Культурные деятели серебряного века – Категория:Деятельницы культуры Серебряного века — Википедия

Писатели Серебряного века. Литература Серебряного века в России

Литература Серебряного века в России, создаваемая на рубеже 19 и 20 столетий, представляет собой важную часть художественного наследия нашей страны. Для этого времени было характерно наличие множества разных направлений и течений, идейная противоречивость, присущая не только различным авторам, но и имеющая место даже в творчестве отдельных писателей, композиторов, художников. В этот период происходило обновление, переосмысление многих видов и жанров творчества. Как отметил М.В. Нестеров, имела место «всеобщая переоценка ценностей».

Даже среди передовых мыслителей и деятелей культуры наблюдалось двоякое отношение к творческому наследию, оставленному революционными демократами.

Декадентство

Художественная культура в целом и литература Серебряного века в России в частности на рубеже 19-20 веков были отмечены широким распространением декадентства («упадничества»), провозглашавшего веру в разум, утрату гражданских идеалов, уход в личностные, индивидуальные переживания. Таким образом некоторая часть интеллигенции стремилась «уйти» от трудностей жизни в мир ирреальности, грез, а иногда и мистики. Этот процесс имел место быть, поскольку в то время наблюдался кризис в общественной жизни, а художественное творчество лишь отражало его.

Декадентство захватило даже представителей реалистических направлений в искусстве. Однако чаще всего подобные идеи были все-таки характерны для представителей модернистских течений.

Модернизм и реализм в искусстве

Термин «модернизм» применяется по отношению ко многим видам искусства 20 века. Он появился в начале столетия, а его предшественником был реализм. Однако последний к тому времени все еще не ушел в прошлое, благодаря влиянию модернизма в нем возникли новые черты: раздвинулись «рамки» видения жизни, начался поиск средств самовыражения личности в художественном творчестве.

Важнейшей чертой искусства начала 20 века становится синтез, объединение различных форм.

Литература рубежа веков

Еще в 90-е годы 19 века в русской литературе наметились направления, противостоящие господствующему в то время реализму. Главным из них был модернизм. Многие писатели Серебряного века (список, направления и их главных представителей мы рассмотрим далее) так или иначе вышли из реализма. Они продолжили творить, создавая новые течения и направления.

Модернизм

Литература Серебряного века в России открывается модернизмом. В нем были объединены различные поэты и писатели, подчас весьма отличавшиеся в своем идейно-художественном облике. В то время начинаются активные модернистские искания, вдохновителем которых во многом был Ф. Ницше, а также некоторые русские писатели, например А.А. Каменский, М.П. Арцыбашев и другие. Они провозглашали свободу литературного творчества, называли себя ее жрецами, проповедовали культ «сверхчеловека», отказывающегося от общественных и моральных идеалов.

Символизм

Как направление, символизм в России оформился на рубеже 19-20 веков. Выделяют «старших» символистов, к которым относят В. Брюсова, Ф. Сологуба, К. Бальмонта, З. Гиппиуса и других, которые первыми стали творить в этом направлении. К более младшим представителям можно отнести писателей Серебряного века А. Белого, В. Иванова, С. Соловьева, А. Блока и др. Теоретические, эстетические и философские основы этого течения были очень разнообразны. Например, по мнению В. Брюсова символизм являлся чисто художественным направлением, а Мережковский брал за основу христианство; Вячеслав Иванов опирался на эстетику и философию античности в преломлении Ницше, а А. Белый увлекался творчеством Шопенгауэра, Ницше, Канта, В. Соловьева. В основе идеологии «младших» символистов лежит философия В. Соловьева с идеей пришествия Вечной Женственности и Третьего Завета.

Символисты оставили в наследство как поэзию, так и прозу, драму. Но наиболее характерна была поэзия, в различных жанрах которой трудились многие писатели Серебряного века, работавшие в этом направлении.

В.Я. Брюсов

Творчество В.Я. Брюсова (1873-1924 гг.) отмечено множеством идейных исканий. Революционные события 1905 года вызвали его восхищение и положили начало отходу поэта от символизма. Однако новое направление Брюсов выбрал не сразу, как и сформировал свое отношение к революции, которое было весьма противоречиво. Поэт с радостью приветствовал силы, которые, по его мнению, должны были очистить Россию от прежних принципов и убеждений и положить конец старому миру. Однако в своем творчестве он отмечал и то, что эта стихийная сила несет в себе разрушение. «Ломать — я буду с вами! Строить — нет!» — писал В.Я. Брюсов.

Для его творчества характерно стремление к научному пониманию жизни, возрождение интереса к истории, который разделяли и другие писатели Серебряного века (список представителей символизма был указан выше).

Реализм

Идейные противоречия, характерные для эпохи в целом, повлияли и на некоторых писателей-реалистов. Например, в творчестве Л.Н. Андреева отразился отход от реалистических принципов.

Но в целом реализм не исчез. Литература Серебряного века, поэты которой вышли из реализма, сохранила это направление. Судьба обычного человека, различные общественные проблемы, жизнь во многих ее проявлениях по-прежнему находили отражение в культуре. Одним из величайших представителей реализма в то время был писатель А. Бунин (1870-1953 гг.). В непростое предреволюционное время им были созданы повесть «Деревня» (в 1910 г.) и «Суходол» (в 1911 г.).

Акмеизм

В 1910 году произошла полемика вокруг символизма, и наметился его кризис. На смену этому направлению постепенно приходит акмеизм («акме» в переводе с греческого — высшая степень, цветущая пора). Основателями нового течения принято считать Н.С. Гумилева и С.М. Городецкого. В эту группу также входили писатели Серебряного века О.Э. Мандельштам, М.А. Кузмин, В. Ходасевич, А.А. Ахматова, М.А. Зенкевич и другие.

В отличие от некоторой неясности, туманности символизма, акмеисты провозгласили своей опорой земное существование, «ясный взгляд на жизнь». Кроме того, акмеистическая литература Серебряного века (поэты и писатели которой только что были перечислены) привнесла в искусство эстетико-гедонистическую функцию, пытаясь уйти от общественных проблем в поэзию. В акмеизме ясно слышны декадентские мотивы, а теоретической опорой этого течения стал философский идеализм. Некоторые русские писатели Серебряного века пошли дальше в своем творчестве, которое приобрело новые идейные и художественные качества (например, А.А. Ахматова, М.А. Зенкевич, С.М. Городецкий).

В 1912 году на свет появился сборник «Гиперборей», в котором новое литературное течение впервые заявило о себе. Акмеисты считали себя преемниками символизма, про который Гумилев сказал, что он «закончил свой круг развития», и провозглашали отказ от бунта, борьбы за изменение условий жизни, которые часто выражала литература Серебряного века.

Писатели — представители акмеизма старались возродить конкретность, предметность образа, очистить его от мистики. Однако их образы сильно отличаются от реалистических, как выразился С. Городецкий, они как будто «… рождаются впервые» и предстают как что-то доселе невиданное.

А.А. Ахматова

В творчестве этого направления особое место занимает А.А. Ахматова. Первый сборник ее стихотворений «Вечер» появился в 1912 году. Для него характерны сдержанные интонации, психологизм, камерность тематики, эмоциональность и глубокий лиризм. А.А. Ахматова явно отталкивалась от идеи «первозданного Адама», провозглашенной акмеистами. Для ее творчества характерна любовь к человеку, вера в его возможности и духовные силы. Основная часть работ этой поэтессы приходится на советские годы.

Два первых сборника Ахматовой, вышеупомянутый «Вечер» и «Четки» (1914 год), принесли ей большую славу. В них отражен интимный, узкий мир, в котором угадываются нотки печали и грусти. Тема любви здесь, важнейшая и единственная, тесно связана со страданием, обусловленным биографическими фактами из жизни поэтессы.

Н.С. Гумилев

Велико и значительно художественное наследие Н.С. Гумилева. В творчестве этого поэта главными темами были исторические и экзотические, а также он воспевал «сильную личность». Гумилев развил форму стиха, сделал его более точным и чеканным.

Творчество акмеистов не всегда было противопоставлено символистам, ведь и в их произведениях можно найти «миры иные», тоску по ним. Гумилев, сначала приветствующий революцию, через год уже пишет стихи о гибели мира, конце цивилизации. Он вдруг понимает разрушительные последствия войны, которая может стать губительной для человечества. В своем стихотворении «Рабочий» он как будто предвидит свою кончину от выстрела пролетария, пули, «что меня с землею разлучит». Николай Степанович был расстрелян якобы за участие в контрреволюционном заговоре.

Некоторые поэты и писатели Серебряного века — представители акмеизма впоследствии эмигрировали. Другие так и не смогли этого сделать. Например, Анна Андреевна Ахматова, жена Н.С. Гумилева, не приняла Великую Октябрьскую революцию, однако отказалась покинуть родную страну. Эти события оставили в ее душе большой след, и поэтесса не сразу смогла вернуться к творчеству. Однако начавшаяся Великая Отечественная война снова пробудила в ней патриота, поэта, уверенного в победе своей страны (произведения «Мужество», «Клятва» и другие).

Футуризм

В то же время, что и акмеизм (то есть в 1910-1912 гг.), возникает футуризм. Он, как и другие направления, был неоднороден, выделяляя несколько течений. Наиболее крупное из них, кубофутуризм, объединяло поэтов В.В. Маяковского, В.В. Хлебникова, Д.Д. Бурлюка, В.В. Каменского, А. Крученых и других. Еще одной разновидностью футуризма был эгофутуризм, представленный творчеством И. Северянина. В группу «Центрифуга» входили начинающие в то время поэты Н.Н. Асеев и Б.Л. Пастернак, а также другие литераторы и писатели Серебряного века.

Футуризм совершил революцию формы, которая теперь стала независима от содержания, провозгласил свободу слова, полностью отказавшись от литературной преемственности и традиций. Манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу», опубликованный в 1912 году, призывал свергнуть с пьедестала таких великих авторитетов, как Толстой, Пушкин и Достоевский.

Писатели Серебряного века русской литературы В.В. Каменский и В. Хлебников сумели провести удачные эксперименты со словом, повлиявшие на дальнейшее развитие русской поэзии.

В.В. Маяковский

В среде футуристов начинал творить великий поэт В.В. Маяковский (1893-1930 гг.). В 1912 году вышли в свет первые его стихи. Маяковский не просто был против «всяческого старья», но и провозглашал необходимость создания нового в общественной жизни. Владимир Владимирович предчувствовал Октябрьскую революцию, обличал царство «жирных», что нашло отражение в его поэмах «Война и мир», «Облако в штанах», «Человек», «Флейта-позвоночник», в которых отрицалась вся капиталистическая система и провозглашалась вера в человека.

Другие поэты и писатели Серебряного века

В годы, предшествовавшие революции, были и другие яркие поэты и писатели Серебряного века русской литературы, которых трудно отнести к тому или иному направлению, например М.А. Волошин и М.И. Цветаева. Для творчества последней характерна демонстративная независимость, а также неприятие общепринятых поведенческих норм и представлений.

Русская культура этого времени была итогом большого и сложного пути. Неотъемлемыми ее чертами неизменно оставались высокий гуманизм, народность и демократизм, несмотря на высокое давление правительственной реакции. Более подробную информацию можно найти в любом учебнике («Литература», 11 класс), Серебряный век обязательно входит в школьную программу.

fb.ru

9.6. Русская культура Серебряного века

В ис­то­рии культуры есть времена, которые поражают своей динамикой и бур­ной взрывчатостью идей. Таким временем в ис­то­рии русской культуры по праву считается период с кон­ца XIX в. до 1917 г. Выдающийся русский философ Н. А. Бердяев назвал его Серебряным веком русской культуры, или русским культурным ренессансом. Рубежи веков в рус­ской культуре имеют почти мистическое значение. Достаточно вспомнить рубеж XVII–XVIII вв., когда возникла неповторимая светская культура петровской эпохи, пришедшая на смену средневековым традициям. Рубеж XVIII–XIX вв. ознаменовал собой начало золотого века русской культуры, символом обновления которой стал А. С. Пушкин.

Культура грани веков, или переходная культура конца XIX– началаXX в., характеризуется сплетением традиционного и но­ва­тор­ско­го, элементов прошлого и бу­ду­ще­го. Русский культурный ренессанс был временем переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. Рождающиеся направления искусства смещали смысловые акценты привычных понятий и иде­алов, отменяли устоявшиеся традиции. Уходили в прош­лое ис­то­ри­ко-ро­ман­ти­чес­кий роман и тя­го­те­ющий к на­ту­ра­лиз­му театр, жизнеподобная опера и жан­ро­вая живопись. Новое искусство разводило мир художественного вымысла и мир повседневной жизни. Родились символистская и фу­ту­рис­ти­чес­кая поэзия, музыка, претендующая на философию, декоративная живопись, новый, синтетический, балет, декадентский театр, архитектура модерна. Отличительной особенностью этого времени был динамизм, быстрая смена течений и нап­рав­ле­ний. Часто это ускоренное движение к но­во­му оборачивалось недосказанностью, недовоплощенностью замыслов, что рождало разочарование в твор­чес­ких идеалах, скепсис, злую иронию.

Предвестники культурного ренессанса, появились еще в 80‑е гг. XIX в. Так, например, энциклопедически образованный историк, поэт и пи­са­тель Д. С. Мережковский предсказывал радикальное обновление отечественной словесности в рус­ле «мистического содержания», свободного выражения религиозного чувства. Именно в это время прозвучал призыв к поз­на­нию вечных духовных ценностей, и нрав­ствен­ность была объявлена высшей целью развития культуры.

В кон­це XIX в. появляется поэзия символизма. «Первая волна символизма» (З. Н. Гиппиус, К. Б. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) сменилась «второй волной» (А. Н. Белый, А. А. Блок, Вяч. Иванов). Музыку этого периода представляет А. Н. Скрябин. Вслед за ними формируются поэтический акмеизм (О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова) и му­­зы­каль­ныйнеоклассицизм (С. И. Танеев и С. Ф. Стравинский). Приобретаютизвестность футуризм В. В. Хлебникова и В. В. Ма­я­ков­ского в по­э­зии,а в живописи – кубофутуризм К. С. Малевича, абстракционизм В. В. Кан­динского, примитивизм Н. С. Гончаровой. Параллельно появляется новое на­правление в цер­ков­ной музыке, разрабатываемое школой Синодального училища, вдохнувшаяжизнь в па­мят­ни­ки древнерусского песенного творчества. Русский романтизм обретает второе дыхание в му­зы­ке С. В. Рах­ма­ни­нова, живописи М. В. Нестерова и И.И Ле­ви­та­на, в про­­из­ве­де­ни­ях целого ряда по­этов-ли­ри­ков.

Одновременно меняется социальный статус искусства. Никогда прежде деятели культуры не создавали такого количества объединений по интересам. В Мос­кве и Пе­тер­бур­ге складывается особая художественная среда, духовная элита, взгляды которой влияют на общественную жизнь и вку­сы. Например, существовало Ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ское общество, сложившееся вокруг В. В. Розанова и Д. С. Ме­реж­ков­ского. «Мир искусства» объединил таких художников, как А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский и др. Огромную роль в раз­ви­тии идей культурного ренессанса сыграли серьезные теоретические и ли­те­ра­тур­но-художественные журналы («Вехи», «Новый путь», «Се­верный вестник» и др.). Многим изданиям покровительствовали выдающиеся мыслители России. Например, знаменитый альманах «Вехи» стал популярен благодаря публикациям работ Н. А. Бердяева и С. Н. Бул­га­ко­ва. Был и от­те­нок сенсационности в де­ятель­нос­ти творческой интеллигенции, что отражено в шо­ки­ру­ющих обывателя названиях модных в то время журналов: «Свободная любовь», «Свободная совесть», «Грех», «Любовь», «Смерть» и др.

Что же являлось основой единства русской культуры рубежа XIX–XX вв.? Нельзя забывать, что это была предреволюционная эпоха – время всеобщего брожения умов и об­ще­ствен­ных перемен. Распались остатки системы феодальных отношений, и за фантастически короткий срок Россия сделала мощный рывок и выш­ла в пе­ре­до­вые страны мира и по уровню развития сельского хозяйства, и в сфере про­мышленности. Войны и деятельность ре­во­лю­ци­он­ных организаций нарушили стабильность общества, что в ко­неч­ном итоге привело страну к ис­то­ри­чес­кой катастрофе. На этом социальном фоне можно, конечно, попытаться трактовать новые художественные течения как продукт эпохи полураспада. Однако механизм развития искусства в прос­тран­стве и вре­ме­ни определяется не только внешними факторами – со­ци­аль­но-ис­то­ри­чес­ки­ми, экономическими, идеологическими, но и внутренними, собственно художественными закономерностями. Одной из таких закономерностей является наличие

сверхпроблемы (или нескольких таких сверхпроблем), что выступает стимулом для развития культуры вообще и ис­кус­ства в час­тнос­ти. Такого рода сверхпроблемы были одновременно выдвинуты в раз­ных видах искусства на рубеже XIX–XX вв. в Рос­сии и пос­лу­жи­ли объединяющим началом новых художественных течений Серебряного века. Что это за сверхпроблемы?

1. Свобода человеческого духа перед лицом вечности. В рус­ское искусство вошел образ Вселенной – необъятной, зовущей, пугающей. Художники пытались приоткрыть завесу вечной тайны мироздания, космоса, жизни и смер­ти. Эта проблематика являлась отражением религиозных чувств, воплощением восторга и тре­пе­та перед вечной красотой, сотворенной Богом. Космические мотивы явственно видны и в абстрактной живописи Кандинского, и в симфонической музыке Скрябина и, особенно, в по­эзии.

2. Культ чувства любви. Понятие «любовь» в ис­кус­стве русского ренессанса было не декларативным, а глу­бо­ко выстраданным. Личные любовные переживания составляют лишь одну из граней этого необъятного чувства, воплощаясь в ис­кус­стве в следующих вариантах:

● всепожирающий экстаз, состояние дионисийства. Сти­хи И. Се­ве­рянина, В. Брюсова передают состояние опьянения любовью, чувственной красотой мира, бурными стихиями воды и ог­ня. Именно упоение радостью бытия составляет яркую образную сферу искусства Серебряного века;

● другой полюс чувств – интимный, глубоко лирический. Это мир хрупкой романтической мечты, в ко­то­ром родились проникновение образы И. Левитана и лю­бов­ные откровения А. Ахматовой, А. Белого, А. Блока, С. Есенина, Б. Пастернака;

● любовь к Бо­гу и Рос­сии. Здесь наряду с еще живыми традиционными образами спящей, дремлющей Руси прорисовывается иной лик России – страны с мес­си­ан­ской судьбой. Идея Святой Руси, Москвы как третьего Рима на протяжении веков питала национальную гордость русского народа. В эпо­ху Серебряного века особенно сильной стала жажда осуществления мессианской роли России. Отсюда желание очистительной мировой катастрофы во имя спасения человечества.

3. Русская тема как символ национальной самобытной красоты. В му­зы­ке С. Рахманинова и А. Гречанинова звучат строгие древнерусские песнопения, с по­ло­тен Б. Кустодиева улыбаются кра­са­ви­цы-куп­чи­хи, языческая Русь смотрит с хол­стов Н. Рериха. В му­зы­ке С. Про­кофьевалетят скифские колесницы, а у И. Стравинского пляшет Петрушка. Скифские же темы звучат в сти­хах В. Брюсова, А. Блока, Вл. Соловьева. Под кистью М. Врубеля и В. Васнецова преображается вечно живая русская сказка.

4. Вечная гармония и кра­со­та искусства прошлых эпох. Ра­бо­ты А. Бенуа, И. Северянина, Н. Гумилева воссоздают загадочные лики, образы, предметы давно ушедшего времени.

Завершая краткую характеристику интереснейшего периода в ис­то­рии русской культуры, хочется отметить, что все искусство Серебряного века было наполнено идеями высшего планетарного смысла. Ученые и фи­ло­со­фы этого времени наследовали идеи русского космизма, появившиеся в кон­це XIX в. Н. Ф. Федоров, В. С. Со­ловь­ев, К. Э. Циолковский, П. А. Флоренский, В. И. Вернадский и А. Л. Чи­жев­ский полагали, что в своем развитии человечество все более приобретает формы и черты некой общепланетарной общности. Космос и че­ло­век, природа и че­ло­век неотделимы, и че­ло­ве­че­ство оказывается ответственным за будущее Природы и свое собственное.

Вяч. Иванов считал, что культурные деятели Серебряного века приближали разрушительную и воз­ро­ди­тель­ную катастрофу мира, при этом они совершенно не заботились о соб­ствен­ных судьбах. Известный религиозный философ С. М. Булгаков, размышляя о судь­бе П. Фло­рен­ского, писал, что жизнь предлагала тому выбор между Парижем и Со­лов­ка­ми, но он избрал Родину, хотя то и были Со­лов­ки. Он хотел разделить судьбу со своим народом. Его судьба есть слава и ве­ли­чие России, хотя вмес­те с тем и  величайшее ее преступление. Этот выбор завершил драму, в ко­то­рую, как и весь народ, были вовлечены представители культуры Серебряного века. Был расстрелян Н. Гумилев, погиб на Соловках отец Павел Флоренский, оставил на строительстве Бе­ло­мор­ско-Бал­тийско­го канала свои молодость и здо­ровье великий русский философ А. Ф. Лосев. Был арестован и по­гиб в ла­ге­ре поэт О. Мандельштам, казнен великий режиссер В. Э. Мей­ер­хольд. Этот список может быть очень длинным. Творцы Серебряного века, погибая, предрекали высший суд над палачами России, оплакивали ее судьбу.

Тема русского ренессанса продолжала звучать в ис­кус­стве русского зарубежья, обогатив западноевропейскую и аме­ри­кан­скую культуру XX в. В Рос­сии же идеологический пресс государственной машины прекратил развитие новых течений в ар­хи­тек­ту­ре и жи­во­пи­си, в те­ат­ре и по­эзии. Оставшиеся в Рос­сии художники обречены были соблюдать правила новой жестокой игры, идти на творческие компромиссы или испытывать гонения, оставаться в ни­ще­те и без­вес­тнос­ти, создавать свои произведения «в стол», прятать их от власть предержащих. Однако в каж­дом крупном событии русской культуры XX в. живет крупица яркой драматической культуры Серебряного века.

studfiles.net

«Серебряный век» российской культуры

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. ЛИТЕРАТУРА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

1.1 Поэзия

1.2 Проза

1.3 Публицистика

II. ИСКУССТВО В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

2.1 Театр

2.2 Живопись

2.3 Музыка

2.4 Архитектура

III. НАУКА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

3.1 Достижения и открытия

3.2 Образование

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Слово “культура” происходит от латинского слова cult ü ra , что означает «культивировать, или возделывать почву». В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям. Другими словами, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации.

В нашей сегодняшней жизни слово “культура” ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства, применяемые в литературе и искусстве, науке и образовании.

Культура такого великого государства как Россия отражает уникальную самобытность русского народа, особенности национального характера, специфическое мировосприятие.

На пути своего развития от язычества восточных славян до современной православной России, культура русского государства перенесла многочисленные изменения, интерпретации, упадок и возрождение.

В настоящей контрольной работе была предпринята попытка отразить такой яркий момент российской культуры, как «серебряный век». Этот период последовал за веком «золотым», когда случился необыкновенный взлет литературы, науки и искусства в России. Век «серебряный» продолжил начатое, но вдохнул в него новое, свое, современное.

Впереди предстояло огромное потрясение — эпоха социализма. Многое было задушено, загублено, уничтожено, предано анафеме. Что-то удалось спасти, что-то пришлось восстанавливать с огромным трудом, что-то было утеряно навсегда.

I . ЛИТЕРАТУРА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

1.1 Поэзия

Начало ХХ века было расцветом русской поэзии, временем появления ярких творческих индивидуальностей, таких как К. Бальмонт, А. Блок, С. Есенин, И. Северянин, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Волошин, А. Белый и другие поэты, исповедовавшие различные этические и эстетические взгляды, принадлежавшие к разным направлениям.

Важнейшим и крупнейшим течением не только в поэзии, но и в целом в литературе и в искусстве начала ХХ века был символизм, признанным идейным вождем которого можно назвать поэта и философа В. Соловьева.

Помимо поэтических произведений Соловьев создал философию единства, продолжая учение славянофилов (Хомякова и Самарина). Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы религию и социальную жизнь человека, т.е. общественную. Основой такого единства по замыслам В. Соловьева должно было стать христианство.

Научному познанию мира символисты противопоставляли конструирование мира в процессе творчества. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями и они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах они обращались к избранным читателям, делая их своими соавторами.

Один из поэтов-символистов Ф. Сологуб писал, что символизм как литературное течение «можно охарактеризовать в стремлении отобразить жизнь в ее целом, не с внешней только ее стороны не со стороны частных ее явлений, а образным путем символов, изобразить по существу то, что, кроясь за случайными, разрозненными явлениями, образует связь с Вечностью, со вселенским, мировым процессом».

Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греческого akme – цветущая сила).

Акмеисты провозглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Признанным главой направления был Н. С. Гумилев.

Акмеисты использовали в своем творчестве самые разнообразные культурные традиции. Членами кружка акмеистов были А. Ахматова, О. Мандельштам, во многом разделяли их взгляды С. Городецкий, М. Волошин, Г. Иванов и другие замечательные поэты. По мысли Н. Гумилева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни. Мир должен быть принят во всем его многообразии.

Подобно акмеизму, своеобразным ответвлением символизма был футуризм, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые русский футуризм заявил о себе в 1910 году выходом сборника «Садок судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А. Крученых образовали группировку кубофутуристов.

В отличие от символистов и акмеистов, блестящих интеллектуалов, людей с прекрасным литературным вкусом, футуристы были поэтами улицы – их поддерживало радикальное студенчество и люмпен-пролетариат.

Большая часть футуристов, помимо поэзии, занималась еще и живописью (братья Бурлюки, А. Крученых, В. Маяковский). В свою очередь, художники-футуристы К. Малевич и В. Кандинский участвовали в альманахах и как поэты.

Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно символистам мечтали о создании искусства, способного преобразовать весь мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним общества и поэтому пользовались любым поводом для публичного скандала.

1.2 Проза

Развитие литературы в России в начале ХХ века во многом было обусловлено и шло в русле традиций русской классической литературы XIX века., живым олицетворением которой был Л.Н. Толстой. Последний период жизни Л. Толстого связан с дальнейшим развитием его социально-философских и этических принципов.

В русскую литературу вошло немало имен, снискавших европейскую известность. В их числе И. Бунин, А. Чехов, В. Короленко, А. Куприн и М. Горький и другие.

Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы русской культуры XIX столетия. Это, однако, не мешало ему сохранять совершенно особое положение в литературе. Долгое время проза Бунина оценивалась гораздо ниже его поэзии. И лишь «Деревня» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых – социальный конфликт в деревне, заставили говорить о нем как о большом писателе. Рассказы и повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стало присуждение ему Нобелевской премии.

Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совершенность формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе Куприна проявилась стихийность и страстность, свойственные личности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чистые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью самого героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).

Иным было творчество Горького, который навсегда связал свою судьбу с пролетариатом и вошел в историю как «буревестник революции». У Горького был могучий темперамент борца. В его произведениях появились новые, революционные темы и новые, неизвестные до того литературные герои, описываемые события нередко имели эпохальное значение («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). В ранних сборниках («Макар Чудра») он выступил как романтик.

Известность получили произведения А. Т. Аверченко (1881 – 1925) – русского писателя-юмориста, драматурга и театрального критика. В 1903 году в харьковской газете «Южный край» был опубликован первый рассказ Аверченко «Как мне пришлось застраховать жизнь», в котором уже чувствовался его литературный стиль. В 1906 году Аверченко становится редактором сатирического журнала «Штык», почти полностью представленный его материалами. После закрытия этого журнала возглавляет следующий — «Меч», — тоже вскоре закрытый. В 1907 году Аверченко переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом журнале «Стрекоза», позднее преобразованном в «Сатирикон». Затем становится постоянным редактором этого популярного издания. В 1910 году выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: «Веселые устрицы», «Рассказы (юмористические)», «Зайчики на стене». «…Их автору суждено стать русским Твеном…», — проницательно заметил В. Полонский. Вышедшие в 1912 году книги «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих» утвердили за автором звание «короля смеха».

1.3 Публицистика

Вскоре после революции 1905-1907 гг. несколько известных русских публицистов (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, А.С. Изгоев, С.Л. Франк, Б.А. Кистяковский, М.О. Гершензон) выпустили книгу «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции». В ней были подняты самые злободневные вопросы русской жизни, затрагивающие интересы широких кругов российской интеллигенции. В полемике вокруг «Вех» приняли участие многие литераторы и религиозные деятели.

Одним из главных вопросов, рассматриваемых в «Вехах», была оценка революции. Авторы «Вех» считали, что революция должна была закончиться после издания Манифеста 17 октября, в результате которого интеллигенция получила те политические свободы, о которых всегда мечтала. Интеллигенция обвинялась в игнорировании национальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыслящих, в неуважении к праву, разжигании в массах самых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская интеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит и никогда не будет понимать.

mirznanii.com

Интересные факты о серебряном веке?

 

На рубеже XIX-XX веков русская культура переживает период расцвета, в первую очередь философия и поэзия. Количество выдающихся деятелей культуры этого периода исчисляется десятками, и любой из них мог бы называться национальным гением.

Хотя исследователи и спорят о границах Серебряного века, формально их можно установить по наиболее значимым явлениям. Началом периода считают 1880 год, когда Ф.Достоевский произнес знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. Он как бы обозначил конец эпохи, связанной с именами выдающихся прозаиков (кроме Достоевского и Пушкина можно упомянуть Л.Толстого и А.Чехова). Уже в шестидесятые годы издатель журнала «Аполлон» С.Маковский озаглавил свои воспоминания «На Парнасе «Серебряного века», показав, что русская культура стала предтечей многих явлений в культуре европейской.

Определяя эпоху русского культурного ренессанса, Н.Бердяев и называет это время Серебряным веком, подчеркивая не общность философских, литературно-эстетических, искусствоведческих и общественно-политических течений, бытовавших на рубеже веков, а сходство миропонимания, мировосприятия художников разной эстетической ориентации. Философ отмечал расцвет поэзии и философии, напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения, необычайный творческий подъем в изобразительном искусстве.

Главными признаками этого периода становятся поиск новых стилевых приемов и форм, желание обновить старый поэтический язык. Не случайно существует и другое определение этого периода как модернистского (от французского слова modern — современный).

Но при этом деятели нового направления вовсе не отрицали классическое наследие, напротив, они брали из него то, что могло соответствовать их эстетическим канонам. Так, М.Кузмин откровенно стилизует свои произведения под куртуазный роман XIV века.

Правда, символисты воспринимали себя не преемниками традиции, а теми, кто ее завершает. В.Иванов заявлял: «Что такое decadance? Чувство тончайшей органической связи с монументальным преданием былой высокой культуры вместе с тягостно-горделивым сознанием, что мы последние в ее ряду?»

Именно символисты первыми обратились к глубокому всестороннему исследованию личности. Продолжая традиции, заложенные Толстым и Достоевским в социально-психологическом романе, они показали сложные взаимоотношения личности с историей, религией, революцией.

Одновременно они ввели мотивы смерти и одиночества, сделав вывод о беспомощности человека в окружающих его обстоятельствах (творчество Ф.Сологуба). Некоторые авторы обратились к описанию патологического состояния личности, ее эротических устремлений (произведения М.Арцыбашева). Другие, напротив, основываясь па концепции Ф.Ницше, воспевали сильную личность, противостоящую «тварям дрожащим».

Духовная независимость личности противопоставлялась деятелями культуры Серебряного века (прежде всего Бердяевым и Брюсовым) тотальному регламентированию, обоснованному в работах В.И.Ленина.

Символизм не был единственным направлением, где велись эстетические поиски и исследовалось душевное состояние личности. Вскоре появились и другие течения, литературные школы — акмеизм, футуризм, кубизм, абстракционизм. Даже реалистически мыслящие писатели использовали открытые в это время приемы (импрессионистические рассказы Б.Зайцева).

Но все же творчество И.Бунина, М.Горького, А.Куприна не включается рядом исследователей в культуру Серебряного века. У них были другие цели и задачи, поэтому нередко эти писатели выступали с резкой критикой декадентщины.

Значимой особенностью культуры Серебряного века становится синтез искусств, взаимопроникновение различных видов художественной деятельности. Пьеса становится больше похожей на рассказ о событиях, музыкальность определяет движение поэтической строфы, архитектура начинает звучать кик музыка. Здание вписано в окружающее пространство, бытовая среда превратилась в Своего рода архитектурный спектакль, близкий атмосфере символистских пьес. Архитектор Ф.Шехтель построил особняк Рябушинского, использовав асимметричный принцип планировки: каждое его окно выполнено в ином стиле, на одной стене можно найти готическое или классицистическое окно. Содержанием интерьера стал морской сюжет: гостиная напоминает каюту, а лестница похожа на завиток раковины.

Тяга к необычному, внешней декоративности, присутствие игрового начала также отличают культуру Серебряного века. И в творчестве композитора И.Стравинского, и в драматургии А. Блока молено встретить образы-маски, кукол, марионеток. Нестабильный и наполненный сложными коллизиями мир воспринимается через гротесковые и условно-фантастические персонажи. Человек превращается в заложника выбранной им маски.

Осмысление времени и места в нем личности диктует многогранность построения образной системы, появление сверхчеловека, Христа и Антихриста. Особое место занимают маленький человек и образ интеллигента. Художественные открытия Серебряного века — легкость слога, изящество композиции, исследование человеческих переживаний — предвосхитили появление других стилевых течений — экзистенциализма и постмодернизма, вызвали рождение нового богословия, философии истории.

В 1921 году А.Блок произносит программную речь «О назначении поэта», в которой упоминает о «сыне гармонии», отдавая дань уважения Пушкину. Уход Блока и Гумилева в 1921 году своеобразно завершает период, когда последовательно сменяли друг друга символисты, акмеисты, футуристы.

www.xurma.ru

Деятели культуры и науки «серебряного века», 20 – 30-х годов. — КиберПедия

Сопоставьте портреты и характеристики деятелей культуры и науки «серебряного века», 20-30-х годов.

 

Сорокин П.А. Шагал М.З. Сикорский И.И.Ахматова А.А.

 

1. Русский поэт. В 1910-е гг. один из ведущих представителей акмеизма. Сборники «Романтические цветы», «Костер», «Огненный столп». Расстрелян как участник контрреволюционного заговора.

2. Живописец и график. С 1922 за рубежом. Ирреальные произведения (часто на фольклорные и библейские темы), отмеченные тонкой красочностью, выразительным живописным рисунком. («Над городом», 1914-18; витражи, иллюстрации).

3. Русская поэтесса, примыкала к акмеизму. Жена поэта Н.С. Гумилёва, мать историка Л.Н. Гумилёва. Поэтические сборники «Вечер» (1912 г.), «Чётки» (1914 г.), «Бег времени. Стихотворения 1909 — 1965». Поэма «Реквием» (1935 — 1940 гг.; опубликована в 1987 г.). «Поэма без героя» (1940 — 1965 гг.; опубликована в 1976 г.). После постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда и «Ленинград»» её произведения не печатали до 1956 г.

4. Российский политический деятель, кадет (с 1917), публицист. С 1920 в эмиграции (Харбин), один из идеологов сменовеховства (надеялись на возврат к капитализму, перерождение Советской власти, призывали интеллигенцию к объединению с новой буржуазией и сотрудничеству с Советской властью). В 1935 вернулся в СССР. Репрессирован в 1938 году.

5. Основатель науки социологии. Лидер правых эсеров; с 1920 профессор Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1930 профессор Гарвардского университета. Один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

6. Российский и американский авиаконструктор и промышленник. Родился в России, с 1908 строил самолеты, в т. ч. первые в мире 4-моторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В 1919 эмигрировал в США (в 1923 основал фирму), где под руководством созданы пассажирские и военные самолеты и вертолеты.

7. Русский писатель. В 1920 эмигрировал. Резкое неприятие Октябрьской революции в дневниковой книге «Окаянные дни» (1918, опубликована в 1925). В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» (1930) — воссоздание прошлого России, детства и юности писателя. Трагичность человеческого существования в новеллах о любви («Митина любовь», 1925; книга «Темные аллеи», 1943). В 1933 он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии.

8. Русская поэтесса. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия (сборники «Версты», «Ремесло», «После России», «Поэма Конца»). Эссеистская проза («Мой Пушкин», воспоминания о писателях «серебряного века»). В 1922-39 в эмиграции. В 1939 году и дочь и муж были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 реабилитирована). Сама поэтесса не могла найти ни жилья ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей; покончила жизнь самоубийством.



 

cyberpedia.su

Серебряный век русской культуры

Содержание

Чем характеризуется серебряный век русской культуры?

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Заключение

Использованная литература

В 90-х годах XIX в. русская культура переживает мощный взлёт. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «серебряный век». За короткий отрезок времени — рубеж XIX- XX вв. — в русской культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей, а также множество художественных объединений.

Россия переживала тогда невероятно интенсивный интеллектуальный подъём, в первую очередь — философии и поэзии, воистину, по мнению Н. Бердяева, «русский культурный ренессанс». Ему принадлежит и другое определение этого периода — «серебряный век».

Духовная жизнь России этого периода отличалась небывалой насыщенностью, продолжением прекрасных художественных традиций, стремлением обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли ни все образы и формы, выработанные человеческой культурой, и вместе с тем множеством экспериментов, где делалась принципиальная установка на «новизну».

Первые провозвестники «культурного ренессанса» появились ещё в 80-е гг. XIX в. В 1882 г. В работе «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» Д.С. Мережковский блистательно обосновал эстетику новорожденного российского модернизма. Энциклопедически образованный историк, поэт и писатель, Мережковский предсказал радикальное обновление отечественной словесности в русле «мистического содержания», свободного выражения религиозного чувства.

Экстенсивный в своих глобальных исканиях серебряный век был интенсивным в творческом содержании. Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установившихся классических правил. Активный поиск новых форм содействовал появлению символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма и абстракционизма в живописи, символизма в музыке и т.д. Наряду с реализмом господствующим мировосприятием и стилем в искусстве рубежа веков стал символизм — новая форма романтизма.

Началом начал можно считать призыв к познанию вечных духовных ценностей. Были произнесены и другие, не менее заветные слова — «нравственность» и «культура». Нравственность есть высшая цель развития культуры.

В начале XX в. выдающиеся произведения создают классики русской литературы: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.М. Горький, М.М. Пришвин.

На небосклоне русской поэзии изящно вспыхнули десятки звезд первой величины — от К.Д. Бальмонта и А.А. Блока до Н.С. Гумилева и совсем молодых М.И. Цветаевой, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой . Писатели поэты серебряного века, в отличие от своих предшественников, обратили пристальное внимание на литературу Запада. Своим ориентиром они избрали новые литературные направления — эстетизм О. Уайльда, пессимизм А. Шопенгауэра, символизм Ш. Бодлера. Одновременно деятели серебряного века по-новому взглянули и на художественное наследие русской культуры. Другое увлечение этого времени, отразившееся и в литературе, и в живописи, и в поэзии, — искренний и глубокий интерес к славянской мифологии, к русскому фольклору. « Второе дыхание» обрел и поэтичнейший русский романтизм, расцветший в лирической поэзии. Изменился «социальный статус» искусства. Серьёзные кружки объединяли многих выдающихся деятелей культуры. Например, в «Религиозно-философском» обществе тон задавали Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, Д.В. Философов. Огромную роль в развитии идей культурного ренессанса сыграли журналы «Весы», «Новый путь», «Мир искусства», «Северный вестник», «Золотое руно», «Перевал». Многие издания пестовались лучшими умами России.

Рассмотрим последовательно основные художественные течения «серебряного века». Наиболее ярким из них был символизм. Это направление в развитии искусства было общеевропейским, однако именно в России символизм обрёл высокий философский смысл, отражённый в великих творениях литературы, театра, живописи, музыки.

На становление эстетики русского символизма оказали огромное влияние Д.С. Мережковский, В.С. Соловьёв; теоретиком же принято считать, В.Я. Брюсова, который изложил свои взгляды в трёх сборниках «Русские символисты» (1894-1895), а в 1904-1909 гг. редактировал знаменитый символистский журнал «Весы». В русской литературе выделяются «две волны» символизма. Первая связана с именами «старших» символистов — В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус. К «младшим» же приверженцам символизма (иначе, к «младосимволистам») относятся А.А. Блок, А. Белый,Вяч.И. Иванов, С.М. Соловьев и др.

«Ключевым» словом эстетики символизма было философское понятие «символ», которое трактовалось как «связь между двумя мирами», как «знак иного мира в этом мире». В символе видели реальное воплощение невидимого, потустороннего, трансцендентального.

Образный мир символизма неисчерпаем. Художники стремились приоткрыть вечные тайны мироздания, прикоснуться к Вечности, к «надвременным» проблемам:

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий

Только отклик искажённый

Торжествующих созвучий? —

так удивительно точно обобщил мироощущение символизма В.С. Соловьёв.

У мастеров русского символизма была удивительно развита способность к предвидению, «кассандровское начало». Эсхатологические предсказания «конца культуры», «края истории», «гибели России» звучали как тревожный набат. Поэтам-символистам грезилось, что только искусство способно раскрыть извечную вселенскую тайну — музыкальную сущность мироздания. Удел творца — вслушиваться в звуки «вселенской симфонии», постигать невидимые миры. С культом «музыкальности» наступил новый переломный этап в развитии русской поэтической речи. Фонетика и ритмика, стилистическая окраска слов и ассоциативная образность были переосмыслены символистской поэзией с позиций «скрытой музыки».

Впервые развёрнутое обоснование символистской культуры дал Д.С. Мережковский ( 1866-1941). Он посвятил свою жизнь поискам истины и видел её в признании извечных богоданных антиномий. В поисках религиозного смысла жизни Мережковский создаёт особую область философии — «мистический символизм». Он пришёл к выводу: в жизни человечества борются две правды — небесная и земная, Христос и Антихрист, дух и плоть. Плоть диктует стремление человека к самоутверждению, к индивидуализму, к возвышению своего «Я». Дух же устремлён к самоотречению. Подчиняясь духу, человек приближается к Богу. В слиянии этих двух начал Мережковский видел итог исторического движения человечества. Не случайно значительную часть его творчества занимают исторические романы, получившие мировое признание: «Христос и Антихрист», «Смерть Богов (Юлиан Отступник) «, «Воскресшие Боги (Леонардо да Винчи) «, «Антихрист (Пётр и Алексей) «, трилогия из русской жизни «Павел I», «Александр I», «14 декабря».

Идеалы христианства и ценности гуманизма, понятие Царства Небесного и царства земного были для Мережковского отнюдь не отвлечёнными идеями. Он мучительно переживал революционные взрывы в России, видя в них извечную борьбу Христа и Антихриста. Призывая революцию духа, он не мог признать «революцию крови». В российских социальных катаклизмах Мережковский явственно видел облик «грядущего хама», погрязшего в обывательской пошлости и материалистической серости «земного рая».

Огромную роль в развитии поэзии символизма сыграл К.Д. Бальмонт (11867-1942).

Бальмонт достиг славы в последнее десятилетие XIX в. Один за другим вышли его поэтические сборники: «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина», «Горящие здания», «Будем как солнце», «Только любовь». В эти полные творческого подъёма годы в нём проснулся «композитор». Стихия «музыкальности» буквально захлестнула его творчество. Поэт пленился тончайшей моделировкой быстротечных мгновений. Эстетика мгновения была для поэта дочерью музыки, звуки которой, отзвучав, бесследно истаивали в наступившей тишине.

Бальмонт удивительно легко находил и культивировал приёмы, интонационно родственные музыке — аллитерацию, ассонансы, ритмическую повторность. Постепенно роль ритмики в его стихе становится абсолютной: она подчиняет себе все прочие элементы слов, создаёт множество внутренних рифм, позволяющих сосредоточенно «опевать» один и тот же мотив.

Хрестоматийным в истории символистской поэзии стало стихотворение-гимн «Будем как солнце» (1903). Солнцу — идеалу космической красоты, его стихийной силе и животворящей мощи посвятил Бальмонт немало возвышенных строк. Пожалуй, в русской лирике нет мастера, сопоставимого с Бальмонтом по страстности пантеистического мироощущения:

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

Певцом иных настроений и состояний был Ф. Сологуб (Ф.К. Тетерников [1863-1927]). «Беру кусок жизни… и творю из него сладостную легенду, ибо я поэт», — эти слова Сологуба могли бы служить эпиграфом к его творчеству. В своих фантазиях он грезил землёй Ойле`, где нет горя и страданий. Но при этом создал один из самых «гоголевских» романов «серебряного века» — «Мелкий бес» (1892-1902), поразивший современников галереей чудовищно тупых и озлобленных персонажей.

В поэтическом мире Сологуба переплелись мечта и явь. Мечта — далека и недосягаемо-прекрасна. Явь — клетка, в которой живут люди, «пленные звери». Жизнь их находится в руках неведомых сил, подобных знаменитым «чёртовым качелям»:

mirznanii.com

Реферат – Серебряный век русской культуры и науки

Оглавление

Введение 3
1. Понятие Серебряного века 4
2. Серебряный век в культуре 7
3. Серебряный век в науке 13
Заключение 18
Список литературы 19

Введение

Конец XIX ― начало XX вв. ― сравнительно короткий, но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории. Это время называют еще «серебряным» веком», сравнивая с «золотым веком» ― эпохой наивысшего расцвета русско литературы и искусства ― XIX столетием.
Актуальность нашей работы заключается в рассмотрении возникновения и развития Серебряного века, обусловленного социальными катаклизмами начала XX века в России.
Цель работы состоит в изучении особенностей Серебряного века в культуре и науке.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) дать понятие Серебряного века;
2) изучить Серебряный век в искусстве;
3) рассмотреть особенности Серебряного века в науке.
Серебряный век имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что складывающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью.

1. Понятие Серебряного века

Серебряный век — «период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модернизма» [3; с. 375]. Чаще всего используется в сочетании «поэзия Серебряного века» — понятие, охватывающее не только поэтов первой величины, но десятки и сотни любителей, которые создали среду, необходимую для их появления. Вообще, для Серебряного века характерно появление широкого слоя образованного общества, появление многочисленных просвещенных любителей искусств. Многие из этих любителей сами впоследствии становились профессионалами, другие же составляли аудиторию — были зрителями, слушателями, читателями, критиками.
Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался менее четверти века: 1900―1922 гг. Начальная дата совпадает с годом смерти русского религиозного философа и поэта В.С. Соловьева, а конечная ― с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей.
Конец XIX ― начало XX вв. ― сравнительно короткий, но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории. Это время называют еще «серебряным» веком», сравнивая с «золотым веком» ― эпохой наивысшего расцвета русско литературы и искусства ― XIX столетием.
Термин «серебряный век» в 30-е гг. ввел в культурный оборот поэт и критик Н.Оцуп ― соратник Н.С.Гумилева, затем эмигрант, автор парижского журнала «Числа». Конец XIX ― начало XX вв., вплоть до революции 1917 г., мыслящие люди России прожили в предчувствии конца одной эпохи и начала какой-то новой, которая одними ожидалась с радостью, другими ― со страхом и трепетом. Это было время, о котором романтик М. Горький в одном из писем сказал: «Убитые да не смущают! История окрашивается с новые цвета только кровью» (речь шла о погибающих на баррикадах в революцию 1905-1907 гг.) [5; с. 273].
Серебряный век включает в себя, прежде всего два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX века, известное также под именем «богоискательства», и русский модернизм, охватывающий символизм и акмеизм. К нему принадлежат такие поэты, как М. Цветаева, С. Есенин и Б. Пастернак, не входившие в названные течения.
Совпавший с господством стиля модерн конца XIX в. в других областях искусства ― живописи, архитектуре, дизайне, в поэзии ― Серебряный век представлен плеядой «мэтров» культуры и науки. На сравнительно небольшой географической площади Москвы и Петербурга плотность разнообразных художественных талантов была настолько высока, что ей нет соответствующих примеров не только в русской, но и в мировой истории. В конце XIX в. поэзия начала теснить с «привилегированного» места прозу, она сама теперь претендовала на роль выразительницы чувств, чаяний и умонастроений молодого поколения. В 1890-е годы течение модернизма еще до конца не оформилось. Оно по образному выражению В.Брюсова «пробивалось там и сям отдельными ручейками» [5; с. 283].
Переживание конца, «декаданса», стремительного падения в пропасть, охватившее интеллигенцию даже раньше реального поражения России в русско-японской войне, революции 1905-1907 годов, отступлений на германском фронте, кровавой гражданской войны с ее миллионами погибших в творчестве «новых» стихотворцев поначалу мало чем отличалась от «скорбных» песен гражданской лирики. Наиболее чуткие художники «серебряного века» жили с чувством страшного разлада между своей культурой и жизнью России, которая в то время все еще оставалась страной крестьянской. «Серебряный век» отличался крайним субъективизмом восприятия мира. Литература перестает быть правдивым отражением реальности и выражает, скорее, внутренние переживания художников. Например: центральным поэтом почти всеми безоговорочно признавался А.Блок.


refbox.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *