Норны – богини судеб
- Главная
- Боги
- Норны
Содержание статьи
Норны – Сестры Вюрда – Богини Судьбы
В мифологической системе древних скандинавов норны – это богини-воплощения судьбы. Вопреки расхожему мнению норн не три, а гораздо больше, хотя наиболее известными из них являются те, что упомянуты в «Младшей Эдде» как хранительницы одного из корней мирового древа Иггдрасиль – Урд, Верданди и Скульд.
В части «Видение Гюльви» Стурлусоновой Эдды сказано, что норн – великое множество, своя норна приходит к каждому человеку, как только он рождается на свет, «наделяя его судьбой». При этом норны не являются представителями особой расы или вида, согласно эддическому тексту многие из них ведут свой род «от богов» (если здесь подразумеваются жители Асгарда, то это не только собственно асы, но и ваны, и йотуны), другие – от людей, третьи – от темных альвов. Более того, некоторые норны, вероятно, могут совмещать несколько функций, как это делает Скульд, являющаяся одновременно и норной, и валькирией (этот момент Ганглери поясняет в части «Видение Гюльви», рассказывая о богинях и валькириях).
О происхождении слова «норны» («nornir» на древнескандинавском) нет единого мнения. Оно может происходить от диалектной шведской словоформы «nyrna», что значит «сообщать по секрету», либо восходит к индоевропейскому глаголу «ner» (в переводе – «вращать» или «вить», здесь может подразумеваться метафора о том, что норны вьют судьбы людей). На закате англосаксонского периода норн часто называли Сестрами Вюрда, здесь германское слово «wyrd» (или «würd») переводится как «судьба» и, очевидно, связано с древнескандинавской формой «urd», имеющей аналогичное значение.
Вероятно, образ норн гораздо древнее их названия. Для европейских культур этот образ универсален, трех богинь, воплощающих судьбу, можно встретить в мифологии Древнего Рима (Парки), Древней Греции (Мойры), Древней Руси (Мокошь, Доля и Недоля). Однако в отличие от, к примеру, славянских богинь, между норнами нет «разделения обязанностей», каждая из них отвечает за судьбу как таковую. При этом норны лишь создают судьбы, но не влияют на них (в отличие от Парок и Мойр).
Примечательно, что норны не были созданы Одином, Вили и Вё в тот момент, когда первые асы творили мир. Более того, деятельность норн универсальна – механизму судьбы, которым они управляют, подчиняются все – смертные и боги. Даже Один неоднократно посещает норн, прося у них совета (в одно из таких посещений Урд предсказывает, что Всеотец погибнет в пасти Фенрира).
Норны в эддических текстах
Согласно тексту «Младшей Эдды», норны Урд, Верданди и Скульд живут в блистательном дворце, который расположен у источника Урд («Urðarbrunnr» на древнескандинавском, что переводится как «источник судьбы»). Сам источник находится под одним из трех корней Иггдрасиля, под тем корнем, который уходит в Асгард. Ганглери в «Ведении Гюльви» говорит о том, что эти норны «судят судьбы людей». Вероятно, это верховные норны, каждая из которых не отвечает за судьбу отдельного человека, но контролирует судьбу мира в целом («вюрд» как принцип).
В части «Прорицание вельвы» из «Старшей Эдды» говорится о том, что Урд, Верданди и Скульд возникли из источника Урд, они «резали руны, судьбы судили, детям людей жребий готовя». Там же указано, что эти норны помнят «первую войну», то есть изначальное противостояние асов и ванов. Это говорит о том, что Урд, Верданди и Скульд, вероятно, являются одними из древнейших существ в скандинавской космогонии.
Три норны следят за тем, чтобы мировой ясень Иггдрасиль не засох, они каждый день поливают дерево водой, которую собирают с берегов Урда (в Эдде подмечено, что они черпают воду вместе с грязью, что скапливается у берегов источника). В том же эпизоде указано, что вода из Урда настолько священна, что все, попадающее в нее, становится светлым и прозрачным.
В саге «Речи Фафнира» из «Старшей Эдды» Сигурд указывает дракону на то, что норны приходят к людям в момент их рождения («кто эти норны, что могут прийти к женам рожающим?»). Эти слова подтверждаются в другой эддической саге, «Первая песнь о Хельги убийце Хундинга», где говорится, что норны явились к Богхильд, родившей Хельги, и предрекли ее сыну судьбу великого полководца. На основании этих фрагментов некоторые исследователи сближают образ норн с образом фюльгья (в древнескандинавской традиции так именуются женские духи-хранители, близкие к образу валькирий, но восходящие, очевидно, к архетипу праматери).
Норна Урд
Как уже отмечалось, имя этой норны («urd» на древнескандинавском) переводится как «судьба». Это самая старая из норн, живущих у корней Иггдрасиля, обычно ее изображают старухой и соотносят с понятием «прошлое». Предположительно норна Урд может быть самым непосредственным образом связана с уже упомянутым понятием «вюрд» («wyrd»), которое у северогерманских племен использовалось в двух значениях – «судьба» и «смерть». Именно норну Урд принято считать персонификацией рока, именно она предрекает Одину гибель.
Норна Верданди
С древнескандинавского языка имя этой норны можно перевести как «становление» («Verðandi» или «Werdandi»). По старшинству это средняя из трех норн, ее изображают женщиной умеренного возраста, традиционно соотнося с понятием «настоящее». Также является воплощением принципа «вюрд», но уже в контексте активной деятельности, то есть речь идет о судьбе, которую человек определяет себе сам, совершая те или иные действия.
Норна Скульд
С древнескандинавского «Skuld» традиционно переводят как «долг», хотя Франсуа-Хавьер Дилманн и ряд других скандинавоведов приводят еще два варианта перевода – «возможное будущее» и «чувство вины». Все три перевода близки в своих семантических аспектах, но Дилманн сомневается в том, что образ Скульд – изначальный, как образы Урд и Верданди.
Исследователь предполагает, что имя Скульд и соответствующий ей персонаж (самая молодая из трех норн, традиционно изображается как юная дева) могли появиться в сагах под влиянием тройственной концепции «прошлое-настоящее-будущее», которая была привнесена в скандинавскую традицию извне. С другой стороны, данное предположение может касаться лишь имени норны, но не ее образа.
Важно отметить и то, что традиционно норна Скульд воспринимается не как будущее в понятии неизбежности. Это именно «возможное будущее», то есть один из его вариантов, который может и не произойти, если не будут совершены определенные действия.
Таким образом, норны являются самобытным, но не оригинальным элементом древнескандинавской космогонии. Подобные персонажи встречаются в мифологиях практически всех древних культур. То же касается трех норн Иггдрасиля – Урд, Верданди и Скульд. Однако объединяющая их концепция «вюрда», тесно связанная с шаманической традицией европейского севера, выступает явлением уникальным. Вероятно, его ближайшим аналогом может являться представление о совести в этической традиции каббалы.
Советуем почитать:
- Перебранка Локи, песнь Старшей Эдды
- Сессрумнир – зал Фрейи
- Хермод Храбрый – сын Одина
- Имир
- Нифльхейм — первомир в скандинавской мифологии
вы читаете книгу |
|||
Глава 17 НОРНЫ Три богини судьбыСеверные богини судьбы, норны, никак не подчиняются другим богам, их нельзя оспорить и повлиять на их предсказания. Норны — три сестры, вероятно, потомки великана Нер, от которого произошла Нотт (ночь). После того как закончился золотой век и грех прокрался даже в божественные дома в Ас гарде, норны явились под ясенем Иггдрасилем и поселились у источника Урд. По мнению некоторых мифологов, их миссия заключалась в том, что они должны предупреждать богов о грядущем зле, убеждать их жить в добре в настоящем и учить их на примерах прошлого. Их имена Урд, Верданди и Скульд, и они олицетворяют прошлое, настоящее и будущее. Их главное занятие состояло в прядении нити судьбы. Кроме того, они должны поливать корни священного дерева водой из источника Урд и подсыпать свежую землю, чтобы дерево оставалось вечно зеленым.
Согласно некоторым источникам, норны неустанно следили за золотыми яблоками, росшими на ветвях Дерева жизни, опыта и познания, и не разрешали никому, кроме богини Идунн, срывать их. Это были молодильные яблоки, благодаря которым боги сохраняли молодость. Порой норны также кормили и нежно заботились о двух лебедях, плававших по зеркальной поверхности источника Урд. Предполагается, что от этой пары лебедей произошли все лебеди на земле. Иногда норны, облачившись в лебединое оперенье, посещали землю и веселились как русалки на берегу моря, а также в различных реках и озерах, время от времени являясь смертным, предсказывая им будущее и давая мудрые советы. Humu судьбы, которые плели норныПорой норны плели настолько длинные нити судьбы, что, когда одна из них стояла на высокой горе на дальнем востоке, другая в это время находилась далеко в море на западе. Нити, которые они пряли, напоминали веревки и отличались по цвету, в зависимости от характера предстоящих событий. Черная нить, протянутая с севера на юг, непременно считалась предзнаменованием смерти. И когда сестры работали челноком, они пели торжественную песню. Они не пряли в соответствии со своими желаниями, но слепо подчинялись желаниям Орлог, вечному закону вселенной, старше, нежели они, и высшей силе, у которой, очевидно, не было ни начала, ни конца. Две норны, Урд и Верданди, плели нити, в то время как третья безжалостно разрывала их, очень часто, почти законченные, разбрасывая остатки по ветру. Как олицетворение времени норны представлены как сестры разного возраста и характера. Урд (Вурд, то есть «судьба», «прошедшее») предстает очень старой и немощной, постоянно оглядывающейся назад, поглощенной размышлениями о прошедших событиях и ушедших людях. Верданди (становление, настоящее), вторая сестра, молодая, активная и бесстрашная, прямо смотрит перед собой. В то время как Скульд (долг, будущее) представляется окутанной в плотную вуаль, с головой, повернутой в сторону противоположную той, куда смотрит Урд, держащей в руках нераскрытую книгу или неразвернутый свиток. Ежедневно норн навещали боги, любившие советоваться с ними, и даже Один часто спускался к источнику Урд, чтобы обратиться к ним за помощью. Они отвечали на его вопросы, но обходили молчанием лишь те, которые касались его судьбы или судьбы других богов.
Но не на этой странице секрет, Что Вальхаллу может спасти. Третья сестра — самая юная, Скульд — Будущее предсказывающая, стоит, глядя в сторону, И, как ни просят ее, сохраняет молчание, Смахивая при этом слезу. Дж. Джонс. Вальхалла Другие духи-покровители Кроме трех главных норн было еще много других, не таких важных, которые являлись духами-покровителями людей, к которым они часто являлись, щедро одаривая подарками, и почти всегда присутствующими при рождении, заключении браков и смертях.
Однажды три сестры посетили Данию и пришли в дом одного знатного человека в тот момент, когда у него появился на свет первый ребенок. Войдя в комнату, где лежала мать ребенка, первая норна пообещала, что он будет храбрым и красивым, вторая — что он будет удачливым и великим поэтом-скальдом. Эти предсказания наполнили сердца родителей радостью. Между тем эта новость стала известна соседям, и они устремились в дом. Любопытная толпа заполнила жилище, при этом кто-то в толчее грубо столкнул третью норну со стула.Придя от этого оскорбления в ярость, Скульд с гордостью поднялась и заявила, что дары сестер бесполезны, поскольку она предсказывает, что ребенок проживет столько, сколько будет гореть свечка у его колыбели. Эти зловещие слова наполнили материнское сердце ужасом, и трясущимися руками она прижала дитя к груди, так как свеча догорала и скоро должна была погаснуть. Самая старшая из норн не захотела, чтобы ее предсказание оказалось пустым, и в то же время она не могла заставить свою сестру взять слова обратно. Поэтому быстро схватила свечу, потушила огонь и отдала дымящийся огарок матери ребенка, велев ей впредь не зажигать свечу, пока сын не устанет от жизни.
Мальчика называли Норнагест, в честь норн, и он вырос красивым, смелым и талантливым, таким, каким любая мать пожелала бы увидеть своего ребенка. Когда он стал достаточно взрослым, чтобы понять серьезность беспокойства матери, она рассказала ему историю о визите норн и дала ему огарок свечи, который он тщательно хранил, спрятав вовнутрь арфы. Когда родители умерли, Норнагест отправился странствовать по миру, отличаясь в многочисленных сражениях и слагая свои героические песни. Так как он был восторженным и обладал поэтическим складом ума, он еще не скоро устал от жизни. В то время как другие герои становились старыми и покрывались морщинами, он оставался молодым как телом, так и душой. Поэтому он явился свидетелем волнующих деяний героических лет, был хорошим товарищем древним воинам и, прожив триста лет, явился свидетелем того, как на смену старым языческим богам пришло христианство. В конце концов Норнагест пришел ко двору короля Олава Тригвессона, который, по своему обыкновению, почти что насильно обратил его на путь истинной веры, заставив принять крещение. Затем, желая убедить людей, что время суеверий прошло, король заставил старого скальда достать и зажечь свечу, которую он так тщательно хранил более трех веков. Несмотря на свое недавнее обращение в христианство, Норнагест с волнением наблюдал, как мерцало пламя, и, когда, в конце концов, свеча догорела, он безжизненно опустился на землю, доказав этим, что, несмотря на то что принял крещение, он все еще верил в предсказание норн. В Средние века и позднее норны фигурировали во многих сюжетах и мифах, появляясь в качестве волшебниц или ведьм, как, например, в сказке «Спящая красавица» или в трагедии Шекспира «Макбет».
Иногда норн называли валами, или пророчицами, так как они обладали силой предсказывать судьбы, силой, которая почиталась народами Северной Европы, полагавшими, что ей обладают лишь женщины. Предсказания вал никогда не оспаривали и говорили, что римский полководец Друз был так напуган пророчеством одной из них, Веледы, предостерегшей его от перехода через Эльбу, что действительно отступил. Она также предсказала ему приближение смерти, которая вскоре наступила из-за падения с лошади. Эти пророчицы, известные также как идисы, дисы и хагедисы, отправлявшие культы в местах поклонений в лесах и в священных рощах, всегда сопровождали захватнические армии. Верхом впереди войска или в середине его, они неистово побуждали воинов к победе, а когда же бой был закончен, часто разрезали орлов над телами пленных. Кровь собиралась в огромные чаны, куда дисы окунали руки по самые плечи, перед тем как присоединиться к диким пляскам, которые заканчивали церемонии. Вполне очевидно, почему люди так боялись этих женщин. Чтобы их умилостивить, им приносились жертвоприношения, и в более поздние времена их причислили к ведьмам, живущим на горе Броккен, или Блоксберг, и пляшущим в Вальпургиеву ночь. Кроме норн, или дис, на которых смотрели как божеств — покровительниц, народы Северной Европы приписывали каждому человеческому существу духа-защитника, именуемого Фильгье, который сопровождал человека всю жизнь либо в человеческом облике, либо в обличье животного, вплоть до смерти человека оставаясь невидимым для всех, за исключением нескольких посвященных. Аллегорическое значение норн и их нитей судьбы слишком очевидно и не нуждается в объяснении. Тем не менее некоторые мифологи причисляют их к духам воздуха, при этом пряжа представляется сонмом туч или туманом, покрывающим скалы и деревья, тянущимся от горы к горе, разрываемым неожиданно налетевшим резким ветром. Согласно некоторым источникам, третья норна — Скульд — была одной из валькирий, другие ассоциируют ее с наводящей на всех ужас богиней смерти Хель. Фрейя Радужный мост Хеймдалль Дисы Ярл Валькирии Ран Дева-лебедь Брюнхильд и Сигмунд Эгир Неки Локи и Хед Смерть Бальдра Локи и Свадильфари Хермод у Хель Локи и Сигню Тор и великаны Торгхаттен Трольды Эльфы |
|||
Содержание: |
|||
0 | Мифы Северной Европы : Гербер Хелен | 1 | Глава 1 НАЧАЛО : Гербер Хелен |
2 | продолжение 2 | 4 | Глава 3 ФРИГГ : Гербер Хелен |
6 | Глава 4 TOP : Гербер Хелен | 8 | Глава 5 ТЮР : Гербер Хелен |
10 | Глава 6 БРАГИ : Гербер Хелен | 12 | Глава 7 ИДУНН : Гербер Хелен |
14 | Глава 8 НЬЁРД : Гербер Хелен | 16 | Глава 9 ФРЕЙР : Гербер Хелен |
18 | Глава 10 ФРЕЙЯ : Гербер Хелен | 20 | Глава 11 УЛЛЬ : Гербер Хелен |
22 | Глава 12 ФОРСЕТИ : Гербер Хелен | 24 | Глава 13 ХЕЙМДАЛЛЬ : Гербер Хелен |
26 | Глава 14 ХЕРМОД : Гербер Хелен | 28 | Глава 15 ВИДАР : Гербер Хелен |
30 | Глава 16 ВАЛИ : Гербер Хелен | 31 | продолжение 31 |
32 | вы читаете: Глава 17 НОРНЫ : Гербер Хелен | 33 | продолжение 33 |
34 | Глава 18 ВАЛЬКИРИИ : Гербер Хелен | 36 | Глава 19 ХЕЛЬ : Гербер Хелен |
38 | Глава 20 ЭГИР : Гербер Хелен | 40 | Глава 21 БАЛЬДР : Гербер Хелен |
42 | Глава 22 Локи : Гербер Хелен | 44 | Глава 23 ВЕЛИКАНЫ : Гербер Хелен |
46 | Глава 24 КАРЛИКИ : Гербер Хелен | 48 | Глава 25 ЭЛЬФЫ : Гербер Хелен |
50 | Глава 26 САГА О СИГУРДЕ : Гербер Хелен | 52 | Глава 27 СКАЗАНИЕ О ФРИТЬОФЕ : Гербер Хелен |
54 | Глава 28 ГИБЕЛЬ БОГОВ : Гербер Хелен | 56 | Глава 29 ГРЕКО-РИМСКАЯ И СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ : Гербер Хелен |
58 | Глоссарий : Гербер Хелен | 60 | В : Гербер Хелен |
62 | С : Гербер Хелен | 64 | Э : Гербер Хелен |
66 | Б : Гербер Хелен | 68 | Г : Гербер Хелен |
70 | X : Гербер Хелен | 71 | Э : Гербер Хелен |
72 | Использовалась литература : Мифы Северной Европы |
норн | Мифы и фольклор вики
в: Норнир, скандинавская мифология, богини удачи,
а также еще 4
Посмотреть источникНорнир
Урд, Верданди и Скульд с ребенком. Dǫnsk Tunga(старые норвебы)
- ᚾᚢᚱᚾ (единственное число; NORN )
- ᚾᚢᚱᚾᛁᛦ (Множество; NORNIR )
- Странные (унаследованные, архаичные и шотландские)
- Странные сестры (унаследованные, все диалекты; буквально «фаталистическое женское общество»)
- Вирды (выученные, все диалекты)
- 9
- 9
- 9
Протогерманскийᚾᛟᚱᚾᛁᛉ (множественное число; * Nornīz )
Английский
(Староанглийский)Вирд
ОбительУрдарбруннр
ВидыБогиня
Норнов (или Норнир ) были скандинавскими и германскими судьбами, полубогинями судьбы. Асы часто искали их совета. Они похожи на Мойры и Судьбы из греко-римского мифа. Как и в германской мифологической традиции, они были известны как три богини-сестры: Клото («Прядильщица»), Лахезис («Решающая») и Атропос («Неизбежная»).Первоначальным Норн, несомненно, был Урд, слово, которое можно перевести как «Судьба». Урдарбрунн, расположенный у основания великого космического дерева Иггдрасиль, назван в честь этой Норн. Две дополнительные норны, известные по именам, — это Веранди («Настоящее» [или «Необходимость» в некоторых версиях]) и Скулд («Будущее» [или «Бытие» в некоторых версиях]). Все три норны живут возле Колодца Урд у подножия Иггдрасиля.
Содержание
- 1 Домен
- 2 В мифологии
- 3 Галерея
- 4 См. также
Домен
Считалось, что норны вершат судьбы богов, великанов и карликов и несут ответственность за судьбы каждого отдельного человека. Англосаксы называли Урд именем Вирд, и в Англии еще долго после прихода христианства сохранялась вера в огромные силы трех сестер. Например, в трагической пьесе Шекспира Макбет , Три сестры на «выжженной пустоши», очевидно, были вдохновлены Норнами и другими мифологическими богинями судьбы.
Кажется более чем возможным, что норны тоже изначально задумывались как прядильщики. Однако в германской мифологии греко-римское представление о Судьбе, прядущей индивидуальную длину пряжи для каждой земной жизни, не появляется.
В мифологии
Согласно скандинавской мифологии, ничто не длится вечно, и даже великий Иггдрасиль однажды приходит в упадок. Норны пытаются остановить или замедлить этот процесс, поливая его ветви грязью и водой из Колодца Урд. Волшебная жидкость на короткое время останавливает процесс разложения.
В других версиях, касающихся норнов, считалось, что они помогают рождению, и что у каждого человека есть свои личные норны.
Галерея
- Страница галереи Nornir
См. также
- Genius
- Геката
- Мойры
- Валькирия
На этой странице используется контент из Википедии . Оригинал статьи находился по адресу Norns (смотреть авторов). Как и в случае с Myths and Folklore Wiki, текст Википедии доступен по лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike License 3.0 (непортированная).
Божества в скандинавской мифологии Асы Андримнир • Бальдр • Браги • Деллингр • Форсети • Хеймдалль • Хермодр • Хьюки • Хёр • Хёнир • Этрексьёд • Квасир • Лодурр • Локи • Мани • Мейли • Мимир • Моди и Магни • Одинн • Орд • Вир • Тюр Уллр • Вили • Ве • Торр Асинджур Бил • Эйр • Фригг • Фулла • Гевьон • Герд • Гна • Хлин • Идунн • Ирпа • Илмр • Лофн • Нанна • Ньёрн • Ран • Сага • Сиф • Сигюн • Сьфн • Скади • Снотра • Сол • Син • Вар • Вёр • Торгерд Хёлгабруд • Трудр Ванир Фрейр (Ингунар-Фрейр • Ингви) • Ньёрд • Фрейя • Герсеми • Гульвейг • Хносс • Сестра-жена Ньёрда • Скирнир Йотнар Alvaldi • Annarr • Auðr • Baugi • Beli • Bergelmir • Bǫlþorn • Býleistr • Eggþér • Fárbauti • Fjǫrgynn • Fornjótr • Gangr • Geirrǫðr • Gillingr • Gymir • Helblindi • Helreginn • Hrímgrímnir • Hrímnir • Hrungnir • Hrymr • Hræsvelgr • Hymir • Iði • Им • Кари • Литр • Логи • Локи • Мимир • Муккуркалфи • Муграсир • Нагльфари • Нарфи • Нарфи Локасон • Соккмимир • Сурт • Суттунгр • Утгарда-Локи • Вафруднир • Вали • Видблинди • Вирнир • Имир • Тджазивал • Тджазиваль Тримр • Эгир Гыгьяр Ангрбода • Аурбода • Бестла • Эймирья • Эйса • Фьёргин • Герд • Гьялп • Глёд • Грейп • Грид • Гуннлёд • Хардгрейпр • Хель • Хлёд • Хримгерд • Хрод • Хырроккин • Ярнсакса Дюрд и Лаутерс из Йуфд Ран/Девять матерей Хеймдалля • Норнир (Урд • Верданди • Скульд) • Нотт • Синмара • Скади • Чкк Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Судьба скандинавской и греческой мифологии. Журнал Retrospect
Охватывая разные моря и века, поиск параллелей между скандинавской и греческой мифологиями может оказаться трудной задачей, но есть некоторые важные общие черты. В этой статье будут рассмотрены роли и образы норн и мойр, фигур судьбы в скандинавских и греческих мифах соответственно. Я исследую имена фигур и их значение, затем их роль в определении судьбы, их действия и появления в мифах.
Мойры (или Судьбы) — это три богини, которые «дают смертным, когда они рождаются, и добро, и зло, чтобы иметь» (Гесиод, Теогония , 218-9). В большинстве текстов имена Мойр даются как «Κλωθώ» (Клото, Пряха), «Λάχεσις» (Lachesis, Распределитель доли) и «Ἄτροπος» (Атропос, Непреклонный). Эти имена связаны с ролью Мойр в даровании Судьбы. Каждому человеку дана его доля добра и зла (Lachesis), как говорит Гесиод, и она не может быть одинаковой для каждого человека и не может быть изменена (Atropos). «Атропос» также считается намеком на смерть, поскольку в конечном итоге смерть не подлежит обсуждению и «непреклонна». Это важно для той роли, которую мойры играли в греческой мысли, поскольку они также определяли продолжительность жизни каждого человека. Имя Клото происходит от глагола «κλώθω» (я пряду), действия, связанного с Мойрами из гомеровского эпоса. Как «женская задача» прядение долгое время ассоциировалось с актом материнства и родов, также считалось, что мойры присутствуют при рождении, чтобы определить судьбу ребенка (подробнее обсуждается позже), поэтому прядение стало связываться с актом материнства и родов. Мойры.
Норн, также трех богинь, зовут Урд, Скульд и Верданди. Как и Мойры, они «формируют жизнь каждого человека с его первого дня до последнего» ( Lord of the Gallows ). «Урд» означает «Судьба», «Скульд» означает «Бытие», а «Верданди» означает «Необходимость», таким образом, каждое из них воплощает и представляет аспект концепции судьбы. Помимо этого, каждый связан с аспектом времени: прошлым, будущим и настоящим соответственно. Таким образом, помимо самой концепции судьбы, они также являются неизбежными надсмотрщиками всех времен. Урд, Скульд и Верданди — самые важные из норнов, которые, согласно той же поэме, Лорд Виселицы , ухаживал за Иггдрасилем, Древом Жизни. В дополнение к этим трем, в Gylfaginning , записанном Снорри Стурлусоном в его Прозаической Эдде , нам сказано, что «есть еще норны, а именно те, которые приходят к каждому человеку, когда он рождается, чтобы формировать его жизнь». , и они, как известно, принадлежат к расе богов».
Представив описание Мойр и Норнов, я теперь расскажу об их общих чертах. Мойры описаны Гесиодом как дающие «и добро, и зло» (9).0190 Теогония , 219), и поэтому не являются чисто приносящими удачу. С другой стороны, норны приносят либо добро, либо зло в зависимости от их происхождения. В Прозаической Эдде подробно описано, что «Добрые норны и хорошего происхождения формируют хорошую жизнь, и когда некоторые люди отягощены несчастьем, причиной его являются злые норны». дарование судьбы человеку бога, эльфа или карлика. Мойры не имеют этой идеи о врожденном зле или доброй воле, влияющей на их решения, а скорее являются безразличной высшей силой, которую даже Зевс часто не может контролировать.
Норны, точнее их подчиненные, присутствуют при рождении, чтобы решить судьбу каждого человека. Это также видно в греческой поэзии еще со времен Гомера. В Odyssey книга 7 Алкиной говорит, что «его постигнет любая участь, и ужасные прядильщики пряли свои нити для него при его рождении, когда его мать родила его». за пределами эллинистического периода. Таким образом, эта идея о том, что судьба человека предопределена, также является общим фактором между двумя группами Судеб.
Следует также отметить, что мойры и норны также присутствуют при смерти, так как в обоих случаях они определяют продолжительность жизни. Это изображение особенно часто встречается в битвах, возможно, это отражение обществ, которые их создали. Судьбы появляются в поэме Гесиода Щит , здесь называемые «κῆρες», выбирая тех, кто будет убит в сцене битвы, украшающей щит Геракла: мрачные, кроваво-красные, ужасные, были вовлечены в конфликт вокруг тех, кто падал. Все они жаждали испить черной крови. Кого они поймали первым, лежащего там или павшего свежераненым, она сжимала вокруг него свои большие когти, и его душа спускалась в Аид, в леденящий Тартар. Насытившись человеческой кровью, они отбрасывали его назад, а наступая, снова бросались в боевой грохот и рукопашную. Клото и Лахесис стояли над ними; Там была Атропос, несколько поменьше, не особенно большая богиня, но тем не менее она была выше этих других и самой древней. Все они вели ожесточенную борьбу вокруг одного человека; они ужасно смотрели друг на друга глазами в своей ярости, и на этом они были равны друг другу в своих когтях и свирепых руках.
Гесиод, Щит , 248-63
Норны выполняют аналогичную роль скобок; Герои скандинавской мифологии часто упоминают волю норнов, когда их смерть близка, но больше всего похоже на греческих Мойр тот факт, что согласно Прозаической Эдде один из норнов, Скульд, наблюдает за ходом битвы с товарищи Гуд и Роста: «Гуд и Роста, и младший норн, Скульд, всегда едут верхом, чтобы повлиять на битву и выбрать убитых». Как упоминалось ранее, имя Клото означает «прядильщик», и часто говорят, что Мойры «прядут» судьбу человека. Это также часто встречается в материальной культуре, например, на мозаике из Дома Тесея, Пафос, Кипр, где Клото держит характерное для нее веретено и нить. Такое изображение вовсе не является обычным для норнов, и фактически до нас дошел только один такой пример в текстовой форме. «Первая песня о проклятии Хандинга» из Lay of Volsungs рассказывает о присутствии норн при рождении воина и принца Хельги. Нам говорят:
Норн пришли в дом той ночью,
те, кто вершит судьбу принца;
великая слава, говорили они, ознаменует его будущее,
его назовут лучшим из королей.
Потом нити судьбы сплели,
в замке Бралунда, где родился герой,
собрали нити в золотую веревку,
и устроился в высоком зале Луны.
Первая песня о Хельги Хандинге Бэйне , ст. 2-3
Это провозглашение судьбы ребенка и обматывание веревки нитями судьбы очень характерно для Мойр. В других стихотворениях норны не изображаются прядущими или ткущими физическую судьбу человека, так что это исключение, но тем не менее поразительное.
Норны и Мойры имеют нечто большее, чем внешнее сходство. Они наблюдают за уделением судьбы, как хорошей, так и плохой, и определяют течение и продолжительность жизни человека. Их присутствие в битвах и при родах описывается в обеих традициях, что делает очевидной их роль дающих и забирающих жизнь. Различия между этими фигурами Судьбы заключаются в мельчайших деталях, таких как второстепенные норны разного происхождения, по-разному влияющие на судьбу, но идеи всеохватывающей силы предопределенной Судьбы по сути одинаковы у греков и скандинавов.
Написано Фионой Макрей
Библиография
Кроссли-Холланд, К. (2018), Книга скандинавских мифов о пингвинах . 5-е изд. Лондон: Пингвин.
Дитрих, Британская Колумбия (1962), Вращение судьбы у Гомера . Феникс (Торонто). [онлайн] 16 (2), 86-101.
Гесиод и др. (2018), Теогония; Работы и дни; Свидетельство / Гесиод; отредактировано и переведено Гленном В. Мостом. Пересмотрено. Кембридж, Массачусетс;: Издательство Гарвардского университета.
Гесиод и др. (2018), Щит; Каталог женщин; Другие фрагменты / Гесиод; отредактировано и переведено Гленном В. Мостом. Пересмотрено. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Гомер. и другие. (1995), Одиссея / Гомер; с английским переводом А.Т. Мюррей; в редакции Джорджа Э. Даймока. Второе издание. Кембридж, Массачусетс;: Издательство Гарвардского университета.
Ларрингтон, К. (2017), Скандинавские мифы: Путеводитель по богам и героям . 1-е изд. Лондон: Темза и Гудзон.
Рой, Калифорния (2011), Скандинавские мотивы и методы переплета в материальной культуре и повествовательных традициях , Университет Висконсина — Мэдисон.
Снорри Стурлусон (без даты), Младшая Эдда; Также называется Эддой Снорре или Прозаической Эддой.