Левша исторические события – Левша (сказ) — Википедия

История создания «Левши» Лескова: интересные факты о написании и публикации |LITERATURUS: Мир русской литературы

Поездка Левши в Англию.
Художники Кукрыниксы
«Левша», или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» — одно из самых известных произведений талантливого русского писателя Н. С. Лескова.

Ниже представлена история создания повести «Левша» Лескова: интересные факты о написании и публикации произведения.



История создания «Левши» Лескова: интересные факты о написании и публикации


Идея о написании

Идея произведения возникла у Лескова, судя по всему, не позднее 1878 года. Лето 1878 года Лесков провел в Сестрорецке на даче у служащего местного оружейного завода, полковника Н. Е. Болонина.
Здесь, в Сестрорецке, писатель обсуждал со знакомыми известную прибаутку об английской стальной блохе, которую тульские мастера подковали и отослали обратно. Судя по всему, уже тогда у Лескова зародилась мысль написать произведение на основе этой прибаутки.

Работа над повестью 

По словам самого Лескова, повесть «Левша» была написана им в мае 1881 года. Изначально некоторые критики приняли «Левшу» негативно и обвинили Лескова в копировании известных сюжетов и т.д.

На самом деле повесть «Левша» — это литературный вымысел, основанный на прибаутке о стальной блохе. Мастер Левша также является вымышленным персонажем. Сам Лесков писал об этом следующее:

«…я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное…» (Н. С. Лесков, заметка «О русском левше (Литературное объяснение)»)

Публикация «Левши»

Повесть «Левша» была впервые напечатана в журнале «Русь» в 1881 году в номерах 49, 50 и 51 (17, 24 и 31 октября) под заголовком «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)».

Впервые повесть «Левша» была издана отдельной книгой под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)» в 1882 году. В этом издании Лесков внес небольшие добавления в текст, сделав рассказ более сатирическим и острым.

В 1894 году произведение снова вышло отдельным изданием под заголовком «Стальная блоха. Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)».

Отказ от предисловия к «Левше»

Любопытно, что у повести «Левша» изначально имелось предисловие, которые было напечатано только дважды — в 1882 и 1884 годах. Затем Лесков убрал его из текста повести.

Вот как выглядело это «вырезанное» предисловие:

«Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. 
Во всяким случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму.
 
Я записал эту легенду в Cecтрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра I. Рассказчик два года тому назад был ещё в добрых силах и в свежей памяти: он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением».

Это была история создания повести «Левша» Лескова: интересные факты о написании и публикации произведения.

www.literaturus.ru

История создания произведения Лескова «Левша»

Меню статьи:

Имя Николая Лескова всегда было на слуху. Его талант не вызывал сомнений, но резкость выражений часто подрывала репутацию. Пожалуй, как раз последнему факту Лесков и обязан множеством сюжетов для своих произведений – его часто отправляли в длительные командировки (во избежание развития дальнейшего конфликта), где он имел возможность общаться с людьми разного достатка и рода деятельности, узнавать новое о жизни русского народа, а потом это применять в своей литературной деятельности.

Идея написания повести

Бесспорно, что повесть «Левша», или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» – одна из самых известных работ Лескова. Некоторые фразы из текста стали распространенными и известными даже никогда не читавшими эту повесть.

Идея написания повести у Лескова возникла неожиданно. В 1878 году Николай Семенович посетил Н.Е. Болонина в Сестрорецке и провел у него на даче все лето. Сам же полковник был служащим оружейного завода. Предположительно там же Лесков и услышал прибаутку об умелом мастере.

Прототип Левши

Общепринято считать прототипом умелого мастера из Тулы Алексея Михайловича Сурнина. Его отправили в Англию в целях обучения и овладения навыками работы местных мастеров. Сурнин успешно справился с поставленной задачей – он проработал на одном из ведущих заводов несколько лет, а потом вернулся на Родину, где удачно воплотил свои знания для обучения работников и внедрения в производство новых инструментов.

Работа над повестью

Николай Семенович не приступил тот час же к написанию повести – некоторое время он вынашивал в мыслях этот замысел, и только в мае 1881 года работа над текстом повести была закончена.

Лесков взял за основу услышанную им несколько лет назад прибаутку, но расширил ее и внес в сюжет новые элементы. Таким образом текст повести в конечном итоге принял вид симбиоза реального и выдуманного.

Публикации «Левши»

Иван Аксаков в 1881 году открыл новую газету «Русь» и обратился к Лескову с просьбой прислать ему для публикации свою работу. Аксаков прекрасно знал о репутации Лескова, но ему нужно было привлечь читателей, зарекомендовать себя в роли издателя, поэтому он все же рискует и планирует публикацию работы Лескова.

Николай Семенович пишет повесть «Левша». Он вместе с предисловием отвозит повесть в Москву и оставляет Аксакову. Текст повести был разбит на три части и успешно опубликован в 49, 50 и 51 номерах «Руси» под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)».

Отдельным изданием повесть увидела в свет в 1882 году. Лесков несколько отредактировал текст повести, привнеся в сюжет больше сатиры.


Следующее издание повести повторилось спустя 12 лет – в 1894 году. Незначительные изменения коснулись в этот раз названия повести – они выглядело так: «Стальная блоха. Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)».

Роль предисловия и причины отказа от него

Первые публикации повести были сопровождены предисловием. В нем Лесков рассказывал о том, что ему довелось услышать некое «баснословие» о талантливом мастере, сумевшим подковать блоху. Сказать, где точно возникла такая прибаутка, он не может, но сужает круг возникновения до трех населенных пунктов: Тула, Ижма, Сестрорецк.

Николай Семенович обращает внимание читателей на том, что не важно место возникновения рассказа, важна сама суть: русские мастера – талантливые люди, они могут конкурировать в умении с английскими мастерами и даже быть успешнее их.

Это предисловие сыграло злую шутку с Лесковым. Большинство читателей восприняли его работу как пересказ услышанного. На самом же деле, сказание о мастере стало только основой для сюжета – Лесков значительно расширил границы «баснословия» и внес свои элементы в текст.

Именно поэтому, в дальнейших публикациях Николай Семенович отказывается от размещения предисловия.

Таким образом, работа над повестью «Левша» или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» длилась продолжительное время – первые публикации не принесли желаемого результата, но после отказа от предисловия ситуация стала значительно меняться. Повесть имеет в своей основе как реальные факты, так и выдуманные события. Исходя из такой позиции, ее нельзя расценивать как фиксацию фольклора – это самостоятельное литературное произведение.

История создания повести “Левша” Лескова: история написания и публикации

5 (100%) 1 vote

r-book.club

К рассказу «Левша» 1.Какие реальные исторические события…

1.Какие реальные исторические события и лица в нем упоминаются?
— период после войны с Наполеоном
— Венский конгресс 1814-1815 г.г.
— поездка Александра I в сопровождении Платова в Лондон 
— восстание декабристов 1825 г. 
— Александр I 

2.Как воспринимают работы английских мастеров император Александр Павлович и казак Платов?
Император Александр I восхищался всем, что видел, а донской казак Платов возражал ему и говорил, что русские мастера самые умелые.
Почему всю обратную дорогу из Англии они ехали молча?
Все находились под впечатлением увиденного и услышанного.

3.Почему старый казак Платов, а затем и тульские мастера вызвались исполнить поручение нового императора Николая Павловича.
Они хотели доказать императору, что русские мастера не только не хуже иностранных, но даже лучше и более умелые и талантливые.

4.Как описывается в сказе работа тульских мастеров?
Мастера закрылись в доме Левши и работали, никого не впуская к себе и никому не открывая двери. Оружейники работали и днём, и ночью.


С какой целью в главе седьмой подробно подробно рассказывается об иконе святого Николая Чудотворца?
Автор хотел показать читателю, что тульские мастера были людьми глубоко верующими и свято чтили божьи заповеди, перед серьёзной и кропотливой работы они попросили совета у иконы Николая Чудотворца.

5.Кого в жизни называют «ЛЕВШОЙ»?
Очень умелых и талантливых мастеров.

Найдите в тексте сказа описание левши.
«…один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны…» 

Что подчеркнуто в портрете героя? 
Автор подчеркнул его косоглазие.

Как ведет себя левша при встрече с императором?
Решительно, не теряя чувства собственного достоинства: «А Левша отвечает: «Что ж, такой и пойду, и отвечу.» 

dvoechka.com

Анализ произведения «Левша» (Н. С. Лесков)

«Левша» — трогательная история о мастере, всю свою жизнь посвятившем работе на благо родины. Лесков создаёт множество литературных образов, живущих и действующих в обстановке давно минувших дней.

История создания

В 1881 году в журнале «Русь» публикуется «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе». Позже автор включит произведение в сборник «Праведники».

Вымышленное и действительное переплетаются в едином целом. В основу сюжета положены правдивые события, позволяющие адекватно воспринимать описанные в произведении характеры.

Так, император Александр I, сопровождаемый казаком Матвеем Платовым, действительно посещал Англию. В соответствии с его саном ему были оказаны должные почести.

Правдивая история Левши разворачивалась в 1785 году, когда два тульских оружейника, Сурнин и Леонтьев, по распоряжению императора отправляются в Англию с целью ознакомления с оружейным производством. Сурнин неутомим в приобретении новых знаний, а Леонтьев «погружается» в беспорядочную жизнь и «теряется» на чужбине. Спустя семь лет первый мастер возвращается домой, в Россию, и внедряет новшества с целью усовершенствования оружейного производства.

Считается, что мастер Сурнин является прототипом главного героя произведения.

Лесков широко использует фольклорный пласт. Так, фельетон о чудо-мастере Илье Юницыне, создающем крохотные замочки, по размеру не превышающие блохи, положен в основу образа Левши.

Реальный исторический материал гармонично встраивается в повествование.

Жанр, направление

По поводу жанровой принадлежности существуют разночтения. Одни авторы отдают предпочтение повести, другие – сказу. Что касается Н. С. Лескова, он настаивает, чтобы произведение определялось как сказ.

«Левшу» также характеризуют как «оружейную» или «цеховую» легенду, которая сложилась среди людей данной профессии.

По словам Николая Семеновича, истоком сказа является «баснословие», услышанное им в 1878 году от какого-то оружейного мастера в Сестрорецке. Легенда стала той отправной точкой, которая легла в основу замысла книги.

Любовь писателя к народу, восхищение его талантами, смекалкой нашло своё воплощение в рельефных персонажах. Произведение насыщено элементами волшебной сказки, крылатыми словами и выражениями, фольклорной сатирой.

Суть

Сюжет книги заставляет задумываться о том, может ли Россия по достоинству оценить своих талантов. Основные события произведения явно указывают на то, что и власть, чернь одинаково слепы и равнодушны по отношению к мастерам своего дела. Государь Александр I посещает Англию. Ему показывают изумительную работу «аглицких» мастеров — танцующую металлическую блоху. Он приобретает «диковину» и привозит её в Россию. На некоторое время о «нимфозории» забывают. Затем «шедевром» англичан заинтересовался император Николай I. Он отправляет к тульским оружейникам генерала Платова.

В Туле «мужественный старик» приказывает трем мастерам сделать что-нибудь более искусное, нежели «аглицкая» блоха. Умельцы благодарят его за государево доверие и приступают к работе.

Спустя две недели приехавший за готовым изделием Платов, не разобравшись, что именно сделали оружейники, хватает Левшу и везет его во дворец к царю. Представ перед Николаем Павловичем, Левша показывает, какую работу они выполнили. Оказалось, что оружейники подковали «аглицкую» блоху. Император счастлив, что русские молодцы его не подвели.

Затем следует распоряжение государя отослать блоху обратно в Англию, дабы продемонстрировать мастерство русских оружейников. Левша сопровождает «нимфозорию». Англичане радушно его принимают. Заинтересовавшись его талантом, делают все возможное, чтобы русский умелец остался на чужбине. Но Левша отказывается. Он тоскует по родине и просит отправить его домой. Англичанам жалко его отпускать, но силой не удержишь.

На корабле мастер знакомится с полшкипером, говорящим по-русски. Знакомство заканчивается попойкой. В Петербурге полшкипера отправляют в госпиталь для иностранцев, а Левшу, больного, заключают в «холодный квартал» и обворовывают. Позже привозят умирать в простонародную Обуховскую больницу. Левша, доживая последние часы, просит доктора Мартын-Сольского сообщить государю важную информацию. Но до Николая I она не доходит, так как граф Чернышев слушать ничего об этом не желает. Вот, о чем говорится в произведении.

Главные герои и их характеристика

  1. Император Александр I – «враг труда». Отличается любознательностью, очень впечатлительный человек. Страдает меланхолией. Преклоняется перед иноземными чудесами, считая, что создавать их могут только англичане. Жалостлив и сердоболен, строит политику с англичанами, аккуратно сглаживая острые углы.
  2. Император Николай Павлович – честолюбивый «солдафон». Обладает прекрасной памятью. Не любит ни в чём уступать иностранцам. Верит в профессионализм своих подданных, доказывает несостоятельность иноземных мастеров. Однако простой человек его не интересует. Он никогда не задумывается, каким трудом достигается это мастерство.
  3. Платов Матвей Иванович – донской казак, граф. От его фигуры веет героизмом и размашистой удалью. Поистине легендарная личность, являющаяся живым воплощением храбрости и отваги. Обладает огромной выдержкой, силой воли. Безмерно любит родное отечество. Человек семейный, на чужбине скучает по родному хозяйству. Бесчувственно относится к чужеземным творениям. Верит, что русские люди все смогут сделать, на что ни взглянут. Нетерпелив. Не разобравшись, может избить простолюдина. Если же не прав, то непременно просит прощения, так как за образом жесткого и непобедимого атамана скрывается великодушное сердце.
  4. Тульские мастера – надежда нации. Они сведущи в «металлическом деле». Обладают смелым воображением. Прекрасные ружейники, верящие в чудо. Люди православные, полны церковного благочестия. Надеются на божью помощь в решении сложных задач. Чтят милостивое слово государево. Благодарят за оказываемое им доверие. Они олицетворяют русский народ и его хорошие качества, которые подробно описываются здесь.
  5. Косой левша – искусный оружейник. На щеке — родимое пятно. Носит старенький «озямчик» с крючочками. В скромном облике великого труженика скрывается светлый ум и добрая душа. Прежде чем взяться за какое важное дело, идет в церковь получить благословение. Характеристика и описание Левши подробно изложены в данном сочинении. Терпеливо переносит издевательства Платова, хотя не сделал ничего дурного. Позже прощает старого казака, не тая обиды в сердце. Левша искренен, говорит просто, без лести и хитрости. Безмерно любит отечество, ни за что не соглашается променять родину на благополучие и комфорт в Англии. Тяжело переносит разлуку с родными местами.
  6. Полшкипер – знакомый Левши, владеющий русским языком. Встретились на судне, направляющемся в Россию. Много пили вместе. После прибытия в Петербург проявляет заботу об оружейнике, пытаясь вызволить его из ужасных условий Обуховской больницы и найти человека, который бы передал государю важное сообщение от мастера.
  7. Доктор Мартын-Сольский – настоящий профессионал своего дела. Пытается помочь Левше преодолеть болезнь, но не успевает. Становится тем доверенным лицом, которому Левша сообщает секрет, предназначенный для государя.
  8. Граф Чернышев – недалекий военный министр, обладающий огромным самомнением. Презирает простой народ. Его мало интересует огнестрельное оружие. Из-за своей недалекости, узости мышления подставляет русское войско в сражениях с противником в Крымской войне.

Темы и проблемы

  1. Тема русских талантов проходит красной нитью через все творчество Лескова. Левша без каких-либо стекольных увеличителей смог сделать маленькие гвоздики, чтобы с их помощью прибить подковы металлической блохе. Его фантазии нет предела. Но дело не только в таланте. Тульские оружейники – труженики, не умеющие отдыхать. Своим усердием они создают не только диковинные изделия, но и неповторимый национальный код, который передается из поколения в поколение.
  2. Тема патриотизма глубоко волновала Лескова. Умирая на холодном полу в больничном коридоре, Левша думает об отчизне. Он просит доктора найти возможность сообщить государю, что ружья чистить кирпичом нельзя, так как следствием этого станет их непригодность. Мартын-Сольский пытается передать военному министру, Чернышеву, данную информацию, но всё оказывается безрезультатным. До государя слова мастера не доходят, чистка же ружей продолжается до самой Крымской кампании. Возмутительно это непростительное пренебрежение царских чиновников к народу и к своему отечеству!
  3. Трагическая судьба Левши – отражение проблемы социальной несправедливости в России. Сказ Лескова носит одновременно и веселый, и печальный характер. Увлекает повествование о том, как тульские мастера подковывают блоху, демонстрируя самозабвенное отношение к труду. Параллельно с этим звучат серьезные размышления автора о непростых судьбах гениальных выходцев из народа. Проблема отношения к народным умельцам на родине и на чужбине волнует писателя. В Англии Левшу уважают, предлагают ему прекрасные условия для работы, а также стараются его заинтересовать различными диковинками. В России же он сталкивается с равнодушием и жестокостью.
  4. Проблема любви к родным местам, к родной природе. Родной уголок земли особенно дорог человеку. Воспоминания о нем пленяют душу и дают энергию для создания чего-то прекрасного. Многих, как и Левшу, тянет к отчизне, так как никакие иноземные блага не смогут заменить родительскую любовь, атмосферу отчего дома и искренность верных товарищей.
  5. Проблема отношения талантливых людей к труду. Мастера одержимы поиском новых идей. Это труженики, фанатично увлеченные своим делом. Многие из них «сгорают» на работе, так как на реализацию задуманного отдают всего себя без остатка.
  6. Проблематика власти. В чём проявляется истинная сила человека? Представители власти позволяют себе по отношению к простым людям выходить за рамки «дозволенного», кричать на них, пускать в ход кулаки. Народные умельцы со спокойным достоинством выдерживают подобное отношение господ. Истинная сила человека в уравновешенности и стойкости характера, а не в проявлении несдержанности и душевном обеднении. Лесков не может остаться в стороне от проблемы бессердечного отношения к людям, их бесправия и угнетения. Почему по отношению к народу применяется столько жестокости? Неужели он не заслуживает гуманного отношения? Бедного Левшу безразлично бросают умирать на холодном больничном полу, не сделав ничего, что могло бы ему хоть как-то помочь выкарабкаться из крепких уз болезни.

Главная мысль

Левша – символ талантливости русского народа. Еще один яркий образ из галереи «праведников» Лескова. Как бы ни было тяжело, праведник всегда выполняет обещанное, до последней капли отдает себя отечеству, ничего не требуя взамен. Любовь к родной земле, к государю творит чудеса и заставляет поверить в невозможное. Праведники возвышаются над чертою простой нравственности и бескорыстно делают добро – в этом их нравственная идея, их основная мысль.

Многие государственные деятели этого не ценят, но в памяти народа всегда остаются примеры самоотверженного поведения и искренних, бескорыстных поступков тех людей, которые жили не ради себя, а ради славы и благополучия своего Отечества. Смысл их жизни – в процветании Отчизны.

Особенности

Собрав воедино яркие вспышки народного юмора и народной мудрости, создатель «Сказа» написал художественное произведение, отразившее целую эпоху русской жизни.

Местами в «Левше» сложно определить, где заканчивается добро и начинается зло. В этом проявляется «коварство» стиля писателя. Он создает характеры подчас противоречивые, несущие в себе положительные и отрицательные черты. Так, мужественный старик Платов, являясь натурой героической, мог ни за что поднять руку на «маленького» человека.

Тонкая авторская ирония звучит в адрес монархов и их окружения.

«Волшебник слова» — так назвал Горький Лескова после прочтения книги. Народный язык героев произведения – их яркая и точная характеристика. Речь каждого персонажа образная и самобытная. Она существует в унисон с его характером, помогая понять персонажа, его поступки. Русскому человеку свойственна изобретательность, поэтому он придумывает необычные неологизмы в духе «народной этимологии»: «пустяковина», «бюстры», «потюкивают», «валдахин», «мелкоскоп», «нимфозория» и т. д.

Чему учит?

Н. С. Лесков учит справедливому отношению к людям. Все равны перед Богом. Нужно судить о каждом человеке не по его социальной принадлежности, а по христианским поступкам и душевным качествам.

Только тогда можно найти бриллиант, светящийся праведными лучами тепла и искренности.

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Блоха Левши.

Добавлено: 27.05.2017

Категория: факты

Просмотров: 1641

Комментариев: 27

    Однажды,в кругу знакомых и друзей разговорившись затронули тему о блохах у животных. И мне вдруг стало интересно, а что знают о блохе, которую подковал левша? Выяснилось, что все считают, что это чисто литературный сюжет! А ведь это связано с историей, а Лесков передал потомкам только как народный сказ.Кто запямятовал — напомню! Кто не знает — расскажу!

    Имя «левши» стало нарицательным. Хотя это и не имя вовсе, а особая при­мета. Тульский умелец упомянутый у Лескова, имел про­блемы с глазами. Он косил. Но это не помешало Левше стать символом мастерства и умения. Еще бы! Подковать блоху, которую без микроскопа и рас­смотреть невозможно! Все справедливо, достоин Левша такой чести, только вот кто вам сказал, что блоху подко­вал Левша? Уж точно не Лесков! Он сообщил, что масте­ров, колдовавших над английской диковиной, было трое. И результат их труда представил государю Левша. Именно его генерал Платов отправил к госу­дарю И удивленный государь собственными глазами (правда, не без помощи «самого сильного мелкоскопа») убедился в наличии на лапках блохи подковок. Более того, на каждой подковке имя мастера, ее выковавшего, имелось! Только имени Левши на тех подковках не значилось. Все дело в том, что Левша к производству подковок отношения не имел, он «мельче этих подковок работал: гвоздики выковывал, ко­торыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может».

    В сюжете Лескова в произведении смешаны выдуманные и реальные исторические события.

    Император Александр 1 во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.

    Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол императора Николай 1, блоху нашли среди вещей покойного государя и не могли понять, в ее чём смысл. Донской казак Платов, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских мастеров, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.

    Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову сделать  диковинку и переплюнуть мастерство аглицое! И поехал Платов в Тулу. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.

    В Туле Платов вызвал троих самых известных местных оружейников, среди которых и мастеровой по прозвищу «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан И поехал далее по государственным делам , куда его отправил государь., На обратном пути Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург.. В столице под большим увеличением «мелкоскопа» выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами. Этот шедевр хранится в Тульском музее.

   Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался

    В настоящее время такие произведения искусства называются микроминиатюрами.

    Юрий Деулин из Екатеринбурга с детства мечтал заняться микроминиатюрой, прочитав рассказ Лескова о Левше. Еще учась в школе, он выточил из кости балалайку, прикрепил к ней струны и поместил ее внутрь маковой крошки. Никто из сотрудников школьного музея не поверил Деулину, когда он показал им свое крошечное изделие. С годами увлечение Юрия стало профессией. Сегодня у этого мастера уже не один десяток экспонатов. Многие удивляют своей неповторимостью и оригинальностью. Так, Деулин в игольном ушке поставил статую Свободы. У него есть картины размером в 1 миллиметр. Портреты Петра I, Николая II, Папы Римского… Юрий смог сделать копию яйца Фаберже, художник выполнил его размером в 5 миллиметров (диаметр). А недавно Деулин из черной жемчужины изготовил шкатулку, а внутрь поместил автомобиль, длина которого 3,7 миллиметра. Искусством микроминиатюры занимаются только самые преданные этому делу люди. Художник и архитектор Анатолий Коненко из Омска тоже увлекся микроминиатюрой с детства. Первой его работой стала подкованная блоха. Сегодня у мастера уже большая, поистине уникальная коллекция. Коненко имеет в своем арсенале кузнечика, играющего на скрипке. Длина скрипки — 12 миллиметров. Детали все настоящие. Он создал на человеческом волосе железную дорогу, по которой движется поезд. К тому же, Анатолий прекрасный автор микрокартин, которые он создает с помощью соков из фруктов и овощей.

    Удивительные изделия создает Владимир Анискин из Сибири, который занимается микроминиатюрой всего 10 лет, но уже вошел в десятку лучших микроминиатюристов России. В обычной жизни он занимается научной работой. Сегодня в его коллекции можно увидеть аэродром из 20 самолетов, которые расположены на срезе макового зернышка. Мастеру удалось перенести фрагмент рассказа писателя Лескова о Левше на рисовое зернышко. Всего 2027 букв. Не обошел вниманием Владимир и блоху. Она выполнена из стали и платины, толщина подковок составляет 0,005 см, а ширина 0,06 см.
поделиться с друзьями

 

dyuryagina.100kursov.com

Реферат Левша (повесть)

скачать

Реферат на тему:



План:

    Введение
  • 1 История создания
  • 2 Краткое содержание
  • 3 Основные персонажи
  • 4 Художественные особенности
  • 5 Экранизации
  • 6 Интересные факты
  • Примечания

Введение

«Левша» (полное название: «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») — повесть Николая Лескова, написанная и опубликованная в 1881 году. Автор включил повесть в свой сборник произведений «Праведники».[1]


1. История создания

Впервые напечатано в журнале «Русь», 1881, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана 1882 году.[2]

При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:

Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением.

Впоследствии оно было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды[3].


2. Краткое содержание

В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события.

События повести начинаются приблизительно в 1815 году.[4] Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.

Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и долго не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Атаман Платов,[5] который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.

Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.

Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников во главе с мастеровым по кличке «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением микроскопа выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами.

Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался.

На обратном пути в Россию Левша держал с полшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезде в Петербург, полшкипера привели в чувство, а Левша, не получив вовремя квалифицированную медицинскую помощь, скончался в простонародной Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают». Перед смертью Левша передал доктору Мартын-Сольскому оружейный секрет чистки стволов: «— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Но Мартын-Сольский не смог передать поручение, и по словам Лескова: «А доведи они левшины слова в своё время до государя,— в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».


3. Основные персонажи

  • Левша — талантливый русский мастеровой, оружейник.
  • Атаман Платов — казачий атаман, генерал от кавалерии.
  • Александр I — российский император.
  • Николай I — российский император.

4. Художественные особенности

Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им:

Все, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нем кто-нибудь «давно слышал», потому что, — приходится признаться, — я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого[6] года, и левша есть лицо мною выдуманное.[7]

Повесть «Левша» — это пример русского сказа, традиции которого были заложены ещё Гоголем. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения — это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп, клеветон и др.[8]

Критики отмечали, что при всей внешней лубочности и гротеске в произведении Лескова отчётливо проступает национально-патриотическая тема, призыв к осознанию роли отдельно взятого человека в делах государственного масштаба. В своих последних словах умирающий Левша обращается к царю: «…у англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».[9]

Левша в русском языке стало нарицательным именем, обозначающим талантливого выходца из народа, мастера с золотыми руками.


5. Экранизации

  • «Левша» — фильм режиссёра Сергея Овчарова (1986)
  • «Левша» — мультипликационный фильм режиссёра Ивана Иванова-Вано (1964)

6. Интересные факты

  • Атаман Платов скончался в 1818 году. Поэтому он не мог поехать на Дон в царствование Николая I , который взошёл на престол в 1825 году.
  • В 2007 года история освещалась в журнале «Nature Physics».[10]

wreferat.baza-referat.ru

история с Левшой и блохой-реальна?

В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события.

События повести начинаются приблизительно в 1815 году [4]. Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.

Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и долго не могли понять, в чём смысл «нимфозории» . Атаман Платов, [5] который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.

Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.

Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников во главе с мастеровым по кличке «Левша» , показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением микроскопа выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами.

Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался.

На обратном пути в Россию Левша держал с полшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезду в Петербург, полшкипера привели в чувство, а Левша, не получив вовремя квалифицированную медицинскую помощь, скончался в простонародной Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают» . Перед смертью Левша передал доктору Мартын-Сольскому оружейный секрет чистки стволов: «— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся» . Но Мартын-Сольский не смог передать поручение, и по словам Лескова: «А доведи они левшины слова в своё время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *