Кто такие ваны в скандинавской мифологии – Ваны — Википедия

Содержание

Ваны Боги плодородия Скандинавская и германская мифология

Ваны, в скандинавской мифологии небольшая группа богов плодородия. Жили они в Ванахейме, далеко от Асгарда, обители богов-асов. Ваны обладали даром предвидения, пророчества, а также владели искусством колдовства. Кроме этого, им приписывались кровосмесительные связи между родными братьями и сестрами. К ванам относили Ньерда и его потомство – Фрейра и Фрейю.

В древних легендах рассказывалось о войне, которая положила конец золотому веку. Поводом к первой войне послужил поступок злой колдуньи Хейды, пришедшей в поселение асов, которые забили колдунью копьями и пытались трижды сжечь ее на костре, но злодейка снова воскресала из пепла.

Начало войне было положено предводителем асов Одином, который метнул свое копье в направлении ванов. Боги плодородия пошли в наступление на небесное селение асов, но асы оказались сильнее, и борьба закончилась обменом заложниками. Войну асов и ванов можно интерпретировать как борьбу за священный мед, который воплощал в себе некий космический принцип осознания жизни. По преданию, ваны считались хранителями священного меда.

Ваны послали в Асгард бога моря Ньёрда и его детей, близнецов Фрейра и Фрейю, а вместе с ними Квасира, мудрого человечка, созданного из слюны богов, которые в знак примирения между асами и ванами плевали в кувшин.

Асы тоже отправили в Ванахейм заложников: Хёнира, брата бога Одина, который даровал первым людям чувства, и мудрого Мимира. Сначала Хёнир и Мимир были радушно приняты ванами, но вскоре те пришли к выводу, что на обмене с асами они проиграли. Нерешительный Хёнир не мог и слова сказать, если рядом не было Мимира. Ваны решили, что Мимир является не только голосом Хёнира, но и его умом.Разгневанные, они отрубили Мимиру голову и отослали ее асам. Один набальзамировал голову несчастного, затем прочитал над ней заклинание, возвращающее дар речи.

Впоследствии Один поручил голове Мимира стеречь волшебный источник под корнями мирового древа Иггдрасиль. Желая получить часть знаний Мимира, Один отдал ему один глаз за разрешение попить из источника мудрости. Перед последней битвой богов и чудовищ, Рагнарёк, Один должен пойти к источнику и там испросить совета у головы Мимира. На иллюстрации Франца фон Штассена за Одином и Фригг по мосту Биврёст следуют заложники-близнецы, а замыкают процессию Тор и Локи.

godsbay.ru

Асы и ваны

В скандинавской мифологии две основные группы богов. Асы живут в небесном городе Асгарде. Этот город построен для них великаном из Утгарда — или Йотунхейма — обители йотунов. Кроме Асгарда и Утгарда, существует еще Мидгард — «срединный мир», обитель людей . Мидгард с Асгардом соединяет радужный мост Биврест, о котором у А. Н. Афанасьева сказано так: «Это лучший изо всех мостов в свете, он крепко создан из трех цветов, и светлые боги переезжают по нем на своих конях. Один конец этого моста достигает жилища бога Хеймдалля, который приставлен оберегать мост от демонических великанов. При кончине мира, когда поедут через него злобные сыновья Муспелля, мост разрушится». Ваны обитают в своей стране — Ванахейме, которая приблизительно совпадает с Альвхеймом, что позволяет отождествить ванов с

альвами .

Поначалу асы враждовали с ванами, у них была война.

Асы решили заключить мир и отдали ванам в заложники Хенира, а себе взяли заложниками Ньерда и Фрейра. С тех пор асы и ваны всегда вместе. Самих асов, которыми правит Один, двенадцать помимо Одина; это Тор, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хед, Видар, Хенир, Улль, Форсети, Локи, Вали и Бальдр. «Младшая Эдда» перечисляет и богинь, или асинь: это Фригг, Сага, Эйр, Гевьон, Фулла, Сьевн, Ловн, Вар, Вер, Сюн, Хлин, Снотра, Гна, Соль, Биль, Йорд и Ринд. В некоторых западноевропейских языках названия дней недели образованы частично от имен асов: wednesday — день Одина , thursday — день Тора, friday — день Фрейи .

По своим «сферам влияния» асы и асиньи распределяются следующим образом:

Один — верховный бог, божество неба, покровитель воинской доблести, бог мудрости и священного знания;

Тор — сын Одина, бог грома и молнии, бури и плодородия, защитник богов и людей;

Тюр — бог неба, войны и воинских правил;

Хеймдалль — страж богов, а также родоначальник трех людских сословий — конунгов, крестьян и рабов;

Браги — сын Одина, бог скальдического искусства;

Хед — сын Одина, слепой бог, убийца своего брата Бальдра;

Видар — сын Одина, «молчаливый бог», божество войны;

Хенир — брат и спутник Одина, вместе с которым он оживил первых людей;

Улль — бог охоты и стрельбы из лука;

Форсети — сын Бальдра, бог справедливости и правосудия;

Локи — бог хитрости и коварства;

Вали — сын Одина, бог-мститель.

Ваны Боги плодородия

Ваны, в скандинавской мифологии небольшая группа богов плодородия. Жили они в Ванахейме, далеко от Асгарда, обители богов-асов. Ваны обладали даром предвидения, пророчества, а также владели искусством колдовства. Кроме этого, им приписывались кровосмесительные связи между родными братьями и сестрами. К ванам относили Ньерда и его потомство — Фрейра и Фрейю.

В древних легендах рассказывалось о войне, которая положила конец золотому веку. Поводом к первой войне послужил поступок злой колдуньи Хейды, пришедшей в поселение асов, которые забили колдунью копьями и пытались трижды сжечь ее на костре, но злодейка снова воскресала из пепла. Начало войне было положено предводителем асов Одином, который метнул свое копье в направлении ванов. Боги плодородия пошли в наступление на небесное селение асов, но асы оказались сильнее, и борьба закончилась обменом заложниками. Войну асов и ванов можно интерпретировать как борьбу за священный мед, который воплощал в себе некий космический принцип осознания жизни. По преданию, ваны считались хранителями священного меда.

Ваны послали в Асгард бога моря Ньёрда и его детей, близнецов Фрейра и Фрейю, а вместе с ними Квасира, мудрого человечка, созданного из слюны богов, которые в знак примирения между асами и ванами плевали в кувшин.

Асы тоже отправили в Ванахейм заложников: Хёнира, брата бога Одина, который даровал первым людям чувства, и мудрого Мимира. Сначала Хёнир и Мимир были радушно приняты ванами, но вскоре те пришли к выводу, что на обмене с асами они проиграли. Нерешительный Хёнир не мог и слова сказать, если рядом не было Мимира. Ваны решили, что Мимир является не только голосом Хёнира, но и его умом.Разгневанные, они отрубили Мимиру голову и отослали ее асам. Один набальзамировал голову несчастного, затем прочитал над ней заклинание, возвращающее дар речи.

Впоследствии Один поручил голове Мимира стеречь волшебный источник под корнями мирового древа Иггдрасиль. Желая получить часть знаний Мимира, Один отдал ему один глаз за разрешение попить из источника мудрости. Перед последней битвой богов и чудовищ, Рагнарёк, Один должен пойти к источнику и там испросить совета у головы Мимира.

На иллюстрации Франца фон Штассена за Одином и Фригг по мосту Биврёст следуют заложники-близнецы, а замыкают процессию Тор и Локи.

Два племени скандинавских богов, враждовавшие друг с другом. Эта вражда стала причиной первой в мире войны. После заключения перемирия ас Хенир был отдан заложником ванам, а ваны Ньерд, Фрейр и Фрейя перешли заложниками к асам.

Кроме верховного бога Одина, а также Тора и Тюра, согласно «Эддам», к асам принадлежат Хеймдалль, Браги, Хед, Видар, Хенир, Улль, Форсети, Локи, Вали и Бальдр. «Младшая Эдда» перечисляет и богинь, или асинь: это Фригг, Сага, Эйр, Гевьон, Фулла, Сьевн, Ловн, Вар, Вер, Сюн, Хлин, Снотра, Гна, Соль, Биль, Йорд и Ринд. По своим «сферам влияния» асы и асиньи распределяются следующим образом:

Один – верховный бог, божество неба, покровитель воинской доблести, бог мудрости и священного знания.

В Скандинавии и Германии выделяется большая группа богов — асов , возглавляемых Одином — сыном великана Бора и Бестлы, дочери великана Бельторна. Асы жили в небесном городе Асгарде. В Младшей Эдде перечисляются 12 асов — Один , Тор * , Тюр , Браги и другие, и 14 богинь-асинь — Фригг, Сага, Эйр, Гевьон и другие.

Асам противопоставляются ваны . Они относятся к очень древней — обычно, более древней, чем асы — расе светлых солнечных божеств и рассматриваются как боги и богини плодородия, любви, богатства, влаги и мореплавания. Им приписываются кровосмесительные браки между братьями и сестрами, колдовство и пророческий дар. Главные представители ванов — Ньерд и его дети Фрей и Фрейя. Жилищем ванов считался

Ванахейм или Альвхайм.

История противостояния асов и ванов начинается с того, что ваны послали к асам колдунью Хейд, которая также звалась Гулльвейг , смущать умы богов и людей. Асы попытались убить колдунью, сжигали и пронзали ее копьями, но она трижды воскресала. И тогда Один пошел войной против ванов. Ваны, в свою очередь, стали угрожать небесному городу Асгард. Это была первая война, положившая конец золотому веку , до того незнакомому с войной и распрями .

Война богов асов и ванов

Возле того корня Иггдрасиля. что находится в Мидгарде. у источника Урд, поселились вещие девы, норны. Они определяли судьбы людей. Все обитатели Мидгарда знали, что норны незримо являются к колыбелям новорожденных и наделяют их доброй или злой судьбой. Норны происходили и из рода асов, и из альвов – светлых и темных. В те дни норны были добры и давали людям счастливые судьбы, потому что сами люди были тогда лучше, справедливей – они не враждовали между собой, не избегали труда, не стремились захватить чужое добро. Золота в те давние дни было много, им украшали дома снаружи и внутри, оттого и назывался тот век золотым.

Но недолго продлился золотой век, и виной тому были боги из рода ванов. Обидно им было слышать, как люди восхваляют Одина и других асов. а о ванах даже и не знают ничего. Решили ваны испортить людей, сделать их неблагодарными, жадными и жестокими. Ваны создали из золота колдунью Гульвейг, чье имя значит «власть золота», и послали ее в Мидгард. Своими чарами она смутила души и разум людей. Люди захотели невиданной прежде роскоши, захотели, чтобы другие работали на них. Каждый мечтал, чтобы ему завидовали, каждый стремился захватить как можно больше золота. Начались распри и войны.

Так тщеславие, алчность, властолюбие разрушили счастливую жизнь в золотом веке.

Наконец Гульвейг явилась и в Асгард, чтобы внести разлад в стан богов. Один с помощью магии обнаружил колдунью и убил её. Чтобы Гульвейг не воскресла, асы сожгли ее тело и развеяли пепел по ветру. Но вскоре она вновь появилась в Асгарде, приняв другой облик и другое имя. Вновь убили и сожгли ее боги, вновь возродилась колдунья. Когда же и в третий раз не удалось ее уничтожить, понял Один, что не убить ему ведьму, не победив тех, кто дал ей жизнь.

Всех асов созвал Один на совет, чтобы решить, как им отомстить ванам. Асы задумали начать войну, они были уверены в своей победе. Но ваны, владевшие даром предвидения, узнали о решении врагов, и войско их внезапно окружило Асгард. Тогда Один подал знак своим воинам начать битву: метнул копье в воинство ванов.

Много славных воинов из обоих станов погибло во время войны богов. Наконец стены Асгарда пали. Ваны вторглись в небесный град Одина, но тут вдруг удача от них отвернулась, и начали побеждать асы. Но обе стороны уже не хотели продолжения войны богов и охотно пошли на заключение мирного договора. Асы и ваны обменялись заложниками. В Ванахейм должен был уйти Хёнир, друг Одина и один из создателей людей, асы же забрали в свою страну самого богатого и мудрого из ванов, Нъёрда, умеющего заклинать ветер, море и огонь. За Нъёрдом в Асгард последовали его дети, Фрейр и Фрейя. Даже самые прекрасные асы и альвы словно меркли рядом с Фрейей – так была она хороша. Нъёрд и его дети сразу были приняты в число асов, все полюбили их за красоту и добрый нрав.

С тех пор мир между Асгардом и Ванахеймом не нарушался, а Гульвейг была сожжена самими ванами и не воскресала – до поры до времени.

Источники: www.antmir.ru, godsbay.ru, pagandom.ru, www.dopotopa.com, rushist.com


Это интересно

Камни с углублениями и кольцами

Недалеко от Глазго, да и вообще по всему юго-западу Шотландии были найдены многочисленные камни с углублениями …


Как можно улучшить свою внешность за короткое время

Большинство женщин тратит по утрам несколько часов для того, чтобы выглядеть красиво и ухожено, и чтобы не было …


Биография Анны Ахматовой

Анна Ахматова первое стихотворение, по ее признанию, написала в 11 лет, в печати впервые выступила в 1907 году. …


Культура Московской Руси

Новым этапом Русской культуры становиться культура Московской Руси с XIV — XVII век После гибели древней Руси под ударами …


Прометей и Зевс

Эта легенда рассказывает о том, как столкнулись Прометей и Зевс в борьбе за место человека в этом мире. …


Интернет и заработок

В сети сейчас есть сотни вариантов заработка. Есть такой заработок в сети Интернет, который сопряжен с заметным …


Греческие легенды о ветрах

Греческие легенды о ветрах рассказывают, что ветры являлись порождениями ужасного сына Геи и Тарта­ра Тифона, сброшенного …


objective-news.ru

Хеймдалль, Хермод Храбрый, Тюр, Велунд, Эгир, Утгарда-Локи, Тор, Один. Скандинавская мифология

Скандинавией традиционно именуются обширные территории, расположенные на севере Европы, и включающие в себя Норвегию, Швецию, Данию, Финляндию, Исландию, а также ряд ближайших к ним островов. Исторические особенности их развития породили своеобразную культуру, одной из граней которой стало мифотворчество, персонажами которого, в свою очередь, явились самобытные и неповторимые боги Скандинавии. Неустрашимые и дерзкие, они были в чём-то сродни самим викингам.

Откуда они пришли в наш мир?

Боги скандинавской мифологии, список которых содержит в себе имена персонажей, менее известных, чем их древнеегипетские и греческие собратья, являются частью культуры древнегерманских племён. Сведения о них дошли до наших дней главным образом в текстах двух памятников средневековой литературы. Это «Старшая Эдда» – поэтический сборник, содержащий в себе древнеисландские песни, а также «Младшая Эдда» – творение исландского писателя XII века Снорри Стурлусона.

Кроме того, ряд мифов стал известен из произведения средневекового датского хрониста Саксона Грамматика, названного им «Деяния датчан». Любопытно, что один из его сюжетов лёг в основу шекспировского «Гамлета», написанного четырьмя столетиями позже.

Обращаясь к сюжетам любых мифов, независимо от того, родились они в Скандинавии, Греции или Египте, следует учесть, что на протяжении веков они неоднократно редактировались, что сегодня неизбежно приводит ко множеству закравшихся в них разночтений и противоречий. Поэтому не следует удивляться, когда одни и те же события, да и сами боги Скандинавии описываются в разных источниках по-разному.

Скандинавский вариант возникновения мира

Необычайным своеобразием скандинавской мифологии окрашена, представленная в ней, картина рождения мира. Согласно древнему эпосу, всё началось с огромной чёрной бездны, по одну сторону которой находилось царство льда – Нифльхейм, а по другую огня – Муспелльхейм.

Из царства льда брали своё начало 12 потоков, которые тут же замерзали, но поскольку били они непрестанно, то глыбы льда постепенно приближались к царству огня. Когда эти две стихии совсем сблизились, то из снопов искр, смешавшихся с ледяной крошкой, появился на свет великан Имир и такого же размера корова по имени Аудумла.

Далее описываются совершенно невероятные события. Согласно «Старшей Эдды», однажды великан Имир изрядно вспотел, что и не удивительно, ведь рядом находилось царство огня, и из его пота появились два великана – мужчина и женщина. Это бы ещё куда ни шло, но вот далее говорится, что одна его нога зачала от другой и родила сына. Поскольку это трудно представить, примем на веру, не вдаваясь в подробности.

Что же касается коровы Аудумлы, то и ей в скандинавских мифах отводится весьма важная роль. Во-первых, она кормила своим молоком Имира и тех, кто произошёл от него столь чудесным образом. Сама же она питалась тем, что слизывала соль с камней. Во-вторых, от тепла её языка родился ещё один великан, получивший имя Бури. Так появились на земле её первые обитатели, от которых затем были рождены боги Скандинавии, а ещё позже и люди.

Асы, ваны и прочие мифические персонажи

Известно, что все скандинавские боги и богини подразделялись на несколько групп, основной среди которых были асы, возглавляемые их предводителем по имени Один. Жизнь у них была отнюдь не лёгкая и не безоблачная, поскольку постоянно приходилось вступать в конфликты с другими представителями древнескандинавского пантеона.

Больше всего неприятностей им доставляли ваны – группа богов плодородия, претендовавшая на владение миром, но доставалось и от великанов-ётунов, а также от карликов-цвергов. И уж совсем нещадно портили асам кровь женские божества – дисы, норны и валькирии.

Одним из главных сюжетов скандинавской мифологии является война между асами и ванами. Началась она с того, что ваны, обиженные тем, что люди в своих песнях прославляли не их, а асов, послали к ним в мир (он назывался Мидгард) злую колдунью Гульвейг. Поскольку сделана она была из золота, то, по расчётам ванов, своим появлением должна была испортить нравы людей, посеяв в их душах алчность и корыстолюбие. Асы воспрепятствовали этому, и убили ведьму. С этого началась война, в которой боги Скандинавии пытались силой решить вопрос первенства. Так как ни одна из сторон не могла взять верх, между ними в итоге был заключён мир, скреплённый обменом заложниками.

Верховный бог асов

Предводителем, и отцом асов являлся верховный бог Один. В скандинавской мифологии ему соответствует целый ряд характеристик. Он представлен как царь-жрец, шаман-знаток рун, князь-волхв и, кроме того, скандинавский бог войны и победы. Бог Один почитался как покровитель военной аристократии и покоритель валькирий (о них речь пойдёт ниже). В его ведении находится Вальхалла – небесный чертог, где в райском блаженстве коротали вечность павшие герои-воины.

Изображался Один в виде одноглазого, но полного жизненной энергии старца. Свой недостающий глаз он отдал когда-то великану Мимиру за то, чтобы тот позволил ему испить воды из охраняемого им источника мудрости. Похвальная тяга к знаниям, вообще, была свойственна Одину. Например, как-то раз, для того чтобы постичь силу, заключённую в старинных рунах, – древнегерманских письменах, он согласился принести себя в жертву, и провисеть 9 дней, прибитым к дереву собственным копьём.

Среди прочих качеств Одина, в мифах особо подчёркивается способность к перевоплощению. Обычно он бродит по земле в облике старца, облачённого в синий плащ и войлочную шляпу. Его постоянными спутниками бывают два волка или ворона. Но иногда Один может обернуться и бедным странником или уродливым карликом. В любом случае горе тому, кто, поправ законы гостеприимства, закроет перед ним двери своего дома.

Сыновья Одина

Сыном Одина был бог Хеймдалль, считавшийся хранителем мирового древа жизни. Его, обычно, изображали в облике воина, трубящего в золотой рог. Согласно легенде, именно так он должен будет возвестить о приближении конца света, и собрать всех богов на последнюю битву с силами тьмы. Живёт Хеймдалль в сказочном доме, который называется Химинбьёрг, что в переводе означает «небесные горы». Находится он вблизи моста, соединяющего небо и землю.

Широко известен и другой сын Одина – однорукий бог Тюр, являвшийся воплощением воинской доблести. Руки он лишился, однако, не на поле брани. Своё увечье бедолага получил, пытаясь сковать волшебной цепью гигантского волка по имени Фенрир. Когда-то это чудовище ещё безобидным щенком было взято асами в их страну Асгард. Со временем волчонок подрос, превратившись в сильное и агрессивное чудовище, наводившее ужас на окружающих.

Как ни пытались боги его сковать, он каждый раз с лёгкостью рвал оковы. Наконец, на помощь пришли эльфы, выковавшие волшебную цепь из шума кошачьих шагов, птичьей слюны, рыбьего дыхания и корней гор. Оставалось лишь набросить её на волка. Чтобы убедить зверя в отсутствии дурных намерений, бог Тюр вложил ему в пасть собственную руку, которая и была откушена, как только Фенрир понял, что попался на хитрость. С тех пор бог воинской доблести разил врагов лишь одной оставшейся рукой.

Бог, измученный дурными снами

Надо заметить, что бог весны Бальдр Прекрасный – так его все называли за необычайную красоту, был также сыном Одина, которого ему родила верховная богиня асов Фригг. Легенда рассказывает, что однажды он поделился с матерью тем, что стал часто видеть дурные сны. Чтобы обезопасить сына, Фригг взяла клятву с воды, огня, бранных металлов, деревьев, камней, ядов, болезней, зверей и птиц, что они не причинят ему никакого вреда. В результате бог весны стал неуязвим.

Зная об этом, прочие боги ради потехи метали в него камни, копья и стрелы, чем весьма досаждали Бальдру. И вот однажды их злые шутки окончились весьма плачевно. Бог хитрости Локи обманом выведал у Фригг, что она в своё время не взяла клятву с омелы – кустарника, на тот момент едва появившегося из земли.

Воспользовавшись её промашкой, коварный Локи сорвал ветку этого растения, и, вложив её в руку слепого от природы бога судьбы Хёда, заставил метнуть в проходившего рядом Бальдра. Острый прут пронзил прекрасного юношу и тот скончался, став добычей царства мёртвых и его страшной правительницы колдуньи Хель.

Рядом с верховным богом асов часто изображается ещё один популярный мифический персонаж – Хермод Храбрый. Он являлся посланником Одина в страну мёртвых, где должен был выкупить у её правительницы его сына – бога весны Бальдра. Это доброе намерение принесло Хермоду известность, несмотря на то что сама миссия провалилась в результате очередных происков всё того же бога хитрости и обмана Локи.

Состязания в замке Утгард

Следует отметить, что проделки этого плута и обманщика часто порочат имя его тёзки – вполне добропорядочного и уважаемого аса Утгарда Локи, прославившегося тем, что в его родовом замке Утгард как-то раз были организованы весьма необычные соревнования. О них повествует «Младшая Эдда». В ней рассказывается, в частности, как один из его гостей – бог грома и бури Тор, в пылу спортивного азарта боролся со злобной старухой Элли, воплощавшей собой старость, а его приятель Локи – тот самый бог-обманщик, состязался в прожорливости с самим огнём.

Кульминацией же всего стала попытка местного крестьянина Тьяльфи опередить скоростью бега мысль самого хозяина замка. И хотя ни бог грома, ни его приятели успеха не достигли, праздник удался на славу. О нём было сложено потом много песен. Не испортило впечатление даже то, что и огонь, и старуха Элли, да и сам хозяин Утгарда Локи изрядно жульничали, благодаря чему и одержали победы.

Женские божества древних скандинавов

Самое непосредственное отношение к Одину имеют валькирии, повелителем которых (а по некоторым источникам – отцом) он являлся. Согласно скандинавским мифам, эти девы-воительницы, восседая на летучих конях, незримо реяли над полями битв. Посланные Одином, они подбирали с земли убитых воинов, и относили затем в небесный чертог Вальхаллу. Там они им прислуживали, разнося за столами мёд. Иногда валькирии также получали право решать исход сражений, а наиболее понравившихся им воинов (убитых, разумеется) делать своими возлюбленными.

Кроме валькирий, женскую часть пантеона представляли также норны – три волшебницы, наделённые даром ясновидения. Они были способны без труда предсказывать судьбы не только людей и богов, но и всего мира в целом. Жили эти кудесницы в стране Мидгард, населённой людьми. Их главной обязанностью было поливать мировое дерево Иггдрасиль, от благополучия которого зависело долголетие человечества.

Ещё одну группу сверхъестественных обитательниц древнего мира составляли дисы. Повинуясь переменчивости женской натуры, они являлись то хранителями людей, то враждебными по отношению к ним силами. Среди памятников древнегерманской культуры, частью которой, как указывалось выше, является скандинавская мифология, сохранились тексты заклинаний, в которых дисам приписывается сила сдерживать натиск неприятельских войск и решать исход сражений.

Златовласая богиня

Кроме представительниц женской части пантеона, о которых шла речь выше, заслуживает внимания и богиня Сиф, являвшаяся женой бога бурь и грома Тора. Будучи покровительницей плодородия, эта дама, уступавшая красотой лишь богине любви Фрейе, приобрела известность своими необычайными золотыми волосами, история которых заслуживает особого внимания.

Однажды красота Сиф заставила бога обмана Локи преисполниться завистью к её мужу Тору. Улучив момент, когда того не было дома, Локи прокрался в опочивальню к его спящей жене и…, нет-нет, не подумайте ничего – он её всего лишь остриг наголо. Тем не менее, отчаянию бедняжки не было конца, и разъярённый супруг готов был убить негодника, но тот поклялся исправить положение.

С этой целью Локи отправился к кузнецам-гномам, жившим в сказочной стране, и поведал им о случившемся. Те с радостью вызвались помочь, продемонстрировав своё искусство. Гномы выковали для Сиф волосы из чистого золота, сделав их необыкновенно длинными, тонкими и пушистыми, обладавшими свойством тут же прирастать к голове и выглядеть как настоящие. Так богиня Сиф стала обладательницей золотых волос.

Боги – повелители морей

Ещё одним ярким представителем скандинавского пантеона является владыка морей Эгир. Принято считать, что Эгир олицетворяет собой, прежде всего, спокойное и безмятежное море, о чём свидетельствует его характер. Он гостеприимный хозяин, охотно принимающий у себя гостей, и затем посещающий их дома. Владыка морей всегда миролюбив, и никогда не участвует в спорах, а тем более в войнах. Однако распространённое в старину выражение «угодить в зубы Эгира», имеющее значение – утонуть, говорит о том, что и ему порой свойственны минуты гнева.

Следует отметить, что ряд источников в качестве повелителя морей называет другого скандинавского бога – Ньерда, и ему приписывает тихий и дружелюбный нрав, в то время как Эгир изображается возмутителем морских просторов и создателем бурь, смирять которые, и спасать терпящие бедствие корабли приходится Ньерду. Не следует удивляться, так как это всего лишь один из примеров разночтений, возникших в скандинавском эпосе за прошедшие века.

Кузнец, сделавший крылья

В скандинавском пантеоне имелся и свой бог-кузнец по имени Велунд. Этот работяга является персонажем эпоса почти всех германских народов. Его судьба была трудна и по-своему драматична. Будучи одним из трёх сыновей финского конунга (верховного повелителя), он, тем не менее, жил трудом своих рук. В семейной жизни парню явно не везло. Любимая жена Хервёр – дева, принимавшая порой облик лебедя, бросила его, оставив после себя лишь свадебное кольцо. Страдая от разлуки, Велунд выковал 700 его дубликатов.

Но на этом его злоключения не кончились. Однажды во время сна бог-кузнец был пленён шведским конунгом Нидудом. Злодей не только лишил мастера свободы, но и искалечил, оставив на всю жизнь хромым. Заточив Велунда в подземелье, конунг заставил его трудиться дни и ночи, выковывая для себя оружие, а для жены и дочери драгоценные украшения. Лишь благодаря случаю и собственному коварству пленнику удалось вновь обрести свободу.

Легенда повествует, что однажды в подземелье к Велунду пришли сыновья Нидуда, желавшие, как и отец, иметь мечи его изготовления. Воспользовавшись моментом, кузнец убил их, сделав затем из черепов кубки, которые отослал их отцу, и из глаз драгоценности для королевы, а из зубов броши для принцессы. В довершение всего он заманил к себе ничего не подозревавшую девицу, изнасиловал её. Отомстив таким образом, весьма довольный собой, бог-кузнец улетел прочь на крыльях собственного изготовления.

Новые времена – новые персонажи

С распространением в странах Скандинавии христианства все прежние мифические божества претерпели определённую трансформацию, приняв облик святых, или, вообще, исчезнув. Изменился до неузнаваемости и Велунд, превратившись из божественного персонажа в демонический. Связано это, прежде всего, с его профессией. Известно, что в древности к кузнецам относились с определённой долей подозрительности, приписывая им связь с нечистой силой.

Неудивительно после этого, что Гёте, несколько изменив это имя, наделил им своего героя Мефистофеля в одной из сцен трагедии «Фауст», представившегося как Воланд. У гениального немца находку позаимствовал Михаил Афанасьевич Булгаков, увековечив её в «Мастере и Маргарите», и дав прежнему Велунду новую жизнь в образе профессора чёрной магии Воланда.

Небольшой список богов Скандинавии, которые не вошли в наш обзор:

  • Браги — сын Одина.
  • Видар — божество войны.
  • Хенир — брат Одина.
  • Форсети — сын Бальдра.
  • Фулла — богиня изобилия.
  • Эйр — богиня врачевания.
  • Ловн — богиня милосердия.
  • Вер — богиня знания.
  • Йорд — богиня земли.
  • Скади — покровительница охоты.
  • Улль — бог охоты.

fb.ru

Древние боги, русские иВаны и Асы

Кто такие ваны и где они жили?

Ваны (др.-сканд. Vanir) — группа богов в германо-скандинавской мифологии. Они ниже рангом, чем асы, с которыми то враждуют, то заключают союз

Ванахейм (исл. Vanaheimr: страна ванов) — в германо-скандинавской мифологии родина Ванов, расположенная к западу от Мидгарда и Асгарда.

Согласно Саге об Инглингах (XIII век) Ванахейм располагался на берегах Черного моря (исл. Svartahaf) в Сарматии в районе устья Танаиса, который также именовался Ванаквисль (исл. Vanakvísl). К востоку от Ванахейма располагался Асгард. Между двумя странами происходили войны и обмены пленниками. Другими странами, соседними с Ванахеймом, но также лежащими к западу от Асгарда названы в сагах Страна Саксов (исл. Saxland, Древняя Германия) и Гардарики (скандинавские города Новгородской земли)


Фрейя

Список ванов
Ньёрд — бог плодородия, ветра и морской стихии, живёт в Асгарде как заложник; отец Фрейра и Фрейи.
Фрейр — бог лета, урожая, богатства и мира.
Фрейя — богиня любви и красоты, дочь Ньёрда, ведьма, обучившая асов колдовству.
Гулльвейг — злая колдунья, послужившая причиной войны асов и ванов.

Ваны (vanir)
Ваны, в скандинавской мифологии группа богов плодородия. Им приписываются кровосмесительные связи между братьями и сестрами (ср. аналогичные мотивы в средиземноморских аграрных мифах и ритуалах, генетические связи с которыми не исключены), колдовство (т. н. сейдр) и пророческий дар. К числу ванов относятся главным образом Ньёрд и его дети — Фрейр и Фрейя. Жилище ванов обозначается Снорри Стурлусоном в «Младшей Эдде» как Ванахейм, но в другом месте он же называет жилище Фрейра Альвхейм, что свидетельствует о смешении ванов с альвами. Ваны противопоставлены другой, гораздо более обширной группе богов — асам — в мифе о первой войне, о которой рассказывается в «Прорицании вёльвы» («Старшая Эдда»), в «Младшей Эдде», «Саге об Инглингах», в «Деяниях датчан» Саксона Грамматика. Это этиологический (объяснительный) миф о возникновении первой войны, положившей конец «золотому веку», до того не знакомому с враждой и распрями.
[Spoiler (click to open)]Поводом к войне послужил приход от ванов к асам злой колдуньи Хейд (она звалась также Гулльвейг, что, по-видимому, означает «сила золота»). Асы забили ее копьями и трижды сжигали, но она снова возрождалась. Войну начал глава асов Один, бросив копье в сторону войска ванов, но ваны стали наступать, угрожая Асгарду, небесному селению асов. Война закончилась миром и обменом заложниками (асы взяли ванов Ньёрда, Фрейра, а также Квасира, а ваны — асов Хёнира и Мимира).

В «Младшей Эдде» упоминание о первой войне служит введением в историю добывания меда поэзии. Исследователи предполагают, что в мифе о войне ванов и асов нашла отражение борьба культов местных и пришлых племен (возможно, индогерманских завоевателей с носителями мегалитической матриархальной земледельческой культуры), или различных социальных групп древнегерманского общества.

Интересна, но мало убедительна попытка Р. Хеккерта интерпретировать войну асов и ванов как войну за священный мед, воплощающий некий космический жизненный принцип. Ваны — хранители меда связаны с Хеймдаллем; Гулльвейг (слово это он расшифровывает как медовый напиток) Хеккерт отождествляет с вёльвой (провидицей), от имени которой ведется речь в «Прорицании вёльвы». Параллель к войне асов и ванов в других индоевропейских мифологиях — мифы о войнах асур и богов древнеиндийской мифологии.
Ж. Дюмезиль считает, что в индоевропейском мифе боги, представляющие религиозную власть и плодородие, первоначально разделены и что в столкновениях между ними главное не сама война, а заключение мира, договор. Действительно, в результате войны асов и ванов как бы происходит консолидация общины богов (асы ассимилируют ванов). Но с другой стороны, в скандинавской мифологии миф о первой войне как первой распре после «золотого века» по существу предвосхищает (особенно в «Прорицании вёльвы») столь характерную для скандинавской мифологии эсхатологическую тематику (смерть юного бога из асов Бальдра, трагическая гибель богов и всего мира, — см. Рагнарёк).

Не совсем ясно, в какой мере и в каком смысле в этом сюжете отражено осознание губительной силы золота. Неясно также, отражает ли троекратное сожжение Гулльвейг некий ритуальный акт (или представляет аллегорию металлургической обработки золота как его уничтожения). Источник

Казалось бы, куда уже конкретнее и понятнее? Асгард к востоку от Ванахейма-Сарматии (Царь-матия — это наша родина. Мы и есть Царь-маты!). К северу от Ванахейма — Гардарики. К западу — Саксония.

Для иллюстрации:


(север — внизу, восток — слева)
Обратите внимание на надписи «Асия» — страна асов. По информации древних историков, название страны пошло от имени жены правителя этой страны. Хотя, лично мне это видится перепутанным в плане причины и следствия.
Интересно и осмыслить имя Анастасия. Очень похожее на анест-езию. Фактически, оно и есть. Ася, Анаст-Асия.
Замороженная Асия. Asia Septentrionale.

Если, как говорится в скандинавских сагах, асы жили к востоку от ванов — это Зауралье. И это согласуется, во-первых, с древними картами, которые показывают нам развитую городскую цивилизацию в местах, ныне диких и негостеприимных. И во-вторых, с другими историческими фактами, которые говорят нам о том, что Один с асами пришел в Европу с юго-востока. Пройдя через Причерноморье, оставив там памятники с руническими надписями, а до того — через прикаспийские степи. Норвежцы организовывали археологическую экспедицию в северный Киргизстан, чтобы найти материальные свидетельства тех времен.

Другие же народы, жившие в те времена за Уралом, вследствие климатической катастрофы, также мигрировали на запад, следы их пути рассмотрены в материале: Биармия, Пермь Великая и Поморье.
Исследователи подтверждают миграцию угров в Поморье и смешение их с северянами, что отразилось на гаплогруппах.

Славист 19 века П. Шафарик сближал имя ванов с этнонимом венеды, (фин. Venelainen «русские»), а также топонимом Вантит. В эпоху германских миграций территорию Ванахейма населял славянский народ антов.

— не могу не обратить внимание на то, что И-ван — самое распространенное русское имя, которое разошлось с венедами по всей Европе и было перенято многими народами.
Анты — в-ан; в-анты. Это одно и то же слово, только с проглоченной «в» (укороченное).

Важным культурным и археологическим маркером для подтверждения связи и преемственности цивилизаций, служит письменность. В данном случае, руническая.
К сожалению, в отличие от Европы, Россия и Сибирь активно зачищались от артефактов старины и древних памятников. Старинные книги уничтожались поколениями властей.

И тем не менее:
Кёк-тюркские руны, письменность, использовавшаяся в VI—VII веках в Сибири, надписи, сделанные которой впервые были обнаружены в XVIII веке.
Германские руны практически те же самые, что были найдены в Сибири.
Это германский рунический алфавит:

А это надпись «тюркскими» рунами:


Слово Тенгри, написанное орхонским письмом

Полагаю, если бы дело о заимствовании логотипа рассматривалось в современном суде, им была бы однозначно признана первичность сибирских рун. Хотя, «Сибирь» — позднее название, связанное с обратной миграцией угорских народов на свободную территорию Зауралья.До того государство в Зауралье называлось Асия, в широком смысле, скорее как часть света, населенная народами одного окрня. В более узком же смысле — Катай, Скифия, Империя Великого Кама.

Что интересно, Кам — это шаман. Древнее слово скифского языка, от которого образовано позднее «камлать» — шаманить, совершать магические ритуальные действия.

Великий Кам — очевидно, царь-жрец, царь-шаман. Много вы знаете таких царей из истории? Я — нет.
Мне приходят в голову две личности: христианского царя Катая, царя-попа «Пресвитера Иоанна» (опять ваны!).

И — Один собственной персоной! Царь асов, шаман, общавшийся с богами и предками на Древе Жизни, владевший магией и по преданию, получивший от богов руны. Не он ли был тем Великим Камом, чья империя была в Западной Сибири? Я бы не стал этого исключать.

Надпись на ленте: Grand Cham — Великий Кам. Вполне европейского вида, как и Тамерлан, император Тартарии.

Обособление Мидгарда и Асгарда друг от друга, как и Гардарики от Ванахейма, показывает их топографическое различие и отдаленность. Поскольку значение слова Мидгард соотносится со «срединным», логично предположить, что Асгард был на севере. Скорее всего, это тот большой город у дельты Оби, столица Империи Великого Кама.

Какому городу Асии еще быть столицей, как не Асгарду?

И на карте Фра Мауро его обозначают как место, куда и путешествовал Марко Поло — оцените иронию, которую демонстрируют англичане, выставляя такую информацию в открытый доступ! Дескать, эти профаны не увидят и того, что мы положили на самое видное место, и даже подписали!

То, что Асгард располагался на севере, на мой взгляд, подтверждается несколькими косвенными доказательствами.
В составе орды «белая орда» была на севере. Потом, «Белая Русь» также всегда тяготела к северным землям. На той же карте предуралье отмечено как место «Russia Biancha» — Русь Белая.
Потом, тождественность самогестов будущим белорусам — литовцам: Гестия, самогесты и миграция славянских народовИ наконец, тот факт, что Один с асами не задержались в центральной России, в поднялись на север Европы, на побережье. Это логично; народ привык жить с морем, плавать, ловить рыбу, строить суда — вся жизнь около моря. Он стремится вернуться в подходящие условия. Да и то побережье, наверняка им было знакомо по плаваниям.

nktv1tl.livejournal.com

Древние боги, русские иВаны и Асы: wowavostok

Кто такие ваны и где они жили?

Ваны (др.-сканд. Vanir) — группа богов в германо-скандинавской мифологии. Они ниже рангом, чем асы, с которыми то враждуют, то заключают союз

Ванахейм (исл. Vanaheimr: страна ванов) — в германо-скандинавской мифологии родина Ванов, расположенная к западу от Мидгарда и Асгарда.

Согласно Саге об Инглингах (XIII век) Ванахейм располагался на берегах Черного моря (исл. Svartahaf) в Сарматии в районе устья Танаиса, который также именовался Ванаквисль (исл. Vanakvísl). К востоку от Ванахейма располагался Асгард. Между двумя странами происходили войны и обмены пленниками. Другими странами, соседними с Ванахеймом, но также лежащими к западу от Асгарда названы в сагах Страна Саксов (исл. Saxland, Древняя Германия) и Гардарики (скандинавские города Новгородской земли)


Фрейя

Список ванов
Ньёрд — бог плодородия, ветра и морской стихии, живёт в Асгарде как заложник; отец Фрейра и Фрейи.
Фрейр — бог лета, урожая, богатства и мира.
Фрейя — богиня любви и красоты, дочь Ньёрда, ведьма, обучившая асов колдовству.
Гулльвейг — злая колдунья, послужившая причиной войны асов и ванов.

Ваны (vanir)
Ваны, в скандинавской мифологии группа богов плодородия. Им приписываются кровосмесительные связи между братьями и сестрами (ср. аналогичные мотивы в средиземноморских аграрных мифах и ритуалах, генетические связи с которыми не исключены), колдовство (т. н. сейдр) и пророческий дар. К числу ванов относятся главным образом Ньёрд и его дети — Фрейр и Фрейя. Жилище ванов обозначается Снорри Стурлусоном в «Младшей Эдде» как Ванахейм, но в другом месте он же называет жилище Фрейра Альвхейм, что свидетельствует о смешении ванов с альвами. Ваны противопоставлены другой, гораздо более обширной группе богов — асам — в мифе о первой войне, о которой рассказывается в «Прорицании вёльвы» («Старшая Эдда»), в «Младшей Эдде», «Саге об Инглингах», в «Деяниях датчан» Саксона Грамматика. Это этиологический (объяснительный) миф о возникновении первой войны, положившей конец «золотому веку», до того не знакомому с враждой и распрями.
[Spoiler (click to open)]Поводом к войне послужил приход от ванов к асам злой колдуньи Хейд (она звалась также Гулльвейг, что, по-видимому, означает «сила золота»). Асы забили ее копьями и трижды сжигали, но она снова возрождалась. Войну начал глава асов Один, бросив копье в сторону войска ванов, но ваны стали наступать, угрожая Асгарду, небесному селению асов. Война закончилась миром и обменом заложниками (асы взяли ванов Ньёрда, Фрейра, а также Квасира, а ваны — асов Хёнира и Мимира).

В «Младшей Эдде» упоминание о первой войне служит введением в историю добывания меда поэзии. Исследователи предполагают, что в мифе о войне ванов и асов нашла отражение борьба культов местных и пришлых племен (возможно, индогерманских завоевателей с носителями мегалитической матриархальной земледельческой культуры), или различных социальных групп древнегерманского общества.

Интересна, но мало убедительна попытка Р. Хеккерта интерпретировать войну асов и ванов как войну за священный мед, воплощающий некий космический жизненный принцип. Ваны — хранители меда связаны с Хеймдаллем; Гулльвейг (слово это он расшифровывает как медовый напиток) Хеккерт отождествляет с вёльвой (провидицей), от имени которой ведется речь в «Прорицании вёльвы». Параллель к войне асов и ванов в других индоевропейских мифологиях — мифы о войнах асур и богов древнеиндийской мифологии.
Ж. Дюмезиль считает, что в индоевропейском мифе боги, представляющие религиозную власть и плодородие, первоначально разделены и что в столкновениях между ними главное не сама война, а заключение мира, договор. Действительно, в результате войны асов и ванов как бы происходит консолидация общины богов (асы ассимилируют ванов). Но с другой стороны, в скандинавской мифологии миф о первой войне как первой распре после «золотого века» по существу предвосхищает (особенно в «Прорицании вёльвы») столь характерную для скандинавской мифологии эсхатологическую тематику (смерть юного бога из асов Бальдра, трагическая гибель богов и всего мира, — см. Рагнарёк).

Не совсем ясно, в какой мере и в каком смысле в этом сюжете отражено осознание губительной силы золота. Неясно также, отражает ли троекратное сожжение Гулльвейг некий ритуальный акт (или представляет аллегорию металлургической обработки золота как его уничтожения). Источник

Казалось бы, куда уже конкретнее и понятнее? Асгард к востоку от Ванахейма-Сарматии (Царь-матия — это наша родина. Мы и есть Царь-маты!). К северу от Ванахейма — Гардарики. К западу — Саксония.

Для иллюстрации:


(север — внизу, восток — слева)
Обратите внимание на надписи «Асия» — страна асов. По информации древних историков, название страны пошло от имени жены правителя этой страны. Хотя, лично мне это видится перепутанным в плане причины и следствия.
Интересно и осмыслить имя Анастасия. Очень похожее на анест-езию. Фактически, оно и есть. Ася, Анаст-Асия.
Замороженная Асия. Asia Septentrionale.

Если, как говорится в скандинавских сагах, асы жили к востоку от ванов — это Зауралье. И это согласуется, во-первых, с древними картами, которые показывают нам развитую городскую цивилизацию в местах, ныне диких и негостеприимных. И во-вторых, с другими историческими фактами, которые говорят нам о том, что Один с асами пришел в Европу с юго-востока. Пройдя через Причерноморье, оставив там памятники с руническими надписями, а до того — через прикаспийские степи. Норвежцы организовывали археологическую экспедицию в северный Киргизстан, чтобы найти материальные свидетельства тех времен.

Другие же народы, жившие в те времена за Уралом, вследствие климатической катастрофы, также мигрировали на запад, следы их пути рассмотрены в материале: Биармия, Пермь Великая и Поморье.
Исследователи подтверждают миграцию угров в Поморье и смешение их с северянами, что отразилось на гаплогруппах.

Славист 19 века П. Шафарик сближал имя ванов с этнонимом венеды, (фин. Venelainen «русские»), а также топонимом Вантит. В эпоху германских миграций территорию Ванахейма населял славянский народ антов.

— не могу не обратить внимание на то, что И-ван — самое распространенное русское имя, которое разошлось с венедами по всей Европе и было перенято многими народами.
Анты — в-ан; в-анты. Это одно и то же слово, только с проглоченной «в» (укороченное).

Важным культурным и археологическим маркером для подтверждения связи и преемственности цивилизаций, служит письменность. В данном случае, руническая.
К сожалению, в отличие от Европы, Россия и Сибирь активно зачищались от артефактов старины и древних памятников. Старинные книги уничтожались поколениями властей.

И тем не менее:
Кёк-тюркские руны, письменность, использовавшаяся в VI—VII веках в Сибири, надписи, сделанные которой впервые были обнаружены в XVIII веке.
Германские руны практически те же самые, что были найдены в Сибири.
Это германский рунический алфавит:

А это надпись «тюркскими» рунами:


Слово Тенгри, написанное орхонским письмом

Полагаю, если бы дело о заимствовании логотипа рассматривалось в современном суде, им была бы однозначно признана первичность сибирских рун. Хотя, «Сибирь» — позднее название, связанное с обратной миграцией угорских народов на свободную территорию Зауралья.До того государство в Зауралье называлось Асия, в широком смысле, скорее как часть света, населенная народами одного окрня. В более узком же смысле — Катай, Скифия, Империя Великого Кама.

Что интересно, Кам — это шаман. Древнее слово скифского языка, от которого образовано позднее «камлать» — шаманить, совершать магические ритуальные действия.

Великий Кам — очевидно, царь-жрец, царь-шаман. Много вы знаете таких царей из истории? Я — нет.
Мне приходят в голову две личности: христианского царя Катая, царя-попа «Пресвитера Иоанна» (опять ваны!).

И — Один собственной персоной! Царь асов, шаман, общавшийся с богами и предками на Древе Жизни, владевший магией и по преданию, получивший от богов руны. Не он ли был тем Великим Камом, чья империя была в Западной Сибири? Я бы не стал этого исключать.

Надпись на ленте: Grand Cham — Великий Кам. Вполне европейского вида, как и Тамерлан, император Тартарии.

Обособление Мидгарда и Асгарда друг от друга, как и Гардарики от Ванахейма, показывает их топографическое различие и отдаленность. Поскольку значение слова Мидгард соотносится со «срединным», логично предположить, что Асгард был на севере. Скорее всего, это тот большой город у дельты Оби, столица Империи Великого Кама.

Какому городу Асии еще быть столицей, как не Асгарду?

И на карте Фра Мауро его обозначают как место, куда и путешествовал Марко Поло — оцените иронию, которую демонстрируют англичане, выставляя такую информацию в открытый доступ! Дескать, эти профаны не увидят и того, что мы положили на самое видное место, и даже подписали!

То, что Асгард располагался на севере, на мой взгляд, подтверждается несколькими косвенными доказательствами.
В составе орды «белая орда» была на севере. Потом, «Белая Русь» также всегда тяготела к северным землям. На той же карте предуралье отмечено как место «Russia Biancha» — Русь Белая.
Потом, тождественность самогестов будущим белорусам — литовцам: Гестия, самогесты и миграция славянских народовИ наконец, тот факт, что Один с асами не задержались в центральной России, в поднялись на север Европы, на побережье. Это логично; народ привык жить с морем, плавать, ловить рыбу, строить суда — вся жизнь около моря. Он стремится вернуться в подходящие условия. Да и то побережье, наверняка им было знакомо по плаваниям.

wowavostok.livejournal.com

Ваны — это… Что такое Ваны?

Фрейя в представлении Джона Бауэра.

Ваны (др.-исл. Vanir) — группа богов в германо-скандинавской мифологии. Они значительно древнее и мудрее асов, с которыми то враждуют, то заключают союз.[1]

Ваны обитают в своей стране — Ванахейме, которая, согласно Саге об Инглингах, располагалась в Северном Причерноморье к западу от реки Дон (Ванаквисль). Некоторые имена ванов имеют славянское происхождение (Квасир), а само имя ванов сближается с этнонимом венеды, фин. Venelainen (русские), а также топонимом Вантит. В эпоху германских миграций территорию Ванахейма населял славянский народ антов. Философ Александр Дугин полагает, что популярность русского имени еврейского происхождения Иван связана как раз с созвучием с древним славянским этнонимом ваны[2].

Война асов и ванов

В первые годы от сотворения мира ваны, видимо, послали асам женщину Гулльвейг (что значит «сила золота»), живое воплощение алчности. Один трижды пытался уничтожить её, и трижды она оживала. В отмщение за оскорбление, асы начали войну против ванов.

В войско метнул Один копьё, это тоже свершилось в дни первой войны; рухнули стены крепости асов, ваны в битве врагов побеждали. «Прорицание Вёльвы», строфа 24

Позже боги заключили мирный договор и обменялись друг с другом заложниками. С тех пор некоторые ваны — Фрейр, Фрейя и Ньёрд — поселились в Асгарде, а асы Хёнир и Мимир живут с ванами.[3]. Впоследствии Хёнир стал вождем ванов, тогда как Мимиру отрубили голову и сделали из нее амулет[4].

Список ванов

  • Ньёрд — бог плодородия, ветра и морской стихии, живёт в Асгарде как заложник; отец Фрейра и Фрейи.
  • Фрейр — бог лета, урожая, богатства и мира.
  • Фрейя — богиня любви и красоты, дочь Ньерда, ведьма, обучившая асов колдовству.
  • Квасир — бог мудрости[5]
  • Гулльвейг — злая колдунья, послужившая причиной войны асов и ванов.

Ссылки

  1. АСЫ И ВАНЫ. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  2. Дугин, А. Мистерии Евразии, Гл.1. Русские и гиперборейцы
  3. «Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах» Серия «Библиотека всемирной литературы» Москва 1975 г. «Порицание вёльвы», стрфы 22 — 24 — стр. 185, комментарий — стр. 666—667.
  4. Сага об Инглингах, IV
  5. Сага об Инглингах.

dic.academic.ru

мир Ванов в германо-скандинавской мифологии

Чудесный и таинственный мир Ванов – Ванахейм, представленный в германо-скандинавской мифологии в плоскости под Мидгардом.

Описание

Ванахейм – это мир Ванов – природных существ, которые по аналогии с Асами являются богами. Однако, Ваны проиграли Асам роль доминирующей силы в мировом устройстве и теперь вынуждены проживать в мире Ванахейм, расположенном под горизонталью мира людей Мидгарда, на одном из корней мирового дерева Иггдрасиль.

Как и другие Девять Миров, Ванахейм был создан асами из тела великого Имира, принесенного в жертву Одином, Ве и Вили, ради создания нового мира. Примечательно то, что мир Ванов очень редко упоминается в каких бы то ни было источниках о скандинавской мифологии, поэтому сказать точно об его устройстве нельзя. Известно, что в переводе с исландского языка Ванахейм означает «Мир Ванов».

Ванахейм – прекрасный мир

Некоторые исследователи скандинавской мифологии полагают, что мир Ванов Ванахейм был даже более развит, чем Асград – небесный город богов Асов. По их предположениям Ваны превосходили в развитие асов, поскольку в своих достижениях эти древние божества опирались на силы природы. Которые, в свою очередь, обретали некую индивидуальность.

О войне Ванов и Асов

В германо-скандинавской мифологии жители Ванахейма упоминаются как существа имеющие огромную связь с природой и всем сущим. Более того, возраст Ванов превышает возраст Асов. Не удивительно, что две эти силы не поделили между собой мировое пространство Иггдрасиля, в результате чего и началась война между богами Ванами и Асами. Некоторые источники так же утверждают, что причиной войны послужила злая колдунья Гулльвейг.

Война длилась довольно-таки долгое время, и асы начали сдавать позиции. Все же опыт Ванов сыграл свою роль. Однако, верховный бог Один вовремя опомнился и спас свой пантеон от уничтожения, заключив перемирие с превосходящим по силам противником. Подробнее о событиях, разворачивающихся во время войны Асов и Ванов, можно узнать из «Старшей Эдды», песня «Прорицание Вёльвы».

Возможное географическое положение

Как можно судить из Саги об Инглингах, а эта рукопись является одним из самых авторитетных источников, касательно ранней истории Скандинавии, Ванахейм находился близ берегов Черного моря. Если быть точнее, то в районе Северного Причерноморья в устье Дона. Рядом с Ванахеймом располагалась страна Асгард, с которой Ванахейм беспрестанно воевал, обмениваясь при этом пленниками. Из этих описаний можно сделать вывод, что географическое положение Ванахейма совпадает с Восточной Европой.

Боги выходцы из Ванахейма

Ньёрд – бог ветра и морей. Именно Ньёрд остался как представитель Ванов в Асгарде, после заключения мира между Ванами и Асами. Есть предположения, что Ньёрд является высшим из Ванов, а в Асгард он отправился дабы самолично проследить за соблюдением условий мира. Однако, никакой точной информации в современных переводах эпических произведений по скандинавской мифологии, к сожалению, нет. Также нет и информации и о том, кто вообще правил Ванами. Быть может эти боги и не нуждались в централизованном управлении и перешли на иную ступень развития своего общества.

Упомянув о Ньёрде не справедливо будет не упомянуть о Хенире и Мимире, которые отправились в качестве представителей Асгарда в Ванахейм, после того, как Ваны и Асы таки заключили мирное соглашение. Есть гипотеза, что Хенир проникся культурой Ванов до такой степени, что спустя некоторое время стал лидером в Ванахейме.

Наряду с Ньёрдом из Ванахейма в Асград переселились: Фрейя, повелевающая раздором, страстью и красотой; Фрейр – божество урожайности и лета. К совместным творениям Асов и Ванов можно отнести Квасира, который родился из слюны этих двух групп божеств.

scandinavian-mythology.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *