Картина леонардо да винчи крещение христа – «Крещение Христа (работа Верроккьо, ангел слева — работа да Винчи)» картина

Содержание

Картина Леонардо да Винчи «Крещение Христа»

Леонардо да Винчи — гений-универсал, флагман ренессансного искусства и науки. А потому и картины его часто могут рассматриваться не только как уникальные произведения искусства, но и как результат серьезных научных наблюдений и выводов.

Леонардо да Винчи — гений эпохи

Все его научные выводы и открытия воплощались в чертежах, зарисовках, макетах, многие из которых могут быть приравнены к произведениям искусства, равно как произведения искусства — живопись, графика, скульптура и др. — являются средоточием его научной мысли. Многие из них, казавшиеся когда-то фантастическими, сейчас воспринимаются как пророчества. Его открытия опережали его время. Потому многие не были воплощены тогда в реальность. Именно по отношению к творчеству да Винчи вполне применима фраза: «Нет предела совершенству». И вовсе не потому, что последователи могут сделать задуманное и созданное им лучше, а потому, что сам мастер настолько всегда стремился к идеальному воплощению замысла, что идеал этот отодвигался все далее, и в конечном итоге Леонардо работу не заканчивал, так как не мог достигнуть желаемого идеала.

История создания картины

Картина «Крещение Христа» для Леонардо да Винчи стала последним совместным творческим проектом с его учителем Андреа дель Вероккьо. В то время Леонардо уже окончил обучение в мастерской известного живописца и начал самостоятельный путь в искусстве. К моменту создания произведения ему было около 20 лет.

Собственно фигура Иисуса Христа и образ Иоанна Крестителя принадлежат кисти Вероккьо, а коленопреклоненный ангел и окружающий пейзаж созданы юным Леонардо. Существует история, изложенная Джорджо Вазари, что будто бы образы, созданные да Винчи, были настолько прекраснее, чем те, что писал его учитель, что Вероккьо с того момента совсем перестал творить. Однако эта информация не подтверждается фактами.

Именно с картины «Крещение Христа» начал проявляться в работах Леонардо да Винчи его удивительный стиль, названный мучительно-нежным.

Сейчас картина Леонардо да Винчи «Крещение Христа» экспонируется в коллекции Италии, в галерее Уффици во Флоренции.

Сюжет произведения

Сюжет картины «Крещение Христа», или Богоявление — один из популярных в мировой живописи разных исторических эпох и стилевых направлений. Не прошел он мимо и творчества титана Возрождения Леонардо да Винчи.

Согласно библейским текстам, в то время, когда на берегу реки Иордан в Иерусалиме пророк Иоанн Предтеча совершал священные омовения людей, подготавливая их к грядущему приходу Мессии, неподалеку находился Иисус Христос. Явился он однажды на берег Иордана и обратился к Иоанну с просьбой крестить его. Удивился Иоанн: «Не я тебя, но ты меня крестить должен». Однако крестил Иисуса и стал прозываться с той поры Крестителем.

Описание картины Леонардо да Винчи «Крещение Христа»

В картине «Крещение Христа» Андреа дель Вероккьо и Леонардо да Винчи в центре полотна на переднем плане стоит Иисус Христос. Слева от Иисуса (справа для зрителя) — Иоанн Креститель. В левой руке он держит посох с крестообразной верхушкой, а в правой — чашу с миртом, которым он крестит Сына Божия. Справа расположены два коленопреклоненных юных ангела — свидетели таинства ведут неспешную беседу.

Тихая и торжественная, окружающая их природа созвучна значимости происходящего. Иордан тихо катит свои воды мимо на заднем плане, будто бы созерцая и поощряя происходящее. В небесах мы видим две раскрытые в сторону зрителя ладони, из которых выпархивает белый голубь. Ладони символизируют Бога-отца, голубь — Бога-Духа Святого. С одной стороны, это символы Божьего благословения происходящего таинства, а с другой — обозначение триединства Божественной сущности, Всезнающей и Всевидящей, Вездесущей. В пользу первого говорит цитата из Евангелия от Марка: «И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».

Пейзаж в картине, по мнению некоторых искусствоведов, напоминает вид Монсуммано — местечка, находящегося неподалеку от родины Леонардо — деревеньки Винчи — один из тех дорогих сердцу уголков, которые да Винчи изображал в своих полотнах.

Символика цвета в картине

Если обратиться к цветовому решению картины «Крещение Христа» Леонардо да Винчи, то можно выделить преобладание сине-голубых и белых оттенков. И это не случайно, ведь с точки зрения их культового значения сине-голубые тона олицетворяют бесконечность неба, иного вечного мира, соединение земного и небесного, а белый цвет олицетворял Божественный свет, чистоту и святость. Именно эти цвета использованы авторами при создании образов ангелов и Иоанна Крестителя, однако у Иоанна на тело надета рубаха черного цвета, который обозначает смерть. И это неспроста — служение Иоанна Крестителя Господу привело его в итоге к трагической гибели. А красный цвет рукавов Бога-отца и набедренной повязки Иисуса Христа означает победу жизни над смертью и любви к ближнему и ко всем людям. О грядущей же кончине Иисуса напоминают черные полосы на его одежде. Золотые полосы, нимбы и сияние, идущее от кистей и голубя, олицетворяют сияние, идущее от Бога, символ Его благословения.

Шедевр Леонардо да Винчи и Андреа Вероккьо неизменно вызывает восхищение у созерцателей. Однако в книгах и других информационных источниках практически нет отзывов наших современников о произведении. Возникает вопрос: «Почему в блогах и на туристических страничках в VK среди обсуждаемых произведений не встречается подробного описания картины и отзывов о «Крещении Христа» Леонардо да Винчи?»

fb.ru

Картина «Крещение Христа» — Artrue

Описание и аналитика работы великого Леонардо.

Вклад да Винчи в создание запрестольного образа «Крещение Христа» ярко выделяется как раннее свидетельство его художественного потенциала. Мастерством он превосходит и коллег, и учителя, который всегда признавал талант своего помощника.

Крещение Христа

«Крещение Христа», написанное в 1470–1472 и 1475–1478 годы, было заказано мастерской Верроккьо монахами монастыря Сан-Сальви во Флоренции. Возможно, оно предназначалось для церкви Вилламброзе.

Леонардо и Верроккьо

Это произведение объединяет в себе творческие усилия Верроккьо и Леонардо. Краткое описание включает запись об «ангеле кисти Леонардо». Речь идет о крайнем слева ангеле, который стоит на коленях и, полуобернувшись, смотрит на Христа. Могло ли это изображение быть автопортретом мастера?

Крещение Христа. Белинни. Этот запрестольный образ, вероятно, был создан под влиянием более ранних работ Пьеро делла Франческа и Верроккьо.

Приподнятая голова ангела направляет взгляд зрителя на сцену Крещения. Ангел держит в руках одеяние Христа, готовый подать его Иисусу, когда тот выйдет из реки. В мастерской было принято, чтобы ведущий художник, в данном случае Верроккьо, рисовал главные фигуры — Иисуса и Иоанна Крестителя, — оставляя пейзаж и второстепенные фигуры своим талантливым ученикам. Предполагается, что второй ангел, расположенный ближе к Христу, принадлежит кисти Сандро Боттичелли. На основании схожих стилистических черт часть пейзажа может быть отнесена к работе Винчи.

Верроккьо признает гений Винчи

К истории создания работы Вазари относит апокрифическую запись о сцене, произошедшей в мастерской Верроккьо во время работы над этой картиной. Верроккьо отлучился из мастерской на некоторое время, а по возвращении увидел изумительного ангела, которого успел изобразить Леонардо. Учитель признал превосходство своего ученика и поклялся непременно бросить рисование. По окончании работы над этой картиной Верроккьо рисовать не перестал, однако стал больше внимания уделять скульптуре. Сравнивая эту работу с бронзовой скульптурой Христа и святого Фомы, выполненной Верроккьо для Орсанмикеле, можно заметить некоторое сходство. Карло Педретти в книге «Леонардо» (1973) заметил, что второстепенная фигура ангела повернута к зрителю спиной и выполняет ту же функцию, что и фигура святого Фомы: вовлечение зрителя в происходящее на картине, чтобы он почувствовал себя участником Таинства Крещения. Педретти подчеркивает, что лицо ангела работы Леонардо — классической красоты, утонченность его может поспорить с античными моделями.

Пропорции

В эпоху Леонардо мотив «Крещения Христа» был широко распространен среди общественных и частных заказов изображений на библейские темы. Одна работа особенно выделяется на этом фоне — «Крещение Христа» (1450) кисти Пьеро делла Франческа (1415–1492), хранящаяся в Лондонской национальной галерее. Прежде чем профессионально заняться живописью, Пьеро делла Франческа изучал математику. Его познания в этом предмете были применены и в картине, которая отмечена точностью симметричных пропорций. Спускающийся с небес голубь и фигура Христа делят полотно на две равные части, а облака повторяют силуэт голубя, символизирующего явление Духа Святого.

Пьеро делла Франческа (1450). Изображение точно следует геометрическим пропорциям, что характерно для всех работ мастера.

Три фигуры в левой части картины занимают треть общей площади полотна. Три ангела, символизирующие Троицу, расположены слева, они являются свидетелями Крещения Иисуса.

artrue.ru

Картина Леонардо да Винчи Крещение Христа

Леонардо да Винчи — гений-универсал, флагман ренессансного искусства и науки. А потому и картины его часто могут рассматриваться не только как уникальные произведения искусства, но и как результат серьезных научных наблюдений и выводов.

Леонардо да Винчи — гений эпохи

Все его научные выводы и открытия воплощались в чертежах, зарисовках, макетах, многие из которых могут быть приравнены к произведениям искусства, равно как произведения искусства — живопись, графика, скульптура и др. — являются средоточием его научной мысли. Многие из них, казавшиеся когда-то фантастическими, сейчас воспринимаются как пророчества. Его открытия опережали его время. Потому многие не были воплощены тогда в реальность. Именно по отношению к творчеству да Винчи вполне применима фраза: «Нет предела совершенству». И вовсе не потому, что последователи могут сделать задуманное и созданное им лучше, а потому, что сам мастер настолько всегда стремился к идеальному воплощению замысла, что идеал этот отодвигался все далее, и в конечном итоге Леонардо работу не заканчивал, так как не мог достигнуть желаемого идеала.

История создания картины

Картина «Крещение Христа» для Леонардо да Винчи стала последним совместным творческим проектом с его учителем Андреа дель Вероккьо. В то время Леонардо уже окончил обучение в мастерской известного живописца и начал самостоятельный путь в искусстве. К моменту создания произведения ему было около 20 лет.

Собственно фигура Иисуса Христа и образ Иоанна Крестителя принадлежат кисти Вероккьо, а коленопреклоненный ангел и окружающий пейзаж созданы юным Леонардо. Существует история, изложенная Джорджо Вазари, что будто бы образы, созданные да Винчи, были настолько прекраснее, чем те, что писал его учитель, что Вероккьо с того момента совсем перестал творить. Однако эта информация не подтверждается фактами.

Именно с картины «Крещение Христа» начал проявляться в работах Леонардо да Винчи его удивительный стиль, названный мучительно-нежным.

Сейчас картина Леонардо да Винчи «Крещение Христа» экспонируется в коллекции Италии, в галерее Уффици во Флоренции.

Сюжет произведения

Сюжет картины «Крещение Христа», или Богоявление — один из популярных в мировой живописи разных исторических эпох и стилевых направлений. Не прошел он мимо и творчества титана Возрождения Леонардо да Винчи.

Согласно библейским текстам, в то время, когда на берегу реки Иордан в Иерусалиме пророк Иоанн Предтеча совершал священные омовения людей, подготавливая их к грядущему приходу Мессии, неподалеку находился Иисус Христос. Явился он однажды на берег Иордана и обратился к Иоанну с просьбой крестить его. Удивился Иоанн: «Не я тебя, но ты меня крестить должен». Однако крестил Иисуса и стал прозываться с той поры Крестителем.

Описание картины Леонардо да Винчи «Крещение Христа»

В картине «Крещение Христа» Андреа дель Вероккьо и Леонардо да Винчи в центре полотна на переднем плане стоит Иисус Христос. Слева от Иисуса (справа для зрителя) — Иоанн Креститель. В левой руке он держит посох с крестообразной верхушкой, а в правой — чашу с миртом, которым он крестит Сына Божия. Справа расположены два коленопреклоненных юных ангела — свидетели таинства ведут неспешную беседу.

Тихая и торжественная, окружающая их природа созвучна значимости происходящего. Иордан тихо катит свои воды мимо на заднем плане, будто бы созерцая и поощряя происходящее. В небесах мы видим две раскрытые в сторону зрителя ладони, из которых выпархивает белый голубь. Ладони символизируют Бога-отца, голубь — Бога-Духа Святого. С одной стороны, это символы Божьего благословения происходящего таинства, а с другой — обозначение триединства Божественной сущности, Всезнающей и Всевидящей, Вездесущей. В пользу первого говорит цитата из Евангелия от Марка: «И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».

Пейзаж в картине, по мнению некоторых искусствоведов, напоминает вид Монсуммано — местечка, находящегося неподалеку от родины Леонардо — деревеньки Винчи — один из тех дорогих сердцу уголков, которые да Винчи изображал в своих полотнах.

Символика цвета в картине

Если обратиться к цветовому решению картины «Крещение Христа» Леонардо да Винчи, то можно выделить преобладание сине-голубых и белых оттенков. И это не случайно, ведь с точки зрения их культового значения сине-голубые тона олицетворяют бесконечность неба, иного вечного мира, соединение земного и небесного, а белый цвет олицетворял Божественный свет, чистоту и святость. Именно эти цвета использованы авторами при создании образов ангелов и Иоанна Крестителя, однако у Иоанна на тело надета рубаха черного цвета, который обозначает смерть. И это неспроста — служение Иоанна Крестителя Господу привело его в итоге к трагической гибели. А красный цвет рукавов Бога-отца и набедренной повязки Иисуса Христа означает победу жизни над смертью и любви к ближнему и ко всем людям. О грядущей же кончине Иисуса напоминают черные полосы на его одежде. Золотые полосы, нимбы и сияние, идущее от кистей и голубя, олицетворяют сияние, идущее от Бога, символ Его благословения.

Шедевр Леонардо да Винчи и Андреа Вероккьо неизменно вызывает восхищение у созерцателей. Однако в книгах и других информационных источниках практически нет отзывов наших современников о произведении. Возникает вопрос: «Почему в блогах и на туристических страничках в VK среди обсуждаемых произведений не встречается подробного описания картины и отзывов о «Крещении Христа» Леонардо да Винчи?»

autogear.ru

Крещение Христа (Леонардо да Винчи)



Крещение Христа (Леонардо да Винчи)

«Крещение Христа» (итал. Battesimo di Cristo) — картина, написанная Андреа Вероккьо совместно с его учеником Леонардо да Винчи. Она была закончена приблизительно к 1475 году. На данный момент находится в галерее Уффици во Флоренции.

Картина была заказана бенедиктинским монастырём валломброзианов Сан-Сальви, где и находилась до 1530 года.

Часть картины (некоторые элементы пейзажа и светловолосый ангел слева) написаны Леонардо. Некоторые критики считают, что второго ангела написал Сандро Ботичелли. С ангелом Леонардо связана знаменитая легенда о «побеждённом учителе». Согласно ей, Вероккьо был настолько потрясён мастерством ученика, что забросил кисть.

Литература

  • David Alan Brown Leonardo da Vinci: Origins of a Genius — New Haven: Yale University Press, 1998.

Категории:

  • Картины по алфавиту
  • Картины 1475 года
  • Картины Леонардо да Винчи

Wikimedia Foundation.
2010.

  • Крещение Христа
  • Крещение (таинство)

Смотреть что такое «Крещение Христа (Леонардо да Винчи)» в других словарях:

  • Леонардо да Винчи — Запрос «Леонардо» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Леонардо да Винчи (значения). Леонардо да Винчи Leonardo da Vinci …   Википедия

  • Крещение Христа (Вероккьо) — …   Википедия

  • Крещение Христа — Андреа Вероккьо, Леонардо да Винчи Крещение Христа, 1472 1475 Battesimo di Cristo Дерево, масло. 177 × 151 см Галерея Уфицци, Флоренция «Крещение Христа» ( …   Википедия

  • ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ — (Leonardo da Vinci) (1452 1519), великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), к западу от Флоренции, 15 апреля 1452. Он был незаконнорожденным сыном… …   Энциклопедия Кольера

  • Леонардо да Винчи — (1452 1519) великий ит. художник (живописец, скульптор, архитектор), ученый (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), инженер изобретатель и мыслитель эпохи Возрождения. Родился в селении Анкиано (ок. г. Винчи, между Флоренцией и Пизой).… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Тайная вечеря (Леонардо да Винчи) — Леон …   Википедия

  • Спаситель мира (Леонардо да Винчи) — …   Википедия

  • Благовещение (картина Леонардо да Винчи) — …   Википедия

  • Иоанн Креститель (Леонардо да Винчи) — …   Википедия

  • Святой Иероним (Леонардо да Винчи) — …   Википедия

dic.academic.ru

5 знаменитых картин о Крещении


«КП» в Украине» заглянула в мир живописи и отобрала шедевры, которые отображают все традиции этого праздника.


Андреа Вероккьо, Леонардо да Винчи «Крещение Христа». Примерно 1472-1475 год.


Первоначально заказ на картину от одного из монастырей получил скульптор и в то же время художник Андреа Вероккьо. Правда, спустя долгие месяцы Андреа осознал, что никак не может завершить свою работу, и попросил помощи у своего ученика Леонардо да Винчи (из архивных текстов известно, что да Винчи завершал изображение некоторых элементов пейзажа и светловолосого ангела, находящегося внизу слева). После этой картины и пошла легенда о том, что Вероккьо, увидев работу Леонардо, был поражен ее точностью и «забросил кисть». Правда, затем он написал еще пару работ, но больше стал уделять внимания скульптурам. Как бы там ни было, картина хорошо передает само рождение этого светлого праздника, а многие любители искусств не смогут оторвать взгляд от плавных оттенков и тонкого изображения пейзажа за действующими фигурами. 






Андреа Вероккьо, Леонардо да Винчи «Крещение Христа». Примерно 1472-1475 год.


Пьеро делла Франческа «Крещение Христа». Примерно 1450 год.


Это одна из немногих картин, которая передавала на те годы событие в более «человеческой» форме, нежели «божественной». В центре неподвижно стоит Христос, рядом с ним Иоанн Креститель, который омывает голову Сына Божьего водой. За этим рядом наблюдают три ангела, а уже на фоне виднеется еще одна фигура человека, который снимает одежду перед своим крещением у реки Иордан. Многих завораживает в этой картине передача цветов и геометрическая пропорция фигур и предметов. В подобной стилистике итальянский художник, теоретик Пьеро делла Франческа работал и над другими творениями. Говоря о его работах, эксперты отмечают, что в каждой из картин автор пытался передать торжественность, пропорциональность, а также сохранить композицию в каждом образе. 






Пьеро делла Франческа «Крещение Христа». Примерно 1450 год.


Теодор Аксентович «Праздник Иордана (Благословение воды)». 1893 год. 


Вспоминая работы польского художника армянского происхождения Теодора Аксентовича, современники обычно называют его портретистом. Конечно, его портретные работы не зря удостоились отдельного места в польских музеях, но кто интересовался его творчеством, знает, что писал он не только лица — славу он получил и благодаря изображению жанровых сцен. Теодор работал как над исторической тематикой, так и над «народной». Одна из известнейших его работ в этом направлении картина «Праздник Иордана» 1893 года. Из-за прохладных оттенков передается ощущение утреннего мороза. Укутавшись потеплее, жители небольшого поселка приходят к водоему, чтобы послушать праздничную литургию и набрать освященной воды. Казалось бы, картине больше века, а традиции в тихих и негусто населенных селах не изменились. 






Теодор Аксентович «Праздник Иордана (Благословение воды)». 1893 год. 


Николай Грандковский «Купание после освящения воды шестого января». 1903 год. 


Это еще одна картина, смотря на которую можно с восторгом воскликнуть: «За сто лет ничего не изменилось!» Название работы говорит само за себя — жители поселения собираются у проруби после освящения воды 6 января (19 января). Николай Грандковский при жизни работал как над портретами, так и изображением динамичных народных сцен, поэтому его крещенское творение передало всю атмосферу праздника — раздетые люди ныряют в воду, омывая себя с ног до головы холодной водой, рядом стоит хорошо укутанная детвора, использующая сено в виде подстилки. И только женщины наблюдают за всем со стороны… Правильно, негоже дамам в холодной воде плескаться — лучше дома, да водицей, нагретой на печке. 






Николай Грандковский «Купание после освящения воды шестого января». 1903 год.


Борис Кустодиев «Крещенское водосвятие». 1921 год. 


Да-да, художник Кустодиев на своих полотнах изображал не только пышнотелых красоток с розовыми щечками и губками. Борис Михайлович работал и над воплощением атмосферы народных гуляний, а также праздников. Созданием одной из самых ярких и живописных работ и послужил праздник Крещение. Работа затем так и вошла в историю под названием «Крещенское водосвятие». В ней он уделил внимание каждой мелочи — в самом низу у вырезанной в виде креста проруби стоят священники, недалеко видна вмерзшая и укутанная снегом лодка. На самой верхушке под блеск колокольни церкви и дымок из труб уже собралась огромная очередь из местных, которые, видимо, часами стоят на горке, ожидая возможности набрать воды. Чем вам не праздничная атмосфера? 






Борис Кустодиев «Крещенское водосвятие». 1921 год. Да-да, художни


СПРАВКА «КП» 


Крещение Господне является двунадесятым не переходящим праздником, поэтому каждый год его отмечают в один и тот же день — 19 января. Однако это дата для православных, католики празднуют его 6 января. В 2017 году Крещение у православных выпадает на четверг. Крещение — завершающий праздник рождественско-новогоднего цикла. В народе его также называют праздником Иордана, так как именно на этой реке Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в возрасте 30 лет.

kp.ua

Крещение Христа (Вероккьо) — это… Что такое Крещение Христа (Вероккьо)?



Крещение Христа (Вероккьо)

«Крещение Христа» (итал. Battesimo di Cristo) — картина, написанная Андреа Вероккьо совместно с его учеником Леонардо да Винчи. Она была закончена приблизительно к 1475 году. На данный момент находится в галерее Уффици во Флоренции.

Картина была заказана бенедиктинским монастырём валломброзианов Сан-Сальви, где и находилась до 1530 года.

Часть картины (некоторые элементы пейзажа и светловолосый ангел слева) написаны Леонардо. Некоторые критики считают, что второго ангела написал Сандро Ботичелли. С ангелом Леонардо связана знаменитая легенда о «побеждённом учителе». Согласно ей, Вероккьо был настолько потрясён мастерством ученика, что забросил кисть.

Литература

  • David Alan Brown Leonardo da Vinci: Origins of a Genius. — New Haven: Yale University Press, 1998.

Категории:

  • Картины по алфавиту
  • Картины 1475 года
  • Картины Леонардо да Винчи

Wikimedia Foundation.
2010.

  • Крещение Померании
  • Крещение умерших

Смотреть что такое «Крещение Христа (Вероккьо)» в других словарях:

  • Крещение Христа — Андреа Вероккьо, Леонардо да Винчи Крещение Христа, 1472 1475 Battesimo di Cristo Дерево, масло. 177 × 151 см Галерея Уфицци, Флоренция «Крещение Христа» ( …   Википедия

  • Крещение Христа (Леонардо да Винчи) — Андреа Вероккьо, Леонардо да Винчи Крещение Христа, 1472 1475 …   Википедия

  • Вероккьо — Андреа дель Вероккьо Имя при рождении: Andrea di Michele Cioni Дата рождения: 1435 Место рождения: Флоренция Дата смерти: 1488 Место смерти: Венеция …   Википедия

  • Уффици — Координаты: 43°46′06.38″ с. ш. 11°15′21.24″ в. д. / 43.768439° с. ш. 11.2559° в. д.  …   Википедия

  • Верроккьо Андреа дель —         (Verrocchio; собственно Андреа ди Микеле Чиони, Andrea di Michele Cioni) (1435/1436 1488), итальянский скульптор, живописец и ювелир Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Учился у ювелира Вероккьо (имя которого… …   Художественная энциклопедия

  • Портрет итальянского Ренессанса — Сандро Боттичелли. «Портрет юноши с медалью Козимо Медичи». 1470 1477. Уффици, Флоренция Портрет итальянского …   Википедия

  • Верроккьо, Андреа — Андреа дель Вероккьо Имя при рождении: Andrea di Michele Cioni Дата рождения: 1435 Место рождения: Флоренция Дата смерти: 1488 Место смерти: Венеция …   Википедия

  • Вероккио — Андреа дель Вероккьо Имя при рождении: Andrea di Michele Cioni Дата рождения: 1435 Место рождения: Флоренция Дата смерти: 1488 Место смерти: Венеция …   Википедия

  • Верроккьо — Андреа дель Вероккьо Имя при рождении: Andrea di Michele Cioni Дата рождения: 1435 Место рождения: Флоренция Дата смерти: 1488 Место смерти: Венеция …   Википедия

  • Верроккьо А. — Андреа дель Вероккьо Имя при рождении: Andrea di Michele Cioni Дата рождения: 1435 Место рождения: Флоренция Дата смерти: 1488 Место смерти: Венеция …   Википедия

dic.academic.ru

Картина Леонардо да Винчи «Крещение Христа»

Искусство и развлечения

20 ноября 2017

Леонардо да Винчи — гений-универсал, флагман ренессансного искусства и науки. А потому и картины его часто могут рассматриваться не только как уникальные произведения искусства, но и как результат серьезных научных наблюдений и выводов.

Леонардо да Винчи — гений эпохи

Все его научные выводы и открытия воплощались в чертежах, зарисовках, макетах, многие из которых могут быть приравнены к произведениям искусства, равно как произведения искусства — живопись, графика, скульптура и др. — являются средоточием его научной мысли. Многие из них, казавшиеся когда-то фантастическими, сейчас воспринимаются как пророчества. Его открытия опережали его время. Потому многие не были воплощены тогда в реальность. Именно по отношению к творчеству да Винчи вполне применима фраза: «Нет предела совершенству». И вовсе не потому, что последователи могут сделать задуманное и созданное им лучше, а потому, что сам мастер настолько всегда стремился к идеальному воплощению замысла, что идеал этот отодвигался все далее, и в конечном итоге Леонардо работу не заканчивал, так как не мог достигнуть желаемого идеала.

История создания картины

Картина «Крещение Христа» для Леонардо да Винчи стала последним совместным творческим проектом с его учителем Андреа дель Вероккьо. В то время Леонардо уже окончил обучение в мастерской известного живописца и начал самостоятельный путь в искусстве. К моменту создания произведения ему было около 20 лет.

Собственно фигура Иисуса Христа и образ Иоанна Крестителя принадлежат кисти Вероккьо, а коленопреклоненный ангел и окружающий пейзаж созданы юным Леонардо. Существует история, изложенная Джорджо Вазари, что будто бы образы, созданные да Винчи, были настолько прекраснее, чем те, что писал его учитель, что Вероккьо с того момента совсем перестал творить. Однако эта информация не подтверждается фактами.

Именно с картины «Крещение Христа» начал проявляться в работах Леонардо да Винчи его удивительный стиль, названный мучительно-нежным.

Сейчас картина Леонардо да Винчи «Крещение Христа» экспонируется в коллекции Италии, в галерее Уффици во Флоренции.

Видео по теме

Сюжет произведения

Сюжет картины «Крещение Христа», или Богоявление — один из популярных в мировой живописи разных исторических эпох и стилевых направлений. Не прошел он мимо и творчества титана Возрождения Леонардо да Винчи.

Согласно библейским текстам, в то время, когда на берегу реки Иордан в Иерусалиме пророк Иоанн Предтеча совершал священные омовения людей, подготавливая их к грядущему приходу Мессии, неподалеку находился Иисус Христос. Явился он однажды на берег Иордана и обратился к Иоанну с просьбой крестить его. Удивился Иоанн: «Не я тебя, но ты меня крестить должен». Однако крестил Иисуса и стал прозываться с той поры Крестителем.

Описание картины Леонардо да Винчи «Крещение Христа»

В картине «Крещение Христа» Андреа дель Вероккьо и Леонардо да Винчи в центре полотна на переднем плане стоит Иисус Христос. Слева от Иисуса (справа для зрителя) — Иоанн Креститель. В левой руке он держит посох с крестообразной верхушкой, а в правой — чашу с миртом, которым он крестит Сына Божия. Справа расположены два коленопреклоненных юных ангела — свидетели таинства ведут неспешную беседу.

Тихая и торжественная, окружающая их природа созвучна значимости происходящего. Иордан тихо катит свои воды мимо на заднем плане, будто бы созерцая и поощряя происходящее. В небесах мы видим две раскрытые в сторону зрителя ладони, из которых выпархивает белый голубь. Ладони символизируют Бога-отца, голубь — Бога-Духа Святого. С одной стороны, это символы Божьего благословения происходящего таинства, а с другой — обозначение триединства Божественной сущности, Всезнающей и Всевидящей, Вездесущей. В пользу первого говорит цитата из Евангелия от Марка: «И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».

Пейзаж в картине, по мнению некоторых искусствоведов, напоминает вид Монсуммано — местечка, находящегося неподалеку от родины Леонардо — деревеньки Винчи — один из тех дорогих сердцу уголков, которые да Винчи изображал в своих полотнах.

Символика цвета в картине

Если обратиться к цветовому решению картины «Крещение Христа» Леонардо да Винчи, то можно выделить преобладание сине-голубых и белых оттенков. И это не случайно, ведь с точки зрения их культового значения сине-голубые тона олицетворяют бесконечность неба, иного вечного мира, соединение земного и небесного, а белый цвет олицетворял Божественный свет, чистоту и святость. Именно эти цвета использованы авторами при создании образов ангелов и Иоанна Крестителя, однако у Иоанна на тело надета рубаха черного цвета, который обозначает смерть. И это неспроста — служение Иоанна Крестителя Господу привело его в итоге к трагической гибели. А красный цвет рукавов Бога-отца и набедренной повязки Иисуса Христа означает победу жизни над смертью и любви к ближнему и ко всем людям. О грядущей же кончине Иисуса напоминают черные полосы на его одежде. Золотые полосы, нимбы и сияние, идущее от кистей и голубя, олицетворяют сияние, идущее от Бога, символ Его благословения.

Шедевр Леонардо да Винчи и Андреа Вероккьо неизменно вызывает восхищение у созерцателей. Однако в книгах и других информационных источниках практически нет отзывов наших современников о произведении. Возникает вопрос: «Почему в блогах и на туристических страничках в VK среди обсуждаемых произведений не встречается подробного описания картины и отзывов о «Крещении Христа» Леонардо да Винчи?»


Источник: fb.ru

Искусство и развлечения

«Благовещение» — картина Леонардо да Винчи: два шедевра мастера

«Благовещение» – картина Леонардо да Винчи на классический библейский сюжет. К образу девы Марии перед возвещающим ангелом обращались многие художники — от Средневековья до авангарда. В эпоху Ренесса…

Искусство и развлечения

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов»: описание картины

Библейский сюжет, связанный с рождением Спасителя мира, был популярен в эпоху Возрождения. Все изображали эту сцену примерно в одном ключе. Однако Леонардо подошел к этой теме совсем по-иному. «Поклонение волхво…

Искусство и развлечения

Картины Леонардо да Винчи с названиями и описанием

Леонардо да Винчи родился в 1452 году, 15 апреля. Умер он в 1519-м, 2 мая. Этого человека, безусловно, можно отнести к уникальным дарованиям нашей планеты. Он известен не только как один из самых великих скульпторов и…

Искусство и развлечения

Лиза дель Джокондо: биография, интересные факты. Картина «Мона Лиза» работы Леонардо да Винчи

Очень много создано великих произведений художниками в разные эпохи. Госпожа Лиза дель Джокондо, изображенная более пятисот лет назад, окружена такой известностью, что это, пожалуй, самое прославленное произведение в …

Искусство и развлечения

Леонардо да Винчи, «Святой Иероним». История одной картины

Картина «Святой Иероним» – одна из наиболее выразительных работ великого мастера Возрождения. Сегодня она хранится в пинакотеке Ватикана и, несмотря на свою незавершённость, привлекает всё большее вн…

Искусство и развлечения

«Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи: описание картины

В исторической науке существует очень условная дата окончания Средних веков – 1456 год. На смену им приходит период Возрождения, начавшийся прежде всего в Италии, когда появился большой интерес к античности с ее…

Образование

Кем был Леонардо да Винчи, тайны его картин

Личность этого гения будоражит умы человечества вот уже не одно столетие. И сегодня люди продолжают гадать, кем был Леонардо да Винчи. Известный своими живописными работами и новейшими разработками в области инженерии…

Домашний уют

Роза Леонардо да Винчи: описание и отзывы

Садовый или приусадебный участок будет мрачным без декоративной составляющей – цветов. Всегда отыщется место для ярких клумб и цветников. Самое почетное место отводят цветочной королеве – розе. Этот фантас…

Искусство и развлечения

«Битва при Ангиари» – неоконченная работа Леонардо да Винчи

В середине пятнадцатого века вся Италия была раздроблена на города-государства, княжества и герцогства, которые вели между собой территориальные войны. В июне 1440 года состоялось одно из многих сражений – битва…

Искусство и развлечения

Басни Леонардо да Винчи. Какие басни написал Леонардо да Винчи?

Имя Леонардо да Винчи чаще связывают с изобразительным искусством – как-никак, творчество этого гениального художника справедливо считают воплощением Высокого итальянского Возрождения. Для среднестатистического …

monateka.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о