Образ катерины из грозы – Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза» Гроза Островский А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Образ и характеристика Катерины в пьесе Островского Гроза сочинение 10 класс

Катерина — главная героиня драмы Островского. Чтобы узнать черты характера героини, надо заглянуть в ее душу, увидеть прошлое.

Детство Кати протекало счастливо и безоблачно. Образование Катя не получила: знания черпала из рассказов странниц и богомолок. Всему рассказанному верила и восхищалась, как много интересного происходит на свете. Работой ее не обременяли: поливала цветы, немного работала по хозяйству.

Очень любила ходить в церковь. Церковь ей казалась большим светлым храмом, где она видела летающих ангелов. По ночам девочке являлись волшебные сны, и тогда она просыпалась счастливой.

Катерина была доброй и наивной девушкой, религиозной и покорной, так как не видела злобы в мире, в котором жила.

Вся жизнь изменилась, когда Катерина вышла замуж.  Она попала в семью, где царила ненависть ко всем окружающим людям. Природа, посещение церкви, разговоры со странницами уже не радуют девушку, ангелы перестали прилетать.  Катерина вышла замуж за Тихона без любви, просто еще не успела никого полюбить. Катерина думает, если полюбить Тихона, то мир изменится. Но ее одергивает Кабаниха, злая свекровь. Ни одного доброго слова не заслужила Катерина от этой женщины. Тихон, забитый своей матерью, может быть и полюбил бы Катерину, но он не знает этого чувства. В доме Кабанихи нет положительных персонажей.

Черная, давящая атмосфера дома толкает Катерину на бунт.  Невыносимо больше обходиться без солнца, добра, любви. Любовь к Борису – вот что не дает ей окончательно погибнуть, зачахнуть.  Зная, что поступает неправильно, она все же идет на греховное свидание с Борисом. Этот грех висит в ее душе тяжелым камнем. Она верит в бога, совесть — вот ее бог. Религиозность Катерины не позволяет ей спокойно жить с грехом. Она рассказывает все мужу и свекрови о своей измене.

Тихон прощает жену, но она сама не может простить себя.  Признание не дает облегчения. Возможность вернуться домой, к мужу, для нее равносильно смерти. Катерина выбирает смерть как свою собственную свободу. Самоубийство тоже грех по учению церкви, но это не пугает молодую женщину. И церковный и людской суд она смогла преодолеть.

Даже Тихон, забитый матерью, обвиняет Кабаниху в смерти жены. Катерина показала всем, что можно бороться, пусть даже ценой собственной жизни.

Драма Островского, написанная в 1860 году, накануне отмены крепостного права, стала символом обновления российского общества. Гроза — природное явление, своей силой и мощью смывает всю грязь. «Гроза» — пьеса, олицетворение нового в купеческой жизни России.

Катерина – это образ русской женщины, способной любить, оставаться свободной.

Вариант 2

«Гроза» — драма А.Н.Овстровского, действие которой происходит на берегу Волги. По замыслу автора события разворачиваются в Калинове. В этой пьесе довольно мало героев. Но без понимания мира каждого из них, невозможно узнать всю суть произведения. Поэтому рассмотрим каждого героя в отдельности.

Главной героиней пьесы выступает Катерина. Она рано вышла замуж. Была воспитана по старым традициям, которые заключались в уважении и покорности своему мужу. К Тихону она испытывала только жалость. Сколько не пыталась Катерина полюбить его, но никак не могла. Но она никогда, ни в чём не упрекала Тихона, всегда хотела ему помочь и поддержать. Катерина является самым выразительным персонажем пьесы, но при этом и очень скромной.

Внешне её характер, его сила, никак не проявляется. Сначала читателю может показаться, что Катя молчалива и слаба. Но впоследствии мы видим, что это совсем не так. Катерина единственная, кто хоть как-то может противостоять Кабанихе и её нападкам. Она им противодействует, а ни просто игнорирует, как другие члены её семьи. Здесь конфликт между героями имеет внутренний характер. Потому что Кабаниха боится влияния Катерины на Тихона, после чего он перестаёт подчиняться своей матери.

Катя часто сравнивает себя с птицей и рвётся в полёт. Она не может больше жить и находиться в Калинове. Она, влюбившись в молодого человека, который только недавно приехал в Калинов,  представляет себе отличную возможность уезда из Калинова, и рисует образ настоящей любви. Но её представлениям не суждено сбыться. Жизнь Кати закончилась очень трагично. К сожалению, гибель её была неминуема. Хотя будучи очень религиозной девушкой с совестной душой, она всё же не может больше выносить таких терзаний со стороны Кабанихи и всей её семьи. Бездушным отношением к ней людей, окружавших её, и муками совести Катерина была доведена до отчаяния и мысли о самоубийстве.

В образе этой героини Островский отчётливо показал читателю новый тип цельной, религиозной, самоотверженной и самобытной русской девушки. Она бросила настоящий вызов царству Диких и Кабановых. Добролюбов со всей справедливостью называл Катерину «лучом в тёмном царстве».

Сочинение Образ и характеристика Катерины

Отношение критиков и читателей к главной героине пьесы А.Н. Островского «Гроза» сложилось весьма неоднозначное. Для одних этот образ олицетворяет решительность, сильную личность, «луч света в темном царстве». Для других, наоборот, Катерина предстает слабой женщиной, не умеющей себя защитить, и от собственного бессилия выбравшей самоубийство как выход из ситуации.

Можно с уверенностью утверждать, что обе точки зрения имеют право на существование, и каждая из них будет в определенной степени верна. Сказать же более конкретно, кто есть Катерина на самом деле – слабовольная женщина или героиня с решительным твердым характером, представляется непростой задачей.

На долю Катерина выпала несчастная судьба. Жизнь в семье мужа не приносила радости, несмотря на то, что героиня отдавала всю себя, чтобы наладить отношения с Тихоном, полюбить его, сделать их совместную жизнь хоть чуточку счастливее. Но как бы ни стремилась к этому Катерина, у нее ничего не получалось. Муж безоговорочно подчинялся своей матери – Марфе Игнатьевне Кабановой. Это была суровая женщина, которая держала окружающих ее людей в страхе.

Она яро отстаивает принципы патриархального уклада жизни, считая их единственно верными и правильными. Кроме того, для нее очень важным является мнение других людей о ее семье и о ней самой. Она боится выглядеть в глазах окружающих как-то неправильно (с ее точки зрения), а потому печется обо всем внешнем и напускном. Сохраняя патриархальные традиции, Марфа Игнатьевна заставляет своего сына бить супругу за ту или иную провинность, велит Катерине «выть», когда та провожает мужа в дорогу и т.д.

Катерина не может принять такое бессмысленное и притворное поведение, которое абсолютно противоречит ее искренней натуре, тем убеждениям, которых она придерживается в отношении семьи,  ее представлениям о счастливой жизни. Для нее важнее всего было внутреннее, настоящее, нежели внешнее, наносное.

Катерина, воспитывалась в купеческой семье, где росла в любви и тепле. Также особое место в ее жизни занимала религия. Их семья часто давала приют многим странникам, в сердцах которых жила искренняя вера в Бога.

Катерина сама рассказывает о своей жизни, и в этом рассказе читатель как нельзя лучше видит ту самую светлую, добрую и свободная душу девушки.

Мечтам Катерины о любящей и крепкой семье, детях, счастливой жизни не суждено было сбыться. Та жизнь, которая ожидала девушку в будущем, стала полной противоположностью этим мечтаниям. Катерина понимала, что не выдержит условий такой жизни, и ей ничего не оставалось, как решиться на отчаянный поступок. Возможно, это было проявлением душевной слабости, и все же имеем ли мы право судить несчастную женщину? Думается, что нет.

Остается говорить о том, что поступок Катерины является противоречивым и неоднозначным. И все же с уверенностью можно утверждать, что героиня есть образец светлого и доброго человека, достойного лучшей судьбы.

Эссе про Катерину

Катерина является главной героиней пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза», женой Тихона и невесткой Кабанихи. С помощью молодой девушки автор поднимает проблему судьбы неординарной и выделяющейся личности среди патриархального города.

Катерина была девятнадцатилетней девушкой, которая вышла замуж в раннем возрасте. В самом начале девушка вспоминает о своем детстве, хороших воспоминаниях с тоской в глазах. Она была ребенком, ради которого родители были готовы на все. Они проводили вместе очень много времени, посещали церковь и изучали новые вещи. Уже в детстве Катерине заложили те убеждения, которых она придерживалась и в более старшем возрасте. Теперь, когда она была замужем за Тихоном и жила с его матерью, все стало иначе. Она перестала дышать полной грудью, чувствовать свободу и ощущение жизни. Хоть события и действия в повседневной жизни остались прежними, изменилось её отношение ко всему. Теперь все делалось не по доброй воле, а по принуждению. Несмотря на эти обстоятельства, её сердце было полно любви.

Так как девушка с детства регулярно посещала церковь, её религиозность не была чем-то странным. Поэтому, влюбившись в абсолютно ей чужого и постороннего человека, она чувствует себя грешной. Этим человеком был Борис. Встречи с ним придавали ей сил и приносили огромное счастье. Все попытки заглушить эти эмоции с помощью религии или любви к Тихону становятся бесполезными. Она была не в силах бороться со своими желаниями, которые были ей совсем несвойственны. Она не в силах избавиться от встреч с Борисом и поэтому изменяет мужу. Скорее всего, этого могло не произойти, если бы девушка чувствовала от Тихона поддержку и внимание. После этого её религиозность увеличивается, она открыто признается в содеянном. Не получив понимания и надежды на создание дальнейшего счастья, Катерина идет на еще более грешный поступок – самоубийство.

Таким образом, Катерина была «белой вороной» в своем окружении и постоянно пыталась бороться с ним и своими желаниями, которые не соответствовали её мировоззрению. Ее смерть многим показалась неким протестом, который зашел слишком далеко, лишив девушку жизни.

Для 10 класса

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Катерины в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

sochinimka.ru

Образ Катерины в пьесе Гроза

2. Образ Катерины в пьесе «Гроза»

Катерина – одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется прекрасным принцем, который увезет ее из “темного царства” в сказочный мир, существующий в ее снах.

По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина — молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери.. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа.. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. «. Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.

Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины. Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом «темного царства». Все это и явилось причиной трагедии Катерины.

«.Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным — Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель — результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства.

Катерина, грустная и веселая, уступчивая и строптивая, мечтательная, подавленная и гордая. Такие различные душевные состояния объясняются естественностью каждого душевного движения этой одновременно сдержанной и порывистой натуры, сила которой состоит в способности всегда быть самой собою. Катерина и осталась верна самой себе, то есть изменить саму сущность своего характера так и не смогла.

Я думаю, что самая важная черта характера Катерины – честность перед собой, мужем, окружающим ее миром; это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” – так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить – не для нее. Жить – это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность – это личная свобода, свобода души.

С таким характером не могла Катерина после измены мужу оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и “нравоучения” Кабанихи, потерять свободу. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют ее человеческое достоинство, игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу – все равно… В могиле лучше…” Ей не смерть желанна, а жизнь невыносима.

Катерина – человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть – вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.

Гибель Катерины — это результат столкновения двух исторических эпох.Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца «темного царства».Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина — новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.

mirznanii.com

Образ и характеристика Катерины в пьесе Гроза сочинение

Молодая девушка Катерина становиться самой главной героиней всей пьесы. Именно её автор выделяет с самого начала, обратив внимание читателей на эту молодую, красивую девушку. Он делает всё возможное, чтобы каждый читатель, который будет проводить время за чтением пьесы смог по-настоящему разобраться в данной героине и понять всю глубину её удивительной души.

Сама по себе эта девушка является очень ранимой и чувствительной натурой. С раннего детства Катерина все принимает слишком близко к сердцу, переживая порой там, где вовсе и не нужно было бы.

Но, самое важное порой то, что каждое чувство героини вытекает их неё без остатка, она готова всю себя отдать, если испытывает что-то по-настоящему.

Если эта девушка любит, то верно, искренне, надежно, сильно и самотверженно; если она верит, то по-настоящему и всецело; если делает, то всегда правильно и только совесть.

Но, каждый человек знает, что жизнь штука коварная и она порой вносит свои коррективы в чувства каждого из нас, меняя нас до неузнаваемости, делая совершенно другими.

С самого раннего детства главная героиня данного произведения жила и росла исключительно в условиях полной свободы, доверия и взаимопонимания.

Конечно же именно это не могло не повлиять на ее сознание самым кардинальным образом. Черты характера, которые присущи молодой девушке очень откровенно показывают нам ее простодушие и мягкий внутренний мир: добрая, искренняя, мечтательная, нежная, но в то же время решительная и сильная. Катерина является уникальной девушкой, которых к сожалению в современном мире всё меньше, но именно таких мужчины уважают, именно о таких мечтают, и именно таких ищут.

К сожалению, очень часто случается так, что именно такие девушки обречены на страдание, так как не могут быть счастливыми не с теми людьми. Очень часто таких девушек выдают замуж не по их воли, и это становиться настоящим мучением для них. Поддаваясь воле судьбы они теряют самые положительные черты своего характера, надежно пряча их в глубине души.

Пожалуй, именно это автор хотел донести до каждого, кто возьмет для прочтения данное произведение.

Сочинение Характеристика и образ Катерины

Поговорим о творчестве интересного автора, который написал интересную пьесу под названием « Гроза ». Александр Островский начал писать пьесу в средине лета, а завершил в октябре 1856 года, что же подтолкнуло писателя на написание произведения. Его вдохновила природная красота на отдыхе в Волжском крае, и он решил поделиться увиденным и создал трогательную пьесу.

Главной героиней в пьесе « Гроза » становится молодая девушка Катерина. Что сказать он главной героине в данной пьесе воспитывалась в мещанской семье, девушка получила домашнее воспитание. Она не имела образования, девушка была обучена рукоделью, справлялась со всей домашней работой. Катерину с самого детства приучали к работе, научили всем обычаям и внушили к уважению и почитанию христианских обычаев. Так с детства ее воспитывали и говорили что нужно любить церковь, Катерина выросла религиозной и набожной девушкой учитывала все традиции.

Ее красота и душевность выражалась в молитвах, Катерина была так верна и преданна религии и любила бога. Она ко всему окружающему относилась трогательно, ее голос был нежным и чувственным. Эта девушка обладает хорошими качествами она добрая, с искренней и чистой душой. Но жить ей приходиться после замужества в строгости в темном царстве.

В детстве ее жизнь была другой свободной, взаимной и строилось все на доверительных отношениях. Катерина по натуре ранимый и чувственный человек, она все принимает близко к сердцу. Но в жизни бывают такие моменты, когда девушку выдают замуж не за любимого ей человека, и не по ее воле и с этого момента вся ее дальнейшая жизнь протекает в муках и страданиях. Но смотря на все эти обстоятельства, она не сдается благодаря своему сильному характеру, верит и борется за лучшею жизнь для себя.

Она очень любит природу и восхищается ею, любит красоту и тянется к лучшему. Ее сны чувственны и искренние, а как она мечтала стать птицей обрести свободу и улететь. Но в доме ее мужа в семье Кабановых все по-другому, ее внутренний мир никто не понимает и ей сложно выживать в такой атмосфере.

Эта девушка яркая натура стремиться к благополучию в своей семье. Она искренне предана и верна богу, что боится совершить грех. Она переживает из-за любви к другому человеку, но ничего не может поделать с этим, если она просто любит и некому от этого не делает больно только себе. Душа ее не вина, и не запятнана, и она во избежание конфликтов становиться жертвой в этом темном царстве. Ей трудно она старается бороться со всеми жизненными обстоятельствами, которые происходят в доме ее мужа.        

Главная героиня страстная, романтичная и верна своему мужу, что нельзя сказать о ее супруге. Но сердце искренне любит другого человека, и она страдает от того что живет с не любимым и до конца жизни будет с ним она плачет, мучается и просит прощения у Бога из-за этих мыслей не может жить спокойно и счастливо. Ее трагедия в том, что ей сложно жить во лжи и не понимании. А в доме Кабановых ложь основная часть в жизни. Она не может противостоять и решает покончить жизнь самоубийством, так как не видела выхода из всей этой ситуации.

Образ и характеристика Катерины в пьесе Гроза Сейчас читают:
  • Сочинение на тему Слово как источник счастья

    Мы все приходим в этот мир с великим даром уметь говорить. Мы не знаем, откуда нам послан этот дар, но знаем, что произнесенные нами слова могут иметь разное значение. Они могут приносить как радость, так и огорчение. Добрые, приятные

  • Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова рассуждение

    Вера Алмазова живет со своим мужем небогатым офицером, все мысли которого в последнее время занимает успешная сдача экзаменов в Академии генерального штаба. Он долго пытался поступить туда и именно поэтому, с таким трепетом относится к своей учебе.

  • Герои романа Преступление и наказание сочинение

    Изначально Достоевский хотел сделать Родиона классическим деспотом, он обладал непомерной гордость, был высокомерен и презирал общество. Но во время написания романа, образ Раскольникова усложнился. Его университетский товарищ Дмитрий сетует

  • Сочинение по картине Грабаря Зимнее утро 5 класс

    Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Зимнее утро»Передо мной картина очень талантливого художника И. Э. Грабаря «Зимнее утро». Автор полотна, как мне известно, любил изображать зимние пейзажи. Каждая работа, созданная художником,

  • Сочинение Мои планы на будущее на русском языке

    Книга всегда являлась помощником человека в трудных ситуациях. Она не только тренирует память человека и способствует пополнению словарного запаса. Прежде всего, она пробуждает добрые чувства в читателе. Я хочу рассказать, как литература

  • Сочинение на тему Моя любимая сказка (5 класс)

    В мире так много сказок. Плохих и хороших. Добрых и необычных. Сказки созданы для того, чтобы научить людей чему-то. Мы все читаем сказки. Все они хороши и волшебны по-своему.

uchim-klass.ru

Образ Катерины в пьесе Гроза Островского сочинение по теме драмы

План

Пьеса Островского «Гроза» была написана за год до отмены крепостного права, в 1859 году. Это произведение выделяется среди остальных пьес драматурга благодаря характеру главной героини. В «Грозе» Катерина выступает основным персонажем через которого показан конфликт пьесы. Катерина не похожа на других жителей Калинова, её отличает особенное восприятие жизни, сила характера и чувство собственного достоинства. Образ Катерины из пьесы «Гроза» складывается благодаря совокупности многих факторов. Например, слов, мыслей, окружения, поступков.

Детство

Кате около 19 лет, её рано выдали замуж. Из монолога Катерины в первом действии мы узнаём о детстве Кати. Маменька в ней «души не чаяла». Вместе с родителями девочка ходила в церковь, гуляла, а после занималась какой-нибудь работой. Обо всём этом Катерина Кабанова вспоминает со светлой грустью. Интересна фраза Варвары о том, что «у нас то же самое».

Вот только теперь у Кати нет ощущения лёгкости, теперь «всё делается по принуждению». По сути жизнь до замужества практически не отличалась от жизни после: те же действия, те же события. Но теперь Катя относится ко всему иначе. Тогда она чувствовала поддержку, чувствовала себя живой, ей снились удивительные сны о полётах. «И сейчас снятся», да только намного реже. До замужества Катерина ощущала движение жизни, присутствие неких высших сил в этом мире, она была набожной: «страсть как любила в церковь ходить!» С самого раннего детства у Катерины было всё, что ей нужно: любовь матери и свобода. Теперь же, волею обстоятельств, она оторвана от родного человека и лишена свободы.

Окружение

Катерина живёт в одном доме с мужем, сестрой мужа и свекровью. Одно это обстоятельство уже не способствует счастливой семейной жизни. Однако положение ухудшает тот факт, что Кабаниха, свекровь Кати, жестокий и алчный человек. Алчность тут стоит понимать как страстное, граничащее с сумасшествием, желание чего-либо. Кабаниха желает подчинить всех и всё своей воле. Один опыт с Тихоном у неё прошёл удачно, следующая жертва — Катерина. Несмотря на то что Марфа Игнатьевна ждала свадьбы своего сына, невесткой она недовольна. Кабаниха не ожидала, что Катерина будет настолько сильна характером, что сможет безмолвно противостоять её влиянию. Старуха понимает, что Катя может настроить Тихона против матери, она боится этого, поэтому всячески пытается сломить Катю, чтобы избежать подобного развития событий. Кабаниха говорит, что жена давно стала Тихону милее матери.

«Кабаниха: Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов: Да нет, маменька! Что вы, помилуйте!
Катерина: Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова: Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Катерина: Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»

Ответ Катерины достаточно интересен по нескольким причинам. Она, в отличие от Тихона, обращается к Марфе Игнатьевне на ты, как бы ставя себя вровень с ней. Катя обращает внимание Кабанихи на то, что не притворствует и не пытается показаться той, кем не является. Несмотря на то что Катя выполняет унизительную просьбу стать перед Тихоном на колени, это не говорит о её смирении. Катерину оскорбляют ложные слова: «напраслину-то терпеть кому приятно?

» — таким ответом Катя не только защищает себя, но и упрекает Кабаниху во лжи и злословии.

Муж Катерины в «Грозе» представляется серым человеком. Тихон похож на великовозрастного ребёнка, который устал от опеки матери, но при этом не пытается изменить ситуацию, а лишь жалуется на жизнь. Даже его сестра, Варвара, попрекает Тихона тем, что тот не может оградить Катю от нападок Марфы Игнатьевны. Варвара единственный человек, который хоть немного интересуется Катей, но всё же и она склоняет девушку к тому, что ей придётся врать и извиваться, чтобы выжить в этой семье.

Отношения с Борисом

В «Грозе» образ Катерины раскрывается и через любовную линию. Борис приехал из Москвы по делам, которые касаются получения наследства. Чувства к Кате вспыхивают внезапно, как и ответные чувства девушки. Это любовь с первого взгляда. Бориса беспокоит то, что Катя замужем, однако он продолжает искать встреч с ней. Катя же, осознавая свои чувства, пытается отказаться от них. Измена противоречит законам христианской морали и общества. Варвара помогает влюблённым встретиться. Целых десять дней Катя тайно встречается с Борисом (пока Тихон был в отъезде). Узнав о приезде Тихона, Борис отказывается от встреч с Катей, он просит Варвару уговорить Катю молчать об их тайных свиданиях. Вот только Катерина не такой человек: ей нужно быть честной перед другими и самой собой. Она боится божьей кары за свой грех, поэтому расценивает разбушевавшуюся грозу как знак свыше и рассказывает об измене. После этого Катя решает поговорить с Борисом. Оказывается тот собирается уезжать в Сибирь на несколько дней, но не может взять девушку с собой. Очевидно, что Борису на самом деле не нужна Катя, что он не любил её. Но и Катя не любила Бориса. Точнее, она любила, но не Бориса. В «Грозе» Островский образ Катерины наделил свойством видеть во всём хорошее, наделил девушку удивительно сильным воображением. Катя додумала образ Бориса, она видела в нём одну из его черт — непринятие действительности Калинова — и сделала её основной, отказываясь видеть другие стороны. Ведь Борис приехал просить денег у Дикого, так же, как это делали другие калиновцы. Борис был для Кати человеком из другого мира, из мира свободы, той, о которой мечтала девушка. Поэтому и сам Борис становится неким воплощением свободы для Кати. Она влюбляется не в него, а в свои представления о нём.

Драма «Гроза» завершается трагически. Катя бросается в Волгу, осознав, что не сможет жить в таком мире. А другого мира не существует. Девушка, вопреки своей религиозности, совершает один из самых страшных грехов христианской парадигмы. Чтобы решиться на такой поступок нужна огромная сила воли. К сожалению, другого выбора в тех обстоятельствах у девушки не было. Удивительно, но Катя сохраняет внутреннюю чистоту даже совершив самоубийство.

Подробное раскрытие образа главной героини и описание её отношений с другими действующими лицами пьесы пригодится 10 классам при подготовке к сочинению на тему «Образ Катерины в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению

obrazovaka.ru

Образ Катерины в «Грозе» Островского

(323 слова) Характер Катерины начертан автором неоднозначно: это чувствительная, набожная натура, но, тем не менее, смелая и отчаянная женщина, готовая на все ради любви. В этой неоднозначности передана естественность образа, воплотившего в себе черты реального человека.

Рабское положение чувства в мире расчета перекликается с рабским положением женщины в браке того времени. Катерина с самого начала лишена возможности выйти замуж по любви и жить добродетельно. Она оказалась нелюбимой с нелюбимым и была обречена влачить жалкое существование в «темном царстве» по меткому выражению критика Добролюбова. Умная и утонченная дворянка не могла примириться с застойным примитивизмом дома Кабанихи, но и изменить положение было не в ее власти. Как и полагается романтической героине, она бежит от реальности в смелую любовную авантюру. За это многие читатели и критики ее осуждают. Однако порок не свойственен страстной душе, ведь она же призналась в содеянном, не хотела лгать и притворяться. Честно и прямо говорит Катерина о своей любви, ей не жалко пожертвовать убогое существование на алтарь подлинной жизни – любви.

Пьеса «Гроза» — не только противопоставление «старого» и «нового», чувства и разума, но и борьба личности и толпы. Катерина стоит гораздо выше своего окружения по интеллектуальным способностям, и это осложняет ее жизнь. Ум и совесть порождают в ней ответственность перед собой и ясное осознание своей особости. Она не бросается в объятия Бориса очертя голову, она решила его полюбить, проявить себя, получить, наконец, свободу стать любимой. «Мне никто ничего не должен – я должна себе» — Катерина не обвиняет и не ждет, пока ее капризы удовлетворятся, а жизнь наладится. Она берет ситуацию в свои руки. «Греха не побоялась, разве побоюсь людской молвы» — говорит она, смело провозглашая свое право на личное счастье независимо от пересудов.

Самоубийство Катерины тоже нельзя назвать истерической выходкой. Она готова была бросить все и уехать с Борисом в Сибирь, но он смалодушничал и не взял ее с собой. После такого предательства у нее не осталось выбора. Гроза отгремела, но последствия рано или поздно довели бы грешницу до смерти. Жизни ей все равно уже не дадут.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Образ Катерины в драме «Гроза»

Согласно одной версии драма «Гроза» была написана Островским, когда он находился под впечатлением от одной замужней актрисы — Любы Косицкой. Образ Катерины в «Грозе» появился именно благодаря Косицкой, и интересно, что потом эта роль ей и досталась на сцене.

Катерина родилась в купеческой семье, дом их был зажиточным, а детство Катерины беззаботным и радостным. Сама героиня сравнила себя с вольной птичкой, и призналась Варваре, что занималась пока не вышла замуж чем хотела. Да, семья Катерины была хорошей, воспитание ладное, поэтому девушка выросла чистой и открытой. В образе Катерины ясно прослеживается добрая, искренняя, русская душа, которая не умеет обманывать.

Продолжим рассматривать образ Катерины в драме «Гроза» Островского, и отметим, что очень трудно было девушке жить с мужем без притворства, учитывая его семью. Если вспомнить Кабаниху, свекровь Катерины, держащую под страхом всех домашних, становится понятно, почему у этих персонажей драмы назрел конфликт. Конечно, Кабаниха действовала методами унижения и запугивания, и некоторые смогли приспособиться к этому и смириться. Например, Варваре и Тихону легче было создавать впечатление, что они полностью покорны матери, хотя вне дома и дочь и сын пускались в разгул.

Черты в образе Катерины в драме «Гроза»

Какими же чертами характера Катерина буквально пугала Кабаниху? Она была чиста душой, искренняя и горячая, не терпела лицемерия и обмана. Например, когда состоялся отъезд мужа, свекрови хотелось видеть невестку воющей, но не в правилах Катерины притворяться. Если обычай не принимает душа, значит не стоит ему следовать, считает девушка.

Когда Катерина поняла, что любит Бориса, она не стала скрывать своих чувств, рассказав о них. О любви Катерины узнала и Варвара, и свекровь, и сам муж главной героини. В натуре девушки мы видим глубину, силу и страсть, и ее слова хорошо выражают эти черты личности. Она рассуждает о людях и птицах, почему люди не могут летать так же? В итоге Катерина говорит, что она не будет терпеть несносную и опостылую жизнь, и в крайнем случае решится на роковой шаг — кинуться в окно или утопиться в реке. Размышляя над этими словами, можно лучше понять образ Катерины в драме Островского «Гроза».

Наконец, каких усилий стоило девушке рассказать о своих чувствах Борису! Ведь Катерина была замужней женщиной, но страсть к свободе и желание быть счастливой, а также сила воли, проявились в этом смелом поступке. Островский противопоставляет эти черты характера Катерины миру Кабанихи (Марфа Кабанова). В чем это проявляется? Например, Кабаниха слепо преклоняется перед традициями старых времен, и это не порыв души, а возможность не потерять власть над другими. То же можно сказать и о религиозном отношении, ведь для Катерины ходить в церковь — это естественно и приятно, в Кабаниха исполняет формальность, и житейские вопросы ее волнуют больше, чем мысли о духовном.

К чему стремится Катерина

Важный момент, который надо учесть, говоря об образе Катерины в драме «Гроза»,— то, что она полна религиозного страха. Девушка думает, что кара за грех от Господа и гроза, которую она отождествляет с этими понятиями, страшны и суровы. Все это вместе с чувством вины побуждает ее при всех рассказать о совершенном грехе. Катерина принимает решение бежать из семьи, которую она не принимает душой и сердцем. Муж испытывает к ней жалость, но избивает, ведь так нужно делать.

Борис, возлюбленный Катерины, не может помочь ей. И хотя он сочувствует ей, видно, как он бессилен и проявляет слабость, безволие. Оставшись в одиночестве, Катерина решает броситься с обрыва. Некоторые приписывают такое действие слабоволию девушки, но Островский хотел показать силу ее личности, что опять же, дополняет образ Катерины.

В заключение можно сказать, что в Катерине воплотилась прекрасная русская душа — чистая и светлая. Ее душа противопоставлена самодурству, хамству, жестокости и невежеству — качествам, которые присущи многим людям не только во времена написания драмы, но и сегодня.


Надеемся, что рассмотрение образа Катерины в драме «Гроза» Островского оказалось для вас полезным. Другие статьи по теме:

reedcafe.ru

Образ Катерины

Катерина задумана Островским как положительный образ, с цельным, смелым, решительным и свободолюбивым характером и в то же время светлым, любящим, созидательным, исполненным глубокой поэзии. Он всячески подчеркивает ее связь с народом. При всем развитии действия Островский говорит о победе Катерины над темным царством.

Жизнь Катерины в родительском доме была схожа в отношении быта с домом Кабановых, те же странницы с их рассказами, чтение житий святых, посещение церкви. Но эту «бедную содержанием жизнь она восполняла своим душевным богатством».

Весь рассказ о жизни Катерины проникнут большой нежностью к прошлому и ужасом перед настоящим: «Таково хорошо было» и «я у вас завяла совсем». И самым ценным, утраченным теперь, было ощущение воли. «Я жила точно птичка на воле», «…что хочу, бывало, то и делаю», «матушка меня не принуждала». И на замечание Варвары, что быт дома родителей Катерины похож на их быт, Катерина восклицает: «Да здесь все как будто из-под неволи». Удивительно просто, искренне, так, как чувствует, без единого украшающего слова рассказывает Катерина: «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью».
Церковь и религия с юности заняли большое место в жизни Катерины.

Выросшая в патриархальной купеческой семье, она не могла быть иной. Но ее религиозность отличается от обрядового фанатизма Диких, Кабаних не только своей искренностью, но и тем, что все, связанное с религией и церковью, она воспринимала прежде всего эстетически. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно бывало я в рай войду».

Церковь насытила образами ее фантазии и сны. Глядя на солнечный свет, льющийся из купола, она видела в нем поющих и летающих ангелов, «снились ей храмы золотые».
От светлых воспоминаний Катерина переходит к тому, что она переживает сейчас. Катерина глубоко искренна и правдива, она хочет все рассказать Варваре, ничего не утаить от нее.

С характерной для нее образностью, стремясь как можно точнее передать свои ощущения, она рассказывает Варваре: «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то; кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уже не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду».
Все эти образы свидетельствуют о богатстве душевной жизни Катерины.

Сколько тончайших нюансов зарождающегося чувства передано в них. Но когда Катерина пытается осмыслить то, что происходите ней, она опирается на понятия, воспитанные у нее религией; проснувшееся чувство она воспринимает сквозь призму своих религиозных представлений: «Грех у меня на уме… не уйти мне от этого греха». И отсюда предчувствие беды: «Перед бедой перед какой-нибудь это…», «Нет я знаю, что умру» и т.д.

Религия не только наполнила своими образами ее фантазии и сны, она опутала ее душу страхом — страхом «геенны огненной», страхом греха. Смелая, решительная Катерина, не боявшаяся даже грозной Кабанихи, не боявшаяся смерти — боится греха, везде ей мерещится лукавый, гроза ей представляется наказанием божьим: «Мне умереть не страшно, а как подумаю, что вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговора-то — вот что страшно».

Катерине присуще постоянное стремление куда-то, жажда справедливости и правды, неумение терпеть обиды. Не случайно в качестве примера проявления своего горячего сердца она вспоминает случай из раннего детства, когда ее кто-то обидел, и она уехала на лодке: «…дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять».

Наряду с горячностью и решительностью Катерины Островский показывает ее чистоту, неопытность, девичью застенчивость. Услышав слова Варвары: «давно уже я заметила, что ты любишь другого человека», Катерина пугается, ей страшно, быть может, потому, что то, в чем она не смеет себе признаться, стало явным. Ей хочется услышать имя Бориса Григорьевича, ей хочется узнать о нем, но она не спрашивает об этом. Робость заставляет ее только поставить вопрос: «Ну так что ж?» Варвара высказывает то, в чем Катерина сама боится себе признаться, в чем она обманывает себя. То она стремится доказать себе, что любит Тихона, то она и думать не хочет о Тихоне, то она с отчаянием видит, что чувство сильнее ее воли, и эта неодолимость чувства кажется ей страшным грехом. Все это необыкновенно выразительно отражается на ее речи: «Не говори мне про него, сделай милость, не говори! Я его и знать не хочу. Я буду мужа любить». «Разве я хочу об нем думать; да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни задумаю, он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак».


Стремясь победить свое сердце, она все время апеллирует к своей воле. Путь обмана, такой обычный в темной царстве, неприемлем для Катерины. В ответ на предложение Варвары: «А по-моему делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего. Уж я лучше терпеть буду пока терпится»; или «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь». «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь».


Катерина не хочет лгать, Катерина не знает компромиссов. Слова ее, необыкновенно решительно, энергично сказанные, говорят о ее цельности, безудержности, способности идти до конца.

 

biblioman.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *