Русские поэты-футуристы. Футуристы серебряного века
К концу первого десятилетия 20 века в Западной Европе получает распространение новое модернистское направление с говорящим названием «футуризм» (в переводе с латинского – «будущее»).
Родоначальником его принято считать итальянского литератора Филиппо Маринетти, провозгласившего в 1909 году полное уничтожение всех устоявшихся культурных ценностей и традиций в изображении мира. Вместо этого поэты-футуристы обращали внимание читателей на стремительность современной жизни и предпочитали больше говорить о будущем. Все основные положения излагались в Манифестах, автором первого из которых и стал Маринетти.
Создание принципиально нового искусства было первоначальной целью футуристов как в Европе, так и в России. Литераторов впоследствии поддержали художники, взявшие за основу изображение человека в центре движущегося вперед мира, символически представленного в виде большого количества геометрических фигур.
Особенности лирики футуристов
Герой произведений нового авангардного направления – житель современного города с его динамизмом, высокой скоростью, обилием техники и электрификацией, ведущими к все большему совершенствованию жизни. Лирическое «Я» футуристов настойчиво стремится уйти от классического прошлого, что проявляется в особом мышлении, не принимающем правила синтаксиса, словообразования и лексической сочетаемости слов. Главная цель, которую ставят перед собой поэты-футуристы, – передать свое мироощущение и понимание происходящего вокруг любыми удобными для человека способами.
Становление русского авангардизма
В России новое направление начинает оформляться в 1910 году. Это период, когда обретают известность многие поэты серебряного века. Футуристы очень быстро привлекают к себе внимание. Помимо своеобразной художественной формы стиха (во всех отношениях), этому способствуют скандально-вызывающие выступления на публике и поездки по крупнейшим городам России.
Русский футуризм, в отличие от европейского, не был целостным и отличался разнородностью. Между авангардными группировками порой наблюдались довольно ожесточенные споры. Бывали и случаи, когда поэты-футуристы переходили из одного объединения в другое. Но наибольших успехов все же добились два центра этого направления: Москва и Петербург.
Эгофутуристы
В северной столице поэты-новаторы к 1912 году сплотились вокруг Ивана Игнатьева. Они окрестили себя эгофутуристами, что означало «я — будущее». Лидирующие позиции в этом кругу занял Игорь Северянин (Лотарев), который годом раньше обозначил главные черты и оригинальное название нового направления в поэзии. По его убеждению, «всесильный эгоизм» становится силой, перед которой ничто не может устоять. Именно он, не поддающийся усмирению, достигший апогея торжества, бушующий, по убеждению поэтов, является единственно правильной нормой жизни.
Издательство «Петербургский глашатай» стало трибуной, с которой выступали поэты-футуристы. Стихи их отличались новыми словообразованиями и адаптацией к русскому языку иностранной лексики, преимущественно немецкой и изящной французской. В результате творчество эгофутуристов приобрело черты, мало напоминавшие наследие их итальянских собратьев, стоявших у истоков этого авангардного направления в литературе.
«Гилея»
Несколько отличались от петербургских в плане отношения к изображению действительности московские поэты-футуристы. Список их начинается с братьев Бурлюков, В. Маяковского, В. Хлебникова. Они противопоставляют «Я» более уверенное «Мы» и провозглашают себя кубофутуристами. Идеологической платформой для них стало объединение «Гилея», сформированное в 1910 году в Москве.
Они помнили о своих корнях и гордо носили имя «русские футуристы». Поэты всячески старались отделить себя от итальянских собратьев, а В. Хлебников даже предложил дать направлению новое название — «будетлянство», что подчеркивало бы его самобытность и индивидуализм. Именно тогда был обнародован скандальный манифест «Пощечина общественному вкусу», сразу же привлекший внимание всей российской интеллигенции. Далее последовали зрелищные спектакли и выступления, на которых поэты-футуристы шокировали публику своим внешним видом и эпатажностью (достаточно вспомнить В. Маяковского с его известной кофтой желтого цвета или разрисованные лица поэтов). Вызывающе смотрелись издания их стихов, программ и манифестов, напечатанных то на старых обоях, то на оберточной бумаге, причем не всегда в целях экономии денег. Кого-то возмущало полное игнорирование существовавших литературных норм и создание необычных слов и абсолютно нетрадиционных способов оформления текста, но, как бы то ни было, все это впоследствии обеспечило «хулиганам» (как их часто называли в обществе) громкое и заслуженное звание «Поэты серебряного века». Футуристы «Галеи» заняли прочное место в русской литературе и внесли свой вклад в ее развитие и совершенствование.
Владимир Маяковский
Поэт-революционер и бунтовщик – так часто отзывались о самом известном представителе русского футуризма. На 1912-1914 годы приходится начало творческого пути Маяковского. И можно с уверенностью сказать, что идеи авангардного направления сформировали эстетический вкус поэта и определили его дальнейшую судьбу в литературе. В двадцатые годы многие были уверены, что Маяковский – поэт-футурист, так как для его творчества характерны необычный синтаксис, своеобразная лексика, обилие авторских словоформ, ошеломляющие метафоры. Все эти особенности художественного стиля поэта уходят корнями в раннее творчество, вызывающее и кричащее. И спустя десятилетия именно с его именем в первую очередь ассоциируется деятельность футуристов.
Прочие авангардные направления
В 1913 году оформились «Мезонин поэзии» (Б. Лавренев, В. Шершеневич) и «Лирика», от которой спустя год отделилась «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев) (их еще иногда называют футуристами второго созыва). Первая группа распалась довольно быстро. «Центрифуга», просуществовавшая вплоть до 1917 года, опиралась на классические литературные традиции, органично соединяя их с футуристическим новаторством. Однако и это большой известности поэтам не принесло. Б. Пастернак, к примеру, очень скоро отошел от данного направления и занял в литературе место независимого лирика.
Известные поэты-футуристы серебряного века
Список мастеров слова, поддерживавших на определенном этапе своего творчества идеи авангардизма, довольно обширен. Участие одних в деятельности футуристов было кратковременным, другие оставались в рамках направления на протяжении всего творческого пути. Вот наиболее яркие представители отмеченных групп.
Кубофутуристы:
- Бурлюки – основатели;
- В. Хлебников – идейный вдохновитель;
- В. Маяковский – наиболее яркая личность, чье творчество впоследствии вышло далеко за пределы направления;
- А. Крученых.
«Центрифуга»:
- Н. Асеев,
- Б. Пастернак,
- С. Бобров.
Эгофутуристы:
- основатель – «король поэтов» И. Северянин,
- С. Олимпов,
- Г. Иванов,
- М. Лохвицкая.
«Мезонин поэзии»:
- В. Шершеневич,
- С. Третьяков,
- Р. Ивнев.
Рубежное время Первой мировой и революции
1913-1914 годы – это время пика славы, которой достигли русские футуристы. Поэты были хорошо узнаваемы во всех литературных кругах, организовывали большое количество выставок, докладов, поэтических вечеров. В 1915 году заговорили о «смерти» футуризма, хотя «Центрифуга» существовала еще более 2-х лет. Отголоски футуристических идей слышны и в послереволюционные 20-е годы: в начале десятилетия – в творчестве тифлисских поэтов из группы «41о», затем в стихах петроградских обэриутов. Они по-прежнему активно занимались «усовершенствованием» языка, меняя его лексический, синтаксический, графический строй.
Отношение русской интеллигенции к футуризму
Появление нового направления и неординарные поступки его представителей привлекли внимание со стороны русской интеллигенции. Много противоречивых высказываний за время деятельности услышали в отношении себя поэты-футуристы. Список критиков открывает признанный в то время символист В. Брюсов. В укор «новаторам» он поставил их манифесты, во многом «списанные с итальянских», и негативное отношение к традициям русской культуры. Вместе с тем он отметил рациональные зерна в творчестве московских и петербургских футуристов и выразил надежду на то, что они смогут «вырасти в цветы». Главное условие – учесть имеющийся опыт символистов.
Негативно восприняли новых поэтов И. Бунин и М. Осоргин, углядевшие в их творчестве и поведении хулиганство. М. Горький, напротив, считал появление футуристов в русской литературе своевременным и соответствующим действительности.
fb.ru
Илл. | ФИО | Год рожд. | Год смерти | Группировка | Примечание |
А | |||||
Аксёнов, Иван Александрович | 1884 | 1935 | Центрифуга и Лирень | Произведения в Викитеке | |
Алымов, Сергей Яковлевич | 1892 | 1948 | Творчество | ||
Асеев, Николай Николаевич | 1889 | 1963 | Центрифуга и Лирень | Сталинская премия (1941) | |
Б | |||||
Баян, Вадим | 1880 | 1966 | |||
Бобров, Сергей Павлович | 1889 | 1971 | Центрифуга и Лирень | ||
Божидар | 1894 | 1914 | Центрифуга и Лирень | Покончил с собой. Произведения в Викитеке | |
Большаков, Константин Аристархович | 1895 | 1938 | Мезонин поэзии | Произведения в Викитеке | |
Бурлюк, Давид Давидович | 1882 | 1967 | Кубофутуризм | Также художник. Произведения в Викитеке | |
Бурлюк, Николай Давидович | 1890 | 1920 | Кубофутуризм | Расстрелян в Гражданскую войну Произведения в Викитеке | |
В | |||||
Вечорка, Татьяна (Толстая) | 1892 | 1965 | |||
Г | |||||
Гнедов, Василиск | 1890 | 1978 | Эгофутуризм | ||
Гольцшмидт, Владимир Робертович | 1891 | 1957 | |||
Грааль-Арельский | 1888 | 1937 | Эгофутуризм | ||
Гуро, Елена Генриховна | 1877 | 1913 | Кубофутуризм | Также художник. Произведения в Викитеке | |
З | |||||
Зак, Лев Васильевич (Хрисанф, М. Россиянский) | 1892 | 1980 | Мезонин поэзии | Также художник. | |
Зданевич, Илья Михайлович (Ильязд) | 1894 | 1975 | Бескровное убийство, 41° | Также художник. с 1920 | |
Золотухин, Георгий Иванович | 1886 | 1942 | |||
И | |||||
Иванов, Георгий Владимирович | 1894 | 1958 | Эгофутуризм | с 1922. Произведения в Викитеке | |
Ивнев, Рюрик | 1891 | 1981 | Мезонин поэзии | Произведения в Викитеке | |
Игнатьев, Иван Васильевич | 1892 | 1914 | Эгофутуризм | Покончил с собой. | |
К | |||||
Каменский, Василий Васильевич | 1884 | 1961 | Кубофутуризм | Также художник. | |
Катанян, Василий Абгарович | 1902 | 1980 | |||
Кирсанов, Семён Исаакович | 1906 | 1972 | |||
Кокорин, Павел Михайлович | 1884 | 1938 | Эгофутуризм | ||
Кручёных, Алексей Елисеевич | 1886 | 1968 | Кубофутуризм, 41° | Также художник. Произведения в Викитеке | |
Крючков, Дмитрий Александрович | 1887 | 1938 | Эгофутуризм | ||
Кушнер, Борис Анисимович | 1888 | 1937 | Центрифуга и Лирень | ||
Л | |||||
Лавренёв, Борис Андреевич | 1891 | 1959 | Мезонин поэзии | Сталинская премия (1946, 1950) | |
Лившиц, Бенедикт Константинович | 1886 | 1939 | Кубофутуризм | Произведения в Викитеке | |
М | |||||
Марр, Юрий Николаевич | 1893 | 1935 | |||
Март, Венедикт | 1896 | 1937 | Творчество | ||
Мартынов, Леонид Николаевич | 1905 | 1980 | «Червонная тройка» | Государственная премия СССР (1974) | |
Маяковский, Владимир Владимирович | 1893 | 1930 | Кубофутуризм | Покончил с собой. Также художник. Произведения в Викитеке | |
Н | |||||
Незнамов, Пётр Васильевич | 1889 | 1941 | Творчество | Погиб в бою во время Великой Отечественной войны, находясь в рядах Московского ополчения | |
Низен, Екатерина Генриховна | 1874 | 1972 | |||
О | |||||
Олимпов, Константин Константинович | 1889 | 1940 | Эгофутуризм | Сидел в сумасшедшем доме | |
Оредеж, Иван (Лукаш) | 1892 | 1940 | Эгофутуризм | ||
П | |||||
Пастернак, Борис Леонидович | 1890 | 1960 | Центрифуга и Лирень | Произведения в Викитеке | |
Петников, Григорий Николаевич | 1894 | 1971 | Центрифуга и Лирень | ||
Петровский, Дмитрий Васильевич | 1892 | 1955 | Также художник. | ||
Платов, Фёдор Фёдорович | 1895 | 1967 | Центрифуга и Лирень | Также художник. | |
Пруссак, Владимир Владимирович | 1895 | 1918 | |||
Р | |||||
Розанова, Ольга Владимировна | 1886 | 1918 | Кубофутуризм | Также художник. Произведения в Викитеке | |
Рубин, Неол | 1891 | 1978 | |||
С | |||||
Игорь Северянин | 1887 | 1941 | Эгофутуризм | с 1918 года. Произведения в Викитеке | |
Силлов, Владимир Александрович | 1901 | 1930 | Творчество | ||
Спасский, Сергей Дмитриевич | 1898 | 1956 | |||
Станевич, Вера Оскаровна | 1890 | 1967 | |||
Т | |||||
Терентьев, Игорь Герасимович | 1892 | 1937 | 41° | Также художник. | |
Третьяков, Сергей Михайлович | 1892 | 1939 | Мезонин поэзии | Произведения в Викитеке | |
Туфанов, Александр Васильевич | 1877 | 1943 | |||
Ф | |||||
Филонов, Павел Николаевич | 1888 | 1941 | Также художник. | ||
Фиолетов, Анатолий | 1897 | 1918 | |||
Х | |||||
Хабиас, Нина | 1892 | 1943 | |||
Хлебников, Велимир | 1885 | 1922 | Кубофутуризм | Сидел в сумасшедшем доме Также художник. Произведения в Викитеке | |
Ч | |||||
Чернявский, Николай Андреевич | 1892 | 1942 | 41° | ||
Чичерин, Алексей Николаевич | 1894 | 1960 | |||
Чужак, Николай Фёдорович (Насимович) | 1876 | 1937 | Творчество | ||
Чурилин, Тихон Васильевич | 1885 | 1946 | Сидел в сумасшедшем доме | ||
Ш | |||||
Шенгели, Георгий Аркадьевич | 1894 | 1956 | |||
Шершеневич, Вадим Габриэлевич | 1893 | 1942 | Эгофутуризм, Мезонин поэзии | ||
Широков, Павел Дмитриевич | 1893 | 1963 | Эгофутуризм | ||
Шкловский, Виктор Борисович | 1893 | 1984 | Кубофутуризм | до 1923 года | |
Я | |||||
Якобсон, Роман Осипович | 1896 | 1982 | Кубофутуризм |
ru-wiki.org
Русские поэты-футуристы — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ру́сские поэ́ты-футури́сты — писавшие на русском языке поэты Серебряного века, чьё творчество полностью или на определенном этапе было связано с футуризмом. Поэты данного направления провозглашали низвержение форм и условностей искусства ради его сопряжения с прогрессом XX века[1]. Основной поэтической концепцией футуризма была передача ощущений по типу «потока сознания», акценты звуковой и графической составляющих в противовес смыслу — активно использовалась ономатопея и аллитерации; поэты часто обращались к рисункам, коллажам, комбинациям из типографских и рисованных шрифтов, математическим знакам[2].
Решающим фактором в отнесении того или иного автора к футуристам являлась поэтика его (её) произведений, однако в некоторых случаях необходимо принимать во внимание и факторы творческой биографии: участие в футуристических издательских проектах и акциях, подписи под футуристическими манифестами; так, в стихах Бенедикта Лившица, одного из важнейших участников футуристических альманахов 1910-х, элементы футуристической поэтики проявляются далеко не всегда, в то время как у Андрея Белого или Сергея Городецкого, никогда не примыкавших к футуризму, такие элементы поэтики вполне можно усмотреть[3]. Некоторые из поэтов писали в русле футуризма весьма краткое время, позже сменив его на другие поэтические направления, либо прославившись в прозе и критике (например, Шкловский и Якобсон).
В список не включаются последователи футуризма, развивавшие его открытия в более позднее время, начиная с конца 1920-х (конструктивисты, ОБЭРИУ) и вплоть до настоящего времени. Список составлен на основе антологии «Поэзия русского футуризма» (2001, составители В. Альфонсов и С. Красицкий)[3].
Группировки
- «41°» — объединение, основанное в Тифлисе в 1917 году (хотя официально о ней было объявлено только два года спустя) поэтами Алексеем Кручёных, Ильей Зданевичем, братом последнего художником Кириллом Зданевичем и театральным деятелем Игорем Терентьевым[4].
- Кубофутуризм («Гилея») — течение в русском искусстве 1910-х годов, охватившее главным образом литературу и живопись. Термин связан с тем, что поэты-футуристы выступали в тесном контакте с художниками-кубистами[5]. Кубофутуристы-художники активно сотрудничали с поэтами-футуристами из группы «Гилея»[6].
- «Мезонин поэзии» — группа, созданная в 1913 году московскими эгофутуристами под началом Вадима Шершеневича. Объединение появилось в качестве литературного противовеса «Гилее» с целью превзойти её успех. «Мезонин» испытывал сильное влияние итальянского футуризма, поклонником которого являлся Шершеневич[7].
- «Творчество» — дальневосточная группа, сложившаяся благодаря влиянию поэтов Асеева и Третьякова; группа была объединена вокруг одноимённого журнала, ставшего их «центральным органом»[8].
- «Центрифуга» и «Лирень» — «Центрифуга» сложилась в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее ассоциировавшихся с издательством «Лирика». Основной инновацией объединения был акцент в произведениях на интонационно-ритмические и синтаксические структуры в большей степени, чем на сами слова[9].
Дата смерти | Срок перехода | |
---|---|---|
1941 (автор не работал во время Великой Отечественной войны и не участвовал в ней) | 2011 =1941+70 | |
1941 (автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней) | 2015 =1945+70 | |
дата реабилитации + 70 лет | ||
Всё, написанное до 1917 года |
Список авторов
Илл. | ФИО | Год рожд. | Год смерти | Группировка | Примечание |
А | |||||
Аксёнов, Иван Александрович | 1884 | 1935 | Центрифуга и Лирень | Произведения в Викитеке | |
Алымов, Сергей Яковлевич | 1892 | 1948 | Творчество | ||
Асеев, Николай Николаевич | 1889 | 1963 | Центрифуга и Лирень | Сталинская премия (1941) | |
Б | |||||
Баян, Вадим | 1880 | 1966 | |||
Бобров, Сергей Павлович | 1889 | 1971 | Центрифуга и Лирень | ||
Божидар | 1894 | 1914 | Центрифуга и Лирень | Покончил с собой. Произведения в Викитеке | |
Большаков, Константин Аристархович | 1895 | 1938 | Мезонин поэзии | Произведения в Викитеке | |
Бурлюк, Давид Давидович | 1882 | 1967 | Кубофутуризм | Также художник. Произведения в Викитеке | |
Бурлюк, Николай Давидович | 1890 | 1920 | Кубофутуризм | Расстрелян в Гражданскую войну Произведения в Викитеке | |
В | |||||
Вечорка, Татьяна (Толстая) | 1892 | 1965 | |||
Г | |||||
Гнедов, Василиск | 1890 | 1978 | Эгофутуризм | ||
Гольцшмидт, Владимир Робертович | 1891 | 1957 | |||
Грааль-Арельский | 1888 | 1937 | Эгофутуризм | ||
Гуро, Елена Генриховна | 1877 | 1913 | Кубофутуризм | Также художник. Произведения в Викитеке | |
З | |||||
Зак, Лев Васильевич (Хрисанф, М. Россиянский) | 1892 | 1980 | Мезонин поэзии | Также художник. | |
Зданевич, Илья Михайлович (Ильязд) | 1894 | 1975 | Бескровное убийство, 41° | Также художник. с 1920 | |
Золотухин, Георгий Иванович | 1886 | 1942 | |||
И | |||||
Иванов, Георгий Владимирович | 1894 | 1958 | Эгофутуризм | с 1922. Произведения в Викитеке | |
Ивнев, Рюрик | 1891 | 1981 | Мезонин поэзии | Произведения в Викитеке | |
Игнатьев, Иван Васильевич | 1892 | 1914 | Эгофутуризм | Покончил с собой. | |
К | |||||
Каменский, Василий Васильевич | 1884 | 1961 | Кубофутуризм | Также художник. | |
Катанян, Василий Абгарович | 1902 | 1980 | |||
Кирсанов, Семён Исаакович | 1906 | 1972 | |||
Кокорин, Павел Михайлович | 1884 | 1938 | Эгофутуризм | ||
Кручёных, Алексей Елисеевич | 1886 | 1968 | Кубофутуризм, 41° | Также художник. Произведения в Викитеке | |
Крючков, Дмитрий Александрович | 1887 | 1938 | Эгофутуризм | ||
Кушнер, Борис Анисимович | 1888 | 1937 | Центрифуга и Лирень | ||
Л | |||||
Лавренёв, Борис Андреевич | 1891 | 1959 | Мезонин поэзии | Сталинская премия (1946, 1950) | |
Лившиц, Бенедикт Константинович | 1886 | 1939 | Кубофутуризм | Произведения в Викитеке | |
М | |||||
Марр, Юрий Николаевич | 1893 | 1935 | |||
Март, Венедикт | 1896 | 1937 | Творчество | ||
Мартынов, Леонид Николаевич | 1905 | 1980 | «Червонная тройка» | Государственная премия СССР (1974) | |
Маяковский, Владимир Владимирович | 1893 | 1930 | Кубофутуризм | Покончил с собой. Также художник. Произведения в Викитеке | |
Н | |||||
Незнамов, Пётр Васильевич | 1889 | 1941 | Творчество | Погиб в бою во время Великой Отечественной войны, находясь в рядах Московского ополчения | |
Низен, Екатерина Генриховна | 1874 | 1972 | |||
О | |||||
wiki-org.ru
Русские поэты-футуристы Википедия
Ру́сские поэ́ты-футури́сты — писавшие на русском языке поэты Серебряного века, чьё творчество полностью или на определенном этапе было связано с футуризмом. Поэты данного направления провозглашали низвержение форм и условностей искусства ради его сопряжения с прогрессом XX века[1]. Основной поэтической концепцией футуризма была передача ощущений по типу «потока сознания», акценты звуковой и графической составляющих в противовес смыслу — активно использовалась ономатопея и аллитерации; поэты часто обращались к рисункам, коллажам, комбинациям из типографских и рисованных шрифтов, математическим знакам[2].
Решающим фактором в отнесении того или иного автора к футуристам являлась поэтика его (её) произведений, однако в некоторых случаях необходимо принимать во внимание и факторы творческой биографии: участие в футуристических издательских проектах и акциях, подписи под футуристическими манифестами; так, в стихах Бенедикта Лившица, одного из важнейших участников футуристических альманахов 1910-х, элементы футуристической поэтики проявляются далеко не всегда, в то время как у Андрея Белого или Сергея Городецкого, никогда не примыкавших к футуризму, такие элементы поэтики вполне можно усмотреть[3]. Некоторые из поэтов писали в русле футуризма весьма краткое время, позже сменив его на другие поэтические направления, либо прославившись в прозе и критике (например, Шкловский и Якобсон).
В список не включаются последователи футуризма, развивавшие его открытия в более позднее время, начиная с конца 1920-х (конструктивисты, ОБЭРИУ) и вплоть до настоящего времени. Список составлен на основе антологии «Поэзия русского футуризма» (2001, составители В. Альфонсов и С. Красицкий)[3].
Группировки[ | ]
ru-wiki.ru
Опубликовать | скачать Реферат на тему: План:
Русские поэты-футуристы — писавшие на русском языке поэты Серебряного века, чье творчество полностью или на определенном этапе было связано с футуризмом. Решающим фактором в отнесении того или иного автора к футуристам является, естественно, поэтика его произведений, однако в некоторых случаях необходимо принимать во внимание и факторы творческой биографии: участие в футуристических издательских проектах и акциях, подписи под футуристическими манифестами и т. п. (так, в стихах Бенедикта Лившица, одного из важнейших участников футуристических альманахов 1910-х гг., элементы футуристической поэтики проявляются далеко не всегда, в то время как у Андрея Белого или Сергея Городецкого, никогда не примыкавших к футуризму, такие элементы поэтики вполне можно усмотреть). Последними по времени группами авторов, относящихся к футуризму, следует считать объединения начала 1920-х гг.: группу имажинистов, тифлисскую группу «41°», дальневосточную группу «Творчество». В список не включаются последователи футуризма, развивавшие его открытия в более позднее время, начиная с конца 1920-х (конструктивисты, ОБЭРИУ) и вплоть до настоящего времени. Через тире обозначена принадлежность к группировкам. Символом отмечены авторы, перешедшие в общественное достояние; символом — репрессированные поэты, срок защиты наследия которых соответственно увеличивается. 1. Список1.1. А
1.2. БДавид Бурлюк
1.3. В
1.4. Г Ареопаг ассоциации Эго-Футуризм.
1.5. З
1.6. И
1.7. К
1.8. Л
1.9. ММаяковский в 1914 году
1.10. Н
1.11. О
1.12. П
1.13. РОльга Розанова, автопортрет, 1911
1.14. С
1.15. Т
1.16. Ф
1.17. ХХлебников
1.18. Ч
1.19. Ш
1.20. Я
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 14.07.11 22:42:53 Похожие рефераты: Русские поэты, Русские поэты США, Русские поэты Украины, Русские поэты-песенники, Современные русские поэты, Русские поэты XIX века, Русские поэты Израиля, Русские поэты-акмеисты, Русские советские поэты. Категории: Русские поэты, Русский футуризм, Списки поэтов. Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. |
wreferat.baza-referat.ru
Русские поэты-футуристы — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ру́сские поэ́ты-футури́сты — писавшие на русском языке поэты Серебряного века, чьё творчество полностью или на определенном этапе было связано с футуризмом. Поэты данного направления провозглашали низвержение форм и условностей искусства ради его сопряжения с прогрессом XX века[1]. Основной поэтической концепцией футуризма была передача ощущений по типу «потока сознания», акценты звуковой и графической составляющих в противовес смыслу — активно использовалась ономатопея и аллитерации; поэты часто обращались к рисункам, коллажам, комбинациям из типографских и рисованных шрифтов, математическим знакам[2].
Решающим фактором в отнесении того или иного автора к футуристам являлась поэтика его (её) произведений, однако в некоторых случаях необходимо принимать во внимание и факторы творческой биографии: участие в футуристических издательских проектах и акциях, подписи под футуристическими манифестами; так, в стихах Бенедикта Лившица, одного из важнейших участников футуристических альманахов 1910-х, элементы футуристической поэтики проявляются далеко не всегда, в то время как у Андрея Белого или Сергея Городецкого, никогда не примыкавших к футуризму, такие элементы поэтики вполне можно усмотреть[3]. Некоторые из поэтов писали в русле футуризма весьма краткое время, позже сменив его на другие поэтические направления, либо прославившись в прозе и критике (например, Шкловский и Якобсон).
В список не включаются последователи футуризма, развивавшие его открытия в более позднее время, начиная с конца 1920-х (конструктивисты, ОБЭРИУ) и вплоть до настоящего времени. Список составлен на основе антологии «Поэзия русского футуризма» (2001, составители В. Альфонсов и )[3].
Группировки[ | ]
encyclopaedia.bid
Илл. | ФИО | Год рожд. | Год смерти | Группировка | Примечание |
А | |||||
Аксёнов, Иван Александрович | 1884 | 1935 | Центрифуга и Лирень | Произведения в Викитеке | |
Алымов, Сергей Яковлевич | 1892 | 1948 | Творчество | ||
Асеев, Николай Николаевич | 1889 | 1963 | Центрифуга и Лирень | Сталинская премия (1941) | |
Б | |||||
Баян, Вадим | 1880 | 1966 | |||
Бобров, Сергей Павлович | 1889 | 1971 | Центрифуга и Лирень | ||
Божидар | 1894 | 1914 | Центрифуга и Лирень | Покончил с собой. Произведения в Викитеке | |
Большаков, Константин Аристархович | 1895 | 1938 | Мезонин поэзии | Произведения в Викитеке | |
Бурлюк, Давид Давидович | 1882 | 1967 | Кубофутуризм | Также художник. Произведения в Викитеке | |
Бурлюк, Николай Давидович | 1890 | 1920 | Кубофутуризм | Расстрелян в Гражданскую войну Произведения в Викитеке | |
В | |||||
Вечорка, Татьяна (Толстая) | 1892 | 1965 | |||
Г | |||||
Гнедов, Василиск | 1890 | 1978 | Эгофутуризм | ||
Гольцшмидт, Владимир Робертович | 1891 | 1957 | |||
Грааль-Арельский | 1888 | 1937 | Эгофутуризм | ||
Гуро, Елена Генриховна | 1877 | 1913 | Кубофутуризм | Также художник. Произведения в Викитеке | |
З | |||||
Зак, Лев Васильевич (Хрисанф, М. Россиянский) | 1892 | 1980 | Мезонин поэзии | Также художник. | |
Зданевич, Илья Михайлович (Ильязд) | 1894 | 1975 | Бескровное убийство, 41° | Также художник. с 1920 | |
Золотухин, Георгий Иванович | 1886 | 1942 | |||
И | |||||
Иванов, Георгий Владимирович | 1894 | 1958 | Эгофутуризм | с 1922. Произведения в Викитеке | |
Ивнев, Рюрик | 1891 | 1981 | Мезонин поэзии | Произведения в Викитеке | |
Игнатьев, Иван Васильевич | 1892 | 1914 | Эгофутуризм | Покончил с собой. | |
К | |||||
Каменский, Василий Васильевич | 1884 | 1961 | Кубофутуризм | Также художник. | |
Катанян, Василий Абгарович | 1902 | 1980 | |||
Кирсанов, Семён Исаакович | 1906 | 1972 | |||
Кокорин, Павел Михайлович | 1884 | 1938 | Эгофутуризм | ||
Кручёных, Алексей Елисеевич | 1886 | 1968 | Кубофутуризм, 41° | Также художник. Произведения в Викитеке | |
Крючков, Дмитрий Александрович | 1887 | 1938 | Эгофутуризм | ||
Кушнер, Борис Анисимович | 1888 | 1937 | Центрифуга и Лирень | ||
Л | |||||
Лавренёв, Борис Андреевич | 1891 | 1959 | Мезонин поэзии | Сталинская премия (1946, 1950) | |
Лившиц, Бенедикт Константинович | 1886 | 1939 | Кубофутуризм | Произведения в Викитеке | |
М | |||||
Марр, Юрий Николаевич | 1893 | 1935 | |||
Март, Венедикт | 1896 | 1937 | Творчество | ||
Мартынов, Леонид Николаевич | 1905 | 1980 | «Червонная тройка» | Государственная премия СССР (1974) | |
Маяковский, Владимир Владимирович | 1893 | 1930 | Кубофутуризм | Покончил с собой. Также художник. Произведения в Викитеке | |
Н | |||||
Незнамов, Пётр Васильевич | 1889 | 1941 | Творчество | Погиб в бою во время Великой Отечественной войны, находясь в рядах Московского ополчения | |
Низен, Екатерина Генриховна | 1874 | 1972 | |||
О | |||||
Олимпов, Константин Константинович | 1889 | 1940 | Эгофутуризм | Сидел в сумасшедшем доме | |
Оредеж, Иван (Лукаш) | 1892 | 1940 | Эгофутуризм | ||
П | |||||
Пастернак, Борис Леонидович | 1890 | 1960 | Центрифуга и Лирень | Произведения в Викитеке | |
Петников, Григорий Николаевич | 1894 | 1971 | Центрифуга и Лирень | ||
Петровский, Дмитрий Васильевич | 1892 | 1955 | Также художник. | ||
Платов, Фёдор Фёдорович | 1895 | 1967 | Центрифуга и Лирень | Также художник. | |
Пруссак, Владимир Владимирович | 1895 | 1918 | |||
Р | |||||
Розанова, Ольга Владимировна | 1886 | 1918 | Кубофутуризм | Также художник. Произведения в Викитеке | |
Рубин, Неол | 1891 | 1978 | |||
С | |||||
Игорь Северянин | 1887 | 1941 | Эгофутуризм | с 1918 года. Произведения в Викитеке | |
Силлов, Владимир Александрович | 1901 | 1930 | Творчество | ||
Спасский, Сергей Дмитриевич | 1898 | 1956 | |||
Станевич, Вера Оскаровна | 1890 | 1967 | |||
Т | |||||
Терентьев, Игорь Герасимович | 1892 | 1937 | 41° | Также художник. | |
Третьяков, Сергей Михайлович | 1892 | 1939 | Мезонин поэзии | Произведения в Викитеке | |
Туфанов, Александр Васильевич | 1877 | 1943 | |||
Ф | |||||
Филонов, Павел Николаевич | 1888 | 1941 | Также художник. | ||
Фиолетов, Анатолий | 1897 | 1918 | |||
Х | |||||
Хабиас, Нина | 1892 | 1943 | |||
Хлебников, Велимир | 1885 | 1922 | Кубофутуризм | Сидел в сумасшедшем доме Также художник. Произведения в Викитеке | |
Ч | |||||
Чернявский, Николай Андреевич | 1892 | 1942 | 41° | ||
Чичерин, Алексей Николаевич | 1894 | 1960 | |||
Чужак, Николай Фёдорович (Насимович) | 1876 | 1937 | Творчество | ||
Чурилин, Тихон Васильевич | 1885 | 1946 | Сидел в сумасшедшем доме | ||
Ш | |||||
Шенгели, Георгий Аркадьевич | 1894 | 1956 | |||
Шершеневич, Вадим Габриэлевич | 1893 | 1942 | Эгофутуризм, Мезонин поэзии | ||
Широков, Павел Дмитриевич | 1893 | 1963 | Эгофутуризм | ||
Шкловский, Виктор Борисович | 1893 | 1984 | Кубофутуризм | до 1923 года | |
Я | |||||
Якобсон, Роман Осипович | 1896 | 1982 | Кубофутуризм |
http-wikipediya.ru