Николай Новиков — биография, фото, журналы, личная жизнь, причина смерти
Биография
Журналист, сатирик и просветитель Николай Новиков вошел в историю не только как основатель многочисленных печатных изданий, автор обличительных статей и организатор школ, но и как один из первых в России политических заключенных. Его арест произошел в период расцвета таланта и издательской активности. После выхода из тюрьмы Новиков так и не смог возобновить работу, однако и того, что он успел написать, хватило, чтобы целые поколения потомков благодарили его.
Детство и юность
Николай Иванович Новиков родился в Московской губернии, в имении Тихвинское-Авдотьино, 27 апреля (8 мая) 1744 года. Он происходил из дворянской семьи, его отец был отставным офицером флота. Грамоте мальчика научил деревенский дьячок, позже Николая отдали в столичную гимназию. Молодой человек проучился там 5 лет и был исключен за лень и прогулы.
Вернувшись к родителям и прожив с ними еще 2 года, он отправился на службу в Измайловский полк, к которому был приписан при рождении. Военная карьера складывалась успешно, Новикова вскоре произвели в унтер-офицеры, но сам он к тому времени начал понимать, что душа его лежит не к армии, а к наукам и книжному делу. К этому времени относятся его первые литературные опыты. Николай издал 2 повести, самостоятельно переведенные с французского языка, и сонет.
Портрет Николая НовиковаВ 1767 году Новикову поручили работу в комиссии, составлявшей обновленный свод законов «Новое уложение». Он оказался в числе молодых людей, которые должны были вести протоколы заседаний. Это было очень важным делом, находившимся под личным контролем Екатерины II, а включение в состав комиссии стало признанием его «особливым дворянином со способностями».
Там Николай Иванович смог глубоко изучить проблемы современной российской жизни, что заложило основы его просветительских взглядов. Императрица заметила способного молодого ученого, поэтому даже после перевода из Измайловского полка в Муромский Новиков остался работать в комиссии.
Журналистика и издательская деятельность
С этой работы его уволили в 1769 году. Составление «Уложения» было закончено, и Николай Иванович перешел на работу переводчиком в коллегию. В мае того же года начинает издаваться знаменитый журнал «Трутень».
Журнал Николая Новикова «Трутень»На его основание Новиков предварительно получил разрешение у императрицы, однако редакционную политику он вел собственную, совершенно не совпадающую с пожеланиями правящей верхушки. Екатерина II рекомендовала издателям подобных журналов «обличать пороки, но не людей» (что было ближе к юмору, чем к сатире), но Новиков дерзнул печатать откровенную критику. Эпиграфом «Трутня» стала строчка, взятая из басни Сумарокова:
«Они работают, а вы их труд ядите».
Фраза задала тон всем публикациям в издании, это было открытое обличение существующих порядков, изображающее дворянство в черном цвете. Новиков создал целую галерею вымышленных образов – жадных, карикатурно грубых помещиков Змеяна и Безрассуда, глас народа в лице Правдулюбова, который открыто полемизировал с авторами проправительственных изданий. Всякий, кто читал «Трутень», мог убедиться, что в Российской империи не было ни справедливости, ни порядка.
Императрица Екатерина IIОсобое внимание Николай Иванович уделял идее сохранения русской национальной культуры, резко выступая против «иностранщины» и высмеивая увлечение дворянства французскими и немецкими обычаями. Вместе с тем главной его мишенью было крепостное право: с помощью цифр и фактов он рисовал перед читателями неприглядную картину крестьянских судеб и быта, разгула помещичьего произвола и безнаказанности.
Екатерина II, разумеется, постаралась как можно скорее пресечь такую дерзость. Не в силах полемизировать с ним на равных, она просто воспользовалась властью и особым распоряжением в 1770 году закрыла журнал. Это не остановило Новикова, но заставило его быть осторожнее. Он стал редактором еще нескольких журналов. «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек» по-прежнему носили оппозиционный характер, но тон публикаций сменился на более сдержанный.
Журналы Николая Новикова«Пустомелю» быстро постигла участь «Трутня», однако «Живописцу» и его последователям удалось продержаться дольше. В новых изданиях Новиков по-прежнему обличал помещиков, но не опускался до революционных воззваний. Правильнее всего было бы назвать его политическую позицию дворянским либерализмом.
Работы просветителя стали началом принципиально иного этапа в российской журналистике. Это была сатира нового типа, насыщенная свежими приемами изображения реальности, смелая и бескомпромиссная. От старых схем ее отличало разнообразие жанров и присутствие живых словесных портретов.
Бюст Николая НовиковаВ 1774 году Николай Иванович ушел в отставку и посвятил всего себя литературной работе. Через 3 года он стал основателем журнала «Утренний свет», заложившим направление философской журналистики в России. Постепенно издатель отошел от сатиры и обратился к просветительству, сменив обличительный тон на нравоучительный.
В 1779 году Новиков переехал в Москву и начал издавать «Московские ведомости», газету, созданную по европейским образцам, которая сочетала новостную информацию с аналитическими статьями. Вместо «Утреннего света» вскоре стал выходить журнал «Московское ежемесячное издание», а «Ведомости» обзавелись приложением из избранных статей. Позже Николай Иванович начал выпускать и специализированные журналы «Детское чтение», «Экономический магазин», «Библиотека для дамского туалета», везде последовательно проводя свою просветительскую программу.
Масонство
После переезда в столицу друзья Николая Ивановича познакомили его с масонским движением, что позже стало важным моментом его биографии. Приглашение вступить в масонские ряды он получил еще в 1775 году, но долго сомневался, не вполне разобравшись в учении и взглядах и не желая связывать себя малопонятной клятвой.
Николай НовиковМасоны, однако, страстно хотели заполучить его к себе и даже предварительно рассказали ему о содержании первых 3-х ступеней, что противоречило существующим правилам. В конце концов Новиков согласился, однако вскоре перешел из елагинской системы к Рейхелю, где участники были увлечены исключительно вопросами самопознания и нравственности.
Личная жизнь
Времени на личную жизнь у писателя почти не было, да и желания тратить время на сердечные дела тоже. С будущей женой Новиков познакомился в доме старого друга Николая Трубецкого. Александра Егоровна Римская-Корсакова приходилась хозяину дома племянницей. Брак был заключен быстро, но оказался не особенно счастливым, так как любви между супругами не было. В 1791 году Александра умерла, оставив Николаю Ивановичу троих детей.
Портрет Николая НовиковаВсе потомки пары страдали от падучей (эпилепсии). Она открылась у всех детей одновременно после очередного обыска, когда ворвавшиеся в дом гусары перевернули все вверх дном и забрали отца.
Смерть
К 1772 году неугомонный издатель окончательно истощил запасы терпения Екатерины II. Все началось с запрета на аренду типографии, закрытия издательства и поиска в статьях Новикова «ереси и крамолы», потом последовали вызовы на допросы и, наконец, заключение в Шлиссельбургскую крепость.
Спустя 4 года Павел I освободил ученого, но запретил ему издаваться и участвовать в общественной деятельности. Впоследствии положение Николая Ивановича не улучшилось, и постепенно о нем, лишенном права голоса, начали забывать.
После освобождения из крепости опальному издателю сообщили страшную новость: пока он был в тюрьме, все принадлежавшее ему имущество продали с аукциона. С помощью друзей и многочисленных писем в инстанции Новиков вернул себе имение Авдотьино, однако постройки пребывали в таком плачевном состоянии, что все оставшиеся деньги и силы пришлось бросить на ремонт.
Образовались крупные долги, и мучительной головной болью писателя стало погашение процентов по закладным. Каждый год в декабре ему приходилось буквально наскребать нужную сумму и постоянно жить в страхе, что имущество пойдет с молотка.
Мемориальная доска на доме Николая Новикова в селе Авдотьино1817 год выдался для Новикова особенно трудным – долг едва удалось оплатить в последний момент. От сильного волнения его разбил инсульт, сопровождавшийся потерей памяти и ставший 31 июля (12 августа) 1818 года причиной смерти.
После кончины Николая Ивановича его семья осталась в плачевном финансовом состоянии. Николай Михайлович Карамзин даже подал императору прошение, где отмечал вклад покойного в дело русского просвещения, призывал сжалиться и оплатить долги Новикова, но Александр I отказался, и заложенное имение было продано на публичных торгах.
24smi.org
Николай Новиков — писатель, журналист и просветитель. Основные вехи жизненного пути Николая Новикова
Восемнадцатое столетие в истории нашей страны было богато на имена талантливых людей, которые заставили историю двигаться в просветительском гуманистическом направлении. Одним из таких людей был яркий и самобытный журналист, писатель и педагог Николай Новиков.
Рассмотрим биографию и основные работы этого человека более подробно.
Вехи биографии: детство, юность, годы учебы и службы
Новиков Николай Иванович родился в Подмосковье, в имении своих родителей Тихвинском-Авдотьине, в 1744 году. Семья его принадлежала к дворянскому роду.
Детство Николая прошло в тихой домашней обстановке, его первым учителем был деревенский дьячок. Позже мальчик поступил в Московскую дворянскую гимназию, из которой был исключен в 1760 году «за леность».
После исключения из учебного заведения Николай Новиков не стал предаваться грусти, а посвятил свое свободное время чтению литературы. Спустя пару лет, в 1762 году, он поступил на военную службу в престижный Измайловский полк. Став случайным участником дворцового переворота, в результате которого к власти в стране пришла Екатерина Великая, Новиков был произведен в офицеры указом новой императрицы.
Екатерина нашла занятие образованному и начитанному юноше. Николай Новиков был включен в число депутатов, которым было поручено сочинение проекта будущего государственного уложения. Известно, что Николай Иванович очень добросовестно относился к своим новым обязанностям и всеми силами стремился принести пользу Отечеству.
Журналистика
Николай Новиков вошел в русскую историю как талантливый журналист и издатель. В 1769 году он оставил военную службу и приступил к осуществлению своей мечты: писатель (как и многие просветители) считал, что путем сообщения людям правильных знаний можно изменить общество в лучшую сторону. Орудием своей борьбы он выбрал сатиру.
Новиков стал издавать несколько журналов. Назывались они «Трутень», «Кошелек», «Живописец», «Пустомеля». В этих изданиях Новиков пытался высмеивать нравы своего времени: он выступал за реформы системы образования и воспитания, указывал на недостатки крепостного права, невежество и социальную несправедливость. Часто он в мягкой форме критиковал и действия властей.
Его журналы заняли позицию оппонентов по отношению к официальному изданию «Всякая всячина», которое активно поддерживалось Екатериной Великой.
Естественно, что журналы, издаваемые Новиковым, закрывались властями из-за их независимой и смелой позиции.
Педагогические сочинения
Многое за свою жизнь успел сделать Николай Новиков, биография этого человека — яркое тому подтверждение.
Известен Николай Иванович и как яркий педагог. Его перу принадлежат многочисленные произведения, обращенные к родителям и учителям. Это, как правило, журналистские работы и специальные авторские труды по педагогике.
Фактически Новиков создает свою педагогическую теорию, основанную на идеях просветительства и гуманизма. Он отрицает воспитательную силу физических наказаний детей, указывает на необходимость для родителей уделять большое вниманию делу воспитания подрастающего поколения, любить своих отпрысков, просвещать их разум знаниями, а душу – добродетельными примерами.
Особо ратует Новиков за нравственное образование и воспитание подрастающего поколения в семье и в учебных заведениях. Он говорит о необходимости отказа от передачи детей на попечение нанятых гувернеров и слуг, а также о необходимости одинаковой доступности образования для мальчиков и девочек.
Масонская ложа
Новиков Николай Иванович был членом масонской ложи – влиятельной тайной организации, распространенной в те годы в Европе и в России.
Впервые на заседании вольных каменщиков Новиков оказался в 1775 году — его привлекли идеи просветительства, уважение к нравственности, стремление к созиданию нового социального устройства.
Предполагается, что свою типографию на базе Московского университета Новиков создал благодаря поддержке друзей-масонов. Идеи масонства и протестантизма прослеживаются во многих сочинениях писателя.
Заточение и годы забвения
Именно за свои идеи Новиков и пострадал.
В 1792 году по приказу императрицы он был арестован и помещен в Шлиссельбургскую крепость. В обвинении, предъявленном писателю, указывалось, что он распространял мистико-протестантскую и масонскую литературу, чем смущал умы своих современников.
Существует предположение историков, согласно которому наследник престола — сын императрицы Павел — сочувствовал идеям масонов и благосклонно относился к Новикову, поэтому его царственная мать и была так строга в отношении писателя.
К слову сказать, сразу же после смерти матушки Павел освободил Новикова из крепости. Однако тот, по собственному признанию, утратил в заточении все здоровье. На волю он вышел немощным стариком, который мечтал только об одном — покое и забвении.
Николай Иванович Новиков, биография которого полна и взлетов, и падений, прожил остаток своих лет в доме родителей, заботясь о крестьянах и ведя тихий образ жизни. Умер он в 1818 году и был похоронен у себя в имении.
fb.ru
12. Новиков – издатель и журналист.
— ТРУТЕНЬ.
Выходил не только в 69 году, но просуществовал до 27 апреля 1770. Н.И. Новиков (1744-1818). Происходил из дворянской семьи, гимназия при Московском университете, служил в Измайловском полку. В 1767 принимает участие в заседаниях Комиссии по составлению Нового уложения – протоколист. В 68 уходит с военной службы. В 1770 – занимает должность переводчика в Коллегии иностранных дел. В 1773 окончательно уходит в отставку. Хочет перечитать все журналистские произведения.
Трутень – бездельник, который не знает, чем заняться. Рассматривает три рода деятельности: военная, гражданская и придворная. Он оценивает их критически, особенно последнюю. Вопрос: к чему потребен я в обществе? Слова Сумарокова. Считает, что может быть полезен, издавая труды других авторов.
19 номер журнала «Всякая всячина». «Письмо Афиногена Перочинова». Письмо против критики и сатиры вообще. Предлагает отказаться от нее. Сначала пытается образумить литературными способами. Афиноген предлагает бороться с критикой. 4 требования: 1) никогда не называть слабости пороком; 2) хранить во всех случаях человеколюбие: 3) не думать, что существуют совершенные люди; 4) просить бога, чтобы тот дал снисхождение. Это программа смягчения критики. Жесткий постскриптум: еще два правила, не таких лояльных – 5) никому не рассуждать о том, в чем не смыслит; 6) чтобы никто не думал, что он один весь свет может исправить.
Многие считали, что Екатерина пытается закрыть «Трутень». В 5 номере «Трутня» под подписью «Правдолюбов» Новиков упрекает Екатерину в потакании пороку. Считает, что более человеколюбив тот, кто помогает исправить пороки. Упреки в плохом знании языка. Новиков обрушивается на дворянские нравы, упрекает в презрении ко всему русскому, увлечении иностранщиной. С уважением упоминает о разночинцах.
В 70-м году Новиков понимает, что надо сменить тон сатиры. Он даже меняет эпиграф опять на слова Сумарокова: «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много». Он подчеркивал, что понимает опасность своих выпадов. В 70-м году демонстративно изгоняется Правдолюбов. Следующая редакционная заметка, что его письма больше печататься не будут. Журнал нападает на кокеток, серьезные темы исчезают. По сути, характер критики как хотела Екатерина. Журнал обесцветился. Тираж падает с 1200 до 750 экземпляров. Новиков публиковал письма якобы от читателей, которые писал сам. Шуточные псевдонимы: «тот, кто написал» и «услужница ваша, не угадаешь кто». Маскировка собственной позиции под читательскую. Сам Новиков пишет, что поступило еще 4 таких читательских письма.
В заключительном номере Новиков пишет: «Против желания моего с вами прощаюсь» — административный нажим. Но официальных документов, подтверждающих закрытие, нет. «Трутень» 70-го года и не интересовал так читателя. Он выполнил свою миссию – выражение оппозиции. «Всякая всячина» тоже закрылась, до «Трутня».
В журнале, видимо, участвовал Фонвизин, известный переводчик-китаевед Алексей Леонтьевич Леонтьев. Василий Майков, Федор Александрович Эммин.
— Пустомеля.
Всего два номера. В конце апреля закончился «Трутень». В июле появляется «Пустомеля». Но Новиков действовал через подставное лицо. Журнал зарегистрирован на имя фон Фока. В 1-й книжке «Пустомели» Новиков поставил цель создать положительный образ русского героя. Это должен был быть юноша Добросерд. Но развитие образа не удалось – не успел. Первые образцы театральных рецензий в России. Театральная жизнь. Второй номер – 2 материала привели к гибели. 1- переводчик Леонтьев «Завещание Юнджена, китайского хана, своему сыну». Материал преподнесен как перевод с китайского. Посвящен обязанностям правящего человека. Тенденция: маскировка. 2 – стихотворение Фонвизина «Послание к слугам моим». Дух вольнодумства. Журнал закрыт без объяснения причины. Тираж 500 экз.
Екатерина уже дважды пыталась повести за собой общественное мнение: комиссия и журнал. Пытается использовать еще одно средство – театр. В 70-е годы Екатерина решила заняться драматургией. В 1771 пишет 5 комедий, в 72 году они выходят на сцене придворного театра. Художественный уровень невысокий. Назидательный характер. Высмеивает сплетни, пороки – продолжение журнальной абстрактной сатиры. Ожесточенно нападала на дворянских либералов. В России замечательное правительство, но ему мешают либералы. Комедии успеха не имели.
Воспользовавшись фактом появления этих комедий, с середины апреля 1772 года Новиков выпускает еженедельный сатирический журнал «Живописец». Издавал по июнь 1773. Долго было непонятно, как его разрешили. Но оказалось, что Екатерина негласно разрешила в 69 году издавать журналы всем желающим. Об этом сохранилось свидетельство Тузова. По-видимому, такое разрешение давалось на один год, а затем журнал могли закрыть. В России всегда были возможности обходить цензуру. Например, если однажды текст был издан, то потом мог свободно переиздаваться, даже если был запрещен.
Новиков посвящает журнал Екатерине, а точнее, неизвестному сочинителю комедии «О, время». Характер вызова. Более лояльный характер. Но Новиков нападает на разных литераторов, в том числе на тех, которым покровительствовала Екатерина. Сначала тираж 600, потом рос. Хорошо принят. В одном из первых номеров поднимается крестьянская тема. Выступал под собственным именем. Материал назывался «Отрывок путешествия в *** И*** Т***». Некоторые считают, что это значит «Издатель Трутня». Авторство этого отрывка сложно установить. Вторая версия принадлежит сыну Александра Радищева Павлу, который утверждает, что автор его отец. ИТ три дня путешествовал по российским деревням. Не видит ничего хорошего: непаханые поля, неурожай – он приписывает это плохой заботе помещиков. Основное место пребывания – деревня Разоренная. Написан текст кратко, но емко. Принцип художественного лаконизма – характерен и для этого отрывка, и для всего творчества Новикова и его журнала. Материал вызвал обсуждение. В одном из следующих номеров опубликован отрывок «Английская прогулка». Написано с целью смягчить предыдущий материал – 13 номер. В 14 номере продолжение путешествия. Она отличалась от первой части – сатира обычная, носители пороков, абстрактная сатира. В противовес этим порочным людям поставлены крестьяне. Заканчивается описание этого отрывка упоминанием о деревне Благополучной, о которой якобы рассказывали автору. «Английская прогулка» подготавливает ко второй части. В 15 номере – Фалалей, цикл писем к нему, тоже крестьянский вопрос. Опять жанр письма. «Письмо уездного дворянина к сыну». Уволен за взятки, отыгрывается на крестьянах. Трифон Панкратьевич. Критика невежества. В 23 и 24 номерах продолжение – письма от матери и от дяди. П.Н. Берков доказывал, что эти письма принадлежат перу Фонвизина.
Еще одна важная тема – галломания. Тема просвещения. Новиков говорил, что дворяне, не прошедшие должного воспитания, будут плохими слугами государству. 4 номер – персонажи Щеголиха и Волокита. Это сквозные персонажи, переходили из номера в номер. В 9-м номере Щеголиха печатает письмо. Особый жаргон – с французскими вкраплениями. Щеголиха просит издателя создать женский модный словарь. Тенденция: жанр словаря. В 10 номере печатается такой словарь. Название «Опыт модного словаря щегольского наречия» — слова на две первые буквы алфавита.
Новиков придерживается линии «Трутня» — конкретная сатира. Обличение социального, а не нравственного зла. Новиков растет: больше приемов, более тонкая психологическая характеристика своим персонажам. Авторское повествование перемежается с высказываниями самих персонажей. Принцип типизации. Жанровое своеобразие: жанр письма. Эффект правдоподобности.
На 2-м году жизни «Живописец» блекнет, как и «Трутень». В 73-м году иногда печатаются странные материалы, переводы. В конце июня 73-го года закрывается без объяснения с читателем.
Журнал «Кошелек» Н.И. Новикова. Борьба с галломанией, за демократизацию литературного языка в журналах Новикова.
С 8 июня по 2 сентября 1774 года. Последний сатирический журнал Новикова. Новиков увлекался историей. «Древняя российская вифлиофика» — издает после «Живописца». Это научное издание, публикует древние письменные документы. Екатерина содействовала: давала субсидии, через своего секретаря сообщала различные исторические сведения и разрешала пользоваться архивами. Новиков говорит, что издает этот журнал для уведения дворянства от галломании и возвращения к истокам. Разрешения на этот журнал он не получил, просит Козицкого принести первый номер Екатерине. На 9 номере Новиков пишет: «Конец кошелька». Видимо, Екатерина с опозданием не одобрила его. «ДРВ» и «Кошелек» параллельно боролись с галломанией.
Журнал прежде всего связан с положительным. Намеревался прославлять древнерусские добродетели и хаять космополитизм. Пытается критиковать реакционные явления.
Кошелек кроме своего прямого значения еще может означать кофтяной или кожаный мешочек, куда клали косы париков. Намек: очень много денег тратится на следование французской моде. Обещал объяснить название в статье.
Центральная мишень критики – Шевалье де Мансонж (от французского «ложь»). Приехал в Россиб обучать детей, хотя на родине был парикмахером.
В 9 номере появляется «Ода России» пера Байбакова. Единственная цель этой оды – попытаться спасти журнал. Тираж неизвестен. История журналов Новикова показывает, что в 18 веке было очень трудно выражать оппозиционное мнение. Следование принципам, которые провозгласил Петр Первый – ясность, краткость, бережное отношение к языку. Две темы – крестьянство и галломания. Особый стиль: художественный лаконизм. В целом, конспективный характер, концентрированность. Эпистолярный жанр. Пытался увести журналистику от сухого академизма. Стремление приблизить язык журналов к разговорной речи. Еженедельный.
Просветительская и издательская деятельность Н.И. Новикова в 1780-е годы. Масонство и русская просветительская журналистика.
————
Просветительская журналистика. Своя программа просветителя и масона. Главными средствами просвещения считал книгу и журнал. Он понимает, что кроме столиц надо разрабатывать и провинцию. Хороший коммерсант. Ценовая политика. Новиков считал чтение источником совершенства. Невысокие цены, работал с комиссионерами. Хороший предприниматель. Много сделал для книжной торговли в 16 городах России. Книжные лавки в отдельных селах, а в 1780 при книжной лавке Московского Университета организовывает первую общедоступную библиотеку-читальню. После выхода из Шлиссельбурга он открывает суконную фабрику. В 1781 Новиков создает Дружеское Ученое общество. До 1783 деятельность этого общества скованна. В 1783 – указ о вольных типографиях. 1784 – создает типографическую компанию.
1775 в Питере вступает в масонскую ложу.
Масонство – появилось в 20-е годы 18 века в Англии. Это полусекретная организация людей, которые стремились к самосовершенствованию в соответствии с христианскими правилами. Форма объединения – средневековые цехи вольных каменщиков – freemasons. Они переняли все атрибуты этой профессии: циркуль, передник, перчатки и т.д, только дали им символическое толкование.
Первое достоверное свидетельство о существовании масонов в России – 1741. В 1756 в Петербурге в масонской ложе состояли Сумароков, Херасков и Карамзин. В 70-х годах в масонстве важную роль стал играть Иван Перфирьевич Елагин, литератор, драматург. 1773-1775 крестьянская война под предводительством Пугачева – провоцирует рост масонских лож. Потому что многие ищут духовное убежище. Конец 70-х – начало 80-х 18 века – около 100 масонских лож, около 2500 членов – видные сановники, вельможи, военные и штатские дворяне. Разные масонские системы – английская, шведская, розенкрейцерская (Новиков). Много шарлатанов, например, Калиостро, которые стремились добыть деньги. Часто политические интриги в масонских ложах, пытались влиять на внешнюю политику, много авантюристов. На первых порах масонство совмещало мистические настроения и идеи просветительства. Это использовал Новиков. 6-=70-е годы – все члены масонских лож были просветителями. Но уже в 80-е годы усиливается мистическое настроение, начинается увлечение тайными науками: алхимией, магией и т.д. В целом, масонство оказало влияние, как на общественное сознание, так и на литературу. Призывает к углублению в мир человеческой личности. Отразился на сентиментализме. Многие воспринимали масонство как дань времени. Екатерина Вторая масонством обеспокоилась и начала с ним борьбу.
Некоторые издания сугубо масонской ориентации. 1777 – «Санкт-Петербургские ученые ведомости». Конец сатиры. Первый в России журнал критической библиографии. Журнал выходит с опозданием. На 22 номере он кончился без объяснения причин. Тогда рецензия была в новинку. Жанр: не столько рецензии, сколько аннотации. Новиков в 1 номере дает аннотацию на «Наказ» Екатерины Второй. Тираж неизвестен. Идейное развитие Новикова: отказ от конкретной сатиры. Стремился объединить единомышленников только ради просветительских целей.
«Утренний свет» — ежемесячный с сентября 1777 года по август 1780. Нравственно-религиозное издание из-за того, что Новиков масон. Сначала в Питере, потом в Москве. Впервые посчитал самым важным внимание к человеку. Познай самого себя. Обещает пользоваться только абстрактной сатирой. Тираж: в первые годы 1000 экз (плюс дополнительные). Демократизация российского читателя. Борьба с материализмом и рационализмом. Коллективное руководство. Литературный отдел – Херасков. Отход от персонального журнализма. Новиков был меценатом, занимался благотворительной деятельностью.
В 80-е годы открывает два училища для мальчиков и девочек. Гражданская самодеятельность.
Первый журнал для женщин – 1779 «Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета». Сначала (с января по апрель) в Питере, потом в Москве. Заботится о приятном досуге: сказки, загадки, анекдоты, эпиграммы. Авторы анонимны – тенденция. Сумароков, Майков. Хотел сообщать о парижских модах, но по большому счету о моде говорили только картинки. Это практически карикатуры, нелепые, смешные. Картинки сопровождались подписями, которые иногда были перепутаны, скорее всего, намеренно. Надписи носили сатирический характер. Тираж неизвестен.
В апреле 1779 года Новиков берет в аренду на 10 лет типографию Московского университета. Новиков взял в аренду и газету «Московские ведомости» и поднял ее. Типография умирала, Новиков оживил. Херасков тоже был масоном – благодаря этой связи удалось получить типографию. Начинает обновлять оборудование, работников, шрифты. К 85 году число печатных наименований достигло 400. Открыты специальные «Книжные лавки Новикова», не только в Москве. В конце 1779 года вокруг Новикова создается Дружеское ученое общество, в основном, из масонов – Шварц, Трубецкие и т.д. Прежде всего, они вносили деньги в Фонд общества. Открыты семинарии: педагогическая, филологическая, медицинская и т.д.
В 1784 году Новиков создает типографическую компанию. Участники – пайщики. Открывают аптеки и т.д., вносят немалые деньги, создают типографию, где до 20 печатных станков.
До Новикова тираж «Московских ведомостей» — 500-600, в 80-х – 4000 экз. Сотрудничали многие писатели, создал переводческую семинарию. Серьезно работал с кадрами. Структурно перестраивает газету «Московские ведомости». Раньше – в основном переводы, теперь – российские известия. Налаживание сети приложений, многие из них носили практический характер. С 1780 по 1789 – «Экономический магазин». Журнал-приложение. Рассчитан, прежде всего, на деревенского жителя. Редактором журнала был помещик-агроном Болотов.
С января по декабрь 1781 – «Московское ежемесячное издание». В значительной степени продолжение «Утреннего света», а также статьи политического, географического, исторического характера. Был политический отдел, похож на сатирический журнал. Письмо «О государях», мало завуалировано. О государе мужского рода, но понятно, что о Екатерине. Выступает против любвеобильных государей – фаворитизм. Здесь принимали участие студенты МУ.
1782-1786 приложение к «Московским ведомостям» — «Городская и деревенская библиотека». Четкой периодичности нет. Сначала хотел ежемесячный сроком один год. Пытался заинтересовать чтением помещиков. Основная функция – развлекательная. В основном беллетристика, переводная. Среди оригинальных произведений – цикл «Пословицы российские». 16 нравоучительных рассказов. Пытается толковать пословицы. Некоторые имели политическое звучание – «Седина в бороду, бес в ребро», «Фортуна велика, да ума мало». Юноша Лавид, которому постоянно везет становится государем на неизвестном острове. Первое распоряжение – построить карусель. Остров подходит к гибели. Во время испытания карусели он погиб. «Близ к царю, близ к смерти».
«Вечерняя заря» — ежемесячный. Мистический смысл названия. Должен служить продолжением «Утреннего света». Редактором журнала был Шварц, немец. Сначала был гувернером, потом зачислился в штат университета. Розенкрейцерство. Здесь сотрудничали студенты Шварца. Оторван от действительности. Рассуждении о посте, благоразумии, чувствах и т.д.
«Прибавление к Московским ведомостям» (1783-1784). Почти к каждому номеру газеты. История, география, текущая иностранная политика. Проблема воспитания: собственная система педагогических взглядов. Очень много места уделяется США. Проамериканские настроения – Бенджамин Франклин, тоже масон. Журнал разозлил Екатерину. В одном из номеров за 1784 год «История ордена иезуитов». Иезуиты – члены католического монашеского ордена, возникшего в 16 веке во Франции. Принцип: строгая централизация, младшие покорны старшим. Екатерина покровительствовала ему. Новиков критикует. Екатерина велит изъять этот номер.
Журнал «Покоящийся трудолюбец» (1784-1785), нерегулярный. Называл себя продолжением «Вечерней зари», но менее мистический. В основном студенты МУ. Связан с масонством. Много развлекательных статей, даже статей для детей. Иногда были сатирические выпады. Интересна работа над языком. Упрощение газетно-журнального языка, отказ от архаизмов и торжественности.
Еженедельное приложение – первый в России журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789). Считал, что воспитывать надо с помощью книги. Главное – доступность. Просвещать и развлекать. Журнал связан с благотворительностью. Бесплатное приложение. В 89 году заканчивается арендный договор с МУ. Первые два года редактировал сам Новиков, потом Петров и Карамзин. В основном короткие статьи, нравоучительные письма. В целом, христианское воспитание – тексты из Ветхого и Нового завета. Карамзин несколько выбивается – длинные переводные повести. Журнал направлен на патриотическое воспитание. «Крестьянское состояние», «Переписка отца с сыном о деревенской жизни» — уважение к крестьянскому труду. Определенный стиль публикаций – доступность. Популярность, переиздание.
1788-1790 приложение «Магазин натуральной истории, физики и химии». Сначала дважды в неделю 2 года, потом еженедельно. Редактор – Прокопович-Антонский. В основном, переводы из трех французских словарей по естественным наукам. Просвещение. Противоречие с масонством.
Итак, за период с 1779 по 1792 (до ареста и ссылки в Шлиссельбургскую крепость) около 900 наименований книг и много периодики. Основная часть книг – для просвещения: сочинения Сумарокова, Хераскова, Вольтера, Мольера, Руссо, Дидро, Свифта.
Екатерина для борьбы с масонством в 80-е годы сочиняет три комедии: 1785 «Обманщик» и «Обольщенный», 1786 – «Шаман сибирский». 1785 – приказала освидетельствовать все его книги, архиепископ Платон, должен испытать Новикова в соответствии с законами христианской веры. Тот говорит, что Новиков – истинный христианин. Из 460 книг – 23 признаны вольнодумными, 6 – сжечь, остальные – Вольтер, сказки, песни, нельзя продавать.
1787 – неурожайный год, правительство не может бороться. Новиков решил помочь крестьянам: раздает весь хлеб из собственных амбаров, занимает денег, закупает зерно и отдает. Ораторская деятельность. Обеспечил жителей 100 селений. Создает хлебный фонд на случай неурожая. 1789 год – Французская революция. Екатерина не продлила договор с Новиковым. Прозоровский должен наблюдать за Новиковым. Весной 1792 года – обыск, арест, тайно перевозят в Шлиссельбургскую крепость. Допрос с пытками – Шишковский, протоколы читала лично Екатерина. Новиков объявлен государственным преступником, организатором заговора против правительства, руководителем тайного общества против христианства, агентом иностранных держав и издателем развращенных книг. Приговорен к смертной казни, Екатерина заменила ее на 15 лет в крепости. Вся издательская деятельность Новикова разрушена. Вместе с Новиковым пострадали масоны – Трубецкой, Лопухин как соучастники – подписка о невыезде из имений. В 1796 Екатерина умирает, Павел Петрович лоялен к Новикову, освобождает его и призывает во дворец, видимо, предлагая работу. Тот предпочел удалиться от политики. Вышел больным, прожил до 1818, но всю жизнь боролся с нищетой и болезнями, хотел организовать суконную фабрику. Всю жизнь провел в своем имении Авдотьино.
studfiles.net
Николай Иванович Новиков | |
---|---|
Д. Г. Левицкий. Портрет Н. И. Новикова | |
Дата рождения | 27 апреля (8 мая) 1744 |
Место рождения | Тихвинское-Авдотьино, Московская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 31 июля (12 августа) 1818 (74 года) |
Место смерти | Тихвинское-Авдотьино, Московская губерния, Российская империя |
Гражданство (подданство) |
|
Род деятельности | журналист, издатель, писатель и общественный деятель |
Язык произведений | русский |
Произведения в Викитеке | |
Медиафайлы на Викискладе |
ru-wiki.ru
Николай И. Новиков — краткая биография.
Николай Иванович Новиков — русский журналист, издатель, просветитель, философ — родился 8 мая (27 апреля по ст. ст.) 1744 г. в Московской губернии, родовом имении Тихвинское-Авдотьино, находившемся неподалеку от с. Бронницы, в семье дворянина средней руки. В детские годы он проходил обучение у местного дьяка, на протяжении 1755-1760 гг. получал образование в Московской университетской дворянской гимназии при университете, но его оттуда исключили за отсутствия рвения к учебе.
Поступив на службу в Измайловский полк в начале 1762 г., Новиков вскоре становится унтер-офицером. Уже тогда проявились наклонности к книгоизданию и увлечение словесностью: Новиков опубликовал две переведенные с французского повести и сонет.
В 1767 г. молодого человека избирают в комиссию депутатов, которые должны были составить проект императорского «Нового Уложения». Пропустив через свои руки сотню документов, он приобрел немало познаний о русских реалиях, что существенно повлияло на формирование его взглядов как просветителя.
Уйдя в отставку, в 1769 г. Новиков приступает к выпуску сатирического журнала «Трутень», публикуя обличительные материалы и вступая в полемику с журналом «Всякая всячина», который издавала сама Екатерина II. В итоге он вынужден был в апреле 1770 г. закрыть «Трутень». Но уже в 1772 г. под его началом выходит сатирический журнал «Живописец», который удостоился звания лучшего периодического издания XVIII ст.
Еще одним важным направлением деятельности Новикова было отстаивание национальных основ культуры, противостояние слепому поклонению дворян перед всем иностранным. Поэтому параллельно с журналами он выпускал исторические издания. Так, в 1772 г. выходит его «Опыт исторического словаря о российских писателях», на протяжении 1773-1775 гг. – 10-томный свод исторических документов «Древняя российская Вивлиофика». На протяжении 1777 г. Новиков издает 22 номера еженедельника «Санкт-Петербургские ученые ведомости», которые считаются первым русским журналом критической библиографии. После его закрытия в сентябре 1777 г. Новиков приступает к изданию первого в стране философского журнала «Утренний свет». Издание было благотворительным, прибыль с него шла на создание и содержание первоначальных народных училищ в Санкт-Петербурге.
В 1779 г. в биографии Новикова начинается новый этап, связанный с его переездом в Москву. Здесь куратор Московского университета Херасков предложил ему арендовать типографию (посодействовало этому то обстоятельство, что оба они были членами масонского ордена). При Новикове типография заметно увеличилась, за три неполных года в ней было напечатано изданий больше, чем за все 24 года существования. Николай Иванович публиковал журналы и книги, учебники, труды Руссо, Лессинга и других авторов в переводе. За счет прибыли в Москве им были открыты читальня, две школы, аптека, он оказывал большую помощь беднейшим горожанам и крестьянам.
В самом расцвете издательской деятельности Новикову пришлось ее оборвать. Тучи над ним начали сгущаться еще в 1784 г., когда ему предъявили претензии за перепечатку ряда учебников, которую он предпринял по приказу Московского главнокомандующего для пополнения резерва недорогой учебной литературы. В 1785 г. издания Новикова были включены в опись, их рассматривал на предмет благонадежности архиепископ.
Назначенный главнокомандующим Москвы в 1790 г. князь Прозоровский написал на Новикова немало доносов, по его же приказу издателя арестовали. Следствие еще не было закончено, когда 10 мая 1792 г. Екатерина II издала указ отправить Н.И. Новикова в Шлиссельбургскую крепость, а в августе ею был подписан указ о его заключении там на 15 лет. Обвинения, предъявленные Новикову, с тем же успехом могли бы быть предъявлены очень многим, поэтому на самом деле, скорее всего, он пострадал за слишком ретивую и самостоятельную общественную деятельность.
Николаю Ивановичу довелось провести в крепости 4,5 года, претерпевая огромные лишения. В первый же день восшествия на престол император Павел I дал Новикову волю с условием, что он не будет заниматься прежней деятельностью. Несколько лет заточения превратили энергичного мужчину в морально и физически сломленного. Перестав заниматься какой-либо общественной деятельностью, он до 12 августа (31 июля по ст. ст.) 1818 г., т.е. до самой смерти, жил в своем поместье.
www.wisdoms.one
Литература последней трети XVIII века Журнальная сатира 1769
В конце 1760-х — начале 1770-х годов русская сатира претерпевает существенные изменения, касающиеся ее жанровой системы и художественных форм: традиционные для классицизма поэтические жанры уступают место прозаическим, прослеживается явное стремление к демократизации, вообще характерное для литературного процесса этого периода. Эти тенденции отразились в сатирических журналах 1769-1774 годов.
Инициатива выпуска подобных изданий исходила от императрицы Екатерины II, видящей в литературе средство идеологического контроля над умами своих подданных. С начала 1769 года выходит первый русский еженедельный сатирический журнал «Всякая всячина», издание которого осуществлялось личным секретарем Екатерины Г.В. Козицким под негласным руководством императрицы. Екатерина 11 призвала литераторов к изданию подобных журналов, и через короткое время стали появляться другие периодические издания: еженедельник М.Д.Чулкова «И то и сио», еженедельник В.Г.Рубана «Ни то ни сио в прозе и стихах», «Поденьщина» В.В.Тузова. «Адская почта» Ф.А.Эмина и др. Многие журналы не имели четко выраженной идеологической программы. На этом фоне выделяется журнал Н.И.Новикова «Трутень», с появлением которого на страницах периодических изданий развернулась полемика о сущности сатиры и произошло размежевание сил в стане журнальных издателей.
Направляя общественное мнение, «Всякая всячина» дала официальную трактовку назначения сатиры. Она определила принципы сатирического изображения: «добросердечный сочинитель» должен критиковать общечеловеческие недостатки, а не высмеивать конкретные социальные пороки и их реальных носителей: «не целить на особ, но единственно на пороки»‘. Более того, пороки, которые процветали в России, — самодурство чиновников, взяточничество, казнокрадство, деспотизм помещиков — объявлялись человеческими слабостями, требовавшими снисхождения. При таком понимании функции сатиры допустимость критики социальных пороков сводилась на нет. Первым с критикой »Всякой всячины» выступил журнал «Смесь», по самое активное противодействие позиции Екатерины относительно понимания общественной роли сатиры оказал «Трутень». В письме Правдулюбова. напечатанном в «Трутне», открыто отвергалась сатира на общий порок и отстаивалась «‘сатира на лицо».
Журналы ни. Новикова
Необходимо остановиться на характеристике периодических изданий Новикова, одного из самых значительных деятелей русской литературы и культуры в целом, известного своими грудами на ниве просвещения. Идейная направленность журналов Новикова определяется эпиграфом, взятым из басни Сумарокова к «Трутню»: «Они работают, а вы их труд ядите». Г. Макогоненко формулирует три главные задачи, поставленные перед журналами их издателем: «Сатирически изображать действительность, пропагандировать важнейшие просветительские истины, и прежде всего идею равенства людей («крестьяне подобны во все дворянам»), и, наконец, заниматься нравственным воспитанием читателей» (Макогоненко Г. От Фонвизина до Пушкина / Г. Макогоненко. — М.. 1969. — С. 290). Эти задачи определяют своеобразие форм и эстетические особенности видов журнальной сатиры. Это письма к издателю от разных лиц, переписка, газетные объявления, рецепты, портреты, стихотворные сказки, песни. Необходимо разобраться и в тематическом многообразии, предлагаемом журналами, а для того выделить ведущие темы: это сатирическое обличение господствующего сословия и крепостного гнета, государственных порядков, неправосудия, безнравственности дворян; изображение тяжелого положения крестьян; борьба с невежеством, галломанией, щегольством.
В соответствии с жанровыми формами Новиков создавал условные образы Недоумов, Безрассудов, Стозмеев, что было характерно для классицизма. Но узкие рамки этого метода мешали ему в реализации просветительских взглядов на социальную жизнь России. В своей художественной практике он отступил от принципов классицистической эстетики — с этим связано требование сатиры не на общие пороки, а на конкретные лица. В то же время Новиков изображал не индивидуальные и случайные явления, а создавал конкретные и типические характеры русских помещиков и чиновников. Им руководило убеждение, что существующий режим несправедлив, неразумен, и потому должен быть изменен в соответствии с требованиями человеческого разума. Заслуга Новикова состоит в том, что он счел возможным сделать народную жизнь темой искусства, дать конкретные подробности и детали притеснения и разорения помещиком русских крестьян, что также входило в противоречие с эстетикой классицизма.
Самым значительным из новиковских изданий явился «Живописец» (1772), но и во всей своей литературно-общественной деятельности 1770-х годов он не отступал от заложенных еще в «Трутне» методов изображения действительности. Результатом ее стали «Кошелек»‘ [1774], «Древняя российская вивлиофика» (1773 — 1775), «Повествователь древностей российских» (1776) и др.
Конец 1770-х — 1780-е годы отмечены активизацией издательской деятельности Новикова. С 1778 года он взял в аренду типографию московского университета и организовал массовое издание журналов и книг разного содержания. Новиков издает газету «Московские Ведомости», журналы «Утренний свет’, «Московское ежемесячное издание», «Покоющийся трудолюбец», «Детское чтение» и другие, открывает первую публичную библиотеку в Москве, заботится о распространении книг в провинции. Все это дало возможность В.О.Ключевскому назвать 1779 — 1789-е годы «новиковским десятилетием».
Тексты
Статьи из журналов «Трутень», «Живописец» (Копия с отписок; Копия с другой отписки; Копия с помещичьего указа; Отрывок путешествия в*** И. Т.; Письма к Фалалею) / Русская литература XVIII века / сост. Г.П. Макогоненко. — Л., 1970. — С. 273 — 276, 282 — 287. Основная литература
Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина / Г.П. Макогоненко. — М, 1969.-С. 267-185.
Лотман Ю.М. Пути развития русской просветительской прозы XVh2 века / Ю.М. Лотман // Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века. — М.;Л., 1961.- С. 92-96.
Татаринцев А.Г. Идейно-эстетическая позиция автора «Отрывка путешествия в*** И.Т.» / А.Г. Татаринцев // Н.И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. XVIII век. — Л., 1976. — Сб. II. -С.83- 103.
Дополнительная литература
Иванова Т.В. Н.И. Новиков или Д.И.Фонвизин? (Атрибуция «Писем к Фалалею») / Т.В.Иванова // Вестн. Москов. ун-та. – Сер. 8. – 1990. – № 5. – С. 27-39.
Глухов В.И. Н.И.Новиков как писатель-сатирик / В.И.Глухов. – Иваново, 1991. – 176 с.
studfiles.net
Накорякова К.М. Очерки по истории редактирования в России XVI-XIX вв. Н.И. НОВИКОВ
Н.И. НОВИКОВ – ИЗДАТЕЛЬ И РЕДАКТОР
Николай Иванович Новиков – один из самых значительных деятелей русской культуры и общественности XVIII в., просветитель, писатель, который, по словам В.Г. Белинского, «распространил изданием книг и журналов всякого рода охоту к чтению и книжную торговлю и через это создал массу читателей». Он издал более тысячи книг по самым различным отраслям знаний – истории, педагогике, медицине, сельскому хозяйству, издавал сочинения русских и иностранных писателей, учебники, детские книги, книги для народа, выпускал газету «Московские ведомости», одиннадцать журналов, опубликовал памятники русской исторической литературы.
Рис. 22. Н.И. Новиков. Портрет работы Д.Г. Левицкого
Новиков – автор первого русского библиографического словаря – «Опыт исторического словаря о российских писателях», содержавшего в себе элементы литературной критики. Словарь сыграл заметную роль в развитии русского литературоведения. Огромной заслугой Н.И. Новикова было то, что он продвинул книгу в провинцию. Книгу, благодаря ему, стали читать в самых отдаленных захолустьях, причем не только в европейской России, но и в Сибири. По словам современника Новикова С. Глинки, «он двигал вслед за собой общество и приучал мыслить».
Однако обзор деятельности Новикова останется неполным, если мы не попытаемся выяснить характерные черты Новикова-редактора, узнать, что нового он, человек, через руки которого прошло так много книг, внес в редакторское дело.
В своей издательской работе Новиков ориентировался не на избранное общество, а на многочисленных представителей третьего сословия. Не случайно он включил в свой библиографический словарь имена малоизвестных литераторов – учителя Казанской семинарии Грачевского, коллежского регистратора Беницеева, наборщика Академической типографии Рудакова. Не случайным было и появление вирш «карманного одописца» Екатерины II В. Петрова, отражавших негодование императрицы по поводу словаря:
Коль верить словарю, то сколько есть дворов
Столь много на Руси великих Авторов…
Там подлой наряду с писцом стоит арыльщик,
Игумен тут с клюкой, там с мацами батырщик…
А все то Авторы, все мужи имениты,
Да были до сих пор оплошностью забыты.
Теперь свет умному обязан молодцу,
Что полку их имен составил памятцу.
Расширение читательского круга, изменение читательского адреса не могли не сказаться на выборе Новиковым тематики книг и формы их изложения, на приемах его редакторской работы. И журналы и книги Новикова были подчинены задаче завоевать и научить читателя.
Журналы, издававшиеся Новиковым, представляют один из этапов развития русской журналистики, веху на пути движения русской литературы к реализму. Эпизоды, характерные для того времени и ставшие предметом журнальных статей Новикова, были развиты в более поздних произведениях русской классической литературы – «Недоросле» Фонвизина, «Капитанской дочке» Пушкина, «Обломове» Гончарова, комедиях А.Н. Островского.
Свои произведения, публикуемые в журналах, Новиков не подписывал. Он обосновал это теоретически и этически в журнале «Утренний свет»: «Тот, кто других перед собою не уважает, должен непременно сделаться известным; но что до нас касается, мы никогда публике себя не объявляем». Автор, по мнению Новикова, обязан исполнять свой долг не во имя похвал или удовлетворения честолюбия. «Писатель, удовлетворенный исполнением своего долга, не станет называть своего имени читателю», – считал он, и само слово «Автор» писал с большой буквы.
Принципы, которыми руководствовался Новиков-писатель, нашли отражение в его работе издателя и редактора. Новиков, писал В.Г. Белинский, «имел сильное влияние на движение русской литературы и, следовательно, русской образованности. Он… издает книги и журналы, всюду ищет молодых людей, способных или охотливых к книжному делу. Знающим иностранные языки он заказывает переводы, у стихотворцев печатает стихи, у прозаиков – прозу; всех одобряет и понуждает, бедным дает средства к образованию».
Рис. 23. Издательская марка Н.И. Новикова
Новиков издавал самые различные книги – от памятников русской старины до «Модного ежемесячного издания», к каждой книжке которого прилагалась картинка парижской моды. Большая часть картинок – головные уборы – «чепец победы», «расцветающая приятность», головной убор «по манеру шишака Минервина или по-драгунски». Моды были в сущности только способом привлечь еще одну группу читателей – женщин. Это был журнал литературный. В нем печатались Я.Б. Княжнин, А.П. Сумароков, В.И. Майков. Отдел прозы составляли в основном переводы. Не рассчитывая на то, что внимание читательниц удастся задержать надолго, Новиков отбирал для издания короткие произведения, повествующие о любви. Но даже в этом дамском журнале издатель оставался верен себе: он пытался возбудить у читателей мысль, заставить их думать.
Новикову долгое время отказывали в писательском таланте. Сначала это было следствием царской немилости, затем, уже в середине XIX в., М.Н. Лонгинов – председатель Комитета по делам печати, известный собиратель русской старины с безапелляционностью официального лица закрепил за ним на довольно длительный срок характеристику мистика, бойкого журналиста и едва ли не невежды, «имевшего весьма скудное образование».
Действительно, за Новиковым-автором числится немного сочинений. До сих пор не установлено, кто автор знаменитого «Отрывка путешествия в ***», подписанного инициалами «И***Т***». Отрывок приписывали Ив. Тургеневу, А.Н. Радищеву. Существует мнение, что автор «Отрывка…» – Новиков, а «И***Т***» расшифровывается как «Издатель “Трутня”».
Под пером Новикова впервые в русской литературе предметом искусства стала действительность с ее контрастами и противоречиями, в литературное произведение был введен документ, зазвучала крестьянская тема, которая была исключена как тема низкая из литературы классицизма. Вместо обобщенной и не опасной ни для кого «сатиры на порок», Новиков последовательно вводил «сатиру на лицо». Эти тенденции, намеченные в литературном творчестве Новикова, продолжили Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов, А.Н. Радищев.
Впервые в истории нашего издательского дела Новиков налаживает деловые отношения с писателями, издавая их сочинения. Фонвизин, Княжнин, Чулков, Херасков делаются его сотрудниками. Материалы для переводов в редактируемых им журналах и для издания книг Новиков подбирал сам, к работе над книгами практического направления привлекал виднейших ученых – профессоров Московского университета. Они редактировали, составляли и переводили книги для новиковского издательства.
Сотрудником Новикова был А. Барсов – профессор красноречия Московского университета, член Вольного российского собрания при Московском университете, член Российской Академии, редактор «Московских ведомостей», – человек по характеру независимый и прямой. Профессора С. Десницкий и С. Забелин сотрудничали с Новиковым как советчики-редакторы. Несколько книг вышло «под смотрением» этих профессоров.
Новиков обладал редким даром находить и привлекать к себе талантливых людей. С ним работал, например, Федор Каржавин – писатель и переводчик, один из первых представителей русской разночинной интеллигенции. Он был сыном купца, но занятия литературой не были чужды этой семье. Его дяде Ерофею Каржавину принадлежит перевод на русский язык «Гулливера» Свифта. Каржавин учился в Париже, после этого работал с архитектором Баженовым, затем снова отправился в странствования. Он был в Америке, первый из русских побывал на Кубе, несколько раз богател и разорялся, попадал в плен к пиратам, но, по его словам, всегда сохранял неунывающий русский дух. Это был пытливый, наблюдательный и образованный человек. Участие его в войне за независимость Северной Америки достаточно определенно свидетельствует об его убеждениях. В 80-х годах, после возвращения в Россию, Каржавин вместе с Баженовым перевел для новиковского издательства 10 частей классического труда Марка Витрувия «Об архитектуре». Сотрудничал Каржавин и в «Живописце». Во второй части журнала помещено письмо, подписанное: «Вам, господину Живописцу, остаюсь готовым навсегда слугою – Богодар Вражкани Брынской Правдописец». Богодар – так передается по-русски греческое «Федор», Вражкани – анаграмма фамилии Каржавин.
Новикову нужны были десятки переводчиков художественной литературы. Он заказывал переводы студентам и профессорам университета, известным писателям и начинающим литераторам. Обычно он покупал по два-три перевода одного и того же сочинения и печатал лучший. Работу переводчиков он оплачивал щедро.
Работал с Новиковым Е.И. Костров – известный в свое время поэт и переводчик. Новиков издал в переводе Кострова «Золотого осла» Апулея. Одним из близких сотрудников Новикова был В.А. Левшин. Пушкин в примечаниях к 7-й главе «Евгения Онегина», поясняя строки:
Вы, равнодушные счастливцы,
Вы, школы Левшина птенцы…, –
пишет: «Левшин – автор многих сочинений по части хозяйственной». Но главной заслугой Левшина было собирание русских народных сказок. Несмотря на обильное литературное наследие Левшина, вскоре после смерти его забыли.
Редакторскую работу Новикова над текстом литературных произведений проследить сейчас трудно. В 1792 г. Новиков был объявлен государственным преступником и издателем «развращенных книг», все бумаги его были при аресте конфискованы и затем уничтожены. Мы располагаем лишь вторичными материалами: книгами новиковского издательства, воспоминаниями о нем, некоторыми документами. Однако и эти материалы говорят о многом.
Рис. 24. «Трутень». Первое тиснение. Титульный лист
Анализ журнала «Трутень» позволил исследователям сделать вывод о том, что его издатель проявил блестящий талант автора-организатора журнала. Об этом свидетельствуют четкость и последовательность в проведении его общей идеи, план этого издания в целом, композиция каждого номера, подбор статей, подбор авторов. Редакторский талант Новикова проявился и в мастерском применении им «эзоповского языка», и в блестящей стилистической обработке материалов журнала.
Особого внимания заслуживает работа Новикова-редактора при издании журнала «Живописец». Обычно сравнивают 1-е издание (1772 г.) и 3-е издание (1775 г.), которое принято рассматривать как новый в идейном и литературном смысле этап творчества Новикова. Действительно, «Живописец» 1775 г. – новая книга, новая по составу авторов, по композиции, по своей идейной направленности, в которой больше нет иллюзий относительно «просвещенной монархини». Но для этой книги заново ничего написано не было. В нее вошли статьи из двух первых изданий «Живописца» и статьи из «Трутня». Книга – результат литературной работы, редакторская суть которой бесспорна. В предисловии «К читателю» Новиков пишет, что «много переменил, иное исправил, другое выключил и многое прибавил из прежде выданных моих сочинений». Из 1-й части в 3-м издании не было перепечатано пять листов, из 2-й – шестнадцать.
Выбирая статьи для 3-го издания, Новиков был последователен. Он исключил все, что принадлежало другим авторам, оставив лишь перевод Фонвизина «Торга семи муз» из «Кригеровых сонат» в очень измененном виде. Выяснить, кому принадлежит переработка перевода – самому Фонвизину или Новикову – сейчас не представляется возможным. «Письма к Фалалею», как предполагает П.Н. Берков, также написаны Фонвизиным. Все остальное принадлежит перу самого Новикова, и книга в целом представляет собой сборник его сочинений.
При подготовке 3-го издания Новиков широко пользовался композиционной правкой. Он не только объединял разрозненные ранее части произведений, но и создавал новые циклы. К этому редакторскому приему он прибегал часто.
«Письма к Фалалею» объединены с «Письмом Ермолая из сельца Краденова» и двумя письмами дяди к племяннику, напечатанными в свое время в «Трутне». Сюжетная основа цикла – семейные отношения между племянником, живущим в столице и честно исполняющим свой долг, с одной стороны, и старшим поколением, провинциальными помещиками, – с другой.
В «Живописец» 1775 г. не вошли те произведения, в которых высказывалась надежда на доброго барина. Так, «Рецепт Безрассуду» первоначально строился на противопоставлении судьбы крестьян, принадлежащих помещику-тирану, и жизни крестьян у помещика-отца.
В издании 1775 г. обличение Безрассуда было сохранено, а изображение благополучных крестьян исключено. После разгрома пугачевского восстания места для иллюзий не осталось, и значительная часть текста была снята, как например, следующий абзац: «Они [крестьяне. – К.Н.] не смеют и мыслить, что они человеки, но почитают себя осужденниками за грехи отец своих, видя, что прочие их братия у помещиков-отцов наслаждаются вожделенным спокойствием, не завидуя никакому на свете счастию, ради того, что они в своем звании благополучны».
В 1-м издании «Живописца» «Отрывок путешествия в ***» печатался двумя частями. Между ними помещено несколько статей, в частности статья «Английская прогулка», смягчающая резкость оценок автора, скрывшегося за инициалами И*** Т***. В 1775 г. Новиков соединяет эти две части, создает единое произведение, значение которого в общем композиционном замысле подчеркнуто тем, что оно завершает книгу.
Далеко не механически из «Трутня» были перепечатаны «Отписки крестьян». В «Трутне» это были материалы полемики с Екатериной II, подписывал их Правдолюбов. Такие полемические «тонкости» в издании 1775 г. были отброшены. Все три письма соединены в одно произведение «Отписки крестьянские и помещичий указ ко крестьянам». Эти крупные композиционные изменения и купюры текста, в которых отчетливо отражены изменения во взглядах Новикова, известны исследователям, на них неоднократно ссылались, анализируя эволюцию мировоззрения Новикова, рассматривая вопрос об его авторстве. И, тем не менее, в целом редакторская работа Новикова над текстом не привлекла того внимания, которого она, бесспорно, заслуживает. 45 изменений было зафиксировано П.А. Ефремовым в примечаниях к его изданию «Живописца» в 1864 г. Однако избранная Ефремовым система указаний на разночтения была недостаточно наглядна. Эта книга давно стала библиографической редкостью, а в работах позднейших исследователей упоминаются лишь самые существенные разночтения. Так, Г.П. Макогоненко привел несколько поправок Новикова, указав на них как на поправки основные. Об остальных изменениях в тексте сказано: «Примеры же чисто стилистической правки насчитываются десятками». Внимания исследователя они не привлекли и понадобились главным образом как аргументы в споре об авторстве: кому – Новикову или Фонвизину – принадлежат «Письма к Фалалею».
Наблюдения за работой Новикова над «Живописцем», последовательное сравнение 1, 2, 3-й и более поздних редакций приводят к выводу, что по своему характеру, изменения, внесенные им в 3-е издание, с помощью которых была реализована новая программа, воплощали определенную редакторскую методику работы над текстом, сложившуюся далеко не вдруг и определявшуюся идейными, эстетическими факторами и всей литературной практикой Новикова.
В 1773 г., когда читатели еще продолжали получать листы второй части 1-го издания «Живописца», Новиков предпринял переиздание первой части. Вскоре после окончания 1-го издания в свет вышла вторая часть издания 2-го. Это издание считается самым полным. Именно его воспроизводили при позднейших перепечатках П.А. Ефремов и A.C. Суворин. В этой редакции «Живописец» включен в книгу «Сатирические журналы Н.И. Новикова», изданную в 1951 г. под редакцией П.Н. Беркова.
Прежде всего, как всякий редактор, Новиков устранил опечатки и внес некоторые необходимые изменения технического характера. Забота о качестве издания всегда была характерна для Новикова, но все-таки не это было главным. В 1772 г., готовя первую встречу «Живописца» с читателями, он, по всей вероятности, из осторожности оставил в тексте ряд недомолвок и пропусков. Уже во втором издании они были восполнены.
Рис. 25. «Живописец». Титульный лист
Во втором издании редактор «Живописца» ищет пути к более достоверной передаче речи в статьях, написанных от лица избранных им персонажей – «корреспондентов» «Живописца». Если в первом издании было: «Девушка неубогая, грамоте и писать умеет», во втором – «грамоте и писать горазда». Это слова уездного дворянина, в устах которого разговорное «горазда» более правдоподобно, чем литературное «умеет». Более выразительным стал и ответ на письмо дворянина, жалующегося на ревность жены, когда в текст второго издания были включены формы 1-го лица, вместо форм 3-го лица, как было раньше. «Знай, что мы не столько о мужьях своих думаем, чтобы стали к ним ревновать и только что терпим их, а не любим – и как можно столько любить мужа». Вместо многие жены.., думают.., терпят.., любят. Уточнен и синтаксический строй некоторых предложений.
Рис 26. Автограф Н.И. Новикова. Письмо к неизвестному
Приемы редакторских исправлений текста у Новикова очень экономны. Это замена одного лишь слова синонимом, имеющим более точный смысл, уточнение синтаксического строя фразы, введение сравнения, реже – небольшого эпизода. Пародируя щегольское наречие, Новиков насыщает текст французскими словами, вводя их в просторечный контекст и достигает, таким образом, сатирического эффекта.
Углубляя сатиру, находя новые, более яркие способы сатирического, пародийного изображения, Новиков оставался ревнителем русского языка. Уже при подготовке 2-го издания, т.е. при первом редакторском вмешательстве в текст, он усиливает борьбу с галломанией. Ведется она очень тонко.
Фраза «…слова «я не могу владеть собою» меня в таком случае извиняют» изменена и стала читаться так: «…слова «я не в своей сижу тарелке» меня в таком случае извиняют».
Чем вызвано такое изменение?
П.Н. Берков указывает, что во времена Новикова выражение это еще воспринималось как перевод с французского: «ne pas être dans son assiette». Его можно было перевести, следовательно, как «я в не свойственном себе положении» или «я не в своей тарелке».
Новиков в издании 1773 г. выбрал второе. И чтобы усилить комический эффект, ввел в этот оборот слово «сижу», видимо, желая подчеркнуть нелепость и уродливость «щегольского наречия», в котором самым причудливым образом переплетались просторечие и французские слова. Пройдет 50 лет, и Пушкин запишет: «…assiette значит положение от слова asseoir, но мы перевели каламбуром…».
Кроме того, в текст были внесены и другие редакторские поправки.
Иногда это отдельные слова, иногда – включение целого эпизода. В одном из «Писем к Фалалею» сделана вставка после слов: «Куда какой ты был проказник с молоду»:
«…Как бывало примешься пороть людей, так пойдет крик такой и хлопанье, как будто за уголовье в застенке секут…». Продолжение фразы «таки бывало животики надорвешь от смеха» получало совсем иной смысл после описания этих «проказ» молодого Фалалея. Два сравнения внесены во втором издании в письме к любезному племяннику Фалалею Трифоновичу от дяди: «Как Сидоровна была жива, так отец твой бивал ее, как свинью, a как умерла, так плачет, как будто по любимой лошади». Этих сравнений не было в первом издании.
В целом редакторская тенденция Новикова не оставляет сомнений – усилить обличительный смысл публикаций журнала, подчеркнуть его. Эта тенденция требовала особой тщательности в своей реализации, потому что осуществлялась на материале произведений сатирических, и не просто сатирических, а «сатиры на лицо», к тому же разнообразном в жанровом отношении. Редакторская работа над текстом часто смыкалась с поисками новых, более выразительных сатирических форм.
За три года, прошедшие с первого издания «Живописца», произошли события, если не изменившие, то сообщившие большую определенность взглядам Новикова.
Приемы его редакторской работы в 3-м издании те же, что и во 2-м, различны публикации, на которые обратил свое внимание редактор. Если во 2-м издании это статьи, обличающие невежество и жестокость помещиков, в 3-м издании – это обращение к самой императрице.
Правка начинается с первого листа журнала, с «Приписания неизвестному г. Сочинителю комедии «О, время!», т.е. Екатерине II.
2-е издание Перо ваше достойно равенства с Молиеровым. Следуйте его примеру. |
3-е издание Перо ваше достойно будет равенства с Молиеровым. Следуйте только его примеру. |
В 3-м издании равенство с Мольером возможно для сочинителя комедии «О, время!» только при определенных условиях, в предыдущих редакциях оно утверждается как бесспорное.
2-е издание Нет, такая слабость никогда не может иметь места в вашем сердце. И может ли такая благородная смелость опасаться угнетения в то время, когда ко щастию России и ко благоденствию человеческого рода владетельствует нами премудрая Екатерина. |
3-е издание Нет, такая слабость никогда не может иметь места в благородном сердце. И может ли такая ваша смелость опасаться угнетения в то время, когда ко щастию России и ко благоденствию человеческого рода владетельствует нами премудрая Екатерина. |
Сняты из «Приписания» и следующие слова: «Впрочем для меня весьма лестно получить ваш ответ». Сняты, видимо, потому, что ответа не последовало, да и интерес к этому ответу пропал: все было ясно и без него.
В работе над текстом Новиков продолжает искать новые приемы для борьбы с галломанией.
В 9-м листе 2-го издания было помещено «Щеголихино письмо»:
«Ты радость беспримерной Автор – по чести говорю, ужесть как ты славен; читая твои листы, я бесподобно утешаюсь; как все у тебя славно: слог расстеган, мысли прыгающи. По чести скажу, что твои листы вечно меня прельщают: клянусь, что я всегда флетирую их без всякой дистракции…
Но сказать вокруг нас, ты много должен мне: – уморить ли радость? Ведь мнение то Щеголихино ты у меня подтяпал: ха! ха! ха!
Услужи, радость, мне, собери все наши модные слова и напечатай их особливою книжкою, под именем Модного женского словаря…»
Чтобы понять это письмо, нам придется прибегнуть к помощи комментария П.Н. Беркова в академическом издании «Живописца»: Флетирую – перелистываю; дистракция – скука; вокруг нас – между нами.
В 3-м издании пародийный прием усилен: вместо «радость» стоит «фреринька» – слово, образованное по законам русского словообразования от французского «frere» – брат, нечто вроде «братец». Особливою книжкою заменено «деташированною книжкою» (detache – отделять).
Язык самого Новикова-писателя, по мнению историков языка, правилен, прост и изящен. Проза Н.И. Новикова – одно из крупнейших достижений литературы и литературного языка второй половины XVIII в.
Борясь за чистоту и правильность русского языка, Новиков руководствовался тем же убеждением, что и при издании «Древней российской Вивлиофики» и «Опыта исторического словаря о российских писателях»: русская культура, русская литература, русский язык имеют свои традиции, развиваются по своим законам.
Открыто говорить все, что он хотел бы сказать читателю, Новиков не мог, но был неутомим и изобретателен в поисках новых сатирических форм.
В связи с объединением статей в циклы, проведенном в 3-м издании «Живописца», отпала необходимость в предуведомлениях читателей о том, что тот или иной материал будет иметь продолжение, и, когда подобные примечания все-таки оставались, они приобретали особую смысловую нагрузку, употребление их становилось уже литературным приемом. После статьи «Известие, полученное с Еликона», вместо «продолжение будет в следующем листе», как было в 1-м и 2-м изданиях, в 3-м крупными буквами напечатано: «Продолжения не будет». «Известие» прервано на словах: «Вот тебе моя роспись, прочти ее прилежно, ну… сколько нашел Лукреций? Извините, сударыня, я право здесь…». Под Лукрециями имеются в виду добродетельные женщины, которых в списках женщин «за последнее полустолетие, а наипаче последних годов» герой не нашел. Ему снится сон, что он умер и попал на Еликон – обиталище муз. Он говорит, что «твердо было положился написать по крайней мере несколько сатирических книг и посредством оных изгнать все пороки из отечества моего, но едва успел сочинить три или четыре сатиры, как сверх чаяния лишился жизни». Музы уверяют автора, что он не умер и будет жить долго. Ему предстоит возвращение к обычной жизни, и, следовательно, мы вправе предположить – новые сатирические произведения… Сочинитель предупреждает читателя, что этого не произойдет, прервав «Известие».
В 3-м издании «Отрывок путешествия в***» – самый значительный по своей антикрепостнической направленности материал «Живописца» – был закончен обещанием: «Продолжение сего «путешествия» напечатано будет при четвертом издании сея книги», хотя в двух первых изданиях подобного обещания не было. Там «Отрывок» заканчивался намерением автора посетить деревню Благополучную. Как известно, ни в 4-м, ни в 5-м издании «Продолжение» напечатано не было. Этот факт породил диаметрально противоположные выводы исследователей. П.Н. Берков утверждает, что такая приписка вызвана стремлением Новикова смягчить резкость суждений автора, которым Берков считает А.Н. Радищева, «парализовать истинную силу отрывка, придать ему тот же недалекий вид, каким отличались вообще сатиры того времени, и сохранить подвергшийся нападкам журнал». К другим выводам приходит Г.П. Макогоненко, отстаивающий авторство Новикова: «Нет, не собирался Новиков писать «Путешествие в деревню Благополучную» и не издательская, а умно-авторская это приписка… после разгрома крепостных, не считавших себя «благополучными», это декларативное издевательское обещание «Путешествия в деревню Благополучную» лишь усиливало антикрепостнический смысл произведения в целом… Несомненно, обещание это – злая ирония…». Читатель, привыкший к новиковским «тонкостям», по мнению Макогоненко, должен был это отлично понимать.
Не касаясь общих выводов относительно авторства Новикова, отметим, что редакторский анализ изменений, внесенных Новиковым в текст 3-го издания «Живописца», отнюдь не свидетельствует о его стремлении смягчить сатиру. Ни одного подобного изменения нам не удалось обнаружить в тексте.
Большую смысловую нагрузку несли и примечания. Впервые в русской книге к примечаниям, дающим такую оценку описываемым событиям и лицам, которая не совпадала с оценкой общепризнанной, прибег Яков Козельский, поместивший серию подобных примечаний к переведенному им в 1765–1766 гг. труду Гольдберга «История Датская». Этот прием вскоре стал популярен. Им неоднократно пользовался А.Н. Радищев. Так, знаменитое радищевское определение: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние…» находится в подстрочном примечании к его переводу книги Мабли «Размышления о греческой истории», изданной Новиковым в 1773 г.
Примечания к «Живописцу» неоднородны. Это традиционные объяснения непонятных мест текста, примечания о характере текста и примечания, объясняющие купюры. Это уже литературный прием, позволяющий усилить авторскую оценку излагаемых событий. К словам: «Ври себе он что хочет, а я знаю, что с мужиками делать» есть примечание: «Я нечто выключил из сего письма. Такие мнения оскорбляют человечество». И следующее совпадающее с ним по характеру: «Я тут много повыключил для сказанных мною причин в первом примечании». И, наконец, примечания, несущие главную по отношению к основному тексту смысловую нагрузку. Они содержат мысли, которые по цензурным соображениям опасно было включать в основной текст: «Подлыми людьми по справедливости называться должны те, которые худые делают дела; но у нас, не ведаю, по какому предрассуждению, вкралось мнение, кои находятся в низком состоянии».
Расчет, видимо, был прост: примечания не так бросались в глаза, но умный читатель не пропускал их. В примечании к «Отрывку путешествия в ***» Новиков прямо обращался к этому читателю: «Я не включил в сей листок разговор путешественника с крестьянином по некоторым причинам: благородный читатель и сам их отгадать может. Впрочем, я уверяю моего читателя, что сей разговор конечно бы заслужил его любопытство и показал бы ясно, что путешественник имел справедливые причины обвинить помещика Разоренныя деревни и подобных ему».
Деятельность Н.И. Новикова – издателя и редактора – заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения. В общем ее обзоре, перечисляя то новое, что внес он в дело редактирования книги, будь это организация издательского дела или работа над текстом, во всех случаях необходимо подчеркнуть, что в деятельности Новикова, издателя-просветителя, отчетливо прослеживаются связи между его общественными взглядами и редакторским трудом.
к содержанию << >> на следующую страницу
evartist.narod.ru