – начале 1090-х череда стихийных бедствий (суровые зимы, наводнения) и эпидемий (прежде всего «горячки» и чумы) обрушилась на Европу, в первую очередь на Германию, прирейнские области и Восточную Францию. Это способствовало широкому распространению во всех слоях средневекового общества религиозной экзальтации, аскетизма, отшельничества. Потребность в религиозном подвиге и даже в самопожертвовании, обеспечивающих искупление грехов и достижение вечного спасения, нашла свое адекватное выражение в идее особого паломничества в Святую землю ради освобождения Гроба Господня.
В психологическом плане стремление овладеть богатствами Востока и надежда на вечное спасение соединились со свойственной европейцам жаждой странствий и приключений. Путешествие в неизведанное давало возможность вырваться из привычного однообразного мира и избавиться от связанных с ним тягот и бедствий. Ожидание загробного блаженства причудливо сплеталось с поиском земного рая.
Инициатором и главным организатором крестоносного движения стало папство, существенно укрепившее свои позиции во второй половине XI в.
otvet.mail.ru
Ответы Mail.ru: Какие причины крестовых походов???
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095–1270), военно-колонизационные походы европейцев на Ближний Восток (в Палестину, Сирию, Египет, Тунис) в конце 11–13 вв. в форме паломничества с целью освобождения Святой Земли (Палестины) и Гроба Господня (в Иерусалиме) от «неверных» (мусульман) . Отправляясь в Палестину, их участники нашивали красные кресты себе на грудь, возвращаясь, нашивали его на спину; отсюда название «крестоносцы» .Причины крестовых походов. В основе крестовых походов лежит целый комплекс демографических, социально-экономических, политических, религиозных и психологических мотивов, не всегда осознававшихся их участниками.
Начавшийся в 11 в. в Западной Европе демографический рост натолкнулся на ограниченность ресурсов, в первую очередь, земли как основного средства производства (низкая производительность труда и урожайность) . Демографическое давление обострилось в связи с прогрессом товарно-денежных отношений, что делало человека более зависимым от рыночной конъюнктуры, а его экономическое положение – менее устойчивым. Возник значительный излишек народонаселения, который не мог быть обеспечен в рамках средневековой системы хозяйствования: он образовывался за счет младших сыновей феодалов (в ряде стран господствовало право майората – наследование отцовских земельных владений только старшим сыном) , обедневших рыцарей, мелкого и обезземеленного крестьянства. По словам Ж. Ле Гоффа, «крестовые походы воспринимались как очищающее средство от перенаселенности Запада» . Укреплявшееся в сознании представление о несметных богатствах Востока порождало жажду завоевания плодородных заморских земель и приобретения сокровищ (золота, серебра, драгоценных камней, изысканных тканей) .
Для итальянских торговых городов-республик Венеции, Генуи, Пизы экспансия на Восток была продолжением их борьбы с арабами за господство на Средиземном море. Их поддержка крестоносного движения обуславливалась стремлением утвердиться на берегах Леванта и поставить под контроль основные торговые пути в Месопотамию, Аравию и Индию.
Демографическое давление способствовало росту политической напряженности. Постоянной чертой европейской жизни стали междоусобицы, феодальные войны, крестьянские мятежи. Крестовые походы давали возможность канализировать агрессивную энергию фрустрированных групп феодального общества в справедливую войну с «неверными» и тем самым обеспечить консолидацию христианского мира.
В конце 1080-х – начале 1090-х социально-экономические и политические трудности усугубились чередой стихийных бедствий (суровые зимы, наводнения) и эпидемий (прежде всего «горячки» и чумы) , обрушившихся в первую очередь на Германию, прирейнские области и Восточную Францию. Это способствовало широкому распространению во всех слоях средневекового общества религиозной экзальтации, аскетизма, отшельничества. Потребность в религиозном подвиге и даже в самопожертвовании, обеспечивающих искупление грехов и достижение вечного спасения, нашла свое адекватное выражение в идее особого паломничества в Святую землю ради освобождения Гроба Господня.
В психологическом плане стремление овладеть богатствами Востока и надежда на вечное спасение соединились со свойственной европейцам жаждой странствий и приключений. Путешествие в неизведанное давало возможность вырваться из привычного однообразного мира и избавиться от связанных с ним тягот и бедствий. Ожидание загробного блаженства причудливо сплеталось с поиском земного рая.
Инициатором и главным организатором крестоносного движения стало папство, существенно укрепившее свои позиции во второй половине 11 в. В результате Клюнийского движения (см. также КЛЮНИЙСКОЕ АББАТСТВО) и реформ Григория VII (1073–1085) значительно возрос авторитет католической церкви, и она вновь могла претендовать на роль лидера западно-христианского мира.
otvet.mail.ru
Причины крестовых походов (кратко)
Крестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с конца XI до конца XIII) c целью завоевания Палестины и освобождения Гроба Господня из рук неверных; оно является могущественной реакцией христианства против усилившейся в то время власти ислама (при халифах) и грандиозной попыткой не только завладеть некогда христианскими областями, но и вообще широко раздвинуть пределы господства креста, этого символа христианской идеи. Участники этих походов,
Причины крестовых походов лежали в западноевропейских политических и экономических условиях того времени: борьба феодализма с возрастающей властью королей выдвинула с одной стороны ищущих независимых владений феодалов, о другой – стремление королейизбавить страну от этого беспокойного элемента; горожане видели в движении в далекие страны возможность расширения рынка, а также приобретения льгот от своих ленных сеньоров, крестьяне спешили участием в крестовых походах освободиться от крепостной зависимости;папы и вообще духовенство нашли в руководящей роли, которую им предстояло играть в религиозном движении, возможность осуществления своих властолюбивых замыслов. Наконец, во Франции, разоренной 48-ю голодными годами в короткий промежуток времени с 970 по 1040 годы, сопровождаемыми моровой язвой, к вышеуказанным причинам присоединилась надежда населения найти в Палестине, этой стране, еще по ветхозаветным преданиям текущей млеком и медом, лучшие экономические условия.
Другой причиной крестовых походов была перемена положения на Востоке. Уже со времен Константина Великого, воздвигшего у Святого Гроба великолепную церковь, на Западе вошло в обычай путешествовать в Палестину, к святым местам, и халифы покровительствовали этим путешествиям, доставлявшим стране деньги и товары, позволив пилигримам построить церкви и больницу. Но когда Палестина к концу X столетия подпала под власть радикальной династии Фатимидов, начались жестокие притеснения христианских пилигримов, еще более усилившиеся после завоевания Сирии и Палестины сельджуками в 1076 году. Тревожные известия о поругании святых мест и о дурном обращении с богомольцами, вызвали в Западной Европе мысль о военном походе в Азию для освобождения Святого Гроба, вскоре приведенную в осуществление благодаря энергической деятельности папы Урбана II, созвавшего духовные соборы а Пьяченце и Клермоне (1095), на которых вопрос о походе против неверных был решен утвердительно, и тысячеголосый возглас народа, присутствовавшего на Клермонском соборе: «Deus lo volt» («Такова воля Божия») сделался лозунгом крестоносцев. Настроение в пользу движения было подготовлено во Франции красноречивыми рассказами о бедствиях христиан в Святой Земле одного из пилигримов Петра Пустынника, присутствовавшего также и на Клермонском соборе и воодушевившего собравшихся яркой картиной виденного на Востоке угнетения христиан.
Первый крестовый поход (кратко)
Выступление в Первый крестовый поход было назначено на 15 августа 1096 года, Но раньше чем приготовления к нему были окончены, толпы простого народа, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера Голяка, отправились в поход через Германию и Венгрию без денег и запасов. Предаваясь по пути грабежу и всякого рода бесчинствам, они были отчасти истреблены венграми и болгарами, отчасти достигли греческой империи. Византийский император Алексей Комнин поспешил переправить их через Босфор в Азию, где они окончательно были перебиты турками в битве при Никее (октябрь 1096 г.). За первой беспорядочной толпой последовали другие: так, 15.000 немцев и лотарингцев, под предводительством священника Готшалька, отправились через Венгрию и, занявшись в прирейнских и придунайских городах избиением евреев, подверглись истреблению со стороны венгров.
Настоящее ополчение выступило в Первый крестовый поход только осенью 1096 г., в виде 300.000 хорошо вооруженных и превосходно дисциплинированных воинов, под предводительством самых доблестных и знатных рыцарей того времени: рядом с Готфридом Бульонским, герцогом Лотарингским, главным предводителем, и его братьями Балдуином и Евстафием (Эсташем), блистали; граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, герцог Роберт Нормандский (брат английского короля), граф Роберт Фландрский, Раймунд Тулузский и Стефан Шартрский, Боэмунд, князь Тарентский, Танкред Апулийский и другие. В качестве папского наместника и легата войско сопровождал епископ Адемар Монтейльский.
Участники Первого крестового похода прибыли различными путями в Константинополь, где греческий император Алексей вынудил у них ленную присягу и обещание признать его феодальным сеньором будущих завоеваний. В начале июня 1097 войско крестоносцев появилось пред Никеей, столицей сельджукского султана, и после взятия последней подвергалось чрезвычайным трудностям и лишениям. Тем не менее, им были взяты Антиохия, Эдесса (1098) и, наконец, 15-го июня 1099, Иерусалим, бывший в то время в руках египетского султана, безуспешно пытавшегося восстановить свое могущество и разбитого на голову при Аскалоне.
По окончании Первого крестового похода Готфрид Бульонский был провозглашен первым иерусалимским королем, но отказался от этого звания, называя себя лишь «защитником Гроба Господня»; в следующем году он умер, и ему наследовал брат его Балдуин I (1100–1118), завоевавший Акку, Берит (Бейрут) и Сидон. Балдуину I наследовал Балдуин II (1118–31), а последнему Фульк (1131–43), при котором королевство достигло наибольшего расширения своих пределов.
Под влиянием известия о завоевании Палестины в 1101 г. двинулось в Малую Азию новое войско крестоносцев под предводительством герцога Вельфа Баварского из Германии и два других, из Италии и Франции, составившие в общей сложности армию в 260.000 человек и истребленные сельджуками.
studfiles.net