Древняя Греция | Платон философ
Платон ( 429 — 347 г.г. до н.э.) — известный древнегреческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля. Первый философ, чьи сочинения сохранились не в цитатах более поздних авторов, а полностью. Настоящее имя Платона — Аристокл, родился в Афинах, происходил из знатного рода, получил хорошее образование, в возрасте около 20 лет стал учеником Сократа.
Сначала Платон готовил себя к политической деятельности, после смерти своего учителя, он покинул Афины и много путешествовал, главным образом, по Италии. Разочаровавшись в политике и чуть не попав в рабство, Платон возвращается в Афины, где в возрасте около 40 лет и создает свою знаменитую школу – Академию (она располагалась в роще, посаженной в честь греческого героя Академа), которая просуществовала более 900 лет. Обучали здесь не только философии и политике, но и геометрии, астрономии, географии, ботанике, каждый день проводились гимнастические занятия. Обучение основывалось на лекциях, дискуссиях и совместных беседах. Почти все произведения, дошедшие до нас, написаны в форме диалога, главным персонажем которого является Сократ, выражающий взгляды самого Платона.
Философские труды Платона
Для письменного изложения своих взглядов и концепции Платон преимущественно избирал форму диалога. Это достаточно распространенный литературный прием во времена античности. Философские работы Платона раннего и позднего периодов его жизни очень разнятся, и это естественно, ведь мудрость его накапливалась, а взгляды менялись с течением времени. Среди исследователей принято условно подразделять эволюцию платоновской философии на три периода:
1. Ученичество (под влиянием Сократа) – труды «Апология Сократа», «Критон», «Лисий», «Протагор», «Хармид», «Эвтифрон» и 1 книга «Государства».
2. Странствия (под воздействием идей Гераклита) – были написаны: «Горгий», «Кратил», «Менон».
3. Преподавание (преобладающее влияние идей пифагорейской школы) – труды «Пир», «Федон», «Федр», «Парменид», «Софист», «Политик», «Тимей», «Критий», 2-10 книги «Государства», «Законы».
Философия Платона
Основным вопросом досократовской философии была разработка натурфилософии, проблема поиска первоначала, попытка объяснить происхождение и существование мира. Предшествующие философы понимали природу и космос как мир вещей видимых и чувственно воспринимаемых, но так и не смогли объяснить мир с помощью причин, в основе которых лежат только «стихии» или их свойства (вода, воздух, огонь, земля, горячее, холодное, разряжение и т.п.).
Заслуга Платона заключается в том, что он вносит новый исключительно рациональный взгляд на объяснение и познание мира, приходит к открытию другой реальности – сверхчувственного, надфизического, умопостигаемого пространства. Это приводит к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафизического, улавливаемого исключительно интеллектом; тем самым Платон впервые подчеркивает самоценность идеального.
С этих пор происходит размежевание философов на материалистов, для которых истинным бытием является материальный, чувственно воспринимаемый мир (линия Демокрита), и идеалистов, для которых истинное бытие – нематериальный, сверхчувственный, надфизический, умопостигаемый мир (линия Платона).
Философия Платона носит характер объективного идеализма, когда за первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, надиндивидуальное сознание.
Теория идей
Мир идей Платона
Истинные причины вещей Платон видит не в физической реальности, а в умопостигаемом мире и называет их «идеями», или «эйдосами». Вещи материального мира могут меняться, рождаются и умирают, а вот их причины должны быть вечными и неизменными, должны выражать сущность вещей. Главный тезис Платона заключается в том, что «…вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть».
Идеи представляют собой всеобщее, в отличие от единичных вещей – и только всеобщее, по мнению Платона, достойно познания. Этот принцип распространяется на все предметы исследования, но в своих диалогах Платон большое внимание уделяет рассмотрению сущности прекрасного. В диалоге «Гиппий Больший» описан спор о прекрасном между Сократом, представляющим точку зрения Платона, и софистом Гиппием, который изображен простоватым, даже глуповатым человеком. На вопрос: «Что такое прекрасное?», Гиппий приводит первый пришедший на ум частный случай и отвечает, что это прекрасная девушка. Сократ говорит, что тогда надо признать прекрасным и прекрасного коня, и прекрасную лиру и даже прекрасный горшок, но все эти вещи прекрасны лишь в относительном смысле. «Или ты не в состоянии вспомнить, что я спрашивал о прекрасном самом по себе, которое все, к чему бы оно ни присоединилось, делает прекрасным, – и камень, и дерево, и человека, и бога, и любое деяние, любое знание». Речь идет о таком прекрасном, которое «никогда, никому и нигде не могло бы показаться безобразным», о том, «что есть прекрасное для всех и всегда». Понятое в этом смысле прекрасное и есть идея, или вид, или эйдос.
Можно сказать, что идея – сверхчувственная причина, образец, цель и прообраз всех вещей, источник их реальности в этом мире. Платон пишет: «…идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть их подобия, самая же причастность вещей идеям заключается не в чем ином, как только в уподоблении им».
Таким образом, можно выделить основные признаки идей:
- вечность
- неизменность
- объективность
- безотносительность
- независимость от чувств
- независимость от условий пространства и времени
Структура идеального мира
Платон понимает мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи отличаются друг от друга степенью общности. Идеи нижнего яруса – в него входят идеи естественных, природных вещей, идеи физических явлений, идеи математических формул – подчинены более высоким идеям. Высшими и более ценными идеями являются те, которые призваны объяснить человеческое бытие – идеи прекрасного, истины, справедливости. На вершине иерархии находится идея Блага, которая является условием всех остальных идей и необусловлена никакой другой; это цель, к которой стремятся все вещи и все живые существа. Таким образом, идея Блага (в других источниках Платон её называет «Единым») свидетельствует о единстве мира и его целесообразности.
Мир идей и мир вещей
Мир идей, по Платону, – мир истинносущего бытия. Ему противопоставляется мир небытия – это материя, беспредельное начало и условие пространственного обособления множественности вещей. Оба эти начала одинаково необходимы для существования мира вещей, но первенство отдается миру идей: не будь идей, не было бы и материи. Мир же вещей, чувственный мир, есть порождение мира идей и мира материи, то есть бытия и небытия. Таким разделением Платон подчеркивает, что сфера идеального, духовного имеет самостоятельную ценность.
Каждая вещь, будучи причастна к миру идей, есть подобие идеи с её вечностью и неизменностью, а материи вещь «обязана» своей делимостью и обособленностью. Таким образом, мир чувственных вещей соединяет в себе две противопо-ложности и находится в области становления и развития.
Идея как понятие. Помимо онтологического смысла, идея Платона рассматривается и в плане познания: идея есть и бытие, и мысль о нем, а значит соответствующее бытию понятие о нем. В этом гносеологическом смысле идея Платона есть общее, или родовое, понятие о сущности мыслимого предмета. Таким образом, он затрагивает важную философскую проблему формирования общих понятий, которые выражают сущность вещей.
Идея Блага
В диалоге «Государство» даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания. Само слово «благо» означает не просто нечто, оцениваемое этически положительно, но и онтологическое совершенство, например, добротность конкретной вещи, её полезность и высокое качество. Благо нельзя определять как удовольствие, потому что приходится признать, что бывают дурные удовольствия. Благом нельзя назвать то, что только приносит нам пользу, потому что это же самое может нанести вред другому. Благо Платона — это «благо само по себе».
В сфере чистого познания идея блага становится необходимым условием как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Вот как это резюмируется Сократом в диалоге «Государство»: «что придаёт познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага — причиной знания и познаваемости истины».
Диалектика Платона
В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем. Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный философский метод.
В деятельности активной мысли, лишенной чувственного восприятия, Платон выделяет «восходящий» и «нисходящий» пути. «Восхождение» заключается в том, чтобы двигаться вверх от идеи к идее, вплоть до самой высшей, отыскивая единое во многом. В диалоге «Федр» он рассматривает это как обобщающую «…способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно…». Коснувшись этого единого начала, ум начинает двигаться «нисходящим» путем. Он представляет собой способность все разделять на виды, идя от более общих к частным идеям. Платон пишет: «…это, наоборот, способность разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них, как это бывает у дурных поваров…». Эти процессы Платон и называет «диалектикой», а философ, по определению, есть «диалектик».
Платоновская диалектика охватывает различные сферы: бытия и небытия, тождественного и иного, покоя и движения, единого и многого. В своем диалоге «Парменид» Платон вы-ступает против дуализма идеи и вещи и доказывает, что если идеи вещей отделены от самих вещей, то вещь, не содержащая в себе никакой идеи самой себя, не может содержать никаких признаков и свойств, то есть перестанет быть самой собой. Кроме того, он рассматривает принцип идеи как какое бы то ни было одно, а не только как сверхчувственное единое, а принцип материи как какое бы то ни было иное в сравнении с одним, а не только как материальный чувственный мир. Таким образом, диалектика одного и иного оформляется у Платона в предельно обобщенную диалектику идеи и материи.Теория познания Платона
Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным знанием и незнанием. По его мнению, философия как любовь к мудрости невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги), ни для того, кто ничего не знает. Согласно Платону, философ – тот, кто стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному.
При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из того, что виды знания должны соответствовать видам, или сферам, бытия. В диалоге «Государство» он разделяет знание на чувственное и интеллектуальное, каждое из которых, в свою очередь, делится на два вида. Чувственное знание состоит из «веры» и «подобия». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих, а «подобие» – это некоторое представление вещей, мыслительное построение, основывающееся на «вере». Знание такого рода не является истинным, и Платон называет его мнением, которое не есть ни знание, ни незнание и находится между ними обоими.
Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину, и делится на мышление и рассудок. Под мышлением Платон понимает деятельность ума, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. В сфере рассудка познающий тоже пользуется умом, но для того, чтобы понимать чувственные вещи как образы. Интеллектуальный вид знания – это познавательная деятельность людей, которые рассудком созерцают сущее. Таким образом, чувственные вещи постигаются посредством мнения, и по отношению к ним знание невозможно. Посредством знания постигаются лишь идеи, и только в отношении них возможно знание.
В диалоге «Менон» Платон развивает учение о припоминании, отвечая на вопрос о том, каким образом мы знаем то, что знаем, или как познавать то, чего не знаем, ибо мы должны иметь предварительное знание о том, что собираемся познавать. Диалог между Сократом и необразованным рабом приводит к тому, что Сократ, задавая ему наводящие вопросы, открывает в рабе способность отвлечься от мира явлений и возвысится до абстрактных математических «идей». Это означает, что душа познает всегда, так как она бессмертна, а, соприкоснувшись с чувственным миром, начинает припоминать уже известные ей сущности вещей.
Учение о душе
В философии Платона имеются признаки дуализма. Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна. Согласно учению, изложенному в диалоге «Государство», в отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно. Если мы согласимся, что вред душе наносит порок и нечестие, то даже и в этом случае остаётся признать, что порок не приводит душу к смерти, а просто извращает её и делает её нечестивой. То, что неспособно погибнуть ни от какого зла, можно считать бессмертным: «раз что-то не гибнет ни от одного из этих зол — ни от собственного, ни от постороннего, то ясно, что это непременно должно быть чем-то вечно существующим, а раз оно вечно существует, оно бессмертно». В своих диалогах «Государство» и «Федр» Платон приводит 4 доказательства бессмертности человеческой души.
Доказательства бессмертия души по Платону
Первое доказательство
Первое из них получило название “циклическое”
, поскольку основано на понятии взаимной обусловленности любых противоположностей.
Его суть сводится к тому, что противоположности могут существовать только при наличии взаимной обусловлености. Т.е. большее подразумевает существование меньшего,
сон возможен только при наличии бодрствования и т.д. Следовательно, раз есть смерть, значит есть и бессмертие. Этот факт Платон приводил как главный аргумент в пользу идеи перевоплощения душ.
Второе доказательство
Обусловлено идеей, что знание есть воспоминание. Платон учил, что в человеческом сознании существуют такие понятия, как справедливость, красота, вера. Эти понятия существуют “сами по себе”. Им не обучают, их чувствуют и понимают на уровне сознания. Они — абсолютные сущности, вечные и бессмертные. Если душа, рождясь на свет, уже знает о них, значит, она знала о них еще до жизни на Земле. Раз душа знает о вечных сущностях, значит и сама она вечна.
Третье доказательство
Построен на противопоставлении смертного тела и бессмертной души. Платон учил, что в мире все двойственно. Тело и душа при жизни неразрывно связаны между собой. Но тело — это часть природы, тогда как душа — часть божественного начала. Тело стремится к удовлетворению низменных чувств и инстинктов, душа же тяготеет к познанию и развитию. Телом руководит душа. Силой мысли и воли человек способен возобладать над низменностью инстинктов. Следовательно, если тело смертно и тленно, то в противопоставление ему душа вечна и нетленна. Если тело не может существовать без души, значит, душа может существовать отдельно.
Четвертое доказательство
Самое сложное учение. Наиболее ярко его характеризует диалог Сократа и Кебета в “Федоне”. Доказательство исходит из утверждения о том, что каждой вещи присуща ее неизменная природа. Так, четное всегда будет четным, белое нельзя назвать черным и что-либо справедливое никогда не будет злом. Исходя из этого смерть несет тление, а жизнь никогда не познает смерти. Если тело способно умирать и истлевать, значит сущность его — смерть. Жизнь противоположна смерти, душа противоположна телу. Значит, если тело тленно, то душа — бессмертна.
Учение Платона об идеальном государстве
Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца как любой идеал.
Платон считает, что государство возникает тогда, когда человек не может удовлетворить самостоятельно свои потребности, и нуждается в помощи других. Философ пишет: «Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом». Человеку, прежде всего, необходимы пища, одежда, жилье и услуги тех, кто это производит и поставляет; затем люди нуж-даются в защите и охране и, наконец, в тех, кто умеет практически управлять.
В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного устройства. Являясь основным принципом построения государства, разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:
- крестьяне, ремесленники, купцы
- стражи
- правители
Но для Платона важным является не только разделение, основанное на профессиональных особенностях, но и нравственные качества, присущие соответствующим разрядам граждан государства. В этой связи он выделяет добродетели, или доблести совершенного государства:
1. Первый класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, поэтому они должны поддерживать дисциплину желаний и наслаждений, обладать добродетелью умеренности.
2. У людей второго сословия преобладает волевая часть души, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воинов-стражей – мужество.
3. Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцать Благо, и наделен высшей добродетелью – мудростью. Платон выделяет также четвертую доблесть – справедливость – это гармония, которая воцаряется между тремя другими добродетелями, и реализует её каждый гражданин любого сословия, понимая свое место в обществе и исполняя свое дело наилучшим образом.
Итак, совершенное государство – это когда три разряда граждан составляют гармоничное целое, а управляют государством немногие люди, наделенные мудростью, то есть философы. «Пока в государствах, – говорит Платон, – не будут либо царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино, государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол…».
Итак, выводы. Платон:
- является основателем объективного идеализма;
- впервые подчеркивает самоценность идеального;
- создает учение о единстве и целесообразности мира, в основе которого лежит сверхчувственная, умопостигаемая реальность;
- вносит рациональный взгляд на объяснение и познание мира;
- рассматривает философскую проблему формирования понятий;
- превращает диалектику в универсальный философский метод;
- создает учение об идеальном государстве, уделяя большое внимание нравственным качествам граждан и правителей.
Вернуться к содержанию рубрики Древняя Греция
www.mysterylife.ru
Платон — философ Древней Греции
Платон — это философ Древней Греции, ученик Сократа и учитель Аристотеля.
Платон на фреске Рафаэля Санти
Как и в случае с другими великими людьми Древней Греции, неизвестна точная дата рождения Платона. Согласно одним предположениям, произошло это в 428-427 годах до нашей эры в Афинах или Эгине, когда Пелопонесская война между Афиной и Спартой была в самом разгаре. Семья, в которой родился философ, имела аристократическое происхождение. Род его отца Аристона возводился к последнему царю Аттики Кодру. Матерью Платона была Периктиона, предком которой считался афинский реформатор Солон.
Интересно узнать: родители назвали мальчика Аристоклом, а «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч.
Кратил был первым учителем Платона. Когда юный философ в 407 году до нашей эры познакомился с Сократом, он стал одним из его учеников. Когда Сократ умер, Платон принял решение уехать из Афин и путешествовал по Южной Италии, Сицилии, Египту. Во время своих поездок, Платон оказался при дворе сиракузского тирана Дионисия I. Ему он попытался изложить свою философию о том, как лучше устроить государство. Однако Дионисий практически ничего не понял из слов Платона и решил, что тот готовит против него заговор. В результате тиран продал философа в рабство. Друзья выручили Платона из этой беды, заплатив за него выкуп.
Статуя Платона в Дельфах
В 387 году до нашей эры Платон вернулся в Афины, где основал собственную школу — Академию. В дальнейшем Платон еще дважды отправлялся на Сицилию по приглашению своего друга Диона. Там он уже встречался с новым тираном — Дионисием Младшим. Но попытки сделать из тирана просвещенного монарха оказывались неудачными.
Практически все сочинения Платона были написаны в форме диалогов.
Интересна философия Платона. Он предполагал, что мир — это не простой телесный космос, и не отдельные предметы и явления. Космос — это царство идей. Иными словами, идеи являются основой всего мира, которую нельзя увидеть и нельзя почувствовать. Согласно Платону, до рождения душа человека находится в царстве идеи — чистой мысли и красоты. Затем она попадает на 5-ом месяце беременности на грешную землю, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице. Получается, еще до рождения основные вопросы своей жизни душа решает в мире образцов, а когда рождается, она уже знает все, что нужно знать. Так появляется вера в судьбу.
Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и «Политик». Он выделил четыре формы правления:
- Тимократия — власть военачальников. Государство под управлением воинов постоянное воюет, а войны — это всегда добыча, а значит и чье-то обогащение. Богатство — это власть.
- Олигархия — власть немногочисленных богатых.
- Демократия — власть большинства. Общество расслаивается на богатых и бедных, постоянные восстания.
- Тирания — бесконтрольная власть одного.
sitekid.ru
Платон | История древней Греции
Заключительным звеном научно-философских достижений классической Греции были две грандиозные системы — Платона и Аристотеля. Их культурно-историческое значение неравноценно. Значение Аристотеля для развития философской мысли последующих веков гораздо больше, чем Платона. С одной стороны, Аристотель подвел итог всем предшествующим знаниям, а с другой — положил начало новым философским системам, пережившим античный мир и оказавшим воздействие на основы современного знания.
Платон (427—347 гг.) происходил из старинного рода Кодридов и находился в родстве с видными олигархами. Его дядей был Критий, глава «тридцати тиранов». Платон получил прекрасное образование, обладал незаурядным литературным и поэтическим талантом. Знакомство с Сократом направило его на путь серьезного изучения философии. После смерти Сократа (399 г.) Платон уехал из Афин, посетил Кирену и Египет. Через несколько лет после этого путешествия Платон отправился в Южную Италию, где познакомился с некоторыми пифагорейцами. Когда Платону было 40 лет, его пригласили в Сицилию ко двору сиракузского тирана Дионисия Старшего. По возвращении в Афины (388 г.) Платон в 387 г. основал Академию — философскую школу, названную так по имени афинского героя Академа. Академия была не столько школой в нашем понимании этого слова, сколько объединением учеников-единомышленников Платона. В 60-х годах IV в. Платон еще раз ездил в Сицилию, где тираном был тогда сын Дионисия Старшего, Дионисий Младший. В 347 г. Платон умер в Афинах.
Платон написал много сочинений на разные, преимущественно философско-этические темы. В большей части платоновских произведений (диалогов) главным действующим лицом является Сократ. Из платоновских диалогов известны «Апология Сократа», «Критон» (о повиновении законам), «Протагор» (о добродетели), «Горгий» (о красноречии), «Пир» (о любви), «Федон» (о бессмертии), «Тимей» (о мироздании) и т. д. Исследованию природы идеального государства посвящены специальные трактаты «Полития» и «Законы».
Изложить философию Платона очень нелегко. Платоновская система в высшей степени сложна и противоречива. Сам Платон несколько раз пересматривал, дополнял и изменял свои взгляды.
Учение Платона вкратце сводится к следующему. Окружающий нас реальный мир не есть истинный мир. Это лишь бледное отражение действительного, сверхопытного мира идей, интуитивно постигаемых нашим интеллектом. Идеи или понятия присущи нашему сознанию как таковому. Опыт же только делает их прозрачными, обнаруживающимися в логических суждениях и представлениях. Действительные истины — только одни идеи — «эти неподвижные полюсы в вечно меняющемся потоке явлений».
Опыт лишь несовершенно отражает в себе высшие неизменные образы (идеи), стоящие вне времени и пространства, недоступные восприятию, но созерцаемые чистым разумом (мышлением). Отсюда высокая оценка Платоном разума (нус), связывающего опытный мир разрозненных явлений (апейрон) с потусторонним миром идей, бледной копией которого является окружающий нас реальный мир. Сам по себе реальный мир как бы не существует, он получает свое оформление лишь через посредство разума, превращающего материальный хаос (апейрон) в стройную систему (космос).
Однако самое понятие интеллекта, или разума, у Платона очерчено туманно, неотчетливо и противоречиво. Иногда интеллект отождествляется с душой, связывающей мир идей с материальным миром. Душа, заключенная в смертное тело человека, вспоминает остающийся вечно неизменным мир идей, в котором она когда-то пребывала. Душа стремится вырваться из тела и подняться в идеальный мир. Поэтому высшей целью познания признается не исправление, а преодоление мира, не активная деятельность, а пассивное созерцание. Это, полагает Платон, достигается углубленным познанием реального мира.
За отправную точку познания Платон принимает чувственное восприятие, переходящее в первую ступень познания — в чувственные представления, или мышление. Из чувственных представлений возникает рассудочное познание (рефлексия), называемое научной гипотезой. Научные гипотезы, в особенности гипотезы самой абстрактной и точной из всех наук — пространственной геометрии, служат отправной точкой настоящего мышления, раскрывающегося в диалектике, высшей из всех наук. Значение диалектики, по Платону, состоит в обнаружении несостоятельности чувственного мира перед идеальным (умозрительным), получаемым путем непосредственного созерцания или интуиции.
Ахиллесова пята идеалистической философии Платона — метафизическое и вместе с тем противоречивое даже с внешней стороны определение материи, разума (души) и природы того идеального мира, бледным отражением которого является реальный мир чувств и рефлексов. С одной стороны, идеальный мир рассматривается как продукт творческой фантазии и разума, а с другой — как нечто извне данное и совершенно не зависимое от человеческой психики. В своей философии Платон возвращается к донаучному, теологическому мышлению и приходит к мистике. По своему содержанию философия Платона идеалистическая и глубоко реакционная.
Философская концепция Платона, последовательного противника демократии, неотделима от его социально-политических идеалов. Платон жил в период начинающегося кризиса полиса, острой классовой борьбы и напряженного искания новых форм общественной жизни.
Классический полис с его небольшим коллективом полноправных граждан изживал себя. Историческая обстановка требовала создания более широких государственных объединений. Кризис полиса вылился в формы небывалого обострения политической борьбы между различными группировками, постоянных потрясений. Современники Платона мучительно искали выхода из кризиса. Одни видели выход в дальнейшей демократизации государственного строя, другие, напротив, в возврате к политическим «порядкам отцов». Сократ, учитель Платона, утверждал, что управление государством принадлежит к разряду «царственных искусств» и, следовательно, должно находиться в руках людей, обладающих «царственными добродетелями» — мудростью, высокой нравственностью и справедливостью.
Логическим выводом из этого было ограничение числа полноправных граждан, обладающих не только пассивным, но и активным правом, т. е. правом не только выбирать, но и быть избранными. Ученик Сократа и современник Платона, Ксенофонт, идеализировал спартанские порядки и превозносил персидскую монархию. В трактате «О доходах» Ксенофонт доводами экономического порядка доказывал необходимость расширения прав государства в экономической сфере. Все это говорит о том, что эпоха Платона была временем напряженных исканий новых форм общественно-политического устройства.
Отличие «Политии» Платона от других подобного рода известных нам трактатов Греции V в. заключается в том, что Платон первый дал законченный образец (утопию) «идеального», по его мнению, государства.
Главное зло современного ему общества Платон видит в эгоизме, разделяющем общество на два полюса — полюс богатства и полюс бедности. Причина же эгоизма заключается в непонимании истинного смысла аретэ — добродетельной жизни. Утрата аретэ порождает сребролюбие, жадность, своеволие, дерзость и тем самым разрушает общественный порядок. В афинском строе Платона более всего возмущала «неумеренная свобода демоса». В Афинском государстве, сетует Платон, нет различия между свободными и рабами, гражданами и иностранцами, учениками и учителями, старыми и молодыми. Состояние Афинского государства таково, что оно нуждается в немедленном «оздоровлении»,— таков конечный вывод Платона. Полное же оздоровление возможно лишь в идеальном обществе, построенном на добродетели, т. е. справедливости. Справедливость же Платон трактовал с типично рабовладельческой классовой точки зрения, выдавая ее за объективно-истинную.
Анализу справедливости, в понимании Платона, посвящена значительная часть «Политик». Справедливое у Платона совпадает с понятием разумного, а разумное приобретается от рождения и совершенствуется в процессе занятия философией и наукой. Справедливое, говорит Платон, лучше, чем несправедливое, потому что оно обеспечивает человеку и обществу возможный максимум счастья. Поэтому во главе «идеального государства» (политии) должны стоять справедливые и разумные люди, которых Платон называет философами.
Философы должны вести созерцательный образ жизни и заботиться о проведении в жизнь справедливого и разумного. Они не должны иметь ни собственности, ни семьи, которые, по мнению Платона, порождают алчность, эгоизм, ослабляют государство. Философы, правители государства, живут вместе и избавлены от всяких забот и тревог материальной жизни.
Второй слой политии составляют воины, охраняющие государство от покушений извне. Подобно философам, воины тоже не имеют собственности и семьи. Деторождение регулируется государством. «Дети у всех общие, ни родители не знают детей, ни дети родителей» (Платон, Государство, V, 457д). Слабые дети уничтожаются при рождении, а здоровые передаются на воспитание в воспитательные дома.
К третьему слою политии относится остальная масса граждан — земледельцы, купцы, ремесленники, называемые общим термином ремесленники (демиурги). Ремесленники имеют частную собственность и семью, и их образ жизни также регулируется государством. Демиурги принадлежат государству и распределяются по 13 производственным округам. Своим трудом они доставляют государству необходимые материальные блага. «Попечение» над «ремесленным классом» вверено специальным чиновникам (агораномам), которые также регулируют и рыночные отношения. Денежное обращение и богатство в политии Платона ограничены определенными узкими рамками. Полития Платона не исключает и рабства в собственном смысле. В этом сказалась рабовладельческая сущность социальной философии Платона.
И в «Политии» и в «Законах» идеальное государство Платона является аграрным. Основной хозяйственной отраслью признается земледелие и натуральное хозяйство, торговля и денежное обращение почти сведены на нет.
collectedpapers.com.ua
ПЛАТОН — это… Что такое ПЛАТОН?
Платон — Платон, афинянин, сын Аристона и Периктионы (или Потоны), которая вела свой род от Солона. А именно у Солона был брат Дропид, у того – сын Критий, у того – Каллесхр, у того – Критий (из Тридцати тиранов) и Главкон, у Главкона – Хармид и… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
ПЛАТОН — (nlato) (427 347 до н.э.) др. греч. мыслитель, наряду с Пифагором, Парменидом и Сократом родоначальник европейской философии, глава филос. школы Академия. Биографические данные. П. представитель аристократического семейства, принимавшего активное … Философская энциклопедия
Платон — (Plato) (приблизит. 427–347 до н.э.) Греческий философ. Родился в аристократической афинской семье; ожидалось, что он изберет политическую карьеру, однако обстоятельства и природная склонность побудили его заняться философией. Главной причиной… … Политология. Словарь.
ПЛАТОН — ПЛАТОН (Πλάτων) Афинский (427 347 до н. э.), великий древнегреческий философ, основатель Академии. Первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью. Жизнь. Отец П. Аристон, происходивший из … Античная философия
Платон — (427 347 гг. до н.э.) афинский философ, ученик Сократа Покажи мне свою немногословность, а многословие покажешь в другой раз. Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость. Я слышал от одного мудрого человека, что теперь мы мертвы и… … Сводная энциклопедия афоризмов
Платон — а, муж.Отч.: Платонович, Платоновна; разг. Платоныч.Производные: Платонка; Платоня; Платоха; Платоша; Плата; Тоня; Тоха; Тоша.Происхождение: (Предположительно от греч. platys широкоплечий; полный.)Именины: 18 апр., 1 дек. Словарь личных имён.… … Словарь личных имен
ПЛАТОН — (427 347 до н. э.) Философ из Афин, ученик Сократа и учитель Аристотеля. До нас дошли почти все труды Платона, включающие в себя «Апологию Сократа», двадцать пять диалогов, в большей части которых участвует Сократ, и письма (не все из которых… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии
ПЛАТОН — (427 347 до н. э.) Философ из Афин, ученик Сократа и учитель Аристотеля. До нас дошли почти все труды Платона, включающие в себя «Апологию Сократа», двадцать пять диалогов, в большей части которых участвует Сократ, и письма (не все из которых… … Список древнегреческих имен
Платон — (430 348 гг. до нашей эры) великий греческий философ, родоначальник идеалистического направления в философии. Родился в Афинах и принадлежал к богатому и знатному роду. Афинская аристократия переживала в то время состояние упадка, все больше… … 1000 биографий
Платон — Платон. Платон. Платон (. до н.э.) древнегреческий философ. Ученик Сократа. Происходил из знатного афинского рода Кодридов. После смерти Сократа уехал в Мегару; сохранились полулегендарные сведения о посещении им Кирены и Египта. Платон… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
dic.academic.ru
(427-347 до Р.Х.) Платон — выдающийся философ Древней Греции. Он — основатель целого направления в философии, оказавшего и оказывающего свое влияние на всем протяжении истории философии. Часто даже говорят, что вся западная история философии — это примечания к Платону.
Он родился на о. Эгина вблизи Афин. Его отец Аристон происходил из рода последнего царя Аттики Кодра, мать Перектиона была родом из семьи, давшей законодателя Солона. Настоящее имя его Аристокл. По преданию Платоном его стал звать Сократ. «Платон» — по-гречески означает широкоплечий или толстый. В молодости он много занимался спортом.
|
anc-greece.narod.ru
Риторика Древней Греции. Сократ, Платон, Аристотель.
Первые систематические работы по теории ораторского искусства появились в Древней Греции. Их возникновение было связано с потребностью точно и красиво выражать мысли в философских беседах и судебной деятельности, в выступлениях государственных деятелей. Расцвет древнегреческой культуры в V-IV вв. до н.э. отразился и на ораторском искусстве. С середины V в. до н.э появляются первые риторы.
Возникновение и развитие риторики обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, достигнутым уровнем духовной культуры древнегреческого общества. При общем подъеме экономической жизни здесь бурно развивались науки и искусства, судебная деятельность. Возникает потребность убеждения словом во многих диалогах и спорах, столкновениях обвинителей и защитников на судах. Страх перед правителем или наказанием, невежество или грубая сила уступают место диспутам и беседам, в которых обосновываются не только философские проблемы бытия, но и решение практических вопросов. Именно в этот период было понято значение и могущество слова.
Во-вторых, содержанием политико-правовой жизни древнегреческих городов-полисов. Во многих из них демократия была основой политического строя. Народное собрание, совет пятисот, народный суд – три государственных учреждения, достижение успехов в которых зависело в первую очередь от речевого искусства. Политическая карьера, защита своих прав определяются умелым владением речью, способностью воздействовать на слушателей, доказывать, убеждать, наиболее приятным образом привлекая их внимание. Речь оказывается реальным и эффективным инструментом приобретения славы, богатства. Могущество слова в политической жизни приравнивается к могуществу железа на войне. Суждения «Закон — это справедливое рассуждение, предписывающее то, что благородно», «Нет такого закона, который был бы удобен для всех», «Народное благо — высший закон» также пришли к нам из эпохи античности. Они наглядно свидетельствуют о мастерстве речи тех, кто их высказывал.
В-третьих, в основе античного судопроизводства лежала состязательность: обвинитель, и защищающийся произносили речи, стараясь убедить судей и присутствующих в своей правоте. Существовал актуальный «социальный заказ» на умение красиво и убедительно говорить, а также на определенную группу учителей риторики и составителей публичных речей. Именно в этот период возникла профессия логографа, который помогал гражданам составить судебную речь с использованием правил ораторского искусства и выступить с нею в судебном разбирательстве.
Следовательно, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в различных советах и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом и гражданами, а также на праздниках, дружеских встречах, поминовениях, которые бывали достаточно многолюдными. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому свободному гражданину города-полиса.
Первый известный риторический трактат принадлежал писателю и политическому оратору Кораксу из Сицилии (род. ок. 467 до н.э.), обладавшему блестящими речевыми данными. Благодаря своему ораторскому дару он смог стать во главе управления республикой. Однако, оставив затем общественные дела, открыл школу красноречия.
Древнегреческий оратор Лисий (род. ок. 459 до н.э.), учившийся в школе красноречия Коракса, писал по заказу своих клиентов речи. Его речи – блестящий образец судебного красноречия того времени. Они отличаются убедительностью, логичностью рассуждений, простотой и яркостью языка. Большое влияние на Лисия оказали софисты. Он написал блестящую речь для Сократа, когда его судили по наговору за непочитание богов. Речь убедительно оправдывала Сократа с точки зрения соблюдения судебных норм и прекрасно построенных фраз. Но Сократ отверг ее, считая, возможно, излишней, так как был убежден в своей невиновности.
Риторика Сократа
Сократ — древнегреческий философ, родившийся и живший в Афинах в ок. 469 – 399 гг. до н.э. Это выдающийся мастер бесед-диалогов, который изобрел диалектику как искусство вести рассуждения, спор, беседу используя главным образом иронию1 и майевтику2. При этом речь не идет о том, чтобы выставить оппонента в невыгодном свете и победить в споре, а стремлении совместными усилиями найти истину. Такой метод поиска истины оказал стимулирующее воздействие не столько на традиционную риторику, сколько на разработку соответствующего стиля аргументации, с которым мы встречаемся и в настоящее время, например, в судебных диалогах обвинителя и адвоката, при активизации обучения в школе, когда учащиеся не просто пассивно воспринимают знания, а вступают в живой диалог с учителем.
Сократ не оставил после себя ни одного им самим написанного текста. Но его система мировоззрения, его методы обучения все же дошли до нас благодаря его ученику — Платону, который поведал о том, что Сократ утверждал новый подход к познанию и обобщению действительности. Но делал это очень тонко, не поучая своих учеников, а беседуя с ними.
Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя. Таким образом, слово Сократа обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине. Он учил «провидеть загадки, поставленные человеку для разрешения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая их в эту захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову».
Риторика Платона
Платон (ок. 428-348 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа.
Особенности философских взглядов Платона отразились и в его теории красноречия. Он различает вещь и идею вещи, тело и душу. Душа, идея, знание, вообще все человеческое поведение интерпретируются в его философских работах. Идеи (высшая среди них — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи — это лишь подобие и отражение идей.
К красноречию Платон подходит сквозь призму своих философских воззрений: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, — у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому». Красноречие — инструмент весьма тонкий, и пользоваться им, по мнению Платона, следует осторожно, по справедливости, не злоупотребляя его огромными возможностями.
Платон совершенствовал искусство диалога. Сам Платон, будучи учеником Сократа, в наибольшей степени способствовал развитию и пропаганде диалога как нового метода аргументации, который в большой мере соответствовал ищущему, творческому духу античной мысли. По сути дела, ему мы и обязаны знакомством с этим методом аргументации, которым широко пользовался Сократ. Платоновские диалоги остроумные, логично построенные, по внешнему впечатлению загадочные, возбуждали интерес к предмету спора или беседы. Платон обогатил живую публичную речь приемами и формами полемики, с помощью иносказаний и метафор сделал ее язык ярким и выразительным. По мнению Платона – риторика есть сноровка, умение, ловкость, которым можно научиться, развить в себе. А прилагать такую сноровку можно с различными целями – добрыми и злыми.
Как считает Платон, оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить.
По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядом, возводить к единой общей идее разрозненные объекты речи и разделять все на виды, на естественные составные части, а также умение возводить частное к общему и из общего получать частное.
Он считает, что преподаватель ораторского искусства должен хорошо знать природу каждой вещи и ее идеи, а через это знание стремиться к познанию души, знать ее виды и то, какая речь и как воздействует на душу.
Выдвигая на первый план эмоциональную убедительность речи, Платон не считает важными логические доказательства, которые отходили у него на второй план. Поэтому он убежден, что в судах „решительно никому нет никакого дела до истины, необходима только убедительность». Оратор должен, по мнению Платона, распрощаться с истиной, но построить свою речь так, чтобы она казалась для слушателей правдоподобной.
Риторика Аристотеля
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и учёный, родился в Стагире, греческой колонии в Халкидиках. Многие идеи он перенял от своего учителя Платона, и значительно развил его учение об ораторском искусстве.
Он подвел итог развитию классического греческого красноречия, завершил превращение риторики в научную дисциплину. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой и среди важнейших черт риторики выделил ее «особую динамическую выразительность и подход к действительности возможного и вероятностного». Аристотель сформулировал цель риторики: она должна помогать человеку склонить другого к чему-либо или отговорить его от чего-нибудь. Поэтому риторика необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей отдельного человека, так и в делах государственного значения.
Если Сократ не оставил письменных трудов, то перу знаменитого Аристотеля принадлежат такие произведеня, как «Топика» и «О софистических опровержениях», посвященные риторике, и конечно же авторитетный античный трактат «Риторика», написанный около 330 г. до н.э. Аристотель создал стройное теоретическое учение о принципах достижения прекрасного в области словесного творчества.
Аристотель указал место риторики в системе наук античности и подробно охарактеризовал все то, что составляло ядро риторического учения на протяжении последующих столетий. Определяя риторику как вспомогательную дисциплину, связанную с политикой, Аристотель установил общие законы красноречия, независимо от содержания речи.
Риторика определяется как искусство убеждения, способность находить возможные способы убеждения в каждом конкретном случае. Аристотель рассматривает средства убеждения, которые разделяет на:
1) логические;
2) нравственные;
3) эмоциональные.
Аристотель признавал достоинством речи ее ясность, уместность, а реальный путь для достижения этих качеств он видел в сближении ораторской речи с разговорной речью. Исследуя вопрос, откуда черпаются изящные и удачные выражения, Аристотель говорит о роли метафор, пословиц, шуток, указывает, что каждому роду речи соответствует особый стиль.
В построении речи философ выделял четыре части:
— предисловие,
— рассказ,
— доказательство,
— заключение.
Что же касается самого оратора, то Аристотель считает, что такие личные качества и особенности как разум, добропорядочность и твердое состояние духа необходимы для того, чтобы, он мог вызвать доверие у слушателей и таким образом вернее достичь своей цели.
Аристотель считает, что риторика — искусство, соответствующее диалектике. „Итак, очевидно, что риторика не касается какого-нибудь отдельного класса предметов, но, как и диалектика, [имеет отношение ко всем областям], а также, что она полезна и что дело ее — не убеждать, но в каждом данном случае находить способы убеждения». Риторика занимается выделением способов убеждения, теоретическим осмыслением этих способов. Как отмечает Аристотель, действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного характера говорящего, качества самой речи, настроения слушателей. Уже в учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи — речь — получатель речи, которая находит свое развитие и в современных исследованиях.
studfiles.net
Платон, подробная биография
(427-347 гг. до н. э. ) греческий философ
Платон был самым знаменитым учеником древнегреческого философа Сократа. Он принадлежал к знатному афинскому роду: предки его отца происходили из рода последнего афинского царя Кодра, а мать была родственницей Солона, знаменитого греческого законодателя.
Платон был потрясен смертью Сократа по приговору суда и решил увековечить все, что сообщил ему его великий учитель. Поэтому его ранним сочинением стала «Апология Сократу», где он излагал учение Сократа с собственными комментариями.
После смерти учителя ему пришлось покинуть Афины, и, совершив путешествие по нескольким городам Греции, он отправляется в Египет. Познакомившись с системой государственного устройства в этой стране, он создал собственную концепцию государства, согласно которой каждый человек занимается тем, к чему он предназначен своим происхождением.
Из Египта Платон отправляется на Сицилию. В городе Элее он становится учеником знаменитого философа Парменида, в другом сицилийском городе, Таренте, знакомится с учением Пифагора. У каждого философа Платон берет то, что близко его взглядам.
Философ постепенно создает в своем воображении призрачное царство идей. Только в этом царстве для него возможна подлинная справедливость и истина, а тот мир, который мы видим, — это тусклое отражение другого, невидимого мира.
Вернувшись в Афины, Платон основывает там философскую школу. Как и Сократ, он проводит все время в беседах с учениками. Но встречаются они не на городской улице, а в тенистой роще у статуи мифического героя Академа. Отсюда и возникло современное слово «академия» как собрание людей, увлеченных научными занятиями.
В Академии Платона изучали четыре главные науки: математику, астрономию, музыку и диалектику. Все другие науки, например медицина или механика, по мнению Платона, нужны только ремесленникам.
В Афинах он создал свои основные сочинения, написанные в форме диалога — разговора двух собеседников. Начиная с Платона диалог становится основной формой философского трактата. В этих произведениях он обсуждает самые разные проблемы: устройство мира, сущность знания, греческие мифы.
Постепенно Платон приходит к мысли о том, что весь мир якобы создан одним-единственным богом. Эта идея получила развитие много лет спустя, с установлением христианства. Во времена Платона к ней отнеслись совершенно безразлично, поскольку она слишком опережала тогдашний уровень мышления.
Платон оказал огромное влияние на все возникшие после его смерти философские школы. Они взяли его концепцию устройства мира, а также умение строить цепочки логических утверждений. Среди тридцати его книг самой известной считается «Республика», по которой и сегодня обучаются будущие социологи и философы.
Всю свою жизнь Платон боролся с учением греческого философа Демокрита, утверждавшего, что нет ничего, кроме природы, и то, что рассказывает Платон о загробном мире, — не более чем сказки. Один из современников упомянул, в частности, о том, что Платон повсюду разыскивал и скупал книги Демокрита, а потом сжигал их.
Споря с Демокритом, он никогда не называл его имени, чтобы не содействовать бессмертию противника. И тем не менее оба философа навеки остались в истории мировой культуры.
biografiivsem.ru