Каштанка кто написал автор – Каштанка — Википедия

Содержание

Краткое содержание «Каштанки» Чехова

«Каштанку», написанную в 1887 году, по праву можно считать одним из самых известных рассказов А. П. Чехова. По одной из версий, произведение было создано на основе реальной истории, произошедшей со знаменитым дрессировщиком В. Дуровым. Благодаря этой истории автор написал свою собственную, дополнив её множеством вымышленных деталей.

Концовка Чехова была совсем не такой, как в жизни. Дуров, в отличие от Мистера Жоржа, не хотел возвращать собаку прежним хозяевам. Дрессировщик считал, что имеет полное право оставить её у себя, так как потратил время на обучение собаки различным трюкам. За разрешением спора хозяева – прежний и новый – были вынуждены обратиться в суд. Дрессировщику удалось отстоять свои права и оставить животное у себя.

Основной сюжет произведения

У столяра Луки Александрыча была собака по кличке Каштанка, которая однажды потерялась. Дорогу домой Каштанка так и не нашла. Выбившись из сил, собака заснула у дверей подъезда какого-то дома, где её и нашёл новый хозяин – клоун, выступавший под псевдонимом Мистер Жорж. Каштанка попадает в цирк и получает новую кличку – Тётка.


У Мистера Жоржа были и другие животные: гусь Иван Иваныч, свинья Хавронья Ивановна и кот Фёдор Тимофеевич. Все эти животные были обучены различным трюкам, которым должна была научиться и Каштанка. Клоун подготовил новый номер с участием «Тётка». Но дебют Каштанки был сорван. Во время выступления собака узнала среди публики Луку Александрыча и его сына и бросилась к ним с радостным лаем. Каштанка вернулась к прежним хозяевам.

Проблематика произведения

Вопрос о том, почему Каштанка вернулась к прежним хозяевам, возникает у многих читателей. В начале рассказа автор даёт понять, что столяр и его сын Федюшка обращались с собакой достаточно жестоко. Лука Александрыч бьёт животное и обращается к нему не иначе, как «треклятая» и «холера». Федюшка, «играя» с Каштанкой, также причиняет ей много боли. Жизнь главной героини рассказа кардинально изменилась после того, как она попала в цирк. Новый хозяин Каштанки ласково обращается со всеми своими животными. «Тётку» хорошо кормят и не бьют. Тем не менее, собака скучает по прежней жизни у жестоких хозяев.

Основная идея

Основная цель рассказа состоит в том, чтобы показать какую важную роль в жизни живого существа, не имеет значения, человека или собаки, играет привычка и привязанность.

Привычный мир Каштанки рухнул в тот момент, когда она потерялась. Поведение её нового хозяина значительно отличается от поведения грубого Луки Александрыча. Собаке дали другую кличку. У «Тётки» раскрывается артистический талант, а впереди её ждёт блестящее сытое будущее. Однако новая жизнь оказывается настолько непривычной для Каштанки, что она, не задумываясь, вернулась к прежнему жалкому существованию при первой же возможности.

Автор прощает Каштанке её нелогичный выбор. Будучи животным, собака руководствуется инстинктами, а одним из характерных для собак инстинктов является преданность и верность своему первому хозяину. Животное может терпеть грубое обращение и оставаться преданной жестокому хозяину даже после его смерти. Подобное поведение, с точки зрения автора, категорически недопустимо для человека. Тем не менее, большинство людей сопротивляются переменам в своей жизни. Их вполне устраивает устоявшийся, хотя и не всегда счастливый быт. Даже попав в новую жизнь, человек, уподобляясь животному, стремится вернуться к привычному, оставив лучшее.

На выбор Каштанки можно посмотреть и с другой стороны. В цирке собаку окружают дрессированные животные. За ними ухаживают, их кормят, но они не свободны. Их поведение неестественно и является не более, чем результатом дрессировки. За хорошее обращение и вкусную еду нужно платить. Каштанка сделала свой выбор в пользу свободы, согласившись вернуться к побоям и голоду.

Художественные образы

Каштанка

В качестве главной героини своего рассказа А. П. Чехов выбрал собаку. Критики считают, что автор использовал аллегорию. В образе собаки нетрудно узнать «маленького человека», мелкого чиновника, мещанина, существа зависимого и не имеющего права голоса. Такому человеку обязательно нужен «хозяин», то есть, тот, кто будет управлять его действиями, его жизнью. Боль, причиняемая «хозяином», воспринимается не как наказание, а как внимание со стороны «господина», его участие в судьбе «раба».

Сама Каштанка, по словам автора, делит всех людей на хозяев и заказчиков. Первая, немногочисленная категория имела право её мучить. Вторую категорию людей собака могла кусать за икры. Таким образом автор намекает на то, что «маленький человек» также имеет возможность «отвести душу» и кого-нибудь «укусить».

В образе Каштанки Чехов представляет не какого-то конкретного человека, а большинство жителей Российской империи. Автор рассказа видит перед собой мёртвую, инертную массу. «Маленькие люди» постоянно жалуются на свою тяжёлую участь, ругают обижающих их «хозяев», но никак не пытаются изменить свою жизнь. «Рабы» выбрали путь бесконечных страданий и унижений только потому, что он привычнее и не требует никаких особенных усилий с их стороны. Унижения не так страшны, как отсутствие руководителя. Ведь в таком случае ответственность за свою жизнь придётся взять на себя, а это слишком трудно для того, кто привык жить чужим умом.

Лука Александрыч

Первый хозяин Каштанки, Лука Александрыч, является типичным представителем разорившегося дворянства, переехавшим жить в город и ставшим столяром. Имя хозяина собаки – Лука – ассоциируется с глаголом «лукавить», то есть, «обманывать», «не говорить всей правды». Выбрав такое имя, автор решил показать недоброжелательное отношение к своему персонажу. Лука Александрыч олицетворяет собой того самого «хозяина», без которого не представляют своей жизни «маленькие люди». Он груб, жесток, нередко бывает пьян. Не имея особых радостей в жизни, столяр самоутверждается, унижая более слабого.

Под стать столяру и его сын Федюшка. Несмотря на то, что мальчику ещё не много лет, все его действия говорят о том, что в будущем он станет таким же жестоким и грубым человеком, как и его отец. В самом конце рассказа на Федюшке можно видеть картуз Луки Александрыча, что можно расценивать как намёк автора на то, что на смену старым «хозяевам» подрастает не менее деспотичное молодое поколение, уже успевшее «надеть отцовский картуз».

Мистер Жорж

В образе клоуна нетрудно рассмотреть представителей прогрессивной интеллигенции второй половины XIX века. Примечательно, что настоящее имя этого человека читатель так и не узнаёт. Имя не имеет для автора никакого значения. Таких людей в стране тысячи, и все они похожи друг на друга. Несмотря на то, что автор симпатизирует этому персонажу, указывая на его мягкий и добрый характер, он не может сдержать иронии по отношению к Мистеру Жоржу. Новый хозяин Каштанки работает клоуном. Почему же для положительного персонажа Чехов выбрал такую несерьёзную, не вызывающую особого уважения профессию?

Предлагаем вам прочесть краткое содержание “Смерти чиновника” Чехова. Это рассказ, в котором автор выразил свое негативное отношение к политической системе России того времени на примере одного самовлюбленного чиновника.

Наша новая статья, посвященная рассказу Чехова “Унтер Пришибеев”, повествующем об отставном унтер-офицере, старорежимном самочинном блюстителе порядка, считающем себя вправе во все вмешиваться, всем делать замечания.

Прогрессивная интеллигенция предлагала низшим слоям населения более достойную жизнь. Однако в глазах малограмотных мещан их деятельность выглядит как нелепая клоунада. «Клоунов» никто не ценит. Они нужны только для того, чтобы развлекать толпу, служа для неё весёлым незамысловатым зрелищем. Как только у Каштанки появляется возможность вернуться к прежнему хозяину, она немедленно оставляет клоуна и всю ту непонятную жизнь, которую он ей предлагает.

Второстепенные персонажи

К второстепенным персонажам относятся дрессированные животные, с которыми выступает Мистер Жорж. За этим образами автор «спрятал» подражателей интеллигенции. Эти люди не согласны с существующим режимом. При этом найти истину самостоятельно подражатели не способны. Им нужен лидер, «хозяин» нового типа, обладающий свойствами, противоположными свойствам лидеров старого типа. Следовательно, такие люди мало чем отличаются от каштанок, подчиняющихся старым «хозяевам».

К подражателям автор относится без симпатии. Они не имеют никакой ценности ни для невежественной толпы, ни для всего государства. Иван Иваныч умирает нелепой смертью, будучи убитым лошадью. Его место немедленно занимает Каштанка.

Работая над своим рассказом, Чехов, безусловно, предвидел будущие революционные потрясения. Однако Антон Павлович не ожидает от революции ничего хорошего. Когда старые «хозяева» уйдут, страна останется в руках трусливых каштанок и интеллигентов-клоунов.

Краткое содержание “Каштанки” Чехова

4.6 (92%) 10 votes

r-book.club

История создания рассказа «Каштанка»: прототипы, интересные факты |LITERATURUS: Мир русской литературы

Художник Д.Н.Кардовский
Рассказ «Каштанка» является одним из самых известных произведений о животных, созданных А.П.Чеховым.

В этой статье представлена история создания рассказа «Каштанка»: прототипы, интересные факты о произведении.


Смотрите:
Краткое содержание рассказа
Все материалы по рассказу «Каштанка»

История создания рассказа «Каштанка»: прототипы, интересные факты

Рассказ «Каштанка» был написан Чеховым в 1887 году. О происхождении сюжета рассказа и прототипах героев имеется несколько версий. 

Так, в основе рассказа может лежать история, которая произошла с известным дрессировщиком В.Дуровым. Об этом сам Дуров рассказал в своей книге «Мои звери». Заблудившись на улице, собачка Каштанка попала к Дурову, и тот занялся ее обучением. Каштанка была первой собакой, которую тот дрессировал. Во время одного из представлений в цирке прежний хозяин Каштанки узнал ее. Собачка, услышав голос старого хозяина, бросилась к нему. 
Вот как сам В.Л.Дуров описывает эту историю в своей книге «Мои звери»:
«Вы читали рассказ А. Чехова «Каштанка»? В этом рассказе говорится о собаке Каштанке. Она жила у столяра. Потом она пошла гулять по улицам и заблудилась. Её подобрал артист из цирка, назвал Тёткой и научил выступать на арене. И вот один раз, когда она выступала в цирке, с галёрки вдруг кто‑то крикнул: 
– Каштанка! Каштанка! 
Каштанка, как только услыхала голос, бросилась на галёрку. Там, оказывается, сидел её прежний хозяин‑столяр. 
Эта история случилась со мной. Это я нашел Каштанку; я её дрессировал и выступал с ней, я же и рассказал про неё Антону Павловичу Чехову. Но теперь про Каштанку я рассказывать не буду: лучше Чехова мне не написать. А я расскажу вам про Бишку.»  (из книги Владимира Дурова «Мои звери», 1927 г.)

Известны и другие версии происхождения сюжета рассказа. Так, существует предположение о том, что Чехов услышал историю о Каштанке от писателя Н.А.Лейкина. По другой версии, Чехов мог узнать о Каштанке от своего товарища по гимназии, Е.Т.Ефимьева (тот работал помощником столяра, у которого была собака Каштанка). 

Любопытно, что у других героев рассказа — гуся, кота и свиньи — тоже были свои прототипы. Известно, что у того же Дурова была дрессированная свинья, любимица публики. О ней Чехов рассказал в «Осколках московской жизни» («Осколки», 16 марта 1885 г.). О дрессированном гусе в цирке Саломонского Чехов также рассказывал в «Осколках московской жизни» (7 сентября 1885 г.). Известно, что кот Федор Тимофеич жил у Чеховых, о чем писатель упоминает в своих письмах 1887 года.


Рассказ «Каштанка» была впервые опубликован в газете «Новое время» 25 декабря 1887 г. (№ 4248) под заглавием «В ученом обществе». В 1892 году рассказы вышел в свет отдельным изданием с измененным заглавием — «Каштанка».

При жизни Чехова рассказ был переведен на венгерский, немецкий и чешский языки.


Это была история создания рассказа «Каштанка»: прототипы, интересные факты о произведении.

www.literaturus.ru

Анализ рассказа Чехова «Каштанка» | Литерагуру

Самая дорогая пора в жизни человека – его детство, когда заново для каждого открывается мир. Когда хочется войти в волшебную сказку под названием «Чудеса». Именно в эту счастливую пору закладывается та основа, которая является предшественницей дальнейшей судьбы. Милосердие, сострадание, чуткость души, верность, доброта – все они объединяются у А. П. Чехова в едином и всеобъемлющем чувстве любви: любовь к «ближнему своему», к животным, к природе, к своей Родине. Этим порывом автор делится с нами в «Каштанке».

История создания

Впервые в 1887 году в газете «Новое время» был напечатан рассказ под заглавием «В учёном обществе». Перерабатывая его в 1892 году для отдельного иллюстрированного издания, автор меняет название произведения, по-новому разделив на главы и дополнив главой «Беспокойная ночь».

Сохранились разноречивые сведения о сюжетных источниках произведения: с одной стороны – издатель Лейкин свидетельствует, что именно он дал Чехову тему о собаке Каштанке; с другой стороны – В. Дуров в книге «Мои звери», вспоминая любимую собаку, утверждает, что это он рассказал писателю о своём верном друге.

Жанр, направление

А. П. Чехов очень трепетно относился к детям, считая, что с ними нужно разговаривать по-взрослому, но используя доступный язык и интересные литературные формы. Жанром, который впитал в себя элементы фантастики, романтики, является сказка. Именно для детей он пишет произведение, которое характеризует как «сказку из собачьей жизни».

Традиционное чеховского направление – реализм.

Суть

Каштанка живёт у столяра, который может позволить себе «недружелюбную» выходку по отношению к ней. Но ещё более жестокие «эксперименты» с собакой устраивает сын Луки Александрыча – Федюшка. Однажды, следуя по городу за своим хозяином, пёс оказывается в неизвестном дворе. Отчаяние и ужас поселяются в его душе.

В этот непростой момент появляется незнакомец, который даёт дворняжке приют.

Новый хозяин – заботливый, внимательный, ласковый – создаёт хорошие условия для собаки и нарекает её Тёткой. Она приобретает друзей: Кота, Гуся и Свинью. Дав Тётке окрепнуть и привыкнуть к окружающей обстановке, он начинает и её приучать к цирковому искусству. Но выступить собаке приходится только однажды, так как в толпе зрителей раздаются голоса, хорошо знакомые ей. Прервав выступление, Каштанка устремляется к ним.

Всё возвращается на круги своя.

Главные герои и их характеристика

Основные персонажи – люди и животные.

  1. Характеристика Каштанки. Каштановый цвет по своему оттенку приближается к «солнечному» цвету, то есть светлому, доброму, позитивному. Автор «очеловечивает» её, наделяя умением рассуждать, сравнивать. Глазами собаки даются отдельные «сценки» в повествовании. Ею овладевают в зависимости от ситуации настроения радости, умиления или отчаяния и ужаса. Чего не выносит дворняга, так это музыку, которая расстраивает ей нервы. Именно резкий звук становится первопричиной того, что Каштанка оказывается одна в незнакомом месте. Главная черта характера – верность своему хозяину, стремление при первой же возможности «отблагодарить» за заботу о ней, за любовь. Не менее важная черта — умение дружить, сопереживать таким же «братьям меньшим».
  2. Лука Александрыч – хозяин «помеси таксы с дворняжкой». На первый взгляд, может показаться, что это человек грубый, неотёсанный. Но, прежде всего, он труженик, который нелёгким трудом содержит семью. Заказчики ценят его умение выполнять столярные работы. Основное время проводит за верстаком. Выполнив заказ, сам его доставляет по адресу. Поглощённый своей работой, не всегда помнит, поело ли его «насекомое существо», которое является практически единственным собеседником, помимо сына Федюшки. Столяр по-своему любит её. Когда после исчезновения Каштанки он вновь видит её на арене цирка, радости его нет предела.
  3. Незнакомец – короткий, толстый человек с бритым лицом. Работает клоуном в цирке. Дрессирует домашних животных, для которых в квартире выделена специальная комната. Встретив бедную собаку у подъездной двери, забирает её домой («может, ты сгодишься на что-нибудь»). Обращается с «бедным пёсиком» сочувственно. Душевная нотка звучит в его голосе. Серый гусь и белый кот встретили пса шипеньем, чем несказанно напугали его. Кот в придачу ударил собаку по голове, а гусь ещё «долбанул» клювом в спину. Появившийся хозяин усмирил всех, сказав, что «жить надо мирно и дружно».
  4. Белый кот – Фёдор Тимофеич. Старый, мудрый. Вяло, лениво исполняет приказания. Пренебрежительно относится к своему «цирковому искусству». Весь его вид показывает, что ему в этой жизни уже ничего не интересно, он предпочитает дремать и спать.
  5. Гусь – Иван Иваныч. Говорит быстро, горячо, но непонятно. Гостья первоначально считала его умным, но со временем даже стала третировать иногда за его длинные речи.

Темы и проблемы

Основная тема произведения — взаимоотношения человека и животных. В рамках этой темы рассматриваются серьёзные проблемы и тематические ответвления.

  1. Проблема ответственности человека за тех, кто предан нам всей душой. Увы, столяр и его сын не могут оценить преданности и любви животного, поэтому не следят за ним должным образом.
  2. Проблема доброты, душевной чуткости людей, которые способны в любую минуту протянуть руку помощи. Именно с таким человеком читатель встречается в рассказе. Он действительно достоин преданности Каштанки, но ее сердце принадлежало грубому хозяину. Однако истинно добрый человек не ждет благодарности за то, что получается у него само собой.
  3. Тема сочувствия. Чувство сострадания не позволяет ожесточиться, потерять способность сопереживать другому существу, разделять его беду. Сочувствие, жалость к чужому несчастью испытывают и животные. Когда ночью Тётка услышала странный крик Ивана Иваныча, она поняла, что происходит что-то неестественное. Ей стало страшно. Кто-то чужой и невидимый поселился в темноте. Когда же она увидела две зелёные искорки подошедшего так близко гуся, она всем своим существом поняла, что свершается что-то непоправимое. И только когда блестящие капельки поползли по щекам хозяина, стало понятно, что гусь умер. Тётке захотелось плакать.
  4. Проблема восприятия Каштанкой окружающего мира. Сравнивая обстановку квартиры у незнакомца и столяра, она никому из хозяев не отдаёт предпочтения, находя у одного и другого положительные стороны: у незнакомца обстановка бедная, а у старого хозяина набита вещами; зато незнакомец даёт много есть.

Главная мысль

Идея рассказа — верная бескорыстная любовь. Кто не мечтает о ней? Акцент следует сделать на слове «бескорыстная». Никакие жизненные блага, материальное довольство не заменят этой любви, потому что именно она наполняет душу и делает человека и братьев его меньших поистине счастливыми.

Накормленная и ухоженная, собака чувствует грусть, когда на неё наплывают воспоминания о прошлом. Когда же, наконец, в цирке она встречается с людьми, от которых пахнет лаком и клеем, она обретает покой и уверенность в том, что жизнь продолжается.

Чтобы не ощущать душевного дискомфорта и быть счастливым, человеку необходима свобода. Основная мысль произведения такова: чтобы разделить радость жизни с нашими милыми животными, необходимо предоставить им выбор, где и с кем жить, а не заточать их в комнату с «грязными обоями». В каждую свою книгу Чехов вкладывает похожий смысл – надо жить свободнее, добрее и уважительнее друг к другу.

Чему учит?

Автор учит бережному отношению к природе, к «милым хвостатым созданиям», которые никогда не предадут и являются «образчиком» настоящей верности.

Чтобы бережно относиться к природе, надо понимать, что человек – часть мироздания, в котором, помимо его, обитают другие живые существа, нуждающиеся в сострадании, помощи и заботе.

Неспособность проявить их может привести к трагедии.

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Полное содержание Каштанка Чехов А.П. [1/2] :: Litra.RU




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Полные произведения / Чехов А.П. / Каштанка

    (РАССКАЗ)
     Глава первая
     ДУРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
     Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?
     Она отлично помнила, как она провела день и как в конце концов попала на этот незнакомый тротуар.
     День начался с того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, надел шапку, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в красный платок, и крикнул:
     — Каштанка, пойдем!
     Услыхав свое имя, помесь такса с дворняжкой вышла из-под верстака, где она спала на стружках, сладко потянулась и побежала за хозяином. Заказчики Луки Александрыча жили ужасно далеко, так что, прежде чем дойти до каждого из них, столяр должен был по нескольку раз заходить в трактир и подкрепляться. Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично. От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем на вагоны конно-железки, забегала во дворы и гонялась за собаками. Столяр то и дело терял ее из виду, останавливался и сердито кричал на нее. Раз даже он с выражением алчности на лице забрал в кулак ее лисье ухо, потрепал и проговорил с расстановкой:
     — Чтоб… ты… из… дох… ла, холера!
     Побывав у заказчиков, Лука Александрыч зашел на минутку к сестре, у которой пил и закусывал; от сестры пошел он к знакомому переплетчику, от переплетчика в трактир, из трактира к куму и т. д. Одним словом, когда Каштанка попала на незнакомый тротуар, то уже вечерело и столяр был пьян, как сапожник. Он размахивал руками и, глубоко вздыхая, бормотал:
     — Во гресех роди мя мати во утробе моей! Ох, грехи, грехи! Теперь вот мы по улице идем и на фонарики глядим, а как помрем — в гиене огненной гореть будем…
     Или же он впадал в добродушный тон, подзывал к себе Каштанку и говорил ей:
     — Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты всё равно, что плотник супротив столяра…
     Когда он разговаривал с ней таким образом, вдруг загремела музыка. Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла. К великому её удивлению, столяр, вместо того, чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фрунт и всей пятерней сделал под козырек. Видя, что хозяин не протестует, Каштанка еще громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар.
     Когда она опомнилась, музыка уже не играла и полка не было. Она перебежала дорогу к тому месту, где оставила хозяина, но, увы! столяра уже там не было. Она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился… Каштанка стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с острою каучуковою вонью, так что ничего нельзя было разобрать.
     Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах домов показались огни. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков, и чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы. Мимо Каштанки, заслоняя ей поле зрения и толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики. (Всё человечество Каштанка делила на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.) Заказчики куда-то спешили и не обращали на нее никакого внимания.
     Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Целодневное путешествие с Лукой Александрычем утомило ее, уши и лапы ее озябли, и к тому же еще она была ужасно голодна. За весь день ей приходилось жевать только два раза: покушала у переплетчика немножко клейстеру да в одном из трактиров около прилавка нашла колбасную кожицу — вот и всё. Если бы она была человеком, то наверное подумала бы:
     «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»
     Глава вторая
     ТАИНСТВЕННЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ
     Но она ни о чем не думала и только плакала. Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ее спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее по боку. Она вскочила. Из отворенной двери вышел какой-то человек, принадлежащий к разряду заказчиков. Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить на нее внимания. Он нагнулся к ней и спросил:
     — Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О, бедная, бедная… Ну, не сердись, не сердись… Виноват.
     Каштанка поглядела на незнакомца сквозь снежинки, нависшие на ресницы, и увидела перед собой коротенького и толстенького человечка с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку.
     — Что же ты скулишь? — продолжал он, сбивая пальцем с ее спины снег. — Где твой хозяин? Должно быть, ты потерялась? Ах, бедный песик! Что же мы теперь будем делать?
     Уловив в голосе незнакомца теплую, душевную нотку, Каштанка лизнула ему руку и заскулила еще жалостнее.
     — А ты хорошая, смешная! — сказал незнакомец. — Совсем лисица! Ну, что ж, делать нечего, пойдем со мной! Может быть, ты и сгодишься на что-нибудь… Ну, фюйть!
     Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой, который мог означать только одно: «Пойдем!» Каштанка пошла.
     Не больше как через полчаса она уже сидела на полу в большой, светлой комнате и, склонив голову набок, с умилением и с любопытством глядела на незнакомца, который сидел за столом и обедал. Он ел и бросал ей кусочки… Сначала он далей хлеба и зеленую корочку сыра, потом кусочек мяса, полпирожка, куриных костей, а она с голодухи всё это съела так быстро, что не успела разобрать вкуса. И чем больше она ела, тем сильнее чувствовался голод.
     — Однако, плохо же кормят тебя твои хозяева! — говорил незнакомец, глядя, с какою свирепою жадностью она глотала неразжеванные куски. — И какая ты тощая! Кожа да кости…
     Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды. После обеда она разлеглась среди комнаты, протянула ноги и, чувствуя во всем теле приятную истому, завиляла хвостом. Пока ее новый хозяин, развалившись в кресле, курил сигару, она виляла хвостом и решала вопрос: где лучше — у незнакомца или у столяра? У незнакомца обстановка бедная и некрасивая; кроме кресел, дивана, лампы и ковров, у него нет ничего, и комната кажется пустою; у столяра же вся квартира битком набита вещами; у него есть стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы, клетка с чижиком, лохань… У незнакомца не пахнет ничем, у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками. Зато у незнакомца есть одно очень важное преимущество — он дает много есть и, надо отдать ему полную справедливость, когда Каштанка сидела перед столом и умильно глядела на него, он ни разу не ударил ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул: «По-ошла вон, треклятая!»
     Выкурив сигару, новый хозяин вышел и через минуту вернулся, держа в руках маленький матрасик.
     — Эй ты, пес, поди сюда! — сказал он, кладя матрасик в углу около дивана. — Ложись здесь. Спи!
     Затем он потушил лампу и вышел. Каштанка разлеглась на матрасике и закрыла глаза; с улицы послышался лай, и она хотела ответить на него, но вдруг неожиданно ею овладела грусть. Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное местечко под верстаком… Вспомнила она, что в длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка обыкновенно играл с нею… Он вытаскивал ее за задние лапы из-под верстака и выделывал с нею такие фокусы, что у нее зеленело в глазах и болело во всех суставах. Он заставлял ее ходить на задних лапах, изображал из нее колокол, то есть сильно дергал ее за хвост, отчего она визжала и лаяла, давал ей нюхать табаку… Особенно мучителен был следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка. И чем ярче были воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка.
     Но скоро утомление и теплота взяли верх над грустью… Она стала засыпать. В ее воображении забегали собаки; пробежал, между прочим, и мохнатый старый пудель, которого она видела сегодня на улице, с бельмом на глазу и с клочьями шерсти около носа. Федюшка, с долотом в руке, погнался за пуделем, потом вдруг сам покрылся мохнатой шерстью, весело залаял и очутился около Каштанки. Каштанка и он добродушно понюхали друг другу носы и побежали на улицу…
     Глава третья
     НОВОЕ, ОЧЕНЬ ПРИЯТНОЕ ЗНАКОМСТВО
     Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днем. В комнате не было ни души. Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате. Она обнюхала углы и мебель, заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного. Кроме двери, которая вела в переднюю, была еще одна дверь. Подумав, Каштанка поцарапала ее обеими лапами, отворила и вошла в следующую комнату. Тут на кровати, укрывшись байковым одеялом, спал заказчик, в котором она узнала вчерашнего незнакомца.
     — Рррр… — заворчала она, но, вспомнив про вчерашний обед, завиляла хвостом и стала нюхать.
     Она понюхала одежду и сапоги незнакомца и нашла, что они очень пахнут лошадью. Из спальни вела куда-то еще одна дверь, тоже затворенная. Каштанка поцарапала эту дверь, налегла на нее грудью, отворила и тотчас же почувствовала странный, очень подозрительный запах. Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку с грязными обоями и в страхе попятилась назад. Она увидела нечто неожиданное и страшное. Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел серый гусь. Несколько в стороне от него, на матрасике, лежал белый кот; увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и тоже зашипел. Собака испугалась не на шутку, но, не желая выдавать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту… Кот еще сильнее выгнул спину, зашипел и ударил Каштанку лапой по голове. Каштанка отскочила, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким, визгливым лаем; в это время гусь подошел сзади и больно долбанул ее клювом в спину. Каштанка вскочила и бросилась на гуся…
     — Это что такое? — послышался громкий, сердитый голос, и в комнату вошел незнакомец в халате и с сигарой в зубах. — Что это значит? На место!
     Он подошел к коту, щелкнул его по выгнутой спине и сказал:
     — Федор Тимофеич, это что значит? Драку подняли? Ах ты, старая каналья! Ложись!
     И, обратившись к гусю, он крикнул:
     — Иван Иваныч, на место!
     Кот покорно лег на свой матрасик и закрыл глаза. Судя по выражению его морды и усов, он сам был недоволен, что погорячился и вступил в драку. Каштанка обиженно заскулила, а гусь вытянул шею и заговорил о чем-то быстро, горячо и отчетливо, но крайне непонятно.
     — Ладно, ладно! — сказал хозяин, зевая. — Надо жить мирно и дружно. — Он погладил Каштанку и продолжал: — А ты, рыжик, не бойся… Это хорошая публика, не обидит. Постой, как же мы тебя звать будем? Без имени нельзя, брат.
     Незнакомец подумал и сказал:
     — Вот что… Ты будешь — Тетка… Понимаешь? Тетка!
     И, повторив несколько раз слово «Тетка», он вышел.
     Каштанка села и стала наблюдать. Кот неподвижно сидел на матрасике и делал вид, что спит. Гусь, вытягивая шею и топчась на одном месте, продолжал говорить о чем-то быстро и горячо. По-видимому, это был очень умный гусь; после каждой длинной тирады он всякий раз удивленно пятился назад и делал вид, что восхищается своею речью… Послушав его и ответив ему «рррр…», Каштанка принялась обнюхивать углы. В одном из углов стояло маленькое корытце, в котором она увидела моченый горох и размокшие ржаные корки. Она попробовала горох — невкусно, попробовала корки — и стала есть. Гусь нисколько не обиделся, что незнакомая собака поедает его корм, а, напротив, заговорил еще горячее и, чтобы показать свое доверие, сам подошел к корытцу и съел несколько горошинок.
     Глава четвертая
     ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ
     Немного погодя опять вошел незнакомец и принес с собой какую-то странную вещь, похожую на ворота и на букву П. На перекладине этого деревянного, грубо сколоченного П висел колокол и был привязан пистолет; от языка колокола и от курка пистолета тянулись веревочки. Незнакомец поставил П посреди комнаты, долго что-то развязывал и завязывал, потом посмотрел на гуся и сказал:
     — Иван Иваныч, пожалуйте!
     Гусь подошел к нему и остановился в ожидательной позе.
     — Ну-с, — сказал незнакомец, — начнем с самого начала. Прежде всего поклонись и сделай реверанс! Живо!
     Иван Иваныч вытянул шею, закивал во все стороны и шаркнул лапкой.
     — Так, молодец… Теперь умри!
     Гусь лег на спину и задрал вверх лапы. Проделав еще несколько подобных неважных фокусов, незнакомец вдруг схватил себя за голову, изобразил на своем лице ужас и закричал:
     — Караул! Пожар! Горим!
     Иван Иваныч подбежал к П, взял в клюв веревку и зазвонил в колокол.
     Незнакомец остался очень доволен. Он погладил гуся по шее и сказал:
     — Молодец, Иван Иваныч! Теперь представь, что ты ювелир и торгуешь золотом и брильянтами. Представь теперь, что ты приходишь к себе в магазин и застаешь в нем воров. Как бы ты поступил в данном случае?
     Гусь взял в клюв другую веревочку и потянул, отчего тотчас же раздался оглушительный выстрел. Каштанке очень понравился звон, а от выстрела она пришла в такой восторг, что забегала вокруг П и залаяла.
     — Тетка, на место! — крикнул ей незнакомец. — Молчать!
     Работа Ивана Иваныча не кончилась стрельбой. Целый час потом незнакомец гонял его вокруг себя на корде и хлопал бичом, причем гусь должен был прыгать через барьер и сквозь обруч, становиться на дыбы, то есть садиться на хвост и махать лапками. Каштанка не отрывала глаз от Ивана Иваныча, завывала от восторга и несколько раз принималась бегать за ним со звонким лаем. Утомив гуся и себя, незнакомец вытер со лба пот и крикнул:
     — Марья, позови-ка сюда Хавронью Ивановну!
     Через минуту послышалось хрюканье… Каштанка заворчала, приняла очень храбрый вид и на всякий случай подошла поближе к незнакомцу. Отворилась дверь, в комнату поглядела какая-то старуха и, сказав что-то, впустила черную, очень некрасивую свинью. Не обращая никакого внимания на ворчанье Каштанки, свинья подняла вверх свой пятачок и весело захрюкала. По-видимому, ей было очень приятно видеть своего хозяина, кота и Ивана Иваныча. Когда она подошла к коту и слегка толкнула его под живот своим пятачком и потом о чем-то заговорила с гусем, в ее движениях, в голосе и в дрожании хвостика чувствовалось много добродушия. Каштанка сразу поняла, что ворчать и лаять на таких субъектов — бесполезно.
     Хозяин убрал П и крикнул:
     — Федор Тимофеич, пожалуйте!
     Кот поднялся, лениво потянулся и нехотя, точно делая одолжение, подошел к свинье.
     — Ну-с, начнем с египетской пирамиды, — начал хозяин.
     Он долго объяснял что-то, потом скомандовал:
     «Раз… два… три!» Иван Иваныч при слове «три» взмахнул крыльями и вскочил на спину свиньи… Когда он, балансируя крыльями и шеей, укрепился на щетинистой спине, Федор Тимофеич вяло и лениво, с явным пренебрежением и с таким видом, как будто он презирает и ставит ни в грош свое искусство, полез на спину свиньи, потом нехотя взобрался на гуся и стал на задние лапы. Получилось то, что незнакомец называл египетской пирамидой. Каштанка взвизгнула от восторга, но в это время старик кот зевнул и, потеряв равновесие, свалился с гуся. Иван Иваныч пошатнулся и тоже свалился. Незнакомец закричал, замахал руками и стал опять что-то объяснять. Провозившись целый час с пирамидой, неутомимый хозяин принялся учить Ивана Иваныча ездить верхом на коте, потом стал учить кота курить и т. п.
     Ученье кончилось тем, что незнакомец вытер со лба пот и вышел. Федор Тимофеич брезгливо фыркнул, лег на матрасик и закрыл глаза, Иван Иваныч направился к корытцу, а свинья была уведена старухой. Благодаря массе новых впечатлений день прошел для Каштанки незаметно, а вечером она со своим матрасиком была уже водворена в комнатке с грязными обоями и ночевала в обществе Федора Тимофеича и гуся.
     Глава пятая
     ТАЛАНТ! ТАЛАНТ!
     Прошел месяц.
     Каштанка уже привыкла к тому, что ее каждый вечер кормили вкусным обедом и звали Теткой. Привыкла она и к незнакомцу, и к своим новым сожителям. Жизнь потекла как по маслу.
     Все дни начинались одинаково. Обыкновенно раньше всех просыпался Иван Иваныч и тотчас же подходил к Тетке или к коту, выгибал шею и начинал говорить о чем-то горячо и убедительно, но по-прежнему непонятно. Иной раз он поднимал вверх голову и произносил длинные монологи. В первые дни знакомства Каштанка думала, что он говорит много потому, что очень умен, но прошло немного времени, и она потеряла к нему всякое уважение; когда он подходил к ней со своими длинными речами, она уж не виляла хвостом, а третировала его, как надоедливого болтуна, который не дает никому спать, и без всякой церемонии отвечала ему: «рррр»…
     Федор же Тимофеич был иного рода господин. Этот, проснувшись, не издавал никакого звука, не шевелился и даже не открывал глаз. Он охотно бы не просыпался, потому что, как видно было, он недолюбливал жизни. Ничто его не интересовало, ко всему он относился вяло и небрежно, всё презирал и даже, поедая свой вкусный обед, брезгливо фыркал.
     Проснувшись, Каштанка начинала ходить по комнатам и обнюхивать углы. Только ей и коту позволялось ходить по всей квартире; гусь же не имел права переступать порог комнатки с грязными обоями, а Хавронья Ивановна жила где-то на дворе в сарайчике и появлялась только во время ученья. Хозяин просыпался поздно и, напившись чаю, тотчас же принимался за свои фокусы. Каждый день в комнатку вносились П, бич, обручи, и каждый день проделывалось почти одно и то же. Ученье продолжалось часа три-четыре, так что иной раз Федор Тимофеич от утомления пошатывался, как пьяный, Иван Иваныч раскрывал клюв и тяжело дышал, а хозяин становился красным и никак не мог стереть со лба пот.
     Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато. Обыкновенно вечерами хозяин уезжал куда-то и увозил с собою гуся и кота. Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик и начинала грустить… Грусть подкрадывалась к ней как-то незаметно и овладевала ею постепенно, как потемки комнатой. Начиналось с того, что у собаки пропадала всякая охота лаять, есть, бегать по комнатам и даже глядеть, затем в воображении ее появлялись какие-то две неясные фигуры, не то собаки, не то люди, с физиономиями симпатичными, милыми, но непонятными; при появлении их Тетка виляла хвостом, и ей казалось, что она их где-то когда-то видела и любила… А засыпая, она всякий раз чувствовала, что от этих фигурок пахнет клеем, стружками и лаком.
     Когда она совсем уже свыклась с новой жизнью и из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса, однажды перед ученьем хозяин погладил ее и сказал:
     — Пора нам, Тетка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу из тебя артистку сделать… Ты хочешь быть артисткой?
     И он стал учить ее разным наукам. В первый урок она училась стоять и ходить на задних лапах, что ей ужасно нравилось. Во второй урок она должна была прыгать на задних лапах и хватать сахар, который высоко над ее головой держал учитель. Затем в следующие уроки она плясала, бегала на корде, выла под музыку, звонила и стреляла, а через месяц уже могла с успехом заменять Федора Тимофеича в «египетской пирамиде». Училась она очень охотно и была довольна своими успехами; беганье с высунутым языком на корде, прыганье в обруч и езда верхом на старом Федоре Тимофеиче доставляли ей величайшее наслаждение. Всякий удавшийся фокус она сопровождала звонким, восторженным лаем, а учитель удивлялся, приходил тоже в восторг и потирал руки.
     — Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант! Ты положительно будешь иметь успех!
     И Тетка так привыкла к слову «талант», что всякий раз, когда хозяин произносил его, вскакивала и оглядывалась, как будто оно было ее кличкой.
     Глава шестая
     БЕСПОКОЙНАЯ НОЧЬ
     Тетке приснился собачий сон, будто за нею гонится дворник с метлой, и она проснулась от страха.
     В комнатке было тихо, темно и очень душно. Кусались блохи. Тетка раньше никогда не боялась потемок, но теперь почему-то ей стало жутко и захотелось лаять. В соседней комнате громко вздохнул хозяин, потом, немного погодя, в своем сарайчике хрюкнула свинья, и опять всё смолкло. Когда думаешь об еде, то на душе становится легче, и Тетка стала думать о том, как она сегодня украла у Федора Тимофеича куриную лапку и спрятала ее в гостиной между шкапом и стеной, где очень много паутины и пыли. Не мешало бы теперь пойти и посмотреть: цела эта лапка или нет? Очень может быть, что хозяин нашел ее и скушал. Но раньше утра нельзя выходить из комнатки — такое правило. Тетка закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так как она знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро. Но вдруг недалеко от нее раздался странный крик, который заставил ее вздрогнуть и вскочить на все четыре лапы. Это крикнул Иван Иваныч, и крик его был не болтливый и убедительный, как обыкновенно, а какой-то дикий, пронзительный и неестественный, похожий на скрип отворяемых ворот. Ничего не разглядев в потемках и не поняв, Тетка почувствовала еще больший страх и проворчала:
     — Ррррр…
     Прошло немного времени, сколько его требуется на то, чтобы обглодать хорошую кость; крик не повторялся. Тетка мало-помалу успокоилась и задремала. Ей приснились две большие черные собаки с клочьями прошлогодней шерсти на бедрах и на боках; они из большой лохани с жадностью ели помои, от которых шел белый пар и очень вкусный запах; изредка они оглядывались на Тетку, скалили зубы и ворчали: «А тебе мы не дадим!» Но из дому выбежал мужик в шубе и прогнал их кнутом; тогда Тетка подошла к лохани и стала кушать, но, как только мужик ушел за ворота, обе черные собаки с ревом бросились на нее, и вдруг опять раздался пронзительный крик.
     — К-ге! К-ге-ге! — крикнул Иван Иваныч.
     Тетка проснулась, вскочила и, не сходя с матрасика, залилась воющим лаем. Ей уже казалось, что кричит не Иван Иваныч, а кто-то другой, посторонний. И почему-то в сарайчике опять хрюкнула свинья.
     Но вот послышалось шарканье туфель, и в комнатку вошел хозяин в халате и со свечой. Мелькающий свет запрыгал по грязным обоям и по потолку и прогнал потемки. Тетка увидела, что в комнатке нет никого постороннего. Иван Иваныч сидел на полу и не спал. Крылья у него были растопырены и клюв раскрыт, и вообще он имел такой вид, как будто очень утомился и хотел пить. Старый Федор Тимофеич тоже не спал. Должно быть, и он был разбужен криком.
     — Иван Иваныч, что с тобой? — спросил хозяин у гуся. — Что ты кричишь! Ты болен?
     Гусь молчал. Хозяин потрогал его за шею, погладил по спине и сказал:
     — Ты чудак. И сам не спишь, и другим не даешь.
     Когда хозяин вышел и унес с собою свет, опять наступили потемки. Тетке было страшно. Гусь не кричал, но ей опять стало чудиться, что в потемках стоит кто-то чужой. Страшнее всего было то, что этого чужого нельзя было укусить, так как он был невидим и не имел формы. И почему-то она думала, что в эту ночь должно непременно произойти что-то очень худое. Федор Тимофеич тоже был непокоен. Тетка слышала, как он возился на своем матрасике, зевал и встряхивал головой.
     Где-то на улице застучали в ворота, и в сарайчике хрюкнула свинья. Тетка заскулила, протянула передние лапы и положила на них голову. В стуке ворот, в хрюканье не спавшей почему-то свиньи, в потемках и в тишине почудилось ей что-то такое же тоскливое и страшное, как в крике Ивана Иваныча. Всё было в тревоге и в беспокойстве, но отчего? Кто этот чужой, которого не было видно? Вот около Тетки на мгновение вспыхнули две тусклые зеленые искорки. Это в первый раз за всё время знакомства подошел к ней Федор Тимофеич. Что ему нужно было? Тетка лизнула ему лапу и, не спрашивая, зачем он пришел, завыла тихо и на разные голоса.
     — К-ге! — крикнул Иван Иваныч. — К-ге-ге!
     Опять отворилась дверь, и вошел хозяин со свечой. Гусь сидел в прежней позе, с разинутым клювом и растопырив крылья. Глаза у него были закрыты.
     — Иван Иваныч! — позвал хозяин.
     Гусь не шевельнулся. Хозяин сел перед ним на полу, минуту глядел на него молча и сказал:
     — Иван Иваныч! Что же это такое? Умираешь ты, что ли? Ах, я теперь вспомнил, вспомнил! — вскрикнул он и схватил себя за голову. — Я знаю, отчего это! Это оттого, что сегодня на тебя наступила лошадь! Боже мой, боже мой!
     Тетка не понимала, что говорит хозяин, но по его лицу видела, что и он ждет чего-то ужасного. Она протянула морду к темному окну, в которое, как казалось ей, глядел кто-то чужой, и завыла.
     — Он умирает, Тетка! — сказал хозяин и всплеснул руками. — Да, да, умирает! К вам в комнату пришла смерть. Что нам делать?
     Бледный, встревоженный хозяин, вздыхая и покачивая годовой, вернулся к себе в спальню. Тетке жутко было оставаться в потемках, и она пошла за ним. Он сел на кровать и несколько раз повторил:
     — Боже мой, что же делать?
     Тетка ходила около его ног и, не понимая, отчего это у нее такая тоска и отчего все так беспокоятся, и стараясь понять, следила за каждым его движением. Федор Тимофеич, редко покидавший свой матрасик, тоже вошел в спальню хозяина и стал тереться около его ног. Он встряхивал головой, как будто хотел вытряхнуть из нее тяжелые мысли, и подозрительно заглядывал под кровать.
     Хозяин взял блюдечко, налил в него из рукомойника воды и опять пошел к гусю.
     — Пей, Иван Иваныч! — сказал он нежно, ставя перед ним блюдечко. — Пей, голубчик.
     Но Иван Иваныч не шевелился и не открывал глаз. Хозяин пригнул его голову к блюдечку и окунул клюв в воду, но гусь не пил, еще шире растопырил крылья, и голова его так и осталась лежать в блюдечке.
     — Нет, ничего уже нельзя сделать! — вздохнул хозяин. — Всё кончено. Пропал Иван Иваныч!
     И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя. Не понимая, в чем дело, Тетка и Федор Тимофеич жались к нему и с ужасом смотрели на гуся.
     — Бедный Иван Иваныч! — говорил хозяин, печально вздыхая. — А я-то мечтал, что весной повезу тебя на дачу и буду гулять с тобой по зеленой травке. Милое животное, хороший мой товарищ, тебя уже нет! Как же я теперь буду обходиться без тебя?
     Тетке казалось, что и с нею случится то же самое, то есть что и она тоже вот так, неизвестно отчего, закроет глаза, протянет лапы, оскалит рот, и все на нее будут смотреть с ужасом. По-видимому, такие же мысли бродили и в голове Федора Тимофеича. Никогда раньше старый кот не был так угрюм и мрачен, как теперь.
     Начинался рассвет, и в комнатке уже не было того невидимого чужого, который пугал так Тетку. Когда совсем рассвело, пришел дворник, взял гуся за лапы и унес его куда-то. А немного погодя явилась старуха и вынесла корытце.
     Тетка пошла в гостиную и посмотрела за шкап: хозяин не скушал куриной лапки, она лежала на своем месте, в пыли и паутине. Но Тетке было скучно, грустно и хотелось плакать. Она даже не понюхала лапки, а пошла под диван, села там и начала скулить тихо, тонким голоском:
     — Ску-ску-ску…
     Глава седьмая
     НЕУДАЧНЫЙ ДЕБЮТ
     В один прекрасный вечер хозяин вошел в комнатку с грязными обоями и, потирая руки, сказал:
     — Ну-с…
     Что-то он хотел еще сказать, но не сказал и вышел. Тетка, отлично изучившая во время уроков его лицо и интонацию, догадалась, что он был взволнован, озабочен и, кажется, сердит. Немного погодя он вернулся и сказал:
     — Сегодня я возьму с собой Тетку и Федора Тимофеича. В египетской пирамиде ты, Тетка, заменишь сегодня покойного Ивана Иваныча. Чёрт знает что! Ничего не готово, не выучено, репетиций было мало! Осрамимся, провалимся!
     Затем он опять вышел и через минуту вернулся в шубе и в цилиндре. Подойдя к коту, он взял его за передние лапы, поднял и спрятал его на груди под шубу, причем Федор Тимофеич казался очень равнодушным и даже не потрудился открыть глаз. Для него, по-видимому, было решительно всё равно: лежать ли, или быть поднятым за ноги, валяться ли на матрасике, или покоиться на груди хозяина под шубой…



[ 1 ] [ 2 ]

/ Полные произведения / Чехов А.П. / Каштанка


Смотрите также по произведению «Каштанка»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Каштанка — ТОП КНИГ

Автор: Чехов А. П.

Год издания рассказа: 1887

Рассказ А. П. Чехова «Каштанка» не нуждается в представлении. На нем выросло не одно поколение детей в нашей стране. По мотивам этого произведения создано три художественных фильма, а также 2 мультфильма. Последний, кстати, в 2004 году. И хотя это совсем небольшое произведение, оно стало знаковым в творчестве Чехова и отчасти благодаря ему писатель и по сей день занимает высокие места среди самых читаемых русских писателей.

Сюжет рассказа «Каштанка» кратко

В рассказе Чехова «Каштанка» читать можно о молодой рыжей собаке помеси дворняжки и таксы – Каштанке. В тот день когда она оказалась на незнакомом тротуаре ее хозяин – столяр Лука Александрыч надел шапку, взял какую-то деревянную штуку и позвал собаку с собой. Сначала они пошли к заказчику, но он жил далеко поэтому столяр несколько раз заходил в трактир. После заказчика они зашли к сестре, потом к знакомому переплетчику, затем в трактир. В общем когда они возвращались столяр был пьян как сапожник. Лука Алесандрыч то бранил, то ласкал собаку. В одно из таких ласканий заиграла музыка, по улице шел полк. Столяр взял под козырек, а Каштанка испугалась и забегала взад-вперед. Когда она очнулась хозяина на тротуаре уже не было. Она попробовала его найти по запаху, но кто-то прошел в новых калошах и перебил все запахи. Каштанка пометалась в поисках пока не устала. К этому времени совсем стемнело. Она легла около какого-то подъезда и уснула.

Утром, когда ее уже совсем было засыпало снегом, ее разбудил удар двери в бок. Она жалобно завыла. Незнакомец пожалел ее. Он позвал ее с собой в комнату и накормил. Каштанка съела много, но не наелась. Пока незнакомец курил Каштанка обнюхала комнату – странно здесь нечем не пахло, не то что у столяра. После незнакомец принес ей матрасик и велел спать, а сам ушел. Собака долго не могла заснуть, вспоминая Луку Александровича и его сына Федюшку, но затем теплота и полный желудок взяли свое.

Проснулась главная героиня рассказа Чехова «Каштанка» когда было уже совсем светло. В комнате некого не было, но была дверь в соседнюю комнату. Там спал вчерашний незнакомец. Затем была еще одна комната. Там спал кот. Когда Каштанка вошла он вскочил и выгнул спину. Каштанка испугалась, но дабы не подать виду загавкала и приблизилась еще ближе. Кот ударил ее лапой по морде, а гусь, который подкрался сзади ударил клювом по спине. Прекратил драку вчерашний незнакомец. Он велел Фёдор Тимофеевичу – так звали кота, лежать, а Иван Ивановичу – так звали гуся, идти на место. Собаке же он решил дать кличку Тетка и вышел.

Далее в нашем произведения Чехова «Каштанка» кратком содержании читать можно о том, как незнакомец вновь вернулся. С собой он принес странную вещь в виде буквы П на которой был привязан колокол и пистолет на веревочке. Незнакомец предложил Иван Ивановичу поклониться, что и выполнил гусь, затем умереть – гусь увалился на спину задрав лапы вверх, а когда незнакомец закричал: «Пожар!», гусь зазвонил в колокол.  Это представление продолжалось еще долго, и захваченная Каштанка несколько раз начинала бегать и лаять около гуся, пока незнакомец не осаживал ее. Затем незнакомец попросил старушку Марью привести Хавронью Ивановну – это оказалась свинья. Следующие номера свинья, кот и гусь уже выполняли втроем. Что-то получалось, что-то нет и незнакомец долго объяснял, что он хочет. Когда ученье кончилось незнакомец вытер пот со лба и ушел, а Каштанка осталась ночевать с котом и гусем. Свинью из их комнаты увела старушка.

Так прошел месяц. Главная героиня рассказа «Каштанка» Чехова обвыклась с новой жизнь. Днем обычно были тренировки у кота, гуся и свиньи. Вечером незнакомец забирал их и уходил. И собаке, как в книге Троепольского «Белый Бим черное ухо», оставалось только грустить и вспоминать запах стружки и лака. Но однажды незнакомец решил и из Тетки делать артиста. Сначала он учил ее ходить на задних лапах, потом прыгать за куском сахара, выть под музыку, стрелять и многому другому. Еще через месяц Каштанка уже могла заменить Федора Тимофеевича в «египетской пирамиде». Это когда гусь становился на спину свинье, а Каштанка забиралась на спину гусю. Каждый получившийся трюк собака сопровождала радостным лаем, а незнакомец говорил: «Талант! Талант! Несомненный талант!». Каштанка так привыкла к этому высказыванию, что уже даже вскакивала, когда слышала это слово.

В ту ночь Тетке не спалось. Ей снились страшные собачьи сны и казалось, что в комнате кто-то есть. Несколько раз она начинала из-за этого гавкать. Иван Иваныч же лежал, вытянув шею и растопырив крылья. Периодически он кряхтел. Федор Тимофеевич тоже возился на своем матрасике. Несколько раз заходил Хозяин. Он приносил воды Иван Ивановичу, но тот даже не пошевелился. Хозяин сказал, что понял, это все из-за того, что на гуся сегодня наступила лошадь. Но он не знал, чем помочь своему артисту и только приговаривал: «Что ж теперь делать?». На рассвете пришел дворник, он взял гуся за лапы и унес куда-то. А затем пришла тетка и унесла корытце.

Далее в рассказе Чехова «Каштанка» читать можно о том, как однажды вечером Хозяин сказал, что сегодня он возьмет с собой Тетку и кота. Тетка должна будет заменить гуся в «египетской пирамиде». Всю дорогу до здания похожего на опрокинутый супник хозяин очень волновался и все время повторял: «Осрамимся, провалимся!». Здесь он взял тетку на руки и сунул под шубу, там уже сидел кот. Пока шли, Тетка один раз высунула нос и увидела комнату полную чудовищ, поэтому она скорее забралась обратно под шубу. Пришли в какую-то комнату. Здесь хозяин разделся до панталонов, а затем нацепил на себя парик, размазал себе лицо краской, нарисовал брови, усы, одел широчайшие панталоны, курточку, разноцветные чулки и зеленые башмаки. Неожиданно заскочил какой-то человек во фраке и белой жилетке и сказал: «Мистер Жорж, пожалуйте!». Хозяин усадил Тетку и Федора Тимофеевича в чемодан и куда-то понес. Затем его поставили и щелкнули защелками. В лицо ударил яркий свет.  Этот новый мир от пола до потолка был полон лиц и ревел. Тетка выполнила команду седеть, а затем, когда Хозяин заиграл на дудочке завыла. В это время где-то на верхних ярусах кто-то сказал: «Тетенька, да ведь это Каштанка». Затем послушался свист и два голоса позвали Каштанку. Она обернулась и увидела два знакомых лица. В тот же миг она упала со стула и понеслась к этим лицам. Через ограду яруса она перепрыгнуть не смогла и чьи-то руки помогли ей. А уже через пол часа она шагала с Лукой Александрычем и Федюшкой. А комната с грязными обоями, обучением, вкусными обедами и цирком казались ей перепутанным тяжелым сном.

Рассказ «Каштанка» на сайте Топ книг

Произведение Антона Чехова «Каштанка» вот уже много лет пользуется завидной популярностью. Благодаря этому оно занимает высокое место в нашем списке лучших детских книг. Кроме того, оно представлено среди самых популярных книг русской классики. И учитывая высокий интерес к рассказу и его наличие в школьной программе, это далеко не предел для рассказа «Каштанка».

 

 Рассказ Чехова «Каштанка» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете здесь.

 

 

top-knig.ru

Краткое содержание произведения «Каштанка» по главам (А. П. Чехов)

Порой, прочитав заданное учителем произведение, мы все равно можем забыть что-то важное: так уж устроена наша память. Причиной этому может быть обычное волнение, с которым ученикам не так-то просто справиться перед важным уроком. Для того чтобы свести подобные ситуации к минимуму, обратите внимание на наш краткий пересказ произведения Антона Павловича Чехова «Каштанка» по главам, который вам наверняка понадобится при подготовке к уроку литературы.

Глава 1

Молодая собака – помесь таксы с дворняжкой, заблудилась во время прогулки со своим хозяином – Лукой Александрычем. Лука работал столяром, а заказчики его жили очень далеко, поэтому он должен был время от времени заходить в какой-нибудь трактир и подкрепляться. Каштанку – так звали собаку, Лука взял на прогулку с собой. Столяр оказался сильно пьян уже к вечеру.

Во время того, как Лука Александрыч что-то говорил Каштанке, громко заиграла музыка. Оказалось, это шагал полк солдат. Бедная собака сильно перепугалась и кинулась на другой тротуар прямо через дорогу.  После того, как музыка закончилась, Каштанка попыталась отыскать хозяина там, где она его покинула, но его и след простыл.

Когда на улице уже совсем стемнело, собака прислонилась к чьему-то подъезду и заплакала: она была очень уставшей, замерзшей и безумно голодной.

Глава 2

Из подъезда, к которому прижалась Каштанка, появился мужчина и нечаянно задел ее дверью. После этого он пожалел несчастную, решив взять ее с собой. Незнакомец привел животное к себе домой, сытно накормил и уложил спать.

Несмотря на тот факт, что собака находилась в тепле и уюте, она начала грустить и вспоминать своего прежнего строгого хозяина, его дом, сына Федюшку, который всячески издевался над ней. Она скулила все тоскливее и тоскливее, пока утомление и теплота не взяли верх над тоской, и она не погрузилась в свой собачий сон.

Глава 3

Проснувшись днем, Каштанка обследовала местность, не отыскала там ничего любопытного и решила войти в другую комнату, где, как оказалось, спал вчерашний незнакомец. В его спальне находилась еще одна дверь, в которую любопытная собака, конечно, тоже вошла.

Это была совсем небольшая комнатка с запачканными обоями, в которой находились кот по имени Федор Тимофеич и гусь с незамысловатым именем Иван Иваныч. Нетрудно догадаться, что между ними и незваной гостьей завязалась драка. Однако незнакомец пришел на шум и тут же отругал своих питомцев, затем приласкал Каштанку и назвал ее новым именем – Тетка. Немного времени спустя гостья уже ела вместе с Иваном Иванычем из его же миски. Это было явным признаком того, что животные помирились.

Глава 4

Спустя некоторое время незнакомец вновь зашел в комнату, держа в руках весьма необычную вещицу, точь-в-точь такую, как буква П. На перекладине этой П находился колокол и был привязан пистолет, а от языка колокола и от курка пистолета были протянуты маленькие веревочки. С помощью этого приспособления гусь Иван Иваныч показывал различные трюки, затем к этому представлению подключились еще свинья – Хавронья Ивановна, и кот Федор Тимофеич. Вместе они выделывали такие трюки, которые приводили собаку в полный восторг.

Вечером того же дня Каштанку разместили в маленькой комнате с запачканными обоями, и ночевала она уже в кругу своих новых друзей – кота и гуся.

Глава 5

Вскоре из отощалой дворняжки Каштанка превратилась в сытую, холеную Тетку. После этого новый хозяин решил, что пора и ее научить различным трюкам.

Уже через месяц Тетка без труда могла заменить Федора Тимофеевича в «египетской пирамиде», а также выполнить очень много разных фокусов. «Несомненный талант!» — так говорил теперь про Тетку ее хозяин.

Глава 6

Всю ночь Тетка нервничала и почти не могла сомкнуть глаз. Свинье, коту и гусю тоже не спалось. Последнему было особенно плохо: время от времени он пронзительно кричал, да и в целом вел себя очень странно. Позже хозяин вспомнил, что днем на бедного Ивана Ивановича наступила лошадь…

Этой ночью гусь умер. Кот Федор никогда еще не был таким мрачным, как тогда, Тетка была тоже сильно огорчена и все следующее утро проскулила под диваном.

Глава 7

Однажды вечером хозяин забрал Тетку вместе с котом с собой в цирк. Он решил, что собака будет выступать вместо погибшего Ивана Ивановича, но во время выступления ее замечают бывшие хозяева – столяр и его сын Федюшка. Они кричат ей, называя ее Каштанкой, и та радостно бежит к ним.

Спустя некоторое время Каштанка уже шла рядом со своими старыми хозяевами по улице, а ее недавняя жизнь в маленькой комнатке теперь представлялась ей длинным, запутанным, тяжелым сном.

Автор: Руфина Киселева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Книги о домашних животных — сообщение: А.П. Чехов — Каштанка

Собака умное и преданное существо. Она прощает обиды и не помнит зла. Среди людей трудно найти такого верного друга. Доброе обращение и хорошая еда не могут заменить для собаки любовь к своему хозяину. Когда сравниваешь человеческую жестокость и простую собачью любовь, хочется плакать.

Великий русский писатель Антон Павлович Чехов в своем рассказе «Каштанка» поведал историю одной маленькой умной собачки.

Чехов работал врачом. Он жил в конце девятнадцатого века в Таганроге, потом переехал к морю, в Ялту. За свою недолгую жизнь он написал много хороших, талантливых рассказов. Чехов не только писал рассказы, он лечил людей и помогал бедным, строил школы для крестьянских детей. В двадцать четыре года он заболел, болел до конца жизни, но никогда не жаловался. Всегда помогал людям, которые были несчастны и нуждались в помощи. В своих рассказах он осуждал плохие человеческие качества. Своим талантом, изменяя мир к лучшему, Чехов служил людям.

Рассказ «Каштанка» была написана в 1887 году. При жизни Чехова эта книга несколько раз переиздавалась, пользуясь популярностью.

Считают, что сюжетом для написания рассказа послужила реальная история, произошедшая с известным дрессировщиком В. Л. Дуровым.

Краткое содержание рассказа

Маленькая рыжая собачка, помесь таксы с дворняжкой жила у столяра Луки и его сына Федюши. Пойдя как-то раз с хозяином к заказчикам, Каштанка потерялась. Очень голодная и замерзшая, она легла на землю и заплакала. Вдруг какой-то человек, выйдя из подъезда дома, толкнул её дверью. Каштанка заскулила. Незнакомец оказался добрым и пожалел собаку, взяв ее жить к себе.

Из воспоминаний Каштанки мы узнаём, что прежний хозяин плохо с ней обращался. Мало кормил, ругал и мог ударить. Новый хозяин, наоборот, хорошо накормив собачку, положил её спать на мягкий матрасик. На следующее утро, обследуя квартиру, Каштанка нашла в соседней комнате интересных жильцов. Это гусь Иван Иванович и кот Федор Тимофеич. Новый хозяин оказался дрессировщиком животных и работал в цирке клоуном. Звали его мистером Жоржем. Каштанка понравилась ему, он дал ей новое имя Тётка.

Каштанку переселили жить в комнату к зверям, из которой выходить разрешалось только днём. Несмотря на сытую и спокойную жизнь, новых друзей и ласковое обращение мистера Жоржа, Каштанка грустила. По ночам ей снился Федюша и прежний хозяин Лука. Каждый день мистер Жорж учил зверей выделывать интересные трюки.

Через месяц, когда Каштанка стала сытой и ухоженной, мистер Жорж занялся её дрессировкой. Каштанка оказалась талантливой артисткой. Она с удовольствием танцевала на задних лапах, «пела» под музыку и училась ездить на Федоре Тимофеиче.

Однажды вечером мистер Жорж повез Каштанку с собой в цирк. На представлении случайно оказался столяр Лука с сыном Федюшей. Они узнали Каштанку и позвали её по имени. Маленькая преданная собачка бросилась на голос прежних хозяев. Зрители передавали её по рукам, пока она не попала к Луке. Каштанка вернулась домой, где приятно пахло опилками и деревом, и «выступала» она только перед одним зрителем — Федюшкой.

Может быть, её опять ждали голод и плохое обращение, но любящее и преданное собачье сердечко всё простило и надеялось только на хорошее будущее.


Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:

Вы можете оставить комментарий к докладу.

www.doklad-na-temu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *