Метафизика и логика платона – , »

Шпаргалка Метафизика Платона | shpora.me

Метафизика Платона («мир идей» и «мир вещей»), Учение душе,  познании и обществе. 
Платон. Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Суть их в следующем: 
1. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства. 
2. Подлинная добродетель — истинное знание — возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию — правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства — тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными. 
3. Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства). 
4. Философ утверждал, что идеальное общество состоит из трех сословий: 

— правителей-философов, 
— воинов-стражей, 
— ремесленников.

Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души — разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни.
Согласно Платону, окружающий нас видимый материальный мир является всего лишь «тенью» умопостигаемого мира «идей» (по-гречески «эйдосов»). «Есть прекрасное само по себе, благо само по себе и так далее в отношении всех вещей, хотя мы и признаем, что их много. А что такое каждая вещь, мы уже обозначаем соответственно единой идее, одной для каждой вещи»1. В то время как «идея» является неизменной, неподвижной и вечной, вещи материального мира постоянно возникают и гибнут. «Вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть».

Платон, чрезвычайно любящий иллюстрировать свои рассуждения образными сравнениями, это противопоставление вещей и «идей» наглядно объяснят в «Государстве» с помощью символа пещеры. В пещере сидят люди, скованные оковами и не могущие пошевелиться. За их спинами в вышине горит свет. Между ним и узниками проходит верхняя дорога, по которой идут другие люди и несут различную утварь, статуи, всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. Узники не видят всех этих предметов, они сидят к ним спиной и только по теням, отбрасываемым на стену пещеры, могут составлять свое представление о них. Таково, по Платону, и строение всего мира. А эти узники – люди, принимающие видимые вещи, которые на самом деле всего лишь жалкие тени и подобия, за их сущность.
Кроме мира вещей и мира «идей» существует еще мир небытия. Это «материя». Но она не вещественная основа, или субстанция вещей. «Материя» Платона – беспредельное начало и условие пространственного обособления множества вещей, существующих в чувственном мире. В образах мифа Платон характеризует «материю» как всеобщую «кормилицу», как «восприемницу» всякого рождения и возникновения. «Материя» совершенно неопределенна и бесформенна. Чувственный мир – то есть все окружающие нас предметы – это нечто «среднее» между обеими сферами. Между областью «идей» и областью вещей у Платона посредствует еще «душа мира», или мировая душа. Чувственный мир не непосредственное, но все же порождение мира «идей» и мира «материи».

Царство «идей» Платона представляет собой определенную систему: «идеи» бывают высшие и низшие. К высшим, например, относятся «идея» истины и «идея» прекрасного. Но наивысшей, по Платону, является «идея» блага. «То, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага – причиной знания и познаваемости истины. Как ни прекрасно и то и другое – познание и истина, но, если идею блага ты будешь считать чем-то еще более прекрасным, ты будешь прав» (Гос-во, 307). «Идея» блага стягивает все множество «идей» в некоторое единство. Это единство цели. Порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направляется к благой цели. И хотя «благо» скрывается во мраке непостижимого, некоторые черты «блага» все же могут быть уловлены. В известном смысле Платон отождествил «благо» с разумом. А так как, по Платону, разумность обнаруживается в целесообразности, то «благо» Платон сближает с целесообразным.
Как было сказано в самом начале, философская система Платона, явилась синтезом, существовавших до него идей, которые он развил до качественно нового уровня. Интуитивное привлечение таких досократовских элементов, как земля, вода, воздух и огонь, является для Платона уже некоторого рода примитивным эмпиризмом. Вместо этого он пользуется уже такой абстрактно-всеобщей категорией, как необходимость или беспредельность. Понятие «идеи» уже не отличается у него таким описательным характером, как это было прежде всего у Гераклита. Его «идея» уже не наивно-описательно, а с мыслительной необходимостью, то есть чисто диалектически, объединяется с материей.

shpora.me

4. Учение Сократа. Античная диалектика.

Философ, любящий мудрость. Центр внимания – человек. Девиз – я знаю, что ничего не знаю. Сократический диалог. Суть: задавать вопросы, на которые собеседник всегда отвечает «да», привести собеседника к противоречию самим собой, к признанию собственного невежества. Главной задачей в философии считал рациональное обоснование нравственно-религиозного мировоззрения, а изучение природы принципиально невозможным. Основой мира считал душевный принцип. Важнейшая задача – познание самого себя, подчеркивал значение совести. Совесть имеет божественное происхождение. Боги выделяют ею человека из животных. Целью всего в мире является человек. Для Сократа мораль сливается с сознанием. Истинная нравственность – это знание того, что есть благо, прекрасное и одновременно полезное для человека. Она помогает достичь блаженства и жизненного счастья. Основные добродетели: 1. сдержанность (как укрощать страсти), 2. мужество (как преодолеть опасность), 3. справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы).

5. Философия Платона. «Диалоги».

учение Платона чрезвычайно богато идеями и охватывает практически все аспекты бытия и познания.

Гносеология Платона строится на трактовке познания как припоминания, которая непосредственно связана с идеей переселения душ.

Диалектика в учении Платона трактовалась как искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в высказываниях оппонентов, умение вести беседу.

Основу и своеобразие онтологии Платона составляет деление мира на царство божественных идей и земной, чувственно воспринимаемый мир. Мир идей является первичным и определяет земное бытие.

Метафизика Платона. Платон следующим образом представлял устройство чувственного и сверхчувственного мира:

а) Поднебесный свод, в котором живут люди и боги; б) Небесный свод – обиталище богов и некоторых людей, т.е. героев, ставших бессмертными; в) Занебесная область, где и прибывают идеи, которые способны созерцать лишь истинные философы и мудрецы.

Этика Платона неотделима от его учения о гос-ве. В диалоге «Гос-во» античный мыслитель представляет идеальное гос-во не только как иерархию социальных групп, но и как иерархию ценностей. Наилучшим гос-вом, по Платону, является такое, в котором правят философы, а мудрость почитается как высшая добродетель. Далее следует сословие стражников-воинов, защитников гос-ва. Мужество составляет их основную добродетель. В основании гос-ва располагаются ремесленники и торговцы, наделенные благоразумием. Именно такое устройство гос-ва является справедливым.

6. Метафизика, логика и этика Аристотеля.

Аристотель был основателем формальной логики – науки о формах и законах мышления. Формы мышления: А.

Суждение – высказывание о присущности или неприсущности чего-либо чему-либо. Суждения делятся: — по модальности: на суждения действительности, необходимости, возможности; — по качеству: на утвердительные и отрицательные; — по количеству: на общие, частные, единичные.

Б. Понятие— это то общее, что присуще всем предметам данного рода или вида, оно выражает сущность вещей. Виды отношений между понятиями: тождественные, контрарные (день- ночь), контрадикторные (день- не день).

В. Умозаключение– форма мысли, в которой из нескольких суждений делается вывод, т.е. новое суждение. Учение об умозаключениях Аристотель назвал силлогистикой.

Основные законы формальной логики: 1. з-н противоречия. Невозможно, чтобы противоречащие утверждения были истинными по отношению к одному и тому же предмету. 2.з-н исключенного третьего. Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано. 3.

з-н тождества.Суть требования этого закона заключается в том, чтобы в пределах одного контекста термин употреблялся только в одном значении.

Метафизика Аристотеля начинается с критики платоновских идей. Однако в трактовке мира в целом Аристотель не избежал платоновского дуализма. Он делит мир на сущее – многообразие единичных вещей, чувственно воспринимаемых нами, и субстанцию – чистое, умопостигаемое бытие. Идея субстанции возникает, когда философ задумывается об основных началах (причинах) сущего. Он выделяет четыре такие причины (начала): форма или сущность, материя или субстрат, источник движения и творящее начало, цель.

Этика Аристотеля является эвдемонистической, поскольку смысл и цель жизни человека видится в достижении счастья. Счастье – это высшее благо и представляет собой единство полноты жизни и полноты добродетели. Добродетели делятся на диано-этические, производные от разума, и этические, зависящие от воли и желания. В теории добродетели Аристотель придерживается принципа золотой середины между избытком и недостатком какого-либо морального качества.

7. Западная патристика. Ориген. Онтология, теодицея и философия Августина Блаженного. Патристика – учение отцов церкви 2-8вв. патристика понимает философское умозрение как разъяснение Библии и закладывает основы целостной системы христианского знания. наиболее известными представителями западной патристики были: Ориген, разработавший доктрину о трех смыслах Библии – «телесном», «душевном», «духвном» и Августин. В гносекологии Августина большое место отведено осмыслению проблемы веры и знания. мыслитель различает веру религиозную и веру как доверие. Онтология Августина вырастает из глубокого экзистенциального стремления быть как можно дольше, быть вечно и никогда не исчезать. Абсолютное бытие – то, которое не имеет примеси небытия. Под абсолютным бытием понимается бог.

Всякое бытие есть благо, а степень благости зависит от участия конкретного бытия в абсолютном бытии. Зло – величина отрицательная. Зло – это отсутствие блага.

studfiles.net

Ольга Соина, Владимир Сабиров — Философия. Элементарный курс

Основу и своеобразие онтологии Платона составляет деление мира на царство божественных идей и земной, чувственно воспринимаемый мир. Мир идей является первичным и определяет земное бытие. Объективный идеализм Платона имеет под собой следующую логику. Рассуждая на тему красоты, он констатирует, что бывают красивая женщина, красивая лошадь, красивый сосуд и есть… идея красоты. Красивая женщина, состарившись, превращается в безобразную старуху; красивая лошадь, получив ранение в бою, погибает; красивый сосуд ломается при падении. И только идея красоты остается неизменной в веках. Следовательно, все земные воплощения красоты преходящи и временны, а идея красоты – вечна и нетленна. Красивое в жизни существует только потому, что есть идея красоты. Да и все существующее существует только потому, что ему предшествует и его определяет (формирует) соответствующая идея, которая и составляет истину данной вещи. По словам Платона, большинство людей видят истину в земном эмпирическом мире, который на самом деле есть всего лишь тень или отражение мира божественных идей («миф о пещере» в диалоге «Государство»).

Способен ли человек, земное существо, созерцать мир божественных идей? На этот вопрос Платон отвечает в своих диалогах «Пир», «Федр» и «Федон». Истинный мудрец, подобно Сократу, пренебрегая земными благами, на крыльях любви к красоте и истине способен не только созерцать мир божественных идей, но и, умерев, душевной своей частью присоединиться к нему.

Метафизика Платона. Платон следующим образом представлял устройство чувственного и сверхчувственного мира:

1. Поднебесный свод, в котором живут люди и боги.

2. Небесный свод – обиталище богов и некоторых людей, т. е. героев, ставших бессмертными.

3. Занебесная область (Гиперурания), где и пребывают идеи, которые способны созерцать лишь истинные философы и мудрецы.

Этика Платона неотделима от его учения о государстве. В диалоге «Государство» античный мыслитель представляет идеальное государство не только как иерархию социальных групп, но и как иерархию ценностей. Наилучшим государством, по Платону, является такое, в котором правят философы, а мудрость почитается как высшая добродетель. Далее следует сословие стражников-воинов, защитников государства. Мужество составляет их основную добродетель. В основании государства располагаются ремесленники и торговцы, наделенные благоразумием. Именно, такое устройство государства является справедливым.

1.5. Философия Аристотеля

Аристотель (384 – 322) – великий античный мыслитель, энциклопедически образованный ученый. Ему принадлежат выдающиеся открытия во многих разделах философии и науки.

Аристотель был основателем формальной логики – науки о формах и законах мышления.

Формы мышления:

а) суждение – высказывание о присущности или неприсущности чего-либо чему-либо.

Суждения делятся:

по модальности на суждения действительности, необходимости, возможности;

по качеству на утвердительные и отрицательные;

по количеству на общие, частные, единичные.

Б) понятие – это то общее, что присуще всем предметам данного рода или вида, оно выражает сущность вещей.

Виды отношений между понятиями: тождественные, контрарные (день – ночь), контрадикторные (день – не день).

В) умозаключение – форма мысли, в которой из нескольких суждений делается вывод, т. е. новое суждение. Учение об умозаключениях Аристотель назвал силлогистикой и открыл общие правила силлогизма.

Основные законы формальной логики:

а) закон противоречия:

А ^ А

Невозможно, чтобы противоречащие утверждения были истинными по отношению к одному и тому же предмету:

б) закон исключенного третьего:

А v А

Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано.

В) закон тождества:

А = А

Суть требования этого закона заключается в том, чтобы в пределе одного контекста термин употреблялся только в одном значении.

Логика есть всего лишь пропедевтика ко всякому философскому знанию, которое Аристотель делит на 3 вида:

1. Теоретическая философия (знание ради знания) или метафизика (первая философия).

2. Практическая философия (знание ради деятельности) – этика и политика.

3. Пойетическая философия (знание ради творчества) – риторика и поэтика.

Метафизика Аристотеля начинается с критики платоновских идей. Основные положения этой критики таковы.

1. Платон не объясняет, почему одной идее в действительности соответствует множество единичных вещей. Например, к идее «ключ» относятся ключ как источник, ключ как отмычка, ключ как инструмент.

2. Платон не объясняет, почему одной единичной вещи принадлежит несколько идей: Сократ – человек, грек, философ и т. д.

3. Аристотель не приемлет теорию Платона о раздельном существовании идеи вещи и самой вещи. Идея вещи – это общее, которое существует в самой вещи, а не вне ее.

4. Учение Платона об идеях не разъясняет причины движения, текучести и изменчивости вещного мира.

Однако в трактовке мира в целом Аристотель не избежал платоновского дуализма. Он делит мир на сущее – многообразие единичных вещей, чувственно воспринимаемых нами, и субстанцию (субстанциональное сущее) – чистое, умопостигаемое бытие. Идея субстанции возникает, когда философ задумывается об основных началах (причинах) сущего. Он выделяет 4 таких причины (начала):

1. Форма или сущность.

2. Материя или субстрат.

3. Источник движения, творящее начало.

4. Цель.

Материя есть чистая возможность, потенция бытия единичной вещи, которая становится действительностью благодаря форме. Например, глина и кирпич (оформленный кусок глины). Первоначалом всего, для космоса в целом, обнимающем формальную, целевую и движущую причины должен быть Бог (неподвижный перводвижитель) – чистая энергия, не воплощенная в вещь, сам себе мыслящий ум (нус), существующий в вечности (зоне), запредельный космосу и главная цель всего существующего.

Этика Аристотеля является эвдемонистической, поскольку смысл и цель жизни человека видится в достижении счастья. Счастье – это высшее благо и представляет собой единство полноты жизни и полноты добродетели. Добродетели делятся на дианоэтические, производные от разума, и этические, зависящие от воли и желания.

В теории добродетели Аристотель придерживается принципа золотой середины между избытком и недостатком какого-либо морального качества. Например:

расточительство – щедрость – скупость,

безрассудство – мужество – трусость,

наглость – скромность – застенчивость.

Выбирать золотую середину человеку помогает рассудительность. Высшая форма жизни и деятельности – умозрительная, созерцательная. Занятия философией – это высшее счастье. Созерцательная жизнь – высшая форма жизни, возможная для человеческой природы, она зависит от божьей искры в человеке. Именно к такой разумной жизни должен стремиться человек, ибо она подобна божественной жизни и выше смерти. Этика занимает в философской системе Аристотеля срединное положение между метафизикой и политикой, в которой мыслитель утверждает, что человек (политическое животное) вне общества (семьи, общины, государства) не человек.

В лице Платона и Аристотеля встретились два разных стиля философствования в рамках одной философской и культурной традиции. Платон – это философ-художник, смело вводящий в философский текст диалоговую, художественную форму и мифы, требующие толкований. Аристотель – это философ-ученый, стремящийся к строгим логическим формулировкам и доводам. Платон и Аристотель – основоположники двух разных типов философской культуры. Платон – духовно-ориентированный философ, он более созвучен восточно-европейскому мышлению. Аристотель – это рационалистический мыслитель, ставший эталоном философствования для западной мысли.

profilib.org

Метафизика Платона — Информация

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. М. В. ЛОМОНОСОВА

 

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по курсу Философия на тему:

Метафизика Платона.

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса

дневного отделения 214 группы

Зотова А. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2009

 

Платон

 

Платон (Πλάτων) древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя Аристокл. Платоном (широким) его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. Кстати, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом; дважды он выигрывал соревнования по панкратиону (это смесь бокса и борьбы).

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428427 годах до н.э. в Афинах или Эгине, как раз в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 21 мая, в который по мифологическому преданию родился бог Аполлон.

Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца Аристона возводили, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Также говорили, что Платон был зачат непорочно.

Первым учителем Платона был гераклитовец Кратил, потом Сократ. По легендам, в юности Платон писал стихи и готовил себя к занятиям политикой; однажды нес в театр только что написанную трагедию, но встретил Сократа, и под впечатлением разговора с ним сжёг свою трагедию и занялся философией. Встреча это произошла, когда самому Платону было около 20 лет.

Следующие несколько лет Платон учился у Сократа, а после смерти учителя отправился путешествовать. По преданию, он посетил Кирену и Египет, потом отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Сиракузах он оказался при дворе тирана ДионисияI, которому попытался изложить свои идеи о наилучшем государственном устройстве. Дионисий понял из слов Платона очень мало, стал подозревать философа в подготовке заговора с целью переворота и продал философа в рабство, и из этой беды Платона выручили друзья, заплатив за него выкуп.

Тогда Платон возвращается обратно в Афины, где основывает собственную школу Платоновскую Академию. Академией школа была названа потому, что находилась в садах Академа (которые, в свою очередь, были названы в честь античного героя Академа). Возле входа в академию была надпись: Не знающим геометрии вход воспрещен. Вообще, Платон считал, что следует обучать четырем дисциплинам — арифметике, геометрии, стереометрии и теоретической астрономии; при этом Платон подчёркивал вовсе не практическую полезность этих наук, а их важность для упражнения ума и для того, чтобы подготовить душу к размышлениям над высшими философскими проблемами. А геометрию Платон особенно уважал ещё и потому, что считал, будто материя состоит из мельчайших геометрических частиц (подробнее об этом далее).

После смерти Платона древним в 347 году до н.э. его академия существовала ещё 18 лет, пока в 329 году ее не закрыл христианский император Юстиниан, который счел невозможным терпеть ее языческие идеи.

 

Модель мира Платона

 

Платон утверждал, что существует мир идей и параллельный ему материальный мир. В царстве идей обитают собственно идеи (эйдосы), полные божественного смысла. Идеи это основа всего мира; это целевые причины, заряженные энергией устремления; это божественное регулирование всех процессов, происходящих во Вселенной. Между идеями существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея это идея абсолютного блага (Агатон; мировой Разум; Божество).

Материальный же мир состоит из частиц стихий. Основными компонентами при его образовании послужили огонь и земля. Между этими компонентами помещены еще два средних члена воздух и вода, причем воздух относится к воде, как огонь к воздуху. Эти четыре стихии (земля, воздух, вода, огонь) являеются совокупностью мельчайших невидимых частиц, имеющих формы правильных многогранников. Так частицы огня есть тетраэдры, воздуха — октаэдры, воды- икосаэдры, земли — кубы. Пятый элемент — эфир, частицам которого придается форма додекаэдра.

Материальный мир живёт, существует и развивается в соответствии с теми правилами, которые устанавливают идеи. Но идеи не видны людям и их нельзя почувствовать. Описывая свою модель мира, Платон излагает миф о пещере, в котором образно представляет мир, в котором мы живем, пещерой с выходом наверху, а всех людей как узников, крепко скованных цепями и сидящих в этой пещере. Узники смотрят на стену, на которой отблески света, падающего сверху, образую тени. Глядя на тени, люди устанавливают причины и следствия явлений и таким образом полагают, что познают мир. Но если увидеть истинные причины этих явлений, то окажется, что все познанное на основании отображений не имеет почти никакого отношения к действительности, ведь тени представляют свои первообразы в сильно искаженном виде. Кроме того, сам выход из пещеры (то есть начало истинного познания) физически труден, глаза не привыкли к настоящему освещению, а на само солнце как на источник света и вовсе смотреть невозможно.

Платон верит в богов и доказывает их существование тем, что люди чувствуют сродство с природой богов: челов

www.studsell.com

Метафизика Платона

Им. М. В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Реферат по курсу «Философия» на тему:

«Метафизика Платона».

Выполнила студентка 2 курса

дневного отделения 214 группы

Зотова А. М.

Москва – 2009

Платон

Платон (Πλάτων) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя— Аристокл. «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. Кстати, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом; дважды он выигрывал соревнования по панкратиону (это смесь бокса и борьбы)[1] .

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах дон.э. в Афинах или Эгине, как раз в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 21 мая, в который по мифологическому преданию родился бог Аполлон.

Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца Аристона возводили, согласно легендам[2] , к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Также говорили, что Платон был зачат непорочно[3] .

Первым учителем Платона был гераклитовец Кратил, потом Сократ. По легендам, в юности Платон писал стихи и готовил себя к занятиям политикой; однажды нес в театр только что написанную трагедию, но встретил Сократа, и под впечатлением разговора с ним сжёг свою трагедию и занялся философией. Встреча это произошла, когда самому Платону было около 20 лет[4] .

Следующие несколько лет Платон учился у Сократа, а после смерти учителя отправился путешествовать. По преданию, он посетил Кирену и Египет, потом отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Сиракузах он оказался при дворе тирана Дионисия I, которому попытался изложить свои идеи о наилучшем государственном устройстве. Дионисий понял из слов Платона очень мало, стал подозревать философа в подготовке заговора с целью переворота и продал философа в рабство, и из этой беды Платона выручили друзья, заплатив за него выкуп.

Тогда Платон возвращается обратно в Афины, где основывает собственную школу— «Платоновскую Академию». Академией школа была названа потому, что находилась в садах Академа (которые, в свою очередь, были названы в честь античного героя Академа). Возле входа в академию была надпись: «Не знающим геометрии вход воспрещен». Вообще, Платон считал, что следует обучать четырем дисциплинам — арифметике, геометрии, стереометрии и теоретической астрономии; при этом Платон подчёркивал вовсе не практическую полезность этих наук, а их важность для упражнения ума и для того, чтобы подготовить душу к размышлениям над высшими философскими проблемами. А геометрию Платон особенно уважал ещё и потому, что считал, будто материя состоит из мельчайших геометрических частиц (подробнее об этом далее).

После смерти Платона древним в 347 году до н.э.[5] его академия существовала ещё 18 лет, пока в 329 году ее не закрыл христианский император Юстиниан, который счел невозможным терпеть ее языческие идеи.

«Модель мира» Платона

Платон утверждал, что существует мир идей и параллельный ему материальный мир. В царстве идей обитают собственно идеи (эйдосы), полные божественного смысла. Идеи— это основа всего мира; это целевые причины, заряженные энергией устремления; это божественное регулирование всех процессов, происходящих во Вселенной. Между идеями существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея— это идея абсолютного блага (Агатон; мировой Разум; Божество).

Материальный же мир состоит из частиц стихий. Основными компонентами при его образовании послужили огонь и земля. Между этими компонентами помещены еще два средних члена – воздух и вода, причем воздух относится к воде, как огонь к воздуху. Эти четыре стихии (земля, воздух, вода, огонь) являеются совокупностью мельчайших невидимых частиц, имеющих формы правильных многогранников. Так частицы огня есть тетраэдры, воздуха — октаэдры, воды- икосаэдры, земли — кубы. Пятый элемент — эфир, частицам которого придается форма додекаэдра.

Материальный мир живёт, существует и развивается в соответствии с теми правилами, которые устанавливают идеи. Но идеи не видны людям и их нельзя почувствовать. Описывая свою модель мира, Платон излагает миф о пещере, в котором образно представляет мир, в котором мы живем, пещерой с выходом наверху, а всех людей – как узников, крепко скованных цепями и сидящих в этой пещере. Узники смотрят на стену, на которой отблески света, падающего сверху, образую тени. Глядя на тени, люди устанавливают причины и следствия явлений и таким образом полагают, что познают мир. Но если увидеть истинные причины этих явлений, то окажется, что все познанное на основании отображений не имеет почти никакого отношения к действительности, ведь тени представляют свои первообразы в сильно искаженном виде. Кроме того, сам выход из пещеры (то есть начало истинного познания) физически труден, глаза не привыкли к настоящему освещению, а на само солнце как на источник света и вовсе смотреть невозможно.

Платон верит в богов и доказывает их существование тем, что люди чувствуют сродство с природой богов: человек эмоционален, то есть имеет возможность чувствовать всякое мгновение по-разному; мир человеческих чувств – это область «становления», где все возникает и погибает, вечно меняясь и никогда подлинно не существуя, всё существует лишь благодаря идеям.

Пытаясь найти место человека в этих двух мирах, Платон приходит к выводу, что человек— дуалистичен: душа его бессмертна, а тело тленно. В этой дуалистичности заложен вечный трагизм— тело тянет человека в животный мир, а душа— в божественный.

Платон о душе

Платон считал, что душа человека тройственна. Первая её часть – это разумная, обращённая к идеям. Разумная часть души— основа добродетели, мудрости; Вторая – пылкая, аффектно-волевая часть души— основа мужества. Третья часть — чувственная, движимая страстями и вожделениями. Эта часть души должна быть ограничена в проявлениях разумом. Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости.

До рождения душа человека пребывает в царстве идеи— чистой мысли и красоты. Затем она попадает на 5-ом месяце беременности на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». То есть ещё до рождения основные вопросы своей жизни душа решает в мире образцов (парадигм), а, появившись на свет, она уже знает всё, что нужно знать, и чтобы человека чему-то научить, надо лишь помочь ему это вспомнить. После смерти души попадают на суд и получают возможность выбрать себе новую жизнь, статус в которой будет зависеть от добродетельности или порочности уже прожитой жизни.

Учение Платона о познании

Платон считал, что истинное знание не может быть передано в словах или в чувственном восприятии. Для правильного движения к истине следует очистить душу от неверных мнений, накопившихся в ней за время нефилософской жизни, а правильное мнение человек должен понять (вспомнить) сам.

Всё, доступное познанию, Платон делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

Ощущаемое вновь делится на два рода— сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера, со вторым— уподобление. Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение. Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.

Сфера умопостигаемого также делится на два рода— это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму. Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок. Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.

Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению. Особую известность в теории познания имеет всё тот же миф о пещере».

Платон о человеке

Сущность человека Платон усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Поэтому он требует очищения души, очищения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. Задача человека в том, чтобы возвыситься над беспорядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами души стремиться к уподоблению богу, который не соприкасается ни с чем злым. В том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным. Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведении людей, в жизни общества.

Платон считал, что души животных и растений смертны, а разумные души людей бессмертны, поскольку они сотворены богом из того же состава, что и бессмертная мировая душа. Именно бессмертие и восприимчивость к знанию отличает человека от животного. У Платона нет абсолютного противопоставления животных и человека. Существует легенда, согласно которой Диоген Синопский, в ответ на слова Платона «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», общипал курицу и принес к философу, объявив: «Вот платоновский человек!» Тогда Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».

mirznanii.com

2.3.4. Проблема идеального в философии Платона

Развитие раннегреческой философии от Фалеса до Демокртита было, в основном, историей возникновения и развития материализма. Идеализм до Платона проявлялся лишь в «намеках» и во многом имел интуитивный характер. Платон создает рациональную идеалистическую систему с рационально обоснованными принципами. Философия Платона – это философия объективного идеализма, в которой определенным образом отражены почти все элементы прежних идеалистических учений древнегреческой мысли.

Платон (472-347 гг. до н.э.) — крупнейший философ древности, от которого до нашего времени дошли почти все его сочинения. Излагаемое в этих сочинениях учение получило название «теория идей». Философ воспользовался методом своего учителя Сократа, чтобы найти Единое не только для нравственности, но для всего космоса. У Платона идея становится сущностью каждой вещи. Идея есть то, что резко противопоставляется всем её чувственным подобиям, отражённым в нашем мире. Чувственные вещи, окружающие нас, изменчивы, преходящи, в них нет ничего прочного, устойчивого, тождественного. Именно в этом суть идеализма Платона: реально существует не чувственно воспринимаемый предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не доступная чувствам сущность.

Космос прекрасен и совершенен, но теперь это единство заключается не в видимом порядке вещей, а в умопостигаемом порядке идей. У каждой вещи есть своя идея, которая для неё выступает как её смысл, образец и цель. Согласно «теории идей» Платона, идея является основанием всех вещей и условием возможности рассуждения. Она даёт возможность помыслить вещь. В самих вещах нет тождественности и единства, которые составляют опору мышления. С помощью идей можно мыслить вещи, не теряя их качества и логической строгости рассуждения. Идея выступает как бытие, логическая форма, сущность вещи, образец, смысл, цель вещи.

Приведём пример: имеется много отдельных животных, о которых мы можем сказать: «Это кошка». Какое-либо животное является кошкой потому, что оно разделяет общую природу, свойственную всем кошкам. То есть существует универсальное свойство «кошки», которое не родилось и не умирает с каждой отдельной кошкой. Оно не имеет места в пространстве и времени, оно – вечно. Философия, постижение истины для Платона заключается в созерцании мира идей. Нужно логически «узреть» идею, чтобы помыслить сущность вещи.

Платон описывает мир идей как освещённый солнцем интеллектуального созерцания, когда мы ясно различаем предметы во всей их истинной явленности. Это и есть мир истинного, вечного, неизменного, совершенного бытия. Мир вещей далёк от этого совершенства. Мир преходящих вещей – это неясный, сумеречный мир, в нём всё подвержено изменению, разрушению, распаду. Платон приводит ставший знаменитым образ пещеры: тот, кто не способен к созерцанию истины, принимает этот тленный мир как подлинное бытие. Но на самом деле он способен видеть только в одном направлении: он находится в пещере, спиной к выходу, через который пробивается лишь слабый отблеск солнечного света. Этот отблеск создаёт на стенах пещеры тени вещей, которые человек, далёкий от философии, принимает как единственно реальные. Но он обманут тенями. Другими словами, в философии Платона утверждаются две формы бытия: подлинное, истинное, реальное бытие (мир идей) и кажущееся, отраженное, производное бытие (мир чувственно воспринимаемых явлений и вещей). Последнее связывает подлинное бытие с небытием, для определения которого философ вводит понятие материи. Логическая цепочка Платона, таким образом, включает в себя три элемента: подлинное бытие (мир идей) – отраженное бытие – мир вещей – небытие (материя как таковая, материя в себе). Согласно платоновской теории познания, человеческая душа до своего воплощения в определённое тело, пребывала в мире идей и непосредственно созерцала космическое совершенство и красоту идей, но в земной жизни утратила всякое воспоминание об этом. Поэтому познание заключается в «припоминании» («мемезис») того, что созерцала душа в мире идей.

Разумное постижение истинно-сущих родов бытия или идей Платон называет диалектикой. Для него диалектика – это не только логика, не только учение о познании, не только учение о методе. Диалектика у Платона – это прежде всего учении о бытии, об истинно-сущем бытии, то есть об идеях. Идеи – это не просто общие понятия, это истинные виды или роды бытия. В соответствии с этим, диалектика – это онтологические прообразы, образцы и причины чувственных вещей.

Метафизика Платона и его учение о бытии лежит в основе его нравственно-этической концепции. Согласно Платону, нравственным может быть лишь тот поступок, который исходит из истинного знания. Душа уже изначально обладает этим истинным знанием, она состоит из трёх частей: разумной, волевой и вожделеющей. Разумная служит основой добродетели мужества. Она призвана ограничивать вожделеющую или чувственную ради добродетели умеренности и благополучия. Под руководством разума все части души дают начало добродетели справедливости. Этика Платона направлена на самосовершенствование личности с целью воспитания гражданина совершенного государства. Платона чрезвычайно интересовал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития. Анализируя различные формы государственного устройства, Платон находит, что все они несовершенны. Всем дурным формам государства он противопоставляет проект наилучшего государства и правления. Управлять государством должны люди определённого типа, а именно философы, ибо они носители добродетели мудрости. Опорой государства должны стать носители добродетели мужества – стражи. Их главная задача – защита государства от внешних и внутренних врагов. Последнее сословие в государстве должны составить носители добродетели благоразумия, которые должны добросовестно выполнять все возложенные на них обязанности. Общегосударственной добродетелью должна стать справедливость и религиозность, почитание богов. Для достижения государственных целей необходимо развернуть особую систему образования и воспитания, способной привить каждому сословию необходимые физические и профессиональные навыки. При этом для каждого сословия предусмотрен свой уровень образованности. На первый план в теории государства Платона выдвигается нравственный принцип. Задача государства воспитывать в гражданах независимо от их принадлежности к определённому сословию благочестие и религиозность.

studfiles.net

Учение об идеальном государстве.

Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство “возникает…, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства…”.Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

10. Философия Аристотеля: логика, метафизика, этика.

Метафизика:

Одна из главнейших тем «Метафизики» – рассмотрение взаимной связи между идеальным и материальным. Аристотель считал, что «идея» только форма, в которой материя становится отдельным предметом, и что материя принимает форму по действию третьего принципа, который называется у Аристотеля движением.

Согласно «Метафизике» Аристотеля, форма дает предмету действительное существование, а материя предмета заключает в себе лишь возможность его существования.

Так например статуя – это действительный предмет, однако пока не была дана форма материалу, из которого сделана статуя, он только имел способность, возможность быть статуей, но не был ею в действительности.

Переход от возможности к действительности Аристотель называет в «Метафизике» возникновением. Итак, форма – действительность, материя – возможность. Лишь когда возможное становится действительным, т.е. когда бесконечная и бесформенная материя принимает форму, она становится конкретным явлением, и только тогда мы можем познавать ее.

В природе материи лежит влечение принимать форму. Форма – это лежащий в материи принцип, влекущий ее к тому, чтобы приобрести действительное существование, или, по другому форма – энтелехия материи; переводя материю из возможного существования в действительное, энтелехия становится движением. Движение – та деятельность, посредством которой возможное становится действительным, материя становится определенным предметом с определенными качествами.

Движение, согласно «Метафизике», – процесс непрерывный и бесконечный, но не безначальный; понятие о движении требует, чтобы мыслимо было нечто неподвижное, как начало движения и причина его.

Аристотель вводит понятия о трех разных классах существующего:

  • существует нечто движимое, но не движущее, это материя;

  • существует нечто движущее и движимое, это природа;

  • существует нечто движущее, но не движимое, это бог.

Первая причина всякого движения – бог, существо нематериальное, не имеющее частей, находящееся вне пространства, неподвижное; словом, он безусловная деятельность, чистая энергия. Но безусловной деятельностью может быть только чистое мышление. Потому в «Метафизике» Аристотеля бог – абсолютно деятельное мышление, он существо абсолютно живое, первый источник всякой жизни. Предметом деятельности этого абсолютного мышления может быть только высочайшее и совершеннейшее, то есть только само оно.

Таким образом, в боге совпадают мышление и предмет мышления.

Этика:

По воззрению Аристотеля, истинная этика не сводится к одному лишь знанию добра, потому что человек, знающий добро, может, увлекаясь чувственными желаниями, поступать дурно. Аристотель считает, что главная суть этики – направление свободной и разумной деятельности души к доброму. Сначала эта разумная этическая деятельность бывает только результатом отдельных актов свободного решения души; но через упражнение она становится привычной и делается «постоянным качеством воли», неизменным свойством характера. Тогда разумный элемент души непрерывно владычествует над тем её элементом, который доступен влиянию чувственных впечатлений и страстей; тогда человек живет добродетельно и постоянно поступает нравственно.

Свои понятия о добре и о законах нравственной жизни индивидуального человека Аристотель изложил в трактате, который написал для своего сына, Никомаха. Ученые называют это сочинение «Никомаховой этикой».

Логика:

Аристотелеву логику часто называют формальной. Она занимается анализом форм мышления (отсюда термин «аналитический»), и это название ей вполне подходит; однако было бы большой ошибкой считать, что логика Аристотеля изучает формы мышления в отрыве от внешней реальности. Аристотель в основном занимался способами доказательства, полагая, что выводы, которые следуют из научного доказательства, дают определенное знание о реальности.

Например, в силлогизме «Все люди смертны, Сократ – человек, следовательно, он смертен» заключение – не только корректная дедукция из формального закона логики: Аристотель настаивает, что он соответствует эмпирии.

Аристотель, таким образом, создавал реалистическую теорию познания, и для него логика является анализом форм мышления, познающего реальность и воспроизводящего ее в самом себе в виде концепций.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *