Летописная основа слова слово о полку игореве – Историческая основа «Слова о полку Игореве» Поход князя Игоря 1185г в «Слове» и в летописных повестях

Содержание

Историческая основа «Слова о полку Игореве» Слово о полку Игореве Разное :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Разное / Слово о полку Игореве / Историческая основа «Слова о полку Игореве»

    «Слово…» рассказывает о походе на половцев в 1185 году храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославовича. События этого похода происходили следующим образом.

    Не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь, очертя голову, отправился в дальний поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива, когда-то принадлежавшие Черниговскому княжеству.

    Поход состоялся весной 1185 года, в нем, кроме самого Игоря, участвовали его сыновья и князь Святослав. У берегов Донца войско Игоря застало затмение, считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь пренебрег поверью. У Оскола к войску присоединился его брат Всеволод. Застать половцев врасплох не удалось, т.к. половцы были готовы к бою и вооружены. Но Игорь счел позором вернуться домой без победы и пошел навстречу смерти. Первое столкновение с половцами было удачным для войск Игоря. Русские захватили обоз и пленных. На рассвете следующего дня половецкие полки начали наступление на русских. Против небольшого русского войска собралась вся Половецкая земля. Но и тут Игорь, произнеся ободряющую речь, приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь полки врага всем вместе. Трое суток Игорь со своим войском пробивался к Донцу, был ранен в бою. Воины были истомлены жаждой. Утром вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников дрогнули. Игорь, надеясь их остановить, поскакал за ними, но отстал. На обратном пути он был взят в плен половцами. Он видел, как бьется его брат Всеволод.

    Поражение Игоря имело несчастные последствия для всей Русской земли, так как половцы убедились в слабости русских княжеств.

    Нельзя сказать, что в плену к Игорю относились плохо, напротив, он пользовался относительной свободой и почетом. Однажды вечером Игорь бежал, пока половцы, стерегшие его, играли и веселились, думали, что он спит. Князь перебрался через реку, сел на коня, приготовленного ему Лавром, и проехал через половецкий стан. Одиннадцать дней Игорь пробирался до Донца. И, наконец, приехал в свой родной Новгород-Северский, где был встречен с радостью.

    Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но только автор «Слова…» поднялся на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно забылась, и только в конце XVIII века обнаружили единственно уцелевший список, и она зазвучала с новой силой.


68356 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Разное / Слово о полку Игореве / Историческая основа «Слова о полку Игореве»


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Историческая основа Слова о полку Игореве

Слово о полку Игореве — древнерусское литературное произведение в жанре поэмы, эпоса. В нём описан поход русских князей супротив половцев, который закончился поражением русских войск. Походом командовал князь новгород-северский Игорь Святославович. «Слово» написано примерно в 1185 году, или чуть позже - вскоре после похода. Автор неизвестен. Битва состоялась в 1185 близ современного посёлка Матвеев Курган, недалеко от Таганрога.

Исторической основой произведения является военный поход, совершённый северскими князьями против половецких племён под командованием ханов Гзака и Кончака. Поход был проведён с целью возврата Тмутараканского княжества. Вместе с Игорем Святославовичем были его брат Всеволод Святославович - Курский и Трубчевский князь, и племянник Святослав Ольгович — князь Рыльский. Также принимал участие князь Владимир Игоревич. Князей сопровождали ковуи (кочевники с левого берега Днепра), воевода Ольстин Олексич.

Впервые противоборствующие стороны встретились утром в пятницу на берегу реки Сюурлий. Бой прошёл удачно для русских, была захвачена добыча, половцы обратились в бегство. Бегущих преследовали. Утром в субботу половцы превосходящим числом окружили русских. Бой продолжался сутки, Игорь был ранен. Утром воскресенья войска вышли к озеру, и стали его обходить. В «Слове» говорится о том, чего нет в летописи -  о том, что в это время Игорь Святославич повернул полк в другую сторону, чтобы помочь бойцам князя Всеволода. Войско ковуев побежало, пытаясь выйти из кольца. Князь Игорь двинулся поперёк отступавших чтобы возвратить их, но не вышло. Вместе с другими князьями его пленили. Много воинов было убито. В «Слове» битва описана обобщённо. Там сказано, что войско пало на третий день, к полудню.

Половцы напали на Русь по направлению к Переяслявлю и Посемье. Переяславль был осаждён. Святослав Всеволодович вместе с Рюриком собрались было его освобождать, но половцы не стали ждать пока на них нападут. Они отступили, уничтожив город Римов. Игорю удалось вырваться из плена, его сын возвратился позднее, после женитьбы на дочери хана Кончака. Святослав Ольгович предположительно умер в плену или вернулся на Русь и стал Курским князем.

«Слово о полку Игореве» имеет несколько расхождений с летописными записями. Например, большинство летописцев считало поход Игоря ненужным, особенно после того как до этого половцев блестяще разгромил Святослав. Автор «Слова» вообще не касается подготовки похода, а начинает повествование с начала похода. Исследователи считают, что это было сделано нарочно, для создания у читателя чувства интриги и динамизма. Неизвестно было, сколько лет Игорю — последние исследования показали, что ему было примерно 34 года. Также есть мнения, что на самом деле инициатором военного выступления был не Игорь, а Всеволод Святославич.

Каким событиям посвящено произведение?

Также читают:

Картинка к сочинению Историческая основа Слова о полку Игореве

Популярные сегодня темы

sochinimka.ru

Историческая основа летописной повести «Слово о полку Игореве»

25 Декабрь 2017       админ      Главная страница » Анализ стихов и прозы      Просмотров:   448

Немного есть произведений, которые прошли сквозь века, не потеряли свою ценность и до сих пор удивляют нас своей неповторимостью. Таким произведением является летописная повесть о походе князя Игоря.

Было это в апреле 1185. Князь Игорь Святославович, его сын Владимир, брат Всеволод и Святослав собрали большое войско и пошли громить половцев. Когда дошли до реки Донца и посмотрели на небо, то увидели солнечное затмение. Бояре восприняли это как плохой знак и рассказали князю о своих подозрениях, но Игорь был гордым и не захотел возвращаться домой без победы.

Подойдя к реке Оскола и дождавшись своего брата Всеволода, князь повел свое войско на кочевников. Когда же наступила пятница, гордо встретили русичи полки половецкие и без особого труда победили войско противника.

На следующий день им повезло меньше. Половцев было видимо-невидимо. Началась битва, смешались полки русские и половецкие. И в этом замешательстве ранили Игоря в руку.

Обессиленный князь бился все хуже и хуже, и вскоре его схватили в плен. Практически все русское войско погибло; спаслись единицы. Половецкое войско взяло в плен побежденных воинов, и аж четырех князей.

Князь Игорь попал в Кончака, с дочкой которого прежде был помолвлен его сын. Находясь у свата, ему жилось сравнительно свободно. Однако Игорь переживал тяжелые душевные муки из-за поражения русских войск. Впоследствии он понял, что не может больше находиться в неволе, какой бы «сладкой» она ни была. Его конюший организовывает побег и князь возвращается в родные земли.

Выводы: Я считаю, что, прежде всего, князь должен быть дальновидным, поскольку от его решений зависят судьбы многих людей. У Игоря такая черта отсутствует, однако осуждать или восхвалять это решать я не буду.

Историческая основа летописной повести «Слово о полку Игореве»

Поставь оценку статье

    

info-shkola.ru

Тема 4. “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" | 7 класс учебник "Русская литература"

Тема 4. “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"


§ 1. Историческая основа н идейно-композиционные особенности "Слова..."

"Слово о полку Игореве” основано на реальных историче­ских событиях, о которых рассказывается в летописях. Согласно Ипатьевской летописи, князь небольшого Новгород-Северского княжества Игорь Святославич вместе со своими братом, сыном и племянником 23 апреля 1185 г. отправился в военный поход. Игорь выступил против степных кочевников - половцев, часто совершавишх набеги на южные и юго-восточные границы Руси.

Весной 1185 г. он сам организовал поход, закончившийся раз­громом русских войск. Впервые русских князей взяли в плен. До сих пор остается загадкой, почему Игорь в одиночку решился дей­ствовать против "всей степи”. Новгород-Северский — небольшой городок недалеко от Чернигова. Какую цель преследовал Игорь? Возможно, он хотел вернуть себе город Тмутаракань, когда-то принадлежавший предкам Игоря, в частности, его деду Олегу, о котором также упоминается в "Слове...” (далее — "Слово”). В лю­бом случае поход не был достаточно подготовлен или продуман.

И летописная повесть о походе Игоря, и "Слово" имеют четкую трехчастную композицию. Однако по своей идейной направлен­ности они различаются. Летопись объяснила поражение русско­го князя как божье наказание. Отталкиваясь от истории Игоря, автор "Слова” повествует о судьбе Русской земли. Главная идея в "Слове” — призыв к братолюбию и единению русских князей. Она передана образно. Не случайно "Слово” начинается со вступления, которого нет в летописной повести. Во вступлении как бы прово­дится граница между реальным миром и художественным, воссо­зданным в "Слове”. Летопись же стремилась к последовательному, подробному, достоверному рассказу о событиях.

И в летописной повести, и в "Слове” в первой части описыва­ется, как Игорь с воинами выступили в поход, одержали победу, в первый раз встретив половцев, и потерпели неудачу во второй битве с ними. Летописец завершил первую часть покаянными сло­вами Игоря о грехах перед Богом, автор "Слова” показал послед­ствия случившегося для всей Руси.

В обоих произведениях главный герой второй чисти — Святослав Киевский. По летописи, он узнал о поражении русичей в Новгородс-Северском, собирая войска для нового похода на по­ловцев. Автор "Слова" перенес действие в Киев. Святослав узнал о несчастье из "мутного” сна, смысл которого объяснили ему бояре. В "золотом слове” Святослава высказана оценка действий Игоря с позиции самого старшего на феодальной лестнице князя. Вторая часть "Слова” заканчивается авторским призывом к русским кня­зьям объединиться и отомстить за раны Игоря, заступиться "за землю Русскую”.

И летопись, и "Слово" в третьей части возвращаются к судь­бе Игоря, находившегося в плену. В летописной повести успеш­ный побег князя объясняется божьей помощью: герой несколь­ко раз взывает к Господу. В "Слове" об Игоре волнуется его жена Ярославна. Он заклинает силы природы, чтобы князь оказался

По летописи, Игорь устремился вначале к князю в Новгород- Северский, затем в Чернигов к князю Ярославу просить о военной „Гон, «конец, в Киев. Согласно "Слову", путь Игоря лежит

сразу в Киев в церковь Богородицы.

Летописная повесть, видимо, была написана раньше, чем "Слово”, и использовалась автором последнего в качестве источни­ка.

§ 2. Образная система "Слова о полку Игореве"

Поражение князи Игоря становится в "Слове" поводом к раз­мышлению об исторической судьбе Руси и се народа. В памятнике нет последовательного рассказа о походе Игоря. Приводятся лишь самые важные эпизоды, что позволяет автору выразить свое эмо­циональное, лирическое восприятие случившегося.

В "Слове" используется принцип исторической аналогии: дей­ствующие лица соотносятся с их предками. Во вступлении обо­значен временной период, в пределах которого автор проводит исторические аналоги между князьями — "от старого Владимира до нынешнего Игори”, т. е. примерно 150 лет. Так. Игорь сопо­ставляется со своим дедом Олегом, некогда развязавшим междо­усобицу, в результате которой погибли двое русских князей. Не Случайно повторяется название реки Каялы как символ смерти и скорби. Игорь пришел на Каял у, где когда-то Олег впервые в исто­рии Руси выступил в союзе с половцами против русских князей. Внук щюдолжил политику деда и повторил его горькую судьбу изгоя. Сопоставив последствия деятельности Олега и Игоря, ав­тор "Слова" осудил их и в то же время выразил им сочувствие. Прозвище Олега "Гориславич" несет двойной смысл.

Основные художественные приемы "Слова о полку Игореве” традицнонны для древнерусской литературы и фольклора. Ото повтор и антитела. Повторяются отдельные звуки и их сочета­ния. слова и выражения, фразы, темы. идеи, образы. Например, с помощью рефрена "За землю Русскую... за раны Игоря" подчерки­вается тесная связь между героем и страной. Трижды говорится о цели похода: "да позрим синего Дону", "искусите Дону Великого".

Прием антитезы лежит в основе образной системы "Слова. Князья характеризуются через образы-символы "солнца", "света".

"соколов”, что резко противостоит символическому изображению врагов-половцев с помощью образов "тьмы”, "туч", "галок”, "чер­ного ворона”. Противопоставляются свет и тьма, веселье и печаль, русская земля и степь.

Автор "Слова” мастерски использует языческую мифологию и поэтическую образность фольклора. Так, в произведении дважды говорится о русичах как о внуках Даждьбога. Общий родоначаль­ник славян мифический Даждьбог — солнечный податель жиз­ненных благ. Упоминаются также Хоре и Стрибог.

В изображении князей огромную роль играет народно­поэтическая традиция. К ней восходят гиперболы, например, в опи­сании воинской доблести Всеволода, сражавшегося с половцами. Фольклорным средством являются многочисленные эпитеты: "борзые кони”, "красные девки”, "храбрая дружина”, "златые ше­ломы", "халаружное оружие", "черленые щиты”. Метафорические картины битвы-свадьбы, битвы-посева, битвы-молотьбы также имеют фольклорное происхождение. Используется в "Слове” и прием олицетворения сил природы: ветра, реки, солнца и отвле­ченных понятий: Дева Обида, Карна и Жля (скорбь и печаль).

Повествование в "Слове о полку Игореве” имеет два плана — реалистический и символический. Так, картина ночной весенней степи воссоздана точно вплоть до мельчайших подробностей в по­велении зверей и птиц. И в то же время в образах природы — в зат­мении солнца, вое волков в оврагах, клекоте орлов, ожидающих поживу после битвы, символически выражаются авторские идеи.

К силам природы обращается в своем плаче Ярославна. Он по­строен по структуре фольклорного заговора, магического закли­нания: 1) обращение к высшим силам; 2) прославление их могуще­ства; 3) конкретная просьба; 4) заключение.

Символическими образами наполнены также "мутный” сон Святослава и рассказ бояр о случившемся.

В "Слове о полку Игореве" используется не только фольклор­ная традиция. Ряд метонимических выражений, имеющих пря­мой и переносный смысл, восходит к воинской терминологии: ко­пие преломить — победить, вступить в злато стремя — начать поход, главу свою приложит — погибнуть, испити шеломом — победить и т. д.

Образный строи "Слова о полку Игореве” передает читателю авторские идеи. Эта особенность характерна для таких древне­русских жанров ораторского красноречия, как проповедь и слово. "Слово о полку Игореве” рассчитано на произнесение: оно имеет тоехчастную композицию, строится как обращение к слушате­лем - "братии”, использует риторические вопросы и восклицания В то же время автор называет свое произведение повестью, что означало достоверный исторический рассказ.

Художественное своеобразие "Слова” определяется тем, что в нем переплетаются элементы жанров фольклора (былины, волшебной сказки, лирической песни) и литературы (воинская по­весть, ораторское слово).

§ 3. История открытия и публикации "Слова о полку Игореве”. Вопрос о подлинности "Слова"

"Слово о полку Игореве” - одно из самых ярких произведений Древней Руси, дошедших до нас. "Слово" было найдено известным собирателем древнерусских рукописей графом А. И. Мусиным- Пушкиным в конце XVIII в. По словам графа, он приобрел "Слово” в числе других книг у архимандрита Спасо-Ярославского мона­стыря Иоиля.

В течение нескольких лет Мусин-Пушкин вместе с учены­ми А. Ф. Малиновским, Н. Н. Бантыш-Каменским и писателем Н. М. Карамзиным готовит "Слово” к изданию. Оно было опубли­ковано в 1800 г. вместе со вступительной статьей, комментарием и переводом.

В 1812 г. собрание Мусина-Пушкина сгорело во время москов­ского пожара, в том числе была утрачена рукопись "Слова”. Оно сохранилось только в печатном виде и в рукописной копии, сде­ланной для Екатерины И.

Существуют две основные версии создания "Слова”. Одна за­ключается в том, что "Слово” было написано в 1185—1187 гг. совре­менником князя Игоря, очевидцем или даже участником похода. В настоящее время ее придерживаются многие исследователи.

Вторую точку зрения часто называют "скептической”, так как ее приверженцы сомневались в подлинности "Слова” и датирова­ли его концом XVIII в. Причина появления этих теорий связана с тем, что рукопись "Слова” не сохранилась.

В отличие от других древнерусских произведений, известных в XV III в., "Слово” сразу высоко оценили в художественном отно­шении. Пытаясь объяснить его необычность, исследователи 

С другой стороны. Слово анализировали литературоведы и лингвисты, археологи и историки, искусствоведы и этнографы. Они склоняются к выводу, что в "Слове” выразились представления эпохи распада Киевской Руси.

Имя автора "Слова” нам неизвестно. Было высказано множе­ство гипотез, кто мог написать это произведение. Называли име­на галиикого книжника Тимофея, словутного певца Митусы, ты­сяцкого Рагуила, певца Ходыны, летописца Петра Бориславича и даже самого князя Игоря, а также великого князя Святослава. Предполагалось, что автором столь необычного произведения яв­лялась женщина, возможно, Ярославна.

Без сомнения, автор "Слова” обладал глубокими познаниями в оригинальной и переводной литературе, в устном народном твор­честве. С другой стороны, он прекрасно разбирался в политике, знал историю, владел военным мастерством. Видимо, этот человек обладал жизненным опытом, однако сохранил эмоциональное от­ношение к происходящему. Скорее всего, он принадлежал к воен­ной элите, о чем свидетельствует его кругозор и смелость, с кото­рой он обращается к князьям в своем произведении. По мнению Д. С. Лихачева, автор участвовал в походе Игоря и затем рассказал о событиях и в летописи, и в "Слове о полку Игореве”. Однако во­прос об имени автора "Слова” остается нерешенным.


1. Какое историческое событие лежит в основе "Слова о полку Игореве”? Какие произведения древнерусской литературы, кроме "Слова”, были посвящены этому событию?

2.     Как и когда было открыто "Слово"?

3.     Почему возник вопрос о подлинности произведения?

4.     Выполните задание, данное к теме "Слово о полку Игореве" в хрестома­тии.

5.     Выучите наизусть фрагмент "Слова".


1. Найдите в "Слове" черты героического эпоса. Сопоставьте "Слово” и "Песнь о Роланде”.

2.     Прочитайте по хрестоматии повесть XV в. "Задонщина”. Найдите в ней образы, перекликающиеся со "Словом".

3.     Рассмотрите в учебнике иллюстрации к "Слову”. Какие моменты про­изведения изображены на них? Кто еще из художников иллюстрировал "Слово"?

4.     Кто из русских поэтов XIX—XX вв. использовал мотивы и образы "Сло­ва" в своих стихах?

5.     Послушайте оперу А. II. Бородина "Князь Игорь”. Как вы думаете, по­чему композитор изменил название?

6.     Напишите сочинение по "Слову".


Ключевые понятия: феодальная раздробленность, княжеские междоусобицы, фольклорная традиция, антитеза, анонимное авторство, историческая аналогия, гипербола, олицетворе­ние, композиция, ораторское слово, былина, волшебная сказ ка. лирическая песня

tak-to-ent.net

1.«Слово о полку Игореве». Историческая основа, сюжет, образы.

Билет № 4

2.Русский символизм. История. Эстетики. Представители и их творчество.

3.Проблема образности художественного текста. Слово и образ.

___________________________________________________________________________________

1.«Слово о полку Игореве». Историческая основа, сюжет, образы.

«Слово о полку Игореве».Карамзин указ. на то, что рукопись «Слова» былаобнаруженав 1795 г. Но история темная. Скорей всего, обнаруж. она была в Спасо-Преображ. монастыре г. Ярославля, причем, согласно данным Энциклопедии «Слова о полку Игореве», не позднее марта 1789 г., т.к. историк Елагин делал выписку из «Слова» для своей работы «Опыт повествования о России» между январем 1788 г. и мартом 1789 г. Рукопись приобр. 1 из наиб. известных и удачливых коллекционеров письм. и веществ. пам-ков рус. старины граф Александр Ив. Мусин-Пушкин (1744–1817). «Слово» впервые опубликовано в 1800 г. Подл. рукопись погибла в огне моск. пожара 1812 г., что дало многим скептикам повод сомневаться в подлинности произв-я. Ходили слухи о существов. еще 2 списков «Слова», но след этих списков потерян. Списки «Слова» неоднокр. подделыв., начиная с 10-х гг. 19 в. Относительноавторства«Слова» имеется множ-во научных гипотез. Автором называют «словутного певца» Митусу (версия Алексея Кузьмича Югова, Митуса как прославл. певец упомин-ся в летоп., касающ-ся борьбы за ), сына тысяцкого Рагуила Добрынича (Рагуил Добрынич дважды упомин-ся в летописях и 1 раз в истории Татищева говорится о том, что Игорь, вернувшись из плена, женил сына Р.Д. на дочери Овлура => версия Ив. Алексеевича Новикова – писателя, поэта-переводчика, занимавш-ся «Словом» с 1937 г.: Игорь в плену был с неким сыном тысяцкого и Овлуром, и его, этого сына, счит. автором; версия Владим. Григорьевича Федорова – генерал-лейтенанта, конструктора автоматич. оружия, посвятивш. «Слову» 2 книги о воен. вопросах похода и авторстве: автором был сам Рагуил, человек, имеющ. большой жизн. опыт; правда, Рагуил, предположительно, умер в 1171, но это Федорова не смущает), галицкого «премудрого книжника» Тимофея (Новиков считает, что сын Рагуила и Тимофей – одно лицо) и других. Ни одна из версий не признана окончат. Несомненно одно: автор был лицом, близким к княж. двору и дружине, и соединял с редким поэтич. даров-ем книжную образов-ть.Время создания«Слова» – период между 1185 и 1187, т.к. в тексте содерж-ся обращение к князьям Ярославу Осмомыслу Галицкому и Владимиру Глебовичу Переяславскому, умершим в 1187 г.Переводы«Слова» на соврем. рус. яз. дел-ся на 3 большие группы: прозаич. переводы, ритмизов. переводы (пытающ-ся приблиз. к оригиналу), поэтич. переводы (отступающ. от оригинала).

Историческая основа.Истор. основа «Слова» – события похода, подробности которого можно узнать из летописей Ипатьевской (1185) и Лаврентьевской (1186). Автор С. передает истор. обст-ва очень точно. Игорь, князь Новгорода Северского, брат его Всеволод из Трубежа, Святослав Ольгович из Рыльска и сын Игоря Владимир из Путивля сговор. собрать войска и отправ-ся в поход против половцев. На пути войско Игоря было напугано затм-ем солнца, но князь не обратил внимания на дурное предзнаменов-е. Сошедшись вместе, участники похода углуб. в центр Половецк. земли, где, приблизит. в мае 1185 г., в теч. 3 дней произошли 3 битвы. В 1-й были разбиты передовые отряды половцев, русское войско овлад. богатой добычей в их стане, но было уже так утомлено, что не преследовало врагов. На 2-й день половцы «аки борове» (как лес) окружили русских; русские были потеснены, кн. Игорь получил рану в руку. На 3-й день рус. войско, сильно утомленное и не имевшее доступа к воде, потерпело решит. поражение, а князья были захвач. в плен. Немногие спасшиеся воины принесли весть о поражении. Вел. кн. Святослав Всеволодович, ожидая напад-я половцев, имевших обыкнов-е после каждого неудачного похода русских вторгаться в Русскую землю, стал просить князей о помощи, но, впрочем, скоро распустил пришедшие дружины. Тогда половцы двумя отрядами совершили нападение на Северскую область, разграбили ее и разорили города Римов (Ромны) и Путивль. Развязкой похода служит бегство Игоря из плена при помощи крещеного половчанина Лавра (в «Слове» – Овлур). Затем бежал на Русь и сын Игоря при помощи дочери хана Кончака.

Сюжет. Сюжет основ. на опис. выше историч. соб-ях. Композиц. «Слова» представл. собой чередов-е историч. эпизодов с лирич. отступл-ми. Историч. эпизоды: затмение солнца и речь Игоря к войску, в которой он убежд., не боясь знамения идти в конец поля Половецкого; картины соед-я войск Игоря и Всеволода, похода по степи и трех битв с половцами; вел. кн. Святослав видит «мутен сон», говорит с боярами об этом сне и о несчастном походе Игоря и приготовляется к защите; рассказ о бегстве Игоря из плена. Другие части «Слова» являются лирическими отступлениями. Таковы в начале и в конце воспомин-я о вещем певце Бояне, «соловье старого времени»; воспомин-я о княж. усобицах при Олеге Гориславличе, когда Русь «сеялась и росла усобицами», и о соврем. крамолах князей, благодаря которым поганые приходили на Рус. землю; обращения к более сильным рус. князьям, призывы к отмщению «за раны Игоревы»; поэтичный плач Ярославны, жены Игоря.

Образы.Образн-ть «Слова» непоср. связана с системой образных средств (фигуры и тропы), с переносным знач-ем слов, отражающих отвлеч., одушевл. или картинно выразит. особенности текстовых формул. Во мн. отношениях справедливо образность «Слова» восприним-ся как метафоричность в широком смысле; говоря об образности «Слова», всегда имели в видуметафорукак общий термин, обозначающий всякий перенос значения – отметонимиидосимвола. 1) Традиционность образов – символов-метафор – характ. черта «Слова». 2) Каждый образ в «Слове» развит и конкретизирован деталями. И продолжен в последующем тексте. Образы эти берутся только из некоторых областей жизни, которые автор считал худож-ми, достойными включ-я в произв-е. Это земледелие, княж. охота, жизнь природы (деревьев, зверей, птиц), космич. явления (солнце, луна, это море, тучи, гроза, ветер), имена и символы богов. 3) Каждый образ в «Слове» имеет свое основание в фактич. положении дел.Ярославнасравнивается с зегзицей – кукушкой потому, что ее сынВладимирнаходится в «чужом гнезде» – в плену уКончака. 4) Образы, примененные в начале «Слова», как бы раскрываются в дальнейшем. например, автор говорит о воинах курянах: «...луци у нихъ напряжени, тули отворени, сабли изъострени». Это перед походом, а после битвы Ярославна обращается к солнцу: «Въ полѣбезводнѣжаждею имь лучи съпряже, тугою имъ тули затче», т.е. луки, напряженные перед походом, в битве ослабли, тулы, открытые перед походом (т.е. готовые к бою), оказываются заткнуты горем. 5) Раз употребив какой-либо образ, автор возвращается к нему еще раз – ближе к концу произведения. Образ сопутствует повествованию или обрастает новыми, близкими по духу образами.

____________________________________________________________________________________

studfiles.net

11. «Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника и его судьба.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник мировой литературы. Переписывалось в течение 300 лет. Создан в 12 веке на Киевской Руси. «Слово» было найдено в списке 16 века. Оно входило в состав рукописного сборника, купленного Мусиным-Пушкиным.

Историческая основа:

В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. С 1061 года юго-восточные границы Киевского государства начинают подвергаться опустошительным набегам степных кочевников-половцев. Русские князья проводят время в междоусобицах, иногда даже вступая в союз с кочевниками.

В начале 12 века Мономах прогоняет врагов далеко за Дон.

Со смертью Владимира Мономаха усиливается феодальная раздробленность, набеги становятся более частыми

1170 год - съезд южнорусских князей.

1184 год - коалиция разбивает половцев.

Но зато в 1185 году русские войска терпят сильнейшее поражение.

Итак, исторические события, связанные с походом и поражением северских князей - Игоря Святославича, его брата Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава Олеговича и легли в основу «Слова о полку Игореве».

Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести:

  1. Лаврентьевская (северорусская). Лаконична и неконкретна, носит лишь религиозно-дидактическую окраску. Приводятся цитаты из «священного писания».

  2. Ипатьеская (южнорусская). Подробное описание, трагедия. Человек, который описывал эти события, был сам вовлечён в них. Она не лишена художественности.

Перед нами две различные редакции исторической повести. Зато художественное своеобразие «Слова» особенно ярко раскрывается при его сопоставлении с летописными историческими повестями.

Написано было между 1185 и 1187 годами

12. Понятие «свой» – «чужой» в системе нравственно-эстетических ценностей «Слова о полку Игореве». Поэтический язык этого произведения.

«Слово о полку Игореве» отличается большим количеством различных образов.

«Слово о полку Игореве» - произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова» очень точно соответствует его идейному замыслу. Все образы «Слова» способствуют выявлению его основной идеи - идеи единства Руси.

1) Свой призыв к единению, своё чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. «Слово» посвящено всей Русской земле в целом. К Русской земле обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли - центральный в «Слове»; он очерчен автором широко и свободно.

В обширных пространствах Руси могущество героев «Слова» приобретает гиперболические размеры.

Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развёртывается действие «Слова», передают ощущение бескрайних просторов родины.

Широкий простор родной природы живо ощущается и в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, к Днепру, к солнцу.

Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится её образ.

Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова о полку Игореве» и её историю.

Автор «Слова» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть всю Русь целиком.

2) Отношение автора «Слова» к русским князьям двойственное: он видит в них представителей Руси, он им сочувствует, но осуждает их эгоистичную, узко местную политику и их раздоры, их нежелание совместно защищать Русскую землю.

В русских князьях автор «Слова» в большей мере отмечает их положительные черты, чем отрицательные. Автор подчёркивает подвиги русских князей.

3) Совсем особую группу составляют женские образы. Все они овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом.

4) Особняком в «Слове» стоит образ певца-поэта Бояна. С воспоминания о Бояне он начинает своё выступление, его он рисует великим поэтом прошлого. Боян - «вещий».

В идейном замысле образ Бояна имеет существенное значение.

studfiles.net

Историческая основа «Слова о полку Игореве». Русь времен «Слова о полку Игореве»

Разделы: Литература


Цели и задачи урока:

  • создать представление об исторической обстановке на Руси в 11–12 веке,  послужившей основой для «Слова о полку Игореве», рассказать об истории «Слова…»;
  • развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Человека создает земля. Без нее он ничто, но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатства. От человека зависит создание условий, при которых будут сохраняться, расти, умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми. Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образование от дикости». Эти слова принадлежат величайшему ученому 20 века Д.С.Лихачеву, сделавшему так много для русской культуры. И в частности для того, чтобы древнерусская литература стала доступна современному читателю и засверкала перед ним во всем своем величии. (Слайд 2).

  • Так прав ли великий академик, считавший, что, ценя прекрасное в прошлом, мы становимся интеллектуально богатыми и здоровыми? Почему?
  • А в чем ценность «Слова…» для современного человека?

2. Задание на первичное восприятие текста.

«Слово о полку Игореве» иллюстрировали разные художники. Из предложенных репродукций выберите ту, которая, на ваш взгляд, наиболее полно отражает идею «Слова…».

Слайды 3–5.

Дети выбирают иллюстрацию, объясняют свой выбор.

3. Работа с таблицей. (Слайд 6).

После обсуждения в классе (дети рассказывают, в каком контексте упоминаются герои и географические названия, читают небольшие отрывки из текста, идет работа по содержанию) учитель демонстрирует слайд, на котором представлены правильные ответы, кроме вопроса №7, он только обсуждается, окончательного ответа пока нет. (Слайд 7).

4. Следующий этап – заполнение третьей графы таблицы (целеполагание), затем демонстрация слайда, на котором представлены цели урока. Дети могут поставить цели, соответствующие всему циклу уроков по «Слову…», поэтому учителю необходимо разграничить цели данного урока и последующих. (Слайд 8).

5. Лекция учителя.

«Слово о полку Игореве» выросло на плодородной почве русской культуры 12 века, глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением и отвечало народным чаяниям. Вместе с тем в нем достигли расцвета лучшие стороны русской культуры. «Слово…» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Множество мелких феодальных полугосударств-княжеств враждуют между собой. Падает значение Киева как центра Русской земли. Распад Киевского государства Владимира I Святославовича начался уже при его сыне – Ярославе Мудром в первой половине 11 века, когда обособилась Полоцкая земля, оставшаяся во владении его сына Изяслава. (Слайд 9).

Смерть Ярослава Мудрого повела к дальнейшему разделению Русской земли. По завещанию Ярослава его старший сын Изяслав получил Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль, Игорь – Владимир-Волынский, Вячеслав – Смоленск. В конце 11 века Черниговское княжество окончательно закрепляется за сыном Святослава Ярославича – Олегом и его потомством. Этого Олега Святославовича автор «Слова…» назвал Олегом Гориславовичем, правильно указав в нем одного из тех князей, от которых «съяшется и растяшеть усобицами» Русская земля. Олег Гориславович был дедом Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, героя «Слова…».

Междоусобная борьба князей была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью. Кыпчаки, а по-русски половцы, народ тюркского происхождения, заняли степи между Волгой и Днепром еще в середине 11 века. Они представляли собой такую мощную военную силу, что не раз грозили самому существованию Византийской империи. Последняя не раз обращалась к русским князьям за помощью. Русским князьям в начале 12 века удается одержать крупные победы над половцами, однако внезапные набеги врагов уничтожали сельское хозяйство,  половцы грабили города, избивали и угоняли в рабство мирных жителей. Раздоры русских княжеств создавали удобные проходы для новых вторжений. Князья призывали половцев себе в помощь, расшатывая тем самым веками слагавшееся здание русской независимости.
«Слово о полку Игореве» (время создания, по мнению большинства исследователей - 1185–1188 гг.) - великая патриотическая поэма Древней Руси, скорбный зов гениального поэта к единству русского народа в дни вражеских нашествий, непревзойденной красоты и мощи произведение последней четверти XII века. В основе сюжета — неудачный половецкий поход Игоря Святославовича 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями: братом Всеволодом из Трубежа, племянником Святославом Ольговичем из Рыльска, сыном Владимиром из Путивля.  Князья Новгород-Северской земли не принимали участия в успешном походе в 1184 году князей киевских Святослава Всеволодовича (двоюродного брата Игоря) и Рюрика Ростиславича против половецкого хана Кобяка. (Слайд 10).

На следующий год князь Игорь Святославович решил пойти с малыми силами в безрассудно смелый поход на своего бывшего союзника половецкого хана Кончака, боясь, что его могут обвинить в умышленном бездействии. На пути войско Игоря было напугано затмением солнца, но князь не обратил внимания на дурное предзнаменование. В первом бою русские князья разбили половцев, но, углубившись в степи, потерпели поражение у речки Каялы, в Донской степи и были пленены. Князь Игорь получил рану в руку. Русское войско, сильно утомленное и не имевшее доступа к воде, потерпело решительное поражение, а князья были захвачены в плен. Немногие спасшиеся воины принесли домой печальную весть о поражении. Великий князь Киевский Святослав Всеволодович, ожидая нападения половцев, имевших обыкновение после каждого неудачного похода русских вторгаться в Русскую землю, стал просить князей о помощи, но, впрочем, скоро распустил пришедшие дружины. Тогда половцы двумя отрядами совершили нападение на Северскую область, разграбили ее и разорили города Римов (Ромны) и Путивль. Развязкой похода служит бегство Игоря из плена при помощи крещеного половчанина Лавра (в “Слове…” — Овлур). Затем бежал на Русь и сын Игоря при помощи дочери хана Кончака. Современники по-разному оценивали события похода Игоря. Ипатьевская и Лаврентьевская летопись – основные документальные источники, по-разному оценивающие этот поход. Лаврентьевская летопись этот поход резко осуждает.

Частный эпизод русско-половецких войн претворен в «Слове…» в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее — призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага.

Рукопись "Слова…" была обнаружена в Спасо-Преображенском монастыре (г.Ярославль) 1795г. одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров письменных и вещественных памятников русской старины - графом А.И.Мусиным-Пушкиным (1744-1817).  (Слайд 11, 12).

Подлинная рукопись "Слова…" погибла в огне московского пожара 1812 года, что дало скептикам повод сомневаться в подлинности произведения.

 Благодаря усилиям ученых на протяжении вот уже почти двухсот лет первоначальный текст памятника был почти восстановлен и тщательно прокомментирован. Библиография работ по "Слову…" насчитывает многие тысячи названий. Опубликованное в 1800 году,  «Слово о полку Игореве» оказало влияние на русскую литературу (переводы В.А.Жуковского, А.Н.Майкова, Н.А.Заболоцкого, Д.С.Лихачева), искусство (В.М.Васнецов, И.Глазунов, В.Г.Перов, В.А.Фаворский), музыку (опера "Князь Игорь" А.П.Бородина). Д.С.Лихачев назвал «Слово о полку Игореве» «золотым словом русской литературы».

6. Рефлексия.

- Что же узнали мы сегодня на уроке?

- Что показалось наиболее интересным?

- Что непонятным? Над чем вы хотели бы поразмышлять в дальнейшем?

- Что из того, что вы узнали, пригодится в жизни?

-  Какова же идея «Слова о полку Игореве»?

- Какую из предложенных репродукций вы выбрали бы теперь? Изменил ли кто-нибудь свое мнение или нет? Почему?

7. Домашнее задание. (Слайд 13).

  • составить план событий «Слова»;
  • перечитать фрагменты о походе князя Игоря;
  • найти дополнительный материал о князе Игоре (индивидуальное задание).

Полезные ссылки.

  1. http://feb-web.ru/feben/slovenc/es/es2/es2-2361.htm?cmd=0&hash=Игорь_2-об
  2. http://www.hmick.susya.ru/st5/index.php?un=5531-
  3. http://www.pereplet.ru/XPOHOC/slovo/
  4. http://www.lfond.spb.ru/~vvz/test/likhachev/Articles/vn6.htm
  5. http://www.hronos.km.ru/dokum/slovo.html
  6. http://likhachev.lfond.spb.ru/

12.10.2017

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *