Кто такой Владимир Ильич Ленин и что он сделал
Владимир Ульянов-Ленин — кто он такой, кратко
Каждый школьник, изучая историю России, знакомится с таким человеком, как Владимир Ильич Ленин. Но что выдающегося он сделал, что его личность знакома всем людям, причём не только русским?
Ленин стал вождём пролетариата, самым известным политиком мира. Именно с его образом можно связать понятие истинного лидера.
Владимир Ульянов (это его настоящая фамилия) родился в 1870 году, в обычной интеллигентной семье, отец — инспектор училищ, мать — учительница в школе. Вова рос в большой семье, он был третьим ребёнком и получал, как и его брат с сестрой, много внимания и заботы, ведь мать отказалась от работы, что воспитать детей надлежащим образом.
С самого детства в нём проявлялись наклонности лидера, во всём стремился быть самым лучшим. Рано научился читать, для пятилетнего мальчика знал так много, что получил прозвище — «ходячая энциклопедия». В школе был примерным учеником, отличался аккуратностью, старательностью в выполнении работ и постоянно приносил домой грамоты и похвальные листы.
Гимназия была окончена очень почётно, и Владимир решил податься в Казанский университет на юридический факультет. В это же время произошло событие, которое полностью перевернуло жизнь юноши: Александр, старший брат был казнён за причастие к покушению на Александра III.
Это стало основанием для того, чтобы возненавидеть царский строй и организовать, будучи студентом первого курса, революционную организацию. За подобную деятельность Ульянова отчислили и отправили в ссылку, в богом забытую деревню Казанской области.
Проведя какое-то время в ссылке, Владимир не остановился и вступил в кружок марксистов. Все его действия и поступки были направлены на борьбу с царским гнётом, который распространялся на класс трудящихся рабочих.
Чтобы отвлечь внимание сына от революционного движения, мать, которой досталось большое имение в Симбирской губернии, отправляет Владимира управлять им. Но это не мешает агитировать людей против капитализма, создавая движения протестантов.
Через какое-то время, в 1891 году Ульянов сдаёт в досрочном порядке все экзамены Императорского Санкт-Петербургского университета и получает диплом юриста. Через 2 года он переезжает в Ленинград и начинает работать над программой создания социал-демократической партии.
В организации « Союз борьбы за освобождение рабочего класса» Ульянов объединяет все кружки марксистов, все вместе они работают над реализацией свержения самодержавия. Создав газету «Искра», Ульянов подписывается фамилией «Ленин», которая в дальнейшем становится его псевдонимом. Через свои статьи Ленин занимается агитацией населения.
Позже Владимир Ленин возглавил съезд Российской социал-демократической партии рабочих, в которой произошло разделение на большевиков — людей, которые разделяли идеи Ленина и следовали им — и меньшевиков — противников идей Ленина.
Во времена российской революции Ленин находился в ссылке, в Швейцарии, где обдумывал план организации вооружённого восстания.
В это же время, в России произошла самая первая революция, вызванная нежеланием власти воплотить в жизнь реформы либерального характера, нищенским состоянием крестьянского класса и отсутствием прав у рабочего населения. Владимир Ильич был заинтересован в подавлении первой русской революции, так как она отдаляла граждан от достижения и провозглашения социализма.
Чтобы исправить это, Ленин снова приехал в Петербург и агитировал крестьянское население
, склоняя его на свою сторону, на организацию вооружённого восстания. Было рекомендовано как следует запастись оружием, чтобы напасть на государственных служащих.Ленин хотел, чтобы его единомышленники сплотились, так и произошло, но его самого отправили в тюрьму, ибо подозревали в шпионаже за Россией. В 1917 году ему всё же удалось вернуться и провести торжественную встречу с народом, на которой вождь призывал к участию в революции социализма.
Временное правительство было арестовано, а главой Совета Народных Комиссаров стал Ленин. После этого официально была образована Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, главой которой был Владимир Ильич Ленин.
Действиям Ленина нельзя дать однозначно положительную или отрицательную оценку, так как наблюдались нужные изменения в государстве и насильственные, такие как казнь царской семьи Николая II в Екатеринбурге, в доме Ипатьевых. Противников идей Владимира Ленина с лёгкостью расстреливали, официально разрешая смертную казнь.
Таким образом укреплялась власть вождя пролетариата. Сильно пострадала русская православная церковь, а верующие люди стали главными врагами, по отношению к которым применяли насилие, принудительно заставляли отказаться от прежних идей и работать на благо коммунизма.
microzajmi.ru
Кем был Ленин
Споры о личности Ленина и его влиянии на историю не утихают до сих пор. Одни восхваляют его, другие приписывают ему все существующие грехи. Мы постараемся избежать крайностей и вкратце расскажем, чем знаменит Ленин и какой след оставил в истории.
Происхождение Ленина
Владимир Ильич Ульянов, которого сегодня мир знает как Ленина, родился 22 апреля 1870 года. Его отец был инспектором народных училищ Симбирской губернии, а дед — бывшим крепостным крестьянином. Предметом споров и дискуссий является национальность Ленина. О том, придавал ли он сам этому какое-либо значение, достоверных сведений нет. В его роду были представители русских, евреев, калмыков, немцев, шведов и чувашей.
Брат Владимира Ильича, Александр, оказался в рядах заговорщиков, готовивших покушение на жизнь императора. За это молодого человека казнили, что стало тяжелым ударом для всей семьи. Возможно, именно данное событие и привело Ленина на путь революции.
Начало революционной деятельности
В 1892-1893 Ленин становится сторонником социал-демократических идей. Он считал, что русские рабочие должны свалить царскую власть и привести свою страну, а затем и весь мир к коммунистической революции. Другие марксисты не были столь решительны. Они полагали, что Россия не готова к таким кардинальным изменениям, что ее пролетариат слишком слаб, а материальная база для новых производственных отношений еще не созрела. Ленин же предпочитал игнорировать опасения своих современников и считал, что самое главное – совершить революцию.
Владимир Ильич способствовал тому, что разрозненные революционные кружки стали единым «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса». Эта организация вела очень активную пропагандистскую деятельность. В 1895 году Ленин, подобно многим другим членам «Союза», был арестован. В 1897 году его отправили в ссылку в село Шушенское. В 1898 году он заключил официальный брак со своей спутницей Н.Крупской. По требованию полицмейстера они даже обвенчались, хотя были атеистами. Один из ссыльных смастерил им обручальные кольца из медной монеты.
В ссылке Ленин консультировал крестьян по юридическим вопросам, готовил для них документы, налаживал связи с социал-демократами крупных городов, а также написал многие свои фундаментальные работы. Позже он обосновывается в Пскове, издает газету «Искра», журнал «Заря», организует второй съезд РСДРП, составляет устав партии и план работы. Во время революции 1905-1907 гг. он находился в Швейцарии. Многие члены партии были арестованы, в результате чего руководство перешло к Ленину. Начинается длительный период эмиграций. В январе 1917 года, в Швейцарии, он говорит, что не надеется дожить до грядущей великой революции, но верит, что ее увидит нынешнее молодое поколение. Вскоре в России происходит Февральская революция, которую Ленин счел заговором «англо-французских империалистов».
Приход к власти
3 (16) апреля Ленин возвращается на родину. Выступая на Финляндском вокзале, он призвал к «социальной революции». Такая радикальность смутила даже его преданных сторонников. В знаменитых «Апрельских тезисах» он провозглашает курс на переход буржуазной революции в пролетарскую.
Ленин становится руководителем Октябрьского вооруженного восстания. Захват власти оказался успешным, так как страна переживала острый экономический, политический и военный кризис. Сколько было Ленину лет, когда он совершил революцию? Ему исполнилось 47, но за свои идеи он боролся с юношеской бескомпромиссностью.
В 1917 современники не восприняли революцию серьезно. Они называли ее переворотом и считали недоразумением — случайным и временным. Но как бы мы сегодня ни оценивали личность Ленина, одного у него не отнять: он сумел почувствовать болевые точки народа и тонко на этом сыграл. Он понимал, что больше всего простых людей волнуют два вопроса: раздача земли и заключение мира. Элита называла сторонников Ленина немецкими шпионами и обвиняла их в предательстве. Но для простых людей предателями были те, кто гнал солдат на войну и не давал крестьянам земли. Придя к власти, большевики начали устранять хаос, в котором страна погрязла после февральской революции. Анархии и склокам в рядах своих противников они противопоставили порядок – и он закономерно победил.
В декабре 1922 года здоровье Ленина ухудшается. В этот период он надиктовал ряд заметок, в числе которых — знаменитое «Письмо к съезду». Некоторые склонны на этот документ смотреть, как на завещание Ленина. Они утверждают, что если бы страна продолжала идти настоящим ленинским путем, то многих проблем не возникло бы. Если придерживаться такой точки зрения, то Сталин отклонился от заветов своего предшественника, за что расплатился весь народ.
Ключевые высказывания Ленина в письме сводятся к следующему:
- сложности в отношениях между Сталиным и Троцким угрожают единству партии;
- возможно, Сталин не сумеет пользоваться властью достаточно осторожно;
- Троцкий — очень способный человек, но чрезмерно самоуверенный.
В последние годы некоторые историки начинают сомневаться в том, что знаменитое письмо было действительно надиктовано Лениным и приписывают авторство Н.Крупской. Данный вопрос, очевидно, еще долго будет предметом дискуссий.
Когда умер Ленин, на смену новой экономической политике пришла радикальная индустриализация Сталина. Из-за этого Ленина и Сталина иногда противопоставляют по принципу «хороший-плохой». Но сам Ленин рассматривал НЭП как временную меру. Кроме того, сталинский НКВД — наследник ленинского ВКЧ. История не знает сослагательного наклонения, поэтому мы можем оценивать Ленина только по его свершениям.
Для многих людей старшего поколения вождь революции остается великой личностью. Они помнят день рождения Ленина и верят, что его путь во многом был правильным. Ну а молодому поколению еще предстоит дать объективную оценку его деятельности и сделать все, чтобы не позволить будущим лидерам повторить его ошибки.
smolko.ru
ЛЕНИН Владимир Ильич — ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?
ЛЕНИН Владимир Ильич (1870-1924). Ночь на исходе, небо из чёрного стало синим, город спит, а в этой скромной комнатушке всё ещё горит лампа. Свет падает на книги, лежащие повсюду: на подоконнике, на стульях, табуретках. Лампа освещает лицо человека, который склонился над рукописью и пишет быстрым лёгким почерком, словно летящими вперёд буквами: «Перед нами стоит во всей своей силе неприятельская крепость, из которой осыпают нас тучи ядер и пуль, уносящие лучших борцов. Мы должны взять эту крепость, и мы возьмём её…»
Дело происходит в 1900 г. Человек этот — Ленин. Неприятельская крепость — российское самодержавие, строй насилия и угнетения, который царил в тогдашней России. Властители России считали, что их господство будет вечным. У них сила, власть, богатство, полиция, армия, тюрьмы. А у Ленина только отряд надёжных соратников и несокрушимая вера в торжество революционного дела. Он знал, что настанет час, когда народ поднимется против деспотизма. К этому ведёт весь ход истории — так доказали великие учёные МАРКС и ЭНГЕЛЬС.
Молодого Ленина товарищи прозвали «Старик»: столько было в нём мудрости, так обширны были его познания, настолько хорошо он понимал, что и как нужно делать, чтобы народ добился лучшей жизни. «Уже тогда чувствовалось, что перед тобой могучая умственная сила и воля, в будущем — великий человек»,— писал один из товарищей молодого Ленина.
Владимир Ильич Ульянов, который вошёл в историю под именем Ленина (это имя — его партийный и литературный ПСЕВДОНИМ), родился в Симбирске. Отец его был учителем, потом директором народных училищ; мать посвятила свою жизнь воспитанию детей. Семья жила передовыми идеями того времени: детям внушали любовь и уважение к народу, приучали к труду и строгому сознанию своей ответственности за поступки.
Учился Володя Ульянов очень хорошо, не только из-за блестящих способностей, но ещё и потому, что любую работу, какую ему приходилось делать в жизни, он стремился выполнить самым лучшим образом. Но ничем не походил он на тех «первых учеников»—«зубрил с рыбьей кровью»,— из которых в тогдашних гимназиях растили преданных царю чиновников. Нет, Володя Ульянов рос деятельным, жизнерадостным, любознательным мальчиком, полным интереса к окружающей жизни. Был он смел и отважен, ездил с деревенскими ребятами в ночное, плавал в бурную погоду, порой озорничал, много пел, подолгу возился с младшим братом и сестрой, выдумывая для них разные игры. Он был верным товарищем— храбрым, честным, справедливым, надёжным другом и в горе, и в радости.
Володя учился в последнем классе гимназии, когда на семью обрушилось ужасное горе: в Петербурге арестовали старшего брата Сашу, участвовавшего в заговоре против царя Александра III. Отца к этому времени не было в живых. Мать уехала в Петербург, надеясь добиться свидания с арестованным сыном. Володя остался старшим в семье, от которой отвернулись испуганные обыватели Симбирска. Александра Ульянова казнили, но страшная участь любимого брата только укрепила решимость Владимира Ульянова вступить в борьбу за счастье народа. Это стало главной целью его жизни.
И от этой цели, которую Ленин определил для себя ещё в юности, он не уклонился потом ни на шаг. Он знал, что на этом пути его ждут тюрьма, нужда, лишения, долгие годы напряжённейшей борьбы, быть может, гибель, подобная той, что постигла его старшего брата. Но никаких сомнений в том, «куда идти, в каком сражаться стане», для него не существовало.
Прошло всего полгода после казни Саши — Ульянов Владимир в первых рядах студентов Казанского университета выступил против полицейского надзора. Ульянова арестовали и выслали из Казани. Он самостоятельно изучил университетский курс и сдал сразу все экзамены, получив право работать юристом.
Ему было 23 года, когда он переехал в Петербург и вместе со своими единомышленниками организовал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Вскоре после его появления на петербургских заводах произошли массовые стачки, каких ещё никогда не видела Россия.
…Неприятельская крепость будет взята. В этом Ленин был глубоко убеждён. Она будет взята тогда, когда все силы пробуждающегося рабочего класса соединятся с силами русских революционеров. Когда они сольются в одной партии, к которой «потянется всё, что есть в России живого и честного».
Дальше — новый арест и ссылка в далёкое сибирское село Шушенское. Там Ленин пришёл к мысли, что для сплочения революционеров в боевую партию необходима газета. После ссылки он уехал в Швейцарию, затем в Германию и Англию, стал издавать газету «ИСКРА».
В 1903 г. была создана партия большевиков, партия КОММУНИСТОВ. Сколько героизма, бескорыстия, бесконечной преданности делу скрывается за её историей! Эта партия всегда дышала одним дыханием с народом. Ленин называл партию умом, честью и совестью нашей эпохи. Всеми дальнейшими завоеваниями русские революционеры были обязаны её единству, сплочённости, преданности революции.
С поразительной быстротой имя Ленина, слово Ленина, идеи Ленина проникли в самые глухие уголки страны и облетели весь мир. Это произошло потому, что Ленин, какой он был,— великий и простой, скромный, благородный, с его ясным умом и сердцем, полным любви к трудящимся и угнетённым,— воплотил многовековую мечту народов о светлом будущем. Народ сразу почувствовал в Ленине человека, который ведёт к такому будущему, когда покончат с нищетой, страданиями и войнами и на земле установится жизнь, основанная на счастье всех и каждого.
Нелёгок был путь к победе: множество жертв, бесконечные усилия, повседневная кропотливая работа. Но победа была завоёвана. В феврале 1917 г. народ уничтожил самодержавие, а потом, в октябре, наша партия по призыву Ленина повела народ на штурм капитализма — за власть Советов, за мир, хлеб, свободу. ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ победила, и впервые в истории человечества народ создал своё рабоче-крестьянское правительство, председателем которого единодушно избрали Владимира Ильича Ленина.
Великий русский поэт Некрасов говорил в стихах, обращённых к России: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная — матушка-Русь!»
Ленин и большевики решили добиться того, чтобы Русь перестала быть убогой и бессильной. И после победы революции впервые в истории это стало возможным. Но что нужно для этого сделать? Для этого, говорил Ленин, нужно собирать камень за камешком прочный фундамент нового строя — СОЦИАЛИЗМА. Нужно работать не покладая рук и повсюду укреплять порядок и дисциплину, укреплять союз рабочих и крестьян. И тогда наша революция от победоносного начала, выдержав ряд тяжких испытаний, придёт к полной победе.
Когда близких соратников Ленина спрашивали, какую роль сыграл он в их жизни, они отвечали, что Ленин бесконечно много дал им. Никто не умел так точно, как он, показать цели и направление освободительной борьбы, раскрыть высокое и благородное призвание революционера. Но, быть может, самым сильным было влияние, которое он оказывал на совесть. «Соответствует ли твоё дело твоим словам?» — для настоящего человека это вопрос совести, вопрос жизни и,смерти. О себе Ленин мог сказать: «Да, мои слово и дело едины».
Вся жизнь его принадлежала человечеству. Никогда не пользовался он властью и влиянием в личных целях. Работал, пока болезнь, вызванная чрезмерным напряжением, не отняла последние силы.
Отдал людям всё: ум, сердце, самую жизнь. И заслужил этим вечную память и благодарность всего передового человечества. Вот почему пять букв, образующих имя «Ленин», стали появляться и на скалах в горах Средиземноморья, и на стенах домов в Париже, Берлине, Лондоне, Мадриде, Нью-Йорке, в далёкой Индии и в африканских деревушках.
Бесконечным было горе трудящихся, когда они узнали, что Ленин умер. И, провожая его в последний путь, они написали на траурных знамёнах слова, которые звучат, как клятва: «Ленин умер — дело его живёт и будет жить!»
Да, дело Ленина живёт и будет жить всегда в каждом ростке новой жизни, в каждом благородном деле, которое совершается в нашей стране, в каждом человеческом поступке — моём, твоём, нашем,— во всём, что ведёт нас к победе КОММУНИЗМА!
Нам дороги воспоминания о Ленине людей, хорошо знавших Ильича. Советуем тебе прочитать их: А. И. Ульянова «Детские и школьные годы Ильича», В. Д. Бонч-Бруевич «Наш Ильич», Г. М. Кржижановский «Шу-шу».
www.what-who.com
Владимир Ильич Ленин: национальность
Ленин кто по национальности? Многим интересно покопаться в корнях генеалогического древа великого вождя. Кем себя считал? И кем являлся фактически? На эти вопросы попытаемся дать ответы.
Кем себя ощущал Ульянов-Ленин?
Рассматривая этот вопрос, можно взглянуть в его анкеты, которые он заполнял на всякого рода официальных мероприятиях. Везде написано: великоросс или русский, как стали именовать национальность при советской власти. Другие большевики также указывали настоящие национальности, к примеру, Троцкий отмечал, что он еврей.
Национальность Ленина нисколько его не беспокоила, к ней он относился как к данности, как к врожденному цвету глаз. Считал себя русским, как Пушкин и Владимир Даль, который был сыном датчанина и француженки. Создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» утверждал, что русским человеком считается тот, кто живет, говорит и думает как русский. Таков был и Ленин. Национальность родители его воспринимали просто, ведь все говорили и думали по-русски.
Поручение ЦК
После ухода из жизни Владимира Ильича (Ульянов-Ленин) национальность его стала интересна правящим кругам, поэтому ЦК дал задание Анне Ильиничне — его старшей сестре — тщательно изучить материалы, касающиеся родословной семьи. Получив данные, она находит среди предков еврея. Судя по ее реакции, этот факт очень поразил ее, значит, вся семья, когда еще жил Ленин, не знала о присутствии в генах еврейской крови.
Для всех, включая товарищей по интересам, чужих людей и даже врагов, Ленин национальность имел великоросскую, как писал посол Франции в Российской империи о Ленине, что родился он на Волге в Симбирске и является «чистокровным русаком». Ответ на первый вопрос ясен: вождь мирового пролетариата искренне считал, что он русский. Имел ли он на это право?
Линия отца
Рассмотрим линию отца. К кому по ней относился Ленин? Национальность в Российской империи в паспортах не указывалась, а вносилось вероисповедание. В полицейских же делах, которые завели на подследственного Ульянова, национальность фигурировала следующая: великоросс. Такое положение дел определялось тем, что в официальных документах РИ национальность гражданина определялась по национальности отца. Проследим линию матери.
Линия матери
Кем по матери был Ленин? Национальность ее семьи была хорошо исследована учеными, ее линия прослеживается далеко. Национальный состав предков по женской линии разношерстный и представляет обрусевшую смесь европейцев, например, в роду есть немцы, шведы. Здесь обошлись без русских и евреев, этот мирок со своими обычаями и традициями был закрыт для чужих. Мы не будет здесь задерживаться, а пойдем дальше. Итак, чьи черты обретает Ленин? Национальность по линии бабушки с маминой стороны можно определить так: европеец.
Бланк Александр Дмитриевич
Таким образом, методом исключения мы наткнулись на предполагаемого главного «обвиняемого» — это Бланк Александр Дмитриевич. До крещения его имя было звучным — Израиль Мойшевич Бланк. По результатам новейших научных исследований известно, что в архивных документах Российской империи значатся несколько Александров Бланков. В их числе были немцы и евреи, по возрасту и профессии (врачи) подходящие. Сведения о них весьма запутанные, и современным ученым очень нелегко их отделить друг от друга.
Допустим, что дед Ульянова-Ленина был немцем. В то время такая ситуация довольно типична. Так как многие европейцы приезжали в РИ, чтобы сделать карьеру и добиться богатства и почестей. Недаром, когда император Александр 1 спросил у генерала Ермолова, чем он может вознаградить его за заслуги, тот ответил, чтобы он сделал его немцем. Поэтому ничего интересного при таком раскладе мы не получим.
Еврейская версия
Если же принять данную версию, то такая родословная полна нерядовых фактов. Рассмотрим жизненный путь деда Ульянова-Ленина в целом.
Старший брат Дмитрий (Абель) и Александр (тогда еще Израиль) появились на свет в семье еврея, жившего в захолустье. Он не был беден, но не гнушался у соседей поворовывать сено. Отношения у братьев с отцом не заладились, и они пришли к выводу, что лучше бы принять православие. И вот началось! Крестными отцами у них стали: сенатор, статский советник Д.О. Баранов и статский советник, граф А.И. Апраксин. Откуда у них появились такие влиятельные покровители? Этот вопрос остается загадкой.
Приехавшие из глубинки братья на этом не останавливаются. Оба получают высшее образование и начинают строить карьеру и обзаводиться семьями. Старший брат впоследствии погибает от вспышки эпидемии холеры, а Александр вступает в брак по любви. Его супруга принадлежала к знатной, обеспеченной, культурной семье, родословной жениха отводилось важное значение. Но все же еврейский Ромео не был отвергнут, более того, после смерти супруги за него отдают вторую сестру из этой же семьи. Карьера также складывается удачно: он стал статским советником, потомственным дворянином, владельцем имения с крепостными.
Еврейская версия похожа на авантюрный роман и намного интереснее, поэтому будет очень жаль, если ее окончательно исключат. Племянница Ленина, дочь его брата Дмитрия, категорически опровергала такой вариант происхождения, в ее семье считали, что Александр Дмитриевич был из купеческой православной семьи.
fb.ru
Ленин Владимир Ильич — Время СССР
Ленин Владимир Ильич (1870—1924) — теоретик марксизма, творчески развивший его в новых исторических условиях, организатор и вождь Коммунистической партии Советского Союза и международного коммунистического движения, основатель Советского государства.
Формированию и развитию эстетических взглядов Ленина способствовали его богатейшая эрудиция, глубокое знание и изучение явлений отечественной и мировой культуры, революционно-демократической эстетики, а также его неизменный интерес к различным видам искусства, особенно к худож. литературе и музыке, и основательное знакомство с ними, непосредственное общение с видными деятелями культуры и искусства (например, тесные контакты многие годы поддерживал Ленин с Горьким).
Разработанная Лениным диалектико-материалистическая теория отражения стала методологической основой современной марксистской эстетики и искусствознания. Рассматривая процесс познания как отражение внешнего мира в сознании человека, Ленин обосновал диалектически-противоречивый характер отражения, показал, что оно не простой, зеркально-мертвый акт, а сложный процесс, для которого характерно активное, творческое отношение субъекта познания к отображаемой действительности.
Ленин раскрыл исторический характер явлений духовной культуры общества, доказал необходимость выявления их гносеологических и социально-классовых корней. Ленинская теория отражения позволила выявить несостоятельность идеалистических концепций искусства, разрывающих его связи с действительностью. Правдивое отражение закономерностей последней в ее ведущих тенденциях (Отражение художественное, Реализм), отражение существенного, типического, выступает, в свете ленинской теории, важнейшим критерием ценности искусства.
Серия статей Ленина о Толстом является образцом конкретного применения принципов диалектики, теории отражения к анализу художественного творчества, выявлению его идейно-эстетического своеобразия. Называя Толстого «зеркалом русской революции», Ленин подчеркивал социально-классовую обусловленность процесса отражения действительности в искусстве: «Толстовские идеи, это — зеркало слабости, недостатков нашего крестьянского восстания, отражение мягкотелости патриархальной деревни…» (т. 17, с. 212). Выступая как против бесстрастного объективизма, так и против вульгарного социологизма в понимании художественного творчества, Ленин показал, что отражение действительности в произведениях искусства («Толстой поразительно рельефно воплотил… черты исторического своеобразия всей первой русской революции…» — т. 20, с. 20) неотделимо от субъективного отношения к ней художника, дающего эстетическую оценку изображаемому с позиций определенных социальных идеалов. По логике ленинской мысли «горячий, страстный, нередко беспощадно-резкий протест» Толстого против полицейско-казенного государства и церкви, «обличение капитализма» (т. 20, с. 20—21) — необходимое условие художественной ценности и социальной значимости его произв. Художественное обобщение существенного, закономерного в действительности осуществляется, по Ленину, через индивидуальное, единичное: «...весь гвоздь в индивидуальной обстановке, в анализе характеров и психики данных типов» (т. 49, с. 57). Таким образом, процесс художественного творчества рассматривался Лениным как диалектическое единство объективного и субъективного, познания и оценки, единичного и общего, социального и индивидуального.
Положение о связи искусства с социальной действительностью получило углубленное толкование в разработанном Лениным учении о партийности искусства. В работе «Партийная организация и партийная литература» (1905) ложным идеям о «незаинтересованности» искусства, «барскому анархизму», замаскированной зависимости буржуазного художника от денежного мешка Ленин противопоставил лозунг пролетарской, коммунистической партийности искусства, открытой его связи с идеями социализма, жизнью и борьбой революционного пролетариата. Считая социалистическое искусство «частью общепролетарского дела» (т. 12, с. 100—101), Ленин был далек от игнорирования специфики художественной деятельности, диалектически связывая принцип партийности с вопросом свободы творчества. Указывая на социальные предпосылки формирования художественного таланта, Ленин критиковал субъективно-идеалистический лозунг абсолютной свободы творчества. Столь же резко выступал он против принижения специфики творческой индивидуальности художника (Индивидуальность в искусстве), постоянно напоминал о необходимости бережного отношения к таланту. В искусстве, писал Ленин, «безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию» (т. 12, с. 101). Но подлинную свободу творчества, подчеркивал Ленин, художник обретает лишь в сознательном служении народу, революции, социализму: «Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды» (т. 12, с. 104).
Теоретические вопросы худож. творчества рассматривались Лениным в органической связи с задачами революционного преобразования общества. Ленин определил осн. идейную направленность социалистической культуры, в т. Ленин культуры художественной, конкретные пути ее становления и развития. Сущность культурной революции раскрывается Лениным в работах «Странички из дневника», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше» и др. Культурная революция предполагает, по Ленину, самое широкое народное образование и воспитание, открывающее доступ народным массам к культурным ценностям, воспитание новой, подлинно народной интеллигенции, переустройство быта на социалистических началах. Ленин прозорливо предвидел, что в результате культурной революции родится новое, многонациональное искусство, способное воспринять и творчески переработать лучшие достижения мировой художественной культуры.
Это будет «действительно новое, великое коммунистическое искусство, которое создаст формы соответственно своему содержанию». Указывая на необходимость освоения культурных богатств, накопленных в процессе исторического развития общества, Ленин в то же время выступал против некритического отношения к культуре буржуазного общества, внутри которой нужно различать реакционную культуру господствующих классов и «элементы демократической и социалистической культуры» (т. 24, с. 120). Процесс освоения, переработки и развития худож. культуры прошлого должен происходить «с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры» (т. 41, с. 462).
Ленин подверг резкой критике нигилистическое отрицание всей прошлой культуры теоретиками Пролеткульта. Пролетарская культура не является «выскочившей неизвестно откуда», говорил Ленин на III съезде РКСМ. «Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества…» (т. 41, с. 304). Попытки «лабораторного» создания нового искусства, обоснования «чистой» пролетарской культуры Ленин считал теоретически неверными и практически вредными, заключающими в себе угрозу отрыва культурного авангарда от масс (т. 44, с. 348— 349). Подлинная социалистическая худож. культура должна быть не только итогом культурного развития человечества, но и «уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс».
Народность является, по Ленину, не только неотъемлемой чертой нового, социалистического искусства, но и одним из принципов освоения культурного богатства. Оценка художественного наследия сквозь призму художественно-эстетических идеалов народных масс не означает, однако, упрощенного отбрасывания всего сложного в истории художественной культуры. Освоение художественного наследия должно способствовать формированию у трудящихся эстетического вкуса, пробуждению в них «художников». Сформулированные Лениным принципы партийности и народности искусства, бережного отношения к художественному таланту и культурному наследию и др. легли в основу политики Коммунистической партии в области развития советской литературы и искусства.
sovtime.ru
Ленин, Владимир Ильич — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
<imagemap>: неверное или отсутствующее изображение | Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения.Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения должны быть подробности. |
Влади́мир Ильи́ч Улья́нов (псевдоним Ле́нин; 10 (22) апреля 1870, Симбирск — 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) — российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, первый председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.
Марксист, публицист, основоположник марксизма-ленинизма, идеолог и создатель Третьего (Коммунистического) интернационала, основатель СССР, первый председатель СНК СССР. Сфера основных политико-публицистических работ — материалистическая философия, теория марксизма, критика капитализма и его высшей фазы: империализма, теория и практика осуществления социалистической революции, построения социализма и коммунизма, политэкономия социализма.
Мнения и оценки исторической роли Владимира Ульянова (Ленина) отличаются крайней полярностью[1][2]. Вне зависимости от положительной или отрицательной оценки деятельности Ленина, даже многие некоммунистические исследователи считают его наиболее значительным революционным государственным деятелем в мировой истории[3]. Журнал Time включил Ленина в сотню выдающихся людей 20-го века в категории «Лидеры и революционеры»[4]. В. Лавров утверждает, что произведения В. И. Ленина занимают первое место в мире среди переводной литературы[5].
Биография
Детство, образование и воспитание
Владимир Ильич Ульянов родился в 1870 году в Симбирске (ныне Ульяновск), в семье инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова (1831—1886), — сына бывшего крепостного крестьянина села Андросово Сергачского уезда Нижегородской губернии Николая Ульянова (вариант написания фамилии: Ульянина), женатого на Анне Смирновой — дочери астраханского мещанина (по версии советской писательницы М. С. Шагинян, происходившей из рода крещёных калмыков[6]). Мать — Мария Александровна Ульянова (урождённая Бланк, 1835—1916), шведско-немецкого происхождения по матери и, по разным версиям, украинского, немецкого или еврейского — по отцу. Дедом Владимира по матери был, по одной из версий, еврей, принявший православие, Александр Дмитриевич Бланк[7][8]. По другой версии, он происходил из семьи немецких колонистов, приглашённых в Россию Екатериной II)[9]. Известная исследовательница семьи Ленина М. Шагинян утверждала, что Александр Бланк был украинцем.
И. Н. Ульянов дослужился до чина действительного статского советника, что в Табели о рангах соответствовало военному чину генерал-майора и давало право на потомственное дворянство.
В 1879—1887 годах Владимир Ульянов учился в Симбирской гимназии, которой руководил Ф. М. Керенский, отец А. Ф. Керенского, будущего главы Временного Правительства (1917). В 1887 году окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Казанского университета. Ф. М. Керенский был очень разочарован выбором Володи Ульянова, так как советовал ему поступать на историко-словесный факультет университета ввиду больших успехов младшего Ульянова в латыни и словесности[10]. Вплоть до 1887 года ничего не известно о какой-либо революционной деятельности Владимира Ульянова. Он принял православное крещение и до 16 лет принадлежал к симбирскому религиозному Обществу преподобного Сергия Радонежского, отойдя от религии, вероятно, в 1886 году[11]. Оценки по закону Божьему в гимназии у него были отличными[12], как и почти по всем остальным предметам. В его аттестате зрелости лишь одна четверка — по логике. В 1885 году в списке учеников гимназии указано, что Владимир — «ученик весьма даровитый, усердный и аккуратный. Успевает во всех предметах очень хорошо. Ведёт себя примерно». Первая награда была вручена ему уже в 1880 году, после окончания первого класса — книга с золотым тиснением на переплёте: «За благонравие и успехи» и похвальный листК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1566 дней].
Историк В. Т. Логинов в своей работе, посвящённой детству и юности Ленина[13], приводит большой фрагмент из воспоминаний одноклассника В. Ульянова А. Наумова, будущего министра царского правительства. Эти же воспоминания цитирует историк В. П. Булдаков[14], по мнению которого свидетельства Наумова ценны и непредвзяты; историк считает весьма характерным такое описание В. Ульянова:
Способности он имел совершенно исключительные, обладал огромной памятью, отличался ненасытной научной любознательностью и необычайной работоспособностью… Воистину, это была ходячая энциклопедия… Он пользовался среди всех его товарищей большим уважением и деловым авторитетом, но… нельзя сказать, чтобы его любили, скорее — ценили…В классе ощущалось его умственное и трудовое превосходство…хотя…сам Ульянов никогда его не выказывал и не подчеркивал.
По мнению Ричарда Пайпса[15],
В Ленине-юноше удивляет как раз то, что, в отличие от большинства своих современников, он не выказывал никакого интереса к общественной жизни. В воспоминаниях, вышедших из-под пера одной из его сестёр до того, как железная лапа цензуры легла на всё, что писалось о Ленине, он предстаёт мальчиком чрезвычайно старательным, аккуратным и педантичным, — в современной психологии это называется компульсивным типом. Он был идеальным гимназистом, получал отличные оценки практически по всем предметам, включая поведение, и это год за годом приносило ему золотые медали. Его имя было в начале списка окончивших курс гимназии. Ничто в скудных сведениях, которыми мы располагаем, не говорит о бунте — ни против семьи, ни против режима. Фёдор Керенский, отец будущего политического соперника Ленина, бывший директором гимназии в Симбирске, которую посещал Ленин, рекомендовал его для поступления в Казанский университет как «замкнутого» и «необщительного» молодого человека. «Ни в гимназии, ни вне её, — писал Керенский, — не было замечено за Ульяновым ни одного случая, когда бы он словом или делом вызвал в начальствующих и преподавателях гимназии непохвальное о себе мнение». Ко времени окончания гимназии в 1887 году у Ленина не было «определённых» политических убеждений. Ничто в начале его биографии не изобличало в нём будущего революционера; напротив — многое свидетельствовало о том, что Ленин пойдёт по стопам отца и сделает заметную служебную карьеру.
В том же 1887 году, 8 (20) мая, его старшего брата — Александра — казнили, как участника народовольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III. Произошедшее стало глубокой трагедией для семьи Ульяновых, не подозревавшей о революционной деятельности Александра.
В университете Владимир был вовлечён в нелегальный студенческий кружок «Народной воли» во главе с Лазарем Богоразом. Через три месяца после поступления он был исключён за участие в студенческих беспорядках, вызванных новым уставом университета, введением полицейского надзора за студентами и кампанией по борьбе с «неблагонадёжными» студентами[16]. По словам инспектора студентов, пострадавшего от студенческих волнений, Ульянов находился в первых рядах бушевавших студентов.
На следующую ночь Владимир в числе сорока других студентов был арестован и отправлен в полицейский участок. Всех арестованных, в порядке характерных для периода царствования Александра III методов борьбы с «непокорством», исключили из университета и выслали на «место родины». Позже ещё одна группа студентов покинула Казанский университет в знак протеста против репрессий. В числе добровольно ушедших из университета был двоюродный брат Ульянова, Владимир Ардашев. После ходатайств Любови Александровны Ардашевой, тёти Владимира Ильича, Ульянов был выслан в деревню Кокушкино Лаишевского уезда Казанской губернии, где он жил в доме Ардашевых до зимы 1888—1889 годов.
Так как во время полицейского следствия были выявлены связи молодого Ульянова с нелегальным кружком Богораза, а также по причине казни его брата, он попал в список «неблагонадёжных» лиц, подлежащих полицейскому надзору. По этой же причине ему было запрещено восстановиться в университете, а соответствующие прошения его матери раз за разом отклонялись. По описанию Ричарда Пайпса[17],
В течение описываемого периода Ленин много читал. Он штудировал «прогрессивные» журналы и книги 1860—1870-х годов, особенно труды Н. Г. Чернышевского, которые, по его собственным словам, оказали на него решающее влияние. Это было трудное время для всех Ульяновых: симбирское общество бойкотировало их, поскольку связи с семьёй казнённого террориста могли привлечь нежелательное внимание полиции…
Начало революционной деятельности
Осенью 1888 года Ульянову было разрешено вернуться в Казань. Здесь он впоследствии вступил в один из марксистских кружков, организованных Н. Е. Федосеевым, где изучались и обсуждались сочинения К. Маркса, Ф. Энгельса и Г. В. Плеханова. В 1924 году Н. К. Крупская писала в «Правде»: «Плеханова Владимир Ильич любил страстно. Плеханов сыграл крупную роль в развитии Владимира Ильича, помог ему найти правильный революционный подход, и потому Плеханов был долгое время окружён для него ореолом: всякое самое незначительное расхождение с Плехановым он переживал крайне болезненно»[18].
В мае 1889 М. А. Ульянова приобрела имение Алакаевка в 83,5 десятин (91,2 гектара) в Самарской губернии и семья переехала туда на жительство. Уступив настойчивым просьбам матери, Владимир попробовал заниматься управлением имением, но успеха не имел[19]. Окрестные крестьяне, пользуясь, неопытностью новых хозяев, похитили у них лошадь и две коровы[19]. В результате Ульянова продала вначале землю, а впоследствии и дом[19]. В советское время в этом селе был создан дом-музей Ленина[20].
Осенью 1889 года семья Ульяновых переезжает в Самару, где Ленин также поддерживает связь с местными революционерами.
По мнению Ричарда Пайпса, в период 1887—1891 годов молодой Ульянов стал, вслед за своим казнённым братом, сторонником «Народной воли». В Казани и Самаре он последовательно отыскивал народовольцев, от которых узнавал сведения о практической организации движения, на тот момент выглядевшего, как законспирированная дисциплинированная организация «профессиональных революционеров».
В 1890 году власти смягчились и разрешили ему готовиться экстерном к экзаменам на юриста. В ноябре 1891 года Владимир Ульянов сдал экстерном экзамены за курс юридического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета[21]. После этого он изучил большое количество экономической литературы, особенно земских статистических отчётов по сельскому хозяйству.
В период 1892—1893 годов взгляды Ленина под сильным влиянием работ Плеханова медленно эволюционировали от народовольческих к социал-демократическим. При этом он уже в 1893 году разработал новую на тот момент доктрину, объявившую современную ему Россию, в которой четыре пятых населения составляло крестьянство, «капиталистической» страной. Кредо ленинизма было окончательно сформулировано в 1894 году: «русский рабочий, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведёт русский пролетариат (рядом с пролетариатом всех стран) прямой дорогой открытой политической борьбы к победоносной коммунистической революции».
Как пишет исследователь М. С. Восленский в работе «Номенклатура»,
|
В 1892—1893 годах Владимир Ульянов работал помощником у самарского присяжного поверенного (адвоката) А. Н. Хардина, ведя в большинстве уголовные дела, проводил «казённые защиты»[22].
Он с большим юмором принялся рассказывать нам о своей недолгой юридической практике в Самаре, о том, что из всех дел, которые ему приходилось вести по назначению (а он только по назначению их и вел), он не выиграл ни одного и только один его клиент получил более мягкий приговор, чем тот, на котором настаивал прокурор.
— Мария Ильинична Ульянова, мемуары[23]
В 1893 году Ленин приехал в Санкт-Петербург, где устроился помощником к присяжному поверенному (адвокату) М. Ф. Волькенштейну[24]. В Петербурге им были написаны работы по проблемам марксистской политэкономии, истории русского освободительного движения, истории капиталистической эволюции русской пореформенной деревни и промышленности. Часть из них была издана легально. В это время он также разрабатывал программу социал-демократической партии. Деятельность В. И. Ленина как публициста и исследователя развития капитализма в России на основе обширных статистических материалов делает его известным среди социал-демократов и оппозиционно настроенных либеральных деятелей, а также во многих других кругах российского общества[25].
По мнению Ричарда Пайпса, Ленин как личность окончательно сложился в возрасте 23 лет, к моменту переезда в Петербург в 1893 году:
|
По описанию Максима Горького: «для него рабочий класс — что для кузнеца руда»[26]. Однако Водовозова опровергает А. А. Беляков[28]:Вл. Ульянов… резко и определённо выступил против кормления голодающих. Его позиция, насколько я её сейчас вспоминаю, — а запомнил я её хорошо, ибо мне приходилось не мало с ним о ней спорить, — сводилась к следующему: голод есть прямой результат определённого социального строя; пока этот строй существует, такие голодовки неизбежны; уничтожить их можно, лишь уничтожив этот строй. Будучи в этом смысле неизбежным, голод в настоящее время играет и роль прогрессивного фактора. Разрушая крестьянское хозяйство, выбрасывая мужика из деревни в город, голод создаёт пролетариат и содействует индустриализации края… Он заставит мужика задуматься над основами капиталистического строя, разобьёт веру в царя и царизм и, следовательно, в своё время облегчит победу революции.
Владимир Ильич не меньше других революционеров страдал, мучился, ужасался, наблюдая кошмарные картины гибели людей и слушая рассказы очевидцев о том, что совершается в далёких, заброшенных деревнях, куда не доходила помощь и где вымирали почти все жители. (…) Везде и всюду Владимир Ильич утверждал только одно, что в помощи голодающим не только революционеры, но и радикалы не должны выступать вместе с полицией, губернаторами, вместе с правительством — единственным виновником голода и «всероссийского разорения», а против кормления голодающих никогда не высказывался, да и не мог высказаться.
Сам Ленин высказывался по этому вопросу вполне однозначно, не подвергая сомнению необходимость «самой широкой помощи голодающим»[29][30].
В мае 1895 года Ульянов выехал за границу, где встретился в Швейцарии с Плехановым, в Германии — с В. Либкнехтом, во Франции — с П. Лафаргом и другими деятелями международного рабочего движения, а по возвращении в Петербург в 1895 году вместе с Ю. О. Мартовым и другими молодыми революционерами объединил разрозненные марксистские кружки в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»[31]. Под влиянием Плеханова Ленин частично отступил от своей доктрины, провозглашающей царскую Россию «капиталистической» страной, объявив её страной «полуфеодальной». Ближайшей целью для него становится свержение самодержавия, теперь в союзе с «либеральной буржуазией». «Союз борьбы» вёл активную пропагандистскую деятельность среди рабочих, им было выпущено более 70 листовок[32]. В декабре 1895 года, как и многие другие члены «Союза», Ульянов был арестован, более года содержался в тюрьме и в 1897 году выслан на 3 года в село Шушенское Минусинского уезда Енисейской губернии.
С тем, чтобы «гражданская» жена Ленина, Н. К. Крупская, могла последовать за ним в ссылку, ему пришлось в июле 1898 года зарегистрировать свой брак с ней. Так как в России того времени признавались только церковные браки, Ленину, на тот момент уже бывшему атеистом, пришлось обвенчаться в церкви, официально обозначив себя как православного. Изначально ни Владимир Ильич, ни Надежда Константиновна не собирались оформлять свой брак церковным путём, но через самое короткое время пришёл приказ полицмейстера: или венчаться, или Надежда Константиновна должна покинуть Шушенское и следовать в Уфу, по месту ссылки. «Пришлось проделать всю эту комедию», — говорила позже Крупская. Ульянов в письме к матери от 10 мая 1898 года так обрисовывает сложившееся положение: «Н. К., как ты знаешь, поставили трагикомическое условие: если не вступит немедленно (sic!) в брак, то назад в Уфу. Я вовсе не расположен допускать сие, и потому мы уже начали „хлопоты“ (главным образом прошения о выдаче документов, без которых нельзя венчать), чтобы успеть обвенчаться до поста (до петровок): позволительно все же надеяться, что строгое начальство найдёт это достаточно „немедленным“ вступлением в брак». Наконец, в начале июля документы были получены, и можно было идти в церковь. Но случилось так, что не оказалось ни поручителей, ни шаферов, ни обручальных колец, без которых свадебная церемония немыслима. Исправник категорически запретил приезд на бракосочетание ссыльным Кржижановским и Старковым. Конечно, можно было бы опять начать хлопоты, но Владимир Ильич решил не ждать. Поручителями и шаферами он пригласил знакомых шушенских крестьян: писаря Степана Николаевича Журавлёва, лавочника Иоанникия Ивановича Завёрткина, Симона Афанасьевича Ермолаева и др. А один из ссыльных, Оскар Александрович Энгберг, изготовил жениху и невесте обручальные кольца из медного пятака.
10 (22) июля 1898 года в местной церкви священник Иоанн Орестов совершил таинство венчания. Запись в церковной метрической книге села Шушенского свидетельствует, что административно-ссыльные православные В. И. Ульянов и Н. К. Крупская венчались первым браком[33].
В ссылке он написал по собранному материалу книгу «Развитие капитализма в России», направленную против «легального марксизма» и народнических теорий[34]. Во время ссылки было написано свыше 30 работ[35], налажена связь с социал-демократами Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Воронежа и других городов. К концу 1890-х годов под псевдонимом «К. Тулин» В. И. Ульянов приобрёл известность в марксистских кругах. В ссылке Ульянов консультировал по юридическим вопросам местных крестьян, составлял за них юридические документы[22].
Первая эмиграция (1900—1905)
В 1898 году в Минске в отсутствие лидеров Петербургского Союза борьбы состоялся I съезд РСДРП в количестве 9 человек, который учредил Российскую социал-демократическую рабочую партию, приняв Манифест[36]. Все члены избранного съездом ЦК и большинство делегатов были тут же арестованы, многие представленные на съезде организации были разгромлены полицией. Находившиеся в сибирской ссылке руководители «Союза борьбы» решили объединить разбросанные по стране многочисленные социал-демократические организации и марксистские кружки с помощью газеты.
После окончания ссылки в феврале 1900 года Ленин, Мартов и А. Н. Потресов объезжают российские города, устанавливая связи с местными организациями. 26 февраля 1900 года Ульянов прибывает во Псков, где ему разрешено проживать после ссылки. В апреле 1900 года во Пскове состоялось организационное совещание по созданию общероссийской рабочей газеты «Искра», в котором приняли участие В. И. Ульянов-Ленин, С. И. Радченко, П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Л. Мартов, А. Н. Потресов, А. М. Стопани. В апреле 1900 года Ленин нелегально из Пскова совершает однодневную поездку в Ригу. На переговорах с латышскими социал-демократами рассматривались вопросы по транспортировке газеты «Искра» из-за границы в Россию через порты Латвии[37]. В начале мая 1900 года Владимир Ульянов получил во Пскове заграничный паспорт. 19 мая он выезжает в Петербург, а 21 мая там его задерживает полиция. Был также тщательно досмотрен и багаж, отправленный Ульяновым из Пскова в Подольск. После досмотра багажа начальник Московского охранного отделения С. В. Зубатов направляет телеграмму в Петербург начальнику особого отделения департамента полиции Л. А. Ратаеву: «Груз оказался библиотекой и тенденциозными рукописями, вскрыт в порядке Устава Российских железных дорог, как отправленный незапломбированным. По рассмотрении жандармской полицией и экспертизы отделения будет отправлен по назначению. Зубатов»[38]. Операция по аресту социал-демократа окончилась провалом. Как опытный конспиратор, В. И. Ленин не дал псковской полиции поводов против себя. В донесениях филёров и в сведениях Псковского жандармского управления о В. И. Ульянове отмечается, что «за время проживания в Пскове до выезда за границу ни в чём предосудительном не замечен». Хорошим прикрытием служила Ленину и работа в статистическом бюро Псковского губернского земства, его участие в составлении программы оценочно-статистического обследования губернии[39]. Кроме незаконного посещения столицы предъявить Ульянову было нечего. Через десять дней он был отпущен[40].
В июне 1900 года Владимир Ульянов вместе со своей матерью М. А. Ульяновой и старшей сестрой Анной Ульяновой приезжает в Уфу, где находилась в ссылке его жена Н. К. Крупская[41].
29 июля 1900 года Ленин выезжает в Швейцарию, где проводит с Плехановым переговоры об издании газеты и теоретического журнала[42]. В редколлегию газеты «Искра» (позже появился и журнал — «Заря»), вошли три представителя эмигрантской группы «Освобождение труда» — Плеханов, П. Б. Аксельрод и В. И. Засулич и три представителя «Союза борьбы» — Ленин, Мартов и Потресов. В среднем тираж газеты составлял 8000 экземпляров, а некоторых номеров — до 10 000 экземпляров. Распространению газеты способствовало создание сети подпольных организаций на территории Российской империи. Редакция «Искры» обосновалась в Мюнхене, но Плеханов остался в Женеве. Аксельрод по-прежнему жил в Цюрихе. Мартов ещё не прибыл из России. Не приехала и Засулич. Прожив в Мюнхене короткое время, надолго покинул его и Потресов. Основную работу в Мюнхене по организации выпуска «Искры» проводит Ульянов. Первый номер «Искры» поступает из типографии 24 декабря 1900 года. 1 апреля 1901 года, отбыв уфимскую ссылку, в Мюнхен прибывает Н. К. Крупская и приступает к работе в редакции «Искры»[43].
В декабре 1901 года в журнале «Заря» публикуется статья под заглавием «Гг. „критики“ в аграрном вопросе. Очерк первый» — первая работа, которую Владимир Ульянов подписал псевдонимом «Н. Ленин»[44][45].
В период 1900—1902 годов Ленин под влиянием наступившего в то время общего кризиса революционного движения пришёл к выводу о том, что предоставленный сам себе революционный пролетариат вскоре откажется от борьбы с самодержавием, ограничившись лишь одними экономическими требованиями.
В 1902 году в работе «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» Ленин выступил с собственной концепцией партии, которую он видел централизованной боевой организацией («партия нового типа»). В этой статье он пишет: «Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернём Россию!». В данной работе Ленин впервые сформулировал свои доктрины «демократического централизма» (строгой иерархической организации партии революционеров) и «привнесения сознания».
Согласно новой на тот момент доктрине «привнесения сознания», предполагалось, что промышленный пролетариат сам по себе не революционен и склонен лишь к экономическим требованиям («тред-юнионизм»), необходимая «сознательность» должна была быть «привнесена» извне партией профессиональных революционеров, которая в таком случае стала бы «авангардом».
Заграничная агентура царской разведки напала на след газеты «Искра» в Мюнхене. Поэтому в апреле 1902 года редакция газеты переехала из Мюнхена в Лондон. Вместе с Лениным и Крупской в Лондон переезжают Мартов и Засулич[46]. С апреля 1902 по апрель 1903 года В. И. Ленин вместе с Н. К. Крупской жил в Лондоне, под фамилией Рихтер, сначала в меблированных комнатах, а затем снятых двух небольших комнатках в доме неподалёку от Британского музея, в библиотеке которого Владимир Ильич часто работал[47]. В конце апреля 1903 года Ленин с женой переезжают из Лондона в Женеву в связи с переводом туда издания газеты «Искра»[48]. В Женеве они проживали до 1905 года[49].
Участие в работе II съезда РСДРП (1903 год)
С 17 июля по 10 августа 1903 года в Лондоне проходил II съезд РСДРП. Ленин принимал активное участие в подготовке съезда не только своими статьями в «Искре» и «Заре»; ещё с лета 1901 года вместе с Плехановым он работал над проектом программы партии, подготовил проект устава[50]. Программа состояла из двух частей — программы-минимума и программы-максимума; первая предполагала свержение царизма и установление демократической республики, уничтожение остатков крепостничества в деревне, в частности возвращение крестьянам земель, отрезанных у них помещиками при отмене крепостного права (так называемых «отрезков»), введение восьмичасового рабочего дня, признание права наций на самоопределение и установление равноправия наций; программа-максимум определяла конечную цель партии — построение социалистического общества и условия достижения этой цели — социалистическую революцию и диктатуру пролетариата[50].
На самом съезде Ленин был избран в бюро, работал в программной, организационной и мандатной комиссиях, председательствовал на ряде заседаний и выступал почти по всем вопросам повестки дня[50].
К участию в съезде были приглашены как организации, солидарные с «Искрой» (и называвшиеся «искровскими»), так и не разделявшие её позицию. В ходе обсуждения программы возникла полемика между сторонниками «Искры» с одной стороны и «экономистами» (для которых оказалось неприемлемым положение о диктатуре пролетариата) и Бундом (по национальному вопросу внутри партии[51]) — с другой; в результате 2 «экономиста», а позже и 5 бундовцев покинули съезд.
Но обсуждение устава партии, 1-го пункта, определявшего понятие члена партии, обнаружило разногласия и среди самих искровцев, разделившихся на «твёрдых» (сторонников Ленина) и «мягких» (сторонников Мартова). «В моём проекте, — писал Ленин после съезда, — это определение было таково: „Членом Российской социал-демократической рабочей партии считается всякий, признающий её программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций“. Мартов же вместо подчёркнутых слов предлагал сказать: работой под контролем и руководством одной из партийных организаций… Мы доказывали, что необходимо сузить понятие члена партии для отделения работающих от болтающих, для устранения организационного хаоса, для устранения такого безобразия и такой нелепости, чтобы могли быть организации, состоящие из членов партии, но не являющиеся партийными организациями, и т. д. Мартов стоял за расширение партии и говорил о широком классовом движении, требующем широкой — расплывчатой организации и т. д… „Под контролем и руководством“, — говорил я, — означают на деле не больше и не меньше, как: без всякого контроля и без всякого руководства»[52]. Противники Ленина усматривали в его формулировке попытку создать не партию рабочего класса, а секту заговорщиков[53]. Предложенная Мартовым формулировка 1-го пункта устава была поддержана 28 голосами против 22 при 1 воздержавшемся. При выборах в Центральный Комитет РСДРП, после ухода бундовцев и экономистов, группа Ленина получила большинство. Это случайное обстоятельство, как показали дальнейшие события, навсегда разделило партию на «
wiki-org.ru
Кто такой Ленин? Не знать
«Кто такой Ленин?» — этот обидный вопрос молодое поколение задаёт всё чаще и чаще. Возвратившаяся социальная несправедливость кажется нормой жизни. Но те, кто жил постулатами учения Ленина, знают, что это вовсе не норма. Во всяком случае, труды его всё ещё доступны и даже весьма злободневны. К тому же историю своей страны знать просто необходимо. И о том, кто такой Ленин, тоже. Семьдесят лет прожила страна по его учению — это довольно большая часть жизни государства. С великими победами. С верой в завтра. Будем надеяться, что Владимир Ленин жив.
Детство
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) был четвёртым ребёнком в семье директора народных училищ города Симбирска Ильи Николаевича Ульянова. Семья была исключительно дружная, потому что мать целиком и полностью посвятила себя детям. Чрезвычайно одарённая пианистка, превосходно начитанная — ей было, что передать детям. Да и сама она лучший пример перед их глазами: никогда не повышающая голос, строгая, но при этом добрейшей души женщина, справедливая, но умеющая понять своего ребёнка и по-настоящему глубоко вникнуть в ситуацию. Все пятеро братьев и сестёр Ленина стали революционерами. Старший, Александр, был казнён за покушение на царя Александра III. Владимир Ильич всегда учился на отлично. Симбирскую гимназию окончил с золотой медалью и поступил в Казанский университет. За активное участие в студенческих волнениях был исключён и выслан в деревню Кокушкино.
Революционер
В 1888 году Владимир Ильич Ленин стал профессиональным революционером. Изучение «Капитала» Маркса и трудов Энгельса, Плеханова, Каутского помогли ему за четыре года постичь все высоты и глубины политической экономии и философии. Он тщательно изучал условия хозяйствования в России и положение пролетариата и крестьянства. Параллельно Владимир Ильич готовился сдать экстерном экзамены в Петербургском университете и блестяще их выдержал, получив диплом помощника присяжного поверенного. Юридической практикой, правда, он почти не занимался, поскольку другие цели и задачи определяли все его устремления. Уже тогда, будучи совсем молодым, он удивлял соратников разносторонностью и качеством знаний и непримиримостью своих убеждений.
Кто такой Ленин
Даже первые его философские труды были гениальными. В 1894 вышла работа под названием «Что такое друзья народа…», где уже яснее ясного прослеживался весь путь рабочего класса через революцию к свободе и процветанию против царизма и капитализма и за социализм. Ленин продолжал дело Маркса и Энгельса, самостоятельно разрабатывая и развивая их учение. В 1897 году его отправили в ссылку в Шушенское (Красноярский край). Здесь он усиленно работал над своими книгами (в том числе «Развитие капитализма в России»). В личной жизни тоже наступили перемены: он женился на Надежде Константиновне Крупской, которая всю жизнь была его первым и самым надёжным помощником во всех революционных делах. Тогда же в Шушенском Ленин придумал средство для сплочения всех прогрессивных сил страны. Этим средством впоследствии оказалась газета «Искра».
Лидер партии
В 1903 году Ленин содействовал скорейшему созыву второго съезда социал-демократической рабочей партии. К этому времени у социал-демократов уже не возникало вопроса о том, кто такой Ленин. Его труды не только повсеместно изучались, но и обретали своих сторонников и противников. Там, в Лондоне, и вскрылся обнаруженный им ещё в Шушенском раскол партии на большевиков и меньшевиков. Так большевизм оформился как самостоятельное политическое течение. Все последующие годы Ленин неустанно работал, живя полулегально то на родине, то за границей. Большую часть времени он посвящал изучению трудовой реформы, выпускал газету «Новое время», вёл революционную просветительскую работу. Первая русская революция была жестоко подавлена. Владимир Ильич выявил все объективные и субъективные причины неудачи. Последующие годы, особенно с 1908 по 1911, были очень сложными.
Учёный-новатор
В 1911 году начала свою работу партийная школа для рабочих, где Ленин читал лекции по теории и практике политики партии. После конференции в Петербурге появилась газета «Правда». Вот тогда самые широкие слои населения России узнали о том, кто такой Ленин, к чему он призывает и каким путём поведёт рабочий класс к победе революции. Ленин руководил изданием из-за границы, писал материалы для неё каждый день, что помогло привлечь к делу большую часть сознательных рабочих. Первая мировая война была встречена народом отнюдь не восторженно. И Ленин призывал воюющие стороны повернуть оружие против кровавого царизма и капитализма. В 1915 году им была обоснована возможность победы социализма в отдельно взятой стране. Февральская буржуазная революция 1917 года вызвала Ленина из-за границы в Петроград. Он редактировал «Правду», разъясняя большевистские лозунги и призывы к революции, которая будет во много раз сильнее февральской. Кроме того, он проводил занятия, выступал с речами в солдатских казармах, в рабочих цехах. Число сторонников революции быстро росло. Вышел приказ об аресте Ленина. Работа продолжалась в подполье.
Организация революции
25 октября 1917 года свершилось! Вклад Ленина в революцию действительно громаден. Созданное им учение о партии как о руководителе пролетариата в борьбе за его диктатуру явилось непреодолимой силой для буржуазии и всех её проявлений. Кроме того, Ленин стал основателем и лидером нового философского направления марксистского толка. Объём написанных им трудов огромен: пятьдесят пять томов учёных текстов. И неизмерима ценность изложенного в них.
fb.ru